Как нужно работать над собой чтобы научиться созерцать – Созерцание

Созерцание

Энциклопедия Йоги. Йога — способ жизни на земле. > Медитация | Cамадхи | Сон > Созерцание

Назначение созерцания  — Научить практикующего работе с информационным полем без мыслей и эмоций.

Что такое созерцание

 Созерцание — это одна из ступеней йоги; На низшем уровне это Пратьяхара (отключение сознания от чувственных объектов). На высшем — Самадхи.

В жизни мы часто встречались с этим понятием; с различными его определениями, описа­ниями. Вспомните, как размышляя на какую-либо тему с открытыми глазами,   параллельно с этим вы видели и окружающее вас, но при этом вы совершенно не реаги­ровали на виденное вами (вам не было дела до увиденного, по этому поводу у вас нет никаких ре­акций — ни мыслей, ни чувств, ни эмоций). Данное видение очень похоже на созерцание.

 

 

Другими словами созерцание — это взаимодействие с окружающим вас миром с наимень­шим энергообменом.

Что общего и в чём отличие созерцания от медитации

Отличие между ними в том, что   Созерцание — это пассивное наблюдение, бездействие и покой, т.е. энергосберегаю­щее состояние.   Медитация — это размышление, действие, движение, умственное действие (рассуж­дение, анализ, восприятие органами чувств, мечты и т.п.), т.е. энергозатратное состояние. Дру­гими словами — это работа.

— Общим для медитации и созерцания является то, что оба эти понятия характеризуют строго определённый вид деятельности, который происходит только при высочайшей степени рас­слабления, гораздо большей, чем во время сна. Этот момент, часто опускаемый неквалифициро­ванными функционерами от йоги (инструкторами, преподавателями, разного толка горе-писателями, новоиспечёнными «гуру» и т.д.), является ключевым.

Чему надо научиться в созерцании:

  1. Научиться отключать мысли.
  2. Научиться видеть — это самое трудное.
  3. Научиться видеть то, что вы хотите, — это самое главное.

Этапы освоения созерцания

  1. Произвольное отключение мыслей.
  2. Убрать любые мысли, пришедшие или внедряемые в вас, сказав себе мысленную фразу: «Пусть эта мысль придёт ко мне потом, когда она мне понадобится и если она мне понадобится». Мысль исчезнет и появится новая, но по мере применения данного алгоритма работы с мыслями генерация мыслей будет замедляться. Человек не может «не мыслить», но мо­жет отключаться от них. Существует закон: «Две мысли и более одновременно прийти не могут». Обилие мыслей в голове в данную секунду — это кажущееся явление, связанное со скоростью по­ступления мыслей.
  3. Увеличивать промежутки между мыслями, пассивно «добиваясь» со­стояния безмыслия. Помните!!! Если нам чего-то очень хочется, мы всегда начинаем прилагать усилия, а это уводит нас на недосягаемое расстояние от требуемого состояния (созерцания). Всё должно происходить на фоне высочайшей степени расслабления и полного безразличия.
  4. Когда в поле зрения появится точка любого цвета, учиться ее удерживать и переме­щать, потом расширять до размеров экрана.
  5. Научиться представлять статическую картину (дом, комнату, квартиру, по не че­ловека, т.е. любые предметы, но неодушевленные).
  6. Научиться видеть без мыслей и восприятия всеми органами чувств (отключение органов чувств: обоняния, осязания, слуха, вкуса, зрения, равновесия, интуиции и т.д.).

Согласно терминологии, принятой в Школе Йоги Гуру Ар Сантэма, практику созерцания разделяют на три ста­дии: низшее, среднее и высшее созерцание.

Низшее созерцание

Осваивать созерцание можно в любое время суток, в любой удобной для вас позе, лучше сидя, важно, чтобы в позе ничто не мешало и не отвлекало. На первом этапе удобнее практико­ваться в спокойном месте без внешних раздражителей. Первое, с чего необходимо начинать, это научиться фиксировать мысли, далее — работать с ними. Последней стадией освоения созерцания является умение приводить себя в состояние без мыслей, не испытывать ни чувств, ни эмоций.

Для этого сядьте удобно, закройте глаза и постарайтесь ни о чем не думать. Попробуйте ощутить состояние комфорта. Не в том смысле, что вы в восторге от удобства, а в том, что вам ни­что не мешает, не беспокоит. Состояние блаженства, удовлетворённости, на лице — удовольствие, улыбка.

Умение расслабить тело на этапе освоения созерцания очень важно, так как участки мы­шечного напряжения в теле напрямую связаны с мыслительной деятельностью ума. Ум и тело тес­но связаны. Расслабляя тело, вы тем самым расслабляете ум, и наоборот.

Итак, вы расслаблены, но мысли продолжают привлекать к себе ваше внимание. Это нор­мальное состояние. Ошибка начинающих состоит в том, что чрезмерное желание убрать мысли, наоборот, создаёт лишнее напряжение тела и тем самым генерирует дополнительные мысли. По­лучается замкнутый круг: желание ни о чём не думать порождает напряжение тела, а напряжение тела ведёт к усилению ментальной активности. Постарайтесь просто не реагировать на приходя­щие мысли, отслеживать их, но не пускаться в обдумывание приносимой ими информации. На этом этапе вы найдёте свой личный способ, позволяющий фиксировать приход мысли, и на про­тяжении некоторого времени будете учиться не реагировать на них.

Неудачи на пути освоения созерцания не должны огорчать вас, так как параллельная прак­тика выполнения асан и пранаям, организация правильного режима работы и отдыха, а также пра­вильное питание постепенно изменят вас. Не торопитесь.

Наши мысли являются продуктом нашего тела, они рождаются при его взаимодействии с окружающим нас миром. Они несут с собой не только информацию, но и энергию. Отсутствие же должной реакции на них является непозволительной роскошью с нашей стороны, ведь это энергия. Предложенный алгоритм поведения автоматически уменьшает количество мыслей, с одной сторо­ны, и экономит энергию — с другой. Как следствие — интервал между мыслями будет удлиняться. 

Практикуйте созерцание таким образом не менее 10-30 минут ежедневно. Ваша задача на первом этапе — научиться удерживать состояние созерцания, блаженства, увеличивая промежутки между мыслями.

Другой вариант освоения созерцания.

Попробуйте представлять или смотреть на статическую картину (дом, комнату, пейзаж). Основное требование к такой картине — её статичность, чтобы в ней не было живых людей, жи­вотных, и отсутствие движущихся стихий, как, например, горящий огонь, текущая вода и тому по­добное. Не рекомендуется представлять изображения людей, использовать картины художников, так как на это тратится лишняя энергия. Можно использовать штампованные этикетки спичечных коробков, где мало энергии художника. Можно созерцать узоры на листьях, камнях и других предметах.

После созерцания картины в течение около 30 секунд необходимо закрыть глаза и предста­вить её внутренним взором. При этом надо стараться не только воспроизвести и удержать картину, но и убирать возникающие мысли.

В начале практики обычно нет реального видения с закрытыми глазами, поэтому надо представлять образ и ставить его перед собой; если он убегает — возвращать и опять ставить. Не­обходимо добиться устойчивости образа. Если возникает негативное, как на фотопленке, изобра­жение, его надо переводить мысленно в позитивное, как на фотографии.

Задача та же самая: научиться удерживать представление, или смотреть, не размышляя, не разглядывая, отводя все приходящие мысли, и увеличивать промежуток между ними; добиться со­стояния созерцания без мыслей.

Среднее созерцание

Эта стадия характеризуется возникновением перед внутренним взором практикующего разных картин, статических, движущихся, как в калейдоскопе. Это испытание на эмоциональную реакцию. Здесь легко быть пойманным на удовольствии, кайфе, и всю жизнь просидеть, разгляды­вая мультики. Но могут поймать и на негативных эмоциях. Представьте, что с вами играют, как с котенком, бантиком на верёвочке. Пока ему интересно, с ним забавляются. Поэтому важно убрать все мысли и эмоции, быть бесстрастным. Когда вы не реагируете, от вас отстанут.

Высшее созерцание

На этой стадии никакой картины нет, и вы не испытываете потребности в сё существовании или удержании. Есть эфир — светлая пустота — и всё. Теперь вы можете по желанию заказывать любую картину и созерцать её. К этому времени очень важно научиться созерцать всё абсолютно спокойно, без эмоций. Эмоции могут быть в пределах индивидуальной контролируемой нормы, но норма эта очень маленькая. Дело в том, что при высшем созерцании (реальном), проявление эмо­ций может привести к негативным последствиям, вплоть до гибели практикующего.

Причины обилия мыслей в голове

  • Внешние: воздействие параллельных пространств. С вами играют, как кошка с мышкой, сущности из параллельных миров. Аналогия: муравьи и мы, они нас не видят, живут в двухмерном пространстве, а мы их видим, так как живём в трёхмерном пространстве.
  • Внутренние: мечтания и желания человека.

Время занятий созерцанием: любое. Продолжительность созерцания: как можно дольше, но не менее 10 минут в день. Поза в созерцании:  Любые удобные устойчивые сидячие позы, пальцы рекомендуется сложить в Джнани-мудру. Ничего не должно мешать, отвлекать внимание.

Физиологический эффект созерцания

  • Успокаивает нервную систему
  • Нормализует обмен веществ
  • Восстанавливает режимы работы внутренних систем, органов и тканей организма.

 Энергетический эффект:

  • Увеличивает жизненную силу
  • Сохраняет внутреннюю энергию.

Психический эффект:

  • Дает прилив бодрости.
  • Повышает активность
  • Придает уверенность
  • Устраняет меланхолию
  • Увеличивает жизненную энергию
  • Повышает уровень сознания
  • Помогает процессу осознания своих действий
  • Избавляет от иллюзий восприятия {притча о мудреце и разъяренном слоне, когда мудрец залез на дерево).
  • Очищает сознание.

Терапевтический эффект

  1. Снимает усталость
  2. Снимает головные боли
  3. Нормализует давление
  4. Убирает бессонницу.

Вопросы для размышления

  1. Что такое созерцание?
  2. Чем созерцание отличается от медитации?
  3. Чему необходимо научиться в созерцании?
  4. Почему желание мешает созерцанию?
  5. Откуда берутся мысли?
  6. Почему глубокое расслабление является необходимым условием созерцания?
  7. Опишите этапы освоения созерцания.
  8. Что происходит с организмом человека на разных этапах созерцания? Или: По­чему созерцание обладает таким мощным целительным эффектом?
  9. Почему созерцание стоит в конце комплекса?
  10. Как меняется ваше состояние после выполнения созерцания?

 

 

all-yoga.ru

Умение созерцать. Статья раздела «Самопознание. Путь к себе». Эзотерика и духовное развитие.

Ты видел когда-нибудь, как ребенок смотрит на лампочку или луну? Маленькие дети и новорожденные открывают для себя духовные техники естественным образом: они смотрят пристальным немигающим взглядом, задерживают дыхание, подражают животным, кувыркаются, стоят на голове, сидят неподвижные, произносят одни и те же слова до тех пор, пока для них все, что их окружает, не перестает существовать. Источник — Эзотерика. Живое Знание

Перестань задумываться о том, что медитация – это что-то особенное. Прекрати вообще выносить какие-либо суждения. Взгляни на окружающий мир так, как будто ты только что прибыл на Планету Земля. Рассматривай естественные очертания скал, деревья, которые корнями уходят вглубь земли, а кроной достигают небес. Наблюдай за растениями и животными, а также – за их взаимоотношениями друг с другом. Взгляни на себя глазами кота, гуляющего по парку. Посмотри на дерево через его сущность. Постарайся разглядеть гору через ее необъятную величину. Когда же твой мозг позволит всем объектам природы вокруг тебя оставаться в своей первозданности, исчезнут и сами объекты, и мозг – останется только всеобщее единство, затаившее дыхание.

Созерцание – это такое упражнение, при котором все чувства и ум настраиваются на восприятие какого-либо действия или объекта. Это может быть что-нибудь материальное (картина, пейзаж, человек), это может быть какая-нибудь идея (Любовь, Вера, Свет, Разум), так же можно созерцать в никуда (безобъектное созерцание). В течение созерцания, интеллект поддерживает и фокус внимания на предмете, и уровень восприятия.

Созерцание – это развивающая практика, расширяющая сферу Сознания, в которой проживает человек. Созерцание развивает человека, дает ему ощутить собственное развитие, нащупать верный путь. Как результат – испаряются проблемы, болезни перестают появляться, открываются новые уровни знания, энергии и появляется совершенное интуитивное знание о мире.

Процесс созерцания простой и эффективный. Любой человек, который понял суть процесса, способен созерцать без какой-либо подготовки. Практика созерцания очень хорошо влияет на развитие детей. Дети уже с двух лет от роду могут заниматься этим, если им разъяснить что к чему, а зачастую, как бывает, они и сами приходят к этой практике. Практика созерцания ведет к интеллектуальному, духовному и психическому развитию ребенка.

Созерцание приносит практикующему все, что ему нужно на пути своего духовного развития. По мере роста, процесс созерцания изменяется нужным образом, что соответствует современному состоянию созерцающего. Эти изменения происходят естественно и незаметно, гармонично подстраиваясь под потребности практикующего. И поэтому, практика созерцания имеет эффективность уже в самом начале.

В виду того, что созерцательные техники для каждого человека индивидуальны, процесс и результат также будут отличаться у всех практикующих. Поэтому нет смысла сравнивать свой опыт в практике с опытом других, которые занимаются по той же схеме. Разве что, только для расширения собственного кругозора или из любопытства.

Как проводить пассивное созерцание

Сядь как тебе удобно, постарайся расположиться так, чтобы твоя спина находилась в прямом состоянии естественно и без напряжения. Или можешь сесть на стул, касаясь ногами пола, колени при этом должны быть согнуты под прямым углом; можешь – на пол, со скрещенными ногами; можешь, если тебе это не трудно, сесть в «позу лотоса» (расположить ступни на бедрах). В любом случае, положение тела должно быть настолько удобным, чтобы ты смог провести минут 20 — 30 без ощущения дискомфорта.

Суть упражнения уже обозначена в названии – пассивность.

Интеллект должен быть пассивен. Ум не должен мыслить, но и при этом не должен засыпать. У обычного человека, когда ум не спит, он всегда чем-нибудь занят (обдумыванием, творчеством, решением чего-либо и т.д.). Он реагирует на любые раздражители и машинально обрабатывает их. Это одно состояние ума, другое – сон.

Но существует и третье состояние, в котором ум находится очень редко – его полная пассивность. В этом состоянии нет мыслительного процесса, нет аналитической работы, нет реакции на раздражители. Такое состояние происходит между бодрствованием и засыпанием и обычно длится всего несколько секунд. Иногда его можно почувствовать утром, во время пробуждения. В таком случае, ты осознаешь, что еще спишь, но, тем не менее, уже понимаешь, что творится вокруг. Примерно в таком же состояние прибывает ум в пассивном созерцании.

Поначалу вход в это состояние и поддержание его – трудная задача. Тут нужна тренировка. Обыкновенный человек затруднится с выполнением этой практики. Он скажет: «Или я думаю, или я сплю». По правде, начинающие во время практики очень часто проваливаются в сон, в особенности, если выполняют ее в лежачем положении. Но постоянные тренировки приведут к успеху.

Закрой глаза и сконцентрируйся на появляющихся мыслях. А, это самое важное в данной практике – не следуй за мыслями, не развивай их, не создавай новые. Не думай вовсе, сфокусируйся на «недумании» (только не думай об этом). Будь предельно пассивным. Будь незаинтересованным, безразличным наблюдателем проходящих мыслей и возникающих раздражителей.

Как только заметишь, что следуешь за какой-то мыслью (включился процесс думанья), немедленно отпускай ее и восстанавливай состояние пассивности. Лишь наблюдай за приходящими и уходящими мыслями без какого-либо интереса. Этот процесс – будто непринужденное наблюдение за течением реки. Ты отдаешь себе отчет в том, что река перед тобой течет, но это тебя вовсе не интересует, ты просто смотришь и не следишь ни за чем конкретным.

Поначалу, когда будешь практиковать созерцание пассивности, ты заметишь, что тебе удается в течение нескольких секунд сохранять «состояние беспристрастного наблюдателя». Но затем, какая-то мысль цепляет тебя, и ты умом устремляешься за ней.

По мере выполнения практики, время «безмыслия» будет расти.

В начале, в уме много мыслей, которые вертятся в нем, хаотично возникают и пропадают. Практикуй, и ты заметишь, что количество мыслей постепенно убывает, сигналы от органов чувств отвлекают тебя все меньше, а ум становиться все спокойнее. В итоге, останется одна единственная мысль: «Ни о чем не думай, ни на что не обращай внимания». Или так: «Мой ум совершенно пассивен» – частичку «не» лучше не использовать.

Когда и эта последняя мысль уйдет – Свет будет ясно и отчетливо видно. Его проблески могли уже появляться в промежутке между мыслями, и раньше ты мог их замечать. Некоторые люди,(особенно, которые уже практиковали что-то подобное) даже с первой попытке созерцания, могут видеть сполохи Света.

Во время практики созерцания ты можешь «слышать» звуки. Но они воспринимаются не органами слуха. У них такая же природа, что и у Света – это проявления «Я». «Я» есть всегда, но интеллект, занимаясь ежедневной работой, часто даже не замечает информации, которую он транслирует. Но стоит лишь интеллекту успокоиться, как «Я» сразу же проявляется. И эти первые проявления и являются этим самым Светом и «звуками». Чем более пассивным будет интеллект, тем больше сообщений от «Я» возможно распознать и получить. Чем глубже будет расслабление и пассивность, тем чище будут восприниматься проявления «Я», в виде Света и Любви. И однажды, пассивное созерцание ума, превратится в созерцание Света, Любви.

Ну а когда ты начнешь созерцать Любовь, тебе уже никакие советы не понадобятся. Ты и так все будешь знать сам.

Расслабление и созерцание будут точно такими же, но только с одной оговоркой – это уже медитация. Когда мыслительный процесс отходит на задний план, проявляются Любовь и Свет, ты находишься в состоянии медитации (нет ни мыслей, ни иллюзий). Если в данный момент измерить специальным прибором излучение твоего мозга, то он показал бы, что ты находишься в состоянии «дельта».


Медитация начинается с того момента, когда интеллект полностью выключился, но не заснул. Он находится в пассивном состоянии, но не теряет при этом осознания и может следить за тем, что творится в уме. Он не вмешивается, не комментирует. Это состояние очень трудно описать интеллектуальными категориями, поскольку сама медитация находится за пределами интеллекта.

Рейтинг: 2.46 (Проcмотров: 4914)

Читайте раздел Путь самопознания на портале эзотерики naturalworld.guru.

naturalworld.guru

Созерцание. Суть созерцания

Созерцание

Созерцание является одним из самых важных упражнений для тех, кто всерьёз занимается йогой, особенно на этапе освоения раджа-йоги.  И для всех, кто занимается любой другой практикой саморазвития. Существует такое высказывание, что полное дыхание йогов, созерцание и шавасана являются главными упражнениями в йоге.  С этим вполне можно согласиться.

В йоге созерцание – это определённое состояние сознания, определённый способ взаимодействия с миром. А также это практика ступени пратьяхары. Это состояние является базовым для практики раджа-йоги и основой для медитации.

Чтобы описать это состояния, я сначала опишу упражнение. А потом на его основе прокомментирую смысл этого упражнения и суть созерцания.

Упражнение созерцание

Сядьте в любую удобную позу на полу, на стуле или в кресле. Расслабьтесь. Поместите ладонь своей руки перед собой.  На протяжении упражнения ладонь остаётся неподвижной. Смотрите на ладонь, внимательно  рассматривая рисунок линий.

При этом взгляд медленно, с интересом и удивлением скользит по линиям ладони.

Смотреть надо очень внимательно, стараясь рассмотреть мельчайшие подробности, мельчайшие детали. Здесь важно, чтобы фокус зрения и фокус внимания совпадали (поэтому упражнение выполняется без очков, даже если вы постоянно носите очки).

При выполнении этого упражнения стараемся ни о чем не думать.  Собственно, при помощи этого упражнения мы будем избавляться от внутреннего диалога.

По началу мысли будут возникать часто. Это нормально.  Даже для спокойного, уравновешенного человека удержаться от мыслей на 10-15 секунд – хороший показатель.

Если мысль возникла, спокойно отвлеклись на  неё, обратили внимание на  эту мысль и вернулись к разглядыванию ладони — продолжили упражнение. Время, которое вы удержались от мыслей желательно  засекать по часам по секундной  стрелке.

Длительность упражнения, по началу, может быть 5-10 мин. Постепенно время упражнения можно довести до получаса. Не торопитесь, помните о принципах развития.

Место, где вы выполняете упражнение, следует регулярно менять и менять ладонь, на которую вы смотрите. Следует также менять положение ладони при каждом следующем выполнении упражнения. Всё это для того, чтобы не возникла привычка созерцать только в одном месте и в одном положении.

Комментарии к упражнению

Сначала о внимании. Внимание подвержено влиянию органов чувств, эмоций и мыслей. Это влияние может быть сознательным или бессознательным.

Внимание – это инструмент сознания, который формирует каналы  поступления энергии и информации. Внимание может одновременно создать множество каналов и в этом смысле чем-то похоже на спрута с множеством  щупалец  (так устроен мир – любая энергетическая структура может иметь свой материальный аналог). Например, одновременно мы можем слушать музыку, смотреть на огонь, о чём-то думать…

Удивление – реакция сознание на новую информацию, имеет приоритетное воздействие на внимание.

Интерес  — тоже инструмент сознания, прикрепляет внимание к объекту, обеспечивая поступление  сигнала (энергии, информации).

Возвращаясь к упражнению – с удивлением и интересом рассматривая рисунок ладони, мы собираем все «щупальца» внимания в одном месте, фокусируем на одной точке.

Медленно перемещая фокус внимания по линиям ладони, мы учимся управлять вниманием (и фокусом внимания). Через некоторое время внимание снова начнёт реагировать на раздражители, станут появляться мысли.  В этом случае — отследили реакцию внимания, возникшие мысли и вернулись к созерцанию линий ладони.

Постепенно, по мере занятий, интервалы времени, в которые вы можете контролировать  своё внимание, будут увеличиваться.

Только не всё так просто. Внимание и ментальное тело (ум, мысли) в обычном случае ведут себя как живые существа, причем, как хозяева и просто так не сдадут свои позиции. У них есть для этого возможности и потенциал.

Они знают человека (своего хозяина) лучше, чем он сам знает себя.  После некоторых ваших успехов они предпримут  решительную попытку вернуть контроль себе.  Это произойдёт почти наверняка (допускаю, что, теоретически, варианты возможны).

Обычно, на практике, это выглядит примерно так: во время занятий человек начинает видеть нечто необычное – некие картинки, пространства, «мультики».

В любом случае это будет привлекательно, чудесно. Скорее всего, картинки будут  соответствовать  вашим интересам – теперешним или давно забытым. Задача – захватить ваше внимание.

Это сильный и коварный ход.  Если вы попадётесь на этот крючок, то рискуете навсегда утонуть в этом болоте иллюзий. Можете потерять  способность адекватно воспринимать мир.

Ответ простой. Если во время упражнения с вами начнёт  происходить что-то необычное (вы начнёте видеть картинки), или вас станут отвлекать очень «важные» мысли и идеи   – возвращайте внимание на ладонь и продолжайте с интересом и удивлением (достаточно лёгкого, едва заметного удивления) рассматривать линии на ладони.

Через некоторое время вы сможете взять под контроль внимание и мысли  и достаточно долго удерживать внимание сфокусированным на точке.

Например, если за два месяца упражнений вы сможете в течение пяти минут удерживать внимание, то это хороший показатель. Этот показатель на практике может варьировать в довольно широких пределах. Здесь эта цифра приведена как средневзвешенная, для ориентировки.

Заключение

Полагаю, что приведенное выше описание даёт достаточное представление о том, что такое созерцание. Это определённое состояние сознание, при котором контролируется внимание и мысли, а также отсутствует реакция на сигналы органов чувств и эмоции. Это состояние минимального энерго обмена между сознанием и предметом созерцания.

Упражнение в описанном выше варианте можно считать первым этапом освоения созерцания.

В дальнейшем упражнение следует усложнить – созерцать картины или пейзажи. Для этой цели также вполне годится смотреть на восход Солнца или на закат, или смотреть в небо (это сложнее). Это второй этап.

На третьем этапе картина должна быть динамичной, например, людная улица, рынок, остановка транспорта и т.д. можно выполнять упражнение во время движения – ходьба, бег, езда в транспорте (не за рулем, по крайней мере,  до тех пор, пока не станете Мастером).

В дальнейшем надо будет научиться созерцать образы (сначала образы предметов, картин, пейзажей  учатся фиксировать, точно воспроизводить  и удерживать  в памяти), внутренний мир, а затем пустоту.

Остаётся добавить, что правильно выполненное  созерцание оказывает благотворное влияние на физическое  и психо-эмоциональное состояние человека, его волю и дух, способствует развитию практически всех способностей.

P.S. В этой статье я не описывал в подробностях все этапы освоения созерцания. Скорее всего, в этом нет необходимости – после практического освоения первого этапа,  почти автоматически, от одного намёка, будет понятно, что делать дальше.

Желаю Вам успехов и всего доброго.

 

Автор статьи: Киризлеев Сергей.

kirizli.ru

Созерцание, что значит созерцание. Медитация и практика созерцания

В этой статье мы рассмотрим понятие созерцания с разнообразных сторон, чтобы читатель мог широко представить себе природу этого феномена. Мы рассмотрим, как понимают термин «созерцание» в различных философских течениях и каким образом вы можете применять практику созерцания во благо своему здоровью.

Что значит созерцание. Медитация созерцания

Созерцание — способ познавательной деятельности, реализующийся как непосредственное отношение сознания к предмету. Таково научное описание термина «созерцание». В европейской философии Иммануил Кант был одним из тех, кто стоял у истоков исследования этого феномена. Нам известна идеалистическая направленность работ философа.

В этом конкретном случае было бы интересно взглянуть и сравнить, как типично европейский философ, взращенный на христианской культуре и её ценностях, приходит к более или менее схожим выводам с буддийскими мыслителями в плане понимания «созерцания» как категории противоположной эмпирическому (практическому) познанию мира, и тем не менее выводя созерцание на тот самый уровень, когда оно превосходит это самое практическое знание, потому что созерцание непосредственно, оно не возводит стен между наблюдателем и наблюдаемым, а следовательно, возможностей понять изучаемую вещь или явление в его неизмененном состоянии неизмеримо больше по сравнению с эмпирическим изучением вещей.

Созерцание, хоть и может быть переведено как contemplation, что означает размышление, но это не логическое размышление, когда подключается разум, чтобы тут же использовать инструменты, находящиеся в его распоряжении: оценку, сравнение, логику. Созерцание — это априорная предпосылка восприятию, т. е. созерцание — это не результат, к которому ведёт интеллектуальная или духовная деятельность, но в первую очередь данность, то, что лежит в основании и без чего дальнейшие размышления, рефлексия были бы невозможны.

Для Канта созерцание и представление — взаимозаменяемые понятия, т. к. для объяснения своих выводов Кант использовал слово «Anschauung», что в переводе и означает ‘вид’, ‘наглядное представление’, то же самое «comtemplation». Если проанализировать ход его мысли, то станет понятным, почему выбрано именно это слово. В немецком языке корень schau означает ‘смотреть’. Смотреть — значит созерцать.

Мы не будем глубоко погружаться в изучение морфологии русского слова «созерцание», но даже на интуитивном уровне чувствуется, что со-зерцать имеет связь с такими словами как «зрить», «зеркало». Последнее для нас, пожалуй, особо интересно, т. к. само явление созерцания есть не что иное, как вглядывание в зеркало бытия. Бытие представлено тем, что нас окружает. Следовательно, то, что мы видим, есть отражение нас самих или иначе природа — это и есть мы. Это, казалось бы, не совсем привычное умозаключение совершенно не противоречит философии Вед, где Пракрити есть понятие материи, природы, которая сливаясь с Пурушей, мировой душой, «Я», творит Вселенную.

Возвращаясь назад к философии Канта, мы не можем утверждать, что понимание созерцания великим мыслителем из Кёнигсберга было идентичным тому, которое можно почерпнуть из Вед. Однако и Кант не остаётся на месте в своих размышлениях и в первую очередь называет пространство и время априорными формами созерцания, т. е. такими, без которых было бы невозможно никакое дальнейшее созерцание, потому что всё, что бы мы ни воспринимали, прежде всего воспринимается нами через призму пространства и времени. В этом смысле кантианская теория не менее фундаментальна, нежели философия Вед.

Созерцание рассматривается как глобальный феномен и с точки зрения Ведантизма и кантианства. Позднее, созерцание будет сведено к узкому понятию из области психологии, а также его возьмут на вооружение последователи нью-эйдж, поэтому фундаментальная природа этого понятия будет редуцирована в определённой степени лишь к практикам техник релаксации. Но давайте продолжим разговор о созерцании и природе.

созерцание, природа, тибет

Природа созерцания состоит в том, что вы изучаете то, что непосредственно окружает вас, но не с помощью таких привычных средств, как анализ с использованием логики, а проходя мимо них, не преодолевая их, но идя другим путём, напрямую. Созерцание есть непосредственное изучение реальности такой, какая она есть. Проходя сквозь барьеры, расставленные разумом, вы внутренним взором видите то, что есть, а это и есть сама суть буддизма. Снять последние оставшиеся завесы и посмотреть на мир открытым взглядом, увидеть его без предубеждения. Это в свою очередь возможно только тогда, когда окружающее нас пространство, вещи и мы становимся едиными. Это, по сути, медитация на практике без использования специальных приёмов медитации, таких как сознательная концентрация на чём-либо, контроль за дыханием или целенаправленное избавление от мыслительного процесса.

Созерцание природы и созерцание бога

Погружение в сам процесс созерцания является медитацией де-факто. Ещё более действенным можно считать созерцание природы как таковой. Для человека привычно наблюдать за природными процессами. Переключая внимание на них, мы не замечаем, как из исследователя природных явлений превращаемся в художников, созерцающих свою натуру издалека, сначала восторгающихся ею, а позже и соединяясь с ней в единое целое. Так же, как художник и образ его картины есть одно, так и Человек и Природа неразделимы. Цивилизационному прогрессу порой удаётся убедить человека в противоположном, заставить поверить его, что он повелитель окружающего мира, а не его составляющая часть.

Дело тут не в том, чтобы принизить человеческую натуру, представив его вместо властителя частью мозаики. Речь о другом. Цивилизация, возвышая человека якобы над Природой, таким образом, исключает его из её состава, и властвует он над ней исключительно с позиции силы. В то время, как реальное положение вещей совершенно не умаляет истинного статуса человека. Человек не повелитель, но часть творения Природы, и в нём Природа проявляет себя в виде квинтэссенции. Поднимаясь над Природой, считая её ниже себя, мы тем самым сознательно обрекаем себя на изоляцию, в то время, как по происхождению нам уготовано быть не столько отдельной частью Природы, сколько ею самой!

В человеке могущество Природы проявилось как ни в чём ином. Человек — это Вселенная. Но, к сожалению, мы сознательно снимаем с себя сей драгоценный венец, променяв его на блестящую корону управителя прогрессом. Что есть технический прогресс по сравнению с невиданными глубинами океанов и космических далей? Да всего лишь инструмент, и весьма несовершенный, для изучения этой самой Вселенной, которую так пока и не удалось разгадать и вряд ли удастся. Ведь если мы думаем, что это возможно, то мы признаёмся себе в том, что мы с нашими несовершенными методами и инструментами способны постичь совершенство Вселенной. Непознаваемость Вселенной, какими бы средствами мы ни пользовались, доказывает нам её безграничность и вместе с этим указывает на то, что и наша сущность изначально не может быть определена, а её масштабы измерены, т. к. мы и есть эта Вселенная.

Что значит созерцание бога

Созерцание есть одномоментное схватывание того, что есть, инсайт. Так определяли это явление мыслители прошлого. Простыми словами, созерцание — это и есть познание бога таким, какой он есть. Здесь есть некоторое противоречие, но это только на первый взгляд, т. к. несовершенство семантики языковых структур не позволяет нам выразиться точнее. Мы всегда должны помнить, что язык — это лишь уловный код для передачи некоторых логических концепций. Но язык мало помогает тогда, когда мы имеем дело с понятиями, выходящими за рамки того, что может быть понято логикой.

бог, созерцание

Когда мы говорим, что созерцание — это и есть познание бога, мы не имеем в виду антропоморфного бога, т. е. некоего человекоподобного образа. Напротив, здесь делается акцент на идею пантеизма (не следует понимать его как язычество), когда «Всё» — «пан» есть «бог» — «теос», а Вселенная подразумевает единство всех частей мироздания.

В какой-то мере в эту же категорию попадает и учение Веданты, ведь там тоже не существует бога в образе человека. Брахман — это также не бог-творец, а некое начало, субстанция, которая существует как данность. При этом он не занимает главенствующей позиции в иерархии, он сам во всём и причина его в себе. В этом поразительная схожесть древневедического знания с концепцией пантеизма, которая была разработана значительно позднее, уже во 2-й половине второго тысячелетия нашей эры. Выдающимися представителями этого философско-религиозного учения были Джордано Бруно, Мейстер Экхарт и Бенедикт Спиноза.

Таким образом, созерцая Природу, мы созерцаем бога, мы познаём бога через Природу, ведь Природа и есть воплощение бога. Много слов сказано о том, что созерцание обостряет ум и возвышает душу. На чём основаны эти серьёзные выводы? Разумеется, логически мы понимаем, что это так, но не помешает подкрепить наше интуитивное понимание недавними открытиями, сделанными специалистами из университета Шеффилда. «Данные, полученные в процессе измерения активности головного мозга, подтвердили тот факт, что природные пейзажи укрепляют связи мозга и синхронизируют работу различных его зон, а пейзажи искусственные, наоборот, нарушают эти связи и вносят дисбаланс в работу мозга».

Речь здесь идёт о том, что созерцание пейзажей природы влияет на мозг человека как медитация. Ведь погружение человека в медитационный процесс приводит к аналогичному эффекту — синхронизации работы обоих полушарий мозга и, как следствие, более многоплановому восприятию мира, более глубокому его пониманию. Можно сказать, что практика медитации, вне зависимости от выяснения причин того, что поспособствовало погружению в медитационное состояние, является мощным инструментом для саморазвития.

Можно не исполнять предписаний выполнения медитации, сидя в позе Лотоса и концентрируясь на циклах вдоха и выдоха, и при этом перейти в медитационное состояние благодаря созерцанию живописных окрестностей той местности, где вы решили провести свободное время. Хотя и это, по сути, не главное. Самое важное — это ваш настрой. Если вы склонны к тому, чтобы видеть прекрасное, вы его и увидите. Если к тому же вы не склонны к чрезмерному рационализированию, будете избегать делать какие-то выводы положительного или отрицательного порядка, то вы сможете обойти ловушки сознания и действительно погрузиться в полное, настоящее созерцание, которое и откроет для вас двери в мир медитации.

Практика созерцания

Практика созерцания или медитации может быть построена на чём угодно. Это могут быть обычные предметы, какие-то внутренние образы, также это может быть даже поток ваших собственных мыслей, как один из видов медитации, когда вы должны наблюдать собственные мысли, плавно протекающие перед вами, при этом не отдавая предпочтения ни одной из них, а лишь позволяя им появиться и угаснуть.

Созерцание солнца также может быть рассмотрено в качестве объекта для медитации. Есть такое направление, последователи которого занимаются созерцанием солнца (Sungazing). Хотя для них это в большей мере терапевтическая практика, однако, не стоит исключать и того, что неосознанно в этот момент также происходит погружение в состояние медитации, и хотя бы отчасти тот терапевтический эффект, который здесь имеет место, может быть отнесён на счёт медитации.

практика созерцания, медитация

Созерцание с практической точки зрения позволит вам справиться со стрессом. Погружение в новое состояние сознания освободит разум от бесконечных забот, что также благоприятно скажется и на состоянии здоровья. Нужно иногда давать мозгу передышку в его неустанной деятельности, а практика созерцания как раз и послужит началом прекращения внутреннего диалога.

Выделите хотя бы один день в неделе на то, чтобы выйти на природу или просто погрузиться в медитацию, созерцая пространство вокруг вас. Это совсем не трудно. Иногда мы неосознанно оказываемся в этом состоянии, не замечая его. Но такие моменты нужно отмечать, т. к. они могут заложить основу для последующих регулярных занятий медитационными практиками и работы над собой.

www.oum.ru

Тем, кто планирует работать над собой самостоятельно

Фильм «Отпетые мошенники»

Работать над собой лучше под руководством мастера. Залог успеха — ясные цели, качественные образцы, тренировка, обратная связь.
скачать видео

Фильм «Н.И. Козлов и Марина Смирнова»

Фильм «Консультируют Н.И. Козлов и Марина Смирнова»

Сколько часов ежедневно вы любите любимого, то есть работаете над собой?
скачать видео

Фильм «Как добиваться результатов в личностном росте? Н.И. Козлов»

Работать над собой, развивать себя вполне можно самостоятельно, полагаясь на собственные силы. Так в свое время работали Михаил (Михайло) Ломоносов, Александр Суворов, Наполеон Бонапарт, Бенджамин Франклин, Авраам Линкольн и многие-многие другие известные люди, оставившие большой след в истории своей страны. Они это делали без всякой посторонней помощи – и у них получилось! Значит, это может получиться и у вас. Другое дело, что сегодня работать над собой быстрее и эффективнее с помощью более опытных людей: учителей, педагогов, психологов и коучей​.

Психотерапевты здесь могут быть полезны также, но их роль скорее вспомогательная. Специализация психотерапевтов – лечение, не обучение, они заняты все-таки другим: они помогают человеку подняться из проблемного состояния в состояние здоровое. В самом широком понимании и это тоже можно назвать развитием личности, но точнее тут говорить о помощи в выздоровлении, в восстановлении нормального, эффективного функционирования. Ремонт не стоит путать с тюнингом.

С хорошей поддержкой работать всегда лучше, а одному (или одной) у многих не получается.

«То, что я раньше называла работой над собой, было лишь раздумьем над проблемами, оценкой собственного поведения, чтением философской и духовной литературы и отсутствием конкретных дел…»

И тем не менее, работать над собой можно и нужно. Главное делать это грамотно, чтобы были результаты, и работа доставляла радость. Работать над собой нужно умно, весело и с удовольствием. Умно — то есть делать именно то, что нужно, и так, как нужно. Успешные люди не практикуют 1000 движений по 3 раза. Они практикуют 3 движения по 1000 раз, но эти 3 движения — те, которые им нужны. Весело — потому, что так работать эффективнее. И с удовольствием, чтобы завтра работать хотелось снова.

Как сделать, чтобы работа над собой приводила к дельным результатам? Залог успеха — ясные цели, достойные образцы, тренировка, обратная связь. А еще лучше — качественная и проверенная временем методика. Сегодня самая популярная в России система развития себя — это Дистанция, система запланированного личностного развития, разработанная Н.И. Козловым. Сегодня с помощью Дистанции вы можете работать над собой из любого города и из любой страны мира — онлайн, через интернет. Приглашаем вас на Дистанцию онлайн!

Для тех, кто планирует работать совсем самостоятельно, даем основные подсказки.

От жизненного пинка — к образу жизни

Как правило, люди начинают работать над собой потому, что жизнь дала пинок и появилась конкретная, очень важная задача. Не просто возникла блажь «Вот, буду работать над собой!» — это проходит быстро, а когда в жизни стало что-то очень нужно, когда возникла настоящая необходимость. Однако жизнь пинает многих, а в красивый полет отправляются не все. Требуется еще — голова на плечах, понимание, что ныть и рассказывать о своих проблемах — бесперспективно, что себя вытянешь только ты сам. Ты сама. Хорошо. Жизнь подтолкнула, вы сделали правильные выводы и занялись собой. Долго ли продержитесь? Вот это — главный вопрос, и ваша главная задача — сделать так, чтобы работать над собой вам понравилось. Если вы поймете, что у вас получается, что у вас есть результаты и оно того стоит, вы будете двигаться дальше. Ваша задача — работу над собой сделать привычкой и образом жизни, чтобы по-другому вам жить стало бы просто странно, потому что вы тот, кто всегда в развитии, а валяться и жалеть себя — это — уже не вы! Далее см.→

Начинаем с постановки целей

Желание работать над собой чаще всего начинается с того, что человек сталкивается с теми или иными проблемами, но заниматься своими проблемами — путь тупиковый. Легче всего люди видят свои проблемы — то, что их тяготит и что им мешает. Заниматься своими проблемами можно долго, обычно это малопродуктивно↑. Чтобы эффективно двигаться вперед, важно другое — важно научиться грамотно ставить цели. Первое, что вам поможет — самым живым и свободным образом описать все то, о чем мечтается, что в этой жизни вы хотите получить. Записали? Порадовались? А теперь предстоит работа — свои желания нужно превратить в цели. Желания и цели — вещи разные, грамотно ставить цели умеют не все. Напоминаем основные требования: цели должны быть сформулированы позитивно, цели должны быть конкретные, цели должны быть записаны. Да, еще — цели должны быть адекватными… См.→

Подтягиваем ресурсы

Какие бы ни были у вас замечательные цели, полезно вспомнить, что вам никто ничего на блюдечке не принесет, вам все нужно добиться или организовать самим. Неправильно полагаться только на свои силы, разумно воспользоваться помощью тех, кто может и хочет вам помочь, но даже эту помощь и поддержку организовать — забота ваша. Все делают люди, и у вас это появится тогда, когда у вас появятся нужные качества и способности, когда вы станете человеком, достойным своих целей. Поэтому начните с себя: возьмите листок и опишите себя: в левой графе перечислите все свои проблемы и недостатки, в правой — свои сильные стороны и достоинства, в среднюю графу записывайте все то, что является просто вашими особенностями… См.→

Составляем план работы

В плане работы у вас должны быть: направления работы, этапы работы и конкретика — когда, где и как. И кто вам в этом поможет. Иногда составить такой план просто, иногда вы сами с этим можете не справиться, может потребоваться помощь специалиста. См.→

Работать!

Важно — начать. Чтобы не застрять в планах и мечтах, нужно быстрее переходить к делам. Есть наблюдения — если вы что-то задумали и в течение 48 часов перешли к действиям, к реализации, — ваши планы что-то стоят. Если вы подумали, но все откладываете и так ничего и не начали делать, ваши планы так и не осуществятся. Итак, торопитесь сделать первый шаг, осуществить хоть какое-то, но конкретное дело. См.→

В работе над собой могут помочь самые разнообразные приемы: детальное представление начала, наличие инструкции или образца, речевые вставки, напоминалки, штрафы и поощрения… См.→

Пока вы не научились работать над собой, вы можете испытывать самые различные трудности. «Не получается сразу, новое страшно. Вроде уже привык к новому, а сбился и вернулся в старое русло…» Что с этим делать — см.→

И помним, что писал Черчилль: «Победы не окончательны, неудачи не фатальны, значение имеет лишь мужество продолжать!»

Поддержка в работе над собой

Одному двигаться вперед — непросто, и, если есть возможность, работать над собой лучше с кем-то, хорошо если в группе единомышленников, и под руководством мастера. Мастер поможет точнее определить направление, подскажет эффективные приемы и способы, даст качественную обратную связь, поможет вам не забыть ваши замечательные намерения, создаст необходимую мотивацию.​ Если вы узнаете, кто и где занимается тем, что интересно вам, обязательно придите и познакомьтесь с этими людьми. Психологические тренинги могут дать вам очень много, но нужно попасть на хороший, качественный психологический тренинг. Если вы можете себе позволить, рекомендуем найти своего коуча или начать работать на Дистанции, где рядом с вами будет и ведущий, и группа единомышленников. См.→​​​​​​​

www.psychologos.ru

Как изменить себя — эффективные методы работы над собой

Как изменить себя — эффективные методы работы над собой

Изменить себя — всегда легче сказать, чем сделать. Это наверное самое сложное на Земле — менять себя к лучшему, избавляясь от тех или иных внутренних проблем. Реально, не просто говорить об этом, потому чтьо вроде бы уже много сказано. а реальных резулььтатов в этом достигают всегда единицы. 

Причины очевидны: 1. Эффективных методов изменения себя не так уж и много 2. По-настоящему работать над собой — готовы единицы из тех, кто якобы хотел бы себя изменить 3. Сами техники, ещё нужно освоить правильно, чтобы они работали (прежде всего эзотерические техники)

Читать всё…

 

Как изменить себя. Методы работы над собой

Когда возникает вопрос — как изменить себя? Или как изменить свою жизнь? Тогда, когда вас что-то не устраивает в себе и в собственной жизни, ведь так? Когда есть проблемы, которые долго не решаются и уже просто достали. Когда есть цели и желание их достичь, а чего-то явно не хватает — знаний, личных качеств, силы, уверенности, решимости, дисциплины, влияния на людей, др. Когда хочется, а не можется, или даже не хочется уже — пытаться не хочется, жить не хочется, ничего не хочется. Если у человека такое отношение к жизни — самое время начинать изменять себя, учиться работать над собой.

Почему я решил написать эту статью и помочь читателю ответить на данные вопросы?

1. Потому что, это реально важный вопрос, актуальный и даже болезненный для многих людей. А если человек действительно принял такое решение — изменить себя, он не всегда может это сделать. Потому что, очень мало реально сильных ответов и предложений — как это можно изменять себя эффективно. И в данной статье, я постараюсь наиболее лаконично показать основные пути развития человека (изменения себя) и доступные методы работы над собой для самостоятельно применения.

2. Эта статья для всех посетителей и читателей нашего сайта «Сам себе Психолог». Чтобы каждый наш читатель действительно научился быть хорошим психологом, коучем, тренером для самого себя, ему понадобятся техники и приёмы работы над собой. Техники развития — в данной статье я представлю в первом приближении, в последующих постах они будут описаны детальней.

Перейдём к первому вопросу — какой путь развития выбрать? 

Какие существуют варианты изменить себя и свою жизнь

Вкратце, обозначу какие ещё есть возможности по изменению себя и своей жизни к лучшему, и моё отношение к ним (на основе пятнадцатилетнего личного опыта в данной сфере):

1. Духовные школы — хороший вариант, но есть много «но». Светлых, достойных школ реально очень мало, может быть, где-то 1 из 100. Не всегда бывает возможно понять сразу, что за школа. Но в любом случае статья Миание М.Ю. о духовных школах (ссылка — выше) вам поможет.

2. Тренинги личностного роста — вариант тоже прекрасный, но тренинги тренингам рознь. Краткосрочные тренинги — дают краткосрочный результат, или тренировку отдельных навыков, качественных изменений человека и его судьбы они дать не способны. Это всё равно, что пытаться подготовить олимпийского чемпиона с ноля за неделю интенсивных тренировок. Задача нереальная.

Долговременные курсы личностного роста — практически никто не предлагает. долговременных программ на несколько лет — фактически ни у кого нет. Есть, опять же — у нас в Харькове. Да, харьковчанам повезло:) 

3. Саморазвитие — по книгам, по Интернет, по аудио видео записям. Сразу скажу — этот вариант поможет добиться больших результатов одному из 300-500 человек берущихся за данную задачу. Потому что задача изменить себя и свою судьбе сложней, чем научиться управлять истребителем, а летать не учатся самостоятельно по методичке, нужен инструктор-профессионал. Так вот, для того чтобы научиться изменять себя и получать супер результаты — нужен Учитель, хороший Наставник, который сам прошёл этот путь, и может являться примеров в данном вопросе. То есть, он сам смог качественно изменить себя и свою жизнь к лучшему. Статистика по успешным людям этот факт только подтверждает — 99 из 100 успешных людей (миллионеров, миллиардеров. т.д.) обязательно имеют наставника и тренируются, работают над собой постоянно.

По книгам могут добиться значимых результатов только очень умные, талантливые и волевые люди, и то не всегда, потому что любому человеку нужен взгляд со стороны. Если давно сидишь в банке с зелёнкой, то ты свято веришь ,что мир именно зелёный и по другому быть не может. Но — освоить отдельные техники работы над собой и решать свои проблемы может научиться практически каждый, кто этого очень хочет. Для таких людей мы и создавали наш сайт.

Так что получайте ответы на ваши вопросы на страницах блога и пробуйте изменить свою жизнь и себя с помощью приведённых ниже методик, и техник работы над собой.

Основные методы (техники) работы над собой

Все техники нужно разбить по этапам или шагам:

1 шаг — Получение знаний и формирование понимания (их проверенных, качественных источников).

2 шаг — Анализ и принятие ответственных решений (например, решение избавиться от какой-либо вредной привычки, т.д.). Определить недостаток, проблему и понять на что тот или иной недостаток необходимо поменять (например, страх нужно менять на бесстрашие, и т.д.)

3 шаг — Силовые тренинги, например самовнушение. Цель — получить необходимое психоэмоциональное состояние, сильный настрой, который будет соответствовать прорабатываемому качеству.

4 шаг — Формирование необходимых навыков, привычек, внешних проявлений.

5 шаг — Полное воплощение всех изменений в собственной жизни, чтобы можно было посмотрев на вас со стороны, сказать — «ДА, ЧЕЛОВЕК ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИЗМЕНИЛСЯ САМ И СВОЮ ЖИЗНЬ ИЗМЕНИЛ К ЛУЧШЕМУ, МОЛОДЕЦ!».

 По техникам работы над собой, в данной статье приведу только ответы по шагу 1 и 2. 

1. Для получения информации — читайте лучшие сайты, статьи и книги на соответствующую тему или смотрите видео успешных людей добившихся огромных результатов своими силами. Это Брайан Трейси, Стивен Кови, Бодо Шефер и др.

2. Формирование понимания и принятие значимых решений — всегда делайте на бумаге, письменно. Задавайте себе вопросы и письменно отвечайте на них, не жалея пасты в вашей авторучке. Важных письменных заданий может быть много разных, для разных целей своё. А более подробно о том, как же работать над собой, о техниках изменения себя с помощью листа бумаги и ручки — читайте здесь.

В последующих постах, также, ищите ответы на следующие вопросы — как делать самовнушение, выполнять медитацию, каким должно быть физическое развитие (спорт), др.

Успехов Вам! 

ИСТОЧНИК — ЗДЕСЬ!

На вопросы и коменты отвечаю только на своём блоге!

subscribe.ru

Как научиться работать над собой?

22:47, 23 января 2015 6   1