Как писать публицистический текст: Публицистический стиль: черты и примеры

Содержание

Как писать пресс-релиз

Пресс-релиз – это довольно простой информационный продукт, с написанием которого сталкиваются и копирайтеры, и маркетологи, и пиарщики, и журналисты. Но он имеет свои принципы подготовки. Давайте поговорим о том, как составить такой текст.

Пресс-релиз – это некая информация, предназначенная, в основном, для прессы. Она содержит новости о компании, которая этот пресс-релиз подготовила. Это важнейший документ в PR-стратегии, который излагает официальную позицию организации по какому-то поводу или же сообщает что-то важное для широкого круга читателей о компании и ее деятельности.

Что писать?

Начнем с того, что информация для тех, кому вы направляете пресс-релиз, должна быть интересна и уникальна. Если это интернет-портал для женщин, то релиз про покер будет там попросту неуместен, даже с учетом того, что кто-то из женщин тоже играет в покер. Поэтому задача – узнать в издании или понимать на 100%, насколько информация подходит конкретному СМИ.

Классика такого текста: содержание только одного инфоповода. Не стоит пихать туда все, что вы можете вспомнить про свою компанию. Получатель вашего сообщения должен быстро понять, что, где, когда и у кого произойдет.

Как писать?

Форма текста свободная. Никаких ограничений по заголовкам, размерам, спискам нет. Также никто не потребует от пресс-релиза соблюдения публицистического стиля письма. Конечно, все общие правила, вроде запрета на обсценную лексику и общей грамотности, действуют по умолчанию.

Однако чаще всего текст носит черты публицистического произведения, так как в большинстве случаев создается по новостному поводу и предназначается для прессы.

Этот пример пресс-релиза составлен для образовательных форумов и блогов

Заголовку уделите особое внимание, так как именно по нему редактор примет решение, интересно ли то, о чем вы хотите сообщить, его аудитории. В заголовке должна быть кратко сформулирована одна главная мысль вашего текста, а также в идеале должно присутствовать название компании. Заголовок пресс-релиза – не место, чтобы вплетать туда интригу, шутить или сыпать пословицами.

НЕТ

ДА

  • Рука руку моет, или Как ООО ХХХ будет бороться со взятками
  • Не налогом единым
  • Новая система слежения от ООО ХХХ для борьбы со взятками: приглашаем на презентацию
  • Семинар для бухгалтеров по новой системе налогообложения для индивидуальных предпринимателей пройдет в Минске

В первом абзаце расскажите все факты, чтобы только из него стало понятно, что, где, когда и с кем произойдет.

Дальнейший текст – это набрасывание данных и подробностей, ссылки на исследования и статистика, цитаты и прочие факты, краткий рассказ о компании и призыв к целевому действию.

О чем не забыть?

Обязательно дайте в конце статьи справочную информацию о компании, чтобы при возникновении вопросов с вами могли сразу же связаться:

  • реквизиты;
  • адрес проведения мероприятия или адрес офиса;
  • телефоны;
  • емейлы;
  • мессенджеры и прочее;
  • нужна ли аккредитация и как ее получить.

Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.

Как писать сочинение ЕГЭ по русскому 2020?

Яркая и будоражащая новость минувшей осени – это известие о внесении изменений в сочинение ЕГЭ по русскому языку 2020. Куда-то вдруг исчезли аргументы, а вместо них появились комментарии! Что делать, как их писать?

Подобные вопросы и мысли, подобно вспышкам салюта, возникали в умах старшеклассников, не давая покоя, всю осень прошлого года. И хотя волна переживаний немного угасала к финалу первого полугодия, сейчас она с новой силой может запросто ударить по натянутым нервам одиннадцатиклассников и их родителей – до экзамена осталось около двух месяцев.

Мы с вами как люди разумные будем придерживаться простого алгоритма и помнить о том, что пугает больше всего неизвестность. А если вопрос или проблему разобрать на составные части и изучить, то она переходит из разряда “страшных монстров” во вполне обычные пункты работы.

Научим писать эссе на максимум! Попробуйте бесплатный урок

Что такое комментарий и для чего он нужен?

Комментарий – это подтверждение того, что проблема, которую вы обозначили, действительно есть в тексте. По сути, комментарий – это ваш логичный, выверенный и последовательный анализ текста, в котором обязательно должны быть указаны конкретные размышления автора или приведены конкретные ситуации из самого текста.

За верное и точное составление комментария ученик может получить 5 баллов. Поэтому важно соблюсти все критерии и составить комментарий с твердой опорой на текст.

Требования к комментарию

При написании комментария нужно помнить, что это – не ваши отвлеченные мысли на тему текста. Здесь все должно сработать, как часы, а для этого необходимо пояснить:

  • как в вашем понимании автор раскрывает проблему;
  • что именно из приемов и средств он для этого использует;
  • оценить действия героев текста;
  • указать языковые особенности, которые помогают раскрыть проблему.

Рекомендации по правильному написанию

1. В комментарии должно быть 2 примера-иллюстрации, которые важны для понимания проблемы текста. Можно использовать частичное цитирование с обязательным пояснением того, по какой причине вы выбрали именно эти фразы (ситуации), а также что именно автор хочет донести читателям.

2. Смысловая связь. Оба выбранных примера должны непременно иметь связь: противительную, причинно-следственную либо другую. Это напрямую будет зависеть от тех приемов, которыми пользовался автор в конкретном тексте.

3. Пояснение к примерам-иллюстрациям. Здесь самое важное –  верно интерпретировать слова автора и основную сюжетную линию текста. Это и будет пояснением к приведенным вами примерам. В интерпретацию входит:

  • объяснение слов автора;
  • раскрытие смысла этих слов;
  • выражение собственного мнения о мотивации героев текста;
  • указание лексических оценочных средств выразительности;
  • обозначение эмоциональной составляющей.

Важно: при создании комментария недостаточно просто найти и указать 2 примера из текста. Основная цель – проанализировать их в контексте произведения и его проблематики, дать собственную оценку происходящему.

4. Цитирование. Сразу исключаем переписывание больших фрагментов текста. Этого делать ни в коем случае не нужно. Если вам необходимо процитировать текст, то лучше воспользоваться частичным цитированием: в этом случае будет достаточно нескольких слов или словосочетаний.

5. Соответствие обозначенной проблеме. Комментарий должен быть тесно связан с обозначенной проблемой, его задача – иллюстрировать ее. Он никак не может быть отвлеченным.

6. Фактическая точность. Здесь крайне важно ничего не выдумывать, потому что малейшая фактическая неточность в вашем комментарии сразу гарантирует ему оценивание в 0 баллов.

Резюме: написание комментария включает в себя две цели, которые ученик в идеале должен достичь:

  • попытаться понять, почему автор писал именно о событии, происходящем в тексте, и какие средства выразительности он использовал;
  • доказать, что обозначенная проблема в самом деле присутствует в тексте.

Учитываем стиль исходного текста: почему это важно

Половина успеха в правильном написании комментария – внимательно прочитанный текст. Не бойтесь прочесть его несколько раз, если с первого раза он не слишком понятен.

Если перед вами художественный текст, то будьте готовы к тому, что в нем авторская позиция не будет выражена прямо. Скорее всего, ее необходимо будет вычленить из контекста. Это можно сделать, если проанализировать ситуации, поведение героев и используемые автором речевые обороты.

Итог будет таков: все средства, которые вы используете для понимания авторской позиции, и станут вашим комментарием.

Если вы видите перед собой публицистический текст, то важно следить за развитием мысли автора до момента, когда он сам приходит к какому-либо выводу. В этом случае вывод автора в вашем сочинении и будет авторской позицией.

Особенность публицистического текста в том, что по структуре он будет похож на сочинение ученика: в нем точно так же ставится проблема, есть комментарий, но он не будет привязан к какому-либо тексту. В качестве комментария авторы могут использовать рассказы о различных фактах, цитировать известных людей, размышлять о смежных проблемах и сопоставлять разные мнения.

ТОП мифов о написании комментария

Миф №1. Важно написать об актуальности проблемы

Довольно большая часть учеников при написании комментария активно использует клише об актуальности проблемы. Например:

1. Обозначенная автором проблема задевает тонкие струны в глубине души читателя. Так и есть, проблема весьма серьезна. Этот вопрос крайне часто поднимается во многих сферах жизни…

2. Актуальность данного вопроса невозможно оспорить. Автор смело поднимает одну из злободневных проблем, которая никого не оставляет равнодушной. В разной степени она касается любого из нас.

Как думаете, комментарий ли это? А вот и нет! Для эксперта, который будет заниматься проверкой, это не что иное, как переливание из пустого в порожнее, иными словами – “вода”, информация ни о чем.

Будет здорово, если фраз про актуальность в вашем сочинении не будет вообще. Серьезно. Потому что абсолютно все проблемы, которые обозначены в текстах для ЕГЭ, актуальны по умолчанию. И лишнее “хождение по кругу” на тему актуальности не будет нести никакой смысловой нагрузки. А вот эксперта рассердить вполне может.  

Миф №2. Комментарий легко можно списать из задания о средствах выразительности

Нет и еще раз нет! Даже не думайте списывать текст рецензии, потому что 0 баллов в этом случае вам гарантирован: все рецензии лежат в развернутом виде перед проверяющими. Анализировать средства выразительности в комментарии тоже не стоит, потеряете баллы.

Миф №3. В комментарии не стоит писать номера предожений

Напротив, можно и даже нужно это делать, чтобы проверяющий увидел вашу работу с текстом. Четкие отсылки к нужным предложениям в этом помогут, они могут быть в виде:

  • косвенной речи: Автор упоминает, что…
  • цитат предложений: Автор заявляет: “…”
  • номеров предложений: Автор говорит о таком-то факте (предложение 28).

В случае, когда вам рассказывают, что номера предложений писать запрещено и прочее, не торопитесь верить, потому что это, скорее всего, авторитарное желание что-нибудь запретить. И к реальной ситуации оно не имеет никакого отношения.

По сути, вы проводите аналитику того, что именно делает автор для точного донесения сути проблемы, для убеждения читателя в ее значимости и важности. Это и есть ваш комментарий.

Дерзайте! Мы в вас верим.

Напишите свое эссе | Текущие студенты UNSW

Напишите первый черновик

Ваш первый черновик поможет вам разработать:

  • структуру и структуру вашего эссе
  • как вы ответите на вопрос
  • какие доказательства и примеры вы будете использовать
  • как ваша аргументация будет логически построена.

Ваш первый набросок не будет вашим окончательным сочинением; думайте об этом как о сыром материале, который вы будете совершенствовать, редактируя и перерабатывая .

Когда у вас есть черновик, вы можете хорошо работать над письмом.

Структура

Структурируйте свое эссе наиболее эффективным способом, чтобы передать свои идеи и ответить на вопрос.

Все эссе должны иметь следующую структуру.

 

Абзацы сочинения

Абзац — это связанная группа предложений, которая развивает одну основную мысль. Каждый абзац в теле эссе должен содержать:

  • тематическое предложение , в котором излагается основная или управляющая идея
  • поддерживающие предложения для объяснения и развития вашего мнения
  • доказательство из вашего чтения или пример из предметной области, подтверждающий вашу точку зрения
  • анализ значения/значимости/воздействия доказательств, завершенный критическим выводом, который вы сделали из доказательств
  • заключительное предложение , которое повторяет вашу точку зрения, анализирует доказательства или действует как переход к следующему абзацу.

См. руководство учебного центра Перефразирование, обобщение и цитирование

Советы по эффективному письму

  • Начинайте писать раньше — чем раньше, тем лучше. Начало снижает тревогу, избавляет от прокрастинации и дает вам время для развития ваших идей.
  • Помните о вопросе для эссе. Не теряйте из виду вопрос или задачу. Держите копию перед собой, пока вы составляете, редактируете и прорабатываете свои аргументы.
  • Не пытайтесь написать сочинение от начала до конца,  особенно за один присест. Начните с того, что вы готовы написать — план, несколько предложений или пунктов. Начните с тела и работайте абзац за абзацем.
  • Напишите введение и заключение после основной части. Как только вы узнаете, о чем ваше эссе, напишите введение и заключение.
  • Используйте слова-указатели в письме.
    Сигналы перехода могут помочь читателю следить за порядком и потоком ваших идей.
  • Тщательно интегрируйте ваши доказательства. Вводите цитаты и парафразы вводными фразами.
  • Тщательно переработайте свой первый черновик. Убедитесь, что все эссе построено последовательно и что абзацы расположены в логическом порядке.
  • Отложите эссе на несколько дней. Это позволит вам взглянуть на свое эссе и отредактировать его свежим взглядом.

 См. руководства Центра обучения по номеру . Знакомство с цитатами и парафразами и Сигналы перехода


См. далее: Ссылка на ваше эссе

Нужна помощь?

Если вам нужна помощь в понимании вопроса, обратитесь к своему преподавателю.

Мы также можем помочь:

Руководство для начинающих по написанию эссе

Академическое эссе — это целенаправленное письменное произведение, в котором излагается идея или аргумент с использованием доказательств, анализа и интерпретации.

Есть много типов эссе, которые вы можете написать, будучи студентом. Содержание и объем эссе зависят от вашего уровня, предмета изучения и требований курса. Тем не менее, большинство эссе на университетском уровне носят спорный характер: они направлены на то, чтобы убедить читателя в определенной позиции или точке зрения по теме.

Процесс написания эссе состоит из трех основных этапов:

  1. Подготовка: Выберите тему, проведите исследование и составьте план эссе.
  2. Письмо : Изложите свою аргументацию во введении, разверните ее доказательствами в основной части и завершите заключением.
  3. Редакция:  Проверьте содержание, организацию, грамматику, орфографию и форматирование эссе.

В этом руководстве мы расскажем, что включить во введение, основную часть и заключение академического эссе, используя абзацы из нашего примера интерактивного эссе.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Процесс написания эссе
  2. Подготовка к написанию эссе
  3. Написание Введение
  4. Написание основного тела
  5. Написание Заключения
  6. Эссе. эссе

Процесс написания эссе

Процесс подготовки, написания и исправления применяется к каждому эссе или статье, но время и усилия, затрачиваемые на каждом этапе, зависят от типа эссе.

Например, если вам поручили описательное эссе из пяти абзацев для класса старшей школы, вы, вероятно, потратите больше всего времени на этап написания; с другой стороны, для аргументативного эссе на уровне колледжа вам нужно будет потратить больше времени на изучение темы и разработку оригинальной аргументации, прежде чем вы начнете писать.

Подготовка к написанию реферата

Прежде чем начать писать, убедитесь, что у вас есть четкое представление о том, что вы хотите сказать и как вы собираетесь это сказать. Чтобы убедиться, что вы готовы, выполните несколько ключевых шагов:

  1. Поймите свое задание: Какова цель этого эссе? Какова продолжительность и крайний срок выполнения задания? Есть ли что-то, что вам нужно уточнить у вашего учителя или профессора?
  2. Определите тему: Если вам разрешено выбирать тему самостоятельно, попробуйте выбрать то, о чем вы уже немного знаете и что вас заинтересует.
  3. Проведите исследование: Читайте первичные и вторичные источники и делайте заметки, которые помогут вам выработать свою позицию и угол зрения по теме. Вы будете использовать их в качестве доказательства своих очков.
  4. Придумайте тезис:  Тезис — это центральный пункт или аргумент, который вы хотите выдвинуть. Четкий тезис необходим для целенаправленного эссе — вы должны постоянно возвращаться к нему во время написания.
  5. Создайте план: Наметьте примерную структуру вашего эссе в виде плана. Это облегчает начало написания и помогает вам не сбиться с пути.

Когда у вас будет четкое представление о том, что вы хотите обсудить, в каком порядке и какие доказательства вы будете использовать, вы готовы начать писать.

Написание введения

Введение задает тон вашему сочинению. Он должен заинтересовать читателя и проинформировать его о том, чего ожидать. Введение обычно занимает 10–20 % текста.

1. Подсоедините считыватель

Первое предложение введения должно вызвать у читателя интерес и любопытство. Это предложение иногда называют крючком. Это может быть интригующий вопрос, удивительный факт или смелое заявление, подчеркивающее актуальность темы.

Допустим, мы пишем эссе о разработке шрифта Брайля (система чтения и письма с выпуклыми точками, используемая слабовидящими людьми). Наш хук может сделать сильное заявление по теме:

Изобретение шрифта Брайля стало важным поворотным моментом в истории инвалидности.

2. Предоставьте справочную информацию по вашей теме

Далее важно указать контекст, который поможет читателю понять ваши аргументы. Это может включать в себя предоставление справочной информации, обзор важной научной работы или дебатов по теме, а также объяснение сложных терминов. Не указывайте слишком много деталей во введении — вы можете уточнить в основной части своего эссе.

3. Представить тезис

Затем вы должны сформулировать свой тезис — главный аргумент, который вы собираетесь привести.

Утверждение тезиса обеспечивает фокус и сигнализирует о вашей позиции по теме. Обычно это одно-два предложения. Утверждение тезиса для нашего эссе о Брайле могло бы выглядеть так:

 Будучи первой системой письма, разработанной для нужд слепых людей, шрифт Брайля стал революционным новым инструментом доступности. Это не только принесло практическую пользу, но и помогло изменить культурный статус слепоты.

4. Сопоставьте структуру

В более длинных эссе вы можете закончить введение кратким описанием того, что будет рассмотрено в каждой части эссе. Это проведет читателя по вашей структуре и даст представление о том, как будет развиваться ваша аргументация.

Пример введения к эссе

Изобретение шрифта Брайля стало важным поворотным моментом в истории инвалидности. Система письма с выпуклыми точками, используемая слепыми и слабовидящими людьми, была разработана Луи Брайлем во Франции девятнадцатого века. В обществе, которое не ценило людей с ограниченными возможностями в целом, слепота была особенно стигматизирована, а отсутствие доступа к чтению и письму было серьезным препятствием для участия в жизни общества. Идея тактильного чтения не была совершенно новой, но существующие методы, основанные на зрительных системах, было трудно освоить и использовать. Будучи первой системой письма, разработанной для нужд слепых людей, шрифт Брайля стал революционным новым инструментом доступности. Это не только принесло практическую пользу, но и помогло изменить культурный статус слепоты. Это эссе начинается с обсуждения положения слепых в Европе девятнадцатого века. Затем описывается изобретение шрифта Брайля и постепенный процесс его принятия в системе обучения слепых. Впоследствии в нем исследуется широкомасштабное влияние этого изобретения на социальную и культурную жизнь слепых людей.

Напишите введение к эссе

Написание основной части

В основной части эссе вы приводите аргументы в поддержку своего тезиса, предоставляете доказательства и развиваете свои идеи. Его цель состоит в том, чтобы представить, интерпретировать и проанализировать информацию и источники, которые вы собрали для поддержки своих аргументов.

Длина основного текста

Длина тела зависит от типа эссе. В среднем основная часть составляет 60–80% вашего эссе. Для эссе средней школы это может быть всего три абзаца, но для эссе аспирантуры из 6000 слов основная часть может занимать 8–10 страниц.

Структура абзаца

Чтобы придать эссе четкую структуру, важно разбить его на абзацы. Каждый абзац должен быть сосредоточен вокруг одного главного пункта или идеи.

Эта идея представлена ​​в тематическом предложении. Тематическое предложение, как правило, должно начинаться с предыдущего абзаца и указывать на то, что нужно сделать в этом абзаце. Переходные слова можно использовать для создания четких связей между предложениями.

После тематического предложения представьте доказательства, такие как данные, примеры или цитаты из соответствующих источников. Обязательно интерпретируйте и объясните доказательства и покажите, как они помогают развить вашу общую аргументацию.

Пример абзаца из эссе

Отсутствие доступа к чтению и письму ставило слепых в крайне невыгодное положение в обществе девятнадцатого века. Текст был одним из основных методов, с помощью которых люди занимались культурой, общались с другими и получали доступ к информации; без хорошо развитой системы чтения, которая не опиралась на зрение, слепые люди были исключены из социального участия (Weygand, 2009). В то время как люди с инвалидностью в целом страдали от дискриминации, слепота широко рассматривалась как самая серьезная инвалидность, и считалось, что слепые люди неспособны заниматься профессией или совершенствоваться с помощью культуры (Weygand, 2009).). Это демонстрирует важность чтения и письма для социального статуса в то время: без доступа к тексту считалось невозможным полноценное участие в жизни общества. Слепые люди были исключены из мира зрячих, но также полностью зависели от зрячих людей в плане информации и образования.

См. полный пример эссе

Написание заключения

Заключение — это последний абзац эссе. Обычно он должен занимать не более 10–15% текста. Сильный вывод эссе:

  • Возвращает к вашей диссертации
  • Связывает воедино ваши основные идеи
  • Показывает, почему ваш аргумент имеет значение

Великолепное заключение должно заканчиваться запоминающимся или эффектным предложением, которое оставляет у читателя сильное финальное впечатление.

Что не включать в заключение

Чтобы заключение вашего эссе было максимально убедительным, следует избегать нескольких вещей. Наиболее распространенные ошибки:

  • Включая новые аргументы или доказательства
  • Подрыв ваших аргументов (например, «Это всего лишь один из многих подходов»)
  • Использование заключительных фраз типа «Подводя итог…» или «В заключение…»
Пример заключения эссе

Брайль проложил путь к кардинальным культурным изменениям в отношении к слепым людям и предоставленным им возможностям. Инновация Луи Брайля заключалась в том, чтобы переосмыслить существующие системы чтения с точки зрения слепых, и успех этого изобретения потребовал от зрячих учителей адаптации к реальности своих учеников, а не наоборот. В этом смысле шрифт Брайля способствовал более широким социальным изменениям статуса слепоты. Новые инструменты доступности дают практические преимущества тем, кто в них нуждается, но они также могут изменить точки зрения и отношение тех, кто в них не нуждается.

Напишите заключение к сочинению

Контрольный список для эссе

  • Мое эссе соответствует требованиям задания (тема и объем).

  • Мое введение вызывает интерес у читателя и предоставляет всю необходимую справочную информацию по теме.

  • Мое введение содержит тезис, в котором излагаются суть и позиция эссе.

  • Я использую абзацы для структурирования эссе.

  • Я использую тематические предложения для введения каждого абзаца.

  • Каждый абзац имеет единую направленность и четкую связь с тезисом.

  • Я делаю четкие переходы между абзацами и идеями.

  • Мой вывод не просто повторяет мои тезисы, но устанавливает связи между аргументами.

  • Я не ввожу в заключение новые аргументы или доказательства.

  • Я цитировал в тексте каждую цитату или фрагмент информации, полученный из другого источника.

  • В конце своего эссе я включил справочную страницу, в которой перечислены все подробности обо всех моих источниках.

  • Мои цитаты и ссылки правильно оформлены в соответствии с требуемым стилем цитирования.

  • У моего эссе интересное и информативное название.

  • Я соблюдал все рекомендации по форматированию (например, шрифт, номера страниц, межстрочный интервал).

Молодец!

Ваше эссе соответствует всем самым важным требованиям. Наши редакторы могут провести окончательную проверку, чтобы помочь вам с уверенностью отправить заявку.

Вычитка и редактирование эссеВернуться к контрольному списку

Слайды лекций

Открыть Google SlidesСкачать PowerPoint

Часто задаваемые вопросы о написании эссе

Что такое эссе?

Эссе — это целенаправленное письменное произведение, которое объясняет, аргументирует, описывает или рассказывает.

В старших классах вам, возможно, придется написать много разных сочинений, чтобы развить свои навыки письма.

Академические эссе на уровне колледжа обычно содержат аргументы: вы разрабатываете четкий тезис по своей теме и обосновываете свою позицию, используя доказательства, анализ и интерпретацию.

Какова структура эссе?

Структура эссе делится на введение, в котором представлена ​​ваша тема и формулировка тезиса, основная часть, содержащая ваш глубокий анализ и аргументы, и заключение, обобщающее ваши идеи.

Структура основной части может быть гибкой, но вы всегда должны уделять некоторое время размышлениям о том, как вы можете организовать свое эссе, чтобы оно наилучшим образом соответствовало вашим идеям.

Что входит во вступление к эссе?

Вступление к эссе должно включать три основных элемента в следующем порядке:

  1. Вводная зацепка, привлекающая внимание читателя.
  2. Соответствующая справочная информация, которую должен знать читатель.
  3. Тезис, в котором представлена ​​ваша основная мысль или аргумент.

Длина каждой части зависит от объема и сложности вашего эссе.

Зачем мне тезис?

Тезис необходим в любом академическом эссе или научно-исследовательской работе по двум основным причинам:

  • Он дает направление и направленность вашего письма.
  • Он дает читателю краткое изложение вашей основной мысли.

Без четкой формулировки тезиса эссе может оказаться бессвязным и расплывчатым, из-за чего читатель не будет уверен в том, что именно вы хотите сказать.

Когда нужно указывать источники?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *