Как пишется публицистический стиль: Публицистический стиль: черты и примеры

Публицистический стиль

Сегодня мы…

·                   Рассмотрим особенности публицистического стиля.

·                   Поговорим о языке публицистического стиля.

·                   Выясним, для чего используется публицистический стиль.

В жизни нас буквально окружают средства массовой информации. Мы читаем газеты. Или журналы. Смотрим самые разные телепередачи. Вслушиваемся в эфир радио. Наконец, есть ещё Интернет с его миллионами сайтов…

И всё это можно объединить термином «публицистика». Так называют произведения, которые посвящены проблемам текущей жизни общества. Если посмотреть на это слово, сразу же обнаружится созвучие со словами публика, публичный. Действительно, слово публицистика происходит от латинского «общественный».

Средства массовой информации общаются с нами, конечно, не научным языком. Эту речь нельзя назвать и официально-деловой или разговорной.

И это не художественный стиль.

Публицистика пишется в особом, публицистическом стиле.

Охарактеризуем его как все остальные стили – укажем цель, сферу, жанры, язык и другие признаки.

И кое-что здесь довольно элементарно – мы уже успели назвать сферу употребления этого стиля.

Ведь мы сказали, что он создан для средств массовой информации. Время от времени его ещё поэтому называют газетно-публицистическим стилем.

А какие сферы представляют для СМИ наибольший интерес? Это общество, политика, экономика, культура… Вот как раз с этими сферами и будет связано употребление публицистического стиля.

Целью этого стиля будет сообщить информацию. А ещё – воздействовать на людей и призывать к действию. Так что выделяют две основные функции стиля – информационную и воздействующую.

Какие же жанры мы можем выделить в публицистическом стиле? Это

статья, очерк, фельетон, заметка, памфлет. Такие жанры мы чаще всего видим в печатных СМИ.

Но публицистика – это ещё и репортаж и интервью. Эти жанры можно встретить и в печатных СМИ, и на телевидении, и в радиопередаче. Причём, интервью телевизионное будет серьёзно отличаться от интервью, которое мы прочитаем в газете.

К публицистическому стилю относятся также жанры публичной лекции, ораторской речи, дискуссии и доклада. Это уже устные выступления, и они встречаются на митингах, в парламенте, на съездах, на собраниях, пленумах и так далее.

Тексты публицистического стиля всегда адресованы массам. Чтобы понять их, не нужно никакой особенной подготовки – информация предназначается для широких слоёв общества.

Получается, что главный признак таких текстов – это

общедоступность.

Какие же ещё черты публицистического стиля мы можем выделить? Для начала, логичность.

Без логики ведь невозможно убедить людей в чем-либо. И часто в статьях публицистического стиля ставится определенная проблема, проводится её анализ, а потом приводится решение и делается вывод…

Но ведь это же метод научного стиля!

Да. Из логичности следует, что факты в публицистике должны выглядеть достоверными, а информация даваться последовательно. Тексты должны быть конкретными и обоснованными. И всё это сближает публицистический стиль с научным.

Вот только тексты публицистического стиля ещё и эмоциональны, а это уже совсем непохоже на науку. Но ведь если мы сообщим сухие, научные факты – мы не сможем воздействовать на читателя или слушателя и призвать его к каким-нибудь действиям.

А вот если статья эмоциональна, цепляет струны в душе читателя, задевает его чувства – тогда можно добиться реакции, которая и требуется!

Из эмоциональности следует и оценочность публицистического стиля. Какое-либо явление показывается в положительном или отрицательном свете. Публицистический стиль формирует общественное мнение, старается указать на какие-то проблемы общества.

Ещё одна черта – это призывность. В тексте публицистического стиля может быть прямой призыв или завуалированный призыв. Например, нас могут предупреждать о мошенниках и прямо предостерегать – «Не попадайтесь на уловки мошенников, не давайте никому личные данные!» Или, например, в статье даётся просто рассуждение на тему «Нужна ли нам вежливость». Но в самом тексте доказывается, что вежливость очень нужна. Текст завуалированно призывает нас быть вежливыми друг с другом.

Вы удивитесь, сколько скрытых, завуалированных призывов можно увидеть в любой информации.

Наконец, есть ещё одна черта – образность. Например, в фельетонах коррупционеров часто сравнивают со свиньями у денежной кормушки. Но ведь это уже похоже на художественный стиль!

И получается, что у нас есть средства научного, художественного, разговорного стиля…

И если мы смешаем это все – получится коктейль «Публицистический стиль».

Из-за чего происходит такой разброс? Да просто жанры публицистического стиля очень разнообразны.

Возьмём какую-нибудь газету районного масштаба. И посмотрим на начало нескольких текстов.

Колхоз «Зорька» сообщает об увеличении общих надоев с пятнадцати до тридцати литров в среднем от одной коровы. В текущем периоде надоено три тысячи литров молока.

Это начало небольшой статистической заметки. И оно похоже на официально-деловой стиль. Потому что цель здесь – проинформировать читателя и сообщить ему статистику.

Вот другой пример:

– Иван Петрович, как вы достигли таких результатов?

 – Да просто у нас с нашими бурёнками полное понимание! Мы стараемся подбросить им корм повкуснее, ласково с ними беседуем – вот они и благодарят.

– Расскажете о планах?

Конечно, это начало интервью. И здесь обращают на себя внимание элементы разговорного стиля. Потому что именно непринуждённую беседу пытается передать журналист.

А вот третий пример.

Что может быть лучше в жаркий день, чем глоток ледяного, свежего молока? Кружка парного молочка – знак утра в деревне. Только вот откуда берётся эта белоснежная, тугая струя, бьющая в нашу кружку?

Это начало очерка, и это похоже на художественный стиль.

И если мы говорим о языке публицистического стиля, нам придётся подробнее остановиться на его лексике. Потому что в публицистическом стиле может использоваться лексика самой разной стилистической окраски.

Это и общеупотребительные слова, и специальные термины науки, производства. Могут употребляться разговорные слова, а могут – канцеляризмы.

Встречаются даже жаргонизмы. Широко используются и фразеологизмы.

Однако есть и так называемые газетизмы – слова, которые используются в печатных СМИ. Например, происки, сплочённость, свершения, военщина, почин.

Бывают и газетные клише – целые устойчивые словосочетания. Такие, как сложная политическая обстановка или резервы повышения эффективности.

Ещё в лексике публицистического стиля много собственных имён и аббревиатур. Вашингтон, «Газпром», Путин, ООН, США, ЮНЕСКО – в любой статье наверняка встретятся имена собственные или сокращения.

Конечно, используется общественно-политическая лексика. И абстрактные слова. Такие, как общество, гражданин, патриотизм, реформа, демократия, приоритет и так далее.

Что можно сказать о морфологии публицистического стиля? Для неё характерна собирательность: используется единственное число вместо множественного, часто можно встретить местоимения всякий, каждый. Например: Каждый человек когда-нибудь ехал с утра в холодном автобусе

Часто используется превосходная степень прилагательных: самые решительные меры, строжайший запрет.

Не редкость императивные формы глаголов – то есть, выражающие призыв, повеление: не выходите на улицу в тёмное время суток.

Журналисты используют личные формы глаголов в настоящем времени, чтобы читатель почувствовал себя участником событий: И опять я спрашиваю читателя, в чём тут дело?

Теперь поговорим о синтаксисе. В публицистическом стиле часто встречаются риторические вопросы («Так стоит ли верить недобросовестной рекламе?»).

Нередко можно увидеть именительные предложения: Двадцать второе июня тысяча девятьсот сорок первого года. Черта, разделившая жизни людей на «до» и «после».

Можно встретить эллипсисы – неполные предложения без сказуемого: Наконец-то Россия в финале!

Вообще, публицистический стиль так многообразен, что тут все зависит от чувства меры и желания самого журналиста.

Поскольку публицистический стиль образен, в нем используются ещё и средства выразительности – так называемые тропы. Какие? Любые, какие мы сможем вспомнить.

Это и метафоры, и метонимии, и эпитеты, синекдохи и олицетворения, аллегории, гиперболы, оксюмороны, сравнения…

Всё ли это? Нет, есть и другие, но эти можно увидеть чаще всего.

Особенно интересно следить за метафорами и эпитетами в публицистике.

Политический фарс, предвыборный марафон, заповедник расизма… а ещё – грязная война, бандитские цены, варварские методы и так далее.

Но только ли лексические тропы используются в публицистическом стиле? На уровне синтаксиса здесь тоже часто применяются особые риторические фигуры. Это, например,

антитеза, градация, инверсия, параллелизм, парцелляция и другие.

Например: Этот день мы встречаем с надеждой. Этот день отмечен мыслью: «Только бы не война». Этот день напоминает нам, какой ужасной, всепожирающей, чудовищной бывает война. И каким далёким, светлым и желанным – мир.

Здесь есть параллелизм – анафора, одинаковые начала предложений. Есть антитеза – война и мир. И есть градация – возрастает эмоциональность, когда мы говорим о войне.

Итак, что мы можем сказать о публицистическом стиле?

Его цель – сообщить информацию, воздействовать на людей.

Сфера использования – средства массовой информации.

Жанры – статья, фельетон, очерк, интервью, репортаж, ораторская речь и так далее.

К особенностям такого стиля можно отнести логичность, эмоциональность, оценочность, призывность и образность.

Посмотрим на особенности языка этого стиля. В лексике смешиваются слова из самых разных стилей. Можно выделить газетизмы и газетные штампы, общественно-политическую лексику, употребление собственных имён и аббревиатур.

Морфология обеспечивает собирательность образов и призывность с помощью императивов. Употребляется превосходная степень прилагательных. Глаголы часто стоят в личных формах настоящего времени.

В синтаксисе можно увидеть риторические вопросы, эллипсис, именительные предложения.

В публицистическом стиле очень часто используются тропы. Здесь можно встретить любые лексические и синтаксические средства образности.

5 Публицистический стиль

Общая характеристика

Публицистический стиль связан со сферой общественных отношений. Наиболее полно он реализуется в газетных и журнальных статьях, на радио и телевидении, в ораторских выступлениях на собраниях, митингах (политическое красноречие).

Публицистический стиль выступает и в письменной, и в устной форме. Причем в последнее время в письменной форме реализуется газетно-публицистический подстиль, а радио- и тележурналистский, а также ораторский теперь не является устным воспроизведением заранее написанного текста. Как правило, преобладают устные жанры.

Публицистическому стилю присущи две сочетающиеся основные функции – информативная и воздействующая. Передавая какую-либо информацию, автор стремится произвести на адресата воздействие. Часто автор выражает свое отношение к передаваемым фактам, что определяет яркую эмоционально-экспрессивную окраску стиля.

Для этого стиля характерно чередование «экспрессии и стандарта» (В.Г. Костомаров). При потере точной семантики, экспрессивно-оценочных качеств стандарты могут превращаться в речевые штампы: паркетные войны, финансовые пирамиды, политический климат, нагнетать шумиху, политический капитал и др.

Лексика и фразеология

Многие слова и словосочетания в переносном значении приобретают яркую публицистическую окраску, например, школа выживания, пакет предложений, цепная реакция и др.

Преобладает общественно-политическая лексика: общество, гражданин, демократия, конституция, депутат, свобода, равенство, право и др.

Многочисленны примеры публицистической фразеологии: позитивные перемены, черный нал, цепные псы, прогрессивные веяния, президентская кампания, политический авангард, чиновничий произвол и др.

Широко употребляются разговорные и просторечные слова и выражения: разборка, донимать, до одурения, обшарпанный, толком не знать, пофигизм, наезд, пустые бумажки, пробуксовка, лезть из кожи вон и др.

Морфология

В публицистическом стиле (как и в научном) продуктивны отвлеченные существительные: особенность, личность, сотрудничество, повышение, доверие. Активны интернациональные словообразовательные суффиксы (-а-, -циi-, -ра-, -ист-, -изм- и др.): поляризация, изоляция, агентура, моралист, диверсант, антифашизм и др. Распространены слова, образованные путем сложения, например: общественно-политический, социально-экономический.

Для публицистического стиля характерно употребление единственного числа существительного в значении множественного: это ударило по карману представителя среднего класса.

Несчитаемые существительные в публицистическом стиле могут употребляться в форме множественного числа: разговоры, свободы, настроения, круги, поиски и др.

Отмечается частое употребление родительного падежа: пакет услуг, время перемен, реструктуризация отрасли, выход из экономического кризиса.

Для публицистического стиля характерно настоящее и прошедшее время: политические страсти накаляются; правые готовятся к атакам; события развернулись в считанные минуты.

Активно употребляются отрицательные частицы не и ни, частица же в усилительной функции, разговорные частицы ведь, вот, даже, лишь производные предлоги в области, в сторону, на основе, в ходе, в качестве, на базе и др.

Синтаксис

В публицистическом стиле применяются различные синтаксические приемы экспрессии: инверсия, риторические вопросы, побудительные и восклицательные предложения.

Тенденция к информативной насыщенности приводит к употреблению предложений, осложненных причастными и деепричастными оборотами.

Вопросы и задания по теме

  1. Назовите сферу функционирования, подстили, функции и внутристилевые черты публицистического стиля.

  2. В чем особенность лексики этого стиля. Можно ли объединять речевые стандарты, закрепившиеся в публицистическом стиле, и речевые штампы, имеющие канцелярскую окраску?

  3. Назовите языковые средства публицистического стиля на уровне морфологии и синтаксиса.

  4. Можно отнести к публицистическому стилю язык рекламы? В чем его особенность?

  5. Прочитайте аннотацию. Сравните ее с научной аннотацией.

Валерий Казаков. Асфальт и тени. Рассказы, повесть. – М.: Мол. Гвардия, 2003 [3] с. – (Лит. пасьянс).

Проза Валерия Казакова – проза поэта. Яркая, расцвеченная неожиданным словцом или точной метафорой речь, стремление одновременно к динамике и лаконизму сюжета, повышенный градус чувств выгодно отличает практически все произведения, вошедшие в книгу. Последний же раздел «Абибоки» — записи на память, дневниковые заметы, схожие с «затесями» В. Астафьева или «камешками» В. Солоухина, — хочется назвать собиранием, стихотворений в прозе. Вот одно из них: «Стоял на веранде и минут пятнадцать слушал жалобы дождя. Я его понял, но только раскрыл рот для ответной исповеди, как дождь вдруг громко всхлипнул и перестал. Третью неделю жду его возвращения, волнуюсь – вдруг придет не тот дождь, и мы не поймем друг друга». Самопознание длиною в жизнь, любовь длинною в жизнь удалось вместить автору в эту сравнительно небольшую по объему книгу. (ЛГ – Рейтинг. ЛГ. № 19 — 20. 2003.)

  1. Познакомьтесь со статьей К. Рождественской «Каз, нить, не, льзя», опубликованной в «Новой газете» от 19 – 21 мая 2003 г. Как влияет нарушение норм пунктуации на эффективность коммуникации? Относится ли данный текст к публицистическому стилю? Обоснуйте.

Над Новым Арбатом довольно долго висела праздничная растяжка: «Памяти — павших будьте достойны». Непонятно: то ли кто-то решил, что «памяти – павших» пишется через дефис, как «пистолет — пулемет» или чья – то сложная фамилия, то ли это не дефис, а тире, и тогда вся растяжка посвящена памяти призыва «павших будьте достойны». Что звучит ужаснее – сказать трудно.

Это не кощунство, это даже нельзя назвать неграмотностью. Просто пофигизм. Сами подумайте: ну что такое пунктуация по сравнению с вечностью? Часто ли в последнее время ваша жизнь зависела от дефиса или запятой, если эта запятая не имела отношения к десятичным дробям? Времена «казнить нельзя помиловать» давно прошли. Никого не удивляет заблудившаяся запятая на плакате в метро: «От Москвы до самых, до окраин». Так и написано, и висит этот плакат уже не первый год. Ну не соответствует это правилам, и что? На надпись все равно почти никто не смотрит, она слишком высоко висит. Поэтому мало кто способен оценить красоту манипуляций с русским языком: от Москвы сначала до самых, а потом уже до окраин. «Самых» при такой пунктуации воспринимается как нечто между городом и окраинами, другими словами – страшная дыра. Матом вроде нехорошо все-таки в метро и дети ездят. А так – нормально. Посвящается всем, кто ворчит: «Понаехали тут эти самые».

Если так пойдет дальше, то запятые в пресловутой фразе про «казнить» надо будет расставлять как-нибудь так: «Каз,нить нельзя, по, миловать». Русский язык стерпит. Он вообще терпеливый и очень благодарный. Вовремя, очевидно, вышел псевдоисторический роман Дмитрия Быкова про отмену орфографии: там некоторые пишут, как слышится, а другие – как слышится тому, кто диктует.

Плавающие запятые и самозарождающиеся тире русскому языку не страшны, а за то грамотные люди могут с ним договориться и пользоваться в своё удовольствие. Например, телерекламу одной сотовой компании делали очень грамотные люди. «Наши абоненты, — сообщают они, — уверены, что все входящие – бесплатно». И не удивляйтесь, когда придет счет: никто не сказал, что за входящие действительно не надо платить. Вам сообщили лишь, что все абоненты этой компании уверены, что платить не надо. Разница ясна? Русский язык и не такое умеет.

С памятью павших, правда, как-то не очень красиво получилось, но вряд ли кто-нибудь это заметил.

С памятью вообще что-то происходит. В этом году на плакатах, выпущенных к годовщине Победы, красовались не абстрактные цветочки-гвоздички (надоели уже), не фотографии ветеранов с внуками (внуки выросли, а ветеранов почти не осталось), не документальные фотографии военных лет (их мы давно выучили наизусть). Наверное, впервые за все эти десятилетия с плакатов смотрели актеры, игравшие в военных фильмах. Штирлиц думал о том, каким будет Берлин после войны. В бой шли одни старики. Посреди плакатов был нарисован огонек, прорастающий из ниоткуда. Как символ памяти. Как будто авторы признавались: мы помним все то, что придумали о войне. Мы помним Штирлица и пастора Шлага, мы помним Олега Даля и девочек, у которых тихие зори, мы помним все то, чего на самом деле никогда не было. Только приглядевшись, можно было понять, что это реклама Первого канала, всего лишь список фильмов, которые он решил показать на праздник. Смысл у рекламы оказался глубже: речь идет о придуманной войне. Живых свидетелей уже так мало, что хорошо бы подкрепить их воспоминания советскими фильмами, снятыми живыми свидетелями. А наши дети будут рассказывать о войне уже исключительно по фильмам. Начнется память-павших-через дефис.

Хорошо, что плакаты к 9 Мая были именно такими. По крайней мере, честно.

Вообще на улицах стало гораздо интереснее. На каждом углу — надпись «Идiотъ». С фотографиями. Ну да, реклама нового телесериала, по старому Достоевскому, с отмененными когда-то буквами, вновь входящими в рекламную моду. На всех троллейбусных остановках люди подозрительно поглядывают на эту надпись, видимо воспринимают на свой счет. Жалко, что авторы этой рекламы не пошли дальше и не догадались вклеить в плакаты зеркало вместо фотографии Машкова и Вележевой. Было бы прекрасное интерактивное общение с потенциальным зрителем. Ведь зритель любит, когда обращаются лично к нему.

Я вот, например, очень благодарна авторам телевизионной рекламы, превратившим мой телевизор в аквариум. Я давно мечтала его превратить во что-то подобное: тихое и булькающее.

  1. Приведите примеры современных речевых стандартов, публицистических фразеологизмов с положительной и отрицательной оценочностью.

  2. Проанализируйте газетные заголовки любого издания и сделайте вывод о преобладающей функции — иформационной, воздействующей и рекламной.

  3. Прочитайте материал Арины Яковлевой «Скажи мне, на чем ты приплыл…» (Новая газета, 19-21 мая 2003г.). Определите его основную функцию. Какие средства речевого воздействия в нем использованы?

Попробуйте предложить импортному владельцу «Роллс-ройса» ручной сборки разместить на его автомобиле рекламу фирмы, пусть даже не вашей, пусть даже его собственной. Думаю, такой визит завершится встречей с секьюрити или с санитаром скорой психиатрической помощи.

Попробуйте одновременно договориться с ведущими телекомпаниями нескольких приличных стран о полутора часах эфирного времени в прайм-тайм. Думаю, после переговоров идея международного терроризма покажется вам не лишенной привлекательности.

Но как быть, если очень хочется и, в общем-то, пора, давно пора обратить внимание высокомерных владельцев «Роллс-ройсов», а заодно и их менее элитных, но вполне кредитоспособных земляков на себя и свою продукцию, которая настолько хороша, что и они могли бы за милую душу эту продукцию носить, есть, пить, курить или, по крайней мере, раскланиваться с ее производителем, то есть с вами?

Российскому бизнесу уже есть что предложить за границу, кроме беглых олигархов, но нет в запасе пары тройки веков, чтобы полегоньку обзаводиться связями и репутацией.

Надо наверстывать, нагонять и перегонять, а значит надо появиться словно московское княжество перед средневековой Европой, чтобы сразу и всем стало понятно: это не парвеню, это серьезные лица, с ними стоит считаться и иметь дело.

Система такого скоростного внедрения давно известна и отработана: во-первых, яхта счастливо сочетает в себе кастовый имидж «Роллс-ройса» с демократичностью маршрутного такси. Ее аристократическое достоинство ничуть не умаляют чьи-то товарные знаки на бортах и парусе. Во-вторых, когда породистое судно под флагом пока неизвестной компании появляется на любой из многочисленных международных регат, оно категорически заявляет о состоятельности, высоком потенциале и породистости самой компании.

У фирмы «Винстон» после участия в единственной регате возле берегов Австралии и Новой Зеландии, чье население до этого предпочитало иные табачные марки, уровень продаж тут же вырос вдвое. А компания «Вольво» без колебаний выкупила название крупнейшей кругосветной гонки «Уитбред» за миллиард долларов.

Кстати, во время этой гонки каждая яхта оборудуется своей передающей станцией и в среднем имеет 80 минут эфирного времени.

Сегодня в России достаточно и яхт, и профессиональных экипажей, чтобы отечественные фирмы с экспортными амбициями могли на равных вписаться в любую парусную регату по вполне реальной цене. Ближняя из них, с которой можно (а почему бы и нет?) начать в июле, — юбилейный сороковой европейский кубок Эгейского моря, одно из главнейших событий для европейских яхтсменов-любителей. Пока мастера-класса (иных не держим, все-таки в СССР парусный спорт был на высоте и школа не утрачена) двигают судно, а вместе с ним и бренд, ангажировавший их компании к победному финишу, пассажиры могут предаваться разным удовольствиям. Впрочем, можно обойтись и без гонок, а просто погрузиться всем коллективом, человек эдак в сорок, на арендованную яхту и предаваться праздности и веселью, чтобы через неделю-другую вернуться домой, но уже не коллегами, не сотрудниками, а командой.

Как писать как журналист. Зачем учиться писать как журналист… | by katherineluc

Не так давно, если вы хотели стать писателем, в начале своей карьеры вы неизбежно должны были делать одну вещь: вы становились журналистом.

Чарльз Диккенс, Майя Энджелоу, Х.П. Лавкрафт, Фрэнк Герберт, Эрнест Хемингуэй, Жорж Санд, Дороти Паркер, Маргарет Митчелл, Ян Флеминг, Джоан Дидион, Джек Лондон, Нил Гейман — лучше спросить, каких писателей не провел годы своего становления , работая журналистом. Вы даже можете добавить меня в список; Я начал свою карьеру как профессиональный писатель, работая в газете в Сиэтле. Мне это так понравилось, что я написал триллер, Ложные воспоминания: основанный на ложной истории, , вдохновленный моим опытом.

Работа номер один для журналиста — рассказывать истории — убедительные, актуальные, правдивые истории. Для этого журналисты используют методы письма, которые они совершенствовали десятилетиями. И хорошая новость в том, что эти методы полезны для всех писателей. Являетесь ли вы поэтом, писателем, блоггером, копирайтером или начинающим репортером, научившись писать как журналист, вы гарантированно станете лучшим писателем и рассказчиком.

Вы видели их в фильмах и читали о них в книгах: репортеры, от просто амбициозных до рьяно агрессивных, которые уворачиваются от пуль, выкрикивают назойливые вопросы и жонглируют соперниками из других информационных агентств, чтобы получить «сенсацию» раньше срока.

Реальность немного сложнее и менее драматична.

По определению Американского института прессы, журналистика — это просто «деятельность по сбору, оценке, созданию и представлению новостей и информации. Это также продукт этих действий».

Продуктом может быть статья, фото, видео, трансляция или даже твит.

В отличие от медицины или права, вам не нужно формальное образование или специальное разрешение, чтобы писать как журналист. Цель журналиста — «найти не только факты, но и «правду о фактах»», — поясняет Американский институт прессы. По этой причине «журналистику может создавать любой».

Правда о фактах — это то, что каждый писатель стремится раскрыть, пишет ли он хайку, эссе, ваншот или запись в журнале. Даже в самой причудливой художественной литературе четкое представление точной картины мира, как ее представляет автор, является ключом к созданию отличного произведения.

Вам не нужно иметь диплом журналиста или работать репортером, чтобы писать как журналист. Эти пять советов помогут вам понять все тонкости стиля и дадут вам идеи о том, как вы можете включить его в свое письмо.

О чем ты собираешься писать? Какую историю вы хотите рассказать? Журналист строит историю, собирая набор информации, известный как «Пять W».

Кто: О ком эта история?
Что: Что они сделали? Что с ними случилось?
Где: Где произошла история?
Когда: Когда произошли события?
Почему: Почему это произошло?
И бонус H …
Как: Как это было сделано?

При сборе информации, отвечающей на эти вопросы, главной задачей журналиста является точность. Прямые цитаты, записанные или записанные во время интервью, тщательное наблюдение и множество исследований — вот составляющие этой точности. Журналистские организации, такие как Poynter, NPR и Общество профессиональных журналистов, имеют множество бесплатных ресурсов и онлайн-тренингов, которые могут научить вас собирать и подтверждать факты, точно и законно записывать интервью, проводить интенсивные исследования, правильно атрибутировать информацию и многое другое.

Помните: доверяй, но проверяй. Это включает в себя то, что говорят вам другие люди, что вы (думаете) видели и слышали, данные, которые вы нашли в Википедии, и даже вашу собственную память. Перефразируя совет гитариста хэви-метала, который я когда-то слушал, красноречивое письмо является побочным продуктом точности.

Ракурс может создать или разрушить историю. Иногда его называют шестым W, например: «Почему ты мне это рассказываешь?» Или, если вам нравится, чтобы ваш W был немного более грубым, «Кого это волнует?»

Ваш угол зрения зависит от того, как вы ответите на вопрос. Почему вы говорите мне, что в шестистах милях от того места, где я живу, был лесной пожар? Потому что это привело к резкому увеличению загрязнения воздуха в вашем городе, и представители здравоохранения рекомендуют всем оставаться дома. Кого волнует, что губернатор подписал законопроект, о котором я никогда не слышал? Да, потому что этот законопроект только что увеличил ваши налоги на 30%.

Ваш ракурс будет зависеть от вашей аудитории. Зная, что их волнует, вы сможете найти наиболее интересный и актуальный ракурс для своей истории.

Будь то деловое электронное письмо, короткий рассказ или сообщение в социальной сети, если вы спросите себя: «Почему я говорю это людям?» и если вы дадите им повод заботиться о том, что вы им говорите, ваше письмо будет сильнее.

Помните, я упомянул технику письма, которую журналисты оттачивали десятилетиями? Пять W — одна из таких техник. Еще одна формула, которую журналисты используют для структурирования своих материалов. Называется перевернутая пирамида.

Перевернутая пирамида — это надежный, гибкий, универсальный шаблон для рассказа историй, как журналист. Он был разработан на заре журналистики, когда газеты были доминирующей формой СМИ.

Некоторые говорят, что он был популяризирован введением телеграфа для использования в военных репортажах; в случае прерывания телеграфного сигнала репортеры сначала сообщали основные детали своей новости и оставляли менее важную информацию для конца передачи.

Другие считают, что это пережиток эпохи до появления текстовых процессоров, когда количество места, которое можно было выделить для каждой истории, не было определено до тех пор, пока вся газета не была распечатана для печатного станка. Если для всей статьи не хватило места, менее важные части в конце можно было вырезать, оставив основную часть истории без изменений.

Как видите, элементы истории в нижней части пирамиды, которые считаются пропускаемыми, включают такие вещи, как вывод, дополнительные подробности о том, что произошло, и цитаты из источников, участвующих в истории. Более важными являются предыстория истории (события в прошлом, которые привели к возникновению истории или повлияли на то, как она произошла) и пять W.

На вершине перевернутой пирамиды находится самая важная часть истории: лед. Это не опечатка, хотя произносится (а иногда пишется) «свинец». Леде, как объясняет NPR, — это «введение — первые предложения — которые должны пробудить интерес и любопытство ваших читателей. … Он задает тон, темп и направление всему последующему».

В традиционных новостях лед обычно включает в себя как можно больше пяти букв W. Это начало новости, которую я написал для Reuters:

Четыре человека погибли в результате схода двух отдельных лавин недалеко от горнолыжных курортов штата Вашингтон в воскресенье, но восемь других, которые первоначально считались пропавшими без вести, были найдены живыми, сообщили власти.

Кто: Четыре человека
Что: Погибли
Где: Около горнолыжных курортов штата Вашингтон
Когда: Воскресенье
Почему и Как ) Две лавины

Ледес не только для новостей. Во всем, от рекламы и мемуаров до сообщений в блогах и тематических исследований, они зацепляют читателя и заставляют его читать.

В лед для Девственницы-самоубийцы , например, Джеффри Евгенидес дает своим читателям все, что им нужно знать о предыстории своего романа, а также убийственный крючок:

Утром последний Лиссабон дочь покончила жизнь самоубийством — на этот раз это была Мэри и снотворное, как и Тереза ​​— два фельдшера прибыли в дом, точно зная, где находится ящик с ножами, и газовая печь, и балка в подвале, из которой он был можно привязать веревку».

Эдгар Аллен По делает то же самое в своих открытых строках к поэме «Аннабель Ли»

Это было много-много лет назад,
В королевстве у моря,
Что там жила дева кого вы можете знать
По имени Аннабель Ли;
И эта девица жила без других мыслей
Чем любить и быть любимой мной.

Написание хорошего руководства требует практики. Что подводит нас к …

Когда вы пишете как журналист, ваша работа состоит в том, чтобы писать ясную, краткую, простую прозу, недвусмысленную и беспристрастную. Вам может понравиться красивое, замысловато построенное предложение, наполненное запятыми, точками с запятой и многоточием, но вашему читателю, вероятно, нет. Лучше избегать жаргона, архаичных слов, которые вы нашли в тезаурусе, и сложных сложных предложений.

Используйте простые слова и короткие предложения. Никогда не думайте, что читатель «знает, что вы имеете в виду». Объясните это для них, и это включает в себя справочную информацию, которую «все знают». И держите историю сосредоточенной на фактах. Спекуляции и личные суждения не имеют значения — пусть ваши читатели сами формируют свое мнение.

Не просто пишите как журналист, думайте как журналист.

Что мне больше всего нравилось в работе журналиста, так это то, что мне было позволено быть любопытным. Мне приходилось задавать людям всевозможные вопросы, и никто не обиделся. Они знали, что я просто выполняю свою работу. Они ожидали и часто хотели, чтобы их спросили.

Когда вы пишете, проявляйте любопытство и не бойтесь задавать вопросы. Они называют это «новостями» по какой-то причине — спросите людей, которых вы встречаете, «Что нового?»

Кэтрин Лак — автор романов Лекарство от летней скуки и Ретроспектива . Ее последняя книга, False Memoir , сочетает в себе высокие ставки жестокого психологического триллера с чувством вины от сенсационного рассказа о настоящем преступлении. Вы можете прочитать больше о ее работах, включая серию « Dead Writers and Candy », на странице 9.0006 the-delve.com .

Первоначально опубликовано на http://howtowritelike. com 6 августа 2019 года.

Как писать как журналист: 8 простых шагов легко читаемым и эффективным способом; научитесь писать как журналист в нашем руководстве.

Вы должны знать, как использовать определенные приемы письма, чтобы писать как журналист. Эти методы гарантируют, что статьи будут интересными, легко читаемыми и содержат все необходимые факты. Знание тонкостей журналистского письма полезно для улучшения ваших писательских навыков, даже если вы никогда не пишете новостной материал. Это стиль письма, который позволяет вам эффективно распространять информацию, добавляя определенную структуру вашему почерку.

В общем, знание того, как писать как журналист, может сделать вас лучшим писателем, улучшить ваши навыки копирайтинга в социальных сетях и даже улучшить ваши методы контент-маркетинга. Если вы работаете журналистом или мечтаете стать специалистом по написанию новостей, то навыки журналистского письма — это не просто полезный, а необходимый инструмент.

Содержание

  • Шаг 1. Пишите экономично
  • Шаг 2. Помните, что нельзя хоронить Лиди
  • Шаг 3. Знайте пять правил
  • Шаг 4. Запомните основы
  • Шаг 5. Соберите больше информации, чем вам нужно
  • Шаг 6. Учитесь у других
  • Шаг 7. Дважды проверьте наличие всей информации
  • Шаг 8. Творчески работайте в рамках структуры
  • Часто задаваемые вопросы о том, как писать как журналист
  • Автор

Шаг 1. Пишите экономично

Во время учебы в известной Школе журналистики, СМИ и культуры Кардиффского университета у автора статьи был зоркий профессор. Он брал красную ручку и вычеркивал каждое лишнее слово, оценивая работу.

Были времена, когда из-за пометок статьи больше походили на красные наброски. Как бы это ни было неприятно, этот профессор знал, что делал. Он научил некоторых из лучших журналистов в мире и сделал то же самое с ними. Но при этом он продемонстрировал, что вам нужно писать экономично, чтобы писать как журналист.

Для этого есть много причин, но основные из них следующие:

  • Когда вы пишете рассказ, вы часто укладываетесь в сроки. Таким образом, вы должны иметь возможность как можно быстрее отображать ключевые моменты новостей на странице.
  • В отличие от блоггеров, при написании новостной статьи у вас нет неограниченного количества слов. Это особенно верно, если вы пишете для газеты или журнала.
  • Лишние слова и предложения могут похоронить ведущую роль, оставив читателя неуверенным в ключевых и вспомогательных деталях истории.
  • Быть экономным означает не только избавляться от ненужных слов. Он также написан короткими предложениями, которые легко читать.

Подводя итог, можно сказать, что ваши предложения должны быть короткими и емкими, а абзацы должны быть отформатированы таким образом, чтобы информация в каждом абзаце была взаимосвязанной. Это не только сделает вашу работу более читабельной, но и облегчит работу вашего редактора, если ему потребуется сократить количество слов.

Шаг 2. Помните, что нельзя хоронить Ledee

Вам также необходимо знать стиль письма в виде перевернутой пирамиды, когда вы работаете журналистом. Это включает в себя структурирование ваших статей таким образом, чтобы самые важные детали были ближе к началу.

Он стал преобладающим форматом письма, используемым в журналистике и технических письмах. Это потому, что вся важная информация передается читателю в коротких предложениях, которые легко понять.

Оттуда вы упорядочиваете информацию истории в порядке важности. Это предотвращает потерю наиболее интересной для читателя информации в море фоновой информации. Это также помогает создать захватывающую историю, которая захватит читателя с самого начала.

Эта статья в New York Times о расследовании дела президента Трампа – идеальный пример используемой структуры. Он начинается с наиболее важных деталей, постепенно переходя к второстепенной информации истории.

Шаг 3. Знайте пять вопросов

Если вы репортер новостей, собирающий факты, которые впоследствии будут включены в статью, вам необходимо искать ответы на пять вопросов, касающихся вашей статьи

При заполнении деталей статьи , большинство журналистов знают, что они должны стремиться заполнить пять W. Это «где, что, когда, кто и почему». Все журналистское письмо основано на пяти W. Точно так же практически все повествования основаны на этих принципах.

Если вы репортер новостей, собирающий факты, которые впоследствии будут включены в статью, вам необходимо найти ответы на пять вопросов, касающихся вашей статьи. В качестве примера рассмотрим эту новостную статью «Владелец Instagram Meta оштрафован на 405 миллионов евро за обработку данных подростков».

Начальный абзац гласит: «Владелец Instagram Meta был оштрафован на 405 миллионов евро (349 миллионов фунтов стерлингов) ирландским органом по контролю за данными за то, что позволил подросткам создавать учетные записи, в которых публично отображались их номера телефонов и адреса электронной почты».

Где находится «Ирландия», что такое «штраф для Meta», почему «из-за ее политики в отношении подростков», и кто такой «Meta и ирландский наблюдатель за данными». Затем они охватывают «Когда» в следующем абзаце, который гласит: «Комиссия по защите данных подтвердила штраф после двухлетнего расследования возможных нарушений общего регламента ЕС по защите данных (GDPR)».

Это прекрасный пример журналистского письма, потому что он охватывает как перевернутую пирамиду, так и пять W.

Шаг 4. Помните об основах

Стремясь писать как журналист, вы не должны забывать основные советы по написанию, которые вы усвоили в старшей школе. В конце концов, хороший журналистский текст — это просто хороший текст с использованием нескольких дополнительных инструментов.

В то же время, пытаясь хорошо писать в редакции, нельзя забывать и об основах журналистики. Например, при написании новостей следует проводить правильную атрибуцию цитат и проверку фактов.

Чтобы писать как журналист, вы должны максимально уважать правду. Вы также должны придерживаться и использовать книгу стилей вашей новостной организации. Например, вы можете писать в отделе новостей, который использует стиль AP или книгу стилей New York Times. Вы должны знать выбранный стиль издателя, в котором вы работаете. Если нет, свяжитесь с редактором и узнайте.

Шаг 5.

Соберите больше информации, чем вам нужно

Одна из частых ошибок начинающих журналистов заключается в том, что они не собирают достаточно информации для хорошей статьи. Как только они узнают «где, почему, когда, кто и где», они думают, что их работа выполнена.

Однако, если вы мыслите как газетчик, вы знаете, что вам нужно углубиться в «пять W» из пяти W. В конечном счете, это облегчит вашу журналистскую работу, а также позволит глубже копаться в историях.

Например, вы можете знать, где, но почему это было там, когда это произошло раньше, кто привел к тому, что это было там и почему это было там?

Точно так же вы можете знать, кто — но кто они, что привело их в это место, когда они прибыли и т. д. В журналистских расследованиях иметь слишком много информации гораздо полезнее, чем слишком мало.

Это может показаться не советом по написанию. Однако предположим, что вы сидите за клавиатурой с нехваткой информации. В этом случае вы поймете, что писать как журналист можно только в том случае, если у вас есть журналистская информация.

Шаг 6. Учитесь у других

Чтобы писать и думать как журналист, вы также должны быть заядлым читателем и потребителем медиа, в том числе копирайтинга в социальных сетях, новостных статей и технического письма, журналисты постоянно учатся у других в поле.

Успешные журналисты обладают неугасимой любознательностью и часто просматривают огромное количество социальных сетей, подкастов, документальных фильмов и других форм документальной литературы. В общем, мы считаем, что если вы хотите думать как журналист, вы должны быть любопытным потребителем искусства, средств массовой информации и многого другого. Журналисты хотят познавать мир, и это один из способов их достижения. Так что, естественно, это сильно влияет на их написание.

Шаг 7. Перепроверьте наличие всей информации

Вы должны сделать все возможное, чтобы обеспечить охват всей соответствующей информации в статье

Когда вы работаете журналистом, вы должны знать, что ключевой частью вашей работы является распространение Информация. Поэтому вы должны сделать все возможное, чтобы обеспечить охват всей соответствующей информации в истории.

Журналисты не могут просто ввести вопрос в поисковую систему и выдать первую же найденную информацию. Вместо этого им необходимо проводить качественные исследования с помощью различных средств. Это можно упомянуть, если некоторая часть информации недоступна, но имеет отношение к истории.

Например, выигрышный лотерейный билет был потерян, но владелец не знал, когда он его потерял. Здесь можно было бы написать: «Неясно, когда именно был утерян выигрышный билет, но владелец утверждает, что он у него был при выходе из магазина».

Шаг 8. Творчески работайте в рамках структуры

Как и в любом письменном виде, вы также можете проявлять творческий подход, когда пишете как журналист. Но, конечно, некоторые виды статей имеют для этого больше возможностей.

Например, вы должны проявить творческий подход при разработке идей для газетной колонки или принятии решения о создании тематической статьи.

Однако любое письмо требует творчества, так как вы должны быть изобретательны, чтобы изложить слова на бумаге. Поэтому не стоит бояться проявлять творческий подход при написании журналистской статьи.

Часто задаваемые вопросы о том, как писать как журналист

Какая квалификация мне нужна, чтобы стать журналистом?

Есть отличные школы журналистики, куда потенциальные репортеры уходят со степенью, связанной с профессией. Однако не все журналисты имеют квалификацию, некоторые репортеры приходят из других профессий или проходят обучение для работы в СМИ.

Какие существуют виды журналистики?

Существует множество различных видов журналистики. Вот лишь некоторые из них: журналистские расследования, тележурналистика, спортивная журналистика, деловая журналистика и развлекательная журналистика.

Присоединяйтесь к более чем 15 000 писателей сегодня

Получите БЕСПЛАТНУЮ книгу с подсказками по письму и узнайте, как заработать больше денег на писательстве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *