Как развить абстрактное мышление у подростка: Развитие логики и мышления у детей

Содержание

Абстрактное мышление — что это и как его развивать

618

Развитие мышления человека начинается с наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, высшей степенью является именно абстрактное, которое иначе называют словесно-логическим. Этот тип мышления напрямую связан с развитием речевой деятельности, а также с математическими способностями и умением выстраивать логические цепочки. Это дает возможность находить верные ответы в сложных ситуациях, решать трудные задачи, мыслить шире, выходя за пределы ранее установленных границ. 

Особенности абстрактного мышления у детей разного возраста

В дошкольном и начальном школьном возрасте у детей преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Но это не значит, что абстрактное мышление полностью отсутствует, ведь оно начинает зарождаться с самых ранних лет, когда ребёнок сталкивается с миром слов и математических понятий.  

  • 8 месяцев — 1,5 года:
    ребенок учится понимать слова и сопоставлять их с предметами, различать простейшие формы предметов, определять количество: «один» и «много». О счёте ещё речь не идёт, но закладываются его основы, а значит и основы абстрактного мышления.
  • 1 — 3 года: малыш знакомится с миром чисел, учится пересчитывать количество предметов, сопоставлять с понятиями «один», «два», «три» и т.д., умеет различать различные формы предметов, находит их согласно определенным требованиям. В этом возрасте активно развивается словарный запас, малыш учится правильно строить высказывания.
  • 3 — 4,5 года: ребёнок активно считает, сравнивает разные группы предметов по количеству, даже если их не всегда можно увидеть (например количество ударов часов и кубиков на столе), учится составлять простейшие изображения из геометрических форм по образцу. Совершенствуется речь, малыш может делать небольшие умозаключения и простейшие выводы по наблюдениям.
  • 4 – 7 лет: ребенок начинает осознавать, что слова и числа можно записать знаками, информация может передаваться различными способами — письменно, устно и даже жестами, малыш самостоятельно составляет сложные изображения из геометрических форм, умеет определять сложные формы предметов. Совершенствуются речевые способности — ребенок составляет целые рассказы по картинкам, придумывает свои истории.
  • С 8 лет начинается активное развитие абстрактного мышления: у ребенка появляется умение легко оперировать формами, числами, словами, делать умозаключения и выводы, создавать и воплощать абстрактные идеи и генерировать новые.

Возрастные этапы достаточно условны, но важно отметить, что пик развития абстрактного мышления приходится именно на школьноый возраст, начиная с 8-9 лет.

Как развивать абстрактное мышление

Абстрактное мышление напрямую связано с развитием речи и математических способностей. Слова помогают человеку мыслить и правильно доносить до других нужную информацию. Математика — наука, построенная на абстрактных понятиях и логических связях, которые в жизни нельзя потрогать, но при этом они являются основами существующих законов природы. Числа, действия над ними, геометрические фигуры и их свойства — это все абстрактные понятия, которые мы легко воспринимает через словесные характеристики.  Именно поэтому, стремясь развивать абстрактное мышление, стоит делать упор на развитии речи и математических умений ребёнка:

  • Считайте вместе с ребенком предметы, которые вас окружают. Это могут быть машины во дворе, тарелки и ложки, листья на ветке и т.д.
  • Предлагайте игры с картами и маршрутами. Например, устройте веселый квест, с подробным маршрутным листом. Дети обожают такие игры в любом возрасте. Или нарисуйте с ребенком схему комнаты, дома, двора. Такой план можно сделать из подручных материалов: кубиков и блоков, конструктора, различных упаковок.
  • Классифицируйте предметы по их признакам, учите находить различие и сходство. Например, при уборке комнаты можно раскладывать вещи по какому-то признаку: верхняя полка — красные машинки, нижняя — желтые.
  • Занимайтесь моделированием. Для построения различных фигур и моделей предметов можно использовать кубики, конструкторы, мозаики, счетный материал, пластилин, а из ненужных коробок можно сделать целый дом или машину для игр. 
  • При решении задач (не обязательно математических), попробуйте найти вместе с малышом несколько дополнительных вариантов решения, обсудите, какой наиболее подходящий из них.
  • Чаще разговаривайте с ребёнком на отвлеченные темы, фантазируйте, составляйте планы, прогнозы, делайте предположения, задавайте вопросы «Почему?», «Зачем?», «Как?», «Что будет, если…?» — учите этому ребенка.
  • Решайте головоломки, ребусы, нестандартные задачи по математике.
  • Сделайте домашний театр теней. Устройте конкурс импровизаций — это усилит развивающий эффект.
  • Занимайтесь творчеством, в особенности создавайте поделки из различных материалов и подручных средств — не ограничивайте проявления фантазии ребенка. 

Игры для развития абстрактного мышления

У дошкольников и у детей в начале школьного обучения ведущей деятельностью является игра. Поэтому для того, чтобы развивать новые качества и способности малыша, стоит использовать именно игровые формы. 

«Считаем правильно»


 Возьмите игрушку. Пусть эта кукла посчитает предметы (взрослый говорит измененным голосом), которые вы положили перед малышом, и при этом допустит ошибку. Ребёнок должен найти ее, сказать, что именно было не так. Можно усложнять игру, используя больше предметов или правильное и неправильное изображение чисел.

«Синонимы и антонимы»
Для игры понадобится мяч. Первый участник бросает его и называет слово, второй должен произнести синоним или антоним. Возможно играть в большой компании, а без использования мяча, подойдет в дорогу, для путешествий или в ожидании транспорта.

«Продолжи»
Есть несколько вариантов этой игры. В первом случае желательно использовать мяч: один участник начинает фразу и кидает мяч, а другой должен ее закончить.  Например: Если на улице дождь и солнце, то можно увидеть… (радугу). В игре может быть более 2 участников, тогда каждый следующий должен повторить всю фразу и добавить свою. Например: Сегодня утром я рано встал и сделал…. (зарядку), съел вкусную кашу и отправился… (в школу). 

Если участников несколько, то можно записывать свои фразы на листе. Первый участник пишет фразу, второй продолжает ее и заворачивает лист так, чтобы осталась видна только последняя часть текста, далее следующий продолжает аналогичным образом. По окончанию засчитывается все сочинение. 

«Шифровщик»
Данная игра вариативна, все зависит от уровня подготовки участников и их словарного запаса.  
Можно шифровать слова используя первые буквы слов-подсказок. Например, подготовьте картинки: лес, индюк, сова, аист. Ребёнок по первым буквам составляет «лиса». Можно показывать картинки вразнобой, а малыш должен сам догадаться, в каком порядке расставлять буквы. Для усложнения, зашифровывайте слова или фразы, используя первые слоги. 

Если участников много, устройте конкурс, кто быстрее разгадает слова или наоборот, предложите детям зашифровать название картинок.
Для детей старшего возраста предложите расшифровывать аббревиатуры или давать характеристику слова по первым буквам. К примеру: игра — иду громко, радостно активничать.

«Ассоциации»
Отлично подойдёт в качестве дорожной игры или для большой компании. Один игрок называет первое слово, другой придумывает к нему ассоциацию и так далее. 

Абстрактное мышление — одно из высших проявлений мыслительной деятельности, помогающее человеку лучше анализировать свои поступки и действия, прогнозировать будущее и строить планы.

Именно этот тип мышления напрямую связан с креативностью и творческим потенциалом. Развивать его можно в любом возрасте, но следует помнить, что пик приходится на школьный период. Чуткость, забота и внимание помогут родителям раскрыть потенциал своего ребенка.
 

Понравилось? Поделитесь с друзьями:

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).

 

Читайте также

Что такое критическое мышление и как его развивать. Советы для родителей. Как запустить и развить речь ребенка Творческое развитие детей Развитие математических способностей у детей

Развитие абстрактного мышления у детей и взрослых

Содержание

  • 1 Виды абстракций
  • 2 Формы абстрактного мышления
  • 3 Цели абстрактного мышления
  • 4 Примеры абстрактного мышления
  • 5 Зачем развивать абстрактное мышление
  • 6 Развитие абстрактного мышления у детей
  • 7 Упражнения для детей
    • 7.1 Облака
    • 7.2 Театр теней
    • 7.3 Ментальная арифметика
    • 7.4 Конструктор
    • 7.5 Беседа
  • 8 Развитие абстрактного мышления у взрослых
  • 9 Игры на компьютере как метод развития абстрактного мышления

Абстрактное мышление включает формирование абстрактных образов и работу с ними. При таком типе мышления люди пересекают рамки привычных понятий. Могут иначе воспринимать окружающую действительность.

Виды абстракций

Образы, сформированные без участия содержательной стороны понятия:

  1. Изолирующая. Ее цель – выделение характерного признака предмета и повышенное внимание к нему. Например, на столе лежит яблоко. Человек выделяет то, что оно зеленое или кислое.
  2. Обобщение. Здесь мозг получает цельную картину вида всего образа. Для примера подойдет математическое уравнение. Цель – это решение без учета отдельных цифр, плюсов, минусов и других знаков.
  3. Идеализация. Отбрасывание несущественных элементов. Метод получения знаний, без которого не обходятся точные и естественные науки.

В реальности же нет отдельных, не связанных ни с чем элементов. Их нельзя потрогать и измерить изолированно.

Формы абстрактного мышления

Формы делятся на типы в зависимости от конечного результата мышления:

  • Понятие. Здесь фиксируются характерные для предмета признаки. Понятия выражаются отдельными словами – рюкзак, стакан, или же комбинируются в сочетания слов – школьный рюкзак, граненый стакан. Это умозаключение. Оно передает общее свойство, характерное для нескольких предметов.

Они отличаются, но некоторые качества позволяют мозгу собрать их в одну подгруппу. Например, стол. Они бывают круглыми или квадратными, высокими или низкими, имеют светлые или темные цвета. Общее то, что на них принято располагать предметы. Сходное предназначение позволяет мышлению объединить столы в единую группу.

  • Суждение. Форма абстрактного умственного типа мышления, при которой происходит оценка характеристик и свойств предмета. Суждение выражается в форме утвердительного предложения. Наступила осень – простейшее суждение. Наступила осень, деревья сбросили листву – сложная конструкция из двух простых.

Мозг человека может использовать свою гибкость, чтобы согласиться или опровергнуть явления. Словесное заключение — безоговорочно. Простое – собака лает, сложное – начался дождь, на улице сыро. Первое предложение – короткое и четкое, второе содержит логическую цепочку.

Суждения бывают истинными или неверными, когда человек делает собственные выводы вне зависимости от реальных фактов.

  • Умозаключение. Это конечная мысль. Возникает из комплекса 2-х и более суждений. Она формируется из трех составляющих: посылка, обработка и заключительный вывод – процесс логического действия, результатом которого становится новое суждение. Мозг использует свои мысли, чтобы прийти к собственному заключению.

В процессе познания окружающего мира мозг человека стремится к достижению истинных знаний. Т.е. это адекватная оценка процессов и предметов, в зоне которых живет человек.

Научные законы – это истина. Чтобы отличить истину от заблуждений, требуется практика. Она формируется в процессе общественной и производственной функции каждого человека во времени.

Цели абстрактного мышления

Такой тип работы мозга используется в тех ситуациях, когда человек оперирует знаниями о предмете и приходит к завершенному выводу. Это характерно для явлений, которые нельзя увидеть, услышать или потрогать. Рассуждая абстрактно, мозг находит решение в ситуациях, заводящих его в умственный тупик. Абстрактное мышление выделяет во всем то, чему обычно не придавалось внимания.

Примеры абстрактного мышления

Один из ярких примеров – способность человека разговаривать и общаться с окружающими людьми с помощью слов. В природе не существует букв, цифр, слов. Но люди смогли создать алфавит, сложить слова и обозначить каждый предмет, свойство и явление собственным названием.

Способность мыслить и создавать абстракции проявляется в математических науках. Например, цифра 3. Такого явления в природе нет, однако человек понимает, что речь идет о трех одинаковых предметах, свойствах, функциях, баллах и т.п. Цифры были придуманы самими людьми, чтобы упростить и охарактеризовать многие явления. С развитием человечество начало использовать массу несуществующих в природе понятий.

Зачем развивать абстрактное мышление


Современный человек постоянно учится отрываться от простых и конкретных предметов, оставляя древнее прошлое позади. В те времена все предметы оценивались на вид, цвет, форму, запах и другие конкретные характеристики. Теперь же люди, освоившие информационные технологии, готовы к более активному углублению в собственное подсознание.

Этот процесс невозможен без развития абстрактного мышления. Чем раньше начать осваивать эти навыки, тем проще ребенку станет принимать новое и интересней жить.

Развитие абстрактного мышления у детей

Этот процесс идет вместе с активизацией математических способностей. Практически с самого рождения дети способны проводить сравнительный анализ — отличать размеры, температуру, сенсорные характеристики разных вещей. Далее начинается длительный процесс обучения сложным идеям, связанным с числами и счетом, знакомством с алфавитом и т.д.

Перед тем, как начинать развивать абстрактное мышление, следует оценить реальные способности ребенка и не стремиться к мгновенному обучению тому, для чего его мозг еще недостаточно развит. На первом этапе помогут игры и задачи, направленные на стимуляцию логического мышления.

Читайте также Развитие мышления, тренировки, игры, упражнения

У маленьких детей нужно развивать способность анализировать окружающие предметы. Буквально с самого рождения давать пищу для деятельности мозга: мячики, погремушки разных цветов и размеров, мягкие игрушки с разной фактурой и т.п.

Еще один интересный вариант – нарисованное человеческое лицо с простыми формами, раскрашенное в яркие цвета. Такой рисунок нужно прикрепить к одной из сторон кроватки или манежа непосредственно перед ребенком. Маленькие дети с интересом разглядывают подобные картинки. Активно анализируют то, что их конкретно интересует в данный момент: нос, глаза, губы или волосы.

Развитием мышления у детей постарше и подростков занимаются школьные учителя. Непрерывное обучение различным предметам – это не просто цель: дать как можно больше знаний детям. В первую очередь, это развитие интеллектуальных способностей. У взрослых этот процесс становится все менее активным с каждым годом. Поэтому и обучение происходит намного хуже, чем в детстве и юношестве.

Упражнения для детей

Техники, предназначенные для детей, отличаются от тех, которыми пользуются взрослые люди. Но при этом они являются не менее эффективными. Происходит это потому, что любопытный мозг у ребенка полностью открыт для изучения всего нового.

Облака

Все они отличаются по размерам, цветам, формам. Чтобы развить абстрактное мышление, нужно почаще предлагать ребенку представить, с чем можно сравнить конкретное облако. В процессе обдумывания этой задачи мозг активно работает, налаживаются новые нейронные связи, происходит развитие интеллекта.

Театр теней

Играя с тенями различных предметов, можно создавать множество образов. Все, что потребуется – это источник света в темной комнате и подготовленные контуры. Передвигая детали, получаются самые разные образы. Сам ребенок, играя, учится предугадывать результат в зависимости от расположения деталей. Также можно пригласить и других детей. В компании они гораздо охотней будут заниматься этой игрой.

Вас также может заинтересовать статья Как лучше развивать ребенка — обзор детских развивающих методик, игр, предметов и упражнений

Ментальная арифметика

Методика предназначена для развития детей 4-14 лет. Она позволяет обучить ребенка быстрому, практически мгновенному счету. В основу заложена система арифметических действий с применением специальных китайских или японских счет. Техника сложна для полного понимания, поэтому в раннем возрасте она не используется. Но у подростков может успешно применяться, чтобы улучшить процессы мышления. Единственное условие – усидчивость и настойчивость ребенка.

Конструктор

Специальный магнитный конструктор «Абстрактное мышление» предназначен для создания разнообразных форм и фигурок. Ребенок, манипулируя деталями, учится формировать в голове конечную цель. Постепенно навык совершенствуется, а уровень развивающегося интеллекта неуклонно растет. Особенно полезны такие игрушки для маленьких детей, поскольку стимулируют мозг к активной умственной деятельности. А включение в процесс мелкой моторики дополнительно ускоряет развитие ребенка.

Беседа

Даже простое обсуждение с ребенком повседневных дел позволяет ему быстрее повышать свой уровень интеллекта. Во время разговоров дети обдумывают смысл услышанного и формируют ответ. Конечно, не нужно говорить просто ни о чем. Желательно стимулировать ребенка к фантазированию и поиску правильного ответа.

Развитие абстрактного мышления у взрослых


Как развить и усилить абстрактное мышление у взрослых людей, достигших тридцатилетия — крайне сложно принудительно и дополнительно стимулировать абстрактное мышление, ведь оно уже развито. Пластичность мозга в большой степени утеряна. В качестве упражнений подойдет рисование, отображение идей, мыслей с помощью разных цветов, форм и размеров. Это позволит отвлечься от повседневных проблем и улучшить мозговую активность.

Игры на компьютере как метод развития абстрактного мышления

Совершенно естественно, что ни один нормальный психолог не порекомендует этот способ. Да, мозг во время игр активно работает, однако, все плюсы такого занятия перекрываются минусами. Есть масса других эффективных и безопасных способов. Особенно это ограничение касается детей.

Читайте также Топ-16 сайтов для развития интеллекта

По мере развития мозга маленькому ребенку крайне нежелательно так сосредотачиваться на одном процессе. К счастью, большинство родителей это понимают и стараются всеми силами ограничить время, проведенное у монитора. Компьютерные игры вместо развития мозга, с большой долей вероятности приведут к эмоциональному истощению либо, наоборот, к чрезмерному перевозбуждению.

С учетом всего сказанного не стоит бросаться в крайности. Постепенные и настойчивые занятия помогут развить в ребенке интеллект, твердый характер и помогут безболезненно влиться в процесс обучения предметам сразу же после поступления в 1 класс.

Распознавание и развитие абстрактного мышления у ребенка с нарушением зрения – пути к грамотности

Мария учится во втором классе, в настоящее время использует шрифт Брайля для большей части своего обучения, но дополняет материалы аудиозаписями. Она довольно успешно училась в первом классе, и ее удивительную память часто хвалили. Мария часто могла цитировать рассказы дословно и быстро отвечала на каждый из вопросов, заданных учителем. Сейчас конец второго класса, и учительница Марии очень обеспокоена ее трудностями с пониманием историй. Мария может предоставить много конкретных деталей об историях. Хотя она может перечислить имена разных людей в истории, а также конкретное предпринятое действие, она не может указать, почему произошло конкретное действие или общий смысл истории. Например, читая историю о слонах и проблемах, с которыми они сталкиваются в неволе, Мария может понять только то, что слоны часто выступают в цирках. Есть опасения, что у Марии может быть особая неспособность к обучению.

Мария испытывает некоторые трудности в школе, которые часто отмечаются у детей с нарушением зрения. По мере того как мир (и академические задачи) становятся более сложными, им становится все труднее реализовать свой потенциал. Эти проблемы могут быть связаны с определенной неспособностью к обучению или когнитивными способностями. Однако это также может быть проблемой при переходе от конкретного к абстрактному способу мышления.

Что на самом деле означают термины «конкретное мышление» и «абстрактное мышление»?

Психологи давно признали, что дети в основном учатся «думать» об объектах и ​​событиях по мере своего развития и взросления. Маленький ребенок склонен мыслить свой мир конкретными способами. Они узнают факты и информацию об объектах и ​​событиях, с которыми они действительно столкнулись в своем мире. Акцент в конкретном мышлении часто делается на перечисление фактов. Обычно ребенок собирает большое количество информации, но вся она сосредоточена на изучении одного предмета или опыта. Например, маленький ребенок легко поймет, что его плюшевая игрушка называется «собака», и постепенно добавит больше информации к этому единственному понятию. Конкретное мышление представляет собой уровень мышления, который чаще всего сосредоточен на сборе фрагментов информации и повторении ее другим. Способность Марии демонстрировать такие навыки, как припоминание фактов из рассказа, является примером ребенка, занимающегося конкретным мышлением.

При абстрактном мышлении дети учатся участвовать в решении проблем или по-настоящему «думать» об окружающем их мире. Это позволяет ребенку развивать способы классификации объектов и переживаний. Это также позволяет ребенку начать иметь дело с понятиями, которые не присутствуют непосредственно в их мире. Этот тип мышления является причиной того, что дети могут отвечать на вопросы, которые требуют от них собственных выводов из конкретного материала, который был изучен ранее. Например, абстрактное мышление позволяет ребенку расширить понятие «собака» до более широкого понятия животных. Это также позволяет им добавлять новую информацию к ранее изученному понятию, например. животные могут быть домашними животными или дикими животными. Дети развивают способность осваивать новые концепции, с которыми они не сталкивались напрямую, например, понимание смысла свободы. Трудности Марии с ответами на вопросы по теме конкретного отрывка о слонах представляют собой трудности с абстрактным мышлением.

Как дети переходят к абстрактному мышлению? Это происходит автоматически или этому нужно учиться?

Маленький ребенок переходит от конкретного мышления к абстрактному мышлению, когда он начинает познавать свой мир. По мере того, как они усваивают больше понятий, они могут мысленно сортировать эти понятия и находить сходства и различия. Они становятся более способными предсказывать, как могут развиваться новые ситуации. Способности предсказывать исход событий становятся более изощренными. Многие из этих вещей происходят просто в результате опыта и взаимодействия с окружающей средой. Однако есть некоторые проблемы, влияющие на это движение к абстрактному мышлению, которые, по-видимому, не связаны с опытом.

Какие другие проблемы влияют на переход к абстрактному мышлению?

Существует множество исследований, которые показывают, что некоторые из этих навыков развиваются не просто в результате опыта. Когнитивные способности наложат более широкие ограничения на развитие абстрактного мышления. Дети с когнитивными ограничениями испытывают большие трудности в развитии навыков абстрактного мышления. У некоторых детей с когнитивными ограничениями никогда не разовьются устойчивые навыки абстрактного мышления; им всегда будет требоваться дополнительная поддержка. Дети с превосходными когнитивными способностями будут развивать эти навыки абстрактного мышления в более раннем возрасте и в более высокой степени.

Кроме того, улучшение абстрактного мышления также связано с физическими изменениями, связанными с мозгом. Большая часть текущих исследований в области биологии мозга подчеркивает важность более позднего развития лобной области мозга, решающего фактора абстрактного мышления. Исследования показывают, что большинство способностей, которые мы связываем с абстрактным мышлением, являются функцией лобной доли мозга. Эта область мозга полностью не развивается до начала 20-летнего возраста, что объясняет некоторые трудности с принятием решений, наблюдаемые у подростков.

Можем ли мы контролировать степень развития у ребенка способности к проявлению абстрактного мышления?

Существуют некоторые ограничения на нашу способность влиять на развитие абстрактного мышления. Чаще всего они обусловлены тремя факторами. Во-первых, это экологический опыт ребенка. Ребенок, у которого мало возможностей взаимодействовать с окружающей средой, а также у него мало стимулов для размышлений о различных ситуациях, последствиях и концепциях, скорее всего, будут отставать в развитии. Опять же, как внутренние познавательные способности ребенка, так и его физическая зрелость будут определять некоторые внешние пределы абстрактного мышления. Даже будучи взрослыми, мы демонстрируем значительные различия в наших способностях к абстрактному мышлению. Например, многим студентам колледжей будет сложно понять смысл того или иного стихотворения. Понятия физики могут быть трудными для тех, кто предпочитает типы обучения, основанные на повторяющихся фрагментах информации.

Существуют ли особые проблемы, связанные с нарушениями зрения?

У детей с нарушением зрения (VI) часто возникают дополнительные трудности в развитии этих навыков абстрактного мышления. Было проведено мало исследований, чтобы определить возможные причины этого. Однако это часто отмечается как проблема, когда дети с ВИ начинают покидать младшие классы начальной школы. Как и в случае с Марией, ребенок, который хорошо отвечал на вопросы по рассказам в первом классе, начинает испытывать трудности во втором и третьем классе. Требования к мастерству изменились. Детей просят участвовать в таких действиях, как решение проблем, а также делать выводы для разных персонажей. Часто это сложный переходный период и период обучения для детей с ВИ.

Как я узнаю, что это влияет на успеваемость?

И родители, и учителя часто признают эти трудности у ребенка с ВИ. Часто отмечается, когда дети учатся во втором классе. До этого времени большинство заданий включают в себя просьбу ребенка ответить на ряд вопросов о деятельности или рассказе. Как правило, эти вопросы предполагают получение простой информации о том, кто выполнил действие и что произошло в результате. Часто ребенок с ВН обладает превосходной памятью и довольно успешно отвечает на эти вопросы о конкретной предоставленной информации. Однако ко второму классу вопросы начинают охватывать более абстрактные качества, а также базовый обмен информацией. Часто выражается обеспокоенность тем, что ребенок может ответить на любое количество вопросов о том, «кто» или «что» могло произойти в рассказе. Однако ребенок часто затрудняется ответить на вопрос, «почему» это могло произойти.

Почему это кажется проблемой для детей с VI?

Опять же, по этому вопросу проведено мало исследований. Тем не менее, некоторые вопросы представляются актуальными для обсуждения.

Первый связан с самим видением. Часто дети развивают способность обобщать, просто наблюдая и переживая мир. Ребенок со зрением может играть как с собаками, так и с кошками, замечать сходства и различия и развивать более абстрактное понятие «животные» и/или «домашние питомцы». Ребенка с ВИ необходимо учить этим различиям. Обычно для этого требуется другой тип обучения, который требует больше времени и вмешательства со стороны взрослого.

Часто трудности становятся еще более очевидными из-за различий в учебном процессе. Взрослые часто стремятся предоставить много информации о понятии, чтобы помочь ребенку с ВИ понять конкретное слово или понятие. Например, родитель может предоставить много информации о слове «форт», указав, что он был окружен стенами, имел пушки, был укомплектован солдатами и т. д.  Однако они не предоставляют информации об общем понятии форта. используется для защиты или охраны. Информация, объединяющая эти дескрипторы, часто не приводится. Ребенок может не иметь общего представления о назначении форта или о том, как он связан с вещами, которые он может испытать в своей жизни, например. способы, которыми он относится к текущей военной базе или полицейскому участку. Это правда, что ребенку с ВН нужно много специфической информации, чтобы расширить его представление о понятии. Однако не менее важно, чтобы были представлены более широкие концепции, а также связанные с ранее встречавшимся обучением.

Кроме того, творческая игра является решающим фактором в начале процесса абстрактного мышления. Некоторые из первых примеров абстрактного мышления возникают, когда ребенок вовлечен в творческую игру. Ребенок понимает, что пластиковый чайник можно распознать как кофейник и что, наклонив чайник, можно налить поток воображаемого кофе. Впервые объекты, которых нет в их жизни, представлены и «осмыслены». Обычно это считается первоначальным шагом к переходу к абстрактному мышлению. Как правило, творческая игра является проблемой для детей со значительным нарушением зрения. Похоже, что у большинства детей это не происходит спонтанно, и этому нужно активно учить.

Теперь я знаю, что есть проблема… как я могу помочь своему ребенку? Или даже лучше… как мне избежать проблемы?

Существует множество различных навыков, которыми необходимо овладеть. Однако следующие пункты определяют некоторые критические факторы, которые помогают перейти от конкретного к абстрактному мышлению. Все дети должны уметь выполнять следующие задания:

  • Участвовать в решении проблем
  • Выявление сходства между разрозненными объектами
  • Спланируйте и упорядочите ряд задач до разумного завершения
  • Определите и оцените возможные решения проблем

Немедленная реакция часто заключается в том, чтобы просто помочь ребенку определить, «почему» что-то могло произойти, с помощью дополнительной серии вопросов. Однако мы часто неправильно понимаем, что способность отвечать на подобные вопросы основана на некоторых ранее освоенных навыках. Если ребенок не развил эти другие навыки, научить его отвечать на вопрос «почему» будет сложно. Дети могут быстро выработать механический ответ на вопросы «почему», который не отражает истинного понимания концепции.

Для развития навыков ответа на эти вопросы «почему» потребуется база других более ранних навыков мышления. Многие навыки составляют основу абстрактного мышления. Развитие каждого из этих навыков поможет ребенку добиться успеха в движении от конкретного к абстрактному мышлению. Всегда идеально, когда ребенок с ВИ осваивает эти навыки примерно в том же возрасте, что и его зрячие сверстники. Однако даже для ребенка старшего возраста будет важно попытаться развить выявленные навыки, если они в настоящее время отсутствуют.

 

Какие занятия помогут развить эти навыки?

Движение в процесс абстрактного мышления остается процессом развития. Хотя некоторые предполагают, что этому нельзя просто научить, существует множество занятий, которые будут способствовать развитию у ребенка этого навыка. Эти действия составляют основу для развития этих навыков, а также стимул для движения по континууму в сторону развития абстрактного мышления. Некоторые из этих предложений перечислены ниже.

  1. Поощряйте драматические игры с использованием реальных, а также репрезентативных предметов.  Начните с того, что сосредоточьтесь на знакомых историях и предыдущем опыте. Продолжайте, представляя, как могут развиваться будущие события.
  2. Придумайте новые истории, которые будут разыгрываться с использованием этих предметов.   Поощряйте формат начала, середины и конца истории.
  3. Подари слова своим мыслям . Когда вы готовите еду или занимаетесь чем-то, опишите в кратких комментариях шаги, которые вы предпринимаете.
  4. При решении конкретной проблемы предоставьте слова для описания шагов, которые вы предпринимаете для решения проблемы.   Держите формулировку краткой, но четко связанной с вашим решением.
  5. Попробуйте научить ребенка думать о новых способах использования знакомого предмета.   Например, спросите, как можно использовать покрывало и/или подушки. Попросите ребенка подумать, как вы можете использовать одно яйцо, находящееся в холодильнике.
  6. Используйте повседневные ситуации и попросите ребенка «подумать» о причинах, по которым это произошло, и о возможных решениях.   Например, если у вас закончилось молоко, попросите ребенка придумать способы решения этой проблемы. Спросите, как можно избежать проблемы. Держите задачи простыми и актуальными для повседневных ситуаций.
  7. Помогите ребенку придумать аналогии в отношении к повседневной жизни или любимым книгам.   Попросите ребенка назвать истории, которые напоминают ему/ей текущую историю. Например, какую книгу он прочитал, которая также напоминает ему историю о свиньях. Определите сходство между двумя книгами или попросите ребенка прояснить свое мышление.
  8. Развивайте навыки решения проблем, которые можно использовать в различных ситуациях.   Вместе со старшим ребенком поощряйте сравнение одной ситуации с другой, которая уже произошла. Предоставьте структуру, например, спросите, кто был вовлечен, что произошло, какие могли быть другие ответы, как другие ответы могли повлиять на ситуацию. Сведите к минимуму вопросы, но помогите ребенку увидеть, как могли возникнуть разные ответы. Оцените эффективность этих ответов по отношению к ситуации, т. е. «помогло ли это решить проблему?»
  9. При обучении абстрактным понятиям используйте стратегии мышления вслух, используемые в более раннем возрасте.  Проговаривайте свое объяснение, останавливаясь на отдельных шагах. Попробуйте сравнить абстрактные понятия с реальными ситуациями. Например, при обсуждении различных ветвей власти свяжите эти ветви с аспектами семьи. Не забудьте обобщить конкретные черты, в которых они похожи, а также различия.
  10. Поймите, что ребенку гораздо легче сосредоточиться на различиях в ситуациях, объектах или понятиях.   Поощряйте их искать сходства даже в предметах или событиях, которые на первый взгляд совершенно разные. В начале используйте реальные объекты, чтобы сходство было очевидным. Например, попросите ребенка определить, в чем сходство цветка и морковки.
  11. Поговорите о том, как в реальной жизни происходят одинаковые переживания.   Начните с опыта, который во многом похож, и переходите к опыту, который на первый взгляд совершенно отличается. Например, расскажите о сходстве между походом в магазин и походом к стоматологу.
  12. Поощряйте творческое мышление при определении сходства между этими ситуациями, объектами или понятиями.   Возможно, разработайте один список, который можно было бы считать «Глупыми сходствами», а также другой, более привязанный к реальности.
  13. Избегайте склонности задавать несколько вопросов «почему».   Если вы задаете эти вопросы, помогите ребенку, «думая вслух», когда будете определять возможные ответы. Помогите ребенку понять, что часто на этот вопрос есть несколько ответов. Это не только поощряет абстрактное мышление, но и помогает развить творческий потенциал. Например, вместо того, чтобы сначала спросить ребенка: «Почему мы должны убирать пролитую на пол воду?», укажите несколько причин, например: «Нам нужно убирать пролитую на пол воду, потому что кто-то может соскальзывать». Начните с такого конкретного примера ответов на вопросы «почему», а не абстрактных, таких как «почему звезды мерцают?»
  14. Помогите ребенку оценить «успех» того или иного опыта. Это помогает определить эмоции, которые испытывает ребенок, а также дает чувство независимости от чувств других. Перед этой деятельностью помогите ребенку развить ограниченное количество характеристик (т. е. не более 4) успешной (или доставляющей удовольствие) деятельности.
  15. Устройте вечеринку вместе.   Разделите обязанности на четыре части, например: планирование, приглашение, размещение и уборка. Попросите ребенка определить 3 различных вида деятельности в рамках каждой из этих обязанностей. После завершения вечеринки попросите ребенка повторить обязанности. Какие задачи были не нужны? Какие задачи должны были быть включены?

Развитие навыков абстрактного мышления является решающим фактором в обеспечении успехов в учебе, а также в решении жизненных сложностей. Поддержка со стороны родителей, а также учителей необходима, если ребенок с ВИ хочет реализовать свой потенциал, чтобы жить как можно более независимо. Вмешательство наиболее эффективно, когда проблемы распознаны, вмешательства спланированы, и как учителя, так и родители последовательны в реализации стратегии.

Посмотрите, как доктор Лофтин обсуждает эту тему на бесплатном вебинаре от Perkins eLearning.

 

Подростки и абстрактное мышление: непонятна концепция?

Разочарование подростков в школе больше связано со статистикой и отсутствием опыта, чем с трудовой этикой или проблемами «отношения». Эти статистические данные не привязаны к социально-экономическому статусу, весу или времени, проведенному в кресле; они генетические и эмпирические. У нас есть колоколообразная кривая абстракции и опыта, и мы только начинаем думать о том, как ее соблюдать.

Мое рабочее определение абстракции в классе — это способность одновременно рассматривать несколько состояний системы, чтобы анализировать ее на наличие закономерностей, поведения и предсказуемости. Это что-то вроде разницы между решением уравнения для определенного значения x и возможностью предложить различные наклоны и точки пересечения, которые хорошо моделируют данные.

Piaget 1 объяснил эту стадию как «формально-операциональную» и заявил, что этот абстрактный уровень мышления начинает развиваться в раннем подростковом возрасте. Он прав, но различия между сверстниками одного возраста могут быть настолько существенными, что мы должны серьезно задуматься о том, как следует знакомить учащихся с любым учебным планом по математике (не арифметике).

Анекдотическое свидетельство

Будучи студентом, я сильно боролся с математикой, и только недавно я понял, что мой уровень абстракции мешает мне. В возрасте 22 лет у меня был один из тех моментов, которые никто из нас не может объяснить; просто все пришло в голову и обрело смысл. Это долгое время, чтобы бороться с абстракцией (семь лет абстрактной математики от алгебры до исчисления II), при этом я сотни раз почти бросал математику.

То, о чем мы думаем как о быстром и медленном, или опытном и низком уровне, на самом деле может быть не чем иным, как ужасающей детерминированной игрой генетики и времени, особенно в математике и естественных науках.

Нам давно известно, что в мозгу людей в возрасте от 13 до 21 года происходят странные изменения. 2 Я помню, как проснулся однажды утром в возрасте 15 лет и вдруг так сильно стал думать о своих штанах и ботинках, что меня парализовало при мысли о том, что я надену носки и сандалии, как обычно.

Точнее, я помню, как каждый день ходил на занятия по физике и с разинутым ртом тупицы наблюдал, как мой учитель объясняет общие положения, режимы и уравнения, применимые в различных ситуациях. Я не виню своего учителя физики. Откуда он мог знать, что мой уровень абстракции более характерен для семиклассников?

Ну, может быть, он мог бы . . .

Педагогика абстракции

Некоторые учителя осознают эти дикие различия в уровне абстракции и соответствующим образом корректируют свои классы. Одна из таких попыток включает использование теста научного мышления Лоусона. 3

Я разговаривал с учителем физики Мэттом Хардингом (@physicsramble в Твиттере), который использует этот тест уже несколько лет. Я спросил его, почему он использует экзамен и почему так много учителей не используют:

Я вижу это в своем классе и во всех классах, которые посещаю. Мы склонны желать, чтобы наши студенты были на самом высоком уровне абстракции. Мы пытаемся ускорить их там, что особенно затратно в математике. Огромное количество учеников средней школы спешит изучать геометрию и высшую алгебру, когда их уровень абстракции настолько не соответствует уровню развития, что эти курсы умаляются не чем иным, как регургитацией и заурядностью.

Но что-то кажется подозрительным в использовании любого теста для такой сортировки учеников. Я спросил г-на Хардинга, как он удерживает такие измерения от того, чтобы они стали слишком «кальвинистскими» [курсив мой]:

Наконец, мы с Мэттом обсудили, как можно поступить с идеей о том, что уровень абстракции каким-то образом генетически синхронизирован, и если это так, то как это расстроит учителя.

Он ответил:

Другими словами, не зная, где находятся ваши ученики, почти невозможно подтолкнуть их к более абстрактному состоянию.

Классика: Лестница абстракции Хаякавы

В этот момент любой хороший учитель ищет ступеньки, по которым их ученики могли бы подняться, и психолог С.И. Хаякава уже описал такую ​​лестницу абстракции. Как и любой хороший психологический инструмент, он сначала кажется снисходительно очевидным, но при тщательном применении он весьма эффективен.

Я попросил одного из лучших в Твиттере, Дэна Мейера (@ddmeyer), объяснить LOA, о котором он часто писал в своем блоге:

Опять же, это кажется очевидным, но это не так, потому что мы видим новых учителей. неуклюже задавая вопросы студентам на всех и всех уровнях лестницы, но сосредотачиваясь на более высоких ступенях. Если мы не знаем, на какой ступени находятся наши студенты, очень трудно сказать, какой из следующих двух вопросов мы должны задать:

  1. Как на цены на газ влияют беспорядки в различных нефтедобывающих регионах мира?
  2. Как повлияли цены на газ во время арабской весны в Египте?

Мне как учителю больше нравится вопрос 1. Он кажется более открытым. Это кажется более, ну, абстрактным. И тот ученик, который достиг этой ступени лестницы, сможет блистать. Большинство подростков можно привести туда только с помощью Вопроса 2 или чего-то подобного.

Важность измерения абстракции невозможно переоценить. Мы воспитываем поколения людей, которые отрицают математику как тайную и, возможно, даже оккультную. Почему? Потому что мы не удовлетворили их потребность в конкретности как переходе к настоящей математике.

Брет Виктор и его проект KillMath 5 выразились лучше всего:

В конце этой цитаты я мог бы добавить: «в более раннем возрасте, чем большинство».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *