Как развить наблюдательность – Способы повышения наблюдательности | Блог 4brain

Содержание

Способы повышения наблюдательности | Блог 4brain

Пройдите небольшой тест. Вспомните название небольшого магазина, который вы проходите каждый день, когда отправляетесь на работу. Или вспомните в деталях, как прошел ваш позавчерашний день. Это может быть сложно, поскольку мы слишком много времени проводим на автопилоте, зачастую упуская из виду много мелочей, которые кажутся нам незначительными. А потом, когда нам нужно обратить внимание на что-то важное и нужное, мы не можем сконцентрироваться. Чтобы избежать этого —  используйте следующие способы повышения наблюдательности.

О наблюдательности

Когда вы наблюдательны, то задействуете все свои органы чувств для того, чтобы изучить интересующий вас предмет или тему.

«Наблюдать» — не то же самое, что и «видеть». Видеть — это пассивное состояние. Например, вы видите свой офис и людей, работающих в нем, но не замечаете деталей и не сможете использовать эту информацию при необходимости. Наблюдать означает обращать внимание намеренно и активно. Вы наблюдаете за работой ваших коллег, считываете информацию и затем вырабатываете специфические подходы для общения с каждым из них.

С эволюционной точки зрения эта способность нам дана, чтобы подмечать важные мелочи в природе и поведении животных, поэтому она является жизненно необходимой. Но и в современном мире это умение играет ключевое значение, ведь позволяет обращать внимание на детали, в которых, как мы знаем, и кроется дьявол.

8 способов отточить ваши наблюдательские навыки

1

Изучите вашу тему

Неважно, за чем вы наблюдаете, вы становитесь наиболее эффективным, когда хорошо знаете тему. Лучшие результаты появляются при объединении того, что вы знаете и того, что вы видите.

Если вы проведете выходные, катаясь на лодке, попытайтесь узнать о ней все. То же самое касается абсолютно любой темы — японского ресторана, похода на футбол или в гости к человеку определенной профессии.

2

Приостановитесь

Тяжело быть наблюдательным, когда вы находитесь в постоянной спешке или испытываете стресс. Сделайте паузу. Старайтесь варьировать скорость восприятия информации, поэтому если замедлились, через некоторое время ускорьтесь. Всегда удивляйте мозг и не позволяйте ему застаиваться.

Практикуйте осознанность.

3

Попробуйте что-нибудь новое

Навыки наблюдательности можно повысить, изучая что-то совершенно новое. Это поможет вам развивать осознанность природным путем. Чем больше у вас хобби, которыми вы всецело поглощены, тем выше ваши наблюдательские навыки.

Сходите в музей и галерею — в них ваши навыки повышаются сами собой, потому что художники и творческие люди умеют заставить человека обратить внимание на свою работу.

4

Избавьтесь от раздражителей

Ваша способность наблюдателя целиком и полностью зависит от умения концентрироваться. Том ДеМарко и Тимоти Листер в своей книге «Peopleware» утверждают, что человеку требуется 15 минут, чтобы возобновить тот уровень концентрации, который был до того, как его прервали. Поэтому минимизируйте раздражители.

5

Играйте в игры

Хорошая ментальная тренировка поможет обострить ваше восприятие. Поиграйте в такие игры как:

  • Шахматы;
  • Паззлы;
  • Кубик Рубика;
  • Онлайн-приложения для развития мозга.

6

Развивайте память

Память — это критический аспект в развитии наблюдательности. Одним из самых эффективных упражнений является выбор произвольной даты из прошлого и полное описание этого дня. Это тренирует долговременную память.

Что касается кратковременной, то практикуйте следующее упражнение: выберите наугад 15-20 предметов, изучайте их на протяжении минуты, затем отложите в сторону и попытайтесь вспомнить все детали — цвет, форму, размер. То же упражнение можете выполнять и в отношении музыки.

7

Ведите журнал

Найдите тихое, спокойное место, где вы сможете описать свои наблюдения за день. Выходите за рамки простого наблюдения, старайтесь зарисовывать то, что видели в малейших деталях.

8

Развивайте критическое мышление

Для развития наблюдательности также важно критическое мышление. То, насколько умело вы задаете самому себе вопросы, аргументируете и анализируете свои наблюдения, влияет на эффективность вашей наблюдательности.

Желаем вам удачи!

4brain.ru

Как развить наблюдательность: 9 простых упражнений

Наблюдение и наблюдательность

Наблюдательность — способность видеть характерные особенности людей, предметов, явлений. Далеко не каждый может похвастаться наблюдательностью. Мы можем годами ходить по одной и той же улице и не замечать перемен, произошедших на ней за это время. Если, конечно, это не отремонтированный тротуар: отсутствие ям сложно не заметить, особенно если носишь каблуки.

Чаще всего наблюдательность проявляется на отдыхе, когда мы никуда не спешим и с любопытством рассматриваем памятники архитектуры, людей, чужой уклад жизни, а особенно понравившиеся детали запечатлеваем в памяти. В обыденной жизни наше внимание притупляется, рассеивается, мы смотрим, но не видим.

А ведь наблюдение — важная часть познавательного процесса. Значение имеет не наблюдение само по себе, а умозаключение, которое за ним следует и из него выводится. Простейший пример: «В последнее время ты постоянно щуришься. Возможно, у тебя упало зрение».

Наблюдательность — ценное качество. Она дает нам возможность замечать не только то, что лежит на поверхности, но и то, что скрыто от наших глаз, а значит, лучше понимать происходящее. С ее помощью мы можем быстрее узнать другого человека и понять, чего стоит и не стоит ожидать от него в будущем. (Кстати, способности «ясновидящих» объясняются их необычайной проницательностью.) Наблюдательность помогает нам правильно оценить ситуацию и принять верное решение.

Наблюдательностью отличаются художники, писатели, ученые, а есть профессии, в которых без нее просто никуда. Например, детектив.

Знаменитый герой книг Артура Конан Дойля Шерлок Холмс говорил, что наблюдательность — его вторая натура.

Феноменальная способность Эркюля Пуаро, героя романов Агаты Кристи, обращать внимание на мелочи и интуиция позволяли ему быстро находить преступников.

Психолог-практик Патрик Джейн, которого в известном сериале «Менталист» сыграл актер Саймон Бейкер, также обладал наблюдательностью, умением видеть детали, на которые другие детективы не обращали внимания, и на их основании делал умозаключения о том, как и кем было совершено преступление. К его неоценимым услугам прибегало Калифорнийское бюро расследований.

Следить за ходом мысли детективов и сыщиков — немалое удовольствие, и начинаешь поневоле завидовать их проницательности «белой завистью». Хорошая новость: наблюдательности можно научиться!

Как стать Шерлоком Холмсом?

Начать лучше с самых простых упражнений, развивающих зрительную память: человек с плохой зрительной памятью, как правило, не отличается наблюдательностью.

Американский психолог Джон Аткинсон предложил некоторые упражнения, развивающие наблюдательность.

1. Рассматриваем предметы и запоминаем, как они выглядят

Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Большинство людей смотрит, но не замечает.

Проверим это: возьмем какой-нибудь предмет — книгу, вазу, игрушку, цветок, внимательно посмотрим на него несколько секунд, запечатлевая в памяти, закроем глаза и попытаемся описать максимально точно. Затем откроем глаза и проверим, насколько наше описание соответствует действительности.

Снова закрываем глаза и представляем этот же предмет с уже уточненными подробностями. И снова себя проверяем. Делаем так до тех пор, пока не останется незамеченных деталей.

2. Отражаем мысленные образы на бумаге

Опять берем какой-нибудь не слишком простой предмет, рассматриваем его, убираем и мысленный образ переносим на бумагу. Не обязательно иметь художественные способности, ведь главное здесь — вспомнить и отразить все детали, характеризующие данный предмет. Когда нам покажется, что мы уже справились с заданием, можно еще раз окинуть предмет взглядом, убрать его и дорисовать недостающие детали. Получившийся в результате наших стараний рисунок должен полностью соответствовать выбранному предмету.

3. От деталей к общему

Если в первых двух упражнениях мы сначала рассматривали предмет в целом, а затем переходили к деталям, то сейчас начнем с деталей.

Многие ли из нас легко запоминают лица новых знакомых? Вряд ли. Если нас попросят, мы не сможем составить фоторобот даже хорошо знакомого нам человека. Мы помним его лицо в целом, но не замечаем, какие у него нос, уши, губы, брови, нос, овал лица и даже цвет глаз, если, конечно, они не каких-то выдающихся размеров, из-за чего на них нельзя не обратить внимание.

Приучаем себя смотреть на людей более внимательно, замечая малейшие подробности их наружности. (Конечно, чтобы не вызвать недоуменных взглядов, это нужно делать незаметно. Удобнее всего рассматривать людей в очереди, кафе, транспорте. Можно наблюдать не только за их внешностью, но и за мимикой, жестами, позами и на основе их поведения пытаться разгадать характер, настроение.) И вскоре мы уже будем замечать и запоминать чужие «приметы» машинально.

Для закрепления результата мысленный портрет человека перенесем на бумагу.

4. Описываем несколько предметов

Попросим кого-нибудь положить на стол до десяти предметов и накрыть их платком. Убираем платок, 10 секунд рассматриваем предметы и снова накрываем. Затем подробно описываем их на бумаге и сверяем с лежащими на столе. По мере развития зрительной памяти количество предметов нужно увеличивать.

Таким же образом можно рассматривать витрины, тем более что ничья помощь по подбору предметов тут не потребуется.

5. Читаем по-новому

Охватываем взглядом сначала несколько слов, затем строчку, несколько строчек, абзац, при этом вникая в смысл прочитанного. Таким навыком уже обладают некоторые люди, привыкшие быстро просматривать почту, газеты и журналы.

6. Описываем обстановку

Обстановка комнат в нашей квартире или доме нам уже столь хорошо знакома, что мы легко передвигаемся по ним даже с закрытыми глазами. Поэтому мысленно «сфотографируем», к примеру, рабочий кабинет, запишем увиденное и сверим с тем, что мы имеем в действительности.

Вполне вероятно, что мы не ответим даже на элементарные вопросы, касающиеся интерьера. И, возможно, не скажем точно, что из себя представляет стул, на котором мы сидим вот уже несколько лет.

7. Смотрим телевизор с выключенным звуком

При отсутствии звука мы будем более внимательно смотреть на экран, стараясь по действиям героев понять суть происходящего. По движениям их губ, мимике, жестам мы постепенно научимся понимать смысл сказанного. Таким образом будет развиваться наша наблюдательность.

8. Воспользуемся советом от замечательного наблюдателя — писателя К. Паустовского

«Хороший глаз — дело наживное, — говорил он. — Попробуйте месяц-два смотреть на все с мыслью, что вам это нужно обязательно написать красками. …Через 2-3 дня вы убедитесь, что до этого не видели … и сотой доли того, что заметили теперь. Через 2 месяца вы научитесь видеть, и вам уже не надо будет понуждать себя к этому».

9. Находим в Интернете тесты на наблюдательность

И проверяем, каких результатов мы достигли за время тренировок.

Кстати, в Интернете можно найти и онлайн-тренажер для развития памяти и внимания Wikium. Сначала нужно пройти тестирование существующего уровня наблюдательности, а затем в соответствии с ним предлагается определенная программа тренировок.

© Тимошенко Елена, TimesNet.ru

Источник

psiholog.mirtesen.ru

7 упражнений для развития наблюдательности

Наблюдательность человека — это его способность подмечать характерные и существенные свойства людей, явлений и предметов. Развивать наблюдательность важно не только в профессиональной сфере, но и в жизни.

Зачем развивать наблюдательность

Наблюдательность позволяет лучше понимать происходящее вокруг нас, видеть то, что срыто от наших глаз (малозаметные детали) или пытаются от нас скрыть. Она позволяет замечать схожесть различных объектов, и наоборот видеть различия в схожем.

Развитие наблюдательности помогает не только раскрыть сущность того или иного человека, но и позволяет предвидеть его поведение в будущем.
Развитая наблюдательность помогает за меньшее количество времени оценить ситуацию и принять правильное решение.
Наблюдательность является источником идей и вдохновения во всех областях жизнедеятельности человека. Многие люди творческих профессий, ученые и изобретатели, писатели и художники, своими достижениями обязаны именно собственной наблюдательности и любознательности.

 

Как развить наблюдательность

Развитие наблюдательности тесно связано с развитием памяти. Уделяйте внимание своей памяти.


Наблюдательность формируется не только когда мы запоминаем увиденное в мелочах, но и когда мы то, что видим пропускаем через себя. Будьте более восприимчивы, более открыты новым знаниям, не будьте равнодушны, думайте, анализируйте увиденное и услышанное.Говоря о развитии наблюдательности уместно вспомнить слова русского писателя Константина Георгиевича Паустовского, который считал, что немаловажным условием наблюдательности является развитие чувствительности зрительного анализатора. Вот его слова:

 

«Хороший глаз — дело наживное. Поработайте, не ленитесь, над зрением. Попробуйте месяц или два смотреть на все с мыслью, что вам это надо обязательно написать красками. В трамвае, в автобусе, всюду смотрите на людей именно так. И через два-три дня вы убедитесь, что до этого вы не видели на лицах и сотой доли того, что заметили теперь. А через два месяца вы научитесь видеть, и вам уже не надо будет понуждать себя к этому.»

 

Другой выдающийся человек, американский психолог Джон Уильям Аткинсон для развития наблюдательности рекомендовал выполнять следующие упражнения: 

Упражнение на развитие наблюдательности № 1

Наиболее простое и эффективное упражнение на развитие наблюдательности заключается в умении видеть обычные вещи.

Возьмите какую-нибудь обыкновенную вещь (телефон, книгу, утюг…), положите или поставьте ее перед собой. В течении некоторого времени, спокойно, но внимательно смотря на нее попытайтесь запечатлеть ее в своей памяти. После закройте глаза и мысленно, во всех подробностях воссоздайте образ. Затем откройте глаза и обратите внимание на то, что не хватает вашему мысленному образу. Снова закрыв глаза, усовершенствуйте изображение. Продолжайте до тех пор, пока вам в точности не удастся создать четкий умственный образ в мельчайших подробностях.

 

Упражнение на развитие наблюдательности № 2

После того как вы в достаточной мере овладели первым упражнением, вспомните предмет который вы рисовали у себя в голове и перенесите его на бумагу. И не важно, что вы не художник, нарисуйте его. Вначале можно рисовать что-нибудь попроще, только не смотрите на предмет, вспоминайте мысленный образ.

После того как нарисовали, посмотрите на предмет. Все ли детали вы отобразили? Поступайте так же как и в первом упражнении, уберите предмет и дорисуйте то чего не хватало.

 

Упражнение на развитие наблюдательности № 3

Очень ценный способ развития наблюдательности является умение рассмотреть детали объекта. Не пытайтесь с первого раза воспринять и запомнить весь объект (предмет) целиком. Это на первых стадиях развития наблюдательности сделать сложно. Замечайте и запечатлевайте отдельные подробности предмета, и после переходите к следующим.

Попытайтесь описать характерные черты лица одного из своих знакомых, и вы удивитесь неясности своего представления. А все по тому, что никогда хорошенько в него вы не всматривались. Стоит ли говорить о посторонних лицах. Смотря на лицо человека и пытаясь его запомнить многие допускает эту ошибку, не обращают внимание на детали, а пытаются запомнить его в целом.

Начните тренироваться на ваших знакомых, рассмотрите глаза человека, его нос и рот, потом подбородок, цвет его волос, общую форму головы и т.д. Далее начните рассматривать каждого встречающегося вам человека, изучайте внешность. Вскоре вы удивитесь, с какой легкостью вам запоминаются подробности и в наружности посторонних вам людей.

Это упражнение применимо к любым объектам и предметам. Опишите здание, которое встречается вам каждый день по пути на работу. Уверен, что многие не смогут дать четкое описание, лишь смогут составить о его внешнем виде отдаленное понятие – форма, цвет, сколько этажей. Но что касается местонахождения и размера дверей, числа окон в каждом этаже, формы крыши, расположения труб, карнизов и тп., то вы поймете, что не сможете дать себе в этом ясный отчет. Повторю, обращайте внимание в первую очередь на детали, следуйте от частного к общему.

 

Интересно будет почитать: 30 советов шамана о знаках, которые нужно замечать

 

Упражнение на развитие наблюдательности № 4

Это упражнение в игровой форме. Попросите кого-нибудь положить на стол сем — десять предметов и пусть он их накройте чем-нибудь. Подойдя снимите то, что их накрывает, и в течении десяти секунд попытайтесь четко запомнить эти предметы. Закрыв, попробуйте как можно точнее описать их на бумаге. Со временем количество лежащих на столе вещей может увеличиваться.

Удивительно, какой наблюдательности достигают с помощью подобных игр некоторые лица. Развитые подобным методом способности обострят вашу наблюдательность до такой степени, что вы без труда сможете видеть много того, что не заметят другие, и тем самым получите огромную подмогу в делах. Это упражнение часто в своей практике используют индийские йоги.

 

Упражнение на развитие наблюдательности № 5

Многие люди схватывают содержание и смысл статьи с одного взгляда. Занятые люди, по необходимости листающие газеты, имеют такую способность. Журналисты способны схватить смысл статьи, только лишь краем глаза взглянув на несколько строчек. Рецензенты тоже обладают такой способностью.

Дело все в практике. Попробуйте начать с прочтения одним взглядом нескольких слов, затем целой фразы, предложения, маленького абзаца и т.п. При развитии наблюдательности следует поступать, как поступают спортсмены при развитии мускулатуры — сперва развивают один мускул, далее последовательно доходят до целой группы мускулов.

 

 Вы всегда чувствовали, что у вас есть скрытые способности, но не знали как раскрыть себя и не было рядом человека, который смог бы подсказать в каком направлении двигаться? Если у вас возникают подобные вопросы, обращайтесь к экспертам, которые внимательно вас выслушают и помогут:

 

Упражнение на развитие наблюдательности № 6

Очень полезно для развития наблюдательности мысленно составлять обстановку комнаты в которую вы заходили.

Войдя в комнату, произведите беглый осмотр. Попытайтесь получить четкую «мысленную фотографию» как можно большего числа предметов. Запомните размер комнаты, ее высоту, число окон и дверей, цвет обоев, количество стульев, столов, ковров, картин и пр.

Выйдите из комнаты, запишите то, что видели и смогли запомнить, сравните запись с оригиналом. Повторяйте, пока не добьетесь идеального результата. Эта практика в дальнейшем поможет вам точно описывать любое посещаемое вами помещение.

Упражнение на развитие наблюдательности № 7

Вечером, перед сном сделайте обзор всех ваших дневных занятий, и постараться припомнить вещи, предметы, лица людей, с которые вам встречались. Вы удивитесь, малости того, что будете припоминать в начале, и количеству того, что сможете вспомнить после каждодневной практики. Ваша подсознательное мышление поймет, что ясно замечать предметы и лица это необходимость.

Духовное и личностное развитие, заряд мотивации и хорошее настроение. Получите ответы на интересующие вас вопросы от экспертов  https://okhelps.com/

blog.okhelps.com

Упражнения для развития наблюдательности. Наблюдение и наблюдательность: как развить эти навыки

Внимательность — это одна из черт, которая помогает не только успешно справляться с поставленными задачами, но и влияет на выживаемость в определенные моменты жизни. А больше систематически невнимательных людей нас бесит разве что потный мужик, севший рядом в общественном транспорте. К счастью, есть способы, с помощью которых можно повысить свою внимательность и перестать бесить окружающих.

Диссонанс восприятия

Отличным упражнением является восприятие и чтение вслух текста, который написан разными цветами. Важно называть сам цвет, а не читать слова, причем сложность состоит в том, что слово «красный» может быть написано синим цветом, и мозг начинает нехило подтупливать в такие моменты. Как раз преодоление такого ступора и диссонанса вырабатывает внимательность и .

Круг и треугольник

Для этого упражнения понадобятся два карандаша и нехилый рассинхрон рук. Взяв в обе руки по карандашу, требуется одной рукой рисовать круг, а другой треугольник, причем необходимо соблюдать плавность линий и остроту углов. Такое упражнение не только тренирует внимательность, но и поможет развить оба полушария головного мозга.

Помни меня

Тут потребуется предмет с максимальным количеством маленьких деталей, которые необходимо запомнить. Необходимо внимательно посмотреть на него и затем убрать, пытаясь вспомнить все детали, которые присущи этому предмету. Повторять до тех пор, пока все мелочи не будут перечислены.

Найди отличия


Картинки подобного рода тренируют помимо внимательности еще и наблюдательность. Обнаруживая отличия, мозг проделывает работу, которая затачивает твою внимательность и развивает способность к обнаружению едва различимых деталей.

Прочувствовать весь спектр

Мы привыкли быстро поглощать пищу, не особо сосредотачиваясь на ее вкусе. Это упражнение

info-food.ru

Упражнения для развития наблюдательности

Если вы хотите развить собственную наблюдательность и научиться видеть вещи, которых часто не замечают остальные, то вам помогут 7 этих упражнений. 

Упражнение № 1 

Самое простое и эффективное упражнение на развитие наблюдательности — это способность замечать обычные вещи. 

Возьмите какую-нибудь обычнуюю вещь (мобильный телефон, книжку, ручку,…), положите или поставьте её перед собой. В ходе некоторого периода, спокойно, однако внимательно смотря на нее, постарайтесь запечатлеть её в собственной памяти. Уже после закройте глаза и мысленно, во всех деталях воспроизведите образ. Потом откройте глаза и сконцентрируйте внимание на то, что не хватает вашему мысленному образу. Снова закрыв глаза, усовершенствуйте описание. Не переставайте до тех пор, пока вам в точности не удастся сформировать точный умственный образ в мельчайших деталях. 

Упражнение № 2 

Уже после этого как вы в достаточной мере овладели первым упражнением, попробуйте вспомнить предмет который вы рисовали у себя в голове и перенесите его на бумагу. И не важно, что вы не художник, набросайте его. Первоначально можно зарисовывать что-нибудь попроще, только не смотрите на объект, вспоминайте мысленный облик. 

После того как вы нарисовали предмет посмотрите на него. Все ли детали вы отобразили? Поступайте так же, как и в первом упражнении: уберите предмет и дорисуйте то, чего не хватало. 

Упражнение № 3 

Весьма значимый метод развития наблюдательности является способность проанализировать детали предмета. Не пытайтесь с первого раза понять и запомнить весь предмет (объект) полностью. Это на первых стадиях формирования наблюдательности проделать трудно. Замечайте и запечатлевайте отдельные детали объекта и уже после переключаетесь к следующим. 

Попробуйте вспомнить и в уме представить лицо какого-нибудь вашего знакомого. Вы удивитесь тому, насколько не точно вы его помните. Всё это лишь из-за того, что вы никогда хорошо к нему и не присматривались. Думаю, о менее близких людях говорить и не стоит. Главная ошибка людей,пытающихся запомнить лицо своего опонента в том, что они не обращают внимание на мелочи, детали, а пытаются зафиксировать в памяти целую картинку. 

Начните со своих знакомых, всматривайтесь в их лицо, запоминайте цвет глаз, форму носа, подбородка, разрез глац, цвет волос. Уже позже пытайтесь запоминать лицы вовсе незнакомых людей. Вскоре вы увидите, с какой легкостью вам запоминаются подробности и в наружности посторонних вам людей. 

Такое упражнение можно применять ко всему. Воссоздайте у себя в памятикакое-нибудь здание, которое Вы встречаете каждый день по пути домой/в офис. Несомненно многие не смогут чётко его описать, лишь смогут составить о его внешнем виде нечёткое понятие – форма, цвет, количество этажей. Но что касается местонахождения и размера дверей, числа окон на каждом этаже, формы крыши, расположения труб, карнизов и т.п., то вы поймете, что не сможете дать себе в этом ясный отчет. Повторю, обращайте внимание в первую очередь на детали, следуйте от частного к общему. 

Упражнение № 4 

Данное упражнение в игровой форме. Попросите кого-нибудь положить на столик 7 — 10 объектов и пускай он их накройте чем-нибудь. Подойдя снимите то, что их прикрывает, и в течении 10 сек. постарайтесь отчетливо запомнить данные объекты. Прикрыв, попытайтесь как можно точнее изложить их на бумаге. Со временем количество лежащих на столе предметов может увеличиваться. 

Невероятно, какой наблюдательности добиваются с помощью подобных игр определенные лица. Сформированные аналогичным способом способности обострят вашу внимательность вплоть до такой степени, что вы без труда сможете видеть много того, что не увидят другие, и этим самым обретете большую помощь в делах. Данное упражнение зачастую в своей практике применяют индийские йоги. 

Упражнение № 5 

Большинство людей схватывают всё налету из этой статьи. Часто такую способность имеют занятые люди, которые бегло читают различные газеты или журналы. Журналисты также быстро понимают этот текст. Рецензенты тоже обладают такой способностью. 

Однако всё зависит от практики. Попробуйте читать несколько слов одним взглядом, бегло проходиться по строкам и абзацам, пытаясь запомнить как можно больше. Чтобы развить наблюдательность нужно следовать примеру спортсменов, а именно начинать с малого, так, наращивая или улучшая мышечную систему, спортсмены начинают с маленьких отдельных мышц, а уже потом тренируют целые группы мышц. 

Упражнение № 6 

Очень полезно для развития наблюдательности мысленно составлять обстановку комнаты в которую вы заходили. 

Войдя в комнату, бегло осмотрите её. Попробуйте сделать «мысленную фотографию» как можно большего числа предметов. Обратите внимание на цвет стен, обои, картины. 

Выйдите из комнаты и попытайтесь вспомнить о ней как можно больше. Вскоре Вы заметите, что запоминать подобные вещи становится намного проще. 

Упражнение № 7 

Вечером, перед сном анализируйте все Ваши действия на протяжении дня, и постарайтесь вспомнить предметы, события, лица людей, которых Вы видели. Вы удивитесь, ничтожности того, что будете вспоминать в начале, и количеству того, что сможете вспомнить после ежедневной практики. Позже Ваше подсознание осознает, что замечать мельчайшие детали, вроде лиц и предметов, необходимо.

Источник:  vk.com

Больше интересных материалов читайте в нашем Telegram Больше интересных материалов читайте в нашем канале Яндекс Дзен

gorabbit.ru

Психология наблюдательности и методика ее развития » СтудИзба

Курс «Методика психологического исследования»

ПРАКТИКУМ

(Материалы для студентов)

Тема 11.       Психология наблюдательности и методика ее развития

Наблюдательность — способность человека, проявляющаяся в умении подме­чать существенные, характерные, в том числе и малозаметные, свойства предметов и явлений. Наблюдательность предполагает любознательность, пытливость и при­обретается с опытом1.

Есть люди, которые от природы обладают наблюдательностью. Они помимо своей воли подмечают и запечетлевают в памяти все, что происходит вокруг. К сожалению, далеко не все сотрудники органов внутренних дел обладают этим необходимым качеством. Однако, при помощи определенных упражнений наблю­дательность можно развить.

Упражнения по развитию наблюдательности.

Упражнение 1.

Интервал между сидящими в полукруге составляет 10 сантиметров. Локоть каждого слегка касается локтя соседа, сидящего справа и слева. Таким образом, локти играющих соединены в единую непрерывную линию. Один из группы, «водящий», располагается лицом к полукругу так, чтобы хорошо видеть всех.

Сигналом к началу игры может быть слово, звук, жест и т.д. По сигналу «начали» крайний в полукруге легким нажатием «посылает» двигательный «им­пульс» — толчок — локтю своего соседа, который, приняв сигнал, точно так же должен передать его дальше. Таким образом, «импульс» двигается по всему полу­кругу справа налево или слева направо.

Задача играющих в том, чтобы движение «импульса» было непрерывным, но таким, чтобы «водящий» не успел «засечь» по движению локтя момент передачи или приема импульса. Цель же «водящего» как раз и состоит в том, чтобы момент передачи зафиксировать, то есть «умудриться» поймать движение, которое от него скрывают. Если «водящий»правильно «засек» передающего или принимающего импульс, назвав его имя, то «пойманный» становится водящим, последний же занимает его место в полукруге и игра начинается снова.

Движение «импульса» не должно начинаться тотчас вслед за сигналом к игре. Начинающий игру может послать первый импульс с интервалом от 5 до 15 секунд после сигнала, как бы запутывая «водящего», чтобы не оказаться в ситуации пойманного тотчас, а улучая мгновение, когда он сумеет «обмануть» бдительного водящего.

Если «импульс» не ловится «водящим» в течение 1-2 минут, то руководитель занятия временно заменяет «водящего».

Роль «водящего» увлекательна тем, что поймать глазом само движение подчас очень трудно, и. он должен опираться на разные косвенные, дополнительные сигналы, и прежде всего на глаза играющих. В них, как правило, и содержится главный источник информации и движения «импульса», скрыть который, при всем желании, удается не всем и не всегда.

Игра требует честности со стороны играющих, ибо доказательство правоты «водящего» лежит подчас в психологической сфере, в сфере интуиции и трудно объяснимо словами.1

Упражнение 2.

Одному из членов группы предлагается внимательно «осмотреть» аудиторию в течение нескольких секунд и затем, отвернувшись, ответить на ряд вопросов. В какой последовательности сидит группа?

Кто из присутствующих в форме? Кто в костюме? Кто в куртках? Что делали т.т….? Кто улыбался?

Какие книги лежат на столах? Их названия? Кто пострижен? Кто отсутствует на занятии?

Упражнение 3.

Хорошо ли Вам известен внешний облик товарищей по группе? Присмотри­тесь к соседу справа. Найдите в его облике то, чего не замечали до сих пор. Какие у него глаза, какой формы? Какого цвета? А волосы? Посмотрите на форму уха, подбородка. Сравните с левым соседом. В чем различие? А какие у него руки? Длина пальцев, величина и форма ногтей. Отвернитесь, и вспоминая соседа, опишите его нам. Каждый выбирает индивидуальный объект наблюдения из числа членов группы и внимательно изучает его.

Теперь отвернитесь от своего объекта и подробно опишите его своему соседу так, чтобы он понял, о ком идет речь.2

Упражнение 4.

Группа образует круг. Испытуемый в центре.

Все отворачиваются от испытуемого на 180 градусов. Испытуемый должен дать описание глаз своих товарищей — их величину, форму, цвет и т. д.

Группа возвращается в исходное положение и испытуемый имеет возмож­ность проверить свою наблюдательность.

Затем ему дается 1-2 минуты на то, чтобы «вглядеться» в глаза своих коллег, стоящих в кругу. Распределите время — надо успеть в отведенное время рассмотреть всех.

Время. Испытуемый приступает к работе.

По команде «стоп» группа вновь отворачивается от испытуемого. А он начинает последовательно описывать глаза каждого из своих товарищей. Остальные члены группы проверяют правильность «описания». Поменяйте состав «круга».

Уменьшите время экспозиции испытуемого вначале на 40 сек., потом до 30, 20 сек., повторите упражнение. Задание должен выполнить каждый.1

Шмойлов М.Г. Мастерство актера. Л., 1990. с.20-22

Гиппиус С. Гимнастика чувств. М., 1967. с. 81

Упражнение 5.

Группа делится на пары.

Каждый вспоминает о своем партнере, как он сидит, ходит, смотрит, слуша­ет, разговаривает, его излюбленные слова, его привычки, особенности. Попытай­тесь уловить своеобразие его » способа думать», догадайтесь о его самочувствии во время общения с Вами, а не с кем-нибудь другим — поймите его отношение к Вам.2

Упражнение 6.

Закрыв глаза, нужно пройти через всю комнату к своему месту и сесть. Не спешите. До того, как идти, надо еще много сделать. Внимательно изучите пред­стоящий путь.

Попытайтесь мысленно с открытыми глазами проделать весь путь. Представь­те , как идете к столу, подходите к нему , садитесь. Закройте глаза. И мысленно проделайте тоже самое. Сколько мысленных шагов понадобилось Вам? Откройте глаза. Прикиньте, верно ли Вы рассчитали шаги.

Теперь закройте глаза и идите. У Вас должно быть ощущение, что двигаетесь в хорошо известном Вам пространстве. Нет, не надо считать шаги! Лучше откройте глаза на мгновение, чтобы убедиться , на том ли Вы месте, где предполагали.

Это не спортивное упражнение, не стремитесь пройти лучше всех, не это нам нужно. Цель — развитие осознанного внутреннего видения. Поэтому, самое глав­ное, когда идете — старайтесь увидеть Ваш путь на экране внутреннего зрения.

После уверенного выполнения упражнения, когда ясно, что выполняющий упражнение действует не механически, подсчитывая количество шагов, а активно пользуется внутренним видением, можно ввести усложнение. На пути ставится одно или два препятствия, стулья или столы, которые надо обойти и не задеть.3

Упражнение 7.

На столе лежат несколько предметов: бумага, ручка, резинка. Испытуемому дается задание: в течение 15 секунд (в следующих сериях соответственно 10 и 5 сек.) «сфотографировать» эти предметы. Затем отвернуться и мысленно попы­таться описать, дав их пространственное расположение.

Упражнение 8.

На столе лежат несколько предметов: часы, ручка, портсигар, бумажник, книга и т. д. Испытуемый входит в аудиторию, 10 сек. «изучает» предметы, а затем отворачивается. Руководитель занятия меняет расположение предметов и предла­гает испытуемому восстановить на столе их исходное расположение.

Этому упражнению можно придать характер состязания, если вызвать не одного, а трех испытуемых.

1       Гиппиус С. Гимнастика чувств. М., 1967. с. 95

2       Там же, с. 210-211

3       Там же. с. 89

Упражнение 9.

Один из выполняющих упражнение садится на стул. Другой берет какой-либо предмет, закрывает его рукой и, подходя к сидящему, на счет » раз, два, три» показывает этот предмет и снова закрывает его. Сидящий рассказывает, что он успел рассмотреть за это время. В качестве предмета, например, может исполь­зоваться связка ключей1.

Упражнение 10.

Несколько человек выстраиваются в ряд. Испытуемый входит в аудиторию и рассматривает их 15 сек. После чего он выходит из комнаты. В это время стоящие меняются местами, одеждой, изменяют позы и др.

Задача испытуемого — устранить внесенные изменения.

Время экспозиции от упражнения к упражнению должно уменьшаться.

Упражнение 11.

Испытуемый в течение 15-20 сек. внимательно смотрит на своих товарищей, а затем выходит из аудитории. Во время его отсутствия члены группы пересаживаются на другие места.

По возвращению в аудиторию испытуемый должен указать на происшедшие перемещения.

Упражнение12.

Из спичек составляются сложные геометрические фигуры, их показывают испытуемым. Затем фигуры разрушают. Задача испытуемых — восстановить ис­ходные геометрические фигуры.

Упражнение 13.

Приглашаются два участника. Одному из них вручается какой-либо предмет, например часы, ключи, коробка спичек и др.Он внимательно рассматривает этот предмет до мельчайших подробностей без ограничения времени. Затем предмет передается партнеру, который держит предмет так, чтобы его не видел второй участник. Далее, рассматривавший предмет ранее подробнейшим образом пыта­ется дать словесную характеристику предмета, говоря о его форме, цвете, назна­чении и тех особенностях, которые он заметил. Кроме того, испытуемый должен поделиться своими соображениями о характере владельца предмета. Партнер проверяет правильность утверждений испытуемого и указывает на те детали, которые не были отмечены.

Аналогичная процедура проводится и со вторым участником.1

1    Шихматов Л.М. Сценические этюды. М., 1957. с. 22.

Упражнение 14.

Группе предлагается следующая задача: внимательно осмотрите аудиторию (столы, потолок, пол, окна, мебель и др.) И затем, не глядя на эти объекты, перечислите, что требует ремонта. Практика показывает, что вначале, по большей части, оценки «строителей» не соответствуют истинной картине, и только проде­лав ряд упражнений, они начинают верно описывать то, что видят.

Цель этих упражнений — добиться того, что Станиславский называл » учиться смотреть и видеть, слушать и слышать».

Упражнение 15.

Выполняющего упражнение просят внимательно рассмотреть предложенную монету. Затем она смешивается с другими монетами аналогичного достоинства. Задача испытуемого — найти ее среди остальных.

Упражнение 16.

Когда нам что-нибудь хорошо знакомо, мы говорим, что знаем это, как свои пять пальцев. А хорошо ли нам известны свои пять пальцев? Своя ладонь? Рас­смотрите их внимательно, Вы обнаружите много нового, незамеченного раньше. Возьмите руку соседа для сравнения.

Есть ли разница между ладонями левой и правой руки? В чем она проявляет­ся2?

Упражнение 17.

Кому хорошо знакомы свои ручные часы? Снимите их, пустите по кругу.Рас­сказывайте о них, а группа будет проверять Вас. Возьмите их на минутку. Рас­смотрите. И вновь отдайте товарищам, рассказывайте. Вспомните , какая форма шестерки на циферблате? А тройка? Вспомните часовую стрелку, минутную, особенности корпуса и т. д.3

Упражнение 18.

Когда Вы идете по улице, упражняйтесь в «мгновенном фотографировании».

Вы видите идущего навстречу человека. Внимательно посмотрите на него одну секунду а затем отведите свой взгляд. Постарайтесь сразу же восстановить его «фотографию» в памяти, а затем сравните «снимок» с оригиналом.

Точно также упражняйтесь на «фотографиях» афиш, витрин магазинов, до­мов. Ваш глаз должен на секунду точно запечатлеть изображение во всех подробностях. Вернее, глаз-то ваш это умеет, он только так и делает. А вот успеть осознать запечатленное памятью изображение мы не всегда умеем. Такое умение надо тренировать.1

1       III их матов Л. М. Сценические этюды. М., 1957. с.15

2       Гиппиус С. Гимнастика чувств. Л., 1967. с. 82

3       Там же.

Упражнение 19.

Пока руководитель занятия считает до 30, найдите в аудитории предметы, названия которых начинаются с буквы «С».

— …29, 301 Пожалуйста, кто первый?

— Сверток, стул, стол, спички, стена, стекло, створка, сидение, сигареты…
Кто добавит?

-Серьги, серебро, сталь…

— Сетка, сборник, страницы, скрепка…
-Ступня, стена…

-Сукно, строчки… -Солнце, свет… -Синяк…

— Сучок! Все!

Итак, общими усилиями, за 1 минуту мы отыскали в комнате 24 предмета на букву «С». Теперь за полминуты отыщите все предметы на букву «Т».2

Упражнение 20.

Давайте мысленно совершим прогулку по Новому Арбату. Мы с Вами идем по левой стороне от Арбатской площади к Садовому кольцу.

Попытайтесь восстановить видеоряд домов, ничего не пропуская. Помогите себе мысленной речью.

Все дошли до Садового кольца? Теперь озвучим ваш фильм. Пусть это делают по очереди все члены группы.

Теперь вернемся к Арбатской площади по противоположной стороне проспекта. Ход обсуждения может быть изменен.

Попробуем совершить прогулку от станции метро «Площадь Ногина» до здания ВЮЗШ МВД России — по улицам Забелина и Солянке. Ваши наблюдения.

Упражнение 21.

Это упражнение можно проводить на протяжении ряда занятий.

Руководитель пускает по кругу репродукцию (фотографию, открытку) с видом какого-нибудь города, не знакомого аудитории. Репродукция переходит из рук в руки, задерживаясь у каждого члена группы только на один счет.

Эта открытка пускается на 1-2 круга. Затем участники рассказывают об увиденном. На следующем занятии руководитель просит их вспомнить вид горо­да.

1       Гиппиус С. Гимнастика чувств. Л., 1967. с.86

2       Там же.

После обсуждения и восстановления сюжета, руководитель пускает репро­дукцию по кругу для «мгновенного фотографирования» на каждый счет.

То же самое повторяется еще на нескольких занятиях. Каждый раз «момен­тальное фотографирование» усиливает новые, незамеченные прежде детали.!

Упражнение 22.

Участники образуют кольцо. По кругу пускается открытка или репродукция картины. Каждый участник имеет возможность рассмотреть ее в течение 10 сек. и затем передать следующему по цепочке. По завершению круга открытка (ре­продукция) возвращается руководителю занятия.

Теперь попытаемся воспроизвести детали картины.

Упражнение постепенно усложняется введением в круговое восприятие вна­чале двух, а затем трех, четырех или пяти открыток (репродукций). Принцип работы тот же самый с той лишь разницей, что по мере увеличения картин для восприятия должно увеличиваться и число кругов восприятия до трех-четырех.

Затем это число можно уменьшить.

Анализ картин может осуществляться поочередно.2

Упражнение 23.

Более сложный вариант предыдущего упражнения может начинаться также. Но когда пять открыток пройдут по два круга, руководитель занятия неожиданно добавляет к ним еще три новые открытки, о существовании которых участники упражнения не подозревали.

Когда новые открытки пройдут один круг, все восемь открыток откладыва­ются.

Далее ход упражнения может идти по отработанной технологии. Не надо бояться некоторого перенапряжения участников.3

Упражнение 24.

Участники по очереди (или по вызову руководителя занятия) встают и, закрыв глаза, начинают описывать то, что находится от них справа, слева, спереди, сзади. Руководитель может повернуть их лицом к окну, двери, несколь­ко раз повернуть вокруг собственной оси, чтобы у испытуемых изменилась ори­ентация в пространстве.4

Упражнение 25.

Группа разбивается на пары. В каждой паре один вначале играет роль «натур­щика», второй -«скульптора», затем они меняются ролями. Исходное положе­ние: «скульпторы» стоят спиной к «натурщикам». По первому сигналу руководителя занятия «натурщики» принимают определенную позу и мимическое выражение , по второму сигналу -«скульпторы» поворачиваются и в течение 5 секунд рассматривают своих партнеров. По третьему сигналу «скульпторы» от­ворачиваются, а «натурщики» быстро меняют свою позу. По новой команде руководителя занятия «скульпторы» подходят к «натурщикам» и начинают «ле­пить» исходные позы и мимику. Упражнение может быть выполнено и коллек­тивно. В этом случае выделяются 2-3 «натурщика», а остальные члены группы выступают в роли «скульпторов» и восстанавливают исходные позы совместными усилиями.

1      Гиппиус С. Гимнастика чувств. Л., 1967. с. 118-119

2      Там же. с. 100-101

3    Там же. с.101-102

4      Основы педагогического мастерства. М., 1989. с. 164

Упражнение можно усложнить следующим образом. Из группы выбирается один «скульптор». Руководитель произносит команду «Замерли» и вся группа неподвижно застывает.

Каждый должен запомнить принятую им позу и мимику, а «скульптор» пытается запомнить позу и мимику всех. Через определенный промежуток вре­мени (его продолжительность определяет ведущий, обычно в интервале 1 -2 ми­нуты, в зависимости от величины группы), внимательно запечатлев мизансцену, «скульптор»отворачивается. В это время (около 10 сек.) участники делают не­сколько изменений в своих позах, мимике, одежде. После того, как изменения внесены, «скульптор» вновь поворачивается к группе. Его задача — обнаружить эти перемены.1

Упражнение 26.

Преподаватель показывает слушателям изображение (см. рис. 8.1) и предла­гает ответить на следующие вопросы:

1.Вверх или вниз по течению идет пароход?

2.Какое время года изображено?

3.Глубока ли река в этом месте?

4.Далеко ли до пристани?

5.На каком берегу находится пристань?

6.Какое время года изобразил художник?

7.Имеются ли несоответствия в рисунке?
Обработка результатов.

Если испытуемый безошибочно ответил на все вопросы, его ответ оценивается на 5 баллов, что свидетельствует о высокоразвитой способности устанавливать причинно-следственные связи между объектами; если правильно ответил на 5-6 вопросов, то он получает 4 балла, что свидетельствует о хорошо развитых способ­ностях; если ответил на 4-5 вопросов, то его ответ оценивается в 3 балла, что свидетельствует о средних способностях; если ответил на 2-3 вопроса- 2 балла, что свидетельствует о плохо развитых способностях; если ответил меньше, чем на 2 вопроса-1 балл, что свидетельствует о неразвитых способностях.

1                       . Основы педагогического мастерства. М.. 1989. с. 163


Упражнение 27.

Руководитель занятия показывает аудитории два рисунка (рис. 8.2) и просит членов группы перечислить все детали, которыми отличаются их сюжеты.

Упражнение 28.

Участникам можно предложить по внешним признакам поведения людей на улице, в транспорте, в театре, в кафе и т.д. (предлагается видеозапись) определить их внутреннее состояние, профессию, общественное положение, обстоятельства, которые оказывают влияние на их поведение в данный момент.

Особый интерес представляет наблюдение за взаимоотношениями людей по их поведению.

Упражнение 29.

Назначение: развитие наблюдательности при восприятии лиц в толпе прохо­жих.

Инструкция: руководитель занятия демонстрирует группе несколько секунд фотографию пешеходов на улице. Обучаемые рассматривают снимок, после чего отвечают на вопрос: «Был ли в толпе прохожих человек с определенными приме­тами (приводятся приметы одного из прохожих) ? Что он делал? Как себя вел? При этом целесообразно привести 1-2 описания примет людей, которых нет на фото­графии.

Упражнение может повторятся 8-10 раз на фотографиях более крупного плана с постепенным увеличением числа прохожих в кадре с 5-7 до 12-15. При 5-10 повторениях обучаемым последовательно предъявляются две, потом три фотогра­фии, после чего задаются вопросы по группе снимков.

По мере повторения возможно также уменьшить время экспозиции фотогра­фии до 3 сек.

Упражнение 30.

Назначение: опознание лиц, находящихся в розыске, в потоке движения пе­шеходов по фотографии.

Инструкция: обучаемым демонстрируются фотографии трех лиц, находящих­ся в розыске и предлагается запомнить их. Далее, учащимся дается задание: внимательно просмотреть кино- или видеофрагмент движения пешеходов по ули­це и попробовать опознать разыскиваемых лиц. В чем был одет этот человек, что нес, как себя вел? Целесообразно, чтобы на фрагменте было запечатлено лишь одно или два разыскиваемых лица.

Упражнение может повторятся 5-10 раз на аналогичных фото, кино, видеома­териалах. По мере повторения число предъявляемых фотографий разыскиваемых лиц увеличивается до 5-7. При этом условия опознания разыскиваемых лиц (время пребывания в кадре, измененная внешность) последовательно усложняют­ся.

Вместо кино или видеофрагмента возможно использование серии из 5-7 фо­тографий.


Упражнение 31.

Назначение: опознание лиц, находящихся в розыске, в потоке движения пешеходов по словесным портретам.

Инструкция: Порядок выполнения аналогичен предыдущему упражнению.

Упражнение 32.

Назначение: опознание автомашин, находящихся в розыске, по приметам в потоке движения транспорта.

Инструкция: обучаемым зачитываются приметы трех автомашин, находящих­ся в розыске, и предлагается запомнить их. После этого учащихся просят внима­тельно посмотреть кино или видеофрагмент движения транспорта по улице и опознать разыскиваемые автомашины.

Целесообразно, чтобы на кино или видеофрагменте была заснята лишь одна из разыскиваемых автомашин. Вместо кино или видеофрагмента можно исполь­зовать серии из 5-7 фотографий, последовательно раскрывающих движение транс­порта на улице.

Время экспозиции каждой фотографии не более 2-3 сек.

Упражнение может повторятся 5-7 раз на аналогичных кино (видео) или фотоматериалах. По мере повторения число разыскиваемых автомашин увеличи­вается до 5-7, а условия опознания разыскиваемых автомашин (время пребывания в кадре, частичное несоответствие приметам) последовательно усложняются.

Упражнение 33.

Назначение: развитие наблюдательности при восприятии потока автотранс­порта.

Инструкция: руководитель занятия демонстрирует группе в течение несколь­ких секунд фотографию движущихся по улице автомашин. Обучаемые рассмат­ривают снимок, после чего отвечают на вопрос: «Была ли в потоке движения автомашина с определенными приметами (приводятся приметы одной их автома­шин)? При этом целесообразно привести 1-2 описания примет машин, которых не было на фотографии.

Упражнение может повторятся 8-10 раз на фотографиях более крупного плана с постепенным увеличением числа автомашин в кадре с 5-7 до 12-15. при 5-10 повторениях обучаемым последовательно предъявляются 2, потом 3 фотогра­фии, после чего задаются вопросы по серии фотографий. По мере повторения возможно также уменьшение времени экспозиции фотографиям до 3 сек.

Упражнение 34.

Назначение: нахождение на стоянке автомашины с заданными приметами

Инструкция: порядок выполнения упражнения тот же.

Упражнение 35.

Назначение: развитие наблюдательности при восприятии многоэтажного, многоподъездного дома в вечернее время.

Инструкция: руководитель занятия демонстрирует группе фотографию пяти­этажного, многоподъездного дома, несколько окон которого открыты, светятся, у подъездов стоят люди. Обучаемые внимательно изучают снимок. После чего им предлагается ответить на следующие вопросы: «Сколько этажей у дома? Сколько подъездов? Сколько квартир с открытыми и светящимися окнами? На каких этажах открыты окна, балконные двери? Кто находиться перед домом, сколько человек, как одеты? Что делают?»

Упражнение повторяется 8-10 раз на фотографиях с большим числом объектов (9е, 12″, 22~этажного дома с большим числом подъездов и окон), людей у дома.

Упражнение 36.

Назначение: развитие наблюдательности при восприятии группы людей в общественных местах.

Инструкция: обучаемым на 15-30 сек. демонстрируется фотография несколь­ких групп людей пред магазином. Одна из групп (3-4 человека), стоящих на переднем плане или чуть в отдалении, распадается. Учащимся задаются вопросы: «Сколько групп людей изображено на фотографии? Сколько человек в каждой группе? Приметы людей в одной из групп. Чем они заняты? Как могут повести себя дальше?»

Упражнение повторяется на аналогичных фотографиях до достижения хоро­ших результатов. Время демонстрации фотографий последовательно сокращается до 3-5 секунд.

Тот же алгоритм выполнения задания приемлем при восприятии группы лю­дей в других общественных местах, перед кинотеатром, в парке, у стадиона, в метро и др.

Упражнение 37.

Назначение: развитие наблюдательности в учебной ситуации «похищение».

Инструкция: руководитель занятия демонстрирует аудитории фрагмент на­учно-популярного фильма «Я и другие», связанный с похищением преподавателя. После чего обучаемые отвечают на следующие вопросы: «Сколько было похити­телей, как они были одеты, вооружены, способ похищения, что делал каждый из похитителей и др.»

При неточных ответах большинства фрагмент демонстрируется еще раз, при этом ставятся дополнительные вопросы, уточняющие детали происшедшего.

В конце занятия может быть показан фрагмент, в котором ситуация «похище­ние» снята в замедленном темпе, а также комментарии и объяснения этой ситуации но фильму.

Упражнение 38.

Назначение: развитие наблюдательности в ситуации хулиганского нападения.

Инструкция: обучаемым демонстрируется короткий кино- или видеофраг­мент следующего содержания. На остановке автобуса вечером подвыпившие парни пристают к девушке. После просмотра учащиеся должны ответить на ряд вопросов: «Сколько человек участвовало в эпизоде; как они были одеты; осо­бенности их внешнего вида; что каждый держал в руках; кто действовал наиболее агрессивно; как реагировала девушка; поведение прохожих и др.?»

Упражнение может повторяться 3-5 раз на аналогичных кино- и видеофраг­ментах. При этом время демонстрации фрагмента постепенно сокращается до 5 сек.

Упражнение 39.

Назначение: развитие наблюдательности в ситуации беседы сотрудника ми­лиции со свидетелями происшествия.

Инструкция: обучаемым демонстрируется короткий (на 20-30 сек.) озвучен­ный кино- или видеофрагмент беседы сотрудника милиции со свидетелями на месте происшествия. Учащиеся должны вспомнить, какие показания дал 1, 2, 3-й свидетель, их приметы, фамилии, имена и отчества, как действовал сотрудник милиции.

Упражнение может повторяться 5-10 раз на аналогичных кино- или видеоф­рагментах. При этом время демонстрации фрагмента постепенно сокращается до 10 сек.

Упражнение 40.

Назначение: определение национальности лиц по фотографиям.

Инструкция: учащимся в течение 3 секунд демонстрируется фотография че­ловека с целью определения его национальности.

Аналогичное задание выполняется на 20-30 фотографиях, с последовательным сокращением их экспозиции до 1 секунды.

Упражнение 41.

Учебной группе на несколько секунд предъявляются для восприятия 3 композиционных портрета (рис.8.3), а после их демонстрации ряд фотографий (рис. 8.4).

Задание обучаемым: из предъявленных фотографий выбрать 3 композицион­ных портрета, которые были показаны ранее.

Упражнение 42.

Учебной группе на несколько секунд предъявляются фотографии нескольких фрагментов лиц (см. рис. 8.6).

Задание обучаемым: по предъявленным фрагментам лицевых частей «со­брать» портреты лиц, фотографии которых были представлены ранее (см. рис. 8.5).


studizba.com

Как развить наблюдательность? | Развитие личности

 

В предыдущей статье «Технологии эффективного общения»

я обещала дать упражнения,

с помощью которых можно

тренировать наблюдательность

и улучшать  навыки коммуникации.

 

Прежде, чем  приступать к упражнениям, запомните схему

«ключей глазного доступа». Это совсем просто.

Я уже писала о том, что есть небольшая подсказка:

Все, что связано с буквой К расположено справа.

Визуальное Конструирование

Аудиальное Конструирование

Кинестетика

Важное напоминание: очень небольшой процент людей имеет инверсию, т.е у них глаза двигаются зеркально, и все, что связано с конструированием  образов, звуков и кинестетикой находится в левой части.

Плюс в том, что такие люди встречаются не так уж и часто. И если вы заметили это, то можно задать несколько  наводящих вопросов и легко подтвердить свою догадку.

 

Можно отнестись к этому серьезно, а можно поиграть. В игре запоминается все намного быстрее. И настроение улучшается, особенно если собирается веселая компания.

Упражнение  1.

Посмотрите по телевизору  интервью с каким-нибудь известным человеком: актером, писателем, политиком.

Последите, за «ключами глазного доступа» этого человека. Запишите его «стратегию извлечения информации».  Насколько  она совпадает  при ответах на разные вопросы?

Если вы делали  это в компании, можно сравнить ваши выводы.

 

Упражнение 2.

Играть лучше в тройках

Возьмите листки с бумагой и напишите важные физиологические маркеры:

Поза

Жесты

Мимика

Дыхание

Громкость голоса

Высота голоса

Скорость речи

Два участника садятся напротив друг друга и обсуждают абсолютно любую тему ( политика, погода, отпуск). Третий встает за спиной второго участника и показывает  любую карточку первому участнику. Предположим, это карточка «Темп голоса» . После этого первый участник следует инструкции и начинает говорить быстрее или медленнее ( по собственному усмотрению). Второй участник должен заметить это и подстроиться. После того, как это происходит, показывается следующая карточка ( например «Поза») и т.д и т.п

Задача состоит в том, чтобы второй участник быстро отслеживал  изменения по ходу разговора , и правильно подстраивался к ним. Разговор должен все время  поддерживаться. Главное, «не зависать в словах» , которые говорит партнер, а следить за изменениями. Затем участники меняются ролями.

Сначала будет немного сложновато, так придется одновременно вести разговор и подстраиваться. Но по мере тренировки, вы заметите, что  это становится все проще и проще.

 

3  Упражнение – облегченная версия второго.

Выбираете человека в телевизоре и начинаете подстраиваться к нему по позе, жестам и т.д.

(Если есть настроение, можете даже поговорить с  человеком в телевизоре ).

 

 

 

4 Упражнение  (с карточками) похоже на упражнение №2.

Прежде , чем делать это упражнение  просмотрите материалы статей :

» Аудиалы.Визуалы. Кинестетики»

Аудиалы. Визуалы.Кинестетики. Тест

 

 

 

 

 

 

На этот раз происходит подстройка по словам- предикатам  репрезентативных систем.

Визуал (визуальная репрезентативная система)

Аудиал (аудиальная репрезентативная система)

Кинестетик (кинестетическая репрезентативная система )

Дигитал ( дигитальная или внемодальная)

Два участника сидят друг против друга. Третий становится за спиной  второго и показывает первому участнику карточку. После чего тот должен  сказать фразу в соответствии с тем, что написано на карточке.

Небольшой пример:

Предположим, показана  карточка «визуал»

Примерный разговор:

1 участник: «Когда я сегодня проснулся и увидел  на небе яркое солнце,  то решил, что нужно обязательно выбраться на природу».

2 участник: «Да я  только вчера был в лесу, там сейчас так красиво. Под ногами будто ковер из красных и желтых листьев. Я залюбовался этим великолепием».

Далее карточка меняется на «кинестетик»

1 участник: « Вчера вечером так плохо себя чувствовал.  Ничего не хотелось делать. А после того, как целый день проводишь на воздухе,  становится так легко.

2 участник: «Согласен, так приятно дышать полной грудью после городского смога»»

Далее карточка меняется на «аудиал»

1 участник: «Ты не слышал, что там говорят синоптики по-поводу погоды?»

2 участник: « Вроде-бы  предвещают суровую зиму»

Далее карточка меняется на «дигитал»

1 участник: «Я  недавно  проанализировал и пришел к выводу, что большинство прогнозов сбываются на 50%»

2 участник: «Это точно. Поэтому, на всякий случай, лучше не воспринимать, все что они обещают».

Карточки можно менять абсолютно в разной последовательности, показывать две одинаковые подряд.

 

Упражнение 5 – облегченная версия  четвертого.

Выбираете человека в телевизоре и записываете слова-предикаты, которые он использует.

Определяете, какая репрезентативная система  у него ведущая.

 

 

 

 

А вы знаете, что  серьезные вещи лучше запоминаются в игре ?

Вы можете развлекаться в каких-нибудь поездках с друзьями,

даже придумать  интересные конкурсы для жениха и невесты.

Да всё, что угодно! И  шутя запомните то, что может вам очень

пригодиться и в личной жизни и в бизнесе.

 

УДАЧИ  ВАМ И ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ!!

А напоследок, анекдоты:

В армии дежурный по парку спрашивает дневального: «Какая машина вышла?»

Дневальный : «Зеленая»

Дежурный: «Я знаю, что зеленая. Номер какой?»

Дневальный: «Номер? Номер-белый!»

 

Сара, ты слышишь ,как жасмин пахнет?

Слышу, слышу! Я -не глухая!

 

 

 

 

 

 

 

Еще статьи по  этой теме «Зачем учиться у детей?»

 

 

на Ваш сайт.

ways4you.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *