Понятие и виды мышление – , , —

Понятие про мышление. Виды и формы мышления. — МегаЛекции

План лекции

  1. Понятие про мышление. Виды и формы мышления;
  2. Мыслительные действия и операции;
  3. Память, ее функции;
  4. Виды памяти и критерии их выделения;
  5. Забывание и его причины;

 

Понятие про мышление. Виды и формы мышления.

Мышление — самый сложный из процессов по­знания. Дать исчерпывающее определение мышлению, ограничив его единственным предложением, практически невозможно. Однако мышление можно описать с разных сто­рон, использовав для этого несколько предложений.

Мышление — это процесс решения задач, где под за­дачей понимается цель, которую можно достичь путем пре­образования заданных условий.

Мышление — это познание окружающей действительности в тех ее свойствах, которые непосредственно, с помо­щью органов чувств не воспринимаются человеком (на­пример, познание структуры микромира или химического состава вещества).

Мышление — это обобщенное познание человеком действительности, т.е. получение знаний о ней в форме понятий и идей (в отличие от ее конкретного познания через непосредственное восприятие с помощью органов чувств).

Мышление — это опосредствованное познание мира, т.е. получение знаний о нем при помощи специальных средств: логики мышления, инструментов, приборов, ма­шин и т.п.

Мышление в его абстрактном выражении — это движе­ние идей, раскрывающее суть вещей. Итогом мышления как процесса является не образ, а некоторая мысль или идея.

Мышление — это особого рода теоретическая и практи­ческая деятельность, предполагающая систему включенных в нее умственных и практических действий и операций ори­ентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

Из приведенного выше определения мышления следует, что у человека имеется множество разных видов мышления. Их, в свою очередь, можно выделять и делить по следующим ос­нованиям:

• продукту;

• характеру действий, с помощью которых мышление реализуется как познавательный процесс;



• использованию логики;

• типу решаемых задач;

• уровню развития и по ряду других признаков.

По продукту мышление можно разделить на теоретиче­ское и практическое, творческое и нетворческое. Теорети­ческое— это мышление, с помощью которого одни знания выводятся из других знаний путем оперирования понятия­ми, в содержании которых эти знания представлены. Ре­зультатом теоретического мышления может стать определе­ние понятия, формулирование и доказательство гипотезы путем рассуждений в уме, предложение и обоснование тео­рии) объясняющей определенную совокупность фактов или явлений. Практическое — это мышление, предполагающее реальные действия человека с материальными предметами. В таком мышлении человек ставит и решает практические задачи, в число которых входят многие задачи, за исключе­нием тех, которые решаются при помощи теоретического мышления.

Творческое мышление (его иногда называют про­дуктивным) — это мышление, в результате которого человек получает новые знания, придумывает или создает нечто та­кое, что До него никто еще не придумал и не создал. Нетворческое (репродуктивное).— это мышление, открывающее для человека уже известные знания.

По характеру действий, включенных в процесс мышле­ния, выделяются следующие его виды: мышление, совершаемое в уме (с помощью действий с образами или понятия­ми), и мышление, совершаемое с помощью практических действий.

По использованию логики мышление делится на логи­ческое и интуитивное. Логическое— это развернутое, стро­го последовательное мышление, в ходе которого человек неоднократно обращается к использованию логических операций и умозаключений, причем ход этого мышления можно проследить с начала и до конца и проверить его пра­вильность, соотнося с известными требованиями логики.

Интуитивнымназывают мышление, в котором человек в поиске истины или на пути к намеченной цели руковод­ствуется не логикой, а тем, что называют здравым смыс­лом. Основу здравого смысла составляет особого рода чув­ство, подсказывающее человеку, что он на правильном пути.

По типу решаемых задач мышление можно разделить на виды, руководствуясь, в свою очередь, теми формами деятельности, в которых возникают соответствующие задачи. Так, например, можно выделить математическое, техниче­ское, физическое, химическое, психологическое и множе­ство других подобных видов мышления. Их специфика заключается в том, что для решения соответствующих за­дач человеку необходимо хорошо ориентироваться в дан­ной области профессиональной деятельности.

По уровню развития (генезису, последовательности по­явления в процессе интеллектуального развития человека) различают следующие виды мышления: наглядно-дей­ственное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Наглядно-действенное— это простейший вид мышле­ния, который полностью сводится к действиям (манипуля­циям) с предметами в наглядно воспринимаемой ситуации. Данный вид мышления свойствен не только человеку, но и высшим животным, а у людей он встречается у детей ран­него возраста, от одного года до трех лет. Наглядно-дей­ственным называют мышление, в котором задачи решают­ся с помощью действий с образами предметов в наглядно воспринимаемой ситуации. Предполагается, что человек воспринимает соответствующие предметы в данный мо­мент времени, но, решая задачу, действует не с ними, а с образами соответствующих предметов, т.е. фактически в уме. Этот вид мышления встречается у детей в возрасте от трех до пяти лет, а далее сменяется более развитым, сло­весно-логическим мышлением. В свою очередь, словесно-логическимназывают такой вид мышления, в котором зада­чи решаются в уме с помощью действий с понятиями по законам логики. Первые признаки наличия такого мышле­ния отмечаются у детей в возрасте около пяти лет, однако полного развития данный вид мышления достигает лишь к подростковому возрасту, продолжая совершенствоваться и дальше, особенно у людей умственного труда

1.

Все перечисленные виды мышления у человека сосуще­ствуют, могут участвовать в одной и той же деятельности. В зависимости от ее характера и конечной цели в мышле­нии человека, связанном с данной деятельностью, может преобладать тот или иной вид мышления.

 

Кроме рассмотренных видов мышления имеются и процессы мышления, которые в логике называют его формами.К ним относятся суждение, умозаключе­ние, определение понятий, индукция, дедукция. Сужде­ние — это высказывание, содержащее в себе определенную мысль. Умозаключение представляет собой серию логиче­ски связанных высказываний, из которых выводится новое знание.

Определение понятий рассматривается как сужде­ние о некотором классе предметов (явлений), выделяющее их наиболее общие признаки. Индукция и дедукция — это способы производства умозаключений, отражающие на­правленность мысли от частного к общему и наоборот. Ин­дукция предполагает вывод общего суждения из частных посылок, а дедукция — вывод частного суждения из общей посылки.

 


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Понятие мышления в психологии. Виды мышления. Мышление и речь — Мегаобучалка

(Мышление в целом изучали Петухов, Тихомиров, Лук, Друшлинский).

Мышление– это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.Мышление является высшим познавательным психическим процессом. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности. Если на чувственной ступени познания внешнее воздействие непосредственно, прямо приводит к возникновению соответствующих образов в нашем сознании, то в процессе мышления отображение окружающего мира осуществляется с помощью мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, систематизации, классификации (конкретизации). То, что мышление совершается посредством определенной системы операций и всегда осуществляется с помощью словесного отображения, дает основание рассматривать этот процесс как опосредствованное отражение действительности. Так же процесс мышления можно представить системой поведения совокупности двигательных реакций организма. Т.е. всякая мысль, связанная с движением, вызывает напряжение соответствующей мускулатуры, реализуясь в движении.

Как и всякий психический процесс, мышление является функцией мозга. Физиологической основой мышления являются мозговые процессы более высокого уровня, чем те, которые служат основой для более элементарных процессов. В настоящее время нет единого мнения о значимости и порядке взаимодействия всех физиологических структур. Сложность исследования физиологических основ мышления объясняется тем, что на практике мышления как отдельного психического процесса не существует. Оно присутствует во всех других познавательных психических процессах – восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Все высшие формы этих процессов в определенной степени, в зависимости от степени своего развития, связаны с мышлением.



Мышление – это деятельность особого рода, имеющего свою структуру и виды.

Виды мышления.

I. По форме:

1. Наглядно-действенное – непосредственное восприятие предметов, реально преобразованное в процессе действий с предметами.

2. Наглядно-образное – характеризуется опорой на представления и образы.

3. Словесно-логическое – осуществляется при помощи логических операций с понятиями.

II. По характеру:

1. Теоретическое – решение теоретических проблем.

2. Практическое – решение конкретных задач.

III. По степени развернутости:

1. Дискурсивное – развернуто во времени, этапы четко выражены, максимально осознанно.

2. Интуитивное – отсутствие четко выраженных этапов, протекает быстро, минимально осознанно.

IV. По степени новизны:

1. Репродуктивное – воссоздающее, нетворческое.

2. Продуктивное – творческое.

Мышление и речь.

Подобно тому, как для преобразования внешних предметов общество выработало подходящие орудия, средства (молоток, лопату, машину и т.д.), так и для преобразования знаний в голове человека есть общественно выработанное и очень непростое средство – система словесных знаков, язык.

Использование языка в общении, в организации внутреннего мира человека называется речью. В более строгом понимании речь – процесс общения, опосредованный языком. Если язык – объективная, исторически сложившаяся система кодов, то речь является психологическим процессом формулирования и передачи мысли средствами языка. Исключительно важная особенность мышления – это неразрывная связь с речью. Тесная связь мышления и речи находит свое выражение, прежде всего в том, что мысли всегда облекаются в речевую форму, даже в тех случаях, когда речь не имеет звуковой формы, например в случае с глухонемыми людьми. Мы всегда думаем словами, т.е. мы не можем мыслить, не произнося слова. Когда мы думаем, то думаем на своем языке. Именно это и есть принципиальное отличие человека от животных. Элементарное мышление животных всегда остается лишь наглядно-действенным и имеет дело с предметами, которые находятся перед глазами.

Только с появлением речи становится возможным «отделить» от познаваемого объекта то или иное свойство и зафиксировать понятие о нем в специальном слове. Взрослые и дети лучше решают задачи, если формулируют их вслух. И, наоборот, если язык фиксировался, т.е. зажимался зубами, то качество и количество решаемых задач ухудшалось. Конечно, в данном случае мысли все равно облекаются в словесную форму, а фиксация языка вызывает затруднения в движениях речевого аппарата. Т.е. можно говорить о том, что процесс мышления осуществляется только тогда, когда мысль выражается словами.

Выражение мысли словами представляет собой сложный процесс, включающий несколько этапов. Если человек хочет изложить свою мысль в развернутой речевой форме, то для этого он должен иметь соответствующий мотив высказывания. Но мотив высказывания является лишь основным моментом, движущей силой. Следующим моментом является возникновение мысли и общей схемы того содержания, которое в дальнейшем должно совершиться. Следующий этап – внутренняя речь. Длительное время этот механизм оставался неизвестным. Только после исследований Л.С.Выготского было доказано его решающее значение как этапа перекодировки замысла в развернутую речь и создания порождающей (генеративной) схемы развернутого речевого высказывания — внутренней речи. Это переходный этап между замыслом (мыслью) и развернутой внешней речью. Внутренняя речь выступает как подготовительная стадия, предшествующая высказыванию мысли; она направлена не на слушающего, а на самого себя, на перевод в речевой план той схемы, которая была лишь общим содержанием замысла. Однако, следует иметь в виду, что мышление и речь – это не одно и то же, хотя и тесно связаны между собой. Мыслить – это не значит говорить вслух или про себя. Одну и ту же мысль мы можем выразить различными словами. И когда нам самим понятна наша мысль, то не всегда можно найти подходящие слова для ее выражения.

 

megaobuchalka.ru

Мышление понятие и виды

Мышле́ние — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению именно относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путём анализа и синтеза понятий.

Мышле́ние — опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Мышление (психология) (одна из психических функций) — психический процесс отражения и познания существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Платон считал, что процесс мышления — это процесс припоминания, так как все знания человека это воспоминания души, которая, перед тем как вселиться в человеческое тело, пребывала в мире идей.

Мышление для Декарта представало как нечто бестелесное, духовное. Более того, мышление является единственным атрибутом души, и именно это обусловливает постоянность мыслительных процессов, происходящих в душе, т.е. она всегда знает о том, что происходит внутри неё. Душа – это мыслящая субстанция, вся сущность или природа которой состоит в одном мышлении. Собственные проявления души – желания и воля. Они не связаны с телесными процессами. Сюда же относятся внутренние эмоции души.

Спиноза определяет мышление как способ действия мыслящего тела. Из этого определения вытекает и предложенный им способ раскрытия/определения этого понятия. Для того, чтобы определить мышление, необходимо тщательно исследовать способ действий мыслящего тела в отличие от способа действий (от способа существования и движения) тела немыслящего.

Анатомия и мышление

То, что мы именуем мышлением и сознанием, по-видимому, зависит от коры — слоя толщиной около шести миллиметров, покрывающего все четыре доли мозга. В состав её сложной и высокоспециализированной структуры входит приблизительно три четверти всех нейронов большого мозга, число которых составляет несколько миллиардов. Вы уже знакомы с некоторыми областями коры, выполняющими специфические функции. Например, первичная зрительная кора, находящаяся в затылочной доле, перерабатывает зрительные сигналы и ответственна за функцию зрения. Однако подобного рода врождённая жёсткая связь со специфическими функциями для ряда крупных областей коры ещё не установлена.

Особенности мышления

Первая особенность мышления — его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — ощущения, восприятия, представления — и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

Вторая особенность мышления — его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

Выделяют следующие виды мышления:

Логическое мышление

Панорамное мышление

Комбинаторное мышление

Нестандартное мышление

Латеральное мышление

Концептуальное мышление

Дивергентное мышление

Практическое мышление

Oбходное мышление

Саногенное мышление

Патогенное мышление

Согласно другой классификации, мышление делится на :

Наглядно-образное (Способность припоминать и осуществлять при помощи представления различные манипуляции в сознании.)

Абстрактно-логическое (Мышление абстракциями — категориями, которых нет в природе. Формируется в возрасте 4-5 лет. Считается, что у животных нет абстрактного мышления.)

Предметно-действенное (Задачи решаются с помощью существующего, реального объекта.)

Архаичное мышление — мышление древности; в более узком смысле — мышление народов Древней Греции (времен Гомера, до 5 в. до Р. X.), у которых логическое мышление было еще тесно связано с мифологией.

Дискурсивное мышление (от лат. discurrere — растекаться, распадаться), или сукцессивное, — мышление, которое от одного определенного представления логическим путем переходит к другому и из его элементов строит мысленный образ. В широком смысле слова дискурсивным называется логическое мышление вообще в противоположность интуитивному познанию путем созерцания.

Дологическое мышление — естественное, эмоциональное, неподготовленное мышление, которое без контроля разума пытается овладеть своим предметом; оно подготавливает путь логическому мышлению.

Мышление по воспоминанию — естественная форма мышления в противоположность дедуктивному логическому, или дискурсивному мышлению.

Мышление по воспоминанию состоит в использовании знаний «наудачу», каждый раз в зависимости от конкретной ситуации, в обращении к богатствам памяти, при котором мысль перескакивает от одного воспоминания к др., пробуя, проверяя их одно за другим и таким путем нащупывая нужную связь.

Тенденциозность мышления — в общем понимании тенденция к определенному, строго обусловленному способу мышления в рамках какого-либо идеологического или догматического учения

В области логики тенденциозность мышления означает подчинение правилам и законам построения логического умозаключения, откуда результируется определенная форма мышления, налагающая свойственные ей ограничения на процесс и результаты мышления.

Сфера мышления постоянно меняет объем и содержание.

В особых случаях, напр. перед лицом смертельной опасности или в чаду любовного опьянения, сфера мышления может совершенно исчезнуть, оставив Я наедине с самим собой.

Осн. структура индивидуальной сферы мышления в какой-то мере остается постоянной.

Это постоянство составляет часть осознанности тождества Я.

mirznanii.com

Понятие и Виды Мышления

Мышлению предшествуют ощущения и восприятие, с которых начинается наше познание окружающей среды. Мышление расширяет границы видимого и чувственного восприятия. Оно также позволяет постичь «внутренний мир» «внешнего» восприятия путем умозаключений.

Общая характеристика мышления раскрывает его смысл. Мышление предстает перед нами наиболее обобщенной и опосредованной формой психического отражения, которая конкретизирует связи и отношения познавательных объектов. Оно эволюционирует вместе с обществом, существующими в нем понятиями и принципами.

Виды мышления

Мыслительные операции разных видов и уровней наполняют человеческое мышление. В первую очередь, они отличаются различным познавательным значением. Например, совершенно различны мыслительные операции, с помощью которых решаются возникшие проблемы у ученого и маленького ребенка. Поэтому различаются различные уровни мысли. Разделение зависит от возможного уровня обобщения ощущений, глубины перехода мысли от явления к сущности. Данные уровни мышления – это наглядное мышление в его элементарных проявлениях, а также отвлеченное и теоретическое.

Эти виды мышления осуществляются на основе «обработки» воспринятых образов в образы-представления, которые затем изменяются, преобразовываются, обобщаются, благодаря чему возникает образно-концептуальное отражение реального мира.

Наглядно-образное мышление преобразовывает наглядные условия мыслительных действий, переводя их перцептивное содержание в значения.

Творческое отражение человеком реальности – это образное мышление. В результате получается мнимый образ, не существующий в данном отрезке времени. Под мышлением можно разуметь и творческое преобразование запомнившихся представлений или объектов.

Основные виды мышления – это, несомненно, теоретическое и практическое. Теоретическое разделяют на понятийное и образное, а практическое – наглядно-образное и наглядно-действенное.

Теоретическое понятийное мышление подразумевает поиск решений в уме с использованием готовых знаний, которые выражены в понятиях, умозаключениях и суждениях. Данный вид мыслительной деятельности не требует обращения к практическому познанию действительности, не получает самостоятельно эмпирические факты.

При теоретическом образном мышлении человек использует представления и образы, а не факты, понятия или суждения. Образы достаются из памяти или формируются при восприятии реальности. Данный вид мышления более всего присущ творческим людям, например, писателям, художникам, скульпторам.

Оба виды мыслительных процессов взаимно дополняются и тесно связаны между собой. Теоретическое понятийное мышление рождает более абстрактное и конкретное отражение действительности, а образное – конкретное субъективное реальное восприятие.

Наглядно-образное мышление отличается непосредственной и обязательной связью мыслительного процесса и восприятия человеком действительности. Данный вид мыслительной деятельности более всего присущ детям дошкольного возраста и различного рода руководителям, а также людям, которые осуществляют практическую работу.

Особенностью наглядно-действенного мышления является его процесс. Он является практической преобразовательной деятельностью, которую осуществляет человек. Характеризует, в основном, широкие массы производственных подразделений и цехов.

Б.М. Теплов считает, что виды мышления различаются своей связью с практикой.

Мышление и язык в философии

Связь языка и мышления рождает множество противоречий. Изначально считалось, что мыслить невозможно без знания языка, слов, то есть, язык воспринимался только как «одежда» мысли. По этой же причине язык отождествляли с мышлением. Но многие ученые считают иначе, приводя в пример творчество композиторов или художников. Для них слова неважны, главенствуют лишь представления, образы, которые впоследствии обретают реальные очертания. Например, Миллер считает, что у человека изначально формируется некий план его высказываний или рассуждений, возможно даже на бессознательном уровне. А несколько позже этот план находит свое словесное отражение.

Скорее всего, истина находится посередине. Язык тесно связан с мышлением. Этого не отнять.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *