Понятие про мышление. Виды и формы мышления. — МегаЛекции
План лекции
- Понятие про мышление. Виды и формы мышления;
- Мыслительные действия и операции;
- Память, ее функции;
- Виды памяти и критерии их выделения;
- Забывание и его причины;
Понятие про мышление. Виды и формы мышления.
Мышление — самый сложный из процессов познания. Дать исчерпывающее определение мышлению, ограничив его единственным предложением, практически невозможно. Однако мышление можно описать с разных сторон, использовав для этого несколько предложений.
Мышление — это процесс решения задач, где под задачей понимается цель, которую можно достичь путем преобразования заданных условий.
Мышление — это познание окружающей действительности в тех ее свойствах, которые непосредственно, с помощью органов чувств не воспринимаются человеком (например, познание структуры микромира или химического состава вещества).
Мышление — это обобщенное познание человеком действительности, т.е. получение знаний о ней в форме понятий и идей (в отличие от ее конкретного познания через непосредственное восприятие с помощью органов чувств).
Мышление — это опосредствованное познание мира, т.е. получение знаний о нем при помощи специальных средств: логики мышления, инструментов, приборов, машин и т.п.
Мышление в его абстрактном выражении — это движение идей, раскрывающее суть вещей. Итогом мышления как процесса является не образ, а некоторая мысль или идея.
Мышление — это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее умственных и практических действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.
Из приведенного выше определения мышления следует, что у человека имеется множество разных видов мышления. Их, в свою очередь, можно выделять и делить по следующим основаниям:
• продукту;
• характеру действий, с помощью которых мышление реализуется как познавательный процесс;
• использованию логики;
• типу решаемых задач;
• уровню развития и по ряду других признаков.
По продукту мышление можно разделить на теоретическое и практическое, творческое и нетворческое. Теоретическое— это мышление, с помощью которого одни знания выводятся из других знаний путем оперирования понятиями, в содержании которых эти знания представлены. Результатом теоретического мышления может стать определение понятия, формулирование и доказательство гипотезы путем рассуждений в уме, предложение и обоснование теории) объясняющей определенную совокупность фактов или явлений. Практическое — это мышление, предполагающее реальные действия человека с материальными предметами. В таком мышлении человек ставит и решает практические задачи, в число которых входят многие задачи, за исключением тех, которые решаются при помощи теоретического мышления.
По характеру действий, включенных в процесс мышления, выделяются следующие его виды: мышление, совершаемое в уме (с помощью действий с образами или понятиями), и мышление, совершаемое с помощью практических действий.
По использованию логики мышление делится на логическое и интуитивное. Логическое— это развернутое, строго последовательное мышление, в ходе которого человек неоднократно обращается к использованию логических операций и умозаключений, причем ход этого мышления можно проследить с начала и до конца и проверить его правильность, соотнося с известными требованиями логики. Интуитивнымназывают мышление, в котором человек в поиске истины или на пути к намеченной цели руководствуется не логикой, а тем, что называют здравым смыслом. Основу здравого смысла составляет особого рода чувство, подсказывающее человеку, что он на правильном пути.
По типу решаемых задач мышление можно разделить на виды, руководствуясь, в свою очередь, теми формами деятельности, в которых возникают соответствующие задачи. Так, например, можно выделить математическое, техническое, физическое, химическое, психологическое и множество других подобных видов мышления. Их специфика заключается в том, что для решения соответствующих задач человеку необходимо хорошо ориентироваться в данной области профессиональной деятельности.
По уровню развития (генезису, последовательности появления в процессе интеллектуального развития человека) различают следующие виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.
Наглядно-действенное— это простейший вид мышления, который полностью сводится к действиям (манипуляциям) с предметами в наглядно воспринимаемой ситуации. Данный вид мышления свойствен не только человеку, но и высшим животным, а у людей он встречается у детей раннего возраста, от одного года до трех лет. Наглядно-действенным называют мышление, в котором задачи решаются с помощью действий с образами предметов в наглядно воспринимаемой ситуации. Предполагается, что человек воспринимает соответствующие предметы в данный момент времени, но, решая задачу, действует не с ними, а с образами соответствующих предметов, т.е. фактически в уме. Этот вид мышления встречается у детей в возрасте от трех до пяти лет, а далее сменяется более развитым, словесно-логическим мышлением. В свою очередь, словесно-логическимназывают такой вид мышления, в котором задачи решаются в уме с помощью действий с понятиями по законам логики. Первые признаки наличия такого мышления отмечаются у детей в возрасте около пяти лет, однако полного развития данный вид мышления достигает лишь к подростковому возрасту, продолжая совершенствоваться и дальше, особенно у людей умственного труда 1.
Все перечисленные виды мышления у человека сосуществуют, могут участвовать в одной и той же деятельности. В зависимости от ее характера и конечной цели в мышлении человека, связанном с данной деятельностью, может преобладать тот или иной вид мышления.
Кроме рассмотренных видов мышления имеются и процессы мышления, которые в логике называют его формами.К ним относятся суждение, умозаключение, определение понятий, индукция, дедукция. Суждение — это высказывание, содержащее в себе определенную мысль. Умозаключение представляет собой серию логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
megalektsii.ru
Понятие мышления в психологии. Виды мышления. Мышление и речь — Мегаобучалка
(Мышление в целом изучали Петухов, Тихомиров, Лук, Друшлинский).
Мышление– это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.Мышление является высшим познавательным психическим процессом. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности. Если на чувственной ступени познания внешнее воздействие непосредственно, прямо приводит к возникновению соответствующих образов в нашем сознании, то в процессе мышления отображение окружающего мира осуществляется с помощью мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, систематизации, классификации (конкретизации). То, что мышление совершается посредством определенной системы операций и всегда осуществляется с помощью словесного отображения, дает основание рассматривать этот процесс как опосредствованное отражение действительности. Так же процесс мышления можно представить системой поведения совокупности двигательных реакций организма. Т.е. всякая мысль, связанная с движением, вызывает напряжение соответствующей мускулатуры, реализуясь в движении.
Как и всякий психический процесс, мышление является функцией мозга. Физиологической основой мышления являются мозговые процессы более высокого уровня, чем те, которые служат основой для более элементарных процессов. В настоящее время нет единого мнения о значимости и порядке взаимодействия всех физиологических структур. Сложность исследования физиологических основ мышления объясняется тем, что на практике мышления как отдельного психического процесса не существует. Оно присутствует во всех других познавательных психических процессах – восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Все высшие формы этих процессов в определенной степени, в зависимости от степени своего развития, связаны с мышлением.
Мышление – это деятельность особого рода, имеющего свою структуру и виды.
Виды мышления.
I. По форме:
1. Наглядно-действенное – непосредственное восприятие предметов, реально преобразованное в процессе действий с предметами.
2. Наглядно-образное – характеризуется опорой на представления и образы.
3. Словесно-логическое – осуществляется при помощи логических операций с понятиями.
II. По характеру:
1. Теоретическое – решение теоретических проблем.
2. Практическое – решение конкретных задач.
III. По степени развернутости:
1. Дискурсивное – развернуто во времени, этапы четко выражены, максимально осознанно.
2. Интуитивное – отсутствие четко выраженных этапов, протекает быстро, минимально осознанно.
IV. По степени новизны:
1. Репродуктивное – воссоздающее, нетворческое.
2. Продуктивное – творческое.
Мышление и речь.
Подобно тому, как для преобразования внешних предметов общество выработало подходящие орудия, средства (молоток, лопату, машину и т.д.), так и для преобразования знаний в голове человека есть общественно выработанное и очень непростое средство – система словесных знаков, язык.
Использование языка в общении, в организации внутреннего мира человека называется речью. В более строгом понимании речь – процесс общения, опосредованный языком. Если язык – объективная, исторически сложившаяся система кодов, то речь является психологическим процессом формулирования и передачи мысли средствами языка. Исключительно важная особенность мышления – это неразрывная связь с речью. Тесная связь мышления и речи находит свое выражение, прежде всего в том, что мысли всегда облекаются в речевую форму, даже в тех случаях, когда речь не имеет звуковой формы, например в случае с глухонемыми людьми. Мы всегда думаем словами, т.е. мы не можем мыслить, не произнося слова. Когда мы думаем, то думаем на своем языке. Именно это и есть принципиальное отличие человека от животных. Элементарное мышление животных всегда остается лишь наглядно-действенным и имеет дело с предметами, которые находятся перед глазами.
Только с появлением речи становится возможным «отделить» от познаваемого объекта то или иное свойство и зафиксировать понятие о нем в специальном слове. Взрослые и дети лучше решают задачи, если формулируют их вслух. И, наоборот, если язык фиксировался, т.е. зажимался зубами, то качество и количество решаемых задач ухудшалось. Конечно, в данном случае мысли все равно облекаются в словесную форму, а фиксация языка вызывает затруднения в движениях речевого аппарата. Т.е. можно говорить о том, что процесс мышления осуществляется только тогда, когда мысль выражается словами.
Выражение мысли словами представляет собой сложный процесс, включающий несколько этапов. Если человек хочет изложить свою мысль в развернутой речевой форме, то для этого он должен иметь соответствующий мотив высказывания. Но мотив высказывания является лишь основным моментом, движущей силой. Следующим моментом является возникновение мысли и общей схемы того содержания, которое в дальнейшем должно совершиться. Следующий этап – внутренняя речь. Длительное время этот механизм оставался неизвестным. Только после исследований Л.С.Выготского было доказано его решающее значение как этапа перекодировки замысла в развернутую речь и создания порождающей (генеративной) схемы развернутого речевого высказывания — внутренней речи. Это переходный этап между замыслом (мыслью) и развернутой внешней речью. Внутренняя речь выступает как подготовительная стадия, предшествующая высказыванию мысли; она направлена не на слушающего, а на самого себя, на перевод в речевой план той схемы, которая была лишь общим содержанием замысла. Однако, следует иметь в виду, что мышление и речь – это не одно и то же, хотя и тесно связаны между собой. Мыслить – это не значит говорить вслух или про себя. Одну и ту же мысль мы можем выразить различными словами. И когда нам самим понятна наша мысль, то не всегда можно найти подходящие слова для ее выражения.
megaobuchalka.ru
Мышление понятие и виды
Мышле́ние — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению именно относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путём анализа и синтеза понятий.
Мышле́ние — опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.
Мышление (психология) (одна из психических функций) — психический процесс отражения и познания существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.
Платон считал, что процесс мышления — это процесс припоминания, так как все знания человека это воспоминания души, которая, перед тем как вселиться в человеческое тело, пребывала в мире идей.
Мышление для Декарта представало как нечто бестелесное, духовное. Более того, мышление является единственным атрибутом души, и именно это обусловливает постоянность мыслительных процессов, происходящих в душе, т.е. она всегда знает о том, что происходит внутри неё. Душа – это мыслящая субстанция, вся сущность или природа которой состоит в одном мышлении. Собственные проявления души – желания и воля. Они не связаны с телесными процессами. Сюда же относятся внутренние эмоции души.
Спиноза определяет мышление как способ действия мыслящего тела. Из этого определения вытекает и предложенный им способ раскрытия/определения этого понятия. Для того, чтобы определить мышление, необходимо тщательно исследовать способ действий мыслящего тела в отличие от способа действий (от способа существования и движения) тела немыслящего.
Анатомия и мышление
То, что мы именуем мышлением и сознанием, по-видимому, зависит от коры — слоя толщиной около шести миллиметров, покрывающего все четыре доли мозга. В состав её сложной и высокоспециализированной структуры входит приблизительно три четверти всех нейронов большого мозга, число которых составляет несколько миллиардов. Вы уже знакомы с некоторыми областями коры, выполняющими специфические функции. Например, первичная зрительная кора, находящаяся в затылочной доле, перерабатывает зрительные сигналы и ответственна за функцию зрения. Однако подобного рода врождённая жёсткая связь со специфическими функциями для ряда крупных областей коры ещё не установлена.
Особенности мышления
Первая особенность мышления — его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — ощущения, восприятия, представления — и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.
Вторая особенность мышления — его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.
Выделяют следующие виды мышления:
Логическое мышление
Панорамное мышление
Комбинаторное мышление
Нестандартное мышление
Латеральное мышление
Концептуальное мышление
Дивергентное мышление
Практическое мышление
Oбходное мышление
Саногенное мышление
Патогенное мышление
Согласно другой классификации, мышление делится на :
Наглядно-образное (Способность припоминать и осуществлять при помощи представления различные манипуляции в сознании.)
Абстрактно-логическое (Мышление абстракциями — категориями, которых нет в природе. Формируется в возрасте 4-5 лет. Считается, что у животных нет абстрактного мышления.)
Предметно-действенное (Задачи решаются с помощью существующего, реального объекта.)
Архаичное мышление — мышление древности; в более узком смысле — мышление народов Древней Греции (времен Гомера, до 5 в. до Р. X.), у которых логическое мышление было еще тесно связано с мифологией.
Дискурсивное мышление (от лат. discurrere — растекаться, распадаться), или сукцессивное, — мышление, которое от одного определенного представления логическим путем переходит к другому и из его элементов строит мысленный образ. В широком смысле слова дискурсивным называется логическое мышление вообще в противоположность интуитивному познанию путем созерцания.
Дологическое мышление — естественное, эмоциональное, неподготовленное мышление, которое без контроля разума пытается овладеть своим предметом; оно подготавливает путь логическому мышлению.
Мышление по воспоминанию — естественная форма мышления в противоположность дедуктивному логическому, или дискурсивному мышлению.
Мышление по воспоминанию состоит в использовании знаний «наудачу», каждый раз в зависимости от конкретной ситуации, в обращении к богатствам памяти, при котором мысль перескакивает от одного воспоминания к др., пробуя, проверяя их одно за другим и таким путем нащупывая нужную связь.
Тенденциозность мышления — в общем понимании тенденция к определенному, строго обусловленному способу мышления в рамках какого-либо идеологического или догматического учения
В области логики тенденциозность мышления означает подчинение правилам и законам построения логического умозаключения, откуда результируется определенная форма мышления, налагающая свойственные ей ограничения на процесс и результаты мышления.
Сфера мышления постоянно меняет объем и содержание.
В особых случаях, напр. перед лицом смертельной опасности или в чаду любовного опьянения, сфера мышления может совершенно исчезнуть, оставив Я наедине с самим собой.
Осн. структура индивидуальной сферы мышления в какой-то мере остается постоянной.
Это постоянство составляет часть осознанности тождества Я.
mirznanii.com
Понятие и Виды Мышления
Мышлению предшествуют ощущения и восприятие, с которых начинается наше познание окружающей среды. Мышление расширяет границы видимого и чувственного восприятия. Оно также позволяет постичь «внутренний мир» «внешнего» восприятия путем умозаключений.
Общая характеристика мышления раскрывает его смысл. Мышление предстает перед нами наиболее обобщенной и опосредованной формой психического отражения, которая конкретизирует связи и отношения познавательных объектов. Оно эволюционирует вместе с обществом, существующими в нем понятиями и принципами.
Виды мышления
Мыслительные операции разных видов и уровней наполняют человеческое мышление. В первую очередь, они отличаются различным познавательным значением. Например, совершенно различны мыслительные операции, с помощью которых решаются возникшие проблемы у ученого и маленького ребенка. Поэтому различаются различные уровни мысли. Разделение зависит от возможного уровня обобщения ощущений, глубины перехода мысли от явления к сущности. Данные уровни мышления – это наглядное мышление в его элементарных проявлениях, а также отвлеченное и теоретическое.
Эти виды мышления осуществляются на основе «обработки» воспринятых образов в образы-представления, которые затем изменяются, преобразовываются, обобщаются, благодаря чему возникает образно-концептуальное отражение реального мира.
Наглядно-образное мышление преобразовывает наглядные условия мыслительных действий, переводя их перцептивное содержание в значения.
Творческое отражение человеком реальности – это образное мышление. В результате получается мнимый образ, не существующий в данном отрезке времени. Под мышлением можно разуметь и творческое преобразование запомнившихся представлений или объектов.
Основные виды мышления – это, несомненно, теоретическое и практическое. Теоретическое разделяют на понятийное и образное, а практическое – наглядно-образное и наглядно-действенное.
Теоретическое понятийное мышление подразумевает поиск решений в уме с использованием готовых знаний, которые выражены в понятиях, умозаключениях и суждениях. Данный вид мыслительной деятельности не требует обращения к практическому познанию действительности, не получает самостоятельно эмпирические факты.
При теоретическом образном мышлении человек использует представления и образы, а не факты, понятия или суждения. Образы достаются из памяти или формируются при восприятии реальности. Данный вид мышления более всего присущ творческим людям, например, писателям, художникам, скульпторам.
Оба виды мыслительных процессов взаимно дополняются и тесно связаны между собой. Теоретическое понятийное мышление рождает более абстрактное и конкретное отражение действительности, а образное – конкретное субъективное реальное восприятие.
Наглядно-образное мышление отличается непосредственной и обязательной связью мыслительного процесса и восприятия человеком действительности. Данный вид мыслительной деятельности более всего присущ детям дошкольного возраста и различного рода руководителям, а также людям, которые осуществляют практическую работу.
Особенностью наглядно-действенного мышления является его процесс. Он является практической преобразовательной деятельностью, которую осуществляет человек. Характеризует, в основном, широкие массы производственных подразделений и цехов.
Б.М. Теплов считает, что виды мышления различаются своей связью с практикой.
Мышление и язык в философии
Связь языка и мышления рождает множество противоречий. Изначально считалось, что мыслить невозможно без знания языка, слов, то есть, язык воспринимался только как «одежда» мысли. По этой же причине язык отождествляли с мышлением. Но многие ученые считают иначе, приводя в пример творчество композиторов или художников. Для них слова неважны, главенствуют лишь представления, образы, которые впоследствии обретают реальные очертания. Например, Миллер считает, что у человека изначально формируется некий план его высказываний или рассуждений, возможно даже на бессознательном уровне. А несколько позже этот план находит свое словесное отражение.
Скорее всего, истина находится посередине. Язык тесно связан с мышлением. Этого не отнять.
fb.ru