Как стать философом: Готовы ли вы стать философом? • Arzamas

Как стать философом? — ЖЖ

?

государствам, да и самому роду человеческому, не избавиться от зол. Так считал Платон, о чем и писал в своем диалоге «Государство». В предыдущем посте я уже отмечала, что философ, с точки зрения античных мудрецов, есть образованный человек. Именно поэтому Платон придавал огромное значение образованию.
Он считал, что главное — не зубрежка, не поток данных, а формирование личности как совокупности разума, духа и вожделения. Цельная личность — в идеале — имеет полноценное представление о том, «как надо жить». Но в то же время Платон пишет, что к изучению философии (и, кстати, математики) могут приступать только подготовленные зрелые люди. И имено эта философская элита и должна стоять во главе государств. Платон сам признавал, что такой подход абсолютно нереалистичен, но видел свою цель в том, чтобы донести до общества свою точку зрения (я бы сказала — «на всякий случай»).


Античные мыслители придавали слову «философия» отличное от современного значение. Они понимали этот термин буквально — любовь к мудрости. Философия для них — вся полнота знаний, которую они могли передать своим ученикам. Ярчайший для меня пример — Пифагор. Его чисто математическое видение мира тоже было философским. И все же, несмотря на кажущуюся простоту введенного понятия, античные философы не прекращали поиски ответа на вопрос о своем месте в этом мире, о призвании и необходимости своего мысления.
Сегодня я отмечу понимание себя Сократом, потому что именно оно ближе мне, чем все остальные. Для Сократа философ — промежуточное состояние между невеждой и мудрецом. От мудреца он отличается недостатком знаний, а от невежды — пониманием этого недостатка. Невежда, считающий себя мудрецом, никогда не станет философом. Об этом мы читаем в «Пире» Платона.

Философ на находит себе места ни среди мудрецов, ни среди невежд. И в то же время понимает, что настоящей мудрости не достигнет никогда — иначе в тот же момент он перестанет быть философом.

Не буду скрывать, общие познания в философии у меня уже есть. Спасибо Политеху))) Но наш древний друг Сократ предлагает нам отказаться от знаний о предмете, чтобы постичь истину. Так и поступим, благо нам ничто не мешает следовать примеру невинно убиенного мыслителя. С сегодняшнего дня я ничего не знаю о философии.
Я долго искала, с чего же начать обучение, пока не наткнулась в районной библиотеке на учебник В.А. Канке для ССУЗов. Кто не знает, ССУЗы — это средние специальные учебные заведения. Ключевое слово — средние, поэтому-то учебник написан для лопухов в вопросах философии. Он прост, как таблица умножения. Немного напрягаешь память и… ого-го, я уже могу кое-что вам рассказать! 🙂

Некоторые вопросы изложены из рук вон плохо. Например, средневековая философия. Поэтому неплохо бы иметь под рукой учебник уже для ВУЗов. В нем от вас почти ничего не скроют (в крайнем случае, вынесут в примечания мелким шрифтом). Здесь я взяла рекомендуемый в Лобаче учебник Фролова.
Теперь у меня есть голубая мечта — это «История западной философии» Рассела. Как только обзаведусь — сразу расскажу, как оно. На самом деле,  книга есть в интернете. Но я фанат бумажных изданий: и на полях отметки можно делать, и закладки закладывать и вообще приятнее держать в руках, чем ноут.
Мораль на сегодня такова: учим от общего к частному, от простого к сложному. Хм, 100%, что это одна из умных философский концепций, но я пока об этом не знаю 🙂

Пожалуй, именно сегодня, в этот непраздничный и ничем не примечательный день я и начну свой журнал. Чтобы не возникло вопросов, сразу объясню, почему журнал называется именно так. Моя цель на ближайшие три года — получить философской образование (зачем и почему — напишу позже). Следовательно моя цель на ближайшие полгода — поступить туда, где мне дадут это образование. В нашем городе N. такое заведение одно: Университет им. Лобачевского.
Последующие шесть месяцев я собираюсь много читать, достаточно писАть и даже, прости Господи, иногда ходить в читальный зал. И чтобы потом было о чем рассказать внукам, буду вести свой журнал: с пометками о прочтенной литературе, удививших меня фактах, полученных знаниях и т.д.
Надеюсь, журнал окажется полезен всем, кто интересуется философией. Кстати, забыла сказать: основной упор будет сделан на историю философии (куда же без нее) и философию религии.

Итак… барабанная дробь… мы начинаем!

Февраль 2010
ВсПнВтСрЧтПтСб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28      

  • Пока в государствах не будут царствовать философы. .. [+4]
  • Кто есть «философ»? [+0]
  • О пользе ССУЗов [+1]
  • Конечно же, введение [+1]

Разработано LiveJournal.com

Если вы хотите стать философом: andrejzavet — LiveJournal

Несколько отрывков из лекции Бертрана Рассела Искусство рационального предположения из его книги Искусство философствования (по Рассел Б. Искусство мыслить (Изд. 2-е). 1999).


Если вы хотите стать философом, вы должны изо всех сил пытаться избавиться от воззрений, целиком зависящих от места и времени вашего обучения, от всего того, о чем вам говорят ваши родители и учителя. Никто не может избавиться от них полностью, никто не может быть совершенным философом, но при желании мы все в какой-то мере можем достичь этого. Однако вы можете спросить: «А почему мы должны желать этого?» Есть несколько причин. Одна из них заключается в том, что иррациональные воззрения во многом связаны с войнами и иными формами насилия. Единственным способом, с помощью которого общество смогло бы жить без насилия в течение какого-то времени, является установление социальной справедливости, а социальная справедливость любому человеку покажется несправедливостью, если он будет убежден, что он — превыше остальных. Справедливость в отношениях между классами сложно установить, если существует класс, полагающий, что он имеет право на большую долю власти и общественного богатства. Справедливость в отношениях между нациями возможна только при посредстве нейтральной силы, поскольку каждая нация верит в свою исключительность. Справедливость в отношениях между мировоззрениями и верованиями (creeds) — еще более сложная вещь, поскольку каждое воззрение полагает, что обладает монополией на истину во всех ее аспектах. Было бы намного легче мирно и справедливо разрешать конфликты и споры, если бы философское мировоззрение было шире распространено.

Вторая причина, по которой нужно стремиться быть философом, заключается в том, что, как правило, ошибочные взгляды не позволяют нам поставить верные цели. В средние века во время чумы люди толпами валили в церкви молиться о выздоровлении, полагая, что их благочестие заставит Бога простить их. На самом деле, толпы в плохо проветриваемых помещениях создавали идеальные условия для распространения инфекции. Если используемые вами средства соответствуют поставленным целям, то вы должны обладать знанием, а не просто верой или предчувствием.

Третья причина заключается в том, что истина лучше, чем ложь. Есть нечто бесчестное в том, чтобы последовательно придерживаться точки зрения удобной лжи. Обманутый муж обычно выглядит нелепо; есть нечто смешное или жалкое в том образе счастья, которое основано на обмане.

Если вы хотите стать философом, вы должны тренировать и мышление (intellect), и чувства (emotions). Эти два вида тренировки тесно взаимосвязаны, но при обсуждении их нужно несколько разграничить. Начну с тренировки мышления.

Тренировка мышления имеет и положительный, и отрицательный аспекты: вы должны учиться тому, во что можно верить (believe) и во что нельзя верить. Рассмотрим сначала позитивный аспект.

Несмотря на то, что в конечном счете все в той или иной степени можно подвергнуть сомнению, некоторые вещи настолько несомненны, что в практических целях элементом сомнительности можно пренебречь. Философ должен задавать себе вопрос о том, какого рода знание, по всей видимости, менее сомнительно, чем другие, и почему. В начале своего анализа он может вполне резонно предположить, что наиболее несомненными видами знания являются те, относительно которых менее всего ведется дискуссий. Однако вскоре он обнаружит, что знание или то, что предполагается таковым, не отстаивается в неистовой борьбе. Никто не оспаривает таблицу умножения, но никто и не будет утверждать, что она составляет Священную Истину. Если кто-то будет отрицать истинность таблицы умножения, то его не посадят в тюрьму и не сожгут на костре. Если этого арифметического еретика попросят отречься от его неверия в таблицу умножения, то он сознательно сделает это, потому что его отречение не причинит таблице умножения никакого вреда. Таковы характеристики убеждений, которые неразумно подвергать сомнению.

Тому, кто желает стать философом, было бы неплохо получить солидные знания в области математики. Изучая математику, он узнает, какого рода истины можно открыть в процессе чистого размышления, безо всяких наблюдений. Он также познакомится с точным мышлением и с теми ошибками, которых не могут избежать даже весьма опытные мыслители. Именно поэтому полезно также изучить историю математики. Например, до Эйнштейна любой человек думал, что мгновенное распространение силы тяжести доказано математически. Однако, согласно теории Эйнштейна, она распространяется со скоростью света. Очевидно, что математики нашли ошибку в аргументации, которая удовлетворяла многие их поколения, и сейчас, если только они не нацисты, они все согласятся, что Эйнштейн оказался прав относительно скорости распространения гравитации. Однако это слишком сложный вопрос, и было бы ошибкой по этому поводу впадать в скептицизм относительно математики. Правильнее было бы сделать следующий вывод: в тех случаях, когда обсуждаемые проблемы более сложны и более связаны с нашей жизнью и чувствами, чем проблемы математики, значительно увеличивается вероятность ошибок в наших рассуждениях. В большей мере это относится к социальным и религиозным проблемам.

Логика полезна философу в ее современной форме, а не в том косном, средневековом обличии, которое придали схоластики учению Аристотеля. Главным образом, она полезна для обучения осторожности в умозаключениях и выводах. Люди, не обученные логике, склонны делать необоснованные выводы. Например, если какой-либо класс или нация подвергается насилию со стороны другой, а вы полагаете, что сможете его прекратить, то класс или нация, подвергаемые насилию, будут ожидать от вас признания того, что они обладают большей добродетелью, и будут очень удивлены, если увидят, что вы не испытываете личной симпатии к каждому из них. В этом нет логической взаимосвязи, хотя простой человек думает наоборот. Чем больше ваши познания в области логики, тем меньше выводов будут казаться вам обоснованными, и все реже вам будет казаться последовательным придерживаться сразу двух мнений. Это очень важно с практической точки зрения, поскольку с необходимостью требует установления компромисса и предупреждает принятие полярных воззрений. Такие совокупности воззрений, как католицизм, коммунизм или фашизм, склонны к преследованию инакомыслящих и практически, по крайней мере отчасти, ложны. Занятия логикой не позволяют с легкостью удовлетворяться такими готовыми мыслительными конструкциями.

Логика и математика — в той мере, в какой они могут быть полезны, — представляют собой единственный вид мыслительной тренировки для философа. Они помогают ему понять, каким образом нужно исследовать мир, но не дают никакой конкретной информации об этом мире. Это алфавит книги природы, но не сама книга.

Если вы решили стать философом, то прежде всего вам нужно научное знание, но не подробности науки, а ее принципиальные результаты, история и в особенности метод научного исследования. Именно наука провела границу между современным миром и миром, существовавшим до XVII в. Именно наука разрушила веру в ведьм, магию и колдовство. Именно наука сделала невозможной веру в старые предрассудки для образованного человека. Именно наука высмеяла предположение о том, что Земля — это центр вселенной, а человек — высшая цель природы. Именно наука показала ложность старого противопоставления души и тела, мышления и материи, коренящегося в религии. Именно наука помогла нам начать понимать нас самих и в какой-то мере увидеть самих себя со стороны как забавные механизмы.

Именно наука показала нам метод, посредством которого можно доказать, что гипотеза ошибочна. Научный дух, научный метод, границы научного мира должны быть восприняты любым человеком, желающим иметь современное философское мировоззрение, а не просто почерпнуть в старых книгах антикварную философию. Несомненно, Платон — гений, а Аристотель — человек энциклопедических познаний, но их современные ученики обнаружили бы у них только ошибки. Час беседы с Галилеем или Ньютоном даст вам больше в понимании истинной философии, чем год, проведенный с Платоном и Аристотелем. Конечно же, университетские профессора придерживаются иной точки зрения.

Как я уже отметил, для философа важны результаты развития науки и метод научного исследования. Давайте об этом и поговорим… (С. 15-18)

Отметим некоторые различия этих концепций мира. Прежде всего, это различие в размерах: христианский мир мал и кратковремен (за исключением рая и ада), в то время как для научного мира неизвестны начало и конец как во времени, так и в пространстве, и определенно он бесконечен и в пространстве и во времени. В христианском мире все имеет цель и свое место; все четко и ясно, как на кухне у хорошей хозяйки. Другое отличие состоит в том, что христианский мир имеет центром Землю, в то время как научный мир не имеет такого центра вообще; в христианском мире Земля стоит на месте, а звезды вращаются вокруг нее, в то время как в научном мире все находится в движении. Христианский мир сделан для человека, в то время как научный мир, если он и имеет какую-то цель, то мы не знаем этой цели. Действительно, практически концепция цели, доминирующая в псевдонаучном мышлении в течение 2000 лет — от Аристотеля и вплоть до XVII в. , — исчезла из современного научного объяснения. Почему законы природы таковы, как они есть, вопрос, который наука не задает, поскольку неразумно предполагать, что на него есть ответ. В христианском мировоззрении преобладают моральные концепции, такие как концепция греха и наказания, которым нет места в научном мировоззрении. Христианский мир таков, каким его видел необразованный человек, в то время как научный мир вежливо игнорирует наши предрассудки и надежды, нашу любовь и ненависть.

Помимо всех этих различий, существует еще и разные свидетельства (evidence). Для христианского мировоззрения подтверждением является Библия; для научного мировоззрения — это наблюдение и индукция. Наука спрашивает, на каком основании мы должны принимать то, что описано в Библии? Присутствовали ли авторы Пятикнижья при Творении? Ясно, что нет. Можем ли мы поверить, что Бог передал им истину? В этом случае мы столкнемся с большими трудностями. Библия — не единственная Священная Книга; другие религии строят иные космологии. Каким образом беспристрастный исследователь определит, какой из них поверить? Иногда Библия противоречит самой себе: в ней дается два противоречащих друг другу описания сотворения Адама и Евы; в одном месте говорится, что в ковчеге было две овцы, в другом — семь. Есть и другие трудности. Иезуит Акоста, живший в Южной Америке, был удивлен, обнаружив животных, обитающих только в этой части света, в то время как все они должны были быть с горы Арарат. Это особенно удивительно в случае с ленивцем, который столь медлителен в своих проявлениях, что вряд ли смог бы достичь Южной Америки за то время, которое прошло после потопа. Конечно, моряки могли завезти разных необычных животных из Старого света, но достопочтенный Отец так не думал, в частности в случае с ужасной акацией, обладающей невыносимым запахом. Кроме того, существует проблема ископаемых, которые, по всей видимости, доказывают, что Земля старше, чем в истории Творения. Постепенно вера в буквальную истинность истории Творения отошла на второй план, и была открыта дорога для принятия научного мировоззрения.

О далеком прошлом во времени и в пространстве наука говорит с осторожностью; она сообщает лишь наиболее вероятное знание, согласующееся с имеющимися данными, но в любой момент могут появиться новые данные, которые позволят сделать новые заключения по тому или иному вопросу. И тем не менее, общая картина навряд ли сильно изменится. Прежде чем наука ослабила авторитет теологии, та сказала свое слово, но совершенно иное: теологические истины провозглашались вечными, неизменными и несомненными. Те же, кто подвергал их сомнению, могли сгореть и на Земле, как Джордано Бруно, и уж точно сгореть, когда настанет конец света. Ни один теолог не повторит этого сегодня, но только потому, что даже непогрешимые догмы должны быть тайно изменены, чтобы выдержать штурм со стороны науки. (С. 21-22)

Сегодня новейшая наука психология встречает сопротивление, особенно если она предпринимает опасные попытки переосмыслить концепцию «греха». В любом сообществе некоторые люди ведут себя враждебно по отношению к интересам этого сообщества, и для того чтобы общественная жизнь продолжалась, необходимо найти способы предотвращать такое антисоциальное поведение. Концепция «греха» представляет собой один из таких способов, предложенный церковью. Даже если преступник избежал полиции, ему рано радоваться, поскольку его накажет Бог. Этот метод в некоторых ситуациях действительно эффективен. Однако сегодня нам стало известно, что многие причины антисоциального поведения коренятся в психологии человека, и только лечение, проведенное психологом и устранившее эти причины, может положить конец такому поведению. Как оказалось, многое из того, что огульно называлось «грехом», является по своей природе болезнью, которую надо лечить, а не наказывать. Те же, кто защищает мнение, что некоторые «грехи» нужно лечить, а не наказывать, осуждаются ортодоксами. На самом деле, это старое противостояние науки и религии, исходящей из того факта, что психология еще молодая и незрелая отрасль науки. Но этот обскурантизм существует и в этике. Никто не пострадает от того, что мужчина женится на сестре своей умершей жены, и тем не менее церковь будет шокирована таким безнравственным поведением, поскольку она определяет «грех» не как нечто, что приносит вред, а как то, что осуждается Библией или церковью.

Теперь перейдем к методу научного исследования. Цель науки состоит в открытии общих законов, и факты ее интересуют, в основном, в той мере, в какой они представляют собой свидетельства «за» или «против» этих законов. География и история изучают те факты, которые представляют для них интерес, но ни одна отрасль человеческого знания, по крайней мере до сих пор, не считается наукой, пока в ней не открыты какие-либо общие законы. Нужно понять, что мы могли бы жить в мире, где нет общих законов, в котором сегодня мы будем есть хлеб, а завтра — камни, в котором вода в Ниагаре иногда будет падать вверх, а не вниз, а вода в чайнике будет замерзать вместо того, чтобы закипеть. Все это будет представлять трудности, но такой мир не является логически невозможным. К счастью, наш мир иной. Поразмыслив, мы понимаем, что уже привыкли к определенного рода регулярностям, например, день и ночь, лето и зима, посевная и сбор урожая и т. п. По отношению к таким вещам, которые являются неожиданными, например грозы, можно выдвинуть две гипотезы. Возможно, существуют столь сложные регулярности, что их не так просто открыть; или же подобные явления существуют благодаря капризам каких-то богов. Последняя гипотеза была повсеместно принята первобытными людьми, а также духовенством Бостона вплоть до появления Бенджамина Франклина. Эти достойные мужья полагали, что громоотвод нечестив, это изобретение разгневает Господа, что приведет к разрушительным землетрясениям. Однако мир свидетельствует против них.

Постепенно пришли к точке зрения, что все природные явления управляются общими законами, несмотря на то, что эти законы, по сути, носят статистический характер, как в случае с мельчайшими квантовыми переходами. Иногда открыть общие законы очень трудно, что легко доказывается исследованием солнечной системы. Кеплер доказал, что Марс вращается вокруг Солнца по эллипсоидной орбите, и предположил, но не сделал окончательного вывода, что то же самое верно и для остальных планет. Затем Ньютон открыл закон гравитации, остающийся без изменений в течение более 200 лет. Мелкие несоответствия, обнаруженные Эйнштейном, привели его к практически небольшим изменениям, которые оказались революционными для теории. Закон Ньютона, принятый и сегодня, не совсем верен, несмотря на то, что ошибки в его выводах можно обнаружить только в редких случаях и только с помощью точнейших измерений. Описанное развитие физического знания может послужить примером и моделью метода научного исследования. Гипотезы и наблюдения чередуются между собой; каждая новая гипотеза требует новых наблюдений и, будучи принятой, должна объяснять факты лучше, чем предыдущая гипотеза. Но всегда остается возможным то, что для объяснения новых наблюдений потребуется новая гипотеза. Принятие новой гипотезы не означает, что предыдущая была ложной; она означает лишь то, что старая гипотеза была лишь не вполне точным приближением (аппроксимацией), а ничего большего от гипотезы и не ожидается.

Философ в поиске знания, обращаясь к общепринятому научного закону, должен рассматривать его как приблизительно верный. Допустить большее было бы безрассудством.

До сих пор я обсуждал положительные аспекты предварительной философской тренировки, теперь перейдем к обсуждению ее отрицательных сторон. Когда мне было лет 15, я решил проанализировать все мои убеждения и отвергнуть их, если окажется, что в их основе лежат лишь мои предрассудки или же традиция. Будучи педантичен, я начинал с этого каждый мой день, и первое, что я подверг анализу, была возможность поражения англичан при Ватерлоо. Размышляя над этой возможностью уйму времени, я сформулировал один аргумент в защиту Наполеона: если бы он победил, то Англия вынуждена была бы ввести метрическую систему мер. Вскоре я перешел к анализу более важных вещей, таких как догмы христианской религии, которые я пытался анализировать беспристрастно, несмотря на все мое желание сохранить свою веру. На мой взгляд, подобные занятия очень полезны для того, кто желает стать философом. Это было легче осуществить, если бы вы не сами изобретали контраргументы в отношении своих предрассудков, а если бы вам их изложил человек, убежденный в этих контраргументах. Было бы замечательно, если бы во всех наших школах обучались мусульмане и буддисты, которые должны были бы защищать свои взгляды среди большинства учеников-христиан. Это могло бы уменьшить силу иррациональной убежденности с обеих сторон.

Другим важным элементом в негативной тренировке философа является история иррациональных верований людей. Аристотель, будучи женатым мужчиной, утверждал, что у женщины меньше зубов, чем у мужчины. Вплоть до недавнего времени большинство людей думали, что существует животное саламандра, которое живет в огне. Шекспир вторил предрассудку, что в голове у жабы находятся драгоценности. Но эти вопросы не слишком волновали людей; сложнее, если обнаруживались ошибки в вещах, которым люди полностью доверяли. В XVI в. все верили в ведьм; быть может, и те несчастные, которые были осуждены как ведьмы. История говорит о многих хорошо подтвержденных чудесах, в которые не поверит ни один современный человек. Я, конечно, не говорю о чудесах, совершенных святыми католиками, но о других, также хорошо подтвержденных и совершенных арианами, несторианами, еретиками-монофизитами или даже откровенными атеистами. Ничто чудесное не может быть принято на основании исторических данных, если только сами эти данные не обладают необычной убедительностью. Во все времена человек обречен верить тому, что, как показывают последующие столетия, является ложным, и наше время не исключение.

Тренировка чувств так же важна в формировании философа, как и тренировка мышления. Важно научиться рассматривать людей как продукт обстоятельств. Установив, что одни конкретные типы людей предпочтительнее других конкретных типов людей, можно задать вопрос, как сделать более предпочтительные типы людей более распространенными. Ортодоксальная точка зрения состоит в том, что это можно сделать с помощью проповедей, но она с трудом выдерживает проверку практикой. Самые разнообразные причины могут заставить человека вести себя плохо: недостаточное образование, неправильное питание, экономические трудности и т. п. Возмущаться тем, что человек ведет себя плохо, значит попусту тратить свою энергию, это все равно, что возмущаться машиной, которая не едет. Разница состоит лишь в том, что вы можете заставить свою машину въехать в гараж, но вы не сможете заставить Гитлера пойти к психиатру. И тем не менее, вы можете каким-то образом повлиять на молодых потенциальных Гитлеров, существующих в любой стране и являющихся одновременно потенциальными добропорядочными гражданами. Но нет ничего мудрого в том, если вы просто назовете их «грешниками».

Очень важно научиться не возмущаться мнениями, отличными от наших собственных, и научиться анализировать и стараться понять, каким образом они могли сформироваться. Если поняв их, вы по-прежнему считаете их ложными, вы можете бороться с ними гораздо более эффективно, чем если бы вы просто продолжали возмущаться.

Я не говорю о том, что философ должен обходиться без чувств и эмоций; человек без эмоций, если таковой и существует, ничего не делает и, следовательно, ничего не может достичь. Но никто не может надеяться стать хорошим философом, пока у него не появятся некоторые не столь распространенные чувства. Он должен обладать сильным желанием понять, насколько это возможно, мир; и во имя понимания он должен хотеть преодолеть все те предрассудки и узость мировоззрения, мешающую правильному восприятию. Он должен учиться думать и чувствовать не как представитель той или иной группы, а просто как человек. Если бы он смог, он освободился бы и от тех ограничений, которые накладывает на него человеческая природа. Если бы он смог воспринимать мир, как марсианин или житель Сириуса, если бы он смог видеть мир, как видит его мотылек, живущий только один день, или же как существо, живущее миллионы лет, он был бы лучшим философом. Но это невозможно, так как мы неотъемлемы от нашего тела и человеческих органов восприятия. В какой же мере можно преодолеть эту человеческую субъективность? Можем ли мы вообще что-либо знать о том, что такое мир на самом деле, в противовес тому, как он предстает перед нами? Именно это и хочет знать философ, и именно к этой цели он стремится в течение столь долгого периода тренировки беспристрастности.

До сих пор я рассматривал вопросы, касающиеся предварительной подготовки философа, и только теперь я перехожу к вопросам собственно философского обучения. Итак, что вы должны делать, закончив свое обучение в области логики и науки, для того чтобы применить свое образование к проблемам, породившим ваше желание стать философом?

Если вы зададите этот вопрос старомодному профессору, то он посоветует вам читать Платона и Аристотеля, Канта и Гегеля, а также философских светил меньшего масштаба: Декарта, Спинозу и Лейбница, и — как грозное предупреждение — Локка, Беркли и Юма. Последовав его совету, вы сможете сдать университетский экзамен по так называемой философии. С огромным трудом вы узнаете множество мыслей этих великих людей по самым различным вопросам. Но если ваш ум спит во время чтения произведений «великих» философов, то вы не задумаетесь над тем, что вы сами думаете об этих философских вопросах. Вам станет ясно, что многое из сказанного этими великими мужами — чепуха, продукт донаучной духовной среды. Отчасти их мнения ошибочны, а отчасти гениальные догадки. Итак, ясно, что если вы хотите получить ответы на свои вопросы, то должны сами их и задать.

Человек может прийти в философию, заинтересовавшись определенного рода проблемами. Рассмотрим только что упомянутую проблему: можем ли мы что-либо знать о том, что такое мир на самом деле, в противовес тому, чем он нам представляется?

Посмотрим сначала, как эта проблема возникла. Мы смотрим на вещи своими глазами и представляем, до тех пор пока не начинаем размышлять, что вещи таковы, какими мы их видим. Но животные видят по-другому; они не могут оценить картины, хотя, возможно, если бы мы знали как, мы могли бы создать картины, которые они способны были бы оценить, а мы — нет. Мухи имеют весьма необычные глаза, в связи с чем мир выглядит для них совершенно иным, чем для нас. Или взять другой аспект: все, что мы видим и слышим, кажется нам происходящим здесь и сейчас, но мы знаем, что свет и звук распространяются с определенной скоростью. Гром как физическое явление имеет место в то же самое время, что и молния, но слышим мы его позже. Когда вы видите заход Солнца, «на самом деле» оно зашло 8 минут назад. Когда появляется новая звезда, что иногда случается, то это явление, которое вы наблюдаете сейчас, могло иметь место тысячи лет назад. Повторю: физики согласны в том, что цвет —такой, как мы его воспринимаем, — существует только в нашем восприятии; цветам в нашем восприятии во внешнем мире соответствуют поперечные волны, а это нечто совсем иное. Физический мир имеет лишь некоторые определенные точки соприкосновения с миром чувств. Тот мир, который рисуется нам с помощью наших органов чувств, — если предположить, что он существует вне нас, — в значительной мере иллюзия.

Что бы вы сказали, если хотя бы в небольшой мере смогли абстрагироваться от точки зрения здравого смысла (common sense)? Вы бы заметили, как и ученый-физик, что, прежде всего, все мы живем в общем мире. Мухи могут иметь странные ощущения, но они летают вокруг бочонка с медом. В каком-то смысле некоторые люди и животные могут воспринимать одно и то же явление, но по-разному. Различия могут быть субъективными; но общее в восприятии всех принадлежит самому явлению и не зависит от наших органов чувств. Именно это, грубо говоря, и предполагает ученый-физик, и это, на наш взгляд, разумная гипотеза. Ее нельзя рассматривать как достоверную гипотезу, поскольку существуют и другие гипотезы, объясняющие все известные факты. Но она обладает достоинством, которое нельзя отрицать и которое не имеет ложных следствий, — она лучше других соответствует нашим наивным убеждениям.

Если вы хотите разобраться во всем, то вы на этом не остановитесь. Вы попытаетесь найти способ формулирования для всех гипотез, согласующихся со всеми известными и проверенными фактами. Все гипотезы должны согласовываться во всех своих проверяемых (verifiable) следствиях, чтобы, с точки зрения практики, не было различий, какой из этих гипотез вы придерживаетесь. Если вы достигли этого пункта размышлений, то вы сделали все возможное, поскольку, несмотря на то, что вы не пришли к единой теории, которая должна быть истинной, вы показали, что это невозможно, и определили все теории, которые могут быть истинными. С философа больше и нечего спросить. (С. 23-29)

Возможно, вы скажете: я хотел бы стать философом, потому что я думаю, что философы знают смысл жизни и могут научить меня тому, как я должен жить, а до сих пор вы не могли мне в этом помочь. Есть ли философии что сказать в ответ на это соображение?

Ответ на этот вопрос довольно сложен. Исторически философия была промежуточной ступенью между наукой и религией; для греков она была «способом жизни», но этот способ жизни был связан, в основном, с развитием знания. Некоторые философы уделяли больше внимания религиозным аспектам философии, другие — научным; но в той или иной мере и те и другие всегда имели место. В целом, философ имеет представление относительно целей, которым можно было бы посвятить жизнь, и в этом смысле он религиозен; но он также и ученый, потому что рассматривает развитие знания как существенную часть лучшей жизни, потому что он считает знание необходимым для получения большинства ценимых им вещей. Таким образом, его моральная и интеллектуальная жизнь тесно взаимосвязаны.

Философ должен мыслить посредством общих понятий, потому что интересующие его проблемы имеют общий характер. Кроме того, он должен мыслить беспристрастно, потому что он знает, что только таким способом можно достичь истины. Общность и беспристрастность в мышлении служат совершенно противоположным целям: основные цели настоящего философа касаются человечества в целом. Он не ограничен ни во времени, ни в пространстве; он принимает в расчет любого человека других эпох и других стран. Справедливость в практических делах тесно связана с общим подходом к интеллектуальным вопросам. Если вы выработаете привычку думать о человечестве, то поймете, насколько трудно отдавать предпочтение какой-то части человечества. Стоики развили этот принцип вплоть до осуждения всех конкретных эмоций, но в этом они ошиблись. Если вы не любите конкретного человека, то ваша любовь к человечеству будет абстрактна и холодна. Лишь с помощью конкретных эмоций становится живой и настоящей любовь к человечеству. Если читая о преступлениях, вы представляете, что это может случиться с вашей женой, ребенком или другом, вы почувствуете страх за них, что невозможно испытать человеку, который любит всех людей одинаково. Философ не должен чувствовать меньше, чем любой другой человек, или любить меньше своих друзей или свою страну, но он должен научиться обобщать свои чувства в абстрактных понятиях и приписывать другим людям и другим странам такую же ценность, как и своим родным. (С. 31-32)

Что вы можете сделать со степенью философии?

Изучение философии дает ответы на некоторые из самых экзистенциальных вопросов мира, связанных с правильным и неправильным, правдой и ложью, смыслом жизни, природой человека и реальностью, в которой он живет. Философия поощряет критическое и систематическое мышление, исследует основные вопросы интеллектуальной традиции и предлагает отличную подготовку ко многим профессиональным занятиям, если вы решите стать специалистом в области философии.

Итак, что можно сделать со степенью по философии?

Ниже перечислены темы, которые мы рассмотрим в этой статье, чтобы помочь вам лучше понять эту область обучения:

  • Типы философских степеней
  • Карьера в философии
  • Заработная плата за работу в области философии
  • Навыки для специалистов по философии
  • Чем занимаются философы?
  • Как стать философом

Типы философских степеней

Существует три различных типа степеней философии, которые можно получить: бакалавр, магистр и доктор.

Степень бакалавра философии

Получив степень бакалавра философии, студенты знакомятся с основными принципами области и приобретают важные навыки анализа, риторики, письма и критического мышления. Эти высококритические, аналитические и аргументированные навыки, которые развиты, часто побуждают студентов изучать юриспруденцию, программы MBA или семинарии. Вакансии для специалистов по философии включают юриста, системного аналитика, сотрудника по культурным вопросам, технического писателя и критика.

Степень магистра философии

Степень магистра философии шлифует все навыки, приобретенные и развитые на старшем курсе, и выводит их на новый уровень, знакомя с более сложными теориями в таких областях, как эстетика, логика, политическая философия и философия разума и язык. Для получения степени такого типа обычно требуется дипломная работа и выпускной экзамен. В то время как большинство выпускников магистратуры, как правило, идут в академические круги для своей карьеры, навыки, которые они приобретают, также можно использовать в таких карьерах, как сотрудник по связям с общественностью, страховой брокер, банкир, редактор и автор грантов.

Докторская степень по философии

Докторская степень по философии ориентирована в первую очередь на диссертацию по таким темам, как медицинская этика, религия или экзистенциализм. Для защиты диссертации требуется дополнительная работа и курсы в выпускных семинарах, демонстрация владения иностранным языком и сдача экзамена или часов по логике.


Карьера в области философии

Вы в настоящее время изучаете философию или подумываете о том, чтобы им стать, и задаетесь вопросом: «Что я могу сделать со степенью философии?» Чтобы помочь вам направить свои мысли, мы предоставили список основных профессий в области философии, которые могут вас заинтересовать.

Юрист

Количество поступающих на факультеты философии на юридические факультеты чрезвычайно велико. Эти люди особенно ценятся в этой области за их способность мыслить и писать ясно и быстро, а также за их умение анализировать и представлять аргументы. Чтобы стать юристом, вам необходимо получить степень доктора юридических наук, а средняя зарплата составляет примерно 115 820 долларов.

Non-Profit Professional

Специалисты по философии обычно работают в некоммерческих организациях, где они могут заниматься этикой, социальной или политической философией и практиковать свои письменные и устные навыки. Средняя годовая зарплата некоммерческого работника составляет примерно 47 000 долларов.

Профессор

Профессора философии — популярная профессия для специалистов по философии. Это включает в себя чтение лекций и презентаций по специализированным темам для студентов бакалавриата и аспирантуры, а также написание и совместное написание научных журналов. Чтобы стать профессором философии, вам необходимо получить степень доктора философии, а средняя годовая зарплата составляет примерно 71 620 долларов США.

Business Professional

Специалисты по философии очень хорошо знакомы с миром бизнеса. Они обычно становятся биржевыми маклерами, венчурными капиталистами, специалистами по маркетингу, менеджерами, редакторами, руководителями издательской индустрии и брокерами по недвижимости. Средняя годовая зарплата бизнес-профессионала со степенью по философии составляет примерно 81 200 долларов.

Специалист по государственной политике

Работа в области государственной политики требует общения с другими, создания аргументов и разоблачения аргументов других, навыков, которыми хорошо владеют специалисты по философии. Специалисты по государственной политике часто работают на уровне правительства, чтобы анализировать и решать проблемы, которые воздействовать на массы людей. Эта карьера также требует способности быть творческим, различать хорошие и плохие аргументы, писать и проводить исследования. Средняя годовая зарплата специалиста по государственной политике составляет примерно 57 000 долларов.

Специалист по маркетингу

Поскольку специалисты по философии очень хорошо разбираются в культуре, обществе и человеческих интерпретациях, они становятся очень ценными профессионалами в области маркетинга в таких областях, как реклама, брендинг и стимулирование сбыта. Средняя годовая зарплата специалиста по маркетингу со степенью по философии составляет примерно 58 818 долларов.

Специалист по финансовым услугам

Эта отрасль требует глубокого понимания и соблюдения строгой профессиональной этики, которой хорошо обучены специалисты по философии. Их обширные аналитические навыки очень ценны и полезны для профессий, связанных с финансами. Средняя годовая зарплата специалистов по финансовым услугам со степенью философии составляет примерно 68 046 долларов.

Медицинский работник

Специалисты по философии обычно работают в сфере здравоохранения в таких областях, как больничная политика, администрация, коммуникация или составление бюджета. Средняя годовая зарплата медицинского работника со степенью по философии составляет примерно 73 305 долларов.

Журналист

Поскольку при изучении философии большое внимание уделяется навыкам письма и общения, студенты, изучающие философию, обычно работают писателями в такой области, как журналистика. Их навыки в расследовании и сочинении особенно ценятся в этой области карьеры. Средняя годовая зарплата журналиста со степенью по философии составляет примерно 61 240 долларов.

Параюрист

Параюрист тесно сотрудничает с юристами, проводящими исследования и оказывающими вспомогательные услуги. Это также включает в себя интервьюирование клиентов, прежде чем направить их к юристам своей организации, что может очень пригодиться навыкам философа. Средняя годовая зарплата помощника юриста со степенью в области философии составляет примерно 46 678 долларов.

Источник


Заработная плата для работы в области философии

Средняя заработная плата для работы в области философии варьируется в зависимости от отрасли, в которой они работают. Зарплата философа может варьироваться в зависимости от области, в которой он специализируется. Некоторые философы могут платить около 50 000 долларов, а другие могут превышать 100 000 долларов.

Работа Средняя заработная плата Ожидаемый рост
Юрист 118 160 долларов США 8%
Профессор колледжа 75 430 долларов 15%
Психолог 75 230 долларов США 11%
Арбитр $59 770 10%

Источник


Навыки для философских специальностей

Для специальности философия очень важно развивать передаваемые навыки. Изучение этих навыков не только поможет вам расти как профессионалу, но и поможет окружающим лучше и полезнее понять вас. К передаваемым навыкам относятся:

  • Интеллектуальные навыки
    • Критический
    • Аналитический
    • Синтез
    • Решение проблем
  • Коммуникативные навыки
    • Письменный
    • Оральный
  • Организаторские способности
    • Самостоятельная работа
    • Инициатива
    • Тайм-менеджмент
  • Межличностные навыки
    • Способность работать с другими
    • Способность мотивировать других
    • Гибкость
    • Адаптивность
  • Исследовательские навыки

Чем занимаются философы?

Обычный день профессора философии включает в себя написание электронных писем и ответы на них, чтение лекций в классе, исследование, выставление оценок и ряд других задач. Философы общаются со своими коллегами и другими коллегами-философами, чтобы обсудить важные темы, задать/ответить на вопросы об исследованиях и организовать конференции.

Профессора философии также тратят много времени на подготовку к классным лекциям, которые они читают перед сотнями студентов каждую неделю. Их обычно можно найти на курсах бакалавриата, а также на семинарах для выпускников, которые могут длиться от 50 минут до трех часов.

В те дни, когда профессора философии нет на занятиях, они тратят много времени на исследования, включающие чтение, письмо, экспериментальную работу и анализ данных. Материалы для чтения могут включать академические и научные журналы, статьи и книги, а письменная часть может состоять из ведения блога, публикации статей, обзоров и многого другого.


Как стать философом
  1. Получите степень бакалавра философии. Поступление в аккредитованный университет для получения степени бакалавра философии — это первый шаг к тому, чтобы стать философом. Здесь вы изучаете и развиваете передаваемые навыки, упомянутые выше, которые важны для второго шага.
  2. Поступить в аспирантуру, чтобы получить степень магистра или доктора философии. Аспирантура — это место, где у вас есть возможность применить все, чему вы научились в бакалавриате, и отточить свои навыки.
  3. Выберите область специализации. Это определит, что именно будет вашим основным направлением или нишей для вашей карьеры в философии.
  4. Написать диссертацию. При получении степени магистра или доктора философии вам необходимо будет написать большую исследовательскую работу по определенной теме.


Your GMercyU Path

Когда вы выбираете философскую программу GMercyU, вы выбираете развитие своего критического мышления и других навыков, которые очень востребованы на современном глобальном рынке.

Изучая философию, вы будете:

  • Анализировать философские тексты от древних цивилизаций до наших дней и определять, как эти документы влияют на сегодняшний политический, социальный, экологический и экономический климат
  • Тренируйтесь, развивайте и улучшайте свои навыки ведения дебатов, чтобы вы могли формировать личную позицию по предмету и эффективно защищать ее
  • Исследуйте и обсуждайте опубликованную литературу, вырабатывая свои собственные позиции и мнения по темам, поднятым во время занятий и в материалах для чтения

В рамках программы бакалавриата по философии в GMercyU наши преподаватели воспитывают у всех студентов большую любовь к мудрости, независимо от того, являются ли они основными или второстепенными в предмете.

Курсы по программе философии побуждают вас подвергать сомнению идеологии и конструкции, которые пронизывают современное общество, и критически подходить ко всем аспектам философских методов. Будучи бакалавром философии, вы посещаете курсы по этике, метафизике и логике, чтобы получить всестороннее академическое понимание философии. Вы также пройдете заключительный курс ближе к концу программы. Ожидается, что в течение этого курса вы напишете научную исследовательскую работу, которая иллюстрирует ваше понимание и применение философского анализа. Будучи второстепенным специалистом по философии, вы можете использовать эту курсовую работу, чтобы расширить свои знания в других областях, таких как юриспруденция и медицина. Независимо от того, выберете ли вы философию в качестве основной или второстепенной, ваша курсовая работа будет сосредоточена на западных философских эпохах и коснется философии восточных мыслителей.

Как стать философом? – Philosophy Crush

ПОДКАСТ:

ТРАНСКРИПТ:

Люди моей профессии обычно отвечают на этот вопрос следующим образом: вы становитесь философом, получая обычно три степени по философии в лучших университетах, в которые вы можете поступить и для которых что вы можете позволить себе обучение; когда вы получаете докторскую степень, вы становитесь философом и у вас есть лицензия на «заниматься» философией. Этот ответ является ошибкой. Есть много людей со степенью доктора философии, которых я бы не стал называть философом, а также есть философы, у которых нет докторской степени. Я собираюсь ответить на этот вопрос в относительно нейтральной форме. Когда я оглядываюсь на свой собственный опыт и сравниваю его с тем, что я часто читаю в биографиях других философов, институциональный ответ кажется пустым. Замешано что-то еще.

То, что это что-то еще, связано с философским образованием, большая часть которого, вероятно, проходит за пределами университета. Что это за образование и кто или что являются воспитателями философа? В моем случае мне всегда казалось, что моими истинными воспитателями были не учителя и не профессора, а разного рода писатели, и не только философы. Прежде чем я узнал, что такое философия, я учился у авторов песен. Писатели оказывают влияние, как правило, с юных лет. В школьные годы чтение книг было безрадостным школьным занятием. Музыка была моей страстью, и я слушал все альбомы, которые мои братья и сестры приносили домой, и все, что звучало по FM-радио. Музыканты, которых я слушал в те годы, были свободными духами — прокладывали путь, следовали и бросали вызов условностям, когда им заблагорассудится, рисковали. Они казались бесстрашными. Это было и в лирике. Они говорили о вещах, которые имели значение: как жить, как думать и чувствовать о вещах, что значат вещи и как найти свой путь в мире. Supertramp писал: «Если вы знаете, в чем смысл». Я тоже задавался этим вопросом, или я был сейчас. Мистер Дилан писал «Должен служить кому-то», и это тоже заставило меня задуматься об этом. Я все еще спрашиваю, кому или чему я служу? Таких примеров я мог бы привести тысячу. Эта кучка чудаков знала что-то, чего не знал я, что-то о себе и о жизни, и мне нужно было это выяснить. Как и многие в те дни, я запоминал тексты песен и пялился на обложки альбомов неподобающее количество времени. Некоторые из этих записей я, должно быть, прослушал сотни раз. Они зажигали во мне огонь, обучая тому, что мне нужно было узнать, и больше задавая вопросы, чем отвечая на них.

Мое первое знакомство с философией произошло в десятом классе. Я не знал, что означает это слово, и мои учителя не говорили об этом. В моей школьной библиотеке не было книг, но в моем родном городе был один книжный магазин с небольшим отделом по философии, другим по психологии и большим по литературе восемнадцатого и девятнадцатого веков. Вы также можете заказать книги по специальному заказу, поэтому, если у них есть одна книга автора, который мне нравится, я могу заказать и другие их книги. В 16 лет мне открылся мир. Моя привычка покупать каждую пластинку любого исполнителя, который мне нравился, теперь перешла и к авторам. В школьные годы я читал Зигмунда Фрейда, Карен Хорни, Карла Юнга, Карла Меннингера, Виктора Гюго, Федора Достоевского, Льва Толстого, Николая Гоголя, У. Сомерсета Моэма, Д. Х. Лоуренса, Айрис Мердок, Айн Рэнд, Бертрана Рассела. Я уважал этих писателей. Они не говорили о том, чему я должен был учить в школе, а часто и не учился. Они говорили о жизни. Большие вопросы, о которых я раньше не думал и по которым не имел мнения, но мне нужно было получить его. Они говорили о том, что происходит в подземном мире, и показывали мне более широкую картину. Соглашусь ли я с ними или нет, казалось, имело меньшее значение, чем то, что они пытались сделать. Большие темы, смелые вопросы, масштабное мышление.

С того дня, как я впервые услышал слово «философ» — мне было 16 лет, и я помню это, как будто это было вчера, — я был им или должен был стать, и с некоторой срочностью. Чтобы стать им, нужно определенное почтение к письменному слову, и если мои школьные учителя не привили его, то внеклассным чтением были: Отверженные , Горбун из Нотр-Дама Братья Карамазовы , Анна Каренина , Война и мир , Мертвые души . Эти и многие другие книги изменили мою жизнь. Спустя годы я рискнул бы сделать несколько собственных вещей, так как много раз видел, как это было сделано таким количеством писателей, каждый из которых был таким особенным, но каким-то образом вносил свой вклад в один разговор. Философ — любой, кто занимается творчеством, — становится тем, кто он есть, находя свой голос в разговоре и пытаясь тем или иным образом развить его. Это всегда казалось мне очень естественным. Философ – это писатель (может быть, и профессор, а может и нет), который пытается взять что-то на свои плечи, который знает свою традицию, не запутываясь в ней, всегда продвигая ее вперед, делая новое начало и рискуя. Хайдеггер сказал, что философ всегда только начинающий, и он был прав.

Философ стоит в традиции и на плечах своих учителей, как это делают ученые и художники. Фолк-певец Пит Сигер сказал об этом так: «В тот момент, когда я познакомился со старыми песнями, я понял, что люди постоянно их меняют. Думайте об этом как о вековом процессе, который продолжается уже тысячи лет. Люди берут старые песни и немного меняют их, добавляют к ним, перенимают для новых людей. Это происходит в любой другой области. Юристы меняют старые законы, чтобы они подходили новым гражданам. Так что я один в этой длинной цепочке, как и миллионы других музыкантов». То же самое и для философов. Если то, что мы думаем и пишем, вообще работает, то это потому, что мы удлиняем цепочку, присваивая и варьируя разговор, который продолжается тысячелетиями. Писатель ничего не пишет на пустом месте. Они дышат определенным воздухом, и всегда существует глубокая, но неуловимая связь между тем, что они вдыхают, и тем, что выдыхают. Метафоры уместны. Звенья в цепочке — это то, чем мы являемся.

Пишешь, исходя из опыта, пытаешься понять его, думать, как пройти через него, в том числе и то, что, кажется, не имеет никакого смысла. Вопросы, которые становятся жизненно важными, собственными вопросами, не возникают из воздуха, а возникают из нашего опыта. Трудно сказать, как или почему человек переходит от переживаний или идей к описанию их в определенной форме. Мистер Дилан говорит, что у него почти не было выбора, и я думаю, любой писатель, который знает, что делает, сказал бы то же самое. Здесь есть необходимость. Человек следует своим инстинктам и делает то, что должен. Нужны влияния, воображение, большая палитра и определенный драйв. Бесстрастные и трусливые не берутся за перо или ненадолго. Чтобы быть писателем философии или чего-либо еще, нужно разучиться и лени, и страху.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *