Как стать методистом – Профессия методист (чем занимается, функции, как стать) | должностные обязанности методиста, требования к должности

Содержание

Методист в детском саду. Секреты успешной работы. – Ребенок в детском саду

Методист в детском саду — как режиссер в театре. Разработка занятий, сценариев, программ — методист отвечает за все, что делает пребывание ребенка в детском саду интересным, познавательным и развивающим. Секрет успешной деятельности методистом раскрыла Наталья А. Логинова, которая имеет большой опыт работы в детском саду.

— Наталья, почему решили стать методистом?

Н.А.: — Так распорядилась сама жизнь. Начинала свою педагогическую деятельность с работы воспитателем, потом учителем, завучем, методистом. У меня были хорошие учителя. Алещенко Наталия Ивановна – педагог-психолог, директор школы, которая «вырастила» не одно поколение творческих педагогов. Благодаря ей я обрела уверенность и получила знания не только педагогические, но и жизненные. Василькова Татьяна Викторовна. Замечательный руководитель детского центра, которая обучает не только детей, но и педагогов, вдохновляя их на деятельность собственным примером. Я учусь и у нее. Это некий генератор идей, которые она вырабатывает и осуществляет вместе с педагогами. Вот такие люди и «куют» квалифицированные кадры.

Методист – это только должность. А сама деятельность зависит от человека, который работает на этой должности, от окружения и желания получать удовлетворении я от своей работы.

— Расскажите, пожалуйтса, как рождаются сценарии?

Н.А.: — Появление сценариев занятий – это творческий процесс, основанный на опыте и интересе. Сейчас много доступной педагогической литературы, но не всегда описано то, что подходит именно тебе. Поэтому, применяя свои знания, беря что-то новое, можно создать своё. Как говорится, «все новое – хорошо забытое старое». Вот на основе полученных уроков и знаний и создаются свои сценарии.

— Есть ли некие проверенные приемы, которые всегда проходят на «ура» среди детей?

Н.А.: — Так как ведущей деятельность детей дошкольного возраста является игра, то на «ура» проходят занятия с использованием игровых приемов.

Учить играя – вот секрет успешных и интересных занятий.

«Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире», — так говорил В.А. Сухомлинский.

Провести простое классическое занятие не составляет труда для многих педагогов. А вот сделать его интересным, используя ролевую игру, некую игровую ситуацию, хитро переплести нити обучения и игры, применить нестандартные приемы обучения, через путешествия и секреты прийти к открытию, найти «изюминку» занятия в детском саду – вот те немногие беспроигрышные методы, которые помогают проводить любые занятия в детском саду на «ура».

— Поделитесь, пожалуйста, откуда берете информацию для работы?

Н.А.: — В работе руководствуюсь правилом: для того, чтобы иметь право учить кого-то, надо постоянно учиться самому. Ещё Сенека высказал эту мысль: «Уча других, мы учимся сами». Педагогическая литература, семинары, тренинги, общение с педагогами – все это благодатная почва для получения информации.

К. Д. Ушинский писал, что «искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным – делом легким,…но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка ещё нужны специальные знания». Вот эти специальные знания, которые можно получать на различных курсах, конференциях, встречах и являются источником информации. А также, сейчас много доступной литературы, компьютерных программ, образовательных сайтов, где можно найти много полезной информации.

— Какими своими разработками Вы особенно гордитесь? 

Н.А.: — Конечно. В 2000 году вышла моя книга- методические рекомендации по работе с графическими диктантами, которая так и называется — «Графические диктанты», а также, рабочая тетрадь «Игры в клеточках» для детей, на основе методических рекомендаций «Графические диктанты». В 2005 году – сборник «Игры и игровые ситуации на уроке и после». Книга, адресованная, прежде всего учителям информатики, работающим со старшими дошкольниками и младшими школьниками, а также, воспитателям, учителям начальных классов, студентам педагогических колледжей и родителям.

Есть неизданные работы по организации здоровьесберегающего обучения. И, конечно, за многие годы работы накопилось много интересного педагогического материала: разработки интегрированных уроков информатики и английского языка, информатики и ИЗО, сценарии, написанные совместно с коллегами, разработки занятий, альбомы поделок….

— Сценарии пишутся по определенному шаблону? 

Н.А.: — Использование занятий в качестве основной формы обучения детей обосновал ещё Я.А. Коменский. Существует классическая схема структуры урока (занятия). Плюс к ней добавляются методы и приемы здоровьесберегающего обучения и немного мотивации. «Мотивация – это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования». Мотивация, по мнению психологов, является «запускным механизмом» (И.А. Зимняя) всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или познание. Питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, этапный и конечный успех. Если успеха нет, то мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на выполнении деятельности.

Это и есть шаблон. А дальше – только знания и творчество педагога…

— Возникали ли у вас когда-либо конфликтные ситуации с педагогами или воспитателями относительно разработок и как их удавалось решить?

Н.А.: — Нет. Конфликтов не было. Моя жизненная позиция такова:

  • первое: четко реши, чего ты хочешь от жизни;
  • второе: обдумай хорошенько, что для этого надо сделать;
  • третье: иди и делай, но помни: не поступай с людьми так, как ты не хочешь, чтобы они поступали с тобой!

Я считаю, что любое занятие – это полет фантазии педагога, его стиль работы, его умения и знания. Это приветствуется и уважается. Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». На помощь педагогам приходят масса разработок и методичек на «любой вкус». Я стараюсь создать в отношениях между педагогами атмосферу добра, взаимовыручки, помощи друг другу, они делятся друг с другом своими «находками», приемами, знаниями и умениями. Что позволяет сплотить коллектив, сделать его дружным.

А потом, есть законы, документы, на которые можно всегда сослаться при разрешении конфликтных ситуаций.

— Нам нередко задают вопросы про сценарии: кто их пишет, чья это обязанность? Есть же определенные программы учебные, они как-то ограничивают «полет фантазии» в сценарии?

Н.А.: — Вообще, большинство педагогов – люди творческие, которые, имея программный материал, могут написать и разработать для занятия в детском саду свой сценарий. Нет, ни в коем случае, готовые учебные программы не ограничивают педагогов. Конечно, есть государственные программы, утвержденные Министерством образования РФ, их никто не отменял. И, если педагог пишет свой сценарий занятия в детском саду, на основе рекомендаций какой-то программы, добавляя какую-то свою «изюминку», свои знания, то это только говорит о том, что это педагог творческий, желающий расти и развиваться, педагог — профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. К. Д. Ушинский писал, что «искусство воспитания и обучения имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным – делом легким,…но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка ещё нужны специальные знания».

Вот эти знания и берутся из готовых методических рекомендаций и программ, помогающие педагогу подготовиться к занятию.

Педагоги, работающие над проблемами дошкольного образования, в своих трудах отмечают, что при планировании занятия в детском саду неплохо бы было бы продумать «изюминку» занятия. «Каждое занятие должно содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному». Ведь педагог и артист, и художник, и музыкант, и писатель…. А методические рекомендации — это помощь для педагогов, некий путеводитель по образовательной деятельности, помогающий правильно распланировать и провести занятие

— И еще один вопрос, когда вы все успеваете? Многие сотрудники детских садов жалуются, что не хватает времени, что приходится дома писать конспекты, что не хватает времени на свою семью. Как у вас получается все совмещать?

Н.А.: — Действительно, часть работы приходится делать дома. Но мне это интересно. » Надо иметь в виду, что “интерес”, по И. Герберту, это синоним мотивации. А мотивация — двигатель деятельности.

Когда занимаешься любимым делом и знаешь, что есть отдача, что это кому-то нужно, то просто хочется «горы свернуть».

А потом, ну, уж такова профессия педагога, что приходится жертвовать своим личным временем для достижения успеха. Семья, работа, дети, друзья, магазины — где найти для этого всего время? Получается, что правильное распределение времени – это целое искусство.

Во-первых, на помощь приходит планирование. Надо просто помнить, что «объять необъятное» и сделать все сразу — не получится, нужно понять, как правильно распланировать свой день. Уж, кто-кто, а педагоги-то умеют составлять план действий. Но нужно составить план таким образом, чтобы определить приоритетность и очередность событий. Есть такой способ, который называется метод Юлия Цезаря. Он немного сложен, но если им научится пользоваться, то он окажется полезным. Это, так сказать, параллельный режим выполнения каких-то операций. И в общем-то, оказывается, что секрета никакого нет.

Чем больше жизнь насыщена какими-то событиями и делами , тем больше мы ценим время и стараемся рационально его использовать, то есть правильно планируем свои жизненные интересы.

deti-club.ru

Методист — профессия творческая и штучная

— Галина Ивановна, с какого времени вы работаете в институте?
— С 14 октября 1968 года «здесь мой причал и здесь мои друзья, то, без чего на свете жить нельзя». Это целая жизнь.
— Вы что, с детства мечтали стать методистом?
— Боже упаси! Более того, я скептически относилась к этому слову, и в институте, и работая в школе на Сахалине, куда была направлена по распределению, и работая много лет в московских школах. Не только у меня, но редко вообще у кого из студентов педагогических вузов лекции по методике преподавания вызывали заинтересованность, относились к числу любимых и посещаемых. Я, правда, в числе немногих однокурсников их посещала, но не из любви и осознанного понимания ее значимости для повседневной педагогической практики, а больше как человек совестливый, чтобы преподавателю было не так неловко за пропуски этих лекций большей частью студентов курса. И вот парадокс, впоследствии обстоятельства сложилась так, что именно занятие методикой преподавания стало делом моей жизни. Не мною придумано, что неисповедимы пути Господни.
— В Москве было около трех тысяч учителей истории и обществознания, а в кабинете истории работали четыре — пять методистов на всю Москву. Каким образом вы попали в МГИУУ?
— Меня рекомендовала Т.Холоденко, работавшая тогда методистом кабинета истории. Она часто бывала на моих уроках в школе №73 Краснопресненского района, приводила слушателей годичных курсов, видимо, обнаружила что-то стоящее и, когда в кабинете освободилось место, предложила мою кандидатуру. В школе сложилась такая ситуация, что на пятерых историков — директора, трех учительниц, одного учителя предпенсионного возраста — приходилось всего 60 часов истории, и кто-то должен был уступить. Я приняла предложение из МГИУУ, на несколько лет оставшись в школе совместителем.
— Трудно было уходить из школы?
— Уходить из школы совсем — это было как резать по живому. Школу Ю.Цейтлина знали и в районе, и в городе, здесь сложилась такая животворческая обстановка! Столько было новаций! Только-только начиналось освоение групповых форм организации учебно-воспитательного процесса, коллективного (общественного) смотра знаний. В школе царил позитивный, оптимистический творческий настрой. Добрый десяток выходцев и нашей школы стали впоследствии кандидатами, докторами наук и академиками. Два коллектива — педагогический и ученический — были коллективами единомышленников! Какие у нас проводились фестивали искусств! Политбои! КВН! Клубы интересных встреч! Праздники Дня учителя! Я помню, в День учителя рано утром ко мне неожиданно пожаловали ученики. У подъезда стояло такси с красочным лозунгом «Народный учитель». Можно себе представить, какое изумление застывало в глазах москвичей — краснопресненцев, милиционеров и прохожих, наблюдавших это явление на всем пути продвижения к школе!
Оглядываясь в прошлое, напомню, что это были 60-е годы, с одной стороны, сильна идеологическая составляющая системы, с другой стороны, привлекало время шестидесятников. Помню, благодаря своим институтским (МГПИ имени В.И.Ленина) друзьям мне удалось пригласить на встречу со своими старшеклассниками П.Якира. Знающие люди могут себе представить, чем это могло грозить и мне, и Ю.Цейтлину, однако он не запретил встречу — не каждый директор мог быть способен на такое. В условиях дефицита информации в обществе эта встреча многое дала и взрослым, и детям для понимания тех процессов, которые происходили в обществе и будоражили общественное мнение в знаменитые шестидесятые. П.Якир, уходя от нас, сказал: «У меня в портфеле документы на реабилитацию Бухарина. Я еду в Верховный Совет СССР». Так что мои старшеклассники в какой-то степени были свидетелями начала крупных реабилитационных процессов!
Еще одна памятная встреча старшеклассников состоялась с П.Михалевым, сотрудником международной редакции газеты «Комсомольская правда». Я в свое время в составе комсомольской делегации ездила в Голландию. В поездке подружилась с женой Павла, она-то и поспособствовала организации этой встречи. Конечно, услышать о жизни за рубежом от человека, объездившего полсвета, — это было нечто совершенно иное, чем прочитать об этом в официальной прессе, это расширяло представления, будоражило воображение, развивало критическое мышление, вызывало массу вопросов. С позиции сегодняшнего дня, когда поездки за границу — будничное дело, в этой встрече не было бы ничего особенного, но в те годы…
Творческую струю в школу Цейтлина привнесла группа учителей, которая в летний период работала во Всесоюзном комсомольском лагере «Орленок». Среди них была и я. Коллективные формы работы, советы дела, романтика орлятской песни, юношеский оптимизм, радость человеческого общения. Достаточно привести примеры встреч наших учащихся с А.Пахмутовой, Н.Добронравовым, космонавтом А.Серебровым, Е.Серебровой — солисткой Государственного ансамбля народного танца И.Моисеева, А.Филиппенко (тогда еще не народным артистом РФ). Нам и нашим ученикам просто повезло вариться в творческой среде, общаться с интересными, умными, творческими, талантливыми людьми, которые ломали школьные серые будни, создавали комфортную атмосферу в школе.
Из такой школы, что называется, прямо от станка, с такими жизненно важными впечатлениями я пришла в наш институт.
— Галина Ивановна, МГИУУ, МИПКРО, МИОО — это не только вехи в развитии ведущего института столицы, но и существенные вехи вашей жизни. Скажите, какой из этих периодов вы вспоминаете особенно и почему?
— Каждый из периодов давал что-то свое для работы и для жизни. Конечно, так называемый зевинский период был очень важным, хотя и сложным. Зевина — это фамилия Анны Николаевны по мужу, который был сыном одного из 26 бакинских комиссаров. Анна Николаевна Зевина отличалась государственным подходом к развитию института. Как директор, она была жестким человеком, но организованным, умным, мыслящим и работающим на перспективу. Будучи женой человека, работающего в аппарате ЦК КПСС, она имела прочный и надежный тыл. Поскольку коммунистическая идеология была господствующей, приходилось тут же оперативно откликаться на каждый документ сверху, почти на каждое выступления руководителей партии и правительства. И если выступление состоялось сегодня, то собирался совет института, по решению которого уже завтра должны были быть разработаны и представлены рекомендации в адрес учителей по содержанию и методике их преломления в ходе преподавания своего предмета. С позиции сегодняшнего дня даже не верится, что тогда не могли даже существовать такие понятия как «деидеологизация», «деленинизация», «деполитизация» нашего предмета. Именно в эти годы пришло понимание того, что методистами не рождаются, а становятся. Профессии методиста нигде не учат, это «товар штучный».
Помню, каким был профессиональный принцип подбора кадров. Кадры института подбирались «от станка». И какие это были кадры: А.Аверьянов, Н.Уткина, Г. Привалова, Л.Айзерман, Е.Лаптева, А.Ткачук — это знаковые фигуры в истории института. Методист института, как правило, работал в школе. Не мог стать методистом института человек, который последний раз был в школе, когда получал аттестат зрелости. Более того, по решению общественных организаций все его уроки должны были быть открытыми. Я сама прошла через это, когда на мои уроки могли без предварительной договоренности и предупреждения прийти не только директор, заместитель директора, коллеги, но и родители, студенты, гости школы из районных или городских организаций. С одной стороны, это позволяло уверовать, что методист — «звучит гордо», с другой стороны, заставляло не расслабляться и все время быть в тонусе. Не подводить же свой кабинет и институт! Стыдно! Профессионализм рождался постепенно и в муках. Учебная часть института, лично Анна Николаевна посещали лекции методистов. На постоянно действующих научно-методических общеинститутских советах и семинарах методисты выступали с фрагментами своих лекций перед аудиторией коллег, демонстрируя методические находки и способы доступного преподнесения учащимся новейших достижений науки.
Научности содержания придавалось огромное значение. Перед нашей аудиторией выступали представители Министерства просвещения, Мосгороно, известные лекторы-международники, ученые ведущих институтов АН СССР, авторы трудов по философии, экономике, политике, педагогике, психологии. Мое поколение методистов получило бесценный опыт непосредственного общения с учеными — основоположниками различных педагогических концепций и методических школ, восприняло от них основы культуры общения с учителями и опыт преломления теории в повседневной педагогической деятельности.
Во всех публикациях по истории института отмечается богатство библиотечного фонда. Я застала то благословенное время, когда библиотека института была главным центром ресурсного обеспечения методистов-предметников. Бесперебойно работала методическая служба институтской библиотеки. Не успеешь прийти на работу — звонок: «Есть новые поступления по вашим предметам», «В предметных журналах появились такие-то статьи», «Вышла новая книга», и сотрудники библиотеки не успокоятся, пока информация не дойдет до адресата. В общем, прошла целая эпоха в истории нашего института.
Время МГИУУ вспоминается без ностальгии, но с большой благодарностью. Когда Анны Николаевны уже не стало, в лексиконе появились выражения: «зевинская школа», «зевинская выучка», «зевинское наследие».
— Галина Ивановна, поясните, что же это такое?
— Конечно, каждый вкладывает собственный смысл в эти понятия. Думаю, для большинства, как и для меня, это понимание, что система повышения квалификации — главное в деятельности МГИУУ, а научно-методическая служба — главная составляющая в системе повышения квалификации, что важны высокая требовательность к себе, чувство ответственности за принадлежность к нашему учреждению, за служение столичному учителю, отказ от рецептурного подхода в рекомендациях учителям-предметникам, предоставление ему условий для собственной автономии, простора для творчества, органичная связь большой науки и массовой педагогической практики. Сотрудничество учителя с наукой и методической службой — это достояние нашего института, беспроигрышный капитал столичного образования.
Будет преувеличением сказать, что Анна Николаевна была идеальным руководителем: излишний субъективизм и резкость суждений, взрывной характер, неприятие критики во многом мешали ей самой. Но не отнять — она была трудоголик. В 60 лет защитить кандидатскую диссертацию, получить ученую степень — это что-то!
Смешно сказать, но тогда приказом по Мосгороно учителям и методистам запрещалось выходить на работу в брючных костюмах! На шпильках, всегда с аккуратной укладкой, в одежде с иголочки (из «Березки») Анна Николаевна была образцом женственности и хорошего вкуса.
— Что интересного было в последующий период истории института — период МИПКРО?
— Период МИПКРО — время директорствования Фатимы Владимировны Касабиевой — вспоминается как более демократичный. Тогда мы почувствовали на деле, что значит человеческий фактор в работе. В чем это проявлялось? Сложились доверительные отношения в коллективе, появилось понимание того, что неприятности приходят к нам со стороны, а праздники мы можем организовать сами, поэтому мы не ждали чуда со стороны, «чудили» сами. Старожилы с благодарностью вспоминают коллективные экскурсионные поездки, совместные походы в театры, концерты для сотрудников, прекрасные творческие вечера, замечательные капустники, общеинститутские праздники, чествования ветеранов педагогического труда, юбиляров, поздравления авторов с выходом интересных публикаций. Какие-то теплые, уютные, человеческие отношения были между сотрудниками кабинетов.
Фатима Владимировна очень большое внимание придавала деятельности общественных организаций: парткому, месткому, объединениям сотрудников по предметным циклам, инициативам с места. Правда, подчас на общественные организации перекладывали функции, им не свойственные, а по большому счету принадлежащие учебной части и администрации. Мы организовывали соцсоревнование, проводили постоянные взаимные проверки, обмен опытом систематизации и образцового содержания материалов в кабинетах. Это утомляло, но одновременно прибавляло головной боли за качество исполнения своих обязанностей.
— Чем лично для вас стал знаменателен этот период в истории института?
— Лично мне есть за что вспоминать этот период с чувством бесконечной признательности и благодарности. Именно при Фатиме Владимировне в начале 80-х годов я получила почетное звание «Заслуженный учитель школы РФ». Возможно, в то время это было авансом, но смею предположить и надеяться, что за десятилетия служения столичному учительству в какой-то степени я оправдала доверие, во всяком случае постоянно стремилась к этому. По своей натуре я человек не тщеславный и не амбициозный, поэтому высокое звание было значимо больше не столько лично для меня, сколько для моих родных. Прежде всего для матери, вечной труженицы, которая одна, без мужа, поднимала нас с сестрой в голодное послевоенное время; для моих любимых сыновей, для которых, как выразился один из героев фильма «Весна на Заречной улице», «наша фамилия зазвучала».

Этот период лично для меня знаменателен тем, что было налажено активное сотрудничество нашего института с Главной редакцией учебных и научно-популярных программ Центрального телевидения. В течение двух лет я проводила мастер-классы, телевизионные уроки. Этому способствовало то обстоятельство, что в редакции работала одна из сотрудниц нашего института, О.Серкова, хорошо понимающая, в каких материалах, методических рекомендациях испытывают потребность учителя при изучении в четвертых классах курса «Эпизодические рассказы из истории СССР». К слову сказать, в этом курсе на изучение истории Великой Отечественной войны отводилось десять (!) часов. В настоящее время в старших классах история войны изучается четыре — пять часов, между тем как задания ЕГЭ по содержанию намного превышают объем знаний, которые можно вместить в отведенное программой учебное время. Может быть, по этой причине на вопрос одной из газет, кто такая Любка Шевцова, подростки отвечают, что это кто-то из московского правительства. В той же газете на вопрос, кто защищал Москву в 1812 году, два студента ответили: «А.В.Суворов», и только третий респондент ответил: «М.И.Кутузов. И не защищал, а оставил Москву».
Не могу не вспомнить, как в период 1981-1986 годов мы боролись за качество изданий кабинета, своих личных публикаций. Какие страсти разгорались во время их коллективных обсуждений и рецензирования в кабинете! До рукопашных схваток, конечно, дело не доходило, но с каким раздражением, подчас обидой воспринимались критические замечания! Как я, например, человек мнительный, злилась, комплексовала, переживала, выслушивая критику своих коллег! Только со временем пришло понимание, насколько это было правильно, разумно и полезно. Мы набивали руку, прививались чувство ответственности за содержание материала, методическая грамотность и культура письменной речи, интеллектуального труда, поддерживался высокий уровень ответственности кабинета и института за качество адресованных учителю публикаций. В последующее время наши материалы — статьи, пособия, учебники — принимали редакции предметных журналов и издательства, что называется, с первого предъявления. Подтвердилась истина: чем больше ошибок мы совершаем в молодости, тем меньше их останется совершить в старости. Во всяком случае теперь я уже не так болезненно отношусь к критике, воспринимаю ее больше философски или с благодарностью. Жаль, что многие авторы современных изданий не прошли подобную школу. Иногда диву даешься при чтении некоторых из них.
— Что нового появилось в вашей жизни, когда вы стали «рядовым Семеновского полка»?
— Об этом можно написать целое исследование. Если раньше несколько десятков сотрудников института знали друг друга в лицо и по имени-отчеству, в целом имелось представление о профессиональной деятельности каждого, а в большинстве случаев и о семейной жизни коллег, то сейчас это при всем желании невозможно. Мы не знаем подчас сотрудников соседних кафедр, не говоря уже о филиалах. Институт изменил свой статус. Он аккредитован как государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования. Изменилось все: существенно поменялась структура, значительно, во много раз, увеличилось количество штатных сотрудников, в известной степени поменялся функционал сотрудников, существенно возросли масштабы деятельности: 33 кафедры, 25 учебно-методических лабораторий, 19 центров, две общеобразовательных школы, Музей московского образования, аспирантура. Думаю, это еще не весь перечень.
— От рядового методиста лаборатории истории до доцента кафедры социально-гуманитарных дисциплин дистанция огромного размера. Как вы ее преодолели? Каким образом попали на кафедру социально-гуманитарных дисциплин?
— Сотрудником кафедры в должности доцента (0,5 ставки) мне предложил стать профессор Сергей Козленко (светлая ему память). Замечательный лектор, автор востребованных публикаций, в том числе пособий и учебников, настоящий Учитель, любимец учителей и учащихся, умелый организатор, интеллигент, человек большой эрудиции, обладатель неистощимого чувства юмора, именно таким он остался в памяти московского учительства и сотрудников института. С началом перестройки в деятельности института перед каждым сотрудником встал вопрос о его месте в новом коллективе, каждый думал вообще о том, найдется ли ему здесь место, впишется ли он в новую жизнь. Сергей Иванович в качестве заведующего кафедрой социально-гуманитарных дисциплин пошел по пути рационального сочетания опытных кадров как хранителей и продолжателей лучших, не потерявших своей значимости в наши дни традиций прошлого, с кадрами молодыми, творческими, целеустремленными, дерзающими, полными сил и перспектив.
В свое время методисты кабинета А.Водянский, Е.Захарова, В.Бурякова, С.Козленко, Г.Старобинская пол-Союза объехали с лекциями об опыте своей работы: Калуга, Кострома, Мурманск, Ханты-Мансийск, Тобольск, Челябинск, Свердловск, Рига — это далеко не полный перечень. ГДР, Польша, Куба, ЧССР — тоже этапы большого пути в биографии большинства сотрудников кабинета. На счету каждого из нас было по нескольку десятков публикаций: статей в предметных журналах, московских издательствах, изданиях института, научно-методических сборниках, методических пособий. Учитывая не только это, но и это, в частности, опытным сотрудникам — заслуженному учителю школы РФ В.Буряковой, Е.Захаровой, Д.Фадеевой ( руководителю методической лаборатории истории и обществознания по настоящее время) нашлось место на кафедре. В эту обойму попала я и до сих пор совмещаю работу методиста с должностью доцента кафедры.
— В условиях неутихающих обостренных споров о наличии многообразия школьных учебников по предметам социально-гуманитарного цикла какую позицию вы занимаете, как относитесь к этой проблеме?
— Проблема, конечно, есть. Если коротко, то я отношусь к ней гораздо лучше, чем к тому, что учителя должны сами составлять учебные программы и учебные планы по предмету. Здесь я полностью согласна с мнением члена-корреспондента РАО А.Абрамова, который считает, что последствия будут те же, что в Китае в эпоху «большого скачка», когда в каждом дворе выплавляли металл на сковородках. Разрабатывать содержательную составляющую школьных программ по историческим курсам не по силам каждому учителю, это не его функция. Отдельные учителя, которым это по возможностям, по квалификации, по силам — пожалуйста, составляйте АВТОРСКИЕ программы! Но повсеместно делать это — бесперспективное дело, потому что нарушает главную заповедь в работе учителя: «Не навреди!».
 В условиях вариативности преподавания исторических и обществоведческих курсов должны быть представлены варианты учебников. Разумеется не в таком количестве, как в настоящее время. Каждый учебник содержит авторскую интерпретацию исторического материала, отражает субъективные позиции автора. Ученик изучает в учебнике чужой текст, исподволь впитывает чужие взгляды и мысли, а время требует, чтобы у него вырабатывались собственные взгляды, выводы, личностные оценки, чтобы он критически оценивал чужие мнения, преодолевал субъективизм мышления других людей, чтобы впоследствии он не превратился в объект для манипулирования своим сознанием. Столкновение, сравнение разных текстов в некоторой степени создает условия для разрешения данной проблемы, развития исторического мышления школьника, формирования у него определенных компетенций. Было бы целесообразно, чтобы получаемый авторами учебника гриф «Соответствует ФГОС» отвечал бы этому требованию на деле, в действительности; чтобы содержание соответствовало возрастным возможностям учащихся, особенно в основной школе. Учебник, который ребенок держит в руках, должен быть исполнен на качественной полиграфической базе, ярко иллюстрирован. Посмотрите учебники истории и обществознания для основной школы: сплошной текст на несколько страниц к каждому уроку (мухи дохнут!), слишком мудреные, не соответствующие возрасту вопросы и задания. Ясно, что подобный подход авторов и издателей к учебной литературе не мотивирует интерес учащихся к предмету. Рискну высказать мнение, что учебники, созданные с учетом нового ФГОС, не должны с письменного стола автора сразу поступать в школу и на прилавок, как в предыдущий период. Они должны пройти экспертизу и апробацию, опытную проверку на практике, для того чтобы отбирали именно необходимое содержание, сокращали славословие, оттачивали выводы и формулировки, если уж без них нельзя обойтись.
Вы знаете, из уст одной из делегаток Второго съезда учителей истории и обществознания с большим энтузиазмом, если не сказать с надрывом, прозвучало утверждение, что «Мы с вами преподаем Науку», и что тут началось в зале… Какую науку?! Наука преследует совсем другие цели, чем преподавание, она развивается совсем по другим принципам и в другой логике. Мы популяризаторы, мы переводим на детский язык ценности и смыслы человеческой жизни, воспитываем учащихся. У науки нет такой цели. Между тем на съезд были делегированы наиболее квалифицированные, лучшие учителя. Это я к тому, что, кроме современных качественных учебников, не менее важное значение имеют профессионализм, подготовленность и личность учителя. Куда ж без этого! А методист — это как раз тот коллега, который рядом с учителем и чуть впереди.
— Что вы пожелаете новому поколению методистов и учителей с позиции своего возраста и приобретенного опыта?
— Один современный поэт писал:
Я вырос в стране,
где ломали, построив.
Меняли историю, даты,
героев,
Названия отчин,
течение рек.
Я был заурядный ее имярек.
Признаться, вначале
мне нравилось это:
Литавры и лавры, и пыль
на полсвета.
Потом подводили какие-то
сроки,
И вечно с Америкой куча
мороки,
Потом недороды, погода,
падеж
И те же портреты,
куда ни пойдешь,
И шли косяком: кукуруза,
Китай,
Ракеты, кометы и рыба
минтай.
Я сам полстраны рассовал
по карманам,
На сутки прорвавшись
к копеечным маннам,
И все улучшал, укрупнял,
догонял,
Но крупно не лгал и друзей
не менял.
Родные, да что ж нас так
сильно мотает?
Как будто нас кто-то
на крепь проверяет!
Хорошо осознаю, что принадлежу к уходящему поколению учителей и методистов. При этом хочется уйти, не сжигая за собой мосты, а с достоинством, оставляя молодым, перспективным, «современным» пожелание «не рушить все до основанья». Не повторяйте ошибок. Мы это уже проходили.
Не быть тебе творцом,
когда тебя ведет
К прошедшему одно лишь
гордое презренье.
Дух создал старое;
лишь в старом он найдет
Основу твердую для нового
творенья.
(Петр Константинович Победоносцев)

Методист — профессия редкая и творческая К творчеству нельзя применять чисто формальные требования. Занятие творчеством нельзя втиснуть в расписание. Формально меня можно заставить присутствовать на рабочем месте ежедневно восемь часов, однако это не гарантирует, что все эти восемь часов я буду заниматься творчеством. Я могу этим заниматься в выходные дни или по ночам, но бдительные проверяющие это не учитывают. Для работы с учителем полезно не только виртуальное общение, сидение на рабочем месте или в «Пространстве», а доверительное живое общение визави, глаза в глаза.

Информация к сведению

В МГПУ продолжается набор в группу «Менеджмент в образовательном учреждении». Ориентировочное начало обучения с 11 марта 2013 года.
«Менеджмент в образовательном учреждении» — профессиональная переподготовка, 504 часа. Обучение платное.
Занятия начинаются с 11 марта 2013 г. Режим занятий: 6 часов в день, 2 раза в неделю, очно.
Занятия проводят высококвалифицированные преподаватели.
Набор ограничен (в группе может быть не более 30 человек).
Контактная информация — тел. 8-903-777-91-35 Карзакова Валентина Владимировна.
***
14 марта 2013 года в 15.00 Московский городской педагогический университет проведет городской обучающий семинар «Технологии формирования здорового образа жизни основных участников образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС: нормализация веса тела» из цикла авторских семинаров-мастерских на тему «Здоровьесбережение в образовании».
Семинар пройдет в рамках реализации Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)». Он предназначен для специалистов системы образования: учителей начальной, средней и старшей школы, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, психологов, социальных педагогов, учителей физической культуры, инструкторов ЛФК.
Цель семинара: уточнение и расширение знаний, умений и навыков специалистов в области формирования здорового образа жизни.
В ходе обучающего семинара будут использованы практические методы коррекции веса тела, проведено практическое занятие в физкультурном зале.
Все участники семинара должны иметь спортивную форму (или любую удобную одежду), а также небольшие пледы, которые потребуются для освоения релаксационного сеанса.
Ведущие:
Наталья Нежкина — доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник лаборатории научно-исследовательского центра развития ребенка и здоровьесберегающей деятельности в образовании МГПУ.
Елена Ульяненкова — начальник отдела содействия укреплению здоровья студентов центра развития ребенка и здоровьесберегающей деятельности в образовании МГПУ.
Все участники получают сертификат МГПУ о прохождении семинара.
Продолжительность семинара — 6 академических часов. Обучение платное.
Место проведения семинара: МГПУ, ул. Ходынский бульвар, д. 21А, актовый зал.
Проезд: м. «Полежаевская», авт. №48, маршр. №18М или м. «Сокол», авт. №175, маршр. №18 до остановки «Проезд Березовой Рощи».
Для регистрации на семинар необходимо прислать заявку до 11 марта по электронной почте [email protected]. В письме обязательно укажите название семинара, а также свои данные (фамилию, имя, отчество), место работы, должность, контактный телефон, e-mail.
Также можно зарегистрироваться ОНЛАЙН до 11 марта 2013 года или связаться со специалистами по телефонам:
8 (916) 522-58-72 — Теймуразян Юлия Анатольевна,
8 (499) 699-15-56 — Кошелев Иван Викторович, Соболевская Татьяна Александровна.

www.ug.ru

Тяжела ты, шапка методиста

Подробности

Почему она тяжела

Слово методист обозначает, по С.И.Ожегову, специалист по методике. А методика, в свою очередь, – это совокупность методов обучения чему-нибудь, практического выполнения чего-нибудь. Очевидно, что в самом понятии уже заложена как бы приподнятость специальности методиста над другими работниками отрасли, поскольку он должен обучить или показать практическое выполнение какого-либо процесса. Специальность методиста подразумевает наличие компетентности, широту кругозора, умение общаться с людьми и т.п. Вот эта приподнятость над специальностями, оторванность методической работы от несущей конструкции (в библиотечном деле это «фонд – читатель», а в педагогике «учитель – ученик») является причиной обособленности этой специальности, ее изолированности.

Сейчас, по данным из территорий, в системе Минобразования работает около 2500 методических учреждений и организаций различных моделей и типов. Наибольшее распространение в настоящее время получили районные и городские методические кабинеты (75,8%) и информационно-методические центры и кабинеты (14,9%). В областных, краевых, республиканских центрах и крупных городах получила распространение модель научно-методических центров (НМЦ), их в России насчитывается 49. В некоторых случаях (5,5%) методические кабинеты включены в состав районных (городских) органов управления образованием или ликвидированы. В десятках ИУУ, ИПК открыты кабинеты организационно–методической работы, курирующие муниципальные методические службы в регионе [4]. В большинстве этих методических служб имеются методисты, курирующие школьных библиотекарей. Часть из них занимается только системой повышения квалификации, другая часть – комплектованием учебных фондов, третья – и тем и другим одновременно. И все сверх перечисленного выполняют еще множество других работ.

Традиционно методическая служба библиотечной и педагогической практики отягощается управленческими и инспекторскими функциями. Руководители центральных библиотек или методических служб нередко требуют от методистов «составить справку о состоянии работы», «провести анализ цифровых показателей» и пр. А ведь такие документы не бывают безликими, необходимо выявить передовиков и не совсем передовиков. Да и специфические формы методической работы: проверки работы на местах, курирова-
ние (читай: инспектирование), мероприятия по повышению квалификации, создание инструктивно-нормативных материалов и т.д. – не обеспечивают этой должности симпатий со стороны библиотекарей и педагогов. После общения с методистами библиотекари часто повторяют крылатые слова Бернарда Шоу: «Кто может – делает, кто не может – учит». Умные методисты не обижаются, другие – меняют специальность.

«Не люблю я так называемые методические рекомендации, – признавалась известная директор централизованной библиотечной системы, – кропают их методисты долго, начинаешь читать – берет сомнение, то ли составитель не понимает,
о чем пишет, то ли у меня что-то с головой происходит. Там все не про жизнь. Читаешь, а оно скользит мимо сознания».

«Настораживает неприятие, а может быть, и непонимание природы и характера научно-методической службы…» – отмечал в свое время известный библиотековед Б.Н.Бачалдин. Именно это непонимание специфики и обусловило сворачивание в начале перестроечного периода методических служб и в библиотечном, и в педагогическом деле. Минимальное финансирование и необходимость самостоятельного выживания заставляли администрации библиотечных систем и методических центров образования сокращать количество работников, и жертвой сокращения стали в первую очередь именно методисты. В настоящее время и в библиотечном деле, и в образовании методистов осталось ровно столько, сколько системы могут себе позволить. Значит ли это, что их столько, сколько нужно? Вопрос нормирования методической работы актуален, как и раньше.

В образовании развитие муниципальной методической службы сдерживает ряд причин, которые выявил Э.М.Никитин, ректор Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования:

«– Отсутствует базовая профессиональная подготовка кадров методистов в вузах, в ИПК (ИУУ). В действующих государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования не предусмотрена подготовка учителя к методической работе. Нет специальности “методист”, есть лишь должность с таким названием;

– при отсутствии в настоящее время государственной аттестационной службы, в т.ч. на муниципальном уровне (закон РФ “Об образовании”, ст. 38), методической службе на местах вменяется в обязанность аттестация образовательных учреждений, руководящих и педагогических кадров. В этом случае происходит, как говорится, “смешение жанров”. Аттестация и аккредитация в большей степени подразумевают административный контроль, в то время как методическая работа – товарищескую профессиональную помощь и поддержку;

– в ряде территорий инспекторско-методические отделы в структуре органов управления образованием созданы в результате механического слияния штатов инспекторов и методистов и, соответственно, их функциональных обязанностей, что, к сожалению, не всегда улучшает профессиональное самочувствие учителя. Сокращение аппарата муниципальных органов управления происходит нередко за счет методических служб. В ряде районов на ставках методистов РМК (ГМК) работают специалисты органов управления образованием;

– зарплата методистов приравнена к зарплате учителей (8–14-й разряды), что значительно меньше заработка специалистов муниципальных органов управления образованием. Условия же труда методистов, зачастую связанные с разъездами, особенно в сельской местности, в лесных, горных районах, тундре (при отсутствии транспорта в методических службах), отсутствие льгот, которыми пользуются другие педагоги, в том числе по коммунальным услугам в сельской местности, приводят к большой текучести кадров, частой смене руководителей РМК (ГМК), возникновению трудностей в привлечении высококвалифицированных специалистов, лучших педагогов-практиков, ученых;

– материальная база в ряде случаев очень слабая. Большинство методических кабинетов из-за трудностей финансирования не имеют средств на информационную деятельность: на ведомственную подписку, приобретение необходимой для работы литературы, современной аппаратуры, видеотехники, компьютеров, множительной техники и даже элементарных канцтоваров;

– задержки заработной платы, отсутствие денег на командировки, связанные с повышением квалификации учителей, приводят к частым срывам курсовой подготовки, районных, окружных семинаров, конференций, расторжению договоров с научными руководителями экспериментальной работы» [4, с. 6–7].

Новая манера работать

Вопрос номер один: какой должна быть методическая работа в новых условиях? Рекомендации научных сотрудников и ведущих методических центров немногочисленны, но весомы: от управленческого, менторско-инспекторского стиля к рекомендательному сотрудничеству, или «переход с вертикальной на горизонтальную структуру взаимодействия...» [6, с. 38].

Интересно, что социологический опрос, проведенный среди педагогов и управленцев в 1997 году Новгородским региональным Центром развития образования, подтвердил эти рекомендации, поскольку выявил целый блок мнений, касающихся изменений методической службы органа управления образованием. 91% анкетируемых высказались за отмену методической службы в той форме, в которой она существовала в то время. Предлагалось больше помогать педагогам, меньше их контролировать и проверять, уделять внимание индивидуальной работе на основе потребностей учителей и т.д. [5].

В работе методистов и специалистов, курирующих школьных библиотекарей, следует особо отметить понятие «сотрудничество». Именно сотрудничество в деле обеспечения учебниками учащихся, радение о социальном престиже работников библиотек, содействие совершенствованию работы школьных библиотек через организацию содержательной, насыщенной системы повышения квалификации, последовательное доброжелательное курирование слабых работников, поиски нового, прогрессивного в практике библиотекарей и многое другое отличает современную работу методистов. Отчасти сейчас такой подход все шире реализуется на практике, но стереотипы ломать нелегко.

На обочине

В библиотечном деле «методисты – это своеобразные “визитные карточки” методических центров любого уровня» [1, с. 32]. В педагогике методические службы все же воспринимаются, как и прежде, управленческой категорией работников. Но специализация методи-ста, курирующего школьных библиотекарей, в методических центрах образования стоит особняком.

Методиста-куратора и школьного библиотекаря роднит и объединяет периферийность их положения в учреждениях образования (в методическом центре и в школе). И тот и другой варятся в своем котле без видимой помощи от родных педагогических коллективов – сильна специфика производства. Библиотечное дело, по сложившимся социальным стереотипам, не кажется сложным и тяжелым.

Объединяет эти специальности и высокая степень самостоятельности в действиях. Из-за специфики работы ими сложно руководить, а контролировать их деятельность незнающему человеку практически невозможно. От методистов по библиотечным фондам и школьных библиотекарей в конечном счете – в упрощенном варианте – требуется своевременное обеспечение учащихся учебниками. Но учебники стоят денег, а денег всегда или нет, или они есть, но на все не хватает, соответственно и эффективность работы методиста и школьного библиотекаря в этом направлении измерима только при наличии учебников сверх всех нормативов.

Именно поэтому у администраторов разного уровня постоянно существует желание задействовать их на других, более необходимых, на их взгляд, работах. Многие методисты по учебным фондам, под стать школьным библиотекарям, ежегодно выполняют непрописанные ни в каких должностных инструкциях виды работ: от погрузки и разгрузки собственными физическими силами всевозможных журналов и бланков для ведения делопроизводства в школах, распространения книжных даров от различных организаций (зачастую совершенно ненужных школьным библиотекам) и до контроля за питанием и медицинским обслуживанием учащихся района, города, области.

И методисты, и школьные библиотекари одинаково недооценены на своем трудовом поприще, редко бывают особо отмечены или награждены. И в той,
и в другой специальности есть и свои радости, и «невидимые миру слезы».

Положение усугубляется тем, что ведение профессиональной документации и методисты, и школьные библиотекари должны встраивать в схемы, принятые в педагогике, оперировать чаще педагогической, чем библиотечной терминологией, проводить мероприятия, более свойственные педагогике. И все равно из-за библиотечной специфики они «чужие среди своих».

Одинаково плохо поставлено дело профессионального обучения и тех и других. За школьных библиотекарей кое-где берутся детские библиотеки, сами методисты изыскивают возможности для семинарских и лекционных занятий и консультирования. Централизованное планомерное повышение квалификации школьных библиотекарей осуществляется в отдельных, немногочисленных регионах.

Методистов по учебным фондам не обучает никто и нигде. Разве что специалистов крупных регионов один раз в год в маркетинговых целях приглашают издательства «Просвещение» и «Дрофа» и ориентируют в перечне новых учебников, утвержденных Минобразования. Информационный вакуум методистов, кураторов школьных библиотекарей носит закоренелый характер. Масса усилий тратится на самостоятельную добычу профессиональной информации.

И все же трудно переоценить роль методиста для школьных библиотекарей. Можно сказать: повезло с методистом – школьные библиотекари как у Христа за пазухой, даже если и не все так ладно с учебниками, как хотелось бы; не повезло с методистом – производственный процесс не только не обеспечен в достаточной мере учебниками, толковыми консультациями и человеческим сочувствием, но и сопряжен с психологически осложнениями.

Методист и школьный библиотекарь составляют одну библиотечную ветвь на педагогическом древе. Они нужны друг другу.

Идеальный методист

Какой же он, идеальный методист, в плане профессиональной пригодности? Библиотековеды видят его таким:

• Методисту необходимо иметь фундаментальные профессиональные знания, компетентность, широкий кругозор и общекультурную эрудицию.

• Методист одновременно и генератор идей, непосредственный участник, теоретик, способный анализировать библиотечные и педагогические процессы, явления и делать выводы, существенные для повышения качества работы библиотек.

• Методист должен иметь в обязательном порядке соответствующие психофизические качества личности: хорошие организаторские навыки, способность быть лидером, умение заинтересовать и сплотить практиков, публично выступать, отчетливо и доступно донести наработанное, рекомендуемое. «…Профессионализм методистов …не в сохранении образа “все знающего, все умеющего” дилетанта, а в умении оказать эффективную помощь» [6, с. 38].

• Главное в труде методиста, его взаимоотношениях с практиками – не только умение донести до библиотекарей профессиональные знания, но и желание постоянно заниматься самообразованием, с тем чтобы быть информированным и определять тенденции развития и потребности практики [3].

• Спецификой труда методиста по библиотечному фонду и школьного библиотекаря является необходимость знания не только основ библиотечного дела, но и всего многообразия учебно-методических комплектов для основного и вариативного обучения с учетом ориентации каждого издания на определенные педагогические технологии, необходимость освоения и внедрения прогрессивных методов работы (например, аренды учебников).

• В наше время методист должен владеть новыми информационными технологиями, осваивать автоматизированное ведение части методической документации, внедрять распределение учебников по школам с помощью соответствующих компьютерных программ, отыскивать информацию в Интернете по интересующему его вопросу.

Тяжела шапка методиста. Но идеальный образ не так уж недостижим.

Для методистов, несущих свои «шапки» с удовольствием, с «очарованными лицами», и предполагает вкладка «Методический день» печатать статьи, консультации, публиковать опыт и разбираться с повседневными вопросами трудовых буден.

Публикация статьи произведена при поддержке компании «МигКредит». Посетив официальный сайт кредитной организации «МигКредит», который располагается по адресу http://migcredit.ru/, Вы сможете отправить онлайн заявку на получение денежного займа, что позволит в самые быстрые сроки, без залога и поручителей, получить в долг требуемую сумму на неотложные дела, не дожидаясь зарплаты. Все что Вам потребуется для получения микрокредита — это только Ваш паспорт, а прозрачная система оплаты, отсутствие скрытых комиссий и платежей послужат надежной гарантией Вашей защиты от переплаты.

Литература:

1. Авраева Ю.Б.Сага о методистах, или «О бедном методисте замолвите слово…» // Научные и технические библиотеки – 2002. – № 5.– C. 32–35.

2. Бачалдин Б.Н. Научно-методические службы: состояние и перспективы// Научные и технические библиотеки. – 1994. – № 10 – С. 26.

3. Бачалдин Б.Н., Инькова Л.М. Менеджмент в научно-методической работе. – М., 1993. – С.29–30.

4. Никитин Э.М. Проблемы и перспективы развития федеральной системы повышения квалификации // Методист. – 2001. – № 1. – С. 3–10.

5. Организация методической службы в современных условиях: этапы развития, проблемы, опыт. – Великий Новгород, 1998. – С. 3.

6. Суслова И. Методическая работа в поисках будущего // Библиотека. – 1998. – № 1. – С. 36–38.

Ольга КОЗЛОВА

lib.1sept.ru

Плохотник Т.М. Заметки из блокнота методиста

Татьяна Михайловна Плохотник,

заместитель директора по методико-инновационной

деятельности МУК «ЦСДБ им. А.С.Пушкина»,

г. Саров Нижегородской обл.

Заметки из блокнота методиста

Методист библиотеки: каким он должен быть? Эту тему активно обсуждают в библиотечном сообществе довольно давно. И вопросы ставят серьезные: «Что понимать под методической работой? Если помощь, то какую?». И даже «Нужна ли вообще методическая работа?». Как-то не по себе становится, страшно за свою профессиональную востребованность.

Хотя вполне могу понять тех, кто ставит вопросы таким образом. Я сама еще недавно, получив должность методиста, искала на них ответ. Понять суть методической работы не так уж и просто, а увидеть ее еще труднее. Это ведь не абонемент, где каждый контрольный показатель — «читатели, посещаемость, книговыдача» — говорит в защиту библиотекаря. Работу методиста нельзя «потрогать», трудно зафиксировать и показать.

Тем не менее, активные полемики вокруг методической деятельности привели к появлению глубоких, качественных аналитических изданий, доказывающих её значимость. Они включают как изучение и анализ, так и четкие формулировки, классификацию и перспективные направления нашей профессии[1]. Приведенная в систему, профессия методиста раскрывается как многоаспектная, гибкая. Наверно поэтому, и еще из-за нашей человеческой «разности», каждый методист выбирает для себя свое любимое направление и работает по нему углубленно. Не случайно же в библиотеках можно встретить научно-методический, методико-инновационный, методико-библиографический, маркетинговый и др. отделы.

И вроде бы все уже обсудили, проанализировали и выяснили, а споры вокруг понятия «методист библиотеки» не утихают. Почему? Думается, все из-за той самой нашей «разности». ЧТО должен делать методист мы выяснили. А вот КАК делать, какие личностные качества в этой профессии приоритетны — каждый понимает по-своему.

Что поставим «во главу угла»?

Для кого как, а для меня ключевые качества методиста детской библиотеки — это три «К»: «Компетентность, Креативность, Контактность». Знаю, что к этому еще многое можно и нужно добавить, но все-таки их ставлю на первое место.

На мой взгляд, суть профессии методиста:

— учить (главное, понимать чему и как — и здесь без Компетентности и Контактности не обойтись),

— видеть перспективу, быть готовым к переменам и вести к ним других (Креативность).

— вести работу по выстраиванию положительного имиджа библиотеки и позитивного настроя в коллективе (здесь не обойтись без всех трех качеств).

Общаться будем?

Нужно ли методисту детской библиотеки общаться с детьми и подростками, т.е. должен ли он участвовать в обслуживании читателей?

Мой ответ : ДА!

Считаю, что работа с детьми как раз и дает толчок креативному мышлению. Не общаясь с читателями, не «варясь» в их проблемах и интересах что-то изобрести, придумать инновационное, на мой взгляд, трудно, даже невозможно. Любые теоретические выводы и рекомендации должны строиться на практических наработках и их анализе. Тем более, что в наше время взрослым порой приходится учиться у «продвинутых» детей компьютерного века (хотя бы владению новыми информационными технологиями, ведь не секрет, что подчас наши юные читатели знают компьютер лучше нас). И здесь опять же нельзя не упомянуть компетентность.

Приведу всего лишь один пример из своей практики. В нашей библиотеке нагрузки по проведению массовых мероприятий на каждого сотрудника довольно большие, и, став методистом, я продолжаю вести ряд литературно-нравственных циклов для подростков. В ходе живого общения идет незаметный для ребят мониторинг их интересов, приоритетов. Регулярные встречи позволяют проводить блиц-опросы и анкетирования в рамках занятий. Это крайне важно, ведь недаром многие детские библиотекари честно признаются, что привлечь подростков в библиотеку для них проблема.

Сами ребята натолкнули меня на мысль о проведении в библиотеке познавательно-развлекательного шоу «Кумиры и поклонники». Наиболее популярными музыкально-танцевальными направлениями сейчас для них являются хип-хоп, многие увлечены брейк-дансом. Вот именно команда брейк-данса и стала нашим социальным партнером в подготовке и проведении этого мероприятия. И не торопитесь сказать, что к библиотечной работе подобное мероприятие «притянуто за уши» (поинтересуйтесь на досуге историей брейк-данса — эту тему вполне можно использовать в помощь воспитанию толерантности, не говоря уж о здоровом образе жизни). Вместе с этими, в прямом смысле слова, дворовыми мальчишками (от10 до 16 лет) мы разрабатывали сценарий. Ребята принесли видеоклипы выступлений ведущих брейкеров мира, разработали «Советы начинающим брейкерам», вместе мы искали в Интернете информацию об истории танца, я подбирала литературу по теме, выстраивала видеопрезентацию. Результаты ошеломили всех — зал был переполнен, пришли подростки, учащиеся ПТУ, учителя, школьные библиотекари и… даже родители (в зале на 110 мест — 200 человек!). Встреча закончилась в холле библиотеки мастер-классом юных брейкеров. И это еще не все. Именно этим мероприятием был дан старт работе клуба любителей современной музыки для старшеклассников и целому ряду крупных праздников, организованных в стиле шоу-программ и презентаций читательских талантов. А партнерство с юными брейкерами продолжается уже второй год. Они участвуют и в социальных проектах (организация вечера отдыха для солдат-сирот воинской части города в детской библиотеке) и во многих наших литературно-развлекательных мероприятиях.

И еще один пример в качестве аргумента за живое общение с читателями, правда, теперь уже медицинской тематики. Ни один врач не возьмет на себя ответственность выписать лекарства по телефону, не осмотрев пациента. И это правильно — ведь даже при визуальном осмотре не всегда получается поставить точный диагноз. Что уж говорить о диагнозах и вариантах лечения, предложенных «заочно»!

Я не имею в виду постоянную ежедневную работу методиста на абонементе. Но периодически вставать за кафедру, разрабатывать и проводить отдельные мероприятия необходимо. По крайней мере, для методической профессии важно достаточное время проработать в библиотеке, начиная с «азов», с обслуживания, а лучше — во всех ее отделах, чтобы понять и структуру учреждения с особенностями технологических процессов, и ПСИХОЛОГИЮ ЧИТАТЕЛЯ.

Возможно, с этим согласятся не все. Но, по-моему, прирожденный (по складу характера) методист никогда не будет четко разграничивать работу на «мое» и «чужое». Он обязательно рано или поздно «сунет нос» во все дела библиотеки, потому что ему ИНТЕРЕСНО! И вот здесь-то пригодится опыт прошлой работы, а компетентность и контактность будут способствовать доверию коллег и поддержке креативных предложений. Кроме того, не надо забывать — методист выстраивает стратегию деятельности всей библиотеки, т.е. должен видеть её в общем, в то же время представляя работу «отдельных частей механизма».

Крепкий коллектив — важный фактор успешности и библиотеки в целом, и методиста в частности.

На третьем «К» — контактности — хотелось бы остановиться особо. Думаю, нет нужды убеждать, что эффективность работы библиотеки во многом зависит от атмосферы в коллективе. Создание крепкого профессионального коллектива единомышленников, воспринимающих свою работу и профессию вообще позитивно, коллектива, настроенного оптимистично и готового к инновациям — это задача прежде всего администрации (в том числе и методиста). И вот здесь очень помогает умение контактировать с совершенно разными по складу характера людьми, находить с ними общий язык. Этим качеством овладеть труднее всего. Как доказать, что твои «безумные» идеи заслуживают внимания и достойны претворения в жизнь? Как сделать замечание и, одновременно, не обидеть коллегу, который, порой, вдвое старше тебя? Как стать авторитетом в своем коллективе? Здесь нужна чисто человеческая, житейская мудрость, которая приходит с годами. Этому мы учимся всю жизнь, и порой у своего же коллектива.

В одном из номеров ж. «Библиотечное дело» за 2008 год встретила шокирующую меня мысль: «Как правило, мир двигают вперед люди, мучимые тревогой, обеспокоенные, недовольные. Тот, кто видит грядущие проблемы и желает изменений». После этого мне не кажется удивительной оценка автором статьи своих коллег, в которой отмечено «отсутствие фонтанирующего креатива, вялотекущая депрессия, обстоятельность и скучноватость без блеска». Позволю себе не согласиться. У человека недовольного, настроенного пессимистически чаще всего руки опускаются, появляется апатия, нежелание что-либо делать, потому как «К чему хлопотать? Все равно ничего не выйдет». А вот оптимист — это другое дело. Он запрограммирован на удачу, везение (недаром же психологи заметили, что к людям улыбающимся, довольным жизнью тянутся окружающие, с ними охотнее идут на контакт). Оптимист готов претворять в жизнь даже самые невероятные идеи. Его постоянное мысленное состояние: « А что, если….?!!!!». И чаще всего он своего добивается. Благодаря креативности и контактности, умению заразить своей идеей окружающих. Убеждена, что методист должен быть именно оптимистом по складу характера.

«Мы все учились понемногу…»

Методисту приходится учиться даже больше, чем всем остальным. Учиться, искать, накапливать идеи, чтобы потом самому генерировать их, претворяя в жизнь, и учить других — это вечный круговорот методической деятельности. Источники этой учебы всем хорошо известны — командировки, профессиональная периодика, изучение своей, «местной» ситуации…

И здесь не могу не упомянуть областные семинары и конференции, за которые низкий поклон нашему методическому центру — Нижегородской Государственной областной детской библиотеке. Здесь всегда приятно удивляет плотный график занятий, богатая культурная программа, разнообразие и глубина методических материалов, выдаваемых каждому участнику. А чего стоят, к примеру, ежегодные «Методические рекомендации к НДК»! Вот уж где кладезь креативных идей, воплощать которые можно в течение всего года!

Как правило, удивительными, запоминающимися и, самое главное, всегда актуальными бывают здесь мастер-классы и лекции приглашенных специалистов. На таких встречах, в ходе живого общения со светилами библиотечной науки и практики завязываются бесценные связи, немало способствующие формированию стратегии нашей дальнейшей работы, рождаются интересные совместные проекты.

Приведу пример из жизни нашей саровской детской библиотеки. Всероссийская ежегодная школа «Лидер», организованная НГОДБ, в 2008 году была посвящена проблемам толерантности. В числе приглашенных специалистов — профессор института социологии РАН Тамара Завеновна Адамьянц. Идея её проекта «Изучение картин мира школьников» так понравилась нам, что мы решили провести подобное исследование на городском уровне. Консультации по данному исследованию, а также помощь в анализе собранных нами анкет нам любезно оказывает Тамара Завеновна.

Очень продуктивным оказался и мастер-класс представителей НГОДБ, организованный на базе нашей библиотеки в рамках конференции городов ЗАТО (14-17 октября 2008 г.). Идея «чтения-дарения», основанная на методике комментированных чтений О.Громовой и преследующая цель разговора с детьми по книге от своего имени, была с удовольствием подхвачена как детскими, так и школьными библиотекарями Сарова. Конечно, элементы такой работы уже существовали в нашей практике, но вот систематизировать её, делать на ней акцент мы начали только сейчас. Мало того, в нашей библиотеке эта идея получила свое развитие в инновационном проекте — дискуссионном видеосалоне «Классика на экране: Читаем. Смотрим. Обсуждаем».

Ремарка по поводу

Кстати, о необходимости идентификации собственного мнения библиотекаря в ходе работы с детьми и подростками говорят все чаще, эта идея вполне перспективна. К примеру, на конференции, прошедшей в марте 2009 г. в г.Озерске, доцентом кафедры библиотечно-информационной деятельности ЧКАГИ Сафоновой Н.К. был представлен анализ мониторинга современной подростковой среды. Главный вывод: надо искать новые подходы в работе с подростками. Чем мы, библиотекари, можем быть им интересны? Все подростки «ведутся» на «Я», т.е. важен диалог от своего имени, от личности библиотекаря. Подростки это уважают и в ответ «раскрываются» сами.

В 2009 году Нижегородская государственная областная детская библиотека отмечает юбилей — 90 лет со дня основания. Солидный возраст для детской библиотеки, определенный рубеж, к которому наш методический центр подходит, накопив богатый опыт, оцененный по всей России. И уверена, что с этого большого праздника начнется новый творческий виток в его деятельности — вверх и вперед! А мы, со своей стороны, всегда готовы поддержать ваши идеи и реализовать их. Удачи вам, дорогие коллеги!

Мысль в подарок

В заключении, говоря о «формуле успеха»[2] методической работы, хочется привести историю из жизни Серафима Саровского, святого старца, жившего когда-то в наших краях. Однажды пришел к отцу Серафиму будущий настоятель одного из русских монастырей, чтобы попросить благословение исполнять эту должность. Старец задал ему вопрос:

— Ты понимаешь, кем ты должен для братии стать?

— Отцом?

— Нет, не отцом, а матерью ты им стать должен.

Думается, отношение хорошего методиста к своему коллективу, к коллегам тоже должно быть сродни материнским чувствам — в их основе должна лежать любовь. Тогда и отдача будет — будут и инновационные идеи, и желание претворять их в жизнь. Ведь, так же, как «один в поле не воин», так и методист без коллектива мало на что способен.


[1] Авраева , Ю.Б., Очирова, Э.С. Методист библиотеки: Формула успеха: научно-методическое пособие. — М.: Либерея-Бибинформ, 2008. — 96 с.

[2] Авраева , Ю.Б., Очирова, Э.С. Методист библиотеки: Формула успеха: научно-методическое пособие. — М.: Либерея-Бибинформ, 2008. — 96 с.

www.uraledu.ru

Чем занимается методист :: JustLady.ru

Методист является организатором плодотворной педагогической деятельности. В его обязанности входит обучение учителей или наглядная демонстрация, как сделать процесс научения наиболее эффективным. Методист должен обладать широким кругозором, компетентностью, умением хорошо общаться с людьми.

Иногда методистами становятся бывшие или настоящие преподаватели, совмещая две деятельности сразу. Это и понятно: специалисту в данной области необходимо четко понимать, как происходит процесс общения «ученик-учитель». Именно эти знания помогут правильно составлять планы работ и обучать молодых специалистов.

Рабочее место методиста может находиться в различных учреждениях. В первую очередь, существуют городские и районные методические кабинеты. Далее необходимо отметить информационно-методические центры. Также методист существует практически в каждом образовательном учреждении.

Необходимо обратить внимание, что «на методиста» нигде не учат. Учителей в ВУЗах не подготавливаю заранее к методической работе, отдельного направления по этой специальности не предусмотрено. Но рабочая должность существует, и ее необходимо заполнять.

Кроме составления и наблюдения за выполнением образовательных стандартов, методисты на местах выполняют еще ряд функций. Например, они обязаны проводить аттестацию у преподавателей, руководителей и самих учебных заведений. Данная функция приводит к некоторому дисбалансу. Дело в том, что аттестация подразумевает четкий административный контроль. А непосредственно работа методистом – поддержку и всестороннюю профессиональную помощь.

Методист в своей работе практически предоставлен сам себе. Специфика деятельности такова, что им сложно руководить, а осуществлять контроль за работой невозможно. Именно поэтому складывается впечатление о постоянной незанятости методиста. Административный персонал разного уровня постоянно стремится задействовать его в дополнительных мероприятиях. Поэтому методист занимается и разгрузкой – погрузкой печатных образовательных материалов, распространением дополнительной книжной продукции, а порой даже контролем качества пищи в столовой. Обязанности методиста будут зависеть от места его работы.

www.justlady.ru

Ответы@Mail.Ru: методист в детском саду

Курировать их работу, посещать учебные и воспитательные занятия. Анализировать работу, давать рекомендации. Надо составить индивидульный план касательно того что должен знать молодой специалист, указать цели и задачи стажировки, установить сроки.

Помогать. отвечать на вопросы

Работа методиста заключается в том, чтобы смотреть за тем как работают воспитатели, как проходят их занятия с детьми. Молодым специалистам методист подсказывает и помогает. Может вместе с молодыми специалистами по их просьбе или своей инициативе провести занятия и игры с детьми. Если Вы воспитатель, то можете сами обратится к методисту с любыми вопросами на тему своей и его работы. Если Вы родитель, то можете поинтересоваться у воспитателя как с ним и его группой работает методист. Если Вы сами методист, но у Вас возникают вопросы от того, что мало опыта, тогда Вы можете попобробнее расспросить о своих обязанностях заведующую и посоветоваться с опытнями воспитателями, что делают методисты. Методист — это то же самое, что и старший воспитатель. Так же можете заглянуть на этот сайт: <a rel=»nofollow» href=»http://vospitatel.resobr.ru/archive/year/articles/3144/» target=»_blank»>http://vospitatel.resobr.ru/archive/year/articles/3144/</a>

Функция методиста не котролирующая, а направляющая. Основная деятельность методиста – это оперативная, индивидуализированная помощь каждому педагогу и особенно молодому специалисту. -Решении актуальных проблем, реализации потребностей, возникающих в образовательном процессе, -Адаптации к новым условиях образовательного процесса, -Планировании и организации профессионального развития и совершенствования. Помощь методиста состоит в эффективном доведении до работника образования информации о новых условиях в форме текстов с необходимыми ссылками (как правило, размещаемых в Интернете, а также в бумажной форме) , массовых бесед, обсуждений. Принципиальным является реагирование методиста на все возникающие в связи с новыми условиями вопросы. Эти вопросы задаются на обсуждениях, педсоветах. Индивидуальное занятие методиста с работником образования является наиболее ценным и дефицитным ресурсом методической деятельности. . При планировании индивидуального занятия методиста с работником последний представляет перечень направлений и вопросов, в которых он ожидает продвижение в ходе занятия, этот перечень корректируется и дополняется методистом. Методист формулирует индивидуальное задание для педагога, выполнение которого необходимо до проведения занятия, получает отчет о результате выполнения задания, проводит само занятие, формулирует задание для выполнения после занятия, фиксирует результат занятия непосредственно после него и отсроченный. У воспитателя очень много работы с детьми, ему сложно искать литературу в методкабинете. Методист подбирает нужную литературу по требованию педагога, помогает в подготовке к проведению занятия.

touch.otvet.mail.ru

Работа методиста

Методистом является человек, который отвечает за то, чтобы в образовательной сфере работа была правильно организована. Также данный сотрудник обязан помогать учителям с максимально удачным распределением нагрузки между рабочими часами. Методист не ведет прямого контакта с учениками или же родителями, поэтому нередко мы сталкиваемся с вопросом – что же они делают? Конечно же, судя по тому, что у основной части методистов есть автомобили ВАЗ, зарплату их высокой не назовешь.

Но при этом они должны организовывать плодотворную педагогическую деятельность. В их обязанности входит процесс обучения учителей или же демонстрация того, каким образом процесс обучения должен быть наиболее эффективным. У методиста должен быть широкий кругозор, компетентность и умение хорошо контактировать с людьми. Иногда в методисты подаются преподаватели и пытаются совмещать сразу две должности. И это вполне логично, так как специалист в данной области должен иметь четкое понимание того, каким образом происходит процесс общения между учеником и учителем.

Именно данные знания могут помочь в правильном составлении планов работ и обучении молодых специалистов. Стоит обратить внимание, что на методиста нельзя обучиться. Учители в ВУЗах не подготавливаются заранее к работе такого характера и вообще – подобная специальность не предусматривается нигде. Но как должность она существует. Кроме того, чтобы составлять и выполнять образовательные стандарты, методисты на месте выполняют еще многие функции. К примеру, для них обязательно проведение аттестации у преподавателей вместе с руководителями самих учебных заведений. Из-за данной функции создается некоторый дисбаланс – ведь под аттестацией подразумевается четкий административный контроль.

А непосредственно под работой методистом – поддержка и всесторонняя помощь профессионального характера. В своей работе специалист подобного рода практически предоставлен сам себе. Деятельность имеет такую специфику, что им очень нелегко руководить, а осуществление контроля за работой становится очень невозможным. Именно поэтому складывается впечатление, что методист всегда бездельничает. Да и административный персонал самых разных уровней постоянно предпринимает попытки задействовать его для дополнительных мероприятий. Именно для этого и ведется разгрузка-погрузка печатных образовательных материалов, распространение дополнительной продукции и иногда даже контроль качества пищи в столовой.

metodisty.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *