Как связаны мышление и речь и деятельность человека: Как связаны мышление, речь и деятельность человека?

Мышление и речь — Психологос

01 января 2000 г., 05:52

​​​​​​​Когда-то мышление и речь могут существовать раздельно друг от друга. Так, у маленького ребенка может быть как речь (болтовня) без мышления, так и наглядно-действенное мышление без опоры на речь. Когда-то и взрослые люди болтают, не включая голову, а некоторые сложнейшие задачи ученые решают с помощью в первую очередь мышления, только позже оформляя уже найденное решение в речь — бывает все… Тем не менее, в своей развитой форме у взрослых и думающих людей речь осмысленна, а мышление опирается в первую очередь на речь. Мышление​ рождается с помощью языка, развивается с помощью языка и выражается в речи. Мышление и речь взаимно поддерживают друг друга.

Благодаря формулированию и закреплению в слове мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть. Она прочно фиксируется в речевой формулировке — устной или даже письменной. Поэтому всегда существует возможность снова вернуться к этой мысли, еще глубже ее продумать, проверить и в ходе рассуждения соотнести с другими мыслями.

Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи: кто ясно мыслит, тот ясно излагает, четко выражает свои мысли в речи. И наоборот, чем больше совершенствуется, оттачивается словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама эта мысль.


Речь — помощник мышления


Когда ситуация для человека простая, когда его мышление с ней справляется легко, речь для мышления не нужна, мышление протекает без речи. «Подумал — сказал», «Взглянул — сформулировал» — речь оформляет только итоги мышления и в речевом сопровождении не нуждается. В более трудных ситуациях мышлению бывают нужны помощники, и одним из таких помощников является речь: внешняя или внутренняя.

Иногда речь сопровождает мышление не потому, что перед человеком встала трудная задача, а вследствие не вполне развитости самого процесса мышления. Менее развитое мышление течет вместе с речью, нуждаясь в ней как в необходимом средстве.

Для детей, для людей невысокого уровня культуры и для многих женщин характерно, что их мышление без речи невозможно, точнее — в сопровождении речи оно происходит более легко и привычно. Например, в процессе обычной жизни женщина начинает говорить только для того, чтобы понять саму себя, свои мысли и что она хочет сказать. Ей затруднительно сформулировать коротко тезис заранее: главную свою мысль она понимает только тогда, когда проговорила все, что в ней было.

Впрочем, мужчины также используют рассказ своих мыслей вслух, кому-либо, чтобы уточнить свои мысли и формулировки. Речь помогает самопониманию: пониманию выражаемого смысла. Формулируя свои размышления вслух, для других, человек тем самым формулирует их и для себя. Такое формулирование, закрепление, фиксирование мысли в словах означает членение мысли, помогает задержать внимание на различных моментах и частях этой мысли и способствует более глубокому пониманию. Благодаря этому и становится возможным развернутое, последовательное, систематическое рассуждение, т.

е. четкое и правильное сопоставление друг с другом всех основных мыслей, возникающих в процессе мышления.

Кроме того, речь помогает выстраиванию правильного размышления и решению задач. Проговаривание (вначале проговаривание вслух, потом про себя, во внутренней речи) — распространенный прием для помощи мышлению, для его правильного выстраивания. Некоторые школьники и даже взрослые часто испытывают трудности в процессе решения задачи, пока не сформулируют свои рассуждения вслух. Четкое проговаривание, формулирование вслух определений, правил и производимых шагов облегчает решение задач.

Речь помогает и запоминанию мысли. Чтобы запомнить пришедшую мысль, очень полезно ее проговорить вслух. Когда вы ее проговорите и услышите от себя сами, вспомнить ее суть и основные формулировки будет проще.

  • Мышление
  • Речь
  • Автор Н.И. Козлов
  • +

Комментарии (8):

Гость, 11 ноября 2013 г., 20:48

Спасибо, помогло очень.

Гость, 05 января 2014 г. , 15:24

Спасибо, очень правильная статья, она мне помогла.

Гость, 18 октября 2016 г., 16:27

Здравствуйте. Спасибо за информацию, содержащуюся в статье. Тем не менее, возник один вопрос: в статье написано, что «для людей невысокого уровня культуры характерно, что их мышление без речи невозможно». Но ведь на самом деле так и получается, что мышление без речи не может существовать. Просто кто-то проговаривает мысли про себя, а кто-то вслух (как, например, женщины). И если человек думает молча, то это ещё не значит, что он при этом ничего про себя не говорит, потому что, по определению, мышление невозможно без слов. В таком случае, почему тогда «словесное мышление» характерно для людей невысокого уровня культуры? Спасибо.

Гость, 27 октября 2016 г., 14:23

На мой взгляд, автор комментария от «18 октября 2016 20:27:28» неверно понял содержание статьи и в связи с этим задал нелогичный вопрос. Я считаю, что в статье всё написано правильно, потому что подчёркивается, что не само по себе «словесное мышление» характерно для людей невысокого уровня культуры, а его постоянство и неразрывность с самим процессом мышления. По общему правилу, «словесное мышление» используют в своей жизни все люди независимо от уровня культуры. Однако не все люди постоянно думают словами, так как развитый в достаточной степени ум человека способен переходить от словесного мышления к абстрактному, то есть несловесному. Люди с более развитым мышлением, имеющие высокий жизненный опыт и уровень знаний, способны понимать многие вещи без слов. [Продолжение в другом сообщении].

Гость, 28 октября 2016 г., 12:45

[Продолжение предыдущего сообщения] Но есть люди, которые обладают недостаточным жизненным опытом, знаниями и навыками, то есть для них любая задача является новой и поэтому они как будто бы изучают вопрос с нуля, таким образом проговаривая про себя каждое действие, чтобы не ошибиться. Также есть такие люди, которые не могут думать без слов не из-за отсутствия достаточных знаний, а из-за неразвитости мышления как такового, неспособного переходить на более высокий, абстрактный, «бессловесный» уровень понимая, поэтому таким людям всё время приходится проговаривать про себя всё то, что другому человеку понятно и без дополнительных комментариев. По этой причине, мне кажется, в статье справедливо замечено, что «менее развитое мышление течет вместе с речью, нуждаясь в ней как в необходимом средстве». На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что статья во всех аспектах верная, не содержит неясностей и не должна вызывать каких-либо вопросов у здравомыслящего человека-читателя.

1

ответ

Гость, 16 июня 2017 г., 15:56

Спасибо большое, очень много важных моментов. Благодарю!

Гость, 02 июня 2018 г., 11:36

БЛАГОДАРЮ СЕРДЕЧНО!

Гость, 07 апреля 2019 г., 11:53

Очень интересная и полезная статья. И очень простая.

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.

Допонятийное мышление

В своем становлении мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную. Допонятийное мышление — это начальная стадия, когда формируются свойства, поз­воляющие преодолеть ряд временных и пространственных ограничений. На этом этапе мышление у детей имеет другую, чем у взрослых, логику и организацию. Логика не является врожденной изначально, а развивается посте­пенно в процессе оперирования с предметами.

0Подробнее

01 янв. 2006 г.

Мышление

Мышление нередко определяют как способность к решению новых, экстренно возникающих задач в ситуациях, где прежние, уже известные решения не срабатывают. Творческое и конструктивное, развитое мышление действительно способно справляться с такими задачами, но это не значит, что если кто-то не нашел творческого решения в новой для него ситуации, у него мышление отсутствовало. В своих простейших формах мышление, как процесс, это всего лишь переработка информации в потоке течения мыслей, образов и ощущений.

7Подробнее

01 окт. 2022 г.

Мысль

Мысль — упакованный смысл, переданный сознанию (всплывший в сознании) в процессе мышления. Мысль (смысл?) — интересная, имеющая значение связь понятий, связь образа цели и элементов ситуации. «Я понял, как это связано!» «Я понял, что можно сделать!»

6Подробнее

01 окт. 2022 г.

Понятийное мышление

Понятийное мышление — вид мышления, где используются понятия и логические конструкции. Понятийное мышление нередко называют также отвлеченным, или абстрактным мышлением, хотя это не совсем так: абстрактный (отвлеченный) характер может иметь не только понятное, но и образное мышление. Понятийное мышление в сравнении с наглядно-действенным и наглядно-образным мышлением — более поздний этап развития мышления как в истории человечества (в филогенезе), так и в процессе развития конкретного человека (в его онтогенезе).

2Подробнее

01 окт. 2022 г.

Женское мышление происходит в процессе говорения

Для большинства женщин мышление как самостоятельная внутренняя деятельность не свойственна. Женщине затруднительно вначале думать, а после этого говорить: чтобы думать, женщина начинает говорить. Женское мышление без речи невозможно, точнее — в сопровождении речи оно происходит более легко и привычно. Мужской способ мышления: сначала сформулировал свою мысль внутри себя, потом сказал — для женщин возможен, но затруднителен.

0Подробнее

Особенности развития. Как связаны мышление, речь и деятельность человека?

Мы не всегда задумываемся, какие процессы происходят перед совершением нами какого-либо действия. А ведь между появлением первой мысли и конечным результатом осуществляется работа. Сначала у нас зарождается какая-либо идея, она обдумывается, обретает более чёткое выражение. После того как мысль полностью сформировалась, человек воплощает задуманное. Для каждого индивидуума этот процесс является сугубо индивидуальным. Между тем, как человек думает, выражается и поступает, проявляется взаимодействие. Как связаны мышление, речь и деятельность человека, рассматривается в статье.

Что собой представляет мышление

Мозг человека работает, даже когда нам кажется, что мы не думаем. Так происходит, что человеку свойственно мыслить после своего взаимодействия с внешним миром. Он знакомится с действительностью с помощью чувственного познания. После этого происходит обработка полученной информации. Подобные проявления мозговой деятельности называются наглядно-действенное, а также наглядно-образное мышление. И они представляют собой свидетельство того, как связаны мышление, речь и деятельность человека.

Также у человека происходит формирование теоретического мышления. Оно состоит в познании недоступных ощущениям явлений. Например, при изучении физики элементарных частиц возникли сложности с их фактическим обнаружением. Даже используя современные микроскопы, это сделать невозможно. Поэтому существование частиц было доказано посредством логических умозаключений. Они вовсе не являются невидимыми, а обладают определёнными свойствами даже при очень небольших размерах.

Мышление – формирование знания

Мы узнаём что-либо в результате соответствующей мыслительной деятельности. Сущность происходящего, а также внутренние связи между явлениями становится возможным понять в результате работы мозга. Способность думать представляет собой высшую ступень познания.

Часто возникает вопрос о том, как связаны мышление, речь и деятельность человека. Ответ состоит в том, что происходит познание окружающего мира, формирование определённых выводов. Для этого человеком совершаются следующие логические операции:

  • Анализ.
  • Синтез.
  • Сравнение.
  • Обобщение.

О логических операциях подробнее

В том, как связаны мышление, речь и деятельность человека, помогает разобраться каждая из названных выше логических операций. В частности, анализ проводится с целью глубже понять что-либо. Он состоит в разложении предмета на составляющие части. Благодаря анализу получается разобраться в строении рассматриваемого предмета. При этом его свойства представляются более конкретизированными, а познание становится доступным для человека и полностью реальным.

Но одного разложения предмета на составляющие просто недостаточно для понимания его сущности. Поэтому следующий этап состоит в установлении связи между обнаруженными частями. Этим занимается синтез. То есть после того, как объекты были обособлены посредством анализа, они соединяются.

Сравнение представляет собой выявление общих характеристик и знаков отличия. Таким образом, человеку на протяжении долгих лет удавалось открывать новые законы. То есть происходило выявление устойчивых связей между предметами и событиями. Благодаря установленным законам человек смог оказывать воздействие на общественную жизнь и природу.

Основные формы мышления также представлены суждениями и умозаключениями. Суждение состоит в согласии или отрицании какого-либо явления. На основании суждений появляются умозаключения. Они представляют собой мыслительный процесс, направленный на то, чтобы вывести новое суждение из имеющихся.

Связь мышления и речи

Мы редко задумываемся о том, как связаны речь, мышление и деятельность. А ведь мы думаем на определённом языке. При изучении иностранного языка это становится особенно заметно. Ведь обычно для внутреннего монолога мы предпочитаем родной.

Чем лучше мысль выражена словами, тем отчётливее и понятнее она воспринимается. И наоборот: чем лучше продумана определённая мысль, тем лучшее словесное выражение она получает в результате. В любом случае мышление представляет собой осознаваемый процесс.

В чем состоит проявление деятельности

Для человека свойственно осуществление преобразовательной деятельности. При этом человек ведёт себя, приспосабливаясь. В частности, в начале своего развития людям было свойственно приспосабливаться к географическим и климатическим условиям. Ведь при изменении русла реки и затоплении полей в результате происходили значимые перемены в жизни проживающего поблизости народа. В первую очередь это затрагивало хозяйственную деятельность.

Постепенно человеком были сооружены дамбы, каналы, ирригационные системы. Человек подчинил себе природную стихию. То есть людьми осуществляется преобразование природы, а не только приспособление к ней. В этом состоит существенное отличие человека от представителей животного мира.

Каким образом человек передаёт информацию детям

Кроме того, у людей отсутствует врождённая программа, направленная на изменение характера деятельности. Человек не способен передавать ряд определённых действий своим потомкам генетически. Выжили только люди, у которых получалось вырабатывать небиологические образы организации своей жизни. Чтобы выжить, нужно было менять формы поведения, особенности деятельности, а также психические установки. Также можно сказать, что для человека свойственна подобная модель, так как связаны речь, и мышление, и деятельность.

То есть методом проб и ошибок индивидуум должен был определять тот вариант поведения, который является правильным. В результате он передавал потомкам накопленный опыт в устной форме. Его дети постепенно нарабатывали собственные знания и таким же образом передавали их. То есть постепенно происходило формирование звеньев, разделяющих человека и природу. Кроме того, деятельность людей поспособствовала превращению биологического существования в социальное.

Мышление детей дошкольного возраста

Особенности мышления напрямую связаны с возрастом. Дошкольники быстро развиваются. Для них характерно быстрое расширение круга мыслительных задач. Это становится возможным благодаря действенной форме мышления. Именно этот его вид для детей является основным.

Ребёнок в возрасте 3-6 лет занимается разной деятельностью. Она направлена на обогащение имеющихся знаний о предметах и их особенностях. Дошкольник учится самостоятельности в выборе и решении задач, которые возникают перед ним. В отношении этого вопроса были проведены соответствующие исследования. Они показали, что детям дошкольного возраста свойственно перестраиваться от практических действий к умственным.

Дети младшего дошкольного возраста (3-4 лет) приступают к решению задачи сразу. Ребёнок не занимается предварительным анализом поставленного вопроса. Он приступает к её решению и обычно сам удивлён результатом. То есть осмысливает его только после того, как задание выполнено. А вот дети 5-6 лет часто занимаются озвучиванием того, чем занимаются. В 6-7 лет ребёнок способен выполнить задание мысленно. После этого он говорит, чем планирует заняться. Это происходит, так как связаны речь и мышление. А затем он достаточно быстро осуществляет выполнение поставленной задачи.

Как думают школьники

Для детей школьного возраста характерно постепенное развитие способности мышления, которая сводится к обобщению полученной информации. Разве что детям свойственно волноваться при ответе у доски. Также ребёнок может переживать во время выполнения контрольной работы, перед открытым уроком, экзаменом. По большому счёту это происходит, так как связаны речь, и мышление, и деятельность. У детей в этом отношении наблюдается своя специфика.

Подобные эмоции вызывают торможение. Именно они являются причиной замедления мышления. Ведь в спокойной обстановке школьник успешно справляется с решением задач. Дома он отлично изучил тему урока и может пересказать параграф. Но вот при ответе на уроке он волнуется и забывает прочитанное.

Но существуют школьники, которые воспринимают контрольную или экзамен в качестве стимула. Для них свойственно ускорять работу в экстренных ситуациях. Педагоги при оценивании знаний в подобных случаях должны учитывать индивидуальные особенности учащихся. Опытные наставники всегда руководствуются тем, как связаны речь, и мышление, и деятельность у школьников.

Особенности мышления взрослых людей

Взрослые люди мыслят несколько иначе. Хотя вопрос относительно того, как связаны речь, и мышление, и деятельность у взрослых, имеет немаловажное значение. У них по-разному соотносятся взаимодополняющие формы, а также виды умственной деятельности. Речь идёт о наглядно-действенном, наглядно-образном и отвлечённом мышлении. Индивидуальные особенности характеризуются также самостоятельностью в решении задач, гибкостью ума, а также скорости. Более подробно эти характеристики выглядят таким образом:

  1. Самостоятельность состоит в способности видения и постановки нового вопроса. После этого требуется с ним справиться без посторонней помощи. Именно в такой самостоятельности выражен творческий характер мышления.
  2. Гибкость состоит в способности мышления изменять план, намеченный вначале. Любая предложенная заранее система должна быть подвержена изменениям, если она не соответствует новым условиям. Во время развития ситуации проявляются такие моменты, которые не были известны и учтены при составлении плана.
  3. А вот быстро мыслить нужно, если происходит экстренная ситуация. Это требуется при военных действиях, авариях.

Все эти действия становятся возможны, так как связаны речь, и мышление, и деятельность.

У людей мышление играет немаловажную роль. Благодаря умственным способностям становится возможным принимать правильные решения, верно оценивать возникающие ситуации.

Речь как деятельность человека

%PDF-1.5 % 2 0 объект > /Метаданные 5 0 R /OCProperties > > >] /ВКЛ [6 0 П] /Заказ [] /RBGroups [] >> /OCG [6 0 R] >> /PageLayout /OneColumn /Страницы 7 0 Р /StructTreeRoot 8 0 R /Тип /Каталог >> эндообъект 5 0 объект > транслировать 2018-02-01T14:54:49+05:302018-02-01T15:09:58+05:30Acrobat PDFMaker 10. 0 для Word2018-02-10T22:15:12+05:30uuid:eca4ac58-8407-42e6-8b35- 5b528511fd0cuuid:caf82903-ba1e-4c01-8bcf-5cd440d7ca44

  • 4
  • приложение/pdf
  • Речь как деятельность человека
  • Международный журнал научных и инженерных исследований, том 9, выпуск 1, январь 2018 г.
  • пользователь
  • Adobe PDF Library 10.0речь, устное общение, вербальное общение, человек, диалогическое, монологическое, лингвистическое, чтение, письмо, слушание, говорение, ситуация, деятельность.D:20180201092433Эта статья посвящена речи как человеческой деятельности. Он также направлен на изучение двух типов общения: вербального (или разговорного) и невербального. Вербальное общение осуществляется в четырех видах устной деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме. Они являются основными предметами обучения иностранным языкам. IJSER Research paper
  • Международный журнал научных и инженерных исследований, том 9, выпуск 1, январь 2018 г.
  • конечный поток эндообъект 27 0 объект >
    транслировать xڵ[YoF~ׯAPS*F3IfMږHd[V~=Km\. p МО:w*_mիx_P(​f|~l Շc[Ǯz9_z.A$bصbINOWo−%|QfqR&IDQUVpY뇋6��cmMmM[Gb3Foom−’h[/zt;$zCHIK#6 j{0oq/d I0″{‘f! }hj* Iвязка((($

    Возрастные изменения познания и восприятия речи

    Korean J Audiol. 2013 Sep; 17(2): 54–58.

    Опубликовано онлайн 24 сентября 2013 г. . doi: 10.7874/kja.2013.17.2.54

    1 и 2

    Информация об авторе Примечания к статье Информация об авторских правах и лицензиях Заявление об отказе от ответственности

    Старение по-прежнему является одним из наиболее очевидных биологических процессов. Исследования когнитивного старения предполагают, что возраст связан со снижением когнитивных функций, однако могут существовать индивидуальные различия, так что не все пожилые люди будут испытывать снижение когнитивных функций. Многие исследователи показали, что распознавание речи ухудшается с возрастом.Некоторое возрастное снижение восприятия речи может быть объяснено проблемами периферической чувствительности, но когнитивное старение также может быть одной из причин этого.

    фактор. Потенциальными источниками снижения распознавания быстрой речи у пожилых людей являются сокращение времени обработки и уменьшение акустической информации в сигнале. Однако другие исследования также показали, что восприятие речи не ухудшается с возрастом. Когнитивные способности неотъемлемо связаны с обработкой речи. Два когнитивных фактора, которые снижаются с возрастом, могут влиять на восприятие речи. Первый фактор — это объем рабочей памяти, а второй фактор касается скорости обработки информации, обычно определяемой как скорость, с которой человек может извлекать содержимое и создавать смысл из быстрого сигнала. Когнитивная функция показывает адаптивные процессы с возрастом, которые согласуются с мнением о том, что мозг сам по себе обладает потенциально пожизненной способностью к нейронной пластичности. При оценке сложности восприятия речи у пожилых людей когнитивная функция может учитываться при оценке и решении проблемы восприятия речи.

    Ключевые слова: Старение, Познание, Восприятие речи, Пластичность

    Старение является одним из наиболее очевидных биологических процессов, молекулярные и клеточные механизмы которых до сих пор плохо изучены. Возрастные изменения затрагивают почти все аспекты человеческого организма, такие как мозг, кости, суставы, глаза, уши, пищеварительную, метаболическую, мочеполовую, зубную систему, кожу и функциональные способности.

    Что касается костей и суставов, несущие нагрузку кости и подвижные суставы изнашиваются с возрастом. Следовательно, остеопороз и артрит обычно возникают у пожилых людей. Точно так же происходят возрастные изменения в головном мозге; однако о возрастных изменениях головного мозга еще мало что известно.

    Среди функций мозга когнитивные функции и способности к восприятию речи, по-видимому, подвержены старению. До сих пор нет единого мнения о механизмах, лежащих в основе проблем познания и восприятия речи у пожилых людей. Изменения порогов слуха, памяти, внимания и скорости обработки информации могут быть причинами трудностей, с которыми пожилые люди сталкиваются в повседневной жизни. 1–3)

    и исследовать их взаимосвязь. Кроме того, это исследование обеспечит современное понимание механизма возрастного снижения когнитивных функций и восприятия речи.

    Когнитивная функция в широком смысле определяется как интеллектуальный процесс, посредством которого человек осознает, воспринимает или постигает идеи. Он включает в себя все аспекты восприятия, мышления, рассуждения и запоминания.

    Исследования когнитивного старения предполагают, что возраст связан со снижением когнитивных функций. Средний курс когнитивных способностей за последние несколько десятилетий жизни ускоряется. 4) Это явление показано в перекрестных, продольных исследованиях и исследованиях нервных стволовых клеток.0013

    Все больше данных указывает на то, что несколько типов резидентных нервных стволовых клеток (НСК), расположенных в определенных областях мозга, в первую очередь в субгранулярной зоне гиппокампа, по-видимому, играют важную роль в когнитивных функциях, таких как обучение, память и эмоциональное поведение.6,7) Представлен возможный механизм возрастных изменений нейрогенеза ().5)

    Открыть в отдельном окне

    Возможные механизмы, ответственные за возрастное снижение нейрогенеза (Адаптировано из Benedetta A, et др. Старение 2012 г., согласно лицензии Creative Commons). На пролиферирующие и покоящиеся нейральные стволовые клетки и клетки-предшественники (НСК; левый столбец) указывает наличие или отсутствие митотических веретен соответственно. Пролиферирующие НСК делятся, образуя (стрелки) дополнительные НСК или незрелые нейроны (правый столбец). Во время созревания многие нейроны подвергаются апоптозу (перекрестам). A: Схематическое изображение взрослого нейрогенеза в молодом гиппокампе. BE: Схематическое изображение нейрогенеза взрослых в стареющем гиппокампе. Уменьшение числа нейронов в стареющем гиппокампе (Б-Е) можно объяснить увеличением покоя, т.е. меньшей долей пролиферирующих НСК (Б), изменением судьбы НСК, т.е. увеличением дифференцировки за счет пролиферативной и/или глиогенной за счет нейрогенного деления (С), истощения НСК в результате гибели клеток (Г) или более высокой доли новорождённых нейронов, подвергающихся апоптозу (Е). Сплошные или пунктирные стрелки (AD) указывают на постоянное количество или уменьшение доли пролиферирующих НСК и нейронов, генерируемых из общего пула НСК, соответственно.

    Старение представляет собой один из основных факторов, снижающих пролиферацию НСК,8,9), в то время как снижение когнитивных функций, включая снижение способности к обучению и памяти, обычно наблюдается у пожилых людей.9,10)

    Манипуляции, снижающие нейрогенез, обычно ухудшают когнитивные функции производительности у стареющих животных, в то время как, наоборот, увеличение нейрогенеза имеет тенденцию к улучшению обучения и памяти. Согласно недавнему исследованию, снижение когнитивных функций не является нормальной частью старения и связано с некоторой формой невропатологии. 15) В исследовании люди были разделены на 3 группы по трем различным темпам снижения: медленное, умеренное и быстрое. Лица в группах быстрого снижения имели высокие уровни амилоидных бляшек и нейрофибриллярных клубков. С другой стороны, люди из класса медленного угасания имели наименьшее количество невропатологии.

    Таким образом, до сих пор существуют разногласия относительно того, связаны ли старение и снижение когнитивных функций, и могут существовать индивидуальные различия, из-за которых не у всех пожилых людей наблюдается снижение когнитивных функций.

    Восприятие речи – это процесс, посредством которого звуки языка слышатся, интерпретируются и понимаются. Как правило, пожилые люди жалуются на то, что говорящие бормочут или говорят слишком быстро и что их плохо слышно, когда есть фоновый шум. Многие исследователи показали, что распознавание речи ухудшается с возрастом.16,17) Согласно одному отчету, до трети пожилых людей с трудом понимают разговоры в повседневных слуховых ситуациях18)9.0013

    Возрастные трудности с пониманием речи могут быть связаны с изменениями в когнитивных процессах более высокого уровня, таких как понимание языка, память, внимание и когнитивное замедление, или с сенсорными и перцептивными процессами более низкого уровня.19) То есть некоторые из возрастное снижение восприятия речи может быть связано с проблемами периферической чувствительности, но когнитивное старение также может быть фактором, способствующим этому.20)

    Многие исследования распознавания речи у пожилых людей сообщают о возрастных различиях в производительности. Однако интерпретация сниженного восприятия речи у пожилых людей осложняется изменением порогов чистого тона, происходящим с возрастом.

    Возрастная потеря периферического слуха, называемая пресбиакузисом, широко распространена, а потеря слуха у пожилых людей связана с рядом патологий. Среди них предполагается, что дегенерация полосатого тела является основной причиной пресбиакузиса.21)

    Влияние возрастного снижения порогов слышимости на восприятие речи широко изучалось. Вывод состоит в том, что высокочастотная пороговая потеря слуха объясняет большую часть потери фонетической информации и идентификации слов в тихих условиях прослушивания.22,23)

    В дополнение к снижению порога слышимости пожилые люди демонстрируют большее снижение распознавания речи, чем более молодые люди, с увеличением скорости речи.24) Потенциальными источниками снижения распознавания быстрой речи являются сокращение времени обработки и уменьшение акустического информация в сигнале.

    Однако многие другие исследования также показали, что восприятие речи не ухудшается с возрастом после поправки на влияние различных порогов слышимости. которые различаются у разных людей, являются факторами, которые усложняют интерпретацию различных уровней восприятия речи у пожилых людей. В одном исследовании. при уравнивании порогов по возрастным группам восприятие речи не различалось от 50 до 9 лет.0, за исключением синтетической идентификации предложений.26) В другом исследовании не было обнаружено существенных различий в распознавании речи для лиц в трех возрастных группах: 55–64, 65–74 и 75–84 лет, которые были выбраны таким образом, чтобы средний пороги чистого тона для трех групп были в пределах 5 дБ друг от друга.27)

    Согласно лонгитюдному исследованию, возрастное ухудшение распознавания слов больше соответствовало основным изменениям слуховой функции, а не снижению когнитивной функции, в результате патологии периферической, а не центральной системы.28)

    Быстрая скорость речи и наличие фонового шума больше нарушают идентификацию слов у слушателей старшего возраста, чем у молодых, даже если их пороги чистого тона в норме. 16,27,29,30) к особой уязвимости пожилых слушателей, когда речь слышна с фоновым шумом или с высокой скоростью. Эти изменения включают снижение моноауральной слуховой временной обработки31), бинауральной обработки32) и поведенческих и физиологических факторов слуховой временной обработки31,33)9.0013

    Пороги обнаружения пробелов выше для пожилых людей, что потенциально снижает временную сегрегацию событий. То есть пожилые люди не обнаруживают пробел в сигнале до тех пор, пока размер пробела не станет примерно в два раза больше, чем наименьший разрыв, обнаруживаемый более молодыми людьми (приблизительно 6 мс против 3 мс).34) Пороги обнаружения пробела непредсказуемы. от порогов слышимости чистого тона у слушателей с нормальными аудиограммами.35,36)

    Когнитивные способности неотъемлемо связаны с восприятием речи, и они сильно коррелированы. Некоторые исследования указывают на важность когнитивной функции, помимо факторов слуха, которые ограничивают восприятие речи у пожилых людей. 37) С другой стороны, в некоторых исследованиях сообщается, что влияние снижения когнитивных функций на восприятие речи у пожилых людей незначительно. .22) Когнитивная функция состоит не из одного компонента, а из многих отдельных компонентов, таких как внимание, память и понимание языка.

    Принимая во внимание когнитивные компоненты, специфичные для восприятия речи, два когнитивных фактора, которые снижаются с возрастом, могут влиять на качество восприятия речи. Этими двумя факторами являются объем рабочей памяти и скорость обработки информации, которая обычно определяется как скорость, с которой человек может извлекать содержимое и создавать смысл из быстрого сигнала.3,38)

    Рабочая память относится к хранилище, где хранится информация, связанная с более поздними событиями. Коэн39) (1987) отметил, что объем рабочей памяти может влиять на понимание речи, поскольку части устного сообщения должны сохраняться в памяти и связываться с более поздними частями сообщения для понимания логических отношений между словами и понятиями. Известно, что рабочая память минимально ухудшается с возрастом.40)

    Согласно одному исследованию, связанное с возрастом снижение слуховой обработки, а не изменение емкости рабочей памяти, в первую очередь влияет на восприятие речи2) и снижение доступной время обработки приводит к снижению распознавания у пожилых людей. 25) Таким образом, пожилые люди, как правило, испытывают трудности в восприятии речи при быстрой речи.

    Дэвис и Сильверман41) (1970) давно поняли, что то, как мозговые системы объединяют слуховую и когнитивную информацию, имеет решающее значение для нашего понимания речевой коммуникации.

    Акустический анализ информации происходит в средней дорсальной верхней височной области, затем идет либо кпереди по верхней височной извилине (ВВГ) к нижней лобной коре при преобразовании речи в смысл, либо кзади по ВВГ к нижней теменной доле, а затем к премоторная кора ().42) Считается, что левые дорсолатеральные области префронтальной коры участвуют в семантической обработке и рабочей памяти. Активация префронтальной коры особенно важна в пожилом возрасте43), так как предполагается, что она отражает задействование большего количества ресурсов рабочей памяти40)9.0013

    Открыть в отдельном окне

    Области мозга, участвующие в обработке речи в пожилом возрасте (адаптировано из Aydelott et al. Trends in Amplification 2011, с разрешения SAGE). Схематические выделения в левых областях коры, участвующих в восприятии речи. Передне-вентральный (aSTS) и задне-дорсальный (pSTS) слуховые потоки исходят из первичной слуховой коры (AC), слухового пояса/извилины Хешля. Задне-дорсальный поток взаимодействует с премоторными областями и вращается вокруг нижней теменной коры (IPC). Информация об объекте, такая как отображение речи на семантику, декодируется в передне-вентральном потоке в нижнюю лобную кору (IFC; зона Бродмана 44, 45). При задне-дорсальном пути связанные с вниманием или намерением изменения в нижней теменной доле (IPL; поле Бродмана 40) влияют на выбор контекстно-зависимых программ действий в префронтальной коре и премоторной коре (PMC; поле Бродмана 6). Оба пути могут модулироваться активностью дорсолатеральной префронтальной коры (PLPFC; зона Бродмана 9)., 46). STS: верхняя височная борозда, IFC: нижняя лобная кора, IPL: нижняя теменная долька, DLPFC: дорсолатеральная префронтальная кора.

    Когнитивное старение включает в себя снижение сенсорной обработки и последующее увеличение вовлечения более общих когнитивных областей, таких как префронтальная кора, в качестве средства компенсации.20)

    Например, когда молодые и пожилые люди выполняют одинаково различных перцептивных и когнитивных задач, активация более распространена в более старшем мозге, чем в более молодом, с одной интерпретацией, что это отражает компенсаторную обработку у пожилых людей. 43)

    Эти данные, которые коррелируют адаптивные когнитивные процессы с возрастом, согласуются с концепцией, что мозг сам по себе обладает потенциально пожизненной способностью к нейронной пластичности и адаптивной реорганизации.20)

    Старение влияет как на периферическую, так и на центральную слуховую систему. Простой оценки периферической слуховой системы недостаточно, чтобы полностью понять патофизиологию нарушения восприятия речи у пожилых людей. Таким образом, диагностическая оценка затрудненного восприятия речи у пожилых людей должна включать не только стандартное аудиометрическое тестирование, но и измерение центральной слуховой функции и связанных с ней когнитивных функций. Тесты когнитивных функций также можно использовать в качестве чувствительного критерия исхода восстановления слуха.44) Аналогичным образом, в отношении лечения проблем с восприятием речи у пожилых людей лечение, направленное только на компенсацию нарушений периферического слуха, неадекватно, но все же может быть лучше. включить эту стратегию для компенсации нарушений центрального слуха и дефицита когнитивных функций.

    Влияние возраста на восприятие речи и когнитивные процессы изучено недостаточно. Хотя все еще существуют разногласия относительно того, снижаются ли когнитивные функции и восприятие речи с возрастом, в целом пожилые люди испытывают трудности в повседневном общении, независимо от того, кроется ли причина в периферической системе слуха или в центральной когнитивной системе. С возрастом слух ухудшается, но пластичность мозга и когнитивные функции могут продолжать компенсировать периферические нарушения. Таким образом, тестирование когнитивных функций также может быть рассмотрено при оценке восприятия речи, особенно у пожилых людей, и это имеет значение для проведения реабилитационного тренинга по центральному слуху для пожилых людей. Необходимо провести дальнейшие исследования, чтобы определить, какие когнитивные навыки более чувствительны при восприятии речи.

    1. Паттерсон Р.Д., Ниммо-Смит И., Вебер Д.Л., Милрой Р. Ухудшение слуха с возрастом: частотная избирательность, критическое соотношение, аудиограмма и речевой порог. J Acoust Soc Am. 1982; 72: 1788–1803. [PubMed] [Google Scholar]

    2. Пичора-Фуллер М.К., Шнайдер Б.А., Данеман М. Как молодые и пожилые люди слушают и запоминают речь в шуме. J Acoust Soc Am. 1995; 97: 593–608. [PubMed] [Google Scholar]

    3. Salthouse TA. Теория скорости обработки различий в познании взрослого возраста. Психологический Откр. 1996;103:403–428. [PubMed] [Google Scholar]

    4. Verhaeghen P, Salthouse TA. Мета-анализ отношений возраста и познания во взрослом возрасте: оценки линейных и нелинейных возрастных эффектов и структурных моделей. Психологический бык. 1997; 122: 231–249. [PubMed] [Google Scholar]

    5. Artegiani B, Calegari F. Возрастное снижение когнитивных функций: могут ли нам помочь нервные стволовые клетки? Старение (Олбани, штат Нью-Йорк) 2012; 4: 176–186. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

    6. Yassa MA, Stark CE. Разделение паттернов в гиппокампе. Тренды Нейроси. 2011; 34: 515–525. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

    7. Дэн В., Аймоне Дж. Б., Гейдж Ф. Х. Новые нейроны и новые воспоминания: как нейрогенез гиппокампа взрослых влияет на обучение и память? Нат Рев Нейроски. 2010; 11: 339–350. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

    8. Altman J, Das GD. Ауторадиографические и гистологические доказательства постнатального нейрогенеза гиппокампа у крыс. J Комп Нейрол. 1965; 124: 319–335. [PubMed] [Google Scholar]

    9. Kuhn HG, Dickinson-Anson H, Gage FH. Нейрогенез в зубчатой ​​извилине взрослой крысы: возрастное снижение пролиферации нейронов-предшественников. Дж. Нейроски. 1996;16:2027–2033. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

    10. Gage FH, Kelly PA, Björklund A. Региональные изменения метаболизма глюкозы в головном мозге отражают когнитивные нарушения у старых крыс. Дж. Нейроски. 1984; 4: 2856–2865. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

    11. Montaron MF, Drapeau E, Dupret D, Kitchener P, Aurousseau C, Le Moal M, et al. Пожизненный уровень кортикостерона определяет возрастное снижение нейрогенеза и памяти. Нейробиол Старение. 2006; 27: 645–654. [PubMed] [Академия Google]

    12. Кемперманн Г., Кун Х.Г., Гейдж Ф.Х. Индуцированный опытом нейрогенез в стареющей зубчатой ​​извилине. Дж. Нейроски. 1998;18:3206–3212. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

    13. Wilson RS, Beckett LA, Barnes LL, Schneider JA, Bach J, Evans DA, et al. Индивидуальные различия в темпах изменения когнитивных способностей пожилых людей. Психологическое старение. 2002; 17: 179–193. [PubMed] [Google Scholar]

    14. Christensen H, Jorm AF, Henderson AS, Mackinnon AJ, Korten AE, Scott LR. Взаимосвязь между здоровьем и когнитивным функционированием в выборке пожилых людей в сообществе. Возраст Старение. 1994;23:204–212. [PubMed] [Google Scholar]

    15. Hayden KM, Reed BR, Manly JJ, Tommet D, Pietrzak RH, Chelune GJ, et al. Когнитивное снижение у пожилых людей: анализ неоднородности населения. Возраст Старение. 2011;40:684–689. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

    16. Cheesman MF, Hepburn D, Armitage JC, Marshall K. Сравнение роста маскирующих функций и способностей распознавания речи у молодых и пожилых людей. Аудиология. 1995; 34: 321–333. [PubMed] [Академия Google]

    17. Дивений П.Л., Гаупт К.М. Аудиологические корреляты дефицита понимания речи у пожилых слушателей с потерей слуха от легкой до умеренной степени. I. Эффекты возрастной и латеральной асимметрии. Ухо Слушай. 1997; 18:42–61. [PubMed] [Google Scholar]

    18. Совет здравоохранения округа Гамильтон-Вентворт. Услуги для пожилых людей: Отчет о выводах и рекомендации. Гамильтон, Онтарио: Региональный муниципалитет Гамильтон-Вентворт и Совет здравоохранения округа Гамильтон-Вентворт; 1988. [Google Академия]

    19. Шнайдер Б.А., Данеман М., Пичора-Фуллер М.К. Аудирование у пожилых людей: от понимания речи до психоакустики. Может ли J Exp Psychol. 2002; 56: 139–152. [PubMed] [Google Scholar]

    20. Айделотт Дж., Лич Р., Криньон Дж. Нормальное взрослое старение и контекстуальные влияния, влияющие на речь и значимое звуковое восприятие. Усилитель трендов. 2010;14:218–232. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

    21. Gates GA, Mills JH. пресбиакузис. Ланцет. 2005;366:1111–1120. [PubMed] [Академия Google]

    22. Хьюмс Л.Е. Понимание речи в пожилом возрасте. J Am Acad Audiol. 1996; 7: 161–167. [PubMed] [Google Scholar]

    23. van Rooij JC, Plomp R. Аудиальные и когнитивные факторы восприятия речи пожилыми слушателями. III. Дополнительные данные и окончательное обсуждение. J Acoust Soc Am. 1992; 91: 1028–1033. [PubMed] [Google Scholar]

    24. Гордон-Салант С., Фитцгиббонс П.Дж. Влияние стимула и изменчивости уровня шума на восприятие речи молодыми и пожилыми людьми. J Acoust Soc Am. 2004; 115:1808–1817. [PubMed] [Академия Google]

    25. Дженстад Л.М., Соуза ЧП. Изменения временной оболочки сжатия и скорости речи: комбинированное влияние на распознавание пожилых людей. J Speech Lang Hear Res. 2007; 50:1123–1138. [PubMed] [Google Scholar]

    26. Jerger J. Можно ли объяснить возрастное снижение разборчивости речи периферической тугоухостью? J Am Acad Audiol. 1992; 3:33–38. [PubMed] [Google Scholar]

    27. Дубно Дж. Р., Ли Ф. С., Мэтьюз Л. Дж., Миллс Дж. Х. Возрастные и гендерные изменения распознавания монофонической речи. J Speech Lang Hear Res. 1997;40:444–452. [PubMed] [Google Scholar]

    28. Дубно Дж. Р., Ли Ф. С., Мэтьюз Л. Дж., Альстром Дж. Б., Хорвиц А. Р., Миллс Дж. Х. Продольные изменения распознавания речи у пожилых людей. J Acoust Soc Am. 2008; 123:462–475. [PubMed] [Google Scholar]

    29. Вингфилд А., Дюшарм Дж.Л. Влияние возраста и сложности прохождения на предпочтения скорости прослушивания речи, измененной во времени. J Gerontol B Psychol Sci Soc Sci. 1999; 54: P199–P202. [PubMed] [Google Scholar]

    30. Вингфилд А. Когнитивные факторы слуховой производительности: контекст, скорость обработки и ограничения памяти. J Am Acad Audiol. 1996;7:175–182. [PubMed] [Google Scholar]

    31. Фитцгиббонс П.Дж., Гордон-Салант С. Слуховая темпоральная обработка у пожилых слушателей. J Am Acad Audiol. 1996; 7: 183–189. [PubMed] [Google Scholar]

    32. Гроуз Дж. Х. Бинауральные характеристики и старение. J Am Acad Audiol. 1996; 7: 168–174. [PubMed] [Google Scholar]

    33. Фрисина Д.Р., Фрисина Р.Д. Распознавание речи в шуме и пресбиакузисе: связь с возможными нейронными механизмами. Услышьте Рез. 1997; 106: 95–104. [PubMed] [Академия Google]

    34. Генрих А., Шнайдер Б. Возрастные изменения при обнаружении разрывов внутри и между каналами с использованием синусоидальных стимулов. J Acoust Soc Am. 2006;119:2316–2326. [PubMed] [Google Scholar]

    35. Gordon NC, Heller PH, Gear RW, Levine JD. Временные факторы усиления морфиновой анальгезии дезипрамином. Боль. 1993; 53: 273–276. [PubMed] [Google Scholar]

    36. Страуз А., Ашмид Д.Х., Оде Р.Н., Грэнтэм Д.В. Временная обработка в стареющей слуховой системе. J Acoust Soc Am. 1998;104:2385–2399. [PubMed] [Google Scholar]

    37. Джергер Дж., Джергер С., Оливер Т., Пироццоло Ф. Понимание речи у пожилых людей. Ухо Слушай. 1989; 10: 79–89. [PubMed] [Google Scholar]

    38. Белосток Э., Крейк Ф., Лук Г. Когнитивный контроль и лексический доступ у билингвов младшего и старшего возраста. J Exp Psychol Learn Mem Cogn. 2008; 34: 859–873. [PubMed] [Google Scholar]

    39. Коэн Г. Понимание речи у пожилых людей: влияние когнитивных изменений.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *