Сочинение к варианту №5 ЕГЭ-2023 по русскому языку
22 августа 2022
В закладки
Обсудить
Жалоба
TG 4ЕГЭ
Сочинения ЕГЭ
Готовое сочинение к варианту №5 сборника «36 типовых вариантов» под редакцией И.П. Цыбулько, Р.А. Дощинского.
Пропала совесть. По-старому толпились люди на улицах и в театрах; по-старому они то догоняли, то перегоняли друг друга; по-старому суетились и ловили на лету куски, и никто не догадывался, что чего-то вдруг стало недоставать и что в общем жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка.
Полный текст:
Сочинение
Что происходит с человеком, утратившим совесть? Страшно представить мир, в котором не будет существовать добродетели, а зависть и ненависть возьмут верх над людьми. В таком случае нас ждёт настоящая деградация, которая приведёт к окончательному нравственному распаду и разрушению духовных ценностей. В предложенном тексте М. Е. Салтыков-Щедрин поднимает проблему последствий утраты совести.
Автор пытается представить общество, в котором не существует никаких моральных устоев. Это значит, что человеку теперь чуждо чувство вины за свои деяния, и он больше не берёт на себя ответственность за те или иные поступки. По мнению писателя, это приводит к непоправимым последствиям. Так, «мудрые мира поняли, что они наконец-то освободились от последнего ига» и «остервенились», занявшись постоянными разбоями и грабежами. Для людей, утративших совесть, нет ничего святого, поэтому они с абсолютным равнодушием совершают самые страшные преступления.
Напротив, совестливые люди зачастую очень сильно мучаются, подвергая каждое своё действие самой беспощадной оценке: «…встрепенувшаяся совесть указывает только один выход – выход бесплодного самообвинения». М.Е. Салтыков-Щедрин приводит в пример пропойцу, над которым «хохочет и глумится» толпа. Это свидетельствует о том, что люди, способные чувствовать муки совести, подвергаются насмешкам и обречены остаться не понятыми обществом.
Приведённые аргументы противопоставлены друг другу, так как писатель хочет подчеркнуть отличия между бессовестными и совестливыми людьми. Он приходит к выводу, что жить без совести гораздо легче, однако последствия, к которым это может привести, отнюдь не утешительны.
Итогом размышлений автора становится такая позиция: утрата совести позволяет людям льстить, пресмыкаться, обманывать, не задумываясь о своих действиях.
Нельзя не согласиться с точкой зрения М.Е. Салтыкова-Щедрина. Действительно, сердца людей, которые не знают, что такое угрызения совести, ожесточаются. Они получают ничем не ограниченную свободу и пользуются её плодами. Вспомним, например, такого персонажа, как Свидригайлов. Герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» совершает как благородные, так и по-настоящему подлые поступки. Подобная противоречивость объясняется его абсолютным равнодушием и к добру, и к злу.
Таким образом, без совести человека уже ничего не сдерживает и ничто не заставляет задумываться о своих поступках. Напротив, совесть не позволяет жить легко и удобно, потому что она требует соблюдения нравственных законов.
Сочинение на тему Совесть (9 класс)
- Сочинения /
- 9 класс
Мне кажется, совесть — это лучший спутник, советчик и компаньон человека, сопровождающий его на протяжении всей жизни. Именно она может с легкостью помочь нам определить, что такое хорошо, а что такое плохо; что является положительным поступком, а что – подлым; что стоит делать систематически, а какие поступки лучше не повторять и многое другое.
Кстати, мне кажется, если кто-то совершил что-то не очень хорошее, но при этом его мучает совесть, то он способен исправиться, у него есть душа и осознание своей вины. То есть, это еще не подлец. Законченные негодяи не испытывают душевных терзаний вообще.
Однажды, будучи в деревне у бабушки мы с соседским мальчиком украли у его папы, из кармана его рабочей куртки, пачку сигарет и выкурили ее. Конечно, каждый из нас понимал, что поступает плохо — ведь как воровство, так и курение — не повод для гордости.
Но нам так хотелось попробовать! Часто видя табачные изделия как атрибут и элемент «крутости» в играх и фильмах, нам захотелось самим побыть взрослыми и брутальными мужчинами, пусть и в своих мечтах. Потому, мы не раздумывая, совершили не очень – то хорошее дело.
К слову, я так и не понял, зачем некоторые взрослые курят. Мы оба кашляли, и было очень неприятно.
Разошлись мы с другом поздно вечером, долго ждали, пока выветрится запах. Прощаясь, договорились, что никогда никому не расскажем.
Всю ночь я мучился, ворочался с боку на бок и не мог уснуть. Моя совесть никак не хотела принимать тот факт, что ее в данном случае никто не спрашивает. Как только рассвело, я рассказал о случившемся бабушке, она же, в свою очередь, повела меня к папе моего приятеля, которому я тоже поведал всю правду.
И пусть после этого меня наказали, я около двух недель не ходил с мальчишками играть в футбол и купаться на речку, а сидел взаперти – я был рад, ведь мучения кончились и моя совесть чиста.
К слову, друга я не выдал – сказал, что украл пачку сигарет один. Потому, что совесть – она у каждого своя. И если он не испытывал совершенно никаких угрызений – мало того, узнав о моем признании не стал разделять со мной наказания, а испугался и «ушел в тень» — то Бог ему судья. Как говорится, пусть это останется на его совести.
2 вариант
Часто мы слышим выражение: «да у него же нет совести!», но не каждый задумывается над тем, у кого она есть. С самого детства нас воспитывают родители и стараются вложить только правильные качества: доброту, честность, подельчивость, сопереживание и не исключением является совестность.
В моем понимании совесть – это умение признать воремя свою ошибку, остановиться и подумать о правильности моих дейсвий, предусмотреть последствия. Например даже если на дороге нет ни одной машины – дождаться зеленый; помочь другу, когда он просит о помощи; извиниться, когда признаешь поражение. Это незаменимое качество нужно тренировать в себе с самого детства. Если же не воспитывать его в себе, то можно стать похожим на бездушного человека, которого ничего не волнует.
К сожалению в мире сейчас стало много людей, которые не думают о совести. Кругом можно встретить обман, ложь, хитрость и недоверие. Наверняка эти люди не стали богаче или счастливее от того, что не считаются с мнением и поступками других людей. Это не в коем случае не означает, что нельзя отвечать на зло злом или не доверять добрым поступкам, нужно просто быть осмотрительнее. Чем чаще каждый из нас будет прислушиваться к зову своего сердца, осознаннее относиться к себе и другим, понимая их желания у потребности, тем больше в нем будет расти его совесть и доброта.
Чтобы правильно понять и осознать свои чувства и поступки, нужно пользоваться тем, что есть у нас сейчас. Необходимо развивать в себе праивльные привычки, читать больше книг и литературы, которая дана нам не только в учебное время, а так же быть человечным к себе, близким и просто знакомым. Ведь всем приятно чувствовать себя полезным и нужным, приятно, когда в душе нет угрызений о том, что обидели кого-то специально. Чем больше таких людей будет в мире, тем меньше останется тех, кто решил отказаться от своей совести.
Поступая так, как советовалось выше, каждый из нас сможет отдать своим близким должное в нашем воспитании. Мы сможем обрадовать наших бабушек и дедушек, мам и пап не только добрым словом и делом, а в будущем, мы будем так же бережно заботится о них, как они заботились и берегли нас. Однажды каждый сможет подарить то, о чем мечтал наш самый дорогой серцу человек. А наши поступки будут откладываться у нас в сердце, как самые и чистые и добрые. Ведь кому как ни нам поступать по совести подавая пример остальным?
Сочинение №3
Совесть – это внутренний человеческий компас, который позволяет правильно поступать в трудных ситуациях и принимать решения. Она есть фактически у каждого человека, просто развита в разной степени, зависит от воспитания и социализации человека, от того какой уровень отношения к окружающим людям и к себе заложена внутри ребенка.
Именно совесть сигнализирует человеку о том, что он поступает неправильно. Поэтому человек испытывает стыд. Его мучает совесть за то, что он совершил неправильный поступок.
Но если часто поступать неправильно, то совесть притупляется. Она уже не замечает неправильных поступков, фильтр морального благополучия падает, поэтому аморальные поступки не вызывают никакого стыда. При этом стыд должен побуждать человека к определенным действиям, желанию исправить произошедшее по его вине и ответственность за совершенное. Стыд является индикатором правильности происходящего, правильности и моральности совершенных поступков.
Планка воздействия внешних факторов на человека падает, чем больше аморальных поступков он совершает, тем на более низменный поступок он готов. При этом он не осуждает окружающих людей, если их поступки не задевают его самого. Если же поступки других задевают человека, который лишен совести, то он соответственно считает их людьми бессовестными и недостойными общения.
Также совесть необходимо обучать, тогда она становится более восприимчивой. Стыд как раз-таки является показателем того, что у человека есть совесть и она полноценно работает.
Моральный уровень человека зависит от поступков, которые человек постоянно совершает. Если же человек постоянно поступает аморально, то это становится его нормой поступков, бывает про человека, который поступает неправильно и низко говорят: «Совести у него нет». Значит она не реагирует на происходящие изменения, не побуждает человека изменять свои поступки, предпринимать изменения.
Обычно люди лишенные совести из-за воспитания или внешних обстоятельств, а иногда это происходит по собственному желанию, человек притупляет свои чувства, то что ему стыдно и неудобно перед другими.
Поэтому я считаю, что совесть и стыд полностью сопоставлены и взаимосвязаны между собой. Если есть совесть, то она вызывает чувство стыда на определенные поступки и действия. Если же совести нет, то и чувства стыда не возникнет.
Совесть — сочинение 4
С самого раннего детства родители обучают свои детей, рассказывают, что хорошо, а что плохо, прививают моральные принципы. По мере взросления ребёнок пополняет свои знания в школе, учится правильно поступать на примере своих сверстников или героев из литературных произведений. Из полученных знаний постепенно формируется образ мыслей, образ действий и совесть.
Совесть – это внутренний голос, который подсказывает человеку как правильно поступить в той или иной ситуации. Если же человек всё-таки поступает неправильно, тогда его одолевают угрызения совести и всевозможные мысли о том, что всё можно было сделать по-другому. Так действует совесть на человека для того, чтобы он мог исправить данную ситуацию в лучшую сторону. Исправив свои ошибки, человек сразу же избавляется от угрызения совести и получает радость. А те ошибки и неправильные действия человека, которые нельзя исправить, могут со временем служить в качестве огромного жизненного опыта, поскольку, помня о них человек в будущем будет стараться больше так не поступать. Таким образом это чувство можно сравнить с судьёй, который находится в каждом из нас и следит за всеми нашими действиями, для того чтобы его обладатель поступал правильно и получал радость и удовлетворение от своего образа жизни.
Можно встретить и таких людей, которые поступают неправильно и не желают по каким-то причинам исправлять свои ошибки, несмотря на угрызения совести. Со временем у таких людей совесть может притупиться и настанет такой момент, когда она перестанет мучить человека. Таких людей часто называют бессовестными, так как они часто обижают других людей, поступают несправедливо. По их образу жизни можно сказать, что они стали на плохой путь, полный безнравственности и злых поступков.
Если бы все люди жили в соответствии с высокими нравственными нормами, всегда слушали голос своей совести и по возможности исправляли свои ошибки, тогда в мире было бы намного меньше зла, несправедливости и обмана. Ведь совесть нам дана для того, чтобы мы хорошо ориентировались в моральных ценностях и всегда поступали правильно. Таким образом, если мы будем жить, слушая свою совесть, обученную на моральных ценностях, то сможем выработать в себе и другие положительные качества, будем заботиться об окружающей среде и находить общий язык с другими людьми. Только так мы сможем прожить долгую и счастливую жизнь.
Что такое Совесть (5 вариант)
Совесть — внутреннее ощущение человека, помогающее совершать правильный нравственный выбор. Проблему совести поднимают многие авторы в своих литературных произведениях.
Булгаков в романе Мастер и Маргарита показывает мучения Понтия Пилата, когда он отдаёт приказ о казни Иешуа. Прокуратор понимает, что пленник невиновен, но не может пойти против устоявшихся принципов, потому что из-за этого может лишиться власти и влияния. После казни он долго мучается, испытывает ужасные угрызения совести, в итоге раскаивается и освобождает себя от тяжких оков самобичевания.
Другой пример — Родион Раскольников из произведения Достоевского «Преступление и наказание». Герой романа испытывает смешанные чувства после убийства старухи — процентщицы, которые впоследствии оказываются позывами совести. В душе другого героя — Сони Мармеладовой — также бушуют сомнения в правильности своих действий. Хотя девушка и является скромной и безропотной, никого не винит в таком положении своей судьбы, она понимает, что так жить нельзя, и ее мучает совесть за то, что она поступает отнюдь не религиозно.
Но как же действует этот феномен? Человека начинают терзать многочисленные мысли, в голове прокручивается ситуация, в которой, быть может, он не очень хорошо повёл себя, неправильно поступил. Или же вырисовывается образ грядущего мероприятия, предполагающего выбор между «плохим» и «хорошим», нередко даже между одним «плохим» и другим, что ещё больше усложняет выбор.
Эффект совести — крана полезный, но иногда он может и мешать существованию в социуме. Человек, которому по сложившимся обстоятельствам всегда нужно увиливать, придумывать отговорки и врать, имея отличную совесть, не сможет так поступать. Или, если даже пересилит себя, будет чувствовать дискомфорт и угрызения, что может свести с ума даже самого стрессоустойчивого.
В наше время совестливых людей становится все меньше. Истинные ценности уступили место эгоизму и эгоцентризму в сердцах людей. Нравственные и моральные установки современного человека деградируют, культурно — эстетический уровень, к сожалению, уже не так высок. И если в ближайшем прошлом считалось, например, неслыханной дерзостью заговорить со старшим в повышенных тонах, сделавший это впоследствии бы мучайся угрызениями совести, то сейчас каждый второй подросток регулярно грубит своим родителям, учителям или даже простым проходимого улице или в общественном транспорте.
№6
Зачастую под «совестью» понимается чувство нравственной ответственности перед обществом, отдельным человеком либо группой людей. Это подразумевает тот факт, что личность сама формирует нравственные обязанности и производит над собой некий самоконтроль.
Оценка же собственных поступков зачастую приводит к разному итогу: главными градациями здесь служит удовлетворение либо недовольство самим собой, а также своим выбором либо поведением в той или иной ситуации.
В связи с этим многие испытывают так называемые «муки совести» — так называются душевные терзания человека, когда он осознает, что поступил не так, как «было бы правильно» с точки зрения этики, морали либо воспитания. Конечно, есть и «смягчающие обстоятельства», к которым относятся неожиданность, состояние аффекта, трусость и пр. Но, так или иначе, присутствие совести у человека лучше, чем ее отсутствие.
Можно сказать, что совесть служит основой нравственного самосознания личности. Возникновение ее у человека разумного относят к эволюционной и интуитивной теориям. И, какая бы из них не была правильной, факт есть факт- на данный момент, практически каждой личности свойственно задумываться о нравственном выборе и испытывать переживания, связанные с его правильностью либо неправильностью – разумеется, все зависит от морального уровня человека: кому – то свойственно впадать в депрессию из-за малейшей провинности, а кто-то спокойно спит даже после совершения тяжких злодеяний.
Совесть можно назвать интуитивным явлением – ведь представления о ней в сознании человека формируются исподволь, извне, без всяких на то предпосылок. Конечно же, огромную роль играет воспитание, данное родителями – благодаря нему у ребенка складывается первоначальное представление о добре и зле, плохом и хорошем, достойных и недостойных поступках.
Но, тем не менее, полный комплекс морально-этических норм и устоявшаяся жизненная позиция формируются уже в более сознательном возрасте. Следовательно, и окончательные представления о совести появляются в этот же период.
Многие связывают понятия о чести и совести с религией – но, на самом деле, это является правдой не в полной мере. Все зависит от понятий об этике и справедливости – потому, существовало много случаев, когда атеист был совестливее многих из «праведных» христиан.
Многие задаются вопросом: «можно ли взрастить в себе чувство подобного самоконтроля?» Несмотря на то, что зачатки формируются в детстве, работа над собой может в значительной степени влиять на формирование позитивных черт характера – в том числе и на представление о чести, совести и благородстве.
9 класс. 15,3. ОГЭ
Другие темы:← Уважение↑ 9 классСила духа →
Совесть
Популярные сочинения
- Сочинение на тему Учимся работать (7 класс)
Для взрослого человека неотъемлемой частью его жизни становится работа. Труд и принесение пользы другим являются достойными целями и занятиями. Нам, то есть еще молодым людям, труд практически не известен
- Сочинение Что такое история?
Что же такое история? Обычно, в учебных пособиях и книгах, мы встречаем очень короткие определения, в которых говорится о том, что история является наукой о прошлом, о том, что происходило на нашей земле сотни
- Сочинение Когда измену можно простить?
Пожалуй, ответов на этот вопрос будет столько же, сколько есть людей. Ведь прощение измены – это действие очень личное, связанное с характером, ценностями, убеждениями того, кому нужно принимать решение о прощении
Как вы определяете Совесть?
Совесть описывает две вещи – то, что человек считает правильным, и то, как человек решает, что правильно. Наша совесть — это не просто «внутренний инстинкт», это «моральный мускул».
Сообщая нам о наших ценностях и принципах, он становится стандартом, который мы используем, чтобы судить о том, этичны ли наши действия.
Мы можем назвать эти две роли: этическое осознание, и этическое принятие решений.
Этическая осведомленность
Это наша способность признавать этические ценности и принципы.
Средневековый философ Фома Аквинский считал, что наша совесть возникла из synderesis: «искры совести». Он буквально имел в виду способность человеческого разума понимать мир с моральной точки зрения. Совесть была процессом, с помощью которого человек привносил принципы синдерезиса в практическую ситуацию посредством наших решений.
Этическое принятие решений
Это наша способность принимать практические решения, основанные на этических ценностях и принципах.
В своих трудах Аристотель описал phronesis: доброту практического разума. Это была способность ясно оценивать ситуацию, чтобы мы знали, как действовать добродетельно в данных обстоятельствах.
Совесть, которая хорошо сформирована (сформирована образованием и опытом) и хорошо информирована (осведомлена о фактах, доказательствах и т. д.), позволяет нам познавать себя и свой мир и действовать соответственно.
Такое понимание совести важно, потому что оно учит нас, что этика не является врожденной. Постоянно работая над тем, чтобы понять наше окружение, мы укрепляем свои моральные мускулы.
Отказ от военной службы по соображениям совести
В политике большая часть споров о совести касается «права на отказ от военной службы по соображениям совести».
- Должны ли врачи, выступающие за жизнь, делать аборты или направлять пациентов к врачам, которые это сделают?
- Должны ли священники снимать конфессиональную печать и сообщать о сексуальных преступниках, которые исповедуются перед ними?
- Могут ли пацифисты быть освобождены от воинской повинности из-за их оппозиции войне?
Долгое время западные нации, опираясь на католическую интеллектуальную традицию, верили в «примат совести» — идею о том, что человека никогда нельзя принуждать к тому, что, по его мнению, противоречит их самым глубоко укоренившимся ценностям и принципам.
В последнее время, особенно в медицине, это ставится под сомнение. Австралийский биоэтик Джулиан Савулеску
В этих дебатах происходит столкновение двух мировоззрений: в первом люди несут главную ответственность за свои личные убеждения о том, что хорошо и правильно, а в другом этот долг уравновешивается потребностями общего блага.
Философ Майкл Уолцер считает, что бывают ситуации, когда вы обязаны «пачкать руки», даже если ценой является ваше собственное чувство доброты. В ответ Аристотель мог бы сказать: «Ни один человек не желает владеть миром, если он должен сначала стать кем-то другим». То есть мы не можем изменить себя или то, во что мы верим, ни за какую цену.
Рекомендуемый просмотр
Какая часть нас отличает правильное от неправильного?
Если вы смотрели фильм Пиноккио , то наверняка помните Джимини Крикета. Это хорошо одетое насекомое выступало в роли совести Пиноккио (CON-shinss). Пиноккио нуждался в этом голосе в его ухе, потому что он не отличал правильное от неправильного. У большинства реальных людей, напротив, есть совесть. Они не только имеют общее представление о правильном и неправильном, но также понимают, как их действия влияют на других.
Совесть иногда называют голосом в вашей голове. Однако это не совсем голос. Когда совесть человека говорит ему делать — или не делать — что-то, он переживает это через эмоции.
Иногда это положительные эмоции. Эмпатия, благодарность, справедливость, сострадание и гордость — все это примеры эмоций, которые побуждают нас делать что-то для других людей. В других случаях нам нужно что-то сделать с , а не с . Эмоции, которые останавливают нас, включают в себя вину, стыд, смущение и страх быть плохо оцененными другими.
Ученые пытаются понять, откуда берется совесть. Зачем людям совесть? Как он развивается по мере нашего взросления? И где в мозгу возникают чувства, составляющие нашу совесть? Понимание совести может помочь нам понять, что значит быть человеком.
Люди помогаютЧасто, когда чья-то совесть привлекает их внимание, это происходит потому, что этот человек знает, что должен был помочь кому-то другому, но не сделал этого. Или они видят, что другой человек не помогает, когда они должны.
Люди — кооперативный вид. Это означает, что мы работаем вместе, чтобы добиться цели. Однако мы далеко не единственные, кто это делает. Другие виды человекообразных обезьян (шимпанзе, гориллы, бонобо и орангутанги) также живут сотрудничающими группами. То же самое делают некоторые птицы, которые работают вместе, чтобы вырастить птенцов или собрать пищу для своей социальной группы. Но люди работают вместе так, как ни один другой вид.
Обезьяны и некоторые другие виды животных живут группами, как и люди. Но исследования показывают, что наши ближайшие родственники — шимпанзе — не вознаграждают за сотрудничество так, как это делаем мы.
Editorial12/iStockphoto
Наша совесть является частью того, что позволяет нам это делать. На самом деле, Чарльз Дарвин, ученый 19-го века, известный своими исследованиями эволюции, считал, что совесть — это то, что делает людей людьми.
Когда мы стали такими полезными? Антропологи — ученые, изучающие развитие человека — считают, что это началось, когда нашим предкам пришлось работать вместе, чтобы охотиться на крупную дичь.
Если люди не работали вместе, им не хватало еды. Но когда они объединялись, они могли охотиться на крупных животных и получать достаточно, чтобы прокормить свою группу в течение нескольких недель. Сотрудничество означало выживание. Тот, кто не помогал, не заслуживал равной доли еды. Это означало, что люди должны были отслеживать, кто помогал, а кто нет. И у них должна была быть система поощрения людей, которые принимали участие.
Это говорит о том, что основной частью человеческого бытия является помощь другим и отслеживание того, кто помог вам. И исследования подтверждают эту идею.
Катарина Хаманн — антрополог-эволюционист, изучающая эволюцию людей и наших близких родственников. Она и ее команда из Института эволюционной антропологии Макса Планка в Лейпциге, Германия, работали как с детьми, так и с шимпанзе.
Она провела одно исследование 2011 года, в ходе которого дети (двух- или трехлетних) и шимпанзе оказывались в ситуациях, когда им приходилось работать с партнером своего вида, чтобы получить лакомство. Для детей это означало тянуть веревки с обоих концов длинной доски. Для шимпанзе это была аналогичная, но немного более сложная установка.
Когда дети начали тянуть веревки, по два кусочка их награды (шарики) оказались на каждом конце доски. Но когда они тянули, один шарик перекатился с одного конца на другой. Таким образом, один ребенок получил три шарика, а другой — только один. Когда обоим детям приходилось работать вместе, дети, получившие лишние шарики, три раза из четырех возвращали их своим партнерам. Но когда они тянули веревку самостоятельно (в сотрудничестве не требовалось) и получали три шарика, эти дети делились с другим ребенком только один раз из каждых четырех.
Вместо этого шимпанзе работали за лакомство. И во время испытаний они никогда активно не делились этой наградой со своими партнерами, даже когда обе обезьяны должны были работать вместе, чтобы получить лакомство.
Таким образом, даже очень маленькие дети признают сотрудничество и вознаграждают его, делясь поровну, говорит Хаманн. Эта способность, добавляет она, вероятно, исходит из нашей древней потребности сотрудничать, чтобы выжить.
Дети развивают то, что мы называем совестью, двумя способами, заключает она. Они изучают основные социальных 9Правила 0008 и ожидания от взрослых. И они практикуют применение этих правил со своими сверстниками. «В совместной игре они создают свои правила, — говорит она. Они также «чувствуют, что такие правила — хороший способ предотвратить вред и добиться справедливости». Такого рода взаимодействия, подозревает Хаманн, могут помочь детям развить совесть.
Приступ угрызений совестиПриятно делать добрые дела. Делиться и помогать часто вызывают хорошие чувства. Мы испытываем сострадание к другим, гордость за хорошо выполненную работу и чувство справедливости.
Но бесполезное поведение или неспособность решить проблему, которую мы вызвали, вызывает у большинства людей чувство вины, смущения или даже страха за свою репутацию. И эти чувства развиваются рано, как у дошкольников.
В некоторых исследованиях расширение зрачков глаза в определенных ситуациях рассматривалось как возможное свидетельство того, что кто-то испытывает чувство вины или стыда — возможные ключи к его совести на работе.
Mark_Kuiken / iStock/ Getty Images Plus
Роберт Хепах работает в Лейпцигском университете в Германии. Но раньше он работал в Институте эволюционной антропологии Макса Планка. Тогда он работал с Амришей Вайш в Медицинской школе Университета Вирджинии в Шарлоттсвилле. В одном исследовании 2017 года они изучали глаза детей, чтобы определить, насколько плохо они себя чувствуют в той или иной ситуации.
Они сосредоточились на зрачках ребенка. Это черные круги в центре глаз. Зрачки расширяются или становятся шире при слабом освещении. Они также могут расширяться в других ситуациях. Один из них — это когда люди беспокоятся о других или хотят им помочь. Таким образом, ученые могут измерять изменения диаметра зрачка как сигнал к тому, когда чье-то эмоциональное состояние изменилось. В своем случае Хепах и Вайш использовали расширение зрачков, чтобы изучить, чувствуют ли маленькие дети плохо (и, возможно, чувство вины) после того, как они подумали, что стали причиной несчастного случая.
Они попросили двух- и трехлетних детей построить рельсы, чтобы паровозик мог доехать до взрослого, находящегося в комнате. Тогда взрослые попросили детей доставить им чашку воды на этом поезде. Каждый ребенок поставил чашку с подкрашенной водой на вагон поезда. Затем ребенок сел перед экраном компьютера, на котором показывались железнодорожные пути. Айтрекер, спрятанный под монитором, измерял зрачки ребенка.
В половине испытаний ребенок нажимал кнопку, чтобы запустить поезд. В другой половине на кнопку нажал второй взрослый. В каждом случае поезд опрокидывался, разливая воду, не доезжая до места назначения. Эта авария, казалось, была вызвана тем, кто пустил поезд.
Исследования показывают, что даже очень маленькие дети могут испытывать чувство вины за беспорядок. Они также могут почувствовать себя лучше, если помогут убрать беспорядок.
Екатерина Морозова/iStockphoto
В некоторых экспериментах ребенку разрешали взять бумажные полотенца, чтобы убрать беспорядок. В других случаях взрослый брал полотенца первым. Затем зрачки ребенка измерялись во второй раз в конце каждого испытания.
У детей, у которых была возможность убрать беспорядок, зрачки в конце были меньше, чем у детей, которые не смогли помочь. Это было верно независимо от того, «вызвал» ли ребенок несчастный случай. Но когда взрослый убирал беспорядок, который, как думал ребенок, он устроил, у него все еще были расширенные зрачки. Это говорит о том, что эти дети, возможно, чувствовали себя виноватыми из-за того, что устроили беспорядок, говорят исследователи. Если его убирал взрослый, у ребенка не было шансов исправить ошибку. Это заставило их чувствовать себя плохо.
Объясняет Хепах: «Мы хотим быть теми, кто оказывает помощь. Мы по-прежнему расстроены, если кто-то другой возместит вред, который мы (случайно) причинили». Одним из признаков этой вины или разочарования может быть расширение зрачка.
«С самого раннего возраста у детей возникает базовое чувство вины, — добавляет Вайш. «Они знают, когда причинили кому-то боль», — говорит она. «Они также знают, что для них важно снова все исправить».
Чувство вины — важная эмоция, отмечает она. И это начинает играть роль в раннем возрасте. По ее словам, когда дети становятся старше, их чувство вины может усложняться. Они начинают чувствовать вину за то, что не сделали, но должны были. Или они могут чувствовать себя виноватыми, когда просто думают о том, чтобы сделать что-то плохое.
Биология правильного и неправильногоЧто происходит внутри человека, когда он испытывает угрызения совести? Ученые провели десятки исследований, чтобы выяснить это. Многие из них сосредоточены на морали, кодексе поведения, который мы изучаем, который помогает нам отличать правильное от неправильного.
Ученые сосредоточились на поиске областей мозга, связанных с моральным мышлением. Для этого они сканировали мозг людей, пока эти люди смотрели на сцены, показывающие разные ситуации. Например, можно показать, как кто-то причиняет боль другому. Или зрителю, возможно, придется решить, спасти ли пятерых (вымышленных) людей, позволив кому-то другому умереть.
В некоторых исследованиях морали участники должны решить, следует ли щелкнуть выключателем, который заставит сбежавший трамвай убить одного человека, но не убьет пятерых других.
Zapyon/Wikimedia Commons (CC-BY-SA 4.0 )
Раньше ученые ожидали найти в мозгу «моральную область». Но оказалось, что ни одного. На самом деле во время этих экспериментов активируются несколько областей мозга. Работая вместе, эти области мозга, вероятно, становятся нашей совестью. Ученые называют эти области «моральной сетью».
Эта сеть на самом деле состоит из трех меньших сетей, говорит Файри Кушман из Гарвардского университета в Кембридже, штат Массачусетс. Этот психолог специализируется на морали. Одна сеть мозга помогает нам понимать других людей. Другой позволяет нам заботиться о них. Последнее помогает нам принимать решения, основанные на нашем понимании и заботе, объясняет Кушман.
Первая из этих трех сетей состоит из группы областей мозга, которые вместе называются сетью режима по умолчанию . Это помогает нам проникнуть в головы других людей, чтобы мы могли лучше понять, кто они и что ими движет. Эта сеть включает части мозга, которые активизируются, когда мы мечтаем. По словам Кушмана, в большинстве мечтаний участвуют другие люди. Хотя мы можем видеть только действия человека, мы можем представить, о чем он думает или почему он сделал то, что сделал.
Нравственное решение, такое как сдача крови, может быть вызвано сочувствием, чувством вины или логическими рассуждениями.
JanekWD/iStockphoto
Вторая сеть представляет собой группу областей мозга, часто называемую матрицей боли. У большинства людей определенная часть этой сети включается, когда кто-то чувствует боль. Соседняя область загорается, когда кто-то видит, что другой страдает.
Эмпатия (ЭМ-тьфу-тьфу) — способность разделять чужие чувства. Чем более чутким человек, тем больше перекрываются первые две сети мозга. У очень чутких людей они могут почти полностью совпадать. Это показывает, что матрица боли важна для эмпатии, говорит Кушман. Это позволяет нам заботиться о других людях, связывая их чувства с тем, что переживаем мы сами.
Понимание и забота очень важны. Но наличие совести означает, что люди должны действовать в соответствии со своими чувствами, отмечает он. Вот тут-то и появляется третья сеть. Это сеть принятия решений. И именно здесь люди взвешивают затраты и выгоды от принятия мер.
Когда люди оказываются в нравственных ситуациях, в дело вступают все три сети. «Мы не должны искать — моральную часть мозга », — говорит Кушман. Скорее, у нас есть сеть областей, которые изначально развились для выполнения других задач. С течением времени эволюции они начали работать вместе, чтобы создать чувство совести.
Классные вопросы
Как не существует единого центра нравственности в мозгу, так и не существует такого понятия, как единый тип нравственного человека. «Есть разные пути к нравственности, — говорит Кушман. Например, некоторые люди очень чуткие. Это заставляет их сотрудничать с другими. Некоторые люди вместо этого действуют по совести, потому что это кажется им наиболее логичным. А третьи просто оказываются в нужном месте в нужное время, чтобы изменить ситуацию к лучшему для кого-то другого, говорит Кушман.
Чувства совести помогают людям поддерживать социальные связи, говорит Вайш. Эти эмоции имеют решающее значение для того, чтобы сделать наше взаимодействие с другими людьми более плавным и совместным. Таким образом, даже несмотря на то, что эта нечистая совесть может показаться неприятной, она кажется важной для человека.
Силовые слова
Подробнее о сильных словахантропология Изучение человечества. Социолога, изучающего различные общества и культуры, называют антрополог .
поведение То, как что-то, часто человек или другой организм, действует по отношению к другим или ведет себя.
биология Изучение живых существ. Ученые, изучающие их, известны как биологи.
совесть Часть поведения, которая способствует действиям, которые кажутся честными, справедливыми или нравственными. Это то, что помогает кому-то судить о том, является ли действие, отношение или решение правильным или неправильным.
сеть принятия решений Ряд областей мозга, которые работают вместе, чтобы помочь людям взвесить затраты и выгоды от совершения определенных действий или выбора одного решения над другим. Вовлеченные структуры мозга известны как префронтальная кора, миндалевидное тело и базальные ганглии.
сеть по умолчанию Группа областей мозга, образующих сеть, активизирующуюся, когда люди мечтают или пытаются понять, что мотивирует действия других. Участвующие здесь области мозга известны как медиальная префронтальная кора, височно-теменное соединение и задняя поясная кора.
развитие Появляться или возникать естественным путем или в результате вмешательства человека, например, путем производства.
диаметр Длина прямой линии, проходящей через центр круга или сферического объекта, начиная с края на одной стороне и заканчивая краем на дальней стороне.
расширять Временно набухать или увеличиваться в размерах.
эмпатия (прил. чуткий ) Способность распознавать эмоции, которые испытывает другой человек.
эволюция (прил. эволюционный ) Процесс, посредством которого виды со временем претерпевают изменения, обычно посредством генетической изменчивости и естественного отбора. Эти изменения обычно приводят к тому, что новый тип организма лучше подходит для окружающей среды, чем предыдущий тип. Новый тип не обязательно является более «продвинутым», он просто лучше приспособлен к конкретным условиям, в которых он был разработан. Например, мареографы отслеживают постоянно меняющуюся высоту прибрежных вод в течение дня. Или любую систему или событие, которое можно использовать для оценки размера или величины чего-то еще. (v. измерять) Действие по измерению или оценке размера чего-либо.
человекообразная обезьяна Термин, обозначающий крупных приматов Старого Света, у которых нет хвоста. К ним относятся гориллы, шимпанзе, бонобо, орангутаны и гиббоны.
насекомое Разновидность членистоногих, которые во взрослом состоянии будут иметь шесть сегментированных ног и три части тела: голову, грудную клетку и брюшко. Существуют сотни тысяч насекомых, среди которых пчелы, жуки, мухи и мотыльки.
буквально Термин, который модифицирует фразу, точно истинную. Например, сказать: « Так холодно, что я буквально умираю , означает, что этот человек на самом деле ожидает скорой смерти в результате переохлаждения. основе. учиться в детстве. Это позволяет им отличать правильное от неправильного во взаимодействии с другими людьми или социальными группами.
мотивация (сущ.) Побуждение или побуждение, которое стимулирует или влияет на какое-либо действие или решение.
орангутанг Один из человекообразных обезьян (к которым также относятся гориллы, шимпанзе и бонобо), этот рыжеволосый обитатель деревьев имеет 97 процентов общих генов с человеческими. Они могут жить до 60 лет, взрослые особи весят от 48 до 130 кг (от 105 до 286 фунтов) в зависимости от пола, возраста и состояния здоровья, причем самцы крупнее. У них противопоставлены большие пальцы (как у людей), а также противопоставлены большие пальцы ног, что помогает им хвататься.
матрица боли Сеть или ряд областей мозга, которые работают вместе и регистрируют, когда кто-то чувствует боль. Пораженными областями являются островок, средняя и передняя поясная кора.
сверстник (существительное) Тот, кто равен ему по возрасту, образованию, статусу, обучению или каким-либо другим признакам. (глагол) Рассматривать что-либо, искать детали.
психолог Ученый или специалист в области психического здоровья, изучающий человеческий разум, особенно в отношении действий и поведения.
зрачок (в биологии) Темный центр глаза. Зрачок на самом деле представляет собой отверстие в глазу, через которое свет проходит и попадает на сетчатку, часть нашего глаза, чувствительную к свету.
вознаграждение (В поведении животных) Стимул, например вкусная пищевая гранула, которую предлагают животному или человеку, чтобы заставить их изменить свое поведение или выучить задание.
социальный (прил.) Относящийся к собраниям людей; термин для животных (или людей), которые предпочитают существовать в группах. (существительное) Собрание людей, например, членов клуба или другой организации, с целью насладиться обществом друг друга.
виды Группа сходных организмов, способных производить потомство, способное выживать и воспроизводиться.
Цитаты
Журнал: А. Вайш. Просоциальные функции ранних социальных эмоций: случай вины. Текущее мнение в области психологии . Том. 20 апреля 2018 г., с. 25. doi: 10.1016/j.copsyc.2017.08.008.
Журнал: R. Hepach et al. Внутренняя мотивация детей оказывать помощь себе после того, как они случайно причинили вред другим. Развитие ребенка . Том. 88, июль/август 2017 г., с. 1251. doi: 10.1111/cdev.12646.
Журнал: K. Hamann et al. Сотрудничество поощряет равный обмен у детей, но не у шимпанзе.