Анализ стихотворения Пушкина 19 октября 1825 сочинения и текст
- Анализ стихотворений
- Пушкин
- 19 октября 1825
После окончания лицея, Пушкин и его товарищи решили, что ежегодно, 19 октября, они будут встречаться, вспоминая былую лицейскую жизнь. Ежегодно они придерживались этой традиции, но со временем многие перестали соблюдать этот обычай. В их числе был и А. С Пушкин, потому что его сослали в ссылку за непочтение к царю.
Александр Сергеевич не отчаялся, написал и послал стихотворение «19 октября» своим друзьям. Он отмечает, что многих уже нет на этом свете, а другие просто по своим обстоятельствам не могут приехать, а остальные «на берегах Невы».
А. С. Пушкин пишет, что в тот вечер он один пьёт, делая уважение своим товарищам.
«Друзья мои, прекрасен наш союз!» — поэт уверен, что никакие трудности не посмеют их разлучить и разрушить дружбу, которая длится на протяжении долгого времени.
При всём своём уважении, Пушкин рад, и благодарит своих друзей за то, что они, несмотря на положение поэта, всё же навестили его, ничего не боясь.
«Троих из Вас, друзей моей души, я обнял здесь» — эти строки посвящены трем его товарищам: Пущину, Горчакову и Дельвигу.
Поэт пишет своим товарищам, что они встретятся ровно через год, он будет с ними за одним столом отмечать столь важную дату вновь и вновь. И действительно, Пушкин был прав, они встретились через год, но уже в более узком кругу. Через 2 месяца, после выхода в свет этого стихотворения происходит восстание Декабристов, после чего жизнь почти всех друзей Пушкина изменилась.
« нас и дни соединений, закрыв глаза дрожащею рукой» — эти стоки поэт посвящает тем, кому судьбой предначертано отправится в Сибирь.
И в заключение автор пишет, что «печальная отрада» разрешит мысленно быть рядом с теми, кто находится на каторге.
«19 октября» (1825, Пушкин): анализ стихотворения. Чему и кому оно посвящено?
В этой статье мы рассмотрим произведение «19 октября 1825» (Пушкин). Анализ стихотворения поможет вам понять его основные особенности.
Прежде всего, необходимо сказать несколько слов о значении даты в его названии. Что же это за дата — 19 октября 1825? Пушкин, анализ стихотворения которого мы проведем, в 1817 г. завершил обучение в Царскосельском лицее.
Его друзья-лицеисты на прощальном балу решили, что каждый год 19 октября они будут собираться вместе и вспоминать о годах юности в годовщину основания учебного заведения, выпускниками которого они стали. Таким образом, эта дата была очень важна для поэта. Ведь ровно 14 лет назад, 19 октября 1811 года, состоялось открытие Царскосельского лицея.
Где находился 19 октября 1825 Пушкин
Анализ стихотворения продолжим рассказом о том, где находился А.С. Пушкин в очередную годовщину основания лицея. Нужно отметить, что долгие годы традиция встреч соблюдалась неукоснительно, несмотря на то, что собираться вместе было непросто, ведь жизнь разбросала по всему миру бывших лицеистов. В 1825 г. Александр Сергеевич, сосланный в родовое поместье Михайловское за вольнодумство и неуважение к царю, не смог принять участие во встрече выпускников. Тем не менее он прислал стихотворное письмо своим товарищам. Это письмо торжественно зачитали всем присутствующим на встрече. Пушкин к этому времени уже был известен как один из наиболее дерзких и талантливых поэтов современности. Однако это не помешало Александру Сергеевичу относиться с глубоким уважением к своим друзьям, хоть и не ставшим выдающимися художниками слова, но, безусловно, обладавшими большими литературными способностями.
Воспоминания о товарищах из лицея
В стихотворении под названием «19 октября 1825» А. Пушкин вспомнил всех тех, с кем ему пришлось делить все горести и радости на протяжении 6-ти лет обучения в лицее. Поэт с сожалением отметил, что уже нет в живых многих его верных товарищей. Другие же не смогли присоединиться ко встрече по различным причинам, и их не оказалось в числе тех, кто пирует в этот день «на берегах Невы», как отметил в произведении «19 октября 1825» Пушкин. Анализ стихотворения показывает, что Александр Сергеевич находит им оправдание. Он отмечает, что судьба часто преподносит сюрпризы своим баловням. Эти сюрпризы необходимо воспринимать с пониманием, если не с благодарностью.
Душевная близость лицеистов
Александр Сергеевич отмечает, что он пьет один в этот день, отдавая своим друзьям дань уважения. Он по-прежнему помнит и любит их, и его товарищи платят взаимностью поэту. Автор восклицает: «Друзья мои, прекрасен наш союз!». Так он утверждает, что душевную близость, возникшую однажды между лицеистами и сохранившуюся до сих пор, не способны разрушить никакие повороты судьбы.
При этом Александр Сергеевич выражает благодарность своим друзьям за то, что они в ущерб своей репутации и вопреки здравому смыслу навестили поэта, пренебрегая общественным мнением. Находившийся в изгнании поэт пишет, что он «обнял здесь» трех своих товарищей. Именно эти встречи Александра Сергеевича с Дельвигом, Горчаковым и Пущиным заставили его относиться к ударам судьбы более философски. Их поддержка была очень важна для Пушкина, который не отказался от того, что считал своим призванием. Поэт продолжил творить.
Положительные стороны ссылки
Долгие беседы с лицейскими товарищами натолкнули Александра Сергеевича на мысль о том, что творчество «не терпит суеты». Именно поэтому Пушкин начал относиться к вынужденному заключению с некоторой долей благодарности и иронии. Ведь поэт получил прекрасную возможность посвятить все свободное время переосмыслению жизни и творчеству. Пушкин в Михайловском создал множество прекрасных произведений, которые вошли в золотой фонд русской литературы.
Предсказания Пушкина
Поэт, обращаясь к своим друзьям из лицея, предсказывает, что через год ему удастся поднять бокал с вином вместе с ними, чтобы отметить 19 октября. И действительно, это пророчество сбылось. А фразы о том, что через год за столом будет намного меньше выпускников, также стали вещими.
Через 2 месяца после создания стихотворения Пушкина «19 октября 1825» случилось восстание декабристов. Оно коренным образом изменило жизнь множества лицейских товарищей Александра Сергеевича. Как будто предчувствуя это, поэт обращается к тем из них, кому суждена ссылка и каторга. Он призывает их вспомнить «нас и дни соединений». Александр Сергеевич считает, что эта «печальная отрада», которую они найдут в воспоминаниях, позволит им мысленно поднять бокалы для того, чтобы провозгласить тост за мужскую дружбу. Так они смогут провести хоть один день в гармонии и ладу с жестоким миром, как и Пушкин провел его «без горя и забот».
Средства выразительности в стихотворении
Интересующее нас произведение написано ямбом. Главная особенность в его построении состоит в использовании автором сложных предложений. В тексте имеется множество восклицательных знаков. Это свидетельствует об эмоциональном состоянии Александра Сергеевича. Кроме того, в нем можно найти риторические вопросы, связанные с размышлениями автора о судьбе его товарищей. В этом стихотворении, как и во всем остальном творчестве Пушкина, присутствуют метафоры, эпитеты и олицетворения.
В заключение
Завершая анализ стихотворения «19 октября 1825» (Пушкин), отметим, что воспоминания о лицее навсегда остались в памяти Александра Сергеевича. Он считал его колыбелью свободомыслия, «лицейской республикой», которая сплотила в «святое братство» его товарищей. Стихотворение Пушкина согрето большой нежностью, искренней любовью к друзьям. Когда поэт говорит о своем одиночестве в ссылке, когда он вспоминает Корсакова, умершего в Италии, в его стихах звучит мужественная грусть. Все произведение представляет собой гимн дружбе.
Конечно, мы провели лишь краткий анализ стихотворения «19 октября 1825». Пушкин — великий поэт, выдающийся мастер слова. В каждом его произведении можно найти интересные художественные особенности. Предлагаем вам самостоятельно провести анализ стихотворения А.С. Пушкина «19 октября 1825». Наверняка вы сможете дополнить разбор этого произведения, представленный в нашей статье. Анализ стихотворения Пушкина «19 октября 1825 года» позволяет лучше понять жизненный путь и внутренний мир поэта.
Текст стиха 19 октября 1825 А.Пушкин
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.
Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку,
Кому бы мог пожать от сердца руку
И пожелать веселых много лет.
Я пью один; вотще воображенье
Вокруг меня товарищей зовет;
Знакомое не слышно приближенье,
И милого душа моя не ждет.
Я пью один, и на брегах Невы
Меня друзья сегодня именуют…
Но многие ль и там из вас пируют?
Еще кого не досчитались вы?
Кто изменил пленительной привычке?
Кого от вас увлек холодный свет?
Чей глас умолк на братской перекличке?
Кто не пришел? Кого меж вами нет?
Он не пришел, кудрявый наш певец,
С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:
Под миртами Италии прекрасной
Он тихо спит, и дружеский резец
Не начертал над русскою могилой
Слов несколько на языке родном,
Чтоб некогда нашел привет унылый
Сын севера, бродя в краю чужом.
Сидишь ли ты в кругу своих друзей,
Чужих небес любовник беспокойный?
Иль снова ты проходишь тропик знойный
И вечный лед полунощных морей?
Счастливый путь. С лицейского порога
Ты на корабль перешагнул шутя,
И с той поры в морях твоя дорога,
О волн и бурь любимое дитя!
Ты сохранил в блуждающей судьбе
Прекрасных лет первоначальны нравы:
Лицейский шум, лицейские забавы
Средь бурных волн мечталися тебе;
Ты простирал из-за моря нам руку,
Ты нас одних в младой душе носил
И повторял: «На долгую разлуку
Нас тайный рок, быть может, осудил!»
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Из края в край преследуем грозой,
Запутанный в сетях судьбы суровой,
Я с трепетом на лоно дружбы новой,
Устав, приник ласкающей главой…
С мольбой моей печальной и мятежной,
С доверчивой надеждой первых лет,
Друзьям иным душой предался нежной;
Но горек был небратский их привет.
И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его Лицея превратил.
Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
Хвала тебе — фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Всё тот же ты для чести и друзей.
Нам разный путь судьбой назначен строгой;
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
Но невзначай проселочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись.
Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев,
И ты пришел, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.
С младенчества дух песен в нас горел,
И дивное волненье мы познали;
С младенчества две музы к нам летали,
И сладок был их лаской наш удел:
Но я любил уже рукоплесканья,
Ты, гордый, пел для муз и для души;
Свой дар, как жизнь, я тратил без вниманья,
Ты гений свой воспитывал в тиши.
Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты…
Опомнимся — но поздно! и уныло
Глядим назад, следов не видя там.
Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?
Пора, пора! душевных наших мук
Не стоит мир; оставим заблужденья!
Сокроем жизнь под сень уединенья!
Я жду тебя, мой запоздалый друг —
Приди; огнем волшебного рассказа
Сердечные преданья оживи;
Поговорим о бурных днях Кавказа,
О Шиллере, о славе, о любви.
Пора и мне… пируйте, о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я,
Исполнится завет моих мечтаний;
Промчится год, и я явлюся к вам!
О, сколько слез и сколько восклицаний,
И сколько чаш, подъятых к небесам!
И первую полней, друзья, полней!
И всю до дна в честь нашего союза!
Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует Лицей!
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.
Полней, полней! и, сердцем возгоря,
Опять до дна, до капли выпивайте!
Но за кого? о други, угадайте…
Ура, наш царь! так! выпьем за царя.
Он человек! им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал Лицей.
Пируйте же, пока еще мы тут!
Увы, наш круг час от часу редеет;
Кто в гробе спит, кто дальный сиротеет;
Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;
Невидимо склоняясь и хладея,
Мы близимся к началу своему…
Кому ж из нас под старость день Лицея
Торжествовать придется одному?
Несчастный друг! средь новых поколений
Докучный гость и лишний, и чужой,
Он вспомнит нас и дни соединений,
Закрыв глаза дрожащею рукой…
Пускай же он с отрадой хоть печальной
Тогда сей день за чашей проведет,
Как ныне я, затворник ваш опальный,
Его провел без горя и забот.
Анализ стихотворения Пушкина «19 октября 1825″
В 1817 году Александр Пушкин блестяще окончил Царскосельский лицей. Во время прощального бала друзья-лицеисты постановили, что каждый год 19 октября, в день открытия этого учебного заведения, они будут собираться вместе, чтобы вспомнить о своей беспечной юности.
Стоит отметить, что эта традиция на протяжении многих лет соблюдалась неукоснительно. Однако жизнь разбросала вчерашних лицеистов по всему миру. В 1825 году Пушкин, сосланный за неуважение к царю и вольнодумство в родовое поместье Михайловское, не смог присутствовать на встрече выпускников, однако прислал своим друзьям стихотворное письмо, которое было торжественно зачитано присутствующим. К этому моменту Александр Пушкин уже снискал славу одного из самых талантливых и дерзких поэтов современности. Тем не менее, это не помешало ему с глубоким уважением относится к друзьям, которые хоть и не стали выдающимися поэтами, но, несомненно, обладали блестящими литературными способностями. Вспоминая тех, с кем на протяжении шести лет пришлось делить все радости и горести, поэт в стихотворении «19 октября 1825» с сожалением отмечает, что многих верных товарищей уже нет в живых. Другие же по различным причинам не смогли присоединиться к тем, кто в этот день пирует «на берегах Невы». Но этому есть веские оправдания, так как судьба нередко преподносит своим баловням сюрпризы, которые нужно воспринимать если не с благодарностью, то хотя бы с пониманием.
Поэт отмечает, что в этот вечер он пьет один, отдавая дань уважения своим друзьям, которых по-прежнему любит и помнит, и которые платят ему взаимностью. «Друзья мои, прекрасен наш союз!», — восклицает автор, утверждая, что никакие повороты судьбы не способны разрушить ту душевную близость, которая возникла когда-то между лицеистами и сохранилась на долгие годы. При этом Пушкин благодарить своих друзей, которые вопреки здравому смыслу и в ущерб собственной репутации все же пренебрегли общественным мнением и навестили поэта, находящегося в изгнании. «Троих из вас, друзей моей души, я обнял здесь», — пишет поэт. Именно эти встречи с Пущиным, Горчаковым и Дельвигом заставили поэта более философски воспринимать удары судьбы и не отказываться от своего призвания. И бесконечные беседы с друзьями натолкнули Пушкина на мысль о том, что «служенье муз не терпит суеты». Поэтому к своему вынужденному заточению поэт стал относиться с определенной долей иронии и благодарности, так как получил великолепную возможность посвятить все свое время творчеству и переосмыслению жизни. Именно в Михайловском Пушкиным было создано множество великолепных произведений, которые сегодня по праву считаются классикой русской литературы.
Обращаясь к друзьям-лицеистам, поэт предсказывает, что ровно через год он вновь поднимет вместе с ними бокал с вином, чтобы отметить столь памятную дату. Это пророчество действительно сбывается. Равно как фразы о том, что в следующий раз за одним столом соберется гораздо меньше выпускников, становятся вещими. Буквально через два месяца после написания стихотворения «19 октября 1825» произойдет восстание декабристов, которое круто изменить жизнь многих друзей поэта. Словно бы предчувствуя это, Пушкин обращается к тем, кому суждено отправиться в ссылку и на каторгу, с напутствием вспомнить «нас и дни соединений, закрыв глаза дрожащею рукой». По мнению поэта, эта «печальная отрада» позволит тем, кого не будет рядом, мысленно поднять бокалы и провозгласить традиционный тост за непоколебимую мужскую дружбу. И хотя бы один день провести в ладу и гармонии с этим жестоким миром «как ныне я, затворник ваш опальный, его провел без горя и забот».
«19 октября», анализ стихотворения Александра Пушкина
19 октября 1811 года впервые распахнул свои двери Царскосельский Лицей. Александр Пушкин был в числе первых его выпускников. Этот курс всего из 29 человек оказался богат на личности, оставившие след в истории России. Вместе с Пушкиным здесь учились поэт Кюхельбекер, издатель Дельвиг, министр иностранных дел и вице-канцлер Горчаков, адмирал и полярный исследователь Матюшкин, декабрист Пущин, композитор Яковлев. По окончании Лицея выпускники постановили: каждый год 19 октября собираться вместе.
Эти ежегодные встречи стали доброй традицией. Осенью 1825 года Пушкин находился в ссылке в Михайловском и не смог приехать на очередную встречу лицеистов. Но написал стихотворение «19 октября». которое было торжественно зачитано в кругу собравшихся друзей.
Произведение представляет собой дружеское послание, но в нем встречаются фрагменты, которые можно сопоставить с одой и элегией. Композиционно «19 октября» состоит из двух частей: минорной и мажорной.
Во многих стихотворениях Пушкина человеческие чувства гармонично связаны с временами года. «19 октября» – не исключение. Оно начинается с грустного осеннего пейзажа, который подчеркивает печаль и одиночество автора. В холодный осенний день Пушкин с бокалом вина пытается силой воображения перенестись в веселый круг друзей.
Грусть поэта усиливается, поскольку он понимает, что не только сам не смог приехать на встречу. Пушкин вспоминает умершего в Италии Корсакова, а также Матюшкина, который в то время находился в кругосветной экспедиции. Вслед за этими размышлениями поэт воспевает дружбу, навсегда соединившую лицеистов в «священный союз». разрушить который никто не в состоянии.
Пушкин сообщает, что новые друзья оказались «ложными». Только лицейские однокашники рискнули посетить его в ссылке: Дельвиг, Пущин и Горчаков. Автор хотел бы увидеть еще Кюхельбекера, чтобы поговорить с ним на интересные темы.
Затем настроение Пушкина меняется. Он предсказывает, что через год обязательно приедет на встречу с друзьями и предлагает несколько тостов для будущей вечеринки. Поэт призывает радоваться, что «пока еще мы тут». и сожалеет о горькой участи последнего лицеиста, который будет праздновать этот день в одиночестве. Окончание стихотворения полностью противоположно его началу. Автор говорит, что провел этот день «без горя и забот» .
«19 октября» написано пятистопным ямбом со смешанной рифмовкой. Поэт использовал довольно сложные предложения с многочисленными однородными членами. Этим обусловлено большое количество эпитетов и сравнений. «Он, как душа, неразделим и вечен – неколебим, свободен и беспечен». – такую красивую характеристику дает Пушкин союзу лицеистов. Александр Сергеевич, согласно жанру стихотворения, часто использует обращения: «друзья мои». «несчастный друг». «мой брат родной по музе, по судьбам». «мой запоздалый друг» и прочие.
Эмоциональность произведения подчеркивают многочисленные восклицания. В стихотворении также много вопросов, особенно в третьей строфе: «Кто не пришел? Кого меж вами нет?». «Еще кого не досчитались вы?» Такая структура произведения приближает его к разговорной речи.
«19 октября» стало гимном настоящей дружбе. В жизни Пушкина друзья играли большую роль. Даже умирал поэт не в окружении родственников, а на руках друзей. Зародилась и окрепла эта дружба именно в стенах Лицея. Годы учебы в нем были особенными. В Лицее проявился талант юноши, здесь были заложены основы вольнодумства, которому Пушкин оставался верен всю жизнь. Без преувеличения можно сказать, что в Лицее сформировалась личность поэта. Отсюда все выпускники вынесли чувство чести и достоинства, научились любить отечество. Поэтому наряду с «лицейским братством» в стихотворении возносится хвала и самому учебному заведению. Поэт с уважением вспоминает наставников, хранивших «юность нашу». и даже царя за то, что тот основал Лицей.
Многие строки из этого замечательного стихотворения стали крылатыми: «Друзья мои, прекрасен наш союз!». «Служенье муз не терпит суеты». «Пируйте же, пока еще мы тут!»
Богатство мыслей и чувств, музыкальность построения, особая теплота и одновременно философская глубина поставили «19 октября» в ряд настоящих шедевров русской литературы.
Анализ стихотворения А.С. Пушкина «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор»)
19 октября 1811 года был открыт Царскосельский лицей. Лицеисты первого выпуска, к которому принадлежал и Пушкин, через всю жизнь пронесли особый «лицейский дух» — дух уважения к личности, ее достоинству, дух чести и товарищества, дружбы и братства. Именно в Лицее поэт обрел настоящих друзей. Кроме того, Лицей стал для него настоящим домом, и там же произошло его посвящение в поэты. В связи со всем этим день открытия Лицея Пушкин неизменно отмечал стихотворениями, обращенными к друзьям юности (Пущину, Дельвигу, Кюхельбекеру). Окончив лицей, выпускники решили ежегодно собираться 19 октября. В те годы, когда Пушкин был в ссылке и не мог в день годовщины быть вместе с товарищами, он не раз присылал собравшимся свое приветствие. Одно из таких дружеских посланий и представляет собой «19 октября».
Жанр — дружеское послание.
Сюжет. Стихотворение открывается описанием осеннего пейзажа и сразу же возникает тема одиночества. Поэт с тоской вспоминает о своих товарищах, которые в этот день «пируют» «на брегах Невы», размышляет о том, «еще кого не досчитались» его лицейские друзья. В его воспоминаниях друзья, которых он обрел в Царскосельском лицее, предстают как единственно надежные и верные, а сам Лицей — как «отечество», родной дом:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Затем поэт вспоминает о тех, кто не оставил опального поэта и в ссылке. Так, он пишет о посещении его в Михайловском Пущиным:
Поэта дом опальный, О Пущин мой, ты первый посетил; Ты усладил изгнанья день печальный, Ты в день его лицея превратил.
Оканчивается стихотворение печальными размышлениями о том, что с каждым днем круг друзей редеет. Но поэт выражает надежду на то, что в следующем году он будет отмечать этот день вместе со всеми:
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я,
Исполнится завет моих мечтаний;
Промчится год, и я явлюся к вам!
Центральная тема стихотворения «19 октября» — тема дружбы. Здесь Пушкин с сердечной теплотой обращается к друзьям, вспоминает дни лицея. Он говорит о дружбе лицеистов, сплотившей их в единую семью. Не случайно в одной из строф поэт подчеркивает, что истинных друзей он обрел именно в Лицее, «иные» же «друзья» глубоко разочаровали его:
Из края в край преследуем грозой,
Запутанный в сетях судьбы суровой,
Я с трепетом на лоно дружбы новой,
Устав, приник ласкающей главой.
С мольбой моей печальной и мятежной,
С доверчивой надеждой первых лет,
Друзьям иным душой предался нежной;
Но горек был небратский их привет.
Все послание согрето большой и подлинной нежностью, глубоко искренним чувством любви к друзьям.
Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Анализ стихотворения А.С.Пушкина «19 октября 1825 года»
Окончив лицей, выпускники постановили ежегодно собираться 19 октября, в день торжественного открытия в 1811 году лицея.
В те годы, когда Пушкин, был в ссылке и не мог в день годовщины быть вместе с товарищами, он не раз присылал собравшимся своё приветствие. В большом послании 1825 года Пушкин с сердечной теплотой обращается к друзьям, вспоминает дни лицея, своих однокурсников. Он говорит о дружбе лицеистов, сплотившей их в единую семью.
Пушкин так пишет о посещении его в Михайловском Пущиным:
. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его, лицея превратил.
Близки ему были и Дельвиг, и Кюхельбекер, «братья родные по музе». Дельвиг тоже посетил Пушкина в Михайловском, и его приезд «пробудил (в поэте) сердечный жар, так долго усыпленный», и внёс бодрость в душу изгнанника.
Лицей навсегда остался в памяти Пушкина как колыбель вольномыслия и свободолюбия, как «лицейская республика», сплотившая лицеистов в «святое братство».
Стихотворение согрето большой и подлинной нежностью, глубоко искренним чувством любви к друзьям. Когда Пушкин говорит о своём одиночестве в Михайловском, вспоминает умершего в Италии Корсакова, мужественная грусть звучит в его стихах. К теме дружбы присоединяется тема любви к родине. Всё стихотворение — это гимн дружбе.
Такое большое содержание вкладывает Пушкин в понимание чувства дружбы.
Послушать стихотворение Пушкина 19 октября 1825
Темы соседних сочинений
← Я помню чудное мгновенье↑ ПушкинАнгел →
Картинка к сочинению анализ стихотворения 19 октября 1825
Настроение произведения 19 октября 1825
«А. С. Пушкин. Дружба в жизни поэта. Стихотворение «И. И. Пущину».
Урок литературы в 6 классе
Учитель литературы Ишутина Валентина Ивановна.
Тема: «А. С. Пушкин. Дружба в жизни поэта. Стихотворение «И. И. Пущину».
Цель: знакомство учащихся с фактами биографии поэта, связанными с лицейскими годами; выявление влияния лицейской среды на формирование А. С. Пушкина как поэта.
Развитие умения выразительно читать, определять средства художественной выразительности; видеть особенности жанра стихотворного послания; учить работать самостоятельно.
Воспитание чувства дружбы. Планируемые результаты: знание основных сведений о детстве и отрочестве Пушкина, о годах его учения в Лицее, лицейских друзьях; понимание роли поэта в русской литературе; умения извлекать из текста необходимую информацию, анализировать поэтический текст, составлять устный портрет, работать в парах.
Основные понятия:
Методические приемы: беседа, слово учителя, работа с учебником, работа в тетрадях, прослушивание аудиозаписи, работа в парах.
Оборудование: тетрадь, учебник, аудиозапись, репродукции картин О. Кипренского «Портрет А.С. Пушкина», И.Репина «Пушкин на лицейскомэкзамене», презентация «Мой первый друг …»
Тип урока: комбинированный.
Межпредметные связи: история.
Ход урока
Организационный момент.
Цель этапа: проверка готовности обучающихся к уроку, эмоциональный настрой на работу.
Работа по теме урока.
1. Целевая установка.
Цель этапа: озвучивание темы, формулирование целей работы на уроке.
— Сегодня продолжаем разговор о творчестве Пушкина. Эпиграф урока – слова самого поэта: «Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен…» Каждый год на уроках литературы мы открываем какую-то новую страницу из жизни Пушкина, читаем и учим его произведения, узнаем о его окружении и времени, в которое он жил. Дома вы прочитали статью учебника о поэте. Что нового узнали в шестом классе?
2. Беседа с классом.
Цель этапа: восстановление в памяти учащихся сведений об А. С. Пушкине.
3. Изучение темы урока.
Цель этапа: знакомство учащихся с фактами биографии поэта, связанными с лицейскими годами; выявление влияния лицейской среды на формирование А. С. Пушкина как поэта.
Развитие умения выразительно читать, определять средства художественной выразительности; видеть особенности жанра стихотворного послания.
Лицейские годы жизни Пушкина.
А. Чтение статьи учебника (стр. 45 — 49).
Б. Слово учителя. Запись в тетрадь.
— Статью учебника можно дополнить важными фактами: во-первых, уже в Лицее А. С. Пушкин понял, что поэзия — главное дело его жизни; во-вторых, необычайный дар молодого поэта признал сам корифей русской поэзии Г. Р. Державин. На публичном экзамене «Державин был в восхищении…». Лицейские годы А. С. Пушкин считал самыми светлыми в своей жизни. Слава юного поэта быстро распространилась среди образованных слоев общества. В Лицей специально для того, чтобы познакомиться с Пушкиным, приезжали лучшие поэты того времени — К. Н. Батюшков, В. А. Жуковский.
— Запишем в тетради опорные даты жизни поэта, с которыми связаны изучаемые стихотворения Пушкина.
* 19 октября 1811 года — 9 июня 1817 года — лицейские годы Пушкина.
1817—1920 — жизнь поэта в Санкт-Петербурге.
1820—1824 — южная ссылка.
1824—1826 — ссылка в Михайловское.
— Вольнолюбие Пушкина было не по нраву русскому царю. Из Кишинева, где было тайное общество будущих декабристов, его перевели в Одессу, а в 1824 году сослали в Михайловское в Псковской губернии. Рядом с ним не было ни друзей, ни товарищей. Навещать опального поэта было запрещено.
В это время в Петербурге готовилось восстание, в котором приняли участие многие бывшие лицеисты, в том числе Иван Пущин. Будущие декабристы хотели ограничить самодержавную власть царя конституцией и парламентом. Но А. С. Пушкин не знал о подготовке восстания.
Утром 11 января 1825 года И. И. Пущин приехал в Михайловское.
— Как вам кажется, что вы чувствовали бы , если спустя много лет встретили своего лучшего друга?
— Пушкин выбежал босиком на крыльцо. Друзья обнялись. На дворе был страшный холод, но в иные минуты человек не простужается.
Почти сразу после отъезда И. И. Пущина поэт начал писать ему обещанное послание. Но оно не было закончено.
Запись в тетради:
* 14 декабря 1825 года — восстание декабристов на Сенатской площади в Петербурге.
— Декабристов арестовали. И. И. Пущина, который участвовал в восстании, посадили в Шлиссельбургскую крепость. Через год после восстания А. С. Пушкин, зная об участи своего друга, закончил стихотворение «И. И. Пущину». Но передать его Пущину в тюрьму было невозможно.
Николай I жестоко расправился с восставшими, которые хотели ограничить его единоличную власть. Пятеро были казнены через повешение, остальных сослали в Сибирь на каторгу.
Пока велось следствие, Иван Пущин находился в Шлиссельбурге. Суд длился почти два года, после чего его сослали в Читу.
Иван Пущин в «Записках о Пушкине» рассказывал: «Сцена переменилась. Я осужден. 1828 года, 5 января, привезли меня из Шлиссельбурга в Читу. Что делалось с Пушкиным в эти годы моего странствия по разным мытарствам, я не знаю. Знаю только и глубоко чувствую, что Пушкин первый встретил меня в Сибири задушевным словом. В самый день моего приезда в Читу призывает меня к частоколу Александрина Муравьева и отдает листок бумаги, на котором неизвестной рукой написано было: «Мой первый друг, мой друг бесценный…»
Стихотворение «И. И. Пущину». Реализация воспитательной цели урока.
А. Прослушивание аудиозаписи стихотворения.
Б. Беседа с классом.
В. Слово учителя. Беседа с элементами анализа.
— Это произведение можно назвать стихотворным посланием. Попытаемся определить его художественные особенности. Читаем первую строку:
Мой первый друг, мой друг бесценный!
— Что хотел сказать автор в этой строке?
(Пушкин обращается к своему другу от первого лица (местоимения мой, я)).
— У Пушкина в стихах нет лишних слов. Даже простой союз и несет смысловую нагрузку. Прочитаем строку:
И я судьбу благословил…
Если мы уберем союз и, то получим: «Я судьбу благословил…», т. е. приветствовал судьбу, которая прислала ему друга, благим, добрым словом. Меняется ли что-нибудь от того, что в начале строки стоит и? Вслушаемся в звучание стиха и увидим то, что осталось «за кадром»: моя судьба складывалась настолько несчастливо, что благословлять ее было не за что. Из одной ссылки — южной — я сразу попал в другую. Казалось бы, мне оставалось только проклинать мою судьбу. Но: «И я судьбу благословил…», когда ко мне приехал мой первый друг.
— Какую картину вы представляете при чтении следующих строк?
. ..Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
(Дети не сразу догадываются, что речь идет о колокольчике на конской дуге).
— На сколько частей можно разделить стихотворение и каким образом?
— Как вы понимаете строку: «Молю святое провиденье…»?
( Провидéнье (Провидéние) — Бог, высшее существо, а также его действия).
— Прочитаем последние четыре строки стихотворения, найдем глаголы.
( Дети еще не встречались с такой формой повелительного наклонения в поэтической речи (им эта форма знакома только по восклицаниям:«Да здравствует!..»). Поможем им понять эти строки: пусть «голос мой душе твоей / Дарует то же утешенье…», пусть «озарит он заточенье / Лучом лицейских ясных дней!». Эти слова можно назвать пожеланием).
— «Да… дарует…, да озарит…» Часто ли употребляется такая форма глагола в речи?
— Как вы понимаете слова утешенье, заточенье. О каком заточении говорит поэт?
(Заметим, что эти слова и выражения редко употребляются в обыденной речи и придают стихотворению возвышенную торжественность).
— «…Пусть голос мой душе твоей…»: мог ли заключенный в Шлиссельбурге, а затем и сосланный Пущин услышать голос Пушкина? Как вы понимаете эту строку?
(Прочитать стихи, написанные другом, — словно бы услышать его живой голос, который звучит как утешение в несчастии. Свяжем эту строку интонационно с двумя последними, чтобы детям было яснее их значение: «Да голос мой… озарит… заточенье / Лучом лицейских ясных дней!»).
— Мы помним, что Пушкин считал годы, проведенные в Лицее, лучшими годами своей жизни. Метафора помогает нам зрительно представить луч солнца, который проникает сквозь тюремное оконце в камеру заключенного и несет ему напоминание о счастье, о радости, согревает и дарит надежду.
— Найдите в стихотворении эпитеты.
— Произношение каких эпитетов необычно для нашего времени?
( Слова уединенный и занесенный сейчас произносятся «уединённый», «занесённый»).
— Какие чувства помогают выразить эти эпитеты?
— Почему автор использует восклицательные предложения?
(Подскажем, что автор делает это, чтобы ярче выразить свои чувства, эмоции.)
Итак, Стихотворение «И. И. Пущину» написано в жанре послания. Его особенности:
• обращения;
• пожелания;
• торжественность;
• эмоциональность.
— Интересно ли вам, что же случилось с Пущиным потом? Встретились ли они с Пушкиным?
Иван Иванович Пущин был осужден на вечную каторгу. С 1826 года в течение одиннадцати лет он работал в Нерчинских рудниках, где под землей, в шахтах, бывшие дворяне-декабристы, лишенные всех своих прав, добывали золото. Когда царь заменил ему работу в шахте поселением в Сибири, А. С. Пушкин был уже смертельно ранен на дуэли.
С 1839 по 1856 год (пятнадцать лет!) провел И. И. Пущин на поселении в сибирских городах Туринске и Ялуторовске. Тогда, в Сибири, он и написал записки об А. С. Пушкине. Новый царь — Александр II разрешил ссыльным декабристам вернуться на родину. Пущин прожил до 1859 года, пережив своего друга на 22 года.
Итоги урока.
Цель этапа: обобщение информации и впечатлений.
Беседа.
— Какое впечатление осталось у вас после этого урока?
— Что для вас значит дружба, друг?
Рефлексия: выберите одну фразу для соседа по парте: ты молодец; я доволен твоей работой на уроке; ты мог бы поработать лучше.
Домашнее задание.
Цель этапа: сообщение и разъяснение содержания домашнего задания.
Прочитать стр. 45 — 51; выучить наизусть стихотворение «И. И. Пущину».
По желанию: приготовить сообщение об одном из лицейских друзей А. С. Пушкина.
Учитель литературы Ишутина Валентина Ивановна.
Soul Friend Значение: Духовные друзья и душевные связи — признаки близкой дружбы
«Душевные друзья» — один из величайших даров жизни, отчасти потому, что душевная дружба не так чревата проблемами, как отношения «родственной души».
Настоящим родственным душам часто приходится преодолевать препятствия, такие как неодобрение семьи, злоупотребление психоактивными веществами, ранние жизненные травмы, ведущие к эмоциональным проблемам, существующие браки и даже небрежное равнодушие со стороны одного из партнеров.
Но друзья души всегда появляются волшебным образом именно тогда, когда они вам больше всего нужны. Когда никто не понимает и не поддерживает вас, когда вы сталкиваетесь с проблемой, с которой, как вам кажется, вы не справитесь в одиночку, именно тогда придет друг души, как раз вовремя, с именно тем, что вам нужно.
Как узнать друга души?
Обычно при встрече с ними что-то внутри тебя улыбается и говорит: «Вот ты где! Я ждал твоего появления!» Это чувство восторга и узнавания происходит по двум причинам: во-первых, потому что друзья души — это почти всегда люди, которых вы знали и о которых заботились во многих предыдущих жизнях, а во-вторых, потому что вы двое собрались вместе до того, как воплотились в этот раз, и решили, когда, где, как и почему вы встретитесь, так что вы действительно ждали их, а они вас.
А душевная дружба всегда уравновешена. Вы здесь, чтобы помогать, мотивировать, поддерживать и безоговорочно любить друг друга в равной степени, и со временем вы обнаружите, что всегда получаете столько, сколько отдаете. Да, вы оба люди, и иногда могут возникать трения, но они редко бывают продолжительными.
Еще один признак того, что кто-то является другом души, заключается в том, что он понимает в вас что-то такое, чего не понимает никто другой. Вас всю жизнь дразнили за то, что вы слишком эмоциональны? Ваш душевный друг либо столь же чувствителен, либо воспринимает вашу чувствительность как подарок, которым они восхищаются и который уважают. Или вы мистик и экстрасенс, но из семьи прагматиков и женаты на прагматике, и вдруг друг души, обладающий еще более выдающимися способностями, чем ваш, прилагает особые усилия, чтобы встретиться и подружиться с вами именно тогда, когда вы собираетесь пройти через серьезные жизненные перемены.
Есть еще один тип друга души, признавать которого не так приятно, хотя, если вы оглянетесь назад, вы, вероятно, вспомните то же самое чувство узнавания, когда вы впервые встретились друг с другом. Этот душевный друг видит вас насквозь (то есть также действительно понимает вас) и подталкивает вас учиться и расти, бросая вызов вашим убеждениям или указывая на то, где вы достигаете меньше, чем можете. Такой друг души нажимает на ваши кнопки и иногда выводит вас из себя, но каким-то образом вы все равно восхищаетесь им и уважаете его. Вы даже обнаруживаете, что вас мотивируют одни и те же цели, и обнаруживаете, что находитесь на одной странице в отношении того, что нужно сделать, так часто, что это жутко.
Душевная дружба может начаться в старшей школе или начальной школе и продолжаться на протяжении всей вашей жизни, или она может длиться всего несколько месяцев или недель, прежде чем закончится. Они могут быть в вашей возрастной группе или намного моложе или старше. Друзья души иногда являются любовниками, которые помогают вам оправиться от развода или жестокого обращения . Или вы встречаетесь в ситуации, которая требует именно тех навыков и дарований, которые есть у вас как в команде, и вы обнаруживаете, что творите творческие и/или организационные чудеса, вместе выполняя больше работы, чем любые десять человек могли бы сделать поодиночке, и получая при этом абсолютный кайф.
Кажется, что дружба души почти всегда также связана со служением, и часто друзья души помогают друг другу очистить карму, выполняя совместные проекты служения. Вы и ваш лучший друг из средней школы в конечном итоге становитесь людьми, к которым все в вашем маленьком городке обращаются за помощью и советом. Или, возможно, несколько душевных друзей встречаются и совместно вдохновляются на создание или расширение организации, которая служит очень своевременной потребности сотен или даже тысяч людей, помогая другим развиваться или приобретать новые важные навыки.
Отношения с друзьями-душами жизнеутверждающие, позитивные и ориентированные на рост. Они включают в себя исцеление, расширение, вдохновение и чувство связи и глубокого взаимопонимания, которое бесценно. Когда вы с душевным другом, ваши горизонты расширяются, вы понимаете, что у вас есть нечто большее, чем вы думали, и вы внезапно обнаруживаете, что у вас более чем достаточно энергии, надежды и мотивации, чтобы справиться с любым вызовом, который посылает вам жизнь. И даже когда душевная дружба недолгая, вы будете вспоминать этого друга с улыбкой на всю оставшуюся жизнь.
Хотите узнать больше о вашей социальной жизни? Получите экстрасенсорное чтение, чтобы узнать. Позвоните по телефону 1. 800.573.4830 или выберите экстрасенса прямо сейчас.
Поэт и философ Джон О’Донохью о прекрасном древнем кельтском представлении о друге души – маргинале
Мария Попова
Аристотель заложил философское основание дружбы как искусства держать зеркало душ друг друга. Два тысячелетия спустя Эмерсон созерцал два ее столпа: истину и нежность. Спустя столетие К. С. Льюис писал: «Дружба не нужна, как и философия, как искусство, как сама вселенная… Она не имеет значения для выживания; скорее, это одна из тех вещей, которые придают ценность выживанию».
Но нигде красота, тайна и поддержка души дружбы не проявляются так живо, как в шедевре 1997 года Анам Кара: Книга кельтской мудрости ( публичная библиотека ) покойного великого ирландского поэта и философа Джона О. Донохью (1 января 1956–4 января 2008 г.), названный в честь гэльского слова «друг души» — прекрасное понятие, элегантно воплощающее в себе то, что Аристотель, Эмерсон и Льюис сформулировали многими другими словами.
О’Донохью исследует сущность и происхождение термина:
Иллюстрация Мориса Сендака из книги Давайте будем врагами Дженис Мэй УдриВ кельтской традиции существует прекрасное понимание любви и дружбы. Одной из очаровательных идей здесь является идея любви души; старый гэльский термин для этого — анам кара . Анам по-гэльски означает душа и cara это слово для друга. Итак, анам чара в кельтском мире был «другом души». В ранней кельтской церкви человека, выступавшего в роли учителя, компаньона или духовного наставника, называли анам чара . Первоначально оно относилось к кому-то, кому вы признались, раскрывая скрытые тайны вашей жизни. С анам чара вы можете поделиться своим сокровенным, своим умом и своим сердцем. Эта дружба была актом признания и принадлежности. Когда у тебя было анам чара , ваша дружба выходит за рамки всех условностей, морали и категорий. Вы соединились древним и вечным образом с «другом вашей души». Кельтское понимание не устанавливало для души пространственных или временных ограничений. Нет клетки для души. Душа — это божественный свет, который течет в вас и в вашего Другого. Это искусство принадлежности пробудило и способствовало глубокому и особому общению.
Дружба, которую можно найти в anam cara , — это совершенно особая форма любви, — утверждает О’Донохью, — не та, которая заставляет нас противопоставлять платоническую и романтическую, но нечто гораздо большее и трансцендентное:
В этой любви тебя понимают таким, какой ты есть, без маски или претензий. Поверхностная и функциональная ложь и полуправда социального знакомства отпадают, вы можете быть таким, какой вы есть на самом деле. Любовь позволяет понять, а понимание драгоценно. Там, где тебя понимают, ты дома. Понимание питает принадлежность. Когда вы действительно чувствуете, что вас понимают, вы чувствуете себя свободным отдаться доверию и прибежищу души другого человека… Это искусство любви раскрывает особую и священную личность другого человека. Любовь — это единственный свет, способный по-настоящему прочесть тайную подпись личности и души другого человека. Только любовь грамотна в мире происхождения; он может расшифровать личность и судьбу.
Но быть анам чара требует целенаправленного присутствия — оно требует, чтобы мы проявляли абсолютную целостность намерения. Эта внутренняя интенциональность, полагает О’Донохью, и отличает истинного anam cara от знакомого или случайного друга — различие, тем более важное сегодня, в культуре, где мы слишком поспешно бросаемся словом «друг», обозначая не более чем поверхностную принадлежность. Но эта способность показываться должна быть активным присутствием, а не простой абстракцией: человек, который объявляет себя другом, но уклоняется от того, когда душа другого больше всего нуждается в том, чтобы видеть его, не является анам чара .
О’Донохью пишет:
Сердце учится новому искусству чувствовать. Такая дружба не является ни интеллектуальной, ни абстрактной. В кельтской традиции анам чара не было просто метафорой или идеалом. Это была душевная связь, существовавшая как общепризнанный и вызывающий восхищение социальный конструкт. Это изменило значение идентичности и восприятия. Когда воспламеняется твоя привязанность, мир твоего разума обретает новую нежность и сострадание… Ты смотришь, видишь и понимаешь по-другому. Поначалу это может быть разрушительным и неудобным, но постепенно вы совершенствуете свою чувствительность и трансформируете свой способ существования в мире. Большая часть фундаментализма, жадности, насилия и угнетения восходит к разделению идеи и привязанности.
Перспектива анам чара возвышенна, потому что позволяет нам войти в это единство древней принадлежности.
О’Донохью заимствует аристотелевское понятие дружбы и расширяет его до более широкого понимания:
Друг — это любимый человек, который пробуждает вашу жизнь, чтобы высвободить дикие возможности внутри вас.
[…]
Тот, кого ты любишь, твой анам чара , твой друг души, является самым верным зеркалом, отражающим твою душу. Честность и ясность истинной дружбы также выявляют истинные контуры вашего духа.
Анам Кара — это душераздирающее чтение, исследующее такие непреложные человеческие заботы, как любовь, работа, старение и смерть, сквозь вневременную призму древней кельтской мудрости. Дополните его рассказом поэта и философа Дэвида Уайта об истинном значении дружбы, любви и разбитого сердца, а затем побалуйте себя великолепной беседой О’Донохью « о том, как быть » с Кристой Типпетт — одним из последних интервью, которые он дал перед своей внезапной и трагической смертью.
Если вы осознаете, насколько жизненно важна для всего вашего духа — и бытия, и характера, и ума, и здоровья — дружба на самом деле, вам потребуется время для нее… [Но] для многих из нас… нам придется столкнуться с неприятностями, прежде чем мы вспомним, что на самом деле важно… Одиночество человека заключается в том, что вы отчаянно цепляетесь за то, что делает вас несчастным, и… вы осознаете, что имеете, только тогда, когда вы почти вот-вот потеряю.