Как выглядит модель социального развития человека в нашем обществе: Система социологических понятий в кратком изложении. Для учащихся старших классов и студентов младших курсов – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Содержание

Стандарт комплексного развития территорий

Городская среда

Стандарт был разработан Минстроем России и ДОМ.РФ вместе с КБ Стрелка по поручению Председателя Правительства РФ. Руководство ляжет в основу усовершенствования нормативно-правовой базы в области градорегулирования и архитектурного проектирования.

Скачать книгу стандарта Скачать все книги стандарта

О проекте

Стандарт комплексного развития территорий — методическое руководство по развитию застроенных территорий и освоению новых. Рекомендации по формированию облика города и сохранению его исторической застройки при экономически выгодном использовании в современной жизни.

Документ станет инструментом повышения качества среды и перехода российских городов к современным моделям развития. Поможет градостроителям повысить качество и эффективность процессов благоустройства, восстановления и застройки территорий и ляжет в основу усовершенствования нормативно-правовой базы в области градорегулирования и архитектурного проектирования.

Цель документа — разработка и внедрение новых подходов к созданию городской среды, отвечающей современным социальным и экономическим условиям, интересам жителей, бизнеса и городских властей.

В разработку Стандарта были вовлечены более двухсот экспертов из 14 стран, из российских и международных исследовательских университетов, технологических и инжиниринговых компаний, проектных бюро и архитектурных студий.

Зачем нужны изменения?

Сейчас большинство новостроек в России воспроизводят панельные микрорайоны советского образца. Застройщики используют устаревшие градостроительные подходы и систему нормативно-правового регулирования, которая не отвечает современным запросам горожани не учитывает изменений в социальной, политической, экономической, культурной и информационной сферах.

Согласно Указу Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» — к 2030 году необходимо обеспечить ежегодный ввод 120 млн кв. м жилья. От того, каким будет это жилье, зависит облик российских городов в будущем.

Направления применения Стандарта:

  • Освоение свободных территорий под жилищное строительство
  • Развитие территорий жилой и многофункциональной застройки
  • Благоустройство открытых общественных пространств

Принципы стандарта

Функциональное разнообразие

Создание районов с развитым стрит-ритейлом, совмещающих жилые, офисные и сервисные функции

Безопасность и здоровье

Уменьшение трафика, высокое качество воздуха и возможность проводить досуг в общественных пространствах круглый год

Компактная и плотная застройка

Учитывает человеческий масштаб в зданиях средней этажности и открытых пространствах

Комфорт перемещений

Разнообразие маршрутов и баланс всех видов перемещений, эффективность общественного транспорта

Гибкость и автономность

Вариативность использования зданий и земельных участков за счет конструктивных планировочных решений

Комфортное жилье

Разнообразные планировки и типы жилой среды, качественные места общего пользования как стимул для жильцов совместно управлять домом и территорией

Целевые модели городской среды

Готовый набор решений

Стандарт состоит из 6 книг и 4 каталогов, которые образуют комплексную базу инструментов по формированию и преобразованию территорий жилой и многофункциональной застройки.

Книга 1. Свод принципов комплексного развития городских территорий

Определяет ключевые направления и меры по формированию качественной жилой и многофункциональной застройки в городах России. В книге — основные приоритеты и принципы Стандарта, а также целевые модели городской среды.

Свод принципов комплексного развития городских территорий pdf, 37 МБ

Книга 2. Стандарт развития застроенных территорий

Определяет направления по развитию территорий сложившейся жилой и многофункциональной застройки.

Стандарт развития застроенных территорий pdf, 20.4 МБ

Книга 3. Стандарт освоения свободных территорий

Содержит рекомендации по формированию новой жилой и многофункциональной застройки на свободных городских территориях.

Стандарт освоения свободных территорий pdf, 10.9 МБ

Книга 4. Стандарт формирования облика города

Содержит рекомендации по благоустройству открытых городских пространств в соответствии с установленной Стандартом типологией.

Стандарт формирования облика города pdf, 75.9 МБ

Книга 5. Руководство по разработке проектов

Определяет порядок подготовки документации по развитию территорий.

Руководство по разработке проектов pdf, 2.95 МБ

Книга 6. Руководство по реализации проектов

Руководство по реализации проектов pdf, 4.94 МБ

Каталог 1. Элементы и узлы открытых пространств

Содержит конструктивные и функциональные составляющие открытых городских пространств, определяющие их вид и характер использования.

Элементы и узлы открытых пространств pdf, 26. 5 МБ

Каталог 2. Принципиальные архитектурно-планировочные решения (жилые дома)

Содержит типы жилых домов, описание составных элементов многоквартирного дома и помещений квартиры. Для каждого элемента и помещения приведены решения, которые позволят сделать дома и квартиры наиболее комфортными для жизни.

Принципиальные архитектурно-планировочные решения (жилые дома) pdf, 18 МБ

Каталог 3. Принципиальные архитектурно-планировочные решения (благоустройство)

Содержит рекомендации по благоустройству открытых городских пространств: из предлагаемого перечня типовых решений предлагается выбрать те, которые наиболее соответствуют функциональному назначению пространства и оптимально подходятдля применения в конкретных ситуациях.

Принципиальные архитектурно-планировочные решения (благоустройство) pdf, 70 МБ

Каталог 4. Принципиальные архитектурно-планировочные решения (застройка кварталов)

Содержит варианты взаимного расположения в квартале различных типов жилых домов и нежилых зданий разного функционального назначения, предприятий торговли и услуг, детских садов и школ, автостоянок и озеленения.

Принципиальные архитектурно-планировочные решения (застройка кварталов) pdf, 70 МБ

Ключевые элементы городской среды, которые затрагивает Стандарт

Квартиры

2,8 м — минимальная высота потолка

Жилые дома

9 этажей — максимальная высота рядовой застройки, 3,5–5,2 м — высота первого этажа

Дворы в жилой застройке

0,6 га — ориентировочный размер двора

Парковка автомобилей в жилом квартале

Более 50% от расчетного количества машиномест расположены вдоль улиц

Школы в жилом районе

Занимают отдельный квартал

Улицы в жилом районе

15 км/км2 — плотность улично-дорожной сети. Пешеходные переходы рядом — не дальше 100 м.

Общественные пространства в жилом районе

Площадки для игр, спорта и отдыха для группы жилых домов расположены в общественных скверах, которые находятся в 5 мин ходьбы от каждого жилого дома

Парковка автомобилей в жилом квартале

5 га — максимальный размер квартала. Доля объектов торговли, услуг, досуга — 20–30% от общей площади застройки

Готовый набор решений

Скачать книгу стандарта Скачать все книги стандарта

Скопировать код для вставки

Ширина px

Высота px

Вставляя этот код, вы подтверждаете, что ознакомились с условиями обработки данных.

Согласие на обработку персональных данных

Настоящим я, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152 — ФЗ «О персональных данных», продолжая работу на сайте https://дом.рф (далее – Сайт), выражаю согласие АО «ДОМ.РФ» (ИНН 7729355614, ОГРН 1027700262270, г. Москва, ул. Воздвиженка, д. 10) (далее – Оператор), на автоматизированную обработку, а именно: сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение (далее – Обработка), моих персональных данных в следующем составе: технические данные, которые автоматически передаются устройством, с помощью которого используется Сайт, в том числе: технические характеристики устройства, IP-адрес, информация, сохраненная в файлах «cookies», информация о браузере, дате и времени доступа к Сайту, длительность пребывания на Сайте, сведения о поведении и активности на Сайте в целях улучшения работы Сайта, совершенствования продуктов и услуг Оператора, а также определения предпочтений пользователей, в том числе с использованием метрической программы Яндекс.

Метрика.

Я подтверждаю, что Оператор вправе давать поручения на обработку моих персональных данных ООО «ДОМ.РФ Центр сопровождения» (ИНН 3666240353, ОГРН 1193668037870, Воронежская обл., г. Воронеж, просп. Революции, д. 38, пом. 10), АО «Банк ДОМ.РФ» (ИНН 7725038124, ОГРН 1037739527077, г. Москва, ул. Воздвиженка, д. 10) в целях, указанных в настоящем согласии.

В случае отказа от обработки персональных данных метрическими программами я проинформирован(а) о необходимости прекратить использование Сайта или отключить файлы «cookies» в настройках браузера.

Настоящее согласие действует в течение 1 года с момента его предоставления.

Я уведомлен(а), что могу отозвать настоящее согласие путем подачи письменного заявления в адрес Оператора посредством почтовой связи.

Параметры кредита для расчета ставки:

при первоначальном взносе 30%, срок — 15 лет.

Обязательное страхование недвижимости, личное — по желанию (при отсутствии ставка повышается). Доход подтверждается справкой 2-НДФЛ.

161 Федеральный закон

Федеральный закон от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» регулирует отношения между Единым институтом развития в жилищной сфере, органами государственной власти и местного управления и физическими и юридическими лицами.

Закон направлен на формирование рынка доступного жилья, развитие жилищного строительства, объектов инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры, инфраструктурной связи. Содействует развитию производства строительных материалов, конструкций для жилищного строительства, а также созданию парков, технопарков, бизнес-инкубаторов для создания безопасной и благоприятной среды для жизнедеятельности людей.

161-ФЗ устанавливает для ДОМ.РФ полномочия агента Российской Федерации по вовлечению в оборот и распоряжению земельными участками и объектами недвижимого имущества, которые находятся в федеральной собственности и не используются.

Получить расчет на e-mail

Расчет отправлен

Проверьте почту, которую указали

Готово

На сайте используются файлы cookie

Оставаясь на сайте, вы выражаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с политикой АО «ДОМ. РФ»

Подтвердить

Как нейросети изменят нашу жизнь: 9 вопросов и ответов

Алихан Исрапилов

выбирал вопросы

Профиль автора

Татьяна Гайнцева

исследовательница и преподавательница deep learning

Профиль автора

Нейросети стали одной из самых обсуждаемых тем последнего времени.

Технология активно развивается — сгенерированные картинки путают с настоящими фотографиями, а чат-боты становятся соавторами дипломных работ. Мы пригласили исследовательницу и преподавательницу deep learning Татьяну Гайнцеву пообщаться с читателями, которые хотят понять, чего еще стоит ждать от нейросетей.

Собрали ответы Татьяны о рисках развития искусственного интеллекта и потенциальных последствиях для экономики и медицины. А еще о том, можно ли взломать нейросеть или использовать ее в качестве оружия.

Сможет ли нейросеть создать свою улучшенную версию?

Николай Корнев
интересуется возможностями технологии

Сможет ли нейросеть создать нейросеть лучше, умнее себя?

В теории — да, такое возможно. Какая-то следующая версия ChatGPT, которую мы попросим выдать идею устройства и обучения нейросети, чтобы еще лучше решать отдельные задачи. Но тут есть несколько нюансов.

Непонятно, что значит «лучше», «умнее». Большинство нейросетей решают какую-то конкретную задачу: распознавание лиц, машинный перевод и тому подобное. Неясно, как сравнивать между собой «ум» таких нейросетей.

Пока что нейросети такого делать не могут. То есть не могут предложить идею устройства нейросети, которая была бы в каком-либо смысле новая и полезная.

Могу представить, что в скоро с помощью нейросетей постараются создавать новые нейросети. Например, обучат конкретно под эту задачу: предлагать новые эффективные устройства нейросетей. Тогда нельзя будет сказать, что нейросеть создала нейросеть умнее себя, потому что задача такой нейросети будет ровно в том, чтобы предлагать новые нейросети. Ее «ум» не особо получится измерить и сравнить с «умами» других нейросетей, которые решают другие задачи.

Возможно, в будущем такое случится, что нейросеть вроде ChatGPT сможет предлагать новые устройства нейросетей. Но пока что этого нет, и до такого еще очень далеко.

Какие могут быть риски в развитии и использовании нейросетей?

Анна
хочет узнать, чем опасно развитие ИИ

Какие риски вы видите в использовании нейросетей?

Риски в первую очередь связаны с реакцией людей на искусственный интеллект и на то, как ИИ может изменить нашу жизнь. А еще с тем, какое оружие и какие способы слежки за людьми можно сделать на основе ИИ.

Реакция людей на ИИ и изменение жизни. Очень много вопросов о том, какие профессии заменит или не заменит ИИ. Не могу назвать эти опасения беспочвенными, так как исследования OpenAI подтверждают, что во многих профессиях нейросети сильно упростят работу. Это видно и по соцсетям: в последнее время мне попадается много примеров, как дизайнеры или журналисты используют GPT в работе и как нейросеть ускоряет их работу. Отсюда возникают опасения, что быстрое развитие нейросетей может оказать влияние на рынок труда и экономику.

Еще одно опасение — что нейросети будут влиять на психику людей. Было уже несколько случаев, когда человек начинал считать чат-бота разумным существом или совершал какие-то поступки под влиянием разговора с чат-ботом. Например, работник Google поверил, что у чат-бота есть сознание. А кто-то совершил суицид после разговора с чат-ботом.

Из-за этого в GPT-4 искусственно ограничивают способность модели подражать эмоциям людей и притворяться, что нейросеть — живое существо. А еще говорить на запрещенные темы типа суицида, создания бомб и прочего.

И еще один поинт про то, как ИИ изменит жизнь. С помощью ИИ можно быстро генерировать много контента: картинок, музыки, текстов и тому подобного. Кажется, скоро контент, сгенерированный ИИ, заполонит интернет. Непонятно, как придется справляться с горой картинок, фейк-ньюз и чат-ботов, которые на форумах выдают себя за людей.

/list/neural-services/

7 полезных нейросетей для работы с изображениями, видео, текстом и голосом

Создание оружия и способов слежки за людьми. Тут можно вспомнить системы распознавания лиц, которые многие страны используют для слежки. А еще есть беспилотные дроны, которые являются оружием. На самом деле распознавать людей уже можно не только через лица, но и на основе походки или голоса. По кадрам движения губ можно распознавать речь. Понятно, для чего при желании это можно использовать.

А ведь еще есть биология и геномика. С помощью ИИ можно искать полезные лекарства или новые яды. Повторю любимую фразу: нейросети — это просто технология. Ее можно использовать для решения разных задач — как во благо, так и во вред. И все зависит лишь от людей.

Будет плохо, если в будущем какая-нибудь компания объявит о том, что ей удалось создать супер-пупер-ИИ, который может решать кучу задач, заменить полностью десяток профессий, а еще потенциально захватить мир. Если такое произойдет, это вызовет негативные последствия для психики людей и всемирной экономики. Поэтому важно, чтобы развитие ИИ шло постепенно, шаг за шагом, чтобы люди могли к этому привыкнуть и перестроиться. Об этом говорит и президент OpenAI.

Еще важно перед релизом очередной классной нейросети тщательно ее проверять: что она может, а что — нет. Во-первых, чтобы не было описанных выше последствий. Во-вторых, чтобы нейросеть не вызвала неожиданных эффектов — например, не пошла на серверы Пентагона и не нажала на красную кнопку. Об этом OpenAI тоже говорят.

На мой взгляд и на взгляд OpenAI, нужно создать общие правила регулирования и аудита ИИ. Чтобы не было такого, что по миру гуляет множество непонятных моделей. Я правда верю, что мир придет к чему-нибудь такому, — об этом сейчас ведется много разговоров.

В заключение — неочевидный риск использования нейросетей: все они живут на серверах и потребляют очень много энергии. Большие нейросети вроде GPT-4 тратят огромное количество электричества и сжигают просто тонны кислорода. Вот как это повлияет на планету, если таких нейросетей появится еще больше, я не знаю.

Получится ли притормозить развитие нейросетей?

Гусь лапчатый
ждет восстания машин

Что вы думаете о манифесте Юдковского о том, что разработку ИИ следует остановить прямо сейчас? Ждет ли нас неконтролируемое развитие GAI — генеративного искусственного интеллекта — и «смерть всех человеков» в ближайшие лет 50?

Думаю, разработку ИИ не получится остановить по двум причинам:

  1. Люди всегда хотят исследовать новые технологии и идеи, двигаться вперед. Просто так взять и заставить «не думать» не выйдет. На всякий случай: если вам тут на ум пришло ядерное оружие, разработку которого вроде как остановили, то напомню, что ядерное оружие — не сама технология, а ее применение. Ядерные реакции и химию исследовать не перестали. А здесь предлагается остановить вообще разработку ИИ в принципе.
  2. В мире еще нет такого консенсуса, чтобы была возможна ситуация, когда большие компании и страны договариваются приостановить разработки ИИ. И снова добавлю: если вам тут на ум пришло ядерное оружие, по которому мировая договоренность в каком-то виде была достигнута, то у ИИ, на мой взгляд, другая ситуация. Тут риски не так очевидны, а польза быть первым и классным очевидна. А еще испытания ядерки в тайне держать не получится. А ИИ — легко.

Ждет ли нас неконтролируемое развитие генеративного искусственного интеллекта? Во-первых, оно обычно AGI, то есть это искусственный общий интеллект. А во-вторых, считаю, что людей не ждет смерть. В ближайшие лет 50 точно. А если и ждет, то не от ИИ, а от каких-нибудь изменений климата и войн. Хотя на изменение климата ИИ повлиять может, ведь каждый GPT-4 потребляет много электричества и кислорода.

Вкратце почему я так думаю: чтобы убить человеков, ИИ нужно выйти на качественно новый уровень, которого мы непонятно когда достигнем — и достигнем ли вообще. Мне кажется, это произойдет не так скоро. А то, что есть сейчас, во многом вводит в заблуждение своей «похожестью» на разум, но таковым не является.

Советую посмотреть видео с Яном ЛеКуном — одним из ведущих исследователей в сфере ИИ. В ролике он приводит аргументы, почему не стоит останавливать разработку ИИ.

Можно ли «взломать» нейросети и к чему это приведет?

Александр Жиганов
хочет узнать, что могут сделать с ИИ злоумышленники

Что вы думаете по поводу джейлбрейка нейросетей — например, ChatGPT? Как далеко это может зайти?

Зайдет не дальше реальных способностей ChatGPT. Смотрите, что я имею в виду. Есть самая мощная нейросеть ChatGPT где-то в недрах OpenAI. Вот она что-то может страшное, например сгенерировать код для взлома сайта школы неподалеку, а чего-то в принципе не может, как ни пытайся. Например, взломать Пентагон или изобрести новое биооружие. Вот любой джейлбрейк может зайти только до того, что модель нейросети, в принципе, может сделать, — даже если выкинуть все меры безопасности, которые на нее наворотили.

Если верить отчету OpenAI, самая мощная GPT-4 чего-то совсем страшного пока не умеет. Например, ее всеми силами пытались заставить самореплицироваться в интернете, но она не захотела. Так что тут сколько ни джейлбрейкай публичную версию, пока не заставишь ChatGPT или GPT-4 захватить мир. Думаю, все публичные аналоги GPT-4 тоже не умеют делать такие страшные вещи. Хотя бы потому, что эти версии были обучены явно на меньшем количестве данных и их способности вряд ли превосходят способности GPT-4.

/chatgpt/

ChatGPT: как пользоваться нейросетью и что она умеет

Но тут можно посмотреть еще с другой стороны: OpenAI добавили к публичной версии GPT много ограничений, которые не дают ей оскорблять пользователей, выдавать контент под авторскими правами, делать вид, что модель разумна, и другие вещи, которые потенциально могут навредить людям или их смутить. Вот такие вещи джейлбрейкаются. Это может привести к тому, что из-за подобных GPT-моделей кто-то оскорбится и скажет: «Компания плохая, потому что ваша модель меня оскорбляет». Будет суд, репутация испортится, все дела. Или кто-то может совершить суицид после общения с моделью. И даже если разговор косвенно повлиял на смерть, могут обвинить модель и компанию. Если верить СМИ, такая история уже даже была, но там был чат-бот не от OpenAI.

Я даже удивлена, что пока не было особо громких дел. Может быть, все уже привыкли к GPT-3 и подобному. Но я не исключаю, что они начнутся позже, когда GPT-4 будут интегрировать во все более сложные системы, в которых подобные вещи типа авторских прав и оскорблений будут более важны.

Могут ли нейросети помочь современной медицине совершить прорыв?

Сейлор Марс
надеется на революцию в медицине

Использование нейросети в медицине — стоит ли ждать прорыв?

Думаю, да. У меня есть несколько наблюдений.

ИИ используют для анализа молекул, генома и для поиска новых лекарств и соединений. Нейросети не так давно совершили прорыв в соседней области — drug discovery и работе с молекулами. Я сейчас говорю про AlphaFold — это нейросеть, которая по последовательности аминокислот может точно и быстро предсказать 3D-структуру белка, соответствующего этой последовательности. Предсказание структуры белка по его аминокислотам — это очень-очень важная задача в медицине: она позволяет понимать свойства отдельных белков и изучать их. Методы для решения разрабатывались многими учеными в разных лабораториях, но все они были долгие, дорогие и работали не для всех типов белков. А вот нейросеть смогла существенно упростить задачу.

На основе идеи AlphaFold начали делать другие нейросети под подобные задачи. Я в своем канале писала про Peptimizer — нейросеть для поиска высокоэффективных абиотических мини-протеинов. Рекомендую еще почитать мнения и статьи про AlphaFold в разных источниках, чтобы понять, почему это очень важный прорыв и как это должно повлиять на всю сферу поиска новых молекул и лекарств.

Вообще, в последнее время начался бум исследований в области применения нейросетей к подобным задачам: расшифровка генома, поиск новых лекарств или полезных соединений. Количество научных лабораторий, занимающихся подобными вещами, сильно увеличилось. По крайней мере, мне так показалось. В моем университете недалеко от меня сидит научная группа, в которой занимаются подобными вещами. И некоторые лаборатории еще сотрудничают с фармкомпаниями, так что это не просто исследования в стол, бизнес действительно в этом заинтересован.

ИИ применяют в других областях медицины. Например, в диагностике болезней, наблюдении за состоянием пациента и помощи врачам и хирургам в проведении манипуляций. Это направление тоже активно развивается. Точно так же появилось очень много научных групп, где проводятся исследования по подобным темам. У меня в университете также есть несколько людей, которые получают PhD по этим темам. Например, о том, как лучше применять нейросети к сегментации сердца и сосудов.

Если интересно посмотреть на новейшие исследования, рекомендую почитать статьи с MICCAI — это профильная конференция для ученых в области medical imaging, то есть медицинской визуализации. А также посмотреть на разработки фармкомпаний и Philips, которая выпускает медицинскую технику и развивает применения ИИ к этой технике, чтобы упростить работу медперсонала.

В ИИ-медицине можно ждать прорыв. Но тут есть важный нюанс: медицина связана со здоровьем и жизнью людей. Поэтому в областях медицины, которые напрямую связаны с жизнью пациентов, внедрение нейросетей и ИИ будет идти медленно. И нейросети будут не заменой медперсонала, а помощью им. Это более чем оправданно, так как нейросети могут ошибаться, а ошибка стоит дорого в медицине.

Врачам, которые работают с людьми, не стоит беспокоиться о рабочих местах, но я бы советовала знакомиться со всеми новыми технологиями и внедрять их. Во-первых, это может сильно упростить работу врачей, сэкономить им время и позволить спасти больше жизней. Во-вторых, если из-за внедрения ИИ будет требоваться меньше медперсонала, то врачи, которые разбираются в новых технологиях, работу не потеряют.

Как изменятся законы и право из-за развития нейросетей?

Павел Милашевский
ждет изменений в законодательстве

Насколько я могу судить, интеграцию ИИ-решений в бытовые сценарии ограничивает в том числе несовершенство человеческого права. В случае с селф-драйвом действительно непонятно, кто и как будет нести ответственность при несчастном случае. И примерно то же самое в медицинской диагностике.

Как, по-вашему, должно развиваться право, чтобы выросла доступность ИИ? Можно даже на более узком примере из вашей практики или наблюдений.

Честно сказать, я не особо представляю, как должно выглядеть право. Сама об этом иногда задумываюсь. Самый логичный вариант в моем понимании — постепенно внедрять технологии на основе нейросетей в жизнь. Как, собственно, сейчас и делают. С беспилотниками это выглядит примерно так:

  1. Тестировать беспилотники на специальных полигонах.
  2. Тестировать беспилотные грузовые перевозки по специальным трассам.
  3. Запускать беспилотных доставщиков и беспилотные пассажирские перевозки по паркам, где все ездят медленно и нет других машин.
  4. Запускать беспилотники по выделенным полосам автодорог в определенных городах.
  5. Что-то еще…
  6. Полностью разрешить беспилотники.

В медицине тоже есть нечто подобное. В течение этого процесса право относительно использования технологий будет трансформироваться. Потому что каждый шаг процесса — это новый опыт, новый эксперимент, который дает обратную связь на существующие законы и право. И нужно дорабатывать право на основе обратной связи. Да и сами технологии тоже, так как вы правильно заметили, что ИИ в беспилотниках и медицине очень связан с жизнью людей.

Правда, есть два правовых аспекта, которые сильно тормозят более быстрый выход ИИ в массы.

/ai-pros-cons/

За и против: стоит ли радоваться активному развитию нейросетей

Использование персональных данных. Нейросети обучаются в основном на данных из интернета. И сейчас многие авторы картинок, на которых обучалась, скажем, Midjourney, этим недовольны и подают иски. Даже на уровне государства что-то происходит. Испания начала правовое разбирательство относительно персональных данных в ChatGPT.

Это очень тормозит развитие ИИ. Ощутила последствия сама. В какой-то момент наборы данных, на которых раньше многие обучали свои нейросети, стали недоступны. Их закрыли, потому что появились законы о защите этих данных — теперь с их помощью нельзя ничего обучать.

А данные — это топливо нейросетей. Нужно очень много данных, чтобы обучить мощную нейросеть. Из-за этого, кстати, в ИИ-медицине прогресс идет медленно: дело в том, что там почти все данные — персональные. И таких данных, чтобы на них можно было обучать нейросети, удается собрать очень мало.

Дезинформация, язык вражды и прочее. Сейчас все, кто делает нейросети, подобные ChatGPT или Midjourney, сильно защищаются от того, чтобы нейросети не генерировали что-нибудь неподобающее. Иначе можно дойти до суда. Как мне кажется, это тоже тормозит проникновение ИИ в массы.

Нужно что-то делать в этих двух аспектах. Что именно — не знаю. Не могу пока представить, как это можно решить. Но сейчас много кто задумывается о правовой части ИИ. Точнее, многие страны. Так что куда-нибудь придем. Но так как для нас это новая тема, то придем не сразу. Сначала будет потряхивать.

Нейросети начнут новую гонку вооружений?

Даша Лейзаренко
интересуется соперничеством стран

Обладает ли ИИ действительно таким мощным потенциалом, как ядерное оружие? Начнется ли ИИ-гонка между разными государствами? Какое преимущество будет у государств, которые обладают ИИ-технологиями, перед теми, кто ими не обладает?

Насколько я могу судить, гонка уже началась. Компании в разных странах уже стараются как можно быстрее сделать свои аналоги мощных нейросетей. Думаю, какие-то разработки ведутся и в государственных структурах, но мы о них не знаем.

Китай и США точно уже в гонке. Китай вообще становится лидером в области: в последнее время там появляется больше всего научных статей и мощных моделей.

Не знаю, что конкретно сказать про преимущество. Потому что ИИ, кажется, может много где применяться: от помощи в социальной сфере и здравоохранения до слежки за людьми и создании оружия любых видов. Поэтому преимущество — общее технологическое. Возможность создавать больше благ и вреда, быстрее делать деньги, улучшать производство, привлекать капитал и тому подобное.

Технологии непостоянны и непредсказуемы — стоит ли делать ставку на нейросети?

Дмитрий Капустин
запутался в технологических хитах

Как вообще можно прогнозировать будущее, если еще год назад был другой расклад? Через год ни один эксперт не скажет, какая новая технология взлетит.Год назад все бегали с NFT и предрекали технологии большое будущее, а покупателям токенов — несметные богатства, которые будут расти как на дрожжах. А еще была сеть Clubhouse, куда пользователей пускали только по приглашениям или за большие деньги.

В мире технологий все так скоротечно — непонятно, на какую лошадку ставить.

Мне кажется, вопрос не конкретно про ИИ, а в целом про то, что в современном мире все развивается и меняется очень быстро и из-за этого непонятно, что делать. На что стоит обращать внимание, а на что — нет.

Я считаю важными три вещи: диверсификацию, понимание сути предмета и области, на которую ставишь, и постоянное совершенствование в разных областях жизни.

Первое — на какую лошадку ставить. Ответ такой же, как и во все времена до интернета и ИИ: ни на какую-то одну конкретную, а на много сразу. Диверсификация — наше все. Это вам скажет любой профессиональный инвестор. Любая технология или соцсеть может как неожиданно взлететь, так и неожиданно упасть. Хайп — дело коварное, на нем много что необоснованно растет, а потом резко падает. А неожиданно упасть может даже то, что долго крепко, казалось бы, стояло на ногах — посмотрите на текущий кризис в ИТ-отрасли и акции крупных tech-компаний. Поэтому всегда нужно диверсифицировать и ставить на несколько вещей сразу.

Тут добавлю еще, что диверсифицировать нужно не только в деньгах, но и в жизни. Развивать разные навыки в разных областях. И развивать разные навыки в своей профессиональной области. Опять же, потому что все быстро меняется — и, если что-то новое придет в вашу профессию, вам нужно быть к этому готовым. Лучше всего — уметь быстро адаптироваться к изменениям и внедрять в свою работу новые технологии.

Второе — ставить нужно на то, в чем сам разбираешься. Бежать и вкладывать много усилий и денег куда-то, куда просто бегут все, не разобравшись, что там и как, — плохая затея. Это касается как инвестиций, так и жизни: идти и заниматься чем-то только потому, что кажется, что «это круто, сейчас туда все идут, там большие деньги», — тоже не лучшая идея. Вспомните золотую лихорадку. Или более близкий во времени пример — бум ИТ-профессий в России. Так сложилось, что в ИТ-индустрии в России несколько лет назад люди в среднем стали зарабатывать больше, чем во многих других профессиях, и многие люди ринулись переучиваться в айтишников.

И с такой же точки зрения можно посмотреть на все хайповое — NFT, Clubhouse и тому подобное. Если вы не разбираетесь хотя бы базово в области — что такое NFT, каковы его принципы работы и монетизации, что такое Clubhouse, каков рынок подобных приложений и как работает подобная бизнес-схема, — вкладывать много денег и усилий не нужно.

Из второго поинта вытекает третий — знания. Я считаю, что в нашем мире очень важно получать базовые знания во многих областях жизни. В финансах, чтобы правильно распоряжаться деньгами и понимать, что происходит с экономикой в кризисы и что в это время делать. В технологиях, чтобы понимать, что они могут, а что — нет, чтобы внедрять эти технологии в свою работу и не остаться в итоге в стороне. В социологии, политологии и подобном, чтобы понимать, что происходит с обществом и как мировые события влияют на разные отрасли.

Ну и чтобы, когда появляется что-то новое и хайповое, понимать, стоит ли оно вашего внимания. Чем больше вы знаете о работе разных инструментов и их взаимосвязях, тем лучше вы понимаете, на что стоит ставить, а на что — нет. Человек с головой на плечах не пропадет, какой бы кризис ни был, какие бы акции или компании ни упали. Он точно сможет приложить куда-нибудь свои знания и умения и заработать денег.

Как развитие нейросетей повлияет на мировую экономику?

Bacalhau
боится очередного экономического кризиса

Как нейросети и развитие ИИ повлияют на экономику в целом? Если ИИ заменит нас на многих позициях, покупательная способность населения тоже упадет. Как думаете, какая экономическая модель появится? Грядет ли новая Великая депрессия?

Я в экономике совсем не эксперт, поэтому думаю, что вопрос нужно в первую очередь адресовать экономистам. А еще, наверное, социологам, потому что при перестройке структуры общества возникнут реакции больших групп людей, а это их область.

Попробую описать свои мысли на этот счет, но их ни в коем случае не нужно рассматривать как мнение эксперта в области.

Когда читала ваш вопрос, первая мысль, которая возникла, — это безусловный доход. CEO OpenAI Сэм Альтман еще в 2021 году высказывал мнение, что мы придем к тому, что доход, полученный от использования технологий и от того, что выполнение бизнес-задач ускорится, можно будет направить на создание фонда. Из него люди будут получать безусловный доход.

Еще я слышала, что вроде бы сейчас, в 2023 году, OpenAI заказала исследование на эту тему: возможно ли создание такого фонда и насколько хорошо он повлияет на общество. Ссылку не нашла. Но вот это исследование было бы хорошо потом почитать, чтобы ответить на ваш вопрос. Думаю, что сейчас даже профессиональные экономисты не знают достаточно точно, что произойдет.

А еще сейчас во многих странах мира появляются идеи сократить рабочую неделю до четырех дней. Слышала про обсуждения в Швеции или Дании, в Великобритании и Испании. Возможно, в будущем люди просто станут работать меньше в среднем. Скажем, рабочая неделя будет не 40 часов, а 25—30. И возможно, это уравновесит ускорение задач, которое обеспечат нейросети. То есть безработицы сильно больше не станет, просто люди будут за 25 часов в неделю делать ту работу, которую делали раньше за 40.

Не особо верю, что грядет что-то вроде Великой депрессии. От многих экономистов я слышала, что не бывает двух одинаковых кризисов: на каждом учатся, чтобы такого больше не повторилось. В истории уже был подобный кризис — промышленная революция. Я верю, что на всплеск нейросетей обратят внимание и сделают что-то заранее для того, чтобы не возникло экономического кризиса. Да это уже делают: начались разговоры о регулировании ИИ.

Здесь нужно сделать поправку на то, что я немного наивный оптимист. И последний абзац основан чисто на моих чувствах. Может, все будет совсем не так.

AMA.Эксперты и герои отвечают на вопросы о чем угодно

Предложите свою тему

Социальное развитие во взрослой жизни: значение

Когда мы молоды, нам нравится представлять, кем мы хотим стать, когда вырастем: какую карьеру мы сделаем, партнера, которого найдем, или как будут выглядеть наши дети. Когда мы стареем и вступаем во взрослую жизнь, события, о которых мы мечтали все эти годы, начинают формировать наше социальное развитие .

  • Что такое социальное развитие во взрослой жизни?
  • Каковы основные характеристики социального развития во взрослом возрасте?
  • Какие факторы влияют на социальное развитие в зрелом возрасте?
  • Каковы этапы социального развития во взрослом возрасте?
  • Каковы некоторые примеры социального развития во взрослой жизни?

Определение социального развития во взрослом возрасте

Социальное развитие во взрослом возрасте в первую очередь определяется жизненными событиями, а не возрастом и физическим развитием, как у детей и подростков. Хотя взрослую жизнь можно рассматривать поэтапно, это не строгие этапы. Характеристики каждой стадии не исчезают со временем. Близость может беспокоить пожилых людей, даже если они в первую очередь озабочены генеративностью.

В каждой культуре существует установленная норма относительно времени проведения общественных мероприятий. Это называется социальными часами. В целом, социальные часы в американской культуре стали гораздо менее жесткими, но несовпадение с ними может вызвать эмоциональный стресс во взрослой жизни.

Социальные часы — это набор культурных норм, которые определяют предпочтительное время жизненных событий, таких как брак, отцовство и выход на пенсию.

Рис. 1 Социальные часы, freepik.com

Стадии социального развития в зрелом возрасте

Согласно Эриксону «психосоциальные стадии развития», существует три стадии социального развития, которые происходят в молодом, среднем и старшем возрасте. Эти этапы:

  • Близость против изоляции (от 19 до 40 лет) : Взрослые начинают сосредотачиваться на построении более крепких отношений и поиске романтических партнеров. Формирование более близких и любовных связей является основной целью.

  • Генерация против стагнации (от 40 до 65 лет) : Взрослые в этом возрасте озабочены построением карьеры, воспитанием детей и другими видами деятельности. Они также озабочены заботой о других и поиском способов сделать мир лучше.

  • Целостность против отчаяния (от 65 до смерти) : Взрослые начинают размышлять о своей жизни и либо стыдятся прошлых ошибок, довольны своей жизнью, либо сочетают в себе и то, и другое.

Этапы развития карьеры

С детства до середины 20-летнего возраста люди проходят стадию роста карьерных интересов. Мы начинаем формировать идеи о том, какие виды работ нам могут нравиться или не нравиться. На этапе разведки мы начинаем активно делать карьеру посредством образования и обучения. В возрасте от 20 до 40 лет люди могут достичь стадии , когда они начинают чувствовать себя устойчивыми и стабильными в своей карьере и чувствуют, что они что-то меняют. В конце концов, многие люди вводят поддержка этапа и стать еще более комфортно и стабильно в своей карьере. Наконец, по мере того как люди начинают чувствовать, что меньше вкладываются в свою работу, они вступают в стадию упадка и уходят на пенсию.

Характеристики социального развития во взрослом возрасте

Двумя основными характеристиками социального развития во взрослом возрасте являются близость и продуктивность.

Близость

Ранняя взрослость — это момент, когда мы начинаем глубоко желать и активно стремиться к близким и интимным отношениям. Близость — это процесс ощущения признательности, понимания и заботы со стороны кого-то другого, а также заставление кого-то другого чувствовать то же самое посредством обмена личными мыслями и чувствами друг с другом.

Когда взрослые отношения включают в себя схожие интересы и ценности, интимное самораскрытие и эмоциональную поддержку, они приносят наибольшее удовлетворение и часто являются наиболее прочными отношениями. Близость во взрослом возрасте может принимать форму свиданий, совместного проживания, брака, партнерских отношений, дружбы и совместного воспитания. Мы начинаем формировать свои семьи: кровные или иные. Хотя у взрослых часто гораздо меньше друзей, чем на более ранних этапах жизни, они все же намного счастливее, когда их не оставляют одних.

Генерация

Поиск работы и карьеры — еще одна основная характеристика социального развития во взрослом возрасте. Работа может дать человеку большее чувство продуктивности или значимой продуктивности, что является еще одной важной целью в среднем взрослом возрасте (от 40 до 65 лет).

Генерация относится к заботе человека о других людях и необходимости направлять и помогать молодому поколению.

Мы все хотим оставить свой след в мире. Это особенно актуально для взрослых, которые хотят что-то передать последующим поколениям. Мать передает секретный рецепт своего знаменитого чили. Отец учит дочь, как менять шину. Учитель годами передает знания сотням учеников. Консультант инвестирует в помощь людям в самые трудные времена в их жизни.

Если вы попросите взрослого рассказать вам, кто он такой, он, вероятно, расскажет о своей работе. Карьера дает взрослым возможность зарабатывать на жизнь, структурировать свою жизнь и расширять социальные взаимодействия. Работа или карьера человека является важной частью его личности. Работа, которая соответствует интересам человека и дает ему чувство выполненного долга, часто является значительным источником счастья.

Факторы, влияющие на социальное развитие во взрослом возрасте

Как упоминалось ранее, важные жизненные события играют огромную роль в социальном развитии во взрослом возрасте. Несколько жизненных этапов, таких как женитьба, рождение детей, покупка дома, становление бабушкой и дедушкой и другие события и кризисы, формируют социальную жизнь взрослого человека.

Брак

Брак и долгосрочное партнерство обычно являются наиболее важными узами в жизни взрослого человека. В западной культуре люди склонны жениться по любви, и 95 процентов американцев либо женаты, либо хотят вступить в брак. Брак является предиктором счастья, физического и психического здоровья, уровня доходов и сексуального удовлетворения во взрослой жизни. Другие исследования показали, что уровень преступности ниже в районах с высоким уровнем брака.

Рис. 2 Любовь и брак, pixabay.com

В последнее время больше людей предпочитают жить вместе до брака и/или не вступать в брак, чем в предыдущих поколениях. Известно, что процент разводов выше среди пар, которые жили вместе до брака, но процент разводов начал выравниваться и даже снижаться по сравнению с предыдущими поколениями. Это может быть связано с тем, что люди стали более образованными и вступают в брак позже, чем в прошлом, что является двумя факторами, которые могут увеличить шансы на прочный брак. Тем не менее, около 1/3 взрослого населения Америки никогда не выходит замуж.

Дети

Для большинства людей рождение ребенка — это счастливое событие и результат любовных отношений. Это серьезное изменение в жизни, но оно может добавить больше смысла и радости в жизнь человека. Однако воспитывать детей невероятно сложно. Дети отнимают много времени, эмоциональной энергии и денег, добавляют дополнительный стресс в жизнь взрослого человека. Одна из целей взрослой жизни состоит в том, чтобы человек чувствовал, что оставил свой след. Во многих отношениях дети служат людям способом передать свое наследие.

Кризис среднего возраста

Многим первое, что приходит на ум при фразе «кризис среднего возраста», это 40-летний мужчина, глубоко недовольный своей жизнью и решивший бросить работу, купить Автомобиль за 100 000 долларов и путешествие по миру. Однако представление о том, что достижение среднего возраста взрослости вызывает глубокую неудовлетворенность и инициирует кризис в жизни человека, во многом является мифом.

Несчастье, неудовлетворенность браком и неудовлетворенность работой вызываются жизненными событиями, а не возрастом. Кризис может случиться в любой момент жизни. Случайные события могут мгновенно изменить вашу жизнь, например, потеря супруга, ребенка или работы. У вас может быть кризис среднего возраста или кризис середины 20-летнего возраста (известный как 9-летний кризис).0003 кризис четверти жизни ). Нет никаких доказательств того, что люди более несчастны в позднем взрослом возрасте, чем на других этапах жизни.

Когда человек приближается к позднему взрослению, он начинает размышлять о своей жизни и определять, достигли ли они своих целей. Некоторые могут сказать, что хотели бы больше работать, получить лучшее образование или чаще говорить родителям, что любят их. Несколько факторов могут повлиять на социальное развитие в позднем взрослом возрасте, когда появляются эти мысли. Пожилые люди становятся пустыми гнездами, выходят на пенсию, становятся бабушками и дедушками и начинают сталкиваться с постоянно приближающейся реальностью смерти и умирания.

Пустые гнезда

После рождения ребенка, особенно первенца, взрослые испытывают высокий уровень удовлетворения в браке. Однако со временем годы воспитания детей могут стать более напряженными. В конце концов, наступает тот славный день, когда все дети выросли и покинули дом. Ну, это славно для некоторых родителей. Другие находят это очень трудным переходом.

Будучи пустыми гнездами, многие взрослые видят всплеск удовлетворенности браком и, вопреки распространенному мнению, не всегда переживают кризис или депрессию, когда их дети покидают дом. Пары могут поддерживать содержательные отношения со своими взрослыми детьми, а также уделять больше внимания изучению деятельности и проведению времени друг с другом.

Рис. 3 Пожилые люди, pikwizard.com

Выход на пенсию

Для пожилых людей (65+) генеративность становится менее важной, и в конце концов они решают выйти на пенсию. Однако выход на пенсию может повлиять на пожилых людей по-разному. Люди на пенсии могут скучать по своей работе, особенно если у них есть сильные рабочие ценности. Они могут впасть в депрессию, стать малоподвижными и вообще недовольными жизнью.

На решение человека выйти на пенсию могут повлиять несколько факторов. Физическое здоровье и отношения в семье часто играют большую роль. К сожалению, выход на пенсию — это не то, что может выбрать каждый. Некоторые могут быть вынуждены уйти с работы, а некоторые могут чувствовать себя обязанными продолжать работать из-за социально-экономических проблем. Любая ситуация может повлиять на благополучие человека в пожилом возрасте. У других может наблюдаться ухудшение физического или психического здоровья, что влияет на решение уйти на пенсию.

Смерть и умирание

Одной из важных составляющих взрослой жизни является увеличение числа столкновений с реальностью смерти. Пожилые люди, вероятно, пережили потерю родителей, родственников и друзей. Многие учатся на своем опыте смерти и используют его, чтобы быть более открытыми жизни и найти смысл в своей жизни.

Для других горе от такой потери может быть невыносимым. Она играет большую роль в формировании социального развития взрослого человека, особенно если происходит внезапная утрата. Эриксон отметил, что кризис, с которым сталкиваются пожилые люди, приходится на 9 лет.0003 целостность против отчаяния . Пожилые люди либо чувствуют себя довольными своей жизнью, если многие из их целей на более ранних этапах были достигнуты, либо испытывают сожаление и отчаяние. Их время почти истекло, и они не выполнили всего, что планировали.

Примеры социального развития во взрослом возрасте

Социальное развитие во взрослом возрасте обычно более мягкое, чем на ранних этапах жизни. Максимумы не такие высокие, а минимумы не такие низкие. Сканирование мозга показывает, что миндалевидное тело , отвечает за обработку эмоций в мозгу, менее реагирует на негативные события у пожилых людей.

Кроме того, с возрастом люди обычно лучше принимают жизненные события, и их самооценка становится более стабильной. С возрастом у них может быть меньше проблем в отношениях. Драматические разрывы и драмы дружбы становятся менее распространенными позже, во взрослой жизни. С другой стороны, во взрослом возрасте может быть труднее знакомиться с новыми людьми и поддерживать дружеские отношения.

Социальное развитие во взрослом возрасте – основные выводы

  • Социальное развитие во взрослом возрасте в меньшей степени определяется возрастом и развитием, а в большей – жизненными событиями.
  • Согласно психосоциальным стадиям развития Эрика Эриксона, выделяются три стадии: юная ( близость vs изоляция ), средняя ( продуктивность vs застой ) и пожилая взрослость ( цельность vs отчаяние ).
  • Двумя основными характеристиками социального развития во взрослом возрасте являются близость и генеративность .
  • Некоторые события в жизни, такие как женитьба, рождение детей, покупка дома, становление бабушкой и дедушкой и другие события и кризисы формируют социальную жизнь взрослого человека.
    • Представление о том, что достижение среднего возраста взрослости вызывает глубокую неудовлетворенность и инициирует кризис в жизни человека, во многом является мифом.
  • Пожилые люди становятся пустыми детьми, выходят на пенсию, становятся бабушками и дедушками и начинают сталкиваться с постоянно приближающейся реальностью смерти и умирания.

5 Теории социального развития – Психология (2023)

Теории социального развития делятся на два лагеря, которые в просторечии можно было бы понимать как лагеря «природы» и «воспитания».

В лагере «природа» социальное развитие детей происходит по фиксированным линейным этапам. Стадийные теории социального развития включают психосоциальную теорию Эриксона, теорию привязанности Боулби и Эйнсворта и теорию морального развития Кольберга.

Лагерь «воспитания» считает, что на социальное развитие детей больше влияют взрослые и сверстники в жизни ребенка, а не развитие его мозга.

Теории воспитательного лагеря включают теорию социального обучения Бандуры и теорию экологических систем Бронфенбреннера.

Два лагеря представлены ниже:

Лагерь воспитания критикует фиксированный и линейный характер лагеря природы. Для этих теоретиков социальное развитие является функцией социального и культурного контекста, в котором воспитывается ребенок.

Дети из разных культур, сообществ и даже семей могут проходить социальное развитие по разным траекториям в зависимости от того, что ценится в этом обществе.

Ниже я опишу каждую теорию. Оставьте комментарий в разделе обсуждения в конце статьи, чтобы сообщить мне, какая теория, по вашему мнению, наиболее логична!

Теории социального развития

Следующие теории исследуют социальное развитие людей по мере того, как они развивают более зрелую способность ориентироваться в своем социальном мире.

1. Теория привязанности (Боулби и Эйнсворт)

Теория привязанности фокусируется на социальном развитии в раннем возрасте. Он исследует, как дети начинают медленно развивать независимость и уверенность в себе в первые 2 года жизни.

Согласно Боулби, существует четыре стадии привязанности. Каждая стадия показывает растущее социальное и эмоциональное развитие ребенка:

  • Предварительная привязанность (от рождения до 6 недель): Младенцы не отдают предпочтения опекунам, но демонстрируют полную зависимость от опекунов в своем благополучии.
  • Зарождение привязанности (от 6 недель до 6-8 месяцев): Связь ребенка и родителя, приводящая к чувству привязанности между ребенком и родителем.
  • Четкая привязанность (от 6-8 месяцев до 18-24 месяцев): Родители и ребенок кажутся неразлучными, ребенок испытывает чрезвычайно сильную привязанность к родителям и очень низкий уровень независимости.
  • Формирование взаимных отношений (от 24 месяцев): Тревога разлуки ослабевает, когда ребенок начинает развивать отношения вне родительской связи. Формируется самостоятельность и самоэффективность.

Мэри Эйнсворт опирается на теорию Боулби, исследуя, как младенцы и их родители переживают разлуку. Вкратце, Эйнсворт утверждает, что эффективное воспитание может привести к большей независимости и уверенности в себе.

Эйнсворт, например, исследует такие понятия, как основание, касающееся , когда ребенок с тревогой возвращается к своему родителю, чтобы «потрогать основание» для утешения, прежде чем отправиться обратно, чтобы еще немного попрактиковаться в своей независимости.

2. Психосоциальная теория (Эриксон)

Психосоциальная теория использует структуру психоанализа Фрейда и применяет ее к социальному и эмоциональному развитию.

Эриксон предлагает серию этапов. На каждом этапе есть социальная проблема и психологические последствия (см. таблицу ниже).

Например, на этапах со 2 по 4 главными чертами являются развитие независимости и самоэффективности. Если вы сможете успешно пройти через эти этапы, вы разовьете чувство своего социального чутья, когда станете уверенным в себе и способным социальным существом.

Точно так же стадия 5 связана с развитием последовательной социальной идентичности, а стадия 6 — с возможностью иметь зрелые отношения со взрослыми.

Стадия (и возраст) Конфликт Описание
1. Младенчество (0–1 год) 900 04 Доверие или недоверие Младенцы должны научиться доверять своим родителям.
2. Раннее детство (1–3 года) Автономия против стыда и сомнений Младенцам необходимо развивать автономию. Без поощрения родителей у них могут развиться стыд и сомнение.
3. Возраст игры (3–6 лет) Инициатива против чувства вины Детям необходимо учиться играть конструктивно. Слишком большой контроль над ребенком может привести к устойчивому чувству вины за его неудачу.
4. Школьный возраст (6–12 лет) Трудолюбие против неполноценности Детей следует поощрять к продуктивной работе в школьном возрасте. Если их принижают за их усилия, у них может развиться чувство неполноценности.
5. Подростковый возраст (12–19 лет) Идентичность или смешение ролей Подростки пытаются создать для себя уникальную индивидуальную идентичность. Если они успешны, они чувствуют себя комфортно в своей шкуре. В противном случае они борются со слабым чувством собственного достоинства на протяжении всей своей жизни.
6. Ранняя взрослость (20–25 лет) Близость или изоляция Если человеку не удается развить безопасные интимные отношения, он чувствует чувство изоляции, которое преследует его на протяжении всей жизни.
7. Взросление (26–64) Генерация против стагнации В зрелом возрасте люди сосредотачиваются на создании вещей, которые переживут их собственную жизнь. Примеры включают воспитание детей и создание бизнеса. Если взрослые добиваются успеха, они чувствуют себя состоявшимися. Если они терпят неудачу, они чувствуют себя бесполезными.
8. Старость (65 лет – смерть) Эго-отождествление против отчаяния В старости мы оглядываемся назад на свою жизнь и оцениваем, прожили ли мы ценную цельную жизнь. Если это так, мы чувствуем мудрость, а если мы прожили поверхностную жизнь, мы чувствуем отчаяние.

3. Стадии морального развития (Кольберг)

Стадии Колберга исследуют, как люди развивают нравственность по мере взросления. Эти моральные стадии имеют последствия для социального развития людей и сообщения о них.

Колберг предлагает 6 стадий на 3 уровнях:

Уровень 1: Доконвенциональная мораль
9027 7 В очень раннем возрасте дети определяют нравственность поведения как прямую функцию его последствия. Мораль – это награда и наказание.
Стадия 1: Ориентация на послушание/наказание
Стадия 2: Индивидуализм и обмен Дети понимают, что правила не абсолютны, потому что не существует единственно правильной точки зрения. Действия в моральных дилеммах основаны на личных интересах, а не только на строгом следовании внешним правилам.
Уровень 2: Традиционная мораль
Этап 3: Установление межличностных отношений Моральные решения принимаются на основе сохранения лица в обществе. Дети очень озабочены социальными нормами и считаются хорошими членами группы.
Стадия 4: Поддержание общественного порядка Моральные решения принимаются на основе идеи о том, что общие правила и мораль ведут к поддержанию общественного порядка, который хорош для всех.
Уровень 3: Постконвенциональная мораль
Этап 5: Общественный договор и права личности При определении морали люди начинают учитывать различные ценности и убеждения других. Если законы нарушают права человека, то должны быть разработаны альтернативы.
Стадия 6: Универсальные принципы Люди разрабатывают собственную концепцию морали, основанную на абстрактных рассуждениях и универсальных этических принципах.

Очевидно, что на каждом этапе очевидны различные концепции общества, социального взаимодействия и общественного договора. Таким образом, эту теорию морального развития можно также использовать для изучения того, как наше ощущение себя как социального существа развивается в течение жизни.

4. Теория социального развития (бандура)

В отличие от предыдущих теоретиков, Бандура показывает нам, что социальное развитие может быть не так жестко основано на стадиях, как мы могли подумать. Теория социального развития Бандуры утверждает, что люди развивают социальные навыки в первую очередь благодаря наблюдению за взрослыми.

Чтобы проверить эту теорию, Бандура провел знаменитый эксперимент с куклой бонобо. В этом эксперименте он разделил детей на две группы:

  • Первая группа наблюдала, как взрослый грубо играл с игрушкой — бил ее, пинал и не проявлял к ней никакого интереса.
  • Вторая группа наблюдала, как взрослый ухаживал за той же игрушкой – тискал ее, расчесывал ей волосы и осторожно двигал ею.

Затем обеим группам разрешили поиграть с игрушкой.

Группа, наблюдавшая за тем, как взрослый грубо обращался с игрушкой, также обращалась с ней грубо. Они узнали от своего наставника, что является нормальным диапазоном социального поведения, и отражали его.

Группа, наблюдавшая, как взрослый нежно обращался с игрушкой, относилась к ней бережно. Они также узнали, что такое социальное поведение, и подражали ему.

Здесь у нас есть убедительные доказательства того, что социальное развитие в детстве не является универсальным или, возможно, даже не основано на стадиях когнитивного развития. Возможно, общественное развитие больше связано с воспитанием, чем с природой .

Связанные: 21 пример социального развития

5. Теория экологических систем (Бронфенбреннер)

Как и Бандура, теория экологических систем Бронфенбреннера утверждает, что развитие детей происходит посредством социального взаимодействия.

Но, в отличие от Бандуры, Бронфенбреннер смотрит на то, как социальное развитие происходит внешне. На наше социальное развитие в первую очередь влияют наши родители, но оно распространяется и на глобальные факторы, которые также влияют на наше ощущение себя как социального существа.

Бронфенбреннер считает, что наша социальная и культурная идентичность формируется в поле пересекающихся влияний, которое лучше всего можно представить в виде ряда концентрических кругов.

В центре находится человек. Каждый круг (изнутри наружу) демонстрирует более удаленные от них влияния на индивидуума, но тем не менее влияющие на его идентичность:

  1. Микросистема: Непосредственные факторы, влияющие на то, как ребенок развивает свое социальное «я», например, родители, братья, сестры и близкие друзья.
  2. Мезосистема: Как взаимодействуют важные влияния в жизни человека. Например, то, как взаимодействуют родители и учителя, может повлиять на социальное развитие ребенка, если они наблюдают совместные (или несовместные) способы взаимодействия родителей и школы.
  3. Экзосистема: Факторы, удаленные на два шага, которые, тем не менее, влияют на наше социальное «я». Например, работа папы вызывает у папы стресс. Папа приходит домой и кричит на своих детей из-за стресса, в результате чего дети начинают понимать, что кричать на других — это нормально.
  4. Макросистема: Национальные и международные факторы, влияющие на то, как возникает наше социальное «я». Например, культура нашей страны или наша любовь к болливудским фильмам могут повлиять на наше социальное развитие.
  5. Хроносистема: Изменения, происходящие со временем, могут повлиять на наше социальное «я» и на то, как мы относимся к миру, например технологические изменения или даже развод родителей.

Эта теория может объяснить, как люди развиваются в первую очередь как социальные существа, находящиеся в социальных и культурных контекстах, которые влияют на то, кто вы есть и как вы взаимодействуете с миром.

Соревнуются ли природа и воспитание?

Хотя существуют ярые сторонники либо природы, либо воспитания, вполне возможно, что они не являются несовместимыми.

Например, возможно, что этапы в большинстве случаев являются точными обобщениями. Когнитивное развитие открывает более сложные социальные навыки.

Однако также возможно, что на социальные взаимодействия сильно влияет социальный контекст. То, как мы взаимодействуем друг с другом, может определяться ценностями, которым нас учат в детстве.

Возможно, есть золотая середина, где и природа, и воспитание влияют на социальное развитие.

Заключение

Социальное развитие относится к процессу понимания и обучения действиям в социальных ситуациях. Мы можем видеть множество примеров того, как дети проделывают этот процесс в детстве.

Некоторые из самых ранних проявлений социального развития происходят во взаимодействиях между младенцем и матерью. Эти взаимодействия включают физическую связь и зрительный контакт и влияют на социальное, эмоциональное и когнитивное развитие ребенка.

По мере взросления ребенок учится взаимодействовать со сверстниками в позитивной или негативной манере. То, как они справляются с такими ситуациями, во многом зависит от того, что они наблюдали в общении своих родителей, и от их способности регулировать свои эмоции.

Начиная с раннего возраста, дети также борются за то, чтобы стать независимыми. Хотя их жизнь тесно связана с родителями, они стремятся показать свою способность действовать самостоятельно.

Ссылки

Ainsworth, M.D.S., Blehar, M.C., Waters, E., & Wall, S. (1978). Паттерны привязанности: психологическое исследование странной ситуации. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.

Бандура, А. (1977). Теория социального обучения . Прентис Холл.

Боулби, Дж. (1958). Природа привязанности ребенка к матери. Международный журнал психоанализа, 39 , 350-371.

Карвер, К.С., и Шейр, М.Ф. (2011). Перспективы личности . Нидхэм-Хайтс, Массачусетс: Allyn & Bacon.

Эриксон, Э. Х. (1993). Детство и общество . (2-е изд.). Нью-Йорк: Нортон.

Forcada-Guex, M., Pierrehumbert, B., Borghini, A., Moessinger, A., & Muller-Nix, C. (2006). Ранние диадические модели взаимодействия матери и ребенка и исходы недоношенности в возрасте 18 месяцев. Педиатрия , 118 (1), e107–e114. https://doi.org/10.1542/peds.2005-1145

Маклин, П.М., Райнс, К., Арагон, К., Каприхан, А., Филлипс, Дж., и Лоу, Дж. (2014). Взаимный взгляд матери и младенца поддерживает регуляцию эмоций в младенчестве во время парадигмы неподвижного лица. Поведение и развитие младенцев, 37 , 512–522. https://doi.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *