Как выучить материал если он не запоминается – 9 хитрых способов быстро запоминать все, что угодно :: Инфониак

Содержание

методики, позволяющие быстро и легко выучить любой текст

Любая необходимость быстро выучить текст большого объема, особенно наизусть, может пугать. Заучивание докладов перед выступлениями, обучение актерскому мастерству, сдача экзаменов и освоение иностранных языков — везде требуются навыки запоминания. Задача становится легко выполнимой, если использовать определенные техники и приемы.

Порядок работы с большим текстом

Перед прочтением всего объема литературы необходимо ознакомиться с заголовками, подразделами, просмотреть фотографии, картинки, схемы. Большинство людей знают эту стратегию, но мало кто ее регулярно использует. Общий обзор главы рассказа занимает всего несколько минут, но этот инструмент может оказаться неоценимым при сортировке основных идей по деталям.

Желательно прочитать весь раздел целиком, если он длинный, прежде чем начать выделять ключевые мысли или делать заметки. Затем надо выделить в книге цветными маркерами основные идеи или схематично зарисовать главные мысли. Изображения лучше запоминаются, чем текст. Несколько ключевых слов, если их расположить на боковой стороне фрагмента абзаца, помогут подтолкнуть память при просмотре информации для тестирования самого себя.

Другой способ вспомнить прочитанное — делать заметки в тетради или на компьютере. Можно устно рассказать выученное определение кому-нибудь вслух, написать изложение, попробовать составить короткий рифмованный стих.

Необходимо выполнить работу с каждым из коротких пунктов до тех пор, пока все задание не будет закончено. Может показаться, что это займет больше времени, чем просто чтение и привычный способ зазубрить все непонятное, но на самом деле отметка выстраивает в голове обучающегося логику, помогает определить слабые места и выявить вопросы.

Непонятный сложный материал можно выучить наизусть, но воспроизвести его будет сложно. Есть риск забыть всю статью, сценарий, реферат, песню, упустив из памяти всего одно ключевое слово.

Мозг — очень капризный орган. Количество элементов информации, доступных одновременно к запоминанию, колеблется от 3 до 7. То есть за один раз заучить и пересказать до 7 новых английских слов может практически каждый, но при попытке выучить сразу 10 неправильных глаголов, обучающийся будет допускать много ошибок. Лучше разбивать информацию на блоки по 5 слов, заучивать, воспроизводить, делать небольшой перерыв в изучении и только потом запоминать новые блоки.

Запоминание на базе каналов восприятия

Возникают вопросы о том, почему одни люди улавливают информацию на лету, а другие не в состоянии запомнить конспект даже после многократных повторов. Дело в том, что каждый имеет свои особенности восприятия, поэтому правильно будет выстраивать образовательный процесс с учетом этих параметров.

Учебные процессы для обучающегося — это понимание и усвоение представленной информации. Существует три канала восприятия:

  • зрение;
  • слух;
  • осязание.

От того, какой из них является ведущим, и зависит выбор подхода к изучению.

Письменный метод

Прием заучивания состоит в том, что текст необходимо полностью переписывать от руки. Одновременно при записи его проговаривают. Этот способ не является обязательным для изучения текста наизусть, но он достаточно эффективен, поскольку заставляет тратить время на то, чтобы сосредоточиться на каждом слове, вовлекая в процесс различные части мозга. В этом случае одновременно используются:

  • речь;
  • письмо;
  • чтение.

Письмо замедляет процесс мышления и позволяет воображению создавать ассоциации и идеи по каждому слову. Желательно использовать синюю ручку. Согласно некоторым исследованиям, синий цвет благоприятствует запоминанию.

Методика выделения ключевых идей

Необходимо разделить текст по смыслу на идеи и запомнить их последовательность, применяя яркие образы. Лучше всего этот пример подходит для запоминания прозы, статей и историй с точными датами и именами. К примеру, можно подставить в качестве персонажа по имени Люба свою знакомую с таким именем или представлять известную актрису. Но образ должен вызывать положительные ассоциации, в противном случае информация будет отторгаться.

Если нужно выучить документ наизусть, лучше разделить его на маленькие отрывки, которые соответствуют одной сюжетной линии или схожи по смысловой теме.

Память хорошо работает, если подключать воображение, используя для маркировки яркие мысленные картинки. Желательно выбирать в тексте слова, которые легко вызывают ассоциации и служат основой для запоминания структуры документа.

Как быстро выучить стих или текст. Как выучить стих за 5 минут


Watch this video on YouTube

Голосовой метод

Для людей, лучше воспринимающим информацию на слух, рекомендуется проговаривать текст, но без интонации.

Складывается впечатление, что легче сохранить в памяти эмоционально окрашенные тексты. Но заучиваемый объект ускользает из памяти, как только кто-то меняет интонацию. Выучить текст быстро можно в том случае, если проговаривать его вслух, используя четкую артикуляцию при произношении. В этом случае задействуется мышечная память губ.

Сначала зачитывается без интонации первая строка, затем глаза отводятся от текста, и он воспроизводится на память. Далее читается первое и второе предложение и произносятся вслух. Подобная последовательность воспроизводится для каждого абзаца.

Вариацией метода будет прослушивание. Людям с высоким слуховым восприятием легче выучить текст наизусть, когда они его слышат, чем когда читают. Рекомендуется записать информацию и зациклить прослушивание на многократное воспроизведение одной и той же фразы или абзаца.

Как быстро запомнить текст? / Запоминание текстов / Выучить текст / Развитие памяти


Watch this video on YouTube

Способ для мышечной памяти

Текст зачитывается как можно быстрее, акцент делается на запоминание расположения губ и языка. После определенного количества повторений мышцы действуют уже на выработанном рефлексе.

Это способ позволяет выучить текст наизусть и надолго сохранить его в памяти. Он требует дисциплины и повторения, но позволяет запомнить большие объемы информации и сохранить ее надолго.

Исследования показали, что фоновая спокойная музыка помогает легче запоминать информацию, особенно если это песня. Можно использовать музыкальное сопровождение, чтобы стимулировать работу правого полушария, отвечающего за воображение.

Чтобы выучить текст быстро и легко, желательно комбинировать различные приемы. Это улучшает способности мозга к запоминанию.

Перед собой надо ставить реальные и измеримые показатели: количество страниц, слов, формул, которые планируется выучить за один день. Закончить изучение всего материала необходимо не менее чем за несколько дней до начала теста, чтобы накануне можно было посвятить больше времени проблемным областям и восстановлению общей структуры информации.

Важно никогда не блокировать информацию, не пытаться выкинуть из головы что-то, что может показаться неважным. Чем больше объем информации в голове, тем выше вероятность сделать выводы между несколькими событиями. Иногда проще всего запомнить что-либо, если провести аналогию с событиями из собственной жизни или мысленно сделать себя участником события.

Не стоит откладывать обучение на последний день перед сдачей экзамена. Когда ученик начинает готовиться заблаговременно, у него есть время посмотреть, какой материал не усвоился и что лучше еще раз повторить накануне сдачи теста.

Чтобы убедиться, что информация достаточно усвоилась, рекомендуется заниматься чем-то посторонним, даже уборкой, повторяя при этом текст. Способность к запоминанию не означает, что повышаются навыки обучения. Существует огромная разница между заучиванием и применением информации. Совмещение умственной и физической деятельности позволяет научиться переводить знания из пассивной формы в активную.

Качество запоминания связано и с эмоциональным фоном. Здоровая психика важна для позитивного обучения, поэтому перед обучением надо успокоиться, ведь в стрессе большая часть энергии уйдет на то, чтобы справиться с волнением. Позитивный настрой важен для лучшего запоминания. Лучше представлять в мыслях отличную сдачу экзамена, ощущать себя уверенным, прокручивать ответы на задания, которые уже отлично усвоены.

sizozh.ru

Как запомнить материал урока: 4 эффективных приёма

1. Повторение

Repetitio est mater studiorum — гласит латинский афоризм о родственных связях повторения и учения.

Психологи считают, что рациональнее всего повторять материал по определённой схеме. Например такой.

  • Первое повторение — через 15-20 минут после урока.
  • Второе повторение — через 2 часа.
  • Третье повторение — на следующий день или через сутки.
  • Четвёртое повторение — через 3 дня.
  • Пятое повторение — через неделю.
  • Шестое повторение — через месяц.
  • Седьмое повторение — через полгода.
  • Восьмое повторение — через год.

2. Ассоциации

Ассоциации — это связи между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, которые возникают сами собой и закрепляются в памяти человека.


Ассоциативное мышление можно развить тренировками. Вот простое упражнение на создание мысленных образов и умение находить аналогии.

Шляпа, телефон, господин, кактус, пирог, конверт, деньги, угорь, стол (письменный), дом, карандаш, куртка, кружева, пуговица, носок, отвёртка, кот, книга, фара, рыболовный крючок.

Читайте эти слова в течение двух минут. Постарайтесь запомнить их с помощью яркой образной истории. Чем более странными или комичными будут ваши ассоциации, тем лучше. Главное — всё это представить себе зрительно. Пример ассоциативной истории.

Шляпа, в которую поместили телефон. Телефонная трубка утыкана колючками, потому что это кактус. Эту трубку-кактус неприятно держать в руках господину, который звонит, и к тому же он говорит с набитым пирогом ртом. В пироге находится маленький конверт, из которого неожиданно выпадают деньги. Один из банковских билетов сворачивается и превращается в своего рода угря, который, спасаясь, прячется под письменный стол, имеющего форму дома, труба которого сделана из огромного карандаша… и так далее.

Придумав свою историю, выпишите слова из упражнения в верной последовательности.

3. Мнемокомната

Это метод оратора Цицерона. Он никогда не использовал в своих выступлениях шпаргалки, воспроизводя по памяти множество фактов, цитат, исторических дат и имён.

При подготовке к выступлениям Цицерон прогуливался по своему дому и мысленно размещал в нём ключевые моменты выступления. Этот приём назвали мнемокомнатой.


Суть метода: запоминаемые единицы информации надо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определённом порядке. Затем достаточно будет вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести информацию. Первый раз, лучше пройти по комнате реально, расставляя при этом элементы мысленно. В последующих случаях достаточно представлять помещение. Главное — договориться о последовательности «обхода» комнаты, то есть о порядке мест, на которых будет размещена информация.

Потренируемся. Возьмём комнату, а в ней шесть предметов. Для удобства пронумеруем их.

  1. Растение и фото на столе.
  2. Окно.
  3. Настенные часы.
  4. Картинка на стене.
  5. Кофейный столик.
  6. Диван.

Теперь разместите в комнате нужную вам информацию. Например, к горшку на столе можно «привязать» процесс образования глюкозы, а к часам — компоненты фотосинтеза.  

4. ОГПУ

Случалось ли вам, пытаясь что-то вспомнить, видеть перед глазами страницы учебника, когда буквально видишь, где начинается параграф, слева или справа, над картинкой или под, крупный шрифт или мелкий?

Если да, значит, у вас есть эффект зрительной привязки. Ваши глаза запоминают, как текст расположен на страничке, и это можно использовать с помощью метода ОГПУ.


Это комбинированный метод, название которого расшифровывается так: ознакомление → главные мысли → повтор → умозрение.

Суть метода. Необходимо прочитать параграф учебника, свой конспект или теоретический материал к уроку четыре раза.  

  • Первый раз: бегло просматриваем текст, знакомимся.
  • Второй раз: читаем вдумчиво и выделяем главные мысли, подчёркиваем их (от четырёх до семи главных мыслей в тексте).
  • Третий раз: повторяем, но не весь текст, а только выделенные главные мысли.
  • Четвертый раз: читаем умозрительно, то есть закрываем глаза и пытаемся предст

externat.foxford.ru

15 советов, как запоминать большие объемы информации

Проблема невозможности запомнить большие объемы информации актуальна не только в период подготовки к экзаменам. Собеседование, презентация, выступление с докладом и масса других событий требуют знакомства с огромным количеством материала. Стоит ли говорить о насущности этой проблемы для специалистов, для которых необходимость знать особенно много – это часть профессии, например для юристов или фармацевтов. Поговорим о том, как быстро запомнить большой объем информации и как не растерять его на утро.

Содержание:

  1. Как наш мозг запоминает информацию
  2. ТОП-15 советов для запоминания больших объемов информации
  3. Как помочь мозгу работать продуктивнее
  4. 8 законов памяти
  5. 7 приложений для прокачки памяти

Как наш мозг запоминает информацию

Мы получаем информацию благодаря сенсорным чувствам – слуху, зрению, вкусу, обонянию и осязанию. Они помогают собирать данные, то есть воспринимать их. Сразу после восприятия информации мы начинаем ее запоминать. Происходит это в 2 этапа:

  1. Попадание данных в кратковременную память, где она хранится несколько секунд.
  2. Попадание данных в долговременную память, где она может храниться от нескольких минут до многих лет.

В процессе передачи информации от восприятия до кратковременной памяти важную роль играет внимание – от него зависит объем данных, который мы сможем запомнить. Из кратковременной памяти информация переходит в долговременную при помощи повторения или ассоциаций. Последние имеют особое значение, так как все имеющиеся в памяти концепции мы связываем между собой до тех пор, пока они не образуют некоторую схему.

Наиболее эффективный метод запоминания – это ассоциации. Если нам не с чем ассоциировать информацию, то мы должны повторять ее до запоминания. Какова вероятность того, что мы вспомним выученные данные? Это зависит от близости имеющихся ассоциаций, свежести полученной информации и частота ее воспоминания. Важны и стимулы, которые вызывают определенные воспоминания в нашем мозге – это визуальные образы, звуки, запахи, тактильные ощущения и тому подобное.

ТОП-15 советов для запоминания больших объемов информации

Мы собрали 15 самых эффективных советов, которые помогут вам научиться запоминать информацию, структурировать ее и правильно повторять данные. Они подготовлены психологами, неврологами, коучами и людьми с феноменальной памятью, использовавшими различные методы для ее совершенствования. Эти советы помогут понять, как запомнить большое количество информации легко и как не растерять заученные сведения.

Переходите от общего к частному

Наш мозг лучше воспринимает целую картину, чем ее составные части. Поэтому при изучении хода какого-либо сражения необходимо сначала прочитать его полное описание и только потом переходить к деталям – к датам, событиям, персоналиям и оценкам.

Используйте тактику чередования

При необходимости запомнить огромный объем разрозненной информации старайтесь чередовать ее. Готовитесь к экзаменам сразу по нескольким предметам? Лучше всего разделить подготовку на блоки, например по 30 минут, и чередовать материал по психологии с тестами, скажем, по физике.

Задействуйте зрительную память

Научно доказанный факт: наш мозг лучше усваивает информацию, полученную при помощи зрения. Поэтому в ваших интересах визуализировать данные. Если необходимо изучить какое-либо явление – начертите схему, выучить слова на иностранном языке – сделайте к ним зарисовки.

Используйте приемы мнемотехники

Ассоциации более эффективный способ запоминания, нежели многократное повторение. Поэтому стоит использовать приемы мнемотехники, рифмуя, проводя параллели и ассоциируя запоминаемые данные с уже известными сведениями. Например, вам нужно запомнить число 1879. Вы раскладываете его на две части и проводите ассоциации: 18 – мне 18 лет, 79 – 79 лет моей бабушке.

Подходите к изучению с позиции наставника

Процесс запоминания оказывается более эффективным, если вы объясняете полученную информацию кому-либо, возможно даже самому себе. Потому подходите к изучению с позиции наставника и эксперта.

Используйте метод желтого маркера

Пишите конспекты или выделяйте самую важную информацию в тетрадях, распечатках, книгах и методичках. Метод «желтого маркера» основан на том, что мы гораздо лучше запоминании данные, которые выделяются на фоне остальных. Он часто используется в прессе и идеально подходит для структурирования и последующего запоминания большого объема информации.

Обеспечьте дозированный прием

Не пытайтесь объять необъятное – запомнить содержание трех учебников за сутки не по силам даже чемпионам мира по памяти. Разбейте информацию на блоки и обеспечьте ее дозированный прием – организуйте поэтапное изучение, которое вы будете чередовать с отдыхом.

Повысьте концентрацию внимания

Эффективность процесса запоминания напрямую зависит от концентрации внимания. Если вы постоянно отвлекаетесь и не можете сосредоточиться, то возьмите за правило делать несколько повышающих внимание упражнений каждый день.

Не пропустите: Как тренировать память и внимание: ТОП-10 способов

Сделайте акцент на ассоциации

В основу процесса запоминания большого количества информации должны ложиться ассоциации. Чем более яркими они будут, тем лучше. Проводите параллели, задействуйте мнемотехнические приемы, старайтесь увидеть в материале как можно больше сходств с тем, что вы уже знаете.

Повторяйте материал 3 раза

Изученный материал стоит повторять три раза: первый – через несколько минут после изучения, второй – спустя 3-4 часа и третий – на следующее утро. Троекратное повторение при нормальной памяти способно обеспечить практически гарантированное запоминание.

Пересказывайте изученное

После изучения блока информации перескажите его. Лучше реальным людям, но можно и самому себе. Старайтесь говорить как можно громче, с чувством и интонацией. Это поможет подключить эмоциональное восприятие и быстрее запомнить материал.

Добавьте впечатлений

Этот совет следует из предыдущего: чем больше эмоций у вас вызывает та или иная информация, тем быстрее она врезается в память. Именно поэтому стоит пытаться запомнить большой объем данных необычными способами и в необычных местах.

Усильте мотивацию

Мотивация может повлиять на концентрацию внимания и внутреннюю дисциплину. Вам необходимо подумать и четко осознать все преимущества запоминания материала. Лучше всего записать их в столбик на листе бумаги.

Чередуйте изучение и физическую активность

Зубрежка в четырех стенах никогда не приносит должного результата. Вам необходимо чередовать запоминание материала с физической активностью – занимайтесь не более 2-3 часов подряд, после чего прогуливайтесь, делайте зарядку или занимайтесь домом.

Откажитесь от перегрузок

Не перегружайте себя – так вы не запомните даже того объема информации, которая могла бы остаться в вашей голове. Если нужно готовиться к экзамену за сутки – акцентируйте внимание на самых главных тезисах и экономьте время на деталях. Выучить за 24 часа то, что вы должны были учить в течение целого семестра попросту невозможно.

Как помочь мозгу работать продуктивнее

Вы можете делать все правильно, но ничего не запоминать. Информация будет просто испаряться, только что заученные данные начнут путаться в голове, переплетаться и замещаться. Причина тому – усталость и неготовность вашего мозга. Как запомнить большой объем информации перед экзаменом, к которому вы совершенно не готовы? Заучить короткие тезисы в конспектах, но ни в коем случае не просиживать ночь над горой учебников.

Как помочь мозгу работать продуктивнее:

  • высыпаться – нормальный, здоровый сон достаточной продолжительности оказывает благотворное влияние на процессы запоминания информации;
  • не учить материал ночью – «трудовая» ночь перед экзаменом всегда была главной ошибкой студентов, ведь без отдыха мозг просто не сможет ничего запомнить;
  • правильно питаться – добавьте в рацион углеводистые фрукты (например, бананы), орехи и другие способствующие повышению мозговой активности продукты;
  • добавить кислорода – он жизненно необходим для правильной работы мозга, поэтому проветривайте комнату как можно чаще;
  • не забывать о физической активности – ученые не раз подтверждали, что чередующие процесс изучения с физическими нагрузками люди лучше запоминают и усваивают материал.

Если вы хотите заставить свой мозг работать на полную катушку и считаете, что за одну ночь за учебниками ему ничего не будет, то вы ошибаетесь. Наша физиология такова – без отдыха продуктивность, а значит и мозговая активность снижается. Поэтому после ночи за конспектами вы можете не только не вспомнить только что заученную информацию, но и забыть ту, которую отлично знали до «ночного марафона».

info-profi.net

10 способов запомнить всё | Мел

Совсем недавно, опираясь на различные научные исследования, мы предлагали вам несколько советов, которые помогут получить хорошую оценку на экзамене. Что нужно есть, когда лучше ложиться спать и как вести себя непосредственно перед экзаменом. Наши сегодняшние советы ещё действенней: Инна Прибора обращается к тем же учёным и исследователям и приводит 10 простых способов запомнить всё, что вы учили (а мы надеемся, вы всё же учили) перед экзаменом.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

1. Современные когнитивисты смеются над теми, кто зубрит билеты. Или, например, судорожно читает все главы учебника, надеясь, что формулы как-то сами собой отложатся в голове. Есть более эффективные методы выучить лекции, на которые вы почему-то забывали ходить весь год. Американские исследователи и авторы книги «Запомнить все: Усвоение знаний без скуки и зубрежки» Питер Браунж, Марк Макдэниэл, Генри Рёдигер предлагают метод, который называется «припоминание». Это когда изучив материал, человек пытается собраться и, прикрыв рукой страницу, сообразить, о чем вообще это было. Здорово устроить себе небольшую контрольную по прочитанному или хотя бы выделить из материала то, что можно назвать смысловыми опорными пунктами. Психологи настаивают, что нервные окончания, которые мы напрягаем, пытаясь вспомнить формулу Долгорукого и дату битвы Нильса Бора, усиливаются во время тренировок и потом пригодятся, когда мы станем извлекать из памяти что-то полезное.

2. Немецкий психолог Эббингауз больше ста лет назад тоже интересовался вопросом, как лучше запоминать незапоминаемое. В ходе опытов он получил результаты, о которых досадно узнать накануне экзамена: уже в течение первого часа забывается до 60% всей полученной информации, через 10 часов после заучивания в памяти остается 35% от изученного, если, конечно, вы не пользуетесь шпаргалкой в телефоне. Психологи отвергли шпаргалку, посмотрели внимательно на опыты Эббингауза и предложили людям интервальное повторение: первое — сразу же после прочтения, второе — через 20 минут, третье — через восемь часов, четвертое — спустя сутки. Но чтобы выучить схему интервального повторения, вам тоже пригодится интервальное повторение, а это нелегко. Обратимся к прочим мнемоническим приемам.

3. Эббингауз, которого вы еще помните, потому что о нем говорилось в предыдущем абзаце, открыл «эффект края». Суть открытия в том, что лучше всего запоминаются сведения, расположенные в начале или в конце текста. Поэтому при изготовлении билетов, старайтесь наиболее важный материал поместить во вступление и заключение, а прощальную речь можно вставить и в середину.

4. Интересное или эмоционально окрашенное запоминается легче. Если вам требуется выучить список костей лучезапястного сустава, представьте, что это сустав красивой девушки, которой вы помогаете выйти из трамвая, держа ее за нижний конец локтевой кости. Или же вы боретесь в армрестлинге со злейшим врагом, надавливая ему на ладьевидную кость.

5. Вернемся к советам авторов книги «Усвоение знаний без скуки и зубрежки». Они настаивают — пытайтесь найти свое решение, прежде чем ознакомитесь с готовым результатом. Например, взяв билет, представьте, что бы вы сказали по этому поводу, кроме многообещающего междометия «Нуууу…» И только после нескольких минут замешательства обратитесь к учебнику.

6. Запишите важное от руки. Исследования показывают, что, записав информацию, мы храним ее более надежно, даже если потеряли ту тетрадку.

7. Почитайте главу из атомной физики вслух. Хотя домашним это может не понравиться, вы все же лучше запомните физику, используя голос, уши и глаза, чем если бы вы просто просмотрели эту интереснейшую информацию в книге.

8. Кстати, перед экзаменом можно найти применение даже домашним. Поймайте одного из них и перескажите ему несколько параграфов, пока он не придумал, как выбраться из запертой комнаты. Пересказ поможет укрепить в голове наиболее важные идеи и структурировать информацию (Барбара Оакли, «Думай, как математик: Как решать любые проблемы быстрее и эффективнее»)

9. Исследование американских ученых из университета Монклера (Нью Джерси) заставляет сжать кулаки. Ребята провели эксперимент с 50 странными добровольцами и доказали, что сжатие правого кулака в момент усвоения информации полезно для памяти. Якобы, когда мы сжимаем кулак, в мозгу активизируются области, связанные с памятью. Кстати, сжимать кулак полезно еще и потому, что тот родственник, который до сих пор рядом с вами, увидев кулак, согласится послушать еще парочку небольших вольных пересказов стихов Байрона.

10. Не сидите с книгами на одном месте, переходите из комнаты в комнату. Эту рекомендацию специалисты дают не только для того, чтобы отвлечь вас от дремоты в пользу размышлений о метраже квартиры. Оказывается, перемена места обучения улучшает память. В одном из классических экспериментов 1978 года психологи установили, что студенты, которые изучали лексику словаря в двух разных комнатах, отвечали на тестах гораздо лучше, чем ребята, которые корпели над словарем в одной и той же гостиной.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

7 самых невостребованных специальностей-2015

20 русских фильмов, рекомендованных Гарвардом

Как пресса разрушила жизнь главного вундеркинда XX века

mel.fm

Как быстро выучить большой текст: 3 метода запоминания

Всем привет! Сегодня мы поговорим о том, как выучить большой текст быстро. Ведь бывают ситуации, когда за ограниченное время необходимо подготовиться к важной презентации, конференции или просто встрече. А память предательски подводит в самый нужный момент.

Да и банальное заучивание не даёт результатов. Так как утрачивается понимание смысла, а запинка в какой-либо момент может сбить с толку. Вследствие чего утратится весь материал, который необходимо было изложить. И вспомнить без подсказки, чтобы ещё и не создать большую паузу, практически нереально.

Методы

Последовательность

Хочу предложить алгоритм действий, который достаточно эффективен, если необходимо выучить большой текст наизусть. Итак, необходимо:

  • Сначала прочитайте его несколько раз. Первый – для того чтобы ознакомиться, а второй – вникнуть в подробности, понять смысл, послание, которое он несёт.
  • Старайтесь запоминать картинки ассоциации, которые возникают в голове в момент чтения. При возможности пробуйте сами их придумывать, уделять время для них. Можно даже попробовать собрать воедино в одну картинку весь необходимый текст. Пусть даже она получится не особо логичной, зато останется в вашей голове надолго.
  • Теперь разделите на несколько частей весь материал и к каждой из них напишите слова, на которые вы сможете опираться. То есть, с помощью которых будете понимать и вспоминать, о чём идёт речь в тексте.
  • Настало время пересказа. Сначала по частям, подглядывая, после чего соедините их все воедино. Пробуйте тренироваться перед зеркалом, подключая мимику и жесты. Это позволит ощущать меньше напряжения в момент вещания. Потому как часто бывает, что человек отвлекается на размышления о том, куда положить руку, когда улыбнуться и каким образом поставить ноги. Из-за чего утрачивает нить своих мыслей, начинает волноваться и совсем забывает, что хотел сказать.

Интеллектуальная карта

Этот способ позволяет очень быстро воспроизвести любой объем текста. И заключается он в замене слов картинками, схемами, символами. Которые обязательно должны быть понятны и близки своему автору, создателю.

Он становится наиболее популярным среди спикеров, бизнес тренеров и даже студентов. Стоит немного к нему приноровиться и вы поймёте, насколько майндмэппинг эффективен.

В общем, запасайтесь цветными карандашами и пробуйте составить интеллектуальную карту своего выступления, презентации.

Напоминания

Перепишите ключевые фразы, благодаря которым вы сможете вспомнить целый абзац, на кусочки бумаги, либо стикеры и развесьте их по дому. Желательно цветными яркими фломастерами или карандашами, они наверняка привлекут внимание.

И тогда, пока вы чистите зубы, будете в голове прокручивать необходимые отрывки, или пока моете посуду, завтракаете, сушите волосы и прочее.

Хитрости и приёмы

  • Запишите на диктофон необходимый к изучению материал и слушайте по дороге домой, на работу, в магазин, в общем, в любое удобное для вас время. Помимо повторения выученного, часть информации будет откладываться в вашей памяти подсознательно, не требуя специальных усилий для этого.
  • Помните, как в школе учителя в воспитательных мерах заставляли переписывать одну и ту же фразу? Чтобы школьник наверняка усвоил необходимые знания. Вот что-то вроде этого придётся выполнить и вам. Только не в качестве наказания, а чтобы подключить визуальный вид памяти. Перепишите несколько раз каждый пункт своего текста. После чего, для самопроверки, попробуйте выполнить эту задачу, только уже никуда не подглядывая, опираясь только на собственные возможности. Так вы заставите мозг работать более активно, он будет искать варианты, а значит, откладывать в недрах подсознания необходимую информацию.
  • Организуйте себе головоломку. Закрасьте фломастером или корректором хотя бы по одному слову в предложении. На ваш выбор. А потом попробуйте воспроизвести их по памяти.

Рекомендации

  • Думаю, не стоит напоминать о том, что в момент выполнения упражнения в комнате должна быть полная тишина. Телефон отключен, как и телевизор, радио и прочее. Никаких внешних раздражителей, которые могут отвлечь внимание. Иначе вы просто будете терять время попусту.
  • Попробуйте использовать метод помидора. С его помощью повышается эффективность работы, экономится время. Да и силы тоже, потому что в этой системе есть вполне заслуженные перерывы.
  • Чтобы в дальнейшем было легче справляться с подобными задачами, стабильно выполняйте различные упражнения для тренировки памяти. Это, как и с физическими нагрузками, чем их больше, тем легче их выдерживать, так как крепнут мышцы, и растёт выносливость. Наиболее интересные и полезные способы обнаружите в этой статье.
  • Спите положенное количество часов, тогда вам будет проще усваивать любую информацию, обрабатывать её, воспроизводить через определённый промежуток времени. Полноценный качественный отдых – залог не только хорошего самочувствия, но и продуктивной работы.
  • Употребляйте продукты, которые очень необходимы вашему организму и мозгу в целом. Орехи, красная рыба, фрукты, овощи и различные злаки должны быть постоянно в вашем рационе. Иначе вы будете работать, решать задачи и вообще, мыслить медленно, прилагая массу усилий. Зачем усложнять себе жизнь, если её можно облегчить? За более подробным списком – сюда.
  • Занятия спортом и прогулки на свежем воздухе наполняют мозг кислородом, соответственно, он более качественно справляется со своей работой. Не пренебрегайте хотя бы зарядкой, тогда у вас повысится энергия и вы быстрее выполните поставленную задачу.
  • Постоянно тренируйте свой мозг, что бы легче было запоминать тексты. И мы рекомендуем, воспользоваться онлайн сервисом викиум, для тренировки своего мозга.

Завершение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! И помните, не всегда выходит легко справляться с жизненными трудностями, но если не пробовать – то наверняка ничего не получиться. Проявляйте терпение и упорство, тогда ничего не сможет вас остановить на пути достижения своих целей.

Успехов вам в процессе саморазвития!

Рекомендуем также прочитать статью о том, как легко можно научиться запоминать имена людей.

Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина

qvilon.ru

Как запоминать прочитанное с первого раза?

Наверняка, у тебя была такая ситуация: прочитал параграф, закрыл учебник и осознал, что ничего не помнишь. Мозг как будто вышел попить кофе, пока ты напрягался и читал. Что ж, давай разберёмся, почему так случилось. Адукар собрал хитрости, которые помогут тебе запоминать прочитанное с первого раза.

Создай правильную атмосферу для чтения

Если хочешь прочно закрепить теорию, забудь совет «учись всегда и везде». Чтобы учебный материал с первого раза отпечатался у тебя в голове, нужна спокойная обстановка и внутренний дзен — тебя ничего не должно отвлекать. Только ты, учебник и тяга к знаниям.

Самое удачное время для чтения сложных параграфов — утро. За ночь твой мозг очистился, набрался сил, и готов впитывать сложную информацию. К вечеру он, как и весь твой организм, сильно устанет и не захочет запоминать прочитанное с первого раза.

Отучись жевать и читать одновременно (если у тебя есть такая вредная привычка), ведь так твой мозг отвлекается на переваривание пищи. Вкусняшки оставь исключительно для фото в Instagram

Думаем, ты уже догадываешься, что самое неудачное место для чтения — это твоя кровать. Да, на ней уютно поваляться с учебником, но так ты не сможешь настроиться на серьёзную учёбу. Эффективнее будет читать за письменным столом. И лучше не в пижаме: у твоего тела другие ассоциации с этим предметом одежды.

Учись читать правильно и быстро

Ты уже сел за учебник и приготовился читать. Но как делать это правильно, чтобы прочитанное запомнилось с первого раза? Используй приёмы скорочтения, они помогут тебе читать быстрее, не теряя при этом суть прочитанного. Чем быстрее ты читаешь, тем лучше усваивается информация

Не возвращайся к тому, что уже прочитал. Если во время первого чтения ты что-то пропустил или не усвоил, не бросайся перечитывать отдельные абзацы заново. Ты успеешь позже пересмотреть весь текст. Пока ты читаешь, твои глаза должны бежать только вперёд.

Читай про себя. Не проговаривай текст вслух, учись читать без артикуляции. Задействуй только своё зрение и мозг.

Учись читать «по диагонали». Ты наверняка замечал, что узкие колонки текста можно читать только вертикальным движением глаз. Совершенствуя свои зрительные навыки, можно научиться видеть весь текст абзаца или целой страницы. И даже не читая его от начала до конца, выделять основную информацию. В интернете ты найдёшь специальные упражнения по скорочтению, которые помогут тебе расширить поле зрения.

Сконцентрируйся на числе в центре и постарайся увидеть числа слева и справа. Последние строчки даются с трудом? Тебе ещё есть куда расширять своё поле зрения

Визуализируй прочитанное

Когда мы читаем текст, то неосознанно соотносим прочитанное с нашим опытом. В итоге у нас в голове возникают зрительные образы, появляются ассоциации. Развивай и запоминай их, они помогут тебе восстановить содержание прочитанного.

Придумывай яркие ассоциации. Возможно, событие из истории совпадает по дате с днём рождения кого-то из твоих друзей, или же у тебя есть весёлый случай, связанный с каким-то понятием из физики или биологии. Ассоциации, которые вызывают эмоции, помогают нашей памяти работать. Используй этот лайфхак.

Веди конспект. Схемы, таблицы, рисунки — мастхэв школьника и студента. Если после прочтения параграфа кратко его законспектировать, шансы на то, что информация быстро улетучится из твоей головы, значительно снизятся.

Обсуждай и пересказывай. Горячо обсудив с одноклассниками способы принятия Конституции, ты вряд ли забудешь их на ЦТ по обществоведению. А пересказав маме на кухне интересные факты из параграфа о земноводных, сам закрепишь эту тему по биологии. В общем, ты знаешь, что делать.

Тренируй память. И не забывай повторять прочитанное

Ничто не поможет так хорошо запоминать прочитанное с первого раза, как натренированная память. Чтобы прокачать её, используй онлайн-тренажёры (вроде wikium.ru), где можно решать задачки на развитие внимания и памяти. Отменная память — полезный навык, который пригодится тебе в учёбе, на работе и в целом по жизни. Читай, как прокачать память к экзаменам и ЦТ.

Если ты что-то забыл, не спеши открывать учебник. Постарайся вспомнить забытый факт без подглядывания

Согласно исследованиям учёных, через 6 дней мы помним только 20% от прочитанного. Поэтому без повторения никуда не деться. Советуем ознакомиться с «Кривой забывания» по Эббингаузу. Она наглядно пояснит процесс забывания и даст ответ на вопрос, как часто нужно повторять прочитанное, чтобы запомнить его на короткое или долгое время.

Напоследок расскажем про ещё один важный факт: если ты читаешь с удовольствием, процент запоминания становится выше!

***

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Telegram, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. [email protected]

adukar.by

Как заставить мозг запоминать прочитанное

Главная проверка качества вашего понимания — это то, что вы запомнили из прочитанного материала. Пока вы студент, большая часть вашего чтения связана с учебой, и рано или поздно от вас потребуется извергнуть полученную информацию вовне в том или ином виде — будь то сочинение, тест, курсовая работа, тест с вариантами ответов, тест по системе правда/ложь, итоговое тестирование.

Так что надо не только выполнить свое задание, но и быть уверенным, что вы запомнили то, что прочли.

Наверное, у всех есть такой опыт, когда в самый ответственный момент вы что-то забыли, и именно эта ускользнувшая маленькая деталь оказалась решающей для выставления оценки, балансирующей на грани 5и 4+ (или 4и 3+). Нужный факт был где-то совсем рядом, сидел на краешке вашего сознания, но вы так и не смогли его припомнить.

Память можно улучшить

Вам наверняка известны люди с фотографической (или почти фотографической) памятью. Они знают слова всех песен, записанных за последние четыре года, напоминают вам, что вы сказали им три года назад, и никогда не забывают ничьих дней рождения (или годовщины «дня нашей встречи» или «дня первого поцелуя» и т.д.).

Photo by Christopher Campbell on Unsplash

И хотя некоторые люди как будто от природы наделены даром запоминания информации, хорошую память — как и хорошую концентрацию — можно развить. Вы будете контролировать, что оставить в своей голове, а что допустимо и забыть.

Некоторые люди запоминают относительно легко и не имеют сложностей с удержанием больших объемов данных. Другие сетуют на свою дырявую память, которая, кажется, больше теряет, чем сохраняет. Улучшению вашей способности к запоминанию поглощаемой информации может поспособствовать несколько факторов.

  1. Уровень интеллекта, возраст и опыт сказываются на том, насколько хорошо вы запоминаете. Вам нужно определить, как эти факторы влияют на вашу память, и научиться максимизировать отдачу от прикладываемых вами усилий.
  2. Заложить надежный фундамент — очень важно для хорошей памяти. Большая часть процесса обучения — это лишь добавление к тому, что вы уже знаете. Так, например, справиться с органической химией, не изучив основ, будет практически невозможно. Расширяя фундамент базовых знаний, вы улучшите свою способность запоминать новую информацию.
  3. Мотивация — ключевой фактор улучшения вашей памяти. Один мой друг, абсолютный фанат бейсбола, кажется, знает всю бейсбольную статистику с начала времен. Он может выдать вам уровень подготовки и пропущенные мячи практически всех игроков, расписание игр любимой команды на весь сезон… да и других команд тоже!

    И хотя я бы не сказал, что он самый умный парень из всех, что мне доводилось встречать, он, очевидно, любит бейсбол и крайне мотивирован запомнить все, что может, о любимом виде спорта. Наверное, и у вас есть свой интерес. Будь то кино, музыка или спорт — вы заполняете свой мозг огромным количеством информации. Выходит, если вы можете выучить столько об одном предмете, вы способны многое запомнить и о другом — даже о химии. Надо просто научиться себя мотивировать.ƒ

  4. Метод, система или процесс запоминания информации крайне важны для улучшения памяти. Они могут включать вашу мыслительную организацию, хорошие образовательные привычки, мнемонические формулы — средства, которые вы применяете при необходимости что-то вспомнить.
  5. ƒИспользовать выученное незамедлительно — столь же важно для запоминания. Это хорошо — фиксировать в памяти список терминов для их быстрого поиска, однако если вы хотите, чтобы информация задержалась в голове надолго, вы должны способствовать заучиванию, применяя эти знания. Например, можно добавить новое слово в свой повседневный словарь и корректно употреблять его в разговорах.

Изучение иностранных языков для многих людей становится разочаровывающим опытом, если у них нет возможности за пределами класса применять разговорные навыки на практике. Именно поэтому студенты языковых групп часто присоединяются к дискуссионным клубам или учатся за границей — чтобы закрепить запоминание изученного материала, пользуясь своими знаниями. 

Почему мы забываем

Элементы, необходимые для развития хорошей памяти, важны также для понимания того, почему мы что-то забываем. Корни плохой памяти кроются, как правило, в одной из этих причин:

  • Нам не удается определить значимость материала.
  • Мы не освоили предшествующий материал.
  • Нам не удается понять, что именно надо запомнить.
  • У нас нет желания запоминать.
  • Мы позволяем апатии и скуке диктовать нам, как учиться.
  • Мы должны сделать учебу привычкой.
  • Мы неорганизованны и неэффективны в вопросах использования учебного времени.
  • Мы не пользуемся полученными знаниями.

Используйте собственные слова, чтобы вкратце передать основные мысли. Применяйте выделение, диаграммы, деревья идей, чтобы выявлять взаимосвязи и модели.

Всех нас каждый день засыпают информацией, бомбят фактами, концепциями и мнениями. Мы способны поглощать некоторую часть этого потока просто потому, что медиа окунают нас в него.

Но для запоминания большего объема данных нам необходимо сделать сознательное усилие. То же самое усилие мы должны направить и на материал, который прочитываем.

Как запоминать?

Вот несколько базовых приемов, которые позволят вам запомнить то, что вы прочли.

  1. Понимание. Вы запомните только то, что поняли. Когда вы улавливаете заключенное в тексте послание, процесс запоминания уже начался. Способ проверить это — перефразировать суть своими словами. Можете ли вы выделить основную мысль? Если вы не поняли того, что было сказано, вам не удастся определить, запоминать это или просто удалить с карты памяти.
  2. Желание. Позвольте повторить: вы помните то, что решили запомнить. Если вы не хотите зафиксировать какую-то информацию или не верите, что сможете это сделать, то вам это и не удастся! Чтобы запомнить материал, вы должны хотеть его запомнить и убедить себя, что все получится.
  3. Зубрежка. Чтобы быть уверенными, что вы запоминаете важные сведения, нужно выйти за пределы простого выполнения задания. Чтобы действительно запомнить то, что вы выучили, вам нужно тщательно заучивать или даже зазубривать данные.

    Это включает предварительное чтение текста, критическое чтение и применение специальных средств повторения материала, которые закрепляют то, что вы должны были выучить.

  4. Систематизация. Случайные мысли и числа запомнить сложнее, чем данные, организованные в систему. Например, какой номер вам будет проще запомнить: 538-6284 или 678-1234?

    После того как вы узнали систему во втором номере, выучить его вам стало намного легче, чем первый. Вам нужно развить способность выделять существующую в тексте структуру и вызывать ее в памяти, когда вы пытаетесь восстановить содержание. Пусть система помогает вам вспоминать, как организована и согласована информация.

  5. Ассоциации. Полезно связывать или ассоциировать то, что вы пытаетесь запомнить, с чем-то уже живущим в вашей памяти. Ментально соединяйте новый материал с существующими знаниями, чтобы новые мысли попадали в вашей голове в определенный контекст.

Методика улучшения запоминания

Каждый раз, приступая к прочтению того, что вам нужно запомнить, используйте этот процесс из шести шагов:

  1. Оцените материал и определите цель чтения. Оцените уровень своего интереса и постарайтесь понять, насколько сложен текст.
  2. Выберите подходящую технику чтения в соответствии с целью вашего чтения.
  3. Определите важные факты. Запоминайте то, что вам нужно. Находите ассоциации, связующие детали, необходимые для запоминания.
  4. Делайте записи. Используйте собственные слова, чтобы вкратце передать основные мысли. Применяйте выделение, диаграммы, деревья идей, чтобы выявлять взаимосвязи и модели. Ваши записи станут важным резервом для вашей памяти. Письменное фиксирование основных моментов в дальнейшем поспособствует улучшению вашей способности запоминать.
  5. Повторяйте. Спросите сами себя о тех вещах, которые вы должны запомнить. Разработайте систему, следуя которой вы будете просматривать записи минимум три раза до того, как от вас потребуется вспомнить и воспроизвести информацию. Первое повторение должно быть вскоре после прочтения материала, второе — через несколько дней, а третье — прямо перед тем, как потребуется отвечать. Этот процесс поможет вам избежать напряженной «последней» ночи накануне экзамена.
  6. Применяйте. Найдите возможность использовать полученные знания. Учебные группы и классные дискуссии — бесценная возможность применить то, чему вы научились. 

Зубрежка и мнемоника

Есть несколько специальных техник, которые помогут вам вспомнить необходимое из целого ряда различных фактов. Первая из них — механическая зубрежка, когда вы пытаетесь заучить информацию слово в слово.

Прибегайте к этому методу, только когда вам надо запомнить что-то на относительно короткое время — если у вас контрольная по датам сражений на истории, тест по химии по специальным формулам или словарный диктант на французском.

Когда требуется заучивание, вы должны сделать все, чтобы зафиксировать в памяти точную информацию. Пожалуй, наиболее эффективный способ — повторение. Запишите самое важное на небольших карточках и используйте их в качестве дидактического материала. Вам нужно регулярно проверять себя, чтобы убедиться в отличном знании всех этих данных.

Вторая техника запоминания обширной детальной информации — мнемоника. Она позволяет зафиксировать большие объемы данных, которые могут быть, а могут и не быть логически связаны. Мнемоническая техника бесценна, когда вам надо запомнить не организованные в четкую структуру сведения, сложные темы и множество фактов, складывающихся в цепь событий.

Photo by Evan Kirby on Unsplash

Один из самых простых способов — попытаться запомнить только первые буквы последовательности. Вот откуда в английском языке взялся Roy G. Biv (первые буквы названий цветов в радуге). Для заучивания названий нот на нотном стане применяется фраза Every Good Boy Does Fine, а FACE — для запоминания нот в промежутках.

(Этот способ противоположен Рою и использует слово, чтобы запомнить буквы.) Конечно, не все последовательности получаются такими удачными. Если бы вы попытались запомнить латинские названия знаков зодиака, вы бы столкнулись с Aries, Taurus, Gemini, Cancer, Leo, Virgo, Libra, Scorpio, Sagittarius, Capricorn, Aquarius, Pisces (Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы). Конечно, многие из вас смогли бы сделать из ATGCLVLSSCAP (ОТБРЛДВССКВР) имя, название места или еще чего-нибудь, но я вот не могу…

Одно из решений — составить простое предложение, используя первые буквы из списка, который вы пытаетесь запомнить, в качестве первых букв слов, как в нашем «охотнике», который «желает знать, где сидит фазан». Чтобы запомнить порядок знаков зодиака, заучите фразу «A Tall Giraffe Chewed Leaves Very Low; Some Slow Cows At Play» (Или, например: «Очень толстые барсуки роют лапами деревья в саду Светланы, которая выращивает розы».).

Стоп! Ведь получается такое же количество слов. Почему бы тогда просто не найти способ запомнить сами знаки? Чем второй вариант лучше? Есть пара преимуществ.

  • Во-первых, проще представить себе жирафа, корову и барсуков и то, чем они заняты. Создание мысленных образов — очень мощный способ запомнить практически что угодно.
  • Во-вторых, слова в наших предложениях связаны друг с другом, и поэтому их тоже проще удержать в памяти.

Ну же, попробуйте! Посмотрите, сколько времени уйдет у вас на запоминание предложения и сколько — на все знаки. Этот метод особенно прост, когда вы выучили все или некоторые элементы списка, но не можете зафиксировать их порядок.

Запомните: нужно составить собственную, удобную для вас фразу (или группу фраз). Подойдут любые предложения и словосочетания, которые могут вам помочь. Например, вот еще два примера, которые я придумал за несколько секунд: A Tall Girl Called Lovely Vera Loved to Sip Sodas from Cans And Plates. Any Tiny Gerbil Could Love Venus. Long Silly Snakes Could All Pray, или «Огромный Телевизор Будет Работать. Люди Давят Вишневый Сок. Саша Купил Вареных Раков», (Ведь насколько просто представить запоминающиеся глупые картинки!)

Вы заметите, что подобные мнемонические приемы позволяют с легкостью вспоминать специальную информацию, которую нужно долго удерживать в голове, чтобы использовать ее как на уроках, так и в бизнесе. Они особенно полезны, когда необходимо выучить химические классификации, музыкальный рисунок или анатомические термины. Но как бы ни были эффективны мнемонические приемы, не пытайтесь использовать их для всего, что хотите запомнить.

Почему? Создание этих техник требует больше времени, чем может быть у человека. И проблемы порой возникают с запоминанием не самого материала, а придуманных вспомогательных фраз! Слишком большое их количество может затруднить процесс заучивания и помешать вспомнить все в нужный момент.

Сложные мнемонические коды не особо полезны — их бывает нелегко удерживать в памяти. Когда решаете использовать мнемотехнику, нужно сохранять ее простоту, чтобы обеспечить быстрое восстановление материала, на которое вы и рассчитывали при заучивании.

Многие люди жалуются, что голова у них как решето, что все прочитанное сразу же утекает наружу и они не могут ничего запомнить. Надеюсь, теперь вы понимаете, что это решаемая проблема. Не обязательно быть гением, чтобы иметь хорошую память, но вы должны быть готовы работать над приобретением навыков, отвечающих за эффективное запоминание. Оттачивая эти навыки, вы улучшите результаты чтения, поднимая уровень запоминания. 



Материалы по теме:

Чему я научилась, прочитав больше 300 книг за семь лет

Как заставить свой мозг добиваться поставленных целей?

Наш мозг создан не для того, чтобы запоминать

Как научить мозг выдавать свежие идеи: 16 техник для прокачки

Cover photo by Biel Morro on Unsplash

rb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *