Как убедить подростка хорошо учиться и не испортить с ним отношения?
Для многих подростков год дистанционного обучения стал испытанием, которое сказалось в том числе и на успеваемости. Стоит ли родителям контролировать оценки детей и проверять у них домашку — или лучше переложить ответственность на самого ребенка? Разбираемся с психологом Анной Печенкиной.
Вопрос: Надо ли требовать от ребенка хорошей̆ успеваемости — или же пусть учится так, как у него получается? Моей дочери 12 лет, она учится в 6-м классе. После прошлогоднего дистанционного обучения она начала потихоньку скатываться с пятерок на четверки.
Когда я проверяла, спрашивала, требовала и наказывала, у нас портились отношения, зато успеваемость сразу подтягивалась. Сейчас я не ругаю ее за принесенную тройку или даже двойку, полностью переложила ответственность за учебу на саму дочь. Улучшений в учебе, естественно, нет.
Боюсь, что постепенно с четверок мы такими темпами съедем на тройки. Конечно, в четверке нет ничего страшного.
Ответ: Чтобы разобраться в проблеме и найти хорошее для обеих сторон решение, думаю, маме для начала стоит разобраться, что такое подростковый возраст и как в это время развивается ее дочь.
Каждому возрасту ребенка соответствует своя ведущая деятельность, решающая возрастные задачи.
Например, ведущая деятельность возраста 3–6 лет — игровая; ребенок в этот период играет, примеряя на себя различные роли из взрослой жизни. Ведущая деятельность возраста 7–11 лет — учебная; именно в этот период большинство детей учатся с удовольствием, любознательны, много чем интересуются. Задачи подросткового возраста — приобретение навыков межличностного общения с представителями своего и противоположного пола, вхождение в группу сверстников. Поэтому в этот период общение для них выходит на передний план.
С 12 до 16 лет мозг подростка интенсивно развивается.
Особенно активные изменения наблюдаются в префронтальной коре, отвечающей за самоорганизацию, саморегуляцию и рациональное поведение.Мама описала два сценария своих отношений с дочерью. В одном она полностью контролирует процесс обучения, наказывает за неуспеваемость, и ситуация с оценками улучшается. Но это только с одной стороны. А с другой — это не способствует формированию у дочери самостоятельности, ответственности, навыков самоорганизации и контроля. Все эти функции мама берет на себя.
Подросткам нужна самостоятельность, им важно научиться делать правильный выбор, важно ошибаться и извлекать уроки из ошибок, учиться анализировать последствия событий, контролировать свою работу.
Во втором варианте родитель единоразово полностью передает ответственность за самоорганизацию, решение всех учебных задач и контроль, а подросток к такому тоже еще не готов. Особенно если ранее речь шла только о первом варианте. То, что девочка не справляется, — это естественно.
Чтобы найти лучшее решение, на мой взгляд, лучше совместно с дочерью сесть и обсудить:
- Проблемные моменты в том варианте, когда ответственность полностью на ней. В чем еще ей нужна помощь мамы? В каких задачах она может опираться на помощь взрослых, если не справляется сама? По моим наблюдениям, подросткам до 15 лет трудно дается самоорганизация учебного процесса в онлайн-формате. Им трудно, особенно если не было такого опыта ранее. И многие просели по оценкам именно в этот период.
- Принятие того факта, что девочка может не справляться, будет ошибаться. Но именно через промахи она учится брать на себя ответственность и отвечать за свои решения и поступки. Я бы рекомендовала сместить внимание с того, что не удалось, на то, что получается. Хвалить и отмечать это: «Смотри, по этому предмету тебе удалось улучшить оценки», «Молодец, тебе удалось выполнить трудную домашку, с которой раньше мы справлялись вдвоем» и т. д.
- Готовность дочери взять ответственность и пробовать справляться самостоятельно. Можно обговорить и даже прописать это. В случае промаха не наказывать, а разбирать ошибку. Почему не получилось? Что могло бы помочь? Каких навыков не хватает? Подростки боятся своих ошибок и поэтому склонны скрывать то, что у них не получается.
- Предметы, которые даются труднее других. Ведь если игнорировать их, задача по следующему восстановлению знаний и оценок покажется непосильной. Хорошо бы придумать совместный план, подключить репетиторов или обговорить дополнительные занятия с учителем.
Так мама сможет передать ответственность поэтапно. Подросток постепенно сформирует навыки самостоятельности и будет брать на себя все больше ответственности. Подростку важно ощущать: я взрослый, я справляюсь. Уход от чрезмерного контроля и наказаний позволит сохранить контакт и более теплые отношения между детьми и родителями.
Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Ответы будут опубликованы в порядке очереди в рубрике «Вопрос — ответ». Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).
Иллюстрации: Shutterstock / GoodStudio, Nikolaeva
Всего один способ, чтобы ваш подросток все успевал в школе и не только
Искусство учиться
Всего один способ, чтобы ваш подросток все успевал в школе и не только14 сентября 2022 24 812 просмотров
Лиана Хазиахметова
Научите своего ребенка есть лягушки по утрам — и он перестанет откладывать все важное на потом.
Гуру тайм-менеджмента Брайан Трейси адаптировал для школьников и студентов супербестселлер «Выйди из зоны комфорта». Эта книга помогла миллионам взрослым по всему миру освоить науку самодисциплины. В новой книге Трейси изложил идеи в понятной и лаконичной форме — идеально для подростков.
Как у каждого блюда есть рецепт, так и лягушку тоже нужно уметь готовить. Узнаем как?
Выйди из зоны комфорта: для школьников и студентов
Зачем есть лягушки, еще и по утрам?
Лягушка — это сложное и важное дело, которое так и хочется отложить на потом. Трейси знает, как сделать процесс поедания лягушки интересным и веселым. В каждой главе вы найдете новые идеи, советы и техники, которые помогут преодолеть внутреннюю лень, действовать более продуктивно и научиться сосредотачиваться.
Одна лишь эта привычка способна повысить работоспособность раз и навсегда.
В книге 160 страниц, 22 метода и после каждой главы есть краткое содержание в формате инструкций
Здесь нет лирических отступлений, сложной теории или исследований — только конкретные шаги, чтобы немедленно получить наилучшие результаты в учебе и не только.
Миф о дедлайне
«Работаю лучше, когда время поджимает», — слышали такое? Многолетние исследования показали, что так бывает крайне редко.
Как правило, человек с приближением дедлайна сильнее нервничает, делает больше ошибок. В итоге ему приходится чаще переделывать работу. Тратится много сил и энергии. Вот почему важно научиться грамотно планировать и следовать намеченному без срывов.
Страх не успеть, желание сделать все поскорее — все это блокирует творчество и сказывается на качестве. Источник
Самодисциплину не преподают в школе, хотя именно это качество помогает преуспеть в жизни.
Как заставить себя отложить гаджет и начать решать примеры ЕГЭ? Где найти время для чтения классики и вдохновение для очередного сочинения?
Есть лягушки регулярно и даже с удовольствием помогут 22 метода от Брайана Трейси. Взрослые читатели книги «Выйди из зоны комфорта» проверили — это работает. Теперь и ваши дети смогут успевать больше за меньшее время и при этом оставаться энергичными.
Как изучать то, что неинтересно
Талантливые математики не освобождаются от уроков истории и русского языка. А будущие филологи вынуждены разбираться в формулах и теоремах по геометрии. В школе часто приходится изучать то, что неинтересно.
В книге этой теме посвящен целый раздел. Ребенок поменяет свое отношение к нелюбимым предметам и освоит инструменты, чтобы мотивировать себя, когда трудно, и доводить до конца любые дела. Ниже несколько советов родителям, которые хотят помочь детям эффективно учиться.
Подумать о последствиях
Обсудите, как невыученный урок может сказаться на будущем ребенка. Вполне возможно, что плохая оценка по предмету сыграет роль при подаче документов в университет.
Чтобы лягушка не испортила ваш день, съешьте ее как можно скорее. Источник
Закон принудительной эффективности
Если ребенок не успевает съесть всех головастиков и лягушек в пруду, помогите ему выбрать самого большого и уродливого, и этого будет пока достаточно. Другими словами, нужно сделать ключевую задачу — минимум, который не даст утонуть в невыученных уроках.
Один шаг за раз
Если проект слишком большой и непонятный, приступить к нему страшно. Попробуйте вместе с ребенком понять, какой шаг сделать первым, а какой следующим. Будет проще начать и двигаться к цели постепенно.
Лайфхак для учебы
Одна из самых распространенных ошибок школьников и студентов — учить то, что они и так уже знают.
Совет подросткам от Трейси: когда нужно подготовиться к экзамену, устраивай себе проверки. Вспомни все, что ты изучал на уроках или во время выполнения домашних заданий. Затем открой учебник — тебе нужно выучить все, что не отложилось в памяти, а повторить знакомый материал можно, если останется время.
Что еще
Методика Трейси учит смотреть на жизнь, ориентируясь на будущее. Инструменты из книги трансформируют не внешнюю среду, а внутренние установки, чтобы изменения остались с читателями на всю жизнь, а не на один экзамен.
Вот что еще вы найдете в книге:
- Как определить свою «лягушку»
- О трех столпах жизненного успеха
- Два закона позитивного мышления
- Правило 80/20 и другие стратегии планирования
- Как заставлять самого себя
- О преградах, которые мешают учиться
- Способы предотвращения стресса
…22 метода преуспеть в учебе и жизни и эффективные советы по управлению временем, энергией.
Книга «Выйди из зоны комфорта: для школьников и студентов» не заставит ребенка учиться. Она поможет сформировать осознанное мышление успешного человека — чтобы учиться для себя, а не для родителей, не откладывать важные дела и успевать в разы больше.
P.S. Хотите узнавать о самых интересных книгах и получать скидки на новинки? Подписывайтесь на нашу рассылку. В первом письме — подарок.
Как заставить вашего подростка делать их чертову домашнюю работу
Фото: VGstockstudio (Shutterstock)
Подростков воспитывать тяжело. Они по-прежнему зависят от вас в своих повседневных потребностях, но у них также есть собственное мнение, поэтому, хотя вы можете подтолкнуть их в определенном направлении, вы мало что можете сделать, если они откажутся что-то делать. Когда дело доходит до школьных занятий, вы можете рассказать им о важности усердной работы и показать пример выполнения обязательств, но если они отказываются учиться или делать домашнее задание, ваши возможности ограничены. Конечно, вы можете отобрать у них телефон или запретить им встречаться с друзьями, но есть шанс, что они все равно будут упираться в пятки (при этом разрушая ваши отношения). Что делать, если подросток отказывается делать домашнее задание?
Обычно на это есть основная причинаВообще говоря, большинство детей, включая подростков, хотят преуспеть. Однако, если есть что-то, что мешает (скажем, путаница в инструкциях, трудности с предметом или проблема с их способностью сосредоточиться), то это может привести к ситуации, когда они почувствуют, что проще просто отказаться делать это, чем признать. что они борются. Наша работа как родителей — попытаться выяснить, что происходит на самом деле, даже если все, что вы получаете от них, — это односложные ответы и закатывание глаз.
«Мы, взрослые, должны проявить любопытство, чтобы понять, что скрывается за этим», — сказала Элейн Тейлор-Клаус, основатель организации Impact Parents и автор книги The Essential Guide to Rating Complex Children with ADHD, Anxiety, и многое другое . То, что на первый взгляд выглядит как отказ, может быть подростком, закрывающимся, потому что его просят сделать что-то, что кажется слишком большим, трудным или невозможным, до такой степени, что отказ выполнять работу, даже с соответствующими последствиями, кажется более легкий вариант. «Двусмысленность действительно может отключить наших детей», — сказала Тейлор-Клаус.
Это может быть особенно верно, если они чувствовали себя пристыженными или неудобными из-за того, что просили о помощи в прошлом, будь то из-за того, что их одноклассники с легкостью справляются с заданием, учитель, который не особенно помогал, или родители, которые слишком далеки от работы, чтобы помнить, насколько это может быть сложно. Это также может быть правдой, если подросток является перфекционистом, поскольку невыполнение чего-либо может показаться менее ужасным, чем сделать что-то неправильно. «Невыполнение домашних заданий — это симптом», — сказала Тейлор-Клаус. «Мы хотим выяснить, что это за симптом».
Если у вашего подростка серьезные трудности с математикой или чтением, или он изо всех сил пытается оставаться сосредоточенным или организованным, несмотря на свои самые лучшие намерения, рекомендуется поговорить с его педиатром, чтобы узнать, нужно ли ему пройти обследование на предмет дискалькулии, дислексии. , СДВГ или другие излечимые расстройства. Если проблемы связаны с основным расстройством, диагностика и лечение предложат стратегии, которые могут помочь удовлетворить их конкретные потребности, а также предоставить столь необходимый контекст для их борьбы.
Подростковая независимость проходит четыре стадииК тому времени, когда ваш ребенок достигает подросткового возраста, он достигает момента, когда ему пора брать на себя ответственность за выполнение своей работы. Как Тейлор-Клаус часто советует родителям, этот процесс постепенного обретения независимости состоит из четырех фаз: Фаза 1 — режим директора, когда родители держат повестку дня; Фаза 2 — это режим совместной работы, когда родители и дети работают вместе над решением проблемы; Фаза 3 — это режим поддержки, когда дети придумывают решения проблем, а родители предлагают поддержку; а Фаза 4 — это режим поддержки, когда родители находятся в стороне и подбадривают своих детей.
Как отмечает Тейлор-Клаус, отношения между родителями и подростками часто переключаются между режимами сотрудничества и поддержки в зависимости от того, какая поддержка им может понадобиться для конкретной задачи. «Мы хотим вместе с ними решать проблемы, помогать им добиваться успеха и быть частью их собственного решения», — сказал Тейлор-Клаус. «Наша склонность как родителей состоит в том, чтобы просто предложить им решение».
Если ваш подросток испытывает трудности с выполнением школьных заданий, помощь ему может потребовать либо сотрудничества, чтобы определить, в чем заключаются проблемы и как их решить, либо поддержки, предложив помощь в решении, которое они определили. Это может быть в форме выяснения организационной системы, которая помогает им не сбиться с пути, предоставления им дополнительных репетиторских услуг, чтобы помочь с предметом, с которым они борются, или регулярной проверки с ними того, как выглядит их прогресс, и предложения чего угодно. поддержка, которая им может понадобиться. Важно убедиться, что они активно участвуют в собственном успехе. «Они должны чувствовать причастность», — сказала Тейлор-Клаус.
Мой подросток не хочет делать домашнее задание. Как я могу это исправить?
Автор: Martina McIsaac
7 августа 2013 г.
Познакомьтесь с Джейком, 15-летним девятиклассником, который редко, если вообще когда-либо, делает домашнее задание. Учителя Джейка сообщают, что он непоследователен. Ему нравится изучать темы, которые его интересуют, но он кажется рассеянным во время занятий и не выполняет необходимые школьные задания как в классе, так и дома. Хотя его оценки ухудшаются, Джейк не пытается улучшить свои обстоятельства. Его разочарованные родители обнаруживают, что их единственный выход — это ворчание и постоянный надзор.
Знакомо? Когда подросток не хочет делать домашнюю работу, мы называем это поведение запретом на работу. Вот некоторые общие характеристики заторможенных в работе учащихся:
- Неорганизованность
- Отсутствие продолжения
- Неспособность работать самостоятельно; больше шансов сделать работу, когда учитель или родитель зависает рядом с
- Отсутствие фокуса
- Уклонение от работы
- Отсутствие страсти к школе, несмотря на способности и интеллект
- Негативное отношение; застенчивый и легко впадающий в уныние
Как родитель может помочь, если подросток отказывается делать домашнее задание? Сначала попытайтесь выявить корень проблемы, а затем придумайте решения, основанные на этой причине.
3 причины, по которым подростки не выполняют домашнее задание, и что делать:1.
Отсутствие навыковНаиболее распространенной причиной отсутствия мотивации является отсутствие навыков. Незапланированные пропуски занятий или большая внеклассная нагрузка могут привести к пробелам в навыках даже у способных в других отношениях подростков. Если вы подозреваете пробел в навыках, действуйте быстро, чтобы оценить вашего подростка. Ваш школьный консультант может порекомендовать нужные ресурсы.
2. Вредные привычки
Вредные рабочие привычки также могут способствовать снижению трудоспособности. Постарайтесь сосредоточиться на системе работы, а не на самой работе с подростком. Вместе ставьте маленькие цели и научите подростка ставить перед собой маленькие цели. Старайтесь чаще обращать внимание на усилия и прогресс вашего подростка.
3. Недостаток уверенности в себе
Часто учащиеся с трудовой заторможенностью боятся ошибиться и не задают вопросов, когда им нужна помощь. Объясните подростку, что все делают ошибки. Помогите им увидеть в этих ошибках еще одну возможность для обучения.
Что родители могут сделать для самообеспечения
1. Предлагать ограниченную помощь с домашним заданием
Родители могут предлагать ограниченную помощь с домашним заданием. Старайтесь избегать микроуправления процессом. Когда вы занимаетесь микроуправлением, вы посылаете сообщение о том, что ваш подросток потерпит неудачу, если вы не будете вовлечены. Когда вы демонстрируете уверенность в способности вашего подростка выполнить задание без вас, мотивация и самооценка вашего подростка возрастут.
3. Не читайте лекции
Спросите у подростка, как вы можете помочь, но не читайте лекции. Лекции о плохих рабочих привычках и постоянные напоминания о негативных последствиях невыполненной домашней работы могут создать большую зависимость.
3. Расширьте возможности своего подростка
Работа по дому — отличный способ расширить возможности подростков. Делегирование демонстрирует вашу уверенность в их способностях. Попробуйте назначать задачи, связанные с областью интересов.