Как убедить подростка хорошо учиться и не испортить с ним отношения?
Для многих подростков год дистанционного обучения стал испытанием, которое сказалось в том числе и на успеваемости. Стоит ли родителям контролировать оценки детей и проверять у них домашку — или лучше переложить ответственность на самого ребенка? Разбираемся с психологом Анной Печенкиной.
Вопрос: Надо ли требовать от ребенка хорошей̆ успеваемости — или же пусть учится так, как у него получается? Моей дочери 12 лет, она учится в 6-м классе. После прошлогоднего дистанционного обучения она начала потихоньку скатываться с пятерок на четверки.
Когда я проверяла, спрашивала, требовала и наказывала, у нас портились отношения, зато успеваемость сразу подтягивалась. Сейчас я не ругаю ее за принесенную тройку или даже двойку, полностью переложила ответственность за учебу на саму дочь. Улучшений в учебе, естественно, нет.
Боюсь, что постепенно с четверок мы такими темпами съедем на тройки. Конечно, в четверке нет ничего страшного.
Ответ: Чтобы разобраться в проблеме и найти хорошее для обеих сторон решение, думаю, маме для начала стоит разобраться, что такое подростковый возраст и как в это время развивается ее дочь.
Каждому возрасту ребенка соответствует своя ведущая деятельность, решающая возрастные задачи.
Например, ведущая деятельность возраста 3–6 лет — игровая; ребенок в этот период играет, примеряя на себя различные роли из взрослой жизни. Ведущая деятельность возраста 7–11 лет — учебная; именно в этот период большинство детей учатся с удовольствием, любознательны, много чем интересуются. Задачи подросткового возраста — приобретение навыков межличностного общения с представителями своего и противоположного пола, вхождение в группу сверстников. Поэтому в этот период общение для них выходит на передний план.
С 12 до 16 лет мозг подростка интенсивно развивается.
Мама описала два сценария своих отношений с дочерью. В одном она полностью контролирует процесс обучения, наказывает за неуспеваемость, и ситуация с оценками улучшается. Но это только с одной стороны. А с другой — это не способствует формированию у дочери самостоятельности, ответственности, навыков самоорганизации и контроля. Все эти функции мама берет на себя.
Подросткам нужна самостоятельность, им важно научиться делать правильный выбор, важно ошибаться и извлекать уроки из ошибок, учиться анализировать последствия событий, контролировать свою работу.
Во втором варианте родитель единоразово полностью передает ответственность за самоорганизацию, решение всех учебных задач и контроль, а подросток к такому тоже еще не готов. Особенно если ранее речь шла только о первом варианте. То, что девочка не справляется, — это естественно.
Чтобы найти лучшее решение, на мой взгляд, лучше совместно с дочерью сесть и обсудить:
- Проблемные моменты в том варианте, когда ответственность полностью на ней.
В чем еще ей нужна помощь мамы? В каких задачах она может опираться на помощь взрослых, если не справляется сама? По моим наблюдениям, подросткам до 15 лет трудно дается самоорганизация учебного процесса в онлайн-формате. Им трудно, особенно если не было такого опыта ранее. И многие просели по оценкам именно в этот период.
- Принятие того факта, что девочка может не справляться, будет ошибаться. Но именно через промахи она учится брать на себя ответственность и отвечать за свои решения и поступки. Я бы рекомендовала сместить внимание с того, что не удалось, на то, что получается. Хвалить и отмечать это: «Смотри, по этому предмету тебе удалось улучшить оценки», «Молодец, тебе удалось выполнить трудную домашку, с которой раньше мы справлялись вдвоем» и т. д.
- Готовность дочери взять ответственность и пробовать справляться самостоятельно. Можно обговорить и даже прописать это. В случае промаха не наказывать, а разбирать ошибку. Почему не получилось? Что могло бы помочь? Каких навыков не хватает? Подростки боятся своих ошибок и поэтому склонны скрывать то, что у них не получается.
- Предметы, которые даются труднее других. Ведь если игнорировать их, задача по следующему восстановлению знаний и оценок покажется непосильной. Хорошо бы придумать совместный план, подключить репетиторов или обговорить дополнительные занятия с учителем.
Так мама сможет передать ответственность поэтапно. Подросток постепенно сформирует навыки самостоятельности и будет брать на себя все больше ответственности. Подростку важно ощущать: я взрослый, я справляюсь. Уход от чрезмерного контроля и наказаний позволит сохранить контакт и более теплые отношения между детьми и родителями.
Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Ответы будут опубликованы в порядке очереди в рубрике «Вопрос — ответ». Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).
Иллюстрации: Shutterstock / GoodStudio, Nikolaeva
Всего один способ, чтобы ваш подросток все успевал в школе и не только
Искусство учиться
Всего один способ, чтобы ваш подросток все успевал в школе и не только14 сентября 2022 24 812 просмотров
Лиана Хазиахметова
Научите своего ребенка есть лягушки по утрам — и он перестанет откладывать все важное на потом.
Гуру тайм-менеджмента Брайан Трейси адаптировал для школьников и студентов супербестселлер «Выйди из зоны комфорта». Эта книга помогла миллионам взрослым по всему миру освоить науку самодисциплины. В новой книге Трейси изложил идеи в понятной и лаконичной форме — идеально для подростков.
Как у каждого блюда есть рецепт, так и лягушку тоже нужно уметь готовить. Узнаем как?
Выйди из зоны комфорта: для школьников и студентов
Зачем есть лягушки, еще и по утрам?
Лягушка — это сложное и важное дело, которое так и хочется отложить на потом. Трейси знает, как сделать процесс поедания лягушки интересным и веселым. В каждой главе вы найдете новые идеи, советы и техники, которые помогут преодолеть внутреннюю лень, действовать более продуктивно и научиться сосредотачиваться.
Одна лишь эта привычка способна повысить работоспособность раз и навсегда.
В книге 160 страниц, 22 метода и после каждой главы есть краткое содержание в формате инструкций
Здесь нет лирических отступлений, сложной теории или исследований — только конкретные шаги, чтобы немедленно получить наилучшие результаты в учебе и не только.
Миф о дедлайне
«Работаю лучше, когда время поджимает», — слышали такое? Многолетние исследования показали, что так бывает крайне редко.
Как правило, человек с приближением дедлайна сильнее нервничает, делает больше ошибок. В итоге ему приходится чаще переделывать работу. Тратится много сил и энергии. Вот почему важно научиться грамотно планировать и следовать намеченному без срывов.
Страх не успеть, желание сделать все поскорее — все это блокирует творчество и сказывается на качестве. Источник
Самодисциплину не преподают в школе, хотя именно это качество помогает преуспеть в жизни.
Как заставить себя отложить гаджет и начать решать примеры ЕГЭ? Где найти время для чтения классики и вдохновение для очередного сочинения?
Есть лягушки регулярно и даже с удовольствием помогут 22 метода от Брайана Трейси. Взрослые читатели книги «Выйди из зоны комфорта» проверили — это работает. Теперь и ваши дети смогут успевать больше за меньшее время и при этом оставаться энергичными.
Как изучать то, что неинтересно
Талантливые математики не освобождаются от уроков истории и русского языка. А будущие филологи вынуждены разбираться в формулах и теоремах по геометрии. В школе часто приходится изучать то, что неинтересно.
В книге этой теме посвящен целый раздел. Ребенок поменяет свое отношение к нелюбимым предметам и освоит инструменты, чтобы мотивировать себя, когда трудно, и доводить до конца любые дела. Ниже несколько советов родителям, которые хотят помочь детям эффективно учиться.
Подумать о последствиях
Обсудите, как невыученный урок может сказаться на будущем ребенка. Вполне возможно, что плохая оценка по предмету сыграет роль при подаче документов в университет.
Чтобы лягушка не испортила ваш день, съешьте ее как можно скорее. Источник
Закон принудительной эффективности
Если ребенок не успевает съесть всех головастиков и лягушек в пруду, помогите ему выбрать самого большого и уродливого, и этого будет пока достаточно. Другими словами, нужно сделать ключевую задачу — минимум, который не даст утонуть в невыученных уроках.
Один шаг за раз
Если проект слишком большой и непонятный, приступить к нему страшно. Попробуйте вместе с ребенком понять, какой шаг сделать первым, а какой следующим. Будет проще начать и двигаться к цели постепенно.
Лайфхак для учебы
Одна из самых распространенных ошибок школьников и студентов — учить то, что они и так уже знают.
Совет подросткам от Трейси: когда нужно подготовиться к экзамену, устраивай себе проверки. Вспомни все, что ты изучал на уроках или во время выполнения домашних заданий. Затем открой учебник — тебе нужно выучить все, что не отложилось в памяти, а повторить знакомый материал можно, если останется время.
Что еще
Методика Трейси учит смотреть на жизнь, ориентируясь на будущее. Инструменты из книги трансформируют не внешнюю среду, а внутренние установки, чтобы изменения остались с читателями на всю жизнь, а не на один экзамен.
Вот что еще вы найдете в книге:
- Как определить свою «лягушку»
- О трех столпах жизненного успеха
- Два закона позитивного мышления
- Правило 80/20 и другие стратегии планирования
- Как заставлять самого себя
- О преградах, которые мешают учиться
- Способы предотвращения стресса
…22 метода преуспеть в учебе и жизни и эффективные советы по управлению временем, энергией.
Книга «Выйди из зоны комфорта: для школьников и студентов» не заставит ребенка учиться. Она поможет сформировать осознанное мышление успешного человека — чтобы учиться для себя, а не для родителей, не откладывать важные дела и успевать в разы больше.
P.S. Хотите узнавать о самых интересных книгах и получать скидки на новинки? Подписывайтесь на нашу рассылку. В первом письме — подарок.
Как заставить вашего подростка делать их чертову домашнюю работу
Фото: VGstockstudio (Shutterstock)
Подростков воспитывать тяжело. Они по-прежнему зависят от вас в своих повседневных потребностях, но у них также есть собственное мнение, поэтому, хотя вы можете подтолкнуть их в определенном направлении, вы мало что можете сделать, если они откажутся что-то делать. Когда дело доходит до школьных занятий, вы можете рассказать им о важности усердной работы и показать пример выполнения обязательств, но если они отказываются учиться или делать домашнее задание, ваши возможности ограничены. Конечно, вы можете отобрать у них телефон или запретить им встречаться с друзьями, но есть шанс, что они все равно будут упираться в пятки (при этом разрушая ваши отношения). Что делать, если подросток отказывается делать домашнее задание?
Вообще говоря, большинство детей, включая подростков, хотят преуспеть. Однако, если есть что-то, что мешает (скажем, путаница в инструкциях, трудности с предметом или проблема с их способностью сосредоточиться), то это может привести к ситуации, когда они почувствуют, что проще просто отказаться делать это, чем признать. что они борются. Наша работа как родителей — попытаться выяснить, что происходит на самом деле, даже если все, что вы получаете от них, — это односложные ответы и закатывание глаз.
«Мы, взрослые, должны проявить любопытство, чтобы понять, что скрывается за этим», — сказала Элейн Тейлор-Клаус, основатель организации Impact Parents и автор книги The Essential Guide to Rating Complex Children with ADHD, Anxiety, и многое другое . То, что на первый взгляд выглядит как отказ, может быть подростком, закрывающимся, потому что его просят сделать что-то, что кажется слишком большим, трудным или невозможным, до такой степени, что отказ выполнять работу, даже с соответствующими последствиями, кажется более легкий вариант. «Двусмысленность действительно может отключить наших детей», — сказала Тейлор-Клаус.
Это может быть особенно верно, если они чувствовали себя пристыженными или неудобными из-за того, что просили о помощи в прошлом, будь то из-за того, что их одноклассники с легкостью справляются с заданием, учитель, который не особенно помогал, или родители, которые слишком далеки от работы, чтобы помнить, насколько это может быть сложно. Это также может быть правдой, если подросток является перфекционистом, поскольку невыполнение чего-либо может показаться менее ужасным, чем сделать что-то неправильно. «Невыполнение домашних заданий — это симптом», — сказала Тейлор-Клаус. «Мы хотим выяснить, что это за симптом».
Если у вашего подростка серьезные трудности с математикой или чтением, или он изо всех сил пытается оставаться сосредоточенным или организованным, несмотря на свои самые лучшие намерения, рекомендуется поговорить с его педиатром, чтобы узнать, нужно ли ему пройти обследование на предмет дискалькулии, дислексии. , СДВГ или другие излечимые расстройства. Если проблемы связаны с основным расстройством, диагностика и лечение предложат стратегии, которые могут помочь удовлетворить их конкретные потребности, а также предоставить столь необходимый контекст для их борьбы.
Подростковая независимость проходит четыре стадии К тому времени, когда ваш ребенок достигает подросткового возраста, он достигает момента, когда ему пора брать на себя ответственность за выполнение своей работы. Как Тейлор-Клаус часто советует родителям, этот процесс постепенного обретения независимости состоит из четырех фаз: Фаза 1 — режим директора, когда родители держат повестку дня; Фаза 2 — это режим совместной работы, когда родители и дети работают вместе над решением проблемы; Фаза 3 — это режим поддержки, когда дети придумывают решения проблем, а родители предлагают поддержку; а Фаза 4 — это режим поддержки, когда родители находятся в стороне и подбадривают своих детей.
Как отмечает Тейлор-Клаус, отношения между родителями и подростками часто переключаются между режимами сотрудничества и поддержки в зависимости от того, какая поддержка им может понадобиться для конкретной задачи. «Мы хотим вместе с ними решать проблемы, помогать им добиваться успеха и быть частью их собственного решения», — сказал Тейлор-Клаус. «Наша склонность как родителей состоит в том, чтобы просто предложить им решение».
Если ваш подросток испытывает трудности с выполнением школьных заданий, помощь ему может потребовать либо сотрудничества, чтобы определить, в чем заключаются проблемы и как их решить, либо поддержки, предложив помощь в решении, которое они определили. Это может быть в форме выяснения организационной системы, которая помогает им не сбиться с пути, предоставления им дополнительных репетиторских услуг, чтобы помочь с предметом, с которым они борются, или регулярной проверки с ними того, как выглядит их прогресс, и предложения чего угодно. поддержка, которая им может понадобиться. Важно убедиться, что они активно участвуют в собственном успехе. «Они должны чувствовать причастность», — сказала Тейлор-Клаус.
Мой подросток не хочет делать домашнее задание. Как я могу это исправить?
Автор: Martina McIsaac
7 августа 2013 г.
Познакомьтесь с Джейком, 15-летним девятиклассником, который редко, если вообще когда-либо, делает домашнее задание. Учителя Джейка сообщают, что он непоследователен. Ему нравится изучать темы, которые его интересуют, но он кажется рассеянным во время занятий и не выполняет необходимые школьные задания как в классе, так и дома. Хотя его оценки ухудшаются, Джейк не пытается улучшить свои обстоятельства. Его разочарованные родители обнаруживают, что их единственный выход — это ворчание и постоянный надзор.
Знакомо? Когда подросток не хочет делать домашнюю работу, мы называем это поведение запретом на работу. Вот некоторые общие характеристики заторможенных в работе учащихся:
- Неорганизованность
- Отсутствие продолжения
- Неспособность работать самостоятельно; больше шансов сделать работу, когда учитель или родитель зависает рядом с
- Отсутствие фокуса
- Уклонение от работы
- Отсутствие страсти к школе, несмотря на способности и интеллект
- Негативное отношение; застенчивый и легко впадающий в уныние
Как родитель может помочь, если подросток отказывается делать домашнее задание? Сначала попытайтесь выявить корень проблемы, а затем придумайте решения, основанные на этой причине.
3 причины, по которым подростки не выполняют домашнее задание, и что делать:1.

Наиболее распространенной причиной отсутствия мотивации является отсутствие навыков. Незапланированные пропуски занятий или большая внеклассная нагрузка могут привести к пробелам в навыках даже у способных в других отношениях подростков. Если вы подозреваете пробел в навыках, действуйте быстро, чтобы оценить вашего подростка. Ваш школьный консультант может порекомендовать нужные ресурсы.
2. Вредные привычки
Вредные рабочие привычки также могут способствовать снижению трудоспособности. Постарайтесь сосредоточиться на системе работы, а не на самой работе с подростком. Вместе ставьте маленькие цели и научите подростка ставить перед собой маленькие цели. Старайтесь чаще обращать внимание на усилия и прогресс вашего подростка.
3. Недостаток уверенности в себе
Часто учащиеся с трудовой заторможенностью боятся ошибиться и не задают вопросов, когда им нужна помощь. Объясните подростку, что все делают ошибки. Помогите им увидеть в этих ошибках еще одну возможность для обучения.
Что родители могут сделать для самообеспечения
1. Предлагать ограниченную помощь с домашним заданием
Родители могут предлагать ограниченную помощь с домашним заданием. Старайтесь избегать микроуправления процессом. Когда вы занимаетесь микроуправлением, вы посылаете сообщение о том, что ваш подросток потерпит неудачу, если вы не будете вовлечены. Когда вы демонстрируете уверенность в способности вашего подростка выполнить задание без вас, мотивация и самооценка вашего подростка возрастут.
3. Не читайте лекции
Спросите у подростка, как вы можете помочь, но не читайте лекции. Лекции о плохих рабочих привычках и постоянные напоминания о негативных последствиях невыполненной домашней работы могут создать большую зависимость.
3. Расширьте возможности своего подростка
Работа по дому — отличный способ расширить возможности подростков. Делегирование демонстрирует вашу уверенность в их способностях. Попробуйте назначать задачи, связанные с областью интересов.