Как быть скептиком: значение слова, как стать скептиком

значение слова, как стать скептиком

Скептик – это человек, не доверяющий слухам, распространённой информации, сомнительным идеям, которые сам не проверил на правдивость. Значение слова скептик походит от греческого «skeptikos». Греческие скептики представляли философское направление, согласно которому выдвигали сомнения в реальных возможностях мышления и сомнения касательно надёжности истины. Античные философы скептицизма умели найти слабую сторону в теориях познания и логики разных философских направлений, а также отыскать уязвимые места данных учений и критиковать их.

Что значит скептик в нынешнем понимании? Значение слова скептик в современной трактовке говорит о человеке, который постоянно сомневается в надёжности всего окружающего, поэтому его отношение пронизано недоверием.

Скептик это человек, который никогда не скажет, что точно знает правильный ответ на что-либо. Он ничего никогда не отвергает и не принимает сразу на веру. Он сначала исследует возникший вопрос, проверяет поступающую информацию, ищет доводы, и только проанализировав всё это, высказывает собственное суждение и выводы.

Естественно, невозможно одному человеку полностью изучить всю информацию, постигнуть все обстоятельства и аспекты, однако это ему не нужно. Требуется запас знаний ровно такой, что позволит прийти к единому предварительному мнению. До тех пор, пока суждение будет соответствовать фактам, оно будет оставаться в силе. Но вместе с поступлением новых доводов и дополнительной информации суждение сможет поменяться.

На мнение скептически настроенного человека достаточно тяжело повлиять. Он всё время исследует новые убеждения и не слишком новые принципы, которые у него есть, размышляет, перепроверяет и оценивает на правильность. Таким образом, проводит «ревизию» собственных жизненных установок.

Человек, которому присущ здоровый скептицизм, может правильно и без эмоций оценить практически любое явление. Дать оценку текущим событиям, поступкам, сделанным в прошлом, отношениям, различным теориям.

Скептик всегда использует в своих поступках взвешенный подход, не поддаётся всплывающим эмоциям, поэтому он способен контролировать свою жизнь.

Кто такой скептик

Там, где все будут неудержимо радоваться приятной новости, скептически настроенный человек будет серьезным, потому что не поверит в эту новость, пока не найдёт соответствующие доказательства, чтобы радоваться ей

Что значит скептик? О скептике говорят, как о человеке, который отличается от других тем, что не доверяет первой услышанной информации, особенно, если она приносит положительный настрой и обещает что-то позитивное или вознаграждающее. Или наоборот, он не станет сразу предаваться печали, когда услышит грустную новость. Следовательно, скептик это человек, который не подчиняется первой эмоции, а реагирует нейтрально, пока не станет убежденным в правдивости информации.

Его иногда путают с пессимистом через характерную мрачность. Однако пессимист априори настроен на негативный результат, а скептик пытается отыскать истинное значение, не ожидая ни плохого, ни хорошего результата.

Скептики утверждают, что истина, которая не подкреплена убедительными свидетельствами в виде отрицательного или положительного опыта, не может считаться истиной.

Значение слова скептик в философии античности определяет приверженцев скептицизма. Философия скептицизма отрицала стремление доверять истинам без доказательств.

Философский скептицизм является понятием, суть которого в невозможности постижения объективной реальности, основанного на умозрительных заключениях.

Скептики античного времени утверждали, что постижение чувственной стороны мира не бывает объективным, поскольку каждый, кто пытается объяснить мир со своей стороны является индивидуальностью, которая имеет субъективное восприятие, из-за чего такие объяснения зачастую бывают противоречивыми.

Философские скептики считали нормальным критиковать философские взгляды других, используя только собственные суждения и субъективные доводы в пользу скептицизма. Собственно они отыграли стержневую роль в истории, поскольку подвергали сомнению теорию теологов, подготовляя этим предпосылки для создания материализма. Отрицая значение разума в глубинном познании мира, скептики поспособствовали развитию религиозных верований.

Значение слова скептик на сегодняшний день понимается в качестве компонента поведения, а не философского учения, которое вводит в сомнение истинность определенного убеждения или любой теории без стопроцентных убедительных доказательств. Существование такого человека в коллективе оценивается вполне неоднозначно. Им восхищаются за независимость его взглядов от мнения других, и не любят за скептицизм, который временами кажется занудством.

Скептиками часто являются придирчивые бюрократы, которые требуют к одной справке сразу ещё десять дополнительных, подтверждающих её. Благодаря такой особенности своего характера они не пропускают никакой непроверенной информации. Они утверждают новые законы и проекты, которые рассматривают во всех аспектах и проявлениях, учитывая все возникающие проблемы и вопросы. Это может повлиять на процесс, сделает его продолжительнее, притормаживая введение новых технологий, но повышает надежность.

Зачастую скептиками являются педанты, которые являясь руководителями, требуют от подчиненных высокой четкости выполнения назначенной задачи. Они в стремлении докопаться до истины часто находят убедительные доказательства определенного мотива, которые иногда лежат очень глубоко, настолько, что часто кажутся нереальными даже в своём существовании.

Скептицизм является вспомогательным свойством во многих профессиях, но в творческой области его требуется меньше, только в виде самокритики. Такие личности в силу своего консерватизма не могут так просто позволить себе творческие полёты фантазии, поскольку с трудом могут примириться с новыми взглядами и веяниями.

Самыми истинными скептиками являются дети. Ведь очень тяжело заставить их поверить в правдивость определенных явлений, они всё равно должны сами убедиться. Например, ребенка влечёт яркий огонь, и, сколько не говорили бы, что пламя горячее, он сам сунет в него руку, чтобы убедиться. Это наглядный пример основного положения скептицизма – всякое утверждение должно проверяться на правдивость опытным путём.

Из вышеописанного становится ясным, что скептик это человек, который не недоверчивый, а скорее – не доверяющий теориям и идеям, не имеющим убедительного подтверждения.

Как стать скептиком

Скептик всегда добирается до непосредственного источника поступающей информации. Чтобы стать скептиком необходимо вести себя соответственно и придерживаться определенных правил. Ведь скептик — это человек, который всегда критически анализирует информацию, что поступает к нему, соответственно, чтобы научиться этому, необходимо проверять всевозможные доводы, перепроверять материал. Многие люди любят присочинить в разговоре, мало кто может запомнить все факты. Необходимо всегда задавать уточняющие вопросы, требуя точных и правильных ответов. Например, если знакомый говорит, что услышал удивительную информацию или прочёл её, тогда стоит спросить, когда именно он услышал и откуда узнал.

Если сомнительный индивид пытается сильно навязать определенную информацию, нужно постараться абстрагироваться от неё и от этого человека, но уловить саму её суть. Необходимо обследовать надежные источники. Исследовать данный вопрос в интернете, расспросить в проверенных людей, к которым испытываете доверие.

Скептики редко обращают внимание на розыгрыши, акции и не ведутся на «халяву». Часто в интернете можно увидеть всплывающую информацию о скидках, которые делают товар практически бесплатным. Большинство людей всё-таки скептически к ней относятся, однако есть люди, что ведутся на это, а потом сожалеют. Желательно изучать все новости из различных источников.

Как стать скептиком? Нужно развивать скептическое мышление. Даже не все научные теории всегда являются достоверными. Есть множество случаев, когда со временем они признаются нелепыми.

Скептик всегда слушает, проверяет и анализирует – это помогает ему держать глаза шире. Скептическое мышление позволят увидеть мифы и проследить дезинформацию. Необходимо проверять доказательства даже против своей воли, чтобы не остаться обманутым. Нужно слушать и обдумывать, всё, что слышите.

Если кто-нибудь говорит очень уверенно, скорей всего ему удастся убедить настолько, что человек примет это за правду, если услышит ещё где-то. Когда человек не мыслит объективно, не проверяет факты, его аргументы могут быть восприняты другими, как ошибочные, если они также исследовали этот вопрос.

Проверять идеи на достоверность самостоятельно стоит, только когда это имеет смысл. Если знакомый сказал, что выпрыгнуть с машины на ходу и запрыгнуть обратно невозможно, тогда не следует ему доказывать, что это возможно сделать. В мире есть масса подобных идей, множество которых опасные и странные, они появляются настолько стремительно, что люди не успевают себя обезопасить от них. Скептическое мышление поможет хоть немного уберечь свою жизнь от отрицательных влияний.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Приятно ли быть скептиком? Судьба скептической философии. Конспект лекции лектория Сигнум — Офтоп на vc.ru

Кто такие скептики? Из чего складываются их основные концепции о представлении о мире? Роман Светлов, лектор Сигнум, доктор философских наук, профессор, директор высшей школы философии, истории и социальных наук БФУ им. И. Канта, предлагает поговорить и рассмотреть основные концепции скептического направления в философии.

224 просмотров

В современном мире в обществе сложились определённые представления о скептиках, которые стали не просто обозначением философского направления, а целым типом характера и мышления. Причисляя определённые качества личности, неизбежны стереотипы, которые, зачастую, ошибочны. К примеру, мнение о том, что между скептиком и пессимистом один шаг. Это становится одной из проблем понимания скептицизма.

Р. Светлов говорит об универсалиях скептической философии, о том, какова на его взгляд история возникновения и развития скептической мысли от раннего (античного) скептицизма до современного, и о том, как постоянно воспроизводится система примерно одних и тех же проблем, которых объявляет скептический дискурс. Какие онтологические обязательства накладывает на нас то, как мы должны жить, если хотим, чтобы наша жизнь советовала нашей мысли?

Само определение скептицизма имеет достаточно поздний характер. Оно пережило многие изменения, имея под собой различные наименования: апоритическая философия (греч. ἀπορία – затруднение), академическая философия.

Как возник скептицизм?

Скепсис – поиск, исследование, наблюдение. Рене Декарт использовал некую методическую практику, которая является, скорее, одним из аспектов скептической деятельности (методическая скептическая практика). Потому как сомнение скептики исследуют не ради сомнения, а в верности какой-то истине. Сомнение – это то, ради чего ищется истина.

Первым скептиком принято считать Пиррона из Элиды. Но пирронизм вскоре исчезает со страниц истории на два столетия. Возвращение к идеям Пиррона произойдет лишь в эпоху правления императора Августа, а в I веке нашей эры возникнут идеи таких мыслителей как Агрипп и Энесидем. II век нашей эры подарит нам некий свод учений за авторством Секста Эмпирика. Последним же мыслителем в истории античного скептицизма станет Цицерон.

Человечество вернется к скептицизму лишь в эпоху Нового времени. Для Мишеля Монтеня скептический принцип станет главным принципом жизни. Для Монтеня уроком жизни является сама жизнь, её исследование и изучение, это и есть его скептическая практика.

Скептицизм и догматизм: двигатель мысли

Стоит отказаться от представлений о том, скептицизм это лишь некая реакция на догматизм. Скептицизм — это не паразитирование на слабостях, это естественный элемент общего организма. Следовательно, скептики были до скептиков, а скептическая идея до появления слова «скептицизм» всегда являлась естественной для человеческого мышления.

Скептицизм порождается догматизмом. Как только формируется позитивное учение о сущем, ему в противовес возникает скептическая мысль о сущем, тем самым устанавливая границы того самого учения. Споры между скептиками и догматиками порождают новые мысли и выводы приводя к прогрессу человеческую мысль.

«А не спим ли мы?»

Речь идёт о притче о бабочке однодневке. Мы имеем возможность представить, что наш опыт, который мы получили во сне, является опытом, который мы получили наяву.

Мы смешиваем две реальности. В таком случае сложно провести границу между сном и явью. В этом и есть парадокс понимания реальности.

Раньше к снам относились более серьёзно, чем сейчас. Знания, полученные во снах, считались серьёзным знанием, но полученным через иную форму. Особенно важен момент пробуждения, ведь именно после него мы осознаём, что спали. Пользование нашим знанием и разумом кажется нам неизменным. Нам кажется, что мы обладаем знанием, но стоит нас спросить, что есть то или иное абстрактное понятие, то мы сразу впадаем в ступор. Это сравнимо с пробуждением от незнания.

«Есть ли внешний мир?»

Данная проблема, скорее, несёт методический характер. Иллюзорность и существование этого мира как нечто реального. Но способность к различию внешнего мира, реального и нереального, уже создаёт нам основу для его существования. Для этого у нас есть эмпирический уровень (различие «сущих», невозможность спутать «сущие» друг с другом) и теоретический (инструмент, который позволяет нам это различие осуществить) и обобщение (исходя из общих правил, по которым мы будем этот многоразличном мире действовать).

И именно в момент обобщения зарождался основной спор академии скептицизма. Они утверждали, что, конечно, мы можем пойти исходя из принципа различения, но этот принцип не работает. Человеческие эпистатические способности слишком слабы для того, чтобы этот принцип довести до конца в каждый настоящий момент своей деятельности. Всё будет схожим друг с другом, и мы не сможем это различить. Следовательно, по утверждению скептиков, каждая из постигнутых истин, которую рядом с ней можно сопоставить, на самом деле ложь. Только если мы научимся различать «сущие» – только в таком случае мир может стать предметом постижения.

Цицерон припоминает учения атомистов. Если мир беспределен и складывается из бесконечного числа атомов, что нам для этого мешает предположить, что есть ещё один мир, где существуют те же самые вещи, копии. Из этого следует, что мир исследуем, но с абсолютной точностью не постигаем.

Есть ли «Я» на самом деле?

Мы можем выдвинуть ряд аргументов, что внешний мир является чем-то проблематичным, но мы в нём прибываем, будто он есть на самом деле. С тем же мы можем ввести скептические рассуждения, против тождества нашего «Я». «Любое наше состояние зависит от прошлого нашего состояния и от приходящих причин, которые определяют нас к нынешнему нашему состоянию». Поэтому, скептик не будет утверждать, что мы являемся тем же самым человеком начиная с нашего рождения.

Кто есть «скептик»?

Скептик – это тот, кто не высказывается по поводу основных метафизических проблем не потому, что он ими не занимается, а потому, что обнаружил их некоторую парадоксальность. Он не говорит о том, о чём говорить не стоит. Поэтому, скептицизм – это не невозможность принятия решения. Скептик не запрещает изучение мироздания. Скептик не запрещает занятия метафизикой. Скептик препятствует результатам, которые требуют неукоснительного подчинения, так как для скептика всё в мире вероятно, имеет возможность на существование и возникновение.

Смотрите полную лекцию на сайте Открытого лектория Сигнум, а так же подписывайтесь на рассылку и становитесь волонтерами гуманитарного проекта.

Как быть настоящим скептиком

Я ученый, который проводит много времени, общаясь с людьми о науке. Я делаю это, потому что меня рано вдохновил Карл Саган.

Книги и телепередачи Сагана, такие как Космос , продемонстрировали, что замечательно не только то, что известно науке. Наоборот, именно процесс, который приводит нас к этому знанию, — процесс науки — столь же необычен и заслуживает похвалы.

Вот почему я остаюсь в игре «научное общение». И именно поэтому я трачу много времени, пытаясь показать людям, что на самом деле означает настоящий научный скептицизм.

За последнее десятилетие или около того в отношениях между наукой и общественным дискурсом произошло что-то странное, печальное и очень опасное. Начиная с науки о климате — хотя и не ограничиваясь ею — мы наблюдаем резкий рост общественного неприятия науки как средства познания мира. Это движение обычно носит название «опровержение». Его последователи утверждают, что научно установленные истины не имеют ничего общего с этим.

Например, в науке о климате обычно нет единой аргументации для отказа. Некоторые люди утверждают, что наука ошибочна. Некоторые утверждают, что консенсуса нет, что означает, что истины не «установлены». Хуже всего то, что некоторые утверждают, что наука является частью глобального обмана или заговора.

И все они утверждают, что они не отрицатели, а «скептики». Но знают ли они, что говорят? Что означает настоящий скептицизм? Что нужно, чтобы стать настоящим скептиком?

Самое главное понять, что быть скептиком — это прежде всего ответственность. Это требует от вас чего-то — в частности, времени… и много. Настоящие скептики посвящают себя изучению предметов, к которым они решили относиться скептически. А что касается такой обширной и сложной темы, как наука о климате, то это будет крутой подъем.

Я часто сталкиваюсь с людьми, которые утверждают, что наука о климате — чепуха. После того, как я задаю всего несколько вопросов, становится ясно, что они не знают даже самых элементарных школьных принципов предмета, к которому они так «скептически относятся». Для таких ученых, как я, это означает бесконечную череду игр в «убей крота», в то время как одни и те же избитые дениалистские рассуждения начинают повторяться: «климат постоянно меняется», «модели не делают никаких правильных прогнозов», «солнечные пятна являются причиной изменения климата». Если бы эти «скептики» были готовы потратить несколько часов на чтение учебника для первокурсников, а не случайного веб-сайта, такие вопросы испарились бы.

Второй по значимости обязанностью истинного скептика является реагирование. Как я уже писал в другом месте, наука во многом похожа на блюз, что-то типа «призыв-и-ответ». Если я пишу статью, которая вам не нравится, вы пишете статью, ставящую под сомнение мои результаты, и моя работа состоит в том, чтобы ответить на этот вызов. Я не могу просто заткнуть уши пальцами и повторять «нах, нах, нах».

Если я смогу дать содержательный ответ на вашу критику, то мы перейдем к следующему раунду. Это буквально то, как развивается наука. Если я не могу, то моя статья отпадает на второй план. Вы можете сказать, что это было опровергнуто или опровергнуто. Важно то, что никто больше не собирается использовать его для построения строительных лесов знаний, которые мы называем научным пониманием (или консенсусом).

Но отрицатели часто снова и снова цитируют одну и ту же опровергнутую статью. Показательный пример: известная статья, в которой утверждается о связи между вакцинами и аутизмом. Эта статья была отозвана журналом, потому что она была настолько ошибочной. Его буквально вычеркнули из литературы. И все же вакцинные «скептики» все еще указывают на нее как на доказательство чего-то.

Итак, если вы не являетесь экспертом в предмете, можете ли вы все еще быть скептичными? Да, но только со здоровой дозой смирения и готовностью поработать. И есть хорошие ресурсы для людей. Недавно я прочитал Путеводитель скептиков по Вселенной доктора Стивена Новеллы (с помощью других, таких как Кара Санта-Мария). Это довольно широкая книга, охватывающая самые разные темы, от когнитивных искажений до НЛО и разумного замысла. Хотя я не согласен с некоторыми их точками зрения, они охватывают много достойных вопросов. Что касается климата, мне очень нравится сайт Skeptical Science. А такие книги, как « Эффект сумасшедшего дома » Майкла Манна, помогают объяснить, как выглядит отрицание.

В конце концов, быть скептиком означает быть учёным, а это значит быть готовым изменить своё мнение, если доказательства подтверждают это.

Вот что действительно отличает искателей правды от отрицателей.

Пост «Как стать настоящим скептиком» впервые появился на ORBITER.

Как быть скептиком

Вы понимаете, что что-то важно, когда на TED этому посвящен целый плейлист. Плейлист «Ценность скептицизма» включает в себя разговоры о статистике, фейковых новостях, шарлатанстве, убеждении в зале суда и еще на одну тему. . . Я забыл, что это было. Я не смотрел все эти выступления, но готов поспорить, что, если они будут хорошими, они проведут различие между видов скептиков. Некоторые виды помогают нам, а некоторые вредят нам, и нам нужно понимать различия.

В своем видео (которого еще нет в плейлисте TED) я рассказываю о четырех видах скептицизма, когда прогуливаюсь по кампусу Университета Миссури с моей чудесной дочерью Джулией. Перейдите прямо к видео или читайте дальше для более подробного и подробного обсуждения.

TED предполагает, что скептицизм ценен. Это? Иногда мы думаем о скептиках как о старых тупицах. Сомневающиеся Фомы, которые упрямо отказываются принять то, что, как мы все знаем, является истиной. Но я думаю, что эти сомневающиеся играют решающую роль в нашем сообществе, и нам всем нужно быть скептичными (в правильном смысле), время от времени. Здоровый скептицизм удерживает нас от того, чтобы стать слишком легковерными, слишком доверчивыми. Хорошие скептики беспокоят торговцев змеиным маслом; они побуждают нас к идти к выводам вместо того, чтобы прыгать.

Разновидности скептиков

Но есть и плохие скептики. В этом посте я попытаюсь выделить различные виды скептиков и немного рассказать о них. Возможно, вы даже окажетесь здесь! Надеюсь, вы уйдете с более ясным пониманием того, что такое хороший скептицизм, почему он ценен и как его практиковать.

Я думаю, что существует, по крайней мере, четыре разновидности скептицизма, и эти конкретные виды возникают в основном из смеси моих собственных наблюдений и прочитанного. Я назову их: философский, циничный, здоровый и глупый скептицизм. (В видео я использую более или менее те же термины, за исключением замены на «глупый».) Ниже я дам краткий обзор каждого вида. Начнем с известного гида Рене Декарта.

(Рисунок Эрика Йервуда.)

Философский скептик

Декарт, прославившийся «Я мыслю, следовательно, существую», занимался тем, что я называю философским скептицизмом. В основном это академическое упражнение, предназначенное для исследования наших убеждений и определения того, какие из них оставить, а какие отбросить. Оно может включать, а может и не включать действительные, психологические сомнения. Когда Декарт задавался вопросом, реален ли внешний мир или иллюзорен, я не думаю, что он действительно беспокоился об этом. Он хотел пополнить свой запас убеждений, тщательно изучив их с помощью метода сомнения.

Этот вид скептицизма помогает нам так же, как домовладелец или механик, осматривающий автомобиль. Он выявляет проблемные области и ошибочные убеждения, которые нуждаются в исправлении или замене. Я занимаюсь этой глубокой эпистемологической чисткой время от времени, но, как и при осмотре дома или автомобиля, это требует слишком много времени и «дорого», чтобы проводить их каждый день.

Циник: темная сторона скептицизма

Что мы можем сказать о (эпистемическом) цинике? Циничный или радикальный скептик, разочарованный таким количеством эпистемологической борьбы и неудач, бросает полотенце в погоне за знанием и приходит к выводу, что мы ничего не может знать . Этот ход, хотя и неудачный, не опровергает самого себя. Циник может утверждать, что она верит во что угодно, включая саму радикально-скептическую гипотезу. Она верит в это, но не утверждает, что знает это. (Простая вера — более элементарное и скромное состояние.)

Циничный скептик, вероятно, испытывает реальные психологические сомнения относительно своих убеждений. И так как она не может найти выход из лабиринта, она поддается Минотавру радикального скептицизма. Теперь, я не хочу, чтобы циник слишком сильно ударил здесь. Даже сам Сократ утверждал, что ничего не знает, кроме того, что он ничего не знает. Но я думаю, что это было скорее результатом интеллектуального смирения, чем эпистемического отчаяния. Сегодня есть философы, которые думают, что весь проект знания чреват непреодолимыми проблемами, и поэтому придерживаются своего рода радикального скептицизма. Но, на мой взгляд, они заходят слишком далеко.

Глупый скептик

Третий тип скептиков — глупый скептик — использует сомнение как способ избежать конфликта или неудобных выводов. Они быстро апеллируют к скептицизму и ограниченности знаний в ту минуту, когда кто-то заявляет, что им это не нравится. Люди делают это с религией, моралью, политикой — со всем, что доставляет им дискомфорт. Это отличный способ остановить разговор. Различие «факт/мнение» в школьных программах — отличный пример. Любое утверждение или вопрос (включая моральное утверждение «изнасилование — это неправильно»), на которое мы не можем ответить эмпирическим доказательством, относится к скептической, релятивистской сфере «мнения».

Глупый скептик безответственно использует скептические гипотезы. Его не столько интересует истина, сколько он хочет защитить свои заветные убеждения. В большинстве случаев он даже не понимает своей скептической гипотезы. Он обобщает на всех свою неспособность разобраться в сложной эпистемологической проблеме, как будто любой вопрос, который кажется ему трудным, должен быть неразрешим для всех. Избегайте подобных псевдоинтеллектуальных уловок.

Еще один неудачный пример безответственного скептицизма возникает в реакции некоторых людей на науку. Скептицизм в отношении пользы и безопасности вакцин и другой традиционной медицины, скептицизм в отношении высадки на Луну или других научных утверждений — все это основано не на контрдоказательствах, а на страхе и племенном мышлении. Нет ничего плохого в некотором здоровом скептицизме в отношении науки, но он должен основываться на лучших научных данных или более убедительных доказательствах, а не на теориях заговора.

Здоровый скептик: Путь мудрости

Наконец, здоровый скептик использует скептическую позицию, как капитан корабля использует подзорную трубу. Это инструмент, который позволяет ей подтвердить свою первоначальную гипотезу о том, что точка на горизонте — это еще один корабль. Здоровый скептик надевает свои скептические очки, чтобы поближе рассмотреть объект, увидеть больше деталей и повысить точность восприятия. Она ступает медленно, оглядываясь, прежде чем прыгнуть.

Но здоровый скептик не выхватывает при каждом удобном случае ружье сомнений и не взрывает трудные разговоры скептической гранатой. Она проявляет классическую добродетель благоразумия или мудрости, зная, когда нужно заглянуть под капот и пнуть шины. Скептицизм — это инструмент, который следует использовать в поисках истины, а не личного комфорта или «выигрыша».

Здоровый скептик также обращает критический взгляд на себя и свои убеждения, когда это уместно. Это демонстрирует интеллектуальное смирение. Если бы больше людей, в том числе ученые, религиозные лидеры и политики, заняли бы эту позицию, как бы изменилось общественное восприятие этих должностей. Частично причина того, что так много циничного или глупого скептического отношения к этим учреждениям, заключается в неудачах и отказе признать ошибку! Поверьте и признайте, что вы можете ошибаться! Один психолог, пытаясь воспитать такое смирение, создает публичное пространство, где ученые могут признавать свои ошибки.

Ну и что?

Я описал четыре типа скептиков: философски настроенные, циничные, глупые и здоровые. В нашем собственном стремлении к знаниям мы должны подражать двум из них и отвергать другие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *