что это, виды и уровни самооценки
Приветствую Вас, друзья!
Правильная самооценка играет большую роль в нашей жизни. Она добавляет нам уверенности в собственных силах и помогает поверить, что мы достойны получить всё, чего желаем. От неё зависят все наши решения – как повседневные, так и судьбоносные. То, как человек воспринимает самого себя, определяет всю его жизнь. И сегодня мы подробно разберемся с тем, что такое самооценка, на что она влияет, от чего зависит и можно ли её изменить, чтобы более точно и адекватно оценивать собственные силы при принятии решений.
Что такое самооценка
Самооценка – это комплексная характеристика, показывающая, как человек воспринимает самого себя. Это его представление о собственной внешности, физических данных, интеллектуальных способностях и уровне образования. Самооценка влияет на мечты и амбиции, стиль одежды, поведение в обществе, манеру общения и прочие аспекты жизни. И довольно часто она бывает искажена, в результате чего человек может испытывать страдания.
Самооценка бывает завышенной или заниженной. В обоих случаях это мешает адекватно воспринимать собственные способности. Но люди с заниженной самооценкой всё же испытывают гораздо больше проблем. Они постоянно упускают шансы изменить свою жизнь в лучшую сторону, поскольку боятся рисковать или просто не уверены в собственных силах. Ещё хуже то, что они обычно осознают свои проблемы с самовосприятием, но отказываются решать их, поскольку уверены, что не заслуживают лучшей судьбы.
Как формируется самооценка?
Наибольшее влияние на самовосприятие человека оказывают первые годы его сознательной жизни. Поэтому родителям следует крайне внимательно следить за своими высказываниями и избегать слишком выразительных сравнений. Если они не понимают, что такое самооценка и насколько она важна для ребенка, то часто пытаются воспитывать его, приводя в пример более успешных сверстников. И это худший способ воспитания.
Каждое напоминание о том, что какой-то одноклассник «лучше учится и хорошо ведёт себя в школе» разрушает мотивацию ребенка и снижает его уверенность в себе. Чтобы он больше старался и был более успешен, ему нужна поддержка, а вовсе не порицание. Однако и с этим следует быть осторожнее. Нельзя перехваливать его, поскольку это также приведёт к формированию неправильной самооценки.
Если убедить ребенка, что он очень талантлив, но учителя в школе просто не замечают его способностей, это может повлиять на его взрослую жизнь. Наверняка вам встречались люди, которые искренне уверены, что они очень умны и способны, но мир к ним несправедлив. Обычно они не особо успешны, поскольку неадекватно воспринимают собственные способности из-за завышенной самооценки.
Повзрослев, такие инфантильные дети оказываются неготовыми к суровой реальности. Они просто не способны видеть собственные недостатки. У них сохраняется детская уверенность в том, что они безмерно талантливы, но окружающие просто не могут разглядеть в них эти таланты. Они приходят к выводу, что мир по отношению к ним особенно несправедлив. Следствием этого становятся озлобленность, депрессия и другие психические расстройства.
Для полного понимания того, что такое самооценка, важно учитывать, что это динамический показатель. Она не кристаллизуется в детском возрасте, а продолжает формироваться и меняться на протяжении всей жизни. На неё влияют успехи и неудачи в школе, отношения с учителями и одноклассниками, учеба в вузе, работа, материальное положение, отношения с друзьями и прочие аспекты жизни. Факторы, влияющие на самооценку, обычно меняются на протяжении жизни, а вместе с ними меняется и то, как человек воспринимает самого себя.
Какой может быть самооценка: классификация
В психологии рассматривается две основных характеристики самооценки: её вид и уровень. По виду самооценка может быть адекватной, искаженной и смешанной, а по уровню – нормальной, низкой и высокой. Рассмотрим оба способа классификации подробнее.
Виды самооценки
1. Адекватная. Человек, воспринимающий себя адекватно, отчетливо понимает свои реальные возможности. Он знает, какие у него имеются сильные и слабые стороны, знает, что у него хорошо получается. При этом он прекрасно понимает, что может на равных общаться с окружающими, независимо от должности и социального статуса. Таким людям свойственна здоровая самокритика.
2. Искаженная. Если самооценка искажена, человек не может объективно воспринимать собственные возможности. Он неадекватно оценивает свои качества, таланты и способности. Такие люди часто испытывают проблемы в общении, не могут нормально строить отношения и продвигаться по карьерной лестнице, независимо от того, в какую сторону отклонена их самооценка.
3. Смешанная. Некоторые люди по-разному воспринимают себя на разных этапах своей жизни. Иногда их самооценка становится вполне адекватной и объективной, но сильные впечатления выводят их из этого равновесия. Бывает и так, что у человека нормальная самооценка в жизни и личных отношениях, но большие проблемы с профессиональным самовосприятием (или наоборот).
Уровни самооценки
Данный показатель не является строго дискретным. Самооценка может быть нормальной, слегка отличаться от нормы или очень сильно выходить за её пределы. Для упрощения в психологии принято выделять три уровня самооценки:
1. Низкая. Это худший вариант, поскольку люди с низкой самооценкой обычно наименее успешны во всех сферах. Им свойственен целый набор комплексов и психических проблем. Они обидчивы, склонны к тревожности и депрессиям, болезненно воспринимают критику, но при этом не верят, что достойны похвалы. Практически все методики коррекции самооценки ориентированы именно на эту форму её искажения. О том, как повысить самооценку самостоятельно, читайте в этой статье.
2. Нормальная. По сути, адекватная и нормальная самооценка – это одно и то же. Данный уровень подразумевает, что у человека нет проблем с восприятием себя и собственных возможностей. Он достаточно объективен, умеет замечать и анализировать свои ошибки, обладает хорошим чувством юмора и нормально воспринимает шутки в свой адрес. Адекватно оценивая своё место в обществе и коллективе, он не позволяет окружающим злоупотреблять его добротой. Именно к этому уровню следует стремиться, работая над самооценкой.
3. Высокая. Если человек уделяет повышенное внимание своим плюсам, игнорируя при этом недостатки, такая самооценка называется высокой. Она также способна доставить массу неудобств. Слишком самоуверенный человек часто не замечает собственных ошибок, поэтому не может развиваться, а качество его работы обычно заметно ниже, чем у коллег.
Заключение
Самооценка – это показатель того, как человек воспринимает самого себя, свои возможности и достижения. Она не является постоянной величиной, а непрерывно меняется под влиянием обстоятельств, условий жизни, окружения и прочих факторов. Данную особенность можно использовать себе во благо, намеренно корректируя свою самооценку. Это позволит более адекватно воспринимать собственные возможности, добиваясь значительно больших успехов во всех сферах жизни.
завышенная или низкая в психологии
Что такое самооценка? Ее основные функции. Как связаны самооценка и самосознание? Уровни самооценки и их признаки. Как соотносятся представления человека о себе с мнением о нем окружающих? В чем опасность неадекватной самооценки и как с ней бороться? Все эти вопросы мы затронули в интервью с Главным врачом медицинского центра «Гармония здоровья», врачом-психиатром, психиатром-наркологом и психотерапевтом Владиславом Сиповичем.
Самооценка – что это такое и каковы ее основные функции?
Самооценка – это представления человека о собственной личности, ее важности для окружающих, результатах деятельности, своих профессиональных, творческих и интеллектуальных способностей, моральных качеств, недостатков и достоинств. Фактически самооценка – это оценивание самого себя, причем основаны все эти оценочные представления о своей личности на системе ценностей индивида. Индивид в процессе самонаблюдения сам определяет свою личностную значимость и ценность в целом и отдельных ее сторон. На этот процесс также влияют и внешние факторы, а именно:
• мнение социокультурного окружения как позитивное, так и негативное;
• реальные успешные достижения или, наоборот, провалы;
• реакция социума на действия, поведение и психологические качества индивида;
• просчеты в воспитании и т.п.
Основными функциями самооценки являются такие:
1. Регуляторная, позволяющая принимать решения и выбирать целевые задачи, в конечном итоге приводящая к стремлению изменить себя в лучшую сторону, развивать и совершенствовать свои способности. Разновидностями регулирующей функции в зависимости от этапа конкретной деятельности являются:
• Прогностическая функция, которая важна на начальном этапе решения задачи.
• Корригирующая, или контролирующая, регулирующая процесс выполнения работы.
• Ретроспективная, связанная с оценкой результатов своей деятельности на ее заключительном этапе.
• Терминальная, обеспечивающая прерывание собственной деятельности в случае появления оснований для самокритики и негативной оценки ее результатов. Примером может служить отказ от неподтвержденных гипотез и вариантов.
2. Защитная, отвечающая за стабильность психики индивида и ее относительную независимость от мнения окружающих.
3. Развивающая и мотивационная, обеспечивающие возможность личности к развитию за счет желания самоусовершенствования и получения одобрения со стороны общества.
4. Эмоциональная, позволяющая получать нравственное удовлетворение от своих качеств, результатов деятельности и одобрительных характеристик, что крайне важно для поддержания достоинства человека.
5. Адаптационная, обеспечивающая лучшие приспособительные возможности в социуме.
Самооценка является природным свойством человека и основной составной частью самосознания (познания себя). Без нее невозможно определить свое место в жизни, ставить реальные задачи, взвешивать все «за» и «против», адекватно соотносить свои желания и возможности, а также правильно интерпретировать их соответствие требованиям общества.
В психологии самооценке уделяется особое внимание, как центральному ядру личности и главному компоненту Я-концепции.
Какие существуют виды самооценки и как происходит ее формирование?
В психологии дифференцируют 3 уровня самооценки, а именно:
• Низкая самооценка, психология которой проявляется в стеснительности, неуверенности в собственных силах, отсутствии реальной оценки своей роли и возможностей, затруднениях в принятии решений и т.п.
• Адекватная самооценка – основа разумного отношения к себе, реальному соотношению своих желаний с потребностями, способностей с амбициями, возможностей со ставящимися перед собой задачами. Адекватность в самооценке обеспечивает гармонию внутреннего духовного мира человека, его органичное функционирование в социуме и достижение жизненного успеха.
• Завышенная самооценка – это прежде всего высокомерность, безапелляционность, отсутствие самокритичности, пренебрежительное отношение к мнению окружающих, хвастовство и зазнайство.
Уровень самооценки в психологии определяют по формуле: уровень притязаний/уровень возможностей. Причем, притязания включают в себя желания, цели, требований к себе и окружающим, возможности – способности, талант, образование и интеллект, социальное положение, полученное воспитание, силу воли, физическое состояние и др.
На формирование того или иного уровня самооценки значительно влияет мнение окружающих и их внимание к индивиду и его действиям. Ради этого внимания человек иногда готов пойти на самые неадекватные поступки, включая преступление и даже суицид. Кроме того, следует помнить, что развитие самооценки начинается еще в детстве, поэтому во многом она зависит от грамотного семейного воспитания. Самооценка не является константным образованием человеческой личности. Она меняется в зависимости от этапа становления личности, ее самосознания и уровня развития.
Важными для формирования самооценки являются такие моменты:
• Основополагающее влияние опыта взаимодействия с окружающим миром на формирование психики, в том числе и самооценку личности. В психологии это явление получило название интериоризации и обозначает развитие основных психических функций человека в процессе взросления и социальной адаптации с переходом внешнего взаимодействия во внутреннюю психическую деятельность.
• Реальные успехи человека в различных сферах деятельности. Чем значительнее достижения, тем выше самооценка личности.
• Сопоставимость реального Я с идеальным Я, т.е. того, каким человек является на самом деле с тем образом, каким он хотел бы быть. Значительное совпадение реального и идеального Я свидетельствует о психическом здоровье. Чем меньше расстояние между ними, тем адекватнее самооценка.
Исходя из этого, можно утверждать, что самооценка — это довольно субъективное психическое образование, которое не всегда может совпадать с объективной оценкой личности ее окружением. Адекватность и логичность самооценки проверяются реальными достижениями, конкретными поступками и тенденциями поведения личности в социуме.
Какие основные проблемы с самооценкой вы можете назвать, как проявляется низкая самооценка?
Я уже рассказывал об уровнях самооценки, которая может быть адекватной и неадекватной. Проблемы возникают, когда человек оценивает себя неадекватно – или с повышением самооценки, или с ее занижением. Какой вариант худший, сказать трудно. Обе неадекватные самооценки опасны как для самой личности, так и для ее окружения, т.к. такие люди ставят под угрозу себя и других своими не соответствующими реальному положению дел действиями или наоборот бездействием.
Давайте сначала разберемся с заниженной самооценкой. Чем она опасна? Во-первых, человек, недооценивающий себя, не уверен в себе, в своих решениях и действиях. Во-вторых, он даже свои реальные успехи склонен считать чистой случайностью, не делает из них выводов и не включает в свой позитивный опыт. В-третьих, обрекает себя на недооценку окружающих, т.к. людям импонируют сильные личности, уверенные в себе и трезво оценивающие свои возможности.
Человек с заниженной самооценкой постоянно находится в атмосфере сомнений и тревожности, что явно не способствует достижению поставленных целей и адаптации в обществе. Его прежде всего волнуют вопросы о том, что о нем подумают соседи, родственники, знакомые, коллеги по работе и другие представители его социума. А это ограничивает поле его деятельности и количество поведенческих актов, которые необходимы для решения задач, но вызывают сомнения в оценке окружающих. Например, «Можно ли мне курить в собственной квартире, а вдруг сигаретный дым через вентиляцию проникнет к соседям, и они будут недовольны», «Как мне поступить, чтобы коллега не подумал, что я карьерист и подсиживаю его?» и т.п.
Даже в обычной кассовой очереди человек с низкой самооценкой всегда склонен уступать, пропускать и не возмущаться. Чтобы он заявил о своих правах, несправедливость должна быть уж слишком явной. Неспособность оценивать себя адекватно, приводит к преувеличенной зависимости от внешней оценки по типу: «Что подумают и скажут обо мне люди», причем не важно, что большинство из них никак не могут повлиять на его жизнь и с которыми он может больше никогда не встретиться. Тем более, что такие оценки в основном не бывают объективны и часто являются следствием плохого настроения собеседника. Мало того, негативные выводы о мнении окружающих субъект с пониженной самооценкой просто додумывает, оценивая себя как бы глазами посторонних и «читая» их мысли. Даже взгляд, отражающий негативные мысли другого человека по поводу его личной ситуации, особа с низкой самооценкой относит к себе.
Чрезмерная зависимость от чужого мнения приводит к тому, что человек постоянно испытывает сильное эмоциональное напряжение, находится в состоянии повышенной тревожности и страха осуждения. Его Я-образ остается недостаточно сформированным и базируется не столько на реальных личностных характеристиках, сколько на соответствии набору правил поведения и отношений с окружающим миром, а также общепринятым морально-этическим нормам. Например, человек старается всем помогать, уступать свое место в транспорте и очереди пожилым, беременным и людям с маленькими детьми. Все это, конечно, неплохо, если не доходит до абсурда, когда, например, пенсионер уступает место другому такому же пенсионеру, которому по мнению первого, еще хуже или который на несколько лет старше. Такая постоянная уничижительность не проходит бесследно и разрушительно действует на психику. Рано или поздно она может вызвать нервный срыв (подробнее о неврозе) и бурное возмущение тем, что другие не соблюдают свод негласных законов. На самом деле подоплекой таких страстей является обыкновенная зависть к тем, кто может позволить себе нарушать правила или действовать по ситуации, невзирая на уместность поступков.
Человек с низкой самооценкой несамостоятелен в принятии решений, он зависим от советов и подсказок окружения – семьи, соседей, сослуживцев, друзей и даже просто знакомых. Хотя не раз мог удостовериться, что, действуя согласно своим личным побуждениям, он смог бы добиться более ощутимых результатов.
Для заниженной самооценки свойственна чрезмерная самокритичность. Человек фактически занимается самоедством, когда внутренне негативно относится ко всем своим поступкам. А это формирует комплекс некомпетентности и пораженчества. Низкая самооценка особенно громко заявляет о себе при публичных выступлениях, независимо от численности аудитории. Это может быть ответ у доски перед классом, провозглашение тоста, вступление в дискуссию и т.п. Боязнь стать посмешищем буквально парализует такого человека, он не может четко изложить свою позицию и отстоять собственное мнение. Единственное, что может помочь в этом случае – это поднятие самооценки с помощью психотерапевта, который поможет критичный оценочный уровень Родителя, характерный для низкой самооценки, перевести на уровень Взрослого, который объективно и с самоуважением относится к собственной персоне.
Подытоживая информацию о низкой самооценке, еще раз напомню о ее основных признаках. Это такие, как:
• Неуверенность в себе, своих действиях и высказываниях.
• Несамостоятельность и стойкая зависимость от мнения и внимания других людей.
• Стереотипность поступков и поведенческих реакций.
• Показушность благовидных поступков, услужливость, желание нравиться всем и всегда.
• Страх общения с большим количеством людей и боязнь публичных выступлений.
• Постоянное присутствие тревоги и навязчивых мыслей о своей несостоятельности.
Как проявляется завышенная самооценка и чем она может навредить?
При завышенной самооценке индивид склонен переоценивать свои возможности и соответственно имеет повышенный уровень притязаний. Он самоуверен, берется за самые сложные дела, даже превышающие его реальные возможности, безапелляционен в оценках и по ослиному упрям в своих утверждениях. Его практически невозможно переубедить, он не считается с мнением других, а собственную персону склонен идеализировать.
Основные признаки завышенной самооценки – это такие проявления:
• Высокомерие и надменность.
• Отсутствие самокритики и болезненное восприятие критики от других.
• Беспредельная самоуверенность, отсутствие авторитетов, игнорирование чужого мнения.
• Лидерские амбиции, стремление всегда и везде быть первым, зависть и враждебность к более успешным людям.
• В случае неудачи прожектов непризнание своей вины и некомпетентности, проявление агрессии к конкурентам, сбрасывание ответственности на других.
• Навязывание своего мнения, советов и опыта, даже если ими никто и не интересовался.
• Превалирование собственного Я в любом разговоре, который он в любом случае переведет на обсуждение себя любимого и на обыкновенное бахвальство.
• Человек с завышенной самооценкой часто становится токсичным, ибо скорее доведет до нервного срыва свое окружение, чем себя, т.к. он независим от чужого мнения и совершенно не тревожится по этому поводу. Подробнее о токсичных отношениях.
Чаще всего истоки чересчур высокой самооценки лежат в детстве, когда избалованное дитя привыкло быть в эпицентре внимания взрослых и всегда получать требуемое. Маленький семейный кумир, которым все восхищаются, потворствуют всем его прихотям и исполняют желания, начинает верить в свою исключительность и с такими убеждениями входит во взрослую жизнь. Кстати, завышение самооценки может сформироваться и во взрослом состоянии при наличии исключительных обстоятельств. Например, когда девушка оказывается единственной представительницей слабого пола в сугубо мужском коллективе или отличается незаурядными внешними данными, привлекающими к ней всеобщее внимание.
Как бороться с неадекватной самооценкой?
Самостоятельно изменить свою самооценку в сторону большей адекватности довольно сложно и проблематично, потому что у лиц с неадекватной самооценкой способность к самоконтролю и сила воли практически отсутствуют. При низкой самооценке трудно рассчитывать на силу воли вечно сомневающегося человека, а при завышенной невозможен самоконтроль из-за полного отсутствия самокритики. Поэтому, если неадекватная самооценка мешает вам жить, наладить отношения в семье и коллективе, добиться профессиональных и творческих успехов, и вы все это осознаете, то без помощи психотерапевта не обойтись. Возможно, он направит вас на курсы повышения самооценки, тренинги и коучинги принятия решений, ассертивного поведения, а возможно разработает индивидуальную программу когнитивно-поведенческой терапии, гештальт-терапии и т.п. Но в любом случае он установит и объяснит первопричину неадекватной оценки пациентом самого себя, а это уже первый значительный шаг на пути ее коррекции и при необходимости более глубокого изменения.
Строительные блоки для формирования здоровой самооценки у детей
Самооценка — это то, как мы воспринимаем себя. Он играет центральную роль в мотивации и достижениях ребенка в школе, социальных отношениях и его способности преодолевать неудачи (устойчивость).
Самооценка ребенка формируется его собственными мыслями и чувствами по поводу своей способности добиваться важных для него целей. Он также формируется восприятием и ожиданиями значимых людей в их жизни. Это включает в себя то, как о них думают и относятся к ним родители, учителя и друзья.
Чем ближе восприятие себя ребенком (как он себя видит) приближается к его идеальному я (каким он хотел бы быть), тем выше его самооценка.
12 качеств, которые необходимо развить вашему ребенку для здоровой самооценки
Вот некоторые из строительных блоков, которые способствуют здоровой самооценке:
1. Чувство безопасности
Ваш ребенок должен чувствовать себя в безопасности и их будущее. («Что со мной будет?»)
2. Чувство принадлежности
Ваш ребенок должен чувствовать, что другие его принимают и любят. Это начинается с их семьи, а затем распространяется на такие группы, как друзья, одноклассники, спортивные команды, молитвенный дом и даже район или сообщество. Без этого принятия или групповой идентичности они могут чувствовать себя отвергнутыми, одинокими и брошенными на произвол судьбы.
3. Целеустремленность
У вашего ребенка должны быть цели, которые определяют его цель и направление. Цель может предоставить путь для направления их энергии на достижение и самовыражение. Если им не хватает целеустремленности, они могут чувствовать скуку, бесцельность или возмущение тем, что вы или другие подталкиваете их в определенных направлениях.
4. Чувство личной компетентности и гордости
Ваш ребенок должен чувствовать уверенность в своей способности решать жизненные задачи. Чувство личной силы развивается, когда ваш ребенок имеет успешный опыт:
- самостоятельного решения проблем и
- творчества и получения результатов за свои усилия.
Установите соответствующие ожидания, не слишком низкие и не слишком высокие, для вашего ребенка. Это помогает им развивать компетентность и уверенность. Если вы чрезмерно их оберегаете, они слишком зависят от вас; если ожидания настолько высоки, что они никогда не добьются успеха, они могут чувствовать себя бессильными и неспособными.
5. Чувство доверия
Ваш ребенок должен чувствовать доверие к вам и к себе. Для достижения этой цели вы должны выполнять обещания, оказывать поддержку и давать ребенку возможность быть заслуживающим доверия. Это значит верить своему ребенку и относиться к нему как к честному человеку.
6. Чувство ответственности
Дайте ребенку возможность показать, на что он способен. Позвольте им брать на себя задачи, не проверяя их все время. Это показывает доверие с вашей стороны, своего рода «отпускание» с чувством веры.
7. Чувство причастности
Ваш ребенок должен развить в себе чувство важности и приверженности. Помогите им, предоставив возможность участвовать и внося значимый вклад в деятельность. Пусть они знают, что они действительно имеют значение.
8.
Чувство реального выбора и принятия решенийВаш ребенок будет лучше контролировать события, когда он сможет принимать или влиять на решения, которые он считает важными. Этот выбор и решения должны соответствовать их возрасту и способностям, а также ценностям вашей семьи.
9. Чувство самодисциплины и самоконтроля
По мере того, как ваш ребенок стремится стать более независимым, ему нужно и хочется чувствовать, что он может сделать это самостоятельно. Дайте им ожидания, рекомендации и возможности проверить себя. Это позволяет им размышлять, рассуждать, решать проблемы. Это также позволяет им учитывать последствия действий, которые они могут выбрать. Такое самосознание имеет решающее значение для их будущего роста.
10. Чувство ободрения, поддержки и вознаграждения
Помимо достижения целей, ваш ребенок также нуждается в положительной обратной связи и признании. Это посылает сообщение о том, что у них все хорошо, они радуют других и «делают это».
Поощряйте и хвалите ребенка не только за достижение поставленной цели, но и за его усилия. Обязательно замечайте даже небольшие изменения и улучшения. («Мне нравится, как вы ждали своей очереди», «Хорошая попытка — вы работаете усерднее», «Хорошая работа!») Дайте им обратную связь как можно скорее. Это укрепит их самооценку и поможет им связать ваши комментарии с соответствующей деятельностью.
11. Чувство принятия ошибок и неудач
Ваш ребенок должен чувствовать себя комфортно, а не побежденным, когда он совершает ошибки или терпит неудачу. Объясните, что эти неудачи — нормальная часть жизни и обучения, и что они могут извлечь из них уроки.
Предлагайте поддержку, конструктивную обратную связь и признание их усилий. Это может помочь подавить любое чувство неудачи, вины или стыда, которое они могут испытывать, давая им новую мотивацию и надежду. Используйте примеры из повседневной жизни, чтобы смоделировать эти навыки; если вы сами совершите ошибку, расскажите о том, что произошло, с вашим ребенком, чтобы он увидел, как вы преодолеваете это.
12. Чувство собственного достоинства семьи
Самоуважение вашего ребенка сначала формируется в семье. Таким образом, на него сильно влияют чувства и представления, которые семья имеет о себе. Имейте в виду, что гордость за семью необходима для самооценки. Подкармливать можно разными способами. Это включает в себя участие в общественной деятельности, поиск семейного наследия и предков или уход за членами расширенной семьи.
Семьи, которые живут лучше, фокусируются на сильных сторонах каждого члена. Они избегают чрезмерной критики и заступаются друг за друга вне семейной обстановки. Они верят и доверяют друг другу и уважают их индивидуальные различия. И они показывают свою привязанность друг к другу и находят время для того, чтобы быть вместе, будь то праздники, особые события или просто весело провести время.
Помните
Чтобы получить дополнительные советы о том, как поддерживать здоровое чувство собственного достоинства у вашего ребенка, поговорите со своим педиатром.
Дополнительная информация
Признаки низкой самооценки
Информация, содержащаяся на этом веб-сайте, не должна использоваться в качестве замены медицинской помощи и рекомендаций вашего педиатра. Могут быть варианты лечения, которые ваш педиатр может порекомендовать в зависимости от индивидуальных фактов и обстоятельств.
Повысить самооценку
Знать, что вы чувствуете
Справляться с негативными мыслями
Повысить самооценку
Справиться со стрессом
Успокаивающие инструменты
Что такое самооценка?
Из раздела «Что такое самооценка» на сайте TeensHealth.org
Самоуважение означает хорошее мнение о себе и хорошее отношение к себе как к личности.
Люди с чувством собственного достоинства:
- чувствуют себя ценными и принятыми другими
- чувствовать себя достойным справедливого и уважительного отношения
- принимать и уважать себя, даже когда они делают ошибки
- верят в себя, даже если поначалу у них ничего не получается
- видеть свои хорошие качества, такие как доброта, способности или веселье
- гордятся тем, что они делают, например, сдают сложный математический тест или осваивают новый рецепт
- думать о себе положительно
Самоуважение имеет значение. Это может повлиять почти на все, что мы делаем. Самоуважение помогает нам иметь хорошие отношения с другими, дает нам уверенность в том, чтобы пробовать что-то новое, и помогает нам добиться успеха.
Как твоя самооценка?
Найдите этот онлайн-викторину в поле внизу этой страницы и получите советы и рекомендации, персонализированные для вас.
Список положительных черт
Иногда трудно вспомнить, какие положительные черты у вас есть. Посмотрите на этот список положительных качеств и обведите кружком или запишите те из них, которые вы иногда имеете или имели, или кто-то еще упомянул о вас. Поместите этот список в место, где вы будете видеть его каждый день.
Самое лучшее обо мне
Используйте этот рабочий лист, чтобы подумать о том, что хорошего в вас есть. Если у вас возникли проблемы с его заполнением, попросите друзей и взрослых, которым вы доверяете, помочь вам. Храните этот лист в специальном месте, часто перечитывайте его и делитесь им с людьми, которым вы доверяете.
вещей, которые вы можете делать прямо сейчас – каждый день
Адаптировано из публикации Building Self-Esteem: A Self-Help Guide, федеральной публикации SAMHSA, подготовленной Мэри Эллен Коупленд, MS, MA
Возможно, сейчас вы делаете некоторые из этих вещей. Будут и другие, над которыми вам нужно поработать. Вы обнаружите, что будете продолжать изучать новые и лучшие способы заботы о себе. Когда вы включите эти изменения в свою жизнь, ваша самооценка будет продолжать улучшаться.
- Обращайте внимание на свои нужды и желания. Слушай, что говорят тебе твое тело, разум и сердце.
- Берегите себя. Пока вы росли, вы, возможно, не научились хорошо заботиться о себе. На самом деле, большая часть вашего внимания могла быть направлена на заботу о других, на то, чтобы просто свести концы с концами, или на то, чтобы «хорошо себя вести». Начните сегодня хорошо заботиться о себе.
- Найдите время, чтобы заняться тем, что вам нравится. Вы можете быть настолько заняты или чувствовать себя так плохо, что тратите мало времени или вообще не занимаетесь тем, что вам нравится, например, игрой на музыкальном инструменте, выполнением поделки, запуском воздушного змея или рыбалкой. Составьте список вещей, которые вам нравится делать. Затем делайте что-то из этого списка каждый день.
- Сделайте то, что вы откладывали. Очистите этот ящик. Выполни эту работу. Напишите это письмо. Заплати этому другу.
- Делайте то, что позволяет использовать ваши особые таланты и способности. Например, если у тебя хорошо получается, то сделай что-нибудь для себя или того, кого любишь. Если вы любите животных, научите собаку некоторым трюкам.
- Одевайтесь в одежду, в которой вы чувствуете себя хорошо. Если у вас мало денег на новую одежду, загляните в комиссионные магазины в вашем районе.
- Наградите себя . Разбивайте вещи, которые трудно начать, на маленькие, выполнимые шаги и давайте себе простую и забавную награду каждый раз, когда вы завершаете шаг.
- Проводите время с людьми, которые заставляют вас чувствовать себя хорошо — люди, которые хорошо к вам относятся. Избегайте людей, которые плохо к вам относятся.
- Сделайте свое жилое пространство местом, которое чтит вашу личность.
Покажите предметы, которые вас вдохновляют или напоминают о ваших достижениях, особых моментах или людях в вашей жизни.
- Воспользуйтесь возможностью узнать что-то новое или улучшить свои навыки. Запишитесь на курсы или сходите в развлекательный центр, или попросите кого-нибудь научить вас делать то, что вы хотели уметь.
- Сделайте что-нибудь хорошее для другого человека. Улыбнитесь тому, кто выглядит грустным. Скажите несколько добрых слов кассиру на кассе. Помогите кому-нибудь с неприятным делом. Отнесите еду другу, который болен. Станьте волонтером в достойной организации.
- Возьмите за правило хорошо относиться к себе каждый день. Каждый вечер перед сном пишите о том, как хорошо вы относились к себе в течение дня.
7-дневный челлендж: составьте подтверждающие списки
Адаптировано из федерального издания SAMHSA «Построение самооценки: руководство по самопомощи», подготовленного Мэри Эллен Коупленд, магистр медицины, Массачусетс
Каждый день в течение недели, потратить несколько минут, чтобы сделать подтверждающий список. Выберите другой список, чтобы делать каждый день. Если у вас есть журнал, вы можете записывать туда свои списки. Если нет, подойдет любой лист бумаги. Храните свои списки в таком месте, где вы сможете часто их перечитывать. Вы можете время от времени переписывать их или добавлять к ним.
Выберите один список для заполнения каждый день в течение недели:
- Не менее 5 ваших сильных сторон, например, настойчивость, смелость, дружелюбие, креативность.
- Как минимум 5 вещей, которыми вы восхищаетесь в себе, например, то, как вы поддержали друга, ваши хорошие отношения с братом или сестрой или ваша духовность.
- 5 величайших достижений в вашей жизни на данный момент, таких как восстановление после неудачи, окончание трудного класса или обучение использованию компьютера или игре на музыкальном инструменте.
- 10 способов вознаградить себя, которые не включают в себя еду и ничего не стоят, например прогулка в лесу, осмотр витрин, наблюдение за детьми, играющими на детской площадке, любование красивым цветком или общение с друг.