Читать онлайн «Храбрость. Радость жить рискуя», Бхагаван Шри Раджниш (Ошо) – Литрес
OSHO
COURAGE
The Joy of Living Dangerously
Insights for a new way of living
OSHO является зарегистрированной торговой маркой и используется с разрешения Osho International Foundation; www.osho.com/trademarks
Все права защищены.
Публикуется на основе Соглашения с Osho International Foundation, Banhofstr/52, 8001 Zurich, Switzerland, www.osho.com
Все фотографические и графические материалы используются с разрешения Osho International Foundation.
Предисловие
Не говори, это неопределенность – назови это удивлением.
Не говори, это небезопасность – назови это свободой.
Я здесь не для того, чтобы дать догму. Догма делает человека уверенным. Я здесь не для того, чтобы что-то пообещать на будущее, – любое обещание создает определенность. Я здесь просто для того, чтобы сделать тебя бдительным и осознанным, то есть привести тебя в здесь-и-сейчас, во всей той незащищенности, что являет собою жизнь, во всей той неопределенности, что являет собою жизнь, во всей той небезопасности, что являет собою жизнь.
Я знаю, ты пришел сюда за некой определенностью, за неким кредо, «-измом»; в стремлении к чему-то принадлежать; в поисках кого-то, на кого можно было бы опереться. Ты пришел сюда из страха. Ты ищешь своего рода красивую тюрьму, в которой можно было бы жить без осознанности.
Мне же хочется сделать тебя более незащищенным, неопределенным, потому что именно такова жизнь, именно таков Бог. Когда велики неопределенность и опасность, единственный способ отозваться на это – осознанность.
Есть две возможности. Либо ты закрываешь глаза и становишься догматичным, становишься христианином, индуистом или мусульманином… и тогда превращаешься в страуса. Это ничего не меняет в жизни, это просто закрывает тебе глаза. Это просто делает тебя глупым, это просто делает тебя неразумным. В своей глупости ты чувствуешь себя в безопасности – все идиоты чувствуют себя в безопасности. Фактически, только идиоты чувствуют, что они в безопасности. По-настоящему живой человек всегда чувствует себя в небезопасности.
Какая у него может быть безопасность?Жизнь – не механический процесс, и она не может быть безопасной. Это непредсказуемое таинство. Никто не знает, что случится в следующее мгновение. Даже Бог, который, по-твоему, обитает где-то на Седьмом Небе, даже он – если он есть – даже он не знает, что будет дальше!.. потому что если бы он знал, что будет дальше, жизнь была бы подделкой, все было бы расписано наперед, предопределено заранее. Как он может знать, что будет дальше, если будущее открыто? Если бы Бог знал, что случится в следующее мгновение, это сделало бы жизнь всего лишь мертвым механическим процессом. Тогда не было бы никакой свободы, а какая может быть жизнь без свободы? Тогда не было бы никакой возможности расти – или не расти. Если бы все было предопределено, не было бы ни славы, ни великолепия. Тогда вы были бы просто роботами.
Нет! – ничто не предопределено. Вот мое послание. Ничто не может быть определенным, потому что застывшая жизнь была бы хуже смерти. Ничто не определенно. Жизнь полна неуверенности, полна неожиданностей – в этом ее красота! Никогда нельзя прийти к точке, в которой ты мог бы сказать: «Теперь я уверен». Если ты говоришь, что уверен, ты просто объявляешь о своей смерти; ты совершил самоубийство.
Жизнь продолжает двигаться в тысяче и одной неопределенности. Это ее свобода. Не называй ее небезопасностью.
Я могу понять, почему ум называет свободу «небезопасностью»… Не доводилось ли тебе провести несколько месяцев или лет в тюрьме? Если ты провел несколько лет в тюрьме… когда приходит день выйти на свободу, заключенный начинает чувствовать неуверенность в завтрашнем дне. В тюрьме все было определенно; все было мертвым и рутинным. Его обеспечивали едой, ему предоставляли защиту; он не боялся завтра остаться голодным, остаться без еды – не было ничего подобного, все было определенно. И вот внезапно, через много лет, тюремщик подходит к нему и говорит: «Тебя скоро выпустят». Он дрожит. Снаружи, вне стен тюрьмы, вновь появится небезопасность; вновь ему придется искать, исследовать; вновь ему придется жить свободно.
Свобода вызывает страх. Люди говорят о свободе и в то же время боятся ее. Но человек еще не человек, если он боится свободы. Я даю тебе свободу. Я даю тебе понимание. Я не даю знания. Знание сделало бы тебя уверенным. Если я дам тебе формулировку, готовую формулировку, что есть Бог, и Святой Дух, и единородный сын Иисус; есть Ад и Рай, хорошие и плохие поступки; греши, и окажешься в Аду, делай то, что я называю добродетельным, и попадешь в Рай, – всему конец! – ты уверен. Именно поэтому столько людей решило быть христианами, индуистами, мусульманами, джайнами – они не хотят свободы, они хотят застывших формулировок.
Один человек умирал – внезапно, в дорожной аварии. Люди не знали, что он был евреем, поэтому позвали ему священника, католического священника. Он склонился к этому человеку – умирающему, стоящему на пороге смерти, – и спросил:
– Веришь ли ты в Единство Бога-Отца, Святого Духа и Сына?
Умирающий открыл глаза и пробормотал:
– Надо же, я умираю, а он загадывает головоломки!
Когда смерть постучится в двери, все те вещи, в которых вы так уверены, окажутся просто головоломками, глупостями. Не цепляйтесь за определенные вещи. Жизнь неопределенна – сама ее природа неопределенна. И разумный человек всегда остается неуверенным.
Сама готовность оставаться неуверенным суть храбрость. Сама готовность быть в небезопасности суть доверие. Разумен тот, кто остается бдительным в любой ситуации – и откликается на нее всем сердцем. Не то чтобы он знал, что будет дальше; не то чтобы он знал: «Сделай вот так, и получится вот это». Жизнь – это не наука; это не причинно-следственная цепь. Нагрей воду до ста градусов, и она испарится – это определенно. Но в реальной жизни ничто так не определенно.
Каждая индивидуальность – это свобода, непознанная свобода. Невозможно ее предсказать, невозможно от нее ничего ожидать. Жить следует в осознанности и понимании.
Ты приходишь ко мне в поисках знания; ты хочешь вцепиться в готовые формулировки. Я не дам никаких формулировок. Фактически, если у тебя и есть какие-то формулировки, я их отниму! Мало-помалу я разрушу твою уверенность; мало-помалу я заставлю тебя колебаться все больше; мало-помалу я приведу тебя в большую и большую небезопасность.
Вот что я называю пониманием. Если ты понимаешь, небезопасность становится неотъемлемой частью жизни – и хорошо, что это так, потому что это делает жизнь свободной, это делает жизнь постоянной неожиданностью. Человек никогда не знает, что будет дальше. Это удерживает его в постоянном удивлении. Не говори – это неопределенность, назови это удивлением. Не говори – это небезопасность, назови это свободой.
Что Такое Храбрость?
Поначалу разница между трусом и храбрым человеком невелика. Вот единственная разница: трус прислушивается к своим страхам и следует им, храбрый же человек откладывает их в сторону и идет вперед. Храбрый идет в неведомое вопреки всем страхам.
Храбрость означает: идти в неведомое вопреки всем страхам. Храбрость не значит бесстрашие. Бесстрашие случается, если ты продолжаешь быть храбрым, все более храбрым. Это предельный опыт храбрости – бесстрашие; это цветение храбрости, которая стала абсолютной. Поначалу разница между трусом и храбрым человеком невелика. Вот единственная разница: трус прислушивается к своим страхам и следует им, храбрый же человек откладывает их в сторону и идет вперед. Храбрый идет в неведомое вопреки всем страхам. Он знает, что такое страх; ему бывает страшно.
Когда ты отплываешь в необозначенные на картах моря, как Колумб, в тебе есть страх, безмерный страх, потому что никто не знает, что будет дальше. Ты покидаешь берег безопасности. У тебя, в определенном смысле, все было хорошо; недоставало лишь одного – приключения. Когда ты идешь в неизвестное, это приводит тебя в трепет. Вновь начинает биться сердце; снова ты жив, всецело жив. Жизнь пульсирует в каждом фибре твоего существа, потому что ты принял вызов неведомого.
Принять вызов неведомого вопреки всем страхам – вот что такое храбрость. Страхи есть, но если ты вновь и вновь принимаешь вызов, постепенно эти страхи исчезают. Опыт радости, которую приносит неведомое, придает тебе достаточно сил, наделяет тебя некой цельностью, обостряет разум. Впервые ты начинаешь чувствовать, что жизнь не только нудна, но и полна приключений. Тогда мало-помалу страхи исчезают; тогда ты все время ищешь приключений.
Но в своей основе храбрость означает: рискнуть известным ради неизвестного, знакомым – ради незнакомого, удобным – ради неудобного; это тяжкое паломничество к неизвестной точке назначения. Человек никогда не знает, получится у него что-то или нет. Это азартная игра – но лишь игроки знают, что такое жизнь.
Дао Храбрости
Жизнь не слушается твоей логики; она продолжается по-своему, ни о чем не беспокоясь. Жизни должен слушаться ты; она не послушается твоей логики, ее не волнует твоя логика.
Что ты видишь, двигаясь в жизни? Налетает сильная буря, большие деревья падают. Согласно Чарльзу Дарвину, как раз они должны бы выжить, потому что они самые крепкие, сильные, могучие. Посмотри на древнее дерево, в триста футов высотой, в три тысячи лет от роду. Само присутствие этого дерева рождает силу, дает ощущение силы и мощи. Миллионы корней проросли глубоко в землю, и дерево возвышается во всей своей мощи. Конечно, дерево борется – оно не хочет ни уступать, ни сдаваться, – но после бури оно лежит, поваленное; оно больше не живо, его мощи пришел конец. Буря была слишком сильной – буря всегда сильней, потому что буря приходит от целого, а дерево – это просто индивидуальность.
Есть небольшие растения, обычная трава – когда приходит буря, трава уступает, и буря не может причинить ей никакого вреда. Самое большее, она даст ей хороший душ, вот и все; она смоет всю накопившуюся грязь. Приняв хорошую ванну, после бури небольшие растения и травы снова радостно танцуют. У травы почти нет корней, ее может выдернуть из земли ребенок, но она победила бурю. Как же так?
Трава последовала пути Дао, пути Лао-цзы, а большое дерево – Чарльзу Дарвину. Большое дерево было очень логично: оно попыталось воспротивиться, проявить свою силу. Пытаясь проявить силу, ты будешь побежден. Все гитлеры, наполеоны, александры – большие деревья, сильные деревья. Они будут побеждены. Лао-цзы подобны небольшим растениям: никто не может их победить, потому что они всегда готовы поддаться. Как можно победить того, кто уступает, кто говорит: «Я уже побежден», кто говорит: «Господин, наслаждайся победой и ни о чем не беспокойся. Я уже побежден»? Даже Александр почувствует себя бессильным перед Лао-цзы; он ничего не сможет сделать. Это случилось; было именно так…
Один санньясин, мистик по имени Дандамис, жил во времена Александра. Когда он собирался завоевывать Индию, друзья попросили его привезти оттуда санньясина, потому что эти редкие цветы цветут только в Индии. Они сказали:
– Привези санньясина. Ты привезешь многое, но не забудь привезти санньясина; мы хотели бы ознакомиться с явлением санньясы: что это такое, что такое санньясин?
Он был так увлечен войной, борьбой и сражениями, что почти забыл об этом, но на обратном пути, на самой границе Индии, внезапно снова вспомнил. Покидая последнюю деревню, он послал своих солдат пойти и узнать, нет ли где-нибудь поблизости санньясина. Случайно оказалось так, что Дандамис жил у реки в той же деревне, и люди сказали:
– Тебе повезло, ты пришел вовремя. Санньясинов много, но настоящие санньясины редки, и один из них сейчас здесь. Ты можешь получить
даршан, ты можешь пойти и посетить его. Александр рассмеялся:
– Я здесь не ради даршанов, мои солдаты пойдут и приведут его. Я увезу его с собой в столицу моей страны.
– Это будет нелегко… – сказали жители деревни.
Александр не мог поверить – какие могут быть трудности? Он побеждал императоров, великих королей, какие же трудности могут быть с нищим, с санньясином? Его солдаты пошли разыскать этого Дандамиса, который стоял, обнаженный, на берегу реки. Они сказали:
– Александр Великий приглашает тебя сопровождать его в его страну. Тебе будут предоставлены все удобства, каких ты только пожелаешь. Ты будешь королевским гостем.
Голый факир рассмеялся и сказал:
– Пойдите и скажите своему хозяину, что человек, называющий себя великим, не может в самом деле быть великим. Никто никуда не может меня привести – санньясин движется, как облако, в полной свободе. Никто не может меня поработить.
– Должно быть, ты слышал об Александре, – сказали они, – это опасный человек. Если ты откажешь ему, он не послушает, он просто отрубит тебе голову!
– Лучше приведите своего хозяина сюда, – сказал он, – может быть, он меня поймет.
И Александру пришлось прийти самому, потому что солдаты вернулись и сказали:
– Это редкий человек, сияющий, и его окружает нечто от неведомого. Он голый, но в его присутствии не чувствуешь его наготы – это вспоминается позже. Он так силен, что в его присутствии просто забывается все на свете. Он притягателен, как магнит, и его окружает великое молчание, и все вокруг словно радуется этому человеку. Он стоит того, чтобы с ним увидеться, но кажется, ему, бедняге, придется плохо, потому что он говорит, что никто никуда не может его увести, что никто не может сделать его своим рабом.
Александр пришел к нему с обнаженным мечом в руках. Дандамис рассмеялся и сказал:
– Опусти меч, здесь он не поможет. Вложи его в ножны; он бесполезен, потому что ты можешь только разрубить мое тело, а я и так давно его покинул. Твой меч не может меня разрубить, поэтому вложи его в ножны, не ребячься.
И говорят, впервые в жизни Александр последовал приказу кого-то другого – просто потому, что в самом присутствии этого человека он не мог вспомнить, кто он такой. Он вложил меч в ножны:
– Я никогда не встречал такого красивого человека.
И вернувшись в лагерь, он рассказал:
– Трудно убить человека, который готов умереть, его убивать бессмысленно. Можно убить человека, который готов сражаться, тогда в этом есть какой-то смысл; но нельзя убить человека, который готов и говорит: «Вот моя голова, можешь ее отрубить».
И Дандамис в самом деле сказал:
– Вот моя голова, можешь ее отрубить. Когда голова упадет, ты увидишь, как она падает на песок; я тоже увижу, как она падает на песок, потому что я – не мое тело. Я свидетель.
Александру, вернувшись, пришлось сказать своим друзьям:
– Там были санньясины, которых я мог привезти, но они не были настоящими санньясинами. Потом я столкнулся с человеком действительно редким – то, что вы слышали, правда, это редкий цветок, но никто не может его ни к чему принудить, потому что он не боится смерти. Если человек не боится смерти, как его заставить?
Именно страх делает тебя рабом – именно страх. Когда ты бесстрашен, ты больше не раб; фактически, именно страх заставляет вас порабощать других, прежде чем они смогут поработить вас.
Человек, который бесстрашен, никого не боится сам и не стремится внушать страх другим. Страх исчезает полностью.
Путь Сердца
Слово «храбрость» очень интересно. Оно происходит от латинского корня «кор»[1], что значит «сердце». Слово храбрость происходит от корня кор – кор означает «сердце», поэтому быть храбрым – значит жить из сердца. Слабаки и только слабаки живут из головы; испуганные, они окружают себя защитой логики. Полные страха, они закрывают все двери и окна – теологией, концепциями, словами, теориями – и прячутся внутри, за закрытыми дверями и окнами.
Путь сердца – это путь храбрости. Это значит жить в опасности; это значит жить в любви, в доверии; это значит двигаться в неизвестное. Это значит покинуть прошлое и позволить быть будущему. Храбрость означает: идти опасным путем. Жизнь опасна, и только трусы могут избегать опасности, но тогда они уже мертвы. Человек, который жив, жив по-настоящему, жив до трепета, всегда движется в неизвестное. Это опасно, но он идет на риск. Сердце всегда готово рискнуть, сердце всегда азартно. Голова – бизнесмен. Голова всегда рассчитывает – она коварна. Сердцу чужд расчет.
Английское слово «храбрость» красиво и очень интересно. Жить из сердца значит обнаружить его смысл. Поэт живет из сердца, и постепенно, в сердце, он начинает слушать звуки неизвестного. Голова не может слушать; она всегда далека от неизвестного. Голова наполнена известным.
Что такое твой ум? Это все то, что тебе известно. Это прошлое, мертвое, ушедшее. Ум есть не что иное, как накопленное прошлое, память. Сердце есть будущее; сердце – это всегда надежда, сердце всегда где-то в будущем. Голова думает о прошлом, сердце мечтает о будущем.
Будущему еще предстоит прийти. Будущее еще наступит. В будущем все еще есть возможность – оно наступит, оно уже наступает. В каждое мгновение будущее становится настоящим, а настоящее – прошлым. В прошлом никакой возможности нет, оно уже использовано. Ты уже отошел от него – оно исчерпано, это мертвая вещь, могила. Будущее подобно семени; оно наступает, всегда наступает, всегда приходит и встречается с настоящим. Ты всегда в движении. Настоящее есть не что иное, как движение в будущее. Это шаг, который ты уже совершил; это вступление в будущее.
Каждый в мире хочет быть истинным, потому что истина приносит столько радости, такое изобилие блаженства – зачем быть фальшивым? Ты должен набраться храбрости для немного более глубокого прозрения: почему ты боишься? Что может сделать с тобой мир? Люди могут посмеяться над тобой; это пойдет им на пользу – смех всегда целебен, полезен для здоровья. Люди подумают, что ты сумасшедший… ты не станешь сумасшедшим только потому, что люди подумают, что ты сумасшедший.
И если ты подлинный – в своей радости, в своих слезах, в своем танце, – рано или поздно найдутся люди, которые начнут тебя понимать, которые, может быть, даже присоединятся к каравану. Я сам начал путь один, затем стали приходить люди, и теперь это всемирный караван! Я никого не приглашал; я просто делал то, что чувствовал, что приходило из сердца.
Я ответствен перед своим сердцем, ни перед кем другим в этом мире. Так же и ты ответствен лишь перед собственным существом. Не иди против него, потому что идти против него значит совершить самоубийство, разрушить себя. Что ты выиграешь? Даже если люди будут тебя чтить, считать очень трезвым, респектабельным, уважаемым человеком, ничто это не будет питать твое существо. Ничто это не даст тебе прозрения в жизнь и ее безмерную красоту.
Сколько миллионов людей жило до тебя на этой Земле? Ты даже не знаешь их имен; жили они или нет, уже неважно. Были святые и грешники, были очень уважаемые люди, были всевозможные эксцентрики, сумасшедшие, но все они исчезли – и даже следа от них не осталось на Земле.
Единственной твоей заботой должно быть лелеять и защищать качества, которые ты можешь взять с собой, когда смерть разрушит твое тело, твой ум, потому что лишь эти качества будут твоими спутниками. Лишь это настоящие ценности, и лишь люди, достигшие их, по-настоящему живут – они, и только они; другие только притворяются, что живут.
КГБ стучится в двери к Юселю Финкельштейну. Юсель открывает дверь.
– Здесь живет Юсель Финкельштейн?
– Нет, – отвечает Юсель, стоя в дверном проеме в полосатой пижаме.
– Нет? Как же тебя зовут?
– Юсель Финкельштейн.
Кэгэбэшник сшибает его с ног и орет:
– Почему ты только что сказал, что ты здесь не живешь?
– Ты называешь это жизнью?
Сама по себе жизнь – это не всегда жизнь. Посмотри на свою жизнь. Можешь ли ты назвать ее благословением? Можешь ли ты назвать ее алтарем, даром существования? Хотел бы ты, чтобы она была тебе дана вновь и вновь?
Не слушайся священных писаний – слушай свое сердце. Вот единственная заповедь, которую я могу предписать: слушай внимательно, очень сознательно, и ты никогда не ошибешься. И, слушая сердце, ты никогда не будешь расщеплен. Слушая свое сердце, ты начнешь двигаться в правильном направлении, никогда даже не задумываясь о том, правильно оно или нет.
Всем искусством нового человечества будет секрет слушания сердца: сознательно, бдительно, внимательно. И, следуя ему, иди, куда бы оно тебя ни привело. Да, иногда оно приведет тебя в опасность – но тогда вспомни: опасности нужны, чтобы сделать тебя зрелым. Иногда оно заставит тебя заблудиться – но снова вспомни: эти заблуждения являются частью роста. Много раз ты упадешь – поднимись снова, потому что именно так человек набирается сил: падая и снова вставая. Именно так человек становится интегрированным, цельным.
Но не следуй правилам, навязанным другими извне. Никакое навязанное правило не может быть правильным, потому что эти правила изобретены людьми, которые хотят тобой править! Да, иногда мир знал и великих просветленных – Будду, Иисуса, Кришну, Мухаммеда. Они давали миру не правила, они давали миру любовь. Но, рано или поздно, ученики собираются и начинают вырабатывать правила поведения. Лишь только Мастер ушел, лишь только свет померк, оставшись во тьме, они начинают нащупывать правила, которым можно было бы следовать, потому что теперь света, в котором они могли видеть, больше нет. Теперь им приходится опираться на правила.
То, что делал Иисус, было шепотом его собственного сердца, но то, что продолжают христиане, – не шепот их собственных сердец. Они подражатели – а в то мгновение, когда ты становишься подражателем, ты оскорбляешь свою человечность, ты оскорбляешь своего Бога.
Никогда не будь подражателем, всегда будь оригиналом. Не становись копией под копирку. Но именно это происходит во всем мире – копии с копий…
Жизнь не может быть настоящим танцем, если ты не оригинал – и тебе предназначено быть оригиналом. Посмотри только, как Кришна отличается от Будды! Если бы Кришна следовал Будде, мы лишились бы одного из самых красивых людей на этой Земле. Или, если бы Будда следовал Кришне, он был бы просто убогим. Только представь себе Будду играющим на флейте! – он отравил бы сон многим людям, он был бы ужасным флейтистом. Просто представь Будду танцующим; это выглядит так смехотворно – просто абсурд.
И то же самое – Кришна… сидя под деревом, без флейты, без короны из павлиньих перьев, без прекрасных одежд – просто сидя, как нищий, под деревом с закрытыми глазами, – никто вокруг него не танцует, никто не поет, – Кришна был бы таким бедным, убогим. Будда есть Будда, Кришна есть Кришна, а ты есть ты. И ты ни в каком смысле не меньше кого-либо другого. Уважай себя, уважай свой внутренний голос и следуй ему.
И запомни, я тебе не гарантирую, что он всегда поведет тебя правильно. Много раз он ошибется, ибо прежде чем прийти к нужной двери, человек должен постучать во множество ненужных. Это именно так. Если внезапно ты натыкаешься на правильную дверь, то не можешь распознать, что она правильна. Поэтому запомни: по большому счету никакое усилие никогда не потрачено впустую; все усилия вносят вклад в высочайший пик, предельную кульминацию твоего роста.
Поэтому не стоит колебаться, не стоит слишком тревожиться о том, как бы не пойти в неправильном направлении. Это одна из проблем: людей всегда учат никогда не делать ничего неправильного, и они становятся такими колеблющимися, такими испуганными, так боятся сделать что-то неправильно, что вообще застревают. Они не могут двинуться с места, потому что может случиться что-то неправильное. И они становятся, как камни, теряют всю подвижность.
Делай как можно больше ошибок, только помни одно: не совершай одну и ту же ошибку дважды. И ты будешь расти. Право сбиться с пути входит в твою свободу, право пойти против – даже против Бога – есть часть твоего достоинства. И иногда красиво пойти даже против Бога. Именно таким образом у тебя вырабатывается внутренний стержень; миллионы людей вокруг совершенно бесхребетны.
Забудь обо всем, что тебе говорили: «Это правильно, это неправильно». Жизнь не такая окостеневшая. Правильное сегодня может быть неправильным завтра, неправильное в этом мгновении может быть правильным в следующем. Жизнь нельзя разложить по полочкам; ты не можешь так просто обклеить ее этикетками: «Правильно», «Неправильно». Жизнь – это не аптека, в которой каждая бутылочка подписана, и ты знаешь, что внутри. Жизнь – это таинство: в одно мгновение что-то подходит, и это правильно; следующее мгновение – и уже столько воды утекло в Ганге, что это больше не подходит, это неправильно.
Похвала храбрости | PSYCHOLOGIES
«Семь шагов за горизонт» – этот фильм заканчивается призывом: «Дерзайте, вы талантливы!» Произнесенные в 1968 году, эти слова психотерапевта Владимира Райкова стали, как сказали бы сегодня, мемом, послужили девизом тысячам конкурсов самодеятельных талантов. Сегодня фраза подзабылась, но, кажется, самое время вспомнить о ней снова. Дерзать сегодня можно и нужно просто потому, что мы люди и мы – живы.
Личные отношения и карьера, воспитание детей и гражданская солидарность – любая из сфер нашей жизни накладывает на нас множество требований и ограничений, и число их только растет. Просто потому, что современное общество становится все сложнее и для поддержания его баланса требуются все новые соглашения и новые правила. Но так ли они необходимы?
Разумеется, угроза хаоса страшна. Но, кажется, не менее страшна уже и угроза «готовой мысли», которой телеэкраны и страницы газет обеспечивают нас не хуже, чем магазины – готовым платьем. Нам следует быть либо за, либо против, и без всяких полутонов, даже в самых сложных вопросах. Как будто кто-то владеет истиной, как будто решение очевидно. И нужна почти дерзость, чтобы попробовать глубже понять сложную реальность. «Общество не позволяет нам быть особенными, — объясняет философ и психоаналитик Эльза Годар (Elsa Godart). — Каждый из нас — заготовка человека, которую хотят отшлифовать по единому образцу. Того, кто отважен, считают маргиналом, безответственным типом, просто безумцем, наконец. На него показывают пальцем, потому что он выбивается из ряда».
Все так, но единственным шансом на движение вперед все чаще оказывается как раз способность взглянуть на жизнь под другим углом, поставить под сомнение то, что казалось незыблемым, отважиться ступить на неизведанный путь. Ради того, чтобы преодолеть чувство беспомощности, раздвинуть свои границы и следовать за собственными желаниями.
Трудности перевода
Каким словом обозначить эту самую способность? Слово «дерзость», пожалуй, содержит негативный оттенок. В «дерзновении» его уже нет, зато получается слишком высокопарно. Психология предпочитает слова «мужество» и «смелость». Их иногда пытаются разделять по принципу «вынужденности». Мужество и стойкость принято считать скорее реакцией на внешнее давление (так мы ведем себя, когда нам или другим людям угрожает опасность). А смелость, отвага, храбрость скорее возникают из внутренних побуждений. «Смелость ближе к провокации, она означает, что мы решаемся на что-то, отстаиваем себя за пределами того, на что, как мы думали, мы способны», – считает Эльза Годар. Смелость трудна, потому что лишает нас спокойствия. Она побуждает высказывать истины, которые не всем по душе, сходить с привычного пути и пускаться в авантюры. Цена бездействия для нас слишком высока, и мы решаемся «выйти из строя».
Четкого разделения на мужественных и смелых все равно не получится, считает психолог Дмитрий Леонтьев: когда та или иная психологическая черта ярко выражена, она провоцирует нас на поиск соответствующих ей ситуаций. «Человек выраженно мужественный, который гордится своим мужеством, будет искать возможность его проявить – уместно это или нет. И неосознанно станет конструировать ситуации борьбы и конфронтации, потому что именно в них чувствует себя лучше всего. Он уверен в себе, он самореализуется, у него есть повод собой гордиться». Тут круг замыкается: в этом случае внешнее давление становится уже результатом внутренней потребности.
Тогда кого же мы можем считать смельчаками, рискующими своей спокойной жизнью ради того, чтобы превзойти самих себя? Вспомним, например, замечательных инноваторов, которых никто ведь не заставлял придумывать айфоны или фейсбуки (запрещенная в России экстремистская организация). Слишком высоко? Пожалуйста, давайте пониже. Вот, например, экономический кризис. И в вашей компании снижают зарплату и повышают нагрузку. И во всех остальных компаниях на рынке – тоже. Так может, вам потерпеть? А не добиваться адекватной оплаты. И не уходить из этой чудесной компании на свой страх и риск организовать собственное дело.
Или, допустим, ваш ребенок, которого вы мечтаете видеть успешным юристом, по вашему настоянию поступает в престижный вуз. А незадолго до первой сессии сообщает, что бросил учебу, поскольку намерен покорить мир, играя на басу в панк-рок-группе. И что тогда делать? Дать ребенку по мозгам и нестись на прием к ректору? Или – и подумать-то страшно! – купить приличную бас-гитару? Большинство из нас выберет в таких ситуациях проторенный путь. Потерпеть на работе, поговорить с ребенком и ректором. Почему? Да просто потому, что обратное означало бы рискнуть тем, что мы имеем, ради чего-то совсем не очевидного.
Без гарантий
В начале 1980-х годов в психологии появилось понятие жизнестойкость*. Одна из ее ключевых составляющих – способность принимать риск. «То есть готовность действовать без гарантии успеха, с учетом того, что даже негативный опыт полезен. А полной гарантии, как известно, не существует», – объясняет Дмитрий Леонтьев. Те, кто избегает действовать без гарантий успеха, оказываются в результате гораздо более уязвимы перед стрессами. А ведь в конечном счете то самое качество, о котором мы ведем речь, будь оно смелостью, дерзостью или мужеством, лежит в основе одной из стратегий сопротивления стрессу.
Таких стратегий всего две: «сражайся» или «беги». Для того чтобы убежать или спрятаться, смелость вряд ли нужна, а вот для того, чтобы принять бой, нужна, и даже очень. Конечно, хотелось бы знать, какую из этих стратегий считает оптимальной наука – вдруг и без смелости как-нибудь можно обойтись.
«Природа устроена так, что вид в состоянии справиться с различными стрессовыми воздействиями, если имеет несколько вариантов реакции: не одни выживут и победят, так другие, задача выживания в итоге все равно выполняется, – подчеркивает Дмитрий Леонтьев. – И поэтому вид, где все сплошь храбрые и мужественные, неизбежно в проигрыше – как и тот, где все сплошь осторожные и робкие. В выигрыше – то племя, тот вид, та группа, где представлены разные типы индивидов с разными чертами, с разными типами реакций».
«Чем более дерзко мы поступаем, тем выше риск, что другие нас осудят. Наши действия ставят их лицом к лицу с их собственной жаждой перемен»
Это, разумеется, не дает ответа на вопрос, следует ли сражаться или бежать в каждой конкретной ситуации. Но, как ни странно, к нему приближает. Потому что то, что справедливо в отношении целого вида, справедливо, очевидно, и в отношении одного человека. И тот, кто рефлекторно кидается на любого противника с кулаками, неизбежно наткнется однажды на более крепкий кулак. А тот, кто привык отсиживаться, будет однажды застигнут неприятностями и в самом надежном убежище. И лишь разнообразие вариантов реакции повышает наши шансы на успешное преодоление стрессов. А потому смелость, наряду с осторожностью, нам без преувеличения жизненно необходима.
Ваш личный вызов
Осмелиться – значит рискнуть изменить привычную траекторию и попробовать идти новым путем. Какой шаг в вашей жизни вы считаете самым рискованным? Мы задали этот вопрос посетителям нашего сайта и получили очень разные ответы: «уехать работать в другой город, чтобы отделиться от родных и жить своей жизнью»; «уйти с высокооплачиваемой работы и начать все с нуля в другой стране»; «расстаться с нелюбимым мужем, чтобы покончить с лицемерием и не изображать счастливый брак»; «отказаться от хорошей работы с ее социальными бонусами, чтобы сохранить чувство собственного достоинства»… Вдохновляющие свидетельства!
Страх конфликта
Почему тогда нам так часто недостает столь жизненно необходимой смелости? Одна из причин – страх конфликта, указывает психотерапевт Шарль Ройзман (Charles Rojzman). «Мы часто путаем конфликт с насилием, – констатирует он. – Между тем конфликт – это возможность конструктивно обозначить несогласие, не отрекаясь от своей точки зрения и не пытаясь подчинить другого человека, не считая его дураком или монстром».
Да, наши решения неизбежно сталкивают нас с реакцией окружающих. И чем более дерзко мы поступаем, тем выше риск того, что другие нас осудят, оттолкнут. Во многом, кстати, из-за того, что наши действия ставят их лицом к лицу с их собственной жаждой перемен, отважиться на которые они себе не позволяют. «Ненасильственный конфликт часто неизбежен, если мы настойчиво пытаемся стать теми, кем хотим. Но он же – единственный способ сохранить одновременно и нашу личность, и связи с теми, кто нам дорог», – утверждает Шарль Ройзман. В противном случае есть опасность скатиться к подчинению (я подчиняюсь тому, чего от меня ожидают, и меня как личности больше нет) или к бунту (я живу в состоянии реакции на желания окружающих, а не в согласии с моими собственными желаниями). В любом случае все остаются в проигрыше. А ведь «когда нам не удается реализовывать наши жизненные цели, нас охватывает отчаяние», – уверен Шарль Ройзман.
Сделать шаг
Первоисточником нашей жизненной энергии принято считать смысл. Такой точки зрения придерживался, например, психолог Виктор Франкл (Viktor Frankl). Именно смысл позволяет каждому из нас черпать в самом себе волю, творческие способности, стойкость. Лишившись его, мы неизбежно лишаемся всякой мотивации к действию. Конечно, не все и не всегда способны сказать, какой смысл ими движет. Иногда мы понимаем это, лишь оглядываясь назад и обнаруживая яркую нить, пронизывающую ткань нашей жизни. Но мы всегда замечаем, как определенные поступки наполняют нас радостью и энергией. Это случается, когда мы совершаем то, чего и хотели в самой глубине души. И позволить себе быть смелее в конечном счете означает пуститься на поиски своего смысла жизни. С чего начать? С малого. «Первый смелый поступок — это выйти из толпы и сказать: «Я – это я, – подсказывает Эльза Годар. – Такая, какая я есть, вне зависимости от норм и правил, руководителей и экспертов, духовных лидеров и телеведущих». Осознать и признать свои чувства и желания – это и есть первый шаг. «Жизнь смелого человека предполагает также переосмысление того, что диктуется средой, – продолжает Эльза Годар. – Это способность думать об окружающем мире и своем месте в нем. Способность не склонять голову. Способность, наконец, бросать себе вызов, а не считать, что все усилия заранее обречены. И не слушайте тех, кто говорит, что вы ничего не добьетесь! Мы все рождаемся с какими-то внутренними импульсами. И самое большое и горькое поражение – не пытаться им последовать».
И – да, мы можем обрести настоящую любовь, и путешествовать по дальним странам, и все бросить, чтобы начать заново. Можем что-то исправить у себя во дворе, на работе и даже в стране. Как высоко поставить планку – зависит только от нас самих. Лишь бы хватило смелости.
* S. Maddi «Hardiness: Turning Stressful Circumstances into Resilient Growth» (Springer, 2012).
Какими мы хотим быть?
Смелость невозможна без признания права на свободу, самостоятельность и даже на риск. К сожалению, эти понятия не входят в число главных ценностей россиян. Стоит ли ожидать перемен? Отвечает социолог Владимир Магун.
Psychologies:
Почему мы так упрямо не хотим быть смелыми, самостоятельными и свободными?
В. М.:
Вероятно, в том числе и потому, что нас этому никто не учит. Родители не слишком стремятся воспитывать эти качества в детях. «Скажем, независимость, согласно выводам социолога Лидии Окольской, исследовавшей этот вопрос, далеко не на первом месте в воспитательных идеалах россиян. Ее опережают трудолюбие, ответственность, терпимость, бережливость… А власть, увы, и ко взрослому населению страны относится как к детям и совсем не заинтересована в культивировании смелости и самостоятельности. Иногда наши руководители говорят про необходимость инноваций, стимулирования предпринимательства и построения несырьевой экономики. Но все эти ритуальные заклинания разбиваются о страх иметь дело со свободными людьми, не желающими быть «винтиками» или вписываться в «вертикаль власти».
Значит, надежды на изменение ситуации нет?
В. М.: Ценности все-таки понемногу меняются, так что надежда есть. Как показал мой коллега Максим Руднев, мы движемся в сторону большего риска и отказа от безопасности. А у молодежи к тому же растет и ценность самостоятельности. Это значит, что помимо властного «проекта», нацеленного на послушание и поощряющего безопасное и безынициативное существование, в обществе действуют и мощные процессы, запущенные еще революционными событиями начала 1990-х годов. Создание рыночной экономики, отказ от коммунистической идеологии, либерализация (даже непоследовательная и прерванная) политической жизни, взрыв информационных технологий – все эти изменения положительно сказались на ценностях, утверждающих свободу и достоинство человеческой личности. Юрий Зубцов
Текст:Юрий Зубцов
Новое на сайте
1 марта — День кошек: специалисты призывают бережно отнестись к «мартовским» котам
«Мужчина не понимает моих переживаний, так как вырос в благополучной семье»
«У мужа на стороне любовница и двое детей. Что мне делать?»
Как улучшить работу мозга: ученые назвали простой способ
Что делать, если в отношениях устраивает все, кроме секса: 4 шага к решению проблемы
10 признаков, что у ваших отношений нет будущего
Тест: Есть ли у вас страх отвержения?
«Голову лечи!»: 7 фраз, после которых стоит подумать о разводе
Освобожденный индивидуальный участник: эксперт | Мужество | Компетенции персонала | Отдел кадров
Мужество
Активность для решения сложных вопросов, высказывание того, что нужно сказать
Мужество предполагает умение смириться с конфликтом, который присущ тому, чтобы быть сторонником идеи или курса действий. Говорить то, что нужно сказать, в нужное время, нужному человеку и правильным образом, чтобы произвести изменения. Много раз не положительно. Мужество подразумевает, что вы должны сообщать людям о своем положении, вести трудные разговоры и даже оставаться в одиночестве. Чтобы быть смелым, ваш мозг должен уравновешивать инстинкты борьбы или бегства с логическим анализом. Он включает в себя взвешивание недостатков решения сложных вопросов. Наличие смелости не означает, что вы не боитесь. Мужество означает, что вы преодолеваете страх поступать правильно.
Вы проявляете эту компетенцию, когда:
- Готовы выполнять сложные задания
- Сталкиваться со сложными проблемами и поддерживать других, которые делают то же самое
- Предоставляйте прямую и действенную обратную связь
- Готов отстаивать идею или позицию, несмотря на инакомыслие или политический риск
Как развивать эту компетенцию:
Смело встречайте критику
Лидерство более рискованно, чем следование. Хотя есть много личных наград за жесткую позицию, это ставит вас в центр внимания. Люди, которые предпочитают оставаться в одиночестве, должны быть внутренне защищены. Не позволяйте критике помешать вам занять позицию. Создайте свой тепловой экран. Если вы знаете, что правы, стоять в одиночестве стоит того. Если окажется, что вы не правы, признайте это и двигайтесь дальше.
Отправить прямое сообщение
Будьте краткими. У вас ограниченная продолжительность концентрации внимания в сложных ситуациях с обратной связью. Не тратьте время на длинную преамбулу. Если ваш отзыв отрицательный, получатель, скорее всего, знает об этом, скажите об этом прямо. Придерживайтесь фактов: никакой страсти или подстрекательских выражений. Если к вам замешаны чувства, подождите, пока вы не сможете их описать, а не показывать. Смелые люди действуют, чтобы найти лучший результат, а не уничтожать других. Сохраняйте спокойствие и хладнокровие.
Принесите решение, если сможете
Никто не любит критиков. Все ценят тех, кто решает проблемы. Не просто указывайте на проблемы, а предлагайте возможные решения. Дайте людям способы стать лучше. Скажите другим, что, по вашему мнению, было бы лучше: нарисуйте другой результат. Помогите другим увидеть возможные последствия. Начните обсуждение.
Узнать больше:
- Книга: Осмелитесь лидировать: храбрая работа, трудные разговоры, искренние сердца Брене Браун
- Книга: Привычка к мужеству: как принять свои страхи, отпустить прошлое и жить смелой жизнью Кейт Свобода
- Артикул: Какое отношение имеет мужество к лидерству
- LinkedIn Learning: Общение через разногласия
Освобожденный индивидуальный участник
- Эффективно общается
- Быстрое обучение
- Оптимизирует рабочие процессы
- Ориентация на действие
- Ситуационная адаптивность
- Управляет сложностью
- Стратегическое мышление
- Храбрость
Основной
Карьера
Расширенный
Эксперт
Реабилитационный институт Мужества Кенни | Allina Health
Как записаться
По общим вопросам пишите нам. Для записи на прием обращайтесь напрямую в клинику.
Найти местоположениеНаше видение заключается в том, чтобы сотрудничать со всеми людьми, чтобы они могли жить, работать и отдыхать в полной мере.
Реабилитационный институт Courage Kenny, входящий в состав Allina Health, предоставляет широкий спектр стационарных и амбулаторных реабилитационных и общественных услуг. Наша цель — сотрудничать с вами, чтобы помочь вам достичь наивысшего уровня независимости, здоровья и благополучия. Мы делаем это, предоставляя превосходные услуги, инновационные программы, новаторские исследования и сокрушительную защиту интересов.
Реабилитационный институт Мужества Кенни
В Реабилитационном институте Мужества Кенни наша команда специалистов по реабилитации работает с детьми и взрослыми, имеющими травмы и инвалидность всех видов. У нас есть отделения в городах-побратимах, а также в других сообществах Миннесоты и западного Висконсина. Наши поставщики включают врачей и клинический персонал, которые специализируются на физической медицине и реабилитации. Мы также предлагаем полный спектр инновационной реабилитационной терапии — физической, трудовой и речевой, а также услуги, предоставляемые у вас дома или в других общественных условиях.
Мы ценим вас и будем работать с вами, вашей семьей и командой по уходу, чтобы поддержать вас в вашем стремлении достичь своих целей. Наша цель состоит в том, чтобы вы смогли стать максимально независимыми, чтобы делать то, что для вас наиболее важно в жизни. Что бы это ни было.
Мы не смогли бы выполнить эту работу без огромной поддержки нашего сообщества, которое помогает нам поддерживать нас через волонтерство и помогает финансировать многие из наших услуг.
О Courage Kenny
Реабилитационный институт Courage Kenny был создан в июне 2013 года в результате слияния Courage Center и Sister Kenny Rehabilitation Institute, входящих в состав Allina Health.