Педагогические идеи Марии Монтессори | Статья по коррекционной педагогике на тему:
Педагогические идеи Марии Монтессори
В основу педагогики Марии Монтессори положено учение о стадиальном развитии ребенка, охватывающем три главные стадии:
Первый период является временем глубоких преобразований, проходящих под знаком «абсорбирующего ума». Под «абсорбирующим умом» педагог-гуманист понимала естественную способность ребенка бессознательно воспринимать и усваивать внешнюю информацию посредством всех органов чувств, преобразуя ее в свой личный опыт. Данной способностью обладают дети лишь в период от 0 до 6 лет. В этом периоде М. Монтессори выделила 2 этапа: от рождения до 3 лет и от 3 до 6 лет.
В противовес господствовавшему снисходительному подходу к «грудничкам» — мол, что с них возьмешь, — педагог-гуманист именно в этом возрасте увидела огромные потенциальные возможности формирования человеческой личности. В первые три года жизни ребенок бессознательно «впитывает» такое количество информации, для усвоения которой взрослому человеку требуются десятилетия.
Второй этап, от 3 до 6 лет, так же, как и первый является временем построения, оформления человеческой индивидуальности. Здесь можно говорить о постепенном преобразовании и переносе бессознательно накопленной информации в сферу сознательного.
Второй период детства (от 6 до 12 лет) – время приложения духовно-интеллектуальных сил с приоритетом накопления большого объема знаний. В третьем периоде (от 12 до 18 лет) выделяют две значимые эпохи: время полового созревания (от 12 до 15 лет), завершающее период детства, и юношеский возраст (от 15 до 18 лет).
В основе педагогической системы Марии Монтессори лежит биологическая предпосылка — любая жизнь есть проявление свободной активности. Развивающийся ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самопроизвольности. Монтессори предлагала предоставить ребенка самому себе, не препятствовать ему в его выборе, в самостоятельной работе. Задача воспитателя – помочь ребенку организовать свою деятельность, реализовать себя, свою природу.
Важной новацией Мария Монтессори стал отказ от классно-урочной системы, организация классов, включавших в себя детей разного возраста, создание оригинального учебного процесса для детей от 3 до 12 лет, построенного на признании за каждым учеником права на значительную автономию и самостоятельность, на свой темп работы и специфичные способы овладения знаниями.
Важно также рассказать о подразделении окружающей среды, в которых занимаются дети, на ряд зон:
- «Зона практической жизни», где дети приобретают важные практические умения. Имеет особенное значение для детей от 2,5 до 3,5 лет. Здесь находятся материалы для общеподготовительных упражнений, все, что связано с переливанием, пересыпанием, ношением предметов. Здесь же упражнения с пипетками, пинцетами, прищепками, нанизывание бус, сортировкой мелких предметов. Также сюда относят материалы, которые помогут ребенку заботиться о себе. К ним относятся рамки с различными видами застежек: большими и маленькими пуговицами, молнией, пряжками, крючками, шнуровкой, бантами, булавками, кнопками, липучкой. К этой же группе относится материал для рук и чистки ногтей. Материалы позволяющие освоить первые навыки приготовления пищи — чистка и резание овощей и фруктов, сервировка стола. В эту же зону входят материалы, которые позволяют ребенку научиться заботиться об окружающем мире — мытье посуды, стирка, мытье стола, глажение, чистка обуви, полировка металла. Все предметы, которыми пользуется ребенок, должны быть не игрушечными, а настоящими.
- «Зона сенсорного воспитания». Эта зона предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств. Она оборудована классическим сенсорным Монтессори-материалом, который тоже разделены на несколько групп:
- материалы для развития зрения. Сюда входят четыре блока с цилиндрами и цветные цилиндры, розовая башня, коричневая лестница, красные штанги, геометрический комод с рамками — вкладышами, проекциями, объемные геометрические тела с основаниями. Для развития логического мышления на основе зрительного восприятия — комплект конструктивных треугольников, биномиальный и триномиальный кубы;
- материалы для развития осязания. Это — шершавые и гладкие доски для ощупывания, шероховатые таблички, ящик с тканью;
- к материалам для развития барического чувства (различения веса) относятся весовые таблички, для развития вкуса — вкусовые баночки, для развития слуха — шумовые цилиндры.
- «Математическая зона». Сюда входит материал для знакомства с количествами и символами до 10, изучение состава и свойств; чисел первого десятка — числовые штанги, шершавые цифры, «веретена», цифры. К материалам для знакомства с десятичной системой: сложения, вычитания, умножения и деления четырехзначных чисел относятся банк золотого материала с набором карт — символов, игра с марками. Так же есть материал для освоения порядкового счета до ста — это доски Сегена и коробочки с цветными и золотыми бусами; материал для получения навыка табличного сложения, вычитания, умножения и деления — игры в змейки и с полосками, наборы рабочих и контрольных карт на все действия, доски для умножения и деления, короткие цепочки и набор стержней для умножения.
- «Языковая зона». Сюда входит материал для расширения словарного запаса — классификационные карточки с обобщением, материал для развития фонематического слуха — наборы мелких предметов, звуковые игры; материалы для подготовки руки к письму — металлические рамки — вкладыши для обводок и штриховок, ножницы для резания бумаги; материал для знакомства с письменными буквами — шероховатые буквы, поднос с манкой для письма; материал для написания слов — большой подвижный алфавит; материал для чтения — серии из карточек, наименование предметов, списки слов, предложений, книжек.
- «Космическая зона». Дидактическая сторона теории космического воспитания охватывает многие области: географию, историю, этику, физику, искусство, биологию, антропологию, охрану окружающей среды и др. Эта зона оборудована глобусами, картами мира, флагами, термометрами, схемами физического строения человека, альбомами, самостоятельно создаваемыми детьми4.
В настоящее время многие Монтессори-школы дополняют среду, окружающую ребенка, такими зонами, как музыкальная, искусства и танцев, работы по дереву, иностранного языка, способствующими дальнейшему обогащению общего развития ребенка. Двигательные упражнения развивают ребенка физически и помогают ему почувствовать свое тело и осознать свои возможности.
Благодаря всему этому, а также тонкому психологическому подходу, учету индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка, опоре на естественные особенности человеческого восприятия «монтессорианские дети» раньше (к 5 годам) и лучше своих сверстников овладевают письмом и счетом, у них формируется склонность к учению, развивается воля.
Каждый Монтессори-класс неповторим. Несмотря на то, что метод имеет совершенно определенную структуру, он гибок и открыт для индивидуальной интерпретации. Потому что не бывает двух совершенно одинаковых людей, и каждый Монтессори-класс, будучи зависимым от толкований метода и возможностей учителя, является уникальным.
Итак, педагогика Марии Монтессори – образец подлинно гуманистической педагогической системы. Феномен педагогики М. Монтессори заключается и в ее безграничной вере в природу ребенка, и в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, и в ее ориентации на идеал свободной, самостоятельной, активной личности.
МБДОУ «Высокогорский детский сад
«Подсолнушек»
воспитатели: Гилазутдинова Лейсан
Мухаметзянова Екатерина
Педагогическая система Марии Монтессори
Одной из наиболее востребованных методик развития ребенка в настоящее время является система Монтессори, подразумевающая для детей одновременно серьезную работу и увлекательную игру, дисциплину и свободу. Мария Монтессори, автор данной педагогической методики, называла ее «система, где ребенок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду». Методика существует более 100 лет, но в России долгое время она была недоступна. Первые книги Монтессори появились в нашей стране лишь в 90-е годы. Сегодня насчитывается множество детских садов и центров раннего развития ребенка, работающих по данной системе. Система Монтессори работает с детьми в возрасте от 3 до 6 лет.
1 История системы
2 Суть методики Монтессори
3 Основные положения системы Монтессори
4 Роль взрослого в системе
5 Роль развивающей среды в системе Монтессори
6 Роль дидактического материала в системе Монтессори
7 Правила работы с дидактическим материалом
8 Минусы методики Монтессори
История системы
Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года. Она была первой женщиной-врачом в Италии, а также психологом, педагогом, ученой.
В 1896 году Мария работала в детской клинике, и ее внимание обратили на себя несчастные умственно отсталые дети, которые, не зная, чем заняться, бесцельно бродили по гулким больничным коридорам. Наблюдая за их поведением, Мария сделала вывод, что это результат отсутствия стимулов к развитию, и что каждый ребенок нуждается в специальной развивающей среде, в которой он может почерпнуть для себя что-то интересное. Целенаправленно и углубленно занимаясь психологией и педагогикой, Мария пробовала разрабатывать собственные методики воспитания и развития детей.
6 января 1907 года Мария Монтессори открыла в Риме «Дом ребенка», где впервые была использована созданная ею педагогическая система. Двигаясь методом проб и ошибок, Мария подготавливала сенсорные материалы, стимулирующие познавательный интерес у детей. С 1909 года книги Монтессори начали распространяться по миру, в 1913 году они дошли и до России. В 1914 году начали открываться первые детские сады по системе Марии Монтессори, но с приходом к власти большевиков они были закрыты. Возвращение методики Монтессори в нашу страну состоялось лишь в 1992 году.
Опираясь на знания об особенностях физиологического, умственного и психического развития детей, Мария Монтессори пришла к выводу, что образование является не столько ответственностью учителя, сколько естественным процессом развития малыша.
Суть методики Монтессори
Методика Монтессори – это уникальная авторская система саморазвития и самовоспитания малышей. Ключевое внимание здесь обращено на развитие мелкой моторики, чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание), а также на воспитание самостоятельности в ребенке. Единые программы и требования здесь отсутствуют, для каждого ребенка предусмотрен индивидуальный темп. Каждый малыш волен заниматься тем, чем ему нравится. Таким образом, он «соревнуется» сам с собой, приобретая уверенность в себе, а также полностью усваивая материал.
Ключевой принцип в педагогике Монтессори – «Помоги мне сделать это самому». То есть, взрослый должен разобраться, чем интересуется малыш, обеспечить ему соответствующую среду для занятий и научить ребенка ею пользоваться. Взрослый помогает малышу раскрывать способности, заложенные в нем природой, а также проходить собственный путь развития. Отметим, что воспитанники системы Монтессори – дети любознательные, открытые для получения знаний. Они вырастают независимыми, свободными, умеют находить в обществе свое место.
Основные положения системы Монтессори
- Активность ребенка. В обучении малыша взрослый играет второстепенную роль, являясь не наставником, а помощником.
- Свобода действий и выбора ребенка.
- Старшие дети учат младших. При этом сами они учатся заботе о младших. Это возможно, поскольку, согласно педагогике Монтессори, группы формируются из ребят разного возраста.
- Решения ребенок принимает самостоятельно.
- Занятия проводятся в специально подготовленной среде.
- Задача взрослого – заинтересовать ребенка. Дальше малыш развивается сам.
- Чтобы ребенок развивался полноценно, необходимо предоставить ему свободу мышления, действий и чувств.
- Не следует идти против указаний природы, нужно следовать этим указаниям, тогда ребенок будет самим собой.
- Недопустима критика, недопустимы запреты.
- Ребенок имеет право на ошибку. Он вполне способен сам до всего дойти.
Таким образом, система Монтессори стимулирует в ребенке стремление к развитию заложенного в нем потенциала, к самообучению и самовоспитанию. На плечи воспитателя в данном случае ложится обязанность организовывать деятельность малышей, предлагая при этом помощь ровно в той мере, которая необходима для появления у ребенка заинтересованности. Итак, основными составляющими педагогики Монтессори, позволяющими малышам реализовывать собственный путь развития, являются:
- Воспитатель
- Специально подготовленная среда
- Дидактический материал
Роль взрослого в системе
Может сложиться впечатление, что роль взрослого в данной методике незначительна, но это лишь на первый взгляд. Воспитатель должен обладать мудростью, природным чутьем, опытом, чтобы проникнуться системой. Он должен проводить серьезную подготовительную работу по созданию настоящей развивающей среды, а также обеспечивать воспитанников эффективным дидактическим материалом.
Мария Монтессори полагает основной задачей взрослого помощь ребенку в сборе, анализе и систематизации его (ребенка) собственных знаний. То есть, свои собственный знания о мире взрослые не передают. Подразумевается, что воспитатель должен внимательно наблюдать за действиями малышей, выявлять их интересы, склонности, предоставлять задания разной степени сложности с тем дидактическим материалом, который выберет сам ребенок. При этом предполагается, что взрослый должен находиться с воспитанником на одном уровне – то есть сидеть на полу или на корточках рядом с ним.
Работа воспитателя выглядит следующим образом. Сначала он следит, какой материал выберет ребенок, или помогает ему заинтересоваться. Затем показывает, как справиться с поставленной задачей, при этом будучи максимально немногословным. После чего ребенок самостоятельно играет, он может ошибаться, но при этом придумывать новые способы использовать выбранный материал. Такая творческая активность ребенка, по мнению Монтессори, позволяет ему совершать великие открытия. Задача взрослого – не мешать этим открытиям, поскольку даже небольшое замечание может сбить с толку малыша и воспрепятствовать его дальнейшему движению в нужном направлении.
Роль развивающей среды в системе Монтессори
Важнейшим элементом в педагогике Монтессори является развивающая среда. Можно даже сказать, элементом ключевым. Без нее методика не может существовать. Правильно подготовленная среда помогает малышу самостоятельно развиваться без воспитательской опеки, учит его быть независимым. Дети испытывают большую потребность в познании окружающего мира, им хочется нюхать все вокруг, щупать, пробовать на вкус. Путь ребенка к интеллекту лежит через органы чувств, поэтому ощущение и познание сливаются для него воедино.
Развивающая среда выстраивается согласно строго определенной логике. Традиционно в ней выделяются 5 зон:
- Зона упражнений в повседневной жизни. Здесь ребенок учится обращению со своими вещами, а также тому, как следить за собой.
- Зона родного языка. Позволяет расширить словарный запас, познакомиться с буквами, фонетикой, понять состав и написание слов.
- Зона сенсорного воспитания. Развивает органы чувств, обеспечивает возможность изучения формы, размера, величины предметов.
- Зона Космоса. Знакомит с окружающим миром, с основами анатомии, ботаники, зоологии, географии, астрономии, физики.
- Математическая зона. Учит пониманию цифр, порядка при счете, состава чисел, а также основным математическим действиям – сложению, вычитанию, умножению и делению.
Столы в комнате отсутствуют, есть только небольшие столики и стульчики, передвигаемые на свое усмотрение, а также коврики. Дети могут расстилать их там, где им удобно.
Роль дидактического материала в системе Монтессори
Обучение ребенка тесно связано в системе Монтессори с предметной средой. При этом в качестве игрушек могут выступать практически любые предметы. Игрушкой может стать тазик, вода, ситечко для чая, салфетки, крупа, ложка или губка. Также существуют специальные монтессори-материалы, в частности, Розовая башня, формочки-вкладыши, Коричневая лестница и другие. Пособия Марией Монтессори разрабатывались с особенной тщательностью. Они должны были нести обучающую задачу, а также способствовать всестороннему развитию воспитанников.
Любые занятия с дидактическими материалами преследуют прямую и косвенную цель. Прямая цель актуализирует движение ребенка, косвенная развивает слух, зрение, координацию движений. Поскольку вмешательство взрослого согласно Монтессори-педагогике необходимо минимизировать, материалы выполнены таким образом, что ребенок может самостоятельно найти свою ошибку и устранить. Так малыш обучается предупреждать ошибки. Пособия абсолютно доступны для детей, это побуждает их исследовать.
Правила работы с дидактическим материалом
- Чтобы побудить ребенка к действию, материал следует располагать на уровне его глаз (не выше 1 метра от пола)
- К материалу необходимо относиться аккуратно. Материал может быть использован ребенком после того как взрослый объяснит малышу его назначение.
- При работе с материалом следует придерживаться следующей последовательности: выбор материала, подготовка рабочего места, выполнение действий, контроль, исправление ошибок, возвращение пособия на место по завершении работы с ним.
- Запрещается передавать пособие из рук в руки во время групповых занятий.
- Материал в определенном порядке должен быть разложен ребенком на столике или коврике.
- Ребенок может взаимодействовать с материалом не только по примеру воспитателя, но и с учетом собственных знаний.
- Работа постепенно должна усложняться.
- Закончив упражнения, ребенок должен возвратить пособие на место, и только после этого он может взять другие материалы.
- Один ребенок работает с одним материалом. Это позволяет сосредоточиться. Если материал, который малыш выбрал, в данный момент занят, следует ожидать, наблюдая за работой сверстника, или выбрать любой другой.
Мария Монтессори отмечает, что коллективных игр, направленных на развитие навыков общения и сотрудничества, эти правила не касаются.
Минусы методики Монтессори
Как и любая педагогическая система, методика Монтессори имеет ряд недостатков.
- Система развивает только интеллект и практические навыки
- Подвижные и ролевые игры отсутствуют
- Отрицается творчество. В нем видится препятствие для умственного развития ребенка (хотя психологические исследования утверждают обратное). Впрочем, в монтессори-садах есть специальные игровые комнаты, да и ребенок не все время проводит в садике. Это позволяет частично компенсировать два последних недостатка.
- Система Монтессори достаточно демократична. После нее детям бывает трудно привыкнуть к дисциплине обычных детских садов и школ.
В рамках одной статьи уместить весь опыт Монтессори, отраженный в ее педагогической системе, невозможно. Мы постарались изложить в данной статье основные постулаты. Для получения более подробной информации о методике рекомендуем обратиться к первоисточникам, книгам, написанным Марией Монтессори и ее последователями. Благо, в настоящее время имеется доступ к различным педагогическим системам и методикам, что позволяет выбирать для наших детей самое лучшее.
Что это такое и как их применять – Монтессори на сегодняшний день
Метод Монтессори существует с 1907 года. Если вы пытаетесь начать изучать его, вы пришли в нужное место!
5 принципов Монтессори: 1. Дети проявляют уважение, 2. У детей впитывающий ум, 3. Сензитивные периоды имеют решающее значение для обучения, 4. Дети лучше всего учатся в подготовленной среде и 5. Дети могут учиться сами через автообразование.
Если некоторые из этих идей кажутся вам абстрактными или трудно применимыми, не волнуйтесь! Если вам интересны принципы Монтессори и вы хотите использовать их в своей собственной стратегии воспитания/обучения, читайте дальше, чтобы узнать подробности о каждом принципе и о том, как их применять!
1. Дети проявляют уважение
Начнем с того, что на самом деле представляет собой метод Монтессори. Разработанный в начале 1900-х годов Марией Монтессори, это метод обучения, ориентированный на ребенка, который в основном фокусируется на деятельности детей. Учителя и родители призваны поощрять независимость учащихся всех возрастов и принимать их индивидуальность.
Первый принцип Монтессори учит, что уважение должно быть взаимным между ребенком и его родителями или учителем (учителями). Этот принцип лежит в основе всех практик Монтессори. Это помогает родителям принять то уникальное, что есть в их ребенке, в том числе какие бы ни были конкретные потребности этого ребенка.
Позволяя детям идти в своем собственном темпе и изучать то, что они хотят узнать (разумеется, с надлежащим руководством), они могут развить хорошее чувство автономии. Уважение к ребенку означает предоставление ему свободы делать собственный выбор и концентрироваться на определенных видах деятельности. В полуструктурированной среде детям разрешается преследовать свои собственные интересы таким образом, чтобы поощрять любовь к учебе на всю жизнь.
2. У детей поглощающий разум
Этот принцип позволяет детям учиться, просто исследуя мир, в котором они родились. Первые 6 лет жизни очень важны в методе Монтессори, потому что это время, когда ребенок развивает важные вещи, такие как усвоение речи и основные моторные навыки. Это когда дети устанавливают фундаментальное понимание себя и своего мира. Дети постоянно воспринимают информацию, независимо от того, как она к ним поступает и в какой форме.
Родителям рекомендуется как можно больше учиться в течение первых 6 лет. Это время, чтобы привить своим детям основные принципы и ценности. Они будут хорошо учиться в своем собственном темпе, если получат необходимое руководство.
3. Сенситивные периоды имеют решающее значение для обучения
Несмотря на то, что вы можете подумать, сенситивные периоды относятся не к фазам, через которые могут пройти эмоциональные/гормональные подростки, а скорее к важным вехам в процессе обучения детей. В большинстве этих чувствительных периодов интересы ребенка сосредоточены на развитии определенного навыка или знания. Это основная причина, почему первые 6 лет так важны: самые важные вехи обучения происходят именно в эти ранние годы.
Согласно теории Монтессори, есть пять категорий вех, которые дети проходят в течение этих 6 лет: порядок, язык, сенсорные навыки, движение и социальные навыки соответственно. Как долго продлятся эти периоды, зависит от ребенка и от того, сколько времени он решит потратить на развитие этой области. Сензитивные периоды часто характеризуются подражанием, интенсивной концентрацией внимания, повторяющимся или компульсивным поведением.
Стадия Приказа относится к периоду от рождения до пятилетнего возраста. Именно тогда ребенок начнет развивать навыки рассуждения, организаторские способности и способность понимать окружающую среду. Эта стадия часто характеризуется повторяющимися действиями вашего ребенка и стремлением к постоянству, рутине и структуре. На этом этапе детям может нравиться убирать вещи или убирать их не меньше, если не больше, чем играть со своими игрушками.
Стадия Language относится к развивающейся у ребенка чувствительности к устной речи, письменной речи и чтению. Период чувствительности к разговорной речи может начаться примерно в 7 месяцев и продолжаться до 3 лет. Именно тогда они начинают имитировать звуки и движения рта и развивают способность к устному общению.
Период чувствительности к письму обычно приходится на возраст от 3 1/2 до 4 1/2 лет, в то время как период чувствительности к чтению начинается в 4 1/2 и продолжается до 5 1/2. Создайте среду, богатую языком, чтобы наилучшим образом помочь вашему ребенку развить этот навык. Вы можете сделать это, четко разговаривая с ними и с другими, напевая им и читая им.
Стадия Сенсорные Навыки начинается с рождения и продолжается до 5 лет. Это когда ребенок действительно начинает понимать и усовершенствовать свои чувства. Для этого периода характерно увлечение ребенка прежде всего осязанием, вкусом, зрением и обонянием. Первая сенсорная стадия начинается в возрасте одного года и характеризуется увлечением ребенка мельчайшими вещами и мелкими деталями. Она завершается, когда ребенок начинает улавливать связь между порядком и деталями. Второй этап начинается в возрасте 2 лет и характеризуется интересом и желанием ребенка принять участие в обучении, которое интегрирует чувства. Вы можете помочь поощрить сенсорное развитие, обеспечив ребенку занятия, которые позволят ему исследовать различные текстуры и достопримечательности.
Этап Movement можно разделить на два этапа. Эти этапы начинаются при рождении, а затем в возрасте 2 лет. На первом этапе ребенок начинает ползать, подтягиваться и, в конечном итоге, ходить самостоятельно. Они также начинают развивать мышцы и зрительно-моторную координацию. Второй этап начинается в возрасте 2 лет, когда ребенок начинает укреплять хватку и удерживать предметы обеими руками. Игры на улице и в парке — отличный способ поощрить развитие этого навыка.
И последнее, но не менее важное: Стадия социальных навыков , которая начинается в возрасте 2 лет. Это период, когда ребенок начинает понимать, что он является частью группы. В этот период ребенок, скорее всего, направит свои навыки и интересы на группы людей. Развитие дружеских отношений станет более важным, а также участие в совместной игре. Обучение вашего ребенка простому этикету, например, говорить «пожалуйста» и «спасибо», а также предоставление им широких возможностей для общения и знакомства с детьми их возраста — отличный способ обеспечить развитие здоровых социальных навыков.
4. Дети лучше всего учатся в подготовленной среде
Класс Монтессори — это среда, которая была разработана для значительной оптимизации обучения. Он создан таким образом, чтобы побуждать детей заниматься деятельностью и материалами по своему выбору. Это дает им свободу делать что-то самостоятельно и в своем собственном темпе. Учителя должны организовать его упорядоченным, но независимым образом.
Если вы действительно хотите поощрять Монтессори-обучение как дома, так и в классе, обустройте спальню вашего ребенка таким же, но удобным способом. Обеспечьте низкие открытые полки с развлекательными игрушками, такими как кубики и манипуляторы. Сделайте так, чтобы ребенку было легко передвигаться и было чем заняться. Они оптимизируют пространство и материалы, если к ним есть легкий доступ.
5. Дети могут обучаться самостоятельно с помощью автообучения
Автообучение (также называемое самообразованием) — это концепция, согласно которой дети знают, как обучать себя и учиться самостоятельно. Это одно из самых важных убеждений/принципов, используемых в методе Монтессори. Учителя Монтессори несут ответственность за создание среды, в которой их ученики могут легко это делать. Они также должны вдохновлять, направлять и поощрять студентов, чтобы они уверенно обучались сами.
Распознать эту способность у детей иногда бывает сложно, но это необходимо и полезно для здоровья. Работа и игра для детей одновременны, и их следует всячески поощрять, поскольку они являются одними из наиболее фундаментальных аспектов их роста.
Как применять принципы: решить, подходит ли вам метод Монтессори
Теперь, когда вы получили краткий обзор пяти принципов Монтессори, вы, вероятно, захотите узнать, как их применять и подходит ли вам метод Монтессори. для тебя.
Чтобы использовать Монтессори-метод, вы должны быть знакомы с небольшой структурой и большим количеством «самостоятельного изучения». Дети должны идти в своем собственном темпе и иметь достаточно времени, чтобы улучшить все вышеупомянутые области (порядок, язык, движение и т. д.).
Как и в большинстве случаев, вопрос о том, будете ли вы использовать метод Монтессори и получать ли от него удовольствие, зависит только от вашего мнения. Для некоторых родителей это отличный способ начать образование своих детей, а для других это не работает. Чтобы помочь вам лучше понять, что Монтессори даст вам, вот несколько плюсов и минусов, которые следует учитывать.
Плюсы
Одним из очевидных плюсов является упор на практическое и самостоятельное обучение. Мало того, что большинство классов Монтессори эстетически приятны, они также обеспечивают прекрасную среду, в которой дети могут учиться и процветать под чутким руководством. У них будет возможность идти в своем собственном темпе и выбирать занятия, которые им больше всего нравятся.
Классы Монтессори в некоторой степени сочетают в себе идеи игровой комнаты и мастерской, чтобы создать веселую и привлекательную зону для развития детей. Эта среда также идеально подходит для более активного социального взаимодействия. Дети могут интересоваться не только своей деятельностью, но и деятельностью других учащихся. Это не только способствует отличной социализации, но и позволяет детям учиться друг у друга.
Монтессори-метод также уделяет большое внимание независимости. Он побуждает студентов к творчеству и изобретательности и помогает им развивать предпринимательские навыки. Это помогает учащимся чувствовать себя не только независимыми, но и уверенными в себе и своих уникальных способностях, что помогает им осваивать обучение и развивать свои навыки намного быстрее, чем в противном случае.
Это также прививает им любовь к учебе, потому что учеба сделана веселой и увлекательной. Эта любовь, как правило, сохраняется на протяжении всей жизни, а не только во время их Монтессори-образования. Это дает много нового и обогащающего опыта для каждого студента.
Вероятно, одним из самых больших преимуществ является то, что он включает все потребности, в том числе особые потребности. Монтессори не подходит ни для одного типа детей и ни для одного типа личности. Это дает всем учащимся свободу двигаться в своем собственном темпе, не чувствуя необходимости не отставать от других учеников своей возрастной группы. Объединение нескольких возрастных групп в одном классе помогает снять это дополнительное давление. В классе Монтессори есть место для всех видов.
К сожалению, есть и несколько минусов, о которых следует знать, прежде чем вы начнете заниматься с Монтессори для своего ребенка. Вот самые важные из них.
Минусы
Первое, на что следует обратить внимание, это насколько дорого это может стоить. Частично это связано с тем, что школам необходимо инвестировать в множество различных видов хороших и долговечных материалов, а также в обучение учителей правильному использованию этих материалов. Если вы ищете школу, которая полностью реализована, вы, вероятно, можете ожидать, что она будет довольно дорогой. Кроме того, не у всех всегда есть доступ. Поскольку метод Монтессори сильно отличается от метода обучения в государственных школах, большинство школ являются частными, а обучение финансируется за счет регулируемого приема.
Поскольку это так, многие семьи со средним и низким доходом с трудом могут себе это позволить. В США насчитывается более 5000 школ Монтессори, и из этих 5000 около 500 являются программами государственных школ, которые, как правило, более доступны. Они, как правило, расположены в разных районах, финансируемых из федерального бюджета, что устраняет барьер для обучения.
Еще одна проблема, с которой сталкиваются многие люди при использовании Монтессори-метода, заключается в том, что учебная программа слишком свободна и недостаточно структурирована. Очевидно, что самостоятельное обучение вслед за ребенком — это неплохо, и определенно есть разница между этим и тем, чтобы позволить вашему ребенку делать все, что он хочет. Тем не менее, он определенно менее структурирован, чем большинство других образовательных программ, что может быть трудным для многих людей.
Другие утверждают, что независимость — это еще не все, что, конечно же, не так. Многие люди беспокоятся, что, если учащиеся проявляют слишком большую самостоятельность, они могут не понять важность сотрудничества и работы в команде в более позднем возрасте (особенно в годы поиска карьеры).
Наконец, некоторые учащиеся считают, что открытая структура шрифта в классе скорее пугает, чем привлекает или привлекает. Маленьким детям особенно нравится рутина и структура в определенной степени. Кому-то даже ровные ряды парт в традиционном классе могут показаться успокаивающей деталью. Хотя это препятствие и надоедает, его легче преодолеть, чем другие.
В целом, вам решать, подходит ли метод Монтессори для ваших детей. Важно, чтобы вы осознанно выбирали способ обучения своих детей.
По теме: Подходит ли Монтессори каждому ребенку?
Щелкните изображение выше для получения рекомендаций!
Изучая педагогику — Знакомство с Марией Монтессори
Мария Монтессори родилась в среду 31 августа 1870 года в Кьяравалле, Италия. Ее отец был финансовым менеджером на государственной службе; ее мать была хорошо образованной и заядлой читательницей, что поощряло в дочери тягу к знаниям.
Мария училась в мужском техническом институте с намерением стать инженером. Однако, несмотря на то, что она успешно закончила учебу, она решила, что хочет изучать медицину в университете, и в 1890 году получила место в Римском университете. не считалось подходящим для женщин изучать и экспериментировать на человеческих телах, даже тех, которые скончались. Ее занятия неизменно происходили вечером и в одиночестве. Мария получила диплом врача в 189 г.6 и была одной из первых женщин-врачей в Европе.
Мария была нетрадиционной и непокорной для своего времени женщиной, выступавшей за права женщин, детей и обездоленных, рискуя осуждением за то, что учила женщин сексуальному здоровью и рожала внебрачных детей.
В 1899 году Мария начала заниматься детьми в так называемом в то время психиатрическом институте. Ее наблюдения показали, что причиной проблем этих детей было «недостаточное участие», но, предлагая им практические занятия (придуманные самой Марией), дети начали учиться и прогрессировать, в результате чего эти дети смогли сдать государственные экзамены и в конечном итоге удается.
Ее теории получили признание, и Марию попросили открыть школу в бедном районе Рима, чтобы обучать детей, ранее предоставленных самим себе, пока их родители работали. Принося с собой знания и деятельность из психиатрического института, Мария создала первый Casa dei Bambini (Детский дом), где окружающая среда воспитывала естественное желание детей учиться. Мария считала, что концентрация — это ключ к обучению, поэтому нужно подготовить среду таким образом, чтобы она способствовала концентрации.
Затем последовало всемирное признание «подхода Монтессори», и Мария много путешествовала, чтобы поделиться своим подходом, в том числе в Соединенных Штатах, Великобритании, Европе и Индии, и написала несколько книг, прежде чем обосноваться в Голландии.
Существует много параллелей между первоначальным подходом Марии Монтессори и нынешним подготовительным этапом дошкольного образования (EYFS). Мария определила окружающую среду как мотиватор для самостоятельного обучения, пространство, которое позволяет детям выбирать и действовать спонтанно.
Мебель и оборудование будут пропорциональны размеру детей, а не миниатюры взрослых ресурсов, а специально созданные предметы, сделанные специально для детей, с учетом не только размера, но и веса; поэтому, например, позволяя двум двухлетним детям передвигать стол, если они сочтут нужным. Мероприятия имели цель с практической целью подготовки детей к жизни.EYFS четко определяет благоприятную среду как пространство для обучения и развития детей, в котором их опыт соответствует их индивидуальным потребностям, с ресурсами, которые стимулируют и продвигают богатые возможности обучения и позволяют детям исследовать и идти на риск.
Мария четко и последовательно пропагандировала важность ребенка как самостоятельного ученика, который при правильном окружении будет учиться без взрослого, и в результате Мария часто обращается к роли взрослого как к наблюдателю.
EYFS признает детей уникальными и постоянно обучающимися; в нем отмечается, что дети могут быть стойкими, способными, уверенными в себе и уверенными в себе, и их следует поддерживать для развития их собственной личности и культуры. Характеристики эффективного обучения определяют, за чем должны наблюдать взрослые, чтобы обеспечить эффективное обучение. Мария считала, что дети — естественные ученики. Ребенок работает ради удовольствия от процесса, а не от конечного результата, поэтому детям нужно повторять действия снова и снова, пока внутренняя потребность не будет удовлетворена. Дети переставали любить учиться только тогда, когда их заставляли идти против естественных импульсов, и, возможно, именно поэтому такой подход редко встречается в обычном образовании, реализующем национальную учебную программу.
Подход Монтессори иногда критикуют за то, что он уделяет меньше внимания важности социального взаимодействия, особенно между взрослыми и детьми. Мария положительно отзывается о роли, которую дети играют в поддержке друг друга, и в 1946 году на курсах подготовки учителей сказала, что дети «нуждаются в обществе других детей в этом возрасте». Ссылаясь на роль взрослого как наблюдателя, а не активного участника детской игры или как «учителя» в современном понимании этой роли, она подчеркивает важность того, чтобы учителя постоянно поддерживали свое собственное обучение; определенно что-то актуальное и приоритетное в сегодняшней практике первых лет.