Психофизиология восприятия кратко: Глава 5 Психофизиология восприятия

Содержание

Глава 5 Психофизиология восприятия

В. Саар. Наблюдение (Science. 1998. March/April).

116

Восприятие — это процесс познания явлений окружающего мира при помо­щи органов чувств. Человек, как и другие высшие животные, получает ин­формацию извне и о том, что происходит в его организме, исключительно через рецепторы. Ощущения не отражают свойства предметов и явлений окружающего мира, поскольку рецепторы лишь сигнализируют в мозг о на­личии раздражителей, способных активировать данный тип рецепторов. Нервная система человека воссоздает внешнюю реальность, основываясь на ограниченных данных рецепторов. Это возможно только благодаря ранне­му обучению в критический период формирования систем восприятия (см. гл. 20). Активно осваивая внешний мир, ребенок постоянно получает обрат­ную связь от рецепторов в ответ на собственное действие, что и позволяет мозгу конструировать внешнюю реальность на основе субъективных ощу­щений.

Иллюстрацией к сказанному может быть следующий эксперимент. Взрослым испытуемым надевали очки, переворачивающие изображение. Оказалось, что люди, которые могли двигаться в пространстве, уже через неделю научились видеть неперевернутое изображение в этих очках. Те же испытуемые, которые находились в кресле и rie могли перемещаться, не су­мели приспособиться к восприятию неперевернутых объектов в линзах, пе­реворачивающих изображение. Таким образом, восприятие чрезвычайно чувствительно к возможности человека проверять собственные ощущения в деятельности.

Восприятие внешних объектов не является простым их копированием, т. е. внутренний образ предмета не идентичен самому предмету, потому что состояние организма в этот момент, предыдущий опыт взаимодействия с этим объектом, субъективное отношение к нему меняют результат воспри­ятия (рис. 5.1).

Восприятие включает внутреннюю обработку сенсорной информации и внутренний код, необходимый для этой цели.

Носителями кода являются нейроны. Код складывается как из порядка следования импульсов нейро­нов, так и из пространственной организации этих нейронов. Код, таким об-

119

Рис. 5.3. Параллелизм обработки информа­ции (Хелд, Ричарде, 1972)

разом, является внутренним про­странственно-временным выраже­нием приходящих извне сигналов, которые и представляют собой сен­сорную информацию.

Сенсорная информация об объек­те может меняться, но мозг продол­жает, несмотря на это, воспринимать все тот же объект. Этот феномен на­зывается константностью. Напри­мер, длина волны света, отраженно­го от поверхности стола, зависит от освещения, однако для мозга его цвет остается одним и тем же в раз­ное время суток. Проекция лица го­ворящего собеседника на сетчатку

Рис. 5.1. Наполеон на острове Святой Елены глаза в любое мгновение отличается (Klebe, Klebe, 1989) от той же проекции в предыдущий момент, но центральная нервная систе­ма продолжает воспринимать именно лицо и именно этого человека. Изоб­ражение предмета зависит от расстояния, на котором он расположен отно-

Рис. 5.2. С. Дали. Невольничий рынок с исчезающим бюстом Вольтера. В центре картины изображены две маленькие монахини, стоящие плечом к плечу. Но при другой перцептивной организации картины лица монахинь превращаются в глаза Вольтера, их фигуры — в его нос, а белые части одежды у талии — в его подбородок (Линдсли, Нор­ман, 1974).

сительно глаза, но мозг оценивает его истинный размер, хотя расстоя­ние может постоянно меняться, на­пример, при восприятии качающих­ся качелей.

Можно заключить, что задача мозга состоит в том, чтобы вычле­нять постоянные (инвариантные) признаки объектов из непрерывно меняющегося потока поступающей

от них информации. Интерпретация сенсорной информации основана на ощущениях, но для осознания увиденного нервной системе недостаточно просто анализировать стимуляцию от рецепторов, она активно конструирует видимый мир (рис. 5.2).

Организм не в состоянии обработать абсолютно все приходящие извне сиг­налы. Только в зрительной системе более 1 млн. каналов. Если предположить, что каждые десять из них работают независимо, то при максимальной часто­те импульсации, равной 100 импульсам в секунду, нейронные каналы смогут пропустить до 106

(102/Ю)=107 импульсов в секунду. Предположив, что каж­дый импульс несет один бит информации о предмете восприятия, получаем, что мозг ежесекундно должен перерабатывать 107 битов. Однако реальные воз­можности мозга ограничиваются примерно 25 битами двоичной информации в секунду. Таким образом, количество сигналов, поступающих в мозг, опре­деленным образом сокращается для восприятия наиболее значимых событий. По-видимому, в этом и заключается главная функция начальных стадий об­работки информации нейронами. Успешность этой деятельности обеспечи­вается как параллелизмом, при котором в анализе одновременно задейство­ваны многие каналы, так и функцией внимания, включающего отбор наибо­лее значимых сигналов (Хелд, Ричарде, 1974) (рис. 5.3).

«Почему мотыльки летят на свет?» — Дмитрий Сатин о психологии восприятия и психофизиологии пользователей интерфейсов — Дизайн на vc.ru

Вы читаете конспект выступления Дмитрия Сатина на конференции UX Марафон. Дмитрий Сатин — инженерный психолог, основатель компании USABILITYLAB и экс Советник Министра Связи — работает в области юзабилити и UX с 1997 года.

1010 просмотров

По ходу текста я также ссылаюсь на психологические принципы дизайна интерфейсов, известные под названием Mental Notes (Заметки о психике). Эти психологические принципы сформулировал и собрал воедино Стефен Андерсон, автор книги «Приманка для пользователей», а мы с Ринатом Шайхутдиновым перевели карты на русский язык.

Любите красивые и полезные ресурсы про дизайн? Загляните в UX Journal 😉

Чтобы не пропускать новые конспекты и подборки, вступайте в группу на Facebook.

“Восполнить понятийный провал”

Такую цель обозначил Дмитрий для своего выступления.

Любая наука — это ее понятийный аппарат. Особенность психологии в том, что все понятия психологии уже существуют в обывательском сознании. В обычной жизни мы можем использовать “сознание” и “мышление” как синонимы, но в науке это два разных понятия.

В качестве базы Дмитрий рекомендует лекции Валерия Викторовича Петухова, психолога, кандидата психологических наук, лектора МГУ.

Психология познания: элементы

Сначала, Дмитрий “причесывает” понятия и выделяет в психологии познания 4 ветви (см. рис.).

Психология восприятия “зарыта” где-то там, внутри процессов. Разбираемся вместе с Дмитрием:

Универсальные процессы (сквозные)

Эти процессы участвуют в осуществлении любой деятельности — не только познания:

Память

Включает три этапа: запечатление -> сохранение -> воспроизведение. Упрощенно: сначала мы видим объект, потом выделяем ему место в памяти, а затем — вытаскиваем из памяти.

Дмитрий говорит, что память не сосредоточена в мозге: к примеру, мы можем записать информацию на листочке (то есть перенести из мозга на носитель), а потом достать листочек — и вспомнить информацию. Листочек в данном случае будет некой подсказкой — триггером, запустившим процесс вспоминания.

В тему: Психологические принципы Mental Notes | Заметки о психике

  • Сигнал к действию — о триггерах в интерфейсе, напоминающих пользователю о действии
  • Принцип узнавания через напоминание — о том, что человеку легче припомнить знакомый вариант из списка (скажем, из выпадающего меню), чем ввести что-то по памяти в пустое поле.
  • Прайминг — о том, что небольшие визуальные подсказки рождают у нас в мозгу определенные ассоциации, посредством которых мы можем управлять поведением пользователей.

Внимание

Выделяем 2 процесса: отбор и удержание.

Упрощенно: рассмотрим летящий самолет. Пока он взлетает, мы видим его крупно (осуществляем “отбор” этого объекта в область внимания). Мы следим за самолетом взглядом и видим его даже когда он уже едва различим (осуществляем удержание). Но стоит отвести взгляд — и нам уже не найти на небе тот далекий самолет.

Применительно к интерфейсам: Когда пользователь заходит на страницу, его мозг калибрует, сканирует страницу и “отбирает” ту область, которая его интересует. Если интерфейс сложный (много рабочих областей) можно облегчить пользователю “удержание” фокуса — например, немного затемнить остальные рабочие области интерфейса.

Воображение

По сути — моделирование будущего на основании существующих знаний.

В тему: Психологические принципы Mental Notes | Заметки о психике

  • Стереотип “Знакомое — надежнее” — о том, что когда мы видим новый продукт, мы сомневаемся в нем просто потому, что не знакомы с ним. Чтобы помочь пользователю “смоделировать” образ продукта, нужно провести аналогии со знакомыми ему вещами.
  • Концептуальные метафоры — нам проще понять новую идею, связав ее чем-то подобным, уже существующим в нашей реальности.

Познавательные процессы

Процессы, относящиеся непосредственно к познанию:

Ощущения

Мы получаем ощущения посредством разных органов чувств, особенно зрения. Зрение не идеально — поскольку совершенно разные объекты могут давать одну и ту же проекцию на глаз (“сетчаточный образ”).

Ощущения рассматриваем в контексте порога чувствительности в 2 плоскостях:

Верхний и нижний пороги чувствительности

Наш интерфейс и его элементы должны попадать между верхним и нижним порогами чувствительности. Упрощенно: слишком тихий звук — не слышно (нижний порог чувствительности слуха), слишком высокая яркость — больно глазам (верхний порог чувствительности зрения).

Применительно к интерфейсам: Например, не писать серым текстом по белому фону — не видно.

Разностный порог чувствительности

Способность заметить изменение в рамках пределов чувствительности. Человек видит разницу, если изменение составляет ⅓ от эталона. Иначе разница трудноразличима.

Применительно к интерфейсам: Когда шкала прогресса движется слишком медленно, непонятно: идет ли процесс, или это твое воображение рисует движение шкалы?

В тему: Психологические принципы Mental Notes | Заметки о психике

  • Эффект относительности времени — о важности шкалы прогресса и прелоадера в интерфейсе: если людям приходится ждать, нужно создать ощущение движения вперед.

Кроме того, Дмитрий высказывает гипотезу, что ощущения формировались в эволюции поэтапно:

1 этап: восприятие наличия света. Даже дождевые черви обладают таким восприятием

2 этап: восприятие движения. Лягушка не видит комара, пока он неподвижен.

Применительно к интерфейсам: Движение пробуждает в пользователе первобытные механизмы — естественно, мы обращаем внимание на движущиеся объекты. Обратная сторона медали: движение отбирает слишком большую долю нашего внимания. Например, видео здорово отвлекает нас от других элементов интерфейса.

3 этап: восприятие контраста. Дмитрий приводит в пример полосы Маха. Исследование показало, что на границах контраста у людей возникают более сильные ощущения. Акцент на границы заложен в нас природой — так как это может иметь жизненно важное значение.

Применительно к интерфейсам: Почему плохо, когда на странице у всех элементов есть четкие границы (рамочки)? Потому что при прохождении каждой границы происходит ментальная вспышка и мозг перегружается. Лучше ограничивать объекты пустотой (белым пространством).

Почему мотылек летит на свет?На самом деле он пытается улететь от света. Мотылек живет в “темном мире”. Приближаясь к источнику света, мотылек проходит некий градиент (подобный полосам Маха), где граница всегда видится ему более темной. Мотылек движется к субъективно более темному месту, а объективно — приближается к источнику света.

4 этап: ощущение цвета. В данной лекции не раскрыто.

Восприятие

Вот и оно — восприятие. (Хотя лично я, в силу своего обывательского представления, раньше относила к восприятию все вышеописанное, а вы?)

“О жизни на Марсе мы знаем больше, чем о том, как работает восприятие” — Джером Гибсон

Кратко о видах восприятия:

  • объектно-ориентированное: всё необходимое для восприятия есть в стимуле.
  • субъектно-ориентированное: Субъект «видит» то, чего нет, интерпретируя ощущения на основе своего опыта (в том числе ожиданий и установок)
  • экологическое восприятие Гибсона — восприятие это акт получения информации из окружающей среды.

Мышление

Это обязательно решение задач. Если нет задачи — мышление не задействовано. Структура:

Упрощенно: В клетке обезьяны, высоко под потолком висит банан. Обезьяна не может достать банан (выявление проблемы: короткие руки, короткое тело). Обезьяна “запускает процесс мышления” и находит решение (инсайт): “удлинить” тело при помощи лестницы из ящиков. Обезьяна сбивает банан палкой (решение проблемы).

В тему: Психологические принципы Mental Notes | Заметки о психике

  • Достижимые цели — люди любят задачки, они активизируют мозговые процессы (теперь мы знаем, что это мышление). Кроме того, успешное решение задачи приносит удовольствие. Одним из способов использования “достижимых целей” в интерфейсе является геймификация, с ее значками и баллами.

Интеллект

Вы еще помните начальную схему? Третья ветвь психологии познания — интеллект.

Чтобы определить, что такое интеллект, Жан Пиаже работал с “нулевым” материалом — детьми.

Дмитрий рассказывает о таком эксперименте Жана Пиаже. Детям показывали два одинаковых кусочка пластилина — один в форме высокого цилиндра, другой — сплющеный, и спрашивали, какой кусочек больше. Дети отвечали, что кусочек в форме высокого цилиндра больше.

Из личного опыта: отчетливо помню момент из своего детства, когда мама пыталась объяснить мне, что курица на одной ноге весит столько же, сколько и на двух. Помню, как это не укладывалось у меня в голове. Понимание пришло позже, совершенно естественно. Видимо, в какой-то момент развития интеллекта до меня просто “дошло”.

Итак, в течение жизни человека происходит модификация структур интеллекта и применение структур интеллекта.

В тему: Психологические принципы Mental Notes | Заметки о психике

  • Приверженность и последовательность — люди стараются вести себя последовательно: согласно своим принципам и выбранной манере поведение (и, очевидно, поведение определяется сформированными структурами интеллекта)

Сознание

Гипотеза Дмитрия, что мозг — это не сознание, это не “я”. Был такой эксперимент: при помощи аппарата МРТ ученые выяснили, что мозг испытуемого нашел решение задачи на 30 секунд раньше, чем его сознание (“я”) выдало ответ. Дмитрий предполагает, что “я” это иллюзия, которую создает мозг, чтобы у нас было ощущение контроля.

В тему: Психологические принципы Mental Notes | Заметки о психике

  • Принцип автономии — нас привлекают ситуации, в которых мы имеем контроль или оказываем влияние на что-либо. Очень важно обеспечить пользователю ощущение контроля над интерфейсом.

Сознание (“я”) — гораздо шире. Возьмем например границы своего “я” — то есть границы восприятия, точку контакта “я” и окражающего мира. Всегда ли она заключена в нашем теме?Например, когда слабовидящий человек идет по дороге с палочкой, то, по его словам, его точка контакта — это не рука, которая держит палочку, а сам конец палочки.

По мере освоения какого-то предмета, границы нашего “я” расширяются и вбирают в себя этот предмет. В этом случае, сознание может уже не участвовать в использовании предмета.

Например, магазины: мы приходим в супермаркет и идем за молоком, следуя знакомому паттерну. Сознание не задействовано и нас не интересуют остальные товары в магазине — только наше молоко. Мы не собираемся менять модель поведения, если только наш паттерн не разрушится (коварные владельцы магазина поменяют расстановку товаров, чтобы “подключить” наше сознание: в поисках молока, мы заметим товары, которые не видели, когда действовали в рамках паттерна)

В тему: Психологические принципы Mental Notes | Заметки о психике

  • Установление закономерностей (паттернов) — наш мозг стремится все систематизировать, выявить закономерности. Само наличие паттернов очень важно для облегчения ориентации.
  • Достигнутый статус — мы не хотим менять свой статус и модели поведения, если на то нет веских причин.

На этом хочу завершить свой обзор. Статья получилась длинной, но, на мой взгляд, в лекции нет пустых слов — конспектировать и запоминать хочется все.

Надеюсь эта статья станет той самой подсказкой-триггером, который поможет запустить процесс “вспоминиая” лекции Дмитрия Сатина на UX марафоне.

Мобильное приложение «Заметки о психике» | Mental Notes

Подкидывает идеи, как привлечь, удержать и направить внимание пользователя.

Mental notes — это колода из 53 карточек с описанием психофизиологических моделей поведения людей, которые лежат в основе принципов веб-дизайна. Они помогают дизайнерам, проектировщикам лучше понять поведение пользователей и найти эффективные решения при создании дизайна интерфейсов.

Скачать приложение в Appstore →

Избирательная обработка кратко представленных аффективных образов: анализ ERP

Клинические испытания

. 2004 г., май; 41(3):441-9.

doi: 10. 1111/j.1469-8986.2004.00174.x.

Харальд Т Шупп 1 , Маркус Юнгхёфер, Альмут I Вайке, Альфонс О Хамм

принадлежность

  • 1 Факультет психологии Грайфсвальдского университета, Грайфсвальд, Германия. [email protected]
  • PMID: 15102130
  • DOI: 10.1111/j.1469-8986.2004.00174.x

Клинические испытания

Harald T Schupp et al. Психофизиология. 2004 май.

. 2004 г., май; 41(3):441-9.

doi: 10. 1111/j.1469-8986.2004.00174.x.

Авторы

Харальд Т Шупп 1 , Маркус Юнгхёфер, Альмут I Вайке, Альфонс О Хамм

принадлежность

  • 1 Факультет психологии Грайфсвальдского университета, Грайфсвальд, Германия. [email protected]
  • PMID: 15102130
  • DOI: 10.1111/j.1469-8986.2004.00174.x

Абстрактный

Недавние исследования потенциала, связанного с событием (ERP), выявили избирательную обработку аффективных образов. В настоящем исследовании изучалось, можно ли наблюдать то же самое явление, когда изображения представлены только на короткое время. С этой целью в течение 120 мс предъявлялись приятные, нейтральные и неприятные изображения из серии International Affective Pictures, в то время как потенциалы, связанные с событием, измерялись с помощью плотных массивов датчиков. Как и в случае с более длинными изображениями, выборочно обрабатывались короткие эмоциональные изображения. В частности, приятные и неприятные изображения были связаны с ранним эндогенным отрицательным сдвигом височно-затылочных сенсоров по сравнению с нейтральными изображениями. Кроме того, аффективные изображения вызывали увеличение поздних положительных потенциалов над центрально-теменными чувствительными участками по сравнению с нейтральными изображениями. Эти данные свидетельствуют о том, что быстрого взгляда на эмоционально значимые стимулы оказывается достаточно, чтобы настроить мозг на избирательную перцептивную обработку.

Похожие статьи

  • Быстрая обработка изображений: аффективные праймы и мишени.

    Флаиш Т., Юнгхофер М., Брэдли М.М., Шупп Х.Т., Ланг П.Дж. Флаиш Т. и соавт. Психофизиология. 2008 Январь; 45(1):1-10. doi: 10.1111/j.1469-8986.2007.00600.x. Epub 2007 1 октября. Психофизиология. 2008. PMID: 17910736

  • Аффективная первичная и целевая обработка изображений: ERP-анализ ранних и поздних интерференционных эффектов.

    Флаиш Т., Стокбургер Дж., Шупп Х.Т. Флаиш Т. и соавт. Мозг Топогр. 2008 июнь; 20 (4): 183-91. doi: 10.1007/s10548-008-0045-6. Epub 2008 12 марта. Мозг Топогр. 2008. PMID: 18335309

  • Низкочастотная фильтрация модулирует раннюю обработку мозгом аффективных сложных изображений.

    Алорда К., Серрано-Педраса I, Кампос-Буэно Х.Х., Сьерра-Васкес В., Монтойя П. Алорда С. и др. Нейропсихология. 2007 5 ноября; 45 (14): 3223-33. doi: 10.1016/j.neuropsychologia.2007.06.017. Epub 2007 1 июля. Нейропсихология. 2007. PMID: 17681356

  • Неявная и явная категоризация природных сцен.

    Codispoti M, Ferrari V, De Cesarei A, Cardinale R. Кодиспоти М. и др. Прог Мозг Res. 2006;156:53-65. doi: 10.1016/S0079-6123(06)56003-0. Прог Мозг Res. 2006. PMID: 17015074 Рассмотрение.

  • Эмоции и внимание: исследования потенциала мозга, связанные с событиями.

    Schupp HT, Flaisch T, Stockburger J, Junghöfer M. Шупп ХТ и др. Прог Мозг Res. 2006;156:31-51. doi: 10.1016/S0079-6123(06)56002-9. Прог Мозг Res. 2006. PMID: 17015073 Рассмотрение.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Влияние эмоций на точный контроль силы хвата: сравнение приятных и нейтральных эмоций.

    Банно Ю., Онигата К. Банно Ю. и др. Фронт Псих. 2022 2 декабря; 13:1038522. doi: 10.3389/fpsyg.2022.1038522. Электронная коллекция 2022. Фронт Псих. 2022. PMID: 36532979 Бесплатная статья ЧВК.

  • Реакции терапевта на личность пациента: пилотное исследование эмоциональных и нервных реакций клиницистов с использованием трех клинических виньеток из серии лечения.

    Танзилли А., Трентини С., Грекуччи А., Кароне Н., Чакчелла С., Лай С., Сабогал-Руэда М.Д., Линджарди В. Танзилли А. и др. Передний шум нейронов. 2022 28 ноя; 16:1037486. дои: 10.3389/fnhum.2022.1037486. Электронная коллекция 2022. Передний шум нейронов. 2022. PMID: 36518564 Бесплатная статья ЧВК.

  • Валентно-зависимая мутация в лексической эволюции.

    Джексон Дж. К., Линдквист К., Драббл Р., Аткинсон К., Уоттс Дж. Джексон Дж. К. и др. Нат Хум Бехав. 2022, 28 ноября. doi: 10.1038/s41562-022-01483-8. Онлайн перед печатью. Нат Хум Бехав. 2022. PMID: 36443501

  • Поведенческие и ERP-эффекты закодированных выражений лица на распознавание лиц зависят от распознанных выражений лица.

    Линь Х., Лян Дж. Лин Х и др. Психолог Рез. 2022 г., 28 октября. doi: 10.1007/s00426-022-01756-x. Онлайн перед печатью. Психолог Рез. 2022. PMID: 36307594

  • Польские нормы для набора цветных рисунков из 168 предметов и 146 действий с предикторами называния производительности.

    Волна А., Луневская М., Аман Е., Воднецка З. Волна А. и др. Методы поведения Res. 1 августа 2022 г. doi: 10.3758/s13428-022-01923-3. Онлайн перед печатью. Методы поведения Res. 2022. PMID: 35915359

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

Типы публикаций

термины MeSH

[PDF] Физиология восприятия.

  • . title={Физиология восприятия.}, автор = {Уолтер Дж. Фриман}, журнал = {Scientific American}, год = {1991}, объем = {264 2}, страницы={ 78-85 } }
    • W. Freeman
    • Опубликовано 1 февраля 1991 г.
    • Биология, психология
    • Scientific American

    Мозг почти мгновенно преобразовывает сенсорные сообщения в сознательные восприятия Хаотическая, коллективная деятельность миллионов нейронов кажется необходимой для такого быстрого распознавания.

    Посмотреть в PubMed

    inst.cs.berkeley.edu

    Визуализация хаоса в модели электрической активности мозга

    • М. Дафилис, П. Бурк, Д. Лили, П. Кадуш
    • Физика

      Вычисл. График

    • 2002

    Нейробиологическая теория значения в восприятии Часть V: Мультикортикальные паттерны фазовой модуляции в гамма-ЭЭГ поведение. ЭЭГ записывали с нескольких высоких…

    Хаос и графика Визуализация хаоса на модели электрической активности мозга обсуждается теория электрической активности мозга и предоставляются уникальные описания динамики этой модели.

    Десятилетие мозга – дальнейшие размышления

    • А. Эндрю
    • Физика

    • 1997

    Современные теории, связывающие сознание и квантовую механику, придерживаясь скептической точки зрения, но вызывая споры, приводят веские доводы в пользу некоего механизма, дополнительного к классической нейронной сети, вероятно, включающего микротрубочки в качестве фотонных волноводов.

    Изучение мозга

    • Х. Хакен
    • Биология

    • 1996

    В этой главе я дам краткий обзор наиболее известных экспериментальных методов исследования мозга. Особое внимание будет уделено различным физическим методам.

    Хаос, познание и неупорядоченный мозг

    • П. Боб
    • Психология

    • 2008

    Важной особенностью хаотических переходов является самоорганизация системы, которая представляет собой спонтанный порядок, возникающий в системе при определенных параметрах достигать критических значений. Недавние открытия…

    Центральная загадка сознания

    • К. Кинг
    • Философия

    • 2008

    Природа и физическая основа сознания остаются центральной загадкой научного описания реальности третьего тысячелетия. В этой статье делается попытка исследовать феноменальную природу…

    Интеграция датчиков в модель мозга KIV для принятия решений

    Рассматривается KIV, биологически вдохновленная нейронная сеть с неконвергентной динамикой и биологически правдоподобной интеграцией датчиков, и метод демонстрируется с использованием простой задачи распознавания символов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *