Какие бывают нравственные ценности: Управление социальной политики № 23 по Орджоникидзевскому району города Екатеринбурга и по городам Верхняя Пышма и Среднеуральску

Содержание

Нравственные качества человека: что это такое, какие бывают, список с определениями и примеры

Содержание

  • 1 Понятие в психологии
  • 2 Связанные понятия, ориентиры и позиция
  • 3 Какие бывают нравственные качества личности: список
    • 3.1 Ответственность
    • 3.2 Гуманизм
    • 3.3 Верность
    • 3.4 Дисциплина
    • 3.5 Честность
  • 4 Примеры нравственных качеств и чувства
  • 5 Поведение
  • 6 Разновидности норм: какие бывают
  • 7 Что указывает на зрелость
  • 8 Понятие релятивизма – что это такое
  • 9 Пару слов о развитии нравственных устоев
  • 10 Явление безнравственности
  • 11 Заключение

С самого раннего возраста родители учат нас, что хорошо, а что плохо. Эти знания помогают людям без проблем существовать в рамках социума, выстраивать успешные взаимоотношения с окружающими. Следование таким законам позволяет определить зрелость личности. А о том, что это такое – морально-нравственные качества человека вместе с определением, читайте дальше.

Понятие в психологии

Каждый индивид имеет для себя перечень правил и взглядов и старается им следовать. В комплексе этот свод создает моральный характер.  Все это влияет на выбор, взаимодействие в обществе, отношение к другим, к природе, к себе. Нравственность прививается еще в детстве. Есть три варианта развития:

  1. Сдерживание на основе страха. Ребенок начинает понимать связь между наказанием и неправильным поведением и в итоге воздерживается от совершения действий, запрещенных родителями или учителями.
  2. Проявление эмпатии. Это умение представлять то, что ощущает другой. Так человек старается своими поступками сдвинуть эмоциональное состояние людей в лучшую сторону.
  3. Совершенствование мышления личности на ступени формального подхода. В этом случае приобретается определенный опыт по проверке предположений, новой оценки информации и переформулирования взглядов.

В этике нравственность является синонимом к слову «мораль». Но все же различия между ними присутствуют.

Под последним подразумевается комплекс норм и правил, сложившихся исторически и относящихся ко всему социуму. Тогда как первое определение сугубо индивидуальное и у всех набор устоев свой.

Связанные понятия, ориентиры и позиция

Существует несколько смежных терминов, которые нельзя оставить без внимания. Например, духовно-нравственный ориентир – это цели и табу, формирующие поведение. Личность устанавливает для себя границы и старается не выходить за их пределы. Они контролируют деятельность индивида, способствуют поиску места в социуме, определяют степень порядочности. Ведь некоторые не могут совершить воровство, измену или предать других ввиду собственных установок.

Позиция подразумевает то, что персона оценивает правила общественной жизни, пропуская их будто через «внутренний» фильтр, чтобы потом использовать, как ориентир. Сюда входят:

  • самоконтроль поступков и действий;
  • совесть;
  • ощущение человеческого достоинства;
  • поведенческие побуждения.

И, наконец, принципы – основа для выстраивания социальных и межличностных взаимоотношений. Они являются универсальными и регулируются посредством порицания или одобрения деятельности социумом.

Какие бывают нравственные качества личности: список

Сразу же скажу, что помимо хороших, существуют отрицательные свойства: завистливость, злость, властность, лживость. При низкой степени нравственности подобные деяния рано или поздно начнут казаться допустимыми, а может даже и предпочтительными. Чтобы этого не допустить, необходимо, в первую очередь, следить за собой и своими поступками.

Этот перечень поможет выявить сильные или слабые стороны и наметить курс на самосовершенствование. Но это только первые шаги к улучшенной версии себя. Если вы решительно настроены на развитие положительных характеристик, то записывайтесь на мою консультацию. 

Ответственность

Индивид обязан понимать, что его деятельность и даже ее отсутствие ведет к конкретным последствиям. Увы, такая черта присуща в основном зрелым личностям, отличающимся самостоятельностью и обладающим самоуважением. Ведь тем, кто привык, что за них все проблемы решают другие, будет довольно сложно отвечать за собственные поступки.

Психолог Дарья Милай

Записаться на прием

Ответственность зависит от воспитания. Ребенок, зная о правилах и запретах, понимает, что нарушив их, он будет наказан. Взрослым развить это свойство уже сложнее. Для этого можно за каждый проступок придумать штраф. Например, сделать то, что не очень хочется, но полезно.

Гуманизм

Это высокое нравственное качество, без которого жить в обществе было бы гораздо сложнее. Сюда входят сопереживание, заботливость. Но затруднение в том, что вызвать эти чувства специально практически невозможно, так как они просто возникают. Также довольно сложно любить всех вокруг. Но если присмотреться к окружению, интересоваться их жизнью, наблюдать за ними, любовь становится оправданной. 

Верность

Эта характеристика сегодня в большой цене. Ее проявление подразумевается не только к возлюбленному, но и к себе и к собственным обещаниям. Если индивидуум желает, чтобы его ценили и уважали, то ему следует сдерживать слово. В противном случае нужно заранее предупредить о трудностях, чтобы не испортить взаимоотношения.

Дисциплина

Это пример морального качества человека, когда необходимо соблюдать все сложившиеся общественные нормы, чтобы не наткнуться на санкции со стороны государства. Но в психологии также есть понятие девиантной личности. Оно применимо в том случае, если индивид не может соблюдать законы и порядочно себя вести. 

Честность

В первую очередь, открытым нужно быть перед собой. Ведь жить в «розовых очках» в наше время чревато нехорошими последствиями. Но перед тем как довериться другим, будьте очень внимательными. Стоит убедиться, что перед вами надежное плечо. В противном случае вы просто облегчите ему задачу в поиске ваших слабых мест.

Примеры нравственных качеств и чувства

Эмоции зависят от того, совпадают ли действия с принятыми обществом правилами или нет. Если поступки индивида были совершены с соблюдением моральных устоев, то ощущения у него положительные. Но если они идут вразрез с одобренными моделями поведения, то негатив будет обеспечен.

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Узнать подробнее

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Узнать подробнее

Приведу наглядные ситуации из жизни:

  1. Юноша поддался всплеску раздражительности и нагрубил пожилому. Если уважение к старшим является одним из его ориентиров, то он будет осуждать себя и корить за подобный проступок.
  2. Девушка дожидается своего возлюбленного из армии, проявляя верность и преданность. Она будет испытывать внутреннее удовлетворение от того, что ее дело соответствует общепринятым принципам.
  3. Путешественник долго ездил по разным странам и наконец возвращается на родину. В момент возвращения у него возникает ощущение патриотизма, что также вызывает положительное состояние.

Поведение

Его можно назвать нравственным в том случае, когда личность связывает его со сложившейся системой взглядов и ценностей. Все это выливается в совокупность поступков – действий, вызывающих одобрение или осуждение в социуме. Но если ситуация требует активности, а индивид ее не проявляет, это также можно назвать деянием, имеющим собственные последствия.

То, как человек себя ведет в обществе, расценивается в виде реализации таких принципов, как доброта, вежливость, справедливость. Но вместе с тем выделяется и безнравственное поведение, основанное на ненависти и лжи. Оно несет разрушающее воздействие, в то время как позитивные проявления, наоборот, реализуют стремления индивидуума и делают его лучше в глазах окружающих и его самого.

Оценка нравственных качеств личности – не всегда объективно. Не выявлено даже критериев для подобного оценивания. Но все же анализ разбивается на множество факторов. Среди основных выделяются:

  1. Мотивы. Их огромное количество и они неоднозначны. Ведь бывают ситуации, когда благороднейшие стремления приводят к негативным действиям.
  2. Последствия. Их стоит учитывать всегда. Часто поступок оценивается с точки зрения общественной значимости.
  3. Действительность. Одно и то же деяние при разных обстоятельствах может стать значимым либо осуждаемым.
  4. Средства, используемые для совершения. С точки зрения морали, достижение результата любыми способами не есть хорошо. Ведь это развивает эгоистические свойства.

Нравственное поведение определяется моральными убеждениями личности, степенью ее культурного и общего развития. Оно устанавливает дальнейшую жизнь индивида, возможность сосуществовать в обществе и добиться в нем высокого положения, а также создает его представление о добре и зле, счастье.

С одной стороны, это свободный выбор, а с другой – ограничение посредством установленных требований. Поэтому человек всегда старается найти баланс между двумя крайностями: социальными рамками и собственной независимостью.

Разновидности норм: какие бывают

Установки со стороны нравственности похожи на правовые. Они также формируют поступки людей, но при этом не зафиксированы в письменном виде, а просто известны всем.

Такие ценности воплощают мораль, ведь она определяют сознание индивидуума в различных сферах, будь то семья, профессиональная деятельность или межличностные взаимоотношения. И если за нарушение закона государством применяются санкции в виде административной или уголовной ответственности, то несоблюдение нравственных устоев карается общественным осуждением и возникновением внутренних негативных эмоций, что мы называем угрызениями совести.

Если говорить о видах норм, то представим себе шкалу с двумя противоположными полюсами: плюс и минус. Это поощряемые и порицаемые поступки, влекущие за собой определенные последствия.

К первым можно отнести всем известные требования:

  • уступать место в транспорте беременным, детям и пожилым;
  • приветствовать и прощаться;
  • помогать нуждающимся.

Каждое из этих правил имеет свой антипод. Он и станет недопустимым в социуме действием. Сохранить нейтральную позицию в системе невозможно, так как даже бездействие повлечет за собой конкретные события. Именно поэтому личности приходится следовать имеющимся нормам, чтобы успешно жить в обществе.

Что указывает на зрелость

Степень развития зависит от социализации индивидуума. То есть человек усвоил систему общепринятых ценностей и следует ей не из-за страха быть наказанным, а благодаря четкому осознанию правильности собственного поведения.

Выделю 6 критериев:

  • Широкое ощущение «Я». Оно появляется еще в раннем возрасте, сформировывается в течение первых 10 лет и позже начинает расширяться с приобретением опыта и увеличением социальных ролей. Важным фактором является целенаправленная активность.
  • Проявление заботы об окружающих. Выражение глубоких чувств к близким, способность любить и дружить.
  • Принятие себя. Зрелая личность имеет свои взгляды и ценности и может их транслировать, учитывая мнение других.
  • Восприятие реальности, достижение целей. Индивид сосредоточен на конкретной задаче, забывая об удовольствиях, эгоизме. Это связано с ощущением ответственности, что является идеалом зрелости.
  • Самообъективация. Незрелый человек может совершать поступки напоказ, не отдавая себе отчета в том, что это выглядит неестественно. Более развитый индивидуум понимает, что поддельных личностей быть не может.
  • Жизненная философия. Наличие представления о единой цели в жизни.

Отмечу также, что социализация не прекращается даже у взрослых. Она вообще не имеет окончания, но всегда преследует конкретную цель, будь она осознанной или нет. Поэтому слова «зрелость» и «взрослость» – это не синонимы.

Понятие релятивизма – что это такое

Говоря о морально-этических качествах, стоит затронуть тему и об этом философском течении. Его сторонники уверены, что понятий абсолютного добра и зла не существует.  Согласно этой теории, мораль не привязана к универсальным правилам. Всякое суждение является оценочным и относится к конкретному субъекту, генам, эпохе или культуре.

Задайте вопрос

В связи с этим термин рассматривается с двух сторон:

  • мнение о добром и злом условно;
  • социальная нравственность также относительна в зависимости от установленных стандартов.

Пару слов о развитии нравственных устоев

Как же моральные ценности формируются у детей? Существует 3 этапа развития детского сознания: 

  • Доморальный (от 4 до 10 лет). В этот период в приоритет ставится собственная безопасность и выгода. Малыш стремится избежать наказаний и поэтому поступает так, чтобы получить одобрение взрослых. Затем наступает вторая стадия, где действия детей направлены непосредственно на вознаграждение.
  • Конвенциональный (от 10 до 13). Происходит осознание установленных правил и системы ценностей. Сначала авторитетом выбирается близкий. И нежелание его расстроить становится причиной соблюдения этих норм. Затем ребенок начинает понимать причину рамок и использует их для отстаивания собственных прав.
  • После 13 лет. В этот период подросток формирует свой комплекс взглядов путем корректирования социального шаблона. На первой ступени большое внимание уделяется требованиям, обеспечивающим спокойствие жизни. А на второй – создается индивидуальный устойчивый свод.

В этом возрасте человек уже сможет вынести осуждение, если поведение массы покажется ему отдаленным от справедливости.

Явление безнравственности

Процессы в обществе происходят циклично. Поэтому наступает момент, когда нравственность переживает упадок. Причиной этого может стать постоянная трансляция образа успешной личности, не берущей в счет мораль, идущей к своей мечте, разрушая на пути все имеющиеся стереотипы.

Все это, конечно, подается под соусом романтики, так привлекающей молодежь, легко поддающейся влиянию. Однако молодое поколение в большинстве своем не может оценить масштабность последствий. Ведь игнорирование требований ведет к анархии, хаосу и беззаконию.

Безнравственный социум — это сообщество, где люди следуют на поводу у собственного эгоизма. Они не испытывают угрызений совести, когда наносят вред окружающим. Все это ведет к глобальной катастрофе. Разрушаются исторически сложившиеся установки, размывается граница между добром и злом.

Заключение

Итак, в этой статье я рассказала, какие есть нравственные качества человека, и привела их список с определениями. Добавлю только, что особенно важно с младенчества воспитывать детей с учетом высоких моральных взглядов. Ведь только так можно подарить подрастающему поколению осознанную жизнь в мире и гармонии. Если хотите получить более подробную информацию, как найти и понять себя, запишитесь на мою консультацию.

В сложных жизненные ситуациях, возникает ощущение безысходности и отчаяния. Самым действенным способом является личная консультация.

Часовая встреча по вашему уникальному запросу в Москве.

Записаться на консультацию

Интенсивный ритм жизни?
Получите он-лайн консультацию из любого уголка мира.

Skype, Viber.

Записаться на консультацию

11.

Основные нравственные ценности общения.

Если анализировать процессы общения на философско-этическом уровне, то, в первую очередь, следует обратиться к их ценностным детерминантам, так как именно ценности, особенно нравственные, определяют по существу все параметры этих процессов и, в первую очередь, их нравственную направленность. Общение является той сферой, где проявляются, функционируют, получают целостное осмысление, всестороннее воплощение и совершенствование самые разнообразные, порой противоречивые ценности. Содержание и форма реализации моральных ценностей в процессе общения характеризуют направленность процесса общения «в главном и основном».

Ценностная ориентация процесса общения зависит, прежде всего, от выбора и следования нравственным ценностям, от нравственного содержания целей, установок, средств, форм общения. Осмысление процессов общения связано, в первую очередь, с определением их «стратегической» направленности, которое и определяется выбором нормативно-ценностных структур. Известно, что понятие ценности выражает значимость какого-либо явления, процесса, идеи, качества, свойства, нормы, принципа, вещи для субъекта. Соответственно, ценности общения — это те значимые ориентиры процесса общения, которые определяют не только формальные, но и его основные содержательные характеристики.

Ценности отражают эталон должного в этике и выражаются в самого разного рода оценках как вербального, так и невербального характера. Как известно, ценности бывают личностными и общественными, групповыми и национальными, моральными и внеморальными, семейными и индивидуальными, общечеловеческими и сословными и т.д. Смысл и значимость этих ценностей, способы их познания и передачи другим, их восприятие претерпевают порой разительные метаморфозы в социально-исторической и личностной динамике, что выражается, в частности, в процессах «переоценки ценностей». В чем же своеобразие аксиологических проблем общения?

Образно говоря, ценностные ориентации общения — это определяющая «система координат» общения. Актуализация, осознание этих ценностей происходит в процессе общения. Трансформация общественных ценностей в личные зависит от множества факторов, среди которых, конечно, уровень нравственной культуры человека — фактор определяющий. Тот раздел этики общения, который связан с анализом ценностей, ценностных параметров общения можно назвать этической аксиологией общения: она призвана изучать ценности общения в контексте ценностей культуры вообще, исследовать идеалы, цели, принципы, ценностные ориентации и оценки. Причем ценности, детерминирующие процессы общения, рассматриваются, как правило, как в статике, так и в динамике. Аксиологический анализ общения предполагает рассмотрение не только генетического, но и функционального срезов ценностной структуры общения.

В общении общекультурные ценности (такие как добро, красота, правда, свобода, любовь, справедливость, равенство) обнаруживают себя в таких специфических, проявляющихся только в процессе общения как: тактичность, отзывчивость, предупредительность, учтивость, корректность, обходительность, снисходительность, деликатность, вежливость, толерантность. На первый взгляд, все ценности общения очень тесно переплетаются, среди них сложно выделить какую-то однозначную иерархию, и поэтому можно говорить лишь о феноменологии этих ценностей. Лишь при более детальном анализе можно обнаружить, что существует определенная иерархия, что все ценности общения самым непосредственным образом связаны с самоценностью человеческого морального достоинства. Ценность человека как важнейшая ценность культуры вообще и культуры общения, в частности, определяет стержень ценностного каркаса общения и основу ценностной «системы координат» общения. Выбор человека и ориентация в мире нравственных ценностей характеризует уровень нравственной культуры как самого человека, так и культуры и этики его общения. Ориентация партнеров по общению на следование гуманистическим ценностям и, прежде всего, на признание достоинства и чести своего партнера характеризует нравственное содержание этики общения. Таким образом, несмотря на то, что весьма сложно строго определить строгую иерархию ценностей общения, можно утверждать, что ориентация на самоценность человеческой личности, на признание уважения ее чести и достоинства, является доминирующим, интегрирующим фактором ценностной структуры гуманистической этики общения. Ориентация на эту ценность в общении выражается в определенных конкретных ценностных предпочтениях, набор которых существенным образом не отличаются в разных социокультурных типах общения, но иерархическая значимость которых различна. Так, к примеру, ценность гостеприимства признается в любой культуре общения, но в ряде из них она приобретает особый статус (гость по сути получает права хозяина).

Ориентация на самоценность человека в общении является своеобразной трансформацией категорического императива И. Канта — «всегда относится к человеку также как к цели, а не только как к средству». Если же человек видит высшую ценность общения только в себе самом, в удовлетворении только своих личных потребностей, если человек ставит перед собой неблагородные и сугубо корыстные цели, если другой человек выступает для него только как средство для удовлетворения своих личных потребностей и целей, то такое общение можно назвать безнравственным и бескультурным, ибо в таком общении нарушена мера гуманистичности в отношении к партнеру. Этика гуманистического общения должна отличаться доверием и доброжелательностью, уважением не только партнера по общению вообще, принципиально, но уважения всего того, что с ним связано, всего того, что ценит он (книги, идеи, друзья, интересы, вкусы, даже вещи). Не секрет, что человек хотя бы в душе очень обижается, если с пренебрежением относятся к его ценностным ориентациям, если не признаны или хотя бы недооценены его честь и достоинство, если на них «покушаются».

Именно поэтому основополагающим принципом этики общения нужно признать принцип презумпции сохранения достоинства партнера по общению. Это означает безусловное уважение достоинства «другого», независимо от его качеств, от недостатков и пороков, от значимости тех социальных ролей, которые он исполняет, от того, какой пост занимает этот человек и т.д. Конечно же, такая установка носит, на первый взгляд, слишком абстрактный характер, поэтому требует дополнительного обоснования. Как быть, например, с уважением к злодею, к преступнику? Конечно, уважать человека вообще, независимо от его нравственных качеств, пороков слишком сложно и даже мало возможно. Однако осуждать человека — еще более ответственная с нравственной точки зрения позиция; чтобы осуждать человека, нужно прежде правильно понять мотивы его поступков, оценить его состояние, всесторонне представить окружающие условия и т.д. И даже в том случае, если поступок человека носит антиправовой характер и он наказан по закону, то это не дает никому морального права унижать его достоинство как человека вообще, как представителя человеческого рода: человек должен иметь право на ошибку, на покаяние и на возможность реабилитации. Возможно, в этом виновато больше то общество, в котором он живет: разве каннибал виноват в том, что он преступает моральную заповедь «не убий»! Ведь человек, в первую очередь, ориентируется на те нормы, идеалы и даже нравы, которые культивирует общество и если у него нет реального выбора, то он вынужден поступать «как все» (хотя это, конечно же, не означает, что с человека в данном случае полностью снимается ответственность за его поступки).

Мера уважения к партнеру по общению может меняться в зависимости от личных ценностей, симпатий, вкусов, принципов, привычек. Однако совсем лишать человека права на достоинство — есть, наверное, отсутствие справедливости и благородства, и, в конечном счете, есть аморальный поступок. Полное отсутствие уважения человека, пренебрежение им способно окончательно убить в нем все человеческое. Здесь на ум приходит христианская заповедь о любви к ближнему своему, пусть даже он и твой враг, которая, на наш взгляд, основывается именно на утверждении самого существования другого человека, его самоценности. Так С.Л. Рубинштейн призывал «любить человека не за тот или иной поступок, встретивший одобрение или порицание других людей, который может быть случайным, а за него самого, за его подлинную сущность, а не за его заслуги.». Вот эта «самость» человека, «ядро его души» является той автономной, неприкосновенной и даже в определенной степени священной ценностью в общении.

Каждый человек в общении хочет, как правило, уважения своего достоинства, каждый хочет приоритетного признания своей ценности: так уж, видимо, устроена человеческая природа. И здесь возникают проблемы чисто практического характера: как добиться равенства, взаимопризнания достоинства партнера по общению, как выразить признание ценности, какие оценки при этом выражении могут быть использованы и т.п. Вопросы «техники» общения будут рассматриваться в специальном разделе, а сейчас, несколько забегая вперед, хотелось бы кратко отметить то, в чем же проявляется признание, или непризнание ценности человека в процессе общения.

В первую очередь, это восхищение, или хотя бы внимание, забота, одобрение, сочувствие, соучастие, другие знаки признания значимости партнера. Д. Карнеги «тонко замечал»: «Каждому из нас, будь то мясник, хлебопек или король на троне, нравятся люди, которые восхищаются нами…..» Кстати, при этом совсем не страшно, если высокая восхищенная оценка идет, как говорится, впереди, если человек еще до нее еще «не дорос». Как утверждают психологи, человек начинает «тянуться», стараться соответствовать этой оценке, оправдывать ее в глазах окружающих. Доброжелательность, доверие, уважение должно проявляться, как говорится, в каждом взгляде, в каждом жесте, в каждой фразе, в каждом поступке.

Общение начинается с приветствия, и именно приветствие является первой «лакмусовой бумажкой» степени признания ценности человека в общении, хотя, конечно, однозначной зависимости здесь нет, так как бывают и сознательные искажения этого отношения в форме лицемерия, угодничества. Или, наоборот; человек, не владеющий «техникой общения», может искренне уважать своего партнера по общению, но не уметь с ним тактично поздороваться, не знать меру допустимости форм приветствий и т.д. Признание ценности партнера по общению может проявляться также и в искренней и ненавязчивой предупредительности, которая порой бывает связана с ущемлением собственных интересов и которая заключается в том, чтобы предугадать желания партнера и способствовать их более успешному и легкому разрешению. Здесь, однако, важно чувствовать такт и не нарушать меру, за которой человек, которому в чем-то помогают, может почувствовать себя неловко. Поэтому легко объяснить нежелание человека принять необходимую ему помощь, предложенную слишком навязчиво и официально, так как это, очевидно, ущемит его собственное достоинство.

Д. Карнеги в своей известной работе «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей» (именно так звучал первый вариант перевода названия его работы, хранившейся долгое время в отделе спецхрана «ленинской библиотеки»!) утверждал: «Существует один наиважнейший закон человеческого поведения. Если повиноваться ему, мы никогда не попадем в неприятное положение, так как он обеспечит нам бесчисленное количество друзей и постоянное благополучие. Но стоит его нарушить, и мы немедленно попадаем в бесчисленные неприятности. Этот закон гласит: всегда поступай так, чтобы у других создавалось ощущение своей значительности.» Признание значительности другого может приходить в противоречие со своим достоинством, с признанием самоценности собственного «Я». На этой почве могут возникать личные амбиции, снобизм, которые, в свою очередь, могут ущемлять достоинство окружающих. Карнеги по этому поводу писал: «Лично мне пришлось добрую треть века брести на ощупь в этом дремучем мире, прежде, чем передо мной стала проясняться та истина, что в 99-ти случаях из ста человек ни в чем не осуждает себя, независимо от того, насколько он прав или не прав.» В полной мере с этим утверждением, конечно же, очень сложно согласиться, так как некоторые люди, наоборот, страдают от самоосуждения, от самобичевания, а многие очень трезво и объективно оценивают свое поведение, хотя, несомненно, их подсознательные механизмы психозащиты выполняют свои функции. Искусство общения заключается в том, чтобы учитывать все эти факторы и находить разумные компромиссы. Для того чтобы уметь находить эти компромиссы, необходимо осознать ценность принципа толерантности в общении.

Еще И. Кант, в частности, заметил, что человек вынужден жить среди людей, «которых он, правда, не может терпеть, но без которых он не может обойтись.» Однако, необходимость приятия и признания партнера, высокая нравственная значимость принципа толерантности не являются, к сожалению, приемлемыми для всех. Долгое время сам термин «толерантность» подвергали забвению, отождествляли со смирением, с капитуляцией, с конформизмом, с попустительством, с вечным примирением, с попыткой «подставить другую щеку», когда тебя уже ударили по одной и т.д. На самом деле, этот принцип не связан ни с попустительством, ни с конформизмом; он связан с принятием идей ненасильственного общения, с осознанием невозможности преодолеть «с наскока», немедленно наш эгоизм, «постыдные» слабости и несовершенства человеческого рода. Это относится и к случайным, порой неосознанным проявлениям высокомерия, к психологической несовместимости характеров и к неисправимым или трудно исправимым физическим недостаткам, агрессивности, неоправданным оценкам, обвинениям, стрессам и т.п.

Значение принципа толерантности трудно переоценить: в любой сфере человеческого бытия толерантность рождает взаимное доверие, понимание, откровенность, помогает преодолевать конфликтные ситуации, способствует проявлению доброжелательности и глубокой человечности, помогает, наконец, «психологической притирке характеров». Очень сложно общаться человеку, который не прочувствовал и не осознал ценность толерантности. Конечно, существует определенная предрасположенность характера того или иного конкретного человека к толерантности, способность к которой можно, в определенной степени и культивировать (к сожалению, многие порой приходят к пониманию этого слишком поздно). Толерантность является тем катализатором, который помогает гуманизировать этику общения, внести в нее больше человечности, доверия, доброжелательности, тактичности, отзывчивости, снисходительности, предупредительности.

Общение без толерантности может превратиться в «бесконечные разбирательства» и «выяснения отношений» (хорошо, если «бескровные»). Так, к примеру, если родители узнали, что их ребенок тайком курит в школе, то они должны проявить толерантность, которая не будет означать, что они примирились с этим его вредным занятием, это будет означать, что в общении с ним необходимо проявить максимум чуткости, тактичности, выдержанности, чтобы не потерять окончательно контакта с ним, разобраться в причинах этого явления и найти способы разрешения этой ситуации. В каждой конкретной ситуации общения порог толерантности может меняться в зависимости от ситуации (если ребенок начал употреблять наркотики, то реакция родителей, разумеется, должна быть уже другой, более оперативной и решительной). Однако, во всех ситуациях общения толерантность никогда не может быть связана с культивированием зла, с ущемлением достоинства любого из общающихся субъектов.

Наряду с толерантностью гуманистическая этика общения ориентируется на такие общечеловеческие нравственные ценности и простые нормы нравственности как уважение, скромность, доверие, откровенность, честность, бескорыстие, милосердие, забота, благодарность (признательность), исполнение долга и верность слову, вежливость, стремление помочь человеку в беде и т.д. Ценностное поле общения связано, в частности, и с культурой таких нравственно-психологических чувств, как чувство доброжелательности, вины, стыда, раскаяния, товарищества, сопереживания, солидарности.

А.  Камю писал: «Свободен тот, кто может не лгать». Свобода в общении также напрямую связана с такой нравственной нормой как «не лги». Безоговорочное признание правдивости как нравственной нормы общения является основой культуры и этики общения. Принцип «добродетельной лжи» неправомерен, на наш взгляд, даже в «пограничных ситуациях» (например, даже для того, чтобы не было паники все равно нельзя лгать, и то, что высказывается должно обязательно соответствовать действительности). «Ложь во имя спасения» чаще губит, чем спасает, в том числе и в общении.

Этика общения, в то же время, не предполагает, что в любой ситуации общения нужно говорить всю правду, которую знаешь — это также может повлечь нежелательные последствия (не обязательно говорить больному о его «смертельном» недуге, тем более что диагноз может быть ошибочным, или организм проявит чудо, или, возможно, изобретут новое лекарство и т.д.). Человек не может знать все достоверно, а, наоборот, знания человека, как правило, чрезвычайно ограничены, поэтому этика общения предполагает максимально щепетильное отношение к высказываемой информации. Говорить, действительно, необходимо только правду, лгать, а потом оправдываться, что соврал «во имя спасения» недопустимо: это подрывает доверие, разрушает общение, приводит к отчуждению в межличностных отношениях.

Мы не согласны с тем, что правомерен абсолютистский подход, согласно которому существует «ложь умолчанием», так как тогда по существу каждого человека можно обвинить во лжи, ибо в любой ситуации общения невозможно высказать адекватно всю правду, тем более всю информацию, тем более свои чувства, эмоции, мысли. Человек всегда выбирает, что ему сказать, ответить в той или иной ситуации, а что не говорить: однако, это не может означать, что он высказывает не все и потому лжет. Несомненно, суждений по этому вопросу может быть достаточно много, но, на наш взгляд, нельзя оправдывать ложь какой — либо целесообразностью. Например, если в общении в настоящий момент человек не может сказать то, о чем его просят («дал слово» не говорить об этом, убежден, что «не время» об этом говорить в настоящий момент и т. п.), то он должен лучше извиниться и сказать о том, что «не хотел бы говорить сейчас на эту тему» или предложить перенести этот разговор на более позднее время и т.п., но лгать он не имеет морального права. Как свидетельствует опыт общения, совершенно недопустима ориентация общения на такие «антиценности» как клевета, наговор, сплетни, сознательная дезинформация, потому что они окончательно разрушают культуру общения в каких бы эстетических формах оно не протекало.

Гуманистическое общение неотделимо от таких универсальных ценностей как свобода, справедливость, равенство, любовь. Именно общение, ориентированное на эти ценности, приближается к идеалу и может позволить человеку реализовать свои возможности и удовлетворить потребность в подлинном общении. Специфика функционирования ценностей в процессе общения характеризуется двусторонностью: ценить свободу и независимость в общении нужно не только по отношению к себе, но и по отношению к своему партнеру. Это выражается в недопустимости навязчивого вмешательства во внутренний мир другого, ущемления, даже в мелочах, любой из его потребностей. Не вызывает сомнение, что бестактность и грубость не оправдать стремлением к свободе и творчеству, несправедливость и снобизм тяжелым характером и т.д.

Ценность равенства в общении, так же, как и в других сферах жизни, нельзя понимать абстрактно. На первый взгляд, в общении не может быть равенства, так как сами субъекты не равны по всем своим параметрам. И, действительно, во всех других сферах, кроме нравственной, очень сложно обнаружить какое-либо тождество, какое либо равенство. Нет абсолютного равенства в возрасте, уме, образовании, воспитании, уровне культуры и т.д. Однако, в нравственной сфере такое равенство все-таки должно быть — это равенство всех людей в праве на моральное достоинство. Кто бы ни был человек, он имеет это право, так как даже преступник не перестает быть представителем человеческого рода и хотя бы поэтому имеет право, по крайней мере, на чувство собственного достоинства. Уважать человеческое достоинство — это значит уважать даже его право на ошибку. Овладеть искусством общения — это значит овладеть искусством уважения достоинства человека, его внутреннего мира. Как утверждал еще Б. Паскаль, человек не выносит, «когда в душе другого человека есть к нему презрение» и, более того: «Мы бываем счастливы, только чувствуя, что нас уважают.» Процесс общения, как уже отмечалось выше, может быть представлен в трех абстрактных моделях: первая — когда один субъект «пристроился сверху», вторая — когда один из субъектов общения «пристроился снизу», третья — когда оба субъекта общения общаются «на равных». Ценность равенства в общении имеет огромное значение, так как признание субъектами общения равных прав на человеческое достоинство является основой реализации в общении других нравственных ценностей. Авторитеты в гуманистическом общении признаются добровольно, а не навязываются принудительно. Если в общении одним из партнеров навязывается своя доминирующая роль, то такое общение может быть названо только формальным, но не нравственным в собственном смысле слова: в гуманистическом, нравственном общении человек должен быть равноправным и свободным, иначе он не может выступать индивидуальностью и быть активным нравственным субъектом. Именно игнорирование ценности нравственного равенства нарушает гармонию общения. Как верно подчеркивал психолог А.П. Егидес: «наиболее часто приводит к конфликту фрустрация (подавление, ущемление) партнером потребности в равенстве.»

Идеальное общение основывается на любви, которая снимает многие ценностные противоречия в общении. Известное высказывание А. Экзюпери о том, что «истинная любовь не в том, чтобы смотреть друг другу в глаза, а в том, чтобы вместе смотреть в одном направлении» дает своеобразный ключ к пониманию ценностного значения любви в межличностных отношениях. Любовь способствует, если можно так выразиться, синхронизации ценностных ориентацией партнеров по общению, снимает многие проблемы предупреждения и разрешения конфликтов ценностей. Любовь помогает выбрать общие ценности и цели и, наоборот, общие цели и ценности являются основой для гармонических любовных отношений. Если ценности субъектов общения совпадают, что является основой, если можно так сказать, философско-этической совместимости, то общение протекает, как правило, бесконфликтно и даже несоответствие характеров и неумение общаться не являются тогда преградой в общении (хотя бы на первых порах). Если партнеры по общению имеют общие цели и ценности, «смотрят в одном направлении», то многие вопросы совместимости потребностей и желаний, «техники» общения решаются как бы сами собой. Эти общие ценности не всегда бывают на виду, поэтому «при долговременном контакте важно изучить ценностные ориентации партнера и демонстрировать уважение к ним.»

Если в общении получают реализацию общечеловеческие ценности, то такое общение само приобретает самоценностное значение. Меняются объективные и субъективные условия общения, общесоциальные и индивидуальные ценностные ориентации, средства и формы современного общения, но значимость гуманистического общения в человеческой жизни неизменна. Несмотря на динамичные процессы урбанизации, всесторонней технизации всех социальных взаимодействий, которые ведут к замкнутости, отчужденности, индивидуализму в общении, ценность «духовного» общения не исчезает, а «ценность» утилитарного общения обретает свое подлинное значение. Замена подлинного гуманистического общения деловыми контактами ведет, как правило, к «бездуховности общения», к мещанству, потребительству, алкоголизму, наркомании, различным отклонениям в поведении личности. К сожалению, в реальной жизни «переоценка ценностей» в пользу выбора духовных ценностей осуществляется далеко не всегда. Нередко случается это лишь в зрелом возрасте, когда потеряны друзья, когда нечестно заработанные деньги не дают спать спокойно, грозят потерей свободы, когда чисто деловое, утилитарное общение приносит все меньше и меньше удовлетворения. Поэтому можно все-таки утверждать, что ценность гуманистической культуры общения не подвержена девальвации и в этот сложный космический век.

Цели, преследуемые партнерами по общению, как правило, не противоречат ценностям общения; нравственные цели сопровождают гуманистические ценности, аморальные цели связаны с отрицанием этих ценностей. Отрицание самоценности общения, признания его лишь утилитарной функции является следствием соответствующих целей или, возможно, проявлением какой-то патологической формы «ностальгии» по открытому, гуманистическому, доверительному, чистому, искреннему, одухотворенному общению. Тенденции к «девальвации духовных ценностей», которые основываются, как правило, на сознательной дискредитации гуманистических ценностей, связаны, конечно же, с общесоциальными процессами, с «трансформацией» ценностной структуры общественного сознания, социальных и нравственных идеалов, с «переоценкой ценностей», порой просто с «пробуксовкой» воспитательного процесса. Все это, несомненно, вносит свои коррективы в формирование общей и индивидуальной ценностной культуры общения, которые самым тесным образом связаны между собой и которые взаимообуславливают друг друга. Социологи отмечают формирование некоторых молодежных компаний по принципу социального и имущественного положения родителей, целый ряд подобных компаний ориентируется на вещицистские системы ценностей, нигилистически относятся к духовным ценностям общения, ряд же компаний, наоборот, проявляет приверженность духовным ценностям, даже с претензией за ними права на элитарную исключительность (на их «тусовки» не пускают «всяких там челноков» и т.п. ).

Самоценность человеческого общения не зависит ни от целей, которые ставят перед собой его участники, ни от результатов. Ценность общения зависит лишь от его статуса как формы бытия человека: без общения человек полноценно существовать не может. Одиночество вынуждает человека, хотя бы временно, обращаться к любому общению. Все это свидетельствует о том, что потребность в общении присуща структуре человеческой души. Здесь возникает весьма непростой вопрос: потребность ли это в общении, в духовном контакте, или это потребность в реализации родового чувства социальности? Общение, как известно, характеризуется взаимным приобщением к ценностям и опыту своего партнера. Поэтому общение со случайным и нежелательным партнером далеко не всегда может быть названо общением в собственном смысле; общение нельзя редуцировать только к передаче информации, общение — это передача, обмен ценностями и опытом не только на сознательном, рациональном, но и на эмоциональном и интуитивном уровнях.

На наш взгляд, глубинной нравственной ценностью общения является доверие; именно доверие отражает, преломляет, выражает и олицетворяет все представленные выше ценности общения, степень доверия характеризует меру нравственности, идеальности общения, ибо единство, общность партнеров основывается, прежде всего, на доверии. Без доверия общение становится некоей формальной процедурой, игрой, конкуренцией — чем угодно, но не «подлинным», «глубинным» общением.

Таким образом, можно сделать вывод, что все ценности общения важны и, в зависимости от ситуации, приобретают особую значимость, однако, определенный «ценностный каркас» общения все-таки существует: все ценности общения связаны с ценностью человека, с уважением его морального достоинства. Степень признания этой ценности партнерами по общению может выражаться в степени доверия.

Раздел этики общения, связанный с ценностями, самым тесным образом переплетается с антропологическим, ибо реализация ценностей (а, разумеется, не смысл самих ценностей) тесно связана с качествами (особенно нравственными) участников общения.

[U03] Факты и моральные ценности


Ниже приведены описательные утверждения. они предназначены для описания фактов:

  • Это острый нож.
  • Сэм солгал.
  • Моцарт и Бетховен — композиторы.
  • Том мучительно умирает.
  • Энн считает, что свобода слова важна.

Это, однако, утверждения о значениях:

  • Этот нож — очень полезный кухонный инструмент.
  • Сэму было нехорошо лгать.
  • Моцарт — более великий композитор, чем Бетховен.
  • Тому лучше умереть, чем остаться в живых.
  • Свобода слова должна быть защищена.

Философы обычно различают два вида ценностей: инструментальных ценностей и внутренних ценностей . Инструментальные значения иногда также называют « внешними значениями ». Предполагается, что что-то имеет инструментальную ценность, когда оно ценится не само по себе, а потому, что оно способствует какой-то дальнейшей цели или потому, что помогает создать что-то еще ценное. Таким образом, можно сказать, что конкретный кухонный нож очень ценен в этом инструментальном смысле — он ценен не сам по себе, а потому, что его можно использовать для удовлетворения определенных кулинарных целей, которыми мы дорожим.

Для дальнейшего обсуждения различий между инструментальными и внутренними ценностями вы можете прочитать эти две статьи:

  • Менее техническая статья на нашем сайте.
  • Запись «Внутренняя и внешняя ценность» в Стэнфордской философской энциклопедии.

§1. Мораль носит нормативный, а не чисто описательный характер

Вот несколько примеров моральных требований:

  • В пытках нет ничего плохого.
  • Демократическое общество не должно принимать несправедливые законы.
  • Аборт разрешен в определенных ситуациях.
  • Мы не должны дискриминировать гомосексуалистов.
  • Было неправильно, чтобы полиция включила музыку, чтобы заглушить протест.

Когда мы думаем о ценностях, очень часто мы думаем о морали. Отличительной чертой моральных утверждений является то, что они носят нормативный, а не чисто описательный характер. Они говорят о правильных или неправильных действиях, о том, что должно или не должно происходить. Однако, хотя моральное требование не чисто описательный , он может включать некоторые описательные элементы. Например, последнее моральное утверждение, приведенное выше, подразумевает фактическое утверждение о том, что полиция включила музыку, чтобы заглушить протест. Это описательный элемент, а нормативный компонент заключается в дополнительном ценностном суждении о сделанном.

Заметьте также, что описательные заявления о моральных убеждениях сами по себе не являются нормативными. Опрос, проведенный несколько лет назад в Гонконге, показал, что многие молодые люди считают, что в коррупции нет ничего плохого. Этот вывод является утверждением о моральных убеждениях, разделяемых многими молодыми людьми. Но вывод является чисто описательным утверждением, которое не оценивает разделяемое убеждение.

§2. Разрыв фактической ценности

Различию между нормативным и описательным соответствует разрыв «должно быть». Это означает, что то, что имеет место, не обязательно должно быть тем, что должно иметь место. Из того, что что-то является фактом, не следует, что это что-то правильное, что-то, что должно произойти. Точнее, было бы ошибкой делать выводы о каких-либо моральных утверждениях исключительно на основе определенных описательных утверждений. 1 Поскольку эта ошибка не редкость, для нее даже есть название. Это называется натуралистическая ошибка . Вот некоторые примеры :

  • В эгоизме нет ничего плохого. Все эгоисты.
  • гомосексуальность (или клонирование и т. д.) неправилен, потому что он неестественен.
  • Женщина должна сидеть дома и присматривать за детьми, такова традиция.
  • Животные едят друг друга в дикой природе. Так что мы тоже можем их есть.
  • В природе выживает сильнейший. Точно так же и в человеческом обществе выживают только сильнейшие, и так и должно быть.

В ответ на эти аргументы можно сказать многое. То, что многие люди эгоистичны, не означает, что они правы. Раньше многие думали, что рабство приемлемо, но теперь мы думаем, что они ошибались. Многие неестественные вещи не считаются неправильными, например, контрацепция или косметическая хирургия. Животные могут есть своих детенышей или своих старых, но это не значит, что мы должны делать то же самое друг с другом. Наконец, некоторые люди попадают в неблагоприятные обстоятельства не по своей вине. Животных это может не волновать, но из этого не следует, что люди должны вести себя так, как многие животные. Во всех этих случаях мы отмечаем, что в первоначальных аргументах отсутствуют пробелы: вам нужно предположить, что неестественные вещи неправильны, или что определенные вещи, которые происходят в природе или широко признаны, являются морально правильными. Чисто фактических предпосылок недостаточно для установления нормативных выводов, необходимы эти дополнительные промежуточные предположения.

Это не означает, что факты не нужны, чтобы делать выводы о том, что правильно, а что нет. Чтобы показать, что кто-то должен быть осужден за убийство, нужно как минимум показать, что обвиняемый действительно стал причиной смерти жертвы. Но причинение смерти жертве само по себе не свидетельствует о том, что было совершено что-то неправильное. Точно так же необходимы эмпирические факты, касающиеся воздействия алкоголя, чтобы поддержать запрет на вождение в нетрезвом виде. Например, вы можете представить вариант «принципа вреда», который гласит, что что-то должно быть запрещено, если оно может причинить вред невиновным людям. Причинение вреда невинным людям очень вероятно, если мы позволим управлять автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, поэтому по принципу это должно быть запрещено. В общем, если вы хотите утверждать, что что-то правильно или неправильно, вам нужны не только описательные утверждения о фактах, но и дополнительные моральные принципы.

Сноска:

1. Предполагаемые исключения см. в обсуждении Прайора и Гича в Karmo (1988) «Некоторые действительные (но не обоснованные) аргументы тривиально охватывают разрыв между «есть» и «должен»» в Mind Vol. XCVII, стр. 252-257.

предыдущий урок следующий урок


Важность обучения студентов моральным ценностям

Мы все сталкиваемся с людьми, жалующимися на бессмысленную жизнь. Каждый аспект их жизни кажется незавершенным, от принятия правильных решений и движения вперед до профессионального развития. Проще говоря, такие люди часто не могут раскрыть свой истинный потенциал, портя всю свою жизнь.

Никогда не задумывались, почему? Как кто-то мог закончить с таким несчастьем? Основная причина этого – отсутствие ценностей. Возможно, вы не слишком доверяете своим основным ценностям, но они являются важным аспектом правильного построения вашей жизни. Отсутствие жизненных ценностей может серьезно повлиять на ваше профессиональное и личное благополучие.

Многие люди изо всех сил пытаются определить себя, поскольку им не хватает простых ценностей, необходимых для ведения процветающей жизни. Основная причина этого заключается в том, что в настоящее время учителя не учат студентов ценностям. Если учащихся с раннего возраста учат ценностям, они могут вырасти, стать лучше и вести полноценную жизнь. Сегодня педагоги больше сосредотачиваются на преподавании академических предметов, чем на обучении учащихся тому, как стать ответственными и респектабельными людьми.

Обязанность учителей — вдохновлять учеников на успехи в карьере и личной жизни. Если вы хотите больше узнать о ценностях и о том, как педагоги могут научить этим учащимся, продолжайте читать.

Роль преподавателей заключается не только в оказании помощи учащимся в академических кругах, но и в обучении их культурным и моральным ценностям.

Доступны лучшие репетиторы

Поехали

Что такое моральные ценности?

Ценности – это моральные/религиозные или культурные убеждения, которые люди принимают, чтобы вести свою жизнь цивилизованным образом. Такие ценности действуют как движущая сила, которая заставляет людей различать, что правильно, а что неправильно. Ценности — это фундаментальные убеждения, которые являются не чем иным, как моральным компасом, который направляет нас к правильным действиям в нашей профессиональной и личной жизни.

Ценности помогают учащимся в различных аспектах жизни, например:

  • Мотивируют или вдохновляют наши действия и отношения.
  • Ценности оценивают то, что для нас важно.
  • Они нужны, чтобы направлять наши действия.
  • Ценности определяют, какими людьми мы хотим быть
  • Ценности определяют, складывается ли наша жизнь так, как мы ожидали.
  • Через ценности мы понимаем, как мы относимся к себе и окружающим.
  • Ценности отображают наше взаимодействие с окружающим миром.
  • Ценности предлагают базовый кодекс поведения в повседневной жизни.

Ценности формируются из традиций, обычаев и норм. Некоторые люди наследуют эти ценности, которые сохраняются из поколения в поколение в их семье или обществе.

Некоторые из распространенных типов ценностей включают:

  • Личные ценности: сочувствие, щедрость, доброта и честность.
  • Социальные ценности: благотворительность, социальная справедливость или защита окружающей среды.
  • Профессиональные ценности: Лидерство, работа в команде или профессионализм.
  • Ценности отношений: дружба, доверие, верность или близость.
Моральные ценности – это различные культурные и религиозные убеждения, которые необходимо принять, чтобы жить цивилизованно.

Почему обучение ценностям так важно?

Подсчитано, что юные ученики лучше умеют выбирать, чем взрослые. Следовательно, всегда есть высокая вероятность того, что школьники быстрее усвоят ценности и станут лучшими профессионалами. Тем не менее, необходимо обучать ценностям при обучении студентов университетов и школьников с раннего возраста.

Помогает им определить себя

Важнейшее значение обучения ценностям учащихся состоит в том, что это помогает им определить себя. Это означает, что студенты могут оценить свою самооценку и понять, что для них важно и как они хотят жить. В результате, зная свои моральные ценности, студенты могут лучше развиваться и процветать в личной и профессиональной жизни.

Дает представление о том, что неправильно, а что правильно

Одной из важнейших причин обучения учащихся ценностям является то, что это дает им четкое представление о том, что неправильно и что правильно. Это позволяет им принимать более взвешенные решения и избегать ошибок, которые могут повредить их жизни. Студенты становятся лучшими профессионалами с лучшим чувством различия между правильным и неправильным, таким образом, делая информированные лица, принимающие решения.

Личные ценности помогают найти лучшую работу

Вы ошибаетесь, если думаете, что наличие престижного диплома, соответствующих навыков и опыта — это единственное, что требуется для получения отличной работы на конкурентном рынке. Существует очевидная потребность в личных ценностях для обеспечения лучшей работы, поскольку вы можете принимать уверенные решения, обеспечивать отличную командную работу и поднимать предприятие на феноменальные высоты.

Лучше прививать ученикам ценности с самого раннего возраста, чтобы они росли и становились лучшими личностями, способными внести позитивные изменения в мир благодаря своей динамичной личности.

Alt-Title : Два ученика готовы к своему образовательному уроку.

Мета-описание : Ученикам лучше обучать ценностям с раннего возраста, чтобы они росли и становились лучшими личностями, способными внести позитивные изменения в мир благодаря своей динамичной личности.

Искры позитива

Учащиеся развивают положительные черты и образ мышления, когда их учат конструктивным личным ценностям. Например, честность, доброта и уважение — это несколько ценностей, которым учителя учат учеников с самого раннего возраста. Исключительно прививает уверенность, решительность, дисциплинированность, целеустремленность, самоотверженность, стойкость и многие другие положительные черты личности.

Позволяет вдохновлять своих сверстников

Важная часть обучения учащихся личностным ценностям заключается в том, что вы превращаете их в личностей, которые вдохновляют других. Таким образом, ваши учения и руководство не ограничиваются только вашими учениками, но также передаются из поколения в поколение. При обучении студентов, которые не решаются учиться во время лекций, дайте им возможность узнать об эффективности ценностей на своем личном опыте, чтобы они могли вдохновлять других, передавая ваши учения.

Люди станут ответственными

Вы воспитываете ответственных людей, обучая учащихся ценностям. Это потому, что они всегда будут проверять свой моральный компас, действуя или принимая решения в определенных ситуациях. Такие ученики вырастают личностями, которые всегда будут понимать, что несут ответственность за свои поступки.

Люди станут уважительными

Сегодняшней молодежи не хватает уважения и достоинства. Это происходит главным образом потому, что репетиторы и учителя не сосредотачиваются на обучении студентов моральным ценностям. Следовательно, они вырастают в личностей, которые не в состоянии понять, как проявлять уважение. Однако вы воспитаете вдумчивое поколение, обучая таким моральным ценностям, как уважение, внимание, почтение, восхищение и т. д. .

Поощряет честность

Улучшает обучение учащихся, обучая ценностям и поощряя честность. Это помогает учащимся поверить в то, что нет ничего плохого в том, чтобы говорить правду, принимая свою ошибку или слабость. Этого можно достичь, если не злиться на студентов и не осуждать их, когда они изливают душу. Было бы полезно, если бы вы вселили в них уверенность в том, что говорить правду не стыдно. Наоборот, лучше выпустить все наружу, чтобы вас можно было исправить.

Создание процветающего сообщества

Студенты — это будущее поколение. В результате создание поколения с необходимыми личными ценностями крайне необходимо, если вы хотите построить процветающее сообщество. Люди должны иметь необходимые основные ценности, такие как уважение, уверенность, честность, финансовая безопасность и доброта, чтобы построить здоровое и счастливое сообщество в будущем.

Создание независимых мыслителей

Большим преимуществом обучения учащихся моральным ценностям является то, что они становятся независимыми мыслителями. Они строят широкие перспективы и могут думать о том, что для них правильно. Они могут принимать лучшие и более выгодные для себя решения, что необходимо для благополучной жизни.

Повышение самосознания

Основная идея обучения учащихся ценностям состоит в том, чтобы помочь им развить исключительное самосознание. Педагогам необходимо учить студентов моральным ценностям, чтобы они могли узнать о себе. Имея моральный компас, студенты могут лучше понять, чего они хотят от жизни и какие решения их устроят.

Как репетиторы могут научить своих учеников ценностям?

Вам может быть интересно, как именно учителя могут эффективно обучать своих учеников ценностям. Вот некоторые из лучших способов убедиться, что ваши ученики правильно усваивают ценности:

Убедитесь, что они научились сочувствию

Истинная суть моральных ценностей заключается в хорошем сочувствии. Это означает, что ваши студенты должны быть эмоционально способны воспринимать, что другие чувствуют в конкретной ситуации. Это вызовет в них чувство заботы, помощи и доброты. Это также устранит негативные черты личности, такие как эгоизм, нарциссизм и многое другое.

Создайте благоприятную среду для обучения

Обучение учащихся моральным ценностям помогает им стать лучше, чего нельзя добиться с помощью ярости или гнева. Создание мягкой, доброй и мирной учебной среды при проведении уроков — лучший способ обеспечить твердое понимание ваших учеников моральных ценностей. Это можно сделать несколькими способами:

  • Позволить учащимся выражать себя без страха.
  • Выпечка печенья для школьников.
  • Время от времени награждайте учащихся за их тяжелую работу.

Это вызовет у учащихся интерес к обучению и внедрению ценностей в свою жизнь.

Поделитесь с ними положительным опытом

Распространенной ошибкой, которую допускают многие преподаватели при обучении ценностям, является передача студентам только теоретических знаний. Они продолжают читать студентам лекции о ценностях и их важности. Они часто пропускают «как вы можете их изучить», часть . Этому можно научить только путем обмена практическим опытом со студентами. Не менее важно рассказывать учащимся о своем или чьем-либо положительном опыте, следуя личным ценностям. Это даст учащимся позитивное мировоззрение, имея ценности, и мотивирует их овладеть ими.

Дает практические сценарии для лучшего формирования характера

Отличный способ убедиться в том, что ваши ученики хорошо усвоили ценности, — дать им практические сценарии для лучшего формирования характера. Вам нужно только дать им реальные сценарии, вероятности или предположения. Вы должны спросить их, как бы они поступили в разных ситуациях. Вы также должны попросить их обосновать свой выбор действий. Таким образом, вы можете исправлять их и одновременно оценивать результаты обучения.

Станьте для них образцом для подражания

Лучший учитель тот, кто становится образцом для подражания для своего ученика. Вы также должны сделать то же самое, если хотите, чтобы ваши ученики эффективно изучали ценности . Учителя и наставники должны в первую очередь следовать и практиковать то, что они проповедуют. Они должны адекватно и правильно использовать моральные ценности в своей повседневной жизни, чтобы вдохновлять своих учеников. Невыполнение этого требования демотивирует студентов и сделает процесс обучения неэффективным.

Информируйте учащихся о том, что происходит, когда вы не следуете ценностям

Очень важно информировать учащихся о плохом опыте и последствиях, которые возникают в результате несоблюдения ценностей. Это делается не для того, чтобы напугать студентов, а для того, чтобы предупредить их о последствиях, с которыми они могут столкнуться, если не будут следовать ценностям.

В двух словах

Ценности — это неотъемлемая характеристика полноценной и процветающей жизни. Отсутствие личных ценностей может превратить вашу жизнь в бессмысленную и абсолютный хаос. Поэтому необходимо иметь фундаментальные личные моральные ценности для построения плодотворной личной и профессиональной жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *