Какие есть интонации: Развитие интонации: речевые упражнения — Школа «КОРОЛЬ ГОВОРИТ!»

Что такое интонация в русском языке, литературе и музыке: значение, виды, функции

Содержание

  • 1 Что такое интонация в русском языке
    • 1.1 Мелодика речи
    • 1.2 Ритм речи
    • 1.3 Тембр речи
    • 1.4 Темп речи
    • 1.5 Интенсивность речи
    • 1.6 Логическое ударение и паузы
  • 2 Виды интонаций в русском языке
  • 3 Интонация в музыке
  • 4 Интонация в литературе

Что такое интонация? Как расшифровывается и что обозначает данное понятие?

Интонация — это совокупность речевых элементов для придания высказыванию смысловой нагрузки и эмоциональной окраски. Ее называют музыкой речи. И неслучайно. Трудна для восприятия монотонно звучащая, не разделенная паузами, речь.

Как мерный стук дождя за окном, она убаюкивает. Чтобы донести до слушателя смысл высказывания, речь должна содержать все богатство интонации, ее мелодию.

Что такое интонация в русском языке

Как видно из определения, интонация речи состоит из элементов.

Мелодика речи

Повышением и понижением голоса одной и той же фразе можно придать разный смысл: утверждение, вопрос, восклицание. Сравните типы интонаций:

  • Тебе понравилось его выступление. Ровный тон снижается к концу предложения. Это — утверждение.
  • Тебе понравилось его выступление? Вопрос звучит более высоким тоном в начале и пониженным — в конце.
  • Тебе понравилось его выступление! В восклицании перепад тона не такой явный, как у вопроса, но это и не повествовательная манера.

Повышением тона можно выделить отдельное слово в восклицательном или вопросительном предложении, например, для уточнения информации:

  • Тебе понравилось выступление?
  • Тебе понравилось выступление! (для более яркой констатации факта).

Из примера видно, что акцент на разных словах меняет смысл всего предложения.

Ритм речи

Паузы и чередование ударных и неакцентированных слов создают ритм.

Это хорошо видно в поэзии.

Ритм — это также выделение голосом ударных слогов в словах, когда они произносятся протяжно или более громко. Например, команды “налЕЕЕво, крУУУгом”.

Владея ритмом речи, можно создавать определенное настроение у своего слушателя. Достаточно сравнить бравурные марши и задушевные колыбельные, чтобы понять это.

Увеличивая ритмичность речи, мы активизируем нервную систему и:

  • побуждаем к действию;
  • приводим в тонус;
  • более убедительно подаем важную информацию;
  • отдаем команды.

При снижении ритма, наша речь становится мягкой, плавной благодаря эмоциональной составляющей. И тогда мы:

  • без труда устанавливаем душевную близость;
  • создаем лирическое настроение;
  • читаем сказки и поем колыбельные;
  • снижаем напряжение у аудитории.

Тембр речи

Речь, не согретая чувством, не затронет слушателя, не коснется струн его души. Это касается даже сугубо деловых выступлений, когда докладчик, периодически отступая от темы, общается с аудиторией.

По тембру речи угадывается отношение человека к предмету разговора, его компетентность, настроение.

С помощью слов, насыщенных эмоциональным содержанием, можно легко донести не только свои мысли, но и выявить подтекст сказанной фразы.

Таким образом, основные элементы позволяют интонации выполнять следующие функции в русском языке:

Темп речи

Темп во многом зависит от свойств личности. Характер, темперамент человека сказывается на его манере говорить. Быстрая, энергичная или медленная, обстоятельная — у каждого оратора своя манера и своя аудитория. Но умение использовать разную скорость произнесения слов и фраз относится к основным навыкам ораторского мастерства.

Интенсивность речи

Интенсивность, или сила звучания, определяется работой мышц речевого аппарата. Громкость голоса может быть разной, например, при выступлении на митинге и на школьном уроке. Варьируя силой голоса, используя умение говорить и громко, и тихо, можно выделять наиболее важные моменты в своей речи.

Логическое ударение и паузы

Ударения необходимы для подчеркивания главных по смыслу слов. Сделать это можно изменением тона, силы звучания, ослаблением темпа или же паузой. Ударение делает речь понятной и облегчает восприятие.

Паузы делят речевой поток на отдельные смысловые фразы. Чрезмерное количество пауз, как и их отсутствие, делает непонятной мысль, которую хотят донести до слушателя.

Виды интонаций в русском языке

Какие интонации бывают? Она может быть повествовательной, вопросительной, восклицательной.

Для повествования характерен выдержанный тон, произношение с легким повышением и понижением голоса в процессе повествования.

При вопросе голос повышается в начале фразы и снижается по завершении, либо делается акцент на одном слове независимо от его местоположения в предложении.

Восклицание определяется повышением тона в конце высказывания и яркостью эмоциональной окраски.

Интонация в музыке

Посредством музыкальных звуков, используя тон, силу звучания, темп, ударения, паузы, ритм, можно образно передать всю гамму чувств и переживаний героев. И не только. Самые разные движения — тоже. Например, спотыкающийся шаг, крадущаяся походка. А стук дождя или порывы ветра! Это все музыкальная интонация!

Значение слова “интонация” в музыке отличается от понятия “интонирование”.

Интонирование — это верное воспроизведение тона при пении или игре на музыкальном инструменте.

В более общем понимании интонирование — это производная, обозначающая использование интонации в своей речи или при исполнении чего-либо.

Интонация в литературе

Интонация в литературе — это умение выразить в словах чувства и переживания героя.

Интонация — это язык чувств и наше отношение к окружающим, это мажор и минор нашего настроения, это разноцветная палитра нашего восприятия, переданная в речи, музыке, литературе.

Поэтическая интонация — Вопросы литературы

Фрагменты из книги «Мастерство поэта».

  1. РОЛЬ ИНТОНАЦИИ

Не надо обладать особым слухом, чтобы различить, что слова в стихе читаются (произносятся) по-разному. То, что мы называем поэтической интонацией, есть свойственное и вообще всякой человеческой речи выделение одних слов на фоне других для привлечения к ним особого внимания. Достигается это ударениями, повышением тона речи или, напротив, его понижением, изменением темпа (убыстрение, замедление), что в свою очередь вызывает разное размещение пауз, особую окраску звуков (тембр).

Если ударение, паузы, темп как-то еще можно «изобразить» в самом тексте, то мелодика, а особенно тембр едва ли подвластны письменной речи.

А между тем роль интонации в поэзии чрезвычайно велика. Вот стихотворение А. Твардовского «Признание». «Я не пишу давно ни строчки про малый срок весны любой», «про дым, и пух цветенья краткий», «про беглый век земных красот», «про цвет рябиновый заката»,

Про то, что мир мне все больней,

Прекрасный и невиноватый

В утрате собственной моей;

 

Что доля мне теперь иная,

Иной, чем в юности, удел, –

Не говорю, не сочиняю.

Должно быть – что ж? – Помолодел!

 

Недаром чьими-то устами

Уж было сказано давно

О том, что молодость с годами

Приходит. То-то и оно.

Обратите внимание на роль переноса в предпоследней строке. Слово «приходит» ставится веско, выделяется. А тем не менее хочется перечитать: не опечатка ли? Ведь, очевидно, молодость проходит, наступает возраст, когда человек как бы смиряется с тем, что реку времени не перегородишь? Но нет! В том-то и суть поэтической логики, которая не всегда совпадает с логикой «утилитарной», что вывод здесь иной, глубинный: та молодость, которая приходит с годами, то чувство полноты жизни, которое приходит на смену торопливой жадности к ней… есть зрелость. О зрелости души стихи эти. Но в стихотворении не было бы той непростой диалектики живого, непосредственного чувства: так-то оно так, зрелость-это неплохо. Но ведь и молодость-то не воротишь. Интонация вздоха

1 («То-то и оно») великолепно передает этот тонкий оттенок: мол, увы, это не совсем так, молодость не приходит, а все-таки проходит.

Представьте, что не было бы интонации, оттеняющей обратный смысл слов, а мысль эта была бы высказана прямо, в лоб. Содержание стихотворения не то что проиграло бы, а попросту стало бы иным – пессимистическим холодом повеяло бы на читателя. А так благодаря тонкому мастерству поэта рождение нового качества – зрелости – сопровождает свойственная этой зрелости мужественная улыбка-светлая, умная, печальная. Но – и гордая…

Это подчеркивание, выделение слов, нужных для выражения мысли стиха, отличается от бытового, разговорного интонирования фразы. На первый взгляд это не заметно.

– Миша ты пойдешь в школу? (Или не пойдешь?)

– Миша, ты пойдешь в шкапу! (Не думай, что я разрешу пропустить занятия.)

– Миша, ты пойдешь в школу? (Может быть, я пойду?)

– Миша, ты пойдешь в школу? (Или в Кино?)

– Миша, ты пойдешь в школу!.. (А не в кино.)

и т. д.

Все это разные оттенки интонации, которые в обычной речи меняют смысл. В поэзии это, так сказать, только начало. Только элементарное смысловое обоснование интонации.

Ее значение в поэзии неизмеримо шире. В общей форме роль интонации в стихе сводится к тому, что она связывает воедино идею в образно-ритмическом развертывании темы. Акценты падают на содержательные моменты, олицетворяющие, символизирующие главную мысль.

Однако – именно в

общей форме! Было бы грубейшей ошибкой полагать, что есть в стихе какие-то главные, «идейные», и не главные, «безыдейные», слова или элементы поэтической речи. Упаси бог, как говорится! Идея воплощается всей суммой художественных средств. Все средства участвуют в реализации идеи.

Основное, о чем еще не раз придется вспомнить, – форма стиха органична. Стих – единство многих сложных факторов. Здесь же речь идет о том, что намечается связь интонации с точным, удачно выбранным эпитетом, с верно вынесенным в рифму знаменательным словом, с естественным дыханием стиха, когда цезура (пауза внутри строки) приходится там, где она имеет и смысловое и ритмическое обоснование и т. п.

Иначе говоря, интонация стиха – один из многих элементов формы. Но главное, на что хотелось бы обратить внимание, – интонация тоже участвует в реализации идеи в образах и ритмах поэзии. Эта связь интонации с идейным смыслом видна, в частности, в том, что, не зная целого, нельзя верно прочитать часть. Интонацию строки, даже строфы угадываешь тогда, когда знаешь общую мысль произведения.

О принципах произнесения стихового слова речь будет идти особо. Здесь же хочется отметить: не случайно бывает, что чтец, весьма внимательно фразирующий частности и срывающий аплодисменты эффектными жестами, оказывается весьма далеким от верного донесения идеи в целом.

Утрирование частностей почти всегда говорит об искажении главного. Лессинг считал, что по одному лишь этому признаку – диспропорции частностей – можно судить о «неоригинальности» вещи2. Интонация должна вскрыть оригинальность замысла.

В поэзии, вследствие свойственной ей уплотненности речи3, динамизации ее и отсюда – повышенной роли слова вообще, отчетливо выступает многозначность его.

(В научной литературе это называется «колеблющимися» признаками основного значения.) Интонация вскрывает и лексический слой.

Ты отошла, и я в пустыне

К песку горячему приник (курсив наш. – В. О.).

 

Так как «отойти» – значит и «умереть» (церковнославянский лексический ряд) и «уйти» (русский), то начало стихотворения- до тех пор, пока не установится ассоциация с церковнославянской лексической окраской, – неясно. А следовательно, интонация начала стиха не может быть построена в единственно верном ключе, по крайней мере до пятой-шестой строк:

Сын Человеческий не знает,

Где приклонить ему главу, –

это первый намек на то, что речь шла выше о смерти.

Итак, интонация – выделение слов в соответствии с данной Мыслью. Но объективно ли звучание стиха? Да, в идеале это так. Автором заложенное интонационное определение существует. Маяковский методом разбивки строк пытался закрепить, поддержать объективное звучание стиха. До него в поэзии это делалось иначе, не так активно и не в графическом выражении.

  1. ИНТОНАЦИЯ И СИНТАКСИС

Б. Эйхенбаум в работе «Мелодика стиха» рассматривает мелодическое строение поэтического синтаксиса.

Интонация в стихе приобретает особый характер, отступая от обыкновенной смысловой, – говорит он. Это отражается и на синтаксисе. Синтаксическая инверсия в русской практической речи почти не ощущается, – так свободна у нас расстановка слов; в речи поэтической же благодаря, тому, что речь обусловлена рамками ритмических членений, расположение слов резко ощутимо. Нарушение привычного порядка слов, образно говоря, как бы увеличено в размерах, проступает отчетливее.

Я думаю, расхождение мелодии стиха и «мелодии» синтаксиса нестиховой речи объясняется тем, что нестиховая речь внеритмична, произвольна по темпу, произвольно слитна в произнесении, а речь стиховая как бы «растянута», размечена во времени. Стих – это речь размеренная, где внутреннее предчувствие логического ударения испытывает своеобразное упругое противодействие со стороны мелодии, построенной ритмом и интонацией напева (размер).

Иными словами: вне стиха интонация речи подчинена только смыслу и чувству. В стихе же еще и мелодии.

Интонация стиха в самых «наиразговорных» сочинениях мелодична. Лишь люди, лишенные слуха, могут говорить о немузыкальности Маяковского. Именно стих Маяковского предельно музыкален, так как ритмически богат. Только музыкальность Маяковского иная. Ведь нервные, угловатые, прерывистые ритмы С. Прокофьева не менее музыкальны, чем уравновешенные «классические симфонии».

Маяковский сжал синтаксис, опустил языковые элементы связывающего, растолковывающего характера, повысил роль метафоры и метонимии, – все это было установкой на экономию языковых средств выражения. Но интонация от этого не стала бедной, однообразно «телеграфной». Большое обилие пауз, резкая акцентировка ударных слогов -речь, обращенная к большой аудитории и рассчитанная на большую силу легких, – существенно изменили характер интонации. Она стала

волевой. Интонация русского стиха как бы подняла свой потолок. Но на этом более широком фоне ощутимее оказались и тихие звуки. После меди оркестра впечатляет соло флейты или пианиссимо скрипок. Усилилась интонация контраста.

Так новый поэтический синтаксис вызвал особую интонацию. Волевая и контрастная, она расширила и масштаб ритма. Чередование ударных слогов ямбов или хореев, дактилей или анапестов, более или менее упорядоченное в стихе классическом, заменилось у Маяковского сложным ритмическим рисунком.

О Маяковском так много говорилось как о риторе и так часто его поэзию противопоставляли напевности классической метрики, что на примере стиха Маяковского, казалось бы, наиболее удобно обосновать точку зрения на стих как на явление сугубо языковое, речевое.

Однако это неверно. «Распев», интонационный период, сохраняется и у Маяковского. Это ощутимо прежде всего на слух. Только «матрицей»»распева» является у Маяковского не размер, а ритмический период. Не метр, а ритмические пропорции ведут «распев» интонации. Может быть, поэтому поэт и говорил, что вначале рождается у него некий музыкальный гул, а слова рождаются из этого ритмического гула.

Когда стих стал отделяться от музыки, лишь меньшинство продолжало видеть его музыкальную природу, большинство же считало, что стих – явление риторики. Но стих – не то и не другое. Стих – явление музыкально-речевое.

И сама риторика в стихах оставалась на музыкальных основах (вплоть и включительно – Маяковский), а самая «музыкальнейшая» из поэзии – поэзия Жуковского – достигалась разве не усилиями риторического синтаксиса:

Чем опять душа полна?

Что опять в ней пробудилось?

Что с тобой к ней возвратилось,

Перелетная весна?

 («Весеннее чувство», 1816)

  1. ИНТОНАЦИЯ И МЕТР

Представьте пловца в шторм. Смельчак подрезает волны и с трудом продвигается вперед, на отливе волны он уже стремительно несется силой засасывающей его инерции, но вот новый вал вбирает пловца и, если он не успел нырнуть, поднимает на свой гребень… Секунда – и ослабевший пловец отброшен далеко назад к берегу. Вот он еще пытается встать на ноги, но тщетно – он попал в самую опасную зону, – его будет волочить взад и вперед сила, которая называется в физике «сложением волн»…

Нечто подобное испытывает в стихе слово:

Служенье муз не терпит суеты;

Прекрасное должно быть величаво;

Но юность нам советует лукаво,

И шумные нас радуют мечты…

 

Торжественная, раздумчивая интонация задана первой строкой – отчетливо равномерной, где слова протяжные (служенье, не терпит) как бы оттеняются чередованием за ними идущих кратких, отрывистых (муз суеты). Так как слово «суеты» вынесено в рифму, «мужская» ударность еще более акцентирует, как бы убыстряет его произношение. Трехмерность первой строки (по структуре своей пятистопного ямба) усугубляет словораздел:

Служенье муз / не терпит / суеты.

По логике метра ударение просится на первый слог – суеты, но по смыслу и по месту в строке (рифма) в слове как бы дважды акцентирован последний слог. Отсюда кульминация строки, естественно возникшая на слоге не тёр, не может также естественно разрядиться, успокоиться, так как слово «суеты» оказывается двуударным в стихе.

Убыстрение в его произношении, выше отмеченное, как бы «стягивает» слоги к рифме, «гонит» их вперед, а кульминационное ударение тер задерживает ритм, сливая последующий слог пит со слогом су; Маяковский бы написал:

Служенье муз

не терпит

суеты.

И этим избежал бы «учебного», метрического прочтения: Служень емуз нетер питсу еты.

Нетрудно заметить, что наибольшее неудобство испытывает в строке слово «суеты», разорванность которого объяснена выше двуударностью логического (и рифменного), с одной стороны, и метрического-с другой, ударений.

Преодолевается разорванность эта не чем иным, как интонационным выделением значимых смысловых отрезков, в том числе и слова«суеты», а не стопы ямба – «еты».

  1. В данном случае и далее в тексте автор характеризует различные типы интонаций в стихе не терминологически, а метафорически.[↩]
  2. Лессинг, Лаокоон, Гослитиздат, М., 1957, стр. 336.[↩]
  3. Ю. Тынянов называет это принципом «тесноты стихового ряда».[↩]

Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.

Уже подписаны? Авторизуйтесь для доступа к полному тексту.

Интонация | Определение, примеры и факты

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Britannica Beyond
    Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Связанный контент

тон | речь | Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *