Какие из перечисленных конфликтов относятся к социальным: Виды социальных конфликтов — причины, понятия, формы

Содержание

METHODS OF SOCIAL CONFLICT MONITORING ORGANIZATION IN A CORPORATION

Тагибова А.А.

ORCID: 0000-0002-6731-5395, Аспирант, Социологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова

МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА В КОРПОРАЦИИ

Аннотация

В данной статье рассмотрены методы организации мониторинга социального конфликта  в корпорации. Выявлено насколько многофакторность феномена социального конфликта ответственности обуславливает многоаспектность подходов к его исследованию. Показано, что для выявления, исследования и анализа феномена социокультурного конфликта в корпорации необходимым является комплексный, системный подход, при котором используются методики различного направления. Проанализировано, что изучение особенностей социокультурного конфликта может быть  проведено посредством использования так называемых социометрических вопросов.

Ключевые слова: социокультурный конфликт,  диагностика взаимоотношений, конфликтология, системно-структурный анализ, социальное явление, механизм регуляции, субъекты/объекты конфликта, социометрическое исследование, взаимоотношения, системная концепция.

Tagibova A.A.

ORCID: 0000-0002-6731-5395,  Postgraduate student, Faculty of Sociology, Lomonosov Moscow State University

METHODS OF SOCIAL CONFLICT MONITORING ORGANIZATION IN A CORPORATION

Abstract

The article looks into methods of social conflict monitoring organization in a corporation. It reveals to what extent factor multiplicity of a social conflict responsibility phenomenon determines the aspect diversity of approaches to its research.   The article shows that a complex, systematic approach using techniques of various directions is necessary to identify, study and analyze a social and cultural conflict phenomenon in a corporation. The analysis indicates that research on social and cultural conflict features can be conducted by means of so-called sociometric questions.

Keywords: social and cultural conflict, relationship diagnostics, conflictology, systematic and structural analysis, social phenomenon, regulation mechanism, conflict subjects / conflict objects, sociometric research, relations, system concept.

Позиционирование конфликта как социального явления в социокультурном поле корпорации и механизмы его регулирования, разрешений и профилактики  представляют собой взаимосвязанные явления. Историческая природа социального конфликта напрямую связана, а точнее, зависит от ценностно-смысловых установок личности, социальных групп и общества в целом и определяет основные тренды и вектор социального развития.

Значимым фактором исследования конфликтов выступает такой показатель как духовно-нравственный кризис современного российского общества, последствия которого оказывают свое влияние на все сферы жизнедеятельности, в том числе и на производственную сферу. С одной стороны, этот процесс объективен, так как российское общество, как и вся современная цивилизация, находится на этапе транзита от традиционного индустриального общества к обществу постиндустриальному, информационному. Происходит мощная трансформация ценностно-смысловых установок. В этих условиях организации социальные группы, индивиды также находятся в условиях нравственных противоречий и духовно-нравственного конфликта.

С другой стороны, феномен социального конфликта выступает как объект манипуляции посредством ценностно-смысловых установок корпоративной культуры и обуславливается позитивными факторами, прежде всего, способностью консолидировать общество и социальные группы, интегрировать их на основе базовых ценностей и культурных установок.

В условиях корпоративных взаимодействий мы говорим о феномене корпоративной культуры, потенциал и ценностные ресурсы которой способны оказывать как сильное культурно-нравственное, так  мощнейшее психологическое воздействие на индивидов, социальные группы и социальные системы в целом. В любом случае, социальный конфликт представляет собой сложное и многогранное явление, сущностные концепты которого лежат, прежде всего,  в плоскости социального, культурного и психологического аспектов, которые позволяют выявить источники конфликтов, обеспечат эффективность его регулирования и разрешения. Кроме того, изучение социального конфликта в корпорации имеет прогностический характер, так как от выявления потенциальных конфликтных зон напрямую зависит развитие корпорации.

Исследование социального конфликта предполагает выработку механизмов регуляции данного социального явления, разработку конкретных механизмов (формальных и неформальных), которые обеспечат высокий уровень лояльности и ответственности членов корпорации, как за личностное поведение, так и за события, участниками или очевидцами которых они являются. Сложность и многофакторность феномена социального конфликта ответственности обуславливает многоаспектность подходов к его исследованию. На сегодняшний день в отечественной и зарубежной конфликтологии оформился системный подход, который предоставляет наиболее эффективные методы изучения социальных конфликтов и, прежде всего, в социальном поле корпоративных взаимодействий. Вместе с тем,  единой системы и комплексного подхода к исследованию конфликтов, который объединял бы методы социального, культурного и психоэмоционального аспектов конфликтных противоречий, нет. Этому есть объективное объяснение, которое лежит в плоскости факторов.

Первый фактор имеет отношение к  масштабам участия в конфликтах (классификация разновидностей конфликтов), которые предполагают взаимодействие разнообразных и различных по своим сущностным характеристикам категорий субъектов конфликта, их статусов и ролей, возраста и опыта, уровня профессионализма, интересов, ценностных установок и т.п. Кроме того, каждая категория субъектов конфликта имеет свои психоэмоциональные особенности и, соответственно, свою реакцию на объект конфликта.

Вторым, немаловажным фактором является фактор социокультурного характера, который обуславливается культурной многогранностью субъектов конфликтов, представленной многочисленными индивидами, социальными группами, со своими ценностно-смысловыми установками, поведенческими стереотипами.

Третий фактор, обуславливающий сложность походов к исследованию социального конфликта в корпорации, определяется

характером психоэмоциональной нагрузки, которую привносит каждый из субъектов конфликта и которая имеет определяющее влияние на все стадии конфликта и механизмы его разрешения.

Основным фактором и концептом изучения социокультурного конфликта в корпорациях выступает целеполагание исследований. В зависимости от того, какую именно цель преследует изучение данного явления, производится подбор инструментария, то есть подбор тех или иных методик, критериев и инструментов анализа получаемых данных.

В настоящее время проблематика  феномена социального конфликта является объектом исследования порядка двадцати областей научного знания. Исследования же феномена социокультурного конфликта значительно расширяет и углубляет рамки исследований, в том числе в областях культурологических и особенно психологических и социопсихологических знаний. Перечисленные выше  факторы, объективные по своей сути, делают исследования социокультурного конфликта в корпорации крайне сложным.  Данная сложность, многоплановость и актуальность исследований предполагает четкое определение и уточнение спектра компонентов, индикаторов, показателей и уровней изучения данного феномена.

Исходя из многогранности феномена конфликта, совершенно справедливо звучит утверждение А. Я. Анцупова о необходимости формировать системную концепцию конфликтов  на основе имеющихся научный знаний. Концепция должна быть способна сформировать основы исследования всей системы конфликтного взаимодействия. Так же она должна объединить практические наработки, которые имеются в разных науках и в результате помочь конфликтологии окончательно выйти на междисциплинарный уровень.[1]

В данном контексте для исследования социокультурного конфликта в корпорации был избран метод системно-структурного анализа, который рассматривает конфликт с учетом:

  1. Структурных особенностей конфликта, что позволит выявить все элементы конфликта, определяющих его структуру как исходя из объективных факторов, так и факторов, имеющих субъективные особенности;
  2. Функциональных особенностей конфликта, позволяющий выявить весь спектр взаимодействий субъектов и объектов конфликта, определить функциональную нагрузку конфликта, возможные модели его разрешения и последствия этих разрешений;
  3. Информационных особенностей конфликта, определяющих не только степень информированности субъектов конфликта, но и все проблемные и ресурсные зоны информационно-коммуникативных связей в корпорации;
  4. Ситуационных особенностей конфликта, позволяющих выявить, проанализировать и дать оценку самому конфликту, как определенного рода ситуации в деятельностном поле корпорации, а также выявить и оценить весь спектр источников, закономерностей и тенденций конфликтных противоречий, которые существуют в социокультурном поле корпорации в их ретроспективе.

Исследование социокультурного конфликта как явления жизнедеятельности корпорации представляет собой многоуровневую систему, которая изучает всю совокупность конфликта, и, прежде всего, на уровне:

  • индивида/группы – субъектов конфликта. На этом уровне выявляются основные подструктуры конфликта – его участники, объект, факторы, определяющие их внешнюю позицию поведения;
  • социальной среды конфликта. Определяется на этом уровне социокультурный плацдарм конфликта, позволяющий определить характеристики структурных элементов конфликта, что позволяет провести более глубокий анализ конфликта;
  • внутренней среды корпорации в целом. На этом уровне выявляется полная структура конфликта, и, прежде всего, его источников и объектов конфликта, предпосылок поведения субъектов конфликта, степень коммуникативных взаимодействий, влияющих на сущность конфликтного процесса;
  • внешней среды корпорации. На этом уровне возможно выявление тех внешних факторов социокультурного характера, которые могут иметь определяющие влияние на структуру корпоративного конфликта, а также выявление элементов внешней среды, во взаимосвязи с которыми находятся структурные элементы конфликта и, прежде всего, его субъекты.

Каждый из представленных уровней обусловлен широким спектром объективных и субъективных факторов социального, психологического и культурного характера, а также рефлексией субъектов конфликта, которая напрямую отражает особенности социокультурного поля жизнедеятельности корпорации, системы корпоративного управления, организационных характеристик и определяет степень участия субъектов конфликта и особенности конфликтного процесса (длительность, степень напряженности, масштабы участия и т.п.).

В данном контексте рефлексия субъектов социокультурного конфликта является важной особенностью, несущей в себя глубинные психоэмоциональные характеристики, которые выступают значимым функциональным компонентом, определяющим готовность/неготовность индивида стать субъектом конфликта. Рефлексию как психологическую способность индивида обращать внимание на собственные взаимодействия (в том числе и конфликтные) с другими людьми, социальными группами, социальной системой в целом на уровне Я, то есть внутренней готовности индивида к действию, наиболее точно определяет  С. Л. Рубинштейн: «С появлением рефлексии связано философское отношение к жизни. Сознание выступает здесь как разрыв, как выход из полной поглощенности непосредственным процессом жизни для выработки соответствующего отношения к ней, занятия позиции над ней, вне ее, для суждения о ней. С этого момента каждый поступок человека приобретает характер философского суждения о жизни, связанного с ним общего отношения к жизни. Другими словами, личность как субъект жизни в каждой ситуации действует в соответствии с необходимостью реализации смысла жизни, что требует от нее большой сознательности и ответственности».[9]

Компонентами личностной рефлексии являются: эмоциональный, мотивационный, когнитивный и поведенческий. Данные компоненты определяют характеристики личностных критериев субъектов конфликтов и выступают показателями их эмоциональных и поведенческих установок для реализации личностных потребностей, интересов и целей в процессе конфликтной ситуации.

Групповая рефлексия субъектов социокультурного конфликта имеет более сложный и многогранный характер, который обуславливается всей совокупностью личностных характеристик членов той или иной группы интересов, участвующих в конфликте. Групповая рефлексия, по своей сути и содержанию, представляет собой комплексную структурно-динамическую организацию/систему, структурообразующими элементами которой  являются определенные качества. К ним относятся  взаимодействие и  взаимопонимание, а так же взаимосогласование, рефлексия личностная и интеллектуальная. Эти компоненты обеспечивают уровень, а так же  содержание групповой активности. Для гарантии эффективности  решения задач конфликта компоненты так же очень важны. Основным условием для функционирования групповой рефлексии социокультурного конфликта является преобладающее положение коллективистической позиции, выражаемое в разделении  параметров позиций, векторов направленности и сложившихся контактов, а также в реализации субъектами социокультурного конфликта своих стратегий в контексте возможных моделей интеграции (модель «единство-интеграция») и дезориентации (модель «единство-дифференциация»).

Компоненты и критерии выступают показателями готовности и способности индивида и/или социальной группы стать субъектом социокультурного конфликта. В данном контексте эффективной представляется система показателей/индикаторов, предложенная А.Я. Анцуповым и С.В. Баклановским [2] и позволяющая выявить вышеизложенные компоненты и критерии. (Рисунок 1.)

Рис. 1 — Система показателей, критериев и индикаторов оценки конфликта

 

Показатели, позволяющие выявить наиболее существенные стороны конфликта, являются критериями или критериальными показателями — П3 = Кр.1, П5 = Кр.2, П8 = Кр.3 и П12 = Кр.4

Показатели или критерии, характеристики которых изменяются непосредственно, то есть существует признаки изменения их непосредственного восприятия, по которым идет оценка показателя или критерия  называются индикаторами. Показатель или критерий может быть оценен несколькими индикаторами.

Для выявления, исследования и анализа феномена социокультурного конфликта в корпорации необходимым является комплексный, системный подход, при котором используются методики различного направления – методы исследования ценностно-смысловых установок, методы исследования процесса и динамики социокультурного конфликта, а также методы исследования рефлексии субъектов социокультурного конфликта.

Проведенный анализ многочисленной литературы по теме методов исследования конфликтов в организации позволяет с точки зрения синтеза двух подходов к изучению социокультурного конфликта утверждать, что наиболее эффективными  являются следующие  методики:

  1. Диагностика стратегий поведения в конфликте – тест-опросник «Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению Томаса Киллмена».[7]
  2. Методика диагностики самооценки мотивации одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна; [8]
  3. Методы социометрической диагностики;[5]
  4. Тест Г. Айзенка по определению темперамента;[6]
  5. Методика А.Я Анцупова (Модульный социотест (МСА)).[3]

Раскроем ниже содержание данных методик в целях обоснования их использования при выявлении особенностей социокультурного конфликта в корпорациях.

  1. Опросник Томаса-Киллмена предназначен для изучения личностной предрасположенности субъекта исследования к конфликтному поведению, а так же для выявления персональных стилей разрешения конфликта. Н.В. Гришиной тест был адаптирован для России.[4] Автор, описывая типы поведения людей в ситуациях конфликта применяет, двухмерную модель их регулирования. Главными измерениями в модели являются кооперация и напористость. Кооперация связана с вниманием человека к интересам других участников конфликта, а напористость определяется защитой собственных интересов. Кооперацией и напористостью определяют способы решения конфликтных ситуаций:
  • соревнование (конкуренция), как достижение своих интересов в ущерб другой стороны;
  • приспособление, то есть принесение собственных интересов в определенную жертву ради определенной выгоды;
  • компромисс;
  • избегание, характеризуемое отсутствием стремления к     кооперации и тенденции  достижения поставленных целей;
  • сотрудничество, при котором участники возникшей ситуации приходят к альтернативному решению приемлемому для всех сторон.

В опроснике раскрывается каждый из перечисленных вариантов 12-ью характеристиками о возможном  поведении индивида в возникшей конфликтной ситуации. Характеристики  представлены в различных сочетаниях, которые сформированы по 30 пар. В каждой паре респонденту  то характеризующее суждение,  которое наиболее точно отражает  его поведение. В основе опросник заложены следующие идеи: ни один из субъектов конфликта не достигнет успеха, если будет его избегать; при использовании конкуренции, приспособления и компромисса в конфликтной ситуации возможен либо выигрыш одного участника и проигрыш другого, или оба не  проигрывают в случае принятия компромиссного решения; две стороны конфликтной ситуации могут оказаться в выигрыше только в случае использования способа  сотрудничества.

  1. Методика диагностики самооценки мотивации одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна. Эта методика применяется для оценки правдивости высказываний респондентов. При проведении оценки согласно критериям, чем выше показатель итогов «мотивация одобрения» получат участники, следовательно, тем выше у них наблюдается способность представлять себя перед обществом,  как индивида соответствующего социальным нормам и требованиям. Низкие показатели характеризуют респондента неспособного принять  традиционные коллективные нормы, или как обладающего повышенной  требовательностью к себе.
  2. Методы социометрической диагностики. Данные методы представляют собой высокоэффективный способ исследования отношений в сфере эмоций внутри небольшой по размерам социальной группы,  представляющей собой определенный способ количественной оценки групповых взаимоотношений. Данные методы помогают выявить как отрицательные так и положительные взаимодействия в группе, таким образом определяя личные предпочтения с кем из сотрудников на данный момент сформированного коллектива будет наиболее комфортнее сотрудничать, а кого бы хотелось избегать в процессе работы. Этот метод позволяет определить имеющуюся популярность, или наоборот непопулярность субъектов коллектива, исследовать типологию  поведения людей в условиям социума в процессе коллективного взаимодействия, раскрыть неформальную структуру группы, так же рассчитать степень социально-психологической совместимости ее субъектов, что является важным для исследований конфликтов социокультурного характера.

Исследование в группе с помощью социометрической технологии  выстроено на положении выбора принятия  или отвержения  респондентами возможных партнеров для совместной деятельности, или проведения внерабочего  времени.     Опираясь на количество полученных положительных или отрицательных показателей выбора от других участников группы, можно определить популярность и авторитет  человека. Учитывая общее количество  членов коллектива при социометрическом исследовании, и  число теоретических вариантов  возможного выбора, а также число действительных выборов, как односторонних, так и взаимных, проведенных сотрудниками в коллективе, то можно вычислить  интеграцию и  степень сплоченности коллектива.

Изучение особенностей социокультурного конфликта может быть  проведено посредством использования так называемых социометрических вопросов. Социометрический вопрос отличается  от обычного тем, что ответом на него является не значение признака, измеренное в шкале, например, номинальной, порядковой или метрической, а фамилия или идентификационный номер того или иного члена группы. Результаты социометрического исследования проводятся посредством фиксирования выбора  в заготовленных социоматрицах. Затем подсчитывается количество индивидуальных   и  взаимных  выборов.

Определение показателей  социометрического исследования  и их интерпретация  является следующим этапом работы. Показателями социометрического исследования   выступают:

  • Социометрический статус в системе межличностных взаимоотношений.

Социометрический статус определяется  числом полученных участником выборов. Участники могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из 4-х статусных категорий:

  1. «Звезды»- 5 и более выборов;
  2. «Предпочитаемые» — 3-4 выбора;
  3. «Принятые» — 1-2 выбора;
  4. «Отверженные» — 0 выборов.

1-ая и 2-ая статусная группы являются благоприятными.

Исходя из  этого, можно определить  статус каждого субъекта группы, то есть степень желанности его в  межличностных отношениях. Это позволяет  оценить эмоциональный климат группы в общем, и для каждого сотрудника в частности.

  • Уровень благополучия взаимоотношений.

Уровень благополучия взаимоотношений определяется  как высокий, если большинство в группе попадает  в  (1 и 2) статусные категории. При одинаковом соотношении категорий обозначается как средний уровень. При преобладании с неблагоприятным статусом уровень определяется как низкий, характеризующий неблагополучие большинства в межличностных отношениях.

  • Индекс изолированности (ИИ).

Группа обладает хорошим уровнем  благополучия, если в ней нет изолированных сотрудников или их показатель достигает 5-6%. Когда показатель 15-25%, то группа является менее благополучной.

  1. Тест Г. Айзенка по определению темперамент. Тест выявляет один из четырех типов темперамента человека:
  • сангвиник;
  • холерик;
  • флегматик;
  • меланхолик.
  1. Модульный социотест А.Я. Анцупова. Социотест используется для комплексной диагностики межличностных взаимоотношений, в том числе и  конфликтов в группе. Имея модульную структуру, он  включает  в себя две базовые и несколько дополнительных измерительных шкал. Исходя из целей  исследования, опросный лист состоит из семи-девяти вопросов. Методика позволяет оценить реальную деятельность и взаимоотношения каждого участника коллектива, за достаточно длительное время, что способствует объективности. Так же тест учитывает все взаимоотношения в группе, выявляя и конфликты и общий характер взаимоотношений и возможности коллектива, лидеров и аутсайдеров.  10-балльная оценочная шкала теста повышает точность оценок.

Список литературы / References

  1. Анцупов А. Я., Баклановский С. В. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие. — 2-е изд., пере- раб. — СПб.: Питер, 2009. —  С. 49.
  2. Анцупов А. Я., Баклановский С. В. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие. — 2-е изд., пере-раб. — СПб.: Питер, 2009.- С. 58.
  3. Анцупов А. Я., Баклановский С. В. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие. — 2-е изд., пере- раб. — СПб.: Питер, 2009. — С. 76-79.
  4. Гришина Н. В. Психология конфликта. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. – С. 164-172
  5. Гусев С. Когда эмоции берут верх. Конфликт в трудовом коллективе и его разрешение // Служба кадров, 2001.-№ 4. — С. 47-49.
  6. Личностный опросник Г. Айзенка. Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по Айзенку. Методика определения темперамента URL: http://psycabi.net/testy/369-lichnostnyj-oprosnik-g-ajzenka-test-na-temperament-epi-diagnostika-samootsenki-po-ajzenku-metodika-opredeleniya temperamenta (дата обращения: 27.04.2016)
  7. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению Томаса-Киллмена. URL: http://www. psychologos.ru/articles/view/test_tomasa_-_tipy_povedeniya_v_konflikte. (дата обращения 21.04.2016)
  8. Методика диагностики самооценки мотивации одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна. URL: http://testoteka.narod.ru/lichn/1/05.html. (дата обращения; 21.04.2016)
  9. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. — СПб.: Питер, 2003. — С. 366- 367.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Ancupov A. Ja., Baklanovskij S. V. Konfliktologija v shemah i kommentarijah: Uchebnoe posobie. — 2-e izd., pere- rab. [Conflictology in charts and comments: Study manual. – 2nd edition, reworked]  — SPb.: Piter, 2009. — P. 49. [In Russian]
  2. Ancupov A. Ja., Baklanovskij S. V. Konfliktologija v shemah i kommentarijah: Uchebnoe posobie. —  2-e izd., pere-rab. [Conflictology in charts and comments: Study manual. – 2nd edition, reworked] — SPb.: Piter, 2009.-  P. 58. [In Russian]
  3. Ancupov A. Ja., Baklanovskij S. V. Konfliktologija v shemah i kommentarijah: Uchebnoe posobie. — 2-e izd., pere- rab. [Conflictology in charts and comments: Study manual. – 2nd edition, reworked] — SPb.: Piter, 2009. — P. 76-79. [In Russian]
  4. Grishina N. V. Psihologija konflikta. — 2-e izd. [Conflict psychology. – 2nd edition] — SPb.: Piter, 2008. – P. 164-172 [In Russian]
  5. Gusev S. Kogda jemocii berut verh. Konflikt v trudovom kollektive i ego Razreshenie [When emotions get the upper hand. Conflict in the workplace and its solution] // Sluzhba kadrov [Human Resources Department], 2001. — № 4. — P. 47-49. [In Russian]
  6. Lichnostnyj oprosnik G. Ajzenka. Test na temperament EPI. Diagnostika samoocenki po Ajzenku. Metodika opredelenija temperamenta [G. Ajzenka Individual Questionnaire: EPI temper test. Ajzena self-esteem diagnostics. Methodology of temper determination] URL: http://psycabi.net/testy/369-lichnostnyj-oprosnik-g-ajzenka-test-na-temperament-epi-diagnostika-samootsenki-po-ajzenku-metodika-opredeleniya temperamenta (date — 27. 04.2016) [In Russian]
  7. Metodika diagnostiki predraspolozhennosti lichnosti k konfliktnomu povedeniju Tomasa-Killmena. [Thomas-Killmen individual conflict propensity diagnostics technique] URL: http://www.psychologos.ru/articles/view/test_tomasa_-_tipy_povedeniya_v_konflikte (date – 21.04.2016) [In Russian]
  8. Metodika diagnostiki samoocenki motivacii odobrenija D. Marlou i D. Krauna. [D. Marlou and D. Krauna approval motivation self-esteem diagnostics technique] URL: http://testoteka.narod.ru/lichn/1/05.html (date – 21.04.2016)  [In Russian]
  9. Rubinshtejn S.L. Bytie i soznanie. Chelovek i mir. [Existence and conscientiousness. A person and the world] — SPb.: Piter, 2003. — P. 366- 367. [In Russian]

Гражданская оборона

Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 № 171-ФЗ).

    Основными задачами в области гражданской обороны являются:
  • подготовка населения в области гражданской обороны;
  • оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  • эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; 
  • предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
  • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  • первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  • борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
  • обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению;
  • санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;
  • восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  • срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
  • срочное захоронение трупов в военное время;
  • обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  • обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
  • Требования в области гражданской обороны  – специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Мероприятия по гражданской обороне  — организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Территория, отнесённая к группе по гражданской обороне — территория, на которой расположен город или иной населённый пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нём объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

      Руководство гражданской обороной
  • Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
  • Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.
  • Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления.
  • Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
  • Схема управления гражданской обороной в Российской Федерации


    Основы государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утверждённые Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 года № 696

    Целью  государственной политики в области гражданской обороны является обеспечение необходимого уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях.

    Задачами государственной политики в области гражданской обороны являются:

    а) совершенствование с учетом современных требований нормативно-правовой и нормативно-технической базы в области гражданской обороны в части, касающейся защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

    б) завершение реконструкции систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, и создание в установленном порядке локальных систем оповещения;

    в) повышение качества подготовки должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций к выполнению мероприятий по гражданской обороне;

    г) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны;

    д) обеспечение эффективного функционирования сил и средств гражданской обороны, поддержание необходимого уровня их готовности к использованию по предназначению, оснащение их современным вооружением и специальной техникой;

    е) формирование условий для дальнейшего развития системы обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне с учетом экономических, географических и других особенностей регионов;

    ж) оптимизация мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, а также повышение эффективности их выполнения;

    з) внедрение современных технологий защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, с использованием технических средств, созданных отечественными производителями;

    и) своевременный учет тенденций изменения характера современных вооруженных конфликтов и проявлений экстремизма;

    к) формирование новых подходов к организации и ведению гражданской обороны, обеспечивающих необходимый уровень защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, характерных для определенных территорий Российской Федерации, при минимальном уровне финансовых и материальных затрат.

    Приоритетными направлениями государственной политики в области гражданской обороны являются:

    а) совершенствование нормативно-правовой, нормативно-технической и методической базы в области гражданской обороны с учетом изменений, вносимых в законодательные акты Российской Федерации, и внедрения в Российской Федерации системы стратегического планирования;

    б) совершенствование системы управления гражданской обороной, систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

    в) совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

    г) развитие сил гражданской обороны путем совершенствования их организации и подготовки к использованию по предназначению, а также путем повышения уровня их оснащенности современной специальной техникой;

    д) повышение качества подготовки населения в области гражданской обороны;

    е) развитие международного сотрудничества в области гражданской обороны.

    Нормативные правовые акты в области гражданской обороны в Российской Федерации

    Федеральные конституционные законы

    1. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении».

    2. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».

    Федеральные законы

    1. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации».

    2. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

    3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» .

    4. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

    5. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве».

    6. Федеральный закон от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно- спасательных службах и статусе спасателей».

    7. Федеральный закон от 9 января 1996 г. 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения».

    8. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

    9. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне».

    10. Федеральный закон от 27 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

    11. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

    12. Федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в части касающейся полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области гражданской обороны.

    13. Федеральный закон от 9 февраля 2000 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

    14. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании в Российской Федерации».

    15. Федеральный закон от 07 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи».

    16. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

    17. Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации».

    18. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

    19. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности». Федеральный закон от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране».

    20. Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ Об использовании атомной энергии

    21. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

    Указы Президента Российской Федерации

    1. Указ Президента РФ от 20.12.2016 N 696 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года».

    2. Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. № 1265 «О спасательных воинских формированиях МЧС России».

    3. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

    4. Указ Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или 

    о возникновении чрезвычайных ситуаций».

    5. Указ Президента РФ от 2 июля 2005 г. № 773 «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации 

    и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти».

    6. Основы единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2020 года (утверждены Президентом Российской Федерации 3 сентября 2011 г. № ПР-2613).

    7. Основы государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и террористических актов на период до 2020 года утвержденные Президентом Российской Федерации 15 ноября 2011 года №Пр-3400.

    8. Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года утвержденные Президентом Российской Федерации 1 марта 2012 года № Пр-539.

    Постановления Правительства Российской Федерации

    1. Постановление Совета Министров Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 177 «Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения РФ в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени».

    2. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов».

    3. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 1998 г. № 1149 

    «О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне».

    4. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 г. № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны».

    5. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309 

    «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны».

    6. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2000 г. № 227 

    «О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне».

    7. Постановление Правительства РФ от 27.04.2000 г. № 379 «О накоплении, хранении 

    и использовании в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств».

    8. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841 

    «Об утверждении положения об организации обучения населения в области гражданской обороны».

    9. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547 

    «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

    10. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

    11. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. № 385 

    «О федеральной противопожарной службе».

    12. Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. № 725 «О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти».

    13. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 

    «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации».

    14. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 305 

    «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны».

    15. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 «Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

    16. Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно- спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя».

    17. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.1997 № 334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

    Совместные приказы, приказы других министерств и ведомств

    1. Совместный приказ МЧС России, МВД России, ФСБ России от 31.05.2005 № 428/432/321 

    «О порядке размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций».

    2. Совместный приказ МЧС России, Минкомсвязи России и Минкультуры России от 07.12.2005 № 877/138/597 «Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения» (зарегистрирован в Минюсте России 3 февраля 2006 г., регистрационный номер 7443).

    3. Приказ МЧС России, Министерства информационных технологий и связи России 

    и Министерства культуры и массовых коммуникаций России от 25.07.2006 № 422/90/376 

    «Об утверждении Положения о системах оповещения населения».

    4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4.05.2012 № 477н 

    «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи».

    5. Приказ Минздрава России от 08. 02.2013 № 61н «Об утверждении требований к комплектации медицинскими изделиями укладки санитарной сумки для оказания первой помощи подразделениями сил гражданской обороны».

    6. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.02.2013 г № 70н «Об утверждении требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями комплекта индивидуального медицинского гражданской защиты для оказания первичной медико- санитарной помощи и первой помощи».

    Приказы МЧС России

    1. Приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны».

    2. Приказ МЧС России от 27. 05.2003 № 285 «Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля».

    3. Приказ МЧС России от 19.01.2004 № 19 «Об утверждении перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно- методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов российской федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований».

    4. Приказ МЧС России от 21. 07.2005 № 575 «Об утверждении порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время».

    5. Приказ МЧС России от 01.10.2014 № 543 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты» (взамен приказа МЧС России от 21.12.2005 № 993).

    6. Приказ МЧС России от 18.12.2014 № 701 «Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне».

    7. Приказ МЧС России от 13.11.2006 № 646 «Об утверждении Перечня должностных лиц и работников гражданской обороны, проходящих переподготовку или повышение квалификации в образовательных учреждениях МЧС России, в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований».

    8. Приказ МЧС России от 14.11.2008 № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях».

    9. Приказ МЧС России от 26.06.2012 № 358 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны». .

    10. Приказ МЧС России от 22.04.2013 № 276 «Об утверждении Перечня регламентирующих документов по организации планирования и управления деятельностью в системе МЧС России».

    11. Приказ МЧС России от 22.01.2013 № 33 «Об утверждении Порядка реализации и отмены дополнительных мер по защите населения и территорий от ЧС».

    12. Приказ МЧС России от 24.04.2013 № 284 «Об утверждении инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по ГО, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

    Прочие регламентирующие документы

    СП 88.13330.2014 «Защитные мероприятия гражданской обороны. Актуализированная редакция СНИП II-11-77*».

    Ведомственные нормативные акты, планирующие документы и мероприятия в области гражданской обороны проводимые в Минобрнауки России

    Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 16 сентября 2019 г. № 774 «Об утверждении Положения о структурном подразделении (работниках) в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации и его территориальных органах, уполномоченном на решение задач в области гражданской обороны».

    Положение об организации и ведении гражданской обороны в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации .

    Положение об Отделе мобилизационной подготовки и гражданской обороны – уполномоченном структурном подразделении Минобрнауки России на решение задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

    План мероприятий Минобрнауки России по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утверждённый Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 года № 696.

    Приказ об организации подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера федеральных государственных гражданских служащих Минобрнауки России.

    Приказ об организации подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера федеральных государственных гражданских служащих Минобрнауки России в 2019 году.

    Об организации подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации

    Ресурсы и социальная стабильность играют большую роль в формировании социальных изменений после конфликта

    Краткое изложение:

    Карденас, Д., и де ла Саблоньер, Р. (2020). Межгрупповой конфликт и процесс социальных изменений: подобные конфликты, разные внутригрупповые процессы. Мир и конфликт: журнал психологии мира. Предварительная онлайн-публикация. https://doi.org/10.1037/pac0000455

    Предыстория и теория

    В этой статье делается попытка понять, как межгрупповой конфликт формирует социальные изменения, и какие основные факторы существуют в этом процессе. Прежде всего, в статье оценивается, как общество выглядит до возникновения межгруппового конфликта, и какие ресурсы доступны, и предполагается, что оба эти фактора играют ключевую роль в том, способна ли нация осуществить социальные изменения или же их захлестнут последствия межгруппового конфликта. конфликт.

    Вопросы исследования

    В своей статье авторы задают следующие вопросы:

    1. Как стабильность общества до межгруппового конфликта способствует социальным изменениям и какова роль ресурсов в этом?
    2. Влияют ли приведенные выше ответы на уровень насилия, который может возникнуть в постконфликтный период?

    Методы

    Авторы приводят аргументы в пользу своей гипотезы, оценивая, как социальные изменения и межгрупповой конфликт обычно понимаются и изучаются с помощью психологии, и как межгрупповой конфликт играет роль внутри группы (что в конечном итоге влияет на исход конфликта). ). Также было рассмотрено определение насилия, а также теория сохранения ресурсов (COR) и ее четыре следствия. Наконец, они провели тематическое исследование двух очень похожих террористических атак, которые произошли в Новой Зеландии и Египте.

    Авторы используют собранную информацию, чтобы сформулировать свою гипотезу и решить свой вопрос, поскольку они подробно изучают теракт 2019 года в мечети в Новой Зеландии и теракт в 2011 году в церкви в Египте (который затем спровоцировал «арабскую весну»). ). Эти два тематических исследования были выбраны из-за их схожих событий с точки зрения политической и религиозной принадлежности и жертв, а также их различий между реальными обществами каждой нации до и после событий.

    Результаты

    Результаты показали, что в приведенных выше примерах основная причина, по которой в Новой Зеландии произошли небольшие социальные изменения, а в Египте произошло полное искоренение их общества в то время, во многом связана с их социальным статусом до событий. и, более конкретно, ресурсы, доступные для страны и вовлеченных групп. Важно отметить, что насилие в этой статье больше относится к неудовлетворению человеческих потребностей, чем к чисто физическому ущербу.

    С учетом сказанного, а также из-за того, что в Египте было меньше доступных ресурсов, чтобы зависеть от того, когда произошел конфликт, вовлеченные группы пострадали гораздо сильнее, и в конечном итоге произошло гораздо больше насилия, чем в Новой Зеландии, где был высокий уровень стабильность и много ресурсов, которые нужно использовать. В соответствии с теорией COR это объясняется тем, что вовлеченные группы могут чувствовать угрозу во многих областях, а отсутствие надлежащих гарантий удовлетворения их потребностей (будь то финансовая, физическая безопасность и т. д.) усугубляет существующие проблемы.

    Что это означает
    • Страны и группы, обладающие большей стабильностью и ресурсами, на которые можно опереться, будут иметь больше привилегий в формировании социальных изменений после межгруппового конфликта, чем те, у которых нет таких же ресурсов и стабильности.
    • Авторы лучше всего резюмируют это своим заключительным утверждением: «Понимание роли ресурсов в процессе социальных изменений необходимо для перехода от психологического изучения конфликта к психологии мира» (Cárdenas & de la Sablonnière, 2020, p. 10).
    • Что касается международных конфликтов, нам полезно понимать, что, когда можно добиться улучшений внутри общества или страны, ее правительства и способности людей чувствовать себя уверенными в том, что их потребности удовлетворяются, мы с меньшей вероятностью увидим неразрешимые конфликты и массовые сдвиги в обществе после межгруппового конфликта. Наоборот, когда возникает неизбежный межгрупповой конфликт, появляется больше возможностей достичь примирения и помочь привести социальные изменения к положительному результату.

    Заключительный вывод

    Для консультантов: Чем меньше конфликт затрагивает кого-то финансово, эмоционально и т. д., тем легче будет его разрешить. Если клиент чувствует угрозу потери чувства идентичности, понимания или комфорта, ему может быть труднее смягчить эти опасения и решить то, что под рукой. Если есть способы помочь развеять эти страхи или реалии, это может иметь значение в решении насущных проблем.

    Для всех: Хотя это немного более широкое понятие, из этого исследования можно сделать один вывод: важно, чтобы окружающие вас понимали и чувствовали поддержку. Это может иметь большое значение с точки зрения эмоционального благополучия и ощущения силы и поддержки для мирного разрешения конфликта.

     

     

    Глава 27. Совместная работа во имя расовой справедливости и интеграции | Раздел 9. Преобразование конфликтов в различных сообществах | Основная часть

    Узнайте, как разрешать и использовать конфликты для наращивания потенциала групп для создания альянсов.

     

    • Что такое трансформация конфликта?
    • Почему важно трансформировать конфликты в различных сообществах?
    • Как можно трансформировать конфликты?
    • Какие трудности возникают при преобразовании конфликтов?

    Что такое трансформация конфликта?

    Конфликты являются естественной частью нашей жизни. Некоторые люди склонны избегать конфликтов, в то время как другие склонны противостоять им. Некоторые культуры поощряют своих членов подчиняться, в то время как другие поощряют своих членов бросать вызов.

    Конфликты могут возникать между двумя или более людьми из-за различий в характере, ценностях и мнениях. Когда возникает конфликт такого типа, можно использовать методы разрешения конфликта, чтобы помочь сторонам найти мирное решение разногласий. Когда конфликт разрешен, обе стороны могут уйти, чувствуя себя довольно или очень довольными.

    Конфликты также могут возникать между двумя или более организациями или общественными группами. Эти конфликты могут быть связаны не только с индивидуальными различиями, но и с разногласиями, увековеченными невежеством и нетерпимостью, дискриминацией и историей страха и враждебности. В таких случаях разрешения конфликтов между людьми может быть недостаточно. Затронутые группы должны не только примирить свои разногласия; они также должны укреплять свою способность ценить друг друга, создавать альянсы и находить точки соприкосновения, чтобы изменить системы, поддерживающие их разделение. Они должны трансформировать свои конфликты.

    Трансформация конфликтов, таким образом, представляет собой процесс, посредством которого конфликт разрешается и используется для наращивания потенциала групп для развития союзов, которые ценят равноправные отношения, способствуют гармонии и приводят к системным изменениям.

    Почему важно трансформировать конфликты в различных сообществах?

    В разнообразном сообществе, состоящем из двух или более этнических или культурных групп, конфликты чаще возникают из-за:

    • Различий в групповой идентичности, которая формируется культурными ценностями группы, историей, социально-экономическим статусом и восприятием сила.
    • История враждебного взаимодействия и дискриминации.
    • Дезинформированные стереотипы и представления, вызванные предвзятым отношением и другими внешними воздействиями (например, средствами массовой информации).

    Преобразование конфликтов, вызванных этими причинами, требует времени, терпения, смирения, долгосрочных обязательств и готовности доверять и идти на риск совершения ошибок. Но усилия того стоят, потому что разнообразие обогащает нашу жизнь и наши сообщества, а разнообразие невозможно устранить. Глобальные изменения и стихийные бедствия (изменение климата, землетрясения, ураганы), войны, экономические спады и другие факторы вызывают перемещение различных групп людей в страны, штаты, города и сообщества и из них. Конфликт динамичен и постоянно развивается. Поэтому важно уметь трансформировать конфликты для создания и поддержания более прочных союзов и сообществ.

    Как можно трансформировать конфликты?

    Существует четыре основных шага к трансформации конфликта. На каждом этапе можно использовать различные методы для продвижения процесса к положительному результату. Помните, трансформирующий конфликт — это процесс, а не отдельное событие или действие. На практике не всегда ясно, на каком этапе вы и ваша группа находитесь. Вы можете потратить много времени на работу над одним этапом, прежде чем перейти к следующему. Вы и еще несколько человек можете быть готовы перейти к следующему шагу, а остальная группа — нет. Когда это произойдет, не пытайтесь продвигаться вперед без всех. Попробуйте и поработайте вместе, чтобы выяснить, что сдерживает некоторые группы и что потребуется, чтобы двигаться вперед вместе. Самая важная функция этих шагов — предоставить вам общую структуру и направление для ваших усилий, а также напомнить вам об определенных компонентах, которые необходимо учитывать в процессе.

    • Все группы, затронутые конфликтом, должны признать наличие проблемы и взять на себя обязательство работать вместе, чтобы разрешить конфликт. (Подтверждение)
    • Группы должны выявить коренные причины конфликта, сделать их явными и коллективно согласовать. (Сверка)
    • Участвующие группы должны выработать общее видение того, что они могут делать вместе и как они могут это делать. (Представьте и разработайте стратегию)
    • Группы должны определить, что им нужно, чтобы поддерживать свою способность продолжать совместную работу по управлению или устранению причин конфликта и укреплению мира. (Сустейн).

    Подтверждение : Признание конфликта — первый шаг к его разрешению. Это нелегкий шаг, особенно когда история и плохие отношения привели к болезненным переживаниям, таким как оскорбления или смерть. Некоторые реагируют тем, что дистанцируются от конфликта или активно выступают против другой группы в качестве своего решения. Некоторые отрицают свое участие в поддержании конфликта. Признание того, что проблема существует и что есть другие, возможно, более эффективные способы решения этой проблемы, являются трудными, но жизненно важными первыми шагами. Без подтверждения никто не возьмется за работу по решению проблемы. Таким образом, признание важно для возможности перейти к следующему этапу примирения разногласий.

    Какие методы помогают группам осознать проблему и начать совместную работу?

    • Содействие диалогу между группами для выяснения конфликта
    • Предоставьте группам информацию, чтобы показать им, как на них всех влияет та или иная проблема и как совместная работа служит их цели, или создайте безопасное место, где можно провести этот диалог.
    • Соберите лидеров, которые публично заявят, что пора решать проблемы, а не позволять плохой ситуации ухудшаться.
    • Проведите встречи с лидерами групп, чтобы обсудить важность примирения.
    • Помогите составить публичное заявление об обязательствах, в котором группы обещают попытаться урегулировать свои разногласия.

    Признание и включение культурных традиций и ресурсов, которые могут способствовать или препятствовать трансформации конфликта. Например, языковые различия могут помешать этому процессу. В то же время социальные сети в группе, позволяющие быстро распространять информацию из уст в уста, могут быть ресурсом для обмена знаниями

    Можете ли вы придумать какие-либо другие способы помочь различным группам в вашем сообществе осознать проблему, взять на себя обязательство работать вместе и определить коренные причины их конфликта?

    Латиноамериканские и афроамериканские родители обвиняют друг друга в плохой успеваемости своих детей в школе. На недавних публичных мероприятиях вспыхнули страсти и обменялись обвинениями. Некоторые родители опасаются, что в школе могут произойти худшие вещи. Афроамериканские родители считают, что не говорящие по-английски учащиеся отнимают у учителей время у их детей, в результате чего их дети не учатся. Латиноамериканские родители считают, что учителя слишком заняты, предлагая мероприятия по предотвращению рисков для афроамериканских детей, лишая их детей должного внимания. Латиноамериканские родители попросили общественную организацию что-то сделать с этой проблемой. Строитель сообщества собрал информацию обо всех достижениях учащихся. Создатель сообщества признал, что то, что он сам латиноамериканец, может не помочь афроамериканским родителям доверять ему. Поэтому он тесно сотрудничал с афроамериканским коллегой и использовал их партнерство в качестве примера межкультурного сотрудничества. Они вдвоем провели отдельные встречи с обеими группами родителей. Во время каждой встречи они представляли информацию о достижениях и просили участников поделиться своим мнением о своих целях и мечтах в отношении своих детей, а также об их восприятии конфликта и друг друга. Они собрали вместе представителей каждой из групп и организовали диалог между группами, чтобы помочь им прояснить и поделиться своим восприятием конфликта. Группы обсудили последствия продолжающегося конфликта и то, как он повредит их сообществам и детям. Группы также представляли множество возможных решений, не влекущих за собой конфликта. Группы выступили с совместным заявлением о том, что проведут серию встреч, чтобы попытаться разрешить конфликт, и призвали к участию общественность. Они объявили о личной и духовной приверженности достижению этой цели.

    Примирение : Примирение является важной частью процесса трансформации конфликта. Примирение трудно определить, но общие темы включают возмещение ущерба и предложение восстановления, чтобы снова объединить группы. Процесс может включать предложения возмещения ущерба и перераспределения в рамках исцеления и признания того, что могли быть жертвы и преступники. Часто возникает потребность простить. При примирении с сообществом может возникнуть чувство сломленности сообщества, которое необходимо исправить. Те, кто совершил какие-то проступки, могут искать в той или иной форме покаяния и прощения. Примирение также предполагает атмосферу, которая позволяет участникам преодолеть свои разногласия.

    Примирение требует, чтобы две или более группы установили доверительные дружеские отношения, определили глубинные причины своего конфликта, работали вместе для разработки общей миссии и продвигали равенство и справедливость. Примирение помогает членам конфликтующих групп:

    • Видеть друг в друге личностей, а не только представителей своей группы.
    • Признайте, что несправедливость существует из-за групповых различий.
    • Взять личную и коллективную приверженность социальным изменениям.
    • Видеть будущее, объединяясь на общей почве, уважая права людей на сохранение своих культурных традиций и ценностей.
    • Разработать стратегии борьбы со структурным расизмом.

    Это можно сделать разными способами, в том числе:

    • Создать интимную атмосферу для членов групп, чтобы они могли «есть, спать и играть» вместе. Религиозные общины с разнообразным членством сыграли ключевую роль в создании такой среды.
    • Попросите членов всех групп поделиться историями о том, как они столкнулись с несправедливостью. Обмен историями — это эффективный метод, помогающий развеять стереотипы и персонализировать положительный и отрицательный опыт, который вырастает из идентичности каждой группы. Вы можете использовать технику высказывания или метод «аквариума», когда одна группа встречается в центре и рассказывает о своих взглядах на конфликт, в то время как другие группы сидят во внешнем кругу, чтобы смотреть и слушать, а затем все группы собираются вместе. обсудить свои наблюдения и опыт.
    • Соберите группы, вовлеченные в конфликт, чтобы обсудить их восприятие причины конфликта и определить, что они могут сделать вместе для решения проблемы.
    • Запустите общественную образовательную кампанию, которая повысит осведомленность об основных причинах конфликта (например, различия между афроамериканцами и американцами европейского происхождения из-за узаконенного расизма, увековечивающего неравное обращение с группами), и предложите людям выступить вперед, чтобы помочь устранить причины.
    • Провести анализ структурных взаимосвязей, которые способствуют конфликту (например, взаимосвязь между отсутствием адекватной в культурном отношении психиатрической помощи и ростом психических расстройств среди вьетнамских беженцев).
    • Пригласите группы принять участие в кросс-групповом упражнении по восприятию (например, попросите каждую группу встретиться и обобщить идеи о том, как они видят себя, как они видят другую группу и как, по их мнению, их воспринимает другая группа; используйте собранную информацию, чтобы выявить вопросы и извлеченные уроки).

    Дж. Перкинс приводит отличный пример в книге «Восстановление сообществ, подвергающихся риску». произносит проповеди, как афроамериканский проповедник. В ходе серии встреч среди членов общины в один год афроамериканцы обвинили некоторых членов европейско-американского сообщества в расизме и заявили, что целью VOC было развитие афроамериканского лидерства, а не что-то иное. Следовательно, они хотели, чтобы европейские американские лидеры отошли в сторону. Этот обмен мнениями заставил многих европейцев и афроамериканцев покинуть церковь. Горстка представителей обеих рас решила остаться и урегулировать свои разногласия, когда они поняли, что расовая обида и несправедливость были проблемой не какой-то одной группы, а проблемой всех. Благодаря небольшой группе по изучению Библии эти члены познакомились друг с другом, создали атмосферу доверия для честного обмена мнениями и поделились своими общими чертами. Они научились разгружать свой этнический и культурный багаж. Например, один американец европейского происхождения понял, что когда афроамериканцы говорят: «Шаг в сторону», он слышит «шаг назад». Следовательно, американцы европейского происхождения, которые привыкли быть главными, чувствовали угрозу, потому что думали, что над ними доминируют, тогда как на самом деле целью было истинное партнерство между двумя группами. Людям из обеих групп приходилось «владеть» своими чувствами и стесняться их выражать. Дискомфорт был неизбежен и не расценивался ни одной из сторон как негативный. Этот обмен привел к осознанию того, что большинство их церковных старейшин были американцами европейского происхождения с семинарским образованием, и хотя афроамериканский служитель играл руководящую роль в церкви, он никогда не становился старейшиной, потому что у него не было формального образования. Группе пришлось тщательно обдумать, как церковь поддерживала руководство афроамериканской общины.

    Предвидение и разработка стратегии : В рамках процесса трансформации конфликта важно заранее думать о будущем. Помните, что речь идет не только об урегулировании конфликта, но и о преобразовании конфликта таким образом, чтобы в результате возникла инфраструктура для обеспечения гармонии и поддержки справедливости в сообществе. Вы можете провести мероприятие или конференцию, посвященную видениям, чтобы предоставить группам безопасное пространство для того, чтобы они могли представить, поделиться и сформулировать то, что, по их мнению, возможно, работая вместе в группах. Этот процесс видения помогает людям увидеть, как они разделяют общее и связанное будущее, и дает людям возможность разработать стратегии для индивидуальных и коллективных действий. Он связывает их образ будущего с конкретными шагами, которые они могут предпринять, чтобы этот образ ожил.

    Вы можете попросить участников разработать индивидуальные планы действий для себя и коллективные планы для двух или более групп. Крайне важно, чтобы высококвалифицированные фасилитаторы привлекались для проведения процесса видения, чтобы управлять конфликтом и гарантировать, что участники переходят от диалога к действию.

    В процессе видения в основном задаются следующие вопросы:

    • Где мы сейчас?
    • Куда мы идем?
    • Где мы хотим быть?
    • Как нам туда добраться?
    • Что мы можем сделать индивидуально и коллективно?

    Sustain : Усилия столкнутся со многими препятствиями, которые мешают их успеху. Каковы некоторые способы обеспечения устойчивости преобразованных конфликтов и укрепления союзов?

    • Поддержка руководства — вовлеките в процесс все уровни руководства (высший, средний и низовой).
    • Агенты изменений — создайте и обучите комитет, оперативную группу или специальную комиссию агентов изменений, представляющих все группы, находящиеся в конфликте, для выявления и преобразования потенциальных конфликтов.
    • Распространение информации. Используйте все средства массовой информации, привлекательные для различных групп (например, уличные театры, радио, телевидение, музыкальные, этнические газеты), для постоянного распространения изображений, на которых изображены люди из конфликтующих групп, работающих вместе.
    • Оценка. Регулярно оценивайте результаты союзов, которые были укреплены в процессе трансформации конфликта (например, новые виды деятельности, проекты или ресурсы, появившиеся благодаря совместной работе людей из разных расовых, этнических и культурных групп). )
    • Анализ и пересмотр. Используйте результаты оценки, чтобы пересмотреть видение сообщества и определить любые необходимые корректировки для будущего планирования и действий.

    Создавайте мультикультурные команды на протяжении всего процесса трансформации конфликта. В эти команды должен входить по крайней мере один человек, который является «своим» для группы, и один человек, который считается «аутсайдером». Эта композиция помогает нейтрализовать любые неправильные представления о фаворитизме или предвзятости и моделирует желаемое поведение в сообществе. В некоторых сообществах «аутсайдер» иногда вызывает доверие к усилиям, особенно если это кто-то, связанный с основным учреждением. С другой стороны, «свое лицо» обеспечивает уважение культурных традиций и ценностей группы.

    Процесс трансформации конфликта можно охарактеризовать как процесс, который перемещает людей от реальности к желаемому ими будущему посредством ряда хорошо спланированных и преднамеренных шагов, которые начинаются с признания несправедливости. В следующей таблице представлен процесс с конкретными вопросами, которые можно использовать для руководства стратегиями процесса на каждом этапе (адаптировано из Lederach, 1997).

    Что происходит сегодня? Где конфликт? Кого и какие институты нужно подключить, чтобы трансформировать конфликт? Как выглядит будущее?
    • Какие расовые, этнические или культурные группы затронуты немедленно?
    • Если конфликт не будет урегулирован, каковы последствия для каждой группы?
    • Каковы наиболее неотложные потребности?
    • Как на конфликт влияют местные политические, социальные и экономические системы?
    • Какие существующие ресурсы могут быть использованы высшим, средним и низовым руководством?
    • Какие существующие культурные традиции и ресурсы могут помочь или помешать процессу трансформации конфликта?
    • Кто является или имеет наибольший потенциал для наведения мостов и агентов перемен?

     

    • Кто пользуется уважением, связями и знаниями в каждой расовой, этнической или культурной группе?

     

    • Какие дополнительные знания и навыки необходимы строителям мостов, проводникам изменений и лидерам для работы в группах и подготовки к примирению?

     

    • Какие ключевые социальные сети и организации имеют или имеют наибольший потенциал для поддержания союзов между группами и инфраструктуры для преобразования конфликтов и содействия миру в будущем?
    • Каково долгосрочное видение разнообразного и гармоничного сообщества?

     

    • Кто является хранителем этого видения (например, СМИ, избранные лидеры)?

     

    • Какие системные изменения необходимы для достижения и поддержки видения?

     

    • Какие механизмы существуют или должны быть разработаны для обеспечения участия всех групп в процессах принятия решений и разработки политики?

    Инструменты для понимания

    Сеансы прослушивания

    Прикладные исследования

    Анализ мощности

    Общественная просветительская кампания

    Высказывания

    Коучинг

    Аквариум

    Инструменты для создания сообщества

    Организация сообщества

    Развитие лидерства

    Отображение активов

    Инструменты для поддержки усилий

    Видение сообщества

    Здание коалиции

    Консультативный совет сообщества

    Семинары по борьбе с расизмом

    Оценка

     

    Те из вас, кто работает в различных сообществах, знают, что преобразование конфликтов — непростая задача. Есть много проблем, которые могут задержать или помешать процессу. Важно, чтобы вы и другие знали, что они из себя представляют, еще до того, как вы отправитесь в путешествие. Если вы не готовы справляться с трудностями, ваши усилия могут привести к возникновению ожиданий, которые невозможно оправдать, и, следовательно, отбить у лидеров сообщества и жителей охоту к дальнейшему сотрудничеству в будущем.

    Какие трудности возникают при преобразовании конфликтов?

    Это требует много времени и ресурсов.

    Не стоит недооценивать количество людей, которые преданы своему делу и готовы добровольно выполнять небольшие задачи. Например, журнал Akron Beacon Journal в Акроне, штат Огайо, опубликовал годичную серию статей, посвященных расовому неравенству, в ответ на напряженность, которую испытали жители городов после гражданских беспорядков 1992 года в Лос-Анджелесе. В рамках статей был включен купон для рассылки по почте, в котором просили людей и корпорации, которые хотят построить гармоничное сообщество, сделать шаг вперед. Реакция сообщества была ошеломляющей; поэтому был задуман проект «Собираемся вместе».

    Силы, противодействующие примирению, созданию коалиций и системным изменениям, настолько велики, что после неудачной попытки преобразовать конфликт легко сдаться.

    Разбейте стратегии на более мелкие и более управляемые задачи. Разработайте коллективные и индивидуальные планы действий для каждого члена и каждой группы. Успевайте отпраздновать небольшие успехи.

    Язык является основным препятствием при объединении людей, говорящих только по-английски, и людей, плохо владеющих английским языком или совсем не владеющих им.

    Вы, как создатель сообщества, должны помочь группам, вовлеченным в конфликт, осознать, что язык играет роль в сохранении различий во власти. Непонимание доминирующего языка снижает доступ к информации, а информация — это сила. Есть как минимум два способа справиться с этой задачей. Во-первых, наймите и попросите переводчиков переводить вслух после каждого выступления. Этот метод становится немного громоздким, если задействовано более двух языков. Во-вторых, приобретите оборудование для синхронного перевода. Вам все равно придется нанимать переводчиков, но время сокращается из-за синхронного перевода. Это оборудование более эффективно использовать, когда у вас более двух языков, потому что некоторые передатчики позволяют использовать до шести каналов для разных языков.

    Другим вариантом и возможной целью ваших усилий может быть создание курсов ESOL — английского как второго или другого языка, чтобы помочь соответствующему населению получить доступ к возможностям, которые дает языковая возможность.

    Резюме

    Трансформация конфликтов важна в различных сообществах для разрешения конфликтов и укрепления мира между группами разных рас, национальностей и культур. Это процесс, который требует времени, терпения, смирения, долгосрочных обязательств и готовности доверять и идти на риск. Ключевыми компонентами процесса являются: признание сторонами проблемы и обязательство работать вместе, выявление коренных причин конфликта и примирение групповых разногласий, построение общего и взаимосвязанного будущего, а также разработка устойчивых стратегий и действий.

    Интернет-ресурсы

    Учебные материалы Университета Брауна : Вопросы власти и привилегий в культурно-разнообразных сообществах в исследованиях: новые задачи партнерства и совместных исследований . Северо-восточное образовательное партнерство предоставляет онлайн-доступ к обучающим слайдам PowerPoint по темам исследовательской этики и культурной компетентности в исследованиях окружающей среды. Они были созданы для специалистов/студентов в области наук об окружающей среде, здравоохранения и политики; и общественные исследования.

    Глава 9: Угнетение и власть во «Введении в психологию сообщества» объясняет концепции и теории угнетения и власти, пересечение угнетения и власти, а также стратегии, которые психологи сообщества и их союзники используют для борьбы с угнетением и властью.

    Глава 17: Социальные и политические изменения во «Введении в общественную психологию» подробно описывает характеристики дегуманизирующих и вредных социальных структур, средства, которые наиболее эффективны для снижения вреда при участии в процессах социальных и политических изменений, и способы вовлечения в устойчивых формах активности.

    На этом сайте объясняются теории, лежащие в основе Future Search , и шаги для проведения процесса видения сообщества.

    Исследование, обсуждение и действия по вопросам расы, расизма и инклюзивности — неполный список ресурсов, использованных и подготовленных Юсефом Мгени.

    Сеть устойчивых сообществ предназначена для тех, кто хочет помочь сделать свои сообщества более пригодными для жизни. Он охватывает широкий круг тем, связанных с созданием здоровых сообществ.

    Обучение:

    Альянс для трансформации конфликтов
    P. O. Box 3203
    Fairfax, VA 22038
    Телефон: 703-691-2261

    Институт. 2nd Floor
    New York, NY 10023

    Школа международной подготовки
    Kipling Road, P.O. Box 676
    Brattleboro, VT 05302-02678
    Телефон: 802-258-3433

    Народный институт выживания и не только
    1444 North Johnson Street
    New Orleans, LA 70116
    Phone: 504-944-2354
    (For information on structural racism and power analysis)

    Madii Institute
    22218 Chaparral Lane
    Rogers, MN 55374
    Phone: 763 -498-8429
    (для преобразования сообщества на основе активов)

    Общественные организации:

    Мультикультурное сотрудничество
    315 W 9th St.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *