Что такое деятельность в психологии определение: Деятельность это

Содержание

общее и конкретно-психологическое содержание . Психология деятельности

Видный методолог отечественной психологии Б. Ф. Ломов констатировал, что категория «деятельность» обладает большой объяснительной силой и поэтому весьма широко используется в науке и практике /84-86/. Анализируя современное состояние проблемы деятельности в психологии, он отмечал, что часто в термин «деятельность» вкладывается различное содержание, иногда он «приклеивается» к разным психическим явлениям или им просто манипулируют: «…опираясь на многозначность этого термина, его используют как основание концепций, в которых содержание понятия «деятельность», определенное для одного круга явлений, переносят (иногда без всяких изменений, иногда слегка трансформировав его) на другой, качественно иной круг явлений» /86, с. 192/. Б. Ф. Ломов указывал, что «…использование категории «деятельность»… без понимания ее сути ничего иного, кроме путаницы и схоластики, дать не может» /там же, 191/.

По своему происхождению деятельность является общественно-исторической категорией и изучается прежде всего общественными, естественными и техническими науками, т.

 е. пограничными с психологией науками. Психология использует учение о деятельности как общественно-исторической категории для анализа и объяснения психических явлений и поэтому неизбежно очень часто «…происходит подмена психологических аспектов анализа деятельности философскими, социологическими экономическими и т. д., и наоборот» /86, с. 193/.

Теоретические ориентиры в анализе категории деятельности

В качестве наиболее важных общепринятых теоретических ориентиров, раскрывающих значение и общее содержание категории деятельности, можно выделить следующие.

1). Категория деятельности является важнейшей категорией, характеризующей бытие человека. Без этой категории анализ человеческого бытия невозможен /79,86,112/.

Деятельность характеризует бытие человека.

2). Деятельность относится к специфической форме активности (свойственной человеку и обществу), преобразующей действительность. Подчеркивая многозначность слова «деятельность», Б.

Ф. Ломов отмечает: «Не рассматривая всех используемых (и возможных) значений слова «деятельность», отметим, что в самом широком значении оно относится к любым активным системам. В этом значении оно эквивалентно термину «активность» и, безусловно, может применяться при описании и анализе очень широкого класса явлений, в том числе и психических» /86, с. 192/.

В широком значении слова термин «деятельность» эквивалентен термину «активность»(«activity» – деятельность, «action» – действие).

Анализируя основные психические процессы, А. Н. Леонтьев, указывает: «Первое, что должно быть выделено среди многообразных форм человеческой активности, – это различные типы сложных деятельностей, осуществляющие соответственно различные формы отношения человека к действительности (практическая деятельность, познавательная деятельность, эстетическая деятельность и т. п.) /72, с. 18/.

Деятельность – форма и проявление активности.

3). Категория деятельности, не являясь исключительно психологической категорией, в психологии традиционно считается общепринятой. Она относится к числу базовых психологических категорий наряду с такими категориями как психическое отражение, личность, сознание, общение (рис. № 1).

Рис. № 1. Базовые категории психологии.

А. Н. Леонтьев в качестве категорий «…наиболее важных для построения целостной системы психологии как конкретной науки о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности, которое опосредствует жизнь индивидов» выделяет следующие: «Это – категория предметной деятельности, категория сознания человека и категория личности. Первая из них является не только исходной, но и важнейшей» /79, с. 12/.

Б. Ф. Ломов в качестве базовых категорий психологической науки («…в том смысле, что на их основе строится ее понятийный аппарат» /86, с. 289/) рассматривает категории отражения, деятельности, личности и общения /86/.

Деятельность – базовая категория психологии.

4). Категория деятельности тесно взаимосвязана с базовыми категориями психологии и взаимодействует с ними.

Согласно взглядам А. Н. Леонтьева, вне целостной системы деятельности не может быть понято психическое отражение. В ряде своих исследований он показал, что психическое отражение рождается в процессе развития чувственно-практической деятельности, что образ (психическое отражение) всегда занимает существенное место в системе деятельности и что в отрыве от деятельности нельзя понять ни его генезис, ни его функционирование /72–73,75,78–80/.

Категории деятельности и психического отражения взаимосвязаны.

В исследованиях Б. Ф. Ломова прослежена взаимосвязь категории деятельности с категорией общения, а также выделены основные функции общения в деятельности. Он показал, что общение выполняет в деятельности несколько функций:

1— общение составляет переходную форму деятельности на пути ее трансформации из коллективной в индивидуальную;

2 – общение включено в коллективную деятельность;

3 – общение само является важнейшим видом человеческой деятельности /84,86/.

Категории деятельности и общения взаимосвязаны.

Взаимосвязь категорий деятельности и личности раскрывается в ряде исследований.

В исследованиях А. В. Петровского личность рассматривается как субъект устойчивой системы социальных отношений, реализующихся в деятельности и общении; главной характеристикой личности он считает ее представленность в жизнедеятельности других людей/99/.

Б. Ф. Ломов, рассматривая базовые для психологической науки категории, подчеркивал: «…психические явления формируются, развиваются и проявляются в процессах деятельности и общения. Но принадлежат они не деятельности или общению, а их субъекту – общественному индивиду-личности. Ни деятельность, ни общение сами по себе никакими психическими качествами не обладают, да они сами по себе и не существуют. Но этим качеством обладает личность. Таким образом, и проблема деятельности и проблема общения «замыкаются» на проблему личности… через анализ деятельности и общения (более широко всей жизнедеятельности человека) психология раскрывает… психический склад личности, ее внутренний духовный мир»/86, с.

289/

Категории деятельности и личности взаимосвязаны.

Анализируя генезис сознания, А. Н. Леонтьев показывает его психологическую многомерность через взаимосвязь категорий деятельности и сознания. Он отмечает: «Деятельность субъекта – внешняя и внутренняя – опосредствуется и регулируется психическим отражением реальности… Психическая реальность, которая непосредственно открывается нам, – это субъективный мир сознания… Сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния» /79, с. 124–125/. И далее: «…Очевидно, что объяснение природы сознания лежит в тех же особенностях человеческой деятельности, которые создают его необходимость: в ее объективно-предметном, продуктивном характере» /79, с. 127/.

Категории деятельности и сознания взаимосвязаны.

5). Категория деятельности выполняет в психологии две методологические функции:

1 – деятельность как объяснительный принцип,

2 – деятельность как предмет изучения (рис. № 2).

Рис. № 2. Методологические функции категории деятельности в психологических теориях.

В ряде исследований показано, что в научных работах Л. С. Выготского-методолога категория деятельности занимает центральное место, и что названные функции деятельности были выделены впервые именно им при формулировании нормативных требований к построению и анализу психологических теорий /28,109–110/.

По мнению Л. С. Выготского /22-25/, в любой психологической теории должны присутствовать следующие центральные моменты:

1. Наличие общего объяснительного принципа (он объясняет границы и структуру теории).

2. Наличие собственно предмета изучения (основное понятие). При этом Л. С. Выготский четко развел категории «объяснительный принцип» и «предмет исследования».

3. Выделены единицы психологического анализа, входящие в концептуальный аппарат теории. Размерность единицы психологического анализа задает объяснительный принцип; единицу анализа можно использовать как индикатор скрытого объяснительного принципа теории.

Отношения категорий «объяснительный принцип» и «предмет изучения» находятся в динамике.

Выделив две методологические функции деятельности, Л. С. Выготский фактически очертил контуры деятельностного подхода в психологии.

Категория деятельность выполняет две методологические функции.

6). В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова (1975) деятельность определяется как занятие, труд.

Деятельность=труд.

7). Конкретно-психологическое содержание деятельности наиболее рельефно выступает в следующих рабочих определениях.

В современном психологическом словаре деятельность рассматривается как активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий т. о. свои потребности /108*, с 95/.

A. Н. Леонтьев: «Мы называем деятельностью не всякий процесс. Этим термином мы обозначаем только такие процессы, которые, осуществляя то или иное отношение человека к миру, отвечают особой, соответствующей им потребности» /80, с. 518/. В другом месте находим: «Деятельность есть молярная, не аддитивная единица жизни телесного, материального субъекта. В более узком смысле, т. е. на психологическом уровне, это единица жизни, опосредованной психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире. Иными словами, деятельность – это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие» /79, с. 81–82/. (В высказываниях подчеркивается главная функция деятельности – ориентир в предметном мире и отмечается ее системное строение).

С. Л. Рубинштейн: «..деятельность человека в целом – это прежде всего воздействие, изменение действительности;… это не только воздействие, изменение мира и порождение тех или иных объектов, но и общественный акт или отношение в специфическом смысле этого слова. Поэтому деятельность – это не внешнее делание, а позиция по отношению к людям, обществу, которую человек всем своим существом, в деятельности проявляющимся и формирующимся, утверждает» /112, т. 2, с. 89/. (В высказывании представлен поведенческий аспект).

B. Д. Шадриков: «…деятельность – как форма активного отношения к действительности, направленного на достижение сознательно поставленных целей, связанных с созданием общественно значимых ценностей («потребительских стоимостей») и освоением общественного опыта /131, с. 43/. (В данном определении деятельность рассматривается как форма социально значимой активности).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Что такое деятельность? реферат по психологии | Сочинения Психология

Скачай Что такое деятельность? реферат по психологии и еще Сочинения в формате PDF Психология только на Docsity! Доклад по обществознанию на тему: Что такое деятельность? Ученицы 10 “Д” класса «МОУ СОШ № 3» Кривоноговой Елены. . План: 1. Понятие «деятельность» 2. Классификация деятельности 3. История понятия «деятельность» 4. Многомерность категории «деятельность» 5. Человек как субъект деятельности Понятие «деятельность» Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и образование. В отличие от действий животного, деятельность человека предполагает определенное противопоставление субъекта и объекта деятельности: человек предполагает себе объект деятельности, как материал, который сопротивляется воздействию на него человека и должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в продукт деятельности. Всякая деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс деятельности, и, следовательно, неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность. Деятельность является движущей силой общественного прогресса и условием самого существования общества. Вместе с тем история культуры показывает, что деятельность как таковая не является исчерпывающим основанием человеческого существования. Если основанием деятельности является осознанно формулируемая цель, то основание самой цели лежит вне деятельности, в сфере человеческих идеалов и ценностей. Современное научно-техническое развитие все более демонстрирует, что не только деятельность в сфере искусства и нравственности, но и научные познания, и технико-инструментальная деятельность получает свой смысл в конечном счете в зависимости от ее нравственной ориентированности, от ее влияния на человеческое существование. С другой стороны, зависимость самой деятельности от других социальных факторов выражается в том, что в разных типах культуры она занимает существенно различное место, выступая то в роли носителя высшего смысла человеческого бытия, то на правах необходимого, но отнюдь не почитаемого условия жизни. Классификация деятельности Существует многообразные классификации типов и форм деятельности – разделение деятельности на духовную и материальную, производственную, трудовую и нетрудовую и т. д. С точки зрения творческой роли деятельности в социальном развитии особое значение имеет деление ее на репродуктивную (направленную на получение уже известного результата известными же средствами) и продуктивную деятельность, или творчество, связанное с выработкой новых целей и соответствующих им новых средств или с достижением целей с помощью новых средств. В связи с научно-технической революцией творческая деятельность приобретает все более массовый характер, что порождает целый ряд социальных проблем, начиная от необходимости радикальной перестройки системы образования и кончая проблемой известной «девальвации» творческой деятельности отдельного человека в условия включения ее в индустриальные формы организации духовного производства. Развитие этого процесса подчеркивает, что личность несводима к выражению только в формах деятельности и что гармония личности и деятельности возможна лишь на основе наполнения деятельности подлинно человеческим смыслом. В противном случае неизбежна чисто инструментальная трактовка человека как лишь орудия стоящей над ним деятельностью, а это служит идеологической предпосылкой тоталитарных форм организации общественной жизни. Вопрос об отношении деятельности и личности может решаться лишь как часть более широкой проблемы человека. История понятия «деятельность» В истории познания понятие деятельность играло и играет двоякую роль: во- первых, мировоззренческого принципа, во-вторых, идеологического постулата, положенного в ряде социальных наук. В качестве мировоззренческого принципа понятие деятельность утвердилось, начиная с немецкой классической философии, когда в европейской культуре восторжествовала новая концепция личности, характеризуемая рациональностью, многообразными направлениями активности и инициативы, и были созданы предпосылки для рассмотрения деятельности как основания и принципа всей основания человеческого способа существования (производства, сознания, общности) постоянно опосредствуют друг друга, выступая сторонами целого. Деятельности присуща такая характеристика, как субъектность; она реализуется как отдельным, так и коллективным субъектом. Деятельность человека всегда общественна. В своей подлинно социальной деятельности человек выступает не как Робинзон, а как представитель человеческого рода, учитывающий и результаты деятельности других людей, и их позиции в совместной деятельности. Понятия «деятельность» и «общение» тесно связаны между собой. По своему происхождению общение возникает из нужд деятельности. Психологическое изучение деятельности в качестве особого предмета было начато отечественными психологами Л. С. Выгодским и С. Л. Рубинштейном, но особенно интенсивно в течение многих лет оно проводилось А. Н. Леонтьевым и его последователями. Именно А. Н. Леонтьев заложил основы так называемого деятельностного подхода в психологии. Он рассматривал предметную деятельность как процесс, внутри которого в качестве необходимого его момента возникает психическое «вообще». Деятельность рассматривалась им как одинаково присущая и человеку, и животным; правда, в последнем случае она трактовалась как жизнедеятельность. А .Н .Леонтьев исходил из различения внешней и внутренней деятельности. Внешняя деятельность — это чувственно-предметная, материальная деятельность. Внутренняя — это деятельность по оперированию образами, представлениями о предметах или идеальная деятельность сознания. Согласно взглядам А. Н. Леонтьева, внутренняя деятельность вторична: она формируется на основе внешней предметной деятельности. Процесс перехода внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность обозначается в психологии термином «интериоризация». При этом подчеркивается, что интериоризация состоит не в простом перемещении внешней деятельности во внутренний план сознания, а в формировании самого этого сознания. Существует и обратный переход — от внутренней деятельности к внешней. Такой переход обозначается термином «экстериоризация». Опредмечивание наших представлений, создание предмета по заранее разработанному плану — примеры экстериоризации. А. Н. Леонтьев и его последователи полагали, что категорию деятельности можно положить в основание всей психологии. Уточним: не категорию практики, а именно деятельности, исходной формой которой мыслилось материально-предметное преобразование или производство. Человек как субъект деятельности Субъектность человека по своему исходному основанию связана со способностью индивида превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Сущностными свойствами этого процесса является способность человека управлять своими действиями, реально-практически преобразовывать действительность, планировать способы действий, реализовывать намеченные программы, контролировать ход и оценивать результаты своих действий. Практическое отношение человека к действительности включает в себя три составляющие: 1) субъект, наделенный активностью и направляющий ее на объекты или на других субъектов; 2) объект, на который направлена активность субъектов; 3) активность, выражающаяся в том или ином способе действия субъекта с объектом. В роли субъектов деятельности могут выступать: а) конкретный индивид, б) социальная группа, в) общество в целом. В зависимости от этого выделяют индивидуальную деятельность, коллективную, или групповую, деятельность и общественно-историческую деятельность, или практику. Психология имеет дело преимущественно с первыми двумя формами деятельности. Становление субъекта деятельности есть процесс освоения индивидом ее основных структурных образующих: смысла, цели, задач, способов преобразования человеком объективного мира. Целостная деятельность имеет следующие составляющие: потребности — мотивы — цели — условия достижения цели (единство цели и условий составляет задачу) и соотносимые с ними: деятельность — действия — операции. Первый пласт деятельности (потребности, мотивы, цели, условия) составляет ее предметное содержание. Это внутренний план ее осуществления, ее образ, то, на основе чего она строится. Второй пласт деятельности (отдельная деятельность, действия, операции) составляют ее структурные элементы. Это реализация деятельности, сама деятельность во плоти. В своем единстве оба эти пласта деятельности составляют ее психологическое содержание. В деятельности есть и третий пласт: взаимные переходы и превращения ее отдельных структурных элементов (мотива — в цель и, соответственно, деятельности — в действие; цели — в условие ее реализации и т.д.). Это уже динамика деятельности, ее трансформация. Содержание целостной деятельности соотносимо с понятиями потребности и мотива, с процессом определения их предметного содержания. Поэтому анализ конкретной деятельности человека можно осуществить только тогда, когда будут определены потребности и мотивы этой деятельности при достаточно четком формулировании их предметного содержания. И, наоборот, если речь идет о потребности и конкретизирующих ее мотивах при определении их предметного содержания, то этим психологическим образованиям должна соответствовать та или иная деятельность, направленная на их удовлетворение. Источником активности человека, его деятельности выступают многообразные потребности. Потребность — это состояние человека, выражающее его зависимость от материальных и духовных предметов и условий существования, находящихся вне индивида. В психологии потребности человека рассматриваются как переживание нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности. Переживаемая человеком нужда (потребность) побуждает его к совершению деятельности, к поиску предмета ее удовлетворения. Предмет потребности есть ее действительный мотив. Мотив — это форма проявления потребности, побуждение к определенной деятельности, тот предмет, ради которого осуществляется данная деятельность. Мотив — это побуждение к деятельности, в которое выливается данная потребность. Мотив — это опредмеченная потребность. Или — что то же самое — предмет потребности есть мотив. На основе одной и той же потребности могут образовываться мотивы к различным деятельностям. Одна и та же деятельность может вызываться различными мотивами, отвечать различным потребностям. Тот или иной мотив побуждает человека к постановке задачи, к выявлению той цели, которая, будучи представлена в определенных условиях, требует выполнения действия, направленного на создание или получение предмета, отвечающего требованиям мотива и удовлетворяющего потребность. Цель — это представляемый или мыслимый результат деятельности. Деятельность как целое — это единица жизни человека, активность, отвечающая определенной потребности, мотиву. Деятельность всегда соотносится с определенным мотивом. Действие выступает как составная часть деятельности. Оно отвечает осознаваемой цели. Любая деятельность осуществляется в форме действий или цепи действий. Это значит, что когда мы наблюдаем какой-либо внешний или внутренний процесс активности человека, то по отношению к ее мотиву эта активность есть деятельность, а по отношению к цели — или отдельное действие, или совокупность, цепь действий. Деятельность и действие жестко не связаны. Одна и та же деятельность может реализовываться разными действиями, и одно и то же действие может входить в различные виды деятельности. Действие, имея определенную цель, осуществляется разными способами в зависимости от тех условий, в которых это действие совершается. Способы осуществления действия называются операциями. Операции — это преобразованные действия, действия, ставшие способами осуществления других, более сложных действий. Например, когда ребенок учится писать буквы, то написание буквы является для него действием, направляемым сознательной целью — правильно написать букву. Но, овладев этим действием, ребенок использует написание букв как способ для написания слов (более сложного действия) и, следовательно, написание букв превращается из действия в операцию. Умения и навыки являются характеристиками выполнения человеком различных действий. При этом в психологии есть две трактовки этих понятий. Согласно первой из них, умения и навыки рассматриваются как ступени, уровни овладения человеком теми или иными действиями, выполняемыми на основе знаний. Умение при этом рассматривается как первая ступень овладения каким-либо действием, а навык — как вторая ступень, означающая уже хорошее, вполне успешное, безошибочное выполнение этого действия. Умение означает, что индивид усвоил соответствующее знание и может его применять, контролируя каждый свой шаг в соответствии с этим знанием. Навык же означает, что применение этого знания приобрело автоматизированный характер. «Навык, — указывал С. Л. Рубинштейн, — возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ выполнения действия. То, что данное действие стало навыком, означает, собственно, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью». Список использованной литературы: 1. Трубников Н. Н. «О категориях «цель», «средство» и «результат», М. 1968 2. Батищев Г. С. «Деятельная сущность человека как философский принцип», «Проблемы человека в современной философии», М. 1969 3. Огурцов А. П., Э. Г. Юдин.

Парапсихология | Психология сегодня

Паранормальные явления

Отзыв от Psychology Today Staff

Парапсихология — это область исследования, изучающая паранормальные или «психические» явления, включая предполагаемые умственные способности, такие как телепатия и телекинез. Парапсихологи стремятся проверить существование и исследовать природу переживаний и способностей в паранормальной сфере.

Содержимое
  • Что такое парапсихология?
  • Парапсихология: правда и вымысел

Что такое парапсихология?

Парапсихология занимается изучением различных предполагаемых психических явлений учеными и учеными, включая поиск доказательств их существования. Среди этих явлений:

  • Предвидение : восприятие информации о будущем, например, в видении или сне
  • Ясновидение : восприятие информации о далеких местах
  • Телепатия : общение разума с разумом (без использования обычных органов чувств)
  • Экстрасенсорное восприятие (ESP) : восприятие, которое выходит за пределы пяти чувств, включая вышеперечисленные термины
  • Психокинез или телекинез : манипулирование объектами силой мысли
  • Внетелесные переживания (ВТО) (например, восприятие собственного тела сверху)
  • Призраки и призраки

Что такое пси?

Пси — это общий термин, используемый в парапсихологии для явлений, изучаемых в этой области, включая когнитивные, такие как общение между разумами, а также физические, такие как движение объекта мысленным взором.

Когда возникла парапсихология?

Хотя идеи парапсихологии имеют глубокие исторические корни, Джозеф Бэнкс Райн считается основателем парапсихологии как научного направления. В 1930-х годах он и его коллеги из Университета Дьюка провели исследования экстрасенсорного восприятия, используя для поиска доказательств такие средства, как угадывание карт и бросание костей.

Что такое паранормальные явления?

К паранормальным явлениям относятся явления, которые невозможно объяснить в соответствии с современными научными представлениями о мире. Такие события, кажется, бросают вызов, например, установленным фактам о работе восприятия и физического движения.

Парапсихология: правда и вымысел

Критики парапсихологии ссылаются на отсутствие надежных доказательств истинной паранормальной активности и трудности с повторением очевидных результатов. Они также утверждают, что парапсихологи не смогли исключить все естественные объяснения явлений, которые они изучают.

В то время как исторические доказательства и представления о психических феноменах часто оказывались ложными, современные парапсихологи стремились использовать научный метод для проверки своих гипотез с помощью эмпирических данных. Тем не менее, даже некоторые из самых громких исследований очевидных психических явлений были поставлены под сомнение из-за методологических проблем.

Нашли ли психологи доказательства экстрасенсорного восприятия?

В 2011 году крупный журнал по психологии опубликовал статью, в которой сообщалось о доказательствах предвидения, включая, казалось бы, невозможные явления, такие как то, что участники исследования с большей вероятностью «вспоминают» слова, которые они изучали только постфактум. Однако другие ученые изо всех сил пытались воспроизвести эти результаты, и некоторые критики предполагают, что оригинальные исследования иллюстрируют, как недостаточно тщательные методы могут привести к вводящим в заблуждение результатам.

Должен ли я читать совпадения?

Совпадения могут быть поразительными и наводящими на размышления — термин «синхронность» использовался для описания кажущихся значимыми событий без очевидной причинно-следственной связи — есть причины скептически относиться к совпадениям, отражающим что-то сверхъестественное. К ним относятся тенденции людей искать закономерности и рассказывать связные истории о потенциально случайных событиях.

Стоит ли верить экстрасенсам?

Экстрасенсы не являются парапсихологами, но способности, которыми они должны обладать, такие как чтение мыслей и общение с мертвыми, связаны с аналогичными явлениями. Множество психологических факторов может привести к ошибочной вере в силу экстрасенса, включая предвзятость подтверждения, склонность выборочно обращать внимание на информацию, которая подтверждает ранее существовавшее убеждение.

Как мы можем объяснить внетелесные переживания?

Существуют ли естественные объяснения появления призраков?

Ряд факторов может помочь объяснить очевидные встречи с призраками или другими невидимыми существами. К ним относятся физиологические изменения в мозге, вызванные стрессом, и эволюционировавшая склонность человеческого разума «обнаруживать» преднамеренную активность в неоднозначных ситуациях.

Основные материалы для чтения

Последние сообщения

Терапия активностью оказывается полезной для восстановления физического и психического здоровья

Терапия активностью — это расплывчатый термин, который может означать очень многое в зависимости от контекста, в котором он применяется, но практически каждое приложение видит свои преимущества.

На самом деле, по мере того, как здравоохранение превратилось в подход, который включает в себя больше, чем просто физическое исцеление, Терапия Активностью находит применение во многих биологических и психологических учреждениях, от медицинских учреждений до домов престарелых и центров лечения наркомании и алкоголизма. В любом случае само название является неправильным: для непосвященных это может показаться «занятой работой», но те, кто применяет его как часть процесса выздоровления, признают, что потенциальные выгоды безграничны.

Однако, чтобы понять, как это помогает, нам сначала нужно понять, что именно это такое, а что нет.

Распутывание определений

На первый взгляд определение терапии деятельностью простое. Американский словарь по психологии, составленный Американской психологической ассоциацией, определяет его [1] как «любой тип терапии, основанный на одном или нескольких видах деятельности, таких как искусство и ремесла, физические упражнения, музыка и драма». Профессиональный справочный словарь по психологии определяет его аналогично [2]: «любой из ряда видов лечения, которые сосредоточены на различных событиях, например, артистизм, программы тренировок, пение и театр».

Интересно, что Американский словарь психологии определяет рекреационную терапию сходным образом [3]: «использование индивидуализированных рекреационных мероприятий (прикладное искусство, спорт, игры, групповые прогулки и т. д.) как неотъемлемая часть реабилитационного или терапевтического процесса для лица с физическими или психологическими недостатками или заболеваниями».

И еще есть оккупационная терапия, которая является близким родственником обоих: «для лиц, которые были ранены или у которых есть болезнь, инвалидность или другая умственная или физическая инвалидность или расстройство, терапевтический, реабилитационный процесс, который использует целенаправленные задачи и деятельность по укреплению здоровья; предотвратить дальнейшие травмы или инвалидность; повысить качество жизни; и развивать, поддерживать или восстанавливать максимально возможный уровень независимости». [4]

Хотя термины «деятельностная терапия» и «рекреационная терапия» часто используются как взаимозаменяемые, оба они имеют свои корни в трудовой терапии, по словам авторов Бри Бауэршмидт и Дэвида Л. Нельсона, написанных для майского номера 2011 года Американского журнала Трудотерапия [5]. Уильям Раш Дантон, основавший Американскую ассоциацию трудотерапии, писал в 1919 году, что «профессия так же необходима для жизни, как еда и питье… больные умы, больные тела, больные души могут быть излечены с помощью занятий», — отмечают они. Несколько лет спустя психиатр Адольф Мейер высказал мнение, что «Правильное использование доставляющей удовольствия деятельности представлялось мне фундаментальной проблемой в лечении любого психоневрологического пациента».

Хотя в последующие десятилетия термины «профессия» и «деятельность» использовались взаимозаменяемо, сами терапевты расходились во мнениях относительно того, действительно ли они являются взаимозаменяемыми терминами. Уважаемый эрготерапевт Гейл Фидлер, например, использовала их как таковые, но доктор Дорис Пирс, заведующая кафедрой эрготерапии и профессор Университета Восточного Кентукки, утверждала в исследовательской статье 2001 г. для The American Journal of Occupational Therapy [6], что «Деятельность и профессия — два основных понятия трудотерапии, которые нуждаются в дифференциации. Занятие определяется здесь как лично сконструированный человеком одноразовый опыт в уникальном контексте. Деятельность определяется как более общее, культурно разделяемое представление о категории действия».

В последние годы была предпринята большая попытка закрепить термин «эрготерапия» как область профессиональной реабилитации: в 1979 году известный эрготерапевт Рут Бруньяте Вимер писала: «Наша исключительная сфера — это профессия. Мы должны уточнить, исследовать и систематизировать его, чтобы он стал очевидным, поддающимся определению, оправданным и пригодным для продажи». . . [Занятие] — это наша скрытая сила, если мы сохраним ее в качестве нашего фокуса и направления». [5]

Истоки терапии деятельностью

Несмотря на то, что трудотерапия считается, по большей части, самостоятельным методом лечения, в ней есть место и для деятельностной терапии, или для рекреационной терапии. На самом деле, согласно онлайн-словарю Recreation Therapy Dictionary [7], в истории было множество случаев, когда упражнения и действия, обычно ассоциируемые с этими терминами, использовались в терапевтической среде:

  • Около 100 г. до н. что искусства, а тем более музыка, дают душевное равновесие и, следовательно, он использовал их для лечения душевнобольных», — говорится в статье о греческой медицинской практике в журнале «Медицина» [8].
  • В 1752 году «Пенсильванская больница (была) основана в Филадельфии. Бенджамин Франклин участвовал в составлении петиции о его создании. Заключенным предоставлялся легкий ручной труд, такой как прядение и чесание шерсти». [7]
  • В 1782 году, согласно книге «Клинические исследования в области трудотерапии», «Клеман-Жозеф Тиссо, французский кавалерийский врач, опубликовал книгу, предписывающую использование ремесел и развлекательных мероприятий для лиц с травмами мышц и суставов».
  • В 1786 году французский психиатр Филипп Пинель избегал религии как средства реабилитации душевнобольных, вместо этого выступая за многие инструменты, из которых состоит деятельностная терапия: «Написание стихов, игра на музыкальном инструменте и рисование могут продуктивно вовлечь выздоравливающих пациентов в полезные деятельности», — полагал он. [9]
  • В 1812 году доктор Бенджамин Раш, один из первых защитников психического здоровья, «ввел и интегрировал развлекательные мероприятия — игру в шахматы, шашки и т. д. — для своих пациентов, и впервые в истории американской медицины он разработал и проведена трудотерапия — прядение, шитье и сбивание для женщин; столярные и другие ремесла для мужчин — как неотъемлемая часть лечения». [10]
  • Согласно книге «Энциклопедия шизофрении и других психотических расстройств», в 1838 году французский психиатр Жан Этьен Эспироль «рекомендовал заниматься сельским хозяйством как наилучшую форму лечебных физических упражнений для людей с психическим расстройством, особенно в депрессии». [11]
  • В 1854 году Томас Стори Киркбрайд изложил свои планы по созданию сети психиатрических больниц, «многие из которых были построены в Соединенных Штатах во второй половине XIX века. Он считал, что пациенты получат большую пользу от доступа к просторным комнатам с достаточным количеством дневного света, а также от возможности заниматься сельским хозяйством, декоративно-прикладным искусством, терапией растениями и танцами». [12]
  • В 1917–1918 годах усилия по реабилитации ветеранов Первой мировой войны, страдающих от посттравматического стрессового расстройства, были зачислены в терапию деятельности, которая «включала вязание, плетение корзин, работу с рафией, бисероплетение, изготовление ковров, изготовление игрушек и украшений из обрезков ткани». олово и дерево, и вязание крючком. [13]

В 1954 году терапия деятельностью была официально добавлена ​​в лексикон в качестве метода лечения, когда «Пересмотренные стандарты 1954 года для психиатрических больниц и клиник», опубликованные APA, описывают терапию деятельностью как одну из профессиональных услуг в психиатрическую больницу, и далее указывает, что ее «можно разделить на трудотерапию и рекреацию». [7]

Как работает терапия деятельностью?

Принимая во внимание, что термины «терапия активностью» и «терапия отдыха» часто используются взаимозаменяемо, Американская ассоциация терапевтического отдыха (ATRA) определяет ее [14] как «систематический процесс, в котором используются отдых и другие вмешательства, основанные на деятельности, для удовлетворения оцененных потребностей человека». лицам с заболеваниями и/или инвалидностью, как средство психологического и физического здоровья, выздоровления и благополучия». Согласно Национальному совету по сертификации терапевтической рекреации [15], «Рекреационная терапия включает в себя, помимо прочего, предоставление лечебных услуг и развлекательных мероприятий для людей с использованием различных методов, включая искусство и ремесла, животных, спорт, игры, танцы и движение, драма, музыка и общественные мероприятия. Рекреационные терапевты лечат и помогают поддерживать физическое, психическое и эмоциональное благополучие своих клиентов, стремясь уменьшить депрессию, стресс и беспокойство; восстановить основные двигательные функции и способности рассуждать; укреплять доверие; и эффективно общаться».

Цели терапии деятельностью многогранны, и ее можно применять как в индивидуальных, так и в групповых условиях. Однако заставить пациентов принять идею того, что на первый взгляд кажется «игрой», в качестве терапевтического инструмента, может быть непросто. Многие из них поначалу кажутся озадаченными тем, как такие занятия, как рисование или музыка, могут быть применены к проблемам, которые они пытаются решить. В терапевтических условиях идея терапии деятельностью состоит в том, чтобы дать им дополнительные пути, которые помогут процессу выздоровления. Это способ улучшить качество жизни, независимо от того, являются ли эти потребности физическими или психологическими, по словам Билла Мрамора, терапевта-рекреациониста из Университета здоровья Колорадо, в интервью веб-сайту StrokeSmart о рекреационной терапии для жертв инсульта [16]: «Пациенты] посмотри на меня и скажи: «Рекреационная терапия? Когда мы будем играть в волейбол?» Но рекреационная терапия смотрит на общую картину. Там, где физиотерапия может рассматривать группу мышц, мы рассмотрим, для чего вы используете эти мышцы. Для кого-то это игра в карты, для кого-то рыбалка, а для кого-то поход в кино… чем [пациенты] занимаются в свободное время для удовольствия. И затем речь идет о том, как этот человек собирается использовать эту деятельность, чтобы остановить последствия инсульта».

А как насчет терапии психических заболеваний? Хотя было проведено множество исследований о его пользе для физической реабилитации, исследователи также обнаружили, что он может применяться наряду с другими методами психиатрической терапии при проблемах психического здоровья. Показательный пример: качественное исследование 2016 года, проведенное Университетом Вуллонгонга в Австралии, в котором изучались преимущества рекреационного терапевтического лагеря для психически больных пациентов, пришло к выводу [17], что «все участники исследования говорили о том, как поддерживающие и ободряющие отношения в лагерь создал безопасную терапевтическую среду, которая вывела их «из моей зоны комфорта» и побудила попробовать новые виды деятельности. Каждый участник описал положительные изменения, такие как повышение уверенности и доверия. Важно отметить, что участники заявили, что опыт лагеря способствовал их решимости восстановить свое психическое здоровье после лагеря».

Другое исследование 403 пациентов, опубликованное в выпуске журнала Psychiatric and Mental Health Nursing за май 2012 года [18], показало, что «участие в творческой деятельности имеет потенциальную пользу для людей, испытывающих проблемы с психическим здоровьем». Наконец, извлечение данных из трех исследований, опубликованных в отчете в майском выпуске Американского журнала профессиональной терапии за 2011 год, показало, что [19] «Все исследования показали, что групповая работа, основанная на деятельности, была более эффективной, чем групповая работа, основанная на словах». работы, но по разным причинам, то есть для улучшения самовосприятия навыков социального взаимодействия, улучшения социального поведения, обеспечения большего уменьшения симптомов и повышения уровня функционирования сообщества».

Что включает в себя терапия деятельностью?

По данным ATRA [14], «Рекреационная терапия — это не только развлечения и игры. За деятельностью, направленной конкретно на каждого пациента, стоит цель. Когда люди страдают от физической травмы или психического заболевания, им нужна помощь, чтобы научиться не только тому, как жить со своей инвалидностью, но и улучшить качество своей жизни, уменьшив изоляцию, которую испытывают пациенты, и помогая им участвовать в досуговых мероприятиях».

Цель терапии деятельностью, согласно веб-сайту организации, состоит в том, чтобы уменьшить стресс и тревогу, а также укрепить уверенность и улучшить навыки социализации. Активная терапия может служить как отвлечением от проблем с физическим и психическим здоровьем, так и творческим выходом для нового хобби, и пациенты часто обнаруживают, что они владеют навыками, о которых они ранее не подозревали. При использовании в группе игры и мероприятия могут укрепить доверие за счет командной работы, а также расширить возможности участников за счет поддержки сверстников. Его преимущества могут включать, согласно ATRA:

  • Предоставление практической терапии с четкими результатами, которые позволяют пациентам добиваться результатов;
  • Применение навыков, полученных в процессе лечения, в условиях, отражающих их домашнюю и общественную среду;
  • Сведение к минимуму последствий настоящего и вторичного истощения;
  • Применение подхода «всего человека» для поощрения «независимого функционирования в физической, социальной, когнитивной и эмоциональной сферах»;
  • Помощь пациентам в выявлении и использовании общественных ресурсов, «которые обеспечивают независимое функционирование»; и
  • Сосредоточение внимания на навыках, которые можно развивать вне лечения и повышать качество жизни пациента.

Из-за природы терапии деятельностью каждая программа может быть адаптирована по-разному, поскольку вышеупомянутые цели одинаковы. Действия, применяемые при реабилитации после телесных повреждений, например, могут быть больше направлены на физическое исцеление или адаптацию к необратимым травмам — например, игры в инвалидных колясках для инвалидов в автомобильных авариях — в то время как терапия активностью в психиатрических учреждениях может иметь больше когнитивных применений. В результате возможности таких приложений в обеих настройках безграничны, вплоть до: 9 включительно0003

  • Искусство и ремесла;
  • Кулинария;
  • Драма;
  • Музыка;
  • Письмо;
  • Спорт;
  • игр;
  • Головоломки;
  • Здоровье и благополучие;
  • Живопись; и более.

Каждый реабилитационный/активный терапевт может подходить к лечению по-своему, и каждая программа активити-терапии может отличаться от учреждения к учреждению. Конечная цель, однако, одна и та же: улучшение качества жизни для тех, кто изо всех сил пытается преодолеть проблемы с физическим и психическим здоровьем.

ИСТОЧНИКИ

[1]: http://dictionary.apa.org/activity-therapy

[2]: https://psychologydictionary.org/activity-therapy/

[3]: http: //dictionary.apa.org/recreational-therapy

[4]: ​​http://dictionary.apa.org/occupational-therapy

[5]: https://ajot.aota.org/article.aspx? articleid=1853044

[6]: https://ajot.aota.org/article.aspx?articleid=1868966

[7]: https://www.recreationtherapy.com/history/rthistory1.htm

[8]: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5750616/

[9]: https://www.erudit.org/en/journals/lumen/2007- v26-lumen0255/1012071ar.pdf

[10]: https://books.google.com/books?id=TcmXDQAAQBAJ&pg=PT153&lpg=PT153&dq=%22Benjamin+Rush%22+chess&source=bl&ots=aCpDm46p1x&sig=ACfU3U1i9QK5DFM1VPGlEdQ49galUWBG8A&hl=en&sa= X&ved=2ahUKEwjSpKKF_uzlAhXiUt8KHVUDBg0Q6AEwBnoECAgQAQ#v=onepage&q=%22Benjamin%20Rush%22%20chess&f=false

[11]: https://books.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *