Какие нравственные ценности бывают: Управление социальной политики № 23 по Орджоникидзевскому району города Екатеринбурга и по городам Верхняя Пышма и Среднеуральску

Содержание

§ 22. Нравственные ценности

Виды нравственных ценностей. Каждый из нас оценивает свои и чужие поступки, а также события и явления жизни в настоящем и прошлом. Но то, что важно и значимо для одних, оставляет равнодушными других и вообще не воспринимается как ценность. Что же такое нравственные ценности?

Ценность — это значимость, которую предмет или явление имеет для нас.

Одни и те же предметы и явления могут для разных людей и в разные эпохи иметь разную ценность. По-настоящему ценными делает их наше заинтересованное к ним отношение.

Известная притча рассказывает, как на большой стройке работников, перевозивших в тачках тяжёлые камни, спросили, чем они заняты. Один в раздражении бросил: «Не видишь, я таскаю камни!» Другой сказал: «Я зарабатываю на пропитание своей семьи». А третий воскликнул: «Я строю храм!»

По «знаку» ценности делятся на положительные и отрицательные, или антиценности: наслаждение – страдание, польза – вред, власть – безвластие, свобода – зависимость, слава – позор, красота – безобразие, безопасность – опасность, истина – ложь, добро – зло, счастье – несчастье.

Одни ценности принято относить к практическим (карьера, материальные блага, научно-технический прогресс и т. д.), другие – к духовным (музыка, живопись, общение, творчество). Их также принято разделять на высокие и низменные. Конечно, деление это довольно условно. Оно зависит от конкретных исторических ситуаций и отчасти субъективно, так как каждый человек на основе собственных предпочтений и интересов может объявлять одни ценности высшими, а другие принижать или даже отрицать. Существуют, однако, всеобъемлющие идеи, аккумулирующие суть морали и составляющие основу «правильной жизни»: добро, смысл жизни, свобода, счастье. Эти идеи выражают высшие нравственные ценности. От их правильного понимания зависит наша нравственность: поступки, взгляды, оценки, стратегия и тактика «правильной жизни».

Смысл жизни. С незапамятных времён перед людьми вставали вопросы «Зачем я, зачем мы?», «Для чего я живу, чего хочу от жизни?». Человек искал, выбирал, а различные этические учения предлагали свои концепции смысла жизни. Можно выделить три основных подхода к вопросу о смысле жизни:

— пессимистический, при котором жизнь воспринимается как бессмысленная череда страданий, зла, болезней с закономерным итогом смертью;

— скептический, выражающий сомнение в осмысленности и значимости жизни людей;

— оптимистический, связанный с признанием смысла человеческой жизни и возможности его реализации.

Размышляя о смысле жизни, мы сталкиваемся с противоречием: для чего жизнь, если в конце её (рано или поздно) нас ждёт смерть? Поэтому во все времена многие люди желали для себя бессмертия, считали себя достойными его, искали возможности для его достижения. Однако если допустить возможность бессмертия, появится ли смысл в этой вечной жизни? Если любые возможности могут быть реализованы когда-нибудь в неопределённом будущем, то зачем прилагать усилия в реальных условиях сегодня? Бессмертная жизнь не имеет ни цели, ни смысла

. Именно смертность человека и перспектива окончания жизни заставляют каждого из нас стремиться сделать свою жизнь осмысленной, а также всё возможное для того, чтобы оставить после себя хорошую память. Стремление найти смысл жизни само по себе имеет высокую ценность. Когда в деятельности человека есть смысл, он обычно не задумывается над ним, а просто живёт, трудится, делает то, что считает нужным и важным.

Смысл жизни связан со значимыми целями и ценностями, к которым мы стремимся. Однако бывают ситуации, когда человек утрачивает прежние ценности и связанное с ними ясное понимание цели. Это случается из-за крутого и неблагоприятного изменения судьбы, утраты близких, во время ожесточённых военных действий и т. д. В таких ситуациях человек бывает подорван физически и морально, и только поиск и нахождение нового смысла помогают ему выжить. В рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» описан именно такой случай: во время войны у солдата погибает семья, он попадает в плен, а после окончания войны чувствует себя потерянным и ненужным. И лишь встреча с мальчишкой-сиротой пробуждает его к жизни, помогает найти новый смысл. Философ Ф. Ницше сказал «У кого есть “зачем” жить, тот может выдержать почти любое “как”». Смысл этого высказывания как раз и является ответом на вопрос «зачем» жить. Да потому что существует та драгоценная цель, ради которой стоит это делать.

Смысл нельзя дать человеку готовым, его нужно найти самому, утвердить и доказать делами. Осмысленной жизнью мы утверждаем самих себя как людей.

Свобода. Человек – существо, скованное множеством ограничений, зависимостей. Мы материальны и телесны, значит, подчинены физическим законам, а также законам физиологии. Как личности, принадлежащие конкретному обществу, мы подвластны его социальным и юридическим законам, нормам и правилам, стереотипам поведения. Экономическая необходимость заставляет нас решать множество проблем жизнеобеспечения. Так есть ли в этом сотканном из необходимостей мире свобода? Что она собой представляет?

Известны две трактовки свободы.

Первая: свобода есть познанная необходимость. Поскольку человек движется в русле могучего течения космического масштаба, он может только подчиняться ему. Покорись необходимости, как падающий камень подчиняется силе тяготения. Осознай внешнюю для тебя необходимость как единственно возможную, прими её как свой внутренний зов — и ты обретёшь свободу. Вторая: суть свободы состоит в возможности выбора. Если мы ничего не выбираем по собственной воле, мы несвободны. Почти всегда в жизни есть альтернативы, и человек волен предпочесть тот или иной способ поведения, ту или иную оценку.

Между указанными двумя трактовками свободы нет противоречия. Ведь наш выбор будет правильным, результативным только в том случае, если он соответствует законам природы и общества (природной и социальной необходимости). Эти законы, переплетаясь, делают возможным разный ход событий, и мы выбираем ту возможность, которая нам больше подходит.

Бывает, что человек не в силах решить, какую же ценность выбрать, и тогда он может или хочет отказаться от решения, устраниться, оставив серьёзную работу над возникшей проблемой другим людям. Однако даже отказ от выбора тоже есть выбор. Ничего не сделать – тоже поступок. Неслучайно законом предусмотрено наказание за «неоказание помощи». Не оказать помощь, промолчать, закрыть глаза – тоже свободное решение. Если ты не нашёл правильную линию действий – значит, кто-то выбрал за тебя, и ход событий может оказаться неблагоприятным.

Вопрос о свободе выбора неминуемо подводит нас к вопросу об ответственности за всё, что мы делаем (или не делаем, хотя могли и должны были делать). Ответственность – оборотная сторона свободы; они неразрывно связаны между собой. Тот, кто делает свой выбор, т. е. действует свободно, полностью отвечает за содеянное. Чем больше свободы у человека, тем больше ответственности лежит на нём. Наоборот, отсутствие свободы снижает и ответственность человека.

Вести себя ответственно – значит быть способным активно действовать и вместе с тем понимать и осознавать, как отзовутся твои действия на тебе и на других, какими будут их последствия.

Нести ответственность – значит принять на себя не только планирование и выполнение, но и все последствия совершаемых поступков. В свою очередь, безответственность означает стремление свалить выполнение намеченного, а также последствия своих действий на других, заставить их расплачиваться за вашу трусость, неразумность или безудержное удальство.

Счастье. О счастье думают в юности и в старости, его желают добиться в зрелые годы, оно выступает явной или скрытой целью многих человеческих стремлений, является важнейшим мотивом деятельности.

Что такое счастье? Каждый понимает это по-своему, но все хотят его иметь. Исследователи отмечали, что уже в Древнем Риме существовало около 300 различных представлений об «истинном счастье». Вы можете спросить: если так много мнений, то стоит ли вообще говорить об этой нравственной категории? Стоит, так как очень важно разобраться: что´ в человеческом счастье зависит от объективных условий и что´ – от самого человека, его субъективных особенностей.

Одним из условий счастья и вообще исходной предпосылкой человеческого существования является удовлетворение материальных потребностей. Стремление к материальному благополучию и жизненному комфорту – норма человеческого существования. Но благополучие – это простое обладание благами, оно никак не может приравниваться к счастью. Вспомните старуху из сказки А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке», которая стремилась «урвать» как можно больше материальных благ. Была ли она счастлива? Писатель Ч. Айтматов справедливо заметил: всё, что мы получаем, – это условия жизни, и только то, что мы отдаём, – сама жизнь. Значит, благополучие может служить предпосылкой, но не самим счастьем. Как известно, «богатые тоже плачут».

Второе важнейшее условие, позволяющее человеку ощущать себя счастливым, – это удовлетворение духовных потребностей, в том числе приобретение новых знаний, более глубокое понимание происходящего, успешная творческая деятельность. Третье условие – социальное благополучие: хорошая семья, добрые отношения с людьми, уважение с их стороны.

Счастье нельзя найти, выиграть, получить в подарок. Его можно только обрести в процессе самоосуществления, самореализации личности. И это — ещё одно важнейшее условие счастья.

Настоящее счастье обычно связано с ощущением необыкновенного подъёма духовных и физических сил человека, его стремлением к переживанию всей полноты бытия. Таким образом, изучаемому понятию можно дать такое определение.

Счастье как состояние человека, связанное с чувством глубокой моральной удовлетворённости, полноты бытия.

Это состояние невозможно без преодоления собственной инертности, лени, пассивности, полной зависимости от внешних обстоятельств. Оно не является непрерывным потоком удовольствий, постоянным состоянием радости. Счастье – это скорее «звёздный час» человека, наиболее яркие моменты его жизни.

Некоторые выводы

1. Ценность – это значимость, которую предмет или явление имеет для нас. К высшим нравственным ценностям относятся добро, свобода, смысл жизни, счастье, любовь.

2. Смысл жизни связан со значимыми целями и ценностями, к которым мы стремимся. Его нельзя получить готовым, а нужно найти самостоятельно.

3. Суть свободы состоит в познании необходимой связи явлений, а также в возможности выбора и ответственности за последствия совершаемых поступков.

4. Необходимыми условиями счастья являются оптимальное удовлетворение материальных, духовных и социальных потребностей, самореализация личности.

Вопросы и задания

  1. Какие виды нравственных ценностей вы знаете?

  2. Как понимается смысл жизни в рамках:

а) пессимистического подхода;

б) скептического подхода;

в) оптимистического подхода?

  1. Говорят, жизнь человека не прошла бессмысленно, если он построил дом, воспитал сына и посадил дерево. Как вы думаете, почему? Каждому ли человеку это удаётся?

  2. В чём отличие смысла жизни от цели жизни?

  3. Что легче: иметь свободу или не иметь её? Почему?

  4. Все ли люди достойны нравственной свободы?

  5. Подготовьте сообщение об особенностях счастья и его «законах».

  6. Согласны ли вы с тем, что счастье каждый понимает по-своему? Существует ли, на ваш взгляд, некоторое обобщённое понятие счастья, справедливое для всех?

  7. А. С. Пушкин написал: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». Но спустя некоторое время жизнь привела его к прямо противоположному выводу:

«Я думал: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан».

Как вы думаете: почему поэт изменил своё мнение?

Что такое духовно-нравственные ориентиры человека? Какова их роль в деятельности человека? Нравственные ценности и ориентиры

Совместная жизнь людей невозможна без выработки писаных и неписаных правил и норм, которых придерживаются и которыми руководствуются все участники социальной жизни в быту, труде, политике, личных, групповых, международных отношениях.

В каждой сфере деятельности вырабатываются свои специфические правила и нормы: кодексы чести, уставы, положения, технологические правила, инструкции. Однако в рамках каждой культуры вырабатывается и свой специфический и всеобщий регулятор социальной жизни и социальных отношений. Таким регулятором является мораль – система общих норм и правил, требований, предъявляемых к каждой личности и фиксирующих то общее и основное, что составляет культуру межчеловеческих отношений, сложившуюся в многовековом опыте развития данного общества.

Мораль (от лат. moralis – нравственный) распространяется на всех членов данного общества, обеспечивая тем самым сознание общности и единства, принадлежности каждого человека некоей общности. Мораль как систему нравственных норм, правил и требований следует отличать от нравственности – степени принятия личностью и обществом требований морали и руководства ими в реальной жизни.

Реализуется мораль не только в нормах и требованиях, запретах и ограничениях, но и в обычаях, позитивных образцах, идеалах, являющихся примерами нравственного поведения из славного прошлого, самоотверженного и достойного подражания поведения современников. Такие примеры и идеалы выступают в качестве нравственных ценностей, выражающих представления о желаемом, должном, «принятом» поведении.

Закреплению в обществе нравственных ценностей и морали в целом служат: семейное воспитание, система школьного и внешкольного образования, культурно- просветительная работа учреждений и организаций культуры, различных общественных организаций и движений. Мораль и нравственность служат предпосылкой и основой права – системы социальной регуляции на основе законов, принятие которых, а также контроль за исполнением возлагается на государственные органы власти.

Изучением морали, составляющих ее нравственных ценностей занимается специальная отрасль философского знания – этика. Высшей нравственной ценностью является благо (добро). Различным трактовкам добра, критериям его отличия от зла посвящено великое множество философских трактатов, религиозных проповедей и наставлений. Подавляющее большинство произведений искусства так или иначе выражают эти представления, их противоречивость и вечную актуальность. Несмотря на то что в различных обществах и в различные эпохи существуют свои представления о добре, по мере развития человеческой цивилизации вырабатываются общечеловеческие ценности – общие для представителей разных народов и разных вероисповеданий представления о благе. Такими ценностями выступают человеческая жизнь, качество этой жизни, свобода и достоинство личности, справедливость.

Свобода и ответственность

Конечной целью морали и нравственности является автономность нравственной личности, способной к принятию долга. Реальное содержание философии нравственности заключается в признании достоинства и ценности каждой личности, ее свободы, а значит и права на ответственность. А с другой стороны, зло всегда выступает как умаление, унижение человеческого достоинства. Людям для счастья нужно, в принципе, не так уж и много: гарантии признания их достоинства, права на свободу. Нравственный долг не может быть навязан – это всегда результат свободного выбора личности. Даже требовать возвращения денег, взятых в долг, исполнения каких-либо обязанностей можно только в том случае, если мы предварительно получили обещание деньги вернуть, а обязанности – выполнять.

Ханжеством и лукавством является требование от людей самоотверженного героизма. Смысл и значение героического поступка в том, что он является актом свободного самоопределения личности.

Навязывание личности извне смирения может принимать глубоко трагичные и извращенные формы, как, например, это было с людьми, прошедшими ад фашистских и сталинских концентрационных лагерей, в которых достоинство и честь человека глумливо растаптывались. В лагере человек лишался главной составляющей достоинства – возможности нести ответственность за свои поступки. Каждая минута жизни не принадлежала человеку, он оказывался полностью лишенным свободы воли, фактически – возможности совершать поступки.

Чтобы не впасть окончательно в состояние «идеального заключенного», т.е. чтобы не стать полностью раздавленной и размазанной личностью, у человека остается единственный путь спасения – создать вокруг себя «зону свободы», т.е. сферу жизни, в которой человек делает то, что его делать никто не заставляет. Он сам принимает решения к действиям и сам за них отвечает. Пусть это будет хотя бы даже решение чистить зубы. Даже чистка зубов может стать поступком, соломинкой, сохраняющей достоинство человека, его самого как личность. Это первое условие самосохранения и выживания личности, лишенной достоинства извне. Вторым оказывается установление некоторой «черты» в поведении, переступать которую нельзя. Такая черта в поступках, определяющая область автономного поведения, – необходимый минимум сохранения человеком собственной личности в античеловеческих условиях.

Внутренним гарантом чувства собственного достоинства является долг, самоотдача, самоограничение, буквально – самоопределение (постановка себе предела, «черты») личности. Но это долг не навязываемый извне, не «требуемый» с личности. Это се «не могу иначе» – осознанное собственное призвание и нравственный выбор. Нравственен только долг внутренний, взятый на себя самим человеком, а этика долга возможна только в качестве внутреннего самоопределения, когда человек оказывается обязанным всем, но ему – никто. Если этика долга применяется к другим, она становится безнравственной, ведет к насилию.

Человек, не познавший пределов своей свободы и ответственности, оказывается вне морали. Ответственность, которую постиг человек, ставший внутренне свободным от мира, и которую он пытается реализовать в жизни, – это и есть этика. Чем шире зона автономного (свободного) поведения, тем шире зона ответственности. И человек тем этичнее (свободнее = ответственнее), чем шире эта сфера. Традиционные общества ограничивали сферу свободы своим этносом, позже ее ограничивали расой, нацией, классом. В наши дни этическое самоопределение в смысле очерчивания предела свободы и ответственности намного шире, фактически распространяясь на мир в целом.

Самоценность личности – не ценность для себя, перед собой, а выражение стремления реализовать себя, найти свое место в жизни и делать то, что кроме тебя никто и никогда сделать не сможет. Человек не только сопричастен миру, не только произволен от него, но и ответствен за него, за его будущее, поскольку живет в нем, творит в нем, участвует в его познании и преобразовании. Еще Сенека в «Нравственных письмах к Луцилию» выразил идею степени возможного смысла жизни как требования, чтобы человек был полезен максимально многим людям; если это невозможно, то хотя бы немногим; если и это невозможно, то, по крайней мере, своим ближним; если невозможно и это, то хотя бы самому себе.

«Принцип Сенеки» достаточно широк, чтобы реализовать практически любое самоопределение, оправдывающее жизнь и придающее ей смысл. Жизнь не дана человеку «готовой». Ему даны только возможности, перспектива, опираясь на которые он строит свою жизнь сам. Его жизнь за него не проживет никто, она есть дело его выбора. И чем яснее понимание человеком своих возможностей и границ этих возможностей, тем ответственнее его выбор, тем острее переживание им свободы своей воли.

Нравственные ориентиры деятельности человека. Мораль – совокупность правил, норм поведения, которые регулируют и направляют деятельность людей Мораль – форма нормативно-оценочной ориентированности индивида, общностей в поведении и духовной жизни, взаимовосприятии и самовосприятии людей. Нравственность – исторически сложившийся свод неписаных законов, норм, правил. Мораль – это нормы сознания. Нравственность – реализация норм сознания в жизни, в практическом поведении людей. Этика – наука о морали и нравственности. «Золотое правило нравственности»: — «Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали с тобой». Категорический императив (Иммануил Кант) – безусловное, принудительное требование (повеление), не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств. Функции морали: 1. Оценочная – оценка через призму добра и зла, справедливости и несправедливости. 2. Познавательная – через оценки других, происходит познание себя как личности. 3. Мировоззренческая – через систему ценностей мораль передает мировоззренческие установки. 4. Воспитательная – индивид приучается совершать добрые поступки и осуждать плохие, внешние нормы постепенно переходят во внутренние регуляторы поведения: совесть, стыд, долг и др. Категории морали: 1. Добро – все нравственно-положительное, то, что не есть зло и сопутствует счастью. 2. Справедливость – мера соответствия между фактическим содержанием различных поступков и их оценкой в общественном мнении с позиций должного. 3. Долг – нравственная задача. 4. Стыд – внутренний контрольный механизм, осознание человеком своего несоответствия принятым нормам или ожиданиям окружающих. 5. Совесть – оценка личностью своих поступков. 6. Свобода – право человека на независимость внутренней духовной жизни и возможность самому определять свои убеждения. («Свобода совести» свобода вероисповедания и организованного отправления культа) 7. Милосердие – сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку, стремление помочь каждому нуждающемуся. 8. Счастье – удовлетворенность своей жизнью, переживание и осознание красоты, истины. 1 Счастье и удовольствие – взаимосвязанные состояния человеческой души. Удовольствие (наслаждение) – это чувство и переживание, сопровождающее удовлетворение потребности и интереса. Гедонизм (наслаждение) – система взглядов и образа жизни, в основе которой лежит представление о том, что стремление к удовольствиям и отвращение от страдания является коренным смыслом человеческих действий, реальной основой счастья. Гедонизм – этика удовольствия, ее основные принципы: 1. «Наслаждение составляет цель жизни, и добром является все, что доставляет наслаждение и ведет к нему». 2. «Поступай так, чтобы испытывать как можно большее наслаждение». Человек рождается гедонистом (наслаждения ребенка в кормлении, укачивании, тепле материнских рук, ласке, игре и т.д.), но по мере взросления человеку все больше приходится сталкиваться с ограничениями и учиться тому, что любое наслаждение, счастливое состояние дается ценой больших затрат и усилий. Это требует от человека контроля своего мтреиления к удовольствию, умения терпеть неудовольствия. Крайняя форма гедонизма («наслаждение любой ценой») ведет к насилию и жестокости. Ограничители гедонизма: 1. Наслаждаться одному за счет всех воспрещает общество. 2. Нескончаемые наслаждения рано или поздно ведут к пресыщению. Одна из форм проявления гедонизма – авантюризм и жажда рискованных приключений. Если авантюра – форма частной жизни, то большого вреда обществу нет. Но в истории немало великих авантюристов, совершавших разрушительные набеги на целые страны и материки. (Пираты). Разумный гедонизм может быть не только терпим, но и поощряем обществом, если он превращается в двигатель творчества, искусства, науки. (Процесс написания книги, сочинения симфонии, разработки научной теории приносит человеку максимальное наслаждение). Гедонизм с биологической и психофизиологической точки зрения неоценим, т.к. способствует к уменьшению и угасанию внутреннего напряжения (физического и психического), способствует восстановлению жизненных функций организма. Нравственные категории характеризуются следующими понятиями: 1. Нравственные нормы. 2. Нравственные ценности. 3. Нравственные качества. 4. Нравственные принципы. 5. Нравственные идеалы. Нравственные категории бывают позитивными и негативными: 1. Добро и зло. 2. Добродетель и порок и т.д. 2 Парадокс добродетели заключается в разрыве между знанием и делом: люди в целом знают, что такое добродетель, но многие (а иногда и большинство) поступают порочно. От других требуем добродетели, но когда дело доходит до нас самих, то поступаем не так, как правильно, а так, как нам приятно. Моральный идеал – конкретизация для данных исторических, культурных, социальных условий представлений о добре и зле, долге, совести и прочих нравственных понятиях. Моральный выбор – наиболее оптимальный способ практического утверждения высших моральных ценностей в конкретной жизненной ситуации. Ценность – положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом. Ценности (в широком смысле слова) – обобщенные, устойчивые представления о чем-то как о предпочитаемом, как о благе, т.е. о том, что отвечает каким-то потребностям, интересам, намерениям, целям, планам человека. 7 фундаментальных ценностей: Истина, Красота, Добро, Польза, Господство, Справедливость, Свобода. 1. Социальная сфера – Справедливость. (Равенство, братство, коллективизм, дружба, обмен, сотрудничество основаны на справедливости). 2. Экономическая сфера – Польза. (Прибыль, выгода и т.д.) 3. Политическая сфера – Господство. (Борьба за власть, лидерство, карьера и т.д.). 4. Духовная сфера – Истина, Красота, Добро. (Наука строится вокруг истины, религия – вокруг добра, культура и искусство – вокруг красоты, образование – на пересечении добра и истины). Свобода – общее для всех состояние, общая для всех ценность. (Ценность, нужная всем людям во всех сферах). Ценности могут соседствовать, вступать в союз. (Стремление к выгоде и к господству). Духовность – обращенность человека к высшим ценностям – к идеалу, как сознательное стремление человека усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу, одухотвориться. Основные признаки морали: 1. Всеобщность. 2. Добровольность. 3

В чем заключается сущность и значение Золотого правила нравственности? Что такое добро и зло. долг и совесть? Какое теоретическое и практическое значение нравственного выбора и нравственной оценки?

Социальные нормы (см. § 6), мораль и право (см. § 7).

Существует несколько научных определений морали, нравственности. Приведем одно из них: мораль — это форма нормативно-оценочной ориентированности индивида, общностей в поведении и духовной жизни, взаимовосприятие и самовосприятии людей.

Иногда мораль и нравственность различают: мораль — это нормы сознания, а нравственность — реализация этих норм в жизни, практической поведении людей.

Мораль является этика — теория, рассматривающая сущность, проблемы нравственного выбора, нравственной ответственности человека, касающиеся всех сторон его жизнедеятельности общения, труда, семьи, гражданской ориентации, национальных и конфессиональных отношений, профессионального долга. Поэтому этику принято считать «практической философией».

ДУХОВНЫЙ РЕГУЛЯТОР ЖИЗНЬ

Вы уже знаете, что, будучи существом общественным, человек не может не подчиняться определенным правилам. Это необходимое условие выживания человеческого рода, целостности общества, устойчивости его развития. В то же время правила, нормы призваны защищать интересы и достоинства отдельного человека. Среди таких норм важнейшими являются нормы морали. Мораль — это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей для обеспечения единства общественных и личных интересов.

Кто устанавливает моральные нормы? На этот вопрос даются разные ответы. Авторитетной позиция тех, кто видит их источник в деятельности и заповедях основателей мировых религий — великих учителей человечества: Конфуция, Будды, Моисея, Иисуса Христа.

Христос учил: «… Во всем, как хотите, чтобы с вами хорошо обращались люди, так ведите себя и вы с ними». Так, в глубокой древности был заложен фундамент главной общечеловеческой нормативной морального требования, которое потом назвали «золотым правилом нравственности». Оно гласит: «Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие вели себя с тобой».

Согласно другой точке зрения, нормы и правила морали формируются естественно-историческим путем, на основе массовой жизненной практики, шлифуются в различных жизненных ситуациях, постепенно превращаясь в нравственные законы общества.

Исходя из опыта, народ руководствовался моральными запретами и Требования: не убивать, не красть, помогать в беде, говорить правду, выполнять обещания. Во все времена осуждались жадность, трусость, обман, лицемерие, жестокость, зависть. Всегда одобрялись свобода, любовь, честность, великодушие, доброта, трудолюбие, скромность, верность, милосердие.

Моральные установки личности исследовались крупнейшими философами. Один из них — Иммануил Кант — сформулировал категорический императив морали, подражание которого очень важно для реализации нравственных ориентиров деятельности. Категорический императив — это безусловная принудительная требование (повеление), не допускающим возражений, обязательная для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств.

Как же Кант характеризует категорический императив? Приведем одну из формулировок, обдумайте его, обсудите, сравните с «золотым правилом». Существует, утверждал Кант, один категорический императив: «Поступай всегда согласно такой максиме (максима — высший принцип, правило, которое ты в то же время можешь считать закон)». Категорический императив как и «золотое правило», утверждает личную ответственность человека за свои деяния, учит не делать другому того, чего не желаешь себе. Следовательно, эти положения, как и нравственность в целом, по своей природе гуманистические, потому что «другой» выступает как друг. Говоря о значении «золотого правила» и кантовского императива, современный ученый К. Пред писал, что «ни одна другая мысль не сделала такого мощного влияния на нравственное развитие человечества».

Любой человек живет не сам по себе, его окружают другие люди. Он должен жить в обществе, подчиняясь установленным требованиям. Это обязательно для выживания человечества, сохранения единства социума и надежности его совершенствования. Но социум не требует от человека поступаться собственными материальными интересами ради него, потому что утверждены принципы, призванные отстаивать потребности и пользу отдельного индивида. Первостепенны моральные устои и духовные ориентиры личности.

Духовность человеческой жизни

Мужание людей совпадает с их осознанием себя как личности: они стараются оценивать личные нравственные качества и развивать сферу духовных пристрастий, включающих эрудицию, убеждения, эмоции, ощущения, желания и склонности. Наука определяет духовность человеческого общества как полный диапазон эмоций и интеллектуальных завоеваний человечества. Она концентрирует познание и исследование всех воспринятых человеческим обществом духовных традиций и креативное создание новейших ценностей.

Индивид, развитый духовно, отличается значимыми субъективными характеристиками, стремится к возвышенным духовным целям и замыслам, которые обуславливают характер его инициатив. Ученые считают духовность этично направленным стремлением и людским сознанием. Духовность рассматривается как понимание и жизненный опыт. Люди со слабо или совершенно бездуховные не в состоянии воспринимать всю многоликость и великолепие того, что их окружает.

Передовое мировоззрение считает духовностью наивысшую ступень становления и самоопределения взрослого индивида, когда основанием и жизненной сущностью являются не персональные желания и мироощущения, а главные общечеловеческие приоритеты:

  • благо;
  • милосердие;
  • прекрасное.

Овладение ими формирует ценностную направленность, сознательную готовность общества изменять жизнь сообразно этим принципам. Особенно это важно для молодежи.

Происхождение морали и ее изучение

Под моралью подразумевается комплекс обычаев и канонов, регламентирующих контакты и коммуникацию людей, их поступки и манеры, а также служащих залогом гармонии коллективных и персональных потребностей. Нравственные установления известны издревле. Существуют различные точки зрения на источники появления моральных норм. Есть мнение, что их первоисточником послужили практика и проповеди величайших наставников и вероучителей человечества:

  • Христа;
  • Конфуция;
  • Будды;
  • Мухаммеда.

Богословские манускрипты большинства верований содержат хрестоматийный принцип, ставший позднее наивысшим законом нравственности. Он рекомендует человеку поступать с людьми так, как ему хотелось бы, чтобы поступали с ним. Исходя из этого, основа первостепенного регламентирующего этического предписания была заложена в культуре седой древности.

Альтернативная точка зрения утверждает, что моральные принципы и каноны образуются исторически и заимствуются из многочисленного житейского опыта. Способствуют этому литература и просвещение. Опора на существующую практику позволила человечеству сформировать ключевые нравственные ориентирования, предписания и воспрещения:

  • не проливать кровь;
  • не похищать чужого;
  • не обманывать и не лжесвидетельствовать;
  • выручать ближнего в сложных обстоятельствах;
  • держать слово, исполнять заветы.

В любые эпохи порицались:

  • алчность и скупость;
  • малодушие и нерешительность;
  • лукавство и двоедушие;
  • бесчеловечность и жестокосердие;
  • вероломство и коварство.

Одобрение же получили следующие свойства:

  • порядочность и благородство;
  • чистосердечие и добросовестность;
  • бескорыстность и душевная щедрость;
  • отзывчивость и гуманность;
  • усердие и старательность;
  • сдержанность и умеренность;
  • надежность и преданность;
  • отзывчивость и сострадание.

Эти качества народ отразил в пословицах и поговорках.

Замечательные философы прошлого изучали духовно-нравственные человеческие ориентиры. И. Кант вывел формулировку категорического требования морали, совпадающего по содержанию с золотым принципом нравственности. Этот подход констатирует персональную ответственность личности за содеянное.

Фундаментальные понятия нравственности

Кроме прямого регламентирования образа действий мораль содержит также идеалы и ценности — воплощение всего лучшего, образцового, безупречного, значимого и благородного в людях. Идеалом считают эталон, верх совершенства, венец творения — то, к чему человек должен стремиться. Ценностями называют особенно ценное и почитаемое не только для одной персоны, но и для всего человечества. Они показывают взаимоотношения индивида с действительностью, с другими людьми и с самим собой.

Антиценности отражают негативное отношение людей к конкретным проявлениям. Такие оценки бывают несхожими в разных цивилизациях, у разных народностей, в различных социальных категориях. Но на их основе выстраиваются человеческие взаимоотношения, устанавливается приоритетность, обозначаются важнейшие установки. Ценности делятся на следующие категории:

  • юридические, или законные;
  • государственно-правовые;
  • благочестивые;
  • эстетические и творческие;
  • духовные и нравственные.

Первостепенные моральные ценности образуют комплекс традиционной и нравственной нацеленности человека, сопряженной с понятием морали. Среди основных категорий — добро и зло, добродетель и порок, соотнесенные парно, а также совесть, патриотизм.

Принимая в мыслях и деятельности нравственность, индивид должен контролировать поступки и желания, предъявлять к себе повышенные требования. Регулярное осуществление позитивных дел укрепляет нравственность в сознании, а отсутствие таких поступков подрывает способность человечества к принятию самостоятельных моральных решений, ответственности за свои поступки.

Моральные ценности и идея Бога

Сорли прочитал свои Гиффордские лекции летом 1914 и 1915 годов, прочитав полный двойной сеанс из 20 лекций. Они были опубликованы в одном томе в 1918 году. Второе издание с небольшими исправлениями и дополнениями вышло в свет в 1921 году.

Проект Сорли в этих лекциях, вообще говоря, кантианский. В качестве отправной точки он берет философскую задачу согласования кажущегося радикальным разделения между существующим и ценным. Традиционная стратегия в этом отношении состоит в том, чтобы исследовать мир существования — что есть — и на основе этого исследования попытаться установить некоторые выводы о природе ценности — что хорошо и как должно быть. Обычно это означает, что нужно начинать с науки и на основании ее результатов делать некоторые этические или оценочные выводы. Сорли использует обратную процедуру и пытается установить природу предельной реальности на основе исследования ценности, установить, какова реальность, задаваясь вопросом, какой она должна быть в идеале. Эта стратегия следует стратегии Лотце, который считал, что «истинное начало метафизики лежит в этике», и первая лекция посвящена экспликации этой мысли.

Установив в общих чертах правдоподобие основания метафизического исследования на этике, следующие четыре лекции посвящены всестороннему исследованию ценностей, их основы, их связи с существованием и отношений между ценностями и людьми. Сорли выделяет четыре вида ценностей — счастье, истину, красоту и добро — и важные различия, которые их пересекают: внутреннее/инструментальное, постоянное/преходящее, высшее/низшее. В лекции III он рассматривает и отвергает некоторые давние попытки свести ценности к ментальным состояниям (таким как удовольствие и желание) или к социальной истории и развитию условностей. В этой и следующей лекциях он сравнивает научные суждения и оценочные суждения, чтобы подорвать представление о том, что первые в каком-то смысле более «объективны», чем вторые. Сорли утверждает, что любой аргумент, который мотивирует скептицизм в отношении ценностей, должен в равной степени применяться и к знаниям, так что наш выбор стоит между принятием объективности оценочных суждений или глобальным скептицизмом, который ставит все под сомнение.

Лекция V исследует особую связь между ценностями и людьми. Эта связь вытекает из того, что сознание ценности и осознанная ее реализация тоже являются ценностями сами по себе. Объекты без сознания и непроизвольное поведение животных могут иметь ценность, но не могут ни распознать ее, ни решить ее реализовать.

Лекция VI посвящена вопросу об относительной и абсолютной стоимости. Сорли принимает и излагает позицию, характерную для абсолютного идеализма, согласно которой ценности, которые мы часто принимаем за абсолютные, оказываются таковыми, поскольку в более широком контексте они появляются относительно других соответствующих условий. Если под «абсолютным» мы подразумеваем «полное», то единственная возможность абсолютной ценности заключается в уникальной индивидуальной сущности, содержащей в себе все отношения. Этот вывод применим как к науке, так и к морали.

Это сравнение с наукой и моралью (или фактом и ценностью) продолжается в следующих трех лекциях. Его полное значение проявляется в Лекции X, где Сорли утверждает, что единство реальности требует философского синтеза достижений науки и морали, а также существования себя и других.

Лекция XI, первая во второй серии, исследует различие между описанием, объяснением и интерпретацией, а также влияние этого на поиск смысла в мире. Сорли утверждает, что объяснение должно быть неполным без интерпретации, ключевой способностью которой является воображение, и Сорли рассматривает возражения против использования воображения при открытии объективной истины.

Таким образом, теизм следует понимать как интерпретацию опыта, раскрывающую смысл существования. Лекция XII рассматривает его непосредственно и традиционные аргументы в его пользу. Лекция XIII посвящена только одному из них — моральному аргументу — и предлагает модифицированную форму аргумента, которая, тем не менее, опирается на фундаментальную стратегию аргумента — что мир должен иметь моральный порядок, так сказать, «встроенный», если личный счастье, справедливость и нравственные усилия должны быть возможны.

Тогда плюрализм рассматривается как конкурирующая интерпретация, а монизм как его альтернатива. Таким образом, благодаря подробному исследованию требований цели и свободы, лекции возвращаются к теизму, который является предметом лекции XVIII. Предпоследняя обращается непосредственно к идее Бога, а заключительная 20-я лекция рассматривает аргументацию, развитую в двух сериях, и делает вывод в пользу теистической интерпретации опыта, признавая центральное место моральных ценностей в такой интерпретации и ограничения, которые это накладывает. .

11 Важные моральные ценности для учащихся, которые помогут им быть хорошими людьми в жизни

В чем смысл моральных ценностей?

Моральные ценности являются неотъемлемой частью того, что делает нас людьми. Именно они делают нас гуманными. Это стандарты, которые помогают человеку выбирать для себя между правильным и неправильным, хорошим и плохим.

Это понимание морали абсолютно необходимо каждому, чтобы принимать честные, заслуживающие доверия и справедливые решения и отношения в своей повседневной жизни.

Нравственное развитие является важным процессом общего развития человека. И это должно начинаться прямо с раннего детства. Дети могут сформировать хороший характер и приятную личность, следуя моральным ценностям.

Давно известно, что семья ребенка играет решающую роль в том, чтобы направлять, поддерживать и поддерживать его, а также прививать ему основные ценности в годы его взросления.

Какое значение имеют моральные ценности в жизни студентов?

Моральные ценности играют важную роль в жизни любого студента. Они помогают создать положительный характер с такими чертами, как сострадание, уважение, доброта и смирение.

Они могут научить учащихся отличать правильное от неправильного, хорошее от плохого. И в конечном итоге это может способствовать рациональному мышлению и непредвзятому суждению учащихся.

Привитие учащимся моральных ценностей в долгосрочной перспективе работает как моральный компас, который помогает им избежать негативного влияния сверстников, социальных сетей или общества в целом, когда они становятся подростками, а затем взрослыми.

Моральные ценности также помогают формировать отношение и убеждения учащихся к различным аспектам жизни и дают им уникальную перспективу.

Они также могут помочь повысить уверенность в себе и сохранить позитивный настрой в трудных ситуациях.

Как обучать учащихся моральным ценностям?

Важность обучения нравственным ценностям учащихся должна начинаться прямо дома и с самого начала. Родители должны взять на себя ответственность за формирование жизни своих детей на ранних этапах.

Дети учатся у окружающих их людей, поэтому, чтобы научить своих детей хорошим ценностям, вы должны сначала смоделировать их в своей жизни. Вы можете словесно объяснить множество ценностей, но ваш ребенок усвоит только те, которые вы демонстрируете своим поведением.

Личный опыт похож на истории, а все дети любят слушать истории. Поделитесь историями из своей жизни, когда соблюдение моральных ценностей имело положительный опыт в вашей жизни, и ваш ребенок обязательно лучше вас поймет.

Придумайте систему, в которой вы вознаграждаете своего ребенка за использование этих ценностей в своей жизни. Похвала и вознаграждение — это положительное подкрепление, которое невероятно хорошо влияет на формирование детей.

Студенты также могут получить пользу от нравственного воспитания, включенного в педагогику. Школы также играют важную роль в обучении нравственным ценностям.

11 Важные виды моральных ценностей, которым должны учить детей

Уважение

Многие родители совершают ошибку, обучая своих детей только уважению к старшим, но это неправильно. Каждый заслуживает уважения, независимо от возраста или социального положения.

Уважение — это важная моральная ценность, о которой ваш ребенок должен знать в раннем возрасте, поскольку она играет важную роль в его/ее поведении с незнакомцами и старшими.

Малыши, которые с раннего возраста учатся уважать своих сверстников и старших, получат от этого пользу в будущем. Даже когда в будущем наступят тяжелые времена, ваш ребенок будет более заботиться о других.

Семья

Семья – неотъемлемая часть жизни детей. Он формирует и воспитывает их во взрослых. Поэтому важно дать своим детям чувство семьи и помочь им понять, почему семья важна. Сделайте это, и, скорее всего, ваши дети вырастут, уважая и любя свою семью, несмотря ни на что.

Приспособление и компромисс

Важно, чтобы дети знали, что не все работает согласно им. Учите их с раннего возраста, что, когда это абсолютно необходимо, им, возможно, придется попытаться приспособиться.

Ваш ребенок должен научиться приспосабливаться и идти на компромисс, только если его собственная жизнь не поставлена ​​на карту. В то время как регулировка в принципе звучит великолепно, есть тонкая грань, где она переходит к компромиссу.

Если ребенок оказывается в проигрыше из-за компромисса, это не только наносит ущерб, но и ограничивает идентичность.

Психология помощи

Ваш ребенок должен учиться помогать другим с раннего возраста, даже если он может быть совершенно незнакомым человеком. Вы должны научить своего ребенка, почему помощь другим так важна и как вы всегда получаете ее обратно, когда помогаете кому-то.

Чтобы быть функциональной частью общества, важно, чтобы ваш ребенок с пониманием относился к потребностям других.

Уважение к религии

Ваш ребенок должен воспитываться не только в уважении к своей религии, но и в понимании того, что каждый человек имеет право выбирать свою религию.

Справедливость

Моральный ориентир и чувство справедливости — две самые важные ценности, которыми должен обладать каждый ребенок с раннего возраста.

Это важно, потому что чувство справедливости определяет моральный облик человека, а также играет важную роль в образе жизни, который он выбирает. 

Честность

Честность всегда лучшая политика, и студенты должны поощряется говорить правду независимо от того, какие ошибки он/она может совершить.

Никогда не следует использовать страх наказания или отрицательное подкрепление, когда ребенок говорит правду. Поощрение ребенка в такое время имеет чрезвычайно важное значение.

Никогда никому не причиняйте вреда

Студенты должны быть обучены и осведомлены о физических, а также психологических последствиях причинения вреда кому-либо.

Воровство

Воровство нехорошо, какими бы оправданиями оно ни руководствовалось; это одно из хороших значений для детей. Моральные ценности, привитые на нужном этапе, могут заставить человека осознать их важность и усвоить их на долгое время.

Развивайте любовь к образованию

Образование — это самое мощное оружие, которое может быть у человека, и то, что больше всего влияет на то, где вы окажетесь в жизни. Выработка привычки учиться чрезвычайно важна, потому что эта привычка может помочь человеку адаптироваться к этому постоянно меняющемуся миру.

Равенство

Равенство является неотъемлемой частью нескольких моральных ценностей, таких как справедливость. Равное отношение ко всем людям с точки зрения прав, возможностей и статуса необходимо для искоренения мыслей о превосходстве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *