«Мы выбираем еду сердцем» Алексей Паевский и Анна Хоружая – об анатомии чувств
Как мы воспринимаем мир с помощью органов чувств? Об этом тольяттинцы узнали на лекции «Анатомия чувств: как наш мозг видит, слышит, чувствует», состоявшейся во дворце культуры «Тольяттиазот» в рамках проекта «Химия слова». Алексей Паевский – химик-органик, создатель и главный редактор портала Neuronovosti.ru и Анна Хоружая – сооснователь портала Neuronovosti.ru, врач лучевой диагностики, объяснили, как работают наши органы чувств.
Источник: vk.com/toaz_official
Лекция была разделена на пять тематических блоков, посвящённых каждому виду чувств: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Алексей Паевский рассказал о том, как человечество изучало органы чувств, а Анна Хоружая – о современных представлениях об анатомии чувств.
Как устроено наше зрение
Анна Хоружая объяснила, как работают органы чувств по анализатору:
– Каждый анализатор состоит из периферического отдела – это приёмник информации, то, через что информация попадает в нервную систему. Затем она распространяется по нервному волокну, проходит в зоны, которые анализируют эту информацию, – это проводниковый отдел. Центральный отдел в нашем головном мозге обрабатывает информацию. В итоге мы получаем представление об объекте.
Так, например, в систему зрительного анализатора входят сетчатка глаза (периферический отдел), зрительный нерв (проводниковый отдел) и затылочная кора больших полушарий (центральный отдел). Наш глаз фокусирует изображение на одной точке сетчатки, которая называется «жёлтое пятно». В этой точке сосредоточено максимальное количество колбочек, отвечающих за восприятие цвета: красного, зелёного и синего. Вся остальная информация воспринимается периферийным зрением, которое не входит в «жёлтое пятно». Эта зона включает в себя палочки, которые отвечают за сумеречное зрение.
Как мы слышим
Основные открытия, связанные со слухом, были совершены в XVI веке. Тогда наукой о чувствах начали заниматься физики. В XIX веке, как отметил Алексей Паевский, «наука о слухе превратилась в битву физиков». В свою очередь Анна Хоружая рассказала о том, что долгое время было неизвестно, как в закрученной улитке во внутреннем ухе воспринимаются звуковые волны. Было выяснено, что на всём протяжении улитки есть три слуховые полости, заполненные жидкостью. Когда в ответ на звуковую волну вибрируют мембраны окошек, которые ведут из среднего во внутреннее ухо, возникают колебания этой жидкости. Волосковые клетки реагируют на эти колебания и передают информацию в мозг. Получается, что звук поступает в слуховой нерв, далее информация переходит в ствол мозга и таламус, где, перед тем как попасть в височную кору, обрабатывается. Вся полученная информация анализируется в височной коре головного мозга.
Источник: vk.com/toaz_official
Как взаимосвязаны вкус и органы обоняния
Алексей Паевский отметил, что обоняние как один из видов чувств изучалось меньше других. Из-за этого возникло множество вопросов о том, как обоняние связано со вкусом, что вызвало появление огромного количества мифов. Лектор согласен с высказыванием Авиценны: «Запах – это разновидность вкуса». Это действительно так, потому что вкус формируется благодаря запаху с помощью ретроназального обоняния. Когда мы жуём пищу, мы вдыхаем запах, часть попадает в верхнюю носовую полость, где обонятельные клетки регистрируют информацию.
– Рецепторы, которые воспринимают запахи, есть на языке, поэтому в формировании вкуса продукта есть большой вклад обоняния. Запах также помогает создавать воспоминания, осуществлять перевод из кратковременной в долговременную память. Поэтому запах иногда помогает нам что-то вспомнить, – рассказал Алексей Паевский.
Анна Хоружая, анализируя обонятельный орган, объяснила, что собирают информацию обонятельные клетки, передаёт информацию обонятельный нерв, а обрабатывает полученные сведения мозг, в частности обонятельные луковицы и орбитофронтальная кора. Анна также развеяла миф о том, что собаки чувствуют запахи лучше, чем люди:
– Если запахом нарисовать «линию», то собака и человек смогут очень хорошо сориентироваться. Главное – чтобы был релевантный стимул. Если для человека нарисовать линию, например, шоколадной эссенцией, то он сможет очень хорошо соблюсти её направление, ориентируясь по запаху. Особенно если этому обучить.
Аристотель классифицировал вкусы на сладкий, солёный, горький и кислый. Со временем люди добавляли и убирали новые виды вкуса. Так, Жан Фернель добавил ещё два вкуса – жирный и пресный (с годами их убрали из классификации), а Икэда Кикунаэ – вкус умами, или «мясной» (глутамат натрия). В 2005-м всё-таки нашли рецептор жирного вкуса и вернули его в классификацию, а в 2019-м обнаружили рецептор, определяющий металлический привкус. Существуют также «ложные» вкусы – ментоловый, острый и вяжущий. Анна Хоружая объяснила, что ощущение таких вкусов – это реакции на холодовые и тепловые рецепторы, а также на денатурацию белков слюны, из-за которой она сворачивается.
«Вкусовой» орган чувств получает информацию через рецепторы вкуса, находящиеся во вкусовых сосочках, несколько черепно-мозговых нервов являются проводниковым отделом, а обрабатывает всё островковая кора головного мозга. Один из известных мифов – неверное описание вкусовых зон на языке. Как вышло, что миф приобрёл такую популярность? Оказывается, что немецкий учёный Давид Хениг подробно описал в своей работе, какие части языка отвечают за вкус, и выяснил, что мы воспринимаем все вкусы практически всем языком. Но когда американский психолог Эдвин Боринг решил перевести его работу с немецкого языка на английский, в переводе была допущена ошибка. Так возникло ложное представление о существовании вкусовых зон языка.
Источник: vk.com/toaz_official
Осязание
Боль, как разъяснил Алексей Паевский, – это проявление осязания. Рене Декарт считал, что когда наш организм ощущает боль, информация о раздражителе поступает по нервным трубкам в мозг, в шишковидную железу, где открывается клапан, и в мозг нагнетается «жизненная сила», которая наполняет трубки нервов, отдёргивающие наше тело от вызвавшего боль объекта.
– Помимо этого, у нас существует такое чувство – проприоцепция. Его можно отнести к осязанию или к отдельному виду чувств. Проприоцепция – это особое мышечное чувство с особыми рецепторами в мышечных волокнах. Когда мы закрываем глаза, мы всё равно знаем, где находится наша рука, потому что внутри мышц есть рецепторы, которые ощущают движение этих мышц, –
рассказал Алексей Паевский.Осязательные рецепторы собирают информацию, она проходит через чувствительные волокна, попадает в спинной мозг, а потом по нервным трактам туда, где и обрабатывается, – в теменную кору головного мозга. На кончике пальцев у нас находятся рецепторы, у которых рецепторное поле довольно узкое, оно помогает воспринимать мелкие детали. Чем шире рецепторное поле, тем меньше мы ощущаем детализированные вещи.
– Сенсорные клетки разделяются по подтипам, если говорить об их функционале. Одни реагируют на механическое раздражение (это механорецепторы), другие на температуру (терморецепторы), третьи на химические раздражители (хеморецепторы), четвёртые предназначены для восприятия боли, то есть любых стимулов, которые гораздо выше пороговых (это ноцицепторы), – объяснила Анна Хоружая.
Источник: vk.com/toaz_official
Общий проект
Сейчас Алексей Паевский и Анна Хоружая вместе работают над проектом, задача которого – рассказать истории жизни всех лауреатов Нобелевской премии по химии, физике и медицине.
Осознанное восприятие художественных произведений через органы чувств на уроках литературы
Библиографическое описание:Иштуганова, А. О. Осознанное восприятие художественных произведений через органы чувств на уроках литературы / А. О. Иштуганова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 5 (31). — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/181/5699/ (дата обращения: 17.02.2023).
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Формирование профессиональных компетенций педагогических кадров в логике стандартов Ворлдскиллс» на базе КГБ ПОУ НПГТ (г. Николаевск-на-Амуре). Описан механизм изучения художественного произведения через чувственное восприятие с применением элементов арт-технологии: использование различных средств искусства при анализе художественных произведений. Приводятся результаты опыта расширения информационных границ обучающихся посредством воздействия на органы чувств обучающихся в процесс восприятия художественного произведения.
Ключевые слова. краевая инновационная площадка, арт-технология, сотворчество, соавторство, органы чувств, СПО.
Формирование целостного мировоззрения, мировосприятия всегда будет актуальным в образовательном процессе. Для преподавателя литературы это особо значимая цель, поскольку литература является одним из видов искусства, изучать ее следует, привлекая другие виды искусства. Литература предполагает понимание жизни особым способом: интегрируя различные темы, идеи, подходы; проявляя творческую активность. Используя современные педагогические технологии, преподаватель ориентирует подростка на общечеловеческие ценности, осознание своей роли в обществе и совершенствование читательской культуры; развивает способность наслаждения искусством и воспитывает внутреннюю культуру.
Для эффективной работы на уроках с использованием технологии интегрированного обучения педагогу важно учитывать интересы и особенности обучающихся. Сегодня как никогда актуальной становится мысль, высказанная Антуаном де Сент-Экзюпери: «Не обижайте детей готовыми формулами, формулы — пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что факты — главное. Главное — воспитание в человеке человеческого». В своем опыте работы опираюсь на концепции М. М. Бахтина, практический опыт Г. Н. Кудиной и З. Н. Новлянской «Литература как предмет эстетического цикла», методику Е. Н. Ильина «Шаги навстречу».
В ходе проведения урока литературы на первый план должна выходить забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье обучающегося. Практика показывает, что достичь этого возможно средствами художественной деятельности. «Произведение литератора, — писал М. Горький, — лишь тогда более или менее сильно действует на читателя, когда читатель видит все, что показывает ему литератор, когда литератор дает ему возможность тоже «вообразить» — дополнить, добавить — картины, образы, фигуры, характеры, данные литератором, из своего читательского, личного опыта, из запаса его, читателя, впечатлений, знаний» [1].
Автор концепции преподавания литературы как искусства Евгений Николаевич Ильин говорил, что обучение должно быть направлено на любовь, понимание, сострадание, помощь. Оптимальным на уроках литературы является использование компонентов арт-технологии. В основе ее — творческая деятельность, направленная на создание чего-то нового средствами искусства. Главная задача арт-технологии в образовательном процессе — способствовать самораскрытию обучающихся, осознанию духовной индивидуальности, личностному росту. Арт-технология является прогрессивным направлением в образовании, поскольку дает возможность педагогу использовать различные средства обучения, методы и способы изложения учебной информации, а также позволяет разрабатывать различные варианты содержания образования.
Древнегреческий философ Аристотель считал, что «в уме нет ничего, что сначала не прошло через органы чувств». У человека есть пять основных чувств: осязание, зрение, слух, обоняние и вкус. Органы чувств посылают информацию в мозг, чтобы помочь нам понимать и воспринимать окружающий мир, поэтому необходимо максимально задействовать эти органы.
Итак, рассмотрим подробно применение элементов арт-технологии через основные органы чувств.
Первое чувство — слух.
Литература немыслима без музыки:
Поэзия 19–20 века была наполнена музыкой. Можно наслаждаться песнями на стихи С. Есенина и М. Цветаевой, творчеством поэтов-бардов;
Повесть А. И. Куприна «Гранатовый браслет» начинается с эпиграфа
L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Это музыкальное произведение звучит и в конце повести.
В творчестве Чехова огромную роль играет лирическая, музыкальная атмосфера. Она одухотворяет жизнь, изображенную писателем, приближает к нам образ автора, со всей непосредственностью включает читателей в жизнь чеховских героев. Чехов — это музыка, воплощенная в слове (это неслучайно: в детстве пел в церковном хоре, позже дружил с П. И. Чайковским). В 1890 году Антон Чехов выпустил сборник рассказов “Хмурые люди” с посвящением Петру Чайковскому.
Второе чувство — зрение.
Одним из наиболее распространенных видов интегративных связей на уроках литературы является содружество словесного и изобразительного искусства. Об использовании живописи на уроках литературы и близкородственных с ней искусств написано немало методических работ, и это закономерно, так как со времени появления «Великой дидактики» Я. А. Коменского принцип наглядности стал одним из основных в педагогическом процессе. Арт-технология в первую очередь основывается на визуальном искусстве.
Проиллюстрируем данную мысль следующими заданиями:
Задание 1. Рассмотрите несколько отобранных в сети Интернет обложек к произведению. Какая из них на ваш взгляд наиболее удачна и почему? Давайте уберем лишние.
Задание 2. Нарисуйте афишу к произведению. Объясните, почему именно так она должна выглядеть?
Задание 3. В повести Н. В. Гоголя «Портрет» рассказывается про старика-азиата, который воплотил в себе дьявольские черты. Тем, у кого оказывался портрет, было несладко. Герои несли потери… А знаете ли вы, что в 1902 году венгерский художник пишет картину «Старик рыбак». Чем интересна эта картина?
Одним из методов, непосредственно связанных с изобразительным творчеством, является метод журнального коллажа. Используя фрагменты материалов из различных печатных источников (журналы, газеты, брошюры, книги). Обучающиеся самостоятельно формируют композицию — с последующим обсуждением — в виде буклета, программки, афиши.
Идем дальше и подключаем обоняние, осязание и вкус. Обратимся к рассказу В. Т. Шаламова «Сгущенное молоко» из книги «Колымские рассказы».
Третье чувство — обоняние.
Вспомните фрагмент: «Вот и сейчас — хотелось уйти в барак, лечь на нары, а я все стоял у дверей продуктового магазина. В этом магазине покупали только по «бытовым» статьям, а также причисленные к «друзьям народа» воры-рецидивисты. Нам там нечего было делать, но нельзя было отвести глаз от хлебных буханок шоколадного цвета; сладкий и тяжелый запах свежего хлеба щекотал ноздри, даже голова кружилась от этого запаха» [2].
Запах свежего хлеба — это один из самых сильных запахов. А французы говорят, что это запах счастья. Почувствуйте этот запах! Опишите свои ощущения (можно принести буханку, а можно использовать аэрозоль).
Продолжим работу по тексту: «И я стоял и не знал, когда я найду в себе силы уйти в барак, и смотрел на хлеб. И тут меня окликнул Шестаков». Не нужно объяснять, что Шестаков не просто отвлек, он разорвал тонкую ниточку счастья героя произведения.
Четвертое чувство — осязание.
Вернемся к тексту: «Мы отошли за барак и сели на борт старого забоя. Ноги мои отяжелели, а Шестаков весело болтал своими новенькими казенными ботинками… Брюки завернулись и открыли шахматные носки. Я обозревал шестаковские ноги с истинным восхищением…» [2]. Шахматные носки в тексте появляются неслучайно. О них будет сказано дважды. Это художественная деталь, которая несет дополнительный смысл.
Задание: Прежде, чем говорить об этом смысле, выскажите свои ощущения. Прикоснитесь к ним. Почему так восхищен герой произведения? Почему именно шахматные носки?
Пятое чувство — вкус.
Рассказ, с которым необходимо продолжить работать, называется «Сгущенное молоко».
«Есть много консервов на свете — мясных, рыбных, фруктовых, овощных… Но прекрасней всех — молочные, сгущенное молоко. Конечно, их не надо пить с кипятком. Их надо есть ложкой, или мазать на хлеб, или глотать понемножку, из банки, медленно есть, глядя, как желтеет светлая жидкая масса, как налипают на банку сахарные звездочки…»
«Я заснул, и в своем рваном голодном сне я видел эту шестаковскую банку сгущенного молока — чудовищную банку с облачно-синей наклейкой. Огромная, синяя, как ночное небо, банка была пробита в тысяче мест, и молоко просачивалось и текло широкой струёй Млечного Пути. И легко доставал я руками до неба и ел густое, сладкое, звездное молоко» [2].
Задание: Кто желает вспомнить вкус молоко, может попробовать. Почему именно молочных консервов попросил герой произведения? Опишите свои чувства?
Таким образом, получив порцию впечатлений, участники образовательного процесса, более глубоко погружаются в проблему произведения, проникают в авторский замысел. Появляется субъективная оценка, точка зрения, сформированная через конкретное чувственное восприятие. Читатель становится соучастником действия произведения.
Сопричастность его вызвана личными эмоциями. Не наблюдатель-читатель, а читатель-носитель чувств и мыслей. Как утверждал М. М. Бахтин, для успешного понимания сути произведения необходимо «бывание» в авторской позиции. Это способствует выработке собственного эстетического вкуса.
Литература:
- Старикова С. В. Арт-технологии как средство подготовки студентов к социально-педагогической деятельности в системе профессионального образования / С. В. Старикова // Сибирский педагогический журнал 2008. — № 8. — С. 415–420.
- Шаламов В. Т. Собрание сочинений в шести томах/ составитель Сиротинская И. Изд.: Книжный Клуб Книговек, М.: 2013. — 528 с.
- Сергеева Н. Ю. Арт-педагогика и арт-терапия: к вопросу о разграничении понятий / Н. Ю. Сергеева // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. — 2016. — № 2. — С. 6–13.
СПО, органы чувств, арт-технология, сотворчество, краевая инновационная площадка, соавторство
Головные органы, вены и лимфатические сосуды, анатомия, функция и схема
Головные органы, вены и лимфатические сосуды, анатомия, функция и схема | Body Maps- Health Conditions
- Featured
- Breast Cancer
- IBD
- Migraine
- Multiple Sclerosis (MS)
- Rheumatoid Arthritis
- Type 2 Diabetes
- Articles
- Acid Reflux
- ADHD
- Аллергия
- Болезнь Альцгеймера и деменция
- Bipolar Disorder
- Cancer
- Crohn’s Disease
- Chronic Pain
- Cold & Flu
- COPD
- Depression
- Fibromyalgia
- Heart Disease
- High Cholesterol
- HIV
- Hypertension
- IPF
- Osteoarthritis
- Псориаз
- Кожные заболевания и уход за ними
- ЗППП
- Featured
- Откройте для себя
- Wellness Topics
- Nutrition
- Fitness
- Skin Care
- Sexual Health
- Women’s Health
- Mental Well-Being
- Sleep
- Product Reviews
- Vitamins & Supplements
- Sleep
- Mental Health
- Nutrition
- Домашнее тестирование
- CBD
- Men’s Health
- Оригинальная серия
- Fresh Food Fast
- Дневники диагностики
- Вы не одиноки
- Настоящее напряжение
- Видео серии
- Молодежь в фокусе
- Здоровый урожай
- No More Silin
- Sugar Savvy
- Move Your Body
- Здоровье кишечника
- Mood Foods
- Выровняйте позвоночник
- Find Care
- Первичная помощь
- Психическое здоровье
- OB-GYN
- Дерматологи
- Неврологи
- Кардиологи
- Ортопедисты
- Опросы жизни
- Управление весом
- AM I Depressed? Викторина для подростков
- Вы трудоголик?
- Как хорошо ты спишь?
- Инструменты и ресурсы
- Новости здравоохранения
- Найти диету
- Найти полезные закуски
- Лекарства от A до Я
- Health A-Z
- Wellness Topics
- Connect
- Breast Cancer
- Inflammatory Bowel Disease
- Psoriatic Arthritis
- Migraine
- Multiple Sclerosis
- Psoriasis
Medically reviewed by the Healthline Medical Сеть — Редакция Healthline от 23 января 2018 г.
Человеческая голова является домом для всех основных органов чувств тела, и наиболее важным из них является мозг .
Хотя нос, уши, язык, нервы и другие части важны, без здорового мозга все они были бы бесполезны.
Мозг, заключенный в череп, является централизованным проводником всей информации. Большая часть его работы включает в себя получение информации от остальной части тела, интерпретацию этой информации, а затем управление реакцией тела на нее.
Входные данные, интерпретируемые мозгом, включают запах, свет, звук и боль, и они поступают от органов, расположенных в голове. Основные органы чувств, расположенные в голове, включают:
- Уши : Наружное, среднее и внутреннее ухо отвечают за сбор слуховой информации. Звуковые волны проходят через уши и вызывают вибрацию мембран и крошечных костей. Эти сигналы передаются в мозг через преддверно-улитковый нерв. Помимо слуха, ваше внутреннее ухо также помогает вам сохранять равновесие.
- Глаза : Световые лучи проходят через глаз и преломляются через стекловидное тело или жидкую часть глаза. Это стимулирует зрительный нерв, который посылает информацию в мозг.
- Язык : Благодаря вкусовым сосочкам пища, которую вы едите, приобретает насыщенный вкус. Будь пища сладкой, соленой, кислой или горькой, нормальный язык может почувствовать все это. Вкусовые рецепторы собирают вкусы, а три нерва (лицевой, языкоглоточный и блуждающий) отправляют информацию в мозг, где она интерпретируется. Язык также помогает вам говорить; его движение внутри рта помогает формировать звуки, которые становятся словами.
- Нос : Обонятельные нервы в верхней части носовой полости посылают сообщения в ваш мозг, чтобы помочь вам различать бесконечное количество запахов. Обоняние также помогает вашему чувству вкуса.
- Нервы : Нервы по всему телу помогают вам ощущать тепло, холод, боль, давление и текстуру. Тактильные рецепторы, называемые тактильными тельцами, в основном расположены в дермальном слое кожи вокруг волосяных фолликулов.
Ваши чувства постоянно посылают информацию в ваш мозг, но он не всегда дает указание телу реагировать.
Например, ваши глаза всегда видят ваш нос, но ваш мозг блокирует информацию для лучшего зрения, так как ваш нос неподвижен и не меняется.
Вы можете проверить это: закройте один глаз и посмотрите, как волшебным образом появляется ваш нос.
Последний с медицинской точки зрения 23 января 2018 г.
Поделитесь этой статьей
Медицинская медицинская сеть Healthline — Редакционная команда Healthline 23 января 2018 г.
Прочитайте это следующее
Мозолистое тело головного мозга
Медицинский обзор Seunggu Han, M. D. Узнать больше.
ПОДРОБНЕЕ
Мозжечок
Медицинское заключение Heidi Moawad, M.D.
Мозжечок расположен позади верхней части ствола головного мозга и состоит из двух половин. Узнайте о его функциях и просмотрите интерактивную 3D-модель.
ПОДРОБНЕЕ
Все о мозге: анатомия, состояние и поддержание его здоровья
Мозг — один из самых важных органов. Мы рассмотрим различные части мозга и объясним, что делает каждая из них.
ПОДРОБНЕЕ
Хвостатое ядро
Каждое полушарие головного мозга содержит хвостатое ядро. Расположенные рядом с таламусом, они контролируют функции, включая движение и общение.
ПОДРОБНЕЕ
Передняя глубокая височная артерия
Проверено медицинской сетью Healthline Medical Network
В организме есть две глубокие височные артерии. Эти артерии называются задней и передней глубокими височными артериями.
ПОДРОБНЕЕ
Тело свода
Проверено медицинской сетью Healthline Medical Network
Тело свода соединяет гиппокамп и маммилярные тела, структуры в основании мозга, которые участвуют в формировании памяти и воспроизведении…
ПОДРОБНЕЕ
Спайка свода
Проверено медицинской сетью Healthline Medical Network
Спайка свода представляет собой тонкий треугольный лист поперечных (горизонтальных) волокон. Он расположен на внутренней стороне свода головного мозга, который представляет собой…
ПОДРОБНЕЕ
Мост
Проверено медицинской сетью Healthline Medical Network
Мост — это часть ствола головного мозга, расположенная над продолговатым мозгом. и ниже среднего мозга. Хотя он небольшой, примерно в 2,5…
ПОДРОБНЕЕ
Задняя мозговая артерия
Проверено медицинской сетью Healthline Medical Network
Задняя мозговая артерия, расположенная в центре головного мозга, составляет нижнюю часть круга Уиллиса. Эта артериальная сеть состоит из…
ПОДРОБНЕЕ
7267. Медицинский обзор Нэнси Хаммонд, доктора медицины
Гипоталамус — небольшая, но важная часть мозга. Он контролирует такие функции, как сон и рост. Просмотрите трехмерную схему и узнайте о связанных…
ПОДРОБНЕЕ
Орган чувств различает мужское и женское поведение у некоторых млекопитающих — Harvard Gazette
Сошниково-носовой орган, а не головной мозг, определяет половое поведение
By Steve Bradt FAS Communications
Дата
В течение многих лет ученые тщетно искали кусочки мозга, которые могли бы определять существенные различия между мужским и женским поведением. Теперь биологи из Гарвардского университета говорят, что эти усилия, возможно, не увенчались успехом, потому что такие различия могут вообще не возникать в мозгу.
Скорее, говорят они, эпицентром специфического для пола поведения у многих видов может быть небольшой орган чувств, обнаруженный в носу всех наземных позвоночных, кроме высших приматов. Их работа, опубликованная на этой неделе в журнале Nature, указывает на то, что дефекты в этом органе, известном как сошниково-носовой орган, приводят к тому, что самки мышей перенимают поведение самцов, такое как взбирание на ноги и толчки тазом, в то время как отказываются от поведения самок, такого как гнездование и кормление грудью.
«Эти результаты ошеломляют», — говорит Кэтрин Дюлак, профессор молекулярной и клеточной биологии Хиггинса на факультете искусств и наук Гарварда и исследователь Медицинского института Говарда Хьюза. «Никто и представить себе не мог, что такая простая мутация может заставить самок вести себя так точно, как самцы».
Результаты не применимы непосредственно к людям, у которых отсутствует сошниково-носовой орган, но могут открыть новые возможности для изучения поведения человека в зависимости от пола.
Дюлак и соавторы Тали Кимчи и Дженнингс Сюй изучали самок мышей с мутацией TRPC2, ионного канала, отсутствие которого отключает сошниково-носовой орган, который работает вместе с носом для обнаружения феромонов.
Они обнаружили, что эти самки, помещенные в клетку с сексуально опытным самцом, будут участвовать в типично мужских действиях по ухаживанию: преследовать своих товарищей по клетке, поднимать заднюю часть самца мордой и издавать сложные ультразвуковые вокализации, которые являются частью брачный ритуал самца мыши. В конце концов, самки-мутанты будут воспроизводить мужское сексуальное поведение, взбираясь на незадачливых самцов и толкаясь.
Самцы мышей реагировали усилением агрессии по отношению к мутантным самкам, в конечном итоге оплодотворяя их всех. Как только эти самки родили, Дюлак и ее коллеги заметили поразительное отсутствие материнского поведения. После родов самки мышей дикого типа проводят около 80 процентов своего времени в своем гнезде, кормя своих новорожденных, но мутантные самки с готовностью уходят примерно через два дня материнства, в конечном итоге полностью покидая гнездо. В то время как лактирующие мыши обычно нападают на злоумышленников-самцов и отвергают их ухаживания, самки-мутанты были послушны самцам и, по-видимому, очень восприимчивы к их предложениям.
«Есть две возможные интерпретации», — говорит Дюлак. «Либо вомероназальный орган может быть необходим для роста специфической для самок нервной цепи во время развития, либо мозг зрелой самки мыши может потребовать вомероназальной активности для подавления мужского поведения».
Чтобы проверить эти две альтернативы, Дюлак и ее коллеги вырезали сошниково-носовые органы из носовой перегородки нормальных взрослых самок. Эти мыши начали вести себя как самцы, несмотря на то, что у них — как и у самок-мутантов в исследовании — уровень тестостерона, уровень эстрогена и циклы эструса неотличимы от тех, которые обнаруживаются у нормальных самок.
«Раньше считалось, что совершенно другие нервные цепи, модулируемые этими гормонами, контролируют специфическое для пола поведение», — говорит Дюлак.