Какие перцептивные действия выделяют в процессе восприятия: 4.3. Восприятие. Основы психологии

Содержание

Восприятие как перцептивная деятельность., Конспект лекций

метки:Образ, Восприятие, Предмет, Форма, Действие, Внутренний, Фигура, Восприниматься

Лекция 9. Восприятие

Понятие восприятия

В предыдущей лекции мы рассматривали процесс отражения отдельных свойств и качеств внешнего и внутреннего мира, который называется ощущением. Однако человек живет не в мире изолированных качеств, световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений. Он живет в мире вещей, предметов, форм, в мире сложных ситуаций и имеет дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами.

Ощущения и восприятие представляют собой чувственное отражение реальности при непосредственном воздействии ее на органы чувств. Однако мы определяем эти процессы как противоположные: если ощущение есть отражение отдельных свойств предметов материального мира. а также внутренних состояний организма, то восприятие есть отражение и явлений целом при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие не является суммой ощущений. Оно требует выделения из комплекса воздействующих признаков основных, ведущих признаков с одновременным отвлечением от несущественных. Восприятие есть результат сложной аналитико-синтетическои работы. выделяющей одни признаки от других, комбинирующей воспринимаемы е детали в одно осмысленное целое. Таким образом, восприятие тесно связано с мышлением.

Процесс восприятия требует также сопоставления образа предмета с прежними зияниями о нем, Если в процессе такого сопоставления гипотеза о предполагаемом предмете совпадает с поступающей информацией, то происходит узнавание предмета, и процесс восприятия завершается. Например, если я вам сейчас продемонстрирую знакомый предмет, вы мгновенно его узнаете, назовете. Образ этого предмета уже хранится в вашей памяти, вы его видели много раз. Однако, если в поле восприятия попадет незнакомый предмет (например. какой-нибудь экзотический фрукт или незнакомый прибор), то вы будете его рассматривать, выдвигать гипотезы о том, что же это есть на самом деле.

Согласно Л.Н. Леонтьеву, психология восприятия есть научное знание о том. как в жизни мы строим образ мира и как он функционирует в жизни. Функция образа — самоотражение мира. Это функция «вмешательства» природы в самое себя через деятельность субъектов, Образ мира, обогащаясь и изменяясь на протяжении всей жизни субъекта, играет важнейшую роль в регуляции его жизнедеятельности.

Восприятие как перцептивная деятельность.

Как же возникает образ восприятия? Образ восприятия является результатом перцептивной деятельности. Ни один сенсорный импульс не может определить возникновение адекватного образа восприятия. Здесь необходима коррекция, направленная на неизбежные ошибки и приводящая образ в соответствие с объектом, нужна экстериоризация отражательного процесса, которая происходит в виде перцептивных действий. Эти действий уподобляются своей внешней формой воспринимаемому объекту (А.Н.Леонтьев).

11 стр., 5143 слов

Образ мира и человека в древнейндийской философии

. .. с государственным устройством предфилософия сменяется философским познавательным творчеством, первой философией. Понятийные образы предфилософии попадают в философскую разработку и выливаются в абстрактную всеобщность. … рождению философии. Философия возникает как разрешение противоречия между мифологической картиной мира, построенной по законам воображения, и новым знанием и мышлением. Однако …

Например, когда вы рассматриваете какой-либо предмет, то ваш взор как бы повторяет формы этого предмета.

Наиболее хорошо изучены движения руки и глаза, с помощью которых происходит построение образа. Они делятся на два больших класса:

§ Поисковые, установочные и корректирующие, с помощью которых осуществляется поиск заданного объекта восприятия, установка глаза или руки в исходную позицию, корректировка этой позиции.

§ Движения, участвующие в построении образа, в опознании знакомого объекта и пр. Среди них выделяют:

Таблица № 3

собственно перцептивные действияопознавательные действия
действие обнаружения действие различениядействие идентификации действие опознания

Функция собственно перцептивных действий — это построение образа предмета. Данные действия легче всего исследовать на примере ощупывающего движения руки. При восприятии формы, как я уже говорила ранее, существует соответствие между траекторией движения руки и контуром предмета. Движения глаза, как и движения руки, так же определяются предметом: они обегают контур предмета, и посредством этих движений осуществляется более или менее последовательный осмотр всего предмета различие между операциями обнаружениями различения, которые входят в состав собственно перцептивных действий, состоит, по всей видимости, в том, что наблюдатель, обнаруживая свойства предмета (цвет, величину, форму и т.д.), начинает выделять од по или несколько свойств в качестве наиболее информативных. Например, в данном предмете наиболее информативным являются именно бороздки, а не отверстие, что бы узнать в нем ключ:

Функция опознавательных действии состоит в опознании предмета. В процессе идентификации происходит сличение актуального образа с образами-эталонами, которые хранятся в памяти. В процессе опознания мы называем предмет, то есть, относим его к какому-то классу объектов.

По своей структуре перцептивные и опознавательные действия различны. Перцептивные действия развернуты и последовательны—это не случайно, ведь их функция исследование предмета и построение его образа. Напротив. Опознавательные действия свернуты и совершаются мгновенно.

Свойства восприятия

Восприятие обладает следующими свойствами:

Предметность—в образе восприятия мы отражаем не наши субъективные состояния, а явления и предметы объективного мира. Предметность состоит в отнесении наших впечатлений о предмете к данному предмету. Этим свойством восприятие обладает благодаря перцептивным действиям, участвующим в восприятии.

Целостность и структурность—эти свойства восприятия были наиболее подробно изучены гештальтпсихологами. Проблема: как феноменальный мир организован в восприятии. Когда мы смотрим вокруг, то у нас возникает не хаос ощущений (цветовые пятна, линии, отдельные токи), а окружение, четко разделенное на осмысленные предметы, то есть восприятие является целостным, структурно организованным процессом.

В гештальтпсихологии были сформулированы законы восприятия, которым подчиняется восприятие формы. Для восприятия фигуры огромное значение придается фону, который служит тем общим уровнем, на котором выступает фигура. Фигура и фон образуют вместе единую структуру, следовательно, первая не может существовать без второго. Гештальтпсихологами Был сформулирован принцип прегнантности: наше восприятие стремится быть настолько простым и хорошим, на сколько позволяют условия стимула. Назовем некоторые из законов восприятия, которые отвечают данному принципу:

1. Закон близости — чем ближе объекты друг к другу в зрительном поле, тем с большей вероятностью они организуются в единые, целостные образы:

2. 3акон продолжения — если элементы обладают свойством продолжения, выступая как части простого целого, то их легко организовать в связанные единицы:

3. Закон дополнения до целого — если фигура не закончена, то мы стремимся видеть ее как целое.

4. Закон хорошей фигуры — если общая структура лучше, чем её части, то она воспринимается как одна, разделенная линией. Если части лучше, чем целое, то целая фигура начинается делиться на две в оптическом поле: Представители гештальттеории считали, что перцептивные процессы врождены, следовательно, законы, выявленные ими, действуют везде, во всех культурах. Однако. Свойства, описанные ими, распространяются только на представителей определенной культуры, а в других культурах не работают. Достаточно сказать, что то, что в нашей культуре воспринимается как незамкнутый круг, в других культурах воспринимается как браслет.

Кроме того, гештальттеория не затрагивает смысл как средство организации зрительного поля. Например, следующая строчка букв легко распадается на единицы в соответствии со значение слов:

Погодахорошая

Если это же написать на незнакомом языке, то такой организации не происходит:

Theweatherisfine

Смысловая организация не ограничивается словесным материалом. Посмотрите на следующие изображения, по всей видимости, они имеют небольшой смысл для вас: Это просто некое скопление форм и линий. Но как только вам скажут, что рисунки изображают «Солдата и собаку, проходящих за воротами забора» и «Женщину, моющую пол», то они сразу организуются в понятную структуру. Примечательно, что после того, как эти рисунки ассоциируются с конкретными значениями (и поэтому воспринимаются определенным образом), становится трудно воспринять их как что-то другое.

Константность восприятия выражается в относительном постоянстве величины, формы и цвета предметов при—изменяющихся, в известных пределах, условиях их восприятия. Если воспринимаемый нами предмет удалить от нас, то отображение его па сетчатке глаз уменьшится, а между тем в восприятии образ сохранит приблизительно туже величину. Точно также форма отображения предмета на сетчатке будет изменяться при каждом изменении угла зрения, под которым мы видим предмет, но его форма будет нами восприниматься как более или менее постоянная. Стоящую передо мной тарелку я воспринимаю как круглую, и соответствии с отображением на сетчатке. Но отображение, которое получается на моей сетчатке от тарелок моих соседей, не круглое, а овальное — это эллипсы. Тем не менее, видимая мною форма предметов остается постоянной: она соответствует объективной форме самих предметов. Легко понять, как велико практическое значение постоянства величины, формы, цвета. Если бы наше восприятие не было константно, то при каждом нашем движении, при всяком изменении

Расстояния, отделяющего нас от предмета, при малейшем повороте головы или изменении освещения изменялись бы основные свойства, по которым мы узнаем предметы. Константность восприятия—необходимое условие ориентировки человека в мире Источником константности являются активные действия перцептивной системы.

Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях обеспечивает константность образа восприятия.

Осмысленность восприятия. Восприятие не сводится к одной лишь чувственной основе, мы воспринимаем предметы, которые имеют определенное значение. Практически, для нас существенно именно значение, потому, что оно связано с употреблением предмета. Форма же важна лишь как признак для опознания предмета в его значении. Осмыслить восприятие—значит осознать предмет, который оно отображает. Осмысленность восприятия означает что в него включается мышление. Воспринимая единичный предмет, мы можем осознать его как частный случай общего. Например, называя предмет «часы», мы уже переходим от единичного, отдельного к общему. Таким образом, начальный этап обобщения (а это мыслительная операция) начинается уже на уровне восприятия.

Это положение хорошо иллюстрируется случаем с нарушением обобщенности восприятия. Так, у одного больного была утрачена способность называния цветов: он не мог сам употреблять названия цветов, не понимал их значение, когда их употребляли другие. Цвета ему представлялись как цвета определенных предметов, например, голубой цвет — как цвет незабудки. Однако цветоощущение у него было совершенно нормальным: он различал все оттенки цветов. При испытании этот больной оказался не в состоянии подобрать к данному образцу куски цветной шерсти, если их окраска отличалась насыщенностью или яркостью. То есть у него не было обобщенного восприятия красного, зеленого и других цветов, к которым он мог бы отнести различные оттенки.

Внешние и внутренние факторы восприятия

Вернемся к формуле Субъект-Объект. Итак, в процессе восприятия происходит взаимодействия субъекта и объекта. Проблема: чем детерминируется образ восприятия — внешними или внутренними факторами. Гештальтпсихология изучала, главным образом, детерминированность восприятия со стороны объективных факторов, и. прежде всего, структурных качеств стимуляции.

В теории деятельности проблема соотношения внеш.- них и внутренних факторов в процессе восприятия решается через понятие «перцептивная деятельность». С одной стороны, она есть проявление активности субъекта (действие внутренних факторов), с другой, перцептивные действия подчиняются свойствам объекта (идея уподобления А.Н.Леонтьева).

В исследованиях, направления «New Look» (Д.Брунер, Л.Постмен и др.) было показано, что восприятие также зависит от мотивов, намерений и целей субъекта, то есть от внутренних факторов. В русле этого направления были сформулированы три механизма селективности (избирательности) восприятия.

1. Принцип резонанса — стимулы, отвечающие (соответствующие) потребностям, ценностям личности, воспринимаются правильней и быстрее, чем не соответствующие им.

2. Принцип защиты — стимулы, противоречащие ожиданиям субъекта или несущие потенциально враждебную информацию, узнаются хуже и подвергаются большему искажению.

3. Принцип настороженности или сенсибильности — стимулы, угрожающие целостности индивида, могущие привести к серьезным нарушениям в психическом функционировании. узнаются быстрее всех прочих.

Было также введено понятие перцептивной защиты. То есть искажения восприятия под действием эффективности (эмоциональных факторов).

Являясь функцией «Эго», перцептивная защита призвана оградить личность от травмирующих переживаний. Перцептивную защиту невозможно понять, не обращаясь к фрейдовской модели личности с ее асоциальными тенденциями и цензорными инстанциями, извечным конфликтом между «Оно». стремящимся к удовольствию, суровым цензором «Сверх-Я» и реалистом «Я».

Л.Беллак представил концепцию проективного поведения, которое демонстрирует индивидуальные различия в восприятии под влиянием мотивов и чувств воспринимающих людей. Проекция есть форма апперцептивного искажения. Л.Беллак дает следующий остроумный пример действия этого механизма. Предположим, Жан хочет попросить у Жака машинку для стрижки травы. Направляясь к соседскому двору, он мысленно представляет свой диалог с Жаком. «Жак скажет мне, что в прошлый раз я вернул машинку грязной. Я ему отвечу, что вернул такой, какой взял. Тогда он скажет, что в тот раз. когда я перетаскивал машинку, я попортил его изгородь…» Воображаемый диалог продолжается в таком духе до самого дома Жака. Завидя на крыльце дома приветливого хозяина, Жан неожиданно выпаливает: «Можете оставить при себе вашу драгоценную машинку». Очевидно, что поведение Жана представляет собой реакцию не на актуальную агрессивность соседа, а на собственные воспоминания о ней.

Зависимость восприятия от внутренних условий, опосредованность его личностными факторами (мотивами. эмоциями. интересами) выражается в понятии апперцепция. В качестве факторов, влияющих на восприятие, выступает и установка, то есть готовность воспринимать что-то или действовать определенным образом. Приведу пример. Испытуемым трех групп говорилось, что сейчас в комнату войдет человек, и они должны были оценить приблизительно его рост. В первой группе испытуемых этот человек выдавался за лаборанта, во второй—за преподавателя, в третьей—за профессора (разумеется, во всех трех группах это был один и тот же человек).

Выяснилось, что в первой группе рост человека был самым маленьким.

Классификация восприятия

Существует две классификации восприятия. В основе первой лежат различия в анализаторах, играющих в восприятии преобладающую роль. Так выделяют зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое, кинестетическое восприятие.

Основой второй классификации являются формы существования материи. Выделяют восприятие пространства времени и движения.

Восприятие пространства это восприятие формы, величины. Взаимного расположения предметов, их рельефа, удаленности и направления. В восприятии пространственных свойств вещей определенную роль играют осязательные и кинестезические ощущения, но основой являются зрительные данные.

В восприятии величины существенную роль играют два механизма: аккомодация и конвергенция. Аккомодация—это изменение преломляющей способности хрусталика путем изменения его кривизны. При восприятии близких предметов форма хрусталика становится более выпуклой, далеких, наоборот, вогнутой. Конвергенция—это сведение зрительных осей на фиксируемом предмете.

Восприятие глубины и удаленности осуществляется благодаря бинакулярности. Несмотря на то, что мы видим обоими глазами, изображение возникает одно, а не два. Это достигается благодаря наличию корреспондирующих точек на сетчатке, то есть точкам на сетчатке одного глаза соответствуют точки на сетчатке другого глаза.

Восприятие направления, в котором находятся объекты, возможно не только с помощью зрительного, но и с помощью слухового, двигательного и обонятельного анализатора.

Восприятие времени—отражение объективной длительности: скорости и последовательности явлений действительности. В основе этого вида восприятия лежит ритмическая смена возбуждения и торможения в ц.н.с. Большое значение имеют так называемые биологические часы—циклические явления—биение сердца, ритм дыхания, сон и бодрствование, появление голода и насыщение. В восприятии времени участвуют кинестезические и слуховые ощущения.

Восприятие времени обусловлено тем содержанием, которое его заполняет. Так, занятые интересной деятельностью, мы не замечаем. Как летит время. Бездельничая, мы, наоборот, не знаем, как убить время. Однако, вспоминая, мы оценим первый промежуток как более длительней. по сравнению со вторым. В этом явлении проявляется закон заполненного временного отрезка. В субъективной оценке времени сказываются и индивидуальные различия: так, одни люди обнаруживают стойкую тенденцию недооценивать, другие — переоценивать время.

На восприятие времени также влияют эмоции человека. Время ожидания желательного события томительно, нежелательного—мучительного сокращается. В этом проявляется закон эмоциональной детерминированности оценки времени. Он сказывается и в том, что время, заполненное событиями с положительной эмоциональной окраской, сокращается в переживании, а заполненные событиями с отрицательным эмоциональным знаком, увеличивается: «Грустные часы длинны»—говорит Ромео.

«Счастливые часов не замечают», отмечает Грибоедов

Восприятие движения — это отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве. Существуют два способа восприятия движения:

1. Когда изображение предмета на сетчатке глаза остается более или менее неподвижным.

2. Глаз остается относительно неподвижным, а изображение предмета перемешается на сетчатке.

Различают движения действительные и кажущиеся.

Примером кажущегося движения является стробоскопическос движение, на принципе которого построен кинематограф. Известно, что зрительное ощущение не исчезает сразу, поэтому при мелькании кадров (24 кадра в сек.) мы не видим это мелькание, а видим устойчивое изображение.

С позиций гештальтпсихологии было проведено несколько специальных работ по восприятию движения. К.Дункер поставил перед собой вопрос: в силу каких условий при изменении пространственных отношений в поле нашего зрения одни из воспринимаемых объектов кажется движущимися, другие неподвижными. Так, например, почему нам кажется, что движется луна, а не облака? По Дункеру. движущимся воспринимается тот объект, который явно локализуется на некотором другом объекте: двигается фигура, а не фон. Так, при фиксации луны среди облаков она воспринимается движущейся.

Е. Оппенгеймер показал также, что их двух предметов движущимся кажется обычно меньший. Движущимся также кажется тот предмет, который претерпевает наибольшие качественные и количественные изменения.

 

Начало формы

Конец формы

 

Начало формы

 

Конец формы

 

предметность, целостность, константность, структурность, осмысленность, избирательность.

Случайная страница

О проекте

Прислать материал

Контакты


Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 1728


Восприятие. Общее понятие о восприятии. Отличие восприятия от ощущений. Явления апперцепции.

Говоря о свойствах восприятия, необходимо выделить среди них две группы: свойства, характеризующие продуктивность восприятия как психического познавательного процесса, и свойства, присущие в той или иной степени всем познавательным процессам и характеризующие сущность процесса восприятия. К первой группе относятся показатели производительности, качества и надежности перцептивной системы:

Объем восприятия — количество объектов, которое может воспринять человек в течение одной фиксации.

Точность восприятия — соответствие возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта.

Полнота восприятия — степень соответствия возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта.

Быстрота восприятия — время, необходимое для адекватного восприятия предмета или явления.

Среди основных “сущностных” свойств восприятия выделяются:

Константность восприятия — свойство воспринимать объекты и видеть их относительно постоянными по величине, форме и цвету в изменяющихся физических условиях восприятия.

Осмысленность восприятия — свойство человеческого восприятия приписывать воспринимаемому объекту или явлению определенный смысл, обозначать его словом, относить к определенной языковой категории в соответствии со знанием субъекта и его прошлым опытом.

Структурность восприятия — свойство восприятия человека объединять воздействующие стимулы в целостные и сравнительно простые структуры.

Целостность восприятия — сенсорная, мысленная достройка совокупности некоторых воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа.

Предметность восприятия — отнесенность наглядного образа восприятия к определенным предметам внешнего мира.

Обобщенность восприятия — отражение единичных объектов как особого проявления общего, представляющего определенный класс объектов, однородных с данным по какому-либо признаку.

Избирательность восприятия — преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими, раскрывающее активность человеческого восприятия.

Остановимся более подробно на некоторых основных свойствах восприятия.

Предметность восприятия. Выражается в так называемом акте объективации. Объективация — процесс и результат локализации образов восприятия во внешнем мире — там, где располагается источник воспринимаемой информации, т.е. отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Без такого отнесения восприятие не может выполнять свою ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности человека. Предметность восприятия не врожденное качество: существует определенная система действий, которая обеспечивает субъекту открытие предметности мира. Решающую роль здесь играет осязание и движение. И.М. Сеченов подчеркивал, что предметность формируется на основе процессов, в конечном счете, всегда внешне двигательных, обеспечивающих контакт с самим предметом. Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т.е. отнесенностью к объектам внешнего мира.

Предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения. Мы обычно определяем предметы не по их виду, а в соответствии с тем, как мы их употребляем на практике или по их основным свойствам. И этому помогает предметность восприятия.

Предметность играет большую роль и в дальнейшем формировании самих перцептивных процессов, т.е. процессов восприятия. Когда возникает расхождение между внешним миром и его отражением, субъект вынужден искать новые способы восприятия, обеспечивающие более правильное отражение.

Целостность восприятия. Другая особенность восприятия — его целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, воздействующего на орган чувств, восприятие есть целостный образ предмета. Этот целостный образ складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений

При анализе целостности восприятия можно выделить два взаимосвязанных аспекта:

— тенденция к заполнению пробелов и объединение разных элементов в целое;

— независимость образованной целостности (в определенных границах, разумеется) от качества элементов. При этом восприятие целого влияет и на восприятие частей.

Указанные тенденции, характеризующие закономерности восприятия, были в свое время наиболее полно описаны представителями гештальтпсихологии. Среди основных закономерностей ими были, в частности, выделены:

1. Закон фигуры и фона — закон гештальтпсихологии, суть которого в том, что человек воспринимает фигуру как замкнутое целое, расположенное впереди фона, фон же кажется непрерывно простирающимся позади фигуры.

2. Закон транспозиции — закон гештальтпсихологии, суть которого заключается в том, что психика реагирует не на отдельные раздражители, а на их соотношение.

3. Закон константности— один из законов гештальтпсихологии, суть которого заключается в том, что образ вещи стремится к постоянству, неизменности даже при изменении условий восприятия.

4. Закон близости — один из законов гештальтпсихологии, суть которого заключается в тенденции к объединению в целостный образ элементов, смежных во времени и пространстве.

5. Закон замыкания — один из законов гештальтпсихологии, суть которого заключается в тенденции к заполнению пробелов в воспринимаемой фигуре.

Принцип заполнения пробелов проявляется в том, что наш мозг всегда старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым и полным контуром. Поэтому, когда предмет, образ, мелодия, слово или фраза представлены лишь разрозненными элементами, мозг будет систематически пытаться собрать их воедино и добавить недостающие части. Объединение (группировка) элементов — это еще один аспект организации восприятия. Элементы могут объединяться по разным признакам, например, таким, как близость, сходство (подобие), непрерывность (воображаемая) или симметрия.

Так, по принципу близости наш мозг объединяет близкие или смежные элементы в единую форму. В любом поле, содержащем несколько объектов, те из них, которые расположены наиболее близко друг к другу, визуально могут восприниматься целостно, как один объект.

Принцип сходства состоит в том, что нам легче объединять схожие элементы. В качестве группирующихся свойств может выступать сходство по размеру, форме, по расположению частей. В единую целостную структуру объединяются также элементы с так называемой хорошей формой, т.е. обладающие симметрией или периодичностью. Элементы будут также организовываться в единую форму, если они сохраняют одно направление. Это принцип непрерывности. Независимость целого от качества составляющих его элементов проявляется в доминировании единства структуры над ее составляющими. Выделяют три формы такого доминирования. Первая – выражается в том, что один и тот же элемент, будучи включенным в разные целостные структуры, воспринимается по-разному. Вторая – проявляется в том, что при замене отдельных элементов, но сохранении соотношения между ними общая структура остается неизменной. Как известно, можно изобразить профиль и штрихами, и пунктиром, и с помощью других элементов, сохраняя портретное сходство. И, наконец, третья форма получает свое выражение в хорошо известных фактах сохранения восприятия структуры как целого при выпадении отдельных ее частей. Так, для целостного восприятия человеческого лица достаточно лишь нескольких элементов его контура. В этом смысле целостность есть индифферентность образа по отношению к замене составляющих его элементов, то есть может рассматриваться как структурная константность.

С целостностью восприятия связана его структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты продолжают еще звучать у него в уме, когда поступает новая нота. Обычно слушающий понимает музыкальную вещь, т.е. воспринимает ее структуру в целом. Очевидно, что самая последняя из услышанных нот в отдельности не может быть основой для такого понимания: в уме слушающего продолжает звучать вся структура мелодии с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов.

Аналогичный процесс наблюдается при восприятии ритма. В каждый момент можно услышать всего один удар, однако, ритм — это не одиночные удары, а продолжительное звучание всей системы ударов, причем удары находятся в определенной взаимосвязи между собой, и эта взаимосвязь определяет восприятие ритма.

Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях самих отражаемых объектов, с одной стороны, и в предметной деятельности человека — с другой. И.М. Сеченов подчеркивал, что целостность и структурность восприятия — результат рефлекторной деятельности анализаторов.

Константность восприятия. Сигналы, поступающие от окружающих нас предметов, непрерывно меняются. При этом соответственно изменяются и перцептивные процессы. Однако благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т.п. Перцептивная система — совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия.

Значение константности очень велико. Не будь этого свойства, при каждом нашем движении, при каждом изменении расстояния до предмета, при малейшем повороте головы или перемене освещения практически непрерывно изменялись бы и все основные признаки, по которым человек узнает мир. Мир перестал бы быть миром устойчивых вещей, и восприятие не могло бы служить средством познания объективной действительности.

Каков же источник происхождения константности восприятия? Является ли этот механизм врожденным? Для проверки было проведено исследование восприятия людей, постоянно живущих в густом лесу. Восприятие этих людей представляет интерес, поскольку они не видели ранее предметов на большом расстоянии. Когда этим людям показали объекты, находящиеся на большом расстоянии от них, они восприняли эти объекты не как удаленные, а как маленькие. Подобные нарушения константности восприятия наблюдаются у жителей равнин, когда они смотрят вниз с высоты. Из окна верхнего этажа высотного дома объекты (люди, автомобили) также кажутся нам слишком маленькими. В то же время строители, работающие на лесах, сообщают, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров.

Действительным источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Из разнообразного и изменчивого потока движений рецепторных аппаратов и ответных ощущений субъект выделяет относительно постоянную, инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях обеспечивает инвариантность перцептивного образа относительно этих изменчивых условий, а также движений самого рецепторного аппарата, следовательно, порождает константность этого образа. При этом вариации, вызванные изменением условий восприятия и активными движениями органов чувств наблюдателя, сами по себе сколько-нибудь не ощущаются; воспринимается лишь нечто относительно инвариантное, например, форма какого-либо предмета, его размеры и т.п.

Способность нашей перцептивной системы корректировать (исправлять) неизбежные ошибки, вызванные бесконечным многообразием условий существования окружающего мира вещей, и создавать адекватные образы восприятия хорошо иллюстрируется опытами с очками, искажающими зрительное восприятие путем переворачивания изображений, искривления прямых линий и т. п. Когда человек надевает очки, искажающие предметы, и попадает в незнакомое помещение, он постепенно приучается корректировать искажения, вызванные очками, и, наконец, перестает замечать эти искажения, хотя они отражаются на сетчатке глаза.

Таким образом, свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования. Формирующаяся в процессе предметной деятельности константность восприятия — необходимое условие жизни и деятельности человека. Без этого человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире. Свойство константности обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая единство предмета и условий его существования.

Осмысленность восприятия. Хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять предмет — это значит мысленно назвать его, т.е. отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове.

Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми нам объектами, отнести его к некоторой категории. Восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет динамический поиск наилучшего толкования, объяснения имеющихся данных.

То, что человек воспринимает в данный момент, зависит от того, что вносится в этот процесс прошлым опытом, а также от того, чего он хочет в данный момент. Особенно заметна эта закономерность в процессе восприятия человеческого лица. Огромную роль играет внутренний шаблон, а также эмоциональное отношение к воспринимаемому: чем эмоционально ближе наблюдаемый человек, тем большие искажения в его облике корректируются воспринимающим.

Наш мозг действительно имеет тенденцию (по-видимому, врожденную) структурировать сигналы таким образом, что все, что меньше или имеет более правильную конфигурацию, а главное то, что имеет для нас какой-то смысл, воспринимается как фигура; она выступает на некотором фоне, а сам фон воспринимается гораздо менее структурированным.

Это относится, прежде всего, к зрению, но также и к другим чувствам. Так же обстоит дело, когда в общем шуме собрания кто-то произносит нашу фамилию. Она сразу выступает как “фигура” на звуковом фоне. Такое же явление мы наблюдаем, когда улавливаем запах розы, находясь среди группы курильщиков, или запах сигареты у клумбы с розами.

Однако вся картина восприятия перестраивается, как только другой элемент фона становится в свою очередь значимым. Тогда то, что за секунду до этого виделось как фигура, теряет свою ясность и смешивается с общим фоном.

Обобщенность восприятия тесно связана с личным опытом человека. По мере расширения личного опыта восприятия образ, сохраняя свою индивидуальность и отнесенность к предметному объекту, причисляется ко все большей совокупности предметов определенной категории, то есть все более надежно классифицируется. Для этого необходимо обобщение, обращение к хранящемуся в памяти классу сходных объектов, что означает переход от наличной ситуации к другой; к постижению реальности через призму индивидуально закрепленного образа мира, лично обобщенной схемы действительности.

Восприятие – это одновременно и упрощение воспринимаемой действительности, фиксация наблюдаемых признаков с точки зрения их значимости для человека, сведение этих признаков в устойчивые комплексы и классификация на их основе различных объектов окружающего мира. Обобщенность и классификация обеспечивают надежность правильного узнавания объекта независимо от его индивидуальных особенностей и искажений, не выводящих объект за пределы класса. Значение обобщенности проявляется в надежности узнавания, например, в способности человека свободно читать текст независимо от шрифта или почерка, которым он написан. Следует отметить, что обобщенность восприятия позволяет не только классифицировать и узнавать предметы и явления, но и предсказывать некоторые свойства, непосредственно не воспринимаемые.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 |

Этапы восприятия в маркетинге | Малый бизнес

Автор Ванесса Кросс Обновлено 6 марта 2019 г.

Восприятие определяет значение продукта или бренда, когда потребитель вступает в первый контакт. В маркетинге это описывается как обработка потребительской информации. На этом этапе все органы чувств задействованы в получении маркетинговых сообщений бренда. В литературе по маркетингу при обработке потребительской информации происходят четыре различных этапа восприятия: ощущение, внимание, интерпретация и запоминание.

Стадия ощущения

Ощущение описывает то, что происходит, когда органы чувств человека первоначально подвергаются внешнему воздействию маркетингового продукта или торговой марки. Сенсорные рецепторы потребителя активируются сигналами о продукте или торговой марке посредством зрения, звука, запаха, вкуса и текстуры. Например, Starbucks задействует все органы чувств в сенсорном маркетинге бренда. Покупатель, зашедший в кофейню Starbucks, может услышать звуки и почувствовать аромат помола свежего кофе в магазине.

Фоновая музыка и уникальный дизайн магазина дополняют впечатления от вкуса горячего или холодного кофе и продуктов питания, которыми можно насладиться в магазине за причудливыми столиками в кафе.

Стадия внимания

При обработке информации потребителем внимание возникает, когда человек задерживается и дает возможность мысленной обработки внешнему стимулу от продукта или торговой марки. Избирательное восприятие — это когда потребитель обращает внимание на сообщения, которые соответствуют его установкам, убеждениям и потребностям. Когда продукт не соответствует этим факторам, потребитель отвлечет внимание.

Стадия интерпретации

Интерпретация происходит, когда человек приписывает значение сенсорному стимулу от маркетинга продукта или торговой марки. Пониманию помогают ожидания и знакомство. Потребитель сканирует свою память, чтобы восстановить предыдущий опыт общения с брендом или похожим брендом. Бренд-маркетинг магазина часто извлекает выгоду из стадии интерпретации, когда дизайн упаковки продукта содержит логотипы, цвета и другие элементы, которые аналогичны национальным брендам, с которыми потребители обычно более знакомы.

Стадия удержания

Завершением процесса восприятия потребителя является стадия удержания. Это отмечено хранением информации о продукте или бренде в кратковременной и долговременной памяти. Цель маркетолога состоит в том, чтобы обеспечить положительные стимулы на последующих этапах, которые приводят к тому, что потребители сохраняют информацию о продукте или бренде в долговременной памяти.

Советы по повышению узнаваемости среди потребителей

Как владелец малого бизнеса, вы можете повысить вероятность того, что потребители узнают вас на всех этапах процесса восприятия:

  • Включение социальных сетей в ваш комплекс маркетинга. Социальные сети могут заставить людей говорить — и держать их в разговоре — иногда с молниеносной скоростью.
  • Быть доступным настолько, насколько это возможно. Нет сомнений в том, что социальные сети внушили потребителям мысль, что бизнес доступен 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Если вы этого не сделаете — и не хотите быть — убедитесь, что вы сообщаете о своей доступности, чтобы потребители знали, когда они могут связаться с вами.
  • Общение с клиентами как онлайн, так и офлайн о вашем продукте или услуге. В то время как социальные сети охватывают более широкую аудиторию, личное участие позволяет владельцам бизнеса создавать отношения один на один.
  • Обеспечение того, чтобы ваши сотрудники оставались лучшими представителями бренда вашей компании . С каждым телефонным звонком, на который они отвечают, с каждым электронным письмом, которое они пишут, и с каждой личной продажей, которую они заключают, ваши сотрудники становятся публичным «лицом» вашей компании. Проводите периодические тренинги или мотивационные занятия, чтобы убедиться, что все в вашей команде остаются «в курсе», чтобы клиенты видели постоянство и последовательность — независимо от того, на какой стадии процесса восприятия они находятся.

Ссылки

  • «Яркость маркетинговых стимулов»; Джанлуиджи Гвидо; 2001
  • «Поведение потребителей в действии: реальные приложения для менеджеров по маркетингу»; Джеффри Пол Лантос; 2010
  • Менеджер: понимание и управление восприятием клиентов
  • Smarta Marketing: восприятие в маркетинге

Автор биографии

Ванесса Кросс занималась юридической практикой в ​​Теннесси и читала лекции в качестве адъюнкт-профессора по вопросам права и бизнеса. Она также участвовала в качестве делового обозревателя в новостных изданиях, в том числе в «Чикаго Трибьюн», и публиковалась в рецензируемых академических журналах. Кросс имеет B.A. в журналистике, доктор юридических наук и LL.M. в международном торговом праве.

Индивидуальное восприятие и поведение | Безграничное управление |

Организационное поведение

Процесс восприятия

Восприятие — это организация, идентификация и интерпретация сенсорной информации для представления и понимания окружающей среды.

Цели обучения

Опишите внутренние и внешние факторы, влияющие на процесс выбора восприятия

Основные выводы

Ключевые моменты
  • Процесс восприятия состоит из шести этапов: наличие объектов, наблюдение, выбор, организация, интерпретация и реакция.
  • Перцептивный отбор управляется внутренними (личность, мотивация) и внешними (контраст, повторение) факторами.
  • Организация восприятия включает в себя факторы, влияющие на то, как человек связывает восприятия в целостности или модели. К ним относятся, среди прочего, близость, сходство и постоянство.
Основные термины
  • коэффициент : Неотъемлемая часть.
  • Восприятие : То, что обнаруживается пятью чувствами; то, что обнаруживается в сознании как мысль, интуиция или дедукция.

Процесс восприятия

Процесс восприятия — это последовательность психологических шагов, которые человек использует для организации и интерпретации информации из внешнего мира. Шаги:

  • Объекты присутствуют в мире.
  • Человек наблюдает.
  • Человек использует восприятие для выбора объектов.
  • Человек организует восприятие объектов.
  • Человек интерпретирует восприятие.
  • Человек отвечает.

Выбор, организация и интерпретация восприятий могут различаться у разных людей. Следовательно, когда люди по-разному реагируют на ситуацию, часть их поведения можно объяснить, исследуя процесс их восприятия и то, как их восприятие приводит к их реакциям.

Мультистабильность : Куб Неккера и вазу Рубина можно воспринимать по-разному. Вазу можно рассматривать либо как вазу, либо как два лица.

Выбор восприятия

Перцептивный отбор управляется внутренними и внешними факторами.

К внутренним факторам относятся:

  • Личность. Черты личности влияют на то, как человек выбирает восприятие. Например, добросовестные люди склонны в большей степени выбирать детали и внешние раздражители.
  • Мотивация. Люди будут выбирать восприятие в соответствии с тем, что им нужно в данный момент. Они будут отдавать предпочтение тому выбору, который, по их мнению, поможет им удовлетворить их текущие потребности, и с большей вероятностью проигнорируют то, что не имеет отношения к их потребностям.
  • Опыт. Модели событий или ассоциаций, которые человек изучил в прошлом, влияют на текущее восприятие. Человек будет выбирать восприятие таким образом, чтобы оно соответствовало тому, что он нашел в прошлом.

К внешним факторам относятся:

  • Размер. Чем больше размер, тем выше вероятность того, что объект будет выбран.
  • Интенсивность — большая интенсивность, например, яркости, также увеличивает выбор восприятия.
  • Контраст. Когда восприятие четко выделяется на фоне, вероятность выбора выше.
  • Движение — с большей вероятностью будет выбрано движущееся восприятие.
  • Повторение — Повторение увеличивает выбор восприятия.
  • Новизна и привычность. И то, и другое увеличивает выбор. Когда восприятие новое, оно выделяется в опыте человека. Когда он знаком, он, вероятно, будет выбран из-за этого знакомства.

Организация восприятия

После выбора определенных восприятий их можно организовать по-разному. Организацию восприятия определяют следующие факторы:

  • Фигура-фон. После восприятия объекты выделяются на фоне. Это может означать, например, что восприятие чего-либо как нового может выделяться на фоне всего того же типа старого.
  • Группировка восприятия. Группировка — это объединение восприятий в паттерн.
  • Замыкание — это тенденция пытаться создать целое из воспринимаемых частей. Однако иногда это может привести к ошибке, когда воспринимающий вводит невоспринимаемую информацию, чтобы завершить целое.
  • Близость. Восприятия, которые физически близки друг к другу, легче организовать в шаблон или целое.
  • Сходство — Сходство между восприятиями способствует тенденции группировать их вместе.
  • Постоянство восприятия. Это означает, что если объект всегда воспринимается как существующий или действующий определенным образом, человек склонен делать вывод, что на самом деле он всегда таким.
  • Контекст восприятия. Люди будут склонны организовывать восприятие по отношению к другим соответствующим восприятиям и создавать контекст из этих связей.

Каждый из этих факторов влияет на то, как человек воспринимает окружающую среду, поэтому реакцию на окружающую среду можно понять, принимая во внимание процесс восприятия.

Когнитивные искажения

Искажения восприятия, такие как когнитивная предвзятость, могут привести к неверным суждениям и иррациональным действиям.

Цели обучения

Проанализируйте сложные когнитивные паттерны, которые могут усложнить восприятие и поведение сотрудников

Ключевые выводы

Ключевые моменты
  • Когнитивные предубеждения — это проявления развитого психического поведения, которые могут вызывать отклонения в суждениях, которые приводят к негативным последствиям для организации.
  • Понимание того, как восприятие может быть искажено, особенно актуально для менеджеров, поскольку они ежедневно принимают множество решений и имеют дело со многими людьми, которые делают оценки и суждения.
  • Предвзятость возникает из-за различных процессов, которые иногда трудно различить. К ним относятся ярлыки обработки информации ( эвристика ), ментальный шум и ограниченная способность мозга обрабатывать информацию, эмоциональные и моральные мотивы и социальное влияние.
  • Некоторые примеры искажений восприятия включают предвзятость подтверждения, предвзятость корыстных интересов, причинно-следственную связь, фрейминг и предвзятость убеждений.
Ключевые термины
  • когнитивные функции : Область психических функций, связанная с логикой, в отличие от аффективных функций, связанных с эмоциями.
  • эвристика : основанные на опыте методы решения проблем, обучения и открытий. Полный перебор нецелесообразен, поэтому для ускорения процесса поиска удовлетворительного решения используются эвристические методы.
Когнитивное искажение — это модель отклонения в суждении, которая возникает в определенных ситуациях и может привести к искажению восприятия, неточному суждению, нелогичной интерпретации или тому, что в широком смысле называется иррациональностью. Неявным в концепции модели отклонения является стандарт сравнения с тем, что является нормативным или ожидаемым; это может быть суждение людей вне этих конкретных ситуаций или набор независимо проверяемых фактов. По сути, должен быть объективный наблюдатель, чтобы выявить когнитивную предвзятость у субъективного человека.

Оптическая иллюзия : В этой оптической иллюзии все линии на самом деле параллельны. Из-за искажения восприятия они кажутся кривыми.

Смещение возникает из-за различных процессов, которые бывает трудно различить. Предубеждение по своей сути не является хорошим или плохим — оно подчеркнуто субъективно или противоречит реакциям или решениям, которых можно было бы объективно ожидать. Способы получения предубеждений включают:

  • Быстрые способы обработки информации (эвристика)
  • Ментальный шум
  • Ограниченная способность разума обрабатывать информацию
  • Эмоциональные и моральные мотивы
  • Социальное влияние

Понятие когнитивных искажений было введено Амосом Тверски и Даниэлем Канеманом в 1972 году и выросло из их опыта бесчисленности людей или неспособности интуитивно рассуждать на более высокие порядки. Они и их коллеги продемонстрировали несколько воспроизводимых способов, которыми человеческие суждения и решения отличаются от теории рационального выбора. Они объяснили эти различия с точки зрения эвристики — правил, которые мозгу легко вычислить, но которые вносят систематические ошибки.

Искажения восприятия и управление ими

То, как мы искажаем наше восприятие, особенно актуально для менеджеров, потому что они принимают множество решений и ежедневно имеют дело со многими людьми, которые выносят оценки и суждения. Менеджеры должны осознавать собственные логические и субъективные заблуждения, а также предубеждения других. Это требует больших знаний об организационном поведении. Несколько полезных искажений восприятия, о которых должны знать менеджеры, включают:

  1. Предвзятость подтверждения. Проще говоря, люди имеют сильную склонность манипулировать новой информацией и фактами до тех пор, пока они не будут соответствовать их собственным предвзятым представлениям. Это неуместное подтверждение позволяет принимать неверные решения, игнорируя истинное значение новых данных.
  2. Корыстная предвзятость. Еще одна распространенная предвзятость — склонность приписывать себе успехи, перекладывая ответственность за неудачи. Руководители должны следить за этим в сотрудниках и осознавать, когда они сами виноваты. Объективность в отношении успехов и неудач способствует росту и обеспечивает надлежащую ответственность.
  3. Предвзятость убеждений. Люди часто принимают решение до того, как у них есть все факты. В этой ситуации они считают, что их уверенность в своем решении основана на рациональной и логической оценке фактов, когда это не так.
  4. Обрамление. Довольно легко быть правым во всем, если вы тщательно выберете контекст и точку зрения на данный вопрос. Фрейминг позволяет людям игнорировать важные факты, сужая то, что считается применимым к данному решению.
  5. Причинно-следственная связь. Люди — это организмы, соответствующие образцу. Люди анализируют прошлые события, чтобы предсказать будущие результаты. Иногда их анализ точен, а иногда нет. Легко увидеть причинно-следственную связь в совершенно случайных ситуациях. Статистические доверительные интервалы полезны для смягчения этого искажения восприятия.

Управление впечатлениями

Управление впечатлением — это целенаправленный сознательный или бессознательный процесс, в ходе которого люди пытаются влиять на восприятие других.

Цели обучения

Опишите, каким образом впечатления и управление впечатлениями влияют на управление, организацию и брендинг

Ключевые выводы

Ключевые моменты
  • Влияние на других и получение вознаграждения наряду с другими мотивами определяют управление впечатлением с общей точки зрения.
  • Теория управления впечатлением утверждает, что человек или организация должны создавать и поддерживать впечатления, соответствующие восприятию, которое они хотят передать своим группам заинтересованных сторон.
  • Организации используют брендинг и другие стратегии управления впечатлением, чтобы донести последовательный и повторяемый образ до внешней и внутренней аудитории.
  • Руководство также должно учитывать впечатление, которое оно производит на других, как на подчиненных, так и на деловых партнеров. У каждой организации есть имидж, который нужно поддерживать, и у ее руководства тоже.
Ключевые термины
  • впечатление : Общее воздействие чего-либо, например, на человека.
В социологии и социальной психологии управление впечатлением — это целенаправленный сознательный или бессознательный процесс, в котором люди пытаются влиять на восприятие другими людьми о человеке, объекте или событии. Управление впечатлениями осуществляется путем контроля или формирования информации в социальных взаимодействиях. Обычно это синоним самопрезентации, в которой человек пытается повлиять на то, как другие воспринимают его образ. Управление впечатлением используется специалистами по коммуникациям и связям с общественностью для формирования общественного имиджа организации.

Хотя управление впечатлением и самопрезентация часто используются взаимозаменяемо, некоторые утверждают, что это не одно и то же. В частности, Шленкер считал, что самопрезентацию следует использовать для описания попыток контролировать «релевантные для себя» образы, проецируемые в «реальных или воображаемых социальных взаимодействиях». Это произошло потому, что люди управляют впечатлениями от объектов, отличных от них самих, таких как предприятия, города и другие лица.

Заявление руководству

В управленческой и/или организационной структуре основная предпосылка остается той же. Организации выдвигают самопровозглашенное (а также выработанное и усовершенствованное) организационное восприятие. Это чаще всего называют имиджем бренда или восприятием бренда. Менеджмент должен гарантировать, что все аспекты деятельности организации соответствуют желаемому имиджу бренда, и доводить его до сведения общественности.

Руководители также должны учитывать впечатление, которое они производят на других, как на подчиненных, так и на деловых партнеров. Менеджеры должны следить за тем, чтобы они также продвигали имидж бренда компании. Поддержание последовательного и надежного впечатления в профессиональном контексте, которое способствует организационному впечатлению, является центральным коммуникативным навыком, который менеджеры должны практиковать, чтобы добиться успеха.

Теория управления впечатлениями

Теория управления впечатлением утверждает, что любой человек или организация должны создавать и поддерживать впечатления, которые соответствуют восприятию, которое они хотят передать своим группам заинтересованных сторон. Как с точки зрения коммуникаций, так и с точки зрения связей с общественностью управление впечатлением включает в себя способы сообщения о соответствии между личными или организационными целями и их предполагаемыми действиями, чтобы повлиять на общественное восприятие.

Идея о том, что восприятие есть реальность, лежит в основе этой теории социологии и социальной психологии. Восприятие человека — менеджера или работника — фундаментально формирует то, как общественность воспринимает организацию и ее продукты.

Мотивы и стратегии

Есть несколько мотивов, которые управляют управлением впечатлениями. Один инструментальный: мы хотим влиять на других и получать вознаграждение. Создание правильного впечатления способствует достижению желаемых социальных и материальных результатов. Социальные результаты могут включать одобрение, дружбу, помощь или власть, а также создание впечатления компетентности в рабочей силе. Это может привести к положительным материальным вознаграждениям, таким как более высокая заработная плата или лучшие условия труда.

Второй мотив самопрезентации экспрессивный. Мы создаем образ самих себя, чтобы заявить о своей личности, и представляем себя таким образом, который соответствует этому образу. Если люди чувствуют, что их способность к самовыражению ограничена, они реагируют негативно, часто проявляя непокорность. Люди сопротивляются тем, кто стремится ограничить выразительность самопрезентации, применяя множество различных стратегий управления впечатлением. Одним из них является заискивание, использование лести или похвалы для выделения положительных качеств и повышения социальной привлекательности. Другой стратегией является запугивание, то есть агрессивное проявление гнева, чтобы заставить других услышать и повиноваться.

Основные факторы, определяющие управление впечатлениями

Существует целый ряд факторов, влияющих на управление впечатлениями. Управление впечатлением происходит во всех социальных ситуациях, потому что люди всегда осознают, что за ними наблюдают другие. Важны уникальные характеристики данной социальной ситуации: культурные нормы определяют уместность конкретного вербального и невербального поведения в различных ситуациях. Такое поведение и действия должны соответствовать культуре и аудитории, чтобы положительно влиять на управление впечатлением.

Цели человека — еще один фактор, влияющий на управление впечатлением. В зависимости от того, как они хотят повлиять на свою аудиторию в отношении определенной темы, представление себя по-разному может формировать разные впечатления и реакции у их аудитории.

Также важно учитывать самоэффективность; это описывает, уверен ли человек, что он / она может успешно передать предполагаемое впечатление. Если они не уверены, зрители смогут сказать.

Лицензии и атрибуты

Контент под лицензией CC, совместно используемый ранее
  • Курирование и доработка. Предоставлено : Boundless.com. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
Лицензионный контент CC, Конкретная атрибуция
  • Восприятие. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : https://en.wikipedia.org/wiki/Perception. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Восприятие. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Восприятие. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • фактор. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Файл:Multistability.svg — Википедия, бесплатная энциклопедия. Предоставлено : Википедия. Лицензия : Общественное достояние: неизвестно Авторское право
  • Когнитивное искажение. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • познавательный. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • эвристика. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Файл:Multistability.svg — Википедия, бесплатная энциклопедия. Предоставлено : Википедия. Лицензия : Общественное достояние: неизвестно Авторское право
  • Оптическая иллюзия-шахматная доска.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *