Виды и функции общения, виды делового общения
Выделяют следующие виды общения:
1. «Контакт масок» – формальное общение, при котором отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника. При данном виде общения используются привычные маски вежливости, строгости, безразличия, участливости, то есть набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть отношение к собеседнику. Такой контакт позволяет не вступать в личный контакт.
2. Формально-ролевое общение, в котором определены содержание и средства общения социальными ролями партнеров по общению.
3. Светское общение, особенностью которого является то, что люди фактически не общаются, говорят не то, что думают, а то что положено говорить в определенных ситуациях. Светское общение носит ритуализированный характер.
4. Манипулятивное общение, которое направлено на получение односторонней выгоды от общения с использованием манипулятивной техники воздействия на партнера ( лесть, обман, демонстрация силы, слабости, доброты и т. п.).
5. Духовное межличностное общение, которое характеризуется взаимопониманием между людьми. В основе данного вида общения лежит доверие к личности собеседника.
6. Деловое общение, направленное на согласование и объединение усилий людей с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Целью делового общения является оптимизация различных видов деятельности. Ясно, что данный вид общения имеет существенное значение для предпринимателей, способствуя повышению эффективности их производственной и коммерческой деятельности. При помощи делового общения предприниматели могут также добиваться и достижения личных целей, таких как:
- стремления к личной безопасности, что часто проявляется в уходе от ответственности;
- стремления к повышению своего жизненного уровня;
- стремления к власти;
стремления повысить свой престиж.
Для успешной реализации выделенных целей необходим учет следующих этико-психологических принципов:
1. Принцип создания условий для выявления творческого потенциала и профессиональных знаний личности, на основе которого возможно согласование личных целей с общими.
2 Принцип полномочий и ответственности, регламентирующий общение в рамках служебных прав и обязанностей в соответствии со служебным статусом, оценку деловых качеств и использование его квалификации и опыта.
К невербальным средствам общения можно отнести просодику (высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения) и экстралингвистическую систему (включение в речь пауз, плача, смеха, вздохов и т. д.), которые позволяют экономить языковые средства общения, дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональное состояние. Большое значение имеют таксические средства общения (динамические прикосновения в форме рукопожатий, похлопывания, т. д.). Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции, а не просто синтементальностью человеческого общения.
Профессором Бердвисслом было установлено, что более 65% информации передается с помощью невербальных средств. Однако заметим, что по невербальному каналу в основном передается отношение к партнеру по общению, но само общение предполагает не столько передачу эмоциональных состояний, сколько передачу информации, которая осуществляется с помощью вербальных средств общения, то есть с помощью речи.
Речь в деловом общении направлена на то, чтобы убедить собеседника в правоте своей точки зрения и склонить к сотрудничеству. Здесь наиболее важным является умение говорить, что предполагает точное формулирование своих мыслей, изложение их доступным языком, ориентацию в общении на реакцию собеседника.
Заметим, что успешность общения во многом зависит также и от умения слушать. Выделяют два вида слушания:
1. Нерефлексивное слушание.
2. Рефлексивное слушание.
Нерефлексивное слушание – умение внимательно молчать, не вмешиваться в речь собеседника, не делать замечаний. Данный вид слушания особенно полезен, когда собеседник проявляет глубокие чувства (гнев, горе, острое желание высказать свою точку зрения). В деловом, как в любом другом виде общения, важно сочетание нерефлексивного и рефлексивного слушания. Рефлексивное слушание предполагает расшифровку смысла сообщения. Здесь помогают такие виды активного слушания как выяснение, перефразирование, отражение чувств, резюмирование.
Выяснение – обращение к говорящему за уточнениями.
Перефразирование – переформулирование мысли словами слушающего с целью проверки точности восприятия этой мысли.
При отражении чувств основной акцент делается на отражение слушающим эмоционального состояния говорящего. Этот тип слушания требует умения разбираться в чувствах и переживаниях собеседника.
Резюмирование позволяет подытожить основные идеи и чувства говорящего. Применяется при продолжительных беседах. Этот тип слушания наиболее полезен при обсуждении неточностей, разногласий, урегулировании конфликтов.
В процессе общения следует помнить о необходимости избегания типичных ошибок слушания, среди которых выделяют следующие:
1. Перебивание собеседника во время его сообщения. Большинство людей перебивают друг друга неосознанно. В данном случае необходимо сразу постараться восстановить ход мыслей собеседника.
2. Поспешные выводы. Данные выводы являются преградой для конструктивного общения, так как заставляют собеседника занять оборонительную позицию.
3. Поспешные возражения, часто возникающие при несогласии с высказываниями говорящего. Часто человек увлекается обоснованием своей точки зрения, не замечая, что собеседник пытался сказать то же самое.
4. Непрошенные советы. Необходимо, прежде всего, уметь установить, что хочет собеседник: совместных размышлений или конкретной помощи.
Поэтому чтобы общаться эффективно, необходимо делать определенные усилия для понимания себя и тех, с кем ведется дело.
Деловое общение как взаимодействие можно рассматривать с позиции ориентации на контроль и ориентации на понимание.
Ориентация на контроль предполагает стремление управлять ситуацией, поведением других. Ориентация на понимание связана с желанием лучше взаимодействовать и избегать конфликтов, с представлениями о равенстве партнеров в общении и необходимости достижения взаимной, а не односторонней удовлетворенности.
Выбор той или иной стратегии чаще всего определяется занимаемым положением в общении. Человек, попавший на самую «верхнюю» позицию, обязательно в большей степени будет «контролером», чем, если бы он был внизу.
Виды и формы общения — ZNZN📗
Общение чрезвычайно разнообразно по своим формам. Можно говорить о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредствованном, массовом и межличностном.
При этом под прямым общением понимается естественный контакт лицом к лицу при помощи вербальных (речевых) и невербальных средств (жесты, мимика, пантомимика), когда информация лично передается одним из его участников другому.
Косвенное общение характеризуется включением в процесс общения дополнительного участника как посредника, через которого происходит передача информации.
Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п. Непосредственное общение является исторически первой формой общения людей друг с другом, на его основе на более поздних этапах развития цивилизации возникают различные виды опосредствованного общения.
Опосредствованное (то есть посредством чего-либо) общение может рассматриваться как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения.
Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Это или природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.), или культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. д.).
Далее различают межличностное и массовое общение.
Массовое общение — это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации.
Межличностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Оно подразумевает известную психологическую близость партнёров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понимания, совместного опыта деятельности.
Современному специалисту сферы торговли и обслуживания приходится в своей повседневной деятельности наибольшее внимание уделять межличностному общению, а потому сталкиваться с определёнными проблемами как вербального, так и невербального характера. Давайте же уделим этим проблемам достойное внимание.
В соответствии с установившейся традицией, в отечественной социальной психологии выделяют три различных по своей ориентации типа межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.Императивное общение — это авторитарная, директивная форма воздействия на партнёра по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определённым действиям или решениям. В данном случае партнёр по общению рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной, «страдательной» стороной. Особенность императива в том, что конечная цель общения — принуждение партнёра — не завуалирована. В качестве средств описания влияния используются приказ, указания, предписания и требования.
Манипуляция — это распространённая форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнёра по общению с целью достижения своих скрытых намерений. Как и императив, манипулятивное общение предполагает объектное восприятие партнёра по общению, который используется манипулятором для достижения своих целей. Роднит их и то, что при манипулятивном общении также ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Коренное отличие состоит в том, что партнёр не информируется об истинных целях общения; они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими.
В манипулятивном процессе партнёр по общению воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определённых, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Так, неважно, насколько добр этот человек, важно, что его доброту можно использовать, и так далее. Однако человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения к другим, в результате сам часто становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходит на стереотипные формы поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя нить собственной жизни. Манипулятивное отношение к другому приводит к разрушению близких, доверительных связей между людьми.
Сравнение императивной и манипулятивной форм общения позволяет выявить их глубокое внутреннее сходство. Объединив их вместе, мы можем охарактеризовать их как различные виды монологического общения. Человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его. Как сказал по этому поводу А. А. Ухтомский, человек видит вокруг себя не людей, а своих двойников. В качестве реальной альтернативы такому типу отношений между людьми может быть рассмотрено диалогическое общение, позволяющее перейти от эгоцентрической, фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнёра по общению.
Диалог возможен лишь в случае соблюдения следующих непреложных правил взаимоотношений:
Психологический настрой на актуальное состояние собеседника и собственное актуальное психологическое состояние. В данном случае речь идёт об общении по принципу здесь и сейчас с учётом тех чувств, желаний и физического состояния, которые партнёры испытывают в данный момент.
Безоценочное восприятие личности партнёра, априорное доверие к его намерениям.
Восприятие партнёра как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение.
Содержанием общения должны являться не прописные истины и догмы, а проблемы и нерешённые вопросы (проблематизация содержания общения).
Персонификация общения — разговор от своего имени, без ссылки на мнения и авторитеты, презентация своих истинных чувств и желаний.
Способность к такому общению — величайшее благо для человека так как оно, по мнению известного психотерапевта К. Роджерса, обладает психотерапевтическими свойствами, приближает человека к большему психическому здоровью, уравновешенности и целостности.
Типы общения: официальное и неформальное общение
Каждое сообщение по всему миру должно иметь сообщение, по крайней мере одного отправителя и получателя. Отличные коммуникативные навыки жизненно важны для здоровой и продуктивной работы. Коммуникация, которую часто называют «навыком межличностного общения» или «гибким навыком», представляет собой процесс обмена знаниями, данными и информацией от одного человека к другому или группе людей.
Хотя это и выглядит просто, коммуникация, как правило, очень сложная тема, и на нее влияет множество факторов. Эта статья поможет вам глубже понять общение.
Что такое общение?
Коммуникация — это процесс, включающий отправку и получение сообщений вербальным и невербальным способом. Отправитель отправляет сообщение, получатель получает сообщение и снова отправляет его обратно с обратной связью отправителю.
Способы общения включают устное и речевое общение, письменные и графические изображения. Кроме того, он включает в себя культурную сферу, инструмент, используемый для общения, местонахождение и т. д. Хотя это выглядит просто, коммуникация, как правило, очень сложная тема.
Другими словами, общение — это двустороннее средство передачи информации в виде мыслей, мнений и идей между двумя или более людьми с целью достижения взаимопонимания.
Типы связи
Четыре основных категории связи:
- Вербальный — это метод, который использует речь в форме разговора для передачи сообщения или информации. Это самый популярный и эффективный способ общения, который обычно практикуется во время видеоконференций, телефонных звонков, презентаций, бесед один на один и встреч. Он поддерживает как невербальное, так и письменное общение.
- Невербальный – Это в основном практика жестов, мимики и языка тела для передачи информации. Он может реализовываться намеренно и ненамеренно при общении. Например, человек может непреднамеренно улыбнуться, услышав интересную информацию или приятную идею.
- Письменный – Это все, что нужно для ввода, печати символов, цифр, букв и письма для отправки фрагмента информации. Иногда используется для записи информации для доказательства или справочной цели. Как правило, письменный стиль общения используется в книгах, блогах, брошюрах, заметках и письмах для обмена и распространения информации. На рабочем месте электронная почта является распространенным примером письменного общения.
- Визуальный – Для передачи информации используются изображения, фотографии, наброски, графики, схемы и рисунки. Он используется особенно во время презентаций для создания визуального эффекта и поддержки письменного или устного общения.
Коммуникационный процесс
Коммуникация — это процесс, который начинается с развития мыслей отправителя, который передает сообщение, используя различные каналы, получателю, который затем отправляет ему сообщение в качестве обратной связи. Существует семь основных компонентов процесса коммуникации:
- Отправитель – Здесь отправитель концептуализирует идею или разговор, который он хочет передать получателю.
- Кодирование — Теперь отправитель начинает процесс кодирования, в котором он использует слова или невербальные средства для перевода мысли в сообщение.
- Сообщение – После кодирования отправитель получает сообщение, которое он хочет отправить.
- Канал связи — Отправитель затем решает, через какой носитель или канал он/она хочет отправить сообщение получателю. Они должны выбрать канал, чтобы иметь эффективную и правильную интерпретацию сообщения получателю.
- Receiver – Получатель получает сообщение и пытается понять его наилучшим образом.
- Декодирование — На этом этапе получатель переводит информацию отправителя и пытается воспринять ее наиболее подходящим образом.
- Обратная связь – Это последний этап процесса коммуникации, который гарантирует, что получатель получил информацию и понял ее правильно, как задумал отправитель.
Вышеупомянутая концепция подробно разъясняется о «Типах общения» для студентов коммерции. Чтобы узнать больше, следите за обновлениями BYJU’S.
См. также:Препятствия для эффективной коммуникации
Барьеры в общении
Типы общения — Важность коммуникативных навыков, типов и подтипов
Дата последнего обновления: 17 апреля 2023 г. двусторонний процесс, в котором люди обмениваются информацией, идеями, мнениями, эмоциями, чувствами и другими чувствами посредством взаимно понятных символов и семиотических соглашений (знаки и символы)
Коммуникация необходима как для выживания человека, так и для организации. Это двусторонний процесс, когда часть информации кодируется для формирования сообщения и отправляется отправителем. Сообщение передается через среду, принимается и декодируется получателем. В зависимости от успеха декодирования сообщения получатель (или лицо, принимающее решение) предпринимает действие или отправляет ответ отправителю.
Эффективная и действенная коммуникация необходима для полного успеха любой ситуации или программы. Если Коммуникация неясна, данные инструкции могут вызвать путаницу среди получателей или, что еще хуже, Коммуникация может остаться неполной. Таким образом, важно эффективно общаться, чтобы сделать предприятие успешным.
Важность коммуникативных навыков
В деловых операциях коммуникативные навыки имеют первостепенное значение. Навык общения определяет стиль общения с другими. Может быть несколько методов или способов доставки определенного сообщения. Навык общения отличает человека от других в его способе успешной доставки сообщения.
Типы общения
В целом Общение можно разделить на три категории: вербальное, невербальное и визуальное. В следующих разделах будут даны подробные сведения о каждом из этих типов и их подтипов.
1. Вербальное общение
Это относится к общению с использованием устных слов языка. Но в более широком смысле письменная форма информации также является частью этого. Слово «вербальное общение» относится к виду общения, при котором сообщение передается устно, и включает в себя как устное, так и письменное общение. Цель любого Коммуникации состоит в том, чтобы люди поняли, что мы пытаемся выразить. Для классификации вербального общения используются следующие категории:
Устное общение
Общение с использованием устной речи через канал или средства массовой информации в прямой или косвенной форме; информация здесь передается только в виде звука. Разговор – это устный способ общения, который может иметь место. лицом к лицу, по телефону или с помощью голосовых сообщений. В устном общении используются устные слова. Примеры включают личное общение, речь, телефонное общение, видео, радио, телевидение и голос через Интернет. На устное общение влияют высота тона, громкость, темп и четкость речи.
Письменное сообщение
Когда информация предоставляется в письменной форме; письма, электронные письма, тексты, отчеты об исследованиях, справочники или плакаты, даже листовки или сообщения в социальных сетях также считаются коммуникацией. В письменном общении письменные знаки или символы используются для передачи информации. Рукописное сообщение может быть напечатано или написано от руки. Сообщения можно отправлять по электронной почте, в виде писем, отчетов, заметок и других видов письменного общения. Сообщение в письменном общении зависит от используемой лексики и грамматики, а также от стиля письма, точности и ясности используемого языка. Самый популярный способ корпоративного общения — письменное общение. В результате он считается одним из самых ценных коммерческих талантов.
2. Невербальное общение
Здесь общение бессловесное и в основном способствует вербальному общению. Выражения лица, язык тела, знаки и символы, жесты и т. д. подпадают под эту категорию. Ваше выражение часто показывает, как вы относитесь к сообщению. Если эти невербальные выражения находятся под контролем, Общение тоже можно регулировать. Есть несколько его видов. Невербальное общение относится к отправке и получению невербальных сообщений. Мы можем сказать, что общение, отличное от устного и письменного, такое как жесты, язык тела, поза, тон голоса или выражение лица, называется невербальным общением. Наиболее важной частью невербального общения является язык тела говорящего. Интерпретации сообщения получателем помогает невербальное общение. Невербальные сигналы обычно более точно отражают ситуацию, чем вербальные. Иногда невербальный ответ противоречит вербальному общению и, следовательно, влияет на эффективность сообщения
Невербальное общение состоит из следующих трех элементов:
Внешний вид: Внешний вид говорящего включает его или ее одежду, прическу, опрятность и косметику.
Язык тела: мимика, жесты, позы
Звуки: тембр голоса, громкость и скорость речи.
Физическая невербальная коммуникация
Под эту рубрику подпадает все, что можно физически наблюдать. Его примерами являются движения тела, язык тела, жесты рук, поза, прикосновение и стойка, выражение лица и т. д. Ежедневно, как исследователи
предполагает, что мы используем около 55% невербальных или физических методов общения, чтобы передать наше сообщение. Если у человека опущены плечи и он сидит, закрыв лицо руками, можно предположить, что он в отчаянии или бедственном положении. Таким образом, биологические реакции и эмоциональные ситуации являются интегральными.
Параязык
Это нужно просто для понимания подразумеваемого значения в дополнение к явно заявленному. Таким образом, 38% ежедневного общения. Стиль подачи сообщения, тональность голоса, интонации, эмоции и ударение указывают на внутренний смысл сказанного, и, таким образом, можно читать между строк,
Эстетическая коммуникация
Так художники передают сообщения через искусство. С исторических времен искусство использовалось как способ невербального общения до настоящего времени.
Внешний вид
Внешний вид создает первое впечатление о человеке. Выбор одежды, ткань ткани, выбор цвета определяют, что публика думает об избавителе.
3. Визуальная коммуникация
Использование инструментов, включающих визуальные средства, такие как рисование диаграмм, графических представлений и иллюстраций и т. д., является способом визуальной коммуникации. Они также помогают вербальному общению и оказывают большее влияние.
Другие виды общения
Есть еще два типа общения — официальное и неформальное общение — это два типа общения, которые могут существовать внутри организации.
Официальная коммуникация
Это происходит, когда между доставщиком (ами) и аудиторией существуют формальные отношения, например, при организации бизнеса. Формальное общение в компании относится к общению, которое происходит по официальным каналам. Происходит общение между руководителями или служащими одного и того же кадра, а также между начальником и подчиненным и наоборот. Это опять же может быть трех типов:
Вертикальный, где поток информации идет вместе с организационной структурой (как вверх, так и вниз)
Горизонтальный, где общение происходит между организациями одного уровня разные отделы
2.