Какое полушарие мозга отвечает за творчество: Наука: Наука и техника: Lenta.ru

Содержание

За логику и творчество отвечают разные полушария мозга? — Look At Me

Каждую неделю Look At Me разбирает распространённое заблуждение и объясняет, почему оно ошибочно. На этой неделе говорим о том, почему полушария мозга не делят нас на творцов и аналитиков.

Утверждение:

Склад ума людей с развитым правым полушарием головного мозга — творческий, с развитым левым — аналитический.

Нейропсихолог Роджер Сперри посвятил свою жизнь изучению физиологии и психологии животных и человека. В Гарвардском университете он 5 лет изучал животных, которые перенесли комиссуротомию головного мозга: им хирургически пересекли пути, соединяющие правое и левое полушария. Потом Сперри начал сотрудничать с Джозефом Богеном и Филипом Фогелем, нейрохирургами из медицинского центра имени Уайта в Лос-Анджелесе. Они проводили комиссуротомию больным эпилепсией, чтобы не дать судорогам из одного полушария перейти в другое. После таких операций врачи обследовали больных.

Как оказалось, правое и левое полушария мозга выполняют разные познавательные функции. Правое прекрасно работает со зрительными и звуковыми образами, а также пространственными отношениями, а левое лучше справляется с математическими расчётами и обработкой речи. За дальнейшие исследования Роджер Сперри и его коллеги Дэвид Хьюбел и Торстен Визел получили Нобелевскую премию. Но реклама и массовая культура перевели открытия учёных в упрощённую форму: якобы у всех людей преобладает одно из полушарий мозга.

   

Роджер Сперри

нейропсихолог

«Действительно, полушарие головного мозга — это самостоятельная познавательная система, которая по-своему воспринимает, размышляет, запоминает, рассуждает и реагирует. […] Оба полушария могут одновременно обрабатывать информацию об окружающем мире, но в совершенно разных, даже взаимно противоречивых умственных переживаниях, которые идут параллельно».

Источник

Почему это не так:

Все люди в одинаковой степени используют как правое, так и левое полушарие головного мозга.

Хотя у большинства правшей речевой центр находится в левом полушарии, из этого не следует, что способные писатели и ораторы используют его чаще, чем правое. Эксперимент учёных из Университета Юты показал, что полушария головного мозга не привязаны к какому-то виду деятельности. Доктор Джефф Андерсон, глава нейрохирургического отделения университета, вместе со своей командой отслеживал работу 7 000 участков головного мозга у более чем 1 000 человек. Испытуемым было от 7 до 29 лет, во время эксперимента они отдыхали.

Выяснилось, что число нервных связей в обоих полушариях не отличается, и люди используют их с одинаковой интенсивностью. Для того чтобы мыслить творчески или аналитически, человеку приходится задействовать связи между всеми отделами мозга. Поэтому в следующий раз, когда вы увидите очередной тест, который якобы устанавливает, какое полушарие у вас преобладает, смело игнорируйте его.

   

Джефф Андерсон

нейрохирург

«Левое полушарие не связано с логикой или рассудительностью больше, чем правое. Как и творческое мышление не привязано к правому полушарию больше, чем к левому».

Источник

photos via shutterstock.com: 1, 2.

ЛЕВОЕ И ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЯ МОЗГА: два пути восприятия и мышления

Два полушария нашего мозга объединены и работают вместе, обрабатывая информацию различным образом. Левое полушарие перерабатывает информацию логически и последовательно. В высокой степени связанное с языком и интеллектом, оно отвечает за анализ и принятие решений. Левая сторона мозга точно знает название вещей. Она хорошо работает при планировании путешествий, разгадывании того, как работает часовой механизм, при счёте денег и расчёте времени, необходимого, чтобы пробежать километр. Левое полушарие склонно к соревнованию.

Правое полушарие, напротив, склонно к сотрудничеству. Оно обрабатывает информацию пространственно, целостно и зрительно. Это значит, что оно видит предмет с нескольких сторон одновременно, думает о целом и устанавливает связи – физические, эмоциональные, интуитивные. Правое полушарие предпочитает воображать, рисовать, вести машину по шоссе, расставлять мебель в комнате и чувствовать эмоциональный накал. Современный человек привык смотреть на вещи почти полностью при помощи левого полушария, то есть логически. Мы хвалим наших детей, когда они называют вещи, оцениваем школьников при помощи стандартизированных тестов, сравниваем, анализируем и судим обо всём, в том числе и о себе.

Какое отношение это имеет к рисованию? Чтобы рисовать, мы должны переключиться с левого полушария на правое. Вместо того, чтобы смотреть на людей и предметы как на отдельные объекты в пространстве и времени, мы должны искать связи.

Художник видит предметы связанными друг с другом.

Смотреть на вещи таким образом – это очень здорово. Например, медицинские вскрытия показывают наличие здоровых и активных мозговых клеток у старых людей, которые часто упражняли свой мозг в течение жизни, были готовы к переменам в своей жизни и с лёгкостью менялись.

Когда я смотрю на мир взглядом художника, я чувствую себя хорошо. Оценки исчезают. Воспоминания и критика уходят. Моё сердце открывается настоящему моменту, и я начинаю размышлять о новых возможностях.

Творчество – это акт уравновешивания, миг за мигом. В середине нашего мозга находится центр равновесия, который помогает нам стоять и ходить. В нашем сердце находится другой центр равновесия, который помогает нам меняться, ощущать связанность с внешним миром, принимать решения и устанавливать границы.

(отрывок из книги Х.Уильямс «Говорящий рисунок, или как познать своё глубинное «Я»)

Просмотров: 83604

Разделение полушарий мозга на логическое и эмоциональное назвали мифом — Российская газета

Между полушариями головного мозга нет никакой разницы. Такое сенсационное заявление сделала группа американских ученых под руководством Джеффри Андерсона. А ведь много лет воспринималось почти как аксиома: левое отвечает за логику, а правое — за эмоции. Считалось, что у творческого человека доминирует правое полушарие, а у политиков и менеджеров — левое.

И вот исследования профессора Андерсона опровергает это мнение. Изучив более тысячи представителей самых разных профессий, людей с разными характерами, ученый пришел к выводу: у людей оба полушария никак не различаются, они работают одинаково. «Конечно, одни люди действуют более логически и методично, другие — спонтанно и интуитивно, — говорит Джеффри Андерсон. — Однако это не связано с функциями правого и левого полушарий». По его мнению, своим рождением распространенный миф об асимметрии полушарий обязан получившему Нобелевскую премию исследованию Роджера Сперри о функциях различных полушарий. Однако эти открытия не касались деления мозга на «логическое» и «творческое» полушария. Идея назвать полушария «логическим» и «эмоциональным» принадлежит исключительно популярной психологии, считает Андерсон. Она не подтверждается ни исследованиями об организации и функционировании мозга, ни историями болезни пациентов, пострадавших от повреждений того или иного полушария.

Комментарий

Алексей Иваницкий, член-корреспондент РАН:

-Утверждение, что между полушариями вообще никакой разницы нет, думаю, не соответствует действительности. Скажем, давно известно, что речевые центры на 100 процентов находятся в левом полушарии. Его поражение проводит к тому, что человек или не понимает речь, или перестает говорить. Интересно, что у детей до 4-5 лет центры речи находятся в обоих полушариях. Однако в ходе развития человека «речь» полностью остается только в левом.

С другой стороны, исследования во многих лабораториях мира показали, что нельзя жестко разделить, утверждая, что за эмоции отвечает только правое полушарие, а за логику — только левое. Все сложнее и не так однозначно. Сегодня мы можем утверждать, что эмоции в значительной степени связаны с левым полушарием, а логика — с правым. Словом, речь может идти не об абсолютном доминировании одного из полушарий в логике или эмоциях, а всего лишь об относительном преимуществе. Не более того.

Правое и левое полушарие мозга НЕ отвечают за эмоции и логику. Что помогает их развивать?

Представление о том, что правое полушарие отвечает за творчество и эмоции, а левое — за логику, не соответствует действительности. Известны случаи, когда в результате травм у человека оставалось одно полушарие, что не мешало ему решать логические задачи и выполнять творческие задания.

 

Человеческое общество во многом построено на категориях, классификациях и обобщениях, и есть что-то соблазнительно простое в том, чтобы навешивать ярлыки на себя и других как на логически мыслящих или на творческих личностей.

[The Guardian «Despite what you’ve been told, you aren’t left-brained or right-brained»]

Тем не менее тренировать мозг нужно в разных направлениях. С возрастом здоровье мозга увядает, поэтому он, как и мышцы, должен работать, его нужно тренировать, чтобы не зачахнуть.

Результат исследований: люди, всю жизнь занимающиеся умственным трудом, живой ум сохраняют и в старости.

 

Вот лишь некоторые из способов развивать мозг:

  1. Изменяйте способ получения информации. Например, аудиокниги вместо чтения книг (и наоборот).
  2. Запоминайте регулярно иностранные слова. Например, переводите любимые песни (только осторожно, а то могут стать нелюбимыми).
  3. Практикуйте устный счет: умножение, вычитание процентов, и т. д. Если работаете в коммерции, на переговорах всегда производит впечатление, когда оппонент легко производит расчеты в голове, например рассчитывает скидку или рост объема потребления.
  4. Усомнитесь в очевидном. Ищите подтверждения своей гипотезе. Например, Санкт-Петербург – античный город, который старше Рима; ртуть полезна для здоровья; мой начальник – самый хороший начальник во всей нашей корпорации.
  5. Меняйте привычные модели поведения. Например, новый маршрут на работу, чистить зубы левой рукой, не додумывайте за других – спрашивайте.
  6. Попрактикуйте осознанное поведение в течение отрезка времени. Например, в течение 1 часа в день постоянно, раз в 2-3 минуты проговаривайте, что и зачем вы сейчас делаете.

 

Думайте больше, решайте интеллектуальные задачи. От этого ещё и худеют. Напомню, в состоянии покоя мозг в среднем потребляет 25% всей энергии организма. Поэтому, в периоды активной мозговой деятельности, когда энергопотребление мозга резко возрастает, хочется сладкого и мучного.


Практическое применение модели логических уровней Дилтса

Закон сохранения энергии закупщика и продавца

Майнд-карты для вашего бизнеса
и повседневной деятельности. Программы обучения
Сергея Дубовика

Правда ли, что левое полушарие мозга отвечает за логику, а правое — за творчество?

Facebook

Вконтакте

Многие считают, что за половинами человеческого мозга строго закреплены те или иные сферы мышления: например, за правым — аналитические способности и рациональность, за левым — фантазия и интуиция. Мы проверили, так ли это на самом деле.

Утверждения о подобном разделении функций есть во многих книгах по популярной психологии и самосовершенствованию, таких как «Успех. Главные методы достижения», «Поднимите свой финансовый IQ», «Сила привычек: Как стать по-настоящему успешным» и др. Встречаются рассказы о делении функций мозга и в некоторых учебниках, в частности в «Общей и театральной психологии» под редакцией Савостьянова и «Поурочных разработках по биологии» под редакцией Константиновой. В интернете можно найти и немало красочных картинок, описывающих различия между полушариями человеческого мозга.

Распространённое убеждение, судя по всему, происходит из работ американского исследователя Роджера Сперри. Этот учёный с середины прошлого века изучал так называемый разделённый мозг — грубо говоря, как изменится функционирование нервной системы, если удалить мозолистое тело, связывающее два полушария. Сперри удалось продемонстрировать, что изолированное левое полушарие по своему назначению скорее выполняет аналитическую функцию и чем-то похоже на компьютер. Правое же полушарие интерпретирует слуховые впечатления, способствует пространственному сознанию, воспроизведению трёхмерных объектов и пониманию «сложных отношений». В 1981 году Сперри получил за свои исследования Нобелевскую премию, и в пресс-релизе говорилось: «Почти 50 лет назад великий русский физиолог Иван Павлов пришёл к выводу, что человечество можно разделить на мыслителей и художников. Возможно, левое полушарие является доминирующим у мыслителей, а правое — у художников».

Исходя из предпосылки о разделении «сфер ответственности» между полушариями, некоторые предполагают, что мозги по-разному одарённых людей действительно отличаются. Например, у математиков должно быть лучше развито левое полушарие, а у художников — правое. В 2013 году группа американских нейробиологов решила проверить эту гипотезу и изучила обследования более 1000 человек в возрасте от 7 до 29 лет. Результаты работы опровергли популярное убеждение: учёные пришли к выводу, что сильные нейронные связи равномерно распределены по мозгу независимо от талантов людей. «Несомненно, у одних более методичный и логичный стиль мышления, а у других — более раскованный и спонтанный. Но это никак не связано с разными функциями правого и левого полушария на любом уровне», — заявил один из соавторов исследования Джеффри Андерсон.

У полушарий действительно есть «специализации», однако связаны они не с логикой и рациональностью или творчеством и интуицией. Например, из-за проблем с правым полушарием может значительно снизиться способность к рисованию и даже банальному воспроизведению самых простых геометрических фигур, а особенно к их взаимному расположению на листе бумаги. При повреждении центра Брока и центра Вернике, которые находятся в левой части мозга, человек рискует утратить речевые способности. Впрочем, недавнее исследование американских учёных доказало: если такие травмы были получены в раннем детстве, мозг может адаптироваться и «передать» часть функций от одного полушария к другому.

Хотя во многих ситуациях одно из двух полушарий действительно может играть решающую функцию, это не значит, что оно выполняет ту или иную задачу в одиночку. Зачастую в её решении задействованы оба полушария, однако в разных ролях. Нейробиолог Сергей Саложин приводил такой пример: «Если вам нужно написать изложение, его содержание сначала необходимо понять, и в этом будут участвовать и правое, и левое полушарие. А вот в самом составлении текста будет больше задействовано левое полушарие». Более того, степень участия полушарий в одном и том же процессе может изменяться с возрастом.

Иными словами, утверждать о строгом разделении функций мозга — это как минимум существенно упрощать сложность и многогранность системы, которую уже много десятилетий изучают нейробиологи. Софи Скотт из Университетского колледжа Лондона заключает: «Существует множество способов восприятия и обработки информации. Но сведение этого к «логическому» левому полушарию и «творческому» правому противоречит тому, что мы видим в работе мозга. Кроме того, это также предполагает, что вы можете использовать одно полушарие больше, чем другое, а это не совсем так, как оно устроено в реальности».

Полуправда

Что означают наши вердикты?

Почитать по теме:

  1. Правда ли, что человек использует только небольшую долю мозга?
  2. «Постнаука». 5 мифов о мозге
  3. BBC. Myths about our minds

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста (до 140 символов) и нажмите Ctrl+Enter.


Интересное по теме: Лженаука

Правда ли, что существует безопасная или даже полезная для здоровья доза алкоголя?
Опубликовано 31.12.2021 Таша Соколова

Распространено мнение, что умеренное потребление алкогольных напитков абсолютно безвредно, а то и полезно, например, для пищеварения или для сердечно-сосудистой системы. В канун новогодних праздников мы решили проверить, стоит ли оправдывать выпитое за праздничным столом пользой для здоровья.

Правда ли, что алкоголь помогает не замёрзнуть, а также согреться на морозе?
Опубликовано 28.12.2021 Анастасия Афанасьева

Распространено мнение, что алкоголь помогает замерзшему человеку согреться, а также способен не допустить переохлаждения у человека, принявшего его заранее. Мы решили проверить, имеет ли это под собой научные основания.

Правда ли, что человеческий мозг может запоминать информацию во сне?
Опубликовано 25.12.2021 Даниэла Медведева

В последние годы набирает популярность теория о том, что человек может запоминать информацию и даже обучаться во сне. Мы решили проверить, есть ли у этой гипотезы научные обоснования.

Правое и левое полушарие — творчество и логика

А за навыки рисования отвечает именно правое, творческое полушарие. Важный вывод — практически любой человек может научиться рисовать, если он предварительно научится заглушать доминирующее левое полушарие и давать волю правому.

Почему же левое полушарие так плохо справляется с задачами рисования? Потому, что оно привыкло мыслить штампами, заложенными в нас с детства. Именно эти штампы мешают увидеть истинную суть вещей, увидеть их такими, какие они есть на самом деле, а не такими, какими они представляются левому полушарию. И именно поэтому многие люди видят одну и ту же вещь совершенно по-разному.

Обо всем этом я вычитал в замечательной книге Бетти Эдвардс «Откройте в себе художника», которую рекомендую к прочтению как тем, кто хочет научиться рисовать, так и тем, кто уже умеет это делать. В книге даются простые упражнения, благодаря которым развиваются навыки активации правого полушария мозга. Смысл упражнений прост — нужно выполнять действия, с которыми очень хорошо справляется правое полушарие и для которых абсолютно не подходит левое, и тогда рано или поздно левое полушарие сдастся и отдаст бразды правления правому. После таких упражнений человек учится по своему желанию переключаться в «правостороннее» мышление.

Привожу примеры таких упражнений. Смысл первого упражнения заключается в том, чтобы нарисовать зеркальную копию имеющегося изображения, одновременно «очерчивая взглядом» имеющееся изображение (пример в книге — «лицо-ваза», см. иллюстрацию к этому посту).

Другой пример — рисование перевернутого изображения. Здесь мы берем любое понравившееся изображение, переворачиваем его и стараемся рисовать, обращая внимание на отдельные детали, без видимости картины в целом. То есть мы стараемся просто скопировать каждую черточку, не задумываясь о том, чем именно она является на рисунке. Результаты поражают — даже люди, казалось бы совершенно не умеющие рисовать, достигают практически идеального результата. Вот что значит избавиться от штампов.

Третий пример — так называемое «чистое контурное рисование». Заключается оно в методичном рисовании хаотических узоров без контроля за тем, что получается в итоге. На практике рекомендуется не глядя на бумагу рисовать узор морщинок на собственной ладони. Этот метод считается одним из самых действенных.

Когда начинаешь задумываться об особенностях мышления левого и правого полушарий, некоторые вещи становятся на свои места. Например, за контроль времени отвечает левое полушарие мозга, поэтому при погружении в творческие занятий (в том числе рисование), человек теряет контроль над временем. Очнувшись от своего занятия человеку может не вериться, что с момента начала прошло целых три часа. Еще один пример — речь, за которую опять же отвечает левое полушарие. Человек, занятый чем-то творческим, может не слышать, что ему говорят, а на вопросы отвечать невнятным мычанием.

в чем разница и как развивать? / TeachMePlease

«Мозг до сих пор остается самой большой загадкой для науки»,- однажды сказала в одной из своих лекций Татьяна Черниговская: биолог, лингвист, психолог, профессор Санкт‑петербургского государственного университета.

И это действительно так. Только представьте, что у вас в голове находится сложнейшая нейронная сеть, которая составляет 2,8 миллионов километров. Этого достаточно, чтобы 7 раз слетать на Луну или 68 раз облететь вокруг Земли.

Сегодня мы хотим попробовать разобраться, за что отвечают левое и правое полушария и почему их надо тренировать?

Конечно, наш мозг не похож на бицепс, однако ему требуются такие же интенсивные тренировки. Если мозг не загружать различными задачами и мыслительными процессами, он начнет «тупеть» и лениться, а позднее и вовсе перестанет выполнять креативные и познавательные функции.

Вспомним школьные уроки биологии

Мозг человека состоит из двух полушарий — правого и левого. Эти части разделены корой головного мозга, но обмен информацией происходит через так называемое мозолистое тело. Если говорить кратко, то левое полушарие в основном отвечает за анализ и логику, а правое — за образы и интуицию. У каждого человека мозги должны функционировать равномерно, однако так не бывает. Всегда одно из полушарий будет работать более активно, чем второе. Поэтому, говорит Татьяна Владимировна: ”Главенство левой или правой половины нашего мозга определяет тип личности”. Если говорить в общих чертах, то люди делятся на мыслителей, у которых преобладает активность левого «технического» полушария, и художников, у которых во главе мозга стоит правое «гуманитарное» полушарие. Правда в чистом виде такие типы встречаются крайне редко.

Подробнее разберемся, за что отвечает левое полушарие:

  • Логическое мышление;
  • Анализ всех фактов;
  • Языковые способности;
  • Контроль речи;
  • Способности к чтению и письму;
  • Запоминание фактов, дат, имен и написание последних;
  • Понимание только буквального смысла слов;
  • Обработка информации последовательно, по этапам;
  • Распознавание чисел и символов;
  • Решение математических задач;
  • Контроль за движениями правой половины тела.

Характер левополушарных

Такие люди любят организованность и порядок, они всегда стараются соблюдать все сроки и графики. Легко воспринимают информацию на слух. Руководствуются в своих действиях здравым смыслом, а не порывами души. Недосказанности и абстракции им чужды, во главе угла ставят форму и смысл. Они очень активны и без труда смогут прогнозировать свое будущее. В определенных ситуациях проявляют изобретательность и рассудительность. А также, им присущи оптимизм и бодрость.

Татьяна Черниговская утверждает: ”Доминирование левого полушария стимулирует: стремление к надежному, известному, проверенному; желание избежать нового; замкнутость; скованность; жесткость; упрямство; буквальность”.

Считается, что к левополушарным, относятся ученые, архитекторы, инженеры, программисты, конструкторы, программисты. Кстати, людей с доминирующим левым полушарием – всего 30 процентов.

Как развивать левое полушарие

Давно известно, что физические нагрузки тесно связаны с работой мозга. Если вы поставили перед собой цель развить левое полушарие, постарайтесь максимально задействовать сторону тела, которую контролирует это полушарие. Например, работайте правой частью тела: жонглируйте только правой рукой и прыгайте только на правой ноге.

Решайте математические задачи,начиная от простого к сложному. Разгадывайте кроссворды, собирайте пазлы, головоломки. Разгадывайте задачи на логику.

За что отвечает правое полушарие:

  • Интуиция;
  • Обработка невербальной информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах;
  • Обработка информации не поэтапно, а параллельно;
  • Восприятие месторасположения и пространственной ориентации;
  • Составление мозаичных картинок‑головоломок;
  • Музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку;
  • Понимание метафор;
  • Понимание результатов работы чужого воображения;
  • Понимание не только буквального смысла того, что слышим или читаем. К примеру, фразу «Он висит у меня на хвосте» поймет правое полушарие;
  • Мечты и фантазии;
  • Сочинение различных историй;
  • Способности к изобразительному искусству;
  • Одновременная обработка большого количества разнообразной информации;
  • Рассмотрение проблемы в целом, не применяя анализа;
  • Распознавание лиц, восприятие совокупности разных черт как единое целое;
  • Мистика, вера в чудеса и высшие силы;
  • Контролирует движения левой половины тела. Когда вы поднимаете левую руку или ногу, это означает, что команда ее поднять поступила из правого полушария.

Характер правополушарных

Эти люди крайне эмоциональны, способны к сочувствию, состраданию. Близко переживают неудачи. Настроение у них часто неустойчивое: склонны к беспричинному оптимизму и депрессии. Делят все на хорошее и плохое, белое и черное, часто не способны к компромиссам. Эмоции у них берут вверх над разумом.

Татьяна Черниговская: ”Доминирование правого полушария стимулирует: принятие неопределенного; желание исследовать новое; открытость; непринужденность; гибкость; уступчивость”.

Считается, что к правополушарным, относятся художники, скульпторы, поэты, певцы, артисты, в конечном счете, все романтики.

Как развивать правое полушарие.

Также прибегайте к физическим нагрузкам. Для развития правого полушария необходимо работать левой частью тела. Например, вы можете рисовать левой рукой, прыгать на левой ноге, жонглировать только левой рукой. Для развития воображения посещайте художественные выставки. Пробуйте заниматься разными видами искусств. Музицируйте, пишите картины, сочиняйте и заучивайте стихи, много читайте. Чтение великолепно стимулирует человеческий мозг и развивает фантазию.

Таким образом, не зацикливайтесь на развитии только одного полушария, старайтесь тренировать оба, потому что так или иначе при решении задач и других мыслительных процессах и правое, и левое полушария работают сообща.

Правда ли, что творчество находится в правом полушарии мозга?

Нед Херрманн — педагог и консультант, посвятивший два десятилетия разработке моделей мозговой активности и ее взаимосвязи с творческий процесс. Херрманн руководил обучением менеджменту в General Electric и в 1980 году основал Ned Herrmann Group. Вот его Посмотреть.

Отвечая на этот вопрос, мне нужно обратиться как к левому, так и к правому полушарию, а также к лимбической системе.Два полушария часто называют левое/правое полушарие мозга.

Концепция специализации левого и правого полушарий мозга была тщательно исследована и задокументировано хирургом Джозефом Богеном; Роберт Орнштейн, автор книги «Психология сознания »; и Роджер Сперри, психобиолог, проведший знаменательные эксперименты по «расщеплению мозга», которые принесли ему Нобелевскую премию по медицине в 1981 году.

Боген впервые предположил Роджеру Сперри, что он проводит эксперименты на своих так называемых пациентах с «расщепленным мозгом», тех, чье мозолистое тело было хирургическим путем отделено от облегчить трудноизлечимую эпилепсию.Эти отмеченные наградами эксперименты продемонстрировали существенные различия в умственных способностях двух отделов мозга. полушария. Было показано, что левое полушарие является логическим, аналитическим, количественным, рациональным и вербальным, тогда как правое полушарие было выявлено. быть концептуальным, целостным, интуитивным, образным и невербальным. Так родилась классическая дихотомия.

Многие исследователи мозга и авторы задокументировали эту дихотомию за последние 20 лет. Орнштейн был одним из первых, но за ним последовали многие другие.И, через их Написав, они популяризировали понятие умственной обработки левого и правого полушарий. Но, лично изучив как функции мозга, так и творчества в течение тех же 20 лет я пришел к выводу, что творчество — это умственный процесс, использующий все специализированные возможности мозга. Это, следовательно, «целиком мозги».

Весь мозг Модель




ЧЕТЫРЕ КВАДРАНТА определяют не только левое полушарие (A, B) и правый мозг (C, D) режимов, а также церебральный (A, D) и лимбический (B, C) режимы.

Значительная связь с правым полушарием довольно очевидна. Специализированные характеристики правого полушария делают его очаг любознательности, синергии, экспериментирования, метафорического мышления, игривости, поиска решений, артистизма, гибкости, синтеза и вообще риска брать. Кроме того, он, вероятно, будет оппортунистическим, ориентированным на будущее, приветствующим перемены и функционирующим в качестве центра нашей визуализации. способность.

Каждый из этих специализированных режимов способен усилить творческое мышление человека.Например, интуитивное представление о том, что всплывает в вашем уме и, кажется, решает проблему, с которой можно экспериментировать, визуализировать, интегрировать с другими идеями и в конечном итоге развивать в возможное решение. Это правое полушарие.

Теперь, чтобы что-то сделать с этим возможным решением, требуются различные специализированные психические процессы, а они, по большому счету, расположены в левом полушарии. Диагностика предлагаемого решения, чтобы определить, решает ли оно реальная проблема использует наши рациональные процессы анализа и логики.

Следующим творческим шагом может быть то, как учитывать последовательность, время или процедур реализации. Поскольку правое полушарие и левое полушарие тесно связаны между собой (через мозолистое тело), не только возможно, но и весьма вероятно, что творческий человек может итерировать туда-сюда между этими специализированными способами, чтобы прийти к практическому результату. решение реальной проблемы. Если бы правое полушарие каким-то образом было отсоединено от левого и ограничивалось бы его собственными специализированными режимами мышления, оно могут быть отнесены только к «мягким» фантазийным решениям, несбыточным мечтам или странным идеям, которые было бы трудно, если не невозможно, полностью реализовать в реальной жизни. реальный мир.Левое полушарие помогает контролировать правое полушарие.

В общем, творчество — это целостный мозговой процесс. Мозг является электрохимическим органом который работает на основе нейронной активности, происходящей в коре головного мозга; хорошо показано, что «мышление» происходит исключительно в коре. В мозге есть четыре основные структуры с «мыслящей подобно» корой. Двумя из них являются левое полушарие и правое полушарие. Другой две из них — левая половина лимбической системы и правая половина лимбической системы.Лимбическая система представляет собой билатеральный комплекс специализированных структур. которые имеют дело с такими процессами, как память, эмоции, последовательность, время, борьба или бегство и сенсорные реакции. Основные лимбические элементы, каждый из которых его собственная кора, это гиппокамп, таламус и миндалевидное тело. Точно так же, как два полушария связаны между собой мозолистым телом, две половины лимбической системы сходным образом соединены спайкой гиппокампа.

Можно построить модель, отображающую четыре мыслительные структуры в четырех квадрантах (иллюстрация выше ).Эта модель всего мозга изображает четыре структуры, если смотреть на них сзади. голова. Опираясь на эту модель, также можно разработать две другие связанные модели, которые определяют Четыре Я. и Творческое Я. Модель «Четыре Я» описывает мыслительные характеристики человека в повседневной жизни. ситуации, и модель Творческого Я описывает их, когда тот же самый человек действует творчески.

Творчество всего мозга и Инновационная модель (иллюстрация ниже ) показывает, как специализированные способы мышления распределяются по четырем квадрантам; соединительные стрелки проиллюстрировать итеративную способность мозга.То, что я считаю наиболее понятным описанием творческого процесса, состоит из шести фазы: интерес, подготовка, инкубация, освещение, проверка и применение. Каждый шаг этого процесса имеет свой характерный мозг. волны.

Креативно-инновационная модель и справа), подготовка (слева), инкубация (справа), освещение (справа), проверка (слева), применение (слева и справа).Это сбалансированный процесс — четыре «левых» и четырех «правых».

За многие годы, что я работал с этой целостной концепцией мозга, я узнал о значительных мужских/женских различия в предпочтениях и способностях мыслительной обработки. Некоторые из них особенно важны для творчества. Понятно, что хотя оба пола имеют левые и правые специальности, они очень разные. Чтобы воспользоваться этими различиями, крайне желательно иметь баланс мужчин и женщин в любом творческом коллективе.Творческие коллективы, состоящие только из мужчин или только из женщин, обычно умственно несовершенны, что часто приводит к тому, что они делают поспешные выводы, приходят к плохим решениям или и то, и другое.

Таким образом, роль правого полушария важна для творческий процесс. Но он обеспечивает только четверть мышления, необходимого для полной реализации творческого процесса. Нам также нужно левое полушарие и оба половины лимбической системы для оптимизации творческого результата. И гендерно-сбалансированные команды, безусловно, наиболее продуктивны в творческом плане.Доминирование правого полушария

Вы когда-нибудь слышали, как люди говорят, что они склонны мыслить скорее правым или левым полушарием? От книг до телевизионных программ вы наверняка слышали эту фразу множество раз. Или, возможно, вы даже прошли онлайн-тест, чтобы определить, какой тип лучше всего описывает вас.

Вы, вероятно, также заметили по крайней мере несколько инфографик на Pinterest или Facebook, утверждающих, что они раскрывают ваше доминирующее полушарие мозга. И, возможно, вы наткнулись на несколько статей или книг, предлагающих высвободить скрытую креативность мышления правого полушария или дедуктивную логику мышления левого полушария.

Людям, которых называют левополушарными мыслителями, говорят, что у них сильные математические и логические способности. С другой стороны, тем, кого называют мыслителями правого полушария, говорят, что их таланты больше связаны с творческой стороной вещей.

Учитывая популярность идеи о «правополушарных» и «левополушарных» мыслителях, вы можете удивиться, узнав, что эта идея — лишь один из многих мифов о мозге.

© Веривелл, 2017

Теория

Согласно теории доминирования левого или правого полушария, каждое полушарие мозга контролирует разные типы мышления.Кроме того, говорят, что люди предпочитают один тип мышления другому.

Например, о человеке с «левым полушарием» часто говорят, что он более логичен, аналитичен и объективен. Говорят, что человек с «правым полушарием» более интуитивен, вдумчив и субъективен.

В психологии эта теория основана на латерализации функций мозга. Мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых выполняет ряд функций. Две стороны мозга сообщаются друг с другом через мозолистое тело.

Левое полушарие контролирует мышцы правой стороны тела, а правое полушарие — мышцы левой. Вот почему, например, повреждение левой половины мозга может повлиять на правую сторону тела.

Нажмите «Играть», чтобы узнать о левом и правом полушариях мозга

История

Итак, одна сторона мозга контролирует определенные функции? Люди либо левополушарные, либо правополушарные? Как и многие популярные психологические мифы, этот вырос из наблюдений за человеческим мозгом, которые затем были резко искажены и преувеличены.

Теория правого полушария и левого полушария возникла в работе Роджера У. Сперри, который был удостоен Нобелевской премии в 1981 году. Он изучал работу мозга у пациентов, у которых мозолистое тело (структура, соединяющая два полушария мозга) было разорвано хирургическим путем. для лечения рефрактерной эпилепсии.

Однако у этих пациентов также наблюдались другие симптомы после перерезания пути связи между двумя полушариями мозга. Например, многие пациенты с расщепленным мозгом обнаружили, что не могут называть объекты, которые обрабатывались правым полушарием мозга, но могли называть объекты, которые обрабатывались левым полушарием.Основываясь на этой информации, Сперри предположил, что язык контролируется левым полушарием мозга.

Вообще говоря, левое полушарие мозга, как правило, контролирует многие аспекты языка и логики, а правое полушарие, как правило, обрабатывает пространственную информацию и визуальное восприятие.

Исследования

Более поздние исследования показали, что мозг далеко не так дихотомичен, как считалось раньше. Например, исследования показали, что способности в таких предметах, как математика, наиболее сильны, когда оба полушария мозга работают вместе.

Сегодня нейробиологи знают, что две стороны мозга сотрудничают для выполнения широкого круга задач и что два полушария общаются через мозолистое тело. », — объяснил научный писатель Карл Циммер в статье для журнала Discover .

«Представление поп-психологии о левом и правом полушариях мозга не отражает их близких рабочих отношений.Левое полушарие специализируется, например, на выделении звуков, образующих слова, и на разработке синтаксиса фразы, но оно не обладает монополией на языковую обработку. Правое полушарие более чувствительно к эмоциональным особенностям речи, настраиваясь на медленные ритмы речи, несущие интонацию и ударение».

В одном исследовании, проведенном учеными из Университета Юты, более 1000 участников проанализировали свой мозг, чтобы определить, предпочитают ли они использовать одну сторону другой.

Исследование показало, что, хотя активность некоторых критических областей иногда была выше, оба полушария мозга в среднем были практически одинаковы по своей активности.

«Абсолютно верно, что некоторые функции мозга происходят в одной или другой части мозга. Язык имеет тенденцию быть слева, внимание больше справа. Но люди, как правило, не обладают более сильной левосторонней или правосторонней сетью мозга. Похоже, что это определяется большей связью за связью», — пояснил ведущий автор исследования, доктор.Джефф Андерсон.

Хотя идея правополушарных и левополушарных мыслителей была развенчана, ее популярность сохраняется. Так что же именно предлагает эта теория?

Правое полушарие

Согласно теории доминирования левого и правого полушарий, правое полушарие лучше всего справляется с выразительными и творческими задачами. Некоторые из способностей, обычно ассоциируемых с правым полушарием мозга, включают:

  • Распознавание лиц
  • Выражение эмоций
  • Создание музыки
  • Чтение эмоций
  • Ценить цвет
  • Использование воображения
  • Быть интуитивным
  • Творчество

Левый мозг

Считается, что левое полушарие мозга хорошо справляется с задачами, связанными с логикой, языком и аналитическим мышлением.Описано, что левое полушарие лучше справляется с:

  • Язык
  • Логика
  • Критическое мышление
  • Числа
  • Рассуждение

Сохраняющиеся мифы

Исследователи продемонстрировали, что теория правого и левого полушарий — миф, однако ее популярность сохраняется. Почему? К сожалению, многие люди, вероятно, не знают, что теория устарела. На самом деле, эта идея, кажется, обрела собственное сознание в массовой культуре.

В журнальных статьях, книгах и онлайн-викторинах вы обязательно увидите информацию о том, что вы можете высвободить силу своего разума, если просто обнаружите, какая сторона вашего мозга сильнее или доминирует.

Сегодня учащиеся могут продолжить изучение теории как объекта исторического интереса, чтобы понять, как наши представления о работе мозга развивались и менялись с течением времени по мере того, как исследователи узнавали больше о том, как работает мозг.

Несмотря на чрезмерное обобщение и преувеличение популярной психологией и учебниками по саморазвитию, понимание своих сильных и слабых сторон в определенных областях может помочь вам разработать более эффективные способы обучения и учебы.Например, учащимся, которым трудно следовать словесным инструкциям (часто упоминаемым как характеристика правого полушария), может быть полезно записывать указания и развивать организационные навыки.

Важно помнить, что если вы проходите один из многих тестов на левое/правое полушарие мозга, с которыми вы, вероятно, столкнетесь в Интернете, это то, что они предназначены исключительно для развлечения, и вы не должны придавать слишком большого значения своим результатам.

Откуда в мозгу берется творчество? Данные джазовых музыкантов — ScienceDaily

Согласно распространенному мнению, креативность является продуктом работы правого полушария мозга — новаторские люди считаются «мыслителями правого полушария», в то время как «мыслители левого полушария» считаются аналитическими и логическими .Нейробиологи, которые скептически относятся к этой идее, утверждают, что нет достаточных доказательств в поддержку этой идеи, и такая сложная способность, как человеческое творчество, должна опираться на обширные участки обоих полушарий. Новое исследование мозга, проведенное Лабораторией исследований творчества Университета Дрекселя, проливает свет на этот спор, изучая активность мозга джазовых гитаристов во время импровизации.

Исследование, которое недавно было опубликовано в журнале NeuroImage , показало, что креативность на самом деле управляется преимущественно правым полушарием у музыкантов, сравнительно неопытных в импровизации.Однако музыканты, имеющие большой опыт импровизации, полагаются в первую очередь на свое левое полушарие. Это говорит о том, что креативность является «способностью правого полушария», когда человек имеет дело с незнакомой ситуацией, но эта креативность опирается на хорошо изученные рутинные действия левого полушария, когда человек опытен в выполнении задачи.

Принимая во внимание, как активность мозга меняется с опытом, это исследование может способствовать разработке новых методов обучения людей творчеству в своей области.Например, когда человек является экспертом, его или ее действия производятся в основном относительно бессознательными, автоматическими процессами, которые человеку трудно сознательно изменить, но легко нарушить при попытке, например, когда самосознание заставляет человека «задыхаться» или колебаться.

Напротив, выступления новичков, как правило, находятся под преднамеренным, сознательным контролем. Таким образом, они лучше способны вносить коррективы в соответствии с инструкциями, данными учителем или тренером. Записи мозговой активности могут выявить точку, в которой исполнитель готов отказаться от сознательного контроля и положиться на бессознательные, хорошо заученные действия.Преждевременный отказ от сознательного контроля может привести к тому, что исполнитель закрепит вредные привычки или неоптимальную технику.

Исследование проводилось Дэвидом Розеном, доктором философии, недавним выпускником докторской диссертации Drexel и нынешним соучредителем и главным операционным директором Secret Chord Laboratories, начинающей компании, занимающейся музыкальными технологиями; и Джон Куниос, доктор философии, профессор психологии и директор докторской программы в области прикладных и когнитивных наук о мозге в Колледже искусств и наук Дрекселя.

Команда записала электроэнцефалограммы высокой плотности (ЭЭГ) 32 джазовых гитаристов, некоторые из которых были опытными, а другие менее опытными.Каждый музыкант импровизировал под шесть джазовых соло (песен) с запрограммированными ударными, басом и фортепианным сопровождением. 192 записанные джазовые импровизации (шесть джазовых песен в исполнении 32 участников) впоследствии были сыграны для четырех опытных джазовых музыкантов и педагогов по отдельности, чтобы они могли оценить каждого по креативности и другим качествам.

Исследователи сравнили ЭЭГ, записанные во время выступлений, получивших высокие оценки, с ЭЭГ, записанными во время выступлений, которые были оценены как менее творческие.Для выступлений с высокой оценкой по сравнению с менее креативными действиями наблюдалась большая активность в задних областях левого полушария мозга; для выступлений с более низкими оценками по сравнению с выступлениями с более высокими оценками была более активна правополушарная, в основном лобная, область.

Сами по себе эти результаты могут свидетельствовать о том, что высокотворческие действия связаны с задними областями левого полушария, а менее творческие действия связаны с областями правого полушария.Однако, по мнению исследователей, эта модель вводит в заблуждение, поскольку не учитывает опыт музыканта.

Некоторые из этих музыкантов были очень опытными, дав множество публичных выступлений за десятилетия. Другие музыканты были гораздо менее опытны, так как дали очень небольшое количество публичных выступлений. Когда исследователи повторно проанализировали ЭЭГ для статистического контроля уровня опыта исполнителей, обнаружилась совсем другая картина результатов.Практически все различия в мозговой активности между высокотворческими и менее творческими действиями были обнаружены в правом полушарии, в основном в лобной области.

Этот вывод согласуется с другим исследованием группы, в котором электрическая стимуляция использовалась для изучения того, как творческое самовыражение генерируется в мозгу музыкантов, и исследованием того, как опытные и неопытные джазовые музыканты реагировали на призывы играть «еще более творчески».

Новое исследование выявляет области мозга, которые поддерживают творческую музыкальную импровизацию у опытных музыкантов и их менее опытных коллег, и решает спорный вопрос о роли левого и правого полушарий в творчестве.Кроме того, он поднимает важный вопрос, лежащий в основе определения и понимания творчества.

«Если творчество определяется с точки зрения качества продукта , такого как песня, изобретение, стихотворение или картина, то левое полушарие играет ключевую роль», — сказал Куниос. «Однако, если под творчеством понимать способность человека справляться с новыми, незнакомыми ситуациями, как это имеет место у начинающих импровизаторов, то правое полушарие играет ведущую роль.»

Исследование «Вклад двойного процесса в творчество в джазовых импровизациях: исследование СЗМ-ЭЭГ» финансировалось за счет гранта Национального научного фонда. Оно было опубликовано в журнале NeuroImage . В число соавторов входили Ёнтэк О, докторант; Брайан Эриксон, постдокторский исследователь; Фэнцин (Зои) Чжан, доктор философии; и Янгму Ким, доктор философии, Drexel.

какое полушарие мозга более артистично? – ArtRadarJournal.com

Правополушарные люди стереотипно являются художниками.Как один из типов мозга, правое полушарие имеет тенденцию быть более интуитивным, эмоциональным, визуальным, целостным и способным интегрировать и синтезировать идеи. Поскольку один тип мозга использует логику и разум, он более аналитичен, методичен, ориентирован на детали и упорядочен.

Какая сторона вашего мозга отвечает за творчество?

Согласно распространенному мнению, креативность является атрибутом правого полушария мозга, и новаторы считаются «правополушарными мыслителями», а логические аналитики считают себя «левополушарными мыслителями».

Какое полушарие мозга более креативно для упражнений?

Правое полушарие вашего мозга также стимулируется при использовании руки, которая не является вашей доминирующей рукой, для письма, еды или выполнения мелких задач. Мы можем объяснить это тем, что правое полушарие нашего мозга контролирует левое полушарие нашего тела. В результате этих задач вашему мозгу бросают вызов, что приводит к большему творчеству и улучшению моторных навыков.

Какая часть мозга отвечает за музыку?

В основном слуховая кора отвечает за распознавание и понимание высоты тона и тона.Большая часть работы по анализу мелодии и гармонии песни также выполняется этой частью мозга. Было показано, что мозжечок и префронтальная кора также играют роль.

Какая часть мозга задействована при игре на музыкальном инструменте?

Правое полушарие может разобраться во всех деталях, а левое — во всей ситуации. Изучение механизмов, вращающихся в мозгу человека, может привести к лучшему пониманию того, как искусство влияет на память и обучение.

Какая часть мозга отвечает за музыку и формы?

Каждая сторона головы имеет головной мозг, состоящий из двух частей. Наука считает, что правая половина мозга отвечает за вашу способность абстрагироваться от таких вещей, как музыка, цвета и формы. В результате этой левой стороны вы более аналитичны, способны заниматься математикой, логикой и говорить быстрее.

Как музыка влияет на левое полушарие мозга?

Правая сторона для мелодии, в то время как левая сторона расшифровывает текст : Снимки — Новости здравоохранения Сканирование мозга показывает, что люди, которые слушают песни, расшифровывают текст песни в левом полушарии, в то время как правое полушарие обрабатывает мелодию песни.

Какой частью мозга художник?

Почти все правосторонние функции нашего тела контролируются левым полушарием мозга. Логика также используется в естественных науках и математике, среди других областей. Напротив, правое полушарие отвечает за координацию левой стороны тела, а также за творческие и художественные задачи.

Может ли у художника доминировать левое полушарие?

Долгое время существовало распространенное мнение, что у художников доминирует левое полушарие, и есть некоторые доказательства, подтверждающие это мнение.Согласно теории, мы можем развивать творческие способности, если правое полушарие является визуальным. Это прекрасное объяснение того, почему одни люди более креативны, чем другие.

У музыкантов правое или левое полушарие мозга?

На ЭЭГ было показано, что профессиональные джазовые музыканты в основном используют левое полушарие мозга, которое рассматривается как логическая/аналитическая сторона, при развитии своих творческих способностей в правом полушарии.

какая сторона мозга более артистична?

Согласно теории, у людей либо левополушарное, либо правополушарное мышление, а это означает, что одно полушарие их мозга имеет тенденцию доминировать.Вас называют левополушарным, если вы в основном аналитический и методичный в своем мышлении. Обычно считается, что творческие люди обладают правым полушарием мозга, а творческие — левым.

Какое полушарие мозга более музыкальное?

Традиционно считалось, что творческая природа музыки делает ее деятельностью правого полушария. Результаты исследования изображений мозга показали, что музыка связана с обоими полушариями, даже если большая часть активности сосредоточена на правом полушарии.

Какая часть мозга отвечает за творчество?

Эта область мозга долгое время считалась центром или узлом творчества, поскольку она, по-видимому, контролирует ряд функций, способствующих узлу или центру творчества, поскольку она, по-видимому, отвечает за многие функции, способствующие творчеству. мышление (например, рабочая (или кратковременная) память).

Какое полушарие мозга чаще всего используют художники?

Читая эти описания, легко понять, почему художники описываются как правополушарные.Это правда, что правое полушарие мозга способствует творческому мышлению, но иногда использование левого полушария также может повысить способность к обучению, организации и анализу.

У музыкантов больше правого или левого полушария?

Обычно считается, что музыка создается и воспринимается правым полушарием мозга, но мозг использует несколько областей для обработки таких элементов, как высота звука, темп и мелодия, в том числе некоторые в левом полушарии (которое, как говорят, управляет восприятие ритма).

Контролирует ли префронтальная кора творческие способности?

Исследования когнитивной нейробиологии убедительно свидетельствуют о том, что префронтальная кора (ПФК) критически важна для творческого мышления. Ряд исследований функциональной визуализации указал на связь между активностью префронтальной коры и креативностью.

Что вызывает творчество в мозгу?

Творческие способности можно отнести к трем сетям мозга; Воображение (режим по умолчанию), Заметность и Исполнительное внимание (Центральное исполнительное).Чтобы создать то, что мы считаем творческим мышлением, сети должны работать вместе.

Какая сторона вашего мозга склонна к творчеству и творчеству?

Творческие, эмоциональные и интуитивные качества связаны с правым полушарием. Кроме того, правая сторона тела контролируется правым полушарием, поэтому у левшей часто правое полушарие. Художников, новаторов и случайных людей с доминирующим правым полушарием обычно характеризуют как творческих и новаторских.

Какой частью мозга является творчество?

Национальный научный фонд — С чего начинаются открытия Согласно распространенному мнению, творчество исходит из правого полушария мозга — новаторов называют «правополушарными мыслителями», тогда как аналитических, логических людей называют «левополушарными мыслителями». «.

Какая часть вашего мозга контролирует ваши творческие способности и эмоции?

Функции правого полушария включают эмоции, интуицию, творчество, искусство и музыку, а функции левого полушария сосредоточены на логике, языке, рассуждениях, анализе и математике.

Правое полушарие, левое полушарие: неправильное название

Человеческий мозг в основном симметричен, разделен посередине: правое полушарие головного мозга получает сенсорную информацию и направляет движения левой стороны тела, в то время как левое полушарие управляет соответствующими функциями правой стороны.

Однако симметрия не исчерпывается — есть и различия. Однако в последние годы две стороны мозга стали символизировать две стороны человеческой природы; левое полушарие превозносили (или пренебрегали) как «логичное», «аналитическое и «интеллектуальное», а «интуитивное» правое полушарие — как воплощение эмоций и творчества.За этим последовало множество популярных книг, образовательных стратегий и даже терапевтических вмешательств, обещающих улучшить способности и облегчить психические заболевания за счет оптимизации функций той или иной стороны коры головного мозга.

Реальность не так проста — и намного интереснее. И, как и многое в неврологии, далеко не полностью изучено.

Из рук в мозг

Происхождение церебральной асимметрии неясно, но может сводиться к эволюционному преимуществу в эффективности: расположение конкретной когнитивной функции в компактной области на одной стороне мозга освобождает нейронное пространство для других функций на другой и снижает частоту ошибки передачи.

Какой бы ни была причина, наиболее очевидным проявлением латерализации мозга является рукость. Около 90 процентов людей правши: они гораздо лучше контролируют мелкие движения правой рукой, чем левой, и предпочитают использовать правую руку для большинства действий. Остальные десять процентов — левши или амбидекстры.

До недавнего времени ученые предполагали, что рукость (и предположительно лежащая в ее основе церебральная асимметрия) присуща исключительно человеку. Но стало ясно, что эквиваленты на самом деле довольно широко распространены: например, около 65 процентов шимпанзе используют правую руку для выполнения сложных задач, а 90 процентов попугаев берут предметы левой ногой.

Что касается умственной деятельности, первое изученное и лучше всего задокументированное последствие асимметрии мозга связано с речью. Следуя наблюдению, что инсульт или травма левого полушария часто нарушают способность говорить, около 150 лет назад врач Поль Брока определил область в левой лобной доле как ключевую для речи. Примерно через десять лет после открытия «зоны Брока» невролог Карл Вернике локализовал способность понимать слова в другой части левого полушария, верхней височной доле: «зона Вернике.

В то время как обе половины мозга примерно одинаковы по размеру, у большинства людей эти части левого полушария немного больше.

Но, как и леворукость, несоответствие в размерах и преобладание языка у меньшинства меняются местами; примерно у 30 процентов левшей в этом отношении правит правое полушарие. То же самое относится примерно к 3 процентам правшей. У другого существенного меньшинства контроль над языком, по-видимому, более равномерно распределен между полушариями. Функции, в которых обычно преобладает правое полушарие, требуют больше времени для определения и менее выражены, чем языковое доминирование.

Эта сторона кажется особенно важной для пространственной ориентации — люди с травмами правого полушария склонны теряться даже в знакомой обстановке и не могут рисовать. По-видимому, он играет решающую роль в регулировании агрессии (как у животных, так и у людей) и сильных эмоций.

Имеются данные, свидетельствующие о том, что правое полушарие также опосредует самосознание и способность понимать, что ментальная жизнь других — их эмоции, установки и убеждения — подобны нашей собственной.Юмор и нюансы метафоры якобы также зависят от правого полушария мозга, в то время как способность концентрировать внимание и следовать последовательным направлениям связана с левым полушарием.

Более целостное изображение

Но латерализация — это еще не все. Даже в языке: инсульт или травма правого полушария обычно ухудшают способность понимать эмоциональные аспекты речи (например, разницу между декларативным, вопрошающим или ироническим утверждением), выраженные интонацией и фразировкой.Таким образом, для полного понимания языка требуется, чтобы оба полушария мозга работали вместе.

В конце концов, полушария на самом деле не разделены: связь между ними обеспечивается комиссуральными волокнами, широкими путями белого вещества, по которым из стороны в сторону проходит постоянный поток нервных сообщений. Наиболее заметным из них является мозолистое тело, но более мелкие комиссуральные тракты также соединяют полушария.

Помимо последствий общей анатомии, наш все более детализированный взгляд на латерализацию отражает более общую эволюцию в нашем понимании того, как работает мозг: хотя некоторые основные функции могут быть обоснованно локализованы в «модулях» или конкретных областях (таких как зрительная и слуховая коры), более сложные функции, такие как когнитивные способности, обычно связанные с правым и левым полушарием, лучше объясняются с точки зрения сетей, которые могут распространяться на большие области мозга.

Музыка предлагает наглядный пример. Способность воспроизводить музыку и реагировать на нее обычно приписывается правому полушарию мозга, но обработка таких музыкальных элементов, как высота тона, темп и мелодия, задействует ряд областей, в том числе часть левого полушария (которое, по-видимому, служит восприятию звуков). ритм). Было даже высказано предположение, что опытные музыканты больше используют свое левое полушарие, реагируя на музыку, чем музыкально наивные, и что части левого полушария могут играть ключевую роль в оценке эмоционального измерения музыки.

Творческий мозг

Возможно, самым соблазнительным и стойким убеждением в отношении латерализации мозга является то, что правое полушарие является творческой стороной — настолько, что «правое полушарие» стало своего рода сокращением от «творческого». Но творчество остается неуловимым явлением, которое не поддается простым объяснениям. Действительно, есть свидетельства того, что определенная область правого полушария активируется при определенных видах творческого прорыва — в момент озарения «ага», когда ответ на проблему появляется внезапно и без сознательного понимания шагов, которые привели к

там.Но процесс решения проблем, ведущий к озарению, похоже, зависит от более широкой сети коры головного мозга.

Более того, исследования показывают, что различное проявление творчества, способность придумывать истории, сплетая не связанные между собой объекты или явления в связное повествование, в основном зависит от левого полушария.

Может быть, вместо того, чтобы отражать доминирование одного полушария над другим, креативность, по сути, представляет собой блестящую демонстрацию их способности работать вместе.Степень латеральности, по-видимому, различается у разных людей: когнитивные функции могут быть резко разделены между левым и правым полушарием одних мозгов, более равномерно распределены в других. Если, как многие считают, творчество зависит от способности интегрировать информацию, оно должно процветать в последнем состоянии, когда коммуникация и взаимодействие между полушариями наиболее устойчивы.

Поскольку мозг левшей, как правило, менее латерализован, чем у правшей, это может объяснить наблюдение, что левши как группа склонны к большему творчеству.

Загрузить эту страницу в формате PDF

«Правый мозг» — не единственный источник творчества

Продолжаются споры о различиях между функциями «левого полушария» и «правого полушария». Десятилетиями многие ученые и широкая общественность считали, что правое полушарие мозга отвечает за творческое мышление, а левое — за логическое мышление. Исследователи из Дартмутского колледжа только что развенчали миф о том, что только правое полушарие является источником творчества и воображения.

Откуда берутся новые идеи? Исследователям Дартмутского факультета психологических и мозговых наук было любопытно узнать, «что позволяет людям создавать искусство, изобретать инструменты, мыслить научно и выполнять другие невероятно разнообразные действия?» Они обнаружили, что воображение происходит из широко распространенной сети областей мозга, которые коллективно манипулируют идеями, образами и символами. Это «психическое рабочее пространство» было теоретизировано ранее, но это исследование предоставляет новые эмпирические доказательства.

Результаты были опубликованы 16 сентября 2013 г. в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Исследование называется «Сетевая структура и динамика умственного рабочего пространства».

Человеческое воображение исходит не только из правого полушария головного мозга. Креативность и воображение требуют широкой нейронной сети в мозгу. Это умственное рабочее пространство включает в себя все четыре полушария головного мозга и мозжечка.

Работая с удивительной симметрией, 11 различных областей мозга в четырех полушариях способны сознательно манипулировать изображениями, деконструировать символы, выдвигать новые идеи и теории и давать людям лазерную умственную концентрацию, необходимую для решения сложных проблем.

Можете представить шмеля с головой быка?

Оттачивание нейронных сетей «ментального рабочего пространства», используемого для творчества, было затруднено, потому что современная визуализация мозга требует изоляции в узкой и вызывающей клаустрофобию трубке фМРТ. Исследователи из Дартмута признают, что их эксперимент с воображением был несколько нереалистичным по сравнению с творческими задачами в повседневной жизни. «Было бы здорово, если бы мы могли засунуть кого-нибудь в аппарат МРТ и сказать: «Создайте искусство», — сказал Алекс Шлегель.Он добавил: «Но для научного исследования задача должна быть более единообразной». В этом исследовании исследователи сосредоточились на визуальных формах воображения.

Дартмутские исследователи решили эту дилемму, задав вопрос: как мозг позволяет нам манипулировать ментальными образами? А затем они попросили участников сделать что-то вроде воображения шмеля с головой быка. Большинству из нас это может показаться легкой задачей, но на самом деле мозгу требуется создать совершенно новый образ, а затем заставить его появиться перед нашим мысленным взором.Художники могут переносить эти образы на холст, а писатели могут использовать слова, чтобы вызывать в нашем сознании мысленные образы.

Сознательное манипулирование ментальными представлениями занимает центральное место во многих творческих и уникальных человеческих способностях. Как человеческий мозг осуществляет такие гибкие мыслительные операции? Оказывается, широко распространенная нейронная сеть выполняет сложные мысленные манипуляции с содержанием визуальных образов.

«Например, если человека попросить представить банан, который быстро вращается и становится больше или меньше, он без особых усилий сделает это», — сказал Алекс Шлегель.«Когда вы начинаете рассматривать более сложные когнитивные процессы, такие как воображение или творческое мышление, за это отвечают не только изолированные области [мозга], но и необходима коммуникация всего мозга», — сказал Шлегель.

В ходе исследования 15 участников попросили представить определенные абстрактные визуальные формы, а затем мысленно объединить их в новые более сложные фигуры или мысленно разобрать их на отдельные части. Исследователи измерили мозговую активность участников с помощью функциональной МРТ и обнаружили, что корковая и подкорковая сеть в большей части мозга отвечает за их манипуляции с образами.

Сеть очень похожа на «ментальное рабочее пространство», которое, по теории ученых, может отвечать за большую часть человеческого сознательного опыта и за гибкие когнитивные способности, которые люди развили на протяжении тысячелетий.

Вывод: все четыре полушария мозга работают вместе для творчества

Алекс Шлегель заключает: «Наши результаты приближают нас к пониманию того, как организация нашего мозга отличает нас от других видов и предоставляет нам такую ​​богатую внутреннюю площадку для свободного и творческого мышления.Понимание этих различий даст нам представление о том, откуда берется человеческое творчество, и, возможно, позволит нам воссоздать те же самые творческие процессы в машинах».

Шлегель признает: «Мы до сих пор не знаем, как человеческий мозг опосредует сложное и творческое поведение, такое как художественное, научное и математическое мышление. Но понимание воображения показывает, что делает людей уникальными среди животных». Шлегель считает, что эти результаты могут в конечном итоге помочь улучшить искусственный интеллект.Компьютеры хороши во многих вещах, но хуже умеют видеть закономерности или творчески мыслить. «Чем больше мы понимаем, как человеческий мозг делает это, тем лучше мы можем проектировать машины», — заключает он.

Если вы хотите узнать больше о практических способах стимуляции всех четырех полушарий мозга и стать более творческими, ознакомьтесь с моими блогами Psychology Today «Неврология воображения», «Неврология непреходящего успеха Мадонны» и «Воображение». Может изменить восприятие реальности.»

Огромное спасибо Тревору Микуле за разрешение использовать ваши картины «Ты поместил меня в облака, детка» и «Здесь, рыбка, рыбка» в этой работе.

Нет, ваш мозг не разделен творчеством и логикой.

Действительно существует скрытое течение обучения (которое, возможно, должно быть чрезмерным) в отношении обучения на основе мозга и исследований, но очень мало понимания того, что происходит во всех этих складках серого вещества.Изучаете ли вы вовлеченность, учебную программу или влияние мобильного обучения на культуру, все начинается в мозгу.

Но в погоне за более прямыми исследованиями вмешивается нейробиология, которая сама становится основным педагогическим артефактом, поскольку преподаватели перестают гадать, что может работать, и направляются прямо к мозгу, чтобы выяснить, как он функционирует и как лучше всего использовать свои естественные наклонности.

Разделение левого и правого полушарий — это чушь

Одним из представлений неврологии, проникших в популярную культуру, является идея о том, что мозг разделен когнитивно.Анатомически, конечно, он разделен пополам на два полушария, каждое размером с кулак. Он состоит примерно из 100 миллиардов нейронов (нервных клеток), и это правда, что правое полушарие вашего мозга контролирует левое полушарие вашего тела и наоборот.

Немецкий институт здравоохранения IQWiG объясняет больше о делении мозга.

«Функции двух полушарий сильно различаются: если левое полушарие отвечает за речь и абстрактное мышление у большинства людей, то правое полушарие обычно отвечает за пространственное мышление или образы.Правое полушарие мозга контролирует левую сторону тела, а левое полушарие мозга контролирует правую сторону тела. Это означает, что повреждение левого полушария вследствие инсульта, например, может привести к параличу правой стороны тела.

Левая кора головного мозга отвечает за речь и язык. Правая кора головного мозга предоставляет пространственную информацию, например, где в данный момент находится ваша нога. Таламус обеспечивает головной мозг сенсорной информацией от кожи, глаз и ушей, а также другой информацией.Гипоталамус регулирует голод, жажду и сон. Вместе с гипофизом он также регулирует гормоны в организме. [1]’

Но, по словам психиатра, писателя и ученого из Оксфорда Иэна Макгилкриста, неверно то, что мозг разделен на логические и творческие части, а скорее на части и целые части.

В следующем выступлении на TED Макгилкрист утверждает, что роль мозга состоит в том, чтобы устанавливать связи , по существу, для умного управления окружающим миром.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *