За что «отвечают» левое и правое полушарие нашего мозга.
За что «отвечают» левое и правое полушарие нашего мозга.
За что «отвечают» левое и правое полушарие нашего мозга.
Мозг — сложная и взаимосвязанная система, самая крупная и функционально важная часть ЦНС. Его функции включают обработку сенсорной информации, поступающую от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память. Высшая функция, выполняемая мозгом — мышление.
Можно легко протестировать, какое из полушарий мозга у Вас активно в данный момент. Посмотрите на эту картинку.
Если девушка на картинке вращается по часовой стрелке, то в данный момент у вас больше активно левое полушарие мозга (логика, анализ). Если же она поворачивается против часовой стрелки, то у вас активно правое полушарие (эмоции и интуиция).
В какую сторону девушка вращается у вас? Оказывается, что некоторым усилием мысли, можно заставить девушку вращаться в любую сторону. Для начала, попробуйте посмотреть на картинку расфокуссированным взглядом.
Если вы смотрите на картинку одновременно со своим партнером, другом, подругой, знакомым, очень часто бывает, что вы одновременно наблюдаете, как девушка вращается в две противоположные стороны – один видит вращение по часовой стрелке, а другой против. Это нормально, просто в данный момент у вас активны разные полушария мозга.
Сферы специализации левого и правого полушарий головного мозга
Левое полушарие | Правое полушарие | |
---|---|---|
Основной сферой специализации левого полушария является логическое мышление, и до недавнего времени врачи считали это полушарие доминирующим. Однако фактически оно доминирует только при выполнении следующих функций. Левое полушарие мозга отвечает за языковые способности. Оно контролирует речь, способности к чтению и письму, запоминает факты, имена, даты и их написание. Аналитическое мышление: Буквальное понимание слов: Последовательная обработка информации: Математические способности: Числа и символы также распознаются левым полушарием. Логический аналитический подходы, которые необходимы для решения математических, проблем, тоже являются продуктом работы левого полушария. Контроль за движениями правой половины тела. Когда вы поднимаете правую руку, это означает, что команда ее поднять поступила из левого полушария. |
Основной сферой специализации правого полушария является интуиция. Как правило, его не считают доминирующим. Оно отвечает за выполнение следующих функций. Обработка невербальной информации: Пространственная ориентация: Правое полушарие отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в целом. Именно благодаря правому полушарию можно ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки. Музыкальность: Музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку зависят от правого полушария, хотя, впрочем, за музыкальное образование отвечает левое полушарие. Метафоры: С помощью правого полушария мы понимаем метафоры и результаты работы чужого воображения. Благодаря ему мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим или читаем. К примеру, если кто-то скажет: «Он висит у меня на хвосте», то как раз правое полушарие поймет, что именно хотел сказать этот человек. Воображение: Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Кстати говоря, вопрос «А что, если…» также задает правое полушарие. Художественные способности: Правое полушарие отвечает за способности к изобразительному искусству. Эмоции: Хотя эмоции и не являются продуктом функционирования правого полушария, оно связано с ними более тесно, чем левое. Секс: За секс отвечает правое полушарие, если вы, конечно, не слишком озабочены самой техникой этого процесса. Мистика: За мистику и религиозность отвечает правое полушарие. Мечты: Правое полушарие отвечает также и за мечты. Параллельная обработка информации: Контролирует движения левой половины тела: Когда вы поднимаете левую руку, это означает, что команда поднять ее поступила из правого полушария. |
Схематично это можно представить следующим образом:
Это, конечно, шуточный тест, но он имеет долю правды. Вот еще один вариантов вращающейся картинки.
После просмотра этих картинок особый интерес представляет изображение с двойным вращением.
Как еще можно проверить, какое из полушарий у вас больше развито?
— сожмите ладони перед собой, теперь сплетите пальцы рук и заметьте, большой палец какой руки оказался сверху.
— похлопайте в ладоши, отметьте какая рука сверху.
— скрестите руки на груди, отметьте какое предплечье сверху.
— определите ведущий глаз.
Как можно развить способности полушарий.
Существует
несколько простых способов развития полушарий. Самый простой из них —
увеличение объема работы, на которой ориентировано полушарие. Например,
для развития логики Вам необходимо решать математические задачи,
отгадывать кроссворды, а для развития воображения посещать художественную галерею и т.п.
Следующий способ – максимально задействовать сторону тела, контролируемую полушарием – для развития правого полушария необходимо работать левой частью тела, а для проработки левого полушарий — с правой. Например, вы можете рисовать, прыгать на одной ноге, жонглировать одной рукой.
Развить полушарие поможет упражнение, на осознание правого и левого полушария мозга.
1. Подготовка к упражнению.
Сядьте прямо, закройте глаза. Дыхание должно быть спокойным и равномерным.
Зрительно представьте себе Ваш мозг, состоящий из двух полушарий и разделенный на две половины с помощью мозолистого тела. (См. рис выше) Сконцентрируйтесь на своем мозге.
Пробуем (в своем воображении) установить связь со своим мозгом, попеременно заглядывая левым глазом в левое полушарие мозга, а правым — в правое. Затем, обоими глазами смотрим внутрь, на середину мозга с мозолистым телом.
2. Выполнение упражнения.
Медленно вдыхаем, наполняемся воздухом и задерживаем дыхание ненадолго. Во время выдоха направляем поток нашего сознания, как прожектор, на левое полушарие и «смотрим» на эту часть мозга. Затем снова делаем вдох, задерживаем дыхание и на выдохе направляем прожектор на правое полушарие головного мозга.
Представляем себе: слева — четкое логическое мышление; справа — мечта, интуиция, вдохновение.
Слева: вдох, пауза, выдох связан с проекцией числа. Справа: вдох, пауза, выдох связан с проекцией буквы. Т.е. слева: число «1» число «2» число «3» и т.д. Справа: буква «А» буква «Б» буква «В» и т.д.
Эту комбинацию чисел и букв продолжаем до тех пор, пока она вызывает приятные ощущения. Буквы и числа можно поменять местами, или заменить их чем-то другим — например, лето — зима, белый — черный.
В завершение этой темы, хочу продемонстрировать еще одну уникальную возможность Вашего мозга:
www.tiande-tiande.ru
За логику и творчество отвечают разные полушария мозга? — Look At Me
Каждую неделю Look At Me разбирает распространённое заблуждение и объясняет, почему оно ошибочно. На этой неделе говорим о том, почему полушария мозга не делят нас на творцов и аналитиков.
Утверждение:
Склад ума людей с развитым правым полушарием головного мозга — творческий, с развитым левым — аналитический.
Нейропсихолог Роджер Сперри посвятил свою жизнь изучению физиологии и психологии животных и человека.
В Гарвардском университете он 5 лет изучал животных, которые перенесли комиссуротомию головного мозга: им хирургически пересекли пути, соединяющие правое и левое полушария. Потом Сперри начал сотрудничать с Джозефом Богеном и Филипом Фогелем, нейрохирургами из медицинского центра имени Уайта в Лос-Анджелесе. Они проводили комиссуротомию больным эпилепсией, чтобы не дать судорогам из одного полушария перейти в другое. После таких операций врачи обследовали больных.Как оказалось, правое и левое полушария мозга выполняют разные познавательные функции. Правое прекрасно работает со зрительными и звуковыми образами, а также пространственными отношениями, а левое лучше справляется с математическими расчётами и обработкой речи. За дальнейшие исследования Роджер Сперри и его коллеги Дэвид Хьюбел и Торстен Визел получили Нобелевскую премию. Но реклама и массовая культура перевели открытия учёных в упрощённую форму: якобы у всех людей преобладает одно из полушарий мозга.
Роджер Сперри
нейропсихолог
«Действительно, полушарие головного мозга — это самостоятельная познавательная система, которая по-своему воспринимает, размышляет, запоминает, рассуждает и реагирует. […] Оба полушария могут одновременно обрабатывать информацию об окружающем мире, но в совершенно разных, даже взаимно противоречивых умственных переживаниях, которые идут параллельно».
Источник
Почему это не так:
Все люди в одинаковой степени используют как правое, так и левое полушарие головного мозга.
Хотя у большинства правшей речевой центр находится в левом полушарии, из этого не следует, что способные писатели и ораторы используют его чаще, чем правое. Эксперимент учёных из Университета Юты показал, что полушария головного мозга не привязаны к какому-то виду деятельности. Доктор Джефф Андерсон, глава нейрохирургического отделения университета, вместе со своей командой отслеживал работу 7 000 участков головного мозга у более чем 1 000 человек. Испытуемым было от 7 до 29 лет, во время эксперимента они отдыхали.
Выяснилось, что число нервных связей в обоих полушариях не отличается, и люди используют их с одинаковой интенсивностью. Для того чтобы мыслить творчески или аналитически, человеку приходится задействовать связи между всеми отделами мозга. Поэтому в следующий раз, когда вы увидите очередной тест, который якобы устанавливает, какое полушарие у вас преобладает, смело игнорируйте его.
Джефф Андерсон
нейрохирург
«Левое полушарие не связано с логикой или рассудительностью больше, чем правое. Как и творческое мышление не привязано к правому полушарию больше, чем к левому».
Источник
photos via shutterstock.com: 1, 2.
www.lookatme.ru
«Левое полушарие мозга отвечает за логику, а правое – за творчество»
ФОТО Getty ImagesПервым заговорил о «расщепленном мозге» американский нейрофизиолог, нобелевский лауреат Роджер Сперри. Он утверждал, что правое и левое полушария могут функционировать независимо друг от друга. Но вербальный отчет возможен только при попадании информации в левое полушарие, а при попадании в правое – только невербальный1.
«Отсюда, видимо, и возник этот стереотип, – поясняет когнитивный психолог Мария Фаликман. – Левое полушарие обрабатывает речь, а правое – зрительные образы. А раз речь – процесс, развернутый во времени, следовательно, левое полушарие обрабатывает информацию последовательно (и – следующий шаг к мифу – логически). Ну, а правое полушарие обрабатывает информацию целостно, поскольку зрительные образы целостны. В итоге, на левое полушарие «повесили» математику, логику и речь, а на правое – творчество». До этого заявления ни в научной литературе, ни в учебниках вы не встретите разделения «обязанностей» нашего мозга.
У европейцев счет связан с зонами в левом полушарии, а у японцев за него отвечает правое полушарие
На этом мифе основаны книги о мотивации и тесты, которые предлагают определить, к чему мы склонны – к творческим прозрениям или рациональному мышлению, какую профессию лучше выбрать, а о чем лучше не мечтать. «Эти опросники ничем не лучше тестов в жанре «Собачник вы или кошатник?» – комментирует Мария Фаликман, – потому что призывают прислушаться не к личным предпочтениям, а к надуманной идее. За 20 лет исследований с использованием ФМРТ (нейровизуализации) стало ясно, что мозг невероятно пластичен и любая психическая функция обслуживается структурами и правого, и левого полушарий.
Два примера. Наблюдая младенцев с повреждениями левополушарных областей, нейропсихологи обнаружили, что речь у них тем не менее развивалась при участии правого полушария или за счет обоих полушарий. В другой работе исследовали функцию счета – аналитическую. Выяснилось, что все зависит от того, как именно нас учат считать. У европейцев счет действительно связан с зонами в левом полушарии, а у японцев за него отвечает правое полушарие»2.
Действительно, в правом полушарии информация скорее перерабатывается целостно, а в левом — скорее последовательно.
И в зависимости от вида деятельности вклад одного из них может преобладать. Но в решении любых задач – математических или художественных – участвует весь мозг3. Так что занимайтесь тем, что нравится, а полушария между собой как-нибудь договорятся!
1. R. Sperry «Cerebral оrganization and behavior: The split brain behaves in many respects like two separate brains, providing new research possibilities», Science, 1961, № 133.
2. T. Hanakawa et al. «Neural correlates underlying mental calculation in abacus experts», Neuroimage, 2003, № 19.
3. J. A. Nielsen et al. «An evaluation of the left-brain vs. right-brain hypothesis with resting state functional connectivity magnetic resonance imaging», PloS, August, 2013, № 14.
Читайте также
Рассуждая о счастье, мы думаем сначала о том, как это сложно, а потом, оглядываясь на свою жизнь, решаем, что и так вполне счастливы.
Душа поет, сердце томится… А что происходит с мозгом влюбленного человека? Семь изменений, которые возможны лишь тогда, когда мы знаем, что это любовь.
www.psychologies.ru
Творчество и логика: миф о функциональной асимметрии полушарий головного мозга
«За логическое мышление отвечает левое полушарие головного мозга, а за творческое – правое» — это «изречение», как и множество других, ему подобных, очень распространено не только среди обычных людей, но и среди специалистов – даже в книгах, посвящённых правильному мышлению, саморазвитию и некоторым иным подобным темам их можно найти немало. Но более всего интересно, удивительно и странно то, что истинному положению дел эти, можно без обиняков сказать, мифы относятся очень и очень слабо.
Миф о том, что полушария головного мозга функционально асимметричны, является одним из наиболее популярных мифов, касающихся мозга, которые вообще сегодня можно встретить. Наряду с мифом о том, что человек использует свой мозг лишь на 10%, он является, пожалуй, лидером.
Несмотря на это, даже, казалось бы, профессиональные специалисты, обладающие серьёзными научными знаниями и всевозможными степенями и званиями, нередко утверждают, что данный миф является чистейшей воды правдой, и «пичкают» им умы незнающих людей. Хорошая же новость состоит в том, что миф о функциональной асимметрии полушарий головного мозга уже на протяжении довольно долгого времени относится к категории развеянных. Но давайте не будем забегать вперёд.
Основания для возникновения мифа о функциональной асимметрии полушарий головного мозга
Миф о функциональной асимметрии полушарий головного мозга появился не просто так. По большому счёту, причиной его возникновения стали результаты исследований, проводившихся с людьми с «расщеплённым мозгом», которые были организованы американским нейропсихологом и профессором психобиологии Роджером Сперри и командой его коллег.
В процессе исследований учёные проводили хирургические операции людям с «расщеплённым мозгом», в ходе которых разрезали мозолистое тело, соединяющее правое и левое полушария головного мозга друг с другом. Посредством такой операции, которая, к слову заметить, была самым крайним вариантом помощи, можно было избавить больных тяжёлой формой эпилепсии от сильнейших эпилептических припадков.
Благодаря лабораторным исследованиям пациентов с вышеназванным заболеванием, удалось выявить их поведенческие изменения, которые свидетельствовали о том, что полушария мозга работали независимо друг от друга. К примеру, пациенты, когда ощупывали какой-либо предмет правой рукой, могли распознать его и указать на его изображение, но не были способны произнести название этого предмета. А если установить между глазами человека с «расщеплённым мозгом» перегородку, а затем показать левому глазу (правое полушарие) фотографию нагого человека, он сразу же начнёт посмеиваться. Если же поинтересоваться у него, что вызвало его веселье, он ответит нечто вроде «на фотографии я увидел своего двоюродного брата, который всегда отменно шутит». Левое полушарие мозга не распознаёт фото, но с учётом того, что по большей части именно оно отвечает за обработку вербальных данных, оно самостоятельно станет формировать какое-нибудь правдоподобное объяснение.
Так, предъявляя разным полушариям, отдельно друг от друга, различные стимулы, учёные смогли выяснить, что они способны с относительным успехом выполнять и различные мыслительные действия. Например, у большего количества людей те области, которые отвечают за первичную обработку речевых данных (словообразование, грамматика и т.п.), располагаются в левом полушарии, а правое полушарие принимает участие, главным образом, в процессах эмоциональной оценки явлений, событий и объектов.
Кроме того, правое полушарие мозга было очень активно, когда задача, задаваемая человеку, решалась им при помощи озарения, где осознание проблемы и поиск решения осуществляется спонтанно, можно сказать, на уровне интуиции, что схоже с креативным мышлением.
Но, невзирая на это, различия между левым и правым полушариями нельзя считать понятными и чёткими в такой степени, чтобы делать какие-то конкретные выводы. И в большинстве случаев разговор ведётся не о том, что какое-то полушарие не способно на выполнение какой-то функции, а о том, что какое-то одно полушарие может выполнить эту функцию эффективнее и быстрее. К примеру, несмотря на то, что основная роль в обработке речи принадлежит левому полушарию, правое тоже принимает в этом процессе участие, занимаясь обработкой интонации и т.д.
Реальное положение вещей
Каждый должен понимать, что у здорового человека правое и левое полушарие взаимосвязаны друг с другом, и между ними постоянно происходит обмен информацией, а значит, то, что доступно одному полушарию, доступно и другому. К тому же, анализ данных, представленных функциональной МРТ показал, что оба полушария в процессе решения большинства задач «общаются» между собой.
Исходя их всего этого, нюансов, говорящих о различии двух полушарий мозга, несравнимо меньше, чем утверждают те, кто придерживается мнения о функциональной асимметрии полушарий. Функции, выполняемые обоими полушариями, в большей степени схожи друг с другом, нежели различны.
Нейробиологи нового поколения выражают своё несогласие с представителями их науки, которые придерживаются мнения о «непохожести» двух полушарий и утверждают, что они видят окружающую реальность по-разному – что левое полушарие отвечает за логическое мышление, а правое отвечает за всё, что связано с творчеством.
Помимо всего прочего, сложные формы деятельности (творчество и т.п.) могут включать в себя не только креативные задачи, но и вполне обыденные и рутинные, так что даже если посмотреть на вопрос различия полушарий с позиции людей, разделяющих функции правого и левого полушарий, успех в том же творчестве, безусловно, обусловлен успешным функционированием обоих полушарий.
Причины популярности мифа о левом и правом полушариях мозга
Так по какой же причине миф о функциональной асимметрии полушарий головного мозга так прочно въелся в сознание людей и получил огромнейшее распространение?
Одной из причин является сама простота трактовки работы головного мозга, которая, помимо всего остального, довольно легко укладывается в рамки здравого смысла. С одной стороны, человеку приходится выполнять различные виды деятельности, которые кардинально отличны друг от друга, но с другой стороны, мозг обладает двумя похожими половинами. Но зачем они мозгу? Скорее всего, именно для того, чтобы они выполняли различные задачи.
Другая причина заключается в том, что рассматриваемый нами миф активно культивируется популярными учёными, которые стремятся на этом заработать. Указывая на то, что современный социум не способен в полной мере оценить эмоциональное восприятие реальности, которое является свойством правого полушария, приверженцы различия полушарий начали заниматься рекламой замысловатых схем повышения активности полушария, как бы отвечающего за творчество. Многочисленные семинары, тренинги, публикации и книги этих людей обещают желающим развиваться устранить с их пути личностного развития любые барьеры, которые налагаются на человека закостенелой системой базового образования, одобряющей конкретно «левостороннее» мышление.
Те же, кто стремится развить правое полушарие, имеют в распоряжении огромное количество упражнений, самих по себе являющихся вполне безобидными и даже исключительно положительными, однако к этому самому «развитию» правого полушария никак не относящихся. Но ситуация усугубляется тем, что многие «специалисты» нередко предлагают людям начать использовать какие-то специальные устройства, гармонизирующие и синхронизирующие работу обоих полушарий.
Конечно же, каких-либо доказательств тому, что человек способен научиться использовать конкретное полушарие мозга в отдельности от второго, или, наоборот, научиться использовать их гармонично, не существует. На самом деле, если психика человека работает нормально, то для этой работы требуется активизация различных частей полушарий, а не их синхронизация по первому требованию «хозяина».
Итак, помните о том, что в процессе работы головного мозга здорового человека его полушария находятся в процессе взаимодействия друг с другом, а сама работа этих полушарий гармонизирована именно так, как это нужно. Так что не стоит заниматься «непонятно чем» — лучше выкинуть из головы идею о том, что полушария мозга отвечают за разные функции, и просто начать развивать свое мышление, независимо от того, какой деятельностью вы занимаетесь – логической или творческой.
4brain.ru
Правое и левое полушария и их функции в творчестве
Сейчас очень распространена точка зрения, что правое и левое полушария человеческого мозга работают по разному и выполняют разные функции. Я не возьмусь с уверенностью утверждать, есть ли действительно разделение в работе полушарий, оставим разбираться в этом вопросе ученым. Однако, идею о том, что существует как минимум два способа восприятия действительности можно принять и использовать для собственного более эффективного развития.
Левому полушарию приписывается логический подход к восприятию мира, оперирование знаками и символами, язык и речь, аналитическая работа, линейность и рациональность. В противоположность ему для правого полушария характерны интуитивный подход и образное восприятие, работа воображения, мечты, чувство ритма, восприятие цвета и музыки, чувство целого. В этой идее нет ничего нового, каждому из нас знакома двойственность человеческой природы и восприятия, чаще всего при этом противопоставляются разум и чувства, мышление и эмоции, логика и интуиция. Всем нам знакомы оба способа познания мира. Ежедневно мы поглощаем множество вербальной информации – читаем, пишем, выстраиваем свои действия в логической последовательности, например, умываемся и чистим зубы по утрам, завтракаем, идем на работу. Мы учитываем и следим за ходом времени, особенно тщательно в конце рабочего дня, стараемся распределять время на различные дела наиболее рационально. Всё это функции левого полушария.
И при этом каждому из нас знакомо любование красотой природы, чувство восхищения при взгляде на горы или море, или на утренний туман над рекой. Мы понимаем язык метафор, любим время от времени помечтать и можем увидеть неожиданное сходство между разными на первый взгляд вещами, например очертания зверей в облаках на небе. И со многими наверняка случались моменты внезапных озарений, когда ответ на мучающий вопрос приходил неожиданно, словно ниоткуда, или непонятная сила не поддающаяся рациональному объяснению толкала сделать то, что в конечном итоге оказывалось наилучшим решением в данной ситуации. Именно так по мнению ученых и исследователей работает правое полушарие.
Cейчас также много говорится о том, что за творческие способности полностью отвечает правое полушарие, и много людей загорается идеей его развития. В этом нет ничего плохого, безусловно для творчества важно иметь богатое воображение и чувство прекрасного, но мне хотелось бы привести цитату из книги Зденек Мерили “Развитие правого полушария”: “люди, у которых разделены полушария головного мозга, не могут выражать в словах свои чувства и не в состоянии передать другому человеку какие-либо свои мысли, в которых присутствует немного фантазии. […] разделение полушарий головного мозга приводит к снижению творческих способностей. Творческие люди, и в особенности художники, остро нуждаются в том, чтобы между полушариями мозга существовали связи с помощью которых они могли бы взаимодействовать и обмениваться информацией.”
Таким образом, для развития творческих способностей важно не только тренировать свой мозг и правую его половину, ведь она у нас уже есть и на самом деле прекрасно работает, хотя часто мы не отдаем себе в этом отчета, не замечаем или считаем это глупостями. Скорее для творчества важно наладить совместную работу двух полушарий, найти своеобразный “смеситель”, который позволит объединять два вида восприятия и на их основе создавать что-то третье – то, что станет результатом творчества. Не достаточно просто мечтать, иметь воображение и интересные идеи, нужно еще уметь воплощать их в жизнь, брать в руки нужные инструменты, чтобы с их помощью выразить свои чувства, и здесь уже приходит на помощь логическое полушарие.
Рисование на первый взгляд является чисто образным искусством, однако для создания этих образов в рисунке мы активно используем также и логику. Чисто правополушарным является, по-видимому, только интуитивное рисование. Оно хорошо помогает понять себя и свой внутренний мир, выразить свои ощущения, но не предполагает передачу сходства натуры с изображением на бумаге, а именно к этому и стремятся многие художники. В рисовании два подхода, которые позволяют объединить работу разных полушарий заключаются с одной стороны в умении видеть натуру так как она есть, а с другой в умении понимать и анализировать изображаемые объекты. Чтобы хорошо рисовать не достаточно знать все каноны рисования, построения композиции, правила перспективы, колористику, нужно еще уметь по особому видеть и чувствовать натуру, улавливать ее красоту и особенность, уметь передать чувства в рисунке. И также способности хорошо копировать натуру не достаточно для правдоподобного рисования, особенно если вы хотите иметь возможность нарисовать что угодно и когда угодно даже без непосредственного созерцания этого, из собственного воображения. Рисование модели с натуры – это не только копирование того, что мы видим, но еще и исследование, помогающее лучше понять формы модели и логику ее движения, будь то человеческое тело или волны на море. Понимание визуальной информации и возможность создавать правдоподобные позы и движения помогает оживить рисунок. Таким образом умение видеть натуру – это функция правого полушария, а умение ее понимать – левого. Объединяя их вместе в процессе нашей работы мы и получаем творчество.
Метки: мнение, правое и левое полушария, творчество
izotika.ru
За что отвечает правое и левое полушарие мозга: тесты, развитие
Функциональными отделами головного мозга являются ствол, мозжечок и конечный отдел, который включает в себя большие полушария мозга. Последний компонент является самой объемной частью — он занимает около 80% от массы органа и 2% от веса тела человека, при этом на его работу тратиться до 25% всей энергии, вырабатываемой в организме.
Полушария головного мозга незначительно отличаются между собой размером, глубиной извилин и функциями, которые они выполняют: левое отвечает за логическое и аналитическое мышление, а правое — за моторику. При этом они взаимозаменяемы — если одно из них повреждается, то другое способно частично взять на себя выполнение его функций.
Изучая мозг известных людей специалисты заметили, что от того, какая из половин конечного отдела развита больше, зависят способности человека. Например, у художников и поэтов чаще всего развито правое полушарие, так как эта часть мозга отвечает за творческие способности.
Чем образована поверхность полушарий головного мозга
Основные аспекты физиологии больших полушарий или как еще их называют гемисфер, на примере развития головного мозга у ребенка с момента его зачатия.
Центральная нервная система начинает развиваться практически сразу после оплодотворения яйцеклетки и уже на 4 неделе после имплантации эмбриона в слизистую матки, она представляет собой 3 соединенных последовательно мозговых пузырька. Первый из них является зачатком переднего отдела головного мозга и, следовательно, его больших полушарий, второй — среднего мозга, и последний, третий формирует ромбовидный отдел мозга.
Параллельно этому процессу происходит зарождение коры мозга — вначале она выглядит как небольшая длинная пластинка серого вещества, состоящего главным образом из скопления тел нейронов.
Далее происходит физиологическое созревание основных отделов головного мозга: к 9 неделе беременности передний отдел увеличивается, и образует 2 больших полушария, соединенных между собой с помощью особой структуры — мозолистого тела. Так же как и меньшие нервные комиссуры (верхняя и задняя спайка, свод мозга) оно состоит из большого пучка отростков нервных клеток — аксонов, расположенных преимущественно в поперечном направлении. Такое строение впоследствии позволяет моментально передавать информацию из одной части мозга в другую.
Зачаток коры, покрывающей белое вещество полушарий, в это время также претерпевает изменения: происходит постепенное наращивание слоев и увеличение площади покрытия. При этом верхний корковый слой увеличивается быстрее нижнего, благодаря чему появляются складки и борозды.
К 6 месячному возрасту эмбриона, например, левое полушарие мозга имеет все основные первичные извилины: боковую, центральную, мозолистую, теменно-затылочную и шпорную, при этом рисунок их расположения зеркален правому полушарию. Затем формируются извилины второго ряда, и одновременно происходит увеличение числа слоев коры головного мозга.
К моменту рождения конечный отдел и соответственно большие полушария головного мозга человека имеют привычный всем вид, а кора насчитывает все 6 слоев. Рост количества нейронов останавливается. Увеличение веса мозгового вещества в дальнейшем является результатом роста уже имеющихся нервных клеток и развитием глиальных тканей.
По мере развития ребенка нейроны образуют еще большую разветвленную сеть межнейрональных связей. У большинства людей совершенствование головного мозга заканчивается к 18 летнему возрасту.
Кора головного мозга взрослого человека, покрывающая всю поверхность больших полушарий, состоит из нескольких функциональных слоев:
- молекулярного;
- наружного зернистого;
- пирамидального;
- внутреннего зернистого;
- ганглионарного;
- мультиморфного;
- белое вещество.
Нейроны этих структур имеют разное строение и функциональное предназначение, но при этом они образуют серое вещество головного мозга, которое является неотъемлемой частью больших полушарий. Также с помощью этих функциональных единиц кора головного мозга осуществляет все основные проявления высшей нервной деятельности человека — мышление, запоминание, эмоциональное состояние, речь и внимание.
Толщина коры не однородна на всем протяжении, так, например наибольшего значения она достигает в верхних участках предцентральной и постцентральной извилины. При этом рисунок расположение извилин строго индивидуален — на земле не существует двух людей с одинаковыми мозгами.
Анатомически поверхность больших полушарий подразделяется на несколько частей или долей, ограниченных наиболее значимыми извилинами:
- Лобная доля. Сзади ограничивается центральной бороздой, внизу — латеральной. В направлении вперед от центральной борозды и параллельно ей залегают верхняя и нижняя прецентральные борозды. Между ними и центральной бороздой располагается передняя центральная извилина. От обеих прецентральных борозд отходят под прямым углом верхняя и нижняя лобные борозды, ограничивающие три лобные извилины — верхнюю среднюю и нижнюю.
- Теменная доля. Эта доля впереди ограничена центральной бороздой, снизу — латеральной, а сзади — теменно-затылочной и поперечной затылочной бороздами. Параллельно центральной борозде и впереди от нее идет постцентральная борозда, которая разделяется на верхнюю и нижнюю борозды. Между нею и центральной бороздой расположена задняя центральная извилина.
- Затылочная доля. Борозды и извилины на наружной поверхности затылочной доли способны менять свое направление. Наиболее постоянная из них — верхняя затылочная извилина. На границе теменной доли и затылочной располагается несколько переходных извилин. Первая окружает нижний конец, который выходит на наружную поверхность полушария теменно-затылочной борозды. В задней части затылочной доли находятся одна или две полярные борозды, имеющие вертикальное направление и ограничивающие на затылочном полюсе нисходящую затылочную извилину.
- Височная доля. Эта часть полушария ограничена спереди латеральной бороздой, а в заднем отделе — линией, соединяющей задний конец латеральной борозды с нижним концом поперечной затылочной борозды. На наружной поверхности височной доли находятся верхняя, средняя и нижняя височные борозды. Поверхность верхней височной извилины образует нижнюю стенку латеральной борозды и делится на две части: оперкулярную, покрытую теменной покрышкой, и переднюю — инсулярную.
- Островок. Располагается в глубине латеральной борозды.
Таким образом получается, что кора мозга, покрывающая всю поверхность больших полушарий — это главный элемент центральной нервной системы, который позволяет обрабатывать и воспроизводить информацию, полученную из окружающей среды посредством органов чувств: зрения, осязания, обоняния, слуха и вкуса. Также она участвует в формировании кортикальных рефлексов, целенаправленных действий и участвует в формировании поведенческих особенностей человека.
За что отвечает левое и правое полушарие мозга
Вся поверхность коры переднего мозга, который включает в себя конечный отдел, покрыта бороздами и валиками, разделяющими поверхность больших полушарий мозга на несколько долей:
- Лобная. Находится в передней части больших полушарий, отвечает за выполнение произвольных движений, речь и психическую деятельность. Также контролирует мышление и определяет поведение человека в обществе.
- Теменная. Участвует в понимании пространственной ориентации тела, а также анализирует пропорции и размер сторонних предметов.
- Затылочная. С ее помощью головной мозг обрабатывает и анализирует поступающую зрительную информацию.
- Височная. Служит анализатором вкусовых и слуховых ощущений, а также участвует в понимании речи, формировании эмоций и запоминании поступающих данных.
- Островок. Служит анализатором вкусовых ощущений.
В ходе исследований специалисты установили, что кора больших полушарий воспринимает и воспроизводит информацию, поступающую от органов чувств зеркально, то есть когда человек задумал пошевелить правой рукой, то в этот момент начинает работать моторная зона левого полушария и наоборот — если движение производится левой рукой, то работает правая гемисфера мозга.
Правое и левое полушарие головного мозга имеют одинаковое морфологическое строение, но, несмотря на это, они выполняют разные функции в организме.
Если говорить кратко, то работа левого полушария направлена на логическое мышление и аналитическое восприятие информации, при этом правое является генератором идей и пространственного мышления.
Сферы специализации обоих полушарий подробнее рассмотрены в таблице:
Левое полушарие | Правое полушарие | |
---|---|---|
№ п/п | Основной сферой деятельности этой части конечного отдела является логика и аналитическое мышление: | Работа правого полушария направлена на восприятие невербальной информации, то есть поступающей из внешней среды не на словах, а в символах и образах: |
1 | С его помощью человек развивает свою речь, пишет, и запоминает даты и события из его жизни. | Оно отвечает за пространственное положение тела, а именно за его местонахождение в данный момент. Такая особенность позволяет человеку хорошо ориентироваться в окружающей среде, например в лесу. Также люди с развитым правым полушарием недолго разгадывают ребусы и легко справляются с мозаиками. |
2 | В этой части мозга происходит аналитическая обработка поступившей информации от органов чувств и ищутся рациональные пути решения в сложившейся ситуации. | Правая гемисфера определяет творческие способности индивида, например восприятие и воспроизведение музыкальных композиций и песен, то есть человек, у которого развита эта зона восприятия, слышит фальшивые ноты при пении или игре на музыкальном инструменте. |
3 | Распознает только прямой смысл слов, например, люди у которых повреждена эта зона, не могут понять смысл шуток и пословиц, так как они требуют формирования мысленной причинно-следственной связи. При этом данные поступившие из окружающей среды прорабатываются последовательно. | С помощью правого полушария человек постигает смысл пословиц, поговорок и другой информации преподносимой в виде метафоры. Например, слово «горит» в стихотворении: « В саду горит костер рябины красной», не должен восприниматься в буквальном смысле, так как в этом случае автор сравнил плоды рябины с пламенем костра. |
4 | Эта часть мозга является аналитическим центром поступившей зрительной информации, поэтому люди, у которых развито это полушарие, проявляют способности к точным наукам: математике или, например, физике, так как они требуют логического подхода при решении поставленных задач. | С помощью правого полушария человек может мечтать и придумывать развитие событий в различных ситуациях, то есть, когда он фантазирует со словами: «представь, если…» то у него в этот момент включается в работу именно эта часть мозга. Также эта особенность используется при написании сюрреалистических картин, где требуется богатое воображение художника. |
5 | Контролирует и дает сигналы для целенаправленного движения конечностями и органами правой стороны тела. | Эмоциональная сфера психики хоть и не является продуктом деятельности коры мозга, все же в большей степени подчиняется правому большому полушарию, так как зачастую основополагающую роль в формировании чувств играет невербальное восприятие информации и ее пространственная обработка, требующая хорошего воображения. |
6 | — | За чувственное восприятие сексуального партнера отвечает также правое полушарие головного мозга, при этом процесс совокупления контролируется левой частью конечного отдела. |
7 | — | Правое полушарие отвечает за восприятие мистических и религиозных мероприятий, за мечты и установку определенных ценностей в жизни индивида. |
8 | — | Контролирует движения с левой стороны тела. |
9 | — | Известно, что правое полушарие головного мозга способно одновременно воспринимать и обрабатывать большое количество информации, не прибегая к анализу ситуации. Например, с его помощью человек распознает знакомые лица и определяет эмоциональное состояние собеседника по одному только выражению лица. |
Также кора левого и правого полушария мозга участвует в появлении условных рефлексов, характерной особенностью которых является то, что они формируются в течение всей жизни человека и не является постоянными, то есть могут пропадать и вновь появляться в зависимости от условий среды.
При этом поступающая информация обрабатывается всеми функциональными центрами больших полушарий: слуховым, речевым, двигательным, зрительным, что позволяет организму давать ответную реакцию, не прибегая к мыслительной деятельности, то есть на уровне подсознания. По этой причине у новорожденных детей нет условных рефлексов, так как они не имеют жизненного опыта.
Левое полушарие головного мозга и связанные с ним функции
Внешне левая часть мозга практически не отличается от правой — у каждого человека месторасположение зон и количество извилин одинаково с обеих сторон органа. Но при этом она является зеркальным отражением правого полушария.
Левое полушарие мозга отвечает за восприятие вербальной информации, то есть данных передаваемых с помощью устной речи, письма или текста. Его моторная зона отвечает за правильное произношение звуков речи, красивый почерк, предрасположенность к письму и чтению. При этом развитая височная зона будет свидетельствовать о способности человека к запоминанию дат, цифр и других письменных символов.
Также помимо основных функций, левое полушарие головного мозга выполняет ряд задач, определяющие те или иные черты характера:
- Способность мыслить логически накладывает свой отпечаток на поведении человека, поэтому бытует мнение, что люди с развитой логикой эгоистичны. Но это не от того, что такие люди во всем видят выгоду, а потому, что их мозг ищет более рациональные пути решения поставленных задач, иногда в ущерб окружающим.
- Любвеобильность. Люди с развитым левым полушарием благодаря своей настойчивости способны добиваться объекта влечения различными способами, но, к сожалению, после обретения желаемого быстро остывают — им просто становиться не интересно, в силу того большинство людей предсказуемы.
- Благодаря своей пунктуальности и логическому подходу во всем, большинство «левополушарных» людей обладают врожденной вежливостью к окружающим, правда для этого им в детстве приходится часто напоминать о тех или иных нормах поведения.
- Люди с развитым левым полушарием практически всегда рассуждают логично. По этой причине они не могут точно интерпретировать поведение других, особенно когда ситуация не относится к разряду обыденных.
- Так как индивиды с развитым левым полушарием последовательны во всем, то они редко делают синтаксические и орфографические ошибки при написании текстов. В связи с этим их почерк отличается правильностью написания букв и чисел.
- Они быстро обучаются, так как могут сконцентрировать все свое внимание на одном деле.
- Как правило, люди с развитым левым полушарием отличаются надежностью, то есть на них можно положиться в любом вопросе.
Если человек проявляет все вышеперечисленные качества, то это дает основание предполагать что его левое полушарие более развито по сравнению с правой частью мозга.
Правое полушарие головного мозга и его функции
Специализацией правого полушария головного мозга является интуиция и восприятие невербальной информации, то есть данных выражающихся в мимике, жестах и интонации собеседника.
Примечательно, что люди с развитым правым полушарием способны проявлять свои способности в тех или иных видах искусства: живописи, лепке, музыке, поэзии. Это объясняется тем, что они способны мыслить пространственно, не зацикливаясь на малозначимых событиях в жизни. Их фантазия богата, что проявляется при написании картин и музыкальных произведений. Еще о таких людях говорят: «Витает в облаках».
Люди с развитым правым полушарием также обладают рядом характерных черт:
- Они излишне эмоциональны, при этом их речь богата эпитетами и сравнениями. Нередко такой оратор проглатывает звуки, стараясь как можно больше внести смысла в произнесенные слова.
- Люди с развитым правым полушарием целостны, открыты, доверчивы и наивны в общении с окружающими, но в то же время их легко обидеть или задеть. При этом они не стесняются своих чувств — могут плакать или приходить в гнев за считанные минуты.
- Действуют по настроению.
- Правополушарные люди способны находить нестандартные пути решения поставленных задач, это объясняется тем, что они рассматривают всю ситуацию в целом, не заостряя внимание на чем-то одном.
Какая половина мозга доминирует
Так как левое полушарие мозга отвечает за логичность и рациональный подход во всем, то ранее считалось, что оно является ведущим во всей центральной системе. Однако это не так: у человека оба полушария мозга участвуют в жизнедеятельности практически в равной степени, просто они отвечают за разные сферы высшей психической деятельности .
Примечательно, что в детском возрасте у большинства людей правое полушарие обычно больше левого. По этой причине окружающий мир воспринимается несколько иначе, чем во взрослом состоянии — дети склонны к фантазиям и восприятию невербальной информации, им все кажется интересно и загадочно. Также фантазируя, они учатся общаться с окружающей средой: проигрывают в уме разные ситуации из жизни и делают свои собственные выводы, то есть набираются опыта, который так необходим во взрослом состоянии. Впоследствии эта информация откладывается по большей части в левом полушарии.
Однако со временем, когда основные аспекты жизни выучены, активность правого полушария угасает и организм отдает предпочтение левой стороне мозга, как накопителю полученных знаний. Такая разобщенность работы частей мозга негативно сказывается на качестве жизни человека: он становится невосприимчив ко всему новому и остается консервативным во взглядах на будущее.
То, какая часть мозга работает в данный момент можно определить, сделав элементарный тест.
Посмотрите на двигающееся изображение:
Если оно вращается по часовой стрелке, то это означает что в данный момент активно левое полушарие головного мозга, которое ответственно за логику и анализ. Если же оно двигается в обратном направлении, то это значит, что работает правое полушарие, отвечающее за эмоции и интуитивное восприятие информации.
Однако если приложить усилие, то картинку можно заставить вращаться в любую сторону: для этого вначале нужно посмотреть на нее расфокусированным взглядом. Видите изменения?
Синхронизированная работа обоих полушарий
Несмотря на то, что два полушария конечного мозга по-разному воспринимают окружающий мир, для человека крайне важно, чтобы они слаженно работали между собой.
Анатомически это взаимодействие полушарий головного мозга осуществляется за счет мозолистого тела и других спаек, содержащих большое количество миелиновых волокон. Они соединяют симметрично все зоны одной части конечного мозга с другой, а также определяют слаженную работу несимметричных областей разных полушарий, например лобных извилин правого с теменными или затылочными левого. При этом с помощью особых структур нейронов — ассоциативных волокон, соединяются разные участки одного полушария.
Центральная нервная система человека имеет перекрестное распределение обязанностей — правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое – правой, при этом сотрудничество обеих половин можно наглядно продемонстрировать, попытавшись поднять одновременно параллельно полу руки под прямым углом — если это получилось, то это свидетельствует о взаимодействии обоих полушарий в данный момент.
Известно, что при помощи работы левого полушария мир выглядит проще, при этом правая часть воспринимает его таким, какой он есть. Такой подход позволяет человеку находить все новые и новые пути решения в сложных ситуациях, не усложняя себе задачу.
Так как правое полушарие отвечает за эмоциональное восприятие , то без него бы люди оставались бездушными «машинами», способными приспосабливать окружающий мир под нужды своей жизнедеятельности. Это конечно не правильно — ведь человек не был бы человеком, если бы у него не было, например чувства прекрасного или сострадания к окружающим.
У большинства людей доминирует левое полушарие, при этом в детском возрасте оно развивается посредством восприятия информации правой частью мозга, что позволяет существенно расширить полученный опыт и сформировать некоторые реакции организма на окружающий мир.
Так как головной мозг способен воспринимать и запоминать поступающую информацию практически всю жизнь, за исключением случаев, обусловленных специфическими заболеваниями, то это позволяет человеку самому участвовать в развитии этого органа.
Что даст развитие каждого из полушарий
В начале подведем итог: любая деятельность человека начинается с сопоставления новых данных с прежним опытом, то есть в этом процессе задействовано левое полушарие. При этом на принятие окончательного решения влияет правая часть мозга — физически невозможно придумать что-то новое, основываясь только на прежнем опыте.
Такое целостное восприятие действительности, позволяет не зацикливаться только на общепринятых нормах и соответственно двигает личностный рост человека вперед.
Развитие правой гемисферы поможет человеку легче вступать в контакт с окружающими, а левой — будет способствовать правильности выражения мыслей. Такой подход благотворно влияет на приобретение успехов не только в профессиональной деятельности, но и в других занятиях связанных с общением внутри социума. Поэтому благодаря согласованной деятельности обоих полушарий жизнь человека становится гармоничней.
Чтобы развить эти способности, специалисты рекомендуют несколько раз в день делать простые упражнения, активизирующие мозговую деятельность:
- Если человек плохо дружит с логикой, то ему рекомендуется как можно больше заниматься умственной работой — разгадывать кроссворды или сковороды, а также отдавать предпочтение решению математических задач. Если же требуется развивать творческие способности, то в таком случае можно попытаться понять смысл в художественной литературе или живописи.
- Активизировать работу одного из полушарий можно с помощью увеличения нагрузки на ту сторону тела, за которую оно отвечает: например, для стимуляции левого полушария необходимо работать правой частью тела, и наоборот. При этом упражнения не обязаны быть слишком сложными — достаточно просто попрыгать на одной ноге или попробовать вращать предмет рукой.
Примеры простых физических упражнений на развитие мозговой деятельности
«Ухо-нос»
Правой рукой нужно прикоснуться до кончика носа, а левой — за противоположное правое ухо. Затем одновременно их отпускаем, хлопаем в ладоши и повторяем действие, зеркально меняя положение рук: левой держимся за кончик носа, а правой — за левое ухо.
«Колечко»
Это упражнение знакомо практически всем с детства: нужно быстро поочередно соединять в кольцо большой палец с указательным, средним, безымянным пальцем и мизинцем. Если все получается без заминки, то можно попробовать делать упражнение 2 руками одновременно.
«Зеркальное рисование»
Присядьте, положите на стол большой лист белой бумаги, а в каждую руку — по карандашу. Затем нужно попробовать одновременно нарисовать любые геометрические фигуры — окружность, квадрат или треугольник. Со временем, если все получается, то можно усложнить задачу — попробовать рисовать более сложные изображения.
Примечательно, что комплексный подход к усовершенствованию деятельности коры больших полушарий поможет не только улучшить коммуникативные способности человека, но и замедлит возрастные изменения в психике — как известно, активный образ жизни и умственная работа позволяют человеку оставаться молодым в душе и сохраняют его интеллектуальные способности.
Видео: Тест на доминирующее полушарие
golovaimozg.ru
Тайна нашего мозга или за что отвечают левое и правое полушария — Вытворяндия
Человеческий мозг – это самый важный и вместе с тем наименее изученный орган человеческого тела.
Давайте разберемся, за что же отвечают наши полушария мозга и почему у одних людей активно в основном левое, а у других правое.
За что отвечает левое полушарие мозга?
Левое полушарие мозга отвечает за вербальную информацию. Оно контролирует чтение, речь и письмо. Благодаря его работе человек может запоминать разнообразные даты, факты и события.
Также левое полушарие мозга отвечает за логическое мышление. Здесь вся получаемая извне информация обрабатывается, анализируется, классифицируется и формулируются выводы. Оно осуществляет обработку информации аналитически и последовательно.
За что отвечает правое полушарие мозга?
Правое полушарие мозга отвечает за обработку невербальной информации, выраженной в образах, а не в словах. Здесь же располагаются способности человека к различным видам творчества, способность придаваться мечтам, фантазировать, сочинять. Оно отвечает за генерацию креативных идей и мыслей.
Также правое полушарие мозга отвечает за распознавание сложных образов, таких как лица людей, а также эмоций, отображающихся на этих лицах. Оно осуществляет обработку информации одновременно и целостно.
Следует отметить, что для успешной жизни человека нужна слаженная работа обоих полушарий.
Какое полушарие мозга активно у вас?
Существует визуальный, психофизиологический тест на полушария мозга (тест Владимира Пугача), с помощью которого можно легко определить, какая половина мозга активна у вас в данный момент времени. Посмотрите на картинку. В какую сторону вращается девушка?
Если по часовой стрелке, значит, в данный момент у вас преобладает левополушарная деятельность, а если против часовой стрелки, то правополушарная.
Некоторые могут наблюдать момент смены активности полушарий, и тогда девушка начинает вращаться в обратную сторону. Это присуще людям (очень немногим), одновременно имеющим левополушарную и правополушарную деятельность мозга, так называемым амбидекстрам.
Они могут достичь эффекта смены направления вращения с помощью наклона головы или последовательной концентрации и расфокусировки зрения.
А как же детский мозг?
Наиболее интенсивное развитие головного мозга происходит в первые годы жизни ребенка. И в это время доминирующим у детей является правое полушарие. Так как ребенок познает мир с помощью образов, то почти все мыслительные процессы происходят именно в нем.
Но мы живем в мире логики, в мире с сумасшедшим темпом жизни, спешим все успеть, хотим большего для наших детей. Стараемся дать им максимум, запасаемся всевозможными методиками раннего развития и практически с пеленок начинаем обучать наших детей чтению, счету, стараемся дать им энциклопедические знания, давая раннюю стимуляцию левому, а образное, интуитивное правое остается как бы не у дел.
И, следовательно, когда ребенок растет, взрослеет, доминирующим у него становится левое полушарие, а в правом, из-за отсутствия стимуляции и уменьшения количества связей между двумя половинами мозга, происходит необратимое снижение потенциала.
Сразу хочу заверить, что я не призываю вас пускать умственное развитие ваших детей на самотек. Наоборот! Возраст до 6 лет – это наиболее удачный возраст для развития потенциала мозга. Просто развитие должно быть не настолько ранним, насколько своевременным. И если заложено природой, что в раннем возрасте у детей доминирует правое, то может стоит развивать именно его, не стараясь рано стимулировать работу левого методиками, направленными на развитие логического мышления?
Тем более что в возможности, которые наши дети теряют в детстве именно из-за отсутствия тренировки правого полушария, входят поистине феноменальные способности. Например: запоминание неограниченных объемов информации с помощью образов (фотографическая память), скорочтение и это только начало списка сверхспособностей, которыми сможет обладать ваш ребенок при правильной систематической тренировке правого полушария.
Подробнее про сверхспособности, которыми обладают дети с развитым правым полушарием, я расскажу вам в следующей статье.
Надежда Рыжковец
Вам также может быть интересно::
vytvoryandia.ru