Какой признак не характерен для безусловного рефлекса. Спинальные двигательные автоматизмы
Лекция 4
Высшая нервная деятельность. Учение об условных рефлексах. Возрастные особенности условно – рефлекторной деятельности.
1. Понятие о ВНД.
2. Учение об условных рефлексах. Отличие условных рефлексов от безусловных.
3. Условия, необходимые для образования условного рефлекса.
4. Динамический стереотип
5. Торможение условных рефлексов.
6. Возрастные особенности условнорефлекторной деятельности.
Понятие о ВНД.
Кора больших полушарий и ближайшие подкорковые структуры являются высшим отделом ЦНС – субстратом осуществления сложных рефлекторных реакций, лежащих в основе высшей нервной деятельности.
Представление о рефлекторном характере деятельности высших отделов ЦНС впервые было выдвинуто И.М.Сеченовым.
И.П.Павлов развил рефлекторную теорию и создал учение о высшей нервной деятельности. Ему удалось открыть нервный механизм, обеспечивающий сложные формы реагирования человека и высших животных на воздействие внешней среды. Этим механизмом является условный рефлекс.
Деятельность коры больших полушарий и ближайших к ней подкорковых образований, которая обеспечивает индивидуальное приспособление организма к изменениям окружающей среды называется, высшая нервная деятельность. Она обеспечивает поведение человека и животных.
Низшая нервная деятельность – это работа нижних отделов ЦНС – спинного мозга и ствола мозга. Низшая нервная деятельность обеспечивает осуществление безусловных рефлексов и инстинктов.
ВНД реализуется за счет доминирующего влияния коры на все нижележащие структуры центральной нервной системы. Основными процессами, динамично сменяющими друг друга в ЦНС, являются процессы возбуждения и торможения.
2. Учение об условных рефлексах. Отличие условных рефлексов от безусловных.
Основной формой деятельности нервной системы является рефлекторная. Раздражители, действующие непосредственно на рецепторы, вызывают реакции, которые И.П.Павлов назвал безусловными рефлексами. Они обеспечивают взаимодействие организма с внешней средой, имеют адаптивное (приспособительное) значение. Однако только безусловные реакции не могут обеспечить длительного, прочного и совершенного существования организма в окружающей среде. Поэтому реакции, которые возникают не на сами раздражители, а на сигналы об их действии, были названы Павловым условными рефлексами. Таким образом, все рефлексы были разделены на две большие группы безусловные и условные. При попадании пищи в полость рта возникает безусловнорефлекторная реакция, которая выражается в отделении слюны. Но эта же реакция возникает, если непосредственного раздражителя в виде пищи нет, а на органы чувств действуют его сигналы: вид пищи, запах, обстановка.
Основные отличия условных рефлексов от безусловных
Безусловные рефлексы | Условные рефлексы |
1. Врожденные, наследственно передающиеся реакции, большинство из них начинают функционировать сразу же после рождения. | 1. Реакции, приобретенные в процессе индивидуальной жизни. |
2. Являются видовыми, т.е. свойственны всем представителям данного вида. | 2. Индивидуальные. |
3. Постоянны и сохраняются в течение всей жизни. | 3. Непостоянны — могут возникать и исчезать. |
4. Осуществляются за счет низших отделов ЦНС (подкорковые ядра, ствол мозга, спинной мозг). | 4. Являются преимущественно функцией коры больших полушарий. |
5. Возникают в ответ на адекватные раздражения, действующие на определенное рецептивное поле. | 5. Возникают на любые раздражители, действущие на разные рецептивные поля. |
6. Реагируют на действие наличного раздражителя, которого уже нельзя избежать. | 6. Приспосабливают организм к действию стимула, которое еще предстоит испытать, т.е. имеют сигнальное (предупредительное) значение. |
Безусловные рефлексы бывают:
1. Рефлексы новорожденных и детей ясельного возраста (1-2 года). Сосательный рефлекс, хватательный рефлекс (рефлекс Робинсона).
2. Пищевые (жевание, глотание, отделение слюня, желудочного сока и т.д.)
3. Оборонительные рефлексы (отдергивание руки от горячего предмета, кашель, чихание, мигание при попадании струи воздуха в глаз и др.)
3. Рефлексы, поддерживающие гомеостаз.
4. Ориентировочный рефлекс. Всякий новый и неожиданный раздражитель обращает на себя внимание человека. Рефлекс «Что такое?» играет важную роль в познании окружающего мира.
5. Статокинетические рефлексы, которые обеспечивают передвижение и равновесие тела в пространстве.
Инстинкт – это врожденная, строго постоянная, специфическая для каждого вида форма приспособительного поведения, которая побуждается основными биологическими потребностями организма и специфическими раздражителями внешней среды. Их характерной особенностью является цепной характер реакций.
1. Половой и родительский инстинкт.
2. Инстинкт самосохранения.
3. Игровой инстинкт.
Условные рефлексы – это рефлексы на будущие события. Биологическое значение условных рефлексов состоит в их предупредительной роли, они имеют для организма приспособительное значение, готовя организм к будущей полезной поведенческой деятельности и помогая ему избежать вредных воздействий, эффективно адаптироваться к окружающей природной и социальной среде. Условные рефлексы формируются благодаря пластичности нервной системы.
Условный рефлекс — это сложная многокомпонентная реакция, которая вырабатывается на базе безусловных рефлексов с использованием предшествующего индифферентного раздражителя. Например, в предстартовый период у спортсменов происходит перераспределение крови, усиление дыхания и кровообращения, и когда мышечная нагрузка начинается, организм уже к ней подготовлен.
1. Приспособительный характер, делающий поведение подогнанным к конкретным условиям среды.
2. Любые условные рефлексы образуются при участии высших отделов головного мозга.
3. Условные рефлексы приобретаются и утрачиваются в индивидуальной жизни каждой конкретной особи.
4. Условный рефлекс имеет сигнальный характер, т. е. условный раздражитель — сигнал всегда предшествует, предупреждает последующее возникновение безусловного рефлекса.
Таким образом, смысл условного рефлекса в том, чтобы обеспечить подготовку организма к какой-либо биологически целенаправленной деятельности.
Правила образования условных рефлексов
1. Для образования условного рефлекса необходимо совпадение по времени, т. е. сочетание какого-либо индифферентного условного раздражителя с раздражителем, вызывающим безусловный рефлекс (безусловным раздражителем). Количество сочетаний может колебаться от немногих до многократных, в зависимости от различных факторов (заинтересованности собаки и т. п.).
2. Для более б
selogni.ru
Тест по теме «высшая нервная деятельность человека»
ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
1. Какой из перечисленных ниже рефлексов является безусловным?
А. Выделение слюны при показе пищи
Б. Реакция собаки на голос хозяина
В. Отдергивание руки от горячего предмета
2. Если в комнате, где у собаки вырабатывается слюноотделительный рефлекс на зажигание лампочки, включается неожиданно приемник, то его звук…
А. Является условным раздражителем
Б. Является безразличным раздражителем
В. Является безусловным раздражителем
Г. Вызывает торможение рефлекса
3. Условный рефлекс будет прочным, если условный раздражитель.
А. Постоянно подкреплять безусловным
Б. Подкреплять безусловным нерегулярно
В. Не подкреплять безусловным
Г. То подкреплять безусловным, то длительно не подкреплять
4. Какой признак характерен для безусловного рефлекса?
А. Характерен для всех особей данного вида
Б. Приобретается в течение жизни
В. Не передается по наследству
Г. Вырабатывается у каждой особи вида
5. К высшей нервной деятельности относят:
А. Мыслительную, речевую деятельность и память
Б. Группу ориентировочных рефлексов
В. Инстинкты
Г. Рефлексы, обеспечивающие органические потребности (голод, жажда и др.)
6. Что такое потребность?
Б. Нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизни и развития организма
В. Внутренний мир человека
Г. Основная форма деятельности нервной системы.
7. Какая форма высшей нервной деятельности характерна для человека?
А. Условные рефлексы
Б. Безусловные рефлексы
В. Мышление
Г. Элементарная рассудочность
8. Большой вклад в учение о высшей нервной деятельности внес
А. И.И. Мечников
Б. И.П. Павлов
В. Луи Пастер
Г. Н.А. Семашко
9. Во время сна деятельность мозга:
А. Прекращается на все время снаБ. Прекращается на время медленного сна
В. Не меняется вовсе
Г. Перестраивается, циклически изменяясь на протяжении всего сна
10. Инстинкт — это:
А. Генетически закрепленное поведение
Б. Приобретенный в течение жизни опыт
В. Поведение, обусловленное целенаправленным обучением
11. Что, по И.П. Павлову, является «чрезвычайной прибавкой к механизмам работы мозга?
А. Рассудочная деятельность
Б. Эмоции:
В. Речь
12. Первая сигнальная система:
А. Анализирует знаковые сигналы, поступающие в виде символов (слов, знаков, изображений) Б. Анализирует сигналы, идущие из внешней среды
В. Анализирует оба типа сигналов
13. Важнейшая функция речи — это:
А. Обобщение и абстрактное мышление
Б. Обозначение конкретных примеров
В. Выражение эмоций
14. Сновидения возникают в период
А. Медленного сна
Б. Быстрого сна
В. В обоих случаях
15. Ухаживание кошки за котятами — это:
А. Условный рефлекс
Б. Сложная цепь безусловных рефлексов
В. Сочетание навыков и безусловных рефлексов
16. Сосредоточенность сознания на том или ином виде деятельности, объекте:
А.Эмоции
Б. Внимание
В. Память
17. Какая из форм торможения передается по наследству?
А. Внешнее
Б. Внутреннее
В. Таких не существует
18. Чего нельзя увидеть в сновидениях?
А. Прошлое
Б. Настоящее
В. Будущее
Чем условный рефлекс отличается от безусловного?
Какое значение для организма имеет сон?
Чем отличается мышление человека от рассудочной деятельности животных?
Ответы
1 — В; 2 — Г; 3 — А; 4 — А; 5 — А; 6 — Б; 7 — В; 8 — Б; 9 —Г; 10—А; 11 — В; 12 — В;
13 —А; 14—А; 15 —Б; 16 — Б; 17 — Б; 18 — В; 19 — безусловные рефлексы передаются по наследству, а условные рефлексы вырабатываются после рождения в процессе жизни; 20 — отдых мозга, активная перестройка его работы, необходимая для упорядочивания полученной информации в период бодрствования; 21 — мышление — это способ на основе известных знаний добывать новую информацию, обобщать известные факты. Рассудочная деятельность — это высшая форма приспособления к условиям среды.
infourok.ru
Какой признак не характерен для безусловного рефлекса. Безусловные рефлексы, их биологическое значение и классификация
Продуктом нашей познавательной деятельности являются знания. Они представляют собой сущность, отраженную человеческим сознанием, и запоминаются в виде суждений, конкретных теорий или понятий.
Знания, умения и навыки — взаимосвязь
Что такое знание?
Знания определяют наши умения и навыки, они представляют собой основу нравственных качеств человека, формируют его мировоззрение и взгляды на мир. Процесс формирования и усвоения знаний, навыков, умений является основополагающим в работах многих ученых и психологов, однако понятие «знание» определяется у них по-разному. У некоторых – это продукт познания, у других – отражение и упорядочение реальности или способ сознательного воспроизведения воспринятого объекта.
Элементарными знаниями обладают и представители животного мира, они помогают им в их жизнедеятельности и реализации инстинктивных актов.
Усвоение знаний — результат
Усвоение знаний во многом зависит от избранного пути, от него зависит полнота умственного развития обучаемого. Сами по себе знания не могут обеспечить высокий уровень интеллектуальной развитости, но без них этот процесс становится немыслимым. Формирование моральных взглядов, волевых черт характера, убеждений и интересов происходит под влиянием знаний, поэтому они являются важным и необходимым элементом в процессе развития способностей человека.
Какие существуют виды знаний?
- Житейский вид знаний, основывается на житейской мудрости, здравом смысле. Это основа поведения человека в повседневной жизни, оно формируется в результате соприкосновения человека с окружающей действительностью и внешними сторонами бытия.
- Художественные – это специфический способ усвоения действительности посредством эстетического восприятия.
- Научные знания представляют собой систематизированный источник информации, основанный на теоретических или опытных формах отражения мира. Научные знания могут противоречить житейским из-за ограниченности и односторонности последних. Наряду с научными знаниями существуют еще донаучные, которые предшествовали им.
Первые знания ребенок получает в младенчестве
Усвоение знаний и его уровни
Усвоение знаний основывается на активной мыслительной деятельности обучаемых. Весь процесс контролируется преподавателем и состоит из нескольких этапов усвоения.
- На первом этапе – понимания, происходит восприятие объекта, то есть выделение его из общей среды и определение его отличительных качеств. У обучающегося нет опыта в данном виде деятельности. А его понимание информирует о его способности к обучаемости и восприятию новой информации.
- Второй этап – узнавания, связан с осмыслением полученных данных, усмотрением его связей с другими субъектами. Процесс сопровождается выполнением каждой операции, при этом используются подсказки, описание действия или намеки.
- Третий уровень – воспроизведения, характеризуется активным самостоятельным воспроизведением понятой и рассмотренной ранее информации, она активно применяется в типовых ситуациях.
- Следующим уровнем процесса усвоения знаний, формирования умений и навыков является применение. На данном этапе учащийся включает воспринятое знание в структуру предшествующего опыта, способен применить приобретенную совокупность умений в нетиповых ситуациях.
- Заключительный пятый уровень усвоения – творческий. На данном этапе сфера деятельности для обучаемого становится известна и понятна. Возникают непредвиденные ситуации, в которых он способен создать новые правила или алгоритмы разрешения возникших сложностей. Действия обучаемого считаются продуктивными и творческими.
Формирование знаний продолжается практически всю жизнь
Классификация уровней формирования знаний позволяет качественно оценить усвоение материала учащимся.
Развитие ученика происходит, начиная с первого уровня. Понятно, что если уровень знаний ученика характеризуется начальным этапом, то роль и ценность их невелика, однако, если учащийся применяет в незнакомых ситуациях полученную информацию, тогда можно говорить о значимом шаге в сторону умственного развития.
Таким образом, усвоение и формирование умений реализуется путем осмысления и повторения информации, понимания и применения в знакомых или новых условиях или сферах жизнедеятельности.
Что такое умения и навыки, из каких этапов состоит процесс их формирования?
До сих пор ведутся жаркие споры среди ученых о том, что находится выше в иерархической схеме формирования новых знаний, умений и навыков, характеризующей умственное развитие. Некоторые подчеркивают важность навыков, другие убеждают нас в ценности умений.
Как формируются навыки — схема
Навык – наивысший уровень сформированности действия, он совершается автоматически, без осознания промежуточных этапов.
Умение же выражается в способности к действию, совершающемуся сознательно, не достигшему высшей степени сформированности. Когда ученик учится совершать какое-либо целенаправленное действие, на начальном этапе он выполняет осознанно все промежуточные шаги, при этом, каждый этап фиксируется в его сознании. Весь процесс развернут и осознан, поэтому сначала происходит формирование умений. По мере работы над собой и систематических тренировок, это умение совершенствуется, сокращается время выполнения процесса, некоторые промежуточные этапы выполняются автоматически, неосознанно. На данном этапе можно говорить о формировании навыков в выполнении действия.
Формирование навыков работы с ножницами
Как видно из сказанного, умение со временем превращается в навык, но в некоторых случаях, когда действие чрезвычайно сложно, оно может так и не перерасти в него. Школьник, на начальном этапе своего обучения чтению, с трудом сочетает буквы в слова. Этот процесс усвоения занимает немало времени и отбирает много сил. Читая книгу, многие из нас контролируют лишь смысловое ее содержание, мы считываем буквы и слова автоматически. В результате длительных тренировок и упражнений, умение читать доведено до уровня навыка.
Формирование навыков и умений – процесс длительный и занимает немало времени. Как правило, для этого потребуется не один год, а совершенствование умений и навыков происходит в течение всей жизни.
Теория развития умений
Определение уровня овладения учениками действия происходит благодаря следующей классификации:
- Нулевой уровень – ученик совершенно не владеет данным действием, отсутствие умения;
- Первый уровень – он знаком с характером действия, для его выполнения требуется достаточная помощь учителя;
- Второй уровень – учащийся выполняет действие самостоятельно по образцу или шаблону, подражает действиям коллег или учителя;
- Третий уровень – он самостоятельно выполняет действие, каждый шаг осознается;
- Четвертый уровень – ученик выполняет действие автоматически, формирование навыков произошло успешно.
Условия формирования и применение знаний, умений и навыков
Одним из этапов усвоения является применение знаний, умений и навыков. Характер и специфика учебного предмета определяет тип педагогической организации этого процесса. Он может быть реализован с помощью лабораторных работ, практических упражнений, решения учебно-исследовательских задач. Ценность применения умений и навыков велика. Мотивация ученика усиливается, знания становятся прочными и осмысленными. В зависимости от своеобразия изучаемого объекта, используются различные методы их применения. Такие предметы как география, химия, физика предполагают формирование навыков, используя наблюдение, измерение, решение задач и записывание всех получен
slovarslov.ru
Тест по биологии Высшая нервная деятельность человека 8 класс
Тест по биологии Высшая нервная деятельность человека для учащихся 8 класса с ответами. Тест состоит из 2 вариантов. В первом варианте — 21 задание, во втором — 20 заданий.
1 вариант
1. Какой из перечисленных ниже рефлексов является безусловным?
А. Выделение слюны при показе пищи
Б. Реакция собаки на голос хозяина
В. Отдергивание руки от горячего предмета
2. Если в комнате, где у собаки вырабатывается слюноотделительный рефлекс на зажигание лампочки, включается неожиданно приемник, то его звук…
А. Является условным раздражителем
Б. Является безразличным раздражителем
В. Является безусловным раздражителем
Г. Вызывает торможение рефлекса
3. Условный рефлекс будет прочным, если условный раздражитель…
А. Постоянно подкреплять безусловным
Б. Подкреплять безусловным нерегулярно
В. Не подкреплять безусловным
Г. То подкреплять безусловным, то длительно не подкреплять
4. Какой признак характерен для безусловного рефлекса?
А. Характерен для всех особей данного вида
Б. Приобретается в течение жизни
В. Не передается по наследству
Г. Вырабатывается у каждой особи вида
5. К высшей нервной деятельности относят
А. Мыслительную, речевую деятельность и память
Б. Группу ориентировочных рефлексов
В. Инстинкты
Г. Рефлексы, обеспечивающие органические потребности (голод, жажда и др.)
6. Что такое потребность?
А. Сложный комплекс приспособительных двигательных актов, направленных на удовлетворение имеющейся у организма потребности
Б. Нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизни и развития организма
В. Внутренний мир человека
Г. Основная форма деятельности нервной системы
7. Какая форма высшей нервной деятельности характерна для человека?
А. Условные рефлексы
Б. Безусловные рефлексы
В. Мышление
Г. Элементарная рассудочность
8. Большой вклад в учение о высшей нервной деятельности внес
А. И.И. Мечников
Б. И.П. Павлов
В. Луи Пастер
Г. Н.А. Семашко
9. Во время сна деятельность мозга
А. Прекращается на все время сна
Б. Прекращается на время медленного сна
В. Не меняется вовсе
Г. Перестраивается, циклически изменяясь на протяжении всего сна
10. Инстинкт — это
А. Генетически закрепленное поведение
Б. Приобретенный в течение жизни опыт
В. Поведение, обусловленное целенаправленным обучением
11. Что, по И.П. Павлову, является чрезвычайной прибавкой к механизмам работы мозга?
А. Рассудочная деятельность
Б. Эмоции
В. Речь
12. Первая сигнальная система
А. Анализирует знаковые сигналы, поступающие в виде символов (слов, знаков, изображений)
Б. Анализирует сигналы, идущие из внешней среды
В. Анализирует оба типа сигналов
13. Важнейшая функция речи — это
А. Обобщение и абстрактное мышление
Б. Обозначение конкретных примеров
В. Выражение эмоций
14. Сновидения возникают в период
А. Медленного сна
Б. Быстрого сна
В. В обоих случаях
15. Ухаживание кошки за котятами — это
А. Условный рефлекс
Б. Сложная цепь безусловных рефлексов
В. Сочетание навыков и безусловных рефлексов
16. Сосредоточенность сознания на том или ином виде деятельности, объекте
А. Эмоции
Б. Внимание
В. Память
17. Какая из форм торможения передается по наследству?
А. Внешнее
Б. Внутреннее
В. Таких не существует
18. Чего нельзя увидеть в сновидениях?
А. Прошлое
Б. Настоящее
В. Будущее
19. Чем условный рефлекс отличается от безусловного?
20. Какое значение для организма имеет сон?
21. Чем отличается мышление человека от рассудочной деятельности животных?
2 вариант
1. Какой из перечисленных ниже рефлексов является условным?
А. Выделение слюны при показе пищи
Б. Реакция собаки на голос хозяина
В. Отдергивание руки от горячего предмета
2. Если у собаки вырабатывается условный слюноотделительный рефлекс на зажигание электрической лампочки, то пища в этом случае…
А. Является условным раздражителем
Б. Является безразличным раздражителем
В. Является безусловным раздражителем
Г. Вызывает торможение рефлекса
3. Какие формы высшей нервной деятельности наблюдаются у животных?
А. Только безусловные и условные рефлексы
Б. Безусловные и условные рефлексы и элементарная рассудочная деятельность
В. Мышление
Г. Только элементарная рассудочная деятельность
4. Условный рефлекс…
А. Характерен для всех особей данного вида
Б. Приобретается в течение жизни
В. Передается по наследству
Г. Является врожденным
5. Какая из форм высшей нервной деятельности соотносится с умением решать математические задачи?
А. Условные рефлексы
Б. Безусловные рефлексы
В. Абстрактное мышление
Г. Элементарная рассудочная деятельность
6. В комнате, где у собаки вырабатывается слюноотделительный рефлекс на зажигание лампочки, постоянно включено радио. Радио в этом случае выступает как…
А. Условный раздражитель
Б. Безразличный раздражитель
В. Безусловный раздражитель
Г. Фактор, вызывает торможение рефлекса
7. В период быстрого сна
А. Снижается температура
Б. Замедляется дыхание
В. Происходит движение глазных яблок под закрытыми веками
Г. Понижается кровяное давление
8. Ответная реакция организма на раздражение рецепторов при участии и контроле нервной системы называется
А. Гуморальной регуляцией
Б. Рефлексом
В. Автоматизмом
Г. Сознательной деятельностью
9. Во время сна деятельность мозга
А. Прекращается на все время сна
Б. Прекращается на время медленного сна
В. Не меняется вовсе
Г. Перестраивается, циклически изменяясь на протяжении всего сна
10. Прямо перед школьником неожиданно на большой скорости проехала машина. Он остановился как вкопанный. Почему?
А. Сработало внешнее торможение
Б. Сработал условный рефлекс
В. Сработало внутреннее торможение
11. Вторая сигнальная система
А. Анализирует знаковые сигналы, поступающие в виде символов (слов, знаков, изображений)
Б. Анализирует сигналы, идущие из внешней среды
В. Анализирует оба типа сигналов
12. Рассудочная деятельность — это…
А. Высшая форма приспособления к условиям среды
Б. Способность говорить
В. Способность использовать орудия труда
13. Сновидения возникают в период
А. Медленного сна
Б. Быстрого сна
В. В обоих случаях
14. Засыпание человека происходит
А. Только рефлекторно
Б. Под влиянием гуморальных процессов
В. Под влиянием гуморальных и рефлекторных процессов
15. Кто первым объяснил рефлекторный принцип работы головного мозга?
А. И.П. Павлов
Б. А.А. Ухтомский
В. И.М. Сеченов
Г. П.И. Анохин
16. Что И.П. Павлов понимал под названием «сигналы сигналов»?
А. Первую сигнальную систему
Б. Вторую сигнальную систему
В. Рефлекс
17. Переживания, в которых проявляются отношения людей к окружающему миру и к самому себе, называются
А. Обучением
Б. Памятью
В. Эмоциями
18. Каково биологическое значение торможения условных рефлексов?
19. Что формируется труднее: знания, умения или навыки?
20. Как по-другому можно назвать цепочку условных рефлексов?
Ответы на тест по биологии Высшая нервная деятельность человека
1 вариант
1-В
2-Г
3-А
4-А
5-А
6-Б
7-В
8-Б
9-Г
10-А
11-В
12-В
13-А
14-А
15-Б
16-Б
17-Б
18-В
19. Безусловные рефлексы передаются по наследству, а условные рефлексы вырабатываются после рождения в процессе жизни
20. Отдых мозга, активная перестройка его работы, необходимая для упорядочивания полученной информации в период бодрствования
21. Мышление — это способ на основе известных знаний добывать новую информацию, обобщать известные факты. Рассудочная деятельность — это высшая форма приспособления к условиям среды
2 вариант
1-Б
2-В
3-Б
4-Б
5-В
6-Г
7-В
8-Б
9-Г
10-А
11-А
12-А
13-Б
14-В
15-В
16-Б
17-В
18. Позволяет приспособиться к конкретным условиям существования
19. Умение
20. Динамический стереотип
testschool.ru
Тест по биологии (8 класс) по теме: «Высшая нервная деятельность человека»
ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Вариант I
1. Какой из перечисленных ниже рефлексов является безусловным?
А. Выделение слюны при показе пищи
Б. Реакция собаки на голос хозяина
В. Отдергивание руки от горячего предмета
2. Если в комнате, где у собаки вырабатывается слюноотделительный рефлекс на зажигание лампочки, включается неожиданно приемник, то его звук…
А. Является условным раздражителем
Б. Является безразличным раздражителем
В. Является безусловным раздражителем
Г. Вызывает торможение рефлекса
3. Условный рефлекс будет прочным, если условный раздражитель.
А. Постоянно подкреплять безусловным
Б. Подкреплять безусловным нерегулярно
В. Не подкреплять безусловным
Г. То подкреплять безусловным, то длительно не подкреплять
4. Какой признак характерен для безусловного рефлекса?
А. Характерен для всех особей данного вида
Б. Приобретается в течение жизни
В. Не передается по наследству
Г. Вырабатывается у каждой особи вида
5. К высшей нервной деятельности относят:
А. Мыслительную, речевую деятельность и память
Б. Группу ориентировочных рефлексов
В. Инстинкты
Г. Рефлексы, обеспечивающие органические потребности (голод, жажда и др.)
6. Что такое потребность?
А. Сложный комплекс приспособительных двигательных актов, направленных на удовлетворение имеющейся у организма потребности
Б. Нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизни и развития организма
В. Внутренний мир человека
Г. Основная форма деятельности нервной системы.
7. Какая форма высшей нервной деятельности характерна для человека?
А. Условные рефлексы
Б. Безусловные рефлексы
В. Мышление
Г. Элементарная рассудочность
8. Большой вклад в учение о высшей нервной деятельности внес
А. И.И. Мечников
Б. И.П. Павлов
В. Луи Пастер
Г. Н.А. Семашко
9. Во время сна деятельность мозга:
А. Прекращается на все время сна
Б. Прекращается на время медленного сна
В. Не меняется вовсе
Г. Перестраивается, циклически изменяясь на протяжении всего сна
10. Инстинкт — это:
А. Генетически закрепленное поведение
Б. Приобретенный в течение жизни опыт
В. Поведение, обусловленное целенаправленным обучением
11. Что, по И.П. Павлову, является «чрезвычайной прибавкой к механизмам работы мозга?
А. Рассудочная деятельность
Б. Эмоции:
В. Речь
12. Первая сигнальная система:
А. Анализирует знаковые сигналы, поступающие в виде символов (слов, знаков, изображений) Б. Анализирует сигналы, идущие из внешней среды
В. Анализирует оба типа сигналов
13. Важнейшая функция речи — это:
А. Обобщение и абстрактное мышление
Б. Обозначение конкретных примеров
В. Выражение эмоций
14. Сновидения возникают в период
А. Медленного сна
Б. Быстрого сна
В. В обоих случаях
15. Ухаживание кошки за котятами — это:
А. Условный рефлекс
Б. Сложная цепь безусловных рефлексов
В. Сочетание навыков и безусловных рефлексов
16. Сосредоточенность сознания на том или ином виде деятельности, объекте:
А.Эмоции
Б. Внимание
В. Память
17. Какая из форм торможения передается по наследству?
А. Внешнее
Б. Внутреннее
В. Таких не существует
18. Чего нельзя увидеть в сновидениях?
А. Прошлое
Б. Настоящее
В. Будущее
- Чем условный рефлекс отличается от безусловного?
- Какое значение для организма имеет сон?
- Чем отличается мышление человека от рассудочной деятельности животных?
Вариант I
- 1 — В; 2 — Г; 3 — А; 4 — А; 5 — А; 6 — Б; 7 — В; 8 — Б; 9 —Г; 10—А; 11 — В; 12 — В;
- 13 —А; 14—А; 15 —Б; 16 — Б; 17 — Б; 18 — В; 19 — безусловные рефлексы передаются по наследству, а условные рефлексы вырабатываются после рождения в процессе жизни; 20 — отдых мозга, активная перестройка его работы, необходимая для упорядочивания полученной информации в период бодрствования; 21 — мышление — это способ на основе известных знаний добывать новую информацию, обобщать известные факты. Рассудочная деятельность — это высшая форма приспособления к условиям среды.
ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Вариант II
1. Какой из перечисленных ниже рефлексов является условным?
А. Выделение слюны при показе пищи
Б. Реакция собаки на голос хозяина
В. Отдергивание руки от горячего предмета
2. Если у собаки вырабатывается условный слюноотделительный рефлекс на зажигание электрической лампочки, то пища в этом случае…
А. Является условным раздражителем
Б. Является безразличным раздражителем
В. Является безусловным раздражителем
Г. Вызывает торможение рефлекса
3. Какие формы высшей нервной деятельности наблюдаются у животных?
А. Только безусловные и условные рефлексы
Б. Безусловные и условные рефлексы и элементарная рассудочная деятельность
В. Мышление
Г. Только элементарная рассудочная деятельность
4. Условный рефлекс…
А. Характерен для всех особей данного вида
Б. Приобретается в течение жизни
В. Передается по наследству
Г. Является врожденным
5. Какая из форм высшей нервной деятельности соотносится с умением решать математические задачи?
А. Условные рефлексы
Б. Безусловные рефлексы
В. Абстрактное мышление
Г. Элементарная рассудочная деятельность
6. В комнате, где у собаки вырабатывается слюноотделительный рефлекс на зажигание лампочки, постоянно включено радио. Радио в этом случае выступает как…
А. Условный раздражитель
Б. Безразличный раздражитель
В. Безусловный раздражитель
Г. Фактор, вызывает торможение рефлекса
7. В период быстрого сна
А. Снижается температура
Б. Замедляется дыхание
В. Происходит движение глазных яблок под закрытыми веками
Г. Понижается кровяное давление
8. Ответная реакция организма на раздражение рецепторов при участии и контроле нервней системы называется:
А. Гуморальной регуляцией
Б. Рефлексом
В. Автоматизмом
Г. Сознательной деятельностью
9. Во время сна деятельность мозга:
А. Прекращается на все время сна
Б. Прекращается на время медленного сна
В. Не меняется вовсе
Г. Перестраивается, циклически изменяясь на протяжении всего сна
10. Прямо перед школьником неожиданно на большой скорости проехала машина. Он остановился как вкопанный. Почему?
А. Сработало внешнее торможение
Б. Сработал условный рефлекс
В. Сработало внутреннее торможение
11. Вторая сигнальная система:
А. Анализирует знаковые сигналы, поступающие в виде символов (слов, знаков, изображений) Б. Анализирует сигналы, идущие из внешней среды
В. Анализирует оба типа сигналов
12.Рассудочная деятельность — это…
А. Высшая форма приспособления к условиям среды
Б. Способность говорить
В. Способность использовать орудия труда
13. Сновидения возникают в период
А. Медленного сна
Б. Быстрого сна
В. В обоих случаях
14. Засыпание человека происходит:
А. Только рефлекторно
Б. Под влиянием гуморальных процессов
В. Под влиянием гуморальных и рефлекторных процессов
15. Кто первым объяснил рефлекторный принцип работы головного мозга?
А. И. П. Плодов
Б. А. Л. Ухтомский
В. И.М. Сеченов
Г. II.И. Анохин
16. Что И.П. Павлов понимал под названием «сигналы сигналов»?
А. Первую сигнальную систему
Б. Вторую сигнальную систему
В. Рефлекс
17. Переживания, в которых проявляются отношения людей к окружающему миру и к самому себе, называются:
А. Обучением
Б. Памятью
В. Эмоциями
18. Каково биологическое значение торможения условных рефлексов?
19. Что формируется труднее: знания, умения или навыки?
20.Как по-другому можно назвать цепочку условных рефлексов?
Вариант II
1 — Б; 2 — В; 3 — Б; 4 — Б; 5 — В; 6 — Г; 7 — В; 8 — Б; 9 —Г; 10—А; 11—А; 12 —А; 13 — Б; 14 —В; 15 —В; 16 — Б; 17 — В; 18 — позволяет приспособиться к конкретным условиям существования; 19 — умения; 20 — динамический стереотип.
nsportal.ru
Контрольная работа по теме «Высшая нервная деятельность»
Фамилия имя_________________________ 9 класс Дата__________
Контрольная работа по теме: ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Вариант I
1. Какой из перечисленных ниже рефлексов является безусловным?
А. Выделение слюны при показе пищи Б. Реакция собаки на голос хозяина
В. Отдергивание руки от горячего предмета
2. Какой признак характерен для безусловного рефлекса?
А. Характерен для всех особей данного вида Б. Приобретается в течение жизни
В. Не передается по наследству Г. Вырабатывается у каждой особи вида
3. К высшей нервной деятельности относят:
А. Мыслительную, речевую деятельность и память Б. Группу ориентировочных рефлексов
В. Инстинкты Г. Рефлексы, обеспечивающие органические потребности (голод, жажда )
4. Какая форма высшей нервной деятельности характерна для человека?
А. Условные рефлексы Б. Безусловные рефлексы
В. Мышление Г. Элементарная рассудочность
5. Большой вклад в учение о высшей нервной деятельности внес
А. И.И. Мечников Б. И.П. Павлов В. Луи Пастер Г. Н.А. Семашко
6. Первая сигнальная система:
А. Анализирует знаковые сигналы, поступающие в виде символов (слов, знаков, изображений) Б. Анализирует сигналы, идущие из внешней среды В. Анализирует оба типа сигналов
7. Важнейшая функция речи — это:
А. Обобщение и абстрактное мышление Б. Обозначение конкретных примеров
В. Выражение эмоций
8. Сосредоточенность сознания на том или ином виде деятельности, объекте:
А.Эмоции Б. Внимание В. Память
9. Установите соответствие между типами темперамента и их характеристиками
А)общительность 1)холерик
Б)эмоциональность 2)меланхолик
В)неуверенность в себе 3)флегматик
Г)вспыльчивость
Д)медлительность
Е)постоянство настроения
- А
Б
В
Г
Д
Е
10. Соотнесите термин и понятие(впишите термины в таблицу) 1 Высшая нервная деятельность; 2 Память; 3. Внимание; 4. Поведение; 5. Эмоции.
ТерминПонятие
Направленность и сосредоточенность сознания на том или ином виде деятельности, объекте или событии
Сложный комплекс приспособительных двигательных актов, направленных на удовлетворение имеющейся у организма потребности и проявляющихся в целенаправленной деятельности
Отражение отдельных свойств предмета
Совокупность индивидуальных особенностей мышления
Отражение предмета в целом
Сложный процесс, состоящий из запоминания информации, её хранения и воспроизведения
Способность решать задачи с помощью подсознательного опыта
Плач, смех, проявление удовольствия, страха, печали и других чувств у людей
12. Закончите предложения:
__________________________ память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока.
__________________________память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений.
____________________________— способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими;
13. Составьте конспект- классификацию видов и типов памяти (во времени, по способу запоминания
Фамилия имя_________________________ 9 класс Дата__________
Контрольная работа по теме: ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Вариант II
1. Какой из перечисленных ниже рефлексов является условным?
А. Выделение слюны при показе пищи Б. Реакция собаки на голос хозяина
В. Отдергивание руки от горячего предмета
2. Какие формы высшей нервной деятельности наблюдаются у животных?
А. Только безусловные и условные рефлексы Б. Мышление
В. Безусловные и условные рефлексы и элементарная рассудочная деятельность
Г. Только элементарная рассудочная деятельность
3. Большой вклад в учение о высшей нервной деятельности внес
А. И.И. Мечников Б. И.П. Павлов В. Луи Пастер Г. Н.А. Семашко
4. Какая из форм высшей нервной деятельности соотносится с умением решать математические задачи?
А. Условные рефлексы Б. Безусловные рефлексы В. Абстрактное мышление
Г. Элементарная рассудочная деятельность
5. Ответная реакция организма на раздражение рецепторов при участии и контроле нервней системы называется:
А. Гуморальной регуляцией Б. Рефлексом В. Автоматизмом Г. Сознательной деятельностью
6. Вторая сигнальная система:
А. Анализирует знаковые сигналы, поступающие в виде символов (слов, знаков, изображений)
Б. Анализирует сигналы, идущие из внешней среды В. Анализирует оба типа сигналов
7.Воображение — это…
А. Высшая форма приспособления к условиям среды
Б. Оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям В. Процесс создания новых образов на основании имеющихся в памяти
8. Переживания, в которых проявляются отношения людей к окружающему миру и к самому себе, называются:
А. Обучением Б. Памятью В. Эмоциями
9. Установите соответствие между типами темперамента и их характеристиками
А) медлительность 1) флегматик
Б) постоянство настроения 2) холерик
В) неуверенность в себе 3) меланхолик
Г) вспыльчивость
Д) общительность
Е) эмоциональность
- А
Б
В
Г
Д
Е
10. Соотнесите термин и понятие(впишите термины в таблицу) 1 Высшая нервная деятельность; 2 Память; 3. Внимание; 4. Поведение; 5. Эмоции.
ТерминПонятие
Совокупность индивидуальных особенностей мышления
Способность решать задачи с помощью подсознательного опыта
Отражение отдельных свойств предмета
Направленность и сосредоточенность сознания на том или ином виде деятельности, объекте или событии
Плач, смех, проявление удовольствия, страха, печали и других чувств у людей
Отражение предмета в целом
Сложный процесс, состоящий из запоминания информации, её хранения и воспроизведения
Сложный комплекс приспособительных двигательных актов, направленных на удовлетворение имеющейся у организма потребности и проявляющихся в целенаправленной деятельности
12. Закончите предложения:
__________________________ память способна хранить информацию в течение ограниченного срока.
__________________ — устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности.
По характеру участия воли в процессе запоминания и воспроизведения материала память делят на __________________________ и ______________________________.
13. Составьте конспект- классификацию видов и типов памяти (во времени, по способу запоминания
infourok.ru
Безусловный рефлекс — это… Значение безусловного рефлекса. Безусловные и условные рефлексы
Рефлексом называют ответную реакцию организма на внутреннее или внешнее раздражение, осуществляемую и контролируемую центральной нервной системой. Первыми учеными, которые развили представления о поведении человека, до этого являвшиеся загадкой, стали наши соотечественники И.П. Павлов и И.М. Сеченов.
Что такое безусловные рефлексы?
Безусловный рефлекс – это врожденная, наследуемая потомством от родителей стереотипная реакция организма на воздействие внутренней или окружающей среды. Он сохраняется у человека в течение всей его жизни. Рефлекторные дуги проходят через головной и спинной мозг, кора больших полушарий не принимает участия в их образовании. Значение безусловного рефлекса в том, что он обеспечивает приспособление организма человека непосредственно к тем изменениям среды, которые часто сопровождали многие поколения его предков.
Какие рефлексы относятся к безусловным?
Безусловный рефлекс – это основная форма деятельности нервной системы, автоматическая реакция на раздражитель. А поскольку на человека воздействуют различные факторы, то и рефлексы бывают разные: пищевой, оборонительный, ориентировочный, половой… К пищевым относятся слюноотделение, глотание и сосание. Оборонительными выступают кашель, мигание, чихание, отдергивание конечностей от горячих предметов. Ориентировочными реакциями можно назвать повороты головы, скашивание глаз. К половым относятся инстинкты, связанные с воспроизведением, а также уходом за потомством. Значение безусловного рефлекса заключается в том, что он обеспечивает сохранение целостности организма, поддерживает постоянство внутренней среды. Благодаря ему происходит размножение. Даже у новорожденных детей можно наблюдать элементарный безусловный рефлекс — это сосание. Кстати, он является наиболее важным. Раздражителем в данном случае выступает прикосновение к губам какого-либо предмета (соски, груди матери, игрушки или пальца). Другой важный безусловный рефлекс — это мигание, возникающее в том случае, когда постороннее тело приблизится к глазу либо коснется роговицы. Такая реакция относится к защитной или оборонительной группе. Также у детей наблюдается сужение зрачков, например, при воздействии сильного света. Однако наиболее ярко признаки безусловных рефлексов проявляются у различных животных.
Что такое условные рефлексы?
Условными называют рефлексы, приобретенные организмом в течение жизни. Они образуются на базе наследуемых, при условии воздействия внешнего раздражителя (времени, стука, света и так далее). Ярким примером служат опыты, проведенные на собаках академиком И.П. Павловым. Он изучал образование этого типа рефлексов на животных, являлся разработчиком уникальной методики их получения. Так, для выработки таких реакций необходимо наличие регулярного раздражителя – сигнала. Он запускает механизм, а многократное повторение воздействия раздражителя позволяет вырабатывать условный рефлекс. При этом возникает так называемая временная связь между дугами безусловного рефлекса и центрами анализаторов. Теперь основной инстинкт пробуждается под действием принципиально новых сигналов внешнего характера. Данные раздражители окружающего мира, к которым ранее организм был безразличен, начинают приобретать исключительное, жизненно важное значение. У каждого живого существа в течение жизни может вырабатываться множество различных условных рефлексов, составляющих основу его опыта. Однако это относится только к данной конкретной особи, по наследству этот жизненный опыт не передастся.
Самостоятельная категория условных рефлексов
В самостоятельную категорию принято выделять вырабатываемые в течение жизни условные рефлексы двигательного характера, то есть навыки либо автоматизированные действия. Их смысл заключается в освоении новых умений, а также выработке новых двигательных форм. Например, за весь период своей жизни человек овладевает множеством специальных двигательных навыков, которые связаны с его профессией. Они являются основой нашего поведения. Мышление, внимание, сознание освобождаются при выполнении операций, которые достигли автоматизма и стали реалией повседневной жизни. Наиболее успешным путем овладения навыками является систематическое выполнение упражнения, своевременное исправление замеченных ошибок, а также знание конечной цели любой задачи. В том случае, если условный раздражитель не подкрепляется какое-то время безусловным, происходит его торможение. Однако совсем он не исчезает. Если по прошествии какого-то времени повторить действие, то рефлекс довольно быстро восстановится. Торможение может возникнуть и при условии возникновения раздражителя еще большей силы.
Сравните безусловные и условные рефлексы
Как уже говорилось выше, эти реакции отличаются природой возникновения и имеют разный механизм формирования. Для того чтобы понять, в чем же разница, просто сравните безусловные и условные рефлексы. Так, первые имеются у живого существа с самого рождения, в течение всей жизни они не изменяются и не исчезают. Кроме того, безусловные рефлексы одинаковы у всех организмов конкретного вида. Их значение заключается в подготовке живого существа к постоянным условиям. Рефлекторная дуга такой реакции проходит через ствол головного или спинной мозг. В качестве примера приведем некоторые безусловные рефлексы (врожденные): активное выделение слюны, когда в рот попадает лимон; сосательное движение новорожденного; кашель, чихание, отдергивание рук от горячего предмета. А теперь рассмотрим характеристики условных реакций. Они приобретаются в течение всей жизни, могут изменяться либо исчезать, и, что не менее важно, у каждого организма они индивидуальные (свои собственные). Основная их функция — это приспосабливание живого существа к изменяющимся условиям. Их временная связь (центры рефлексов) создается в коре больших полушарий головного мозга. В качестве примера условного рефлекса можно привести реакцию животного на кличку или же реакцию полугодовалого ребенка на бутылку с молоком.
Схема безусловного рефлекса
Согласно исследованиям академика И.П. Павлова, общая схема безусловных рефлексов заключается в следующем. На те или иные рецепторные нервные приборы воздействуют те или иные раздражители внутреннего или внешнего мира организма. В результате полученное раздражение преобразует весь процесс в так называемое явление нервного возбуждения. Оно передается по нервным волокнам (как по проводам) в ЦНС, а оттуда поступает к конкретному рабочему органу, уже превращаясь в специфический процесс на клеточном уровне данного участка организма. Получается, что те или иные раздражители закономерно связаны с той или иной деятельностью так же, как причина со следствием.
Особенности безусловных рефлексов
Представленная ниже характеристика безусловных рефлексов как бы систематизирует изложенный выше материал, она поможет окончательно разобраться с рассматриваемым нами явлением. Итак, каковы же особенности наследуемых реакций?
- Врожденный характер ответа организма на раздражители.
- Постоянство нервных связей между определенными видами раздражений и ответных реакций.
- Видовой характер: однотипные рефлексы протекают идентично у всех представителей конкретного вида живых организмов, они отличаются только характерными особенностями животных, которые принадлежат к различным видам. Например, инстинктивная забота о потомстве у всех пчел в рое совершенно одинаковая, однако отличается от тех же инстинктов ос или муравьев.
- Врожденные безусловные рефлексы вообще не зависят от личного опыта, они практически не изменяются в течение жизни животного.
- У высших организмов этот тип реакций, как правило, осуществляется низшими отделами нервной системы, участие коры больших полушарий головного мозга не зафиксировано.
Безусловный инстинкт и рефлекс животных
Исключительное постоянство нервной связи, лежащей в основе безусловного инстинкта, объясняется тем, что все животные рождаются с нервной системой. Она уже способна реагировать должным образом на конкретные раздражители внешней среды. Например, существо может вздрагивать при резком звуке; у него будут выделяться пищеварительный сок и слюна при попадании пищи в рот либо в желудок; оно будет моргать при зрительном раздражении и так далее. Врожденными у животных и людей являются не только отдельные безусловные рефлексы, но и гораздо более сложные формы реакций. Они получили название инстинктов.
Безусловный рефлекс, по сути, не является полностью однообразным, шаблонным, трансферной реакцией животного на внешний раздражитель. Он характеризуется хоть и элементарной, примитивной, но все же вариативностью, изменчивостью, зависящей от внешних условий (силы, особенности ситуации, положения раздражителя). Кроме того, на него влияют и внутренние состояния животного (пониженная или повышенная активность, поза и другие). Так, еще И.М. Сеченов в своих опытах с обезглавленными (спинальными) лягушками показал, что при воздействии на пальцы задних лап этого земноводного происходит противоположная двигательная реакция. Из этого можно сделать вывод, что безусловный рефлекс все же обладает приспособительной изменчивостью, но в незначительных пределах. В результате получаем, что достигаемое при помощи этих реакций уравновешивание организма и внешней среды может быть относительно совершенным только в отношении незначительно изменяющихся факторов окружающего мира. Безусловный рефлекс не в состоянии обеспечить приспособление животного к новым либо резко изменяющимся условиям.
Что же касается инстинктов, то иногда они выражаются в виде простых действий. Например, наездник благодаря обонянию отыскивает под корой личинок другого насекомого. Он прокалывает кору и откладывает свое яйцо в найденную жертву. На этом заканчивается все его действие, обеспечивающее продолжение рода. Существуют и сложные безусловные рефлексы. Инстинкты такого рода состоят из цепи действий, совокупность которых обеспечивает продолжение рода. В качестве примера можно привести птиц, муравьев, пчел и других животных.
Видовая специфичность
Безусловные рефлексы (видовые) присутствуют как у людей, так и у животных. Следует понимать, что такие реакции у всех представителей одного вида будут одинаковы. В качестве примера можно привести черепаху. Все виды этих земноводных втягивают голову и конечности в панцирь при возникновении опасности. А все ежи подпрыгивают и издают шипящий звук. Кроме того, следует знать, что не все безусловные рефлексы возникают в одно время. Эти реакции меняются в соответствии с возрастом и сезоном. Например, период размножения или же двигательные и сосательные действия, которые появляются у 18-недельного плода. Таким образом, безусловные реакции являются своеобразными наработками для условных рефлексов у людей и животных. Например, у детенышей по мере взросления происходит переход в разряд синтетических комплексов. Они увеличивают приспосабливаемость организма к внешним условиям среды.
Безусловное торможение
В процессе жизнедеятельности каждый организм регулярно подвергается — как извне, так и изнутри — разным раздражителям. Каждый из них способен вызвать соответствующую реакцию – рефлекс. Если бы все они могли реализоваться, то жизнедеятельность такого организма стала бы хаотичной. Однако этого не происходит. Наоборот, реакционная деятельность характеризуется согласованностью и упорядоченностью. Объясняется это тем, что в организме происходит торможение безусловных рефлексов. Это значит, что наиболее важный в конкретный момент времени рефлекс задерживает второстепенные. Обычно внешнее торможение может возникнуть в момент начала иной деятельности. Новый возбудитель, как более сильный, приводит к затуханию старого. И в результате прежняя деятельность автоматически прекратится. Например, собака ест, и в этот момент звонят в дверь. Животное моментально прекращает прием пищи и бежит встречать пришедшего. Имеет место резкая смена деятельности, и слюновыделение у собаки в этот момент прекращается. К безусловному торможению рефлексов относят и некоторые врожденные реакции. В них определенные возбудители вызывают полное прекращение некоторых действий. К примеру, тревожное кудахтанье курицы заставляет цыплят замирать и прижиматься к земле, а наступление темноты вынуждает кенара прекращать пение.
Кроме того, существует и охранительное (запредельное) торможение. Оно возникает как ответная реакция на весьма сильный раздражитель, требующий от организма действий, которые превышают его возможности. Уровень такого воздействия определяется частотой импульсов нервной системы. Чем сильнее возбудится нейрон, тем выше будет частота у потока нервных импульсов, который он генерирует. Однако если данный поток превысит определенные пределы, то возникнет процесс, который начнет препятствовать прохождению возбуждения по нейронной цепи. Течение импульсов по рефлекторной дуге спинного и головного мозга прерывается, в результате возникнет торможение, сохраняющее исполнительные органы от полного истощения. Какой из этого следует вывод? Благодаря торможению безусловных рефлексов организм выделяет из всех возможных вариантов наиболее адекватный, способный защитить от непосильной деятельности. Этот процесс также способствует проявлению так называемой биологической осторожности.
fb.ru