Обществознание.про: Задание на раскрытие смысла понятия (С5): что такое спрос
Самым, пожалуй, ощутимым изменением в спецификации контрольно-измерительных материалов ЕГЭ—2014 по обществознанию, стали изменения, которые коснулись задания С5. Поэтому решила посвятить отдельное сообщение этому заданию. При подготовке текста использованы следующие материалы:
- Маркин С. А. ЕГЭ. Обществознание. Выполнение заданий части С. — М,: Айрис-пресс, 2012
- Рутковская Е.Л., Котова О.А., Лискова Т. Е. Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных заданий/ФИПИ. — М.: Интеллект-Центр, 2010
- Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2014 года/Обществознание
Согласно спецификации, задание С5 — это задание, проверяющее умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте. Оно предполагает определение смысла понятия и составление с ним двух информативных предложений. Выполнение этого задания как, впрочем, и любого другого, следует начинать с уяснения требований.
Первое требование. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие … предполагает воспроизведение выпускником определения указанного в задании понятия (первый элемент ответа).
Второе требование. Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения… предполагает составление выпускником двух предложений с указанным понятием.
Таким образом, задание включает два требования, включающие в совокупности три предложения. Дело в том, что нередко выпускники ошибочно считают первое требование просто вводной информацией и думают, что надо дать ответ только на вторую часть, то есть, составить два предложения, содержащих определённую информацию об обществоведческом понятии, и таким образом раскрыть его смысл.
Что изменилось в задании С5 в 2014 году?
- Содержание каждого из двух предложений на употребление понятия в контексте обществоведческого знания конкретизировано: в задании указано, какие именно аспекты данного понятия (его виды, типы, формы, взаимосвязь с другими понятиями, формулирование суждений и др.) необходимо раскрыть в каждом из составленных предложений (прежде задание никак не ограничивало выбор выпускников аспектов, описываемых в составленных предложениях).
- Максимальный балл за выполнение этого задания — 3 балла (раньше было 2 балла).
- Если в ответе только правильно раскрыт смысл понятия, то такой ответ оценивается 1 баллом (раньше было 0 баллов)
- Если в ответе неверно раскрыт смысл понятия, то даже при двух правильно составленных предложениях, ответ будет оценён в 0 баллов (раньше было 1 балл).
— составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия, то задание оценивается 2 баллами;
— составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия, то задание оценивается 1 баллом. Таким образом, наличие ошибочных позиций при раскрытии смысла понятия снижает на балл оценку за задание.
Как повлияют эти изменения на результативность выполнения задания, покажут результаты этого года. А пока рассмотрим задание и критерии оценивания к нему на конкретном примере. Две недели назад я принимала участие в обучающем семинаре и квалификационных испытаниях для кандидатов в члены экспертной комиссии ЕГЭ по обществознанию. Одним из примеров задания С5, предложенного нам для оценивания, было задание по понятию «спрос». Вот как выглядело задание и эталон ответа к нему.
Обратите внимание на формулировку закона спроса, предложенную в критериях. Совершенно очевидно, что автор задания и критериев оценивания не понимает разницы между спросом (как зависимостью между всеми возможными ценами на товар и количеством товара, которое покупатели готовы — то есть, хотят и могут — купить по данным ценам) и величиной спроса (как количеством товара, которое покупатели готовы — то есть, хотят и могут — купить по данной цене). В критериях использовано понятие «спрос», хотя верным будет использование понятия «величина спроса». С тем, что разница между этими понятиями очевидна, согласятся не только учителя обществознания, но и, к примеру, математики. Согласитесь, что график функции (спрос) и абсцисса одной из множества точек графика (величина спроса) — это принципиально разные понятия.
Обратите внимание на п. 3 ответа выпускника. Несмотря на то, что в формулировке предложения, раскрывающего закон спроса, он показал обратный характер зависимости этого закона, однако, сама формулировка, на мой взгляд, является крайне неудачной, поскольку описывает закон спроса не со стороны покупателей, а со стороны продавцов. Но ведь поведение продавцов описывается через такое понятие как предложение, но не спрос. Поэтому, на мой взгляд, такое предложение нельзя считать корректным с точки зрения научного обществознания. Однако, в экспертной оценке, которая была приведена нам как эталонная, ответ выпускника был оценён максимальным баллом.
Приведённый пример взят из методических материалов для подготовки членов экспертных комиссий (часть 2). Сожалею, что во время семинара не сфотографировала эталон ответа к заданию с аналогичной формулировкой, представленного в части 1 (надеялась на то, что возьму с сайта ФИПИ, однако, скачав эту часть с сайта обнаружила: С5 в части 1 заменено на понятие «инфляция»; остальное содержание совершенно идентично тому, на котором нас тренировали — мистика?). А в нём разработчиками КИМов предлагалось следующее определение понятия «спрос»: это желание потребителей приобретать товар. А как же возможность?
Естественно, что критерии оценивания, а также баллы, выставленные экспертами за приведённую работу стали предметом бурного обсуждения участниками семинара. Однако, обсуждение было прервано с такой формулировкой: «Мы не имеем право критиковать критерии, мы должны работать в соответствии с этими критериями!» Я и не критикую, я просто констатирую факт. И выражаю недоумение: почему я должна одинаково оценивать правильный ответ выпускника и тот, который представлен в эталоне?
Тематическое задание.
Тема «Человек и общество» | Тест по обществознанию (10 класс) на тему:ТЕМА 1. Человек и общество |
Часть 1
Ответами к заданиям 1—20 являются слово (словосочетание) или последовательность цифр.
- Запишите слово, пропущенное во фрагменте таблицы.
Типы общественного развития
Тип общественного развития | Определение |
Инновация | Внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции |
• •• | Изменение в какой-либо сфере, произведённое государством |
Ответ:
- В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это словосочетание.
Религиозная организация, социальный институт, правовая норма, гражданский брак, демократическое государство.
Ответ:
- Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «мораль».
1)социальная норма, 2) истина; 3) совесть; 4) красота; 5) добро; 6) справедливость.
Найдите два термина, выпадающие из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
Ответ: _
- Выберите верные суждения о сходстве и различиях человека и животного и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Муравьи и другие социальные животные трудятся так же, как и люди.
- Животные, в отличие от людей, действуют согласно генетической программе.
- Человека отличает от животных целенаправленная деятельность.
- Человек не только преображает мир, но и приспосабливается к нему.
- Животное не только приспосабливается к миру, но и преобразует его.
Ответ:
- Установите соответствие между мотивом действия и его содержанием: к каждой
позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
МОТИВ
- идеал
- убеждение
- влечение
- интерес
- потребность
СОДЕРЖАНИЕ
- эталон, образец результата, высшая цель деятельности
Б) устойчивая ценность и принцип деятельности
- нужда в объектах, необходимых для существования и развития субъекта
Г) особое эмоциональное состояние, часто отражает неосознанную потребность
Д) осознанное, целенаправленное эмоционально-позитивное отношение к объекту потребности
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
- Студенты экономического института проходят практику на заводе. В ходе практики они изучают экономическую литературу, касающуюся создания и использования материальных ресурсов общества, наблюдают за процессом производства. Это пример деятельности:
- духовной
- учебной
- игровой
- прогностической
- производственной 6) трудовой Ответ:
- Выберите верные суждения о мировоззрении человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Мировоззрение присуще только индивиду.
- Мировоззрение определяет общую направленность личности.
- Формирование мировоззрения заканчивается в зрелом возрасте.
- Менталитет влияет на мировоззрение.
- Мировоззрение реализуется в деятельности.
- Установите соответствие между характеристикой истины и её проявлением: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТИНЫ
- экспериментальная проверка 1) свойства
Б) конкретность 2) критерий
- доказуемость
Г) объективность
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
- Учащийся, характеризуя Вселенную, утверждал: «Земля является центром Вселенной, который неподвижен. Вокруг этого центра вращаются небесные светила. Небо — это иной мир, ни в чём не похожий на „грешную землю“. Этот мир — вечный, неизменный и совершенный, в нём живут боги». Какие виды мировоззрения иллюстрирует приведённое утверждение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- научное
- религиозное
- обыденное
- философское
- ненаучное
- оптимистическое
Ответ:
- Выберите верные суждения об общественном развитии и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Все изменения в обществе идут в русле общественного прогресса.
- Темп общественных изменений возрастает.
- Без реформ и революций общество не развивается.
- Научно-техническую революцию можно рассматривать как этап общественного прогресса.
- Общественный прогресс несвойствен первобытному обществу.
Ответ:
- Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Общество в широком смысле — это всё человечество в целом.
- Обществом в узком смысле можно считать группу людей.
- Общество в широком смысле представляет собой весь материальный мир.
- Понятие «общество» в широком смысле и понятие «природа» равнозначны.
- В качестве подсистем общества выделяют сферы общественной жизни.
- В одном из регионов социологической службой был проведён опрос выпускников средней школы. Им задали вопрос: «В чём заключается заслуга школы в вашем образовании?» Можно было выбрать только один вариант ответа. Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в таблице.
Варианты ответов | Распределение голосов опрошенных | |
Мальчики | Девочки | |
Самообразование | 22 | 23 |
Общая грамотность | 24 | 30 |
Компьютерная грамотность | 34 | 21 |
Владение иностранными языками | 20 | 26 |
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основании таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Большинство опрошенных девочек считают, что владение иностранными языками является заслугой школы в их образовании.
- На третьем месте по популярности среди опрошенных мальчиков оказалась общая грамотность в качестве заслуги школы в их образовании.
- Почти треть опрошенных девочек указали в качестве заслуги школы в их образовании общую грамотность.
- Отметили компьютерную грамотность в качестве заслуги школы в образовании больше девочек, чем мальчиков.
- Роль школы в самообразовании и у мальчиков, и у девочек оказалась на предпоследнем месте.
Ответ:
- Выберите верные суждения о типах общества и запишите цифры, под которыми они указаны.
- В современном мире отсутствуют общества с традиционным укладом жизни населения.
- Основой традиционного общества является аграрное производство.
- В постиндустриальном обществе завершается промышленный переворот, формируется массовое промышленное производство.
- Ценности личной свободы, индивидуальной ответственности, инициативы являются характерной чертой духовной жизни традиционного общества.
- Для индустриального общества характерна высокая социальная мобильность.
Ответ:
- Установите соответствие между проявлением культуры и её формой: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЕ ФОРМА КУЛЬТУРЫ
- книга 1) материальная
Б) живопись 2) духовная
- наука
Г) вера
Д) компьютерная программа
Е) дворец
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | д | Е |
- Гражданка Р. любит ходить на продуктовый рынок около своего дома. Однако на рынок она ходит не только ради покупок. Она подолгу беседует на различные темы с продавцами. Какие потребности реализуются в действиях гражданки Р? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- биологические 4) эстетические
- социальные 5) экзистенциальные
- идеальные 6) физиологические
Ответ:
- Выберите верные суждения о правах человека по Конституции РФ и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Каждому гарантируется свобода совести.
- Достоинство личности охраняется государством.
- Государственным языком общения, воспитания, обучения и творчества во всех субъектах РФ является русский.
- Каждому гарантируется свобода художественного, научного и других видов творчества, преподавания.
- Некоторые религии могут устанавливаться в качестве обязательных и государственных.
Ответ:
- Выберите верные суждения о соотношении свободы, необходимости и ответственности и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Процесс формирования личности предполагает воспитание чувства ответственности.
- По мере развития человеческой свободы направленность ответственности смещается с самого человека на коллектив людей.
- Абсолютная необходимость приводит к волюнтаризму.
- Моральная ответственность личности предполагает свободу воли.
- Физическое и психическое принуждение лица к совершению преступления является обстоятельством, исключающим его юридическую ответственность.
- Установите соответствие между типом общества и преобладающей в нём формой духовной культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ТИП ОБЩЕСТВА
- первобытное
- традиционное
- индустриальное
- постиндустриальное
ФОРМА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
- массовая культура Б) религия
- искусство Г) философия Д) наука Е) компьютерные технологии
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А | Б | В | Г | д | Е |
- В современном мире из-за разницы в приросте населения, в уровне экономического развития и из-за значительного числа региональных конфликтов растёт миграция населения из стран Африки и Азии в Европу. Какие глобальные проблемы находят отражение в представленном описании? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- демографическая
- войны и мира
- потепления климата
- «север — юг»
- терроризма
- техногенных катастроф
Ответ:
- Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Человек живёт в
(А), и его поступки обусловлены становлением, развитием в человеческом коллективе. Нельзя жить среди людей, не вступая в определённые (Б) с окружающими. В условиях современной России и складывающихся в ней новых (В)
отношений, рыночной (Г) и конкурентной борьбы значительно возрастает роль осмысленной ориентировки человека в окружающей среде. Без понимания происходящего вокруг невозможно правильно сориентироваться в жизни, наладить нормальные взаимоотношения с другими людьми и общественными (Д). И в этом неоценимую помощь оказывает социальная психология.
Социальная психология изучает закономерности психологических явлений, возникающих при социальном взаимодействии людей. Роль (Е),
которыми располагает социальная психология, сейчас значительно возросла».
Список слов:
- норма
- общественный
- поведение
- экономика
- знание
- общество
- группа
- позиция
- отношение
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите под каждой буквой номер выбранного вами слова.
А | Б | В | Г | Д | Е |
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Часть 2
Мы создали чудесные вещи, но не смогли сделать из себя существ, которые были бы достойны громадных усилий, затраченных на эти вещи. В нашей жизни нет братства, счастья, удовлетворённости; это — духовный хаос и мешанина, близкие к безумию,,— причём не к средневековой истерии, а скорее к шизофрении — когда утрачен контакт с внутренней реальностью…
Обратим внимание лишь на некоторые события, о которых сообщают утренние и вечерние газеты. В связи с засухой в церквах читают молитвы о дожде; одновременно дождь пытаются вызывать химическими средствами. Уже больше года сообщают о летающих тарелках: одни утверждают, что летающие тарелки не существуют, другие — что они реальны и представляют собой новейшее вооружение — наше собственное либо иностранное; третьи всерьёз толкуют, будто это машины, присланные инопланетянами. Нам твердят, что никогда ещё перед Америкой не открывалось такого блестящего будущего, как сегодня, в середине двадцатого столетия; но на той же странице обсуждается возможность войны, и учёные спорят, уничтожит атомное оружие нашу планету или нет.
Люди ходят в церковь и внимают проповедям любви и милосердия… Ребятишек учат в воскресной школе, что честность, прямота, забота о душе должны служить главными ориентирами в жизни, в то время как «жизнь учит», что следование этим принципам делает из нас в лучшем случае беспочвенных мечтателей. У нас имеются невероятные возможности в сфере коммуникаций — печать, радио, телевидение; но нас ежедневно потчуют бессмыслицей, которая показалась бы оскорбительной даже для детского ума, если бы дети не были вскормлены на ней. Провозглашается, что такой образ жизни делает нас счастливыми. Но много ли людей сегодня счастливы?
Вспомним недавний снимок в журнале «Лайф»: на углу улицы несколько человек ждут зелёного света. Поразительно и страшно — но эти оглушённые и испуганные люди не свидетели катастрофы, а обычные служащие, спешащие по своим делам горожане…
Опьянев от материального процветания и успехов в покорении природы, человек перестал считать самого себя первой заботой — ив жизни, и в теоретическом исследовании. Разум, как средство обнаружения истины и проникновения сквозь поверхность явлений к их сущности, уступил место интеллекту — простому инструменту для манипулирования вещами и людьми. Человек разуверился в способности разума установить правильность норм и идеалов человеческого поведения.
(Э. Фромм)
- Что понимает автор под разумом и интеллектом? В чём их различие?
- Какое противоречие видит автор в развитии человечества? Назовите противоречие и раскройте его на двух примерах из текста.
- В какой области общественного развития, с точки зрения автора, наблюдается прогресс, а в какой регресс? В чём автор видит причину этого? Подтвердите его мысль примером из общественной жизни.
- Какой тип общества описывает автор? Назовите любые три черты данного общества.
- Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «глобализация»? Привлекая знания из обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о причинах глобализации, и одно предложение, раскрывающее одну из негативных сторон глобализации.
- Назовите три вида методов научного познания. Раскройте каждый из них на конкретном примере.
- В школах страны С. много внимания уделяется здоровью детей. Проводятся регулярные физкультурные паузы, устанавливаются приборы, очищающие воздух. Для детей с ограниченными возможностями здоровья проводятся занятия на дому. Какая тенденция развития образования проявляется в стране С.? Назовите два признака, по которым вы это определили. Назовите любое проявление данной тенденции, не упомянутое в условии задания.
Социальный интеллект | SpringerLink
Перейти к основному содержанию
Социальный интеллект
Скачать PDF
Скачать PDF
- Редакция
- Опубликовано:
- Андреас Херциг 1 ,
- Эмилиано Лорини 1 и
- Дэвид Пирс 2
5764 Доступ
5 цитирований
Детали показателей
Социальный интеллект — это общий термин на стыке различных дисциплин, включая философию, социальные науки/социологию, экономику, юридическую науку, психологию и т.
Взаимодействия между философией, социальными науками и компьютерными науками вокруг социального интеллекта разнообразны, и многие концепции и теории из социальных наук нашли свое применение в исследованиях искусственного интеллекта и агентов. В последнем моделируются координация и сотрудничество между в значительной степени независимыми, автономными вычислительными объектами. И наоборот, логические и вычислительные модели и их реализации использовались в социальных науках для улучшения моделирования, гипотез и теорий. Среди наиболее заметных тем на стыке — действие и действие, коммуникативное взаимодействие, групповые отношения, социально-техническая эпистемология и социальная координация.
В компьютерных науках эти концепции социальных наук иногда используются на более метафорическом уровне, а не в форме строгих реализаций подлинных концепций и соответствующих им теорий. Точно так же компьютерные модели, используемые в социальных науках, не всегда убедительны.Европейская конференция по социальному интеллекту ECSI-2014 (2–4 ноября 2014 г., Барселона) стала продуктивной площадкой для встреч исследователей из вышеуказанных областей. Конференция была частью деятельности Европейской сети социального интеллекта (SINTELNET, 2011–2014 гг.), целью которой было выявить проблемы и возможности для междисциплинарного сотрудничества, предоставить руководящие принципы для исследований и разработки политики, а также установить партнерские отношения между участники по теме социального интеллекта. Материалы конференции были опубликованы как CEUR Workshop Proceedings 1283 (CEUR-WS.org).
Настоящий выпуск состоит из подборки докладов, представленных на конференции. Каждая статья была тщательно отредактирована авторами и прошла еще один или два раунда рецензирования. Мы хотели бы поблагодарить авторов, которые внесли свой вклад в семинар своими докладами и презентациями. Мы также хотели бы поблагодарить рецензентов за их тщательную работу.
Информация об авторе
Авторы и организации
IRIT (Institut de Recherche en Informatique de Toulouse), Université Paul Sabatier, Тулуза, Франция
Андреас Херциг и Эмилиано Лорини
Департамент искусственного интеллекта Мадридского политехнического университета, Campus de Montegancedo s/n, 28660, Боадилья-дель-Монте, Мадрид, Испания
Дэвид Пирс
900 12
Авторы
- Андреас Herzig
Посмотреть публикации автора
Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Scholar
- Эмилиано Лорини
Посмотреть публикации автора
Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Scholar
- Дэвид Пирс
Просмотр публикаций автора
Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Scholar
Автор, ответственный за переписку
Дэвид Пирс.
Права и разрешения
Перепечатка и разрешения
Об этой статье
ИНТЕЛЛЕКТ (социальные науки)
Интеллект определяется как способность к обучению, рассуждению, пониманию и подобным формам умственной деятельности. Это определение подразумевает, что понятие интеллекта является одновременно многогранным (т. е. отражающим многие аспекты умственных способностей) и подразумевающим различия между людьми (т. е. отражающим степень способностей, способностей или склонностей между людьми). Однако это определение не обязательно имеет прямое отношение к определению интеллекта, используемому учеными. На самом деле нет единого мнения об определении интеллекта среди специалистов, изучающих его (например, психологов, педагогов, специалистов по информатике).
НЕСКОЛЬКО ОПРЕДЕЛЕНИЙ
Было несколько попыток определить интеллект . Эти определения можно разделить на пять больших групп: (1) согласованные определения, (2) операционные определения, (3) определения на основе задач или психометрические определения, (4) определения на основе процессов и (5) определения предметной области.
«Консенсусные определения» интеллекта, как правило, связаны с попытками исследователей в этой области объединить различные точки зрения и коллективно дать всеобъемлющее общее определение. В этом отношении важны два симпозиума, собравших исследователей в этой области. Первый симпозиум, состоявшийся в 1921 под названием «Интеллект и его измерение: симпозиум», посвященный способностям к обучению и адаптации к окружающей среде. Однако определения этих способностей различались. Например, американский психолог Льюис Терман подчеркивал важность абстрактного мышления, тогда как другой американский психолог, Эдвард Торндайк, подчеркивал важность хороших ответов на вопросы. Второй симпозиум, состоявшийся в 1986 году, собрал новое поколение исследователей интеллекта (например, Дуглас Деттерман, Ульрик Нейссер, Роберт Штернберг). К тому времени область разведки заметно развилась, были опубликованы сотни исследовательских статей и книг. Полученное консенсусное определение сохранило ссылку на способности к обучению и адаптации, но расширило его, включив многие другие способности, в том числе метакогнитивные способности.
Хотя до сих пор нет единого согласованного определения интеллекта , на основе дискуссий на этих симпозиумах, множестве других встреч и в прессе широкое определение интеллекта включает ссылки на процессы более низкого уровня, такие как восприятие и внимание и процессы более высокого уровня, такие как решение проблем, рассуждение и принятие решений, в отношении обучения и демонстрации адаптивного поведения в проблемных ситуациях. Эти процессы более низкого и более высокого уровня обычно рассматриваются в двух измерениях: качество и скорость. Качество относится к эффективности или отсутствию ошибок, а скорость относится ко времени обучения или решения проблемы. Интеллект подразумевает отсутствие или малое количество ошибок и высокую скорость во всех процессах.
«Оперативные определения» интеллекта тесно связаны с концепцией проверки интеллекта. Тестирование интеллекта было задумано и разработано французскими психологами Альфредом Бине и Теодором Симоном, которые впервые использовали такой тест для выявления парижских детей с нарушениями обучаемости в начале 1900-х годов. «Изобретение» было встречено психологами всего мира, особенно в Соединенных Штатах, и привело к разработке бесчисленных тестов интеллекта. Чтобы отразить богатство исследований и дифференциальную силу тестов интеллекта при описании индивидуальных различий, американский психолог Эдвин Боринг отметил в 1923 что интеллект был просто тем, что проверяют тесты интеллекта. Хотя это определение интеллекта явно круговое, оно по-прежнему действенно. Исследователи и практики часто используют общую метрику IQ (коэффициент интеллекта), хотя IQ обычно отражает множество различных теоретических положений, полученных с помощью различных тестов интеллекта. Например, первые тесты интеллекта Бине основывались прежде всего на сенсорных процессах; Тесты Дэвида Векслера (которые существуют в трех версиях, охватывающих младенчество, детство и взрослую жизнь) измеряют первичные навыки суждения. Кроме того, есть тесты, основанные на теории, такие как тесты Рэймонда Кеттелла, которые основаны на теории кристаллизованных (т. е. приобретенных и изученных в течение всей жизни) и жидких (т. ) интеллекта, а также такие современные тесты интеллекта, как Система когнитивной оценки (Джека Наглиери и Джаганнатха Прасада Даса) или K-ABC (Алан и Надин Кауфман), которые основаны на теориях советского нейропсихолога Александра Лурии. Тем не менее, пока тест может генерировать IQ, предполагается, что он измеряет интеллект.
«На основе задач или психометрических» определений интеллекта связаны с идеями определения интеллекта с помощью задач, которые, по соглашению между исследователями, требуют интеллекта. Одним из первых сторонников определения интеллекта на основе задач был американский психолог Чарльз Спирмен (1863–1945). В начале 1900-х годов Спирмен предположил, что интеллект включает в себя так называемый общий (g-, или умственная энергия) фактор и факторы, специфичные для задачи. G-фактор может объяснить наблюдение, что показатели выполнения всех интеллектуальных задач, как правило, коррелируют друг с другом (например, хорошее выполнение одной задачи обычно предполагает высокую производительность и в других задачах), в то время как факторы, специфичные для задачи, могут объяснить, почему эти корреляция не идеальна (например, показатели производительности будут отличаться для задач, связанных с чтением и арифметикой). Работа Спирмена оказала огромное влияние на область разведки: среди его учеников и последователей были Кеттелл, Векслер, Энн Анастази, Деттерман, Артур Дженсен и многие другие. У работы Спирмена были и противники. Например, Торндайк выступал за три формы интеллекта: абстрактный, механический и социальный. Точно так же Луи Терстон утверждал, что интеллект формируют несколько основных умственных способностей (вербальное понимание, беглость слов, умение считать, пространственная визуализация, ассоциативная память, скорость восприятия и мышление). Пытаясь примирить теории Спирмена и Терстона, Кеттелл предложил иерархическую теорию интеллекта, в которой способности низшего уровня образуют два фактора более высокого порядка: подвижный (рассуждения с использованием новых стимулов) и кристаллизованный (рассуждения с использованием приобретенных знаний) интеллект. в свою очередь способствуют g-фактору. Другим противником Спирмена был Джой Пол Гилфорд, который, развивая идеи Терстона, заявил, что интеллект может быть представлен 150 способностями, возникающими в результате различных комбинаций операций (например, познания и памяти), содержания (например, образного и символического) и продуктов. (например, единица измерения и класс).
«На основе процессов» определения интеллекта связаны с теориями, которые не основаны на тестах или задачах, а, скорее, охватывают процессы, связанные с интеллектом, в разных задачах, областях и тестах. Например, так называемая триархическая теория Роберта Штернберга постулирует три фундаментальных процесса, лежащих в основе интеллекта: (1) аналитические процессы, которые отражают суждение о качестве аргумента; (2) практические процессы, свидетельствующие о навыках адаптации к ситуации или окружающей среде; и (3) творческие процессы, которые захватывают навыки создания новых знаний и практик. Каждый из этих типов процессов «построен» из трех различных компонентов: (а) компонентов приобретения знаний, (б) компонентов производительности и (в) метакогнитивных компонентов. Эти составные процессы могут проявляться в любой сфере жизнедеятельности человека.
«Доменные» определения интеллекта обычно связаны с областями знаний. Например, Говард Гарднер постулирует восемь измерений интеллекта. Эти параметры в той или иной степени присутствуют у всех людей и включаются при выполнении определенных типов задач или в определенных областях знаний. В частности, эти интеллекты являются (1) телесно-кинестетическими, в которых преуспевают спортсмены; (2) музыкальный, в высокой степени демонстрируемый музыкантами; (3) межличностные, характерные для философов; (4) внутриличностный, распространенный среди политиков; (5) логико-математический, которым обладают математики; (6) натуралистический, продемонстрированный учеными; (7) словесно-языковая, характерная для писателей; и (8) зрительно-пространственный, необходимый на высоких уровнях для инженеров. Другим примером доменных определений интеллекта является теория эмоционального интеллекта (разработанная Питером Саловеем, Джоном Майером и Дэниелом Гоулманом). Эта теория определяет интеллект в области эмоционального функционирования как способность воспринимать, оценивать, выражать, получать доступ, генерировать и регулировать эмоции и чувства.
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА
Концепция IQ была разработана психологами и статистиками таким образом, что распределение показателей остается относительно постоянным на протяжении всей жизни. IQ сравнивают между людьми, а не внутри отдельного человека, и характеризуются средним значением для популяции, равным 100, и стандартным отклонением, равным 15. Тем не менее, интеллект меняется в процессе развития, и эти изменения происходят по-разному. Очевидно, что интеллект годовалого не может сравниться с интеллектом пятидесятилетнего, хотя их IQ можно сравнить. Существует множество теорий развития, например теория Жана Пиаже (1896-1980), которые демонстрируют, что дети рассуждают совершенно иначе, чем взрослые. Таким образом, если IQ человека был равен 110 в возрасте одного года и имеет показатель IQ 110 в возрасте пятидесяти лет, «структура» интеллекта этого человека изменилась, но его или ее относительное положение среди сверстников осталось неизменным. Следует отметить несколько соответствующих замечаний. Во-первых, интеллект в раннем детстве не является хорошим предиктором уровня интеллекта в более позднем возрасте. Во-вторых, интеллект имеет тенденцию меняться на протяжении всей жизни человека, с постепенным увеличением к среднему возрасту и постепенному снижению в более старшем возрасте. В-третьих, сообщалось, что в развитом мире интеллект имел тенденцию к росту в течение двадцатого века (часто называемый эффектом Флинна), но, по-видимому, он стабилизировался или даже снизился в двадцать первом веке.
ЭТИОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТА
Люди в общей популяции различаются по своему интеллекту. Различия фиксируются с помощью оценок интеллекта, которые включают как стандартизированные тесты (например, K-ABC), так и экспериментальные задачи (например, компьютеризированные задачи, предназначенные для регистрации времени реакции в ответ на определенные стимулы). Чтобы определить источники этих индивидуальных различий, исследователи исследуют этиологию (то есть происхождение) интеллекта.
Этиология интеллекта обычно формулируется в психологии как вопрос о природе и воспитании: происходит ли интеллект от генов (т. е. от природы) или от среды (т. е. от воспитания)? Этот вопрос восходит к древним временам, когда он изначально формулировался как дилемма «или/или». Однако в начале двадцать первого века существует консенсус в отношении того, что как наследственные факторы, так и факторы окружающей среды играют существенную и дополняющую роль в развитии интеллекта. Два статистических коэффициента обычно используются для выражения вклада как генов, так и окружающей среды: «наследуемость», которая показывает степень различий в интеллекте среди людей, приписываемых генам, и «средовой менталитет», который фиксирует различия в интеллекте, связанные с окружающей средой. . Оба коэффициента актуальны только на уровне анализа населения и не могут применяться к отдельным лицам. Захватывающие задачи в исследованиях начала двадцать первого века связаны с идентификацией конкретных генов и сред, лежащих в основе различий в интеллекте. Например, было показано, что варианты в таких генах, как COMT (ген, отвечающий за выработку катехол-О-метилтрансферазы, фермента, участвующего в расщеплении основных нейротрансмиттеров) и BDNF (ген, ответственный за выработку мозговых производный нейротрофический фактор, белок, участвующий в биохимии выживания, роста и дифференцировки нейронов) связаны с индивидуальными различиями в когнитивном функционировании и интеллекте. Также было показано, что определенные условия окружающей среды, такие как обеднение или обогащение определенными микроэлементами (например, йодом), приводят к индивидуальным различиям в интеллектуальном функционировании. Важно понимать, что ни гены, ни окружающая среда не оказывают детерминированного влияния на интеллект. Влияние обоих типов этиологических факторов, как аддитивных, так и интерактивных, носит вероятностный характер и осуществляется через мозг. В частности, существует ряд исследований, в которых устанавливаются доказательства того, какие структуры и проводящие пути мозга связаны с решением интеллектуальных задач и как модели активации мозга различаются у людей и в различных экспериментальных условиях (например, при истощении или недосыпании).
Хотя большинство экспертов согласны с тем, что важны как гены, так и окружающая среда в этиологии интеллекта, до сих пор остались следы бурных дебатов начала 1990-х, связанных с аргументами, выдвинутыми в «Гаустической кривой». В книге «Гаустическая кривая», написанной психологом Ричардом Херрнштейном и генетиком Чарльзом Мюрреем, утверждается, что коэффициент интеллекта передается по наследству и, как таковой, является единственной детерминантой жизненных результатов человека. Эти и подобные дебаты указывают на то, что концепция интеллекта остается предметом разногласий со способностью поднимать насущные социальные проблемы.
Понятие интеллекта рассматривается некоторыми как социальная конструкция, разработанная для отражения индивидуальных различий в когнитивных функциях, и как таковая не имеет «постоянного» определения или понимания; оба меняются с изменением социального контекста. Таким образом, еще одно разногласие в литературе по интеллекту относится к спору о «социальном» и «реальном» феномене. Те, кто утверждает, что понятие интеллекта является социальной конструкцией, предполагают, что оно было изобретено привилегированными классами для сохранения своих привилегий. Те, кто утверждает, что концепция интеллекта основана на скрытых способностях, действительно отличающих людей, утверждают, что это полезная дифференцирующая и предсказательная концепция, которая имеет значение при принятии решений, касающихся образования и трудоустройства.
ГРУППОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ИНТЕЛЛЕКТЕ
При изучении интеллекта обычно обсуждаются четыре типа различий: половые различия, этнические и расовые различия, культурные различия и различия в условиях (т. е. интеллект глухих и слабослышащих по сравнению со слышащими людьми ). Мужчины и женщины, как правило, демонстрируют одинаковые или сопоставимые средние баллы по тестам интеллекта. Тем не менее, хотя нет различий в производительности, когда индексы производительности усредняются по задачам, существуют различия по конкретным задачам, а также различия в изменчивости и диапазоне. В частности, мужчины, как правило, набирают более высокие баллы по пространственным и визуальным задачам, требующим памяти, двигательным задачам, связанным с прицеливанием, и некоторым задачам, требующим математических навыков. Женщины, как правило, получают более высокие баллы за задачи, требующие фонологической и семантической обработки, вербального производства и понимания, а также мелкой моторики. Вообще говоря, мужчины демонстрируют преимущества в пространственном мышлении, а женщины демонстрируют преимущества в вербальном мышлении, но это обобщенное утверждение может быть оспорено наличием или отсутствием половых различий в других задачах. По состоянию на начало двадцать первого века нет единого мнения о профиле, стабильности и природе половых различий в интеллекте. 9теории. Различия между этническими и расовыми группами демонстрируют более низкую успеваемость латиноамериканцев, коренных американцев и афроамериканцев по сравнению с азиатами и белыми американцами (различного этнического происхождения). Различия носят асистематический характер, что означает, что профили различий различаются для разных задач. Другими словами, нет систематической дифференциации профилей способностей среди этнических или расовых групп. Особый интерес представляет тот факт, что этнический разрыв оказывается меньшим или закрытым, когда тестирование проводится с использованием задач из теорий интеллекта, основанных на процессах или областях.
Точно так же люди из разных культурных групп по всему миру демонстрируют разные результаты при выполнении разведывательных задач. Более того, определения интеллекта также различаются в разных культурах. Таким образом, то, что считается «разумным» поведением у народа луо в Кении, отличается от поведения народа юпик на Аляске. Ряд исследователей изучали так называемые имплицитные теории интеллекта — представления об интеллекте, придуманные непрофессионалами. Оказывается, что определения интеллекта на Востоке и на Западе, например, сильно различаются: в восточных культурах упор делается на социально-эмоциональные компоненты интеллекта, а в западных культурах — на аспекты обработки информации.