Влияние на первое впечатление о человеке оказывает: Контрольная работа «Деловая культура»

Формирование первого впечатления о человеке

Как произвести благоприятное впечатление и составить правильное представление о человеке? Для этого отводится всего четыре минуты, по истечении этого времени придется исправлять ошибки и переубеждать собеседника.

Как произвести первое впечатление

Правильно ли утверждение, что первое впечатление о человеке самое верное? Или наоборот, прав тот, кто говорит, что первое впечатление обманчиво? Как произвести хорошее первое впечатление и в то же время составить правильное представление о человеке?

Многочисленные эксперименты и исследования, проведенные на западе, говорят о том, что первое впечатление о человеке самое точное и верное. Специалисты утверждают, что для определения нашего отношения к незнакомому человеку, определения степени его привлекательности, нам требуется до 4 минут.

Тут сложно поспорить, в большинстве мы все уделяем внимание первому впечатлению, и именно оно влияет на наше дальнейшее восприятие человека.  Если вы на все сто процентов доверяете своему чутью, своей интуиции то вы не откроетесь человеку, не понравившемуся вам с первого взгляда. Поэтому если вам важно наладить нужные связи, завязать знакомство с конкретным человеком, уделите внимание созданию хорошего первого впечатления.

Чтобы произвести хорошее первое впечатление на конкретного человека, главное, что надо знать так это то, что человек выбирает себе друзей по своему подобию. То есть, возникнет у человека к вам симпатия или нет, зависит от степени схожести ваших характеров, интересов и взглядов на жизнь.

Даже внешнее сходство оказывает влияние на первое впечатление. Поэтому здесь важен момент подстройки под собеседника (подробно о том, что такое техника присоединения вы можете узнать из статьи – «Способы манипулирования человеком»). Заочно зная человека, можно подготовится к встрече. Но есть и универсальные правила первого впечатления, знать и учитывать которые, дабы представить себя в лучшем свете, выгодно и полезно.

1. Уделяйте внимание внешнему виду

Внешний вид и имидж человека – это то, на что мы обращаем внимание в первую очередь. Важным составляющим оформления внешности является стиль одежды, который рассматривается как образ собственного «Я» человека.

Оценивая стиль одежды человека, и составляя о нем первое впечатление, мы обращаем внимание на такие особенности как:

  • Опрятность одежды. Бедно одетый человек обычно вызывает сочувствие и желание ему помочь, а неряшливый и неопрятный – отторжение и брезгливость;
  • Соответствие одежды ситуации. Понятно, что спортивный костюм не подходит для деловой встречи, это выглядит нелепо и может вызвать у окружающих недоверие. Так же нелепо идти в клуб в костюме тройке, или на званый ужин в рваных джинсах.
  • Соответствие устоявшимся стереотипам. Если вы представитель делового мира, отдайте предпочтение консервативному стилю, если же вы человек творческой профессии ваш внешний вид должен говорить о независимости и индивидуальности.

Оценивая привлекательность человека, и формируя первое впечатление о нем, многие обращают внимание на его лицо (взгляд, улыбка, выражение). Привлекательным считается выразительное лицо, излучающее спокойствие, уверенность и доброжелательность.

Важную роль в формировании первого впечатления играет осанка. Хорошая осанка говорит о уверенности и оптимизме человека, о его внутренней силе. Плохая осанка – это проявление низкой самооценки, подчиненности и зависимости. Немаловажный фактор первого впечатления – движение и жесты. То о чем вы не говорите, проявляется в них. Напряженно или свободно чувствует себя человек видно по его походке. Жесты, реакция тела выдаст ваш темперамент и душевное состояние.

  • Открытые жесты говорят о желании общения, о психологической открытости. Проявляются они в не скрещенных и незамкнутых позициях рук и ног, в слегка приподнятой голове. Если руки находятся в движении, то эти жесты, как правило, мягкие, плавные и округлые.
  • Закрытые жесты свидетельствуют о психологической закрытости. Проявляются они в скрещивании рук и ног, в «позе замка», когда пальцы рук сжаты в кулак. Голова опущена, взгляд исподлобья, руки могут быть спрятанными (под столом, в карманах, за спиной и т. д.), все это выглядит как оборонительная позиция.

Гармония во внешнем виде, как вы поняли это сочетание множества различных факторов. Учтите это при установлении контактов с людьми.

2. Голос – это второе лицо

Во многом голос является отражением характера человека. То, как мы говорим, влияет на наш образ в глазах окружающих. Мы подсознательно, а то и осознанно связываем звучание голоса с конкретными характерными особенностями личности. Даже в моменты, когда мы не видим собеседника, а только слышим его (например, разговаривая по телефону), все равно у нас формируется какое-то представление о нем.

Визгливый голос ассоциируется с истеричностью человека и его неуравновешенностью. Быстрая и сбивчивая речь выдает неуверенную в себе персону. Томность голоса говорит, что человек чувственный, но осторожный.  Недотепой может показаться тот, чей голос звучит вяло. На позитивный настрой, на жизнерадостность указывает звонкий голос. А голос у некоторых людей настолько красив, что даже и не понимаешь, что они говорят.

Значительную часть первого впечатления мы получаем от ритма речи и тембра голоса. Помимо этого, анализируя стиль и содержание, легко составить представление и о культурном уровне человека. Также по голосу можно судить и о жизненном опыте человека, о степени его развития.

3. Научитесь себя правильно преподносить

Люди редко используют саморекламу и самопиар для того чтобы заявить о себе. А ведь это оказывает наиважнейшую роль в том, чтобы произвести положительное первое впечатление. Самопрезентация это умение сконцентрировать внимание окружающих людей на своих очевидных достоинствах и отвести внимание от своих недостатков. Но не стоит сразу рассказывать о всех своих заслугах и достоинствах, лучше попробуйте завоевать расположение своего нового знакомого красноречием, оригинальностью суждений, остроумием.

4. Проявляйте истинный интерес к собеседнику

Еще Дейл Карнеги говорил, что самой значимой персоной для любого человека является он сам. Так что, решив продемонстрировать свое обаяние, проявите искренний интерес к человеку, с которым общаетесь. Задайте ему пару незначительных вопросов и будьте готовы выслушать подробный ответ (здесь пригодится умение слушать собеседника), не перебивайте. Покажите свою заинтересованность в том, что он говорит. Будьте любезны, но не лебезите!

5. Не будьте навязчивы

Не торопите события, для первой встречи достаточно будет нейтрально – сдержанного разговора. Не стоит сразу озадачивать человека просьбами или что-либо предлагать. Если собеседник говорит вам «До свиданья, был рад знакомству», не стоит настаивать на продолжении беседы.

6. Не обманывайте, говорите только правду

Если вам не известен ответ на задаваемый вопрос, честно признайтесь в этом. Такая откровенность производит хорошее первое впечатление и вызывает только уважение. Не приписывайте себе несуществующие качества и достоинства, все равно в дальнейшем придется признаться, что при первой встрече ты несколько преувеличил.

У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление. Неважно будь то собеседование при приеме на работу, деловая встреча или первое свидание, помните, что первое впечатление останется надолго, и должно пройти много времени, перед тем как новая информация сможет его изменить.

P. S. Каждый из нас имеет опыт ошибочного первого впечатления. Бывает, что поначалу люди предстают перед нами чуть ли не в обличии ангела, а на проверку оказываются недостойными. И наоборот, человек в начале не произведший на нас достойное впечатление, в дальнейшем становится лучшим другом. Никто не застрахован от ошибки, но чтобы ее избежать надо предоставлять человеку второй шанс, независимо от того какое первое впечатление о нем создалось.

P. S. S. Люди привыкшие судить о человеке по конкретным делам, не придают особого внимания первому впечатлению. Это тоже надо учитывать.

© Constructorus.ru

Первое впечатление обманывает людей все чаще

Принимая решение относительно того, стоит ли доверять тому или иному человеку, люди чаще всего опираются на свой предыдущий опыт. Если новый знакомый напоминает нам ненадежного человека из прошлого, это автоматически заставляет нас относиться к «новичку» с подозрением и опаской, выяснили американские ученые. Доктор Ориел Фелдманхол с факультета психологии университета Брауна, профессор Джозеф Дансмор с факультета психиатрии университета Техаса, Линдсей Хантер с факультета психологии университета Нью-Йорка, а также Александр Тодоров и Элизабета Фелпс утверждают, что поведенческие нормы отражены на уровне нейронов, которые избирательно кодируют передачу социальной ценности и тем самым упрощают механизм принятия решений. Результаты серии своих экспериментов исследователи опубликовали в журнале Proceedings of t of the national Academy of Sciences of the USA.

Участники первого этапа эксперимента в ходе игры, связанной с денежными вложениями, должны были решить, кто из незнакомцев поможет им разбогатеть или же наоборот – заберет все деньги себе. Ученые проинструктировали «незнакомцев» вести себя определенным образом. В результате часть из них действовала по схеме, которая вызывала сильное доверие, вторая – частично заслуживала доверие и третья – совсем не вызывала доверие. По факту, игроки, которые заслужили доверие, 93% времени игры делились деньгами, а те, что не заслужили – только 7%. На втором этапе эксперимента игроки должны были выбрать себе партнеров для следующей игры. Они обладали внешним сходством с первыми игроками. В основном, все выбрали тех, кто оказался похож на вызывающих доверие в первом этапе и проигнорировали людей, которые внешне напоминали игроков, вызвавших недоверие в первом туре.

На последнем этапе исследования после анализа активности мозга испытуемых, было замечено, что повышенная активность при принятии решения происходит в области, где расположено миндалевидное тело, которое играет большую роль в закреплении эмоционального опыта.

Российские психологи уверяют, что из-за перегруженного информационного поля первое впечатление для большинства людей становится все более обманчивым. А то, что люди привыкли называть «интуицией» или «подсознанием», на деле оказывается процессом анализа информации мозгом, рассказала корреспонденту «МИР 24» психолог Лариса Суркова.

«На момент встречи двух людей у каждого из них есть свой багаж знаний. Их можно представить в виде некоего фотоальбома или библиотеки, встроенных у нас в чертогах разума со сложной информацией, которую мы получаем из окружающего нас информационного поля. У современного человека это поле более чем перегружено. Еще 30-40 лет назад у людей не было такого объема информации, поэтому процесс формирования первого впечатления был другим. Из-за того, что сейчас информации очень много, далеко не всегда есть возможность ее анализировать», – сказала Суркова.

При этом, по словам психолога, из-за обилия доступной негативной информации люди часто предпочитают сознательно ее избегать и не концентрироваться на негативных деталях. Но даже в этом случае мозг ее запоминает и все равно использует в качестве опыта.

«Многие сознательно стараются отгородиться от негативной информации. Например, при просмотре новостной ленты люди не останавливаются на фотографии маньяка, чтобы ее рассмотреть. Многие даже сознательно бегут от фотографий из разряда «их разыскивает полиция» для того, чтобы не создавать для себя отрицательную среду, чтобы не бояться и не фокусироваться на негативных деталях. Но наш мозг воспринимает эту информацию иначе и откладывает ее в свой «фотоальбом». Когда мы впервые встречаемся, наш мозг начинает с огромной скоростью анализировать информацию. Если мы встретились с лысым человеком, а две недели назад видели какого-то лысого человека в подборке «их разыскивает полиция», у нас сразу возникает некое недоверие», – заметила она.

Именно этот механизм объясняет попытку некоторых людей при поиске новых партнеров искать тех, кто внешне напоминает им предыдущих возлюбленных. Подсознательно такие люди хотят «попробовать» еще раз.

«Очень часто люди говорят об интуиции, о подсознании, не зная о том, почему у них формируется то или иное отношение к человеку. Зачастую такое происходит с бывшими возлюбленными. Если расставание было трагическим и тяжелым, то наше сознание в будущем сработает либо на то, чтобы новый партнер был похож на бывшего, чтобы «попробовать» еще раз, либо наоборот – наше подсознание включит защиту: «он тебе не нужен», – сказала Суркова.

Сколько бы ни говорили о том, что ум и чувство юмора – это главное во время знакомства, на практике решающую роль все же играют внешние данные, уверяет психолог.

«Первое впечатление о человеке всегда складывается по внешним данным, как бы мы ни любили говорить о том, что главное – это ум и чувство юмора. Первые 40 секунд, которые описаны в трудах по психологии, закладывают в нас то самое первое впечатление. Как правило, оно оказывает достаточно серьезное влияние на все наши дальнейшие отношения. Это кстати то, с чем постоянно борются hr-специалисты, которые отвечают за набор персонала в крупные компании. Они принимают участие в мастер-классах, где их обучают блокировать эмоции в первые 40 секунд общения. Именно в это время профессионалы могут допустить серьезную ошибку, когда оценка соискателя происходит по внешним признакам, а потом оказывается, что они упустили крутого специалиста», – добавила Суркова.

Можно ли преодолеть этот механизм? И что делать, чтобы первое впечатление о вас не сыграло с вами злую шутку. В первую очередь, необходимо улыбаться, хоть в России это и не очень принято.

«Чтобы вызвать доверие при первом знакомстве, прежде всего, нужно улыбаться. Это изначально в нас заложено генетически. Улыбка производит впечатление благонадежности и спокойствия, располагая к себе собеседника. Улыбаясь, мы передаем другим людям сигнал хорошего отношения к ним. К сожалению, в российском менталитете улыбка не заложена, хотя на нас она действует так же, как и на всех остальных людей. Просто нам нужно чуть больше времени, чтобы привыкнуть к этому и не чувствовать подвоха», – говорит эксперт.

Наша отличительная эмоциональная черта заключается в том, что в большинстве случаев мы видим в улыбке неискренность, отмечает специалист. «В наши головы очень долго вбивалось, что смех без причины – «признак дурачины». Поэтому мы изначально закрыты. Но если возьмем другие страны, где улыбка считается нормой, то там она является залогом приятного первого впечатления. Например, в США. Там люди улыбаются искренне, потому что они легко вступают в контакт. Улыбка для них – это, прежде всего, форма общения. Они запросто могут подойти к незнакомому человеку и сказать «О, какая классная у тебя сумка! Где купил?». Поначалу, такое поведение кажется странным. Но потом любой, даже самый закостенелый в своих принципах человек, расслабляется и становится внутренне свободнее», – говорит психолог.

Второе правило – не переходить в общении «сразу к делу». Несколько вопросов и теплых фраз не займут много времени.

«Стоит улыбнуться, спросить, как дела, как настроение. Сказать слова, которые расположат любого человека к вам. Потому что таким образом вы даете понять, что вы позитивно настроены по отношению ко всем присутствующим. В этот момент возникает взаимное доверие. Не стану советовать соблюдать какие-то правильные психологические тона в одежде, чтобы вызвать доверие при первой встрече. Человек в розово-зефирных одеждах совершенно необязательно будет приятным собеседником или хорошим родителем, например. Вы должны существовать в рамках своего эмоционального комфорта. Поэтому улыбка и приятная фраза – залог приятных доверительных отношений. Если же окружающие восприняли это в штыки, для вас это должен быть сигнал, что не нужно доверять таким людям и вступать с ними в близкую коммуникацию», – добавила она.

Удивительные и мощные влияния, стоящие за первыми впечатлениями

Можем ли мы контролировать первые впечатления?

Вы верите в любовь с первого взгляда? Когда я задал этот вопрос в комнате, полной серьезных людей, я усмехнулся и покачал головами.

Но я не буду первым, кто предположит, что за таким тропом, как любовь с первого взгляда, скрывается больше силы, чем мы можем сначала поверить. В конце концов, люди, вероятно, самые поверхностные существа.

Мы полагаемся на первое впечатление больше, чем думаем. Мы должны беспокоиться не только о собеседованиях при приеме на работу и свиданиях вслепую — первое впечатление определяет все потенциальные отношения, которые ждут нас впереди.

Проблема, конечно, в том, что у нас иногда очень мало власти над тем, как именно мы встретимся с кем-то, кто мало о нас знает. Мы можем одеваться определенным образом и корректировать свое поведение, но, в конечном счете, субъективные силы, стоящие за чрезвычайно специфическими предпочтениями каждого человека, с которым мы вступаем в контакт, почти невозможно предсказать и предвидеть.

Тем не менее, мы не рабы первых впечатлений. Нам просто нужно лучше понять многочисленные способы, которыми ум формирует впечатление, чтобы мы могли реагировать соответствующим образом.

1/10 секунды

Плохая новость заключается в том, что чье-то первое впечатление о вас выясняется довольно быстро. Наш разум преуспевает в составлении мысленного образа того, что он встречает почти мгновенно.

Это может показаться впечатляющим, но реальность может быть сложной (и сложной) концепцией, которую наш разум может скопировать. Философы веками спорили о том, является ли наше восприятие реальности хотя бы отдаленно точным и существует ли вообще объективный мир, на который мы можем ссылаться.

Другими словами, у нас очень мало контроля над тем, как наш внешний вид и поведение воспринимаются любым человеком в любой момент.

Красиво=Хорошо?

Первые впечатления определяются слишком многими факторами, чтобы мы могли их понять, но мы можем идентифицировать важные и общие сигналы, на которые обращает наше внимание при первой встрече с кем-то.

Внешний вид, пожалуй, самый очевидный. Люди — существа поверхностные, и мы предполагаем, что «красивый» равен «хорошему». Итак, критерии привлекательности у всех разные, но вы можете догадаться, что некоторым людям легче произвести хорошее первое впечатление, чем другим, основываясь лишь на своей внешности.

Вот почему любая стоящая книга по саморазвитию или запись в блоге расскажут вам, что действенные шаги, направленные на улучшение вашей внешности, приведут вас на первое свидание или второе собеседование при приеме на работу. Нам не сложно уложить это в голове.

Но первые впечатления сложный . Они полагаются не только на внешний вид, особенно если учесть, насколько субъективным является понятие красоты для каждого человека. Кроме того, у некоторых людей может сложиться негативное впечатление о привлекательном человеке на основе их предыдущего опыта общения с кем-то, кто был приятным для глаз.

Красивой быть не модно.

Контекстные подсказки

Другие очевидные факторы, влияющие на первое впечатление, включают контекст, возраст и пол. Например, у женщины будет несколько иное впечатление — по крайней мере, вначале — о взрослом мужчине, которого она не знает в темном переулке, от маленького мальчика в том же окружении. В этом случае хорошо, что наш разум формирует быстрые суждения, чтобы мы могли предвидеть опасные ситуации.

Наш разум также быстро оценивает характер человека по его невербальным сигналам. Это включает в себя все, что о нас не говорят, от того, как мы пожимаем друг другу руки, до того, как часто мы улыбаемся.

Одним из самых важных невербальных сигналов может быть зрительный контакт, который помогает нам определить, насколько другой человек заинтересован в нас. Вы когда-нибудь разговаривали с кем-то, кто даже не смотрит на вас?

Кроме того, мы по-разному интерпретируем осанку. Если вы стоите прямо, это производит впечатление хладнокровия и уверенности, но для кого-то другого это может означать высокомерие (выпячивание груди). С другой стороны, расслабленная поза может успокоить других.

Как можно изменить впечатления

Самая большая сила первого впечатления — это также его слабость. Поскольку они обычно формируются на основе моментальных суждений, мы не всегда полностью доверяем нашим первым впечатлениям. По большей части нам нравится давать людям второй шанс.

Одним из самых эффективных способов изменить впечатление является простая смена обстановки. Хорошо это или плохо, но впечатление, которое сложилось в группе, может резко измениться при общении один на один.

Знакомство также является мощной силой для улучшения впечатления. Как правило, мы настороже, когда впервые встречаем кого-то, но, как говорится, частый взгляд на этого человека не вызывает презрения. По той же причине, по которой вы бесчисленное количество раз смотрели один и тот же фильм в детстве, знакомство имеет тенденцию вызывать положительные чувства по отношению к чему-то, к чему мы привыкли и что понимаем.

Показы также связаны с ассоциациями. Наш разум использует ассоциации для быстрой и, надеюсь, точной обработки данных. Например:

  1. Этот человек дружит с Дагом.
  2. Мне нравится Дуг.
  3. Мне нравится этот человек.

Это происходит так быстро, что мы, по сути, думаем о них как об одном и том же человеке, поскольку мы думаем об обоих людях одновременно. Ассоциация — это мощный и активный способ для нас формировать непрерывные впечатления практически в любой обстановке.

Наконец, быть непохожим на других, возможно, самая мощная сила, стоящая за первым впечатлением. Вы скорее обдумаете впечатление, которое у вас сложилось о ком-то, кто носит шорты посреди зимы, чем о ком-то, кто носит куртку.

Ваш мозг пытается выяснить, почему этот человек отличается от других, и хорошо это или плохо, но вы обдумываете свое впечатление более тщательно.

Мы можем использовать это в своих интересах. Во время нашего первого взаимодействия с кем-то мы можем позиционировать себя более интересными и запоминающимися, если найдем способы выделиться.

Обратное тоже работает. Вы, наверное, заметили, что нахождение общего языка с другими людьми способствует установлению с ними быстрой связи (в этом играет роль фамильярность), и многие считают, что это необходимо для формирования романтических отношений.

В конце концов, единственный контроль над внешним восприятием, который у нас есть, заключается в том, насколько хорошо наши внутренние мысли и чувства соответствуют тому, как мы воспринимаем себя, и нам может потребоваться несколько лет или даже целая жизнь, чтобы достичь такой гармонии.

Первые впечатления от лиц — PMC

  • Список журналов
  • Рукописи авторов HHS
  • PMC5473630

Curr Dir Psychol Sci. Авторская рукопись; доступно в PMC 2018 1 июня.

Опубликовано в окончательной редакции как:

Curr Dir Psychol Sci. 2017 июнь; 26(3): 237–242.

Опубликовано онлайн 2017 июня 14. DOI: 10.1177/0963721416683996

PMCID: PMC5473630

NIHMSID: NIHMS832128

PMID: 28630532

. под его прикрытием», кажется, что мы не в состоянии подавить эту склонность, хотя она может производить неточные впечатления о психологических чертах людей и иметь значительные социальные последствия. Одно из объяснений этого парадокса заключается в том, что первые впечатления от лиц чрезмерно обобщают наши адаптивные впечатления о категориях людей, на которых эти лица похожи (включая младенцев, знакомых или незнакомых людей, неподходящих людей, эмоциональных людей).

Исследования, проверяющие эти гипотезы «сверхобобщения», проясняют, почему мы формируем первые впечатления от лиц, какие впечатления мы формируем и какие сигналы влияют на эти впечатления. В этой статье основное внимание уделяется сходству в впечатлениях от различных воспринимающих. Однако краткое внимание уделяется индивидуальным различиям в впечатлениях и точности впечатлений.

Исследования первых впечатлений прошли долгий путь после публикации в 1946 году статьи Соломона Аша «Формирование впечатления о личности». Эта классическая статья положила начало десятилетиям исследований, посвященных изучению того, как воспринимающие интегрируют очищенную информацию о чертах целевого человека, представленную в виде списков слов-характеристик, чтобы получить общее положительное или отрицательное впечатление. Эта работа рассказала нам о «центральных чертах» — знании того, что человек «теплый» искажает впечатления в положительном направлении, несмотря на другую негативную информацию, в то время как черта «холодная» искажает впечатления в отрицательном направлении, и «периферийных чертах», таких как «вежливость».

‘ или ‘тупой’ не имеют чрезмерного веса. Это также научило нас «эффектам первенства»: человек, который сначала воспринимается как трудолюбивый, а затем как упрямый, оценивается более положительно, чем тот, кто сначала воспринимается как упрямый. Спустя почти 40 лет после знаменательного исследования Аша мы с Рубеном Бароном утверждали, что, хотя этот подход научил нас многому об обработке информации при формировании впечатления, более полное понимание требует определения информации о стимуле, которая раскрывает такие черты, как «теплый» или «вежливый», поскольку они редко представляются нам в списках слов (McArthur & Baron, 1983; см. Secord Dukes, & Bevan, 1954, где ранее акцент делался на информацию о стимулах). В настоящей статье информация о лице рассматривается как источник первых впечатлений. В частности, исследуются суждения о психологических качествах незнакомцев на основе их нейтрального выражения лиц на статичных фотографиях.

Культурная мудрость учит нас не «судить о книге по ее обложке». Это предупреждение предполагает, что наша естественная склонность состоит в том, чтобы судить о людях по их внешнему виду, а также то, что это приведет к ошибочному первому впечатлению. Предупреждение верно в обоих случаях. Во-первых, впечатления от лиц быстрые и автоматические. Они вызываются кратковременным воздействием, в некоторых случаях 100 мс или меньше (Willis & Todorov, 2006). Более того, существует удивительный консенсус в отношении первых впечатлений о таких чертах, как теплота и доминирование, включая межкультурное согласие, которое распространяется даже на коренных жителей отдаленных тропических лесов Боливии (Zebrowitz et al., 2012). Имеются также данные о том, что реакции младенцев и детей младшего возраста на лица аналогичны реакциям взрослых (Cogsdill, Todorov, Spelke, & Banaji, 2014; Keating & Bai, 19).86; Ланглуа, Роггман и Ризер-Даннер, 1990; Монтепар и Зебровиц-МакАртур, 1989). Во-вторых, хотя некоторые первые впечатления от признаков показывают большую точность, чем случайность (Boshyan, Zebrowitz, Franklin, McCormick, & Carré, 2014; Zebrowitz et al.

, 2014), впечатления также могут быть ошибочными (Zebrowitz & Rhodes, 2004; Rule, Krendl). , Ivcevic, & Ambady, 2013; Todorov, Olivola, Dotsch, Mende-Siedlecki, 2015). Ошибки особенно неприятны, учитывая, что черты, выведенные из внешности людей, связаны со значительными социальными последствиями в реальном мире, включая успех на выборах (Olivola & Todorov, 2010), финансовое вознаграждение (Rule & Ambady, 2011) и судебные решения (Zebrowitz & McDonald, 19).91).

Эти результаты парадоксальны. С одной стороны, первые впечатления от лиц присутствуют с раннего возраста и являются общими для разных культур, что позволяет предположить, что они выполняют некоторую эволюционно-адаптивную функцию. С другой стороны, согласованные первые впечатления от лиц могут быть ошибочными. Этот парадокс разрешается предположением, что эти впечатления часто являются чрезмерными обобщениями адаптивной реакции. В частности, черты лица, которые обычно раскрывают некоторые личные характеристики, важные для адаптивного социального взаимодействия, могут влиять на первое впечатление, даже если оцениваемый человек на самом деле не обладает этими личными характеристиками, а лишь физически напоминает того, у кого они есть (Zebrowitz & Collins, 19).

97). Анализируются исследования, в которых это предположение о чрезмерном обобщении применяется для ответа на три вопроса: почему мы формируем согласованные первые впечатления о людях по внешнему виду? Какие впечатления мы формируем? Какие выражения лица мы используем?

Эффекты чрезмерного обобщения четырех лиц объясняют согласованные первые впечатления, которые выходят за рамки возраста и культуры воспринимающего, но могут быть ошибочными (Zebrowitz, 2011). При чрезмерном обобщении бэбифейса адаптивная ценность соответствующего реагирования на младенцев, например защита или сдерживание агрессии, вызывает сильную тенденцию реагировать на черты лица, которые идентифицируют младенцев, и это чрезмерно обобщается на первые впечатления от людей, чье строение лица напоминает ребенка. независимо от их фактического возраста. При чрезмерном обобщении знакомых лиц адаптивная ценность дифференциации друзей и врагов или известных людей от незнакомцев вызывает сильную тенденцию реагировать на знакомые лица, и это чрезмерно обобщается на впечатления от незнакомцев, которые различаются по своему сходству с известными людьми.

При сверхобобщении неприспособленного лица адаптивная ценность распознавания непригодных людей с болезнью или плохими генами, например отказ от них в качестве партнера или предотвращение заражения, вызывает сильную тенденцию реагировать на черты лица, свидетельствующие о низкой приспособленности, и это чрезмерно обобщается до впечатлений от нормального поведения. непривлекательные люди, чье строение лица напоминает людей с низкой физической подготовкой. При сверхобобщении эмоционального лица адаптивная ценность надлежащего реагирования на эмоциональные выражения, например, избегание гневного человека или приближение к счастливому, вызывает сильную тенденцию реагировать на черты лица, которые раскрывают эмоции, и это чрезмерно обобщается на впечатления людей, чье выражение лица структура напоминает определенное эмоциональное выражение.

Параллельно с ранними работами с использованием прилагательных черт, которые определяли теплоту/надежность и силу/доминирование как фундаментальные измерения, лежащие в основе впечатления от черт (Rosenberg, Nelson, & Vivekananthan, 1968), исследования с использованием лиц также выявили эти два измерения (Todorov et al. , 2015). Эффекты чрезмерного обобщения четырех лиц вносят свой вклад в первое впечатление о чертах, отраженных в этих измерениях.

В соответствии с чрезмерным обобщением детского лица, впечатления о детских чертах, включая высокую теплоту, низкую силу и низкую компетентность, вызывают лица, которые выглядят более детскими, как оценивается либо людьми, либо компьютерным моделированием лицевых показателей, и эти эффекты сохраняются. вне зависимости от возраста лица, пола или расы (Берри и МакАртур, 19 лет).86; Монтепаре и Зебровиц, 1998 г.; Зебровиц, Феллоус, Миньо и Андреолетти, 2003 г.).

В соответствии со сверхобобщением знакомых лиц люди не только предпочитают лица, которые они видели раньше, эффект простого воздействия , но также они предпочитают новые лица, похожие на виденные ранее, обобщенный эффект простого воздействия (Zebrowitz, White и Винеке, 2008). Кроме того, более знакомые незнакомцы считаются более надежными, чем те, кто выглядит менее знакомым (Zebrowitz, Bronstad, & Lee, 2007; Debruine, 2002). Когда два незнакомца выглядят знакомыми, эффекты чрезмерного обобщения зависят от источника знакомства. К тому, кто выглядит знакомым, потому что он похож на человека, который хорошо относился к воспринимающему, относятся благосклонно, в то время как к тому, кто похож на человека, который раздражительно относился к воспринимающему, избегают (Lewicki, 19).85). Другим свидетельством того, что незнакомость влияет на впечатления, является реакция белых судей на лица, черты которых более типичны для черных. Независимо от их фактической расы, такие лица воспринимаются как имеющие более негативные черты (Blair, Judd, Sadler, & Jenkins, 2002).

В соответствии с чрезмерным обобщением непригодных лиц компьютерное моделирование показывает, что непривлекательные лица больше напоминают лица с генетическими аномалиями, чем привлекательные лица, и, как и аномальные лица, непривлекательные лица вызывают впечатление менее теплоты, силы, компетентности и здоровья, чем даже привлекательные лица. когда все нормальные, здоровые люди (Zebrowitz et al. , 2003). Примечательно, что этот эффект чрезмерного обобщения, по крайней мере, частично объясняет более позитивное впечатление от более привлекательных людей, получивший название «эффект ореола привлекательности» (Eagly, 19).91).

В соответствии с чрезмерным обобщением эмоций на лице, более высокая доминантность и меньшая теплота воспринимаются не только на сердитых лицах, но и на лицах с нейтральным выражением, которые демонстрируют большее сходство с сердитыми выражениями либо по оценке людей (Montepare and Dobish 2003), либо по компьютерным методам. (Саид, Себе и Тодоров, 2009; Зебровиц, Кикучи и Феллоус, 2010) или при изменении высоты бровей (Китинг, Мазур и Сегал, 1981), с противоположными впечатлениями от нейтральных лиц, демонстрирующих большее сходство со счастливыми выражениями.

Чрезмерное обобщение лица подпитывает групповые стереотипы. Как отмечалось выше, бэбифейс варьируется в зависимости от пола, и большая бэбифейсность женщин способствует тому, что женские лица воспринимаются как более теплые и менее сильные, чем мужские лица (Friedman & Zebrowitz, 1992). Компьютерное моделирование показывает, что сходство с генетически аномальными лицами меняется с возрастом, а большее сходство старых лиц способствует тому, что они воспринимаются как менее теплые и здоровые, чем молодые (Zebrowitz et al., 2003). Знакомство зависит от расы. Меньшее знакомство с лицами других рас способствует внутригрупповому фаворитизму и расовым стереотипам, усиливая негативное впечатление от лиц другой расы и уменьшая положительное (Zebrowitz et al., 2007). Компьютерное моделирование показывает, что сходство в выражении эмоций также зависит от расы. Нейтральное выражение Черные лица больше напоминают счастливые выражения, а злые меньше, чем белые лица. Эти различия подавляют впечатление белых, воспринимающих лица чернокожих, как более враждебных, менее заслуживающих доверия и менее компетентных, чем лица белых, о чем свидетельствует открытие, что статистический контроль расовых различий в эмоциональном сходстве увеличивает негативное впечатление белых воспринимающих лиц черных. Как и лица чернокожих, нейтральные выражения лиц корейцев выглядят более эмоционально позитивно, чем лица белых, что способствует тому, что белые судьи воспринимают лица корейцев как менее враждебные, более заслуживающие доверия и более компетентные, чем лица белых — азиатский стереотип «образцового меньшинства» (Zebrowitz). и др., 2010). Сходство эмоций также зависит от пола (Zebrowitz et al., 2010; Hess, Adams, and Kleck, 2004). Женские лица больше похожи на страх/удивление, чем мужские лица, которые больше похожи на гнев. Это может усилить стереотипное впечатление о том, что женщины менее доминантны, чем мужчины.

Хотя исследования показывают, что мы часто не осознаем лицевых сигналов, влияющих на впечатления, они также показывают, что они согласуются с эффектами чрезмерного обобщения.

Бэбифейс

В соответствии с чрезмерным обобщением бэбифейса черты лица, которые отличают настоящих младенцев от взрослых, влияют на бэбифейс взрослых и связанные с ним впечатления. К ним относятся большие глаза, более высокие брови, меньшая переносица, более круглые и менее угловатые лица, более толстые губы и более низкое вертикальное расположение черт лица, что создает более высокий лоб и более короткий подбородок (Berry & McArthur, 19).86; Монтепаре и Зебровиц, 1998).

Знакомство

Многие признаки знакомства на лице зависят от уникального опыта воспринимающего. Однако некоторые из них могут отражать общий опыт. В частности, лица других рас, вероятно, будут менее знакомы, чем лица собственной расы. Таким образом, признаки, связанные с расой, включая тон кожи и структуру лица, могут различаться по знакомству и связанным с ними впечатлениям, даже если все лица воспринимаются как принадлежащие к одной расе (Blair et al., 2002).

Фитнес

Признаки лица, которые эволюционные психологи связывают с фитнесом, включают среднесть (конфигурация лица, близкая к средней для населения), симметрию, черты, связанные с полом, и молодость. Утверждалось, что усредненность и симметрия сигнализируют о приспособленности, поскольку они демонстрируют способность нормально развиваться, несмотря на стрессовые факторы окружающей среды. Усредненность также сигнализирует о генетическом разнообразии, которое связано с сильной иммунной системой. Высокая мужественность на мужских лицах может указывать на физическую форму, поскольку она показывает способность противостоять стрессу, который тестостерон оказывает на иммунную систему. Высокая женственность на женских лицах может сигнализировать о пригодности, связанной с половой зрелостью и плодовитостью. Молодость связана с фитнесом, поскольку старение часто сопровождается снижением когнитивных и физических функций. Эти сигналы фитнеса влияют на воспринимаемую привлекательность, которая связана с впечатлениями о чертах, связанных с фитнесом (Rhodes, 2006).

Сходство эмоций

Исследования не проводили систематического изучения признаков, которые способствуют сходству эмоций на лицах с нейтральным выражением и связанных с ними впечатлениях, но, вероятно, это те признаки, которые различают различные выражения эмоций. Например, естественно низкие брови на лице с нейтральным выражением, скорее всего, заставят человека выглядеть злее, естественно более высокие брови, вероятно, заставят человека выглядеть более удивленным, а естественно приподнятые уголки рта, скорее всего, сделают человека более счастливым. Как отмечалось выше, пол и раса также влияют на сходство эмоций (Zebrowitz et al. 2010). Однако конкретные лицевые сигналы, которые объясняют эти групповые различия, еще предстоит определить.

Несмотря на сходство первых впечатлений у разных воспринимающих, следует учитывать индивидуальные различия. Впечатления зависят не только от того, какую информацию предоставляют лица, но и от предыдущего перцептивного опыта и поведенческих целей воспринимающих.

Иллюстрацией того, как предыдущий перцептивный опыт может вызывать индивидуальные различия в впечатлениях о чертах, является исследование, в котором воспринимающие рассматривали лица разной формы (короткие, средние, длинные) в сочетании с разными чертами (очень хорошие, средние или очень неправильные). . Для одной группы воспринимающих короткие лица были светлыми, а длинные — нечестными, в то время как для второй группы этот опыт восприятия был обратным: лица средней длины описывались как средние по честности для обеих групп. Воспринимающие, для которых короткие лица были красивыми, оценивали нового человека с коротким лицом как более светлого, чем нового человека с длинным или средним лицом, с противоположным мнением тех, для кого длинные лица были красивыми (Hill, Lewicki). , Чижевская и Шуллер, 19 лет90).

Индивидуальные различия также могут зависеть от целей воспринимающих. Например, люди, которые живут в культурах с высокой распространенностью паразитов и, следовательно, имеют более высокую потребность избегать неподходящих партнеров, демонстрируют более сильное предпочтение физически привлекательным партнерам (Gangestad & Buss, 1993). Воспринимающие, которые чувствуют себя более уязвимыми к болезни, более негативно реагируют на этнические группы (Neuberg, Kenrick, & Schaller, 2011). Эти исследования имеют очевидные последствия для индивидуальных различий в эффектах чрезмерного обобщения непригодного лица и знакомого лица.

Чрезмерное обобщение и точность не исключают друг друга. Действительно, чрезмерное обобщение может привести к статистически значимым отношениям между впечатлениями о людях, основанными на их внешнем виде, и их фактическим поведением посредством эффектов самосбывающихся пророчеств, в результате чего внешний вид вызывает социальные взаимодействия, которые вызывают ожидаемое поведение. Чрезмерное обобщение также может привести к значительно неточному восприятию из-за эффектов саморазрушающихся пророчеств, в результате чего социальные взаимодействия, вызванные внешним видом, могут способствовать поведению, которое не поддается впечатлению. Другие механизмы, которые могут привести к фактическим взаимосвязям между внешностью и поведением, включают биологические связи между внешностью и чертами лица, факторы окружающей среды, влияющие на то и другое, и влияние черт на внешность (Zebrowitz and Collins, 19).97). Воспринимающие могут быть чувствительны к фактическим отношениям между внешним видом лица и чертами либо посредством перцептивного обучения, либо благодаря эволюционной готовности.

Понимание точности впечатления от признака требует не только рассмотрения различных теоретических механизмов, но и статистических методов, используемых для его оценки. Как правило, корреляции вычисляются между оценками черт воспринимающих (например, агрессивность, компетентность) и индексами соответствующих черт людей, лица которых оцениваются, и эти корреляции сравниваются со случайностью. Хотя некоторые исследования показали точность выше случайной, размеры эффекта часто довольно малы.

Многие первые впечатления от лиц основаны на адаптивных реакциях на внешние признаки, которые идентифицируют людей определенного возраста, знакомства, физического состояния или эмоций. Черты лица, которые обычно выявляют эти категории людей, могут влиять на первое впечатление, даже если оцениваемый человек на самом деле не принадлежит к этой категории, а лишь физически похож на тех, кто к ней относится. Полученные в результате «сверхобобщенные» впечатления могут предсказывать значительные социальные последствия в сфере занятости, судебной и политической жизни, и это лишь некоторые из них. До тех пор, пока не будут получены четкие данные о том, какие черты лица демонстрируют достаточную точность, чтобы оправдать их использование для управления нашим поведением, было бы разумно прислушаться к совету «не судите о книге по ее обложке» 9.0005

Это исследование было поддержано грантом NIH AG38375. Автор хотел бы поблагодарить Joann Montepare и Kameel Nasr за их полезные комментарии к предыдущему проекту.

  • Аш ЮВ. Формирование впечатления о личности. Журнал ненормальной и социальной психологии. 1946; 41: 258–290. [PubMed] [Google Scholar]
  • Берри Д.С., МакАртур Л.З. Восприятие характера в лицах: влияние возрастных черепно-лицевых изменений на социальное восприятие. Психологический вестник. 1986; 100:3–18. [PubMed] [Академия Google]
  • Блэр Л., Джадд К.М., Сэдлер М.С., Дженкинс С. Роль афроцентрических черт в восприятии человека: оценка по чертам и категориям. Журнал личности и социальной психологии. 2002; 83: 5–25. [PubMed] [Google Scholar]
  • Boshyan J, Zebrowitz LA, Franklin RG, McCormick CM, Carré JM. Возрастные сходства в распознавании угроз по лицам и диагностическим сигналам. Журналы геронтологии, серия B: психологические науки и социальные науки. 2014; 69Б: 710–718. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
  • Когдилл Э. Дж., Тодоров А.Т., Спелке Э.С., Банаджи М.Р. Вывод характера по лицам: исследование развития. Психологическая наука. 2014; 25:1132–1139. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
  • DeBruine L. Внешнее сходство повышает доверие. Труды Лондонского королевского общества, B. 2002; 269: 1307–1312. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
  • Игли А.Х., Эшмор Р.Д., Махиджани М.Г., Лонго Л.С. Что красиво, то хорошо, но…: метааналитический обзор исследований стереотипа физической привлекательности. Психологический вестник. 1991;110:109–128. [Google Scholar]
  • Friedman H, Zebrowitz LA. Вклад лицевой зрелости в полоролевые стереотипы. Бюллетень личности и социальной психологии. 1992; 18: 430–438. [Google Scholar]
  • Gangestad SW, Buss DM. Распространенность патогенов и предпочтения человека в отношении партнера. Этология и социобиология. 1993; 14:89–96. [Google Scholar]
  • Хесс У., Адамс Р., Клек Б. Внешний вид лица, пол и выражение эмоций. Эмоция. 2004; 4: 378–388. [PubMed] [Академия Google]
  • Хилл Т., Левицки П., Чижевска М., Шуллер Г. Роль выученных правил логического кодирования в восприятии лиц: эффекты бессознательного самосохранения предвзятости. Журнал экспериментальной социальной психологии. 1990;26 350-37. [Google Scholar]
  • Китинг С. Ф., Мазур А., Сегал М. Х. Кросс-культурное исследование физиогномических черт доминирования и счастья. Этология и социобиология. 1981; 2: 41–48. [Google Scholar]
  • Китинг С.Ф., Бай Д.Л. Детские атрибуции социального доминирования на основе лицевых сигналов. Развитие ребенка. 1986;57:1269–1276. [Google Scholar]
  • Левицки П. Бессознательное искажающее влияние отдельных случаев на последующие суждения. Журнал личности и социальной психологии. 1985; 48: 563–574. [Google Scholar]
  • Langlois JH, Roggman LA, Rieser-Danner LA. Дифференциальные социальные реакции младенцев на привлекательные и непривлекательные лица. Психология развития. 1990; 26: 153–159. [Google Scholar]
  • Макартур Л.З., барон Р.М. К экологической теории социального восприятия. Психологический обзор. 1983;90:215–238. [Google Scholar]
  • Монтепаре Дж. М., Добиш Х. Вклад восприятия эмоций и их чрезмерного обобщения в впечатления о чертах характера. Журнал невербального поведения. 2003; 27: 237–254. [Google Scholar]
  • Montepare JM, Zebrowitz LA. Восприятие человека приходит с возрастом: значимость и значение возраста в социальных суждениях. В: Zanna MP, редактор. Успехи экспериментальной социальной психологии. Том. 30. Сан-Диего, Калифорния: Academic Press; 1998. С. 93–163. [Академия Google]
  • Монтепар Дж. М., Зебровиц-МакАртур Л. Восприятие детьми взрослых с детским лицом. Перцептивные и моторные навыки. 1989; 69: 467–472. [PubMed] [Google Scholar]
  • Нойберг С.Л., Кенрик Д.Т., Шаллер М. Системы управления угрозами для человека: самозащита и предотвращение болезней. Нейронаука и биоповеденческие обзоры. 2011;35:1042–1051. [Бесплатная статья ЧВК] [PubMed] [Google Scholar]
  • Оливола С. Ю., Тодоров А. Избрание за 100 миллисекунд: вывод о признаках внешности и голосование. Журнал невербального поведения. 2010; 34:83–110. [Академия Google]
  • Родс Г. Эволюционная психология красоты лица. Ежегодный обзор психологии. 2006; 57: 199–226. [PubMed] [Google Scholar]
  • Розенберг С., Нельсон С., Вивеканантан П.С. Многоаспектный подход к структуре личностных впечатлений. Журнал личности и социальной психологии. 1968; 9: 283–294. [PubMed] [Google Scholar]
  • Правило НЕТ, Амбади Н. Лицо и состояние: выводы о личности по лицам управляющих партнеров предсказывают финансовый успех их юридических фирм. Лидерство ежеквартально. 2011;22:690–696. [Google Scholar]
  • Rule NO, Krendl AC, Ivcevic Z, Ambady N. Точность и консенсус в суждениях о достоверности лиц: поведенческие и нейронные корреляты. Журнал личности и социальной психологии. 2013; 104:409–426. [PubMed] [Google Scholar]
  • Саид С.П., Себе Н., Тодоров А. Структурное сходство с эмоциональными выражениями предсказывает оценку эмоционально нейтральных лиц. Эмоция. 2009; 9: 260–264. [PubMed] [Google Scholar]
  • Secord PF, Dukes WF, Bevan W. Личности в лицах: I. Эксперимент по социальному восприятию. Монографии по генетической психологии. 1954;49:231–270. [PubMed] [Google Scholar]
  • Тодоров А., Оливола С.Ю., Дотч Р., Менде-Сидлеки П. Социальные атрибуции лиц: детерминанты, последствия, точность и функциональное значение. Ежегодный обзор психологии. 2015;66:519–545. [PubMed] [Google Scholar]
  • Уиллис Дж., Тодоров А. Первые впечатления: принятие решения после 100-миллисекундного воздействия лица. Психологическая наука. 2006; 17: 592–598. [PubMed] [Google Scholar]
  • Zebrowitz LA. Экологический и социальный подходы к восприятию лица. В: Колдер А.Дж., Родс Г., Хаксби Дж.В., Джонсон Марк Х., редакторы. Справочник по восприятию лица. Издательство Оксфордского университета; 2011. С. 31–50. [Академия Google]
  • Зебровиц, Лос-Анджелес, Коллинз, Массачусетс. Точное социальное восприятие при нулевом знакомстве: возможности гибсоновского подхода. Обзор личности и социальной психологии. 1997; 1: 203–222. [PubMed] [Google Scholar]
  • Zebrowitz LA, Bronstad PM, Lee HK. Вклад фамильярности лица в групповой фаворитизм и стереотипизацию. Социальное познание. 2007; 25: 306–338. [Google Scholar]
  • Зебровиц Л.А., Феллоус Дж.М., Миньо А., Андреолетти С. Впечатления черт как чрезмерно обобщенные ответы на адаптивно значимые черты лица: данные коннекционистского моделирования. Обзор личности и социальной психологии. 2003;7:194–215. [PubMed] [Google Scholar]
  • Зебровиц Л.А., Франклин Р.Г., младший, Бошян Дж., Луевано В., Агригороай С., Милосавлевич Б., Лахман М.Э. Точность пожилых и молодых людей в оценке здоровья и компетентности пожилых и молодых лиц. Психология и старение. 2014; 29: 454–468. Специальный раздел: Социальное восприятие и старение. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
  • Зебровиц Л.А., Кикучи М., Феллоус Дж.М. Лицевое сходство с эмоциями: групповые различия, эффекты впечатления и расовые стереотипы. Журнал личности и социальной психологии. 2010;98(2):175–189. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
  • Zebrowitz LA, McDonald S. Влияние детско-юношеского лица и привлекательности тяжущихся лиц на решения судов мелких тяжб. Закон и поведение человека. 1991; 15: 603–623. [Google Scholar]
  • Zebrowitz LA, Rhodes G. Чувствительность к «плохим генам» и эффект чрезмерного обобщения аномального лица: точность, достоверность сигналов и использование сигналов при оценке интеллекта и здоровья. Журнал невербального поведения. 2004; 28: 167–185. [Академия Google]
  • Зебровиц Л.А., Ван Р., Бронстад П.М., Айзенберг Д., Ундуррага Э., Рейес-Гарсия В., Годой Р. Первые впечатления от лиц американских и культурно изолированных людей цимане в тропических лесах Боливии. Журнал кросс-культурной психологии. 2012;43(1):119–134. [Google Scholar]
  • Зебровиц Л.А., Уайт Б., Винеке К. Простое разоблачение и расовые предубеждения: знакомство с лицами другой расы увеличивает симпатию к незнакомцам этой расы. Социальное познание. 2008; 26: 259–275. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
  • Карни Д.Р., Колвин Ч.Р., Холл Дж.А. Тонкий взгляд на точность первого впечатления. Журнал Личности. 2007;41:1054–1072. [Google Scholar] • В этом документе обсуждается точность первых впечатлений с учетом мультимодальной динамической информации, которая различается по продолжительности.
  • Правило НЕТ, Амбади Н., Адамс Р.Б., младший, Озоно Х., Накашима С., Йошикава С., Ватабе М. Опрос лица: предсказание и консенсус между культурами. Журнал личности и социальной психологии. 2010;98:1–15. [PubMed] [Академия Google] • Исследование, иллюстрирующее оригинальное исследование черт лица
  • . Secord PF, Dukes WF, Bevan W. Личности в лицах: I. Эксперимент в социальном восприятии. Монографии по генетической психологии. 1954; 49: 231–270. [PubMed] [Академия Google] • Историческая классика; одна из первых эмпирических работ о впечатлениях от черт лица.
  • Зебровиц Л.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *