Дистанционный репетитор — онлайн-репетиторы России и зарубежья
КАК ПРОХОДЯТ
ОНЛАЙН-ЗАНЯТИЯ?
Ученик и учитель видят и слышат
друг друга, совместно пишут на
виртуальной доске, не выходя из
дома!
КАК ВЫБРАТЬ репетитора
Выбрать репетитора самостоятельно
ИЛИ
Позвонить и Вам поможет специалист
8 (800) 333 58 91
* Звонок является бесплатным на территории РФ
** Время приема звонков с 10 до 22 по МСК
ПОДАТЬ ЗАЯВКУ
Россия +7Украина +380Австралия +61Белоруссия +375Великобритания +44Израиль +972Канада, США +1Китай +86Швейцария +41
Выбранные репетиторы
Заполните форму, и мы быстро и бесплатно подберем Вам дистанционного репетитора по Вашим пожеланиям.
Менеджер свяжется с Вами в течение 15 минут и порекомендует специалиста.
Отправляя форму, Вы принимаете Условия использования и даёте Согласие на обработку персональных данных
Вы также можете воспользоваться
расширенной формой подачи заявки
Как оплачивать и СКОЛЬКО ЭТО СТОИТ
от
800 до 5000 ₽
за 60 мин.
и зависит
ОТ ОПЫТА и
квалификации
репетитора
ОТ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ
(например, подготовка к олимпиадам, ДВИ стоит дороже, чем подготовка к ЕГЭ)
ОТ ПРЕДМЕТА (например, услуги репетиторовиностранных языков дороже)
Оплата непосредственно репетитору, удобным для Вас способом
Почему я выбираю DisTTutor
БЫСТРЫЙ ПОДБОР
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД
ОПТИМАЛЬНОЕ
СООТНОШЕНИЕ ЦЕНЫ И
КАЧЕСТВА
ПРОВЕРЕНЫ ДОКУМЕНТЫ ОБ ОБРАЗОВАНИИ У ВСЕХ РЕПЕТИТОРОВ
НАДЕЖНОСТЬ И ОПЫТ.
DisTTutor на рынке с 2008 года.
ПРОВЕДЕНИЕ БЕСПЛАТНОГО, ПРОБНОГО УРОКА
ЗАМЕНА РЕПЕТИТОРА, ЕСЛИ ЭТО НЕОБХОДИМО
376860 УЧЕНИКОВ ИЗ РАЗНЫХ СТРАН МИРА
уже сделали свой выбор
И вот, что УЧЕНИКИ ГОВОРЯТ
о наших репетиторах
Чулпан Равилевна Насырова
«
Я очень довольна репетитором по химии. Очень хороший подход к ученику,внятно объясняет. У меня появились сдвиги, стала получать хорошие оценки по химии. Очень хороший преподаватель. Всем , кто хочет изучать химию, советую только её !!!
«
Алина Крякина
Надежда Васильевна Токарева
«
Мы занимались с Надеждой Васильевной по математике 5 класса. Занятия проходили в удобное для обоих сторон время. Если необходимо было дополнительно позаниматься во внеурочное время, Надежда Васильевна всегда шла навстречу. Ей можно было позванить, чтобы просто задать вопрос по непонятной задачке из домашнего задания. Моя дочь существенно подняла свой уровень знаний по математике и начала демонстрировать хорошие оценки.
«
Эльмира Есеноманова
Ольга Александровна Мухаметзянова
«
Подготовку к ЕГЭ по русскому языку мой сын начал с 10 класса. Ольга Александровна грамотный педагог, пунктуальный, ответственный человек. Она всегда старается построить занятие так, чтобы оно прошло максимально плодотворно и интересно. Нас абсолютно все устраивает в работе педагога. Сотрудничество приносит отличные результаты, и мы его продолжаем. Спасибо.
«
Оксана Александровна
Наталья Борисовна Карасева
«
Мы восторге от репетитора. Наталья Борисовна грамотный педагог, она любит свою профессию, любит учеников. Занятия с сыном (2 класс), он находится на домашнем обучении, проходят по скайпу в комфортной обстановке. Репетитор умеет заинтересовать ребенка и выстраивает занятие с учетом его способностей, доступно объясняя предметы русский язык и математику. По результатам занятий можно сразу заметить повышение уровня успеваемости ученика. Наталья Борисовна хороший педагог, умеет быстро найти общий язык с ребенком, внимательная, легко передающая знания ученику. С большим удовольствием будем продолжать наши занятия, т.к. мы всем довольны.
«
Елена Васильевна
Клиентам
- Репетиторы по математике
- Репетиторы по химии
- Репетиторы по биологии
- Репетиторы английского языка
- Репетиторы немецкого языка
Репетиторам
- Регистрация
- Публичная оферта
- Библиотека
- Бан-лист репетиторов
Партнеры
- ChemSchool
- PREPY. RU
- Class
самопознание
самопознаниеAdvertisement
1 of 27
Top clipped slide
Download to read offline
Education
презентация «Самопознание. Самооценка. Самосознание»
Advertisement
Advertisement
Advertisement
самопознание
- Самопознание.Самопознание. Самооценка.Самооценка. Самосознание.Самосознание. изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. эмоциональное отношение к собственному образу Самосознание — сознание субъектом самого себя в отличие от других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.
- Вопросы кодификатора Познание Познание мира Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное Истина и ее критерии Многообразие форм человеческого знания. Научное познание Науки о человеке и обществе Деятельность человека, ее основные виды Самореализация Личность, ее социализация и воспитание Сознательное и бессознательное Самопознание и самосознание Свобода и ответственность личности
- Повторение изученного .Работа с тестами АВС
1. Субъектом познания является
1) мировой разум 2)человек 3)природа 4) любое живое качество
2. Определение: «Чувственный образ внешних характеристик предметов и процессов
материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств»
относится к понятию
1)Гипотеза 2) представление 3)восприятие 4) ощущение
3. Верны ли следующие суждения о процессе познания?
А. В процессе познания большую роль играют эмоции и чувства человека.
Б. В процессе познания определенное значение имеет интуиция человека.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
4. Верны ли следующие суждения о социальном познании?
А. В социальном познании его субъект и объект совпадают.
Б. В социальном познании активно используется эксперимент.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны 5. К формам научного познания относится 1) гипотеза 2)теория 3)проблема 4)все указанное выше - Повторение изученного .Работа с тестами АВС
1. Субъектом познания является
1) мировой разум 2)человек 3)природа 4) любое живое качество
2. Определение: «Чувственный образ внешних характеристик предметов и процессов
материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств»
относится к понятию
1)Гипотеза 2) представление 3)восприятие 4) ощущение
3. Верны ли следующие суждения о процессе познания?
А. В процессе познания большую роль играют эмоции и чувства человека.
Б. В процессе познания определенное значение имеет интуиция человека.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
4. Верны ли следующие суждения о социальном познании?
А. В социальном познании его субъект и объект совпадают.
Б. В социальном познании активно используется эксперимент.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
5.
- В1. Запишите слово, пропущенное в схеме. Научное познание СУБЪЕКТ ОБЪЕКТ Социальное познание СУБЪЕКТ СУБЪЕКТ Самопознание …………… СУБЪЕКТ В2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «мышление». Обобщение; уподобление; ощущение; отвлечение; сравнение. Найдите и укажите термин, не связанный с понятием мышление». Ответ: ________________________ В3.Установите соответствие между формами познания и их сущностью: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. СУЩНОСТЬ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ A) мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений, процессов Б) образ объекта познания, запечатленный в памяти B) мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе Г) чувственный образ предметов, явлений и процессов, непосредственно воздействующих на органы чувств 1)Представление 2)понятие 3)суждение 4)восприятие Ответ: С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «самопознание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о самопознании.
- В1. Запишите слово, пропущенное в схеме.
Научное познание
СУБЪЕКТ
ОБЪЕКТ
Социальное познание
СУБЪЕКТ
СУБЪЕКТ
Самопознание
……субъект………
СУБЪЕКТ
В2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием
«мышление». Обобщение; уподобление; ощущение; отвлечение; сравнение.
Найдите и укажите термин, не связанный с понятием мышление».
Ответ: _____ ощущение _____
В3.Установите соответствие между формами познания и их сущностью: к каждой позиции, данной в
первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СУЩНОСТЬ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ
A) мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений, процессов
Б) образ объекта познания, запечатленный в памяти
B) мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе
Г) чувственный образ предметов, явлений и процессов, непосредственно воздействующих на органы
чувств
1)Представление 2)понятие 3)суждение 4)восприятие
Ответ:2134
С5.
- Жизнь – непрерывный, зачастую неосознанный процесс самопознания. Ребенок выделяет себя из окружающего мира с 7-8 месяцев. «Я» и окружающий мир
- «Я» и окружающий мир «Я» формируется на основе чувств и ощущений. Следующий этап – самовосприятие. Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года. К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.
- «Я» и окружающий мир К 7 годам формируется способность оценивать себя – самооценка. Подростковый и юношеский возраст – этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально- нравственных оценок.
- Пассивная фаза Активная фаза Фаза падения активности 3-8 мес. 12-15 лет 20-30 лет 60-70 лет конец жизни познание направлено на внешний окружающий мир, познание своего Я эпизодическое большее внимание уделяется внешнему образу, облику (как я выгляжу?), одежде, физической подготовке внимание переключается к внутренней сущности, поиску места, смысла в жизни, самореализации мудрец — считает, что знает о себе все, отчего к самопознанию отношение второстепенное Фазы самопознания и самооценки
- ОБРАЗ «Я» Совокупность представлений о себе, своих внешних и внутренних качествах
- Знания, умения, навыки; Умственные способности; Трудолюбие, прилежание; Предприимчивость; Доброта; Честность; Ответственность; Целеустремленность; Общительность; Творческие способности; Оптимизм и т. д. Я — личность
- Ролевое; Внешнее, внутреннее; Сознательное, неосознаваемое; Поведенческое; Хорошее, плохое; Прошлое, настоящее, будущее; Фантастическое; Идеальное, реальное. Я многогранное
- «Я» неизвестное – никто не знает – то, что неизвестно никому и проявляется в определенных ситуациях. «Я» скрытое – вы знаете, другие не знают – секреты, все, что вы думаете, чувствуете, скрывая это в себе «Я» слепое – вы не знаете, другие знают – то, что интересно другим, а вам не очень ясно «Я» открытое – вы знаете, другие знают – знания о себе, о других Образ «Я»
- Система представлений индивида о себе самом, осознаваемая часть личности, образ собственного «Я». • «Я» — концепция определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем. Составляющие «Я» — концепции Когнитивная (осознанная)составляющая — это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает. Оценочная — это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится. Поведенческая — это то, как человек в действительности поступает «Я» — концепция.
- Человек Яличностное Яумственное Яфизическое Ясоциальное Яперспективное «Я» — концепция
- «Я» — концепция. По временной отнесенности можно выделить: «Я»-настоящее «Я»-прошлое «Я»-будущее.
- По содержанию можно выделить образы: «Я»-физическое «Я»-умственное «Я»-эмоциональное «Я»-социальное. «Я» — концепция.
- По источнику информации: разные зеркальные «Я» – «Я» глазами родителей, друзей и т.п. «Я» — концепция.
- Идентичность (англ. identity) — свойство человека, связанное с его ощущением собственной принадлежности к определенной группе — политической партии, народу, религиозной конфессии, расе и пр. Три аспекта идентичности • Идентичность опирается на осознание временной протяженности собственного существования: человек видит преемственность между тем, что он делал в прошлом, делает сейчас и собирается делать в будущем • Идентичность предполагает восприятие собственной целостности , единства, тождественности самому себе • Идентичность позволяет человеку определять степень своего сходства с разными людьми при одновременном видении своей уникальности и неповторимости Идентичность.
- Анализ теста « Кто Я».
- Диффузная идентичность: характеризуется отсутствием у подростка каких-либо профессиональных и идеологических моделей своего будущего и малой озабоченностью проблемой выбора. Предрешенная идентичность: характеризуется выбором подростка не в результате внутреннего конфликта, а под влиянием окружающих. Подросток переживает кризис, но не может сделать важный для него выбор, откладывая его на будущее. Реализованная идентичность: подросток делает свой выбор осознанно и вполне самостоятельно, на основе прохождения через стадию переживания кризиса идентичности. Варианты обретения идентичности у подростков.
- (Компоненты самосознания по В.С.Мерлину — советский психолог.) • сознание своей тождественности; • сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала; • осознание своих психических свойств и качеств; • определенная система социально- нравственных самооценок. Компоненты самосознания
- • получение информации о себе. • Эмоционально-ценностное отношение к себе. • Саморегуляция поведения. Функции самосознания
- • Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем. • Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта. • Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения. Значение самосознания
- Автор презентации Учитель истории и обществознания МОУ «СОШ №14 с углубленным изучением отдельных предметов » г.Сергиев Посад Балашова Елена Леонидовна техническая поддержка Балашова Анастасия
Advertisement
«Я» — это не только я
Перейти к содержимому
Опубликовано 15.04.2015 Дэвид Кантер
Кто я? Или, что еще любопытнее, кто вы? Это вопросы о себе. Тот аспект того, кто мы есть, который, как мы верим, определяет или, по крайней мере, описывает каждого из нас. Популярно мнение, что это фундаментально личное свойство; что-то уникальное для нас. Тем не менее, даже беглое рассмотрение показывает, что наша сущность может быть не такой простой или отчетливой, как можно предположить. Как много лет назад указал социолог Герберт Мид, «я всегда имеет как минимум два аспекта; я – кем я себя считаю – и я , которого узнают другие. Чтобы еще больше усложнить ситуацию, становится все более очевидным, что обе эти формы самости создаются посредством взаимодействия с другими.
В текущем тематическом выпуске журнала Contemporary Social Science (журнал Академии социальных наук)
, составленном греческим психологом Хараламбосом Цекерисом, рассматриваются различные социальные аспекты личности и ее конструкции. исследовал. Такие исследования могут показаться абстрактно-академическими, но они имеют большое значение. Знание того, как устроено «я», имеет множество последствий для большинства социальных процессов. Будь то, например, понимание изменчивости представления о себе, которое может стать основой для террористической радикализации, или породить деструктивные суицидальные тенденции, или разжечь агрессивную национальную идентичность. Действительно, суть психотерапии состоит в том, чтобы помочь людям восстановить их понимание того, кто они есть.
Сознательное социальное конструирование себя лучше всего проявляется в том, как люди изображают себя в социальных сетях. Это контекст, в котором люди должны описывать себя и, таким образом, создавать себя для других. Моника Ареста и ее коллеги из Университета Сантьяго в Португалии в ходе изучения таких онлайн-идентификаций обнаружили, что используются две довольно разные стратегии. Один они называют «управляемым контекстом», когда люди раскрывают только те аспекты себя, которые имеют отношение к конкретному средству, которое они используют. По сути, это представление профессионального «я» их интернет-сообществу. Другой — «управляемый пользователем», когда человек с готовностью раскрывает личные аспекты во всех средствах массовой информации. Они интригующе связаны с «я» и «я» Мида соответственно.
Проблема множества личностей выходит на первый план при рассмотрении людей, перемещающихся в разных обществах. Это исследует Вулка Фидолини из Страсбургского университета. Он рассматривает молодых людей в Марокко. Он указывает, что переход к взрослой жизни марокканских студентов в городских центрах чреват их необходимостью совмещать традиционные точки зрения с потенциально конфликтующими современными. Это хорошо иллюстрируется растущей практикой «традиционного брака». Новые сексуальные свободы, которые не были бы поддержаны исламским запретом на внебрачный секс, облегчаются принятием Шариат процесс объявления формы временного брака, которая не признается государством. Во многих других отношениях молодые марокканцы могут думать о себе как о традиционных, так и о современных, формируя сложные идентичности, которые не требуют столкновения между этими очевидными полярностями.
Признание сложного социального конструирования личностной идентичности может в какой-то мере помочь понять нынешнее сложное явление подростков из среднего класса, из явно интегрированных мусульманских семей, которые становятся радикальными в воинствующий джихад
Другим захватывающим примером в этом текущем выпуске Contemporary Social Science является обсуждение себя, когда личные отношения не отражают доминирующие культурные нарративы. Джеффри Васс из Университета Саутгемптона исследует это, беря интервью у людей, состоящих в отношениях из разных поколений. Обычно это пожилые мужчины в отношениях с более молодыми женщинами. Это может создать проблемы для обеих сторон в понимании того, кто они есть, потому что они «не совпадают» с жизненными траекториями друг друга. Например, обычно человек может думать о себе как об уходе на пенсию, в то время как его партнерша думает о себе, как о создании семьи. Потенциальные конфликты в поддержании успешных отношений, утверждает Васс, динамически разрешаются обеими сторонами, которые видят себя обладающими некоторой силой воли, играющими активную роль. При этом используются различные формы признания проблем в сочетании с различными уровнями реагирования на эти проблемы. Таким образом, прагматические детали, такие как совместные банковские счета или «попытки завести детей», приобретают риторическое значение, символизирующее свободу действий обеих сторон.
Важность риторических процессов в защите оспариваемых идентичностей также подчеркивается в исследовании Кайсы Кетокиви и ее коллеги из Хельсинкского университета, которые исследуют, как люди справляются с чувством потери власти или автономии, которое обычно считается центральным для здорового представления о жизни. себя. Кетокиви и ее коллега иллюстрируют, как женщины справляются с борьбой за автономию, когда сталкиваются с необходимостью прерывания беременности. Они также рассматривают тех, чье чувство собственного достоинства разрушено потерей супруга. В широком смысле люди либо переопределяют себя и свои действия по отношению к окружающим, либо отделяют себя от других. В первом случае их деятельность защищена чувством общности; в последнем — за счет повышенной уверенности в собственной автономии.
Чувство свободы воли и сила ее роли в любом конкретном человеке коренятся в семейной динамике. Это демонстрируют Мелисса Лопес Рейес и ее коллега из Университета Де Ла Саль на Филиппинах. Они исследовали, как семейная поддержка молодых людей в их ранние годы связана с более поздним чувством личной свободы воли. Важно отметить, что чувство потенции, возникающее в семье, поощряет поддержку других и общее просоциальное поведение.
Как уже упоминалось, эти, казалось бы, абстрактные аргументы имеют очень важные последствия. Признание сложной социальной конструкции личной идентичности может в какой-то мере способствовать пониманию сложного в настоящее время феномена подростков из среднего класса из явно интегрированных мусульманских семей, которые радикализуются и превращаются в воинствующих джихад . Все исследования в этом томе указывают на возможность того, что эти молодые мужчины и женщины думают о себе как как о западных, так и о фундаментальных исламах. Их социализация в семье и со сверстниками дала им представление об их собственном агентстве, на которое они действуют, когда соблазняются убеждениями, что они могут изменить ситуацию с помощью насильственных действий.
Работа актуальна и для более приземленных соображений. Банки и другие учреждения в наши дни работают с невидимыми клиентами, чья личность — это просто числа и набор паролей. Кража личных данных — это кража этих кодов, но это далеко не более вымышленная кража того, что значит быть конкретным человеком. Такое поглощение чужого «я» гораздо сложнее, потому что это «я» находится не только под контролем жертвы. Семья и друзья, коллеги и другие знакомые вносят свой вклад в то, кто мы есть. Что еще более важно, они помогают формировать то, кем мы себя считаем. Возможно, настало время уделить больше внимания этим тонким аспектам личности, а не полагаться на числа и коды как на определения ID.
3 1
Рейтинг статьи
Дэвид Кантер
Профессор Дэвид Кантер , всемирно известный прикладной социолог и ведущий мировой криминальный психолог, пожалуй, наиболее широко известен как один из пионеров «профилирования преступников». его использование в Великобритании.
Просмотреть все сообщения Дэвида Кантера
Posted in ResearchTagged Академия социальных наук, Self0
Буду рад вашим мыслям, прокомментируйте.x
Я-КОНЦЕПЦИЯ (социальные науки)
Самость имеет долгую историю изучения в рамках психологической традиции, восходящей к ранней работе Уильяма Джеймса в его фундаментальной книга Принципы психологии (1890 г. ). В течение следующего столетия я-концепция изучалась многочисленными исследователями, которые подчеркивали как внутренние характеристики, так и внешние влияния на я-концепцию. Хотя некоторые исследователи рассматривают я-концепцию как глобальную конструкцию, многие согласны с тем, что я-концепция состоит из нескольких компонентов. Большая часть исследований была сосредоточена на когнитивной структуре самооценки, а также на связанном с ней оценочном компоненте самооценки. В общем, я-концепция — это восприятие человеком себя, возникающее из множества компонентов, включая то, как человек видит себя во взаимодействии с другими, а также то, как он видит себя в изоляции.
РАЗВИТИЕ
Сьюзен Хартер много писала о развитии я-концепции в своей книге «Конструирование Я: перспектива развития» (1999). Ее подробный отчет о появлении я-концепции начинается, когда я-концепция появляется примерно в возрасте двух лет, сначала проявляясь как признание себя как отдельной физической сущности. Развитие автобиографической памяти важно для формирования я-концепции, поскольку в возрасте до двух лет дети могут иметь общие воспоминания, но еще не иметь воспоминаний о себе. Благодаря беседе с родителями, в которой пересказываются прошлые события с участием ребенка, дети начинают формировать автобиографические воспоминания и развивающийся автобиографический портрет себя. Еще одним важным фактором, влияющим на формирующуюся самооценку детей, являются отношения привязанности к опекуну. Из отношений привязанности дети формируют интернализированные представления о других и о том, как я вписывается в социальный мир. Это важно для того, чтобы ребенок утверждал свое уникальное влияние на мир и рассматривал себя как уникальную сущность, взаимодействующую с внешним миром.
Растущие когнитивные и социальные потребности приводят к тому, что развитие Я-концепции ребенка изменяется от того, что основывается лишь на нескольких компонентах или плохо проясняется, до более организованной и четкой формулировки, основанной на нескольких четко различимых областях. Различные роли, которые требуются от детей по мере развития, требуют от ребенка развития различных наборов поведения и личностных характеристик в соответствии с текущей ролью. Некоторые из этих ролей и черт могут конфликтовать, например, когда ребенок видит себя теплым и дружелюбным со сверстниками и капризным и невосприимчивым с родителями. По мере того, как ребенок переходит в подростковый возраст, когнитивные способности позволяют ему интегрировать все эти роли и противоречащие друг другу компоненты в связное ощущение себя.
САМОЦЕННОСТЬ И САМОУВАЖЕНИЕ
Другим важным компонентом описания Хартера развития самооценки является идея самооценки. Самоценность определяется оценкой компонентов самости; Хартер подчеркивает, что самооценка формируется в первую очередь из областей, которые важны для личности. Это перекликается с идеями Уильяма Джеймса и утверждает, что самость не только состоит из множества компонентов, но и что эти компоненты различаются по своей важности для человека. Каждый компонент оценивается отдельно, так что люди могут чувствовать, что они опытны в одних областях и не так квалифицированы в других областях. Хартер утверждает, что эти важные области развиваются благодаря ощущению компетентности в различных областях. У человека с позитивным самоощущением области, в которых он или она чувствует себя компетентным, имеют больший вес, чем те области, в которых он или она не чувствуют себя компетентными.
Эта тесная связь между Я-концепцией и самооценкой предполагает, что Я-концепция тесно связана с ее оценочной стороной, часто называемой самооценкой. Хотя об этих двух областях часто говорят как о отдельных конструкциях, может быть трудно разделить, поскольку Хартер указывает, что многие компоненты личности носят оценочный характер. Например, когда человека просят дать определение самооценке, человек может перечислить такие прилагательные, как «умный», «забавный» или «красивый». Однако эти слова сами по себе оценочны. Таким образом, я-концепция и самооценка — это два конструкта, которые обсуждаются так, как если бы они были отдельными, но на самом деле они тесно связаны.
СТРУКТУРА
Другой областью изучения, тесно связанной с Я-концепцией, является когнитивная структура Я. Исследователи социального познания рассматривают я-концепцию как организованный набор знаний о себе, и поэтому то, как организованы различные компоненты, становится важным. Герберт Марш и Ричард Шавельсон разработали влиятельную теорию самости как организованной в иерархическую структуру (1985): Стабильное чувство самости находится на вершине иерархии, которая затем разветвляется на академические и неакадемические компоненты, и каждый из них дополнительно дифференцируется. в более конкретные самостоятельные области.
Патрисия Линвилл внесла важный вклад в литературу о структуре я-концепции, разработав теорию самосложности (1985), которая утверждает, что знание о себе организовано в множественные когнитивные структуры, известные как «я-аспекты». Эти самоаспекты организованы по отношению друг к другу, при этом связанные аспекты связаны в сетевую структуру. Различные социальные контексты и познания активируют разные аспекты самости, которые, в свою очередь, активируют другие связанные аспекты. Сложность Я-концепции является результатом как количества Я-аспектов, так и взаимосвязанности этих аспектов. Сложная Я-концепция состоит из большого количества независимых аспектов.
Линвилл также утверждал, что , имеющая сложную самопрезентацию, положительно влияет на психическое здоровье. Это связано с сетевой структурой личности. Когда негативное событие происходит в области, связанной с одним самоаспектом, человек, скорее всего, испытает негативное влияние в этой области. Простая самоструктура может иметь два важных следствия. Во-первых, если я-аспектов мало, область, подвергшаяся негативному воздействию, представляет собой большую часть личности, и, таким образом, негативное событие приводит к негативным чувствам по отношению к себе. Во-вторых, если я-концепция состоит из сильно взаимосвязанных аспектов, то это негативное событие, вероятно, вызовет негативные чувства во всех других связанных областях; Линвилл назвал это аффективным распространением. Таким образом, простое Я-концепция больше подвержена влиянию какого-либо одного события, тогда как более сложное Я-концепция более устойчива. Согласно Линвиллю, сложная самооценка приводит к большей устойчивости аффекта, что связано с улучшением психического здоровья. Более поздние исследования поставили эти идеи под сомнение и были направлены на выяснение влияния самосложности на психическое здоровье.
Одним из примеров этого является проведенное Кэролайн Шоуерс в 1992 году исследование того, как позитивные и негативные аспекты самости могут быть разделены или связаны друг с другом. Души обнаружили, что то, как они связаны с уровнем самооценки и депрессии. Когда положительные аспекты самооценки важны для общей самооценки, разделение положительных и отрицательных аспектов приводит к повышению самооценки и снижению уровня депрессии. Напротив, когда негативные самоаспекты важны, разделение связано с негативными последствиями, и, кроме того, когда негативные самоаспекты важны, более сложное Я лучше для положительного психологического благополучия. Таким образом, одна модификация Линвилля 1985 теория заключалась в том, что содержание структуры имеет значение как для буферного воздействия, так и для самой структуры. Были сделаны и другие уточнения, чтобы более полно понять влияние самоструктуры.
Некоторые теоретики утверждают, что содержание и структура Я-концепции не связаны между собой, в то время как другие, такие как Души, утверждают, что они работают согласованно. Хотя существует различие между тем, что можно определить как содержание и структуру в я-концепции, несколько исследований показывают, что обе эти области важны.
ГИБКОСТЬ
Еще одна тема в литературе по Я-концепции — споры о том, является ли Я-концепция динамичной или стабильной. Некоторые ученые утверждают, что я-концепция после формирования стабильна; другие утверждают, что это более податливая конструкция. Некоторые исследователи социального познания рассматривают я-концепцию как стабильную и изменяющуюся: есть компоненты Я, которые стабильны в разных ситуациях, но есть также компоненты, которые могут меняться в своем выражении в зависимости от контекста. Например, когда молодого человека в школе спрашивают о его самооценке, он может назвать интеллект важной частью себя, но в социальной среде он может подчеркивать социальные навыки как более важные.