Карьерная лестница это: Как продвинуться по карьерной лестнице

Как продвинуться по карьерной лестнице

Термин «карьерная лестница» отражает концептуальное изображение служебной иерархии компании. Считается, что продвижение по службе должно быть постепенным: работник, начиная с должности нижнего уровня, может дойти до руководящей позиции. 

Но на самом деле у некоторых должностей (например, канцелярских, сервисных) есть ограничения в продвижении. 

Человек, который занимал должность уборщика, после получения определенного образования может дорасти до позиции начальника департамента, но вряд ли станет главой корпорации, которая занимается машиностроением. Но если он пришел работать уборщиком в клининговую компанию, то вероятность достижения наивысшей позиции увеличивается.

Поэтому, устраиваясь на новую работу, амбициозный кандидат обязательно должен задать HR-специалисту вопрос: «Какой может быть моя карьерная лестница?». Если даже теоретически представитель работодателя не может описать схему продвижения по службе, то, скорее всего, расти будет некуда.

Пример карьерной лестницы

Официальная организационная структура компании разрабатывается в соответствии с обязанностями, ответственностью и логикой подчинения. Продвижение по карьерной лестнице предполагает переход с нижнего уровня на более высокий.

Саму иерархию компании можно изобразить в форме классической пирамиды: в нижней, самой объемной, части которой находится множество низкоуровневых сотрудников, выполняющих сервисные, рабочие функции. 

Середина пирамиды меньше по размеру, включает менеджеров среднего звена, контролирующих сотрудников без функции реального управления. Верхнюю часть иерархии занимает руководство высшего уровня, принимающее стратегические решения. Самую маленькую по объему, но самую высокую точку пирамиды занимает один человек: генеральный директор, CEO.

В идеальной ситуации работник будет продвигаться от низшей должности к уровню топ-менеджера, параллельно повышая квалификацию, уровень знаний. Такой метод продвижения называется линейным.  

Подход «ступень за ступенью» был популярен в СССР, продвигался в Японии, Америке почти полвека. Но сегодня фокус внимания сместился с карьеры к духовному, физическому балансу личности. Современные молодые работники не хотят посвящать всё свое время одной сфере деятельности. Жертвовать семьей, отдыхом, саморазвитием, молодостью только для того, чтобы подняться на ступень выше, а через 15-20 лет (возможно) достичь «вершины пирамиды» хотят всё меньше сотрудников.

Поэтому западные HR-консультанты используют новый термин — «карьерная решетка». 

Организационная структура и иерархия компаний никуда не исчезает. Просто путь от стажера к директору больше не представляется последовательным и линейным. Работник имеет право полностью сменить сферу деятельности, заниматься интересными проектами, которые не относятся к прямым обязанностям. Пандемия только усилила эту тенденцию, побудив сотрудников, оказавшихся невостребованными, приобретать новые навыки. 

О горизонтальном, многовекторном развитии задумываются и топ-менеджеры, которые посвятили всю жизнь карьере. Оказавшись наверху, многие выяснили, что стремиться больше некуда.

Задача HR-специалистов — удержать ценных сотрудников, предложив им новые векторы развития карьеры. Ведь часто бывает, что руководитель отдела полностью устраивает компанию, а один из подчиненных уже имеет компетенции, достаточные для повышения. Не имея возможности занять место руководителя, ценный кадр просто начнет искать работу в другой компании. 

В качестве альтернативы такому сотруднику предлагают не движение «на ступеньку вверх», а переход в другой департамент, после работы в котором возможно повышение на уровень +1 от предыдущей позиции. Визуально такой подход очень легко представить в виде вертикальной решетки или сетки с большим количеством ячеек. Чтобы добраться до вершины, можно использовать все ячейки, а не концентрироваться только на ограниченном числе последовательных.

Как установить карьерные цели

Чтобы добиться успеха, обязательно нужно поставить достижимую и реалистичную цель. Тем, кто стремится получить управленческую должность, рекомендуется начать сотрудничество с личным карьерным консультантом как можно раньше. Опытный специалист будет направлять развитие в нужное русло, подсказывать, какие навыки необходимо приобрести.

Для начала можно ответить себе на следующие вопросы.

  • Каковы основные достижения на работе за прошедший год?
  • Каковы мои сильные, слабые стороны?
  • Как можно исправить слабые стороны?
  • Кем я себя вижу через год?

Ответы помогут наметить первый план. Важно ставить как краткосрочные, так и долгосрочные цели.

Советы тем, кто хочет продвинуться по лестнице карьеры

Мало тщательно распланировать свой путь к успеху, нужно еще каждый день работать над достижением целей. Независимо от того, в какой сфере планируется вести деятельность (финансы, IT, маркетинг), этот план действий поможет достичь желаемой цели.

1. Разработать конкретную дорожную карту.

Чтобы добиться поставленных целей, необходимо строго следовать дорожной карте. Это может быть перечень действий, которые необходимо выполнить перед тем, как просить повышения. Навыки планирования, самоконтроля пригодятся будущему топ-менеджеру. Ведь если человек не может организовать себя, то вряд ли сможет координировать действия целого коллектива.

2. Заниматься налаживанием связей.

Исключить социальные связи из процесса продвижения по карьерной лестнице невозможно. Специалист, который отлично справляется с техническими аспектами своей работы, но не может найти контакт с коллегами, партнерами, вряд ли станет начальником. Ведь на руководящей должности придется постоянно общаться с большим количеством людей. 

Общение с коллегами из других компаний позволит получать актуальную информацию о рынке, а в случае необходимости иметь возможность сменить основное место работы.

Хорошо, если удастся найти человека, который уже прошел весь карьерный путь и имеет желание поделиться секретами, подводными камнями.

3. Усердно выполнять свои повседневные обязанности.

Не стоит совершать распространенную ошибку и тратить рабочее время на общение с высшим руководством, надеясь на преференции. Лучше сконцентрироваться на прямых должностных обязанностях. Демонстрируйте свою заинтересованность в сложных проектах. Постарайтесь стать неформальным лидером среди коллег, найти интересные волонтерские проекты. Для того, чтобы стать руководителем официально, нужно продемонстрировать свое умение руководить другими хотя бы неформально.

4. Проявлять инициативу.

Люди, которые работают с 9 до 18, строго следуют должностной инструкции, считаются хорошими, надежными сотрудниками, но редко продвигаются по службе. На руководящие должности обычно назначают инициативных людей, которые не боятся взяться за внеурочную работу, сложные проекты.

5. Стать незаменимым членом команды.

Незаменимых сотрудников не бывает. Но работниками, которые имеют уникальные навыки, обычно не пренебрегают. Ведь найти, обучить нового сотрудника не так быстро и не дешево. Нужно постоянно совершенствоваться, осваивать новые навыки. Рекомендуется следить за лидерами своей отрасли, читать интервью с ними, стараться изучать те же книги, проходить те же курсы.

«Классическое» образование топ-менеджера: МВА, PMP. Без этих сертификатов получение высшей должности маловероятно. Тем, кто планирует занять должность финансового директора, придется получить документы CIMA, CMA.

6. Думать и действовать так, будто должность руководителя уже ваша.

Нужно всеми способами демонстрировать готовность брать на себя ответственность, в том числе за ошибки. Конечно, не стоит активно делегировать свои обязанности своим же коллегам, ведь это вызовет один негатив. Но политика избегания ответственности, нежелание рисковать — минус, а не плюс.

Если хочется продемонстрировать приобретенные навыки руководителя, то стоит организовать собственный проект. Даже если нет никаких задач, связанных с деятельностью фирмы, можно взять на себя организацию корпоратива. Реализация любого социального проекта требует тех же навыков, что и серьезные корпоративные задачи.

7. Быть командным игроком.

Работодатели внимательно следят за тем, как сотрудники работают с остальной частью команды, взаимодействуют с другими отделами. Не стоит думать, что жалобы на коллег, сплетничество повысит шансы на получение желаемой должности. 

Возможно, руководитель воспользуется донесенной информацией, но при выборе кандидата на повышение поставит условный минус за игру против своих коллег.

Нужно настроиться на то, что построение карьерной лестницы — длительный процесс. Удивительно, но чем разветвленнее организационная структура, тем больше шансов получить повышение. А вот в маленькой компании, где собственник выполняет функции бухгалтера, а в штатном расписании всего 5 позиций, есть возможности только для горизонтального развития.

С кем говорить о повышении

Даже если вы воспользовались услугами внешнего карьерного консультанта, необходимо сообщить о своих планах на карьеру руководителю, HR-специалисту. Далеко не все люди стремятся к карьерному росту, поэтому лучше прямо задекларировать свое желание. 

Сформулировать пожелание нужно правильно. 

Позиция «или я получаю повышение, или начинаю искать другую работу» проигрышная. Лучше задать HR-специалисту или руководителю вопрос о том, какие возможности для продвижения у вас есть. Также рекомендуется сделать «задел» для следующего диалога. 

Например, попросить дать совет по поводу того, какой сертификат можно получить, в каком проекте принять участие. Обязательно вернуться за повторными рекомендациями после реализации запланированных действий. Активная (но не агрессивная) позиция позволит оставаться в поле зрения лиц, принимающих решения. 

Если вакантная должность появится, то можно рассчитывать на внесение в список кандидатов.

Как развивать карьеру в режиме удаленной работы

Не стоит считать, что повышение по карьерной лестнице в период действия карантинных ограничений невозможно. Собственники и акционеры действительно не склонны менять топ-менеджеров в условиях, когда большая часть коллектива работает из дома.

Но карьерные консультанты считают, что получить должность руководителя среднего звена вполне реально. Главное, правильно использовать появившиеся возможности.

Раньше, чтобы обратить на себя внимание высшего руководства, менеджерам среднего звена приходилось ждать особых годовых отчетных совещаний. Теперь же появились многочисленные рабочие чаты, которые часто читают даже собственники.

Участвуйте во всех инициативных группах, делайте всё, чтобы ваше имя не только запомнилось, но и стало ассоциироваться с положительными деловыми качествами.

Время, которое экономится на командировках и поездках в офис, можно посвящать саморазвитию. В связи с переходом на удаленный режим работы, вырос спрос на качественные презентации. Даже если в компании принято отчитываться о проделанной работе в формате текстового файла, стоит поработать над инфографикой.

Подниматься по карьерной лестнице достаточно сложно. В процессе можно перегореть, потерять друзей. Главное не забывать о поставленной цели, а если достичь ее не получается на протяжении долгого времени, то стоит поработать с профессиональным консультантом по карьере.


 

Сопровождение при трудоустройстве для топ-менеджеров

Узнайте, как гарантированно получить работу в крупнейших российских и международных компаниях вместе с TakeMyTime и методикой от успешных руководителей высшего звена

Подробнее


Количество просмотров: 385

Автор публикации

Карьерная лестница: понятие, виды и модели

Содержание

  • Карьерная лестница – сложности прохождения
  • Значение лидерских качеств
  • Осознание цели
  • Где искать ресурсы?
  • Выстраивание связей с внешней средой
    • Правило № 1
    • Правило № 2
      • Какие вопросы надо задавать?
    • Правило №3
  • Немного теории, какие карьеры бывают?

Кто-то мечтает стать Главным конструктором, кто-то желает повторить и превзойти достижение Стива Джобса, другими словами, совершить головокружительную карьеру на выбранном поприще. Как и любое действие, совершаемое человеком, продвижение по карьерной лестнице имеет свои сложности.

Карьерная лестница – это путь, который предстоит пройти человеку. Он больше напоминает лестницу, по которой надо пройти все ступени.

Карьерная лестница – сложности прохождения

Если речь идет о человеке, который поднялся на вершину карьерной лестницы, мало кто задумывается о том, какое количества труда, сил, энергии, здоровья было вложено человеком при достижении своих целей. И это не считая бесконечного количества схваток с конкурентами за возможность продолжать движение. Так что любой, кто решается подняться до каких-то высот, должен ответить на несколько простых вопросов:

  1. Способен ли он вступать и побеждать в схватке с коллегами за лучшее место под солнцем?
  2. Способен ли он поиграть в эту захватывающую деловую игру? Кстати, в которой нет правил, но выигрыш покроет все.

Значение лидерских качеств

Достижение успеха при прохождении карьеры во многом связано с наличием лидерских качеств, но также необходимо представлять себе, какие именно ступени карьерной лестницы предстоит пройти. И только от самого человека зависит, делать первый шаг по ней или нет.

Можно найти множество определений лидерства. Но все они сводятся к тому, что лидер – это своего рода архитектор, выстраивающий собственный мир. Главное заключается в том, что при этом он получает наслаждение от самого процесса, ловит кураж. Наверняка многие испытывали такие чувства. Чем лидер отличается от всех прочих? Тем, что он никогда не почивает на лаврах достигнутого успеха. Решив очередную задачу, он ставит перед собой и окружающей его команде новые, более сложные цели. Лидер всегда видит цель и делает все необходимое для ее достижения.

Осознание цели

Достижение любой цели требует определенных ресурсов, это могут быть:

  • деньги;
  • деловые связи;
  • нервы;
  • степень влияния и некоторые другие.

Как правило, все ресурсы ограничены, для их пополнения необходимо начать их черпать из внешних источников. Другими словами, необходимые ресурсы имеются в окружающей деловой среде, но владеет ими кто-то другой.

И задача человека, поднимающегося по карьерной лестнице, отыскать необходимый источник, получить нужные ресурсы и при этом оттеснить конкурентов.

Где искать ресурсы?

Некоторые лидеры ищут и пытаются завладеть новыми, никем не освоенными ресурсными источниками. Но такой путь сопряжен с большим риском, достаточно малейшей ошибки, и все рухнет, да и деловая репутация может быть испорчена. С другой стороны, если источник ресурсов, или даже несколько, будут найдены и освоены, то карьера может совершить головокружительный скачок. Но есть и более простой вариант – вступить в схватку за имеющиеся источники и оттеснять от них конкурентов.

Выстраивание связей с внешней средой

Человек, вплотную занимающийся своей карьерой, должен одинаково хорошо владеть и тактикой, и стратегией офисной борьбы. Можно сказать, что такой человек похож на полководца, который вынужден вести бои в нескольких направлениях.

Он должен отвоевать источники ресурсов у своих конкурентов и перераспределить их в свою пользу, или заниматься поиском новых видов источников ресурсов. Результатом этой борьбы должна стать возможность управления, имеющиеся в распоряжении материальные, финансовые и людские ресурсы. То есть получить определенную власть, которой нет у коллег-конкурентов. Преимущества такой власти нет смысла подробно расписывать. По словам классиков, мало власть взять, ее необходимо удержать. Управление ресурсами должно быть существенно эффективнее, чем то, которое осуществлял предшественник.

Следующим по значимости можно назвать подъем своего статуса (значимости) деловой репутации в глазах коллег, подчиненных и руководства компании. Понятие статус включает в себя то место, которое занимает человек, делающий карьеру в компании. Он показывает, насколько он может оказывать влияние на принятие решений по определенным вопросам, выходящим за рамки его формальной компетенции. Не секрет, что в некоторых компаниях ключевые решения принимают не начальники отделов, а специалисты, не имеющие определенного руководящего статуса, например, консультант и пр.

И одним из ключевых моментов в выстраивании карьеры можно назвать беспрепятственный доступ к высшему руководству компании. То есть человек должен иметь возможность общаться с руководством не только на деловых и официальных мероприятиях. Такое общение в результате повышает общественно значимый статус, дает возможность получения более широких видов полномочий в управлении источниками ресурсов.

Надо сразу сказать, что в офисных боях принимают участие только те, кто ощущает в себе зачатки лидера, способность к принятию и исполнению жестких, а иногда и жестоких решений.

Но те, кто одерживает верх в этой схватке, получают достойный приз в виде роста материального благосостояния, власти и высокого социального статуса.
Простые правила игры без правил

Достаточно соблюдать достаточно простые правила, грамотное применение которых позволит обойти своих коллег-конкурентов. Многие успешные управленцы применяют их на интуитивном уровне. Если же их четко понимать и знать, можно повысить эффективность работы и придать импульс своей карьере.

Правило № 1

Руководитель компании постоянно думает об эффективности бизнеса, который находится под его управлением, о новых видах услуг или товаров. Часто он выступает в качестве генератора новых идей, которые, по его мнению, смогут привести к получению большего дохода и, как следствие, росту компании. Но любая идея, родившаяся у руководителя компании, нуждается в доработке, доведению до ума. Для этой работы всегда нужен человек, который в состоянии принять участие в обсуждении идей, их доработке и реализации на практике. И надо отметить, что движение карьеры резко ускорится, если босс найдет в человеке, который делает карьеру, такого сотрудника.

Правило № 2

Необходимо научиться четко разделять приоритетность задач, стоящих перед своим подразделением. Многие добросовестно заблуждаются, считая, что человек, пришедший работать в компанию, должен направлять свои усилия на ее развитие, упрочнение позиций на рынке и пр. Но это не так. Важней функцией является обслуживание целей, которые поставил перед собой начальник. А чтобы понимать, что именно хочет начальник, необходимо четко представлять себе цели, которых он стремится достигнуть. Вывод: не надо стесняться задавать вопросы.

Какие вопросы надо задавать?

Необходимо знать, какие критерии будут применяться при оценке деятельности работников. Из них надо выделить самые важные. Другими словами, уровень оценки работы будет зависеть не столько от качества ее выполнения, а от того, как они впишутся в те цели и задачи, которые стоят перед начальником.

Можно найти такие возражения, что чужие цели обслуживает тот, кто не имеет своих, но это неверно. Как можно достичь своих целей и решать собственные задачи в отрыве от смежных? Существует несколько вопросов, которые необходимо в той или иной форме задать своему начальнику:

  1. Каково будущее направления подразделения или компании в целом в изменяющейся деловой среде?
  2. Каковы виды на будущее в плане расширения компании?
  3. Какие задачи ставятся перед отделом в ближайшей и дальней перспективе?
  4. Как будет измеряться эффективность работы сотрудников и подразделения в целом?

Правило №3

Не секрет, что профессионалы своего дела зачастую гораздо лучше разбираются в проблематике, чем их начальство. Они в состоянии принять необходимые решения, обозначить перспективные проблемы. Но для человека, который строит свою карьеру, важнее решать поставленные перед ним задачи в том направлении, которое определило ему руководство. То есть он должен подчинять свои желания воле руководства. Через некоторое время начальник обязательно обратит на этого человека свое внимание, станет поручать задачи посложнее. Тем самым продвигая его по карьерной лестнице.

Немного теории, какие карьеры бывают?

Существует множество вариантов развития карьеры. Все модели сводятся к нескольким видам.

  • Первую модель можно назвать «Трамплин». В этом случае работник, продвигаясь по карьерной лестнице, занимает все более значимые и высокооплачиваемые должности. Но в какой-то момент движение останавливается на пределе его возможностей. На последней должности он проведет достаточно длительное время, используя ее как «трамплин», отправится на пенсию. Такая модель карьеры практиковалась в советские времена.
  • Вторую модель называют «Лестницей». Работник занимает определенную должность какое-то определенное время, например, 3 года, то есть за это время он должен освоить свои обязанности, показать максимальную эффективность работы. В этом случае он имеет все шансы перейти на новый уровень карьерной лестницы. В некоторых компаниях кандидатов на определенные должности допускают только после получения дополнительного образования на курсах повышения квалификации.
  • Третья модель называется «Змея». Она подразумевает то, что работник в течение определенного времени перемещается с одной должности на другую в горизонтальной плоскости. Только потом начинается его подъем на более ответственные должности. Такой подход практикуют на многих производственных предприятиях.
  • Четвертая модель карьеры называется «Перепутье». Ее использование подразумевает то, что решение о карьерном росте того или другого работника будет приниматься по результатам периодически проводимой аттестации, где оцениваются деловые и личностные качества.

КАРЬЕРНАЯ ЛЕСТНИЦА определение | Кембриджский словарь английского языка

Примеры карьерной лестницы

Карьерная лестница

Кроме того, здесь также есть ограниченная карьера лестница — 30 учителей на 1 директора.

От CNN