Аналитическая психология Карла Густава Юнга
Карл Густав Юнг (Carl Gustav Jung) родился в Кессвиле, в Швейцарии, в 1875 году. Вырос в Базеле, Швейцария. Единственный сын пастора швейцарской реформаторской церкви, он был глубоко интровертированным ребенком, но прекрасно учился. Он жадно читал, особенно философскую и религиозную литературу, и наслаждался уединенными прогулками, во время которых восхищался тайнами природы. В школьные годы, вспоминал Юнг, он был всецело поглощен мечтами, сверхъестественными видениями и фантазиями (Jung, 1961). Он был убежден в том, что обладает тайным знанием о будущем; была у него и фантазия о том, что в нем сосуществуют два разных человека.Юнг изучал медицину в Базельском университете и получил медицинскую степень по специальности психиатрия в 1900 году. В этом же году он занял должность ассистента в Цюрихском госпитале для душевнобольных, где работал под руководством Эжена Блейлера, автора термина «шизофрения». Интерес Юнга к сложной психической жизни больных шизофренией скоро привел его к работам Фрейда (Jung, 1906/1960). После знакомства с «Толкованием сновидений» Юнг начал регулярно переписываться с Фрейдом. Наконец, они встретились в доме Фрейда в Вене, в 1907 году. Этот визит Юнга к Фрейду положил начало тесным личным и профессиональным отношениям. Образованность Юнга произвела глубокое впечатление на Фрейда. Он полагал, что Юнг мог бы идеально представлять психоанализ в мировом научном сообществе, так как не был евреем. Юнг был принят как «старший сын» с присвоением титула «наследника и кронпринца». Он был избран первым президентом Международной психоаналитической ассоциации в 1910 году. Однако в 1913 году двое ученых разорвали отношения по классическому эдипову сценарию (Alexander, 1982). В следующем году Юнг сложил с себя полномочия президента Психоаналитической ассоциации и вышел из нее. Разрыв ускорили причины как личного характера, так и теоретические расхождения. Больше они ни разу не встречались.
На протяжении следующих четырех лет Юнг переживал тяжелый душевный кризис, и это настолько ослабило его, что он отказался читать курс лекций в Цюрихском университете. Он был буквально одержим изучением собственных снов и фантазий, что, по мнению некоторых ученых, едва не привело его к помешательству (Stern, 1976). Только к концу первой мировой войны он смог прервать свое путешествие по лабиринтам внутреннего мира, чтобы создать новый подход к изучению личности, где в качестве основных идей выступали человеческие устремления и духовные потребности. Юнг приписывал все свои поздние работы и творческую активность влиянию этого периода мучительной интроспекции бездн своего бессознательного. Его автобиография «Воспоминания, сновидения, размышления» начинается с утверждения: «Моя жизнь – это история самопроявления бессознательного» (Jung, 1961, р. 3).
Трагический эпизод в жизни Юнга связан с обвинениями его в симпатиях к нацистам. Юнг со всей страстью отвергал эти нападки и был в конце концов реабилитирован. Свою дальнейшую жизнь он посвятил путешествиям по всему миру и чтению лекций. Изучение разных культур в Америке, Африке и Азии дало ему возможность расширить свое понимание природы человека. Аналитическая психология в конечном счете нашла очень широкую аудиторию в разных странах, а многие его книги не утратили своей актуальности и сегодня.
Юнг скончался в 1961 году в возрасте 86 лет в Куснахте, Швейцария.
Основные концепции и принципы аналитической психологии:
В результате переработки Юнгом психоанализа появился целый комплекс сложных идей из таких разных областей знания, как психология, философия, астрология, археология, мифология, теология и литература. Эта широта интеллектуального поиска в сочетании с непростым и загадочным авторским стилем Юнга является причиной того, что его психологическая теория наиболее трудна для понимания. Понимая эти сложности, мы, тем не менее, надеемся, что краткое знакомство со взглядами Юнга послужит вам отправной точкой для дальнейшего чтения его трудов.
Структура личности
Юнг утверждал, что душа (в теории Юнга термин, аналогичный личности) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного (Jung, 1931/1969).
Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент psyche, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою цельность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Эго служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.
Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то сознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Таким образом, юнговская концепция личного бессознательного в чем-то похожа на таковую у Фрейда. Однако Юнг пошел дальше Фрейда, сделав упор на том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта (Jung, 1921/1973). Согласно представлениям Юнга, эти комплексы, скомпонованные вокруг самых обычных тем, могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума. Например, человек с комплексом власти может расходовать значительное количество психической энергии на деятельность, прямо или символически связанную с темой власти. То же самое может быть верным и в отношении человека, находящегося под сильным влиянием матери, отца или под властью денег, секса или какой-нибудь другой разновидности комплексов. Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного у каждого из нас уникален и, как правило, доступен для осознания. В результате компоненты комплекса или даже весь комплекс могут осознаваться и оказывать чрезмерно сильное влияние на жизнь индивидуума.
И наконец, Юнг высказал мысль о существовании более глубокого слоя в структуре личности, который он назвал коллективным бессознательным (Jung, 1936/1969). Коллективное бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг, «в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума» (Campbell, 1971). Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества. Важно отметить, что концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождений между Юнгом и Фрейдом.
* Архетип (греч. ????????? от «????» – «начало» и «?????» – «образ») – в позднеантичной философии (Филон Александрийский и др.) прообраз, идея. (Прим. ред.)
В ряду множества архетипов, описанных Юнгом, стоят мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог и смерть.
Примеры архетипов, описанных Юнгом
Архетип | Определение | Символы |
---|---|---|
Анима | Бессознательная женская сторона личности мужчины | Женщина, Дева Мария, Мона Лиза |
Анимус | Бессознательная мужская сторона личности женщины | Мужчина, Иисус Христос, Дон Жуан |
Персона | Социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте | Маска |
Тень | Бессознательная противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в сознании | Сатана, Гитлер, Хусейн |
Самость | Воплощение целостности и гармонии, регулирующий центр личности | Мандала |
Мудрец | Персонификация жизненной мудрости и зрелости | Пророк |
Бог | Конечная реализация психической реальности, спроецированной на внешний мир | Солнечное око |
Некоторые наиболее важные архетипы
Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным. Однако особое внимание в теоретической системе Юнга уделяется маске, аниме и анимусу, тени и самости.
Маска или персона (от латинского слова «persona», обозначающего театральную маску, личину) – это наше публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Маска обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. В понимании Юнга, маска служит цели производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную сущность. Маска как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни. Однако Юнг предупреждал о том, что если этот архетип приобретает слишком большое значение, то человек может стать неглубоким, поверхностным, сведенным до одной только роли и отчужденным от истинного эмоционального опыта.
В противоположность той роли, которую выполняет в нашем приспособлении к окружающему миру маска, архетип тени представляет подавленную темную, дурную и животную сторону личности. Тень содержит наши социально неприемлемые половые и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Но у тени имеются и положительные свойства. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума. Согласно Юнгу, функция эго состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию тени, обуздывать пагубную сторону нашей натуры до такой степени, чтобы мы могли жить в гармонии с другими, но в то же время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.
В архетипах анимы и анимуса находит выражение признание Юнгом врожденной андрогинной природы людей. Анима представляет внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону, в то время как анимус – внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона. Эти архетипы основаны, по крайней мере частично, на том биологическом факте, что в организме мужчин и женщин вырабатываются и мужские, и женские гормоны. Этот архетип, как считал Юнг, эволюционировал на протяжении многих веков в коллективном бессознательном как результат опыта взаимодействия с противоположным полом. Многие мужчины, по крайней мере до некоторой степени, «феминизировались» в результате многолетней совместной жизни с женщинами, а для женщин является верным обратное. Юнг настаивал на том, что анима и анимус, как и все другие архетипы, должны быть выражены гармонично, не нарушая общего баланса, чтобы не тормозить развитие личности в направлении самоосуществления. Иными словами, мужчина должен выражать свои феминные качества наряду с маскулинными, а женщина должна проявлять свои маскулинные качества, так же как и феминные. Если же эти необходимые атрибуты остаются неразвитыми, результатом явится односторонний рост и функционирование личности.
Самость, я сам – наиболее важный архетип в теории Юнга. Самость представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает внутреннее единство, гармонию и цельность. Таким образом, в понимании Юнга развитие самого себя – это главная цель человеческой жизни. К процессу самоосуществления мы вернемся позже, когда будем рассматривать юнговскую концепцию индивидуации.
Основным символом архетипа самости или самого себя является мандала и ее многочисленные разновидности (абстрактный круг, нимб святого, окно-розетка). По Юнгу, цельность и единство Я, символически выраженные в завершенности фигур вроде мандалы, можно обнаружить в снах, фантазиях, мифах, в религиозном и мистическом опыте. Юнг полагал, что религия является великой силой, содействующей стремлению человека к цельности и полноте. В то же время, гармонизация всех частей души – сложный процесс. Истинной уравновешенности личностных структур, как считал он, достичь невозможно, по меньшей мере, к этому можно прийти не ранее среднего возраста. Более того, архетип «себя», самости не проявляется до тех пор, пока не произойдет объединение и гармонизация всех аспектов души, сознательных и бессознательных. Поэтому достижение зрелого Я требует постоянства, настойчивости, интеллекта и большого жизненного опыта.
Эго-направленность
Наиболее известным вкладом Юнга в психологию считаются описанные им две основные направленности, или жизненные установки: экстраверсия и интроверсия (Jung, 1921/1971). Согласно теории Юнга, обе ориентации сосуществуют в человеке одновременно, но одна из них обычно становится доминантной. В экстравертной установке проявляется направленность интереса к внешнему миру – другим людям и предметам. Экстраверт подвижен, разговорчив, быстро устанавливает отношения и привязанности, внешние факторы являются для него движущей силой. Интроверт, напротив, погружен во внутренний мир своих мыслей, чувств и опыта. Он созерцателен, сдержан, стремится к уединению, склонен удаляться от объектов, его интерес сосредоточен на себе самом. Согласно Юнгу, в изолированном виде экстравертной и интровертной установки не существует. Обычно они присутствуют обе и находятся в оппозиции друг к другу: если одна проявляется как ведущая и рациональная, другая выступает в качестве вспомогательной и иррациональной. Результатом комбинации ведущей и вспомогательной эго-ориентаций являются личности, чьи модели поведения определенны и предсказуемы.
Психологические функции
Вскоре после того, как Юнг сформулировал концепцию экстраверсии и интроверсии, он пришел к выводу, что с помощью этой пары противоположных ориентаций невозможно достаточно полно объяснить все различия в отношении людей к миру. Поэтому он расширил свою типологию, включив в нее психологические функции. Четыре основные функции, выделенные им (Jung, 1921/1971), – это мышление, ощущение, чувство и интуиция.
Мышление и чувство Юнг отнес к разряду рациональных функций, поскольку они позволяют образовывать суждения о жизненном опыте. Мыслящий тип судит о ценности тех или иных вещей, используя логику и аргументы. Противоположная мышлению функция – чувство – информирует нас о реальности на языке положительных или отрицательных эмоций. Чувствующий тип фокусирует свое внимание на эмоциональной стороне жизненного опыта и судит о ценности вещей в категориях «плохой или хороший», «приятный или неприятный», «побуждает к чему-то или вызывает скуку». По Юнгу, когда мышление выступает в роли ведущей функции, личность ориентирована на построение рациональных суждений, цель которых – определить, является оцениваемый опыт истинным или ложным. А когда ведущей функцией является чувство, личность ориентирована на вынесение суждений о том, является ли этот опыт прежде всего приятным или неприятным.
Вторую пару противоположных функций – ощущение и интуиция – Юнг назвал иррациональными, потому что они просто пассивно «схватывают», регистрируют события во внешнем (ощущение) или во внутреннем (интуиция) мире, не оценивая их и не объясняя их значение. Ощущение представляет собой непосредственное, безоценочное реалистическое восприятие внешнего мира. Ощущающий тип особенно проницателен в отношении вкуса, запаха и прочих ощущений от стимулов из окружающего мира. Напротив, интуиция характеризуется сублиминальным и неосознанным восприятием текущего опыта. Интуитивный тип полагается на предчувствия и догадки, схватывая суть жизненных событий. Юнг утверждал, что, когда ведущей функцией является ощущение, человек постигает реальность на языке явлений, как если бы он фотографировал ее. С другой стороны, когда ведущей функцией является интуиция, человек реагирует на неосознанные образы, символы и скрытое значение переживаемого.
Каждый человек наделен всеми четырьмя психологическими функциями. Однако как только одна личностная ориентация (экстраверсия или интроверсия) обычно является доминирующей, сознаваемой, точно также только одна функция из рациональной или иррациональной пары обычно преобладает и сознается. Другие функции погружены в бессознательное и играют вспомогательную роль в регуляции поведения человека. Любая функция может быть ведущей. Соответственно, наблюдаются мыслящий, чувствующий, ощущающий и интуитивный типы индивидуумов. Согласно теории Юнга, цельная, или «индивидуированная» личность для совладания с жизненными обстоятельствами использует все противоположные функции.
Две эго-ориентации и четыре психологических функции, взаимодействуя, образуют восемь различных типов личности. Например, экстравертный мыслительный тип фокусируется на объективных имеющих практическое значение фактах окружающего мира. Он обычно производит впечатление холодного и догматического человека, живущего в соответствии с установленными правилами. Вполне возможно, что прототипом экстравертного мыслительного типа был Фрейд (Hogan, 1976). Интровертный интуитивный тип, наоборот, сосредоточен на реальности собственного внутреннего мира. Этот тип обычно эксцентричен, держится в стороне от окружающих и индифферентен к ним. В данном случае Юнг, вероятно, в качестве прототипа имел в виду себя (Hogan, 1976).
Развитие личности
В отличие от Фрейда, придававшего особое значение ранним годам жизни как решающему этапу в формировании моделей поведения личности, Юнг рассматривал развитие личности как динамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни. Он почти ничего не говорил о социализации в детстве и не разделял взглядов Фрейда относительно того, что определяющими для поведения человека являются только события прошлого (особенно психосексуальные конфликты). С точки зрения Юнга, человек постоянно приобретает новые умения, достигает новых целей и проявляет себя все более полно. Он придавал большое значение такой жизненной цели индивида, как «обретение себя», являющейся результатом стремления различных компонентов личности к единству. Эта тема стремления к объединению, гармонии и цельности в дальнейшем повторилась в экзистенциальной и гуманистической теориях личности.
Согласно Юнгу, конечная жизненная цель – это полное проявление Себя, то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название индивидуация. Говоря упрощенно, индивидуация – это динамичный и эволюционирующий процесс объединения, включения в состав целого многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций. В своем конечном выражении индивидуация предполагает сознательное проявление человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности. Таким образом, архетип самости становится центром личности и уравновешивает многие противоположные качества, входящие в состав личности как единого главного целого. Благодаря этому высвобождается энергия, необходимая для продолжающегося личностного роста. Итог осуществления индивидуации, очень непросто достигаемый, Юнг называл само-осуществлением. Он считал, что эта конечная стадия развития личности доступна только способным и высокообразованным людям, имеющим к тому же достаточный для этого досуг. Из-за этих ограничений самоосуществление недоступно подавляющему большинству людей.
Заключительные комментарии
Отойдя от теории Фрейда, Юнг обогатил наши представления о содержании и структуре личности. Хотя его концепции о коллективном бессознательном и архетипах трудны для понимания и не поддаются эмпирической проверке, они продолжают пленять очень многих. Его понимание бессознательного как богатого и жизненно необходимого источника мудрости вызвало новую волну интереса к его теории у современного поколения студентов и профессиональных психологов (Dry, 1981; Stevens, 1983). К тому же Юнг одним из первых признал позитивный вклад религиозного, духовного и даже мистического опыта в развитие личности. В этом состоит его особая роль как предшественника гуманистического направления в персонологии. Поспешим добавить, что в последние годы среди интеллектуальной общественности Соединенных Штатов наблюдается рост популярности аналитической психологии и согласие со многими ее положениями (Mattoon, 1981). Теологи, философы, историки и представители многих других дисциплин считают творческие находки Юнга чрезвычайно полезными в своей работе.
Тем не менее, теория Юнга большей частью не поднимается выше уровня предположений. Его основные гипотезы не предоставляют достаточных возможностей для серьезной проверки. Отчасти, причиной служит тот факт, что многие его концепции не определены настолько четко, чтобы можно было оценить их валидность. Также надо принять во внимание то обстоятельство, что сам Юнг скептически оценивал роль научного метода в валидизации своих идей (Hillman, 1979). За исключением использования метода словесных ассоциаций при изучении комплексов (Jung, 1909/1973), Юнг искал подтверждения своей теории в мифах, легендах, фольклоре, а также в сновидениях и фантазиях своих пациентов.
Редкие исследования, посвященные проверке юнговской теории, касаются почти исключительно его классификации психологических типов. В этих исследованиях широко используется опросник самооценки «Индикатор типа Майерс-Бриггс» (Myers, McCaulley, 1985), предназначенный для измерения индивидуальных различий на основе типологии Юнга. Экспериментальные работы, в которых используется этот тест, подтверждают некоторые предсказания Юнга о различиях в индивидуальных воспоминаниях и содержании сновидений у представителей разных типов личности (Cann, Donderi, 1986; Carlson, 1980; Fling et al., 1981). Однако значение полученных результатов данных снижается тем фактом, что в опроснике используются не 8 юнговских основных типов, но 16 различных типов личности, причем некоторые из них не являются независимыми. Как и в случае многих других теорий, приведенных в этой книге, теория Юнга нуждается в гораздо большем количестве эмпирических исследований, чтобы ее влияние в области теории личности не ослабевало.
Карл Густав Юнг: путь в психологию
Гандикап, с которого всё началось
В детстве Карла Густава Юнга окружали люди, наблюдение за которыми дало бы массу материала любому практикующему психиатру. Отец часто пребывал в подавленном настроении. Экзальтированная мать, которая тоже страдала от приступов депрессии, общалась с духами. И мальчик рассказывал, что однажды наблюдал, как из комнаты матери вышла светящаяся фигура, причём голова её была отделена от туловища. В этой семье любили эзотерические практики и уважали оккультизм. Мать, дед и бабка проводили спиритические сеансы. Потом спиритизмом займётся и сам Карл Густав. А вхождение в транс станет одним из значимых методов его практики.
Юнг был необычным ребёнком. Нелюдимый, он не испытывал одиночества: по его словам, в нём уживались 2 человека — мальчик, который не любит математику, и старик в светлом парике. Его насыщенный внутренний мир выступал антитезой внешним тусклым событиям.
Сам того не подозревая, Юнг в детстве на себе испытал успокаивающую силу простых ритуальных действий: в обустроенный дома тайник он положил человеческую фигурку и камень и время от времени приносил туда написанные секретным языком записки. Позже этот опыт отразится в работах о коллективном бессознательном и теории психологических архетипов.
Карл Густав Юнг. (mirinteresen.net)
Бессознательное и Фрейд
В 20 лет Юнг поступил на медицинский факультет Базельского университета. Некоторое время он не мог определиться с выбором: археология, египтология или антропология. Но всё же перевесила медицина с уклоном в психиатрию. Этот путь был предопределён с детства.
После выпуска Юнг какое-то время работал ассистентом Эйгена Блейлера, известного швейцарского психиатра, который занимался изучением шизофрении и определил, что такое аутизм. Но главным для Юнга стало сближение с Зигмундом Фрейдом.Впервые они встретились в 1907-м. Юнг ещё с университета был знаком с работами Фрейда по психоанализу, они вели переписку, но личное общение (а они проговорили в день знакомства около 13 часов) с этим незаурядным человеком его потрясло. Два деятеля медицины начинают сотрудничество, вместе ведут исследования. Юнг обретает мировую известность как выдающийся, необычайно эрудированный учёный со своими теориями и методами, он много публикуется, выступает с лекциями, становится президентом Международного психоаналитического сообщества. Но подходы и методы двух равновеликих исследователей различались.
Юнг с самой первой встречи определил для себя позиции, по которым он был не согласен с Фрейдом. Со временем выяснилось, что разность взглядов слишком велика. Если для Фрейда бессознательное — это ящик Пандоры, то для Юнга это отправная точка, ребус, который нужно разгадать, потому что в нём ключ если не ко всему, то ко многому. Он разграничил несколько уровней бессознательного: коллективное, национальное, расовое, групповое, семейное и индивидуальное. В 1911 году Юнг опубликовал работу «Психология бессознательного», где изложил свои взгляды. После этого их с Фрейдом профессиональная дружба прервалась: Фрейд посчитал разногласия непримиримыми и препятствующими дальнейшим отношениям. Вдобавок ко всему Юнг отказался присягнуть в верности основным постулатам учителя. У него, к примеру, сексуальность не является источником формирования неврозов. Юнгу важнее были архетипы. Отказ Фрейда уязвил, и больше они не общались. Как отмечали коллеги, Фрейд после разрыва не упоминал имени Юнга, как будто его и не было. Между тем для Юнга наступили непростые времена. Учёное сообщество восприняло резкое прекращение их сотрудничества как сигнал: следует приостановить по возможности работу с Юнгом.
Групповое фото перед Университетом Кларка. Сидят: Фрейд, Холл, Юнг; стоят: Э. А. Брилл, Э. Джонс, Ш. Ференци, 1909 г. (ru.wikipedia.org)
«От демонов пока не избавиться»
Юнг отходит от фрейдовского психоанализа и углубляется в аналитическую психологию. Много пишет про архетипы, постулирует определения «интроверт» и «экстраверт», разрабатывает теорию структуры человеческой психики, состоящей из 5 элементов: Я, Анима, Персона, Тень и Самость. Он занят теоретической работой и почти освобождает себя от практики. Но его собственное психическое здоровье расшатано. Он переживает серьёзный душевный кризис, обостряется шизофрения. К нему возвращаются повторяющиеся сны, которые впоследствии он объяснит коллективным бессознательным: выяснится, что подобные сновидения терзали накануне Первой мировой многих. Чтобы каким-то образом облегчить своё состояние, избавиться от «внутренней болезни», Юнг пробует на себе метод активного воображения: он методично записывает все свои мысли в дневниках, фиксирует любые образы, которые спонтанно приходят в голову.
Со временем Юнг возвращается к активной публичной жизни: вновь ездит с лекциями по миру, сотрудничает с ведущими мировыми университетами, получает почётные степени и звания. После Второй мировой он превращается в «мудрого старца из Кюснахта» — в этом швейцарском городке, где он в начале века поселился со своей семьёй, Юнг и проведёт последние годы жизни.
Сборник: Участники Второй мировой
В вооружённом конфликте участвовали 62 государства. Военные действия велись на территории Европы, Африки и Азии.
- Статьи
- Африка
- XX век
Лето 1941 года: Африка
Лето 1941 года: Африка
В пустыне практически отсутствует местное население, поэтому потери среди гражданских лиц были минимальны, а военным не приходилось решать моральные дилеммы.
- Статьи
- Европа
- XX век
СССР – Германия: подготовка к войне
СССР – Германия: подготовка к войне
ВПК Советского Союза работал на полных оборотах, и к моменту нападения Германии на нашу страну численный перевес в технике у нас был огромный.
- Статьи
- Азия
- XX век
Китай в годы Второй мировой войны
Китай в годы Второй мировой войны
Китай внёс значительный вклад в борьбу с захватчиком и потерял большое количество своих граждан.
- Статьи
- Азия
- XX век
Япония во Второй мировой войне
Япония во Второй мировой войне
План нападения Японии на СССР — «Кантокуэн», — озвученный ещё в июле 1941 года, так и не был приведён в исполнение. Почему?
- Статьи
- Азия
- XX век
Император Хирохито: «символ демократии»
Император Хирохито: «символ демократии»
Хирохито, император Страны восходящего солнца, для союзнических войск Второй мировой стал одним из самых ненавистных людей на земле.
- Статьи
- Европа
- XX век
Феникс из пепла: Британия после 1945-го
Феникс из пепла: Британия после 1945-го
Победив во Второй мировой войне, британцы отказались от имперских амбиций.
- Статьи
- Африка
- XX век
Лето 1941 года: Африка
В пустыне практически отсутствует местное население, поэтому потери среди гражданских лиц были минимальны, а военным не приходилось решать моральные дилеммы.
- Статьи
- Европа
- XX век
СССР – Германия: подготовка к войне
ВПК Советского Союза работал на полных оборотах, и к моменту нападения Германии на нашу страну численный перевес в технике у нас был огромный.
- Статьи
- Азия
- XX век
Китай в годы Второй мировой войны
Китай внёс значительный вклад в борьбу с захватчиком и потерял большое количество своих граждан.
- Статьи
- Азия
- XX век
Япония во Второй мировой войне
План нападения Японии на СССР — «Кантокуэн», — озвученный ещё в июле 1941 года, так и не был приведён в исполнение. Почему?
- Статьи
- Азия
- XX век
Император Хирохито: «символ демократии»
Хирохито, император Страны восходящего солнца, для союзнических войск Второй мировой стал одним из самых ненавистных людей на земле.
- Статьи
- Европа
- XX век
Феникс из пепла: Британия после 1945-го
Победив во Второй мировой войне, британцы отказались от имперских амбиций.
Рекомендовано вам
Лучшие материалы
- Неделю
- Месяц
- Статьи
- Европа
- XX век
Москва в руках Монгола
- Статьи
- Европа
- XX век
Берия и женщины
- Статьи
- Европа
- XVIII-XIX вв.
Дикие помещики (18+)
- Статьи
- Азия
- XX век
Отряд №731: Инкубатор смерти (18+)
- Статьи
- Европа
- I век
Сулла — диктатор, сгнивший заживо
- Статьи
- Азия
- XX век
Туркестанский легион вермахта
- Статьи
- Европа
- XVIII век
От бурдалю до ретирадника
- Статьи
- Европа
- XX век
Испанский грипп: пандемия, которая унесла тысячи жизней
- Статьи
- Европа
- XVI век
За что казнили Джордано Бруно?
- Статьи
- Европа
- XI-XV вв.
Преступление и наказание в средневековой Европе
- Статьи
- Европа
- XV-XVIII вв.
Самые ужасные пытки (18+)
- Статьи
- Европа
- XIX век
Дело о подделке чая и товарного знака
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Ненасытная Виктория
- Статьи
- Европа
- XX век
Столкновения в Новом Узене: как драка на дискотеке переросла в погромы
- Статьи
- Европа
- XX век
От чего умер Ленин?
- Статьи
- Европа
- XIX век
Королева Виктория: символ на троне
- Статьи
- Европа
- XVI век
Как Смоленск стал русским
- Статьи
- Европа
- XX век
Открытое письмо Фёдора Раскольникова Сталину
- Статьи
- Европа
- XX век
Что, если бы Берия пришёл к власти
- Статьи
- Европа
- XX век
Мишка Слепой: полвека за решёткой
- Неделю
- Месяц
- 📚 Статьи
- 👀 271083
- 📚 Статьи
- 👀 224667
- 📚 Статьи
- 👀 189783
- 📚 Статьи
- 👀 184679
- 📚 Статьи
- 👀 178577
- 📚 Статьи
- 👀 178266
- 📚 Статьи
- 👀 174789
- 📚 Статьи
- 👀 163764
- 📚 Статьи
- 👀 163150
- 📚 Статьи
- 👀 136650
- 📚 Статьи
- 👀 1200503
- 📚 Статьи
- 👀 830700
- 📚 Статьи
- 👀 816246
- 📚 Статьи
- 👀 625219
- 📚 Статьи
- 👀 514913
- 📚 Статьи
- 👀 495013
- 📚 Статьи
- 👀 437157
- 📚 Статьи
- 👀 372509
- 📚 Статьи
- 👀 368363
- 📚 Статьи
- 👀 366666
Вклад Карла Юнга в психологию
Адриенн Эрин
Вклад Карла Юнга в область психологии до сих пор влияет на то, как психологи, психиатры и другие специалисты в области психического здоровья выполняют свою работу сегодня. Родившийся 26 июля 1875 года в Швейцарии, Юнг был единственным сыном протестантского священника и его жены и, в конечном счете, единственным выжившим ребенком из четырех детей. Он описал свое детство как одинокое и большую часть времени проводил, наблюдая за людьми, пытаясь понять их поведение. Хотя некоторые члены его семьи были священнослужителями, Юнг решил не идти по этому пути. Вместо этого он продолжил свои интеллектуальные занятия в Базельском университете.
Образование
Юнг учился в университете с 1895 года и изучал предметы, начиная от археологии, биологии, палеонтологии, зоологии и, конечно же, медицины. Он стал помощником врача в 1900 году и получил степень доктора медицины в 1902 году в Цюрихском университете. В своей диссертации под названием «О психологии и патологии так называемого оккультного феномена» он впервые изложил свои идеи о целостности психики. За свою жизнь он написал около 200 статей и несколько книг. Он считается одним из самых выдающихся мыслителей в области современной психологии.
Ассоциация слов, Фрейд и различные взгляды
Первое исследование Юнга по ассоциации слов было проведено в 1904 году. В это время он ввел термин «комплекс», который относится к вытесненному психическому содержанию. Этот термин широко используется и сегодня. Продолжая свои исследования и написав ряд статей, Юнг подтвердил многие идеи Фрейда. В 1906 году, в возрасте тридцати лет, Юнг отправил Фрейду копию своих статей о словесных ассоциациях, и это вызвало дружбу и сотрудничество между ними.
Они познакомились в 1907 году и проработали вместе семь лет, пока отношения не испортились из-за расходящихся представлений Юнга о том, что побуждает человека действовать. Фрейд считал, что мужчинами (и женщинами) движут сексуальные импульсы, в то время как Юнг считал, что либидо не является исключительным фактором в формировании человеческой личности, не отрицая роли либидо, он чувствовал, что существуют и другие факторы, такие как страх смерти и страх смерти. коллективное бессознательное. После того, как Юнг опубликовал «Психологию и бессознательное», в которой опровергал некоторые идеи Фрейда, они больше не разговаривали. В это время Юнг потерял ряд друзей и профессиональных знакомых. Тем не менее, его время с Фрейдом оказало большое влияние на его более поздние теории и способствовало его увлечению бессознательным. В 1921 года он опубликовал свою книгу «Психологические типы», в которой его идеи еще больше отличались от идей Фрейда.
Психика: сознательный и бессознательный разум
Одной из целей исследования Юнга было изучение аналогий между содержанием сознания западного человека и культами, мифами и ритуалами более примитивных обществ. Его теория символов была основана на его идее, что символы являются ключом к пониманию человеческой природы. Он обнаружил, что люди использовали схожие символы в разных культурах и во все времена.
Юнг предположил, что психика состоит из трех частей: эго (сознательного разума), личного бессознательного и коллективного бессознательного. Личное бессознательное включает в себя знания и концепции, которые мы приобрели в течение жизни, но забыли или вытеснили. Коллективное бессознательное относится к совокупности «воспоминаний», общих для всего человечества. Юнг ввел термин «процесс индивидуации», чтобы описать полную интеграцию сознательного и бессознательного разума, которая необходима для того, чтобы стать целостной и полностью развитой личностью.
Архетипы
Эти идеи, касающиеся психики, в дальнейшем сформировали его работу над архетипами, которые представляют собой врожденные предрасположенности, которые мы должны испытывать и символизировать определенные ситуации особым образом. (Например, поиск партнера, рождение детей и столкновение со смертью вызывали сходное поведение и символы в разных культурах и с течением времени). Эти архетипы встречаются во всех мифологических и религиозных системах. Юнг также представил архетип «Я 9».0037 , который он определил как «архетип архетипов». В своей книге «Этапы жизни» он ввел понятие индивидуация как наиболее фундаментальное понятие, определяющее смысл жизни человека – через индивидуацию, которая обычно происходит во второй половине жизни, человек находит свое предназначение в жизни и реализует архетип Самости . Юнг также представил основные архетипические компоненты, влияющие на развитие человеческой личности и социальной жизни. Этими архетипическими компонентами являются эго, персона, тень, анима и анимус.
Интроверсия и экстраверсия
Термины интроверт и экстраверт также появились в нашем повседневном жаргоне благодаря Юнгу. Он назвал интровертом человека, замкнутого в себе и больше интересующегося идеями, чем людьми. Интроверты предпочитают спокойную изолированную среду и получают удовольствие от уединенной деятельности. Экстраверты — более социально ориентированные люди, которых стимулируют другие люди и внешний мир. В то время как Юнг и юнгианцы популяризировали термины «интроверт» и «экстраверт», эта концепция была предложена французским психологом Альфредом Бине, который назвал «знание, которое мы имеем о нашем внутреннем мире, наших мыслях, наших чувствах» интроспекция и «ориентация наших знаний на внешний мир, а не на знание самих себя» экстерноанализ .
Юнг связал интроверсию и экстраверсию с четырьмя психологическими функциями, такими как мышление, чувство, интуиция и ощущение , чтобы создать 8 категорий психологических типов. Он утверждал, что у каждого человека есть один доминирующий психологический тип (например, экстравертное мышление), который проявляется в его персоне , и один вторичный тип (например, интровертное чувство), который проявляется в ее личности.0036 тень личность.
Значение сновидений
Юнгианская терапия занимается сновидениями и фантазиями. Сновидения, считал Юнг, компенсируют забытые части личности, в частности вторичный тип личности, связанный с тенью и спрятанный в бессознательном. Его автобиография «Воспоминания, сны, размышления» предлагает более глубокое понимание его собственных снов и того значения, которое, по его мнению, они играют в нашем личном развитии. Он также считал, что мы можем в конечном итоге понять человечество через наши сны, искусство, мифы и философию.
Вклад Юнга сегодня можно найти во многих психологических дисциплинах, и его влияние имеет далеко идущие последствия.
Категория Психическое здоровье | Теги: анима, анимус, архетип Самости, архетипы, Карл Юнг, клинический психолог, коллективное бессознательное, эго, экстраверсия, Фрейд, индивидуация, интроверсия, психическое здоровье, персона, психика, психиатр, психолог, тень, бессознательное
Карл Юнг: биография и теории
(последнее обновление: 6 марта 2023 г.)Карл Юнг был швейцарским психиатром и психоаналитиком, чьи работы оказали влияние на область психиатрии, а также на философию, религию и литературу. Он был современником Зигмунда Фрейда, и они были друзьями, пока горький раскол из-за теоретических разногласий не привел Юнга к созданию своей собственной школы мысли, известной как аналитическая психология.
В этой статье вы узнаете больше о жизни, теориях, карьере и влиянии Карла Юнга на психологию.
Содержание 9
Карл Густав Юнг родился в Кесвиле, Швейцария. 26 июля 1875 года отцу Полу Ахиллесу Юнгу, пастору, и матери Эмили Прейсверк. Он был их четвертым, но единственным выжившим ребенком. Его мать часто была в депрессии и отсутствовала дома, но ее настроение в конце концов поднялось, когда Юнги стали ближе к ее семье.
Позже Юнг описал себя как замкнутого и одинокого ребенка, сказав, что он был наиболее счастлив, когда его оставили наедине со своими мыслями.
В возрасте 12 лет другой одноклассник так сильно толкнул Юнга на землю, что он потерял сознание. Юнг начинал терять сознание каждый раз, когда ему нужно было идти в школу или делать домашнее задание. Его родители и врачи пришли к выводу, что у него эпилепсия. Именно после того, как Юнг услышал, как его отец признается в своих опасениях, что его сын никогда не сможет работать и содержать себя, Юнг снова сосредоточился на академических науках.
Несмотря на то, что он все еще несколько раз падал в обморок после того, как снова начал учиться, в конце концов он смог преодолеть эту проблему и вернуться в школу. Юнг никогда больше не сталкивался с этой проблемой обморока, но позже он объяснил, что этот опыт послужил его первой встречей с неврозом.
Теории и карьераЮнг решил изучать медицину, но в школе также проявил интерес к духовным явлениям. Именно это увлечение медициной и духовностью привело его в область психиатрии, которую он рассматривал как сочетание двух своих интересов.
В 1902 году он защитил докторскую диссертацию под названием «О психологии и патологии так называемых оккультных явлений» и окончил Базельский университет со степенью врача.
В 1903 году он женился на Эмме Раушенбах. В то время как эти двое оставались женатыми до ее смерти в 1955 году, Юнг, как сообщается, продолжал иметь романтические отношения с другими женщинами. Среди этих других женщин была его первая пациентка в психиатрической больнице Бургхольцли, молодая русская женщина по имени Сабина Шпильрейн.
Судя по письмам, которыми они обменивались, роман длился несколько лет. В конце концов, Юнг разорвал их роман, решив, что это негативно сказывается на его карьере.
Юнг и Фрейд
В начале своей карьеры Юнг работал с психиатрическими пациентами в приюте Цюрихского университета. В 1906 году он написал « исследований словесных ассоциаций » и отправил копию Зигмунду Фрейду. Это событие послужило началом дружбы между двумя мужчинами. Когда они наконец встретились лично в 1907, они, как сообщается, провели более 12 часов в непрерывном разговоре.
Время, которое он провел, работая с Зигмундом Фрейдом, оказало большое влияние на более поздние теории Юнга и помогло ему увлечься бессознательным. Юнг хотел углубить понимание человеческого разума через сны, мифы, искусство и философию.
Первоначально Фрейд рассматривал Юнга как своего протеже, но дружба начала распадаться, поскольку Юнг начал развивать свои собственные идеи, которые расходились с взглядами Фрейда.
Юнг и аналитическая психология
В конце концов, Юнг начал отходить от теории Фрейда, отвергнув акцент Фрейда на сексе как на единственном источнике мотивации поведения. Именно в этот период интенсивного самоанализа Юнг стал все больше интересоваться снами и символами, позже используя то, что он узнал за это время, в качестве основы для своих психологических теорий.
Юнг стал более организованным в своем теоретическом подходе, порвал с психодинамическими теориями и сформировал свою собственную теорию под названием «Аналитическая психология».
Расставание с Фрейдом было, конечно, непростым. Фрейд сомкнул ряды среди других своих последователей. Коллеги Юнга по психоаналитическому сообществу отвернулись от него, как и многие из его бывших друзей.
В последующие шесть лет Юнг посвятил себя изучению собственного подсознания. Он записал свой опыт в ранее не публиковавшейся книге, известной под номером «Красная книга », и продолжал писать и иллюстрировать книгу в течение следующих пятнадцати лет.
В 2009 г., книга была наконец опубликована, что позволило читателям беспрецедентно заглянуть в мысли одной из самых очаровательных фигур психологии. «Поверхностному наблюдателю, — писал Юнг в эпилоге, написанном им в 1959 году, — это покажется безумием».
Части психики
Юнг полагал, что человеческая психика существует в трех частях:
Теории развития ребенка
Пожалуйста, включите JavaScript
Теории развития ребенка- Эго (Сознание) 9.
- Личное бессознательное
- Коллективное бессознательное
Юнг считал коллективное бессознательное резервуаром всего опыта и знаний человечества.
Индивидуация
Юнг также считал, что процесс индивидуации необходим для того, чтобы человек стал цельным и полностью развился как человеческое существо.
Определение: Индивидуация — это процесс, в котором различные части личности, включая сознательную и бессознательную, полностью интегрируются, так что человек становится своим «истинным я».
В общем, это процесс, посредством которого формируются и дифференцируются отдельные существа [от других людей]», — объяснял Юнг в « Психологических типах» . «В частности, это развитие психологического индивида как существа, отличного от общей, коллективной психологии».
После непродолжительной болезни Юнг умер в своем доме 6 июня 1961 года в Цюрихе.
Вклад Карла Юнга в психологиюНесмотря на то, что теория Юнга подвергается многочисленным критикам, работа Карла Юнга оказала заметное влияние на психологию. Его концепции интроверсии и экстраверсии внесли свой вклад в психологию личности, а также повлияли на психотерапию.
Совет Юнга пациенту с алкогольной зависимостью привел к созданию Анонимных Алкоголиков, которые помогли миллионам людей, страдающих от алкогольной зависимости.
Избранные произведения Карла Юнга- Юнг, К. Г. (1904–1907) Исследования словесных ассоциаций.
- Юнг К.Г. и Лонг К.Э. (1917) Сборник статей по аналитической психологии
- Юнг К.Г. и Шамдасани С. (1932) Психология кундалини-йоги
- Юнг, К.Г. (1947) Очерки современных событий
- Юнг, К.