Самореализация человека
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Понятие самореализации 3
2. Условия, способствующие самореализации личности 4
3. Факторы,
сдерживающие процесс
4. Значение образования в самореализации личности 6
Заключение 8
Литература 9
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшими психологическими характеристиками человека являются степень активности его собственных усилий, направленных на преодоление жизненных трудностей, чувство личной ответственности за происходящие с ним события. Актуальное значение эти характеристики приобретают в ходе социальной адаптации к часто меняющимся условиям современной жизни.
В
гуманистической психологии общепризнанно,
что смысл жизни каждого
В основе самореалиации лежат индивидуальные способности, знания, умения, навыки, нравственные и мировоззренческие качества, определяющие в конечном счете масштаб личности человека, его реальный вклад в обогащение материальных и духовных ценностей мира.
Самореализация человека рассматривается как мотив, как опредмечивание (предметное наполнение) его сущностных сил и потребностей, стремление продолжить свое бытие как личности в других людях. Так личность со-творяет и о-творяет себя – в моментах выхода за границы себя и своих возможностей, представленности себя в других людях и воспроизводстве другого человека в себе.
При этом человек оказывает (непосредственно, опосредованно) воздействие на все социокультурное пространство. Теорию
самореализации дополняют также
идеи «смысла жизни» (В. Франкл), «ответственности
за право свободы» (Э. Фромм), «актуализаторской
деятельности» (Э. Шостром).
1. Понятие самореализации
Самореализация человека возможна в различных сферах. Самореализация связана наработкой критериев оценки достижений, со стремлением к некоему моральному идеалу, с намерением воплотить в собственном поведении свое представление о ценности индивида. Но на самом деле речь идет о большем. Самореализация влечет за собой реализацию мира. «Я отвечаю за себя и за всех, – писал Сартр, – и я создаю образ человека, отвечающий моему представлению о том, каким человек должен быть». Мы индивидуально и коллективно делаем моральный выбор, принимаем моральные решения и тем самым постоянно создаем этот мир заново.
Основную роль играют не сами по себе результаты деятельности, а их психическая переработка личностью, становление внутреннего мира человека, когда открывается истинный, потребностный смысл его жизни и деятельности. «Самореализация – это не вещь, которую можно иметь или не иметь. Это процесс, не имеющий конца, подобный буддийскому пути просветления. Это – способ жизни, способ работы и отношение к миру, а не единичное достижение». ( А. Маслоу).
К.
Роджерс исходил из идеи, что развиваться
по направлению к самореализации
может человек только самостоятельно,
никто не может его в этом направлении
двигать. Однако при этом принципиально
важны условия, в которых происходит становление
личности человека. Он писал: «Ничто
не может заставить прорасти зерно, но
можно создать достаточно благоприятные
условия, в которых оно прорастет».
2. Условия, способствующие самореализации личности
Немаловажным
является выявление психолого-
3. Факторы, сдерживающие процесс самореализации
Процесс самореализации ограничивают социально-экономическая ситуация, негативное влияние прошлого опыта, конформизм, механизмы защиты, которые порождают двойственное отношение, отделяя нас от самих себя. «Когда человек освободиться настолько, чтобы стать самим собой, заняться любимым делом и ощутить себя одной из частиц в сложнейшей взаимосвязанности элементов природы, только тогда он сможет наиболее полно раскрыть свои способности… Невротическая потребность в признании и одобрении – серьезное препятствие на пути развития уникальности человеческой личности в работе, жизни и любви. Многим кажется, что они обретут покой и безопасность в толпе. Но если толпа мчится к пропасти, то чего стоит иллюзия подобного ощущения».
Кроме того, выделены характеристики, присущие самореализующимся людям: поглощенность делом как призванием, аутентичность личности, независимость в суждениях, уверенность в себе, инициативность, гибкость, критичность, внутренний локус контроля, высокая степень рефлексии, детская восприимчивость, спонтанность и естественность поведения, отношение к своим чувствам как к ценности, открытость внешнему и внутреннему опыту, стремление к глубоким личностным взаимоотношениям с людьми.
4. Значение образования в самореализации личности
Полноценная самореализация личности возможна только в том случае, если:
—
человек осознано и глубоко
верит в эту жизненную
— человек осознает свои способности, свои интересы, жизненные предпочтения и мотивы поведения и руководствуется ими в различных жизненных ситуациях, он осознает себя частью природы, человеческого сообщества и способен к дружественному взаимодействию с другими людьми;
—
человек обладает знаниями, умениями
и навыками, позволяющими ему
наиболее полно реализовать
—
человек способен к
Указанные условия могут быть выполнены только на основе эффективного образования. «Получив образование, мы обычно становимся конформистами со стереотипным мышлением, людьми с «законченным» образованием, а не свободными, творческими и оригинально мыслящими людьми» – пишет К. Роджерс. Кризисные явления в современной системе образования свидетельствуют о необходимости коренной перестройки общественного и педагогического сознания, переосмысления отношения к целям и ценностям образования. Один из важнейших принципов перестройки системы образования – переход на позиции гуманистической педагогики и психологии. Как сказал А. Маслоу: «Гуманистическое образование – это процесс, который проходит через всю жизнь, а не ограничивается стенами определенного здания».
Образование способствует актуализации важнейших смыслообразующих сфер личности, формирующих его позиции: ценностную, мотивационно-потребностную и целеполагающую. Услышать других людей, осмыслить и прочувствовать их ценности, их понимание смысла жизни, сопоставить разные голоса, прислушаться к собственному внутреннему голосу, осознать себя, смысл своего существования и определить свое место в культуре – такова логика образования сегодня.
Образование
как система ориентации человека
на познание и раскрытие своих
способностей создает необходимые
условия для сознательного
Главная
цель профессионального
Образование как источник необходимых для человека знаний, умений и навыков предоставляет возможность каждому человеку овладеть ими и тем самым подготовиться к предстоящей трудовой деятельности, выйти на высший, творческий этап деятельности, способствующей максимально возможной самореализации личности в общественно полезном труде.
Образование
как сфера реальной жизнедеятельности
человека вводит его в систему
разнообразных межличностных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Необходимые
условия личностного
Образование является основой формирования профессиональных ценностных ориентаций. Именно ценностно-ориентационная сфера детерминирует позицию личности, направленность и содержание профессионального самоопределения и профессиональной самореализации. Именно они определяют, на что направлен интерес человека, что он желает увидеть профессии, получить от нее. Образование как источник, стимул познавательной активности человека, последовательное открытие человеком нового для него системных знаний о мире выступает как наиболее энергичный и целенаправленный способ личностного постижения культуры (профессиональной, национальной, общечеловеческой). Образование позволяет воспринимать явления культуры не только как совокупность мысли и нравственного выбора других людей, но и открывать для себя свою сопричастность ко всему, чем жили и что создали люди, узнавать себя в уже созданном и развиваться как «культурно-исторический субъект», для которого прошлое и будущее культуры – это его прошлое и будущее.
- Гаджиева Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Основы самосовершенствования. – Екатеринбург.: Изд-во Деловая книга, 1998.
- Личность, внутренний мир и самореализация /Под. ред. Ю. Н. Кулюткина,. Г. С. Сухобской. – С-П.: Изд-во Тускарора, 1996.
Факторы, способствующие самореализации личности
Ключевые слова: саморазвитие, самоэффективность, карьера, самоактуализация
«Самореализация – реализация существующего потенциала, осуществление своих имеющихся желаний, своих знаний, умений и способностей, своих сегодняшних представлений о себе и своем пути в жизни». [1]
В человеке с самого его рождения заложено стремление к самореализации в обществе. Каждый хочет чего-то добиться, что-то значить в этом мире, в конце концов, найти свое место под солнцем. Со временем у людей могут поменяться представления конечного результата самореализации, но стремление к чему-то большему будет всегда.
У самореализации нет четкого направления, можно самоутвердиться как женщина, как отец, как справедливый начальник и так далее. За счет выше сказанного, выделяют два типа самореализации – это социальная и творческая. Обычно человек выбирает одну из них, но в некоторых случаях, возможно и саморазвитие обоих типов. Так же немаловажную роль играет то, что социальная самореализация не является синонимом социальной успешности. В социальной успешности человек стремится к какой-либо высокой должности, попасть на телеэкраны, чтобы его увидел весь мир, зарабатывать хорошие для него деньги и так далее. А социальная самореализация подразумевает достижение успешности в самом обществе, добиться именно того чего хочет сам человек как личность, а не того, что от него требует мнения или критерии хорошей жизни в современном обществе.
У любого человека при самореализации есть одна очень важная особенность, при осуществлении каких-либо важных для него единичных проектов, например, таких как выигрыш на олимпиаде, написание какого-либо произведения и так далее, ему всегда будет мало того чего он добился. Какие-либо достижения никогда не смогут до конца удовлетворить потребности личности в его самореализации.
Психологи сделали вывод о том, что успешная самореализация личности будет только тогда, когда она будет правильно заложена в умы людей с самого их детства. «Если родители дали ребенку хорошие образцы, воспитали в ребенке авторскую позицию, умение справляться с препятствиями и думать о своем будущем, этот ребенок, взрослея, станет успешным человеком, вполне реализовавшим себя. Многие психотерапевты убеждены, что все, что нужно для полноценной самореализации личности, это устранить препятствия, преграждающие жизненный путь их пациентов. К сожалению, это заблуждение: без соответствующих социальных образцов и помощи родителей ребенок в полноценного взрослого не превратится». [1]
«Карьера (франц. carriere) – продвижение человека по ступеням производственной, имущественной, социальной, административной или иной иерархии. Характер, тип карьеры, ее темп определяются как господствующими общественными отношениями, объективными возможностями, предоставляемыми данным образом для ее осуществления, так и обстоятельствами жизни конкретного индивида, его личными способностями, целеустремленностью, волей, семейным положением, состоянием здоровья и др. Карьера предполагает наличие механизмов социального отбора (селекции) наиболее способных людей в сферах образования, профессиональной подготовки и повышения их квалификации в трудовой, общественно-политипической, военной научной и другой деятельности». [2]
В современном мире ученые выделяют две сферы для самореализации личности – это реализация себя в семейной жизни и реализация себя в деятельности профессиональной. В данный период времени, многие люди выбирают карьеру и поэтому рост в профессиональной деятельности очень актуален для современного человека. Вместе с карьерным ростом вырастают и различные требования к преуспевающему и прогрессивному в жизни человеку, соответственно, растет и конкуренция на рынке труда, что обуславливает вынужденное стремление людей к саморазвитию для построения успешной карьеры.
Такие понятия как саморазвитие и самореализация зависят и от других понятий, таких как самоактуализация и самоопределение. Самоопределение обуславливается собственным определением человека в его жизни, так же оценку самого себя, своих способностей на данный момент времени, оценку способностей к постановке пошаговых задач и реализацию их в жизнь, способность выбирать правильные средства достижения целей и тому подобное. Что касается самоактуализации, то она является тем самым пусковым механизмом для осуществления шагов к самореализации личности, то есть профессиональная самореализация есть не что иное, как постоянно движущийся пошаговый размеренный процесс формирования потенциала индивида на протяжении всего его жизненного пути в творческой деятельности.
Как ни странно, но именно в профессиональной деятельности перед человеком открываются перспективы для его самореализации, так как наиболее полное раскрытие своего потенциала личность может достигнуть только в общественно значимой деятельности. При выборе карьеры, человек отдает этой сфере весь свой потенциал, силы и почти все свое основное время.
В рамках выбранной человеком профессии формируются его различные способности, необходимые для успеха в выбранном направлении, со временем происходит карьерный рост, который дает «свои плоды» в виде материальных благ, и, конечно же, сам личностный рост человека. Это все дает возможность обеспечивать необходимые материальные затраты для реализации максимально комфортной жизнедеятельности человека и обуславливает достижение человеком какого-либо социального статуса в обществе.
«Следование выбранной профессии, применение профессиональных умений – это один из самых значимых критериев достижения определенного уровня жизненной успешности».[3]
В настоящее время ученые выделяют несколько факторов самореализации, которые включают в себя личностные факторы человека. Эти факторы являются общими параметрами прогностического характера для выявления уровня профессиональной самореализации. Так же среди данных факторов можно выделить наиболее значимые личностные факторы, которые способствуют профессиональной самореализации. Они выдвигают самоэффективность личности, неудовлетворенность профессиональной деятельностью и гибкость ее поведения на передний план. Самоэффективность обычно выражается в способности человека самому организовывать свою деятельность, относящуюся к выбранной им профессии, достигать с ее помощью профессионального успеха при постоянном взаимодействии с существующим социумом. За наиболее эффективные межличностные коммуникации и профессиональное взаимодействие между участниками рабочего процесса отвечает, непосредственно, гибкость поведения личности, она стимулирует человека к дальнейшему росту в его профессиональной карьере.
В конце, хотелось бы сделать вывод о том, что любому индивиду, реализующему себя как личность, который хочет развивать свои способности и навыки на максимально профессиональном уровне, следует использовать для реализации своих целей – общество как инструмент в достижении цели. Важно уметь грамотно анализировать опыты в профессиональной деятельности других людей, делать соответствующие выводы, чтобы не повторять чужих ошибок, что позволит увеличить скорость профессиональной самореализации. Так при непрерывном процессе саморазвития и самореализации будут достигнуты положительные и полезные для человека результаты.
Литература
- Козлов Н.И. «Самореализация»; Психологос. Энциклопедия практической психологии [Электронный ресурс] http://www.psychologos.ru/articles/view/samorealizaciya;
- Экономико-социологический словарь/сост. Г.Н. Соколова. О.В. Кобяк – Минск: Беларус. наука, 2013. 615 с.;
- Психология и психиатрия. Статья «Самореализация»; [Электронный ресурс] http://psihomed.com/samorealizatsiya/;
- Психология менеджмента: учебник для вузов / под ред. Т.С. Никифорова. – 2-е изд., доп. и перераб. СПб: Питер, 2004. 639 с.;
- Громова, Е.М. Профессиональная карьера: путь к успеху: научно-методическое пособие / Е.М. Громова, Д.И. Беркутова, Т.А. Горшкова. Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова». – Ульяновск: УлГПУ, 2012. 124 с. : ил., табл. – ISBN 978-5-86045-543-6; То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278064 (17.11.2015).
Как понять и достичь самореализации
Недавно группа аспирантов объявила, что они присоединятся к еженедельному вечеру медитации. Меня попросили рассказать об осознанности и самореализации. Мы живем в смутное и болезненное время. Молодым людям особенно трудно узнать, как полностью стать собой, когда так неясно, как будет разворачиваться будущее.
Что такое самореализация?
Самоактуализация, по мнению отцов движения человеческого потенциала Абрахама Маслоу, Курта Гольдштейна и Карла Роджерса, это полная реализация потенциала человека и полное развитие его способностей, включая полное понимание жизни . Самоактуализированные люди принимают себя такими, какие они есть, несмотря на свои недостатки и ограничения, и стремятся к творчеству во всех аспектах своего бытия. Но как можно реализовать себя, когда так много давления, чтобы приспособиться и выжить в охваченном тревогой обществе, мире, пропитанном страхом, где человек часто не может позволить себе роскошь прислушиваться к желаниям своего сердца? а душа?
Виктор Франкл сказал, что «тот, у кого есть «почему», может справиться с любым «как». В «Человек в поисках смысла» Франкл продемонстрировал, что чувство смысла может провести человека через самые трудные обстоятельства.
Значение заключается в знании того, почему человек делает то, что он делает. Субъективное переживание радости возникает, когда человек обнаруживает, что он любит делать и когда это отвечает потребностям мира. Это пересечение между тем, что «заставляет сердце петь», и вкладом в благополучие и здоровье мира дает субъективный опыт пребывания в потоке жизни.
Устойчивость — это способность быстро преодолевать трудности. Это предполагает быть жестким и умелым во времена перемен и опасностей. Быть стойким также означает быть направленным, уметь различать главное и следовать намерению своего сердца. В некотором смысле человек учится «дышать под водой», что означает находить способ оставаться на связи с собой и миром, находясь в центре всего этого.
Что такое внимательность?
Осознанность часто определяется как ежеминутное неосуждающее осознавание. Этот навык позволяет человеку осознавать себя, замечать, когда он находится в равновесии с потоком того, кто он есть, и распознавать, когда он сбился с пути. Осознанность также приводит к улучшению метапознания, которое представляет собой осознание и понимание собственных внутренних мыслей и процессов чувств. Внимательное осознание позволяет человеку поймать момент, когда он отвлекся или стал реагировать. Затем они могут остановиться, сделать осознанную паузу и быстро найти путь вперед. Удачным побочным эффектом осознанности является чувство спокойствия, легкости и бдительной концентрации.
С помощью глубокой или легкой внимательности, родственной практики, переведенной из тибетской традиции, человек может подключиться к состоянию потока или полевому качеству осознания. С помощью указывающих инструкций человек подключается к этому «источнику возобновляемой энергии», соединяясь с непосредственным опытом пребывания в потоке жизни. С этого места человек может быть внимательным, целеустремленным и творческим, подключаясь к источнику творчества и самого смысла. Эта практика заключается не в том, чтобы найти и «владеть» чем-то, а в том, чтобы настроиться на то, что уже есть.
Проблеск этого опыта можно получить, выполнив следующую краткую практику. У многих были короткие моменты пребывания в этой более широкой перспективе, но они не осознавали ее как особое состояние, которым она является.
- Погрузитесь в ощущения своего тела, твердого, как гора, но бодрого и расслабленного.
- Осознавайте все свое тело и сосредоточьтесь на ощущениях и движении своего дыхания.
- Вспомните время, когда у вас был необычайный опыт, опыт, когда вы ощущали ощущение безвременья, присутствия, ясности, спокойствия и когда вы ощущали реальность как-то немного иначе.
- Вспомните окружающую среду, каким был свет, пространство вокруг вас, может быть, цвета, тон чувств.
- Опишите себе этот опыт как можно подробнее, но не волнуйтесь, если вы запомните лишь смутное впечатление.
- Позвольте себе войти в качество этого опыта, как если бы вы были там прямо сейчас. Может быть, возникает настроение, что-то слегка сдвигается. Может быть, вы чувствуете свое сердце.
- Если у вас возникнет искушение вернуться к своим мыслям об этом, отбросьте их и вернитесь к телесным ощущениям.
- Позвольте себе немного побыть в ощущении этого опыта.
Когда человек подключается к потоку жизни, у него появляется больше энергии, чем было бы, если бы он был ограничен личным, узким ощущением себя. При этом у человека больше доступа к творчеству, находчивости и открытости, поскольку он больше не ограничен личными колебаниями и тревогами. Итак, человек принадлежит паутине жизни, признавая, что он держится в чем-то большем, подобно рыбе, которая понимает, что она плавает в воде.
Отдыхая в этом поле осознания, человек теперь может подключиться к тому, что есть повсюду, что вне времени, бесформенно, не привязано к «управляющему разуму». Теперь можно пройти «полный круг» и щедро вернуть жизнь из этого качества в страдающий мир. Эта более широкая перспектива позволяет всем нам заниматься с точки зрения смысла, устойчивости и осознанного бодрствования.
Единая истина во всех религиях — Ананда
(Отрывок из книги «Сущность самореализации — мудрость Парамхансы Йогананды», составлено Свами Криянандой, Crystal Clarity, Publishers)
«Самореализация» — фраза, обычно используемая сегодня, подразумевает много очень привлекательных вещей — широкие горизонты для личного роста; свобода от институциональных и догматических ограничений; прямой личный опыт Истины и Бога.
Парамханса Йогананда, известный автор « Автобиографии йога» , часто говорил о Самореализации, которую он определил следующим образом: «Самореализация — это знание во всех частях тела, ума и души. что вы теперь владеете Царством Божьим; что вам не нужно молиться, чтобы оно пришло к вам; что вездесущность Бога — это ваша вездесущность; и что все, что вам нужно сделать, это улучшить свои знания».
Самореализация — это не поклонение эгоВы можете обнаружить противоречие между идеей « Самореализация » и идеей поклонения Богу. Однажды студент колледжа задал Йогананде именно этот вопрос.
«Я заинтригован концепцией Самореализации. Однако я не понимаю, как вы связываете это с поклонением. Конечно же, это не ваше учение, что мы должны поклоняться самим себе!
«Но разве не все так делают?» — спросил Парамханса Йогананда с забавной улыбкой. «Это самая суть заблуждения: боготворить эго; изливать на него возлияния, баловать его, воспевать его!
«Поклонение означает поиск идентичности с объектом своего сосредоточения. На пути Самореализации преданный стремится перенести свою идентичность с маленького эго на бесконечное Я. С философской точки зрения, поклоняться этому высшему «Я» правильно.
«Однако это сложная концепция для понимания человеческим разумом. Можно утверждать: «Я бесконечен», но без смирения и преданности слишком легко впасть в заблуждение, думая: «Я в своем исключительном величии един с Бесконечностью!»
Все являются проявлениями единого божественного Я.
«По этой причине лучше, пока человек не достиг высокого духовного развития, не думать о Боге как «Я», а обращаться к Нему как «Ты». Так думать и более естественно. В конце концов, как человеческие существа, мы видим других как отдельных от себя, хотя с духовной точки зрения все являются проявлениями единого божественного Я. Мы не спрашиваем друга, как он себя чувствует, спрашивая: «Как я сегодня?». Это сбило бы с толку даже философа! Вместо этого мы говорим: «Как дела?»
«Отношения «я и ты» с Богом проще и менее запутанны. Это также намного больше удовлетворяет человеческий разум. И это отношения, которые признает Бог.
«Господь отвечает на искреннюю преданность Своих человеческих детей, а не на гордое самоутверждение».
Истина вечнаЙогананда также сказал: «Самореализация пришла, чтобы объединить все религии».
Учитывая, что Йогананда основал организацию под названием «Товарищество самореализации», можно подумать, что это типичное догматическое утверждение. «Мой путь верен, и скоро вы все согласитесь!»
Но такая точка зрения непоследовательна, фактически абсурдна, в контексте широкого универсального взгляда Йогананды на духовную истину. Его автобиография — виртуальный учебник по переходу от догматизма к более эмпирической основе духовной жизни.
Теологические объяснения обращаются к интеллекту, но не к душе.
«Богословские объяснения касаются интеллекта, но не души. Таким образом, окончательные «доказательства» одной секты часто ухватываются противоположными сектами как их «опровержения». Только в Самореализации достигается полная уверенность. На каждый вопрос, который человек когда-либо задавал об Истине, можно получить ясный и полный ответ в божественном общении».
Многие из тех, кто искренне стремится к единству религий, делают это, пытаясь смешать лучшие практики и верования каждой из них. Результат, как правило, крайне неудовлетворителен для всех. Подход Йогананды был совершенно другим. Он должен был искать лежащую в основе истину, неизменную из-за ограниченной способности человека постичь ее во всей ее полноте.
«Истины, лежащие в основе религии, вечны», — сказал Йогананда. «Их нельзя изобрести. Из своего источника в осознании просветленных Богом мастеров они разбавляются контактом с непросветленными человеческими существами.
«Вот почему Бог время от времени посылает Своих пробужденных сыновей обратно на землю, чтобы возродить дух религии и вернуть вневременным учениям их первозданную чистоту.
«Всегда будут разные акценты в соответствии с различными потребностями времени. Однако фундаментальные истины навсегда остаются теми же».
Фундаментальная Реальность — Божественная ЛюбовьУченик Йогананды, Криянанда, описывает это так. «Глубочайшие истины религии все очень просты. Они были затемнены внешними структурами религии, которые стали настолько сложными в борьбе религии с множеством вызовов, что создали путаницу и разногласия, а не ясность. Из всех институтов человечества религия должна быть наиболее объединяющей. Тем не менее люди сражаются, преследуют друг друга и воюют из-за своих религиозных разногласий — и все это во имя Бога, Который, как они все утверждают, является Богом Любви.
Пришло время снова исследовать внутренние отношения человека с его Творцом.
«Пришло время снова исследовать внутренние отношения человека с его Творцом. Иисус Христос сказал: «Се, Царство Божие внутри вас». Он также сказал: «Разрушьте храм сей, и Я воздвигну его в три дня». Библия говорит нам, что он имел в виду не храм в Иерусалиме. , а в храм собственного тела. Вывод очевиден. Ибо поклонение проводится внутри храма, а не вне его. Истинная цель паломничества, как провозглашают индийские писания, находится внутри. Таким образом, в религии имеет значение не внешнее место поклонения, не внешние ритуалы и даже не конкретная система верований (которые, в конце концов, являются лишь определениями, сформулированными человеческими существами), а собственная непосредственная, внутренний опыт Бога и Истины.
«По словам каждого святого, пережившего это возвышенное пробуждение, Бог прост: человек сложен.
«Требования Истины в том, чтобы религия снова стала простой. Религия должна вернуться к фундаментальной реальности, к божественной любви. Она должна вернуться к потребности человека в прямом личном переживании этой любви.
«Божественная работа не в обращении других. Это жизнь и выражение божественной любви».
Путеводители на пути самореализацииВ 1933 году Йогананда написал статью под названием «Новое пробуждение в церквях», в которой описал, как, по его мнению, религия должна развиваться на Западе.
Религиозные группы и служители религии должны работать над развитием более научного мировоззрения. Их приверженность должна заключаться в расширении их понимания истины, а не в защите уже сформулированных ее определений. Они должны рассуждать, как это делают ученые, беспристрастно. Как ученые проверяют свои гипотезы относительно материальных реалий, так и верующие должны проверять свои убеждения с помощью психологических и духовных экспериментов. Они должны попытаться продемонстрировать, как духовные законы, такие как вера и милосердие, на самом деле действуют в человеческой жизни.
Вместо того, чтобы торговать непроверенными догмами и призывать людей «Верить — верить!», церкви должны превратить свои помещения в Университеты Жизни, где проводятся эксперименты о том, как найти истинное удовлетворение в жизни, к которому стремятся все люди.
Пришло время всем верующим — протестантам, католикам, евреям, буддистам, синтоистам, мусульманам, джайнам, зороастрийцам, индусам — прекратить хвастаться высшими достоинствами своих вероучений и священных писаний. Наука приучила людей сопротивляться тому, чтобы их умы были набиты догмами. Настало время, чтобы религиозные лидеры питали людей — особенно молодежь — внутренне стимулирующими открытиями вселенской мудрости. Религиозные люди должны объединять свои открытия, как это делают ученые.
Различные религии в современном мире приносят пользу, конечно же, напоминая людям о необходимости жить в большей степени в сознании Бога, добра и Истины. Однако, если церкви хотят действительно служить человечеству, они должны предлагать людям практическую духовную подготовку для достижения этих целей.
Вместо теоретических собраний во имя Бога люди должны собираться вместе с твердой целью призвать Его живое присутствие в Храме Медитации. Те, кто поступает так, обнаружат, что на самом деле испытывают благословение Божественного Присутствия.
Религиозные учителя должны перестать концентрироваться на внешних формах религии. Они должны перестать быть создателями сект и строителями догм. Вместо этого они должны стать пробудителями души: указателями пути на пути к Самореализации. Они должны стремиться стать открытыми проводниками универсальной Истины. Вместо того, чтобы удерживать людей, настаивая на превосходстве их собственных учений и систем верований, они должны внушать каждому члену желание стремиться к собственной Самореализации в Боге.
Внутреннее ПричастиеОдин посетитель однажды спросил Йогананду: «Вы обучаете новой религии?» Йогананда ответил: «Это новое выражение вечных истин».
Меня послали, чтобы люди могли научиться общаться с Богом напрямую.
«Я был послан на Запад не для того, чтобы догматизировать вас новой теологией, — сказал он в другой раз, — [меня послали], чтобы люди могли научиться тому, как общаться с Богом напрямую».
«Истинная основа религии — не вера, а интуитивный опыт. Интуиция — это способность души познавать Бога. Чтобы знать, что такое религия на самом деле, нужно знать Бога.
«Вера отличается от убеждения. Вера основана на опыте. Вера — это временная вера. «Вера необходима в начале. Без него люди не стали бы искать Бога. Однако одной лишь веры недостаточно. Когда люди остаются довольными своими убеждениями, их религия становится догматичной и, следовательно, закрытой для дальнейшего роста.
«Я говорю, делайте духовную практику, а не веру, своей «догмой». Не довольствуйтесь даже регулярной медитацией, пока не найдете Бога».
youtube.com/embed/vcD3ilazOkM» frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»> Слепые и слонГлупость противопоставления одного взгляда на Бога другому иллюстрируется пересказом Йоганандой классической сказки о слепых и слоне.
«У погонщика слонов было шестеро сыновей, все слепые. Однажды он дал им задание помыть своего слона. Когда братья выполнили задание, они стали обсуждать, что за животное такое слон.
«Полегче!» — сказал один. «Слон — это пара больших костей». Он мыл бивни.
«Как ты можешь такое говорить?» возразил другой. «Слон похож на толстую веревку». Он мыл хобот.
«Третий сын настаивал на том, что слон был похож на пару вееров. Он мыл уши.
«Четвертому сыну слон напоминал четыре столба. Он мыл ноги.
«Пятый сын мыл борта. Он описал слона как стену , которая дышит.
«Шестой и последний воскликнул: «Ребята, меня не одурачить! Я знаю. Мой собственный опыт подсказал мне, что слон — это небольшой кусок веревки, свисающий с неба.