Карл густав юнг вклад в психологию: Вклад К. Г. Юнга в историю психиатрии

Аналитическая психология Карла Густава Юнга

Карл Густав Юнг (Carl Gustav Jung) родился в Кессвиле, в Швейцарии, в 1875 году. Вырос в Базеле, Швейцария. Единственный сын пастора швейцарской реформаторской церкви, он был глубоко интровертированным ребенком, но прекрасно учился. Он жадно читал, особенно философскую и религиозную литературу, и наслаждался уединенными прогулками, во время которых восхищался тайнами природы. В школьные годы, вспоминал Юнг, он был всецело поглощен мечтами, сверхъестественными видениями и фантазиями (Jung, 1961). Он был убежден в том, что обладает тайным знанием о будущем; была у него и фантазия о том, что в нем сосуществуют два разных человека.

Юнг изучал медицину в Базельском университете и получил медицинскую степень по специальности психиатрия в 1900 году. В этом же году он занял должность ассистента в Цюрихском госпитале для душевнобольных, где работал под руководством Эжена Блейлера, автора термина «шизофрения». Интерес Юнга к сложной психической жизни больных шизофренией скоро привел его к работам Фрейда (Jung, 1906/1960). После знакомства с «Толкованием сновидений» Юнг начал регулярно переписываться с Фрейдом. Наконец, они встретились в доме Фрейда в Вене, в 1907 году. Этот визит Юнга к Фрейду положил начало тесным личным и профессиональным отношениям. Образованность Юнга произвела глубокое впечатление на Фрейда. Он полагал, что Юнг мог бы идеально представлять психоанализ в мировом научном сообществе, так как не был евреем. Юнг был принят как «старший сын» с присвоением титула «наследника и кронпринца». Он был избран первым президентом Международной психоаналитической ассоциации в 1910 году. Однако в 1913 году двое ученых разорвали отношения по классическому эдипову сценарию (Alexander, 1982). В следующем году Юнг сложил с себя полномочия президента Психоаналитической ассоциации и вышел из нее. Разрыв ускорили причины как личного характера, так и теоретические расхождения. Больше они ни разу не встречались.

На протяжении следующих четырех лет Юнг переживал тяжелый душевный кризис, и это настолько ослабило его, что он отказался читать курс лекций в Цюрихском университете. Он был буквально одержим изучением собственных снов и фантазий, что, по мнению некоторых ученых, едва не привело его к помешательству (Stern, 1976). Только к концу первой мировой войны он смог прервать свое путешествие по лабиринтам внутреннего мира, чтобы создать новый подход к изучению личности, где в качестве основных идей выступали человеческие устремления и духовные потребности. Юнг приписывал все свои поздние работы и творческую активность влиянию этого периода мучительной интроспекции бездн своего бессознательного. Его автобиография «Воспоминания, сновидения, размышления» начинается с утверждения: «Моя жизнь – это история самопроявления бессознательного» (Jung, 1961, р. 3).

Трагический эпизод в жизни Юнга связан с обвинениями его в симпатиях к нацистам. Юнг со всей страстью отвергал эти нападки и был в конце концов реабилитирован. Свою дальнейшую жизнь он посвятил путешествиям по всему миру и чтению лекций. Изучение разных культур в Америке, Африке и Азии дало ему возможность расширить свое понимание природы человека. Аналитическая психология в конечном счете нашла очень широкую аудиторию в разных странах, а многие его книги не утратили своей актуальности и сегодня.

Юнг скончался в 1961 году в возрасте 86 лет в Куснахте, Швейцария.

Основные концепции и принципы аналитической психологии:

В результате переработки Юнгом психоанализа появился целый комплекс сложных идей из таких разных областей знания, как психология, философия, астрология, археология, мифология, теология и литература. Эта широта интеллектуального поиска в сочетании с непростым и загадочным авторским стилем Юнга является причиной того, что его психологическая теория наиболее трудна для понимания. Понимая эти сложности, мы, тем не менее, надеемся, что краткое знакомство со взглядами Юнга послужит вам отправной точкой для дальнейшего чтения его трудов.

Структура личности
Юнг утверждал, что душа (в теории Юнга термин, аналогичный личности) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного (Jung, 1931/1969).

Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент psyche, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою цельность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Эго служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.

Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то сознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Таким образом, юнговская концепция личного бессознательного в чем-то похожа на таковую у Фрейда. Однако Юнг пошел дальше Фрейда, сделав упор на том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта (Jung, 1921/1973). Согласно представлениям Юнга, эти комплексы, скомпонованные вокруг самых обычных тем, могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума. Например, человек с комплексом власти может расходовать значительное количество психической энергии на деятельность, прямо или символически связанную с темой власти. То же самое может быть верным и в отношении человека, находящегося под сильным влиянием матери, отца или под властью денег, секса или какой-нибудь другой разновидности комплексов. Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного у каждого из нас уникален и, как правило, доступен для осознания. В результате компоненты комплекса или даже весь комплекс могут осознаваться и оказывать чрезмерно сильное влияние на жизнь индивидуума.

И наконец, Юнг высказал мысль о существовании более глубокого слоя в структуре личности, который он назвал коллективным бессознательным (Jung, 1936/1969). Коллективное бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг, «в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума» (Campbell, 1971). Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества. Важно отметить, что концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождений между Юнгом и Фрейдом.

Архетипы. Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, «первичных моделей»)* (Jung, 1968). Архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди проявляют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие. Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески на конкретные ситуации, – например, при неожиданном столкновении с родителями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или смертью.

* Архетип (греч. ????????? от «????» – «начало» и «?????» – «образ») – в позднеантичной философии (Филон Александрийский и др.) прообраз, идея. (Прим. ред.)

В ряду множества архетипов, описанных Юнгом, стоят мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог и смерть.

Примеры архетипов, описанных Юнгом

АрхетипОпределениеСимволы
АнимаБессознательная женская сторона личности мужчиныЖенщина, Дева Мария, Мона Лиза
АнимусБессознательная мужская сторона личности женщиныМужчина, Иисус Христос, Дон Жуан
ПерсонаСоциальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрастеМаска
ТеньБессознательная противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в сознанииСатана, Гитлер, Хусейн
СамостьВоплощение целостности и гармонии, регулирующий центр личностиМандала
МудрецПерсонификация жизненной мудрости и зрелостиПророк
БогКонечная реализация психической реальности, спроецированной на внешний мирСолнечное око

Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации. Например, в восприятии ребенком своей матери присутствуют аспекты ее действительных характеристик, окрашенные неосознаваемыми представлениями о таких архетипических материнских атрибутах, как воспитание, плодородие и зависимость. Далее, Юнг предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе и религии. В особенности он подчеркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам. Например, во многих культурах ему встречались изображения мандалы, являющиеся символическими воплощениями единства и цельности Я. Юнг считал, что понимание архетипических символов помогает ему в анализе сновидений пациента.

Некоторые наиболее важные архетипы
Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным. Однако особое внимание в теоретической системе Юнга уделяется маске, аниме и анимусу, тени и самости.

Маска или персона (от латинского слова «persona», обозначающего театральную маску, личину) – это наше публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Маска обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. В понимании Юнга, маска служит цели производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную сущность. Маска как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни. Однако Юнг предупреждал о том, что если этот архетип приобретает слишком большое значение, то человек может стать неглубоким, поверхностным, сведенным до одной только роли и отчужденным от истинного эмоционального опыта.

В противоположность той роли, которую выполняет в нашем приспособлении к окружающему миру маска, архетип тени представляет подавленную темную, дурную и животную сторону личности. Тень содержит наши социально неприемлемые половые и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Но у тени имеются и положительные свойства. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума. Согласно Юнгу, функция эго состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию тени, обуздывать пагубную сторону нашей натуры до такой степени, чтобы мы могли жить в гармонии с другими, но в то же время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.

В архетипах анимы и анимуса находит выражение признание Юнгом врожденной андрогинной природы людей. Анима представляет внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону, в то время как анимус – внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона. Эти архетипы основаны, по крайней мере частично, на том биологическом факте, что в организме мужчин и женщин вырабатываются и мужские, и женские гормоны. Этот архетип, как считал Юнг, эволюционировал на протяжении многих веков в коллективном бессознательном как результат опыта взаимодействия с противоположным полом. Многие мужчины, по крайней мере до некоторой степени, «феминизировались» в результате многолетней совместной жизни с женщинами, а для женщин является верным обратное. Юнг настаивал на том, что анима и анимус, как и все другие архетипы, должны быть выражены гармонично, не нарушая общего баланса, чтобы не тормозить развитие личности в направлении самоосуществления. Иными словами, мужчина должен выражать свои феминные качества наряду с маскулинными, а женщина должна проявлять свои маскулинные качества, так же как и феминные. Если же эти необходимые атрибуты остаются неразвитыми, результатом явится односторонний рост и функционирование личности.

Самость, я сам – наиболее важный архетип в теории Юнга. Самость представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает внутреннее единство, гармонию и цельность. Таким образом, в понимании Юнга развитие самого себя – это главная цель человеческой жизни. К процессу самоосуществления мы вернемся позже, когда будем рассматривать юнговскую концепцию индивидуации.

Основным символом архетипа самости или самого себя является мандала и ее многочисленные разновидности (абстрактный круг, нимб святого, окно-розетка). По Юнгу, цельность и единство Я, символически выраженные в завершенности фигур вроде мандалы, можно обнаружить в снах, фантазиях, мифах, в религиозном и мистическом опыте. Юнг полагал, что религия является великой силой, содействующей стремлению человека к цельности и полноте. В то же время, гармонизация всех частей души – сложный процесс. Истинной уравновешенности личностных структур, как считал он, достичь невозможно, по меньшей мере, к этому можно прийти не ранее среднего возраста. Более того, архетип «себя», самости не проявляется до тех пор, пока не произойдет объединение и гармонизация всех аспектов души, сознательных и бессознательных. Поэтому достижение зрелого Я требует постоянства, настойчивости, интеллекта и большого жизненного опыта.

Эго-направленность
Наиболее известным вкладом Юнга в психологию считаются описанные им две основные направленности, или жизненные установки: экстраверсия и интроверсия (Jung, 1921/1971). Согласно теории Юнга, обе ориентации сосуществуют в человеке одновременно, но одна из них обычно становится доминантной. В экстравертной установке проявляется направленность интереса к внешнему миру – другим людям и предметам. Экстраверт подвижен, разговорчив, быстро устанавливает отношения и привязанности, внешние факторы являются для него движущей силой. Интроверт, напротив, погружен во внутренний мир своих мыслей, чувств и опыта. Он созерцателен, сдержан, стремится к уединению, склонен удаляться от объектов, его интерес сосредоточен на себе самом. Согласно Юнгу, в изолированном виде экстравертной и интровертной установки не существует. Обычно они присутствуют обе и находятся в оппозиции друг к другу: если одна проявляется как ведущая и рациональная, другая выступает в качестве вспомогательной и иррациональной. Результатом комбинации ведущей и вспомогательной эго-ориентаций являются личности, чьи модели поведения определенны и предсказуемы.

Психологические функции
Вскоре после того, как Юнг сформулировал концепцию экстраверсии и интроверсии, он пришел к выводу, что с помощью этой пары противоположных ориентаций невозможно достаточно полно объяснить все различия в отношении людей к миру. Поэтому он расширил свою типологию, включив в нее психологические функции. Четыре основные функции, выделенные им (Jung, 1921/1971), – это мышление, ощущение, чувство и интуиция.

Мышление и чувство Юнг отнес к разряду рациональных функций, поскольку они позволяют образовывать суждения о жизненном опыте. Мыслящий тип судит о ценности тех или иных вещей, используя логику и аргументы. Противоположная мышлению функция – чувство – информирует нас о реальности на языке положительных или отрицательных эмоций. Чувствующий тип фокусирует свое внимание на эмоциональной стороне жизненного опыта и судит о ценности вещей в категориях «плохой или хороший», «приятный или неприятный», «побуждает к чему-то или вызывает скуку». По Юнгу, когда мышление выступает в роли ведущей функции, личность ориентирована на построение рациональных суждений, цель которых – определить, является оцениваемый опыт истинным или ложным. А когда ведущей функцией является чувство, личность ориентирована на вынесение суждений о том, является ли этот опыт прежде всего приятным или неприятным.

Вторую пару противоположных функций – ощущение и интуиция – Юнг назвал иррациональными, потому что они просто пассивно «схватывают», регистрируют события во внешнем (ощущение) или во внутреннем (интуиция) мире, не оценивая их и не объясняя их значение. Ощущение представляет собой непосредственное, безоценочное реалистическое восприятие внешнего мира. Ощущающий тип особенно проницателен в отношении вкуса, запаха и прочих ощущений от стимулов из окружающего мира. Напротив, интуиция характеризуется сублиминальным и неосознанным восприятием текущего опыта. Интуитивный тип полагается на предчувствия и догадки, схватывая суть жизненных событий. Юнг утверждал, что, когда ведущей функцией является ощущение, человек постигает реальность на языке явлений, как если бы он фотографировал ее. С другой стороны, когда ведущей функцией является интуиция, человек реагирует на неосознанные образы, символы и скрытое значение переживаемого.

Каждый человек наделен всеми четырьмя психологическими функциями. Однако как только одна личностная ориентация (экстраверсия или интроверсия) обычно является доминирующей, сознаваемой, точно также только одна функция из рациональной или иррациональной пары обычно преобладает и сознается. Другие функции погружены в бессознательное и играют вспомогательную роль в регуляции поведения человека. Любая функция может быть ведущей. Соответственно, наблюдаются мыслящий, чувствующий, ощущающий и интуитивный типы индивидуумов. Согласно теории Юнга, цельная, или «индивидуированная» личность для совладания с жизненными обстоятельствами использует все противоположные функции.

Две эго-ориентации и четыре психологических функции, взаимодействуя, образуют восемь различных типов личности. Например, экстравертный мыслительный тип фокусируется на объективных имеющих практическое значение фактах окружающего мира. Он обычно производит впечатление холодного и догматического человека, живущего в соответствии с установленными правилами. Вполне возможно, что прототипом экстравертного мыслительного типа был Фрейд (Hogan, 1976). Интровертный интуитивный тип, наоборот, сосредоточен на реальности собственного внутреннего мира. Этот тип обычно эксцентричен, держится в стороне от окружающих и индифферентен к ним. В данном случае Юнг, вероятно, в качестве прототипа имел в виду себя (Hogan, 1976).

Развитие личности
В отличие от Фрейда, придававшего особое значение ранним годам жизни как решающему этапу в формировании моделей поведения личности, Юнг рассматривал развитие личности как динамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни. Он почти ничего не говорил о социализации в детстве и не разделял взглядов Фрейда относительно того, что определяющими для поведения человека являются только события прошлого (особенно психосексуальные конфликты). С точки зрения Юнга, человек постоянно приобретает новые умения, достигает новых целей и проявляет себя все более полно. Он придавал большое значение такой жизненной цели индивида, как «обретение себя», являющейся результатом стремления различных компонентов личности к единству. Эта тема стремления к объединению, гармонии и цельности в дальнейшем повторилась в экзистенциальной и гуманистической теориях личности.

Согласно Юнгу, конечная жизненная цель – это полное проявление Себя, то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название индивидуация. Говоря упрощенно, индивидуация – это динамичный и эволюционирующий процесс объединения, включения в состав целого многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций. В своем конечном выражении индивидуация предполагает сознательное проявление человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности. Таким образом, архетип самости становится центром личности и уравновешивает многие противоположные качества, входящие в состав личности как единого главного целого. Благодаря этому высвобождается энергия, необходимая для продолжающегося личностного роста. Итог осуществления индивидуации, очень непросто достигаемый, Юнг называл само-осуществлением. Он считал, что эта конечная стадия развития личности доступна только способным и высокообразованным людям, имеющим к тому же достаточный для этого досуг. Из-за этих ограничений самоосуществление недоступно подавляющему большинству людей.

Заключительные комментарии
Отойдя от теории Фрейда, Юнг обогатил наши представления о содержании и структуре личности. Хотя его концепции о коллективном бессознательном и архетипах трудны для понимания и не поддаются эмпирической проверке, они продолжают пленять очень многих. Его понимание бессознательного как богатого и жизненно необходимого источника мудрости вызвало новую волну интереса к его теории у современного поколения студентов и профессиональных психологов (Dry, 1981; Stevens, 1983). К тому же Юнг одним из первых признал позитивный вклад религиозного, духовного и даже мистического опыта в развитие личности. В этом состоит его особая роль как предшественника гуманистического направления в персонологии. Поспешим добавить, что в последние годы среди интеллектуальной общественности Соединенных Штатов наблюдается рост популярности аналитической психологии и согласие со многими ее положениями (Mattoon, 1981). Теологи, философы, историки и представители многих других дисциплин считают творческие находки Юнга чрезвычайно полезными в своей работе.

Тем не менее, теория Юнга большей частью не поднимается выше уровня предположений. Его основные гипотезы не предоставляют достаточных возможностей для серьезной проверки. Отчасти, причиной служит тот факт, что многие его концепции не определены настолько четко, чтобы можно было оценить их валидность. Также надо принять во внимание то обстоятельство, что сам Юнг скептически оценивал роль научного метода в валидизации своих идей (Hillman, 1979). За исключением использования метода словесных ассоциаций при изучении комплексов (Jung, 1909/1973), Юнг искал подтверждения своей теории в мифах, легендах, фольклоре, а также в сновидениях и фантазиях своих пациентов.

Редкие исследования, посвященные проверке юнговской теории, касаются почти исключительно его классификации психологических типов. В этих исследованиях широко используется опросник самооценки «Индикатор типа Майерс-Бриггс» (Myers, McCaulley, 1985), предназначенный для измерения индивидуальных различий на основе типологии Юнга. Экспериментальные работы, в которых используется этот тест, подтверждают некоторые предсказания Юнга о различиях в индивидуальных воспоминаниях и содержании сновидений у представителей разных типов личности (Cann, Donderi, 1986; Carlson, 1980; Fling et al., 1981). Однако значение полученных результатов данных снижается тем фактом, что в опроснике используются не 8 юнговских основных типов, но 16 различных типов личности, причем некоторые из них не являются независимыми. Как и в случае многих других теорий, приведенных в этой книге, теория Юнга нуждается в гораздо большем количестве эмпирических исследований, чтобы ее влияние в области теории личности не ослабевало.

Карл Густав Юнг: путь в психологию

Гандикап, с которого всё началось

В детстве Карла Густава Юнга окружали люди, наблюдение за которыми дало бы массу материала любому практикующему психиатру. Отец часто пребывал в подавленном настроении. Экзальтированная мать, которая тоже страдала от приступов депрессии, общалась с духами. И мальчик рассказывал, что однажды наблюдал, как из комнаты матери вышла светящаяся фигура, причём голова её была отделена от туловища. В этой семье любили эзотерические практики и уважали оккультизм. Мать, дед и бабка проводили спиритические сеансы. Потом спиритизмом займётся и сам Карл Густав. А вхождение в транс станет одним из значимых методов его практики.

Юнг был необычным ребёнком. Нелюдимый, он не испытывал одиночества: по его словам, в нём уживались 2 человека — мальчик, который не любит математику, и старик в светлом парике. Его насыщенный внутренний мир выступал антитезой внешним тусклым событиям.

А ещё ему снились красочные, странные и сложные сны, иногда с чудищами и лихо закрученными сюжетами, которые могли повторяться. Случались и пророческие сновидения. Пройдут годы, и Юнг диагностирует у себя шизофрению, которую к концу жизни сможет побороть.

Сам того не подозревая, Юнг в детстве на себе испытал успокаивающую силу простых ритуальных действий: в обустроенный дома тайник он положил человеческую фигурку и камень и время от времени приносил туда написанные секретным языком записки. Позже этот опыт отразится в работах о коллективном бессознательном и теории психологических архетипов.

Карл Густав Юнг. (mirinteresen.net)

Бессознательное и Фрейд

В 20 лет Юнг поступил на медицинский факультет Базельского университета. Некоторое время он не мог определиться с выбором: археология, египтология или антропология. Но всё же перевесила медицина с уклоном в психиатрию. Этот путь был предопределён с детства.

После выпуска Юнг какое-то время работал ассистентом Эйгена Блейлера, известного швейцарского психиатра, который занимался изучением шизофрении и определил, что такое аутизм. Но главным для Юнга стало сближение с Зигмундом Фрейдом.

Впервые они встретились в 1907-м. Юнг ещё с университета был знаком с работами Фрейда по психоанализу, они вели переписку, но личное общение (а они проговорили в день знакомства около 13 часов) с этим незаурядным человеком его потрясло. Два деятеля медицины начинают сотрудничество, вместе ведут исследования. Юнг обретает мировую известность как выдающийся, необычайно эрудированный учёный со своими теориями и методами, он много публикуется, выступает с лекциями, становится президентом Международного психоаналитического сообщества. Но подходы и методы двух равновеликих исследователей различались.

Юнг с самой первой встречи определил для себя позиции, по которым он был не согласен с Фрейдом. Со временем выяснилось, что разность взглядов слишком велика. Если для Фрейда бессознательное — это ящик Пандоры, то для Юнга это отправная точка, ребус, который нужно разгадать, потому что в нём ключ если не ко всему, то ко многому. Он разграничил несколько уровней бессознательного: коллективное, национальное, расовое, групповое, семейное и индивидуальное. В 1911 году Юнг опубликовал работу «Психология бессознательного», где изложил свои взгляды. После этого их с Фрейдом профессиональная дружба прервалась: Фрейд посчитал разногласия непримиримыми и препятствующими дальнейшим отношениям. Вдобавок ко всему Юнг отказался присягнуть в верности основным постулатам учителя. У него, к примеру, сексуальность не является источником формирования неврозов. Юнгу важнее были архетипы. Отказ Фрейда уязвил, и больше они не общались. Как отмечали коллеги, Фрейд после разрыва не упоминал имени Юнга, как будто его и не было. Между тем для Юнга наступили непростые времена. Учёное сообщество восприняло резкое прекращение их сотрудничества как сигнал: следует приостановить по возможности работу с Юнгом.

Групповое фото перед Университетом Кларка. Сидят: Фрейд, Холл, Юнг; стоят: Э. А. Брилл, Э. Джонс, Ш. Ференци, 1909 г. (ru.wikipedia.org)

«От демонов пока не избавиться»

Юнг отходит от фрейдовского психоанализа и углубляется в аналитическую психологию. Много пишет про архетипы, постулирует определения «интроверт» и «экстраверт», разрабатывает теорию структуры человеческой психики, состоящей из 5 элементов: Я, Анима, Персона, Тень и Самость. Он занят теоретической работой и почти освобождает себя от практики. Но его собственное психическое здоровье расшатано. Он переживает серьёзный душевный кризис, обостряется шизофрения. К нему возвращаются повторяющиеся сны, которые впоследствии он объяснит коллективным бессознательным: выяснится, что подобные сновидения терзали накануне Первой мировой многих. Чтобы каким-то образом облегчить своё состояние, избавиться от «внутренней болезни», Юнг пробует на себе метод активного воображения: он методично записывает все свои мысли в дневниках, фиксирует любые образы, которые спонтанно приходят в голову.

Потом он объединит это в очень личную «Красную книгу» — 16 лет заметок и иллюстраций о самом себе.

Со временем Юнг возвращается к активной публичной жизни: вновь ездит с лекциями по миру, сотрудничает с ведущими мировыми университетами, получает почётные степени и звания. После Второй мировой он превращается в «мудрого старца из Кюснахта» — в этом швейцарском городке, где он в начале века поселился со своей семьёй, Юнг и проведёт последние годы жизни.


Сборник: Новый год

При Петре I Новый год в России стали праздновать 1 января. На площадях устраивали фейерверки и маскарады, дома украшали сосновыми ветками.

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

Самый первый Новый год в 7208 году от сотворения мира

Самый первый Новый год в 7208 году от сотворения мира

В России традицию празднования Нового года именно 1 января учредил в 1700-м главный реформатор отечественной истории император Пётр I.

  • Тесты
  • Европа
  • XX-XXI вв.

Новогоднее кино

Новогоднее кино

На какой фильм похож твой праздник?

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«На Новый год мы получали лишние боевые сто грамм»

«На Новый год мы получали лишние боевые сто грамм»

Расширенное меню, письма и открытки от родных – вот и весь праздник.

  • ЕГЭ
  • Европа
  • XVII-XXI вв.

Новый год. Очень сложный тест

Новый год. Очень сложный тест

Новый год – один, а традиций – много. Знакома ли вам история праздника? Пройдите тест и проверьте свои знания!

  • Статьи
  • Европа

Разыскивается Дед Мороз

Разыскивается Дед Мороз

Где искать настоящего Деда Мороза? В Великом Устюге, конечно! А между тем настоящий дом зимнего волшебника находится совсем не там.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Как рождественская ёлка стала новогодней

Как рождественская ёлка стала новогодней

В 1920-1930-е годы партия пыталась упразднить Рождество и рождественскую ёлку. Однако «комсомольское рождество» народ не принял, и пришлось ёлочку вернуть.

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

Самый первый Новый год в 7208 году от сотворения мира

В России традицию празднования Нового года именно 1 января учредил в 1700-м главный реформатор отечественной истории император Пётр I.

  • Тесты
  • Европа
  • XX-XXI вв.

Новогоднее кино

На какой фильм похож твой праздник?

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«На Новый год мы получали лишние боевые сто грамм»

Расширенное меню, письма и открытки от родных – вот и весь праздник.

  • ЕГЭ
  • Европа
  • XVII-XXI вв.

Новый год. Очень сложный тест

Новый год – один, а традиций – много. Знакома ли вам история праздника? Пройдите тест и проверьте свои знания!

  • Статьи
  • Европа

Разыскивается Дед Мороз

Где искать настоящего Деда Мороза? В Великом Устюге, конечно! А между тем настоящий дом зимнего волшебника находится совсем не там.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Как рождественская ёлка стала новогодней

В 1920-1930-е годы партия пыталась упразднить Рождество и рождественскую ёлку. Однако «комсомольское рождество» народ не принял, и пришлось ёлочку вернуть.

Рекомендовано вам

Лучшие материалы

  • Неделю
  • Месяц
  • ЕГЭ
  • Европа
  • XX век

«Морозко». Очень сложный тест

  • Статьи
  • Европа
  • V до н.э. -XIX вв.

5 самых известных распутниц

  • Статьи
  • Европа
  • III век до н. э.

Сын Геракла против греков

  • Статьи
  • Европа
  • XI-XV вв.

Преступление и наказание в средневековой Европе

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

А.Л.Ж.И.Р. Лагерь для жён «изменников родины»

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Кто и как убивал Павла I

  • Статьи
  • Европа
  • X-XVIII вв.

Новый год. Древнерусская версия

  • Статьи
  • Европа
  • XVI-XVII вв.

Симеон Бекбулатович — татарский хан, ставший московским царём

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

Маркиза де Помпадур: королева рококо

  • Статьи
  • Европа
  • XIII-XVIII вв.

История Тартарии: приключения топонима

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Столкновения в Новом Узене: как драка на дискотеке переросла в погромы

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Москва в руках Монгола

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Амедео Модильяни, автор самых чувственных портретов (18+)

  • ЕГЭ
  • Европа
  • XX век

«Морозко». Очень сложный тест

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Берия и женщины

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Протокол допроса адмирала Колчака

  • Статьи
  • Европа
  • V до н. э. -XIX вв.

5 самых известных распутниц

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Шарль де Голль: жизнь патриота Франции

  • Статьи
  • Европа
  • XIV век

Мамай: тот, с кем бились русские на Куликовом поле

  • Статьи
  • Европа
  • III век до н. э.

Сын Геракла против греков

  • Неделю
  • Месяц
  • 📚 Тесты
  • 👀 251521
«Морозко». Очень сложный тест
  • 📚 Статьи
  • 👀 197419
5 самых известных распутниц
  • 📚 Статьи
  • 👀 131491
Сын Геракла против греков
  • 📚 Статьи
  • 👀 131183
Преступление и наказание в средневековой Европе
  • 📚 Статьи
  • 👀 126758
А. Л.Ж.И.Р. Лагерь для жён «изменников родины»
  • 📚 Статьи
  • 👀 121895
Кто и как убивал Павла I
  • 📚 Статьи
  • 👀 35423
Новый год. Древнерусская версия
  • 📚 Статьи
  • 👀 34463
Симеон Бекбулатович — татарский хан, ставший московским царём
  • 📚 Статьи
  • 👀 33553
Маркиза де Помпадур: королева рококо
  • 📚 Статьи
  • 👀 28445
История Тартарии: приключения топонима
  • 📚 Статьи
  • 👀 619493
Столкновения в Новом Узене: как драка на дискотеке переросла в погромы
  • 📚 Статьи
  • 👀 268729
Москва в руках Монгола
  • 📚 Статьи
  • 👀 259216
Амедео Модильяни, автор самых чувственных портретов (18+)
  • 📚 Тесты
  • 👀 251521
«Морозко». Очень сложный тест
  • 📚 Статьи
  • 👀 217614
Берия и женщины
  • 📚 Статьи
  • 👀 214910
Протокол допроса адмирала Колчака
  • 📚 Статьи
  • 👀 197419
5 самых известных распутниц
  • 📚 Статьи
  • 👀 160237
Шарль де Голль: жизнь патриота Франции
  • 📚 Статьи
  • 👀 137266
Мамай: тот, с кем бились русские на Куликовом поле
  • 📚 Статьи
  • 👀 131491
Сын Геракла против греков

Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Britannica Beyond
    Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Страница не найдена

Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.

Поиск в Британике

Быстрый тест: география Центральной Америки

6 войн за независимость

Оружие, а не розы — вот реальная история первого пациента с пенициллином

Карл Юнг | Биография, архетипы, книги, коллективное бессознательное и теория

Карл Юнг

Все медиа

Дата рождения:
26 июля 1875 г. Швейцария
Умер:
6 июня 1961 г. (85 лет) Швейцария
Предметы изучения:
коллективное бессознательное свободная ассоциация индивидуация

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Когда родился Карл Юнг?

Карл Юнг родился 26 июля 1875 года.

Когда умер Карл Юнг?

Карл Юнг умер 6 июня 1961 года.

Чем важен Карл Юнг?

Карл Юнг был швейцарским психологом и психиатром, который основал аналитическую психологию. Его работа оказала влияние на психиатрию и изучение религии, литературы и смежных областей.

Где получил образование Карл Юнг?

Карл Юнг учился в Базельском университете (1895–1900) и Цюрихский университет (доктор медицины, 1902).

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Карл Юнг , полностью Карл Густав Юнг (родился 26 июля 1875, Кесвиль, Швейцария — умер 6 июня 1961, Кюснахт), швейцарский психолог и психиатр, основавший аналитическую психологию, в некоторых аспектах ответ на Психоанализ Зигмунда Фрейда. Юнг предложил и развил концепции экстравертной и интровертной личности, архетипов и коллективного бессознательного. Его работа оказала влияние на психиатрию и изучение религии, литературы и смежных областей.

Молодость и карьера

Юнг был сыном филолога и пастора. Детство его было одиноким, хотя и обогащенным живым воображением, и с ранних лет он наблюдал за поведением своих родителей и учителей, которые пытался разрешить. Особенно обеспокоенный слабой верой своего отца в религию, он пытался передать ему свой собственный опыт общения с Богом. Во многих отношениях старший Юнг был добрым и терпимым человеком, но ни ему, ни его сыну не удалось понять друг друга. Юнгу, казалось, суждено было стать священником, потому что с обеих сторон его семьи было несколько священнослужителей. В подростковом возрасте он открыл для себя философию и много читал, и это, вместе с разочарованиями детства, побудило его отказаться от крепких семейных традиций, изучить медицину и стать психиатром. Он был студентом Базельского университета (189 г.5–1900) и Цюрих (доктор медицины, 1902).

Ему посчастливилось присоединиться к персоналу приюта Бургхольцли Цюрихского университета в то время (1900 г.), когда им руководил Ойген Блейлер, чьи психологические интересы положили начало тому, что сейчас считается классическим исследованием психических заболеваний. В Бургхольцли Юнг с выдающимся успехом начал применять ассоциативные тесты, инициированные более ранними исследователями. Он изучал, в частности, своеобразные и нелогичные реакции больных на слова-раздражители и обнаружил, что они вызываются эмоционально заряженными группами ассоциаций, утаиваемыми от сознания из-за их неприятного, аморального (для них) и часто сексуального содержания. Для описания таких состояний он использовал ныне известный термин «комплекс».

Связь с Фрейдом

Эти исследования, сделавшие его психиатром с мировым именем, привели его к пониманию исследований Фрейда; его открытия подтвердили многие идеи Фрейда, и в течение пяти лет (между 1907 и 1912 гг. ) он был близким сотрудником Фрейда. Он занимал важные посты в психоаналитическом движении и считался наиболее вероятным преемником основателя психоанализа. Но это не должно было быть результатом их отношений. Отчасти из-за темперамента, отчасти из-за разногласий сотрудничество прекратилось. На этом этапе Юнг расходился с Фрейдом в том, что последний настаивал на сексуальной основе невроза. Серьезные разногласия возникли в 1912, с публикацией Юнга « Wandlungen und Symbole der Libido » ( «Психология бессознательного», , 1916), которая противоречила многим идеям Фрейда. Хотя Юнг был избран президентом Международного психоаналитического общества в 1911 году, он вышел из общества в 1914 году. смотрящий). Позже он выделил четыре функции ума — мышление, чувство, ощущение и интуицию, — одна или несколько из которых преобладают у любого данного человека. Результаты этого исследования были воплощены в Psychologische Typen (1921; Психологические типы, 1923).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *