Карл роджерс гуманистическая психология: Роджерс Гуманистическая психология

Содержание

1. Методы психологического исследования


Скачать 0.59 Mb.

страница1/18
Дата12.05.2016
Размер0.59 Mb.
#1446
ТипПрограмма

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   18

    Навигация по данной странице:
  • Варианты основного метода

1. Методы психологического исследования.

Классификация методов психологического исследования. Качественный и количественный анализ.
В отечественной психологии выделяются 4 группы методов:
1. Организационные методы:


  1. сравнительный метод,

  2. лонгитюдинальный метод,

  3. комплексный.

Сравнительный метод (рассмотрение отдельных механизмов поведения и психологических актов в процессе развития и в сравнении со сходными явлениями у других организмов). Метод «поперечных срезов».

Лонгитюдинальный метод — это многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени (позволяет проследить динамику, но занимает слишком много времени).

Программа комплексного междисциплинарного исследования определяется общностью изучаемого объекта и разделением функций между отдельными дисциплинами (напр., физического и психического развития).


2. Эмпирические методы:
а) Наблюдение

  • объективное наблюдение

  • непосредственное (индивидуальное и коллективное)

  • опосредованное (анкеты, опросники)

  • самонаблюдение

  • непосредственное (словесный отчет)

  • опосредованное (дневники, автобиографии, письма)

б) Экспериментальные методы


  • лабораторный

  • метод психических реакций

  • психофизические методы (определение порогов и динамики чувствительности)

  • психометрические методы (исследование мнемических, перцептивных процессов)

  • естественный

  • в условиях труда

  • в условиях учения

  • в условиях игры

  • психолого-педагогический

  • констатирующий

  • обучающий

Экспериментальный метод предполагает следующее:

  • исследователь сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует на него;

  • экспериментатор может варьироватъ, изменять условия, при которых протекает явление;

  • эксперимент устанавливает допускающие математическую формулировку количественные закономерности.

в) Психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа)

г) Праксиметрические методы — анализ процессов и продуктов деятельности (оценка изделий и выполненных работ)

д) Биографические методы (анализ фактов, дат и событий жизненного пути человека)


  1. Методы обработки данных

  1. количественный анализ (математико-статистический) — применение математ. статистики, обработка данных на ЭВМ

  2. качественный анализ (дифференциация материала по типам, группам), описание случаев, не только наиболее полно отражающих типы и варианты психических явлений (номотетический подход), но и являющихся исключением или нарушением общих правил (идеографический подход).

  1. Интерпретационные методы

  1. Генетический (филогенетический, онтогенетический, социогенетический, исторический)

  2. Структурный (определяются взаимосвязи между частями и целыми, т. е. функциями и личностью, отдельными параметрами развития и организмом в определенный момент его жизни).

Классификация Ананьева:


  1. Организационные методы:

  • Лонгитюдный

  • Метод поперечных срезов

  • Комплексный метод

  • Сравнительный метод

  1. Эмпирические методы:

  • Обсервационные (наблюдение, самонаблюдение)

  • Экспериментальные (лабораторный, естественный, развивающий)

  • Праксиметрические (анализ продуктов и процессов деятельности)

  • Психофизиологические

  • Биографический метод

  • Психодиагностические (социометрия, опросники, интервью, психометрические и проективные тесты)

  1. Обрабатывающие методы:

  • Математическая статистика

  • Корреляционный анализ

  • Факторный анализ

  • Регрессионный анализ

  • Контент-анализ

  • Дисперсионный анализ и т. д.

  1. Интерпритационные методы:

  • Описание генетических связей и возрастной динамики

  • Описание структурно-динамических связей

Классификация Немова:


Основной метод

Варианты основного метода


наблюдение

внешнее – внутреннее (самонаблюдение)

свободное – стандартизированное

включенное – стороннее


опрос

устный – письменный

свободный – стандартизированный



тест

тест-опросник

тест-задание

проективный тест


эксперимент

естественный – лабораторный

моделирование

математическое логическое

кибернетическое техническое

Каталог: 2011
2011 -> Программа дисциплины «Российский и мировой рынок pr»

2011 -> Лидерство как личностный феномен
2011 -> Духовно-просвітницький центр монастиря Глинська пустинь м. Глухів 2010 рік
2011 -> Г. Эбнрлайн Причины возникновения агрессивности
2011 -> • единства диагностики и коррекции
2011 -> 1. Социальные и психологические причины отклоняющегося поведения
2011 -> Мимо наркотиков :: Модель профилактики аддиктивного поведения в образовательном учреждении
2011 -> Учебное пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. Спб.: Питер, 2003. 256 с


Скачать 0.59 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   18


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2023
обратиться к администрации

    Главная страница

Автореферат

Анализ

Анкета

Биография

Глава

Диплом

Дипломная работа

Диссертация

Доклад

Задача

Закон

Вместо предисловия Карл Роджерс и его гуманистическая психология.

Брак и его альтернативы [Позитивная психология семейных отношений] Вместо предисловия Карл Роджерс и его гуманистическая психология. Брак и его альтернативы [Позитивная психология семейных отношений]

ВикиЧтение

Брак и его альтернативы [Позитивная психология семейных отношений]
Роджерс Карл Р.

Содержание

Вместо предисловия

Карл Роджерс и его гуманистическая психология

Карл Роджерс — один из основоположников гуманистической психологии, создатель «клиент центрированной» психотерапии, зачинатель движения «Группы встреч»[1]; его книги и статьи привлекли к нему многочисленных последователей и учеников.

Хотя в течение сорока лет его воззрения значительно менялись, они всегда оставались последовательно оптимистичными и гуманистическими. В 1969 году он писал: «У меня не вызывает симпатии распространенное представление, что человек по своей сути иррационален и что, следовательно, если не контролировать его импульсы, они приведут к разрушению себя и других.

Поведение человека утонченно–рационально, человек тонко и вместе с тем достаточно определенно движется к тем целям, которых стремится достичь его организм. Трагедия большинства из нас состоит в том, что наши защиты не дают нам сознавать эту утонченную рациональность, так что сознательно мы движемся не в том направлении, которое естественно для нашего организма».

Теоретические воззрения Роджерса с годами эволюционировали. Он сам первым указывал, где изменилась точка зрения, где сместились акценты или изменился подход. Он побуждал других проверять его утверждения, препятствовал формированию «школы», бездумно копирующей его выводы. В своей книге «Свобода учиться» Роджерс пишет так: «Представляемая мною точка зрения, очевидно, предполагает, что фундаментальная природа человека, когда он действует свободно, конструктивно и заслуживает доверия». его влияние не ограничилось психологией. Оно было одним из факторов, изменявших представление об управлении в промышленности (и даже в армии), в практике социальной помощи, в воспитании детей, в религии… Оно сказалось даже на студентах факультетов теологии и философии.

В тридцатые годы это был изменчивый, но, по–видимому, успешный способ работы с клиентами; в сороковые Роджерс, хотя и не совсем определенно, сформулировал это как свою точку зрения… «Техника» консультирования превратилась в практику психотерапии, что породило теорию терапии и личности; гипотезы этой теории открывали совершенно новое поле исследований, из которых вырос новый подход к межличностным отношениям. Теперь этот подход проникает в сферу образования как способ облегчить обучение на всех уровнях. Это способ создания интенсивного группового опыта, повлиявший на теорию групповой динамики.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Карл Роджерс

Карл Роджерс Карл Роджерс (1902 — 1987) представляет одно из наиболее влиятельных направлений в американской психологии. В основном его имя связывается с разработанным им методом терапии, который многим обязан Отто Ранку, одному из пионеров психоанализа, порвавшему с

Карл Роджерс (1902–1987)

Карл Роджерс (1902–1987) Карл Роджерс известен прежде всего благодаря своему популярному в психотерапии методу под названием личностно — ориентирован — ная терапия. Концепция Роджерса так же, как и теория Маслоу, основывается на доминировании одного главного

9.6 Гуманистическая психология

9.6 Гуманистическая психология Количество академических психологов и студентов, число журналов, научных и популярных книг, а также практикующих психологов всех специализаций сделало США гравитационным центром отрасли. Американская психология обладала влиянием во всем

Вместо предисловия

Вместо предисловия Эта книга — метод, а не концепцияЭта книга является методом и способом познания себя. Именно так к ней и следует относиться. Структура, форма и содержание данной книги скомпонованы так, чтобы помочь вам войти в новое для себя состояние сознания. Это

Карл Рэнсом Роджерс (1902–1987)

Карл Рэнсом Роджерс (1902–1987) Карл Рэнсом Роджерс начал научную карьеру в 1927 г. в Институте детского воспитания в Нью–Йорке. Через год он поступил на кафедру изучения детей Общества по предотвращению жестокого обращения с детьми в Рочестере, штат Нью–Йорк. С 1940 г. Роджерс

Карл Роджерс (1902–1987) Как помочь людям, помочь самим себе

Карл Роджерс (1902–1987) Как помочь людям, помочь самим себе Карл Роджерс родился 8 января 1902 года в Оук-парке в семье убежденных протестантов. Когда он был подростком, семья переехала в Глен Эллен, где у Карла зародился интерес к сельскому хозяйству. В 1919 году он поступил

69 ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

69 ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Гуманистическая психология (ГП) (от лат. humanus – «человечный») представляет собой течение, занимающееся изучением смысловых структур человека. Как и когнитивная психология, ГП явилась противоположностью бихевиоризму и психоанализу, по

Глава 11. Феноменологическое направление в теории личности: Карл Роджерс

Глава 11. Феноменологическое направление в теории личности: Карл Роджерс Феноменологическое направление теории личности подчеркивает идею о том, что поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности.

Карл Роджерс: феноменологическая теория личности Биографический очерк

Карл Роджерс: феноменологическая теория личности Биографический очерк Карл Рэнсом Роджерс (Carl Ransom Rogers) родился в Оук — парке (предместье Чикаго), штат Иллинойс, в 1902 году. Он был четвертым из шести детей, пять из которых были мальчиками. Его отец был инженером и

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология Современная гуманистическая психология многолика: культурное движение, сеть социальных контактов, набор человеческих переживаний, набор техник, система ценностей, организация и теория. В идеале, каждый их этих аспектов взаимодействует с

5. Карл Роджерс. ДВЕ РАСХОДЯЩИЕСЯ ТЕНДЕНЦИИ

5. Карл Роджерс. ДВЕ РАСХОДЯЩИЕСЯ ТЕНДЕНЦИИ Во время конференции, на которой эта работа была зачитана впервые, меня попросили прокомментировать два момента – один включал в себя общую теорию психотерапии, основанную на теории научения, а другой – экзистенциальный подход

Глава 14. Карл Роджерс и перспектива центрированности на человеке

Глава 14. Карл Роджерс и перспектива центрированности на человеке Карл Роджерс оказал значительное влияние как на психологию и психиатрию, так и на образование. Он создал клиенто-центрированную терапию (client-centered therapy), был инициатором создания групп встреч (encounter groups),

Пересматривая теорию личности Карла Роджерса

Пересматривая теорию личности Карла Роджерса

Недавнее исследование собрало информацию из опросов, проведенных среди членов Ассоциации психологических наук и Американской психологической ассоциации. В ходе исследования были определены 100 лучших выдающихся психологов 20 го века. Неудивительно, что Скиннер, Пиаже и Фрейд входят в первую тройку. Что может быть интересно, так это то, что Карл Роджерс занимает 6-е место.0007

Среди названных причин — новаторская работа Роджерса по развитию гуманистической или клиентоцентрированной терапии. Что сделало его новаторским, так это его настойчивость в том, чтобы модель подверглась научному исследованию и клиническим испытаниям. Одним из результатов его работы стала психологическая теория. В этой работе Роджерс выдвинул сложный набор из 19 предложений, описывающих его теорию. В этой статье мы постараемся дать краткий обзор этого.

Чтобы придать теоретическую обоснованность своей клинической работе, Роджерс написал 16 книг и еще больше статей, объясняющих, как эти 19предложения работали над пониманием человеческой личности. Одним из наиболее важных ключевых моментов подхода Роджерса является переопределение терапевтических отношений . Традиционно эти отношения определялись теориями Фрейда и других, где роль терапевта заключалась в роли лидера, а пациента в роли ведомого.

Роджерс утверждал, что для того, чтобы отношения между терапевтом и пациентом были эффективными, они должны включать намеренные отношения, построенные на взаимном доверии и уважении. В последующие годы своей работы Роджерс расширил свою модель, чтобы применить ее к другим приложениям, включая теорию личности, межличностные отношения, образование, уход за больными, межкультурные отношения и другие «помогающие» профессии и ситуации.

 

Основы теории Роджера

 

Изучение человеческой личности становится все более сложным. То, что Роджерс рассматривал как «недостающее звено» в тогдашних традиционных методах клинического лечения, было тем, что он определил как личностно-центрированную терапию. Среди принципов, которых он придерживался, было то, что в методах лечения того времени в этих отношениях было несоответствие.

Ранние теории и методологии, такие как теория Фрейда, рассматривались как объективация пациента, что создавало неконгруэнтные или несинхронные отношения. Роджерс поставил под сомнение психоаналитическую модель, заменив ее своей гуманистической психологией.

Опять же, важно признать его цель в развитии «психотерапии Роджера», подтверждение с помощью научных исследований и клинического опыта.

Хотя в роджерианской теории есть много областей, стоит отметить одну из них, известную как Феноменальное поле . Он состоит из воспринимаемой реальности. Постоянно меняющийся мир внешнего и внутреннего опыта. Приоритет отдается тому, что человек понимает как истинное (воспринимаемая реальность), а не тому, что на самом деле является правдой. Консультирование начинается с феноменального поля.

 

Развитие личности

 

Подобно тому, как Фрейд ссылался на душу, Роджерс определил самооценку человека как основу, на которой развивается личность. Целью каждого человека является поиск соответствия (баланса) в трех сферах своей жизни. Этот баланс достигается самореализацией. Как показано ниже, самоактуализация связана с тремя областями, такими как самооценка, самооценка, и идеальное я 9. 0013 .

Самоактуализация невозможна, если эти образы (особенно я-маг и идеал-я) не пересекаются. Это так называемая «неконгруэнтная» точка зрения, и роль терапевта состоит в том, чтобы преобразовать эту точку зрения в конгруэнтную, регулируя восприятие человеком собственного образа и самооценки, а также делая «идеальное я» более реалистичным. Процесс самореализации приведет к увеличению пересечения этих сфер и будет способствовать удовлетворенности человека жизнью. В схеме Роджерса каждая из трех областей имеет определенные задачи. Пока человек не преуспеет в самореализации, у него будут проблемы, и он останется неуравновешенным в том, как он относится к своему миру.

Роджерс подчеркнул, что в отношении самоактуализации личность каждого человека очень уникальна. Есть несколько личностей «резака для печенья». Это также вносит в терапевтическую дискуссию идею целостного взгляда на человека .

 

Принципы хорошей жизни

 

Цель, которую стремится достичь большинство людей, хорошая жизнь , описанная Роджерсом, достигается человеком, который следует определенным принципам. В своих исследованиях Роджерс обнаружил, что среди полностью функциональных людей есть общие черты. Это:

  1. Принятие любого опыта, включая новый.
  2. Экзистенциальный образ жизни, в котором каждый момент ценится и проживается на полную катушку.
  3. Уровень доверия к собственным решениям.
  4. Расширение свободы выбора
  5. Креативность и адаптивность без обязательного подчинения.
  6. Надежность и конструктивность в отношениях с другими.
  7. Предпочтение богатой, полной жизни.

Эти черты изменчивы в своем выражении, и человек способен их самореализовать.

 

Уроки Роджерса

 

Учитывая огромный вклад Карла Роджерса в его научную и клиническую работу, есть чему поучиться. Добавьте к этому другие профессиональные материалы, посвященные работе Роджерса, и вы получите материалы на всю жизнь. Вопрос вот в чем ценность его работы в 21 м веке?

В этой статье в Psychology Today обсуждаются некоторые из его самых важных и долговременных вкладов.

  • Личностно-центрированная терапия
  • Безусловное положительное отношение
  • Эгалитарные отношения в консультировании
  • Рефлексия как терапевтическая техника
  • Теория консультирования для обучения

 

В последнее время наблюдается растущий интерес к теории Роджера и его адаптивности. упражняться. Несколько модальностей переопределяют терминологию и практику, и их применение используется в современном мире психологии. В эту смесь входят:

  • Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
  • Диалектическая поведенческая терапия (ДПТ)
  • Терапия принятия и обязательства (ACT)
  • Позитивная психология

Заключение

 

Как настоятельно рекомендуется в этой статье, «прогресс» в область психологии лучше измерять как приспособляемость, а не как изменение . За немногими исключениями, большая часть нынешнего понимания психологии человеческой личности возникла благодаря адаптации предыдущих теорий. В частности, эту адаптивность лучше всего понять с помощью лингвистики. В частности, значение или определение, данное словам и фразам.

Показательный пример. Если бы мы проследили этиологию слова сознательный и его производных, мы бы нашли употребление до 19 -го -го века. У Фрейда и других это слово изменилось, чтобы охватить супер-эго . Роджерс переопределил и модифицировал супер-эго, чтобы оно означало самость . Как уже упоминалось, сегодняшние новые модальности продолжают эту традицию переопределения и замены слов и фраз, чтобы лучше объяснить свои области.

Этот комментарий сделан без критики, а скорее для поощрения вдумчивого изучения того, что может предложить область психологии.

Карл Роджерс, гуманистическая психология, воспринимаемая реальность, Феноменальное поле, принципы хорошей жизни, принципы счастливой жизни, теория личности Роджерса, самоактуализация, самооценка самооценки и идеальное я, терапевтические отношения

Карл Роджерс Биография , Вклады в психологию

Американская психологическая ассоциация ставит Роджерса на 6-е место среди самых выдающихся психологов 20 века. Почему этот психолог так влиятелен? Давай выясним.

Кто такой Карл Роджерс?

История семьи Карла Роджерса

Ранняя жизнь Карла Роджерса

Образование Карла Роджерса

Гуманистическая психология

Каковы 6 основных условий?

Полностью функционирующий человек

Приложения теории Роджерса

Используется ли личностно-ориентированная терапия сегодня?

Критика теории Роджерса

Кто такой Карл Роджерс?

Карл Роджерс был американским психологом, исследователем и писателем. Он широко считается одним из отцов-основателей гуманистической психологии. Роджерс также разработал личностно-центрированную терапию — форму разговорной терапии, которая делает упор на личные, поддерживающие отношения между терапевтом и клиентом.

История семьи Карла Роджерса

Карл Рэнсом Роджерс родился 8 января 1902 года в Оук-Парке, штат Иллинойс. Его родителями были Уолтер Роджерс и Джулия Кушинг. Роджерс был четвертым из шести детей. Его отец работал инженером-строителем, а мать была домохозяйкой.

Роджерс вырос в образованной, консервативной протестантской семье среднего класса. У его родителей были строгие взгляды на правильное поведение. По словам Роджерса, его родители «не танцевали, не играли в карты, не ходили в кино, не курили, не пили и не проявляли никакого сексуального интереса». Уолтер и Джулия Роджерс ожидали, что их дети будут поддерживать высокие моральные стандарты, много работать и ограничивать выражение эмоций.

Несмотря на то, что родители Роджерса отличались тонким подходом и не были властными, они все равно оказывали на него сильное влияние. Он сообщил, что большую часть детства и юности чувствовал себя подавленным убеждениями своих родителей. Роджерсу казалось, что он живет чужим взглядом на мир. Эти эмоции привели к тому, что он восстал против ограничений своих родителей, когда стал старше.

Молодость Карла Роджерса

Несмотря на то, что у него пятеро братьев и сестер, Роджерс часто чувствовал себя одиноким. Одной из причин его одиночества была его вера в то, что его родители больше любили одного из его старших братьев. Это привело к значительной конкуренции между Роджерсом и его братом. Став взрослым, Роджерс вспомнил несколько плохих детских воспоминаний, в которых он был объектом шуток своего брата.

Вторая причина одиночества Роджерса в детстве заключалась в том, что у него было мало общественной жизни вне семьи. Он описал себя как «застенчивого, одинокого, мечтательного и часто погружающегося в фантазии». Роджерс научился хорошо читать еще до того, как ему исполнилось пять лет, и его одиночество заставило его прочитать все книги, которые он мог, включая словарь и энциклопедию. Со временем одиночество помогло ему развить дисциплину, независимость, стойкость и собственное мышление.

Когда Роджерсу было двенадцать лет, его семья переехала из пригорода на загородную ферму. Они разводили овец, свиней и коров. Роджерс прочитал все книги по сельскохозяйственным наукам, которые принес домой его отец. Эти знания и его способность самостоятельно работать на ферме пробудили в нем любовь к науке.

Роджерс был отличником. В течение нескольких месяцев он наблюдал, ловил и разводил особый вид мотыльков, обнаруженных им в лесу. Поскольку его отец использовал современные научные методы ведения сельского хозяйства, Роджерс научился изучать отдельные переменные, использовать контрольные группы, а также собирать и анализировать данные. Этот опыт во многом способствовал его будущей работе в качестве психолога.

Образование Карла Роджерса

Роджерс поступил в Университет Висконсин-Мэдисон после окончания средней школы. Это был тот же колледж, в котором учились его старшие братья и сестра. Его целью было изучение сельского хозяйства. Однако эти планы изменились на первом курсе университета.

В 1922 году 20-летнего Роджерса пригласили принять участие в международной христианской студенческой конференции в Китае. За 6 месяцев путешествия он написал родителям, что его религиозные взгляды изменились с фундаменталистских на либеральные. После посещения семинара под названием Почему я иду в министерство?  Роджерс решил бросить сельское хозяйство. Его новой целью было изучить богословие и стать министром.

Родители Роджерса расстроились, когда он сообщил им о своих новых взглядах на религию. Однако Роджерс чувствовал себя эмоционально и интеллектуально свободным после того, как отказался от убеждений своих родителей. Он заметил, что теперь может думать самостоятельно, делать собственные выводы и отстаивать то, во что верит. Роджерс окончил Университет Висконсин-Мэдисон в 1919 году.24 года со степенью бакалавра истории и сразу же поступил в Союзную теологическую семинарию в Нью-Йорке.

Через два года после поступления в семинарию Роджерс ушел. Либеральный подход к религии, который поощряла семинария, а также его участие в нескольких конференциях YMCA, убедили его в том, что он не может работать в сфере, где он должен придерживаться одного набора убеждений. Вместо этого Роджерс увлекся психологией после того, как на него повлиял курс психологии, который он прошел в Колумбийском университете. Он перешел в Педагогический колледж Колумбийского университета (который располагался через дорогу от Союзной теологической семинарии) и поступил на программу клинической психологии.

Роджерс получил степень магистра психологии в 1928 году и докторскую степень в области психологии в 1931 году. Затем он присоединился к сотрудникам Общества по предотвращению жестокого обращения с детьми в Рочестере, штат Нью-Йорк. В центре Роджерс диагностировал и лечил детей-правонарушителей и детей из малообеспеченных семей. Он также помог создать очень успешный детский отдел.

Во время работы в Обществе предотвращения жестокого обращения с детьми Роджерс столкнулся с сильным противодействием со стороны психиатров, которые также работали в центре. Несмотря на прекрасную работу Роджерса, психиатры считали, что психологам и консультантам нельзя позволять заниматься психотерапией. В 1939 лет Роджерс был назначен директором центра. Психиатры начали кампанию по его устранению, но попечительский совет решительно поддержал Роджерса.

Роджерс читал лекции в Университете Рочестера с 1935 по 1940 год. Затем он принял предложение стать профессором психологии в Университете штата Огайо. Во время своего пребывания в Огайо Роджерс сформулировал и поделился своими взглядами на лечение людей с проблемами психического здоровья. Он также работал над повышением осведомленности о клинической психологии.

В 1947 году Роджерс принял должность профессора психологии и исполнительного секретаря консультационного центра Чикагского университета. Однако, когда он не смог помочь клиенту с серьезным психическим заболеванием, у него случился нервный срыв. Он уехал из Чикаго и шесть месяцев оставался в уединении в хижине. Вернувшись в университет, он сам начал терапию и обрел самообладание, целеустремленность и уверенность.

С 1957 по 1963 год Роджерс преподавал в Висконсинском университете. Он опубликовал несколько статей и книг, которые привлекли внимание широкой общественности к его теориям и клиент-центрированной терапии. В течение последних нескольких лет своей жизни Роджерс сосредоточился на объединении конфликтующих групп. Он работал над снижением напряженности между католиками и протестантами в Северной Ирландии, а также арабами и евреями на Ближнем Востоке.

Гуманистическая психология

В то время, когда Роджерс начал свою работу, в психологии доминировали психоаналитическая теория и бихевиоризм. Обе точки зрения продвигали детерминистский взгляд на человека, предполагая, что все виды поведения определяются или вызываются либо бессознательными силами внутри человека (психоаналитическая теория), либо внешними факторами в окружающей среде (бихевиоризм).

Роджерс отверг эти точки зрения и продвигал более оптимистичный взгляд на способность людей формировать свое поведение и улучшать себя в позитивном ключе. Его подход занимал центральное место в гуманистическом движении в психологии. Некоторые из основных концепций теории Роджера поясняются ниже.

Карл Роджерс и самоактуализация

Роджерс считал, что все организмы рождаются с одним основным мотивом — тенденцией к развитию, сохранению, совершенствованию и удовлетворению. Эта актуализирующая тенденция, как он ее назвал, побуждает организмы удовлетворять свои биологические потребности и способствует физическому созреванию.

У людей актуализирующая тенденция также мотивирует людей к психологическому развитию, например, к повышению автономии, саморегуляции и личностному росту. Роджерс называл этот уникальный психологический аспект актуализирующей тенденции самоактуализация , так как она включает в себя развитие себя. Самоактуализация – это стремление реализовать свой высший потенциал. Это основной двигатель развития личности. (Вы можете узнать этот термин из Иерархии потребностей Маслоу. )

Перед лицом неблагоприятных жизненных событий тенденция актуализации может ослабнуть или затормозиться. Однако Роджер считал, что его нельзя уничтожить, кроме как смертью. Роджерс полагал, что даже когда неблагоприятные обстоятельства серьезно ограничивают способность организма к росту, он будет стараться изо всех сил, приспосабливаясь к ограничениям ситуации.

Актуализирующая тенденция регулируется тем, что Роджерс назвал организмическим процессом оценки . Это врожденный механизм, который позволяет нам оценивать переживания относительно того, насколько хорошо они поддерживают или противодействуют нашей тенденции к развитию и самосовершенствованию. Опыт, поддерживающий эту тенденцию, оценивается положительно, и мы активно его ищем; те, кто противостоит этому, оцениваются негативно, и мы активно избегаем их.

Самость, конгруэнтность и неконгруэнтность

Согласно Роджерсу, самость  (или я-концепция) состоит из тех сознательных восприятий и ощущений, которые мы связываем со «мной» или «я». Это организованный, но подвижный набор характеристик, которые развиваются благодаря нашему взаимодействию с окружающей средой, особенно благодаря нашему взаимодействию со значимыми другими людьми. Развитие Я-концепции начинается в младенчестве.

Некоторые характеристики, которые мы включаем в нашу самооценку, основаны на нашем собственном процессе оценки организма; другие основаны на ценностях, которые мы перенимаем (или интроецируем) от других. Поскольку представление о себе частично происходит от других, существует вероятность того, что наш опыт может иногда расходиться с представлением, которое мы сформировали о себе.

Возьмем, к примеру, молодого человека, которого родители научили тому, что нельзя проявлять какие-либо признаки гнева. Он усваивает эти ценности и начинает думать о себе как об очень спокойном человеке, который никогда не злится. Тем не менее, когда его дразнят коллеги, его лицо краснеет, он покрывается потом, и его сердцебиение учащается, а внутри он бурлит.

Такой человек испытывает то, что Роджерс назвал неконгруэнтностью  — явное несоответствие между своим восприятием себя и своим реальным опытом. Несоответствие неизменно приводит к напряжению, которое часто переживается как тревога. Чтобы уменьшить эту тревогу и защитить самооценку, человек может использовать такие средства защиты, как отрицание или искажение своего опыта. Например, молодой человек в этом примере может предпочесть блокировать те случаи, когда он искренне злился, или он может приписать свои физиологические реакции решению стрессового проекта на работе.

По словам Роджерса, здоровым людям не нужно полагаться на защитные механизмы для защиты своей самооценки. Они способны ассимилировать и включить большую часть, если не весь, свой опыт, включая тот, который несовместим с их существующей самоструктурой. Вместо того чтобы цепляться за жесткое представление о себе, они позволяют своей я-концепции адаптироваться и расти. Они учатся принимать себя и принимать весь свой опыт.

Здоровые люди существуют в состоянии конгруэнтность, , где их опыт точно соответствует их внутреннему представлению о себе. Однако важно отметить, что люди редко испытывают состояние полной конгруэнтности, когда все их переживания согласуются с их представлением о себе. Все мы испытываем некоторую степень неконгруэнтности. Чем выше уровень нашего несоответствия, тем выше уровень нашего психологического дистресса.

Точка зрения Роджера на конгруэнтность и неконгруэнтность также может быть понята в связи с тем, что он называл реальным «я» и идеальным «я». реальное я  относится к тому, как люди на самом деле видят себя; идеальное я относится к типу человека, которым, по их мнению, он должен быть. Несоответствие возникает, когда существует разрыв между реальным и идеальным Я. Чем больше этот разрыв, тем больше испытываемое напряжение и тревога.

Условное и безусловное положительное отношение  

По мере того, как дети растут и развивают самосознание, они испытывают потребность в положительном отношении, то есть потребность в любви и принятии. Дети, воспитанные в атмосфере условное положительное отношение  получать любовь и признание только при определенных условиях или при определенном поведении. В среде безусловного положительного отношения любовь и принятие обеспечены независимо от поведения ребенка, без каких-либо условий.

Дети, воспитанные с условно-положительным отношением, могут начать относиться к себе примерно так же, как к ним относятся значимые другие. Вместо того, чтобы руководствоваться своим организменным процессом оценки, они начинают действовать в соответствии с интроецированными условия на сумму . Это внешние ценности, которые другие придают поведению человека. Они приводят к тому, что человек чувствует, что его ценят в одних отношениях, но не ценят в других.

Условное положительное отношение и условия ценности создают основу для неконгруэнтности. Рассмотрим девушку, которая любит играть в футбол и мечтает стать профессионалом. Ее мать не одобряет ее игру в футбол, но постоянно говорит ей, как гордилась бы ею, если бы она стала учителем, как ее сестры. Эти условия ценности вскоре включаются в ее я-концепцию. Она начинает верить, что должна преуспеть в обучении, потому что это приведет к большему одобрению со стороны ее матери.

Результатом является конфликт или несоответствие между тем, что молодая девушка естественным образом воспринимает как удовлетворение (игра в футбол), и тем, что требует от нее ее самооценка (отказ от футбола в пользу преподавания). Конечно, результатом в этой ситуации будет психологическое напряжение и дискомфорт, а также связанные с ними защиты.

Каковы 6 основных условий?

Чтобы рассеялось напряжение и произошли изменения, Карл Роджерс считал, что должны существовать шесть основных условий:

  • Психологический контакт между консультантом и клиентом
  • Клиент несовместим
  • Советник конгруэнтен
  • Клиент получает сочувствие от консультанта
  • Консультант проявляет безусловное положительное отношение к клиенту
  • Клиент воспринимает принятие и безусловное положительное отношение

Полноценно функционирующий человек

При наличии этих основных условий человек может стать «полностью функционирующим человеком». Люди, попадающие в эту категорию, развивались в атмосфере безусловного положительного отношения и обладают положительным представлением о себе. Они самоактуализируются и руководствуются своим организмическим процессом оценки, а не интроецированными условиями ценности. Они существуют в состоянии конгруэнтности и хорошо устроены психологически.

Роджерс определил пять характеристик полностью функционирующего человека:

  • Открытость к опыту  – признание своего опыта без отрицания или искажения его; свободный от защиты
  • Экзистенциальная жизнь  – жизнь здесь и сейчас, в настоящий момент
  • Органическое доверие  – доверие к собственному опыту и убеждениям о правильном и неправильном, хорошем и плохом; не руководствоваться чужим мнением
  • Чувственная свобода – делать выбор для себя и брать на себя ответственность за этот выбор
  • Креативность – способность адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам; в постоянном поиске новых впечатлений и вызовов.

По мнению Роджерса, полное функционирование — это не состояние, которого можно достичь, а непрерывный процесс роста. Полностью функционирующий человек живет тем, что Роджерс называл хорошей жизнью — жизнью, которая вознаграждает, обогащает, бросает вызов и имеет смысл. Он или она также проявляет искреннюю заботу о других и чувствует себя обязанным помочь им стать полноценными.

Применение теории Роджерса

Роджерс применил свою гуманистическую теорию к практике психотерапии, разработав так называемую личностно-центрированную терапию . Эта форма терапии основана на вере Роджера в то, что все клиенты обладают внутри себя потенциалом для изменения и улучшения здоровья. Роль терапевта состоит в том, чтобы просто высвободить или стимулировать стремление человека к актуализации через отношения, отмеченные сопереживанием, искренностью и безусловным положительным отношением.

Три столпа личностно-центрированной терапии включают шесть состояний, семь стадий процесса и 19 предложений.

Что такое 19 предложений Карла Роджерса?

Вместе 19 предложений составляют общую теорию личности Карла Роджерса. Они включают такие гипотезы, как:

  • Наилучшая точка зрения, с которой можно понять поведение, исходит из внутренней системы отсчета самого человека.
  • Большинство способов поведения, принимаемых организмом, согласуются с концепцией самости.
  • Когда индивидуум воспринимает и принимает в одну непротиворечивую и интегрированную систему все свои сенсорные и висцеральные переживания, тогда он обязательно лучше понимает других и больше принимает других как отдельных личностей.

Полный список из 19 предложений можно прочитать здесь.

Используется ли личностно-ориентированная терапия сегодня?

Персоноцентрированная терапия (или ее разновидность) до сих пор практикуется некоторыми специалистами в области психического здоровья. Даже терапевты, которые не идентифицируют себя как личностно-центрированные, тем не менее усвоили некоторые основные рекомендации Роджерса по развитию эффективных терапевтических отношений.

Личностно-центрированный подход Роджера также применялся в самых разных областях, помимо психотерапии. Например, в сфере образования Роджерс выступал за обучение, ориентированное на ученика, при котором цель преподавателя — способствовать полному раскрытию потенциала каждого ученика. Также практикуется личностно-ориентированный уход с упором на развитие доверительных отношений с пациентом.

Другие области, в которых применялся личностно-ориентированный подход, включают воспитание детей, разрешение конфликтов, обучение менеджменту, групповое лидерство, отношения с работниками и международную политику.

Критика теории Роджерса

Хотя Роджерс продемонстрировал готовность проверить свою теорию эмпирически, его критиковали за чрезмерный акцент на инструментах самоотчета из-за их субъективного характера и возможности обмана. Некоторые из концепций Роджерса, такие как конгруэнтность и безусловное положительное отношение, также оказалось трудно измерить и изучить с научной точки зрения.

Другие критики утверждают, что, полагаясь главным образом на самоотчеты клиентов, Роджерс полностью игнорирует бессознательные факторы, влияющие на поведение и личность. В результате его подход был расценен как несколько поверхностный.

Роджер считал здоровой личностью самоактуализирующуюся, отличающуюся от других и сосредоточенную на достижениях. Этот аспект его теории может быть не очень применим к незападным культурам, где семья и сообщество превалируют над индивидуальными стремлениями и где самость в значительной степени определяется по отношению к другим.

Книги, награды и достижения Карла Роджера

На протяжении всей своей карьеры Роджерс является автором ряда влиятельных научных статей и книг. Среди них:

  • Клиническое лечение проблемного ребенка,  (1939)
  • Консультирование и психотерапия: новые концепции на практике,  (1942)
  • Клиент-центрированная терапия: современная практика, выводы и теория,  (1951)
  • Психотерапия и изменение личности , (1954)
  • Роджерс, CR (1957). Необходимые и достаточные условия терапевтического изменения личности. Журнал консалтинга и клинической психологии , 21: 95-103.
  • О становлении личностью: взгляд терапевта на психотерапию,  (1961)
  • От человека к человеку: проблема человеческого бытия , (1967)
  • Свобода учиться: взгляд на то, чем может стать образование , (1969)
  • Группы встреч,  (1970)
  • Карл Роджерс О личной силе: внутренняя сила и ее революционное влияние,  (1977)
  • Путь бытия,  (1980)
  • Свобода учиться для 80-х, (1983)
  • О том, как стать эффективным учителем — личностно-ориентированное обучение, психология, философия и диалоги с Карлом Р. Роджерсом и Гарольдом Лайоном, (2013).

Роджерс также получил несколько престижных наград и занимал влиятельные должности в ряде организаций. Вот некоторые из его достижений:

  • Избран президентом Американской психологической ассоциации в 1946 году
  • Премия за выдающийся научный вклад, 1956 г.
  • Избран президентом Американской академии психотерапевтов, 1956 г.
  • Избран членом Американской академии искусств и наук, 1961 г.
  • Гуманист года, 1964
  • Премия
  • за выдающийся профессиональный вклад в психологию, 1972 г.

Личная жизнь Карла Роджерса

Карл Роджерс женился на Хелен Эллиот в 1924 году. Она была его другом детства. У пары было двое детей по имени Дэвид и Натали. У них также было шесть внуков и один правнук.

Роджерс имел удовольствие наблюдать, как оба его ребенка добились успехов в учебе и достигли своих карьерных целей. Дэвид стал врачом и в конце концов стал деканом Университета Джона Хопкинса. Натали стала самостоятельным уважаемым психотерапевтом и провела ряд семинаров по психологии со своим отцом.

В 1987 году Роджерс сломал таз после неудачного падения. Хотя его операция прошла успешно, на следующий день у него отказала поджелудочная железа. Он умер от сердечного приступа через несколько дней

4 февраля 1987 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *