Стивен Карпман (США, Кавказские Минеральные Воды) — тренер, консультант — отзывы, видео, контакты, расписание тренингов — Самопознание.ру
Психолог в области транзактного анализа. | |
США, Россия. |
Доктор медицины Калифорнийского университета, врач-психиатр, ученик Э.Берна, сын ученика З.Фрейда, автор множества разработок в теории психологических игр.
Стивен Карпман получил известность благодаря своей идее описания психологических игр с помощью треугольника «Спасатель-Жертва-Преследователь», названного впоследствии Э.Берном «треугольником Карпмана», и также известным под названием «Драматический треугольник».
Энергичный харизматичный психотерапевт, дважды обладатель премии Эрика Берна за концепции Драматического треугольника (1972) Жертва-Спасатель-Преследователь и Варианты выбора (1979). Также имеет много разработок в теории психологических игр, в работе с зависимостями, в теории взаимоотношений.
Скопировано с сайта «Самопознание .ру»
Индивидуальное консультирование
| Избавление от зависимости; Самопознание; Улучшение отношений в семье. |
Видео — Стивен Карпман
Стивен Карпман — оценки и отзывы
свернуть ↑ Оценка тренера Оценка консультанта
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
|
samopoznanie.ru
Статья Карпмана о треугольнике Карпмана
Сказки и драматический анализ сценария
Автор: Стивен Карпман (Karpman S.B., 1968)
На сознательном уровне, сказки помогают внедрять общественные нормы в юные умы, но подсознательно, они могут обеспечивать определенное количество привлекательных стереотипных ролей, мест и расписаний для блуждающего сценария жизни. До сегодняшнего дня научный анализ сценария основывался на Сценарной Матрице (см. Клод Штайнер, Transactional analysis bulletin, 1966). В этой статье я представлю диаграммы для драматического анализа сценария, используя знакомые примеры из хорошо известных сказок.
Драму можно анализировать как переключения в роли и положении во временном континууме. На интенсивность драмы влияет число переключений за отрезок времени (Сценарная Скорость) и контраст между переключаемыми позициями (Сценарный Размах). Малые скорость и размах скучны. Время каждого переключения изменяется независимо, от внезапного до беспо-койно ожидаемого.
1. РОЛЕВАЯ ДИАГРАММА
Так же как анализ эго-состояний является частью структурного и транзактного анализов, ролевой анализ является частью анализа игр и сценария, определяя сущности, вовлеченные в действие. Лозунг на «футболке» человека обычно представляет лозунг его сценарной роли. С этим лозунгом она может быть установлена, часто с помощью прямого вопроса о том, какую роль человек играет в жизни.
Персона, «живущая в сказке» обычно имеет упрощенный взгляд на мир с минимумом драматических характеристик. Ролевая диаграмма обеспечивает средства визуальной организации этого набора ключевых сущностей в терапии. Когда личность знает свою «любимую сказку», ключевые роли могут быть перечислены по кругу и, затем, могут быть подобраны жизненные роли. Менее часто это прорабатывается в обратной последовательности, и обнаруженная затем классическая история подбирается к ролям. Эта живость и образность в описании действия имеет полезное сходство с анализом игр.
Стрелки на диаграмме указывают не на последовательность действия, а на правило, что все роли взаимозаменяемы, и что человек может играть каждую из них время от времени и время от времени может видеть других лиц, например, терапевта, в любой из них. Некоторые люди могут одновременно показывать проявления или черты нескольких из них, как в случае с Красной Шапочкой (представлен ниже), которая временами выглядела как бабушка и ходила как дровосек. Взросление, для Красной Шапочки, возможно, означает сначала проигрывание роли матери, а позже — бабушки. Правило взаимозаменяемости такое же, как и в анализе игр, где время от времени человек проигрывает каждую сторону в своей игре, или в анализе сновидений, где «каждый персонаж сна является сновидцем». Терапия не может быть завершена пока позиция человека в каждой роли не будет проанализирована.
Рисунок 1. Ролевая диаграмма
2. ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК
Только три роли необходимы в драматическом анализе для описания эмоциональных перестановок, которые являются драмами. Этими процессуальными ролями, в отличие от содержательных ролей, о которых упоминалось выше, являются Преследователь, Спаситель и Жертва. Драма начинается, когда эти роли установлены или ожидаемы аудиторией. Драмы не будет до тех пор, пока не будет переключения ролей. Это указано изменением в векторе направления в диаграмме. Для иллюстрации некоторых способов использования теории будут даны примеры из трех сказок.
А. В Гамельнском крысолове
Герой начинает как Спаситель города и Преследователь крыс, затем становится Жертвой для Преследовательского двойного пересечения майора (утаивание платы) и в отместку переключается в Преследователя городских детей. Майор переключается из Жертвы (крыс) в Спасителя (нанимает Гамельнского крысолова), в Преследователя (двойной перекрест), в Жертву (его дети умерли). Дети переключаются из Преследуемых жертв (крысы) к Спасаемым жертвам и Жертвам преследуемых их спасителем (усиленный контраст).
В. В Красной Шапочке
Героиня начинает как Спаситель (еда и компания для бабушки, С→Ж, и дружба и указания волку, С←Ж). В тревожном переключении она становится Жертвой для волка-Преследователя (П→Ж), который, в свою очередь, через неожиданное переключение оказывается Жертвой дровосека-Преследователя (П→Ж), который в этом действии играет две роли одновременно (увеличение скорости) — Спасителя Красной Шапочки и бабушки (С→ЖЖ). По одной версии Красная Шапочка играет все три роли, когда заканчивает как Преследователь, зашивающий вместе с дровосеком камни в живот волку. Переключения бабушки таковы: Ж←С, Ж←П, Ж←С; волка — Ж→С, П→Ж, Ж←П (направление стрелок указывает инициативу, буквы обозначают позицию участников в треугольнике).
C. В Золушке
Героиня переключается от дважды преследуемой Жертвы (мать, затем сестры) к трижды спасаемой Жертве (добрая фея, затем мыши, затем принц), снова к преследуемой Жертве (после полуночи), затем к Жертве спасаемой снова. Грубый количественный анализ интенсивности драмы может быть сделан суммированием переключений: Жпп (дважды преследуемая Жертва) → Жссс (трижды спасаемая Жертва) → Жпп → Жс = 8 переключений.
Драма сравнима с Транзактными играми (Психологическими играми), но драма имеет большее число событий, большее количество переключений на событие, и один человек часто играет две или три роли одновременно. Игры проще и содержат только одно главное переключение. Например, в «Я только пытаюсь помочь вам» есть одна ротация в драматическом треугольнике: Жертва переключается в Преследователя, а Спаситель становится новой Жертвой.
Рисунок 2. Драматический треугольник
3. ДИАГРАММА РАСПОЛОЖЕНИЯ
А. Драма
Диаграмма расположения упрощает переключения в расположении до главного вектора оси Близко-Далеко, оба полюса которой имеют более мелкое деление на Закрытый-Открытый и Общественный-Частный. Драма проявляется переключениями в расположении и интенсифицируется Сценарной Широтой (от дома к бальному залу замка, от Грозового перевала до Китая, от двора дома до страны Оз и т.д.) и Сценарной Скоростью (изменение приключений Пиноккио, Улисса и т.д.). Многие другие факторы могут быть добавлены как для увеличения переживаемой степени контраста, так и для усиления ролевой драмы, например, время дня или сезона, температура, уровень шума, молния, размер, неосознаваемые символы и т.д. Погода и ландшафт играют сильную роль в исторических новеллах, которые показывают их изменение во время переключений в повествовании.
Диаграмма пронумерована здесь только для ссылок на список примеров, находящихся под ней, которые взяты как из сказок, так и из реальных мест в жизни
Рисунок 3. Диаграмма расположения
- Поляна в лесу, пруд, двор, вершина крыши, открытое судно.
- Рынок, игровая площадка, уличный парад, плавательный бассейн, стадион, дороги.
- Печь, спальня, консультационная комната, мозг.
- Таверна, театр, свидетельская стойка, лекционная кафедра, лифты, запертые комнаты, супермаркет, казино, больницы.
- Летающий ковер, вершина холма, очаровательный сад, млечный путь, тундра, небо, пустыня, прерия, тихий берег, сафари.
- Волшебные королевства, корабли, лыжные курорты, поля сражений, летние пляжи, Европейские города, Тимбукту, Небеса.
- Пещера, грот, пряничный домик, желудок кита, башня замка, космическая станция, египетская гробница, подводный колокол, подземные переходы, гроб.
- Страна чудес, замки, пустой отель, исправительная школа, кварталы рабов, бараки, кабаре, соборы.
Представление о действительном путешествии между любыми из двух перечисленных выше мест за один день обнаруживает драму переключения расположений. Для более тонкого анализа расположения могла бы быть сделана диаграмма внутри диаграммы. Для этого нужно перерисовать целую диаграмму расположений внутри каждой из восьми отдельных частей. Несколькими подобными примерами были бы такие, которые включали бы контраст закрытости в открытом пространстве (уличная телефонная кабина, космический корабль и т.д.) или нахождения в закрытом пространстве, которое и частное и общественное одновременно (свадебная часовня, комната отдыха и т.д.).
В. Структурирование пространства
В терапии диаграмма расположения может быть использована для наглядной иллюстрации пространственных изменений, которые производит человек, и, в то же время, для сравнения с другими. Может быть полезным показать паттерны перемещения человека и уподобить их сценарному паттерну. Многие классические истории имеют паттерны Одиссея, которые включают много путешествий, тогда как другие имеют длительные периоды отсутствия перемещений, как в Спящей Красавице и Рип ван Винкль. Такой сказочный паттерн перемещения, как дом – лес – далекая поляна в лесу – пряничный домик может быть представлена следующими номерами на диаграмме: 3 – 1 – 5 – 7 .
Структурирование пространства, как и структурирование времени, может быть полезным сходным образом. Образно это иллюстрируется восемью возможными предпочтениями и местоположениями, где люди проводят свое время. В плане сценарного паттерна человек может локализовать место трагического финала в своем представлении и избежать «сценарной поездки». Одна пациентка поняла, что ее суицидальные выпивки защищают ее от страха одиночества (частная, закрытая квартира) и изменила это, заполучив соседку по комнате.
Изменения жизненного пространства может приводить к смирению или отсрочке. Важные жизненные решения устанавливаются при вхождении в новые сценарные пространства, такие как новые работа, дом, отпуск или начало терапии. Изменения в местоположении также может приводить к тревоге разделения или тревоге прибытия, которые часто имеют сценарное значение.
Интерпретация о том, какая комната кажется человеку психологически подходящей для проживания, с ее изображением и конкретизацией реальности, давно является частью терапевтической техники Транзактного анализа. Люди носят свои сценарные комнаты вокруг себя, что приводит к таким вещам, как подушка, говорящая в конференц-зале, публичная лекция в спальне, ванная, говорящая о Ассоциации родителей и учителей, и жилой дом, разговаривающий на первом балу. Родительские предписания могут влиять на пространственные лимиты, например, такие как «Никогда не покидай дом» или «Будь в двух местах одновременно». В одном случае мужчина, который был теплым и дружественным в своем офисе, но холодным и отчужденным в прихожей, открыл, что вырос в одной комнате со своей матерью, и что прихожие были «ничейной землей», когда он перемещался по жизни из одной теплой комнаты в другую.
4. ДЕТСКИЙ ВЫБОР
Влияние, оказываемое на ребенка через мифы, сказки и классические истории, варьирует от семьи к семье и от культуры к культуре. Культуры разнятся не только естественным выбором популярных сказок, которые рассказываются и издаются, или написанием новых сюжетов, но и доступными версиями хорошо известных сказок. Вероятно, известно полдюжины или больше различных искусственных, добавленных окончаний к Золушке или Красной Шапочке. Мать, читающая истории своему ребенку, выбирает версии, которые завершаются счастливо, грустно, насилием, неаутентично и т.д. На ее выбор могут влиять ее возраст, семейный статус или предпочтение ребенка. Многие сказки включают «временное избавление от детей», указывающее, что они могут быть терапевтическими для матери, взаимоде-ствия с ее детьми, и что они прошли через поколения из-за предпочтения матерей в такой же степени, как и из-за предпочтения детей. Детская литература предоставляет сценарную роль (например, «Любопытный Бурундук»), но не сценарий, в котором они не являются интуитивно подобранными «классиками». Иногда, человеку, который не помнит своей любимой сказки, нужно просто спросить свою мать, которая вспомнит.
Сценарная матрица используется для построения формирующих родительских транзакций разрешения и предписания. Большое количество сценарно-формирующих транзакций происходит во время чтения сказок. Подталкивание или теплая улыбка матери означает «Это – ты» и закладывает «Не думай. Будь Золушкой» в сценарную матрицу. Определенно важное предписание «Не думай» появляется под видом шутки и контракта «Давай притворимся» между матерью и ребенком, таких как «Не обращай внимания на незначительных игроков», «Не обращай внимания на финал (расплату)» и «Проходи через это снова и снова». Сказка особенно эффективна и «принимается», если она открывает «семейный миф» относительно ребенка, также как и долговременную матрицу для предписаний, которые будут выполнены.
ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ
Иногда мать и ребенок могут пропустить мораль истории и дог-вориться, что второстепенные роли более привлекательны, чем роль героя или героини. В случае, который может быть назван «Красная Шапочка встречает ждущую Золушку», представленном на Семинаре по Трансакционному Анализу в Сан Франциско, мать распределила трех своих детей по разным ролям в «семейной сказке». Это был интересный пример в очередности рождения и формировании личностей ее детей, в котором они бы
korchmarek.ru
Стивен Карпман (США) — тренер — отзывы, контакты, расписание тренингов — Все Тренинги .ру
Доктор медицины Калифорнийского университета, врач-психиатр, ученик Э.Берна, сын ученика З.Фрейда, автор множества разработок в теории психологических игр.
Стивен Карпман получил известность благодаря своей идее описания психологических игр с помощью треугольника «Спасатель-Жертва-Преследователь», названного впоследствии Э.Берном «треугольником Карпмана», и также известным под названием «Драматический треугольник».
Стивен Карпман — оценки и отзывы
свернуть ↑Итоговая оценка |
| |||
| |||
| |||
| |||
|
vsetreningi.ru
Треугольник Стивена Карпмана — как выйти?
Терапевт Стивен Карпман описал 3 основные роли драматического треугольника и 3 главные позиции, в которые вступают не совсем благополучные семьи. Стивен родом из Вашингтона, родился в семье Бенджамина Карпмана, психоаналитика, и Мануелы, психиатрического сотрудника клиника.
Итак, по его мнению, существуют следующие роли: последователь, спасатель, жертва. Все они функционируют, для того чтобы люди были в некой иллюзии властвования. В данные роли входят привычки и контролирование как связующее для людей, не здоровыми методами. Они являются симбиотического, деструктивного алгоритма, имеют влияние на каждого члена семейства.
Он смог обратить данные роли в треугольник, перевернутого состояния с преследователем (их поступки колеблются от доминирования для наркозависимых людей, в семье) и спасателя в самом верху, а жертвой внизу фигуры. Верхних 2 составляющих – там люди ощущают явное превосходство, а жертва расположена внизу в полнейшем бессилии. Однако данные позиции зачастую изменяются, люди обмениваются эмоционально для сбережения состояния ego, которое почувствовало некую угрозу. Тем самым, потерпевший может обидеться и переходить из состояния жертвы, продвигаясь в Исполнительную роль. И, соответственно, насильник, почувствовав свою вину, переходит в роль Спасателя.
Данные роли неосознанных сценариев являются фундаментом для больной жизни в семье, они ограждают людей мнимостью и перестает быть близость. Это все заметно в поведении, людям, поэтому нужно отходить друг от друга и соблюдать дистанцию, пытаясь себя полностью обезопасить, прочувствовать себя главенствующим и следуют своим инстинктам эго. Участники данной фигуре погрязли во лжи, постоянном чувстве вины буквально за все, испытывают стыд, появляются тайны, начинают склоняться к хаосу и манипулировать людьми.
Позиции треугольника зачастую даже не осознаются и не понимаются ее членами, продолжается постоянное отрицание всего, высокомерие, беспомощность и заговор (игроки молча соглашаются для сохранения «status quo»). Именно неосознанная вина, стыд программируются в голове маленьких детей. Это в будущем влечет за собой постоянные депрессивные состояния, пристрастия к алкоголю, проявление насилия, различные манипуляционные ходы и другое. Самое страшное, что это передается следующему поколению. По проведенным исследованиям, в около 1/4 семей существует тирания, люди приказывают другим людям, что необходимо сделать, и этому нужно следовать безоговорочно.
Все три роли выделяются полным отрицанием собственных чувств, а как следствие, и чувств окружающих их людей. Отрицание здесь выступает как механизм защиты. Он заставляет человека осуществлять неосознанные действия, порой в извращенных для понимания формах, реальность становится для них закрытой, они постоянно причиняют боль себе и их окружению.
Детки в этих семьях становятся последователями трех ролей, вырастая, они выбирают одну из них, однако имеют в запасе остальные две, могут их применять в различных ситуациях. Все члены семейства продвигаются по треугольнику, смещая иногда свои роли. Каждый человек сможет переходить в иную роль, дабы находиться в мнимой власти. С окружающим миром, за пределами семьи, они выбирают роли, отталкиваясь от того, насколько им дороги отношения и на каком этапе установили с ними именно здоровые отношения. К примеру, доминирующая личность в семье, которая постоянно оскорбляет своих родных людей, может быть управляем на работе собственным начальником.
Психотерапевт Линн Форрест считает, что люди идентифицируют себя самостоятельно. «Наша главная позиция, зачастую, устанавливается еще с детства. К примеру, если один член семьи постоянно опекает и защищает, то когда их чадо вырастает, он будет не во власти позаботиться о самом себе – данное поведение считается установкой на будущую роль жертвы. Когда они начнут обижаться, либо проявлять злость, то перейдут в позицию Преследователя».
В полноценных здравых семьях бывают можно встретить частичные такие роли, они проявляются при огромной усталости, стрессовом состоянии. Однако, вместо того чтобы друг друга оскорблять и еще больше расходиться во мнении, партнеры собираясь вместе пытаются найти выход из сложившегося положения. В таких семьях присутствует искренность, желание вести переговоры и прислушиваться друг к другу, отсутствует проявление негатива, лицемерия, злости.
Как показывает практика, когда люди начинают играть роли, то всегда остаются в проигрыше. Ни один член семьи не сможет выиграть в данном треугольнике.
Перечень позиций:
- делать больно;
- отрицание боли;
- наступает обман и различные тайны;
- существует стыд и позор;
- проявляется чувство неполноценности;
- появляется постоянное чувство вины, не здоровая любовь;
- происходит передача детям из поколения в поколение.
Необходимо понимать, что эти роли кроме несчастья ничего подарить не смогут. Играя поочередно каждую роль, происходит переключение между ними.
Преследователь: «Я унижаю и делаю больно своим членам семейства, и от этого ощущаю себя в полной безопасности».
- Мнимое превосходство и появление рычагов, для того чтобы люди находились в отрицании.
- Наслаждение ролью – привыкает, появляется адреналин в злом состоянии. Нравятся зрелища, там, где люди ссорятся и дерутся.
- Неосознанное применение гнева, когда ему страшно.
- Применение угроз и провоцирование конфликтных ситуаций – мнимое доминирование.
- Предосудительное отношение к родным.
- Все всегда должны.
- Присутствие чувства разочарования и как следствие появление злости.
- Отрицание своих слабостей.
- Скрывая свои проблемы, надевается маска злости и негатива.
- Существует мнение: сильные – правы, их нельзя оспорить.
- Сваливает свою вину на других.
- Вера в то, что неправый человек заслуживает жесткого отношения.
- Были родители, повлиявшие на такое поведение, испортив его, разрешали буквально все.
- Всегда контролируется психическое и физическое воздействие, чтобы быть властным.
- Было смоделировано родителями агрессивное поведение, внушены принципы: у кого сила, тот прав и победит.
Спасатель: «Чувство защищенности за счет иных людей».
- Считает, что превосходит других, помогая им.
- Чувство наслаждения, за счет других, не дает возможности о себе заботиться.
- Управление членом семьи, благодаря чему уходит от своих проблем.
- Сам себя уважает за спасение.
- Осуждение действий других людей, они должны следовать его указаниям и примеру.
- Обвинение в неурядицах семейных, не решаются свои вопросы.
- Вина за то, что не помог решить чужие вопросы.
- Когда повышает самооценку, воспринимает это как благо для других.
- Переходит в состояние мученика жертвы, если им воспользовались.
- Жертва всегда ему должна, считает, что сделал нечто невероятное и ему обязаны до конца жизни.
- Вина его родителей: сильно внушали стыд, не уделяли должного внимания, необходимо было направлять ребенка на то, чтобы он рос ответственным человеком, учился на чужих ошибках.
anima-vita.ru
Треугольник Карпмана. Жертва. Спасатель. Преследователь
Треугольник Карпмана — типичная связь трех основных проблемных ролей в человеческих отношениях. Автор этой идеи — Стивен (или Стефан) Карпман, продолжатель идей Эрика Берна.
Согласно этому взгляду, все многообразие ролей, лежащее в основе игр, в которые играют люди, может быть сведено к трем основным – Преследователя виноватых, Жертвы преследования и Спасателя. Треугольник, в который объединяются эти роли, символизирует их связь и постоянную смену.
Попадая в треугольник Карпмана, как выйти из него, люди часто не знают и страдают в нем годами, примеряя на себя роли Жертвы Избавителя и Преследователя.
«Три драматические роли этой игры – Спасатель, Преследователь и Жертва – являются на самом деле мелодраматическим упрощением реальной жизни. Мы видим себя щедрыми Спасателями благодарной или неблагодарной Жертвы, праведными Преследователями нечестивых и Жертвами жестоких Преследователей.
Погружаясь в любую из этих ролей, мы начинаем игнорировать реальность, как актеры на сцене, которые знают, что живут вымышленной жизнью, но должны делать вид, что верят в ее подлинность, чтобы создать хороший спектакль. При этом мы никогда надолго не задерживаемся в одной роли». Стивен Карпман.
Чтобы выйти из треугольника судьбы, нужно:
- Осознать, что Вы вовлечены в деструктивные отношения, которые не несут в себе позитива.
- Определить, кто Вы: Жертва, Избавитель или Преследователь сейчас, и кем Вы бываете чаще всего.
- Понять, какую выгоду Вы получаете, играя роли, и найти другие источники ее получения.
- Принять для себя твердое решение выйти из треугольника Карпмана.
- Перестать играть нынешнюю роль без перехода в другие.
- Взять на себя ответственность за развитие ситуации и не ждать от других изменений, перекладывая на них груз ответственности. Это Вам больше не нравится игра, и именно Вы не хотите больше в нее играть.
- Изменить отношение к связям: Жертва должна стать учеником, Спасатель – наблюдателем, а Преследователь – добрым учителем, который не терроризирует своего ученика.
Как перестать быть Спасателем:
- Не берите на себя ответственность за то, что Вы не в состоянии полностью изменить или даже просто контролировать.
- Не делайте вместо Жертвы то, что она может сделать сама. Даже если у нее получится хуже, чем у Вас, пускай учится. Жертва должна научиться самостоятельно проживать свою жизнь.
- Не давайте прямых руководств к действию в виде добрых советов. Если Жертва, действительно, не знает, как поступить в какой-то ситуации, Вы можете предложить несколько вариантов на выбор. Но выбирать один из них должен не Спасатель, а Жертва.
- Не давая советов, Вы можете просто рассказать, как Ваш один знакомый вышел из подобной ситуации. Делитесь просто информацией.
- Не обещайте и не гарантируйте. Если Вы все-таки соглашаетесь поучаствовать в жизни Жертвы, то к согласию обязательно добавляйте: «я постараюсь», «не обещаю, что получится, но я попробую», «если будет время».
- Не предлагайте, а, тем более, не навязывайте свои услуги, когда Вас об этом не просят. Вы тем самым уже изначально ставите Жертву в состояние никчемности и неспособности самостоятельно действовать.
- Не стесняйтесь сказать «нет» пустому нытью и беспочвенным жалобам Жертвы. Выслушивая их часами, Вы помогаете Жертве еще больше в них увязнуть.
- Найдите другие способы повышения своей самооценки взамен того, что Вы постоянно ее поднимаете, чувствуя свою значимость в глазах Жертвы.
- Перенаправьте свое стремление быть нужной с решения проблем Жертвы на заботу о своих детях, родителях, возможно, даже займитесь благотворительностью.
- Помогайте не советами, а энергетикой. Взбодрите человека и внушите ему, что он сам обязательно справится со своими проблемами. Но не переусердствуйте, чтоб не стать жертвой энергетического вампиризма.
- Предложите Жертве обратиться к тому, кто реально может помочь, например, к психологу. Расскажите о своей некомпетентности в данном вопросе и укажите Жертве на то, что она обратилась «не по адресу».
Как перестать быть Жертвой:
- Перестаньте винить других в своих несчастьях и неудачах.
- Не ожидайте, что кто-то обязательно Вам поможет, а Вы будете просто «лежать на печи» и одобрять или не одобрять советы.
- Поднимайте свою самооценку, развивайте способность принимать решение самостоятельно.
- Поймите, что Вы всегда в ответе за то, что выбираете. Это не люди вас обижают, а Вы сами решаете обидеться. Это не люди Вам не помогают, а Вы сами себе не можете помочь.
- Перестаньте требовать внимание и заботу к себе. Станьте такой, чтоб к Вам люди тянулись не с жалостью, а с восхищением.
- В любой ситуации задавайте себе вопрос: «Что именно Я сделаю для решения СВОЕЙ проблемы?».
- Принимайте людей такими, какие они есть. Никто не обязан быть таким, как хочется Вам видеть его! Никто не обязан решать Ваши проблемы! Никто не обязан любить Вас больше себя!
- Перестаньте навязываться друзьям со своими вечными жалобами. Расскажите о неприятностях, но не заставляйте их быть Вашими Спасателями.
- Научитесь мыслить позитивно! Станьте самодостаточным человеком!
- В любой ситуации ищите положительное!
- Не накручивайте себя, если кто-то не так что-то сказал или не так посмотрел.
- Любите себя и цените тех, кто рядом!
Как перестать быть Преследователем
- Повышайте самокритику. Кто Вы есть, чтоб поучать других и заставлять их делать то, что именно Вы считаете правильным?
- Понижайте критику к другим. Все люди разные и они имеют право не соответствовать Вашим ожиданиям.
- Научитесь справляться со своей агрессией и гневом.
- Развивайтесь духовно.
- Признайте право других иметь свое личное мнение и свое личное отношение к жизненным ситуациям.
- Найдите любимое дело или хобби, которое поможет Вам реализоваться и повысить свою значимость.
- Перестаньте винить Жертву в Ваших проблемах.
- Не лезьте в чужие дела! И решайте только те вопросы, которые имеют прямое отношение к Вам, не ущемляя интересов других.
- Перестаньте манипулировать другими и сами найдите выход из треугольника Карпмана!
- Если очень хочется кого-то изменить, то измените себя!
www.psy-mind.com.ua
Последние комментарии
|
|
www.rulit.me