«Сотворение Адама» Микеланджело. Картина Микеланджело «Сотворение Адама»
Когда говорят о расцвете итальянского Возрождения, то вспоминают имена трех титанов — Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело. Творчество каждого из них — это гигантский взрыв человеческой мысли, но гений Микеланджело превосходит всех.
На творчество Микеланджело оказали влияние идеи современной ему эпохи. Уже при жизни художника ходили легенды о фанатизме, с которым он работал. Именно эта нечеловеческая одержимость идеей вкупе с недюжинным талантом позволила ему создать такие произведения, при виде которых и современному человеку трудно поверить, что их мог сотворить простой смертный.
В Ватикане находится капелла, построенная по приказу папы Сикста IV и поэтому названная Сикстинской. Но знаменита она тем, что взору посетителя, входящего под своды капеллы, предстают сцены на библейские темы, которые расположены на… потолке. Каждая фреска звучит как гимн духовной и физической красоте человека, его созидательным возможностям, она поражает тщательной обрисовкой фигур, и все это складывается в грандиозную картину прославления Творца, Человека и Разума.
Над росписью потолка и стен капеллы Микеланджело работал с 1508 по 1512 год по заказу папы Юлия П. Специально для этих целей вдоль стен капеллы были возведены леса. Лежа на них, живописец мог приступить к осуществлению своего замысла. Изумляют свидетельства современников, согласно которым Микеланджело проводил в таком положении большую часть времени. Часто в капеллу являлся заказчик, чтобы посмотреть, как у живописца продвигается работа. Вспыльчивому, с независимым характером художнику эти визиты казались попытками контроля, и тогда Микеланджело нарочно сбрасывал с лесов различные тяжелые предметы. Разгневанному папе ничего не оставалось, как послушно ретироваться. Такое обращение с первосвященником мог позволить себе только истинный талант, который находится вне границ человеческих условностей.
В центральной части потолка Микеланджело поместил сцены сотворения мира и истории Ноя. По сторонам плафона, в пролетах, находятся фигуры пророков, возвещающих приход Мессии. Они чередуются с сивиллами — женскими образами христианства, согласно которому последние предсказывали приход Спасителя язычникам. Каждая фигура запечатлена в момент духовного сосредоточения. Они или читают, или записывают мысли, или поглощены звучанием внутреннего голоса. Над самым алтарем находится главная сцена композиции — Страшный суд.
Но самая известная и впечатляющая фреска из всех сикстинских росписей — Сотворение Адама. Многие живописцы задолго до Микеланджело обращались к этой теме. Композиция полотен была всегда одинакова: Создатель единым прикосновением руки взывает к жизни лежащего на земле Адама. Но прежние попытки художественного воплощения образа оставались в рамках условной символичности, и лишь под кистью Микеланджело вдохновенные силы божественного созидания предстали перед зрителем воочию. Смотрящего завораживает не только заключенная во фреске мысль, но и виртуозное исполнение задуманного на простой поверхности потолка с помощью красок. Идея и способ сливаются в мощный творческий порыв, духовное и материальное становятся нерасторжимым целым.
Пронзая пространство, мчится Господь в пустоте, которая есть смерть. Он наполняет ее движением, что символизирует победу жизни над смертью. От стремительного полета плащ Создателя раздувается, как парус на ветру. Бог протягивает руку к лежащему на земле первочеловеку. Адам еще находится во власти сна, но уже протягивает свою руку навстречу Творцу, устремляя взор на лицо Отца. Жизнью наполняются его члены, одно мгновение — и человек впервые сделает вдох.
Смысловым и композиционным центром фрески является встречное движение рук Бога и Адама. Они еще не соприкоснулись, но между ними уже готова проскочить искра, которая зажжет жизнь в Адаме. Внимательный взгляд отметит, что глаза смотрящего и протянутые друг к другу руки находятся не на параллельных плоскостях, а на пересекающихся. За счет такого визуального фокуса Микеланджело на плоской поверхности создает иллюзию пространства с ясно ощутимым движением, словно живописец сам пытается вдохнуть жизнь в свое творение.
Микеланджело известен не только как живописец, но и как прекрасный скульптор, архитектор и даже поэт. Он создал такие скульптурные шедевры, как статуя «Вакх» (национальный музей, Флоренция), скульптурная группа «Оплакивание Христа» (собор св. Петра, Рим), статуя «Давид» (Флоренция), «Моисей» (Рим), «Восставший раб» и «Умирающий раб» (Париж, Лувр). Микеланджело разработал проекты библиотеки Лауренциана во Флоренции, собора св. Петра и Капитолия в Риме. В поэзии он известен как автор мадригалов и сонетов, многие из которых переведены на русский язык Андреем Вознесенским.
«Сотворение мира» — часть грандиозной фрески, написанной Микеланджело Буонарроти на потолке Сикстинской капеллы. Сикстинская капелла(домовая церковь римских папв Ватикане) построена в 1475-81 гг., во времена папы Сикста IV , и стены ее по сей день украшают фрески замечател
optistore.ru
Сотворение Адама | NetLore Библия, Бытие, Ватикан, Микеланджело, Сикстинская капелла, религия, шедевры живописи
«Сотворение Адама» (итал. La creazione di Adamo) — фреска Микеланджело, созданная около 1511 г. в Сикстинской капелле Ватикана. Это четвертая, и явно самая сильная композиция (всего их 9, по сюжетам книги Бытия). Микеланджело иллюстрирует сотворение Адама так: летящий в окружении ангелов бог-отец протягивает руку по направлению к руке расслабленно и томно лежащего на скале Адама, почти касаясь её (не до конца, т.к. нельзя соединить божественное с человеческим). Является одним из довольно многих шедевров, многократно спародированных и отжабленных в интернете.
(Залогиньтесь, чтобы почистить страницу.)Две руки — центр композиции, бог-творец дает энергию и жизненную силу Адаму, то есть Микеланджело изобразил завершающий этап сотворения человека.
Реклама Нокии
Реклама Пицца Хат
Летающий макароннй монстр
Рик Перрри, американский политик, ест пирожок на фоне картины
Рейтинг экспоната: |
www.netlore.ru
Адам и Ева — 6 — XV – XVII века
Адам и Ева в изобразительном искусстве
АДАМ И ЕВА , XV – XVII века — ч. 6
Среди живописцев пятнадцатого – семнадцатого веков, обращавшихся к образу Адама и Евы
Мазаччо, Г. ван дёр Гус, А. Дюрер, Л. Кранах Старший, Рафаэль, Лука Лейденский,
Я. Госсарт, Тинторетто, X. Голциус, Б. Спрангер.
Бартоломеус Спрангер. Первородный грех.
Пожалуй, первыми художниками, по-новому трактовавшими традиционные фигуры прародителей,
были нидерландские мастера – братья Ян и Губерт ван Эйк, авторы знаменитого Гентского
алтаря, созданного в 1422-1432 годах для собора Св. Бавона в Генте. Грандиозный складной
двухъярусный алтарь объединяет двадцать шесть картин, на которых изображено двести
пятьдесят восемь человеческих фигур, в том числе и Адам и Ева. Когда алтарь раскрыт,
и перед зрителем предстают лучезарные картины преображенного мира, который должен
воцариться после свершения Страшного суда, лишь фигуры Адама и Евы слева и справа от
центральной композиции контрастируют с общим ликующим настроением.
Возникающее впечатление очень точно описал автор книги «Антверпен. Гент. Брюгге»
Михаил Герман:
«Как чужие, входят в сияющий райскими соцветиями складень Адам и Ева, внося
с собою тяжелое дыхание реальной, ничуть не облагороженной людской плоти. Они входят
настороженные и недоверчивые, некрасивые, усталые, даже уже немолодые.»
Ян и Губерт ван Эйк.
Адам . Створки Гентского алтаря. Фрагмент. 1422-1432 г.
Ян и Губерт ван Эйк.
Ева. Створки Гентского алтаря. Фрагмент. 1422-1432 г.
Самая поразительная из фресок Томмазо Мазаччо капеллы Бранкаччи церкви Санта Мария
дель Кармине во Флоренции — «Изгнание Адама и Евы из рая» (1428 г.). Немного найдется
в европейском искусстве произведений, в которых средствами живописи были бы столь
сильно и убедительно выражены человеческие страдания. Фигуры Адама и Евы каждым жестом,
каждой складкой тела говорят о горе. Главное здесь – не библейский сюжет и не внешние
детали, а ощущение беспредельного человеческого отчаяния, которым охвачены Адам,
закрывший лицо руками, и рыдающая Ева, с запавшими глазами и темным провалом
искаженного криком рта.
Томмазо Мазаччо.
Изгнание Адама и Евы из рая. Фреска. Капелла Бранкаччи. Флоренция. XV в.
В итальянской живописи тема разрабатывалась Паоло Уччелло (фреска «Первородный грех»,
1432-36 гг.) и художником сиенской школы Джованни ди Паоло («Изгнание из рая»).
Фреска Паоло Уччелло. Сотворение Евы и Первородный грех.
Джованни ди Паоло. Изгнание из рая.
Во фламандский живописи второй половины XV века к образам Адама и Евы обращались
Ганс Мемлинг («Адам и Ева») и Хуго ван дер Гус («Грехопадение»).
Хуго ван дер Гус. Грехопадение. 1480 г.
В Нидерландах в первые годы шестнадцатого века к теме Адама и Евы обращается
Иероним Босх — «Воз сена», «Сад земных наслаждений» и «Страшный суд».
Иероним Босх.
Воз сена. Левая створка.
На левых внутренних створках всех трех алтарей изображен рай. Изображен по-разному,
но всегда в сложных смысловых взаимосвязях с сюжетами центральной и правой створок.
В «Возе сена» и «Страшном суде» запечатлена история прародителей – создание Евы,
грехопадение и изгнание из рая.
Иероним Босх.
Страшный суд. Левая створка.
В «Саду земных наслаждений» на левой створке представлена только сцена создания Евы,
но более детально написан сам райский сад и населяющие его удивительные существа.
Во всех трех алтарях степень греховности изображаемого возрастает от левой «райской»
композиции к правой — «адской». Адам и Ева выглядят у Босха трогательно невинными —
первородный грех еще не совершен, но зло уже пустило ростки в райском саду, мир
изначально порочен, и грехопадение — не трагическая случайность, но закономерное
начало мировой истории.
Иероним Босх.
Сад земных наслаждений. Рай.Левая створка.
Современник Босха Микеланджело Буонарроти увидел в библейском сказании гордый вызов
человека, желающего постичь законы мироздания и сравняться мудростью с Богом.
Микеланджело создаёт на плафоне Сикстинской капеллы в Ватикане I фрески «Сотворение
Адама», «Сотворение Евы», «Грехопадение и изгнание из рая». Во фреске на потолке
Сикстинской капеллы. Ева предстает перед нами не как неразумное любопытное создание,
словно во сне внимающее сладким речам змея, а как сильная, зрелая, вполне осознающая
свои поступки личность. Ее рука уверенно тянется к запретному древу, глаза бестрепетно
встречают взгляд женщины-змея. Напряженная ритмика рук Евы, Адама, женщины-змея,
ангела с мечом объединяет разделенные древесным стволом части композиции, придавая
фреске импульс энергичного движения, которое завершается уже где-то за пределами
панно – там, куда уходят первый человек и его подруга, чтобы начать свою земную жизнь.
Микеланджело. Сотворение Адама. Фрагмент росписи плафона Сикстинской капеллы. 1510 г.
Микеланджело. Сотворение Евы. Фрагмент росписи плафона Сикстинской капеллы. 1510 г.
Микеланджело. Грехопадение. Фрагмент росписи плафона Сикстинской капеллы. 1510 г.
К фигурам Адама и Евы обращаются Якопо Тинторетто – «Искушение Адама» (1550 г.),
П. Веронезе — «Сотворение Евы» (1575 – 1580 г.), Тициан — «Грехопадение» (ок. 1570 г.),
Леонардо да Винчи – рисунок «Адам и Ева», Рафаэль — «Адам и Ева» (1509-1511 гг.).
Паоло Веронезе. Сотворение Евы. 1575 – 1580 г.
Тициан. Грехопадение.
Рафаэль. Адам и Ева. 1509-1511 гг.
То, что Адам и Ева — мужчина и женщина, что их прозрение, их стыд за свою наготу
означали пробуждение чувственной любви, впервые нашло отражение в работах Альбрехта
Дюрера. Он создает на эту тему ряд гравюр, а также две парные картины – «Адам» и «Ева».
Отметим, что в немецкой живописи эпохи Возрождения это было первое изображение
полностью обнаженной человеческой фигуры в натуральную величину. Картины первоначально
предназначалась для заказного алтаря, но по неизвестным причинам он так и не был
написан.
Дюрер писал, что коль скоро прародители были сотворены по образу и подобию Божьему, их
тела должны являть образец совершенной красоты. Его Адам и Ева пленительно красивы,
но красивы по-разному: юная мужественность Адама подчеркивает мягкую женственность
его подруги.
Альбрехт Дюрер. Адам и Ева. 1504 г.
Альбрехт Дюрер. Адам и Ева. 1507 г.
На гравюре Ганса Бальдунга Грина «Грехопадение» написанной в 1517 году Адам, едва
отведав яблоко, решительно обнимает Еву, а на картине того же автора 1525 года Ева
выглядит стыдливо-целомудренной.
Ганс Бальдунг Грин. Грехопадение. 1517 г.
Ганс Бальдунг Грин. Адам и Ева. 1531–1535 гг.
А вот у Лукаса Кранаха Старшего создавшего семь композиций на тему грехопадения,
Ева кокетлива и соблазнительна.
Лукас Кранах Старший. Адам и Ева. 1526 г.
Лукас Кранах Старший. Адам и Ева. 1528 г.
Лукас Кранах Старший. Адам и Ева. 1531 г.
Лукас Кранах Старший. Адам и Ева.
Лукас Кранах Старший. Адам и Ева. 1538 г.
Лукас Кранах Старший. Эдем.
В XVII веке к образам Адама и Евы обращаются Рембрандт («Адам и Ева», 1638 г.),
Якоб Йорданс («Искушение Адама и Евы», 1640 г.), Адриан ван дер Верф («Адам и Ева»)
и Хендрик Гольциус («Грехопадение»).
Рембрандт. Адам и Ева. 1638 г..
Адриан ван дер Верф. Адам и Ева.
Хендрик Гольциус. Грехопадение. 1616 г.
Источник: enc.vkarp.com
ngasanova.livejournal.com