Что известно о самой знаменитой девочке Испании с картины Веласкеса «Менины»
О художнике
Диего Веласкес родился в 1599 году в Севилье. Поначалу специализировался на натюрмортах и жанровых сценах. Затем он продолжил обучение, изучая фламандскую и итальянскую живопись, а также работы Сурбарана, Риберы и Эль Греко. В 1623 году Веласкес стал придворным художником Филиппа IV. Исключительный дар в живописи позволил Веласкесу вдохнуть новую жизнь в жанр приворного искусства. На полотнах художника персонажи стали живее, появляется больше чувственности и эмоциональности.
Диего Веласкес был ключевой фигурой в Золотом веке Испании, периоде процветания искусства и литературы. Этот культурный взрыв произошел параллельно с ростом испанской династии Габсбургов. Процветание королевского двора и расширение Испанской империи сыграли позитивную роль для такого художника, как Веласкес, чья карьера началась при дворе короля Филиппа IV.
«Менины»
«Менины» — картина, которая в настоящее время является частью коллекции музея Прадо и является самой известной картиной из обширной работы Веласкеса. Он написал ее летом 1656 года. На момент завершения картины ему уже было 57 лет. Это была одна из самых монументальных и любопытных картин. В истории мировой живописи мало работ, которые бы имели столь много интерпретаций. «Менины» являют собой поворотный момент в истории искусства благодаря тому, что Веласкес пересмотрел жесткие регламентированные портреты королевского двора.
В портретах, регулярно заказываемых членами королевской семьи, он поддерживал традиционные жесты и аксессуары придворного портрета, но революционизировал их живописное воплощение. Использование Веласкесом свободных мазков кисти для создания текстуры и элементов одежды было новшеством. На большом холсте изображена инфанта Маргарита Тереза, дочь короля, в окружении дам — менин, в честь которых и названа картина. Также Веласкес изобразил себя за мольбертом, рисующим ее портрет.
Как мы видим, ее сопровождает свита: фрейлины (менины), карлики-шуты, развлекающие принцессу, большая собака, мучжина в черном (гвардадамас, везде сопровождающий принцессу). Рядом с мужчиной — Марсела де Уллоа — помощница Маргариты Терезы. Она отвечала за заботу и присмотр за всеми горничными, окружавшими инфанту Маргариту.
Одна из менин, преклонив колено как того требуют правила дворца, предлагает девочке питье. Два шута — Барбола из Германии и Пертусато из Италии — появляются с правой стороны холста. Нога Пертусато находится на спине собаки. Это порода испанского мастифа. Шуты играли важную роль при дворе Филиппа IV и Веласкес отражал их в своих многочисленных придворных портретах. А на лестнице за дверью находится еще один мужчина — гофмаршал двора Хосе Ньето Веласкес (однофамилец художника, не имеющий с ним никаких родственных связей). Красный крест на груди самого Веласкеса является символом ордена Сантьяго, уважаемого религиозного и военного общества, куда художник был принят в 1659 году указом короля.
Главную героиню картины называют самой известной девочкой Испании — это королевская дочь, пятилетняя инфанта Маргарита.
Маргарита Тереза
Инфанта Маргарита Тереза является главной героиней знаменитого полотна и весь сюжет буквально вращается вокруг нее. И прославил ее на всю Испанию именно Веласкес. Инфанта — это титул принцессы королевских домов в Испании.
Маргарита Тереза родилась в 1651 году. Учитывая близкородственные браки в династии (что считалось нормальным в то время), девочка родилась очень слабой. Родители Маргариты — король Испании Филипп IV и Мария Анна, дочь императора Фердинанда III — приходились друг другу дядей и племянницей с огромной разницей в возрастей (мать была моложе отца на 30 лет). Маргарита была одной из 12 детей королевской четы и одной из немногих, кто дожил до взрослых лет.
По словам современников, Маргарита Тереза имела привлекательную внешность и веселый нрав. Ее родители и близкие друзья называли ее «маленький ангел». Инфанта очень любила сладости, которые приходилось постоянно прятать от огромного количества окружавших ее служанок (те заботились о здоровье ее зубов). Отец Маргариты и дед по материнской линии Император Фердинанд III очень нежно любили ее. В своих личных письмах король Филипп IV называл ее «радость моя». В то же время Маргарита воспитывалась в соответствии со строгим этикетом мадридского двора и получила хорошее образование.
Брак Маргариты Терезы
Во второй половине 1650-х годов при императорском дворе в Вене возникла необходимость еще одного династического брака между испанской и австрийской ветвями дома Габсбургов. Поэтому практически сразу после рождения Маргариты, представители двора заключили договоренность о браке девочки с императором Леопольдом I, который приходился ей дядей по материнской линии. Леопольд был старше Маргариты на 11 лет. Исключительно деловое династическое решение. Многие полагали, что тот, кто женится на принцессе, в конечном итоге унаследует обширные владения короля Испании. Так как молодые люди жили в разных странах (Испания и Вена), время от времени они посылали друг другу свои портреты. И Веласкесу выпала возможность написать целых 6 портретов инфанты.
Маргарита Тереза и Леопольд I поженились в 1666 году (девушке тогда было всего 15 лет).
Слабое здоровье и плохая наследственность сыграли свою роль. Маргарита Тереза скончалась в возрасте 22 лет во время четвертой беременности. Спустя четыре месяца император-вдовец — несмотря на свою скорбь по поводу смерти своей «единственной Маргариты» (как он ее помнил) — вступил во второй брак с эрцгерцогиней Клаудией Фелиситас из Австрии, членом тирольской ветви Дома Габсбургов. Народ Испании продолжает помнить и люить свою маленькую принцессу, а великолепное полотно Диего Веласкеса помогает сохранить эту память.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Нравится
загадки и тайны шедевра Диего Веласкеса
Диего Веласкес был придворным художником испанского короля, но даже в таких условиях, где работы следует писать лишь в соответствии с пожеланиями заказчиков, он сумел максимально раскрыть свой необыкновенный талант. Это демонстрируют нам многие творения Веласкеса, в частности «Менины».
Эта картина до сих пор вызывает множество вопросов у ценителей искусства и исследователей. Её сюжет практически не поддаётся расшифровке, несмотря на кажущуюся простоту. Она принадлежит к истинным шедеврам мирового искусства, хотя по-прежнему хранит не одну тайну. Когда же Веласкес создал «Менины»? И что особенного в этой картине?
История создания
«Менины» – одна из самых знаменитых картин Диего Веласкеса. В старину менинами называли свиту, сопровождающую наследника престола. Наиболее распространённым этот термин был в Испании и Франции. Как я уже заметила, Веласкес служил при дворе Филиппа IV, а потому сцены из придворной жизни часто появлялись на его полотнах. Впрочем, «Менины» во многом отличаются от других работ живописца.
Созданное в 1656 году творение по праву считается одним из самых изученных полотен европейских художников. К тому времени Веласкес уже имел должность камергера при дворе. Она позволила ему скопить значительное состояние, но дела занимали слишком много времени, которое могло бы пригодиться для создания новых работ.
В ту пору Веласкес писал редко, а потому каждая из картин была поистине особенной. Несмотря на то, что и сегодня учёные продолжают изучать «Менины», творение это хранит массу неразгаданных тайн.
Диего Веласкес «Автопортрет», 1645 годМестонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия
Юная инфанта на полотне
Но давайте скорее перейдём к самому полотну и постараемся разобраться, что же так поражает зрителя. Сразу можно отметить, что на картине изображены 11 человек и одна собака. Практически все персонажи имеют реальных прототипов, причём искусствоведы определили всех, кроме одного человека на заднем плане.
Но прежде чем “познакомиться” с ними, я хочу обратить внимание на фон. Все действующие лица находятся в мастерской художника. Доказательства этому – картины на стенах, холст, расположенный внизу, да и человек с кисточкой и красками.
Диего Веласкес «Менины», 1656 годМестонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания
В самом центре картины «Менины» находится престолонаследница – инфанта Маргарита. Ей на момент написания работы было 4-5 лет. Её можно по праву назвать любимицей Веласкеса.
Девочка появляется на 5 его картинах. Увы, судьба принцессы оказалась печальной. Выйдя замуж за Леопольда I, она стала императрицей Священной Римской империи, однако в этом статусе пробыла совсем недолго. Маргарита умерла в 22-летнем возрасте от осложнений, связанных с родами.
Веласкес сумел так изобразить девочку, что даже человек, далёкий от истории, сразу поймёт: перед нами – юная принцесса. У Маргариты уже заметна лёгкая величавость в осанке, да и сам наряд выделяет её среди окружения.
Главная героиня картины – маленькая принцесса МаргаритаСлуги и художник
Справа и слева от инфанты находятся её фрейлины. Одна из них протягивает девочке сосуд с напитком. Неподалёку находятся охранник и компаньонка. Особый интерес вызывают два карлика, присутствующие на картине. В те времена они служили в качестве шутов и здесь также, несомненно, должны были развлекать инфанту.
Кстати, присутствие карликов на картине было достаточно редким явлением (тем более, на полотне придворного художника). «Менины» – картина, которая содержит и автопортрет Веласкеса. Да-да, тот самый человек, стоящий у холста с кистью и красками – это художник, написавший полотно, что перед нами.
Достаточно редкое явление – присутствие на картине придворного живописца карликовИ здесь заметна маленькая “слабость” живописца. Он решил изобразить не себя “настоящего”, а несколько идеализированный образ. Но, согласитесь, кому из нас не хочется выглядеть на портретах ярче и интереснее, чем в реальности?
На груди художника можно заметить красный крест – это орден Святого Сантьяго. Что примечательно, в рыцари данного ордена живописец был произведен уже после смерти короля, хотя Филиппа IV мы видим рядом с ним на полотне.
Автопортрет Веласкеса, вписанный в картину МениныТайны картины
Уж если речь зашла о монархах, то спешу отметить ещё одну необычную деталь картины. Как правило, члены правящего семейства находились в центре полотна (как в случае с инфантой). По этой логике король и королева должны были стоять рядом с маленькой принцессой.
Но их можно увидеть в зеркале, что висит на стене на заднем плане. Поразительно, но Веласкес предпочёл сделать центральными фигурами прислугу и карликов, а не монархов. И в этом – ещё одна новаторская “изюминка” живописца.
Сопровождать инфанту могли только фрейлины из самых аристократических семейНо, конечно, самой таинственной личностью остаётся человек в дверях, виднеющийся в дальней части помещения. Кто это? Исследователи так и не смогли точно определить, с кого был написан этот образ. Быть может, это друг или родственник художника (а может, и королевского семейства), что часто захаживал в мастерскую Веласкеса. Существует предположение, что это гофмейстер королевы Хосе Ньето Веласкес, который, по всей видимости, был родственником художника.
Не менее загадочной деталью кажется и взгляд персонажей картины. При первом знакомстве с полотном может показаться, что они смотрят на зрителя, но это не так. На самом деле взоры персонажей обращены к зеркалу, то есть они смотрят на короля и королеву.
В зеркале видно отражение короля Филиппа и его супруги МарианныВ своей картине «Менины» Веласкес создал поистине новаторский вариант живописи. В первую очередь, им были использованы необычные приёмы и варианты отображения, что прежде никем не применялись. Он сохранил загадочность и некую недосказанность, однако подчеркнул, что главными людьми в придворной жизни являются вовсе не монархи. Веласкес выделил тех, кто ежедневно трудится на благо двора, создаёт атмосферу и постоянно суетится – именно такими людьми и являлись менины.
«Менины» или «Фрейлины» Диего Веласкеса – Радость музеев Виртуальные туры , при изучении создает неоднозначные отношения между зрителем и различными предметами этой картины.
Сложная компоновка «Менины» сделала эту картину одним из наиболее анализируемых шедевров западного искусства.
«Менины» изображает комнату в Королевском Алькасаре в Мадриде. Это была крепость, расположенная на месте сегодняшнего Королевского дворца в Мадриде, во время правления короля Испании Филиппа IV.
Все фигуры на картине — настоящие исторические члены испанского двора.
Юная инфанта Маргарет Тереза находится в центре своей свиты, состоящей из фрейлин, компаньонки, телохранителя, двух гномов и собаки.
Инфанта — титул дочери правящего монарха Испании, особенно старшей дочери, которая не была наследницей престола.
Слева Веласкес, автор этого шедевра, изображает себя работающим на большом холсте и смотрит вовне, на нас.
Сразу за Инфантой слева есть зеркало, в котором отражаются король и королева. Это отражение короля и королевы, наблюдающих за этой сценой?
Или это изображение картины Веласкеса, которую мы не можем увидеть. Сзади через дверь стоит камергер королевы и руководитель королевской гобеленовой фабрики.
Перспектива — секрет этого шедевра. Это создает ощущение глубины. Использование света также создает различные фокусные точки, а также добавляет четкости объектам.
Менины уже давно признаны одной из самых важных картин в истории западного искусства. Многие известные художники изучали эту картину и ссылались на нее.
В 1957 году Пабло Пикассо написал серию из 58 интерпретаций «Менины», которые в настоящее время заполняют зал «Менины» Музея Пикассо в Барселоне, Испания.
Среди многих известных художников, которые ссылались на этот шедевр, были Франсиско Гойя, Джон Сингер Сарджент и Сальвадор Дали.
Диего Веласкес
Диего Веласкес (1599 – 1660) был испанским художником, который был ведущим художником при дворе короля Филиппа IV и одним из самых важных художников Золотого века Испании.
Произведения Веласкеса первой четверти девятнадцатого века были образцом для художников-реалистов и импрессионистов, в частности, Эдуарда Мане.
Многие современные художники, в том числе Пикассо и Дали, отдали дань уважения Веласкесу, воссоздав несколько его самых известных работ.
Las Meninas – фрейлины или фрейлины
- Должность: фрейлины или фрейлины
- Испанский: Las Meninas
- Художник: Диего Веласкес
- Год: 1657
- Материал: холст, масло
- Размеры 318 × 276 см (125,2 × 108,7 дюйма)
- Тип: Историческая живопись
- Музей: Музей Прадо, Museo del Prado
Диего Веласкес
- Имя: Диего Родригес де Сильва и Веласкес
- Родился: 1599 – Севилья, Испания
- Умер: 1660 (61 год) – Мадрид, Испания
- Национальность: Испанец
- Механизм: Барокко
- Известные работы:
- Триумф Вакха
- Лас Менинас
- Портрет Хуана де Пареха
- Венера у своего зеркала
- Христос в доме Марфы и Марии
- Сдача Бреды
Лас Менинас: это лучшая картина в истории?
youtube.com/embed/WKRKrpz09Fk?version=3&rel=1&showsearch=0&showinfo=1&iv_load_policy=1&fs=1&hl=en-US&autohide=2&wmode=transparent» allowfullscreen=»true» sandbox=»allow-scripts allow-same-origin allow-popups allow-presentation»>Экскурс в историю Картины
- «Вашингтон пересекает Делавэр», Эмануэль Лойце
- «Семья Дария до Александра» Паоло Веронезе
- «Менины» или «Фрейлины» Диего Веласкеса
- «Третье мая 1808 года» Франсиско Гойи
- «Боевой темперамент» Джозефа Мэллорда Уильяма Тернера
- «На запад курс империи идет своим путем» Эмануэля Лойце
- «Захват гессенцев в Трентоне, 26 декабря 1776 года» Джона Трамбалла
- «Марш к кузнице долины», Уильям Б. Т. Трего
- «Резня на Хиосе» Эжена Делакруа
- «Казнь леди Джейн Грей» Пола Делароша
- Исторические картины
Las Meninas: Почему эта картина так очаровательна?
youtube.com/embed/loMy3sbW64g?version=3&rel=1&showsearch=0&showinfo=1&iv_load_policy=1&fs=1&hl=en-US&autohide=2&wmode=transparent» allowfullscreen=»true» sandbox=»allow-scripts allow-same-origin allow-popups allow-presentation»>Экскурсия по Музею Прадо, Мадрид, Испания
- «Менины» или «Фрейлины» Диего Веласкеса
- «Триумф Вакха» Диего Веласкеса
- «Христос, падающий на Голгофу» Рафаэля
- «Триумф смерти» Питера Брейгеля Старшего
- «Сатурн, пожирающий своего сына» Франсиско Гойи
- «Третье мая 1808 года» Франсиско Гойи
- «Суд Париса» Питера Пауля Рубенса
- «Адам и Ева» Питера Пауля Рубенса
- «Святая Троица» Эль Греко
- «Поклонение пастухов» Эль Греко
- «Автопортрет в перчатках» Альбрехта Дюрера
- «Сдача Бреды» Диего Веласкеса
- Шедевры музея Прадо
~~~
«Человек постигнет царство родительской любви только тогда, когда испытает на себе подобное».
– Диего Веласкес
~~~
Фото: Диего Веласкес [общественное достояние], Wikimedia Commons 73
Присоединяйтесь к программе JOM Membership
Поддержите шедевр с ВЫБОРОМ ВАШЕГО ИМЕНИ за 5 долларов
ПОИСК
Искать:Расшифровка многочисленных тайн «Менины» Диего Веласкеса
Сопровождающие, гномы, собака и телохранители — шедевр Веласкеса наполнен персонажами, но он мастерски привлекает внимание к своим конкретным достопримечательностям.
Benjamin Blake Evemy / MutualArt
11 ноября 2022 г.
Картина Диего Веласкеса 1656 года Las Meninas уже давно считается одним из самых важных произведений западного искусства. Изображая сцену при испанском дворе во время правления короля Филиппа IV, произведение может на первый взгляд показаться не чем иным, как странным, фотографическим качеством его сюжетов, запечатлевших некоторых в агонии движения, в то время как другие, кажется, позируют и целенаправленно смотрят на зрителя, наряду с вопросами, которые пьеса поднимает о реальности и иллюзии, делают Las Meninas одна из самых обсуждаемых и анализируемых картин в истории искусства.
Диего Веласкес, Лас Менинас, 1656, холст, масло, Музей Прадо, Мадрид
Фигур, изображенных на картине, много. Затем пятилетняя инфанта Маргарет Тереза стоит в окружении своей свиты, в которую входят компаньонка, фрейлины, телохранитель, два гнома и собака. На заднем плане, чуть левее Инфанты, висит зеркало, отражающее образы короля Филиппа IV и королевы Марианы.
Чем больше изучаешь Las Meninas , тем загадочнее он становится. В отличие от поэтов и музыкантов, художники редко пользовались высоким социальным статусом в Испании 17 века. Живопись считалась скорее ремеслом, чем искусством. Так что несколько странно, что Веласкес включил себя в Las Meninas . Но первоначально произведение называлось La Familia (Семья), что имеет смысл, поскольку на момент написания своего великого произведения 1656 года Веласкес прожил в королевском дворе тридцать три года. Король Филипп IV также был страстным покровителем искусств, а Веласкес был официальным придворным художником; и поскольку художник был так высоко оценен как знаток, как хранитель постоянно растущей королевской коллекции европейского искусства.
Хотя, что еще более странно, чем художник, включивший себя в изображение королевского двора, так это красный крест, который можно увидеть на левой груди Веласкеса. Крест означает, что художник был членом Ордена Сантьяго, которым он и был, но только в 1659 году — через три года после того, как Менины были завершены. Естественно, существует несколько теорий, объясняющих, почему его можно увидеть со знаками отличия престижного религиозного и военного ордена. Одна из них заключается в том, что Филипп IV приказал добавить их после смерти Веласкеса в августе 1660 года и даже зашел так далеко, что нарисовал саму переделку. Другой, что Веласкес предвидел, что он должен быть посвящен в ряды Ордена, и что крест был частью оригинальной картины.
Фрагмент, изображающий зеркало, отражающее Филиппа IV и Мариану Австрийских
Еще один широко обсуждаемый и анализируемый аспект Las Meninas — вопрос о том, кто или что Веласкес мучительно рисует на холсте. Наиболее распространенная теория состоит в том, что художник рисует Короля и Королеву, делая точку зрения Las Meninas своей, и что отражение в зеркале ловит их, удерживая свои позы. Но некоторые историки утверждают, что зеркало отражает их портрет с холста. В любом случае, король и королева, смотрящие в зеркало на стене, — единственный известный двойной портрет королевской четы, написанный Веласкесом.
Деталь, изображающая инфанту Маргарет Терезу
Веласкес особенно мастерски использует свет и тени, а техника, используемая для привлечения внимания к основным сюжетам картины. Хотя, как и почти все, что касается Las Meninas , вопрос самих основных сюжетов широко обсуждается. Свет льется из того, что предположительно является окном с правой стороны картины, и падает на волосы карлика. Но ее лицо отбрасывается в тень, и тема не представляет особого интереса. То же самое происходит с соседней фрейлиной. Но Инфанта стоит в полном освещении, ее лицо обращено прямо к источнику света — даже если ее взгляд не обращен, явно говорящий о ее значимости.