Картина микеланджело сотворение адама: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Содержание

Сотворение Адама. Почему это шедевр Микеланджело

Микеланджело расписал потолок Сикстинской капеллы в 1508-1512 годах по заказу Папы Римского Юлия II. Всего за четыре года он создал несколько десятков фигур!

Заказчику было достаточно 12 фигур апостолов, а остальное – покрыть растительным орнаментом. Но мастер настоял на собственной концепции, изобразив сюжеты из Ветхого Завета, в том числе “Сотворение Адама”. А также немалое количество фигур ветхозаветных пророков, древнегреческих сивилл и предков Христа.

Феноменально сложная работа за невероятно короткий срок. Но, несмотря на такой адский труд, работа вышла потрясающей. И особенно изумляет “Сотворение Адама”. Пожалуй, это самое известное изображение потолка Сикстинской Капеллы. Но с чем это связано?

Почему, допустим, “Сотворение Евы” не так известно?

Микеланджело. Сотворение Евы (фреска потолка Сикстинской капеллы). 1508-1512. Сикстинская капелла. Gallerix.ru.

Эта фреска находится также в центральной части потолка, рядом с “Сотворением Адама”.

Или почему изображение вот этой сивиллы менее известно, чем рассматриваемая нами фреска?

Микеланджело. Эритрейская сивилла. 1508-1512. Сикстинская капелла. Wikimedia Commons.

Уже не говоря о том, что “Сотворение Адама” гораздо более известно, чем любая фреска другого художника в Сикстинской капелле. А ведь её стены расписывал и Перуджино, и Боттичелли.

Перуджино. Передача ключей апостолу Петру. 1481-1482. Фреска в Сикстинской Капелле, Ватикан.

Давайте разберёмся, что же делает фреску “Сотворение Адама” такой узнаваемой и неповторимой.

Анатомически верная фигура Адама

Для своего времени Микеланджело создавал фигуры анатомически точные. И самое удивительное, что в этом он был в своё время одним из первых!

Дело в том, что мастера более старших поколений вообще не изображали обнаженных тел. Нельзя сказать, что это было запрещено. Всё-таки были сюжеты, где нагота была уместна. Например, при изображении Адама и Евы.

Не позволялось другое: нельзя было использовать модели для обнаженного позирования. И уж тем более посещать морги, чтобы изучать человеческую анатомию. Всё это считалось грехом.

В результате художники прятали своих героев в просторные одежды. Как Джотто.

Джотто. Тайная вечеря. 1315. Капелла Скровеньи, Падуя. Wikimedia Commons.

Либо фигуры были анатомически неточными.

Мантенья. Распятие. 1457-1459. Лувр, Париж. Wikimedia Commons.

Но ближе к середине XV века совпало несколько факторов.

Начали раскапывать древнегреческие скульптуры. А они были с анатомической точки зрения очень реалистичны.

Бельведерский торс. 1 век до н.э. Музей Пио-Клементино, Ватикан. Wikimedia Commons.

И вот уже начали появляться изображения, гораздо более близкие к реальной анатомии человеческого тела. Первым был Мазаччо.

Мазаччо. Изгнание из Рая. 1426-1427. Фреска в Капелле Бранкаччи, церковь Санта-Мария дель Кармине, Флоренция, Италия.

К тому же в XV веке Флоренция была довольно независима от влияния Папы Римского. Художники почувствовали свободу. Один мастер, Полайолло, набрался смелости и начал посещать морг. Там он изучал, как крепятся мышцы к телу. И создал работы, в которых проявились уникальные для того времени знания. Но, конечно, под влиянием древнегреческих скульптур, того же Бельведерского торса.

В результате родились вот такие образы.

Поллайоло. Геркулес и гидра. 1475. Галерея Уффици, Флоренция. Wikimedia Commons.

Микеланджело было восхищён работами Мазаччо и Поллайоло. И именно у них он учился реализму человеческого тела.

Так и появилась прекрасная фигура физически крепкого Адама. Мало кому в то время такое ещё удавалось.

Микеланджело. Сотворение Адама. 1508-1512. Сикстинская капелла, Ватикан. Wikimedia Commons.

Давайте сравним с обнаженной фигурой, созданной Рафаэлем. Он был очень талантливым. Но в плане изображения анатомически правильного человеческого тела превзойти Микеланджело не мог. Вот на этой фреске видно, что Рафаэль не очень верно изобразил часть мышц, особенно на стопе, голени и бедре.

Рафаэль. Фрагмент фрески “Пожар в Борго”. 1514-1517. Станцы делла Сеньятура, Ватикан. Wikimedia Commons.

Движение как важный ингредиент Микеланджело

Обратите внимание на то, как много иллюзии движения в этом изображении. Это проявляется и в наполненном воздухом плаще вокруг Бога-Отца с ангелами, и в летящем ангеле  с развевающейся зелёной накидкой.

Микеланджело. Сотворение Адама. 1508-1512. Сикстинская капелла, Ватикан. Wikimedia Commons.

Дело в том, что до Микеланджело живопись была более статичная. Современники мастера располагали героев в ряд или помещали их в условный треугольник, как Леонардо и Рафаэль.

Рафаэль Санти. Мадонна в зелени. 1505-1506. Музей истории искусств, Вена, Австрия. Wikimedia Commons.

Фигуры получались застывшими. Нет никаких порывов или сложных ракурсов. Позы спокойные, расслабленные.

А вот Микеланджело буквально “заставляет” героев летать, да ещё с такой скоростью, что ткань раздувается, как паруса (это я о красном покрывале позади Бога и его свиты).

В результате получился очень эффектный контраст. Много иллюзии движения справа, в образах Бога и ангелов. И статичная, неподвижная фигура Адама. Словно столкнулись две эпохи живописи. Спокойное и размеренное Кватроченто (Возрождение XV века) и динамичное Высокое Возрождение.

Но не только в этом заключается секрет притягательности этой фрески.

Вы можете подписаться на бесплатный курс “Путеводитель по истории живописи”, разработанный автором этого сайта. 14 уроков, а также онлайн-тест. Подробности здесь.

Главное новаторство в “Сотворении Адама”

Микеланджело использует ещё один новаторский приём. Обратите внимание на руки героев, которые вот-вот соприкоснутся пальцами.

Микеланджело. Фрагмент фрески “Сотворение Адама”.

С одной стороны идея Микеланджело очень ясная. Человек уже физически существует. Его рука вытянута. Но она более расслаблена по сравнению с более напряженной и прямой рукой Бога Отца. Очевидно, что для того, чтобы стать полноценным человеком, ему чего-то не хватает. А именно Божьей искры, души.

Именно Бог Отец своим прикосновением пробудит человека, сделает его по-настоящему живым, наполненным духом.

Но самое интересное в другом. Микеланджело изображает… “мгновение до”.

Их пальцы не соприкасаются! То есть ещё секунда – и их пальцы соприкоснутся.

Почему художник НЕ изобразил их соприкоснувшимися? Почему не показал кульминацию, а лишь секунду до неё?

Дело в том, что в этом “мгновении до” заключена большая энергия. Она держит наше внимание. Мы невольно напрягаемся и ждём, когда кульминация наступит.

Но она не наступит никогда! Это мгновение застыло во времени.

Микеланджело понял волшебное воздействие такого образа на психику человека. То, что это будет приковывать наш взгляд.

И именно это делает эту фреску самой запоминающейся из всех, что написал художник на потолке Сикстинской капеллы.

Микеланджело. Фрески потолка сикстинской капеллы. 1508-1512. Ватикан. Wikimedia Commons.

Но не только в этой фреске он применил этот приём. О воздействии такого композиционного решения он догадался раньше. Ещё когда создавал своего Давида.

Микеланджело. Давид. 1504. Академия изящных искусств, Флоренция. Wikimedia Commons.

Ведь он изобразил его тоже за “мгновение до”. Мастера до этого, как правило, изображали Давида уже в качестве победителя. Например, такой образ создал Донателло.

Донателло. Давид. 1440. Национальный музей Барджелло, Флоренция. Wikimedia Commons.

Но Микеланджело изобразил Давида за секунду до того, как герой замахнётся и бросит камень в Голиафа. Художник показал всё напряжение его сил, собирание воли в кулак, напряжение мышц перед ударом.

Так же он изобразил напряженную руку Бога Отца, которая готова через мгновение впустить в человека душу, вложить в него себя, свою искру.

Ничего удивительного, что это новаторство, может быть не до конца осознаваемое, так поразило современников мастера. И совершенно точно не оставляет равнодушными и нас.

Новаторства Микеланджело мы также изучаем в курсе “Дневник Возрождения”. Присоединяйтесь!

Задание для тех, кто дочитал статью до конца:)

Угадайте, какую из этих работ создал Микеланджело, а какую – его подражатель.

Ответ на задание

Это изображение пророка Исайи. Однако одно из них создал Микеланджело, а второе – Рафаэль.

По сведениям их современников, Рафаэль увидел потолок Сикстинской капеллы ещё до завершения работ. Вообще Микеланджело работал при закрытых дверях и никому не хотел показывать незавершенные фрески.

Но Рафаэль тайно проник в капеллу. Он был так впечатлён увиденным, что внёс изменения в свою работу в церкви святого Августина. Он закрасил почти завершённый образ и создал другой под влиянием Микеланджело.

Именно такого пророка Исайю мы и видим на фреске слева (1513. Церковь Святого Августина, Рим. Gallerix.ru). Справа – тот же пророк, но созданный рукой Микеланджело (1508-1512. Сикстинская капелла, Ватикан. Artchive.ru).

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Автор: Оксана Копенкина

Архив статей

Перейти на главную страницу

Курсы по искусству

English version

Сотворение Адама (ок. 1508

Микеланджело Сотворение Адама — одна из самых знаковых частей потолка Сикстинской капеллы и одна из самых известных его картин. В этой статье Singulart обсуждает жизнь этого архетипического человека эпохи Возрождения и один из его многочисленных шедевров, Сотворение Адама.

Кем был Микеланджело?

Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони (1475–1564) — итальянский скульптор, художник и архитектор, считающийся одним из самых влиятельных художников эпохи Возрождения. Он родился в Капрезе недалеко от Ареццо в Тоскане и вырос во Флоренции, где изучал грамматику у гуманиста Франческо да Урбина. В возрасте 13 лет он стал учеником художника Доменико Гирландайо. У Гирландайо была одна из самых больших мастерских во Флоренции, и в 1489 г.он порекомендовал Микеланджело Лоренцо Медичи после того, как его спросили о двух его лучших учениках. С 1490 по 1492 год он учился в Гуманистической академии Медичи, основанной на их неоплатонических верованиях. Однако после смерти Лоренцо Медичи в 1492 году Микеланджело уехал и вернулся в отчий дом.

Поработав в Венеции и Болонье, он вернулся во Флоренцию, но не получил никакой работы от Савонаролы, взявшего город под свой контроль. Он принял приглашение кардинала Раффаэле Риарио переехать в Рим в 149 г.6 и не возвращался во Флоренцию до 1499 года, когда Гильдия шерсти поручила ему завершить незаконченную статую из каррарского мрамора. Именно здесь Микеланджело создал одну из своих самых известных работ, Давид , которая была завершена в 1504 году. потолок Сикстинской капеллы, над которым он работал в 1508-1512 гг. Комиссия Сикстинской капеллы включает в себя некоторые из его самых известных картин и изображает девять эпизодов из Книги Бытия, разделенных на три части: «Сотворение Земли», «Сотворение человечества» и «Падение от Божьей благодати».

В 1520 году Медичи поручили Микеланджело спроектировать семейную погребальную часовню в базилике Сан-Лоренцо. Он по-прежнему оставался очень востребованной фигурой, поскольку в 1546 году его назначили архитектором базилики Святого Петра в Риме. Микеланджело продолжал неустанно работать до самой своей смерти, а незавершенные Rondanini Pieta были созданы за шесть дней до его смерти в 1564 году. опубликовать его биографию (написанную Джорджо Вазари) при его жизни.

Что происходит в Сотворение Адама?

Сотворение Адама — фреска, написанная Микеланджело между 1508 и 1512 годами на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане. На нем изображен отрывок из Книги Бытия, в котором описывается, как Бог создал Адама и дал жизнь первому человеку. Это одно из самых знаковых произведений эпохи Возрождения и одно из самых воспроизводимых религиозных произведений.

Микеланджело получил заказ на роспись потолка Сикстинской капеллы, когда работал в Риме над гробницей Папы Юлия II. Первоначальный заказ включал изображения Двенадцати апостолов на подвесках Сикстинской капеллы, однако Микеланджело убедил Папу позволить ему переосмыслить дизайн. Конечным результатом стала одна из его самых великолепных и сложных работ, покрывающая более 500 квадратных метров потолка и изображающая более 300 фигур.

Могила Папы Юлия II

В Сотворении Адама Бог находится в правой половине композиции в виде престарелого седобородого мужчины, закутанного в развевающийся красный плащ, окруженный группой фигур. Его правая рука вытянута и почти соприкасается с рукой Адама в центре композиции, что символизирует акт творения. Адам обнажен и отдыхает у скалы в нижней левой части композиции. Адам остается ниже Бога с нетронутыми руками, что означает, что они не равны. Хотя неясно, кто эти фигуры в группе вокруг Бога, считается, что они представляют Еву и остальную часть человечества, рожденных от Адама и Евы.

Микеланджело черпал вдохновение из Библии и книги Бытия, в которой говорится: «Бог сотворил человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» (Бытие 1:27). Также считается, что он был вдохновлен средневековым гимном «Veni Creator Spiritus», в котором упоминается «палец правой руки отца». Композиция Бога в окружении группы людей и плаща продолжает разделять мнения. Некоторые считают, что это анатомически правильный человеческий мозг, тогда как другие считают, что он изображает человеческую матку в соответствии с темой создания жизни.

Посмотрите нашу коллекцию «Вдохновленные Микеланджело» здесь.


Микеланджело «Картина по номерам. Сотворение Адама»

The Classics

Размер: 30 x 50 см


Набор в рулонах — $27.84 USDОбрамленный комплект — 51,84 доллара США 9 долларов США0071 Прокатный комплект

Комплект в рамке

Легкие кисти для рисования

Добавить набор из 10 профессиональных кистей 11,98 $

Количество

Все, что вам нужно для создания шедевра:

«Сотворение Адама» Микеланджело

Самая известная фреска, а также одна из самых признанных классических произведений искусства, безусловно, «Сотворение Адама» Микеланджело, который создал ее с 1508 по 1512 год. Сикстинская капелла, Ватикан, Италия.
 
Самая известная работа известного художника Микеланджело охватывает часть… Читать далее…

«Сотворение Адама» Микеланджело

Самая известная фреска, а также одна из самых признанных классических произведений искусства, безусловно, «Сотворение Адама» Микеланджело, который создал ее с 1508 по 1512 год в Сикстинской капелле, Ватикан, Италия.
 
Самая известная работа известного художника Микеланджело украшает часть потолка Сикстинской капеллы. Сцена изображает Бога и Адама с раскинутыми руками, их пальцы почти соприкасаются.

Кто такой художник Микеланджело?


Итальянский художник Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони, 1475–1564 гг., более известный как просто Микеланджело, был итальянским скульптором, художником, архитектором и поэтом эпохи Высокого Возрождения, родившимся во Флорентийской Республике, который оказал беспрецедентное влияние на развитие западного искусства.
Его часто считают претендентом на звание архетипического человека эпохи Возрождения, наряду с его соперником, флорентийцем Леонардо да Винчи. Несколько ученых назвали Микеланджело величайшим художником своего времени и даже величайшим художником всех времен.

Страстный, очень личный стиль Микеланджело привел к маньеризму, следующему крупному движению в западном искусстве после Высокого Возрождения.

Читать дальше…

Катить или не качать?

Комплект свернутого холста

Сверните его!

Набор «Rolled Canvas Kit» включает в себя все необходимое для воссоздания каждого произведения искусства с нуля с помощью надежно свернутого холста. холст, чтобы избежать складок.

Комплект холста в рамке

Подставь это!

«Набор холста в рамке» — это то, о чем восторгаются наши поклонники! Это лучшее обновление из набора Rolled Canvas Kit. Ты получите все это, плюс холст поставляется в предварительно обрамленном виде, а коробка превращается в мольберт.

Все необходимые инструменты.

Льняной холст

Профессиональные художники доверяют этим

Это реальная вещь; холст из льняной ткани, напечатанный в цвете, чтобы вам не пришлось ломать голову, чтобы узнать каким цветом красить. И цифры большие и четкие! Больше никаких догадок, просто радуйтесь и рисуйте!

Баночки с краской

Баночки с краской, которые вас спасут!

Вы когда-нибудь беспокоились о том, что у вас закончилась краска? Не! Мы вас прикрыли. До 5 горшков для большого цвета пространств, мы всегда будем держать вас сытнее, чем на прошлогоднем рождественском ужине 🍗

Прихватка для краски

Кто не любит лучшее место для хранения?

Бонусный держатель для горшков с краской входит в каждый набор, чтобы вы могли рисовать стильно 😎

Кисти

Качественные инструменты 🎨

4 деревянные кисти со всеми размерами кончиков, которые вам нужны, чтобы почувствовать себя Пикассо!

Руководство по цветам и справочный лист

справочный лист 🕵️‍♀️

Чисел никогда не бывает достаточно! Если вы хотите создать совершенство Да Винчи, мы предоставим вам все ссылки, которые вам нужно сравнить и настроить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *