Картина весна сандро боттичелли: Spring, 1485, 203×314 cm by Sandro Botticelli: History, Analysis & Facts

Весна Картина Сандро Боттичелли

1477-1478. Галерея Уффици, Флоренция.

Sandro Botticelli. Боттичелли Сандро, картины и фрески ►

Искусство Италии 15 века. Возрождение.
Мировой шедевр, картина «Весна» была создана художником Сандро Боттичелли в конце 70-х годов 15-го столетия. Размер картины 203 x 314 см, дерево, темпера. Эта работа была написана Боттичелли для виллы Кастелло под Флоренцией, принадлежащей Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Годом ее исполнения обычно считают 1478-й год – работа была выполнена вскоре после того, как виллу приобрели для пятнадцатилетнего Лоренцо. Этот родственник Великолепного получал тогда тщательное образование, дружеское участие в его воспитании принимал и глава Платоновской академии Фичино. Картина, предназначенная для личных покоев будущего ренессансного знатока, призвана была услаждать зрение и одновременно воздействовать на душу ее созерцателя.

Боттичелли на картине изобразил Зефира, преследующего нимфу Хлорис, из их союза возникает Флора; затем видим Венеру, танец Граций и, наконец, Меркурия, который, устремив взгляд ввысь, снимает кадуцеем пелену облаков, препятствующую созерцанию.

Каково же содержание картины? Исследователи предложили несколько толкований. Тема композиции – весна с сопутствующими ей античными божествами. Центром построения является Венера – не воплощение низменной страсти, а благородная богиня цветения и всяческого благоволения на земле; это неоплатонический образ.

Развертывая данный контекст, ученые утверждали, что работа флорентийского художника отражает идею о порождении красоты светом божественной любви и о созерцании этой красоты, ведущем от земного к сверхземному. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Но не будем преувеличивать значимость содержательной канвы, ибо писал картину художник, все преображавший своей одушевленной фантазией.

Венера, центральная фигура композиции, стоит под сенью деревьев в этом зачарованном пространстве весеннего леса. Ее платье из тончайшей ткани с золотыми нитями украшений и роскошный плащ алого цвета, символизирующего любовь, свидетельствуют о том, что перед нами богиня любви и красоты. Но в ее хрупком облике проступают и иные черты. Склоненная голова покрыта газовым покрывалом, в какие Сандро Боттичелли любил одевать своих Мадонн. Лицо Венеры с вопрошающе поднятыми бровями выражает грусть и скромность, значение ее жеста неясно – приветствие ли это, робкая защита или благостное приятие? Персонаж напоминает Деву Марию в сюжете «Благовещение» (например, на картине Алессо Бальдовинетти). Языческое и христианское сплетаются в одухотворенный образ. В других фигурах композиции также улавливаются ассоциации с религиозными мотивами. Так, образы Зефира и нимфы Хлорис перекликаются со средневековым изображением дьявола, не пускающего душу в Рай.

Грации, спутницы и служанки Венеры, – достоинства, порождаемые Красотой, их имена – Целомудрие, Любовь, Наслаждение. Изображение Боттичелли прекрасной триады – само воплощение танца. Стройные фигуры с удлиненными, плавно изгибающимися формами сплелись в ритмической последовательности кругового движения. Художник на редкость изобретателен в трактовке причесок, передавая волосы одновременно как природную стихию и как декоративный материал. Волосы Граций собраны в пряди, то мелко вьющиеся, то ниспадающие волной, то рассыпающиеся по плечам, словно золотистые струи. Легкие изгибы и повороты фигур, диалог взглядов, изящное соединение рук и постановка ступней – все это передает поступательный ритм танца.

Отношения его участниц отражают классическую формулу и вместе с тем неоплатоническое понимание Эроса: Любовь ведет Целомудрие к Наслаждению и скрепляет их руки. В изображении Боттичелли оживает представление о мифологическом великолепии, но образы его окрашены подлинной чистотой. Не случайно танец Граций сравнивают с хороводом ангелов в Раю в композиции «Страшный суд» Фра Анджелико. Взор Меркурия мечтательно устремлен в небо. Он пытается разорвать плотность облаков, мешающих лицезрению. Боттичелли придает Меркурию характерный для вкуса Флоренции тех лет тип худощавой юношеской фигуры, как в «Давиде» Верроккьо, но очертания ее приобретают мелодичность, а лицо – одухотворенность.

Перейти к следующей работе мастера ►

«Весна» Боттичелли. Главные герои и символы

Мало, кто знал о «Весне» Боттичелли целых … 450 лет!

Сначала она хранилась у потомков Медичи. Потом попала в Галерею Уффици. Но … Вы не поверите – она пролежала в запасниках 100 лет!

И только в начале 20 века ее выставили на всеобщее обозрение благодаря тому, что ее разглядел известный искусствовед. Это было начало славы.

Теперь это один из главных шедевров Галереи Уффици. И одна из самых известных картин Эпохи Возрождения.

Но «прочесть» ее не так просто. Вроде она про весну. Но здесь немало персонажей.

Зачем их столько? Почему Боттичелли не изобразил одну девушку в образе Весны?

Попробуем разобраться.

Сандро Боттичелли. Весна (с расшифровкой). 1478 г. Галерея Уффици, Флоренция

Для того, чтобы прочесть картину, разделите ее мысленно на три части:

Правая часть состоит из трёх героев, которые олицетворяют первый весенний месяц МАРТ.

1. ЗЕФИР

Бог западного ветра Зефир начинает дуть в самом начале весны. С него и начинается прочтение картины.

Из всех героев – он самый неприглядный на вид. Синеватый оттенок кожи. Щеки вот-вот лопнут от напряжения.

Но это объяснимо. Этот ветер для древних греков был малоприятным. Часто приносил дожди и даже бури.

Как и с людьми, так и с божественными созданиями, он не церемонился. Полюбилась ему нимфа Хлорида, и не было у неё шансов убежать от Зефира.

2. ХЛОРИДА

Зефир силой принудил стать его женой это нежное создание, отвечающее за цветы. А чтобы как-то компенсировать ей моральные переживания, сделал он из нимфы настоящую Богиню. Так Хлорида превратилась во Флору.

3. ФЛОРА

Флора (в девичестве – Хлорида) о замужестве не жалела. Хоть и взял Зефир ее в жены против воли. Видимо девушка была меркантильной. Ведь стала она гораздо могущественнее. Теперь не только за цветочки отвечала, но вообще за всю растительность на Земле.

Франческо Мельци. Флора. 1510-1515 гг. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Следующие пять героев составляют группу «АПРЕЛЬ». Это Венера, Амур и три Грации.

4. ВЕНЕРА

Богиня Венера отвечает не только за любовь, но и за плодородие и процветание. Так что она здесь не просто так. А древние римляне отмечали праздник в ее честь как раз в апреле.

5. АМУР

Сын Венеры и ее постоянный спутник. Всем известно, что этот несносный мальчишка особенно активен весной. И стреляет своими стрелами налево и направо. Конечно, даже не видя, в кого собирается попасть. Любовь слепа, ведь у Амура завязаны глаза.

6. ГРАЦИИ

А попадёт Амур скорее всего в одну из Граций. Которая уже загляделась на молодого человека слева.

Сандро Боттичелли. Весна (фрагмент). 1478 г. Галерея Уффици, Флоренция

Боттичелли изобразил трёх сестёр, держащими друг друга за руки. Они олицетворяют начало жизни, красивое и нежное благодаря своей юности. И тоже часто сопровождают Венеру, помогая распространять ее заветы на всех людей.

«МАЙ» представлен лишь одной фигурой. Зато какой!

7. МЕРКУРИЙ

Меркурий, Бог торговли, разгоняет своим жезлом тучи. Что ж, неплохая помощь Весне. К ней он имеет отношение через свою мать, плеяду Майю.

Именно в ее честь древние римляне дали месяцу название «Май». А самой Майе приносили жертвы 1 мая. Дело в том, что отвечала она за плодоносность земли. А без этого никак в предстоящее лето.

Почему же тогда Боттичелли изобразил ее сына, а не саму Майю? Она между прочим была прелестна – старшая и самая красивая из 10 плеяд-сестёр.

Сандро Боттичелли. Меркурий (фрагмент картины «Весна»). 1478 г. Галерея Уффици, Флоренция

Мне нравится версия о том, что Боттичелли очень уж хотелось изобразить мужчин в начале и конце этого весеннего ряда.

Все-таки Весна – это зарождение жизни. А без мужчин в этом процессе никак (по крайней мере во времена художника). Ведь недаром он изобразил всех женщин беременными. Заложить весной плодородие – очень важно.

Сандро Боттичелли. Деталь картины «Весна». 1478 г.

А вообще символами плодородия «Весна» Боттичелли пропитана насквозь. Над головами героев – апельсиновое дерево. Оно и цветёт, и плодоносит одновременно. Не только на картине: оно на самом деле так может.

Сандро Боттичелли. Деталь картины «Весна». 1478 г. Галерея Уффици, Флоренция

А чего только стоит ковёр из пятисот реально существующих цветов! Это просто цветочная энциклопедия какая-то. Осталось только названия на латыни подписать.

Вы можете подписаться на бесплатный курс “Путеводитель по истории живописи”, разработанный автором этого сайта. 14 уроков, а также онлайн-тест. Подробности здесь.

Герои хорошо постарались – там, где они ступают, плодородия хоть отбавляй!

Но и сама красота героев (не считая Зефира) очень уж подходят под тему Весны.

Боттичелли как всегда смог изобразить красоту, которая никогда не выходит из моды. Его герои столь прекрасны, что даже нет смысла удивляться, почему «Весна» так нам нравится.

Так что художник не искал легких путей. Ему мало было изобразить одну-единственную красавицу и назвать её «Весной».

Этому времени года он «пропел» целую оду. Сложную, многогранную, необычайно красивую.

О другом шедевре мастера читайте в статье «Рождение Венеры. Тайна божественной красоты».

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

Англоязычная версия статьи

«Примавера» Сандро Боттичелли — загадочный праздник весны. Вот 4 вещи, которые вы могли не знать об этом загадочном чуде

Весна — самый долгожданный сезон. После коротких дней и долгих ночей зимы мы внимательно следим за небольшими признаками — зеленый росток, выглядывающий из-под снега, добавленная минута к холодному дню — того, что время возрождения не за горами. Богатый символизм и красота сезона сделали его любимым предметом художников на протяжении всей истории.

Primavera Сандро Боттичелли — одна из самых известных и неуловимых аллегорий сезона в истории искусства. На картине девять мифологических фигур появляются в апельсиновой роще (отсылка к Медичи). Вокруг них расцветают сотни разновидностей растений. Картина имеет множество отсылок к классической поэзии и литературе эпохи Возрождения (Овидий, Лукреций и другие), но не связана ни с одной конкретной историей.

Неизвестно, когда Боттичелли написал картину (хотя ученые сходятся во мнении, что это было в 1470-х или начале 1480-х годов), и почему именно он это сделал. Многие считают, что он был заказан Медичи в качестве подарка по случаю свадьбы 1482 года Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи и Семирамиды Аппиано. (Хотя они поженились в июле, бракосочетание изначально было запланировано на май, что делает тему весны подходящей). Даже название картины «Весна» не было идеей Боттичелли: оно было дано работе Джорджо Вазари, когда он увидел ее примерно через 70 лет после ее создания.

Жемчужина коллекции Галереи Уффици во Флоренции, это яркое изображение весенней флоры входит в число наиболее обожаемых и обсуждаемых картин эпохи Возрождения. Тем не менее, он по-прежнему полон увлекательных сюрпризов…

 

Основы

Деталь Primavera от Сандро Боттичелли.

Большая часть разговоров о Primavera по праву была сосредоточена на различении и идентификации мифологических персонажей сцен. Картина размером 80 на 124 дюйма предназначена для чтения справа налево.

Общепринятое прочтение таково: синяя фигура Зефира, холодный ветер марта справа, обнимает нимфу Хлориду, которую он похитит. Позже Зефир женится на Хлорис, и она превратится во Флору, богиню весны. Боттичелли сигнализировал об этом преобразовании, накладывая друг на друга фигуру Хлориды и Флоры, которая появляется как третья фигура справа, элегантно разбрасывая цветы. Примерно в центре и немного позади композиции изображена фигура Венеры в серо-голубом платье и красной шали. Над Венерой находится ее спутник Купидон с завязанными глазами и направленной стрелой.

Деталь Primavera от Сандро Боттичелли.

Затем появляются Три Грации в прозрачных, прозрачных белых платьях. В крайнем левом углу появляется бог Меркурий. Многие интерпретировали последовательность этих мифологических фигур так, чтобы представить смену времен года: Зефир марта, затем Венера, богиня апреля, и Меркурий, бог мая, поднимает свой кадуцей к клочьям облаков, чтобы распустить последний порывы холода, когда лето готовится выйти на сцену.

 

 Фламандские гобелены были явным источником вдохновения 

Классический фламандский гобелен millefleur, Триумф смерти, или Три судьбы  (около 1510–1520 гг. ).

В то время как Primavera  сегодня можно считать воплощением искусства кватроченто, картина на самом деле охватывает композиционные подходы из более ранних готических стилей, а не мастерство перспективы и пространства, превозносимое в произведениях эпохи Возрождения (которое Боттичелли был вполне способен выполнить).

Говорят, что на картине изображено около 500 видов растений, около 200 различных цветов, 130 из которых были точно идентифицированы. Это ботаническое изобилие и его разрозненное, почти похожее на обои изображение имеет поразительный прецедент в фламандских гобеленах millefleur (или «тысяча цветов»), которые были обычным явлением во многих дворцах эпохи Боттичелли.

Гобелены 15-го и 16-го веков продолжали использовать более ранние готические композиционные аранжировки, которые здесь использовал Боттичелли, располагая мифологические фигуры без какого-либо реального пространственного отношения, «устанавливая бок о бок, как жемчуг на нитке». », как писала искусствовед Хелен Эттлингер, и с фоном леса, выступающим в роли своеобразного театрального занавеса, закрывающего пространство.

Гобелен Millefleurs с гербом Медичи (1520-е гг.). С разрешения Художественного музея Кливленда.

Семья Медичи имела деловые связи с Нидерландами и заказала несколько фламандских гобеленов для своих домов во Флоренции. Более того, мы знаем, что Primavera должен был висеть над lettuccio , шкафом с высокой спинкой, над которым часто выставлялись гобелены, в своего рода умном визуальном повороте.

 

Примавера Метафора Метаморфозы

Сандро Боттичелли, Благовещение Честелло (1481).

Primavera  Говорят, что он воплощает в себе классические неоплатонические философии и сочинения 3-го века, которые Медичи восприняли и популяризировали в свое время. В Италии эпохи Возрождения художники и мыслители-неоплатоники стремились синтезировать или провести параллели между верованиями классической древности и христианства. Венера, например, считалась классическим воплощением как земной, так и божественной любви и, следовательно, предшественником или аналогом Девы Марии.

Деталь Primavera от Сандро Боттичелли.

Боттичелли тонко делает эти аллюзии в своем изображении Венеры. Изгиб ветвей дерева за фигурой образует своего рода ореол, а ее живот вздувается, что некоторые сочли изображением беременности. Более того, Венера поднимает руку в жесте узнавания и приглашения, который отражает жесты Марии по отношению к ангелу Гавриилу в современных сценах Благовещения, включая «Благовещение Цестелло» Боттичелли 9.0042 из 1481. 

Деталь Primavera от Сандро Боттичелли.

Имея в виду эту трансформацию (Венера в Деву Марию), можно начать распознавать закономерность метаморфоз на протяжении всей картины, включая превращение Хлориды во Флору, превращение зимы в весну и, более концептуально, превращение литературы в изобразительное искусство.

«Боттичелли предполагает постепенный процесс метаморфоз во времени, — отметил историк искусства Пол Барольский в своем эссе, — «Primavera» Боттичелли как аллегория собственного творения». Художник достигает этого, например, «сначала показывая силуэты цветов сквозь вуаль платья Хлориды, лишь смутно предполагая форму, которую примут эти цветы, когда они в конечном итоге украсят платье Флоры», и в многочисленных остроумных визуальных каламбурах, разбросанных по всей картине. рисование.

 

Считается, что сопутствующая картина завершает сцену и ее значение  

Деталь Primavera работы Сандро Боттичелли.

Стрела Купидона дает важный ключ к пониманию картины: наконечник стрелы указывает на центральную фигуру Трех Граций, которая, как полагают, является Целомудрием, которая отворачивает свою голову наружу, влево от холста. Некоторые утверждают, что Целомудрие обращает свой взор на фигуру Меркурия, предлагая здесь альтернативную пару Хлорис и Зефиру на другой стороне картины.

Тем не менее, многие ученые считают, что Чесити вместо этого отводит взгляд от сцены и смотрит вовне на то, что, как полагают, является компаньоном картины Primavera Паллады Боттичелли и Кентавра (1482) — которая, безусловно, была дана как свадебный подарок Лоренцо де Пьерфранческо и его невесте.

Сандро Боттичелли, Паллада и Кентавр (1482). Предоставлено Google Art Project.

Аналогично Primavera, Паллада и Кентавр полон намеков на Медичи. Платье Паллады украшено фамильным гербом из трех колец. Важно отметить, что картина обычно интерпретируется как изображающая Афину Палладу, богиню мудрости и торговли, покоряющую кентавра, воплощение необузданной страсти — иными словами, разум покоряет похоть, предлагая более конкретную альтернативу насильственному образу похищения Хлориды в году. Примавера.

В качестве свадебного подарка картины должны были быть своего рода аллегорией для невесты, и обе картины, как известно, висели в комнате, примыкающей к свадебной спальне пары. Как отметила Лилиан Зирполо в своем эссе «Боттичелли «Примавера»: урок для невесты», картины работают вместе, давая невесте «уроки целомудрия, подчинения и продолжения рода… Купидон направляет свою стрелу на одну из Граций, точно так же, как невеста Лоренцо де Пьерфранческо рассталась со своей девственностью, впервые войдя в спальню своего мужа».

В этом прочтении Primavera гораздо больше, чем просто интеллектуальное видение различных поэтических и литературных отсылок. Это также практическое руководство для женщины эпохи Возрождения из высшего сословия по ожиданиям общества и ее нового мужа от нее.

Следите за новостями Artnet на Facebook:

Хотите быть впереди мира искусства? Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать последние новости, поучительные интервью и острые критические выводы, которые способствуют развитию беседы.

Primavera Боттичелли – ItalianRenaissance.org

Сандро Боттичелли, La Primavera, c. 1482, темпера, дерево

Сандро Боттичелли был одним из самых известных сотрудников Медичи. Он учился у Фра Филиппо Липпи и владел техникой, которая фокусировалась на линии, а его формы были слегка затенены. Хотя искусствоведы считают Боттичелли мастером использования линий, он также хорошо владел цветом.

Primavera, название которой означает «Весна», является одним из величайших произведений в музее Уффици во Флоренции. Точное значение картины неизвестно, но, вероятно, она была создана для свадьбы Лоренцо ди Пьерфранческо (двоюродного брата могущественного Лоренцо Великолепного Медичи) в мае 1482 года.0003

Сцена показывает нам группу фигур в апельсиновой роще. Одна из первых вещей, которую мы должны отметить, это то, что мало используется с точки зрения перспективы; в то время как некоторая атмосферная перспектива видна сквозь деревья справа и слева, мы не видим здесь одноточечной линейной перспективы, которую некоторые из мастеров раннего Возрождения так эффективно использовали в пятнадцатом веке. Также обратите внимание на то, что у большинства фигур конечности длинные и стройные и кажутся довольно элегантными. Боттичелли создавал искусство в то время, когда при флорентийском дворе существовал спрос на такого рода работы.

Хотя точное значение картины ускользает от нас, мы знаем личности многих фигур, изображенных на ней. В центре изображена римская богиня Венера. Ее присутствие является отражением гуманистического интереса к классическому миру, который был популярен во Флоренции в то время. Она изображена как идеализированная женщина, слегка смещенная от центра, с наклоненной головой и жестикулирующей вправо. Над ней изображен амур с завязанными глазами (ее сын), а позади него ветви деревьев образуют арку, которая удобно обрамляет Венеру и обеспечивает ей привилегированное положение на картине.

Крайний левый Меркурий, бог месяца мая, держит посох, которым он, возможно, разгоняет зимние тучи. Его легко узнать по выдающимся крылатым сандалиям.

Справа от Меркурия находится важная группа под названием Три Грации. Эти женщины, которые, кажется, участвуют в каком-то танце, были созданы Боттичелли по образцу древнего изображения Трех граций. Эти фигуры важны, потому что они представляют женские добродетели Целомудрия, Красоты, Любви, которые указывают на романтику и дают нам некоторый контекст с точки зрения того, что происходит на картине. Римский писатель Сенека называет их «чистыми, незапятнанными и святыми в глазах всех», и мы можем видеть жемчуг на их головах, которые символизируют этот тип чистоты. Их одежда подобна кружеву, очень легкая и прозрачная, что свидетельствует о виртуозности Боттичелли в изображении таких тканей. Интересно видеть, что на них нацелена стрела Купидона, укрепляющая идею брака.

Справа мы видим другую группу фигур, в которую входит Зефир, западный ветер, собирающийся схватить нимфу по имени Хлорис. После того, как ему удается забрать ее себе, они женятся, и Хлорис превращается во Флору, богиню Весны. Здесь изображена Флора, бросающая цветы, собранные в ее платье. Это средство символизации как весны, так и плодородия.

Если рассматривать сцену в целом, то ее лучше всего можно понять в свете аллегорического смысла. Аллюзии на весну и месяц май, сцена погони жениха, три грации — все это указывает на идею весеннего брака. Обстановка в апельсиновой роще также заслуживает внимания, поскольку Медичи приняли апельсиновое дерево в качестве своего семейного символа.

Картина должна была быть помещена в спальне Лоренцо ди Пьерфранческо, и его жена увидела бы ее впервые после их свадьбы, поэтому идея Купидона, нацеленного своей стрелой на чистых Трех граций, приобретает особое значение в свете супружеской любви. В любом случае картина является свидетельством гуманистического интереса к классическим предметам эпохи Возрождения, а также придворного стремления к роскошным темам и изящным фигурам.

Закладка.
  • О

    Это сайт для информации и анализа мира итальянского Возрождения. Текст является оригинальным для этого сайта (ItalianRenaissance.org). Ссылки на продукты выше являются партнерскими ссылками.

  • Информация для цитирования

    Если вы хотите процитировать эту страницу, используйте эту информацию:

    ItalianRenaissance.org, «Botticelli’s Primavera», в ItalianRenaissance.org , 26 июня 2012 г., https://www.italianrenaissance.org/a-closer-look-botticellis-primavera/.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *