Картинки гештальтпсихология: Гештальтпсихология, гештальт-терапия, гештальт-упражнения, гештальт-картинки

Содержание

Гештальтпсихология, гештальт-терапия, гештальт-упражнения, гештальт-картинки

Сегодня мы рассмотрим одно из наиболее интересных и популярных направлений в западной психологии – гештальтпсихология. Детально разберём «закрытый гештальт» и «незавершённый гештальт», гештальт-терапию, гештальт-упражнения и др.

shutterstock.com

 

Оглавление

  • Что такое гештальтпсихология
  • Школа гештальтпсихологии
  • Идеи, законы, принципы
  • Гештальт-терапия
  • Гештальт-упражнения
  • Гештальт-картинки

Психологию, как систему жизненных явлений, знает, пожалуй, каждый, а вот как систему проверенных знаний – знают немногие, и то те, кто специально ею занимается, решая всевозможные научные и практические задачи. Термин «психология» впервые в научном употреблении появился в 16-м веке, и обозначал особую науку, которая занималась изучением душевных и психических явлений. В 17–19 веках сфера исследований психологов значительно расширилась и охватила неосознаваемые психические процессы и детальность человека. А уже с 19-го века психология – самостоятельная (экспериментальная) область научных знаний. Изучая психологию и поведение людей, учёные продолжают искать их объяснения, как в биологической природе человека, так и в его индивидуальном опыте.

 

Что такое гештальтпсихология?

Гештальтпсихология (нем. gestalt – образ, форма; gestalten – конфигурация) – одно из наиболее интересных и популярных направлений в западной психологии, возникшее в период открытого кризиса психологической науки в начале 1920-х годов в Германии. Основоположником является немецкий психолог Макс Вертгеймер. Данное направление получило своё развитие не только в трудах Макса Вертгеймера, но и Курта Левина, Вольфганга Келлера, Курта Коффки и др. Гештальтпсихология – это своеобразный протест против молекулярной программы Вундта для психологии.

На основе исследований зрительного восприятия, были выведены конфигурации «гештальты» (гештальт – целостная форма), суть которых в том, что человек склонен воспринимать окружающий его мир в виде упорядоченных целостных конфигураций, а не отдельные фрагменты мира.

Гештальтпсихология выступала против принципа расчленения сознания (структурная психология) на элементы, и построения из них по законам творческого синтеза, сложных психических феноменов. Был сформулирован даже своеобразный закон, который звучал следующим образом: «целое всегда больше суммы составляющих его частей».

Первоначально предметом гештальтпсихологии являлось феноменальное поле, в дальнейшем шло достаточно быстрое расширение данной тематики, и в неё стали входить вопросы, изучающие проблемы развития психики; основателей данного направления также волновали вопросы динамики потребностей личности, память и творческое мышление человека.

 

Школа гештальтпсихологии

Школа гештальтпсихологии ведёт своё начало (родословную) от важного эксперимента немецкого психолога Макса Вертгеймера – «фи-феномена», в результате которого он обнаружил, что два источника света, загорающиеся с разным интервалом, воспринимаются человеком по-разному:

  • при достаточно малом интервале (менее 60 мс) между включениями источники воспринимаются как горящие одновременно;
  • при большом интервале (более 200 мс) источники воспринимаются как загорающиеся последовательно;
  • при интервале от 60 до 200 мс включение источников воспринимается как непрерывное перемещение света.

Иллюстрация фи-феномена: цветные круги появляются на 10, 80 и 200 мс | wikimedia.org

Фи-феномен – ощущение движения, возникающее при последовательном включении стационарных источников света, а также сама форма этого движения

Характерной особенностью фи-феномена является то, что ощущение движения не зависит ни от цвета, ни от размера, ни от пространственной локализации источников света. Это явление противоречило господствовавшей в то время в психологии теории Вундта, по которой любое сознательное переживание представляло собой совокупность элементарных составляющих, на которые кажущееся движение разбить было нельзя.

Своё наблюдение Макс Вертгеймер изложил в статье «Экспериментальные исследования восприятия движения» 1912 год.

Макс Вертгеймер – известный немецкий психолог, основатель гештальтпсихологии, получил широкую известность благодаря экспериментальным работам в области мышления и восприятия. М. Вертгеймер (1880–1943) родился в Праге, там же получил начальное образование, учился в университетах Праги, в Берлине у К. Штумпфа; у О. Кюльпе – в Вюрцбурге (получил в 1904 году учёную степень доктора философии). Летом 1910 года переезжает во Франкфурт-на-Майне, где заинтересовывается восприятием движения, благодаря чему в дальнейшем и были открыты новые принципы психологического объяснения.

Его работы привлекали внимание многих выдающихся учёных того времени, среди них был и Курт Коффка, который в качестве испытуемого участвовал в экспериментах Вертгеймера. Они совместно, опираясь на результаты, на метод экспериментального исследования, сформулировали совершенно новый подход к объяснению восприятия движения.

Так вот и зародилась гештальтпсихология. Гештальтпсихология становится популярной в Берлине, куда Вергеймер возвращается в 1922 году. А в 1929 году он назначается профессором на Франкфурте. 1933 год – эмиграция в США (Нью-Йорк) – работа в Новой школе социальных исследований, здесь же в октябре 1943 года он умирает. А в 1945 году выходит его книга «Продуктивное мышление», в которой он экспериментальным путём с позиции гештальтпсихологии исследует процесс решения задач (описан процесс выяснения функционального значения отдельных частей в структуре проблемной ситуации).

Основателем гештальтпсихологии по праву считается и Курт Коффка (1886–1941). Родился К. Коффка и вырос Берлине, там же получил образование в местном университете. Его особо всегда увлекали естественные науки и философия, К. Коффка всегда был очень изобретателен. В 1909 году получил докторскую степень. В 1910 году плодотворно сотрудничал с Максом Вертгеймером в стенах Франкфуртского университета. В своей статье «Перцепция: введение в гештальттеорию» он изложил основы гештальтпсихологии, а также результаты многих исследований.

В 1921 году Коффка опубликовал книгу «Основы психического развития», посвящённую формированию детской психологии. Книга пользовалась большой популярностью не только в Германии, но и в Соединённых Штатах. Его приглашали в Америку для чтения лекций в университетах Корнелла и Висконсина. В 1927 году Коффка получает место профессора в Смитовском колледже в Нортхэмптопе, штат Массачусетс, где проработал до своей смерти (до 1941 года). В 1933 году Коффка издаёт книгу «Принципы гештальтпсихологии», которая оказалась слишком трудной для чтения, и потому не стала основным и наиболее полным пособием по изучению новой теории, как на это рассчитывал её автор.

Его исследования по развитию восприятия у детей выявили следующее: у ребёнка, как оказалось, на деле имеется набор не очень адекватных, смутных образов внешнего мира. Это его натолкнуло на мысль, что в развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона, на котором демонстрируется данный предмет. Он сформулировал один из законов восприятия, который был назван «трансдукция». Этот закон доказывал, что дети воспринимают не сами цвета, а их отношения.

 

Идеи, законы, принципы

 

Ключевые идеи гештальтпсихологии

Главное, с чем работает гештальтпсихология – это сознание. Сознание – это динамическое целое, где все элементы взаимодействуют друг с другом. Яркий аналог: гармония всего организма – организм человека работает безотказно и исправно долгие годы, состоя из большого числа органов и систем.

  • Гештальт – это единица сознания, целостная образная структура.
  • Предметом гештальтпсихологии является сознание, понимание которого должно строиться на принципе целостности.
  • Метод познания гештальтов – наблюдение и описание содержаний своего восприятия. Наше восприятие идёт не от ощущений, так как их в реальности нет, а является отражением колебаний давления воздуха – ощущения слуха.
  • Зрительное восприятие – ведущий психический процесс, определяющий уровень развития психики. И пример тому: огромное количество информации, добываемое человеком посредством органов зрения.
  • Мышление – это не набор навыков, сформированных путём ошибок и проб, а процесс решения задачи, осуществляемый через структурирование поля, то есть через инсайт в настоящем.

 

Законы гештальтпсихологии
  1. Закон фигуры и фона: фигуры воспринимаются человеком, как замкнутое целое, а вот фон, уже как нечто непрерывно простирающееся позади фигуры.
  2. Закон транспозиции: психика реагирует не на отдельные раздражители, а на их соотношение. Смысл здесь такой: элементы могут быть объединены, если имеются хоть какие-то схожие признаки, например близость или симметрия.
  3. Закон прегнантности: существует тенденция к восприятию самой простой и стабильной фигуры из всех возможных перцептивных альтернатив.
  4. Закон константности: все стремится к постоянству.
  5. Закон близости: тенденция к объединению в целостный образ элементов, смежных во времени и пространстве. Нам всем, как мы знаем легче всего объединить схожие предметы.
  6. Закон замыкания (заполнение пробелов в воспринимаемой фигуре): когда мы наблюдаем что-то нам совсем непонятное, наш мозг пытается изо всех сил трансформировать, перевести увиденное в доступное для нас понимание. Порой это даже несёт опасность, ведь мы начинает видеть то, чего нет в действительности.

 

Принципы гештальта

Все вышеназванные свойства восприятия, будь то фигура, фон или же константы, непременно взаимодействуют между собой, неся тем самым новые свойства. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия, упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:

  • Близость – всё, что рядом, воспринимается вместе;
  • Схожесть – всё, что схоже по размеру, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе;
  • Целостность – восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности;
  • Замкнутость – приобретение фигурой формы;
  • Смежность – близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое;
  • Общая зона – принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом.

 

Гештальт-качество

Термин «гештальт-качество» (нем. Gestaltqualität) введён в психологическую науку Х. Эренфельсом для обозначения целостных «гештальтных» свойств некоторых образований сознания. Качество «транспозитивности» – образ целого остаётся, даже если все части меняются по своему материалу, и примеры тому:

  • разные тональности одной и той же мелодии;
  • картины Пикассо (например, рисунок Пикассо «Кот»).

 

Константы восприятия
  • Константность размера: воспринимаемый размер объекта остаётся постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза.
  • Константность формы: воспринимаемая форма объекта постоянна, даже при изменении формы на сетчатке. Достаточно посмотреть на читаемую вами страницу сначала прямо, а затем под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие её формы остаётся неизменным.
  • Константность яркости: яркость объекта постоянна, даже при изменяющихся условиях освещения. Естественно, при условии одинакового освещения объекта и фона.

 

Фигура и фон

Простейшее восприятие формируется путём разделения зрительных ощущений на объект – фигуру, расположенный на фоне. Клетки головного мозга, получив визуальную информацию (взглянув на фигуру) дают более активную реакцию, нежели при взгляде на фон. Происходит это по той причине, что фигура всегда выдвинута вперёд, а фон, напротив, отодвинут назад, также фигура богаче и ярче фона по содержанию.

 

Гештальт-терапия

Гештальт-терапия – направление психотерапии, которое сформировалось в середине прошлого века. Термин «гештальт» – это целостный образ определенной ситуации. Смысл терапии: человек и всё окружающее его – единое целое. Основатель гештальт-терапии – психолог Фридрих Перлз. Контакт и граница – это два основных понятия данного направления.

Контакт – процесс взаимодействия потребностей человека с возможностями окружающей его среды. А значит, потребности человека будут удовлетворены, только в случае его контакта с окружающим миром. Например: для утоления чувства голода – нам нужна пища.

Жизнь абсолютно любого человека – это бесконечные гештальты, будь то маленькие или большие события. Ссора с дорогим и близким человеком, взаимоотношения с папой и мамой, детьми, родственниками, дружба, влюблённость, разговор с коллегами по работе – всё это гештальты. Гештальт может возникнуть внезапно, в любое время, хотим мы этого или нет, а возникает он вследствие появления потребности, которая требует немедленного удовлетворения. Гештальту свойственно иметь начало и конец. Завершается он в момент достижения удовлетворения. В связи с эти существуют распространённые фразы: «закрыть гештальт», «незакрытый гештальт» или «незавершённый гештальт».

 

Техника гештальт-терапии

Техники, используемые в гештальт-терапии, являются принципами и играми.

Наибольшую известность получили три ниже представленные игры на осмысление себя и окружающих людей. Игры построены на внутреннем диалоге, диалог ведётся между частями собственной личности (со своими эмоциями – со страхом, беспокойством). Чтобы это понять, вспомните себя, когда вы испытывали чувство страха или сомнения – что происходило с вами.

Техника игры:

  1. Для игры потребуется два стула, их необходимо расположить друг, напротив, к другу. Один стул – для воображаемого «участника» (вашего собеседника), а другой стул – ваш, то есть конкретного участника игры. Задача: менять стулья и при этом проигрывать внутренний диалог – стараться максимально отождествить себя с различными частями своей личности.

  2. Совершение кругов. Непосредственный участник игры, должен идя по кругу обращаться к вымышленным персонажам с вопросами, волнующими его душу: как его оценивают участники игры и, что он сам испытывает к воображаемой группе людей, к каждому человеку в отдельности.
  3. Незаконченное дело. Незавершённый гештальт, всегда требует завершения. А как этого достичь, вы можете узнать из следующих разделов данной статьи.

Вся гештальт-терапия сводится к завершению незаконченных дел. У большинства людей есть немало неулаженных задач, планов, связанных с их родственниками, родителями или друзьями.

 

Незавершённый гештальт

Очень жаль, конечно, что не всегда желания человека воплощаются в реальность, а говоря языком философии – завершение цикла может занять чуть ли не всю жизнь. Цикл гештальта в идеальном варианте, выглядит так:

  1. Возникновение потребности
  2. Поиск возможности её удовлетворения
  3. Удовлетворение
  4. Выход из контакта

Но всегда есть некие внутренние или же внешние факторы, препятствующие идеальному процессу, в результате чего цикл остаётся незавершённым. В случае полного завершения процесса гештальт откладывается в сознании. Если же процесс остаётся незавершённым, он продолжает изнурять человека на протяжении всей его жизни, при этом ещё и задерживает исполнение всех других желаний. Нередко незавершённые гештальты вызывают сбои в работе механизмов, которые защищают психику человека от лишних перегрузок.

Для завершения незавершённых гештальтов можно воспользоваться советом, который сто лет назад дал миру замечательный поэт, драматург и писатель Оскар Уайльд:

«Чтобы побороть искушение – нужно ему… поддаться».

Завершённый гештальт даёт непременно свои плоды – человек становится приятным, лёгким в общении и начинает быть необременительным для других людей. Люди, с незавершёнными гештальтами всегда пытаются завершить их в других ситуациях и с другими людьми – насильно навязывая им роли в сценариях своих незавершённых гештальтов!

Маленькое, несложное, действенное правило: начните с завершения самого простого и лежащего на поверхности гештальта. Исполните свою заветную (желательно – не серьёзную) мечту. Научитесь танцевать танго. Рисовать природу за окном. Совершите прыжок с парашютом.

 

Гештальт-упражнения

Гештальт-терапия представляет собой общие терапевтические принципы, способствующие помочь «самому себе», научиться разбираться в таинственных лабиринтах своей души и распознавать источники причин внутреннего противоречия.

Приведённые ниже упражнения нацелены на одновременное осознание самого себя и бытия другого. В общем, призывают нас вступить за грань возможного. Выполняя упражнения, старайтесь анализировать, что вы делаете, для чего и как вы это делает. Основная задача этих упражнений – выработать умение находить собственные оценки.

 

1. Упражнение – «Присутствие»

Цель: фокусировка на ощущении присутствия.

  • Закройте глаза
  • Сконцентрируйтесь на телесных ощущениях. При необходимости произведите коррекцию позы
  • Будьте естественными каждое мгновение
  • Откройте глаза, расслабьте их, оставаясь застывшими телом и мыслями
  • Позвольте расслабиться телу
  • Сконцентрируйтесь на чувстве «существования» (почувствуйте «Я здесь»)

После концентрации в течение некоторого времени на ощущении Я, расслабившись при этом и с умолкнувшим рассудком, внесите своё дыхание в осознание и переведите внимание с «Я» к «здесь», и мысленно повторяйте «Я – здесь» одновременно с вдохом, паузой, выдохом.

 

2. Упражнение – Ощущение «Ты»

Цель упражнения: суметь испытать состояние присутствие «в другом человеке», то есть суметь прочувствовать состояние «Ты» в замен – состоянию «Эго». Упражнение выполняется в паре.

  • Расположитесь лицом друг к другу
  • Закройте глаза, примите максимально удобные позы
  • Дождитесь состояния полного умиротворения
  • Откройте глаза
  • Начните вести бессловесный диалог с партнёром
  • Забудьте о себе, сфокусируйтесь только на смотрящем на вас человеке

 

3. Упражнение «Я/Ты»

Цель упражнения – достичь состояния: «Я» – «ТЫ» – «Бесконечность».

Упражнение выполняется также в паре, необходимо сесть друг напротив друга.

  • Сконцентрируйтесь
  • Глаза должны быть открытыми
  • Поддерживайте мысленное молчание, физическую релаксацию
  • Сконцентрируйтесь на обоих ощущениях «Я» и «Ты»
  • Попробуйте ощутить «космическую глубину», бесконечность

 

Гештальт-картинки

Гештальт-картинки – это различные рисунки-перевёртыши (зрительные иллюзии) с соответствующими вопросами, например: «Что вы видите?», «Какие эмоции переданы на каждой из сторон картинок?».

Не рекомендуется давать просматривать подобные картинки детям дошкольного возраста, поскольку они могут служить причиной психических расстройств.

Ниже даны знаменитые «двойственные» изображения: людей, животных, природы. А что вы смогли разглядеть на каждом из рисунков?

shutterstock.com

flickr.com

flickr.com

flickr.com

wikimedia.org

wikimedia.org

wikimedia.org

Кроме того, идея гештальтпсихологии лежит в основе таких картинок, которые называются «друдлы».

 

Этой статьёй мы хотели пробудить в каждом из вас желание обратиться к себе, познать глубину своей души, начать заботиться о себе – раскрыться миру. Гештальт, конечно, не в силах сделать вас богаче, а вот счастливее – бесспорно.

Источник: 4brain.ru

В видеоплеере можно включить субтитры и в настройках выбрать их перевод на любой язык

В видеоплеере можно включить субтитры и в настройках выбрать их перевод на любой язык

Оцените статью и поделитесь в соцсетях

Рекомендуем также:

◆Принципы успеха Дейла Карнеги

◆10 секретов продуктивности Стива Джобса

◆Методика «Getting Things Done» Дэвида Аллена

Гештальт-теория в фотографии

«Гештальт» в переводе с немецкого означает «форма». Теория гештальта возникла еще в 1920-х годах, пытаясь объяснить различные способы, которыми люди воспринимают окружающий мир. Эта теория утверждает, что когда человек сталкивается с визуально хаотичной сценой, его разум упрощает сцену до более узнаваемых форм и узоров, с которыми он знаком. 

Согласно этой теории, существуют основные принципы зрительного восприятия, объясняющие, как мозг воспринимает зрительные образы, в которых отсутствует какой-либо стандартный порядок.  

Гештальт-эффект в фотографии 

Теория гештальта предлагает понимание процесса распознавания закономерностей, когда люди смотрят на изображения. Создание хорошо организованной сцены может помочь зрителям оценить ее отдельные элементы как визуальное целое. Это облегчит понимание сообщения на фотографии. В этом отношении гештальт-психология знакомит нас с целостным подходом к композиции; идея, что сцена в целом больше, чем сумма ее частей. 

Например, вы можете намеренно включить в свою фотографию объект, который виден только частично, и позволить зрителю самому завершить его форму. Это дает вам, фотографу, стимул к структурной экономии в своей композиции. 

По своей природе интерес людей возрастает, когда композиция оставляет часть, которую им нужно решить самостоятельно. 

Отношения фигуры и фона 

В фотографии важно понимать, что гештальт-теория основана на отношениях фигуры и фона. Когда мы можем легко отличить объект от фона, тогда объект «фигура-фон» стабилен. Когда трудно сказать, что является фигурой, а что фоном, мы имеем дело с нестабильным объектом на основе фигуры. В таком случае то, что одни люди воспринимают как предмет, другие видят фоном. 

Отношения между фигурой и землей связаны с предметом и фоном, образующими два компонента визуального поля. Визуальная система имеет тенденцию упрощать сцену, превращая ее в основной объект (фигуру) и все остальное на картинке (землю). 

Когда зритель смотрит на картинку, сначала внимание должно быть обращено на фигуру (объект), прежде чем перейти к земле (фону). 

Как отличить фигуру от земли? 

Обычно разум воспринимает самую маленькую область как фигуру, а оставшуюся большую — как землю.
Как правило, фотографы должны знать, что ориентиры, которые направляют взгляд людей на визуальную сцену, включают в себя: 

  • Размер

Разум будет воспринимать изображения, которые кажутся крупнее, чем ближе и являются частью фигуры. Образы меньшего размера будут казаться дальше и рассматриваться как часть фона.  

  • Размытость

Подумайте о глубине резкости. Объекты, которые находятся в фокусе, будут привлекать внимание первыми, в то время как нечеткие объекты будут это делать в последнюю очередь. Сфокусированные объекты на переднем плане часто четкие, что мгновенно привлекает к себе взгляд зрителя. 

  • Контраст значения

В данном случае значение это относительная светлота или темнота цвета. Контраст характеристик — вот что отвечает за разделение объектов в пространстве. Если вы хотите, чтобы зритель сначала посмотрел на объект, вам нужно, чтобы этот объект имел высокий контраст на фоне. Один из способов добиться этого — определить объект по цвету. Глаза естественным образом сначала тянутся к более ярким, теплым цветам, таким как оранжевый, желтый, зеленый. 

  • Разделение

Другой способ отделить объект от фона — просто изолировать его от всего остального. Отдельный объект в середине визуальной сцены мгновенно привлечет внимание, даже если сцена хаотична. Сохранение объекта изолированным от остальной части сцены увеличивает вероятность того, что он будет рассматриваться как фигура по сравнению с фоном. 

Однако объект должен иметь достаточный контраст на фоне, чтобы его можно было легко увидеть и идентифицировать. В противном случае он сольется с фоном, и его будет трудно распознать. 

Гештальт-закон близости 

Когда мы видим объекты близко друг к другу, то склонны думать, что они связаны. Гештальт-закон близости утверждает, что формы или объекты, которые расположены близко друг к другу, образуют группы. Даже если они сильно отличаются друг от друга по размеру, форме и тому подобному; на мысленный взгляд они образуют группу, если кажутся близко друг к другу. 

Гештальт-закон близости тактично используют для передачи единства предметов на картинке. 

Вы, наверное, слышали о правиле шансов, которое гласит, что разум человека считает нечетные числа (обычно тройки) более визуально приятными, чем четные. Нечетные числа считаются динамическими, в то время как четные числа часто рассматриваются как формальные и статичные. 

Основываясь на этой идее, группа из трех человек создаст лучшую композицию, чем группы из двух или четырех. Тем не менее вы все равно можете обойтись четной группой объектов, если вместо этого решите использовать гештальт-правило близости. 

В качестве примера рассмотрим изображения пингвинов выше. Хотя на обоих изображениях изображены два пингвина, мы видим пингвинов на левом изображении так, как если бы там был один. Близость между двумя пингвинами на левом изображении помогает изображению выглядеть более унифицированным. 

Закон непрерывности 

Наш разум естественным образом заполняет пробелы в тех частях, которые мы не видим. Мы делаем это все время, когда видим фотографии дорожек, рек или других линий, пересеченных рамкой. 

В законе непрерывности говорится, что человеческий глаз следует за последовательностью форм, линий или кривых, чтобы определить взаимосвязь между элементами.  

Гештальт-закон подобия 

Гештальт-закон подобия предполагает, что мозг группирует элементы, которые похожи друг на друга. Возьмем, к примеру, коричневых пингвинов на этой фотографии. Их много, но поскольку все они имеют одинаковый цвет и текстуру, мы видим их как одно целое. 

По закону подобия мы разбиваем фото на две части: группа коричневых пингвинов и один серебряный. Обратите внимание, что вы можете активировать закон подобия, используя различные средства, включая цвет, размер, форму, текстуру или какой-либо другой атрибут. 

Гештальт-закон подобия исследует склонность мозга определять совпадающие черты и быстро пытается определить их значение. Используйте закон подобия, чтобы создавать связи между несвязанными элементами на своих фотографиях. 

Гештальт-закон общей зоны 

Постулирование здесь состоит в том, что объекты, ориентированные в одном направлении, появляются как одна связная группа. Он не сильно отличается от гештальт-закона близости, только здесь присутствует элемент движения или направления.  

В качестве примера возьмем изображение выше. На изображении слева изображены птицы, которые летят в разные стороны. Каждый раз, когда мы видим птицу, летящую в другом направлении от другой птицы, мы рассматриваем их как отдельные объекты. Однако птицы справа все летят в одном направлении. Закон общей зоны гласит, что разум, естественно, будет относиться к птицам справа как к одной единице. 

Гештальт-закон заполнения 

Гештальт-закон заполнения утверждает, что у людей есть врожденная склонность заполнять пробелы и восполнять недостающие части. Когда ваши зрители работают над заполнением недостающих фрагментов изображения, они становятся активными участниками визуальной истории фотографии. В качестве примера возьмите фотографию выше. Туман придает изображению привкус таинственности, закрывая части сцены. 

Один из способов использовать закрытие в ваших интересах — иметь перекрывающиеся объекты в композиции. Зритель автоматически примет участие в завершении той части объекта(ов), которая закрыта другим (другими).  

Заключение 

Человеческий мозг работает захватывающим образом, чтобы понять реальность и воспринимать мир вокруг нее. Вооружившись хорошим пониманием теорий гештальта, вы можете улучшить свои композиционные идеи и создать более мощные образы, которые эффективно заинтригуют зрительскую аудиторию и вовлекут ее в свой мир.

Используйте силу теории гештальта в фотографии — The Lens Lounge

Теория гештальта в фотографии — это место, где фотография встречается с психологией, но это не так сложно, как кажется. Кроме того, это относится не только к фотографии, но и ко всем аспектам искусства и дизайна.

Теория была разработана группой немецких психологов в 1920-х годах для изучения того, как мы воспринимаем окружающий мир.

Зачем использовать гештальт-теорию в фотографии?

Как фотографы, если мы сможем понять, как работает наш разум, мы сможем создавать привлекательные изображения, которые притягивают и удерживают зрителя.

Теория гештальта в фотографии объясняет, почему работают определенные правила композиции.

Когда мы понимаем, почему что-то работает, нам намного легче применять это на практике.

Вам пригодится эта шпаргалка по принципам гештальта…

Как работает теория гештальта в фотографии?

Гештальт-теория в фотографии основана на идее, что наш мозг автоматически пытается найти структуру и закономерности, чтобы упростить и организовать сложное изображение, состоящее из множества элементов.

Он группирует части изображения вместо того, чтобы рассматривать его как серию несвязанных элементов. По словам гештальт-психолога Курта Коффки, это резюмируется как «целое отлично от суммы частей».

Как фотограф, когда вы составляете хорошо организованное изображение, вы помогаете своим зрителям увидеть изображение в целом, что облегчает понимание вашего сообщения. Мы делаем это, используя принципы гештальта.

Какие принципы гештальта используются в этом изображении? Читай дальше что бы узнать.

Что такое принципы гештальта в фотографии?

Принципы гештальта, также называемые законами гештальта, составляют теорию гештальта. Принципы гештальт-теории в фотографии включают:

1. Фигура на фоне
2. Сходство
3. Продолжение
4. Закрытие
5. Близость
6. Возникновение
7. Общая судьба

По мере того, как мы изучаем эти принципы, помните что когда мы просматриваем изображение, мы вовсе не ленивы. Люди на самом деле больше заинтересованы в изображении, если им нужно немного поработать. Не слишком много, заметьте, потому что это то, о чем идет речь — облегчить зрителю понять изображение.

Но если зрителю нужно немного поработать, чтобы заполнить пробелы в том, что он видит, он больше увлечется изображением.

Я напомню вам об этом по пути.

Мужчина и его внучка являются яркими героями этого изображения, потому что они выделяются на оживленном фоне, полном людей.

1. Отношение фигуры к земле

Вкратце: отличить объект от фона

Прежде чем применять какие-либо другие принципы гештальта, вы должны сначала понять отношение фигуры к земле.

Если вы когда-нибудь задумывались, почему размытый фон является целью многих портретных фотографов, то это из-за отношения фигуры к земле.

Это не так сложно, как кажется. Изображение состоит из двух частей – фигуры и фона. Фигура — это объект, а земля — это фон и/или передний план изображения, т. е. остальная часть изображения.

Таким образом, отношение фигуры к фону заключается просто в том, как эти две части, фигура и фон, формируют изображение.

Фигура (точка фокуса или объект) должна выделяться на фоне остального изображения.

Причина, по которой эта взаимосвязь важна, заключается в том, что наши глаза автоматически пытаются определить, где фигура, а где фон. Мы пытаемся понять образ. Наши глаза должны сначала перейти к фигуре (предмету), а затем к фону и/или переднему плану (фону).

Дополнительная литература: Секреты создания великолепной фокусной композиции

Когда мы можем легко определить объект и фон, соотношение фигуры и фона стабильно. Когда разница неясна, соотношение фигуры и фона неустойчиво.

Прекрасным примером нестабильного соотношения фигуры и фона является ваза Рубина. Кто-то увидит два лица, кто-то увидит вазу. Однако никто не может видеть и то, и другое одновременно.

Ваза Рубина показывает два лица в белом цвете с черным фоном, образующим форму вазы. Его также можно рассматривать как черную вазу на белом фоне, образующем лица.

Как создать стабильную связь между фигурой и землей

Ты сейчас взорвешься. Именно здесь теория гештальта в фотографии становится более знакомой.

У фотографов есть несколько инструментов, помогающих отделить объект от фона и направлять взгляд зрителя. К ним относятся:

  • Глубина резкости
  • Контраст
  • Изоляция

Объект находится в резком фокусе, а фон не в фокусе, потому что я использовал небольшую глубину резкости, чтобы установить связь фигуры с землей.

Глубина резкости

Сначала наш взгляд притягивается к той части изображения, которая находится в фокусе. Таким образом, использование малой глубины резкости для размытия фона и переднего плана помогает зрителю сразу перейти к объекту, находящемуся в фокусе.

Дополнительная литература:  Использование глубины резкости для великолепной композиции фотографии

Контраст

Поскольку мы сканируем различия, чтобы помочь нам разделить части изображения, контраст является мощным инструментом для использования. Есть много типов контраста, которые мы используем в композиции фотографии. Вот два:

Тональный контраст

При изображении светлых и темных областей наши глаза сначала обращают внимание на светлые области. Когда наши глаза блуждают по изображению, они будут постоянно возвращаться к светлым областям от темных областей.

Итак, если фон темнее объекта, взгляд вашего зрителя будет непреодолимо притягиваться к объекту.

Тем не менее, если вы поместите темный объект на светлую часть фона, этот объект снова будет выделяться, так как зритель будет привлечен к светлой области, где находится этот объект.

Если мы добавим к этому миксу малую глубину резкости, объект будет безошибочно узнаваем.

Дополнительная литература: Как использовать тональный контраст в фотографии

Цветовой контраст

Цвета делятся на теплые и холодные цвета, и наши глаза сильнее притягиваются к теплым цветам, чем к холодным.

Фигура, одетая в красное, например, в зеленом или синем пейзаже, потребует нашего внимания.

Дополнительная литература: что такое контрастная фотография и как ее правильно использовать

Объект четкий и выделяется на этом изображении, потому что он обрамлен колоннами и одет в красное на синем фоне, поэтому мы можем сказать, что отношение фигуры к земле стабильно.

Изоляция

Объект, изолированный от остального изображения, выделяется как фигура, даже если изображение заполнено множеством других элементов.

Помимо глубины резкости и контрастности, вы также можете выделить объект с помощью:

  • Кадрирование — расположите объект в дверном проеме.
  • Заполнение кадра — приблизитесь, чтобы объект заполнил все изображение.
  • Простота – в минималистичной композиции предмет будет выделяться.

Дополнительная литература: 4 способа использования изоляции в композиции фотографии

2. Гештальт-закон подобия

В двух словах: наши глаза группируют похожие элементы

Мы видим предметы, сходные по форме, размеру, цвету и фактуре, как принадлежащие друг другу, как стадо овец. Согласно теории гештальта, это наш мозг упрощает части изображения, чтобы его было легче читать.

Вот почему в семейной фотографии это работает, если ваши модели одеты в одинаковые цвета. Не совсем то же самое, так как это заходит слишком далеко, но хорошее эмпирическое правило — использовать разные оттенки до трех цветов, которые хорошо сочетаются друг с другом.

В оживленной сцене использование закона подобия упростит изображение, что особенно полезно в уличной фотографии.

Например, представьте, что вы используете длинную выдержку, чтобы сфотографировать толпу движущихся людей, и только один человек стоит на месте. Размытые движущиеся люди будут сгруппированы как один, а неподвижный человек в четком фокусе будет выделяться.

Сразу рассказ.

Это не просто фотография человека, стоящего рядом. Этот человек отличается от всех остальных в кадре, и зритель затем спрашивает, почему этот человек стоит на месте? Или почему все вокруг бегают? Есть визуальный контраст, который привлекает наше внимание.

Поскольку, согласно гештальт-закону подобия, наш мозг группирует похожие объекты, мы создаем шаблоны этих объектов. Нарушение этого шаблона другим объектом, субъектом, сразу же привлекает внимание.

Дополнительная литература: Узор в композиции фотографии делает фотографии интересными

Повторяющиеся колонны справа и огни слева образуют направляющие линии, которые сходятся вдали позади объекта. Это гештальт-закон постоянства, вариант гештальт-закона подобия.

3. Гештальт-закон непрерывности

В двух словах: взгляд зрителя уходит за пределы объекта и продолжает движение по изображению изображение? Закон непрерывности является одним из таких примеров.

Когда мы видим изображение с линиями, идущими к краям изображения, например дорогу или ряд уличных фонарей, наш разум предполагает, что линии выходят за края кадра. Мы знаем, что дорога на этом не заканчивается.

Мы естественным образом заполняем пробелы в областях изображения, которые не видим.

Фотографы используют эту логику, чтобы вовлечь зрителя в путешествие по изображению, используя направляющие линии, ведущие к объекту, а иногда и дальше.

Если вы что-нибудь знаете об интерлиньяжах, то знаете, что это не обязательно должны быть настоящие линии. Их можно подразумевать, как ряд уличных фонарей, образующих линию.

Если бы вы подумали, подождите, это закон подобия, вы были бы правы. Мы только что видели с помощью закона подобия, что наш мозг группирует похожие объекты в одно целое.

Однако, когда дело доходит до линии уличных фонарей, закон непрерывности (также называемый законом непрерывности) использует закон подобия более сфокусированным образом. Он специально создает линий похожих объектов, которые мы используем, чтобы вести взгляд по изображению.

Это происходит потому, что согласно гештальт-закону непрерывности, когда мы замечаем ряд похожих элементов, образующих линию или кривую, наши глаза переходят от одного элемента к другому, пытаясь оценить взаимосвязь между ними.

Таким образом, ряд уличных фонарей становится линией и может использоваться в фотокомпозиции как направляющая линия. Не настоящую строку, конечно, а подразумеваемую.

Дополнительная литература: Как использовать ведущие линии для потрясающей композиции фотографий другой по выражению ребенка. Наш разум заполняет пробелы, используя подсказки на изображении. Не то чтобы вы знали, что он ее дедушка, если бы я вам не сказал, но вы меня поняли.

4. Гештальт-закон замыкания

В двух словах: наш мозг заполняет пробелы

Гештальт-закон замыкания гласит, что наш мозг формирует формы, которых на самом деле не существует. Поэтому нам не нужно иметь всю информацию, чтобы понять изображение. На самом деле, наш мозг любит немного поработать, чтобы завершить образ, потому что так интереснее.

Мы уже видели с помощью законов подобия и постоянства, что наш мозг следует линиям и кривым, даже когда часть объекта не видна.

Таким образом, фотографу полезно видеть сцену в виде форм, а не отдельных элементов, чтобы компоновать ее таким образом, чтобы сделать изображение более привлекательным.

Например, на изображении ниже, хотя мы можем видеть ее ноги только ниже колена, мы знаем, что у нее тоже есть бедра, поэтому наш разум заполняет пробелы. Использование закона замыкания дает зрителю занятие и делает изображение более привлекательным.

Вы можете продвинуть закон замыкания на шаг дальше, поэкспериментировав с тональным контрастом, как на этом изображении ниже. Это высококонтрастное изображение с яркими бликами и глубокими тенями, которые я довел до предела при постобработке.

Несмотря на то, что информации о том, что это фотография женщины, очень мало, мы знаем, что это так. Кроме того, это изображение, удерживающее внимание, потому что зритель становится более вовлеченным в фотографию, пока его мозг завершает изображение.

Наш разум заполняет пробелы, следуя по линиям, чтобы расшифровать этот портрет женщины. Нам не нужно видеть все, чтобы знать, что это есть.

5. Гештальт-закон близости

В двух словах: объекты, находящиеся рядом друг с другом, воспринимаются как принадлежащие друг другу

Наш мозг хочет уменьшить путаницу и хаос. Таким образом, они группируют объекты, расположенные близко друг к другу, как одно целое, а не рассматривают их как отдельные объекты.

Объекты не обязательно должны быть похожи друг на друга, чтобы их можно было рассматривать как одно целое, когда они расположены близко друг к другу. На самом деле закон близости настолько силен, что перевешивает закон подобия.

В портретной фотографии, если вы используете гештальт-закон близости, чтобы разбить большую групповую фотографию на более мелкие части, вы сделаете изображение более легким для понимания и оценки зрителем.

Несмотря на то, что младшая дочь отделена от семейной группы, она связана из-за связанного взгляда между ней и ее матерью.

Если вы намеренно разместите объект отдельно от группы, вы не только привлечете к ним внимание, но и дополните сообщение фото.

Это не означает, что все на семейном фото всегда должны быть вместе, чтобы показать семью. Пока они каким-то образом связаны друг с другом, например, глядя друг на друга, они будут частью одной и той же группы. Кроме того, это углубляет историю.

Дополнительная литература: Почему правило шансов значительно улучшает композицию фотографии

Использование малой глубины резкости дополнительно подчеркивает близость объектов друг к другу, особенно если на заднем плане есть другие, как на фотографии в верхней части этой статьи.

Объект (рисунок) отделен от фона (земли) с малой глубиной резкости, что приводит к размытию фона.

6. Гештальт-закон сегрегации

В двух словах: ваш объект должен выделяться на фоне

Это возвращает нас к первому гештальт-принципу, который я упомянул об отношении фигуры к земле. Если объект сливается с фоном, зритель не сможет легко отличить объект (фигуру) от остальной части изображения (фона).

Это особенно важно, если ваш объект имеет небольшой размер в кадре. Хотя это отличный способ придать объекту масштаб и сделать его маленьким и уязвимым на фоне большого пейзажа, вы должны убедиться, что он каким-то образом отделен от фона.

Вернитесь к точкам на рисунке «Земля», чтобы узнать, как это сделать, используя:

  • Глубину резкости
  • Контраст

оттенки синего и серого, поэтому закон подобия подчеркивает их семейную единицу. Есть еще один закон гештальта. Вы можете заметить это?

7. Гештальт-закон возникновения

В двух словах: весь образ идентифицируется перед частями образа

Закон эмерджентности — это не то, что можно часто использовать в фотографии. Тем не менее, я думаю, это важно знать, особенно если вы любите экспериментировать со своей композицией, чтобы сделать фотографию более интересной.

Когда вы используете принцип появления, вы гарантируете, что элемент фотографии не сразу бросается в глаза. Это становится видно только после изучения изображения некоторое время.

Например, на изображении выше вы заметили собаку в траве?

Мало того, что дети сгруппированы как один, из-за законов подобия и близости, также используется закон общей судьбы, поскольку они движутся в одном направлении. Однако велосипедист едет в другом направлении и находится отдельно от группы из трех человек.

8. Гештальт-закон общей судьбы

В двух словах: объектов, движущихся в одном направлении, группируются вместе

Похож на закон близости, но с законом общей судьбы акцент на объекты, движущиеся в одном направлении.

На изображении выше трое детей бегут в одном направлении, а велосипедист едет в другом направлении. Это явно две разные группы.

Если бы один из детей бежал ко мне, а не от меня, как два других ребенка, зритель увидел бы три группы:

  • Двое детей, убегающих
  • Один ребенок, бегущий ко мне
  • Велосипедист

Мы видим это в спорте. Конечно, в большинстве командных видов спорта их униформа сильно различается, поэтому наше сознание группирует их по закону подобия.

Однако давайте возьмем в качестве примера крикет, потому что доминирующий цвет униформы всех игроков — белый. Тем не менее, когда камера отодвигается, когда кто-то вот-вот будет нокаутирован, мы можем ясно видеть, как полевая команда приближается к игрокам с битой.

Теория гештальта в фотографии. Заключение

Есть еще несколько принципов гештальта, но они — отличное начало для фотографов любого уровня подготовки.

Надеюсь, теперь у вас есть более глубокое понимание правил композиции фотографии и того, почему они работают, а также почему они все еще могут работать, когда вы сознательно их нарушаете. Сознательно – вот ключевое слово

Дополнительная литература: 19 правил композиции в фотографии, которые нужно знать, чтобы быть потрясающим

Оставить комментарий

Если у вас есть какие-либо вопросы об использовании гештальт-теории в фотографии, сообщите нам об этом в комментариях.

Кроме того, мы любим хорошие новости, поэтому, если наши советы по композиции фотографии помогли вам понять, как использовать теорию гештальта в фотографии, поделитесь ею.

Поможет ли этот учебник по фотографии использовать теорию гештальта в фотографии?

Поделитесь знаниями… прикрепите их, опубликуйте.

Как использовать принципы гештальта в фотографии (теория гештальта)

Тая Иванова

А- А+

Скачать как PDF

Подпишитесь ниже, чтобы скачать статью немедленно

Вы также можете выбрать свои интересы для бесплатного доступа к нашему обучению премиум-класса:

Основы бизнеса

Шпаргалки

Детская фотография

Красочные городские пейзажи

Состав

Творческая фотография

Креативные концепции портрета

Цифровые фотоколлажи

Сказочная портретная фотография

Фотография еды

Интерьерная фотография

Редактирование ландшафта

Пейзажная фотография

Обработка Lightroom

Пресеты Lightroom

Длинная выдержка

Макрофотография

Фотография Млечного Пути

Моя камера и фотография

Органический маркетинг

Домашние животные

Фотография товара

Фотография неба

Социальные сети

Натюрморт

Интервальная съемка

Туристическая фотография

Городская фотография

Фотография дикой природы

Ваша конфиденциальность в безопасности. Я никогда не поделюсь вашей информацией.

Гештальт-принципы — одни из самых важных концепций в фотографии. Понимая и используя принципы гештальта в фотографии, вы можете создавать более яркие и вызывающие воспоминания изображения.

Гештальт-принципы — это набор правил, которые помогают вам смотреть на мир более целостно. Они учат вас смотреть на сцену целиком, а не только на отдельные элементы. Когда вы применяете эти принципы к своим фотографиям, вы можете создавать изображения, которые будут более визуально привлекательными и эмоционально резонансными.

Существует шесть гештальт-принципов: близость, подобие, замкнутость, симметрия, обращение фигуры к фону и принцип Прегнанца. Каждый из них может помочь вам создать лучшие фотографии. В этой статье мы подробно обсудим каждый принцип и покажем вам, как применять их в своей работе.

Введение в 5 принципов гештальт-теории

Благодаря гештальт-теории мы можем наблюдать за этой фотографией листа и понимать, почему он так выделяется.

В психологии существует множество гештальт-принципов. Не все из них применимы к фотографии.

Те, которые могут, помогут организовать элементы на фотографиях таким образом, чтобы они выглядели более привлекательными.

Прежде чем научиться использовать их на своих фотографиях, вы должны знать, какую роль они играют в психологии:

  • Близость – объекты, находящиеся близко друг к другу, создают ощущение знакомости. Если вы входите в комнату и видите двух человек, сидящих вместе, вы можете предположить, что они знают друг друга, даже если они незнакомы.
  • Крышка — даже когда что-то не завершено, разум может прочитать это как цельный объект. Это часто используется в оптических иллюзиях.
  • Сходство – объекты, имеющие одинаковый цвет, размер, форму и т. д., склонны считаться одним целым. Это похоже на близость. Но в этом случае объекты не обязательно должны быть близко друг к другу.
  • Непрерывность — когда вы видите группу линий, идущих в одном направлении, вы предполагаете, что они продолжают двигаться в этом направлении. Даже когда они покидают кадр.
  • Сегрегация
    — объекты легче идентифицировать, когда они выделяются из окружающей среды.

Почему важна теория гештальта?

Есть много тем, связанных с психологией, которые вдохновляют фотографов. Почему именно эта школа мысли так популярна?

Гештальт-теория создана не для художников. Это может помочь вам сделать ваши фотографии более привлекательными.

Многие из его принципов связаны со зрением. Он может показать вам, как организовать каждый элемент на вашей фотографии.

Закон подобия гештальт-теории — отличный способ создать гармонию на оживленных уличных фотографиях. Поскольку на этом изображении так много похожих на вид книг, всю композицию легко рассмотреть.

Чем более организованы ваши композиции, тем легче будет их просматривать. И тем сложнее вам будет сделать нелестные фотографии.

Уличные фотографы могут использовать Закон подобия, чтобы превратить сложные композиции в красивые уличные фотографии. Фотографы-портретисты могут использовать закон близости, чтобы их модели выглядели так, как будто они принадлежат друг другу.

Давайте посмотрим, как вы можете использовать эти принципы, чтобы ваши фотографии выделялись.

Как использовать гештальт-теорию в ваших фотографиях

Используйте закон близости для создания ощущения знакомости

Вы можете использовать гештальт-теорию для создания юмористических фотографий, подобных этой. Убедитесь, что ваша диафрагма мала, чтобы фоновый объект был в фокусе. Маленькая диафрагма эквивалентна большому числу f, например, f/16 или f/22.

Закон близости основан на расстоянии. Чем ближе ваши объекты друг к другу, тем легче будет думать о них как об одном целом объекте.

Вы можете разместить два предмета вместе, чтобы создать ощущение тепла. Это важно в портретной фотографии, особенно если ваши модели — друзья или члены семьи.

Чтобы это выглядело максимально естественно, попросите их взяться за руки. Или попросите одного из них опереться головой на другого.

Вы также можете создавать забавные оптические иллюзии, используя небольшую апертуру. Даже если один из ваших объектов находится далеко, вы можете расположить его рядом с другим объектом. Это создаст впечатление, что они взаимодействуют.

Фото выше — отличный тому пример.

Ищите шаблоны в своих композициях, чтобы сделать ваши фотографии более привлекательными

Закон подобия касается шаблонов. Найдите сходство в форме, размере, движении и цвете. Ваша цель — создать гармоничное сочетание тонов и форм.

Вам не нужно фокусироваться на каждой детали на фотографии, чтобы сделать удачную съемку. Возьмите фото выше в качестве примера.

Похожие цвета и формы выделяют изображение, даже если объекты разбросаны по всей фотографии.

Закон подобия — отличный инструмент для уличных и портретных фотографов. Если вы работаете в оживленной среде, вы все равно можете делать потрясающие фотографии, ища закономерности.

Использование крышки для создания оптических иллюзий

На этом фото кофейный фильтр создает впечатление, будто кофе лежит в тарелке красивой формы. Если бы это фото было сделано под другим углом, вы бы увидели, что кофе просто стоит на дне чашки. Гештальт-теория оставляет много места для подобных оптических иллюзий.

Замыкание часто фокусируется на создании фигур в несуществующих местах. Если вы заметите пробел на фотографии, ваш разум может автоматически заполнить его. Эта реакция идеальна для любителей оптических иллюзий.

Вы можете играть с разными углами, чтобы создавать абстрактные фотографии из повседневных предметов. Как вы можете видеть на изображении выше, фотограф использовал чашку, немного кофе и фильтр, чтобы создать необычный эффект.

Сфотографируйте линии, чтобы создать ощущение непрерывности

Закон непрерывности гештальт-теории идеально подходит для пейзажных и архитектурных фотографов, которые хотят добавить больше глубины своим изображениям.

Вы можете рассматривать Непрерывность как более конкретную версию Закона подобия. Этот принцип фокусируется исключительно на линиях, особенно параллельных, которые идут в одном определенном направлении.

Вы можете использовать эти линии, чтобы создать ощущение гармонии и непрерывности. Если линии достигают конца вашего кадра, разум предполагает, что они продолжаются за его пределами.

Используйте разделение, чтобы выделить объект

Разделение предназначено для отделения объекта от фона, поэтому ваша цель — выделить модель. Это можно сделать несколькими способами.

Вы можете использовать силуэты, простые фоны и пустые места, чтобы привлечь внимание к объекту. Так как наши глаза, как правило, падают на то, что выделяется, это отличный способ подчеркнуть то, что вам небезразлично.

Заключение

Фотография не всегда должна фокусироваться на искусстве и повествовании. Вы можете выйти за рамки этого, изучая различные предметы, такие как психология, чтобы больше узнать о фотографии.

Теория гештальта — это одно из многих направлений психологии, которые вы можете использовать, чтобы взглянуть на свои фотографии с другой точки зрения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *