Статьи — психология восприятия фотографии.
На психологию восприятия фотографии влияют многие факторы, такие как ракурс съемки, направление движения, место расположения объекта, их форма и цвет. Учеными давно доказан тот факт, что восприятие информации человеком происходит по большей части не за счет слов, а за счет ее эмоционального и зрительного содержания – позы, жестов, интонации, движения, мимики, цвета одежды и т.д. В фотографии восприятие картины происходит за счет зрительных образов. Поэтому для того, чтобы передать то настроение и эмоциональное содержание снимка, которое задумал автор, необходимо знать и учитывать некоторые аспекты.
1. Ракурс съемки
Ракурс и точка съемки оказывают огромное влияние на восприятие фотографии. При съемке портрета крупным планом оптимальной точкой съемки считается положение камеры на уровне глаз портретируемого. При съемке среднего плана камера должна находиться на уровне груди портретируемого.
В качестве примера можно рассмотреть следующую ситуацию:
Если нам нужно снять портрет человека, подчеркнув его надменность, силу характера, влиятельность и величие, нижняя точка съемки в данном случае будет идеальной. Тем самым мы как бы выставляем определенную иерархию – возвышаем портретируемого над нами, смотрим на него снизу. Эмоциональное впечатление у зрителя от фотографии будет соответствующее. Все картины влиятельных людей – царей, князей, вельмож — написаны именно с такого ракурса.
Для достижения противоположного эффекта подойдет верхняя точка съемки, т.е. мы будем смотреть на человека свысока, придавая ощущение насмешливости, приниженности, подчеркивая его незначительное положения в обществе.
Изменение ракурса съемки позволяет не только создавать атмосферу снимка, но и влиять на объем объекта. Например, геометрическая фигура – куб, при съемке в фас будет выглядеть обычным квадратом, а переместив камеру немного в бок или используя верхнюю точку съемки, мы покажем его объем, другие грани.
2. Направление движения, диагонали
Направление движения в кадре имеет сильный смысловой акцент и важную роль в психологии восприятия фотографии.
Пространство с левой стороны давит на композицию справа, тем самым делая ее более сильной, значимой. Например, человек идет против ветра. Чтобы показать как ему тяжело, желательно выбрать направление движения справа налево. А показать скорость бегущего спортсмена лучше слева направо.
Вероятно, этот факт можно объяснить тем, что глаз человека привык считывать информацию слева на право. Когда направление движения в кадре совпадает с направлением взгляда, объект как бы ускоряется, придавая большую динамичность фотографии, чем если бы наоборот двигался в противоположную сторону.
Направление взгляда портретируемого также влияет на восприятие фотографии. Если взгляд обращен влево, это придает фотографии драматичности, безысходности, ощущения грусти. Если направо, то возникают совершенно противоположные ощущения — ассоциации со взглядом в будущее, позитивом. Взгляд, упирающийся в край кадра, вызывает ощущение дискомфорта, и наоборот, гармонично смотрится фотография, если по направлению взгляда оставлено свободное пространство.
Направления движения по диагональной плоскости.
1-4 – диагональ входа 4-1 диагональ выхода 2-3 – активная диагональ 3-2 – демонстрационная диагональ |
Например:
выход главного героя на сцену обычно осуществляется по диагонали 1-4;
по диагонали 4-1 уходит за горизонт проезжающий мимо поезд;
диагональ 2-3 очень ярко покажет тяжесть альпиниста, лезущего в гору;
а на диагонали 3-2 очень гармонично впишется демонстрационное шествие.
Для того, чтобы создать нужную атмосферу снимка, желательно учитывать эти рекомендации.
3. Расположение объектов
Расположение объекта съемки с левой или правой стороны кадра также имеет сильный психологический эффект. Находящийся в левой части кадра объект задает настроение, атмосферу фотографии. На фотографиях с изображением пар, мужчина обычно находится слева, женщина справа. Если на фото мать с ребенком, мать также находится слева, ребенок справа. Левая сторона считается более активной, она доминирует. Чтобы показать разницу между маленьким и большим, тяжелым и легким, более активный предмет следует разместить слева. Например яйцо и гиря. Чтобы прочувствовать эффект, можно зеркально отразить фотографию и проследить как поменяется ее смысл.
4. Цвет
Цвет в фотографии является одним из самых важных факторов, передающих атмосферу снимка. В зависимости от сочетания и преобладания тех или иных цветов вырисовывается эмоциональная картина, несущая в себе определенное настроение. На эту тему учеными были проведены многочисленные исследования и на основе полученных данных сделаны выводы и предположения относительно психологии восприятия человеком цвета.
Цвет с научной точки зрения – это электромагнитная волна оптического диапазона, имеющая определенную длину и частоту колебаний. Цвета делятся на хроматические и ахроматические (белый, черный, серый), спектральные и неспектральные.
Из всей гаммы можно выделить основные цвета, которые чаще всего встречаются в повседневной жизни и дать им краткую характеристику:
Красный цвет – ассоциируется с одной стороны с кровью, огнем, агрессией, а с другой стороны с любовью, радостью, романтикой, величием, уверенностью и раскованностью.
Оранжевый – дружественный цвет, теплый, радостный, вызывающий чувство доверия, спокойствия и доброты.
Белый – воздушный, радостный, несет в себе мир, спокойствие и свободу, ассоциируется с совершенностью и возвышенностью, чистотой.
Черный – вызывает чувство печали, угнетения, неизвестности, страха, траура, драматизма.
Желтый – яркий и радостный, беззаботный, теплый, веселый, но в сочетании с другими цветами, например, черным, может вызывать ощущение беспокойства, тревоги.
Синий – вызывает чувство гармонии, безопасности, спокойствия, ассоциируется с волшебством, магией, нежностью.
Фиолетовый – властный, ассоциируется с тайной, неизвестностью, потусторонним миром, мистикой, успокаивает, но в то же время может вызывать депрессии.
Зеленый – спокойствие, жизнь, свежесть, гармония, радость.
Цвет ( а также сочетание цветов) воздействует на человека на подсознательном уровне, вызывает различные эмоции, ассоциации. Цвет может успокаивать и возбуждать, располагать к гармонии и вызывать агрессию, отталкивать и притягивать. Правильное и гармоничное использование цветов дает фотографу возможность воздействовать на зрителя, влияя на его чувства, эмоции, воображение.
Схема гармоничного сочетания цветов Йоханнеса Иттена.
Несколько примеров сочетания и влияния цветов. Светлые оттенки делают цвета бледнее. Например, фотографировать человека в ярких нарядах лучше на черном или сером фоне. Красный цвет прекрасно держит форму, чего нельзя сказать о желтом.
Другими словами красный квадрат будет выглядеть квадратнее, чем желтый. Черный цвет утяжеляет. Синие оттенки визуально удаляют. Белый расширяет форму. Желтый цвет в сочетании с черным подсознательно воспринимается как опасность.Литература по теме:
«Экологический подход к зрительному восприятию» — Дж.Гипсон.
«Основы цвета» — Иоханнес Иттен
«Искусство форм» — Иоханнес Иттен
«Линия на плоскости» — В.Кандинский.
«Новые очерки по психологии искусства» — Р.Арнхейм.
Источник: Митронина Елена (www.mitru.ru)
При использовании материалов с сайта необходима ссылка на первоисточник — www.mitru.ru.
Психология восприятия фотографии. По следам Рудольфа Арнхейма и Ираклия Шанидзе
Фотография как один из видов изобразительного искусства, несмотря на бесконечные споры, является результатом творческого познания мира. Существуют разнообразные трактовки восприятия произведений искусства.
Одну из них, наиболее интересную, на наш взгляд, выдвинул американский психолог Рудольф Арнхейм, по его мнению, любое искусство представляет собой процесс познания.
Основная катастрофа, которая может угрожать ему — это непонимание, вызванное атрофией чувств, «разумное» истолкование, лишенное эмоционального начала.
Процесс восприятия фотографии-это не пассивный акт, а динамический, который способствует не только считыванию образов, представленных в работе, но и выстраиванию «визуальных моделей».
Проще говоря, зритель, рассматривая ту или иную фотографию, не только воспринимает объект, например, «яблоко на белом столе», но и оценивает, обращается к собственным «картинам» памяти, выстраивает свою целостную картину.
Вследствие чего, получается, что зрительное восприятие-это активный созидательный процесс. По мнению исследователя, визуальное восприятие имеет много общего с интеллектуальным познанием, если у последнего существуют определенные логические категории, то творческое восприятие апеллирует к «визуальным понятиям».
Данный тип познания характеризуют свои определенные категории восприятия, «перцептивную», как мы видим объект искусства и категорию изобразительную, то, что хотел донести до нас художник.
Концепция Арнхейма подтверждает тот факт, что зритель творит совместно с художником в процессе восприятия фотографии, собственно любого художественного произведения.Таким образом, фотография, с одной стороны, фиксирует случайно пойманные или специально продуманные сюжеты на века, с другой стороны, оставляет право на бесконечную трактовку, тот самый созидательный процесс познания.
В этом смысле психология восприятия искусства, в том числе и фотографии, по Арнхейму пересекается с не менее интересной философией экстравагантного, талантливого фотографа- Ираклия Шанидзе. Художник также считает, что любое произведение искусство призвано будить ЭМОЦИЮ, но в своей концепции идет еще дальше. Он изучает характер данной эмоции, не всегда она должна быть положительной.
«Сила эмоционального воздействия должна быть такой, как задумал художник». Несмотря на субъективное восприятие любого творчества, эта сила, о которой и хотел передать автор фотографии, должна прорываться к зрителю, оставлять неизгладимый след в памяти воспринимающего, вне зависимости от существующих трактовок и оценочных высказываний. А если, как утверждает Ираклий Шанидзе, фотография не вызвала той самой сильной эмоции, то она становится «ремесленнической поделкой».
Как бы ни было, при обучении фотографии, мы должны рассматривать различные концепции восприятия произведения искусства, в том числе и фотографии.
Безусловно, не забывая и о том, что на психологию восприятия фотографии влияют и технические нюансы, например: использование цвета в кадре, композиционное решение, ракурсы, поза модели, работа со светом.
В статье использованы работы Ираклия Шанидзе
Автор: Елизавета Добровольская
Восприятие объекта (с изображением)| Психология
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
Восприятие объекта!
Восприятие фигуры и фона:Гештальт-психологи считают, что мы воспринимаем объект как гештальт, целое, образец или единицу. Мы не воспринимаем его как совокупность частей, как считают ассоциативисты. Когда мы открываем глаза по определенному поводу, перед нами ничего, кроме зеленого пятна на сером фоне.
Мы воспринимаем пятно как единое целое, как расплывчатую форму, выделяющуюся на его фоне. Мы не можем взять за единицу половину зеленого пятна вместе с частью соседнего серого. Мы также не можем взять часть зеленого пятна вместе с отдаленными частями серого и увидеть комбинацию как единое целое.
Гештальт-психологи считают, что нам не нужно учиться видеть компактное пятно как единое целое, потому что первичная реакция мозга на область однородной стимуляции представляет собой динамическую систему, а не совокупность отдельно активных точек.
Объект восприятия всегда представляет собой гештальт, целое, конфигурацию. Это не просто совокупность частей. Восприятие ситуации, паттерна или конфигурации зависит от общей активности, происходящей в мозгу.
Фигура компактная, имеет форму и очертания, а фон кажется безграничным пространством. Фигура привлекает внимание с большей готовностью, чем фон. Он выделяется жирным рельефом. Кажется, что он выделяется по отношению к вам. Земля расстилается за фигурой.
Фигура представляет собой единое целое или единицу. Воспринимается фоном. По мнению гештальт-психологов, различие фигуры и фона является фундаментальным в визуальной позиции.
Мы видим гору на фоне неба. Мы видим пятно цвета на стене. Пятно цвета — это фигура. Стена — это земля. Когда младенец впервые открывает глаза, он уж точно не видит предметы так, как их видят взрослые.
Но все же он может не видеть простого хаоса, «большого, гулкого, гудящего беспорядка», как думал Уильям Джеймс. Если в его поле зрения находится какая-то компактная яркая цветная масса, например яркая цветная игрушка, то она, вероятно, выделяется как фигура на общем фоне.
Различение фигуры и фона не свойственно зрению. Ритмичный звук барабана воспринимается как фигура на фоне менее отчетливых звуков. Щепотка на коже воспринимается как фигура на фоне массы кожных ощущений. Гештальт-психология рассматривает различие фигуры и фона как фундаментальный принцип организации опыта и поведения.
Восприятие Постоянства:(i) Постоянство размера:
Мы уже узнали, что чем больше расстояние, тем меньше ретинальный или видимый размер объекта, и чем короче расстояние, тем больше сетчаточный или видимый размер объекта. Это визуальные подсказки к восприятию глубины.
Но фактический опыт, размер объекта остается постоянным, находится ли он на расстоянии 50 или 100 футов до определенного предела. Когда мы воспринимаем человека на расстоянии 50 футов, мы не видим, что он меньше, а когда мы воспринимаем его на расстоянии 100 футов, мы не воспринимаем его больше. Мы воспринимаем его одного размера на обоих расстояниях.
Это восприятие постоянства размеров. Если присутствуют сигналы восприятия расстояния, мы имеем восприятие постоянства размера. Мы воспринимаем объект как более далекий, вместо того, чтобы воспринимать его как меньший. Но если признаки восприятия глубины отсутствуют, незнакомый объект воспринимается то меньшим, то большим на разных расстояниях.
Но отсутствие подсказок не разрушает полностью известное восприятие размера. Это знание дает нам некоторую степень постоянства размеров.
(ii) Постоянство формы:
Когда мы видим перед собой стол, мы воспринимаем его прямоугольным. Воспринимаемая форма объекта соответствует его ретинальному изображению. Когда мы видим его сбоку, мы воспринимаем его прямоугольным, хотя на сетчатке его изображение трапециевидное. Это называется восприятием постоянства формы. Знание истинной формы объекта устраняет влияние визуальных сигналов.
(iii) Постоянство цвета:
Когда мы видим уголь в зеленом свете, мы воспринимаем его как черный. Когда мы видим его в красном свете, мы воспринимаем его как черный. Когда мы видим мел при искусственном освещении, мы воспринимаем его как белый. Когда мы видим его в синем свете, мы воспринимаем его как белый. Это называется восприятием постоянства цвета. Знание истинного цвета предмета исключает влияние света.
(iv) Постоянство яркости:
Когда мы видим уголь на ярком солнце, мы воспринимаем его как черный, хотя он отражает больше света. Когда мы видим уголь в тени, мы воспринимаем его как черный, хотя он отражает меньше света. Это называется восприятием постоянства яркости. Знание истинного цвета устраняет эффект разной степени освещенности. Постоянство восприятия зависит от прошлого опыта и привычек восприятия.
Восприятие времени:Восприятие времени основано на восприятии длительности и последовательности событий. Мы можем воспринимать только настоящее. Но воспринимаемое время — это не математический момент, а длительность или блок. Уильям Джеймс назвал это благовидным подарком. В нем содержится не только настоящее, но и «отголосок ближайшего прошлого и предвкушение ближайшего будущего». Актуальное ощущение есть признак настоящего времени.
Голодный человек принимает пищу; актуальное ощущение удовлетворения голода дает ему восприятие настоящего. Чем больше конация затруднена или задержана, тем дольше появляется время. Чем более успешно и легко оно продвигается к достижению своей цели, тем короче оно кажется. На уровне восприятия различие между прошлым, настоящим и будущим может быть воспринято лишь рудиментарно.
Сознание «еще не», содержащееся в проспективной установке внимания, дает нам восприятие будущего. Когда мы с нетерпением ждем еды, мы воспринимаем будущее. Сознание «больше нет» дает нам восприятие прошлого.
Когда мы закончили наслаждаться роскошным пиром, мы воспринимаем прошлое. Когда побуждение затруднено или задерживается, подчеркивается «еще не» сознание. С появлением памяти и воображения отчетливо постигаются прошлое и будущее. У нас есть память о прошлом и ожидание и воображение будущего. Таким образом Стаут объясняет восприятие времени — прошлого, настоящего и будущего.
Уильям Джеймс говорит о физиологическом чувстве времени. Бриджес подчеркивает важность «физиологических ритмов, напряжений и расслаблений в организме» в восприятии времени. Дж. Ф. Дашиелл также предполагает, что существуют физиологические сигналы восприятия времени, природа которых еще точно не установлена экспериментально.
Сигналами к восприятию времени могут быть некоторые «качественные изменения органических состояний» или «качественная сумма» ритмов дыхания, сердцебиения, пищеварения, фазовые изменения полосатых мышц, химических процессов в организме.
Некоторые люди обладают чудесной способностью определять точное время дня и ночи без вычислений. У них есть физиологическое чувство времени. Боринг, Лангфельд и Велд также считают «ритмы пульса и дыхания, пищеварения» и т.п. фундаментальными для восприятия времени.
Гештальт-психологи отвергают этот аналитический подход к проблеме восприятия времени и утверждают, что мозг обладает врожденной способностью воспринимать время как «целое», паттерн. Мозг воспринимает движение как четырехмерное, а время — его четвертое измерение. Процесс восприятия — это временной процесс, время — его четвертое измерение.
Восприятие Пространства или Расширения — Пространство означает расширение и состоит из двух факторов, материального и формального. Множество сосуществующих, противодействующих точек составляют его материальный фактор. Порядок и расположение среди них составляют его формальный фактор.
Мы воспринимаем расширение через взаимодействие трех факторов; (1) экстенсивность, местные признаки и (2) движение. Обширность зрительных или тактильных ощущений дает нам представление о множестве сосуществующих, сопротивляющихся вместе точек. Местные признаки зрительных или осязательных ощущений сообщают нам, что они отличаются друг от друга.
Благодаря активному движению мы воспринимаем порядок и расположение различных точек сопротивления, сосуществующих друг с другом. Движение преобразует экстенсивность в протяженность. Обширность тактильных и зрительных ощущений, местных знаков и двигательных ощущений во взаимодействии дает восприятие пространства.
Главная ››
Сенсорное восприятие — фотографии и стоковые фотографии0105
Durchstöbern Sie 147.962
сенсорное восприятие Стоковая фотография и фотографии. Oder starten Sie eine neuesuche, um noch mehr Stock-Photografie und Bilder zu entdecken. Abstrakte Handflächenhände, Die Das Gehirn Mit Netzwerkverbindungen Berühren, инновационная технология в Der Wissenschaft — Sensory Sception Stock -fotos und Bilder333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333н. в Wissenschaft und Kommunikationskonzept
handgezeichnete einfache symbole, die die die fünf sinne darstellen. ручные каракули gezeichnete. — сенсорное восприятие стоковые графики, -клипарты, -мультфильмы и -символыHandgezeichnete einfache Symbole, die fünf Sinne darstellen….
странник на фоне весны в надельвальде — сенсорное восприятие стоковые фотографии и картинкиСтранник на западе им Nadelwald
Mann auf dem Weg im Nadelwald
eine hand berührt das whater im sonnenuntergang. — фото и изображения сенсорного восприятияEine Hand berührt das Whater im Sonnenuntergang.
Eine Hand berührt das Whater bei Sonnenuntergang in der Goldenen Stunde in einem heißen Sommer. для секса и телефона. die abgekühlte familienbeziehung und der mangel an leidenschaft. eine frau sitzt auf einem mann und beide benutzen smartphones während der intimität aus langeweile — сенсорное восприятие фото и фотоDas Paar hat Sex und phoneiert. Die abgekühlte…
осязание — сенсорное восприятие стоковые фотографии и изображенияTouch
Nahaufnahme einer weiblichen Hände, während sie in einem weißen Kleid tanzt, in der Dunkelkammer
fünf sinne setzen symbole. sehen, hören, beruhren, schmecken, riechen. вектор — сенсорное восприятие графика, -клипарт, -мультфильмы и -символFünf Sinne setzen Symbole. Sehen, Hören, Berühren, Schmecken,…
Fünf Sinne setzen Symbole.
Eine Reihe von Ikonen der fünf menschlichen Sinne: Hören, Sehen,…
3D-иллюстрация анатомии полушарий головного мозга. — Сенсорное восприятие: стоковые фотографии и изображения3D-иллюстрации 3D-иллюстраций с элементами анатомии
частей тела — Сенсорное восприятие: стоковые графики, -клипарты, -мультфильмы и -символыЧасти тела
психологические концепции. Sonnenaufgang und frauensilhouettenkopf — фото и изображения сенсорного восприятияПсихологическая концепция. Sonnenaufgang und Frauensilhouettenkopf
menschliche sinne ikone. векторная иллюстрация, — сенсорное восприятие, графика, -клипарт, -мультфильмы и -символMenschliche Sinne Ikone. Вектор-иллюстрация,
nahaufnahme. das mädchen Hört zu. — сенсорное восприятие фото и изображенияNahaufnahme. Das Mädchen hört zu.
symbole-satz der fünf menschlichen sinne in gravierte stil. вектор-иллюстрация дер sinnesorgane — сенсорное восприятие сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символSymbole-Satz der fünf menschlichen Sinne in gravierte Stil….
menschliche fünf sinne gehirn infografik zeichnung — сенсорное восприятие stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole Инфографика «Пять чувств мозга». Schwarz-Weiß-Skizze auf Transparentem Hintergrund (.eps-Datei). Используйте данные в формате EPS (v10) и JPG в высоком разрешении. markierungen von reflexzonen. projektion der inneren organe auf das gesicht einer frau. vektorillustration isoliert auf weißemhintergrund — сенсорное восприятие сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символMarkierungen von Reflexzonen. Projektion der inneren Organe auf…
Marker von Reflexzonen. Projektion der inneren Organe auf das Gesicht einer Frau.