Краткое введение в Теорию Хаоса / Habr
Все в мире целиком и полностью имеет свои причины и последствия. Возможно, эта мысль навела меня на осознание того, что все в мире взаимосвязано. Всему есть свои причины. Даже в случайности заложено движение к какой-то цели.
События, кажущиеся случайными, происходят в определенной последовательности.
«Даже в хаосе есть порядок».
Что в точности есть хаос? Название «Теория Хаоса» произошло благодаря тому факту, что системы, описываемые теорией, взятые по кусочкам- неупорядочены, но Теория Хаоса на самом деле заключается в том, чтобы найти скрытый порядок в кажущихся случайными данных.
Когда был открыт Хаос? Первый истинный экспериментатор в области Хаоса был метеоролог Эдвард Лоренс. В 1960 году он работал над проблемой предсказания погоды. У него была компьютерная установка с набором из 12 уравнений, моделирующих погоду (имеются ввиду воздушные потоки в атмосфере)[уточнение тут]. Они сами по себе не предсказывали погоду. Но как бы то ни было, компьютерная программа теоретически предсказывала, какой могла быть погода.
Однажды в 1961 году он [Эдвард Лоренс] снова захотел посмотреть особенную последовательность. Чтобы сэкономить время, он начал с середины последовательности, вместо того, чтобы сделать это сначала. Он ввел числа из распечатки и запустил программу…
Когда он вернулся часом позже, закономерность была решена по-другому. Вместо той же модели, что была прежде, была модель, отклоняющаяся в конце очень сильно, отличаясь от оригинальной (см. Рисунок 1). В конце –концов он выяснил, что произошло. Компьютер поместил в память 6 чисел после запятой. Чтобы сэкономить бумагу, он вводил только 3 числа после запятой. В оригинальном порядке было число 0.0506127, а он напечатал только 0.506.
Рисунок 1 – Эксперимент Лоренса: разница в начале между этими кривыми всего лишь 0.000127(Ян Стюарт, «Does God Play Dice?», Математика Хаоса, стр.141)
По общепринятому мнению того времени это должно было сработать. Он должен был получить порядок очень близкий к оригинальному. Ученый мог посчитать себя счастливцем, получив измерения с точностью до 3 чисел после запятой. Конечно, измерить 4-ю и 5-ю цифру, используя рациональные методы, было невозможно, и это не могло повлиять на результат эксперимента. Лоренс посчитал идею неверной. Этот эффект известен как Эффект Бабочки. Разница в начальных точках двух кривых настолько мала, что сравнима с порханием крыльев бабочки [в реальной жизни].
Движение крыльев одной бабочки сегодня создает малейшие изменения состояния атмосферы. По прошествии времени атмосфера отличается от той, какой она могла бы быть. Таким образом, через месяц Торнадо, который мог обрушиться на Индонезию, не появляется. Или, если он не должен был появиться, он появляется.(Ян Стюарт, «Does God Play Dice?», Математика Хаоса, стр.141).
Этот феномен, в общем называемый Теорией Хаоса, также известен как чувствительная зависимость от начальных условий. Всего лишь маленькое изменение в начальных условиях может кардинально изменить поведение системы, рассматриваемой длительный период времени. Такая маленькая разница в измерениях может быть вызвана в эксперименте шумом, фоновым шумом или неисправностью оборудования. Этих вещей невозможно избежать даже в самой изолированной лаборатории.
Начиная с числа 2, в итоге может получиться результат, всецело отличающийся от результатов такой же системы с начальной цифрой 2.000001. Это просто невозможно- достигнуть такого уровня точности- просто попытайтесь измерить что-нибудь с точностью до миллионной доли дюйма!Исходя из этой идеи, Лоренс установил невозможность точного предсказания погоды. Как бы то ни было, это открытие привело Лоренса к другим аспектам того, что впоследствии стало известным как Теория Хаоса.
Лоренс начал наблюдать за простейшими системами, которые чувствительны к разнице в начальных условиях. Его первое открытие имело 12 уравнений, и он хотел его очень упростить, но чтобы оно все же имело этот атрибут[чувствительность к разнице в начальных условиях]. Он взял уравнения конвекции и сделал их неимоверно простыми. Эта система больше не имела отношения к конвекции, но имела чувствительность к разнице в начальных условиях, и на этот раз осталось всего лишь 3 уравнения. Позже было установлено, что эти уравнения описывают водоворот.
На поверхности вода неуклонно образует как бы обод колеса. Каждый «обод» расходится от маленького отверстия Если поток воды имеет маленькую скорость, «ободки» никогда не станут достаточно быстрыми, чтобы образовался водоворот. Вращение может продолжаться. Или, если поток настолько быстрый, что тяжелые «ободы» все время вращаются вокруг дна и поверхности, водоворот может замедлиться, остановиться и поменять направление вращения, вращаясь сначала в одну сторону, а затем в другую. (James Gleick, Теория Хаоса, стр. 29)
Уравнения для этой системы также казалось, показывали общую случайность поведения.Как бы то ни было, когда был построен график, он был удивлен [Лоренс]. Выходные параметры всегда оставались на кривой, образуя двойную спираль. До этого было известно только два типа порядка: постоянное состояние, в котором переменные никогда не меняются, и периодичное состояние, в котором система циклична, и неопределенно повторяется. Уравнения Лоренса были определенно упорядочены- они всегда следовали по спирали. Они никогда не останавливались на одной точке, но никогда не повторяли то же состояние, то есть не были периодичными. Он назвал полученные уравнеия аттрактором Лоренса(см. Рисунок 2).
Рисунок 2 – Аттрактор Лоренса
В 1963 Лоренс опубликовал статью, описывающую его открытие. Он включил туда статью о непредсказуемости погоды и обсудил все типы уравнений, вызвавших этот тип поведения. К несчастью, единственным журналом, в котором он мог опубликовать свою статью, был метеорологический журнал, так как он был не физиком или математиком, a метеорологом. В результате открытия Лоренса не были известны до тех пор, пока не были открыты снова другими людьми. Лоренс открыл нечто революционное, и ждал, пока кто-то откроет его.
Другая система, в которой есть чувствительность к разнице в начальных условиях- бросание монетки. Есть две переменные в бросании монетки: как скоро она упадет и как быстро она вращается. Теоретически, возможно контролировать эти две переменные полностью, и контролировать- как монетка упадет. На практике невозможно контролировать абсолютно точно скорость вращения монеты и то, насколько она подлетит. Возможно только поместить эти переменные в определенном диапазоне, но невозможно контролировать их настолько, чтобы знать результат.
Схожая проблема имеет место в экологии и предсказании биологических популяций. Уравнение простое, если популяция растет определенно, но хищники и ограниченность в пище делают это уравнение неверным. Самое простое уравнение имеет вид:
next year’s population = r * this year’s population * (1 — this year’s population) [где next year’s population-популяция в следующем году, this year’s population- популяция в этом году]
В этом уравнении популяция описывается числом между 1 и 0, где 1 представляет собой максимально возможную популяцию, а 0- вымирание. R- показатель роста. Вопрос состоял в том, как этот параметр влияет на популяцию? Очевидный ответ- высокий показатель роста популяции значит установление высокого уровня, в то время как низкий означает, что популяция упадет. Это условие истинно для некоторых показателей роста, но не для всех.
Биолог Роберт Мэй, решил выяснить, что случится с уравнением, если повышать показатель роста. При низких значениях популяция устанавливалась на каком-либо определенном значении. Для показателя равного 2.7 она устанавливалась на уровне 0.6292. Далее при увеличении показателя роста популяции«R», итоговая популяция также росла. Но затем случалось нечто странное.
Как только показатель превышал 3, линия разделялась надвое. Вместо устанавливания в каком-то определенном положении, она «прыгала» между двумя различными значениями. Она имела одно значение в одном году, и совершенно иное- в следующем. И так этот цикл повторялся постоянно. Повышение показателя роста вызывало скачки между двумя разными значениями.
Как только параметр повышался далее, линия бифурцировала(раздваивалась) снова. Бифуркации происходили быстрее и быстрее, до тех пор, пока неожиданно не становились хаотичными. Устанавливая точный показатель роста невозможно предсказать поведение уравнения. Как бы то ни было, при ближайшем исследовании можно увидеть белые полоски. Посмотрев на эти полоски ближе обнаруживаем ряд маленьких окон, где через бифуркации проходит линия, перед тем, как вновь вернуться к состоянию хаоса. Эта похожесть на саму себя,- факт того, что график- точная копия его самого, спрятанного глубоко внутри.Это стало очень важным аспектом хаоса.(рисунок 3)
Рисунок 3- Бифуркация
Служащий IBM Бенуа Мандельброт был математиком, изучавшим эту самопохожесть. Одной из областей, которые он изучал, было колебание цен на хлопок. Неважно, как были проанализированы данные о ценах на хлопок, результаты не были распределенными нормально. Мандельброт в конечном счете получил все доступные данные о ценах на хлопок, вплоть до 1900 года. Когда он проанализировал данные с помощью ЭВМ, он заметил поразительный факт:число с точки зрения нормальных продаж было симметрично относительно точки зрения в масштабе. Каждая отдельная цена менялась случайно и непредсказуемо. Но расчет изменений был независим от масштабов: кривые дневных и месячных колебаний цен абсолютно совпадали. Поразительно, но проанализированные Мандельбротом изменения цен оставались постоянными на протяжении всего шумного периода 60-х, Второй Мировой и депрессии.
Мандельброт проанализировал не только цены на хлопок, но и другие явления. Одним из них была протяженность береговой линии. Карта побережья показывает множество заливов. Но как бы то ни было, при подсчете длины береговой линии будут упущены мелкие заливы, которые слишком малы, чтобы быть показанными на карте. Это подобно тому, как при прогулке по берегу мы пропускаем микроскопические промежутки между песчинками. Неважно, насколько увеличить линию побережья, будет больше видимых промежутков при приближении.
Один математик, Хельге вон Кох взл эту идею для математического конструирования, названного кривой Коха. Чтобы создать кривую Коха, представьте равносторонний треугольник. К середине каждой стороны дорисуйте еще по равностороннему треугольнику.Продолжайте добавлять новые треугольники к серединам каждой из сторон, и в результате получите кривую Коха.(см. Рисунок 4).
Приближенная кривая Коха выглядит точно так же, как и оригинал. Это другой пример самопохожести.
Кривые Коха заключают в себе интересный парадокс. Каждый раз, когда добавляется очередной треугольник, длина линии становится больше. Но как бы то ни было, внутренняя площадь[ограниченная] кривой Коха всегда остается меньше площади описанной окружности вокруг первого треугольника. То есть это линия неограниченной длины, заключенная в ограниченной области.
Чтобы разобраться в этом, математики использовали понятие фрактала. Фрактал происходит от слова дробный. Фрактальное дробление кривой Коха составляет примерно 1.26. Фрактальное дробление невозможно придумать, но оно имеет смысл. Кривая Коха более грубая, чем гладкая кривая линия, у которой единичное дробление. Так как она грубее и более «морщинистая», она лучше занимает пространство. Как бы то ни было, она не так хороша в заполнении пространства как квадрат с двумя дроблениями, поскольку не имеет площади. Это означает, что дробление кривой Коха меньше 2.
Под фракталом имеется ввиду любое изображение, имеющее в себе самопохожесть. Бифуркационная диаграмма уравнения популяции- фрактал. Аттрактор Лоренса- фрактал.Кривая Коха- тоже фрактал.
В это время ученые нашли трудным публиковать работы о Хаосе. С тех пор как они еще не показали его отношение к реальному миру. Большинство ученых не думали, что результаты экспериментов относительно Хаоса важны. Как результат, даже несмотря на то, что Хаос- математический феномен, большинство исследований в области Хаоса были сделаны людьми, являющимися специалистами в других областях, таких как метеорология и экология. Изучение области распространения Хаоса – было хобби для ученых, работающих над проблемой, что же с этим делать.
Позже, ученый по фамилии Фигенбаум снова исследовал диаграмму бифуркации.Он исследовал скорость наступления бифуркации. Он открыл, что она наступает при постоянном показателе. Он вычислил, что это число 4.669. другими словами, он определил точный масштаб при котором кривая бифуркации приобретает свойство самопохожести.
Уменьшенная в 4.669 раз, диаграмма выглядит как последующий регион бифуркации. Он решил посмотреть на другие уравнения чтобы увидеть, возможно ли применить фактор масштаба и к ним. К большому удивлению, фактор масштаба оказался таким же. Не только для сложных уравнений, описывающих закономерность.Закономерность была точно такой же как и у простых уравнений.Он опробовал множество функций, и они давали фактор масштабирования 4.669.
Это было революционным открытием. Он обнаружил целый класс математических функций, ведущих себя одинаково, предсказуемо. Универсальность помогла многим ученым легко анализировать уравнения хаоса. Она дала ученым первые инструменты для анализа хаотических систем. Теперь они могли использовать простые уравнения для получения результата более сложных.
Многие ученые открыли уравнения, создающие фрактальные уравнения. Самое известное изображение фрактала- является и самым простым. Оно известно как уравнение Мандельброта. Уравнение простое: z=z2+c. Чтобы выяснить, является ли ваше уравнение таковым, возьмите комплексное число z. Получите его квадрат и затем добавьте число. Введите в квадрат полученный результат и добавьте число. Повторяйте далее, и если число стремится к бесконечности, это не уравнение Мандельброта.
Фрактальные структуры были замечены во многих областях реального мира. Кровь разносится по кровеносным сосудам, ветвящимся дальше и дальше, ветви дерева, структура легких, графики данных о продаже акций, и другие системы раельного мира имеют нечто общее: они все обладают самопохожестью(самоповторением).
Ученые в Университете Санта Круз нашли проявления Хаоса в водопроводном кране[то, как он капает]. Записывая падение капель из крана и периоды времени, они открыли точную скорость потока, капли не падали в то же самое время. Когда они построили графики данных, они нашли, что на самом деле капли падают с определенной закономерностью.
Человеческое сердце тоже бьется с хаотической закономерностью. Время между ударами непостоянно, оно зависит от того, насколько активен человек в данный момент, и от многих других вещей. При постоянных условиях сердцебиение все равно может ускориться. При различных условиях сердце бьется неуправляемо. Это можно назвать хаотичным сердцебиением. Анализы сердцебиения могут помочь в медицинских исследованиях найти способ установить сердцебиение в определенных рамках, вместо неконтролируемой хаотичности.
Хаос имеет применение даже в науке. Компьютерные изображения становятся более реалистичными при применении Хаоса и фракталов. Сейчас с помощью простой формулы можно создать на компьютере красивое реалистично выглядещее дерево. Вместо того, чтобы следовать нормальной закономерности, ветки деревьев могут быть созданы по формуле, которая почти, но не точно повторяет себя.
Также с помощью фракталов может быть создана музыка. Используя аттрактор Лоренса, Диана С. Дэбби, выпускница по специальности электронной инженерии Массачусетского Института Технологий, создала музыкальные темы. («Bach to Chaos: Chaotic Variations on a Classical Theme», Science News, Dec. 24, 1994). Путем ассоциирования музыкальных нот фрагмента музыки из Прелюдии Баха в С с координатами х аттрактора Лоренса, запустив программу на компьютере, она создала вариации на тему данного произведения. Большинство музыкантов, слышавших эти новые звуки, говорили, что вариации очень музыкальны и креативны.
UPD: Благодарю ixside. «Chaotic Variations on a Classical Theme» доступны тут.Правка: перенесено в Научно-популярное.
habr.com
Теория хаоса или 10 ошибок, которые привели к невероятным последствиям (10 фото)
Теория хаоса гласит – взмах крыла бабочки на одном конце земногошара может вызвать ураган на другом.
Знакомая цитата? Она была использована в фильме «Эффект бабочки».
И даже имеет полноценное объяснение.
Смысл заключается в том, что небольшие изменения в окружающей
среде ведут к непредсказуемым последствиям.
Именно о подобных случаях расскажет эта статья.
Практика большого взрыва
Ошибка: изотоп 7Li, который считали инертным, на самом деле оказался активным.
Последствия: радиационное заражение атолла Бикини – крупнейшее заражение
территории в истории США.
Ядерное бомбостроение на заре своей было делом суетливым. То есть о том, чтобы все рассчитать и
прикинуть сначала на бумаге, не шло и речи: надо было срочно взрывать. Иначе соперники по ядерной гонке
обойдут сразу на два корпуса, и взрывать уже будет некому.
Таким образом, когда американские ученые готовились испытать свою первую водородную бомбу на атолле Бикини,
они очень торопились и не слишком заботились о безопасности. Атолл представлял собой райское местечко с
кокосовыми пальмами (выходит, не мы первые придумали поездки в экзотические места под видом командировки).
Местных жителей на всякий случай вывезли на соседний остров, соорудили бар под пальмами – в общем, все шло по плану.
Взрыв должен был потянуть где-то на 6 мегатонн и без радиации. Все-таки бомба была водородная. Но, откровенно говоря,
состав этой самой бомбы был экспериментальным. Насчет изотопа 6Li, составлявшего 40% начинки, уже было известно,
что он включится в реакцию и бахнет, а вот 7Li, который заполнял остальные 60%,
считался инертным изотопом, который ничего в сущности не меняет.
Как ты наверняка понял, не тут-то было! В реакцию вступили оба изотопа, причем с такой силой,
что началось расщепление урановой оболочки с выделением крайне радиоактивных элементов!
Взрыв в итоге получился в 2,5 раза сильнее, чем планировалось, образовался кратер диаметром 2 км,
грибовидное облако достигло 40 км в высоту. Попутно райский атолл стал абсолютно непригоден для жизни,
а местное население, в ужасе сгрудившееся на соседнем острове, хватануло изрядную дозу радиации.
Несчастные бикинийцы до сих пор болеют и ютятся по чужим территориям, пытаясь добиться очистки своей родины.
Однако дело это, увы, безнадежное.
Забытая заначка
Ошибка: в вино добавили слишком много дрожжей и забыли его в темном углу винодельни.
Последствия: шампанское!
Возможно, это просто рекламная легенда о шампанском «Дом Периньон», но нам хочется верить,
что не все ошибки приводят к трагедиям, некоторые – совсем даже наоборот.
Поэтому вот тебе замечательная застольная история про рассеянного монаха Пьера Периньона,
который жил в XVII веке в аббатстве Овилле и заведовал там винным погребом.
Большую часть погреба занимало классическое красное вино, которое, честно говоря,
на виноградниках аббатства получалось так себе, слишком уж кислое.
Тем не менее Пьер очень старался исправить этот недостаток:
то сахара добавлял побольше, то дрожжей сыпал от души.
Но ему все никак не удавалось найти нужную пропорцию.
Работа у завпогребом, сам понимаешь, вредная, поэтому не стоит удивляться,
что иногда случались и огрехи. Однажды глубокой осенью наш бенедиктинец
разлил по бутылкам не самую удачную партию вина, поставил ее в углу винодельни, да и забыл там до лета.
Знойным июньским полднем Пьер все-таки забрел в тот закуток и всплеснул руками.
От жары и слишком большого количества дрожжей вино забродило по второму разу,
в нем образовались газы, и все, кроме одной бутылки, взорвались вдребезги. Монах осторожно откупорил
самую стойкую бутыль, отхлебнул – и выбежал из винодельни с совершенно круглыми глазами,
оглашая монастырь криками: «Я пью звезды! Братия, идите скорей сюда!»
Так был изобретен способ повторной ферментации вина и самое дорогое шампанское планеты.
Это прорыв
Ошибка: инженер Уильям Малхолланд решил
увеличить высоту плотины Сент-Фрэнсис на 3 метра.
Последствия: самое страшное наводнение, происшедшее по вине человека.
Уильям Малхолланд представлял собой воплощение американской мечты.
Инженер-самоучка с мертвой деловой хваткой сумел подмять под себя
все крупнейшие гидротехнические проекты штата Калифорния.
В 1924 году Малхолланд получил в свое распоряжение стройку века –
плотину Сент-Фрэнсис, которая должна была перегородить одноименное ущелье
и сформировать основной резервуар для обеспечения Лос-Анджелеса питьевой водой.
Объем резервуара – 39 млн куб. м. Когда плотина была уже почти готова,
Малхолланд решил увеличить ее высоту на 3 метра, доведя размер водохранилища до 42 млн куб. м.
При этом толщину плотины решено было оставить прежней, чтобы вписаться в бюджет.
Осенью 1927 года строительство Сент-Фрэнсис было завершено, и резервуар начал заполняться водой.
7 марта 1928 года вода достигла максимальной отметки, плотину ввели в эксплуатацию.
Через несколько дней после открытия инженеру позвонил сторож Сент-Фрэнсиса и попросил
приехать на объект – посмотреть на странные трещины, появившиеся у основания.
Малхолланд съездил и постановил, что трещины – обычное явление при вводе в строй гигантских плотин.
А в ночь с 12 на 13 марта плотина Сент-Фрэнсис была снесена потоком воды, который сформировал волну
высотой 38 метров и двинулся к океану со скоростью 8 км/ч.
С лица земли было смыто пять городов, гидроэлектростанция, бессчетное число автомобилей.
Точное количество жертв не известно, приблизительно 450 человек.
Сразу после инцидента Малхолланд заявил: «Я завидую тем, кто умер в потоке. Не ищите виновных: я виноват во всем!»
Последний полет
Ошибка: старт шаттла «Челленджер» при температуре на 1 градус ниже минимально допустимой.
Последствия: первая космокатастрофа в прямом эфире, перенос приоритета с человеческого
освоения космоса в США на механическое.
За стартом шаттла «Челленджер» 28 января 1986 года следила вся Америка,
ведь на борту челнока впервые летела «туристка» – Криста Маколифф, победительница программы «Учитель в космосе».
Между тем в космическом закулисье инженеры ныли, что резиновые уплотнительные кольца шаттла плохо функционируют
при отрицательных температурах, что по-хорошему надо бы подождать 12 градусов тепла.
Тем не менее утром 28 января при температуре –2 С° «Челленджер» стартовал.
Через 73 секунды резиновое уплотнительное кольцо правого твердотопливного ускорителя разорвалось,
горячие газы проникли наружу и привели к взрыву топливного бака.
Прочертив по небу огненно-дымную дугу, шаттл развалился на куски и рухнул в Атлантический океан.
Американская космическая программа была приостановлена на 2,5 года.
Впоследствии США сделали ставку на увеличение количества космических спутников, а не космонавтов.
Трудности перевода
Ошибка: неправильно переведенное слово.
Последствия: бомбардировка Хиросимы и Нагасаки.
В июле 1945 года Вторая мировая война фактически подходила к концу.
Последним несгибаемым врагом стран антигитлеровской коалиции оставалась Япония.
На конференции в Потстдаме японцам было предъявлено требование немедленно капитулировать,
в противном случае союзники обещали перейти к «решительным действиям».
Международные журналисты в Токио не находили себе места, мечтая первыми сообщить
о японском решении. Однако правительство Страны восходящего солнца не спешило с ответом.
В эти напряженные недели в Токио американским репортерам удалось подловить премьера Кантаро
Судзуки и спросить его, что же думает Япония по поводу ультиматума.
Господин Судзуки сделал непроницаемое выражение лица и буркнул: «Мокусатсу».
Одно из значений этого слова – «игнорировать».
Новость отправилась немедленно по всем каналам в США и вышла на первых полосах газет:
«Япония игнорирует Потсдамский ультиматум!»
А ведь есть и другое значение – «оставаться в нейтральном и мудром молчании».
То есть премьер на самом деле имел в виду, что правительство еще думает,
но явно переоценил лингвистические познания американских журналистов.
Стоило господину Судзуки действительно остаться в мудром молчании,
и мировая история могла бы пойти совсем другим путем. А так Америка мгновенно отреагировала:
появился прекрасный повод испробовать «Малыша» и «Толстяка» в действии.
Из-за маленькой ошибки журналистов мир узнал, что такое боевое использование ядерного оружия.
Целебная грязь
Ошибка: Александр Флеминг забыл помыть чашку Петри.
Последствия: люди научились лечить сифилис, ну и еще кое-что по мелочи.
Конечно, наш список был бы неполным без знаменитой истории об открытии пенициллина.
Если вдруг ты не знаешь, как было дело, мы с удовольствием расскажем.
Шотландский ученый Александр Флеминг в 1928 году пренебрег регламентом лаборатории и
вместо того, чтобы помыть за собой посуду, оставил на окне чашку Петри со стафилококками.
На следующий день нерадивый исследователь обнаружил в чашке не только родных стафилококков,
но и какую-то чужеродную плесень, безжалостно уничтожавшую первоначальных жильцов.
Впоследствии Флеминг догадался, что плесень – это на самом деле грибок Penicillium chrysogenum,
из которого можно получать очень полезный пенициллин. Так в наш мир пришли первые антибиотики.
Кстати, они не только вывели медицину на совершенно иной уровень, но и поспособствовали появлению
самых экзотических подвидов стафилококков, о которых в допенициллиновую эпоху и помыслить было страшно.
Если гол оказался вдруг…
Ошибка: судья не засчитал гол.
Последствия: самая кровопролитная давка в истории спортивных состязаний.
24 мая 1964 года в столице Перу Лиме проходил финальный отборочный матч,
на котором должна была определиться команда – участница Олимпийских игр в Токио.
Хозяевам стадиона, мягко говоря, не повезло с жеребьевкой: перуанская команда играла с аргентинцами.
Те ожидаемо забили необходимый гол на первых минутах.
Но произошло чудо: перуанцы принялись защищаться как дьяволы, не пропуская ни одного мяча,
а за две минуты до конца матча перуанец Бертолотти Андрес забил гол в аргентинские ворота!
Стадион бесновался. И тут судья… отказался засчитать гол.
Перуанские болельщики зашлись от свиста. На трибунах начались потасовки, на северной стороне
они переросли в массовую драку. Туда устремилась полиция со слезоточивым газом, спровоцировав настоящую панику.
Однако двери стадиона по странному приказу дирекции были наглухо заблокированы.
В итоге Национальный стадион Перу стал местом, где произошла самая страшная давка за всю историю спортивных состязаний.
В общей сложности погибло 318 человек.
А все из-за того, что один вредный судья не засчитал гол.
Не втыкай – убьет
Ошибка: палка, воткнутая в сугроб.
Последствия: лавина, уничтожившая половину армии Ганнибала при переходе через Альпы,
и несостоявшееся завоевание Рима.
Ганнибал Барка, карфагенский полководец, был известен как величайший стратег своего времени.
Именно он в 218 году до н. э. придумал перелезть с армией через Альпы, чтобы спуститься противнику как снег на голову.
Так вот, Силий Италик уверяет, что, несмотря на всю дикость затеи,
карфагенские войска справлялись со скалолазанием весьма неплохо.
Даже страшно подумать, что было бы, если бы Ганнибал перед штурмом очередного склона не воткнул палку
в сугроб, чтобы доказать его прочность.
Как ты, собственно, уже понял, последовал сход лавины, которая погребла
под собой почти половину армии незадачливого полководца.
В итоге из 38 тысяч солдат, 8-тысячной конницы и 37 слонов до Италии добрались
20 тысяч пехотинцев, 4 тысячи кавалеристов и три «элефанта».
Однако даже с этими силами Ганнибал умудрился одержать несколько быстрых тактических
побед и дошел почти до центра страны, где его задержали болота.
Многие историки не сомневаются, что, если бы карфагенская армия перешла через Альпы с минимальными потерями,
не видать бы нам ни Колизея, ни салата «Цезарь», ни самой Римской империи.
А жили бы на этом месте гордые карфагеняне (по сути, тунисцы) с полумесяцем на гербе.
Где эта бумажка?
Ошибка: офицер армии конфедератов засунул директиву в портсигар и потерял его на стоянке.
Последствия: начало отступления южан, победа Севера, отмена рабства.
Неизвестно, чем бы закончилась война Севера и Юга (и как бы выглядел фильм «Унесенные ветром»),
если бы генерал армии Конфедерации Дэниэль Харви Хилл не имел преглупую привычку
засовывать важные бумажки в свой портсигар.
Однажды на стоянке в Мэриленде Харви Хилл получил от главнокомандующего
южными силами генерала Роберта Ли приказ № 191 – план ближайшего наступления конфедератов.
Все было расписано очень подробно. Харви Хилл почитал, закурил и… сделал сам понимаешь что.
А потом портсигар выпал у него из кармана и остался идиллически лежать под деревцем.
Там спустя пару дней после того, как южане ушли со стоянки, его и нашел капрал республиканской армии
Бартон Митчелл. Бартон немедленно отнес бумажку начальству.
По свидетельству очевидцев, командующий Потомакской армией Джордж Маккелан воскликнул:
«Если с этим документом я не начищу морду генералу Ли, можете отправлять меня домой!»
И он начистил, да так, что битва при Энтитеме, выигранная республиканцами с помощью приказа № 191,
стала самым кровавым однодневным сражением в американской истории,
навсегда отбросившим конфедератов с северных территорий.
Роковая близость
Ошибка: цинковая труба городской системы водоснабжения
проходила слишком близко от стальной трубы, по которой в бензоколонку подавалось топливо.
Последствия: 10 взрывов, уничтоживших половину города Гвадалахара.
Нельзя сказать, что солнечным утром 22 апреля 1992 года в районе Аналко
города Гвадалахары ничто не предвещало беды.
Жители почувствовали неприятности еще за несколько дней до трагедии,
когда вода из крана стала отчетливо пахнуть бензином (согласись, это не может не насторожить).
Однако власти объявили, что ничего страшного в этом нет, на водозаборной станции вроде все в порядке.
В 10 часов утра 22 апреля крышки канализационных люков на улице Алдама стали сами собой подпрыгивать,
из-под них повалил густой белый дым.
В 10.05 прогремели два первых взрыва, которые обрушили сразу несколько домов
на улицах Алдама и Кальзада Индепенсия.
Третий взрыв в 10.08 поднял в воздух пассажирский автобус, который, несколько раз перевернувшись,
опустился прямо в центр оживленного перекрестка.
Взрывы следовали один за другим, и район Аналко превратился в филиал ада,
где все рушилось и горело, а люди в панике носились по улицам, не зная, куда бежать.
В конце концов все скопившиеся в канализации пары бензина либо взорвались, либо вышли на поверхность.
Гвадалахара начала приходить в себя и подсчитывать жертвы.
В общей сложности погибло 252 человека, 15 тысяч остались без крова.
Виной тому оказалась маленькая оплошность рабочих, чинивших городской водопровод.
В одном месте они положили новые оцинкованные трубы практически вплотную к стальным трубам бензоколонки.
При соприкосновении стали и цинка в условиях повышенной влажности трубы разрушились,
и бензин начал поступать в городскую систему водоснабжения.
Что стало источником искры, запустившей серию взрывов, так и осталось неизвестным.
Не хотим портить тебе излюбленную традицию, но, возможно, истинным виновником
гвадалахарского ада был безвестный любитель бросить непотушенную сигарету в унитаз.
Отсюда
trinixy.ru
Обои на которых есть «теория хаоса» для Android, iPhone и компьютера.
Обои на которых есть «теория хаоса» для Android, iPhone и компьютера.Обои на которых есть теория хаоса
splinter cell теория хаоса нож оружие1600 x 1200, 170 кБ
во весь экрансохранитьsplinter cell теория хаоса террорист спецагент нож1600 x 1200, 479 кБ
во весь экрансохранитьsplinter cell теория хаоса нож оружие1600 x 1200, 201 кБ
во весь экрансохранитьsplinter cell теория хаоса террорист спецагент нож1600 x 1200, 587 кБ
во весь экрансохранитьтеория всего обозначим теория из все кино фильм 2015 г. год эдди редмэйн фелисити джонс невероятно жизнь история джейн и стивен хокинг universal pictures focus features working title films биография д1920 x 1536, 536 кБ
во весь экрансохранитьтеория струн цифровые colorfull абстракция2133 x 1200, 531 кБ
во весь экрансохранитьтеория большого взрыва шелдон леонард лампа сарказм1920 x 1080, 166 кБ
во весь экрансохранитьтеория большого взрыва сериал актеры пенни шелдон1920 x 1200, 310 кБ
во весь экрансохранитьтеория большого взрыва шелдон говард леонард радж актеры1920 x 1080, 61 кБ
во весь экрансохранитьтеория большого взрыва сериал1600 x 1200, 470 кБ
во весь экрансохранитьтеория большого взрыва диван актеры борода1920 x 1200, 531 кБ
во весь экрансохранитьтеория большого взрыва сериал ситком актеры1920 x 1080, 298 кБ
во весь экрансохранитьЕщё картинки
открыть корзинуочистить корзинуw-dog.ru
Теория хаоса — Aroundart.org
Мы привыкли думать, что наша вселенная, наша галактика, наша планета родились из хаоса. Но что такое хаос? Понимание этого где-то на подсознательном уровне: беспорядок, бесформенность, бездна. Наше представление о термине «хаос» позволяет применять его практически во всех сферах деятельности, невзирая на то, что понятие отражает лишь физический, математический и философский аспекты. Теория хаоса — учение о постоянно изменяющихся сложных системах. Её можно сравнить с человеческой жизнью, которая напрямую зависит от малейших изменений окружающей среды, которые ведут к непредсказуемым последствиям. Но нельзя сказать, что хаос есть беспорядок, наоборот, в теории он и есть порядок — и даже не просто порядок, а сущность порядка. Хаос вполне системная субстанция, которая доказывает лишь невозможность абсолютно точного совпадения расчетов, а значит невозможность предсказания.
Можно сказать, что современное искусство хаотично. Если брать изобразительное искусство, то здесь пытаются задействовать как можно больше разных техник, идей, расширить понимание обывателем аббревиатуры ИЗО. Сегодня, когда зритель «избалован» обилием выставок, статичные картины и фотографии не вызывают эмоционального всплеска, как хотелось бы художникам и самим зрителям. Поэтому многие прибегают к новым визуальным, компьютерным технологиям. Для посетителей важен интерактив, непосредственное участи в какой-либо инсталляции, чувство диалога, непрерывного действия. Группа французских художников «Electronic Shadow» создают новый формат искусства, где задействуют изобразительное, архитектурное, дизайн, живые выступления. Зритель для них является одним из действующих лиц, от которого художники ждут реакции. Часто свои инсталляции группа показывает в центре городов, где привычный ландшафт играет не последнюю роль. Одним из объектов исследования французов являются стихии: вода, огонь, земля, воздух. Их связи между собой и воздействие на человеческое сознание. Одна из последних работ «Electronic Shadow», которая представлена в московской галерее «Комната», называется «Теория хаоса». Проект впервые был продемонстрирован в 2010 году во Франции, но там хаос был совершенно другим, как было сказано выше, он не может повториться дважды, поэтому для Москвы инсталляция была создана заново.
В Москве «хаос» был помещен в небольшое пространство, где есть 4 белые стены, нет окон, нет отвлекающих атрибутов, нет ничего кроме самой инсталляции. Специфический запах и дымка то ли естественная для комнаты, то ли искусственно созданная, это первое что обращает на себя внимание. Графический круг в центре, на которые необходимо наступить, чтобы погрузиться в хаос. Белое полотно, волнообразно подступающее к ногам зрителя, погружает в другой мир и даже внешние раздражители не могут завладеть вниманием более, чем оно. На материю проецируется изображение, которое поначалу трудно понять. Оранжевые и красные полосы, обработанные человеческим разумом, превращаются в языки пламени. Это становится ясно лишь когда слышишь треск костра. Видеоряд непрерывно сопровождается звукорядом, что помогает идентифицировать изображения. Огонь меняется на воздух. Цветовая гамма из агрессивной становится мягкой: белый, голубой, синий. Шум дождя приходит на смену ветру и белое полотно, на котором разворачивается действие, успокаивается. Пасмурное небо, несущиеся облака, огонь, темнота — это то, что видит зритель. Стихии связаны между собой графическими линиями, переплетающимися и беспорядочно перемещающимися по полотну.
«Теория хаоса» создана для того, чтобы разбудить человека, вытащить его из привычной среды, вызвать новые эмоции, взбудоражить. И у художников это прекрасно получилось. Чувство спокойствия, удовлетворения и радости наполняет изнутри. Каждую минуту, смотря на «теорию хаоса», возникают новые ощущения, новые мысли, новые интерпретации увиденного. У каждого человека своё понимание работы, отличное от другого.
«Теория хаоса» это единственная инсталляция, выставленная в Москве в рамках специальных проектов 4-й Московской биеннале современного искусства. Выставка проходит с 19 сентября по 23 октября 2011 в галерее «Комната».
Мы привыкли думать, что наша вселенная, наша галактика, наша планета родились из хаоса. Но что такое хаос? Понимание этого где-то на подсознательном уровне: беспорядок, бесформенность, бездна. Наше представление о термине «хаос» позволяет применять его практически во всех сферах деятельности, невзирая на то, что понятие отражает лишь физический, математический и философский аспекты. Теория хаоса — учение о постоянно изменяющихся сложных системах. Её можно сравнить с человеческой жизнью, которая напрямую зависит от малейших изменений окружающей среды, которые ведут к непредсказуемым последствиям. Но нельзя сказать, что хаос есть беспорядок, наоборот, в теории он и есть порядок — и даже не просто порядок, а сущность порядка. Хаос вполне системная субстанция, которая доказывает лишь невозможность абсолютно точного совпадения расчетов, а значит невозможность предсказания.
Можно сказать, что современное искусство хаотично. Если брать изобразительное искусство, то здесь пытаются задействовать как можно больше разных техник, идей, расширить понимание обывателем аббревиатуры ИЗО. Сегодня, когда зритель «избалован» обилием выставок, статичные картины и фотографии не вызывают эмоционального всплеска, как хотелось бы художникам и самим зрителям. Поэтому многие прибегают к новым визуальным, компьютерным технологиям. Для посетителей важен интерактив, непосредственное участи в какой-либо инсталляции, чувство диалога, непрерывного действия. Группа французских художников «Electronic Shadow» создают новый формат искусства, где задействуют изобразительное, архитектурное, дизайн, живые выступления. Зритель для них является одним из действующих лиц, от которого художники ждут реакции. Часто свои инсталляции группа показывает в центре городов, где привычный ландшафт играет не последнюю роль. Одним из объектов исследования французов являются стихии: вода, огонь, земля, воздух. Их связи между собой и воздействие на человеческое сознание. Одна из последних работ «Electronic Shadow», которая представлена в московской галерее «Комната», называется «Теория хаоса». Проект впервые был продемонстрирован в 2010 году во Франции, но там хаос был совершенно другим, как было сказано выше, он не может повториться дважды, поэтому для Москвы инсталляция была создана заново.
В Москве «хаос» был помещен в небольшое пространство, где есть 4 белые стены, нет окон, нет отвлекающих атрибутов, нет ничего кроме самой инсталляции. Специфический запах и дымка то ли естественная для комнаты, то ли искусственно созданная, это первое что обращает на себя внимание. Графический круг в центре, на которые необходимо наступить, чтобы погрузиться в хаос. Белое полотно, волнообразно подступающее к ногам зрителя, погружает в другой мир и даже внешние раздражители не могут завладеть вниманием более, чем оно. На материю проецируется изображение, которое поначалу трудно понять. Оранжевые и красные полосы, обработанные человеческим разумом, превращаются в языки пламени. Это становится ясно лишь когда слышишь треск костра. Видеоряд непрерывно сопровождается звукорядом, что помогает идентифицировать изображения. Огонь меняется на воздух. Цветовая гамма из агрессивной становится мягкой: белый, голубой, синий. Шум дождя приходит на смену ветру и белое полотно, на котором разворачивается действие, успокаивается. Пасмурное небо, несущиеся облака, огонь, темнота — это то, что видит зритель. Стихии связаны между собой графическими линиями, переплетающимися и беспорядочно перемещающимися по полотну.
«Теория хаоса» создана для того, чтобы разбудить человека, вытащить его из привычной среды, вызвать новые эмоции, взбудоражить. И у художников это прекрасно получилось. Чувство спокойствия, удовлетворения и радости наполняет изнутри. Каждую минуту, смотря на «теорию хаоса», возникают новые ощущения, новые мысли, новые интерпретации увиденного. У каждого человека своё понимание работы, отличное от другого.
«Теория хаоса» это единственная инсталляция, выставленная в Москве в рамках специальных проектов 4-й Московской биеннале современного искусства. Выставка проходит с 19 сентября по 23 октября 2011 в галерее «Комната».
АroundАrt побеседовал с комиссаром проекта Екатериной Ираги.
Мария Гурова: Расскажите, пожалуйста, про группу «Electronic Shadow». С чего они начинали в 2000, изменили ли как-то свое направление, модернизировались, стали использовать новые техники и технологии, что они представляют сейчас, спустя 10 лет?
Екатерина Ираги: Да, именно в 2000 году архитектор Назиха Местайи и мультимедийный режиссер Ясин Аит Каси объединились в творческий тандем, чтобы создавать мир без границ с помощью различных художественных практик.
«Electronic Shadow» с 2003 года развивает технологии интерактивного 3D-видеомаппинга и исследует современные связи между материальным и нематериальным мирами, создавая новую гибридную реальность. Соединяя науки, искусство и философию, «Electronic Shadow» создает персональный поэтический язык, используя новейшие технологии для того чтобы проектировать эмоции и переживания для публики.
Работы группы были отмечены многими наградами, в том числе призом японского фестиваля медиа-арта 2004 года получил проект «3minutes²». Инсталляции выставляются по всему миру (в Музее современного искусства в Нью-Йорке (MoMA), Музее современной фотографии в Токио, Большом Дворце, в Токийском дворце, в Центре Жоржа Помпиду, на Бьеннале современного искусства в Севилье, в SESI в Сан-Паулу, в Музее современного искусства в Шанхае (MOCA). Над некоторыми проектами они работали совместно с такими известными архитекторами, как Jakob+MacFarlane (для Центра Фрак, Frac Center) в Орлеане в 2012 году, или с хореографом Кэролин Карлсон («Двойное видение», 2006).
МГ: Они впервые выставляются в России? И планируете ли вы, Екатерина, курировать их будущие проекты в России?
ЕИ: «Electronic Shadow» впервые в Москве. И очень приятно, что Посольство Франции в России, которое оказало поддержку проекту, уже пригласило художников с проектом «Теория Хаоса» в тур по городам России. Так что проект, очевидно, будет эволюционировать и на российском пространстве.
МГ: В своих работах они очень умело и красиво сочетают всё окружающее человека: природу, людей, новые технологии, материалы. Какую цель художники ставят перед собой и что хотят донести до зрителей?
ЕИ: Намерение проекта — это выделить место человека в обществе будущего. «Теория Хаоса» ставит зрителя в центр напряжения между детерминизмом и нестабильностью, судьбой и свободой и местом каждого в балансе и универсальной гармонии.
МГ: «Electronic Shadow» часто задействуют или пытаются показать 4 стихии. Как Вы это прокомментируете?!
ЕИ: Эти образы одновременно пугающие и восхищающие, как, например, извержение потока лавы. Восхищают они в первую очередь силой изображения, которое притягивает взгляд. Пугают — ритмом импульса в «Теории Хаоса», который создается присутствием публики, ощущающей эту силу.
МГ: Почему вы решили привезти их в Москву, чем они заинтересовали?
ЕИ: Прежде всего, мы искали проект, который бы отвечал основной теме 4–й Московской биеннале – «Переписывая миры». Для нас было очевидно, что нужно исследовать то, каким образом изменения в обществе могут дать импульс для развития новых жизненных стратегий. Безусловно, в то время как человеческое общество продемонстрировало возможность достижения высочайших уровней коммуникации и сложных человеческих взаимоотношений, развитие информационных технологий трансформировало понимание того, что такое интимное пространство благодаря появлению публичных мест, доступных для индивидуального использования.
«Electronic Shadow» для многих своих проектов, например для «Superfluidity» (2009), черпает вдохновение в научных концепциях развития вселенной. Французский куратор проекта Александра Фо предложила новый проект группы — «Теория Хаоса», который органично дополнял основной проект Московской биеннале и был отобран для участия в качестве специального проекта.
МГ: Расскажите, пожалуйста, про работу «Теория хаоса». Может, вы знаете, как она создавалась?
ЕИ: Проект «Теория Хаоса» — последняя инсталляция группы «Electronic Shadow». Впервые был представлен как часть грандиозного шоу для Гранд Палэ в Париже и персональной выставки «Electronic Shadow» в Музее Гране (Экс-ан-Прованс, Франция). Поскольку инсталляция эволюционирует от выставки к выставке, в Москве она представлена художниками в полностью обновленном виде.
МГ: Видеоинсталляция проецирует некую сетку, что это? Мне показалось, что это графическое изображение ДНК, кто-то думает что это и есть хаос, для кого-то это просто изображение, сплетающихся линий. А вы как думаете?
ЕИ: В «Теории Хаоса» группа «Electronic Shadow» создает такие образы, где публика может выступить в качестве раздражителя для работы, словно катализатор энергии, способный дать или не дать импульс своим присутствием в произведении искусства. Согласно теории метеоролога и физика Лоренца движение бабочки может изменить мир на другой стороне планеты, так же и малейшее движение зрителя оказывает эффект и влияние на работу. Именно поэтому трактовки могут быть самыми разными.
Материал подготовила Гурова Мария
aroundart.org
Обои на которых есть «теория хаоса» для Android, iPhone и компьютера.
Обои на которых есть «теория хаоса» для Android, iPhone и компьютера.Обои на которых есть теория хаоса
лежат мне обмани меня тим рот келли уильямс брендан хайнс моника рэймонд теория лжи1600 x 1200, 288 кБ
во весь экрансохранитьсериал теория большого взрыва надпись текстура фон1920 x 1080, 477 кБ
во весь экрансохранитьсериал теория лжи обмани меня лежат мне мехи файфер моника реймунд тим рот келли уильямс брендан хайнс1920 x 1439, 250 кБ
во весь экрансохранитьсериал обмани меня теория лжи лежат мне1920 x 1440, 354 кБ
во весь экрансохранитьданте dmc aquila оружие обои devil may cry 5 теория ниндзя1920 x 1080, 120 кБ
во весь экрансохранитьшелдон купер теория большого взрыва bazinga физика1920 x 1080, 98 кБ
во весь экрансохранитьфильмы сериалы слова стиль менталист blackadder спартак: кровь и песок скучно до смерти чья линия это в любом случае теория большого взрыва обоснованный потерял как я встретил вашу маму обуздать свой1920 x 1200, 695 кБ
во весь экрансохранитьсобак пули и усилитель ; резня позволяет сделать некоторые хаос аниме парень1920 x 1200, 232 кБ
во весь экрансохранитьdota 2 призрак короля ostarion абаддон dazzle хаос найт тень священник meepo pudge мясник геомант люцифер дум акаша королева боли вэй -цзы арт1920 x 1080, 391 кБ
во весь экрансохранитьсвет цвет штрих узор хаос абстракция1920 x 1281, 445 кБ
во весь экрансохранитьцвет хаос узор объем1920 x 1080, 238 кБ
во весь экрансохранитьбуквы английский хаос1920 x 1200, 268 кБ
во весь экрансохранитьЕщё картинки
открыть корзинуочистить корзинуw-dog.ru
Обои на которых есть «теория хаоса» для Android, iPhone и компьютера.
Обои на которых есть «теория хаоса» для Android, iPhone и компьютера.Обои на которых есть теория хаоса
теория большого взрыва робот1920 x 1280, 422 кБ
во весь экрансохранитьтеория большого взрыва персонажи шелдон пенни говард радж леонард1920 x 1280, 407 кБ
во весь экрансохранитьтеория большого взрыва галэки актер1920 x 1080, 247 кБ
во весь экрансохранитьтеория большого взрыва джим парсонс актер1920 x 1080, 278 кБ
во весь экрансохранитьтеория большого взрыва сериал актеры1920 x 1080, 118 кБ
во весь экрансохранитьтеория большого взрыва1920 x 1280, 654 кБ
во весь экрансохранитьтеория большого взрыва робот1920 x 1280, 539 кБ
во весь экрансохранитьтеория большого взрыва1920 x 1280, 520 кБ
во весь экрансохранитьхаос warhammer 40k хоруса император ересь хоруса падщие примархи2078 x 1080, 745 кБ
во весь экрансохранитьхаос warhammer1920 x 1821, 375 кБ
во весь экрансохранитьхаос линии свет сияние фон1920 x 1200, 211 кБ
во весь экрансохранитьхаос смайлы ключи батарейки1920 x 1213, 548 кБ
во весь экрансохранитьЕщё картинки
открыть корзинуочистить корзинуw-dog.ru