Право на катарсис | SKVOT
Нарратив, архетип, сеттинг и другие key-понятия для сторимейкера — с объяснениями и игрой.
22 декабря, 2020 Реклама и PR Статья
*Автор иллюстраций — Лена Кривенкова, студентка курса ILLUSTRATION Антона Або
Сторимейкнигу сейчас учат и моушн-дизайнеров, и иллюстраторов, и стратегов. Сложные термины и приемы им обычно объясняют, а вот о базовых понятиях говорят так, будто они известны по умолчанию.
Если написание историй — не твоя специальность, отличить сеттинг от экспозиции, а нарратив от сюжета непросто. Поэтому мы сели и объяснили семь базовых понятий сторимейкинга, которые все используют — но не все понимают.
Чтобы эти термины тебе точно запомнились, мы добавили фановую практику. После каждого термина лови вопрос — выдели строчку под ним курсором, чтобы увидеть ответ.
Круг героя
Сценарный прием «путь героя» — это универсальная схема построения сюжета.
Гуру сценаристики описали путь героя много раз: мономиф (структура сюжета любого мифа) у Кэмпбела состоял из 17 этапов, а у Воглера — из 12. Упростил эту схему Дэн Хармон, один из соавторов «Рика и Морти», закруглив траекторию движения.
Версия Хармона — «круг героя» — стала суперпопулярной, потому что она понятная, достаточная и, главное, рабочая. На круге Хармона всего восемь ключевых точек:
#1. Ты (герой в зоне комфорта)
#2. Хочешь (тебе чего-то не хватает)
#3. Идти (попадаешь в неизвестное)
#4. Искать (осматриваешься и адаптируешься)
#5. Найти (находишь то, чего тебе не хватало)
#6. Присвоить (расплачиваешься за это)
#7. Вернуться (возвращаешься назад)
#8. Измениться (ты уже не тот, что был)
Если разделить круг пополам, точки 1, 2 и 8 окажутся в верхней его части (понятной, комфортной). Точки 3 и 7 будут на линии разделения — они переходные. А точки 4, 5, 6 попадут в нижнюю часть (темную, неизведанную, новую).
Посмотреть курс
ВОПРОС. Старик живет в доме престарелых и очень хочет сбежать. Он вылезает в окно, доходит до автобусной станции и берет билет, на какой хватает денег. Приезжает в какую-то глушь и заходит в первый попавшийся дом, где его кормят и расспрашивают о жизни.
Все бы хорошо, но старику снова приходится скрываться — от мафиози, чей денежный чемоданчик он прихватил на станции. Через время герой находит новое убежище — и отдает часть денег тем, кто его прикрывает, помогая запутать следы. Теперь старик свободен и с чемоданом рулит на солнечные острова.
Где в этой истории четвертая точка круга героя — «искать»?
Там, где старика кормят и расспрашивают, — он уже в новом мире, но не знает, что его ждет.
Архетипы
Психотерапевт Карл Густав Юнг исследовал сны своих пациентов и обнаружил в них повторяющиеся типы персонажей. Оказалось, одни и те же герои встречаются в мифах всех культур. Юнг назвал их «архетипами» — и так открыл одно из ключевых понятий сторителлинга.
В разных работах Юнг выделил и описал главные архетипы: персона, тень, мать, ребенок, мудрый старик, мудрая старуха, плут, анима (женское начало у мужчины) и анимус (мужское начало у женщины). Все психологические системы типов личности, которые появились позже, основаны на работах Юнга — в том числе фановые тесты, которых полно в интернете.
Названия и количество типов могут быть разными, но чаще всего сводятся к такому списку: Простодушный, Славный малый, Воин, Заботливый, Искатель, Любовник, Разрушитель, Творец, Правитель, Маг, Мудрец и Шут. Используют их не только в сторителлинге, но и в брендинге и продуктовой стратегии.
Архетип — это не жесткие рамки, а скорее, подвижная модель с набором функций. Живой, убедительный герой никогда не воплощает один архетип: он может быть вестником в начале истории, наставником — в середине, и союзником — к финалу. Или на протяжении всей истории соединять в себе функции нескольких архетипов.
На основе системы Юнга голливудский сценарист и продюсер Кристофер Воглер разработал свою классификацию персонажей: герой, наставник, привратник, вестник, оборотень, тень, союзник, плут.
ВОПРОС. Северус Снейп — один из самых неоднозначных и глубоких персонажей поттерианы.
Какие архетипы, по Воглеру, он воплощает, когда придирается к Гарри, учит его проникать в сознание, отправляет патронуса ему на помощь, варит зелье для Люпина, убивает Дамблдора?
Ключевые архетипы Снейпа — наставник и тень. Но в разные моменты он еще и союзник, оборотень, вестник.
Характер
Характер героя никогда не понятен сразу. Взять двух людей: трудолюбивый фермер из Бретани, на котором держится весь семейный бизнес, и целеустремленная эмигрантка из Вьетнама, которая учится и подрабатывает. «Трудолюбивый» и «целеустремленная» — качества личности фермера и студентки, но не их характеры.
Роберт Макки в книге «История на миллион долларов» называет этот набор качеств характеризацией: тем, что можно понять о любом человеке, если долго за ним наблюдать и общаться. А вот характер человека проявляется только тогда, когда герой делает вынужденный выбор.
Вернемся к фермеру и студентке. Они оба обедают в кафешке, куда вваливается компания пьяных парней, которые начинают приставать к официантке. То, что сделают фермер и студентка через пару минут, проявит их характеры. Кто вызовет полицию, а кто вмешается сам? Кто быстро расплатится и уйдет, а кто решит пропустить последний поезд домой и дождаться полиции, чтобы дать показания?
ВОПРОС. Рекламный ролик — это всегда концентрат смысла. В фокусе здесь часто оказывается именно характер, а в основу сюжета ложится выбор, сделанный под давлением обстоятельств. В рекламном ролике Channel 4 к Паралимпийским играм 2016 года характер героев понимаешь сразу.
youtube.com/embed/IocLkk3aYlk»>Какой могла бы быть характеризация главного персонажа ролика?
Человек с инвалидностью, 40+, веселый, обаятельный, стильный, талантливый певец.
Сеттинг
Сеттинг — это характеристики мира, в котором происходит история: место, время, социальные, политические и исторические условия, уровень технического прогресса, флора и фауна, наличие атмосферы и температура воздуха на планете.
Сеттинг задает рамки, в пределах которых должна развиваться история. Даже если это выдуманный мир, у него есть внутренняя логика. Герой-человек не может выйти из звездолета на неизвестной планете, от радости снять шлем и вдохнуть полной грудью, если на этой планете нет кислорода.
Например, сеттинг романа Джорджа Оруэлла «1984» — это Лондон в недалеком будущем, когда мир разделился на три тоталитарных государства, воюющих друг с другом.
ВОПРОС. Британский натуралист в середине 1840-х отправляется в леса Амазонки, чтобы изучить среду обитания тамаринов. Проведя в джунглях несколько недель, он добирается до ближайшего города и отправляет телеграмму в Королевское общество о том, что нашел уникальную особь тамарина ростом в 61 сантиметр.
Что в этой истории не соответствует сеттингу?
В 1840-х в городках бассейна Амазонки точно не было телеграфа. Ну и натуралист (как британец) сообщил бы коллегам о тамарине в 2 фута (а не 61 см) ростом.
Экспозиция
Экспозиция — та часть рассказа, которая вводит аудиторию в мир истории: объясняет, кто такие герои и кем они приходятся друг другу. Она обозначает сеттинг и сообщает о событиях, случившихся до начала основного сюжета.
Экспозиция, которая раскрывается к середине или к концу, способна перевернуть историю: добавить напряжения, интриги, экспрессии. В пиксаровском «ВАЛЛ-И» только на 50-й минуте становится понятно, что случилось с Землей и людьми. Если бы об этом рассказали в самом начале, история превратилась бы в скучное эко-назидание или антиутопию.
ВОПРОС: В рекламе отложенная экспозиция играет ту же роль, что и в кино или литературе — создает напряжение и нужные смыслы. В культовом ролике Always Like a Girl режиссер Лорен Гринфилд использует этот прием.
В какой момент и как появляется отложенная экспозиция?
Она раскрывается в тексте, которым прерывается видео: одна фраза — о сути эксперимента, еще одна — о том, зачем он нужен.
Нарратив
О нарративе говорят в разных контекстах. В нарративной психологии человек рассказывает свою жизненную историю, а терапевт помогает приписать ей новые смыслы. Нарративный геймдизайнер конструирует игровой опыт и его вариации, а нарративный журналист — подает не ворох сухих фактов, а историю с четким личным взглядом.
Нарратив — это фокус, смыслы истории, и в то же время средства и приемы, способ ее рассказать.
Нарратив часто путают с сюжетом. Но сюжет — это, скорее, скелет истории, набор событий, рассказать их можно по-разному. И каждый из способов будет нарративом.Например, история о Золушке глазами ее мачехи будет выглядеть как драма неповиновения. А если сделать акцент на жутком превращении крысы в кучера, насилии в семье и навязчивой идее принца жениться на той, кому подойдет туфелька, — получится хоррор.
Посмотреть курс
ВОПРОС: Девушка из провинции живет скучной жизнью, а ей хочется приключений. Вдруг она попадает в необычную ситуацию — и за сутки влюбляется в того, кто не сделал в жизни ничего хорошего, издевался над ней и ее отцом. Окружающие используют девушку в своих целях: как ту, кто наконец поможет им освободиться от своих ограничений.
Какая культовая диснеевская сказка звучала бы так, если бы у нее был нарратив семейно-драматического ток-шоу?
«Красавица и чудовище».
Катарсис
Понятие «катарсиса» как очищения ввел еще Аристотель. Книга, фильм, спектакль, даже картина должны заставить человека пережить сильные эмоции и преобразиться. Даже Гренда в мультсериале «Гравити Фоллз», когда хвалит пьесу Мейбл, сообщает: «У меня был катарсис восемь раз».
Катарсис часто воспринимают как показатель качества истории. Сотни лет сторителлеры от всех искусств считали, что если человек не разрыдался в кульминационный момент, то история провалилась. Но в ХХ веке появилось другое мнение.
Немецкий драматург Бертольт Брехт заявил, что эффект сопереживания, который приводит к катарсису, все только портит. У зрителя отключается критическое мышление, и он не способен рационально воспринимать действия на сцене. Стремление к катарсису внушает зрителю готовые чувства, и сам он уже не может решить, как относиться к истории.
Брехт всеми силами старался достичь эффекта не вживания, а отчуждения. Никакой кульминации, никаких декораций «для создания атмосферы» — никакого катарсиса.
ВОПРОС: Если бы режиссер Тодд Филлипс не привязывался к сеттингу вселенной Бэтмена, у фильма «Джокер» могли бы быть разные финалы: Джокера навсегда бы упекли в психушку, или соседка Софи помогла бы ему найти свое место в мире, а отец Брюса Уэйна мог и правда оказаться его отцом. Любой из этих финалов гарантирует катарсис.
Как закончить фильм «Джокер», чтоб катарсиса не случилось?
Джокер продолжает убивать людей, а жители Готэма — мириться с упадком. Никакого восстания, никакой надежды.
Катарсис by Tori | Goodreads
May 31, 2022Сьогодні розповідатиму про збірку манґи «Катарсис» від Торі та Лізи Клауд, що вийшла у видавництві UAComix.
Я для себе визначив три речі, чому вирішив придбати цю збірку: я далі знайомлюся із манґою (а тут ще вона з під українського пера), підтримати українських авторок і красиве видання обмеженим накладом. Тому малюнок та історії для мене були суцільною таємницею. Це й на краще, бо в результаті команда, яка працювала над манґою в збірці змогли мене здивувати.
Історії зібрані під цією обкладинкою належать до різних жанрів. А якщо врахувати, що і стиль малюнку від оповіді до оповіді також різниться, то кожен може, хоча б, спробувати знайти те, що найбільше припаде до душі. Не хочу розповідати про кожну представлену манґу, тому виберу три, які найбільше сподобалися.
«Вікторія». Ця манґа написана в жанрі наукової фантастики, постапокаліпсису й жахів. Тут розповідається про світ, який заполонили таємничі вбивства, причетними до яких є страшні істоти — ґраундери (мабуть, ті, що живуть у землі?). Через величезну кількість цих тварюк, людство було змушене переселитися із твердої землі й адаптуватися до життя на кораблях. Люди ще жевріли надією повернення до минулого життя, тому є такі сміливці, як головні герої, що, ризикуючи своїм життям, відправляються на суходіл, щоби дістати нові зразки цих істот для досліджень. Це історія, яка найбільше запам’яталася сюжетно й художньо (але скоріш за все через те, що люблю ці жанри).
«Сенсей». Коротка динамічна історія без жодного слова, яка розповідає про вчителя й учня, витримку й навчання. А більше про невпинне бажання перемогти свого сенсея. Але, інколи, те чого найбільше бажаєш і, нарешті, отримуєш, може розбити вам серце. Та питання чи вистачить вам сил прийняти це, встати на ноги і знову продовжити боротися…
«Квіти з неба». Дуже чуттєва і драматична історія про лисицю і її лисеня, яке вона намагалася врятувати. Знову ж таки, манґа без жодного слова, але, як чудово тут усе розповідається. А серце стукає допоки не побачиш розв’язку всіх подій. Не знаю, як це виходить, адже історія досить проста, але за ці кілька сторінок вдалося пройнятися долею цієї маленької лісової сім’ї.
Цікаво, що більшість манґи в збірці без слів, але авторки без проблем оперують усім тим, що дає в руки цей вид мистецтва. Так, не всі історії сподобалися, але це нормально, коли ми говоримо в розрізі такого видання. Тому єдине, що вартує сказати, що я очікую на якусь нову манґу від Торі й Лізи, чи взагалі окремо. Без різниці. Думаю вони мають ще багато цікавих ідей для українського читача.
- manga-manhwa ukrainian-comics
October 10, 2021
Отримав Катарсис з автографом
До цього не бачив жодних малюнків зі збірки. Приємно порадувала як якість мальовки так і сторі. Якісне видання, товсті масивні сторінки натякають на те шо пророблена значна робота і є що показати.
Сподобалась Вікторія несподіваним фіналом. Форма подачі історії важлива. Якою б крутою ідея не була. Це Вікторія.
Проста і тепла історія про друга. Дуже добре створена атмосфера дитячої магії, чи магії дитинства.
Найбільш унікальною і особливою історією як на мене, є Небесний кит. Дуже сподобався.
Дякую за роботу
January 25, 2023
Збірка безпечних історій, яку можна прочитати за півгодини. Вони не погані, але не більше того. По-доброму маніпулятивні.
Щодо малюнку, то як на мангу він занадто чистенький (так, це оціночне судження, вам таке навпаки може сподобатися). Інколи дивні переходи між кадрами. Через недоведені контури буває важко розібрати, що відбулося в кадрі. Але… Але хочеться побачити щось монументальніше від авторів цієї збірки.
- adventures comics common
определение катарсиса по The Free Dictionary
пл. катары (-sēz)1. Лекарства Очищение, особенно пищеварительной системы.
2. Очищение или образное очищение эмоций, особенно сострадания и страха, описанное Аристотелем как воздействие трагической драмы на аудиторию.
3. Снятие эмоционального напряжения, как после пережитого, которое восстанавливает или освежает дух.
4. Психология
а. Техника, используемая для снятия напряжения и беспокойства путем пробуждения подавленных чувств и страхов.
б. Терапевтический результат этого процесса; абреакция.
[Новая латынь, от греческого katharsis, от kathairein, до purge , от katharos, pure .]
Словарь английского языка American Heritage®, пятое издание. Авторские права © 2016, издательство Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Опубликовано издательством Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Все права защищены.
Catharsis
(kəˈθːsɪs)N , PL -SES
1. (литературные и литературные критические термины) (в аристотелевой литературной критике) очистка или очистка эмоций через провидение) и страх, как в трагедии
2. (Психоанализ) психоанальный привнесение подавленных идей или переживаний в сознание, тем самым снимая напряжение. См. также аббревиатуру
3. (Медицина) очищение, особенно кишечника
[C19: New Latin, от греческого katharsis, от kathairein очищать, очищать]
Collins English Dictionary – Complete and Unabridged 2, 12th Edition HarperCollins Publishers 1991, 1994, 1998, 2000, 2003, 2006, 2007, 2009, 2011, 2014
ca•thar•sis
(kəˈθɑr sɪs)0 06 06, n., n. -ses (-siz)
1. очищение от эмоций или снятие эмоционального напряжения, особ. посредством произведения искусства, как трагедии или музыки.
2. Мед. чистка.
3. Психиатрия. разрядка подавленных или сдерживаемых эмоций, приводящая к облегчению симптомов или устранению состояния.
[1795–1805; < новая латынь < греческий kátharsis очищение, производное от katharós чистый]
Random House Словарь Kernerman Webster’s College Dictionary, © 2010 K Dictionaries Ltd. Copyright 2005, 1997, 1991 Random House, Inc. Все права защищены.
катарсис(в аристотелевской концепции искусства, особенно в отношении трагической драмы) очищение от эмоций, традиционно считающихся эмоциями жалости и страха. См. также психологию.
См. также: Драма-Ологи и -Измы. Copyright 2008 The Gale Group, Inc. Все права защищены.
катарсис
Высвобождение сдерживаемых чувств и подавленных эмоций после того, как субъект начал говорить о проблемах во время анализа.
Словарь незнакомых слов от Diagram Group Copyright © 2008 by Diagram Visual Information Limited
TheSaurusantonynommsReleted WordsSynonyms Легенда:
Переключение на новый тезаурус
Существительное | 1. | 901 7 1. | 1. | 901137 1. | .0011111137 — | — (111. акт удаления очищением; избавление от отложений или других нежелательных элементов | |
2. | катарсис — очищение организма с помощью слабительного для стимулирования опорожнения кишечника катарсис, очищение — акт очищения ; удаление осадка или других нежелательных элементов |
Основано на WordNet 3.0, коллекции клипартов Farlex. © 2003-2012 Принстонский университет, Farlex Inc.
катарсис
сущ. освобождение, очищение, очищение, очищение, очищение, отреагирование Письмо действовало как катарсис для всех его болезненных чувств.
Тезаурус английского языка Коллинза — полное и полное, 2-е издание. 2002 © HarperCollins Publishers 1995, 2002
катарсис
существительноеТезаурус Роже «Американское наследие®». Авторские права © 2013, 2014, издательство Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Опубликовано издательством Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Все права защищены.
Переводы
Катарсис
κάθαρση
катарсис
катарсис
Rilassamento
Catharsis
[kəˈθːsɪs] N ( Catharses ( PL ) ) → Catarsis FКоллинз испанский словарь — полная и не Unabridged 8th Edition 2005 eLiMT 2005 года. 1971, 1988 © Harpercollins Publishers 1992, 1993, 1996, 1997, 2000, 2003, 2005
Catharsis
[Kəˈθː R SɪS] N → Catharsis FCollins English/Frelp. © Издательство HarperCollins, 2005 г.
катарсис
Немецкий словарь Коллинза – полное и полное, 7-е издание, 2005 г. © William Collins Sons & Co. Ltd., 1980 г. н. катарсис.
1. очистительное действие;
2. análisis con el fin terapéutico de liberar al paciente de un estado de ansiedad.
Англо-испанский медицинский словарь © Farlex 2012
катарсис
n ( psych ) катарсис fАнгло-испанский/испано-английский медицинский словарь Copyright © 2006 McGraw-Hill Companies, Inc. Все права защищены.
Катарсис: определение и примеры из литературы
по Joana Regulacion | 0 комментариев
Вы когда-нибудь выходили из кинотеатра в слезах или задыхались от мощной сцены в вашей любимой книге? Или, может быть, у вас есть список грустных песен, которые по какой-то странной причине на самом деле утешают вас в плохой день?
Если вы пошли на этот фильм или нажали кнопку «Воспроизвести» на этой песне, зная, что велика вероятность того, что она заставит вас плакать, значит, вы испытали катарсис.
Катарсис Определение
Катарсис — это освобождение или очищение от эмоционального напряжения, которое обычно приносит чувство обновления и восстановления.
Однако в искусстве этот термин относится к эмоциональному высвобождению, вызванному ошеломляющим вторичным опытом, таким как просмотр драматического спектакля, чтение книги или прослушивание песни.
Эту концепцию можно применить к любой форме средств массовой информации, которые вызывают у нас «негативные» эмоции, такие как печаль, душевная боль или тоска. Однако, несмотря на то, что это заставляет нас на мгновение почувствовать грусть, мы продолжаем искать такое искусство, потому что оно позволяет нам очиститься от этих сильных эмоций.
Аристотель первым дал определение этому термину, полагая, что цель хорошей истории — особенно трагедии — должна состоять в том, чтобы очистить наши эмоции.
Катарсис и Аристотель
Размышляя над этой темой, Аристотель пытался понять, почему людям особенно нравится смотреть и читать трагедии.
Важно отметить, что еще во времена Аристотеля трагедии придерживались своего истинного определения; не было ни счастливого конца для главного героя, ни голливудского героя, который мог бы спасти положение.
Но люди и тогда продолжали искать такой контент. Таким образом, Аристотель выдвинул гипотезу, что мы должны нуждаться в такого рода стимуляции, чтобы снять собственное эмоциональное напряжение.
Примеры катарсиса
Несмотря на то, что мы далеко ушли от времен Аристотеля, мы все еще можем найти примеры катарсиса на телевидении, в кино и в литературе.
Игра престолов Сезон 8: Железный тронПосле того, как Дейенерис чуть не разрушили Королевскую Гавань, она была смертельно ранена перед Железным Троном. Это произошло до того, как она смогла занять место власти, о котором всегда мечтала. Дрогон, последний выживший дракон Дейенерис, расплавляет Железный Трон от горя из-за ее смерти и уносит ее тело.
В этом заключительном эпизоде GOT 8 мы очищаемся от наших эмоций разочарования и печали по судьбе Дейенерис. Хотя мы можем быть опечалены финалом, мы можем снять напряжение, которое вело к этому моменту, и начать находить выход.
Поскольку мы переживаем грусть через косвенный опыт (на самом деле мы не знаем Дейенерис и не присутствовали при ее смерти), мы можем высвободить свои эмоции, не причиняя вреда чему-либо в нашей собственной жизни.
Катарсис в
МакбетеМакбета одолевают амбиции, и в конце концов он теряет свою целостность, свою жену и, в конце концов, свою жизнь. Возможно, вам станет жаль трагическую фигуру Макбета, который начинал как герой, которым восхищались за его храбрость и мастерство.
Очищение происходит, когда Макбета убивают после того, как он хвастался своей непобедимостью.
Он хвастался, что его не мог убить мужчина, рожденный женщиной, но Макдуф говорит ему, что он не рожден женщиной, потому что его удалили хирургическим путем (кесарево сечение). Макбет был охвачен безмерным страхом, прежде чем был безжалостно убит.
Катарсис в
Царь ЭдипВ Царь Эдип Эдип выкалывает себе глаза, узнав, что он невольно женился на своей матери Иоакасте, которая затем покончила с собой.
Эта трагедия часто вызывает эмоциональную реакцию зрителей, что позволяет им очиститься от этих чувств, не принимая личного участия в трагедии.
Катарсис в одном предложении
- Музыка может быть средством катарсиса для многих людей.
- Плач — это отличный катарсис для высвобождения таких эмоций, как боль и гнев.
- Йога может быть катарсисом, который позволяет многим задуматься о своих самых глубоких чувствах.
Катарсис в психологии
В психологии концепция катарсиса была популяризирована Зигмундом Фрейдом и его коллегой Йозефом Брейером. Они считали, что катарсис можно использовать в качестве терапевтического метода, заставляя пациентов вспоминать свои ранние травмы, находясь под гипнозом.
Хотя многие ученые не согласны с преимуществами катарсиса, он по-прежнему используется сегодня для описания моментов, которые приносят завершение или озарение, и в целом такое эмоциональное освобождение приносит положительные изменения для человека, который его испытывает.