Келли джордж александр – Келли, Джордж Александр — Википедия

Содержание

биография. Теория личностных конструктов :: SYL.ru

Временами кажется, что люди уже изучили все, что существует в мире. Сделали все открытия, изобрели нанотехнологии, и не осталось больше ни одной области, исследуя которую можно найти что-то новое и вывести свою теорию. Но такая среда исследований все-таки есть – человеческая психология. Похоже, ее особенности наука будет разбирать еще очень долго, но благодаря таким ученым, как Джордж Келли, дело будет двигаться вперед.

Первые годы жизни

George Alexander Kelly (Джордж Александр Келли) – именитый психолог, который вошел на страницы истории развития психологии как создатель теории личностных конструктов. Родился психолог 28.04.1905 года в штате Канзас в семье обычных фермеров. Начальное образование получил в местной сельской школе, в которой был оборудован только один класс. После ее окончания родители отправляют Джорджа в ближайший город, Уичиту. Там Джордж посещает среднюю школу.

Что касается семьи психолога, то его родители были набожными. В их доме не почитались танцы и карточные игры. Они глубоко чтили традиции Запада, кроме Джорджа, у них больше не было детей.

Университетские годы

Джордж Келли после завершения школы учится в Университете Френдз, в котором проводит 3 года. После него еще год получает образование в Парк-колледже. Там в 1926-м получает степень бакалавра в физико-математической сфере. После того как закончилась учеба, Келли думал начать работать инженером-механиком. Но из-за влияний дискуссий, что активно проходили между университетами, всерьез заинтересовался социальными проблемами общества.

Джордж Келли вспоминает, как на первом курсе предмет психологии показался ему очень скучным, профессор уделял много внимания теориям, а они были не особо интересными. Но заинтересовавшись социальными проблемами, поступает в Университет Канзаса. Там он изучает социологию, педагогику и рабочие отношения. В 1928-м пишет диссертацию на тему «Манера проведения досуга представителями рабочего класса Канзаса», за что и получает степень магистра.

Педагогическая деятельность

На этом желание учиться у Джорджа Келли не пропало. Сразу после получения степени магистра он переезжает в Шотландию, где ведет научно-исследовательскую работу при Эдинбургском университете. Там знакомится с известным педагогом – Годфри Томпсоном — и под его руководством пишет диссертации о проблемах успешного преподавания. Благодаря ей смог получить в 1930 году степень бакалавра в сфере педагогического образования. После окончания Эдинбургского университета едет домой в университет Айовы. Там он был представлен как один из претендентов на получение степени доктора психологических наук.

Сразу после возвращения садится за написание диссертации, в которой подробно изучил факторы, влияющие на нарушение речи и чтения. Докторскую степень защитил в 1931-м, в этом же году женится на преподавательнице университета — Глэдис Томпсон.

Карьера

Американский психолог начинал свою карьеру, работая лектором физиологической психологии в Форт-Хейс. После начала Великой депрессии Келли переквалифицировался в профессора клинической психологии, хотя не был особо к этому подготовлен.

Пребывание Джорджа Александера Келли в колледже Форт-Хейс растянулось на целые 13 лет. За это время психологом была разработана программа портативных клиник. Вместе со студентами психолог разъезжал по Канзасу и оказывал психологическую поддержку всем желающим, в частности основное внимание было направлено на помощь государственным школам.

Для Келли подобная деятельность принесла много новых знаний. Основываясь на полученном опыте, он начал создавать новый теоретический базис для еще одной психологической теории.

Военные и послевоенные годы

Биография Джорджа Келли хранит воспоминания о страшных военных и послевоенных годах. Когда началась Вторая мировая война, психолог стал заведовать программой обучения и психологической поддержки цивильных летчиков, входит в состав морской авиации. Позже переходит в подразделение авиационной медицины и морской хирургии. Там оказывает посильную помощь вплоть до окончания 1945 года.

После войны в стране возникает высокая потребность в психологической поддержке: солдаты, что возвращались домой с фронта, имели множество проблем с душевным состоянием. В это время развитие клинической психологии выходит на новый уровень, и немало нового в нее приносит Джордж Келли. 1946 год стал для психолога знаменательным, его признали психологом государственного уровня и предоставили место заведующего отделом лечебной психиатрии и психологии в Университете Огайо. На этой почетной должности Келли провел почти 20 лет.

За это время он успел создать свою психологию личности. Создал программу психологической поддержки лучшим выпускникам университетов США. В 1965-м осуществилась давняя мечта профессора, его приглашают на кафедру наук о поступках и нравах Университета Брандейс. Вместе с осуществившейся мечтой он получает свободу для своих исследований и до конца жизни продолжает писать книгу, состоящую из многочисленных докладов по психологии. Главное внимание уделил возможности применения основных составляющих психологии личностных конструктов для разрешения международных конфликтов. Джордж Келли завершил свой славный путь 6 марта 1967 года.

Библиография

За свою жизнь Джордж Келли не только прослыл выдающимся врачом-психологом, который занимал руководящие должности, но и был известен как исследователь и писатель. Так, в 1955 году выходит двухтомный труд под названием «Психология индивидуальных конструктов», где описаны теоретические трактовки понятия «личность» и интерпретированы вариации причинных изменений личностных конструктов.

1977 год был ознаменован выходом работы «Новые течения в концепции личностных конструктов». В 1989 году студенты кафедры психологии имели возможность ознакомиться с очередной книгой Келли «Психология конструктов». В 1985 году на прилавках появилась новая работа — «Развитие психологии конструктов». Все эти книги были напечатаны уже после смерти научного деятеля. Он работал над ними на протяжении всей своей жизни, каждую свободную минуту отдавая исследованиям. Все его идеи и исследования были подробно изложены в личных записях. Поэтому получилось систематизировать наработки профессора и издать еще несколько книг.

Особенности работы

Джорджа Келли можно считать родоначальником когнитивной терапии. При работе с пациентами он, как и многие другие психологи того времени, использовал психоаналитические интерпретации и был поражен тем, насколько его подопечные принимают фрейдовские учения. Это стало началом эксперимента: Келли начал использовать в своей деятельности интерпретации из самых разных психологических школ и направлений.

Это дало понять, что ни изучение детских страхов, ни копание в прошлом, которые рекомендовал Фрейд, не имеют основополагающего значения. Психоанализ был эффективным лишь потому, что предоставлял пациентам возможность мыслить по-другому. Проще говоря, Келли выяснил, что терапия будет успешной лишь в том случае, если подопечный сможет иначе интерпретировать накопленный опыт и стремления. Это касается и причины возникновения расстройств. Например, если человек уверен в том, что слова того, кто выше по статусу, априори верные, то он будет расстроен, если услышит критику в свой адрес.

Келли помогал своим подопечным понять собственные установки и проверить их на практике. Он был одним из первых практикующих психологов, что пытался изменить способ мышления пациента. Сегодня эта практика считается базовой для многих терапевтических методов.

Психология личности

Следуя своим убеждениям, Джордж Келли был уверен, что можно найти теорию, которая подходила бы каждому пациенту, а главное, быстро бы распознавала его систему мира. Так появилась концепция личностных конструктов. В границах этого направления каждый человек является исследователем, который рассматривает окружающий мир сквозь личные категории, конструкты, свойственные только отдельному индивиду.

Келли говорил, что человек не является подвластным своим инстинктам, стимулам и реакциям. Каждый индивид способен изучать мир по-своему, придавать окружающей среде значения, конструкты и действовать в их рамках. Психолог определял конструкты как биполярные шкалы. Например, «общительный-замкнутый», «умный-глупый», «богатый-бедный». Благодаря тому, что индивид рассматривает объекты сквозь эти характеристики, можно спрогнозировать его поведение. На основе этих разработок Джордж Келли создал специальный Репертуарный тест ролевых конструктов, кратко говоря, Реп-тест.

Реп-тест

Джордж Келли однажды сказал: «Для того чтобы помочь человеку, нужно знать, как он видит этот мир». Поэтому и был создан Репертуарный тест. Он считается хорошей диагностической методикой и, пожалуй, теснее другого психологического теста связан с теорией личности.

Реп-тест заключается в последовательном выполнении двух процессов:

  1. На основе предложенного списка ролей пациент должен составить перечень лиц, которые этим ролям соответствуют.
  2. Второй процесс заключается в формировании конструктов. Для этого психолог указывает на три написанных лица и просит пациента описать, чем именно двое из них отличаются от третьего. К примеру, если выбран список из друга, отца и матери, то пациент может сказать, что отец и друг похожи в своей общительности, а мать, напротив, достаточно сдержанный человек. Так появляется конструкт «застенчивый-общительный».

В целом в тесте обычно предлагают 25-30 ролей, которые считаются значимыми для каждого. Точно так же выделяется от 25 до 30 триад, и после каждой триады у пациента генерируется новый конструкт. Конструктам свойственно повторяться, но в каждом тесте выделяется примерно 7 основных направлений.

Особенности и применение

Джордж Келли и теория личностных конструктов совершили настоящую революцию в психиатрии. Благодаря репертуарному тесту испытуемый может не только свободно выражать свои мысли, но:

  • Предоставляет наиболее репрезентативные фигуры.
  • Конструкты, полученные в результате такого исследования, действительно являются той призмой, через которую человек познает мир.
  • Конструкты, используемые испытуемым, дают психологу четкое представление о том, как пациент видит свое прошлое и будущее.

К тому же Реп-тест — одна из немногих наработок психологии, которую можно использовать в любых сферах. Всего лишь подбирая нужные роли, можно получить бесчисленное множество конструктов. Так, в 1982 году был сделан Реп-тест для определения конструктов, которыми пользуются покупатели парфюмерии. Впоследствии полученные конструкты использовали рекламные агентства. Созданная благодаря этому материалу реклама имела высокий уровень конверсии.

Джордж Келли всю свою жизнь изучал человеческую психологию и достиг немалых успехов. И даже сегодня результаты его исследований используются в разных сферах жизнедеятельности.

www.syl.ru

Келли Джордж Александер

Джордж Александр Келли (George Alexander Kelly) (28 апреля, 1905 — 6 марта, 1967) — американский психолог, автор теории личностных конструктов.

Теория Джорджа Келли

Основная работа Келли вышла в 1955 году — это «Психология личностных конструктов». В ней автор излагает авторскую концепцию психики человека. Согласно Келли, все психические процессы протекают по путям предсказания событий окружающего мира. Человек не раб своих инстинктов, не послушная игрушка стимулов и реакций и даже не самоактуализирующаяся самость. Человек в рамках теории личных конструктов — учёный, исследующий окружающий мир и самого себя. Основное понятие теории — конструкт, основное средство классификации объектов окружающего мира — биполярная шкала, например — «хороший-плохой», «умный-глупый», «пьяница-трезвенник». С помощью приписывания объектам определённых полюсов конструктов и осуществляется прогнозирование. На базе этой теории создан Репертуарный тест ролевых конструктов.

Келли (Kelly) Джордж Александер — американский психолог, автор теории личностных конструктов. В рамках этой теории, каждый человек рассматривается как некий исследователь, который строит образ окружающего мира при помощи определенных категориальных шкал, или «личностных конструкторов», свойственных именно ему. На основе этого образа мира происходит выдвижение гипотез о событиях, планирование и реализация тех или иных действий. Для изучения этих конструктов был разработан метод «репертуарных решеток».

Биография Джорджа Келли

Келли родился в фермерской общине около Уичиты, штат Канзас. Сначала он учился в сельской школе, где была всего одна классная комната. Позже родители отправили его в Унчиту, где в течение 4 лет он учился в четырех средних школах. Родители Келли были очень религиозны, трудолюбивы, не признавали пьянство, игру в карты и танцы. Традиции и дух Среднего Запада глубоко почитались в его семье, а 

Келли был обожаемым единственным ребенком.

Келли в течение 3 лет учился во Университете Френдз, а потом один год в Парк-колледже, где получил степень бакалавра по физике и математике в 1926 году. Сначала он думал сделать карьеру в качестве инженера-механика, но, отчасти под влиянием межуниверситетских дискуссий, обратился к социальным проблемам. Келли вспоминал, что его первый курс по психологии был скучным и неубедительным. Лектор уделял много времени обсуждению теорий научения, но Келли это не заинтересовало.

После колледжа Келли учился в Университете Канзаса, изучая педагогическую социологию и трудовые отношения. Он написал диссертацию, основанную на исследовании способов проведения свободного времени среди рабочих Канзас-сити, и получил степень магистра в 1928 году. Затем он переехал в Миннеаполис, где вел класс по развитию речи для Ассоциации американских банкиров и класс по американизации для будущих граждан Америки. Затем он работал в колледже для подростков в Шелдоне, штат Айова, где встретился со своей будущей женой Глэдис Томпсон, преподавательницей той же школы. Они поженились в 1931 году.

В 1929 году Келли начал вести научную работу в Эдинбургском университете в Шотландии. Там в 1930 году он стал бакалавром в области образования. Под руководством сэра Годфри Томсона, выдающегося статистика и педагога, он написал диссертацию по проблемам прогноза успешности в преподавании. В том же году он возвратился в Соединенные Штаты в Государственный университет Айовы в качестве претендента на докторскую степень по психологии. В 1931 году Келли получил степень доктора. Его диссертация была посвящена изучению общих факторов при расстройствах речи и чтения.

Келли начал свою академическую карьеру как преподаватель физиологической психологии в Форт-Хейском колледже штата Канзас. Затем, в середине Великой депрессии, он решил, что ему следует «заниматься чем-то еще, кроме преподавания физиологической психологии» [Kelly, 1969, р. 48]. Он стал заниматься клинической психологией, даже не будучи формально подготовленным в области эмоциональных проблем. В течение 13-летнего пребывания в Форт-Хейсе (1931-1943)

Келли разработал программу передвижных психологических клиник в Канзасе. Он со своими студентами много разъезжал, оказывая необходимую психологическую помощь в системе государственных школ народного образования. На основе этого опыта, родились многочисленные идеи, которые позже были включены в его теоретические формулировки. В этот период Келли отошел от фрейдовского подхода к терапии. Его клинический опыт подсказывал, что люди на Среднем Западе больше страдают от продолжительной засухи, пыльных бурь и экономических трудностей, а не от сил либидо.

Во время второй мировой войны Келли в качестве психолога подразделения морской авиации возглавлял программу по обучению местных гражданских летчиков. Он также работал в авиационном отделении Бюро медицины и морской хирургии, где оставался до 1945 года. В этом году он был назначен помощником профессора в Университет Мэриленда.

После окончания войны возникла значительная потребность в клинических психологах, так как у многих американских военных, возвращавшихся домой, были разнообразные психологические проблемы. Действительно, вторая мировая война была важным фактором, повлиявшим на развитие клинической психологии как составной части науки о здоровье. Келли стал выдающейся фигурой в этой области. В 1946 году он вышел на государственный уровень в психологии, когда стал профессором и директором отдела клинической психологии в Государственном университете Огайо. За 20 лет, проведенных здесь, Келли завершил и опубликовал свою теорию личности. Он также проводил программу клинической психологии для лучших выпускников высших учебных заведений Соединенных Штатов.

В 1965 году Келли начал работать в Университете Брандейс, куда он был приглашен на кафедру наук о поведении. Этот пост (сбывается мечта профессора) дал ему большую свободу для продолжения его собственных научных исследований. Он умер в 1967 году в возрасте 62 лет. До самой смерти

Келли составлял книгу из бесчисленных докладов, которые он делал в предыдущее десятилетие. Исправленный вариант этой работы был опубликован посмертно в 1969 году под редакцией Брендана Мэра (Brendan Maher).

Кроме того, что Келли был выдающимся педагогом, ученым, теоретиком, он занимал ключевые посты в американской психологии. Он был президентом двух подразделений — клинического и консультативного — в Американской психологической ассоциации. Он также активно читал лекции в Соединенных Штатах и за границей. В последние годы жизни Келли уделял большое внимание возможному применению своей теории личностных конструктов в разрешении различных международных проблем.

Самый известный научный труд Келли — двухтомная работа «Психология личностных конструктов» (1955). В ней описываются его теоретические формулировки понятия личности и их клинические приложения. Студентам, желающим познакомиться с другими аспектами работы

Келли, рекомендуются следующие книги: «Новые направления в теории личностного конструкта» [Bannister, 1977] «Психология личностного конструкта» [Landfield, Leither, 1989] и «Развитие психологии личностного конструкта» [Neimeyer, 1985].

www.syntone-spb.ru

Келли, Джордж Александр — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Келли.

Джордж Александр Келли (англ. George Alexander Kelly; 28 апреля, 1905 — 6 марта, 1967) — американский психолог, автор теории личностных конструктов.

Биография

После получения степени бакалавра по математике и физике Келли изменил свои интересы в сторону социальных проблем. После защиты магистерской диссертации по педагогической социологии в Университете Канзаса несколько лет преподавал, затем в Эдинбургском университете получил степень бакалавра педагогики, в Государственном университете Айовы защитил диссертацию на соискание степени доктора философии по психологии.

За несколько лет до Второй мировой войны организовал программу передвижных психологических клиник, служивших базой для практики студентов. После войны, во время которой работал авиационным психологом, Келли занял пост профессора и руководителя программы клинической психологии в Государственном университете Огайо.

Теория

Основная работа Келли вышла в 1955 году — это «Психология личностных конструктов». В ней автор излагает авторскую концепцию психики человека. Согласно Келли, все психические процессы протекают по путям предсказания событий окружающего мира. Человек не раб своих инстинктов, не послушная игрушка стимулов и реакций и даже не самоактуализирующаяся самость. Человек в рамках теории личных конструктов — учёный, исследующий окружающий мир и самого себя. Наблюдая поведение окружающих людей, стремясь понять и спрогнозировать это поведение, человек строит свою индивидуальную систему личностных конструктов. Конструкт — основное понятие теории Джорджа Келли — это основное средство классификации объектов окружающего мира, биполярная шкала, например — «хороший-плохой», «умный-глупый», «пьяница-трезвенник». То, какие конструкты выделяет человек, и что является противоположностью полюса, характеризует человека и потому представляет интерес для терапии. С помощью приписывания объектам определённых полюсов конструктов и осуществляется прогнозирование.

Литература

  • Келли Дж. Психология личности. Теория личных конструктов. СПб., Речь, 2000
  • Kelly, G. A. The psychology of personal constructs: Vol. 1. A theory of personality. London: Routledge.,1991., (Original work published 1955)
  • Kelly, G. A. The psychology of personal constructs: Vol. 2. Clinical diagnosis and psychotherapy. London: Routledge., 1991., (Original work published 1955)

См. также

Ссылки

wikipedia.green

Джордж Александр Келли, американский психолог

Рисунок 1. Джордж Александр Келли, американский психолог. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Краткая биография

Джордж Александр Келли ($1905г.-1967г$) американский ученый, родился в семье фермера около Уичиты в штате Канзас, был единственным ребенком, рос в глубоко религиозной, трудолюбивой семье. Начинал свою учебу в сельской школе, где был всего один класс, далее продолжил в Уитчите. В школьные годы ничем не выделялся.

Три года учился в Университете Френдз, затем — в Парк-колледже 1 год, там же в $1926$г получил степень бакалавра по математике и физике. Поступая в университет, Келли мечтал стать выдающимся инженером-механиком, но затем углубился в изучение социальных проблем, трудовые отношения. Обучался в Университете Канзаса, где защитил степень магистра в $1928$г по теме: «Исследование способов проведения свободного времени среди рабочих Канзас-сити».

Далее переехал в Минеаполис и преподавал развитие речи среди банкиров и будущих американцев. В Шелдоне, штат Айова, в колледже для подростков, повстречал свою будущую жену — Глэдис Томпсон, она преподавала там же. Женились в $1931$г.

Защитив докторскую диссертацию в Университете Канзаса по педагогической социологии, молодой ученый преподавал и продолжал проводить свои исследования. С $1929$г вел научную деятельность в Эдинбургском университете, где в $1930$ году стал бакалавром в педагогике, написав работу по проблемам прогноза успешности в преподавании. По возвращению в Америку в том же году стал соискателем на докторскую степень по психологии в университете Айовы. Степень доктора получил в $1931$г, защитив работу, направленную на изучение общих факторов при расстройствах речи и чтения.

Начинал Келли преподавателем физиологической психологии, но в годы «Великой депрессии» переквалифицировался в клиническую психологию. Находясь в Форт-Хейсе с $1931$год по $1943$ год, разработал систему передвижных психологических клиник Канзаса, где практиковались студенты, оказывая психологическую помощь в государственных школах. Приобретенный опыт был использован в дальнейшем в его теоретических разработках, пересмотрел методы лечения, все больше уходя от фрейдовского подхода.

Во время войны применял свои знания на практике, работая авиационным психологом, обучал гражданских летчиков, работал в авиационном отделении Бюро медицины и морской хирургии вплоть до $1945$года. Далее был назначен на должность помощника профессора в Университет Мэриленда. В послевоенные годы возникла потребность в специалистах по клинической психологии, так как у вернувшихся с войны солдат наблюдались различные проблемы в этой области. Вопрос решался на государственном уровне, Келли оказался на «гребне волны». В $1946$ году Дж.Келли назначен профессором и директором отдела клинической психологии в Государственном университете Огайо. В $1965$ году его пригласили на кафедру наук о поведении в Университет Брандейс, где он продолжал свои исследования и записывал их до самой смерти, искал возможность применения своих теорий для разрешения международных конфликтов.

Умер Келли в $1967$ году. Доработанный вариант его трудов под редакцией Мэра Брендана вышел в 1969 году. Келли был выдающимся ученым своего времени, талантливым педагогом, читал лекции не только на родине, но и за границей, руководил одновременно двумя подразделениями Американской клинической психологии: клиническим и консультативным.

Основные труды в области психологии

Первые его работы были напечатаны в 30х годах двадцатого века, касались проблем общения, практической психологии. Позже окунулся в проблемы психологии личности и работал в этом направлении с конца 30х годов. Научное мнение, которое существовало в то время шло вразрез со взглядами молодого ученого, поэтому Келли создал собственную теорию и метод для исследования личности — метод репертуарных решёток. В 1955 г была опубликована двухтомная работа «Психология личностных конструкторов». Это был прорыв в психологии, так как старые теории бихевиористски и необихевиористски оказались несостоятельны.

Замечание 1

Суть его идеи заключалась в том, что каждый человек – исследователь, а не подчиняющийся инстинктам и внешним воздействиям субъект, который на основе своего предшествующего опыта (личностный-конструктор) создает картину мира, картину взаимоотношения людей и их поведение, прослеживает причинно-следственные события, регулирует поведение, определяет ценности, формирует образ «я», планирует, что произойдет в будущем. Если прогноз событий или поведения людей не подтверждается, то конструктор изменяется или заменяется другим. Личность, по его мнению, состоит из суммы конструкторов, что бы ее понять, нужно рассматривать именно систему этих конструкторов.

Его основные работы:

  • Исследование способов проведения свободного времени среди рабочих Канзас-сити-1928г;
  • Работа по проблемам прогноза успешности в преподавании-1930г;
  • Изучение общих факторов при расстройствах речи и чтения-1931г;
  • Метод репертуарных решёток — 30е годы двадцатого века;
  • Психология личностных конструкторов — 1955г.

spravochnick.ru

Джордж Келли — Психологос

Джорж Александер Келли (1905—1966) — американский психолог.

Автор концепции “личностных конструктов”, согласно которой организация психических процессов личности определяется тем, как она предвосхищает (“конструирует”) будущие события (“Психология личностных конструктов”, 1955). Человек трактовался Келли как исследователь, постоянно строящий свой образ реальности посредством индивидуальной системы категориальных шкал — личностных конструктов — и выдвигающий, исходя из этого образа, гипотезы о будущих событиях. Неподтверждение этих гипотез ведет к большей или меньшей перестройке системы конструктов, позволяющей повысить адекватность последующих предсказаний. Келли разработал методический принцип “репертуарных решеток”, с помощью которого были созданы методики диагностики особенностей индивидуального конструирования реальности, нашедшие применение в разных областях психологии.

Как психотерапевт, Дж. Келли работал в русле когнитивной терапии, являясь ее по сути основателем. Смотри →

Дж. Келли и когнитивная психотерапия

Начало когнитивной терапии связывается с деятельностью Джорджа Келли (Ch. L. Doyle, 1987). В 20-х годах Джордж Келли использовал в своей клинической работе психоаналитические интерпретации. Его изумляло то, с какой легкостью пациенты принимали фрейдовские концепции, которые сам Келли находил абсурдными. В качестве эксперимента Келли начал варьировать интерпретации, которые он давал пациентам, в рамках самых различных психодинамических школ.

Оказалось, что пациенты одинаково принимают предлагаемые им принципы и полны желания изменить свою жизнь в согласии с ними. Келли пришел к выводу, что ни фрейдовский анализ детских конфликтов, ни даже изучение прошлого как такового не имеют решающего значения. По мнению Келли, интерпретации Фрейда оказывались эффективными, поскольку они расшатывали привычный для пациентов способ мышления и предоставляли им возможность мыслить и понимать по-новому.

Успехи клинической практики при самых различных теоретических подходах, согласно Келли, объясняются тем, что в процессе терапии происходит изменение того, как люди интерпретируют свой опыт и как они смотрят на будущее. Люди становятся депрессивными или тревожными, потому что попадают в западню ригидных, неадекватных категорий собственного мышления. Например, некоторые люди полагают, что авторитетные фигуры всегда правы, поэтому любая критика со стороны авторитетной фигуры действует на них удручающе. Любая техника, приводящая к изменению этого убеждения, будь она основана на теории, которая связывает такое убеждение с эдиповым (20:) комплексом, со страхом потери родительской любви или с потребностью в духовном руководителе, будет эффективна. Келли решил создать техники для непосредственной коррекции неадекватных способов мышления.

Он предлагал пациентам осознать свои убеждения и проверить их. Например, тревожная, депрессивная пациентка была убеждена, что расхождение с мнением ее мужа вызовет в нем сильный гнев и агрессию. Келли настоял на том, чтобы она тем не менее попробовала высказать мужу собственное мнение. Выполнив задание, пациентка убедилась в том, что это не опасно. Такие домашние задания стали обычными в практике Келли. Иногда Келли предлагал пациентам даже роль новой личности с новым взглядом на себя и на других — сначала на сеансах терапии, а затем в реальной жизни. Он использовал также ролевые игры. Келли пришел к выводу, что сердцевиной неврозов является неадаптивное мышление. Проблемы невротика лежат в настоящих способах мышления, а не в прошлом. В задачу терапевта входит выяснение неосознаваемых категорий мышления, которые приводят к страданиям, и обучение новым способам мышления.

Келли был одним из первых психотерапевтов, которые старались непосредственно изменять мышление пациентов. Эта цель лежит в основе многих современных терапевтических подходов, которые объединяются понятием когнитивная терапия.

На настоящем этапе развития психотерапии когнитивный подход в чистом виде почти не практикуется: все когнитивные подходы в большей или меньшей степени используют поведенческие техники. Это справедливо и по отношению к «рационально-эмотивной терапии» А. Эллиса и к «когнитивной терапии» А. Бека.

www.psychologos.ru

Келли, Джордж Александр — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Келли.

Джордж Александр Келли (англ. George Alexander Kelly; 28 апреля, 1905 — 6 марта, 1967) — американский психолог, автор теории личностных конструктов.

Биография

После получения степени бакалавра по математике и физике Келли изменил свои интересы в сторону социальных проблем. После защиты магистерской диссертации по педагогической социологии в Университете Канзаса несколько лет преподавал, затем в Эдинбургском университете получил степень бакалавра педагогики, в Государственном университете Айовы защитил диссертацию на соискание степени доктора философии по психологии.

За несколько лет до Второй мировой войны организовал программу передвижных психологических клиник, служивших базой для практики студентов. После войны, во время которой работал авиационным психологом, Келли занял пост профессора и руководителя программы клинической психологии в Государственном университете Огайо.

Видео по теме

Теория

Основная работа Келли вышла в 1955 году — это «Психология личностных конструктов». В ней автор излагает авторскую концепцию психики человека. Согласно Келли, все психические процессы протекают по путям предсказания событий окружающего мира. Человек не раб своих инстинктов, не послушная игрушка стимулов и реакций и даже не самоактуализирующаяся самость. Человек в рамках теории личных конструктов — учёный, исследующий окружающий мир и самого себя. Наблюдая поведение окружающих людей, стремясь понять и спрогнозировать это поведение, человек строит свою индивидуальную систему личностных конструктов. Конструкт — основное понятие теории Джорджа Келли — это основное средство классификации объектов окружающего мира, биполярная шкала, например — «хороший-плохой», «умный-глупый», «пьяница-трезвенник». То, какие конструкты выделяет человек, и что является противоположностью полюса, характеризует человека и потому представляет интерес для терапии. С помощью приписывания объектам определённых полюсов конструктов и осуществляется прогнозирование.

Литература

  • Келли Дж. Психология личности. Теория личных конструктов. СПб., Речь, 2000
  • Kelly, G. A. The psychology of personal constructs: Vol. 1. A theory of personality. London: Routledge.,1991., (Original work published 1955)
  • Kelly, G. A. The psychology of personal constructs: Vol. 2. Clinical diagnosis and psychotherapy. London: Routledge., 1991., (Original work published 1955)

См. также

Ссылки

wiki2.red

Келли, Джордж Александр — это… Что такое Келли, Джордж Александр?

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Келли.

Джордж Александр Келли (George Alexander Kelly) (28 апреля, 1905 — 6 марта, 1967) — американский психолог, автор теории личностных конструктов.

Биография

После получения степени бакалавра по математике и физике Келли изменил свои интересы в сторону социальных проблем. После защиты магистерской диссертации по педагогической социологии в Университете Канзаса несколько лет преподавал, затем в Эдинбургском университете получил степень бакалавра педагогики, в Государственном университете Айовы защитил диссертацию на соискание степени доктора философии по психологии.

За несколько лет до Второй мировой войны организовал программу передвижных психологических клиник, служивших базой для практики студентов. После войны, во время которой работал авиационным психологом, Келли занял пост профессора и руководителя программы клинической психологии в Государственном университете Огайо.

Теория

Основная статья: Метод репертуарных решеток

Основная работа Келли вышла в 1955 году — это «Психология личностных конструктов». В ней автор излагает авторскую концепцию психики человека. Согласно Келли, все психические процессы протекают по путям предсказания событий окружающего мира. Человек не раб своих инстинктов, не послушная игрушка стимулов и реакций и даже не самоактуализирующаяся самость. Человек в рамках теории личных конструктов — учёный, исследующий окружающий мир и самого себя. Наблюдая поведение окружающих людей, стремясь понять и спрогнозировать это поведение, человек строит свою индивидуальную систему личностных конструктов. Конструкт — основное понятие теории Джорджа Келли — это основное средство классификации объектов окружающего мира, биполярная шкала, например — «хороший-плохой», «умный-глупый», «пьяница-трезвенник». То, какие конструкты выделяет человек, и что является противоположностью полюса, характеризует человека и потому представляет интерес для терапии. С помощью приписывания объектам определённых полюсов конструктов и осуществляется прогнозирование.

Литература

  • Келли Дж. Теория личности. Психология личных конструктов. СПб., Речь, 2000
  • Kelly, G. A. The psychology of personal constructs: Vol. 1. A theory of personality. London: Routledge.,1991., (Original work published 1955)
  • Kelly, G. A. The psychology of personal constructs: Vol. 2. Clinical diagnosis and psychotherapy. London: Routledge., 1991., (Original work published 1955)

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *