41. Наблюдение и наблюдательность. Шпаргалка по общей психологии
41. Наблюдение и наблюдательность
Наблюдение – целенаправленное планомерное восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность, является наиболее развитой формой преднамеренного восприятия. Наблюдение характеризуется большой активностью личности. Человек воспринимает не все из того, что бросилось в глаза, а вычленяет наиболее важное и интересное для него. Дифференцируя предметы, наблюдатель организует восприятие таким образом, чтобы эти предметы не ускользнули из поля деятельности.
Систематический характер целенаправленного восприятия позволяет проследить явление в развитии, отметить его качественные, количественные, периодические изменения. Активное мышление, включенное в наблюдение, помогает отделить главное от второстепенного, важное – от случайного, помогает более четко дифференцировать предметы. Восприятие, внимание, мышление и речь объединяются при наблюдении в
В акте наблюдения обнаруживается чрезвычайная устойчивость произвольного внимания. Она позволяет наблюдателю в течение длительного времени производить наблюдение, а при необходимости неоднократно повторять его.
Наблюдение раскрывает внутреннюю активность личности. Оно тесно связано с особенностями ума, чувств и воли человека. Однако их соотношение в наблюдении будет различным в зависимости от целей наблюдения, от качеств самого наблюдателя. Поэтому в одних случаях в наблюдении будет по преимуществу интеллектуальная выраженность, а в других – эмоциональная или волевая устремленность.
Когда человек изучает развитие явления или отмечает изменения в объектах восприятия, то возникает необходимость в наблюдении. Наблюдение начинается с постановки задачи. На основе возникших задач наблюдения составляется подробный план его проведения. Это дает возможность предусмотреть различные стороны наблюдаемого явления, избежать случайности, стихийности восприятия.
Наблюдение предполагает предварительную подготовку наблюдателя, наличие у него определенных знаний, умений, владение методикой работы.
Наблюдательность – это умение подмечать характерные, но едва заметные особенности предметов и явлений. Она приобретается в процессе систематических занятий любым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности.
Взаимосвязь наблюдения и наблюдательности отражает взаимосвязь между психическими процессами и свойствами личности. Культивирование наблюдения как самостоятельной психической деятельности и как метода познания действительности является базой развития наблюдательности как свойства личности.
Поделитесь на страничкеpsy.wikireading.ru
4. НАБЛЮДЕНИЕ И НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ. Психология как наука
В зависимости от степени
целенаправленности деятельности личности,
восприятие разделяют на преднамеренное (произвольное) и непред-
намеренное (непроизвольное).
Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особеннос-
тями окружающих предметов (их яркостью, рядополож-
213 ностью, необычностью), так и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙием данных предметов
интересам
личности. Идя по улице, вы слышите шум машин, разговоры лю-
дей, видите яркие витрины, воспринимаете различные запахи и
многое другое. В непреднамеренном воспр+гятии нет заранее
поставленной цели. Отсутствует в нем и волевая «активность.
В преднамеренном восприятии человек ставит цель, прилагает оп-
ределенные волевые усилия, ɥᴛᴏбы лучше реализовать возникшее
намерение, произвольно выбирает объекты восприятия. Таким
восприятием будет, например, рассматривание схемы нового узла
электронно-вычислительной машины, слушание доклада или прос-
мотр тематической выставки книг.
В процессе познания окружающей действительности восприятие мо-
жет переходить в наблюдение.
Наблюдение и его развитие в процессе обучения. Наблюдение —
целенаправленное, планомерное восприятие объектов, в познании
кᴏᴛᴏᴩых заинтересована личность. Важно понимать — оно будет наиболее развитой
формой преднамеренного восприятия. Наблюдение характеризуется
большой активностью личности. Человек воспринимает не все из то-
го, что бросилось в глаза, а вычленяет наиболее важное и инте-
ресное для него. Дифференцируя предметы, наблюдатель организует
восприятие таким образом, ɥᴛᴏбы данные предметы не ускользнули из
поля деятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рф
Систематический характер целенаправленного восприятия позволя-
ет проследить явление в развитии, отметить его качественные, ко-
личественные, периодические изменения. Активное мышление, вклю-
ченное в наблюдение, помогает отделить главное от второстепенно-
го, важное — от случайного, помогает более четко дифференциро-
вать предметы. Восприятие, внимание, мыш ление и речь объединя-
ются при наблюдении в единый процесс умственной
деятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рф
В акте наблюдения обнаруживается чрезвычайная устойчивость
произвольного внимания. Стоит заметить, что она позволяет наблюдателю в течение дли-
тельного времени производить наблюдение, а при необходимости не-
однократно повторять его.
Наблюдение раскрывает внутреннюю активность личности. Стоит заметить, что оно тес-
но связано с особенностями ума, чувств и воли человека. При этом
их соотношение в наблюдении будет различным в зависимости от це-
лей наблюдения, от качеств самого наблюдателя. По϶ᴛᴏму в одних
случаях в наблюдении будет по преимуществу интеллектуальная вы-
раженность, а в других — эмоциональная или волевая устремлен-
ность.
Когда человек изучает развитие явления или отмечает изменения
в объектах восприятия, то возникает необходимость в наблюдении.
Такими, например, будут наблюдения за изменениями погоды, за
развитием растений и животных, за химической реакцией.
Наблюдение начинается с постановки задачи. Она может 214 рас-
падаться на ряд мелких, постепенно решаемых задач. К примеру,студент
поставил перед собой основную задачу: наблюдать за особеннос-
тями психической деятельности одного из учащихся класса. Свое
намерение он реализует, планомерно и систематически решая бо-
лее частные задачи: студент наблюдает за отношением ученика к
различным учебным предметам, за особенностями его самостоя-
тельной работы, за активностью на уроках, за ϲʙᴏеобразием его
контактов с другими учащимися и т. д.
На основе возникших задач наблюдения составляется подробный
план его проведения. Это дает возможность предусмотреть раз-
личные стороны наблюдаемого явления, избежать случайности,
стихийности восприятия.
Наблюдение предполагает предварительную подготовку наблюдателя,
наличие у него определенных знаний, умений, владение методи-
кой работы. Так, прежде чем вести наблюдение за учеником,
студент приобретает знания об особенностях психической дея-
тельности детей, ϶ᴛᴏго возраста, овладевает программой изуче-
ния личности, беседует с классным руководителем, учителями,
директором, врачом, библиотекарем школы о классе и его учени-
ках.
Систематический характер наблюдений дает возможность рассматри-
вать изучаемый объект в различных условиях, отмечать измене-
ния, происходящие в результате действия каких-либо причин.
К примеру, планомерное, систематическое наблюдение учащихся за
изменениями погоды позволяет постепенно отмечать и узнавать
признаки наступления осени, зимы, весны.
Наблюдения полезно сопровождать записями, сбором документальных
материалов, кᴏᴛᴏᴩые затем подвергаются тщательному анализу.
Наблюдение предполагает умение человека улавливать связи и
отношения между анализируемыми предметами, тем самым обеспе-
чивая базу для аналитикосинтетической мыслительной деятель-
ности.
Наблюдательность и ее воспитание в процессе педагогической де-
ятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рф
В случае если человек систематически упражняется в
наблюде-
нии, совершенствует культуру наблюдения, то у него развивается
такое ϲʙᴏйство личности, как наблюдательность. Наблюдательность
— ϶ᴛᴏ умение подмечать характерные, но мало заметные особенности
предметов и явлений. Она приобретается в процессе систематичес-
ких занятий любимым делом и по϶ᴛᴏму связана с развитием профес-
сиональных интересов личности.
Взаимосвязь наблюдения и наблюдательности демонстрирует взаимосвязь
между психическими процессами и ϲʙᴏйствами личности. Культивиро-
вание наблюдения как самостоятельной психической деятельности и
как метода познания действительности будет базой развития
наблюдательности как ϲʙᴏйства лич ности. Таким путем наблюдение
из неустойчивого, дискретного
215 (непостоянного) проявления (как психического состояния) пе-
реходит в одно
из устойчивых, постоянных качеств личнрст^. Его проявление
становится привычным для личности. Наблюдательный человек ви-
дит больше, понимает глубже, так как улавливает мало замет-
ные, но существенные признаки предметов, явлений, событий.
Такой человек имеет возможность делать более правильные выво-
ды, тоньше осмысливать происходящее.
Наблюдательность, ставшая ϲʙᴏйством личности, перестраивает
структуру и содержание психических процессов человека. Отто-
ченная наблюдательность учителя способствует развитию его пе-
дагогического такта. Во время работы с детьми учитель улавли-
вает такие едва заметные отклонения от обычного рабочего сос-
тояния класса или отдельных учащихся, кᴏᴛᴏᴩые дру гими при-
сутствующими вообще не замечаются.
Высокая культура наблюдательности, развитая у А. С. Макаренко в
процессе ежедневного целенаправленного восприятия и анализа
психических состояний колонистов, позволила ему говорить, что
он «…умел с первого взгляда, по внешним признакам, по неу-
ловимым гримасам физиономии, по голосу, по походке, еще по
каким-то мельчайшим завиткам личности, может быть, даже по
запаху, сравнительно точно предсказать, какая продукция может
получиться в каждом отдельном случае из ϶ᴛᴏго сырья» ‘.
Наблюдательность нужна людям самых разных профессий. Стоит заметить, что она разви-
вается в процессе постоянного, систематического совершенство-
вания восприятия.
Развитие наблюдательности школьников — одно из необходимых ус-
ловий овладения ими системой знаний и в то же время важная
самостоятельная задача воспитательной работы учителя. К. Д.
Ушинский отмечал, что учение должно упражнять способности
наблюдения.
Такое средство обучения, как наглядность, имеет огромное значе-
ние для развития наблюдательности у учащихся в учебной дея-
тельности. Материал опубликован на http://зачётка.рф
Развивается наблюдательность также и в
процессе
разнообразных наблюдений школьников за явлениями природы, в
юннатской работе, на занятиях кружков, во время летнего отды-
ха.
В процессе обучения и развития интересов школьников формируются
индивидуальные особенности наблюдательности. Материал опубликован на http://зачётка.рф
Важно заметить, что одни ученики
об-
наруживают более тонкую и полную наблюдательность в сфере ис-
кусства, другие — при изучении математики, третьи - истории и
т. д. Пробудут различия по глубине наблюдательности. Материал опубликован на http://зачётка.рф
Важно заметить, что одних
привлекают внешние особенности предметов, событий, другие
стараются проникнуть в глубину познаваемых явлений.
‘ Макаренко А. С. Педагогическая поэма. — Соч. М., Изд-во АПН
РСФСР 1957, т. I, с. 421.
216 Развитие наблюдательности — необходимое условие всесторон-
него и
гармонического формирования личности. И. П. Павлов придавал
большое значение совершенствованию
наблюдательности, как качеству, необходимому исследователю,
ученому в их повседневной деятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рф
По его
предложению на
фасаде Института физиологии имени И. П. Павлова АН СССР в г.
Павлове (под Ленинградом) начертаны слова: «Наблюдательность,
наблюдательность и наблюдательность».
Пользовательское соглашение:
Интеллектуальные права на материал — Психология как наука — Богуславский принадлежат её автору. Данное пособие/книга размещена исключительно для ознакомительных целей без вовлечения в коммерческий оборот. Вся информация (в том числе и «4. НАБЛЮДЕНИЕ И НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ») собрана из открытых источников, либо добавлена пользователями на безвозмездной основе.
Для полноценного использования размещённой информации Администрация проекта Зачётка.рф настоятельно рекомендует приобрести книгу / пособие Психология как наука — Богуславский в любом онлайн-магазине.
Тег-блок: Психология как наука — Богуславский, 2015. 4. НАБЛЮДЕНИЕ И НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ.
xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai
Одно из важных условий адекватного восприятия — наблюдение и
Одно из важных условий адекватного восприятия — наблюдение и наблюдательность. Они ярко проявляются при целенаправленном, произвольном восприятии. Наблюдение наиболее ярко отличает произвольное восприятие от непроизвольного. Характерный показатель наблюдения — длительное, целенаправленное сосредоточение внимания на предмете восприятии. Оно осуществляется с определенной целью и по плану.
Наблюдение может быть длительным, когда планируется наблюдение изменений в поведении животных под влиянием ухода за ними; за развитием ребенка под влиянием воспитания; за успешностью освоения знаний в зависимости от условий и методов обучения. Кратковременным оно бывает тогда, когда наблюдаются быстротекущие явления.
В процессе наблюдения внимание может сосредотачиваться или на явлении в целом, или на отдельных его деталях. Это зависит от поставленной познавательной цели.
Для успешного наблюдения необходимо определить цели наблюдения, составить его план — где, когда и как провести наблюдение, создать необходимые условия для этого, подготовить способы наблюдения (устройства, инструменты) и фиксации его результатов. Наблюдать нужно уметь. Последнее имеет особенно большое значение — далеко не все дети и взрослые владеют умением наблюдать.
Уровень умения наблюдать зависит как от обучения наблюдению, так и от наблюдательности как качества личности. Если
ребенка сызмала приучают наблюдать явления природы, поведение животных, те или иные аспекты жизни, то в нем развивается такая черта характера, как наблюдательно сть, то есть способность замечать в объектах малозаметное, но важное для понимания их сути.
Наблюдение и наблюдательность играют большую роль в обучении и трудовой деятельности человека. Известно, как высоко ценил наблюдение и наблюдательность Ч. Дарвин (открытие происхождения видов он объяснял своей наблюдательностью). И. П. Павлов считал, что наблюдательность крайне нужна ученому. В его институте висела надпись: «наблюдательность, наблюдательность, наблюдательность».
К.Д. Ушинский рекомендовал учителям учить детей наблюдать, если они хотят развить в них ум, поскольку наблюдение дает материал, факты для мышления.
psihologia.biz
Наблюдение и наблюдательность
Наблюдение – целенаправленное планомерное восприятие объектов, в познании
которых заинтересована личность, является наиболее развитой формой
преднамеренного восприятия. Наблюдение характеризуется большой активностью
личности. Человек воспринимает не все из того, что бросилось в глаза, а вычленяет
наиболее важное и интересное для него. Дифференцируя предметы, наблюдатель
организует восприятие таким образом, чтобы эти предметы не ускользнули из поля
деятельности.
Систематический характер целенаправленного восприятия позволяет проследить
явление в развитии, отметить его качественные, количественные, периодические
изменения. Активное мышление, включенное в наблюдение, помогает отделить главное
от второстепенного, важное – от случайного, помогает более четко дифференцировать
предметы. Восприятие, внимание, мышление и речь объединяются при наблюдении в
единый процесс умственной деятельности.
В акте наблюдения обнаруживается чрезвычайная устойчивость произвольного
внимания. Она позволяет наблюдателю в течение длительного времени производить
наблюдение, а при необходимости неоднократно повторять его.
Наблюдение раскрывает внутреннюю активность личности. Оно тесно связано с
особенностями ума, чувств и воли человека. Однако их соотношение в наблюдении
будет различным в зависимости от целей наблюдения, от качеств самого наблюдателя.
Поэтому в одних случаях в наблюдении будет по преимуществу интеллектуальная
выраженность, а в других – эмоциональная или волевая устремленность.
Когда человек изучает развитие явления или отмечает изменения в объектах
восприятия, то возникает необходимость в наблюдении. Наблюдение начинается с
постановки задачи. На основе возникших задач наблюдения составляется подробный
план его проведения. Это дает возможность предусмотреть различные стороны наблюдаемого
явления, избежать случайности, стихийности восприятия.
Наблюдение предполагает предварительную подготовку наблюдателя, наличие у него
определенных знаний, умений, владение методикой работы.
Наблюдательность – это умение подмечать характерные, но едва заметные особенности
предметов и явлений. Она приобретается в процессе систематических занятий любым
делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности.
Взаимосвязь наблюдения и наблюдательности отражает взаимосвязь между психическими
процессами и свойствами личности. Культивирование наблюдения как самостоятельной
психической деятельности и как метода познания действительности является базой
развития наблюдательности как свойства личности.
students-library.com