Психология наблюдательность и наблюдение – 41. Наблюдение и наблюдательность. Шпаргалка по общей психологии

41. Наблюдение и наблюдательность. Шпаргалка по общей психологии

41. Наблюдение и наблюдательность

Наблюдение – целенаправленное планомерное восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность, является наиболее развитой формой преднамеренного восприятия. Наблюдение характеризуется большой активностью личности. Человек воспринимает не все из того, что бросилось в глаза, а вычленяет наиболее важное и интересное для него. Дифференцируя предметы, наблюдатель организует восприятие таким образом, чтобы эти предметы не ускользнули из поля деятельности.

Систематический характер целенаправленного восприятия позволяет проследить явление в развитии, отметить его качественные, количественные, периодические изменения. Активное мышление, включенное в наблюдение, помогает отделить главное от второстепенного, важное – от случайного, помогает более четко дифференцировать предметы. Восприятие, внимание, мышление и речь объединяются при наблюдении в

единый процесс умственной деятельности.

В акте наблюдения обнаруживается чрезвычайная устойчивость произвольного внимания. Она позволяет наблюдателю в течение длительного времени производить наблюдение, а при необходимости неоднократно повторять его.

Наблюдение раскрывает внутреннюю активность личности. Оно тесно связано с особенностями ума, чувств и воли человека. Однако их соотношение в наблюдении будет различным в зависимости от целей наблюдения, от качеств самого наблюдателя. Поэтому в одних случаях в наблюдении будет по преимуществу интеллектуальная выраженность, а в других – эмоциональная или волевая устремленность.

Когда человек изучает развитие явления или отмечает изменения в объектах восприятия, то возникает необходимость в наблюдении. Наблюдение начинается с постановки задачи. На основе возникших задач наблюдения составляется подробный план его проведения. Это дает возможность предусмотреть различные стороны наблюдаемого явления, избежать случайности, стихийности восприятия.

Наблюдение предполагает предварительную подготовку наблюдателя, наличие у него определенных знаний, умений, владение методикой работы.

Наблюдательность – это умение подмечать характерные, но едва заметные особенности предметов и явлений. Она приобретается в процессе систематических занятий любым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности.

Взаимосвязь наблюдения и наблюдательности отражает взаимосвязь между психическими процессами и свойствами личности. Культивирование наблюдения как самостоятельной психической деятельности и как метода познания действительности является базой развития наблюдательности как свойства личности.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

4. НАБЛЮДЕНИЕ И НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ. Психология как наука




В зависимости  от  степени

  целенаправленности деятельности личности,

восприятие разделяют на преднамеренное (произвольное) и  непред-

намеренное (непроизвольное).

  Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как  особеннос-

тями окружающих предметов (их яркостью, рядополож-

 213 ностью,  необычностью),  так и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙием данных предметов

 интересам

   личности. Идя по улице,  вы слышите шум машин,  разговоры лю-

   дей,  видите яркие витрины,  воспринимаете различные запахи и

   многое другое.  В непреднамеренном  воспр+гятии  нет  заранее

   поставленной цели. Отсутствует в нем и волевая «активность.

 В преднамеренном восприятии человек ставит цель,  прилагает оп-

   ределенные волевые усилия,  ɥᴛᴏбы лучше реализовать возникшее

   намерение,  произвольно выбирает  объекты  восприятия.  Таким

   восприятием будет, например, рассматривание схемы нового узла

   электронно-вычислительной машины,  слушание доклада или прос-

   мотр тематической выставки книг.

 В процессе познания окружающей действительности восприятие  мо-

   жет переходить в наблюдение.

  Наблюдение и его развитие в процессе  обучения.  Наблюдение  —

целенаправленное,  планомерное  восприятие объектов,  в познании

кᴏᴛᴏᴩых заинтересована личность.  Важно понимать — оно будет наиболее развитой

формой  преднамеренного  восприятия.  Наблюдение характеризуется

большой активностью личности. Человек воспринимает не все из то-

го,  что бросилось в глаза,  а вычленяет наиболее важное и инте-

ресное для него.  Дифференцируя предметы, наблюдатель организует

восприятие  таким образом,  ɥᴛᴏбы данные предметы не ускользнули из

поля деятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рф

  Систематический характер целенаправленного восприятия позволя-

ет проследить явление в развитии, отметить его качественные, ко-

личественные,  периодические изменения. Активное мышление, вклю-

ченное в наблюдение, помогает отделить главное от второстепенно-

го,  важное — от случайного,  помогает более четко дифференциро-

вать предметы.  Восприятие, внимание, мыш ление и речь объединя-

ются при наблюдении в единый процесс умственной деятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рф

  В акте  наблюдения  обнаруживается  чрезвычайная  устойчивость

произвольного внимания. Стоит заметить, что она позволяет наблюдателю в течение дли-

тельного времени производить наблюдение, а при необходимости не-

однократно повторять его.

  Наблюдение раскрывает внутреннюю активность личности. Стоит заметить, что оно тес-

но связано с особенностями ума,  чувств и воли человека.  При этом

их соотношение в наблюдении будет различным в зависимости от це-

лей наблюдения,  от качеств самого наблюдателя.  По϶ᴛᴏму в одних

случаях в наблюдении будет по преимуществу интеллектуальная  вы-

раженность,  а  в  других — эмоциональная или волевая устремлен-

ность.

  Когда человек  изучает развитие явления или отмечает изменения

в объектах восприятия,  то возникает необходимость в наблюдении.

Такими,  например, будут наблюдения за изменениями погоды, за

развитием растений и животных, за химической реакцией.

  Наблюдение начинается с постановки задачи.  Она может 214 рас-

 падаться на ряд мелких,  постепенно решаемых  задач.  К примеру,

 студент

   поставил перед собой основную задачу: наблюдать за особеннос-

   тями психической деятельности одного из учащихся класса. Свое

   намерение он реализует, планомерно и систематически решая бо-

   лее частные задачи: студент наблюдает за отношением ученика к

   различным учебным предметам,  за особенностями его  самостоя-

   тельной работы, за активностью на уроках, за ϲʙᴏеобразием его

   контактов с другими учащимися и т. д.

 На основе  возникших  задач  наблюдения  составляется подробный

   план его проведения.  Это дает возможность предусмотреть раз-

   личные  стороны  наблюдаемого явления,  избежать случайности,

   стихийности восприятия.

 Наблюдение предполагает предварительную подготовку наблюдателя,

   наличие у него определенных знаний,  умений, владение методи-

   кой  работы.  Так,  прежде  чем вести наблюдение за учеником,

   студент приобретает знания об особенностях  психической  дея-

   тельности детей, ϶ᴛᴏго возраста, овладевает программой изуче-

   ния личности,  беседует с классным руководителем,  учителями,

   директором, врачом, библиотекарем школы о классе и его учени-

   ках.

 Систематический характер наблюдений дает возможность рассматри-

   вать изучаемый объект в различных условиях,  отмечать измене-

   ния,  происходящие  в  результате действия каких-либо причин.

   К примеру, планомерное, систематическое наблюдение учащихся за

   изменениями  погоды  позволяет постепенно отмечать и узнавать

   признаки наступления осени, зимы, весны.

 Наблюдения полезно сопровождать записями, сбором документальных

   материалов,  кᴏᴛᴏᴩые затем подвергаются тщательному  анализу.

   Наблюдение  предполагает  умение  человека улавливать связи и

   отношения между анализируемыми предметами,  тем самым обеспе-

   чивая  базу  для аналитикосинтетической мыслительной деятель-

   ности.

  Наблюдательность и ее воспитание в процессе педагогической де-

ятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рф
  В случае если человек систематически упражняется в  наблюде-

нии,  совершенствует культуру наблюдения,  то у него развивается

такое ϲʙᴏйство личности,  как наблюдательность. Наблюдательность

— ϶ᴛᴏ умение подмечать характерные, но мало заметные особенности

предметов и явлений.  Она приобретается в процессе систематичес-

ких  занятий любимым делом и по϶ᴛᴏму связана с развитием профес-

сиональных интересов личности.

  Взаимосвязь наблюдения и наблюдательности демонстрирует взаимосвязь

между психическими процессами и ϲʙᴏйствами личности. Культивиро-

вание  наблюдения как самостоятельной психической деятельности и

как метода познания  действительности  будет  базой  развития

наблюдательности как ϲʙᴏйства лич ности.  Таким путем наблюдение

из неустойчивого, дискретного

 215 (непостоянного) проявления (как психического состояния) пе-

 реходит в одно

   из устойчивых,  постоянных  качеств личнрст^.  Его проявление

   становится привычным для личности. Наблюдательный человек ви-

   дит больше,  понимает глубже,  так как улавливает мало замет-

   ные,  но существенные признаки предметов,  явлений,  событий.

   Такой человек имеет возможность делать более правильные выво-

   ды, тоньше осмысливать происходящее.

 Наблюдательность, ставшая   ϲʙᴏйством  личности,  перестраивает

   структуру и содержание психических процессов человека.  Отто-

   ченная наблюдательность учителя способствует развитию его пе-

   дагогического такта. Во время работы с детьми учитель улавли-

   вает такие едва заметные отклонения от обычного рабочего сос-

   тояния класса или отдельных учащихся,  кᴏᴛᴏᴩые дру гими  при-

   сутствующими вообще не замечаются.

 Высокая культура наблюдательности, развитая у А. С. Макаренко в

   процессе  ежедневного  целенаправленного восприятия и анализа

   психических состояний колонистов, позволила ему говорить, что

   он «…умел с первого взгляда,  по внешним признакам, по неу-

   ловимым гримасам физиономии,  по голосу,  по походке,  еще по

   каким-то  мельчайшим завиткам личности,  может быть,  даже по

   запаху, сравнительно точно предсказать, какая продукция может

   получиться в каждом отдельном случае из ϶ᴛᴏго сырья» ‘.

 Наблюдательность нужна людям самых разных профессий. Стоит заметить, что она разви-

   вается в процессе постоянного, систематического совершенство-

   вания восприятия.

 Развитие наблюдательности  школьников — одно из необходимых ус-

   ловий овладения ими системой знаний и в то  же  время  важная

   самостоятельная задача воспитательной работы учителя.  К.  Д.

   Ушинский отмечал,  что учение  должно  упражнять  способности

   наблюдения.

 Такое средство обучения, как наглядность, имеет огромное значе-

   ние  для  развития наблюдательности у учащихся в учебной дея-

   тельности. Материал опубликован на http://зачётка.рф
  Развивается наблюдательность также и  в  процессе

   разнообразных  наблюдений школьников за явлениями природы,  в

   юннатской работе, на занятиях кружков, во время летнего отды-

   ха.

 В процессе обучения и развития интересов школьников формируются

   индивидуальные особенности наблюдательности. Материал опубликован на http://зачётка.рф
Важно заметить, что одни ученики об-

   наруживают более тонкую и полную наблюдательность в сфере ис-

   кусства, другие — при изучении математики, третьи - истории и

   т. д. Пробудут различия по глубине наблюдательности. Материал опубликован на http://зачётка.рф
Важно заметить, что одних

   привлекают  внешние  особенности предметов,  событий,  другие

   стараются проникнуть в глубину познаваемых явлений.

  ‘ Макаренко А.  С. Педагогическая поэма. — Соч. М., Изд-во АПН

РСФСР 1957, т. I, с. 421.

 216 Развитие  наблюдательности — необходимое условие всесторон-

 него и

   гармонического формирования личности.  И.  П. Павлов придавал

 большое значение совершенствованию

   наблюдательности, как  качеству,  необходимому исследователю,

   ученому в их повседневной деятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рф
По его предложению на

   фасаде Института физиологии имени И.  П. Павлова АН СССР в г.

   Павлове (под Ленинградом) начертаны слова: «Наблюдательность,

   наблюдательность и наблюдательность».

Пользовательское соглашение:
Интеллектуальные права на материал — Психология как наука — Богуславский принадлежат её автору. Данное пособие/книга размещена исключительно для ознакомительных целей без вовлечения в коммерческий оборот. Вся информация (в том числе и «4. НАБЛЮДЕНИЕ И НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ») собрана из открытых источников, либо добавлена пользователями на безвозмездной основе.
Для полноценного использования размещённой информации Администрация проекта Зачётка.рф настоятельно рекомендует приобрести книгу / пособие Психология как наука — Богуславский в любом онлайн-магазине.

Тег-блок: Психология как наука — Богуславский, 2015. 4. НАБЛЮДЕНИЕ И НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ.

xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai

Одно из важных условий адекватного восприятия — наблюдение и

Одно из важных условий адекватного восприятия — наблюдение и наблюдательность. Они ярко проявляются при целенаправленном, произвольном восприятии. Наблюдение наиболее ярко отличает произвольное восприятие от непроизвольного. Характерный показатель наблюдения — длительное, целенаправленное сосредоточение внимания на предмете восприятии. Оно осуществляется с определенной целью и по плану.

Наблюдение может быть длительным, когда планируется наблюдение изменений в поведении животных под влиянием ухода за ними; за развитием ребенка под влиянием воспитания; за успешностью освоения знаний в зависимости от условий и методов обучения. Кратковременным оно бывает тогда, когда наблюдаются быстротекущие явления.

В процессе наблюдения внимание может сосредотачиваться или на явлении в целом, или на отдельных его деталях. Это зависит от поставленной познавательной цели.

Для успешного наблюдения необходимо определить цели наблюдения, составить его план — где, когда и как провести наблюдение, создать необходимые условия для этого, подготовить способы наблюдения (устройства, инструменты) и фиксации его результатов. Наблюдать нужно уметь. Последнее имеет особенно большое значение — далеко не все дети и взрослые владеют умением наблюдать.

Уровень умения наблюдать зависит как от обучения наблюдению, так и от наблюдательности как качества личности. Если

ребенка сызмала приучают наблюдать явления природы, поведение животных, те или иные аспекты жизни, то в нем развивается такая черта характера, как наблюдательно сть, то есть способность замечать в объектах малозаметное, но важное для понимания их сути.

Наблюдение и наблюдательность играют большую роль в обучении и трудовой деятельности человека. Известно, как высоко ценил наблюдение и наблюдательность Ч. Дарвин (открытие происхождения видов он объяснял своей наблюдательностью). И. П. Павлов считал, что наблюдательность крайне нужна ученому. В его институте висела надпись: «наблюдательность, наблюдательность, наблюдательность».

К.Д. Ушинский рекомендовал учителям учить детей наблюдать, если они хотят развить в них ум, поскольку наблюдение дает материал, факты для мышления.

psihologia.biz

Наблюдение и наблюдательность

Наблюдение – целенаправленное планомерное восприятие объектов, в познании

которых заинтересована личность, является наиболее развитой формой

преднамеренного восприятия. Наблюдение характеризуется большой активностью

личности. Человек воспринимает не все из того, что бросилось в глаза, а вычленяет

наиболее важное и интересное для него. Дифференцируя предметы, наблюдатель

организует восприятие таким образом, чтобы эти предметы не ускользнули из поля

деятельности.

Систематический характер целенаправленного восприятия позволяет проследить

явление в развитии, отметить его качественные, количественные, периодические

изменения. Активное мышление, включенное в наблюдение, помогает отделить главное

от второстепенного, важное – от случайного, помогает более четко дифференцировать

предметы. Восприятие, внимание, мышление и речь объединяются при наблюдении в

единый процесс умственной деятельности.

В акте наблюдения обнаруживается чрезвычайная устойчивость произвольного

внимания. Она позволяет наблюдателю в течение длительного времени производить

наблюдение, а при необходимости неоднократно повторять его.

Наблюдение раскрывает внутреннюю активность личности. Оно тесно связано с

особенностями ума, чувств и воли человека. Однако их соотношение в наблюдении

будет различным в зависимости от целей наблюдения, от качеств самого наблюдателя.

Поэтому в одних случаях в наблюдении будет по преимуществу интеллектуальная

выраженность, а в других – эмоциональная или волевая устремленность.

Когда человек изучает развитие явления или отмечает изменения в объектах

восприятия, то возникает необходимость в наблюдении. Наблюдение начинается с

постановки задачи. На основе возникших задач наблюдения составляется подробный

план его проведения. Это дает возможность предусмотреть различные стороны наблюдаемого

явления, избежать случайности, стихийности восприятия.

Наблюдение предполагает предварительную подготовку наблюдателя, наличие у него

определенных знаний, умений, владение методикой работы.

Наблюдательность – это умение подмечать характерные, но едва заметные особенности

предметов и явлений. Она приобретается в процессе систематических занятий любым

делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности.

Взаимосвязь наблюдения и наблюдательности отражает взаимосвязь между психическими

процессами и свойствами личности. Культивирование наблюдения как самостоятельной

психической деятельности и как метода познания действительности является базой

развития наблюдательности как свойства личности.

students-library.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *