жизнь Дмитрия Морозова. Жизнь удалась! Как успевать полноценно жить и работать
Китеж: жизнь Дмитрия Морозова. Жизнь удалась! Как успевать полноценно жить и работатьВикиЧтение
Жизнь удалась! Как успевать полноценно жить и работать
Козлов Николай Иванович
Содержание
Китеж: жизнь Дмитрия Морозова
Удивительное место – Китеж! Деревянные избы – и в них теплые туалеты и горячая вода; лес вокруг, полный грибов и ягод, – и аккуратно скошенный газон с клумбами у каждого дома; детский дом – и гордая осанка, ясный взгляд и уверенность в себе у детей самого разного возраста. Китеж – это единственный в России детский дом, где дети живут в настоящих семьях и в настоящей жизни.
Место: Барятинский район Калужской области. Рядом деревня Чумазово с практически спившимся мужским населением. В начале Китежа было голое поле и голая идея, в общем, все, как и должно быть при сотворении мира.
История проста. Журналист-международник Дмитрий Морозов взял 40 га земли и построил там на свои деньги детский дом… То есть возвел целый маленький город, где приемные родители берут себе детей и живут с ними нормальной счастливой жизнью. Это все у нас, в России, где не то что город – дачу себе построить вообще-то не сильно просто. Ну и семью с собственными детьми сделать тоже задача не из самых простых. А тут – целый город… Это создал один человек, потому что этого хотел: Дмитрий Морозов.
Слово Дмитрию Морозову, ученику Святослава Рериха:
«Сначала были мечты, вернее, предчувствие, что я не смогу потратить собственную жизнь на борьбу за материальное благополучие, что обладание вещами, карьера и даже счастливое ничегонеделание будут, по сути, пустой тратой сил на коротком отрезке земного пути».
Он пишет правду: он так и живет. И когда я хочу увидеть осмысленную жизнь, я приезжаю в Китеж. С семьей: Мариной и детьми. Девочки сразу влились в детский коллектив и с утра до вечера чем-то занимались: поскольку шла Неделя Востока, то они освобождали Мастера Ли, захваченного коварными последователями Черного Лотоса, изучали наставления Конфуция, изучали у-шу (стиль Птицы)…
А Дмитрий рассказывал Марине:
«Лет через пять до многих из нас стала доходить простая истина, что, не поменявшись самим, нельзя поменять наших детей. Но теплые дома уже построены, напрягать себя уже не обязательно, вечером можно просто закрыться, расслабиться, включить телевизор и забыть обо всем. А когда-то и выпить, как люди… Нормально? Нет, Китеж мы строили не для этого! Жить не засыпая, жить, развивая себя, – оказалось сложнее всего. Половина наших соратников категорически заявили о нежелании что-либо в самих себе менять и уехали…»
Сейчас Китежу уже 15 лет, он вырос, окреп и на удивление помолодел. Китеж дружит с Синтоном и интернатом имени А.Н. Колмогорова при МГУ, в нем работают замечательные российские педагоги и иностранные студенты-волонтеры, выпускники Китежа уверенно поступают в московские вузы. У Дмитрия с женой Ириной пятеро приемных детей и свой – Святослав. Летом 2003 года Китеж был принят в члены Британского сообщества терапевтических общин. Морозову аплодируют на международных конгрессах, губернаторы жмут ему руки, Путин вручил ему орден «За заслуги перед Отечеством». Дмитрий Морозов по-прежнему встает в пять утра, с удовольствием встречает рассвет и пишет книги: «Дважды рожденные», «Поколение Китеж», «Воспитание в третьем измерении».
Подвиг продолжается.
На мой взгляд, у Дмитрия Морозова простая и правильная жизнь.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Ки – Жи – Жизнь
Ки – Жи – Жизнь Корень и существительное в слове жить – жи. Раз это существительное, значит, в мире существует то, что названо этим именем. Это – жизнь, или жизненная сила.Ка – ки – ци – чи – чу – и – жи – всё это имена, которыми предки называли жизненную силу. Названий такПсихографический анализ ТиГр по сочетанию элементов в рисунках 32-летнего Дмитрия
Психографический анализ ТиГр по сочетанию элементов в рисунках 32-летнего Дмитрия В первом рисунке 32-летнего Дмитрия изображение улетающего вверх шарика на тонкой ниточке указывает на то, что ситуация выходит из-под его контроля («шарик на тонкой нитке»). Возлюбленная
Жизнь во лжи
КИТЕЖ (терапевтическая реальность сказочного мира)
КИТЕЖ (терапевтическая реальность сказочного мира) Терапевтическое сообщество «Китеж» — целостная модель мира, предназначенная для развития детей, потерявших родителей или попавших в кризисную ситуацию. Все население поселка — 50 человек. Большинство из них — дети,
Жизнь как на вулкане – тоже жизнь
Жизнь как на вулкане – тоже жизнь Если довелось жить «как на вулкане», то нормальные люди не страдают от избытка радости.
Но можно рассуждать иначе.Чем пребывание у вулкана отличается от езды на автотрассе, падения потолка, самолета, порвавшихся колготок? МирЖизнь ли это?
Жизнь ли это? Немногие из нас являются психопатами, также немного среди нас душевнобольных. Но тем не менее, кто мог бы сказать о себе, что совершенно здоров?Кто из вас полностью свободен от– боли,– проблем,– опасений,– ранимости,– возбуждения,– жажды борьбы– ссор,–
Ки – Жи – Жизнь
Ки – Жи – Жизнь Корень и существительное в слове жить – жи. Раз это существительное, значит, в мире существует то, что названо этим именем. Это – жизнь, или жизненная сила.Ка – ки – ци – чи – чу – и – жи – всё это имена, которыми предки называли жизненную силу. Названий так
Глава 2. Китеж-град Франца Кафки. Анализ романа «Замок»
Жизнь как на вулкане — тоже жизнь, считает лидер
Жизнь как на вулкане — тоже жизнь, считает лидер • Экстремальность и есть настоящий тренажер настоящей жизни.• Беспокоясь, мы теряем способность радоваться жизни. • Смелость — это способность действовать, несмотря на страх.Лидер считает, что жизнь слишком коротка,
Жизнь каждого человека – это его собственная жизнь
Жизнь каждого человека – это его собственная жизнь Мы обязаны отвечать за свою жизнь. Мы не можем позволить себе пренебрегать своими интересами. Когда-то давным-давно я выписала жесткую фразу психолога Фрица Перлза: «Я живу в этом мире не для того, чтобы оправдать твои
Жизнь эссенциалиста – жизнь, которая действительно имеет значение
Жизнь эссенциалиста – жизнь, которая действительно имеет значение Жизнь эссенциалиста полна смысла. Это жизнь, которая действительно имеет значение.Когда мне нужно напомнить себе об этом, я размышляю об одной притче. В ней убитый горем человек, у которого умерла
16 Тот, кто верит, что жизнь его и жизнь подобных ему лишена смысла, не только несчастен, но и почти не способен жить
16 Тот, кто верит, что жизнь его и жизнь подобных ему лишена смысла, не только несчастен, но и почти не способен жить Виктор Франкл, создатель логотерапии, сказал, что «жизнь каждого человека является последовательностью уникальных возможностей для познания
Дмитрий Морозов — Поколение Китеж. Опыт построения сообщества читать онлайн
Дмитрий Морозов
Поколение Китеж. опыт построения сообщества
На дне души гудит подводный Китеж – Наш неосуществимый сон.
М. Волошин. Китеж
ПРЕДИСЛОВИЕ
Проблему сирот, оставшихся после революции и Гражданской войны, молодое государство рабочих и крестьян решило довольно быстро и эффективно. Тогда было достаточно накормить и обогреть сирот. Путевку в жизнь им дало все то же государство, настолько простое и всеобъемлющее, что почти не оставляло места для соблазнов, сомнений и нарушений в рамках существующей программы.
В наше время старые рецепты не действуют. Накормленные и обогретые сироты не становятся счастливее.
Новая информационная эпоха продолжает испытывать нас глобальностью и скоростью изменений окружающей среды. Разве мог я в своем детстве вообразить, что мой семилетний сын будет погружаться в виртуальное пространство компьютерных игр, обретет свободу путешествий в Глобальной сети? Изменения окружающей среды сравнимы в масштабах вида Homo sapiens с высыханием морей триасового периода – процессом, погнавшим рептилий на сушу. Ни одно поколение еще не стояло перед вызовом взросления в перенасыщенном информацией океане современного общества.
Погасли маяки государственной идеологии, не видно берегов традиций, зато блещет, слепит взгляд, топит в недостижимых обещаниях и надеждах бескрайняя стихия.Ну что же, новое поколение научится плавать! Для человечества это, безусловно, процесс небезопасный, но эволюционно оправданный.
Хорошо бы еще не дать погибнуть тем, кому не у кого учиться выживать в волнах свободы, – детям, оставшимся без попечения родителей.
Современным детям, оставленным родителями, сейчас не грозит голодная смерть. Но опасностей стало больше: наркотики и алкоголь, жажда заработать легкие криминальные деньги, проституция и банальное незнание, что делать со своей жизнью. В отличие от беспризорников 1920-х годов, вокруг современных детей не будни великих строек, а бесконечно усложнившееся человеческое общество. Через Интернет и телевидение они получают полную, художественно раскрашенную информацию, как живут те, кем им никогда не стать, и входят в дома, которые никогда не смогут иметь. Свобода оказалась опасным испытанием.
Раньше было намного проще найти себя в медленном потоке общественной жизни. Административная система рассматривала организацию процесса воспитания маленького человека по аналогии с хорошо налаженным производством. Сама собой выстраивалась привычная цепочка: финансирование, план, порядок операций, зарплата и четкое следование технологии. Так соблюдались интересы общества и государства и не принимались во внимание интересы развития тех индивидов, из которых это государство состоит.
Мы в Китеже попытались перевернуть эту цепочку, поставив в ее начало личность ребенка, интересы его развития и особенности его психологии.
Когда пятнадцать лет назад я с группой энтузиастов переехал из Москвы в Калужскую область, чтобы создать первый в России поселок для всестороннего развития и реабилитации детей-сирот, многие мои коллеги по журналистике откровенно смеялись: «Разве этим надо заниматься? Масштаб не тот!» Еще, слава Богу, нам в Калуге очень повезло с губернаторами, которые наш эксперимент всегда поддерживали. Но это было исключением из общего правила.
Сейчас ситуация меняется по всей стране. Впервые за последние пятнадцать лет государственные люди заговорили о детях-сиротах. Оказалось, тема важная, государственная! И с позиции демографии, и с позиции нравственности!
Спору нет, надо повышать рождаемость. Но хорошо бы не потерять и тех, кто уже пришел на землю. Тем более что речь идет о сотнях тысяч детей. И для благополучия нашего государства совсем не все равно, как сложится жизненный путь тех, кто оказался незащищенным и неподготовленным.
Мне так и не удалось найти надежных статистических сведений о том, как складывается жизнь выпускников детских домов. Десять лет назад восемьдесят процентов их так и не смогли найти своего места в обществе, пополнив ряды правонарушителей, бомжей и алкоголиков.
Теперь оценили важность семейного устройства детей-сирот, заговорили о создании условий для творческого развития и оздоровления не только тех, чьи родители уже лишены родительских прав, но и тех, кто вот-вот осиротеет при живых спивающихся родителях.
Кто бы мог подумать пятнадцать лет назад, что в Думе законодатели будут спорить о семейных формах устройства и профилактике безнадзорности, а журналисты освещать эту дискуссию. И это только начало! От того, какие законы сейчас разрабатываются Комитетом по делам женщин, семьи и детей Государственной думы, будет зависеть облик населения России через десятилетия.
Повторюсь! Детям-сиротам в наши дни угрожает не голодная смерть, а неверно понятый смысл собственной жизни, микробы ненависти, порождающие антисоциальное поведение, приводящие к алкоголизму или преступлениям.
Самая неотложная задача – создать такие условия в обществе, которые помогут юным личностям максимально развиваться, становясь полноценными гражданами России.
Не внешнее форматирование, которое хорошо лишь для воспитания единообразных «колесиков и винтиков» индустриального общества, а внутренний стимул должен стать основой нормального развития личности.
Таким образом, вопрос реабилитации и возвращения в общество детей-сирот переходит из области семейного устройства в сферу психологии и работы с сознанием.
Мы только тогда выполним свое предназначение, когда поможем детям-сиротам снова поверить в свои силы, в то, что их жизнь имеет смысл и цель. Тогда они не сопьются, не пойдут по стопам родителей. И для этого недостаточно просто открыть ставку психолога при органах социальной защиты. Человек может измениться только сам, так как метаморфоза заложена изначально в саму суть человеческого существа, в его внутреннюю программу.
Только как войти в эту программу? Где она находится в человеческом существе? Здесь мы вступаем в пространство, пока еще не освоенное наукой. Это пространство нашего сознания, где сосуществуют миф и реальность, воспоминание о боли и полет детской мечты, где в силу этого возможны волшебные превращения и трансформации.
Русский народ всегда интуитивно осознавал существование этого иного измерения, пытаясь выразить невыразимое теми способами, которые были доступны народной культуре. Так родился трансмиф о граде Китеже, скрывшемся от врагов в глубинах земли. Легенда гласит, что люди с чистой душой могут увидеть Китеж в глубинах озера Светлояр. Наши предки не сомневались: два мира сосуществуют, соприкасаются, следует только научиться правильно смотреть…
Читать дальше
12 3 4 5 6 7 …27
РОССИЯ: Дети процветают в уникальной деревне для российских сирот
- Заголовок: РОССИЯ: Дети благоденствуют в уникальной деревне для российских сирот
- Дата: 15 ноября 2008 г.
- Резюме: (CEEF) КИТЕЖ, КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ, РОССИЯ (НЕДАВНЕЕ) (REUTERS) ВЪЕЗД В КИТЕЖ МАЛЬЧИК НА ВЕЛОСИПЕДЕ В КИТЕЖЕ ДЕВУШКА СИДИТ НА КРЫШЕ ДОМА ШИРОКИЙ ДОМ С ДЕВУШКОЙ, СИДЯЩЕЙ НА КРЫШЕ ОСНОВАТЕЛЬ КИТЕЖА ДМИТРИЙ МОРОЗОВ НА ПРОГУЛКЕ В ОКРУЖЕНИИ ДЕТЕЙ (ЗВУК) (Русский) ДМИТРИЙ МОРОЗОВ, ОСНОВАТЕЛЬ КИТЕЖА, ГОВОРИТ: «Мы называем это терапевтическим сообществом, главная задача которого — убедить взрослых быть хорошими. Ребенок отражает взрослого, перенимает модели поведения у взрослого, поэтому мы много работаем со взрослыми. Чтобы присоединиться к нам здесь, вам нужно будь хорошим учителем, хорошим родителем, хорошим другом, и — может быть, ты видел, что здесь дома не закрыты, нет ни одного забора, так что в принципе это другой мир». КЭТРИН ГРИНФИЛД, ВОЛОНТЕР ИЗ ВЕЛИКОБРИТАНИИ, ОБУЧАЮЩАЯ ДЕТЕЙ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ КРУПНЫЙ ПЛАН ДЕВУШКИ ДОСКА СЕРГЕЙ ХЛОПИНОВ, РУКОВОДИТЕЛЬ НЕКОММЕРЧЕСКОГО ТОВАРИЩЕСТВА ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ «КИТЕЖ», ВЕДУЩИЙ УРОКИ МАТЕМАТИИ МАЛЬЧИКИ ПИШУТ СЕРГЕЙ ХЛОПИНОВ ПИШЕТ НА ДОСКЕ (ЗВУК) (Русский) СЕРГЕЙ ХЛОПИНОВ, РУКОВОДИТЕЛЬ НЕКОММЕРЧЕСКОГО ТОВАРИЩЕСТВА ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ «КИТЕЖ», ГОВОРИТ: «Если сравнить нашу статистику со статистикой в целом по России, где десять процентов населения детей находится на попечении, у нас нет ни алкоголиков, ни наркоманов, ни бомжей. Конечно, наши ожидания как родителей иногда очень высоки, а не все наши дети поступают в университет, так что для нас это немного, хотелось бы, чтобы было больше, хотя, конечно, в более широком контексте это реальный результат, и мы можем им гордиться».
- Эмбарго: 30 ноября 2008 г. 12:00
- Ключевые слова:
- Темы: Образование, социальные услуги / социальное обеспечение
- Идентификатор Рейтер: LVA45HEQI6FXEZKJ79381TGHGVCR
- Текст рассказа: Дети процветают в Китеже, уникальной деревне для русских сирот, чье сообщество и этика, ориентированная на детей, знаменуют собой радикальный прорыв в российской системе ухода за детьми.
Год основания 1992, бывший ведущий ток-шоу на радио Дмитрий Морозов, Китеж — это поселок для детей-сирот и приемных родителей, построенный в Калужской области, примерно в 190 км к югу от Москвы.
Морозов говорит, что сообщество работает не только со взрослыми, но и с детьми.«Мы называем это терапевтическим сообществом, основная задача которого — убедить взрослых быть хорошими. Ребенок отражает взрослого, перенимает модели поведения у взрослого, поэтому мы много работаем со взрослыми. Чтобы присоединиться к нам здесь, вам нужно быть хорошим учителем, хорошим родителем, хорошим другом и — может быть, вы видели, здесь дома не закрыты, нет ни одного забора, так что в принципе это другой мир», — говорит Морозов.
Морозов арендовал у друзей участок земли и построил первый дом в Китеже. К ним присоединились и другие приемные родители, но первые восемь лет условия были тяжелыми, поскольку эта альтернатива российским детским домам изо всех сил пыталась выжить без финансирования.
Сейчас в Китеже 10 приемных семей и группа называет себя «Некоммерческое партнерство приемных родителей» или терапевтическое сообщество. Китеж получает как государственное, так и частное финансирование.
В нем проживает 29 детей, из них 23 сироты и трое живут в своих семьях. Эти родные семьи имеют сложные отношения между родителями и детьми и приняты в Китеже по их собственному желанию.
Волонтеры из-за рубежа живут и работают в Китеже, обучая детей иностранным языкам.
Некоторые приемные родители также обучают детей, классы небольшие и проводятся в «деревне».
Сергей Хлопинов возглавляет группу приемных родителей «Китеж», а также преподает математику. Он гордится успехами Китежа в воспитании детей.«Если сравнить нашу статистику со статистикой в целом по России, где десять процентов населения детей находятся на попечении, то у нас нет ни алкоголиков, ни наркоманов, ни бомжей», — сказал Хлопов, добавив: «Конечно, наши ожидания так как родители иногда очень высокие и не все наши дети попадают в университет, так что для нас это немного, хотелось бы чтобы было больше, хотя конечно в более широком контексте это реальный результат и мы можем им гордиться .»
60% детей, живших в Китеже, получили высшее образование. Одна из таких историй успеха — 18-летний Василий В.
Бурдин, который сейчас учится на первом курсе Московского юридического университета.
Василий жил в государственном детском доме после четырехлетнего возраста, когда оба его родителя умерли от алкоголизма, но потом он попал в Китеж.«Лично мне Китеж дал уверенность в себе, дал любовь, поддержку, средство мыслить шире, в Китеже играл в ансамбле, выучил инструмент, научился читать стихи, как рисовать, разговаривать с другими людьми, — сказал Василий из читального зала юридического университета.
Официальная статистика Минобразования России оценивает численность детей-сирот примерно в 750 000 человек. Большинство детей брошены или изъяты из семей из-за пренебрежения или жестокого обращения.
Суть подхода «Китежа» заключается в размещении детей в приемных семьях, где они пользуются вниманием приемных родителей.«Здесь больше внимания уделяют детям, там (в обычном детском доме) на детей не обращали никакого внимания, не «Вы сделали уроки», скорее «Делайте что хотите» не обращали все равно, хорошо ты читаешь или плохо», — говорит Саша Аргунов, один из приемных детей, живущих в Китеже.
Приемные семьи, широко распространенные в США и Европе, медленно приходят в Россию. Все больше осиротевших российских детей попадают в приемные семьи, но 200 000 все еще находятся в детских домах.
Дети направляются в Китеж местными властями либо из детских домов, либо из временных приютов. Затем они живут с семьей в течение 2-6 недель.
Каждый ребенок имеет право выбирать место жительства и выбирать себе усыновителей.
У Тамары Пичугиной восемь приемных детей, самая большая приемная семья в Китеже.
Китеж занимает 90 га земли, включающую 10 домов, школу, церковь и органическую ферму с домашним скотом, птицей и обширными огородами. Китежская школа признана государством. - Правообладатель: РЕЙТЕР
- Уведомление об авторских правах: (c) Copyright Thomson Reuters 2011. Открыто для ограничений — http://about.reuters.com/fulllegal.asp
- Условия/ограничения использования: Видеозаписи содержат детей, которых можно опознать: пользователи должны убедиться, что они соблюдают местные законы и правила, регулирующие публикацию этого материала.
Финдхорн, Молодежный фонд «Китеж» и «Экология»
Фонд Финдхорна рад приветствовать основателя Детского сообщества «Китеж» Дмитрия Морозова и двух ключевых членов российского сообщества приемных семей, которые посетят нас здесь, в Шотландии, в мае.
Община Финдхорн и Китеж тесно связаны через Молодежный фонд «Экология». Лиза Холлингсхед, основатель Ecologia, основанной в сообществе Findhorn, делится историей…
Китеж был основан в 1992 году, всего через тридцать лет после нашего поселка. В этом году им исполняется 20 лет. Дмитрий Морозов был радиожурналистом с видением создания нового мира, и Перестройка была идеальным временем для этого. Он оставил престижную работу в Москве и переехал в деревню, поделившись своим видением и приглашением присоединиться к нему со своими слушателями на радио «Маяк».
Когда я познакомился с Дмитрием в 1993 году, он и его небольшая группа построили один дом на большом участке земли и начали брать в семью осиротевших, брошенных детей. Я помню, как он говорил мне, что легче изменить взгляд ребенка на мир, чем взрослого. Мало ли они знали, что они обязуются! Это было не так просто.
За последние 20 лет, через Молодёжный фонд «Экология», я всё больше и больше участвовал в поддержке этого экстраординарного эксперимента. В 1996 году мы повезли группу подростков нашего Молодежного проекта в Китеж, где они разбили лагерь в поле и научились есть гречку и укроп! На следующий год Дмитрий привез в Финдхорн небольшую группу детей, все сироты, и они побывали и в других частях Шотландии. Это было открытием для всех!
Мы постепенно начали собирать деньги, чтобы построить больше домов для семей в Китеже – в то время немного было очень далеко. 2000 фунтов построил целый дом! Мы также возили отсюда небольшие группы людей в Китеж, в том числе Мэдж Брей, которая представила всю концепцию терапевтической работы с детьми.
Это привело к программе обучения, оплаченной британским фондом «Ноу-хау», в рамках которого в «Китеж» были приглашены британские социальные работники и педагоги высшего класса, включая Дэвида Дина, тогдашнего директора школы Рэддери на Блэк-Айл. Игровая терапия, арт-терапия и терапевтический подход к исцелению травм раннего детства стали неотъемлемой частью работы с детьми. И одновременно взрослые стали лучше осознавать собственный внутренний процесс развития, чему способствовал Дмитрий, чье ученичество у Святослава Рериха в Индии поставило его на путь йоги задолго до основания Китежа.
Дмитрий Морозов, основатель Детской Общины «Китеж»
За эти годы в Финдхорн приезжали почти все члены Общины «Китеж» – на тренинги по экопоселению, Неделю опыта и конференции. Многие члены общины Финдхорна также посетили Китеж. В 2009 году четырнадцать подростков из Молодежного проекта поехали в Китеж, а затем собрали средства для китежских подростков, чтобы нанести им ответный визит, включая неделю на Эрраиде. Так что их участие в Собрании Целостных Центров под названием «Сеть Света» очень уместно. Мы строили и укрепляли этот аспект Сети Света в течение последних 20 лет, потоки энергии проходят туда и обратно между двумя сообществами, отдавая и получая.
У Дмитрия будет редкая возможность пообщаться с основателем Китежа. Он выступит с докладом в Универсальном зале Фонда Финдхорна 10 мая в 19:30. К нему присоединяются Макс Аникеев, директор школы «Китеж», мастерски исполняющая задушевные русские песни, и Женя Ряжская, которая была здесь с Молодежной группой, приемной матерью, педагогом, театральным режиссером, между прочим.